Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

Эйдельман Натан Яковлевич

Эйдельма́н Натан Яковлевич (1930, Москва — 1989, Москва), историк и писатель. Сын журналиста, учился в школе № 110 по Мерзляковскому переулку. В 1952 окончил исторический факультет МГУ. В детстве и юности жил в Старопесковском переулке, 3/1. Начал печататься в 1960, проявляя особый интерес к общественным и культурным движениям России XVIII—XIX вв. Автор книг: «Герценовский "Колокол"» (1963), «Тайные корреспонденты "Полярной звезды"» (1966), «Лунин» (1970), «Герцен против самодержавия» (1973), «Пушкин и декабристы» (1979), «Твой девятнадцатый век» (1980), «Большой Жанно» и «Грань веков» (обе — 1982), «Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта» (1984) и др., сочетавших документальность, глубину и нестандартность историко-философского осмысления фактов с литературной занимательностью, психологической яркостью и особенным интересом к нравственной проблематике. В них оживали, в частности, и реалии московской жизни прошлого. Книги Эйдельмана сразу же стали заметным явлением культурной жизни столицы 60—80-х гг., предметом многочисленных дискуссий, в том числе с участием самого автора.

В 1970-х гг. жил на площади Победы (д. 2, корпус 2), с начала 80-х гг. — на Новолесной улице (д. 18, корпус 1).

Похоронен на Новокунцевском кладбище.

Л.Б. Либединская.

Эйзенштейн Сергей Михайлович

Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898, Рига - 1948, Москва), режиссёр, художник, теоретик кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусстведения (1939). С 1920 в Москве, работал заведующим декорационной частью Театра Пролеткульта, преподавал в его режиссёрских мастерских. В 1921-22 учился в Государственных высших режиссёрских мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда. Первая самостоятельная работа - спектакль «Мудрец» по комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1923) - агитобозрение с элементами цирка и мюзик-холла. С 1924 в кино. Поставил фильмы: «Стачка» (1925), «Броненосец "Потёмкин"» (1925), «Октябрь» (1927; совместно с Г.В. Александровым), «Александр Невский» (1938). Этапом в развитии исторического фильма стала кинотрагедия «Иван Грозный» (первая серия - 1945, вторая серия - выпуск 1958) и др. Драматическая напряжённость повествования и психологическая разработка характеров персонажей, обобщённый стиль актёрской игры, монументальность изобразительных решений, синтез выразительных возможностей разных искусств в полифонической структуре фильма сделали фильм одной из вершин мирового кино. В 1940 поставил оперу «Валькирия» Р. Вагнера в Большом театре. С 1932 преподавал во ВГИКе (с 1937 профессор). Разработанный им метод режиссёрского практикума заложил основы преподавания кинорежиссуры. Работал над теоретическими исследованиями проблем кино. Уже после смерти Эйзенштейна были выставлены и опубликованы его рисунки, обнаружившие в нём талант незаурядного графика. Государственная премия СССР (1941, 1946). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Эйзенштейна в 1968 названа улица (улица Сергея Эйзенштейна, бывший 4-й Сельскохозяйственный проезд) в районе проспекта Мира. На доме, где в 1920-34 жил Эйзенштей (Чистопрудный бульвар, 23), - мемориальная доска. В 1966 был создан Научно-мемориальный кабинет Эйзенштейна (Музей-квартира, Смоленская улица, 10), библиотека и личные вещи которого были завещаны государству П.И. Аташевой, вдовой режиссёра.

Сочинения: Избранные произведения, т. 1-6, М., 1964-71.

Литература: Эйзенштейн в воспоминаниях современников, М., 1974; Шкловский В., Эйзенштейн, 2 изд., М., 1976; Юренев Р.Н., С. Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод, М., 1985.

«Эйнем»

«Эйне́м» Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений, одно из крупнейших и старейших кондитерских предприятий Москвы. Основан в 1867 небогатым немецким торговцем из Вюртемберга Ф.К. Эйнемом, приехавшим в Москву в 1850. Он начинал своё дело на Арбате с небольшой кондитерской лавки, разбогател на поставках сиропов и варенья в русскую армию в годы Крымской войны 1853—56. Капитала оказалось достаточно для строительства фабрики и открытия магазинов. После смерти Эйнема фабрика перешла в собственность его земляка Ю. Гейса, учредившего в 1885 товарищество. В 1889 на базе старой фабрики на Берсеневской набережной построена новая фабрика. Товарищество владело также фруктово-консервной фабрикой близ Симферополя, где перерабатывались фрукты из собственных питомников в Крыму. Московская фабрика выпускала свыше 20 видов продукции, каждый из которых имел несколько сортов, в том числе шоколад с мясным экстрактом, глазированные фрукты, пикули, материал для других кондитеров. Славились «сладкие корзины» для невест. Особенностью немецкой кухни было добавление желтка в шоколад. Продукция получила признание на Всероссийских художественно-промышленных и всемирных выставках. Товарищество вело оптовую и розничную торговлю в Европейской России, Сибири, Западной Европе, Персии, Китае, на Ближнем Востоке. Имело 5 магазинов в Москве и магазины в крупных российских городах. Особое внимание уделяло торговле на Нижегородской ярмарке. В 1913 на фабрике 1,1 тыс. рабочих. В 1918 национализирована; получила название фабрика «Красный Октябрь» (выпускает шоколад, какао, конфеты, ирис; всего свыше 200 наименований).

М.Ю. Лачаева.

Эккерт Фердинанд Фердинандович

Э́ккерт Фердинанд Фердинандович (1865, Прага — 1941, Москва), валторнист, дирижёр, педагог, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). В 1882 окончил Пражскую консерваторию по классу валторны и литавр. Солист симфонических оркестров Берлина, Дрездена, Цюриха, Праги. После гастролей в 1885 остался в России. В 1886—87 солист оркестра оперы И. Прянишникова, в 1892—95 солист симфонического оркестра под управлением В. Главача, в 1895—1912 солист оркестра Большого театра, в 1915—18 дирижёр частных театров драмы и оперетты, в 1918—22 военный капельмейстер в Москве, в 1922—34 дирижёр Московского театра оперетты (ныне «Московская оперетта»). В 1897—1903 преподавал в Московском филармоническом училище, с 1904 профессор Московской консерватории по классу валторны, в 1935—41 одновременно руководил оркестровым классом на военно-дирижёрском факультете консерватории. Исполнительское искусство Эккерта-валторниста отличалось блестящей техникой и виртуозностью, большой выразительностью, полнотой и силой звука. Автор свыше 200 музыкально-сценических и вокально-симфонических произведений, 3 концертов для валторны с оркестром, фантазии для валторны и фортепьяно, октета, 3 опер, 2 балетов, 10 музыкальных комедий, 10 военных маршей, свыше 100 пьес для эстрадного оркестра, песен, романсов, музыки к драматическим спектаклям. Как дирижёр Эккерт — блестящий интерпретатор произведений И.С. Баха, Л.ван Бетховена, Р. Вагнера и др. Жил в Газетном переулке, 4. Похоронен на Введенском кладбище.

Х.М. Хаханян.

Эклектика

Экле́ктика направление в архитектуре 1830—90-х гг., противопоставившее строгой нормативности и единообразию композиционных решений позднего классицизма разнообразие, широкую свободу выбора стилевых прототипов. В московской архитектуре второй половины XIX в. наряду с «русско-византийским стилем» в крупнейших государственных и церковных постройках и «русским стилем» в общественных сооружениях, призванных выразить возрождение национальной культуры, во многих зданиях (в том числе совершенно нового типа, таких, как вокзалы, банки, торговые, конторские здания, крупные доходные дома) использовались элементы «европейских», так называемых «исторических», стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика). Несмотря на «многостилье», эклектика тяготела к созданию больших городских ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой, основные принципы которой соответствовали требованиям укрупнившегося масштаба застройки. «Фасадная» архитектура эклектики, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий бо́льшую рельефность и живописность, в ней активно использованы рустовка, формы ордерного декора, богато украшенные наличники, тонко проработанная декоративная лепнина, стукковая скульптура, рельефы и статуи, в том числе фигуры атлантов и кариатид; появление эркеров внесло в структуру декора сильные пластические акценты. Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий, выразительности их силуэта, который заканчивался эффектными, издалека заметными куполами или островерхими покрытиями с гребнями. Характерной особенностью застройки Москвы 1870—90-х гг. стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором, иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично «вошедших» в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К.М. Быковский, 1893—95; Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С.С. Эйбушитц, 1898; Сандуновские бани, архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894—95). Для общественных зданий и особняков эклектики характерна отделка интерьеров в различных «исторических стилях» (классицизирующих, неоготическом, «мавританском» и др.).

Литература: [Кириченко Е.И.], Москва. Памятники архитектуры 1830—1910 годов, М., 1977.

Экологическая характеристика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Экспедиция кремлёвского строения

Государственное учреждение, которое ведало строительством в Кремле; была образована в 1768. Её фактическим руководителем был В.И. Баженов, составивший проект реконструкции Кремля и постройки дворца. Для строительства этого дворца в Кремле были разобраны здания приказов, часть южной стены и башни, выходившие на берег Москвы-реки. В Москве был открыт ряд кирпичных заводов, подчинённых Кремлёвской экспедиции, ей были переданы белокаменные карьеры в селе Мячково и Люберцах. В 1775 строительство дворца было прекращено, стена и башни восстановлены. Позднее во главе Кремлёвской экспедиции стал М.Ф. Казаков, по проекту которого в Кремле были сооружены здание Сената и ряд других построек. Кремлёвская экспедия руководила восстановлением Кремля после пожара 1812. В первой половине XIX в. Кремлёвская экспедия была упразднена, её функции переданы Московской дворцовой конторе.

«Экспромт»

«Экспромт» (улица Макаренко, 2), детский музыкальный театр. Организован в 1990 народной артисткой РСФСР Л.И. Ивановой (художественный руководитель театра), Ж.Г. Тертерян (главный режиссёр) и Ю.А. Архиповым (директор) на базе факультета актёров музыкального театра ГИТИСа. С декабря 1993 государственный театр; дирижёр М.В. Гуткин, балетмейстер И.В. Левакова. В репертуаре: произведения для детей и юношества отечественной и зарубежной классики в оригинальной сценической редакции - «Снегурочка» (по опере Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского, постановка 1991), «Оловянный солдатик» (по сказкам Г.-Х. Андерсена, музыка Э. Грига, 1994), «Сказка о царе Салтане» (фантазия по сказке А.С. Пушкина, музыка Римского-Корсакова, 1995); мюзиклы «Крошечка-Хаврошечка и Волшебная корова» (либретто Ивановой и В.А. Миляева по мотивам русских сказок, музыка В.Н. Фридмана, 1990), «Колесо фортуны, или Круг житейский-с» (либретто Ивановой и Миляева по пьесе Островского, музыка Фридмана, 1994); музыкальное шоу «Давайте познакомимся» (1995). Спектакли идут на Большой сцене (Новая Басманная улица, 37) и на Малой сцене. В театре работает детская студия.

Н.М. Тимофеева.

Электрозаводская улица

Электрозаводская улица (до 1929 Лаврентьевская и Генеральная улицы), между Большой Семёновской и Преображенской улицами. Название - от Электрозавода имени В.В. Куйбышева, находящегося на этой улице. Возникла в конце XVII - начале XVIII вв. вдоль дороги от села Рубцово-Покровское в село Преображенское, заселялась жителями солдатских слобод Семёновского и Преображенского полков. Одно из прежних названий - от Генеральной канцелярии Петра I в Преображенском, другое - от фамилии домовладельца начала XIX в. Лаврентьева. В XVIII в. около современной Электрозаводской улицы образовалась Введенская площадь (ныне площадь Журавлёва). Со второй половины XIX в. застраивалась заводами и фабриками.

«Электрозаводская»

Станция метро

Станция метро "Электрозаводская".

Москва.

«Электрозаво́дская» станция метро Арбатско-Покровской линии. Открыта 15 мая 1944. Архитекторы В.Г. Гельфрейх, И.Е. Рожин, при участии П. Капланского и Л.А. Шагуриной. Павильон находится на Большой Семёновской улице, вблизи Электрозавода. Выполнен в виде шестиугольного здания; вестибюль украшен портретами основоположников электротехники — М.В. Ломоносова, П.Н. Яблочкова, А.С. Попова, М. Фарадея и др. Рядом с павильоном установлена скульптурная группа метростроевцев. На стенах зала — барельефы, посвящённые теме труда (скульптор Г.И. Мотовилов). В своды станционного зала вмонтировано более 300 светильников; в отделке стен использован красный мрамор. Пол выложен гранитными плитами разных цветов, орнаментирован белым мрамором. Рядом со станцией расположена железнодорожная платформа Электрозаводская Казанского направления Московской железной дороги. Государственная премия СССР (1946).

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

Электрозаводский мост

Электрозаво́дский мост через реку Яузу, в северо-восточной части Москвы, соединяет Бакунинскую улицу и улицу Гастелло с Большой Семёновской улицей и Измайловским шоссе. Построен в 1954 (инженеры Ю.Ф. Вернер, С.М. Замятин, архитектор С.П. Леонтович) на месте находившегося здесь Рубцовского моста. Общая длина 262 м, ширина 34 м. Мост арочный, трёхпролётный, с металлическими пролётными строениями. Речной пролёт 27,6 м; под береговыми пролётами проходят автомобильные проезды и пешеходные тротуары вдоль набережных. Съезд и сход на набережные обеспечивают 4 пандуса и 4 гранитные лестницы. Перильные ограждения чугунные, на подходах установлен гранитный парапет. Особенность моста - подходы выполнены в виде закрытых эстакад, в которых размещаются гаражи.

Электропоезда

Для обслуживания пассажиров в пригородном сообщении начали эксплуатироваться в Москве на электрифицированном участке Москва - Мытищи протяжённостью 18 км в 1929. В середине 50-х гг. были электрифицированы все пригородные участки Московского железнодорожного узла, а к 1970 завершён перевод на электрическую тягу всего Большого кольца, расширился радиус действия электропоездов, обслуживающих пассажиров ближнего Подмосковья (поездки продолжительностью до 45 минут) и дальнего Подмосковья (до 2 часов). С московских вокзалов электропоезда отправляются во Владимир, Калугу, Тулу, Рязань, Тверь. Внутри города движение электропоездов организовано между Белорусским, Курским, Рижским и Савёловским вокзалами; многие железнодорожные платформы расположены вдоль городских автомагистралей, вблизи станций метрополитена. До 1941 вагоны электропоездов строили Мытищинский вагоностроительный завод (механическая часть) и Московский электромашиностроительный завод «Динамо» (электрическая часть). С 1947 механическую часть пригородных электропоездов изготовлял Рижский вагоностроительный завод, электрическую часть - Рижский электромашиностроительный завод.

Л.П. Чарноцкая.

Электроснабжение

Электроснабже́ние Первые электрические станции появились в Москве в конце XIX в. Вырабатываемая электроэнергия с 1900 использовалась главным образом для освещения центра Москвы (в частности, Большого Каменного моста и площади у храма Христа Спасителя), отдельных предприятий и жилых домов. В 1904 отпуск энергии для технических нужд составил 12,5%, к 1907 свыше 30% электроэнергии потреблял трамвай. К 1917 мощность электростанций Москвы и Московской губернии составила 93 МВт. В 1921 было создано Московское объединение (ныне — АО Мосэнерго) государственных электростанций. С вводом в строй в 1922 Каширской ГЭС Москва стала получать электроэнергию по высоковольтной линии электропередачи напряжением 110 кВ, протяжённостью 120 км. В 1925 вступила в строй первая очередь Шатурской ГРЭС мощностью 32 МВт, от которой электрический ток напряжением 110 кВ также стал поступать в Москву. В 1926 организована центральная диспетчерская служба Московской энергосистемы. В 1931 принято решение о сооружении в Москве теплофикационных электростанций (ТЭЦ). В 1933 на Московской государственной электростанции (МГЭС-1) установлена первая теплофикационная турбина. В 1940—41 вступили в строй Угличская и Рыбинская ГЭС, включённые в Московскую систему, которые сыграли большую роль в электроснабжении столицы во время Великой Отечественной войны. К концу 60-х гг. Московская энергосистема объединяла электростанции общей мощностью 6 ГВт, а к концу 70-х гг. — свыше 10 ГВт; Москву снабжали электроэнергией 20 электростанций, в том числе Конаковская ГРЭС, Волжские ГЭС имени В.И. Ленина и имени XXII съезда КПСС.

Электростанции Москвы вырабатывают электрическую и тепловую энергию. Их работа организована по так называемому отопительному графику: в тёплое время года избыток электроэнергии передаётся потребителям за пределы Московской области, в холодное время дефицит электроэнергии покрывается в Москве из областных и других более отдалённых источников. Распределение энергии производится главным образом по воздушным ЛЭП напряжением 110 — 750 кВ, которое понижается на подстанциях до 6—10 кВ. Новые подстанции сооружаются по типу закрытых, энергия подводится к ним по кабелю. Распределительные сети среднего (до 10 кВ) и низкого (до 380 В) напряжений выполняются, как правило, также кабельными.

В.Г. Гейнц.

Эльконин Виктор Борисович

Элько́нин Виктор Борисович (1910, село Малая Перещепина Полтавской губернии, Украина, — 1994, Москва), живописец, график, монументалист. Муж Н.М. Элькониной-Розенберг. С 1923 в Москве. Учился во Вхутемасе — Вхутеине у К.Н. Истомина, Л.А. Бруни, В.А. Фаворского (1927 — 1930). Состоял членом Общества художников «Четыре искусства» (с 1930), московского Союза художников (с 1933), занимая позицию активного противостояния натуралистическим тенденциям в искусстве. Выступал как критик по вопросам искусства в «Литературной газете» (1933—35; под псевдонимом «Э. Викторов»). Выполнил станковые серии «Рыболовные сети», «Натюрморты с самоварами», «Натюрморты с фигурками Матвеева», «Модели со свечами», «Стулья», «Вольные копии» и др. Как график оформил более 80 книг в московских издательствах. Среди монументальных произведений: панно к 800-летию Москвы для клуба завода имени С.М. Будённого (1948, совместно с Н.М. Элькониной, не сохранилось); панно «Золотая Москва» для павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе (темпера, 1958, совместно с А.В. Васнецовым и А.Д. Гончаровым); мозаики «История русской почты» и роспись (фреска, сграффито) в интерьере почтамта Казанского вокзала (1965—66, совместно с Васнецовым); рельеф «Флора» павильона «Цветоводство» на ВДНХ (кованая медь, 1972, совместно с Ю.В. Александровым); гобелен «Москва — столица Советского Союза» в зале для приёмов Посольства СССР в Париже (1977). Для его произведений характерны масштабность и лаконичность объёмов, многообразие и цельность предметно-пространственного строя.

Литература: В.Б. Эльконин. Каталог выставки. Составитель И.Б. Ефимович, М., 1985; Г.А. Загянская.

Эльконина-Розенберг Надежда Михайловна

Элько́нина-Розенбе́рг Надежда Михайловна (1910, Феодосия — 1980, Москва), живописец, график, монументалист. Жена В.Б. Эльконина. Училась в Римской Академии художеств (1925—26), Вхутемасе — Вхутеине у Истомина, П.В. Кузнецова, Бруни, Фаворского (1927—30). Член Общества художников «Четыре искусства» (с 1930), московского Союза художников (с 1933). Натюрморты, пейзажи Надежды Михайловны, выражающие образы гуманного и соразмерного мира, отличаются монументальностью общего решения, при котором чёткая архитектоника сочетается с тонкостью цветовых переходов (серии «Рыбы», «Фрукты» и др., преимущественно в технике гуаши).

Литература: Н.М. Эльконина. Каталог выставки. Вступительная статья А.А. Каменского, В.И. Горяева, составители И.Б. Ефимович, В.Б. Эльконин, М., 1982.

Г.А. Загянская.

Эмануэль Николай Маркович

Эмануэ́ль Николай Маркович (1915, посёлок Тим, ныне Курской области, — 1984, посёлок Черноголовка Московской области), химик, академик АН СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1981). Окончил Ленинградский политехнический институт (1938). В Москве с 1944. Работал в Институте химической физики АН СССР, одновременно (с 1944) преподавал в МГУ (с 1950 профессор). Академик-секретарь Отделения общей и технической химии АН СССР (с 1975). Основные труды по изучению кинетики и механизмов химических и биологических процессов. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1983). Жил на улице Косыгина, 6. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Эмануэля присвоено (1995) Институту биохимической физики РАН. На здании института (улица Косыгина, 4), а также на здании химического факультета МГУ — мемориальные доски.

Энгельгардт Владимир Александрович

Энгельгардт Владимир Александрович (1894, Москва - 1984, там же), биохимик, один из основоположников отечественной молекулярной биологии, академик АН СССР (1953), Академии медицинских наук СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1969). Родился в семье врачей. Детство и школьные годы провёл в Ярославле. Окончил медицинский факультет Московского университета (1919); на формирование научных интересов Энгельгардта большое влияние оказал Н.К. Кольцов. В годы Гражданской войны врач в Красной Армии. В 1921-27 работал в биохимическом институте Наркомздрава в Москве, в 1929-33 профессор, заведующий кафедрой биохимии медицинского факультета Казанского университета. В 1933-52 работал в Ленинграде; в 1933-40 профессор Ленинградского университета, в 1944-50 заведующий лабораторией биохимии животной клетки Института физиологии имени И.П. Павлова, в 1945-52 заведующий отделом биохимии Института экспериментальной медицины. В эти же годы Энгельгардт работал и в Москве: в 1933-35 в Лаборатории биохимии и физиологии АН СССР, в 1936-69 заведовал кафедрой биохимии в Московском университете, в 1935-59 - лабораторией животной клетки Института биохимии имени А.Н. Баха, в 1945-52 - отделом биохимии Всесоюзного института экспериментальной медицины. Организатор (1959) и бессменный директор Института радиационной и физико-химической биологии АН СССР (с 1965 Институт молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта).

Основные исследования посвящены обмену органических фосфорных соединений, их роли в энергетике и физиологических функциях клетки. Открыл (1931) окислительное (дыхательное) фосфорилирование, положив начало одному из главных направлений в биоэнергетике. Совместно с М.Н. Любимовой (жена Энгельгардта) в 1939 открыл ферментативную активность миозина - структурного белка мышц. Труды по строению, функции, синтезу нуклеиновых кислот, обратной транскрипции (организовал исследовательский проект «Ревертаза», 1972-73). Автор статей по теоретическим проблемам молекулярной и общей биологии, методологии, естествознания, специфике научного творчества. Основатель и главный редактор (с 1967) академического журнала «Молекулярная биология». Государственная премия СССР (1943, 1979), Золотая медаль имени М.В. Ломоносова (1968). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На здании Института молекулярной биологии, носящего его имя с 1986 (улица Вавилова, 32), - мемориальная доска.

«Э.О. Бернгард и Ко, Преемники И.И. Шенбрунера»

«Э.О. Бе́рнгард и Ко, Прее́мники И.И. Шенбру́нера» Торговый дом, фирма, владевшая одним из крупнейших оружейных магазинов в Москве. Основатель — оружейный мастер И.И. Шенбрунер, уроженец Баварии. В 1855 он переселился в Россию, в 1860 открыл на Покровке оружейную мастерскую, позднее — магазин в Старогазетном переулке, в доме Толмачёва. С 1883 во главе магазина и оружейной мастерской стал Э.О. Бернгард, знаток охотничьего оружия, зять Шенбрунера. Он перевёл магазин в дом Сан-Галли на улице Кузнецкий мост (д. 5). В начале 1900-х гг. фирма преобразована в Торговый дом «Э.О. Бернгард и Ко, преемники И.И. Шенбрунера». Он специализировался на продаже ружей английских и бельгийских фирм. Накануне первой мировой войны ассортимент товаров магазина составлял около 500 наименований. Ведущие западноевропейские фирмы изготовляли по заказу фирмы специальные охотничьи ружья, наиболее полно отвечавшие специфике российского рынка и условиям русской охоты. Фирма была экспертом Оружейной палаты, официальным поставщиком Императорского общества правильной охоты и его 64 отделов, Московского общества охоты имени императора Александра II и др. Существовала до 1918.

И.Н. Палтусова.

Эренбург Илья Григорьевич

Эренбург Илья Григорьевич (1891, Киев - 1967, Москва), писатель. Сын купца 2-й гильдии. С 1895 жил в Москве, с 1900 учился в 1-й Московской мужской гимназии (Волхонка, 16). В 1905 участвовал в революционных событиях в Москве, в 1906 входил в подпольную социал-демократическую организацию; с 30 января по 11 июня 1908 находился в тюрьме. Освобождённый под залог, Эренбург 4 декабря уехал в Париж, где сблизился с поэтами и художниками французского авангарда, а также с К.Д. Бальмонтом, А.Н. Толстым, М.А. Волошиным и др. В 1915-17 корреспондент московской газеты «Утро России». С июля 1917 - вновь в Москве, жил в Гостином дворе. Познакомился с Б.Л. Пастернаком, М.И. Цветаевой, В.В. Маяковским, В. Хлебниковым, С.А. Есениным. В Москве вышел сборник стихов «Молитва о России» (1918), в эсеровских московских газетах (январь - июль 1918) печатались антибольшевистские памфлеты. В сентябре 1918 под угрозой ареста бежал в Киев, в конце 1919 вместе с О.Э. Мандельштамом уехал в Крым, жил в Коктебеле у Волошина. Осенью 1920 возвратился в Москву, был арестован; освобождён благодаря заступничеству Н.И. Бухарина, который был его гимназическим одноклассником. Работал под началом В.Э. Мейерхольда в ТЕО Наркомпроса. С мая 1921 жил во Франции, затем в Бельгии и Германии, сотрудничал, в частности, в газете «Накануне» и литературном приложении к ней, издававшихся в Берлине и Москве (Большой Гнездниковский переулок, 10, - так называемый дом Нирнзее). В январе - марте 1924 и мае-августе 1926 совершил поездку по городам России, в том числе был в Москве. Впечатления от столицы периода НЭПа отражены в романе «В Проточном переулке» (1927), вызвавшем критический отзыв в официальной прессе. С 1934 Эренбург - корреспондент газеты «Известия» в Париже, затем в Испании; участвовал в работе I съезда советских писателей в Москве (1934). Жил в столице в декабре 1937 - мае 1938; окончательно возвратился в Москву. 29 июля 1940 [сначала снимал комнаты в разных районах Москвы; с начала второй мировой войны, будучи корреспондентом газеты «Красная Звезда», жил в гостинице «Москва», в 1947-67 - на улице Горького (ныне Тверская улица), 8; мемориальная доска].

В годы Великой Отечественной войны в газетах «Правда», «Известия», «Красная Звезда» опубликовал десятки статей, призывавших к бескомпромиссной борьбе с фашизмом (вошли в сборник «Война», т. 1-3, 1942-44). Жизнь столицы отражена во многих произведениях Эренбурга, в том числе в романе «Буря» (1947). В 1954-56 опубликовал повесть «Оттепель», одно из первых произведений о переменах в жизни СССР после смерти И.В. Сталина; повесть Эренбурга дала название целому периоду в истории советского общества. Значительную роль в формировании общественного и нравственного климата в СССР сыграли мемуары Эренбурга «Люди, годы, жизнь» (кн. 1-6, 1961-65). Государственная премия СССР (1942, 1948), Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1952).

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В.Г. Крижевский.

Эрисман Фёдор Фёдорович

Эрисман Фёдор Фёдорович (настоящее имя Гульдрейх Фридрих) (1842, Гонтеншвюль, Швейцария, - 1915, Цюрих), один из основоположников научной гигиены и реформатор общественной медицины в России. Окончил медицинский факультет Цюрихского университета (1865). С 1869 в России. В 1877-78 участвовал в противоэпидемических мероприятиях во время русско-турецкой войны. В Москве с 1879; в 1879-84 участвовал в санитарном обследовании заводов и фабрик Московской губернии; один из первых санитарных врачей Московского губернского земства (1885). Одновременно (с 1881) доцент, а с 1884 профессор кафедры гигиены Московского университета. В 1889-90 по инициативе Эрисмана организован Гигиенический институт, на базе которого создана Московская санитарная станция (1891). Он был также активным участником строительства университетских клиник на Девичьем поле. Создал научную школу гигиенистов; основоположник профессиональной гигиены и реформатор преподавания гигиены в России. Разрабатывал вопросы водоснабжения и канализации Москвы, проблемы школьной гигиены. С 1892 возглавлял Московское гигиеническое общество, председатель 5-13-го съездов врачей Московской губернии. В 1896, после выступления в защиту арестованных студентов, уволен из университета и вернулся в Швейцарию. Перед зданием гигиенического корпуса Московской медицинской академии установлен бюст Эрисмана (1937, скульптор М.Ф. Шевкунов). Имя Эрисмана носит НИИ гигиены в г. Мытищи Московской области.

Сочинения: Избранные произведения, т. 1-2, М., 1959.

Литература: Базанов В.А., Ф.Ф. Эрисман, Л., 1966; Коростелев Н.Б., Ф.Ф. Эрисман, М., 1992.

Эрихсон Адольф Эрнстович

Эрихсо́н Адольф Эрнстович (1862 — после 1917), архитектор. Первые работы в Москве — импозантные здания в духе эклектики с использованием ренессансных и барочных форм (дом А.Б. Голицына на Поварской улице, 1888; здание аптеки Феррейна и дом В.К. Феррейна на Никольской улице, 25, 1895, части этих зданий, обращённых к средневековой Китайгородской стене, получили неоготическую отделку). При строительстве особняка А.Ф. Леман в Гранатном переулке, 7 (конец 1890-х гг.) следовал принципу свободной внутренней планировки, использовал при декорации эффектных гранёных наружных объёмов здания формы неоготики, органично увязанные с элементами «русского стиля». В 1902 добавил новый корпус к зданию Музея русских древностей П.И. Щукина, в 1911 — к Музею кустарных изделий С.Т. Морозова, придав обоим живописный «теремной» облик. В 1900 возвёл ряд производственных, конторских и торговых зданий, используя новые конструкции, а в оформлении их внешнего облика — характерную для стиля модерн напряжённую ритмику линий (Московский столичный аукционный зал, улица Большая Дмитровка, 32, 1901—02; издательство и типография И.Д. Сытина на Тверской улице, 18, 1904—06). В декорировке фасадов применял дорогие отделочные материалы, создающие эффектные красочные сочетания, в том числе облицовку из чёрного лабрадора, тёмно-красного гранита (в цоколе), мозаики, лепнину, иногда — скульптурный декор из камня и бронзы, золочёные решётки в верхних этажах (доходный дом Михайлова, Кузнецкий мост, 14, 1901—03; винный магазин и доходный дом Леве, Столешников переулок, 7, 1903). В 1910-х гг. в стиле модерн разрабатывал детали внутренней отделки гостиницы «Метрополь» (в частности, ресторана со световым фонарём). В начале 1910-х гг. обратился к формам неоклассицизма, используя для декорации крупных членений фасада со сплошным остеклением монументальные арки и гигантские колонны на мощном рустованном цоколе (Петербургский международный коммерческий банк, Ильинка, 9, 1910—11).

«Эрмитаж»

Ресторан

Ресторан "Эрмитаж" в начале XX в.

Москва.

«Эрмита́ж» ресторан и гостиница, основанные французским кулинаром Л. Оливье (отсюда второе название — ресторан Оливье) и московским купцом Я.А. Пеговым. С 1864 находился на углу Неглинной улицы и Петровского бульвара (д. 29/14, перестроен для ресторана архитектором М.Н. Чичаговым). В дальнейшем гостиница занимала и соседний дом по бульвару. В апреле 1879 москвичи чествовали в «Эрмитаже» И.С. Тургенева. В 1902 труппа МХТ и М. Горький отмечали здесь премьеру спектакля «На дне». Традиционно в «Эрмитаже» студенты, выпускники и преподаватели университета отмечали студенческий праздник «Татьянин день» — 12 января. В 1917 «Эрмитаж» был закрыт. Ныне в здании — театр «Школа современной пьесы».

Эфрос Анатолий Васильевич (Исаевич)

Э́фрос Анатолий Васильевич (Исаевич) (1925, Харьков — 1987, Москва), режиссёр, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Учился в Студии при Театре имени Моссовета. Окончил ГИТИС (1950). С 1954 режиссёр Центрального детского театра, с 1964 главный режиссёр Театра имени Ленинского комсомола, с 1967 режиссёр Театра на Малой Бронной, с 1984 главный режиссёр Театра на Таганке. Ставил спектакли в других московских театрах, а также за рубежом. В творческой манере Эфроса условность внешних решений, развитое игровое начало, поэтическая лёгкость ритмов и мизансцен соединялись с глубокой психологической разработкой ролей. Среди спектаклей, почти всегда становившихся событием в театральной жизни Москвы: «В добрый час» В.С. Розова (1954), «Друг мой, Колька» А.Г. Хмелика (1959), «Женитьба» Н.В. Гоголя (1963, 1975), «104 страницы про любовь» (1964) и «Снимается кино» (1965) Э.С. Радзинского, «Мольер» М.А. Булгакова (1966), «Чайка» (1966), «Три сестры» (1967, 1982) и «Вишнёвый сад» (1975, 1985) А.П. Чехова, «Ромео и Джульетта» (1970), «Отелло» (1976) и «Буря» (1983) У. Шекспира, «Брат Алёша» по Ф.М. Достоевскому (1972), «Дон Жуан» (1973), «Тартюф» (1981) и «Мизантроп» (1986) Мольера, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1977), «На дне» М. Горького (1984).

Среди работ Эфроса на телевидении — «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1970), «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по Мольеру и Булгакову (1973), «Страницы журнала Печорина» по М.Ю. Лермонтову (1974). Снял фильм «В четверг и больше никогда» (1979) и др.

Творческая судьба Эфроса полна драматизма: в 1964 был изгнан из Театра имени Ленинского комсомола, запрещались его спектакли («Три сестры», 1967, и др.); назначение его главным режиссёром в Театр на Таганке вызвало недовольство большей части труппы. Последние годы Эфроса были омрачены нарастанием внутренних конфликтов в театре и вокруг него и закончились преждевременной смертью. С 1964 (с перерывами) преподавал в ГИТИСе. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Сочинения: Сборник произведений, 2 изд., кн. 1—4, М., 1993.

Литература: Фридштейн Ю., А. Эфрос — поэт театра, М., 1993.

Т.К. Шах-Азизова.

Предыдущая страница Следующая страница