Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Щ"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Щ"

«Щёлковская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Щёлковская» станция метро Арбатско-Покровской линии. Открыта в 1963. Архитекторы И.Г. Таранов, Н.А. Быкова. Сооружена по типовой схеме, без наземных вестибюлей, с выходами по подземным переходам к Щёлковскому шоссе, на 9-ю Парковую и Уральскую улицы. В станционном зале в облицовке колонн и стен использованы зеленоватый мрамор и белая керамическая плитка. Пол выложен серым гранитом.

Щёлковское шоссе

Щёлковское шоссе́ (до 1960 Стромынское шоссе), между Большой Черкизовской улицей и МКАД, на востоке Москвы. Названо по подмосковному г. Щёлково. Возникло в XIV в. как дорога в село Стромынь (отсюда прежнее название). В конце XIX — начале XX вв. дорога была шоссирована. Массовое жилищное строительство началось со второй половины 1950-х гг. В районе Щёлковского шоссе: Северное Измайлово, Колошино, Черницыно, Гольяново. Станция метро «Щёлковская». Рядом со станцией метро (д. 72/2) — Автовокзал.

Щепкин Михаил Семёнович

Ще́пкин Михаил Семёнович (1788, село Красное Обоянского уезда Курской губернии — 1863, Ялта), актёр. Родился в семье крепостного. Играл в спектаклях крепостных и любительских театров. С 1805 на профессиональной сцене. В 1822 на деньги, собранные по подписке среди зрителей, был выкуплен из крепостной зависимости. Приглашение в Москву (1822; зачислен в труппу Московского театра в 1823, с 1824 Малый театр) было переломным событием в жизни Щепкина и в судьбе московского драматического театра. Формированию Щепкина как актёра способствовали тесные дружеские связи с А.С. Пушкиным, В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.А. Некрасовым, Т.Н. Грановским, И.С. Тургеневым и др. В 1830-х гг., играя в «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1831), «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1836), сочетал живую правду сценического переживания со строгостью мастерства. Среди лучших ролей Щепкина также: Муромский («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, 1855), Кузовкин («Нахлебник», 1862) и Мошкин («Холостяк», 1850, обе пьесы Тургенева). Традиции Щепкина имели решающее значение для развития искусства Малого театра, за которым закрепилось наименование «Дом Щепкина». Похоронен на Пятницком кладбище. Именем Щепкина названа улица (бывшая 3-я Мещанская). Его имя присвоено Театральному училищу при Малом театре. На домах, где жил Щепкин (Большой Спасский переулок, 16, во дворе, и улица Щепкина, 47), — мемориальные доски. В 1980 во дворе ЦДРИ установлен бюст Щепкина.

Литература: Эфрос Н.Е., М.С. Щепкин, П., 1920; Дерман А.Б., Московского Малого театра актер Щепкин, М., 1951; Земенков Б.С., М.С. Щепкин в Москве, М., 1966.

Щепкина-Куперник Татьяна Львовна

Ще́пкина-Купе́рник Татьяна Львовна (1874, Москва — 1952, там же), писательница, драматург, переводчик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Из семьи адвоката; правнучка М.С. Щепкина. С детства была связана с московской артистической средой, дружила с А.П. Чеховым, М.Н. Ермоловой. В 1892 её первая пьеса «Летняя картинка» была поставлена Малым театром. В сезон 1892/93 играла в театре Корша. Плодовитая писательница, автор стихотворных сборников, пьес, рассказов и повестей, Щепкина-Куперники известна прежде всего классическими для своего времени переводами драматургии Э. Ростана, У. Шекспира, Лопе де Веги, Мольера, К. Гольдони, Р.Б. Шеридана. Картина литературной и театральной жизни Москвы в конце XIX—XX вв. живо запечатлена в её мемуарах: «Дни моей жизни» (1928), «О М.Н. Ермоловой» (1940), «Театр в моей жизни» (1948). Жила в квартире Ермоловой (Тверской бульвар, 11). Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Щербаков Александр Сергеевич

Щербако́в Александр Сергеевич (1901, Руза, ныне Московской области, — 1945, Москва), политический и государственный деятель. Родился в семье рабочего. В 1917 вступил в Красную Гвардию. В 1918—22 на комсомольской работе. В 1921—24 учился в Комуниверситете имени Я.М. Свердлова. В 1924—30 на партийной работе в Нижегородской губернии. В 1930—32 учился в Институте красной профессуры. В 1932—34 на работе в аппарате ЦК ВКП(б). В 1934 был избран секретарём Союза советских писателей. В 1936—38 секретарь ряда обкомов партии (Ленинград, Иркутск, Сталино). В 1938—45 первый секретарь МК и МГК ВКП(б). С 1939 член, с 1941 секретарь ЦК ВКП(б), кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). Был членом Военного совета МВО и Московской зоны обороны. С 1942 начальник Главного политического управления Советской Армии, одновременно заместитель наркома обороны СССР, а также начальник Совинформбюро. Урна с прахом в Кремлёвской стене. Имя Щербакова в 1966—90 носила станция метро («Алексеевская»). На доме, где в 1936—45 жил Щербаков (улица Грановского, ныне Романов переулок, 3), — мемориальная доска.

Щербатов Александр Алексеевич

Щерба́тов Александр Алексеевич (1829, Москва — 1902, там же), князь, московский городской голова, почётный гражданин Москвы (1866). Сын А.Г. Щербатова. Родился в доме Д.П. Голохвастова (Тверской бульвар, 13). Окончил юридический факультет Московского университета (1845). Служил в кирасирском полку. Во время Крымской войны 1854—56 адъютант князя М.Д. Горчакова, в 1855 адъютант главнокомандующий действующей армией генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича-Эриванского. После отставки с 1858 жил в Москве (угол Большой Никитской улицы и Скарятинского переулка, 50/5).

На посту городского головы (с 1863) Щербатов много внимания уделял городскому бюджету; ему удалось установить равновесие между муниципальными доходами и расходами. При Щербатове был принят строгий единообразный порядок составления городских смет и отчётов. В 1867 установлена предметная классификация сметных статей, сохранявшаяся до введения в Москве в 1872 Городового положения 1870. С 1868 Дума печатала ежегодные отчёты. Под руководством Щербатова проводились работы по сооружению городских боен, устройству дополнительного водопровода из Ходынских ключей, сооружению артезианского колодца. С одной из частных компаний заключён на 30 лет контракт на освещение части городских улиц газом. В 1866 в связи с эпидемией тифа открыта 2-я городская больница (позднее переименована в Щербатовскую больницу). В 1867 на средства города открыты 5 городских начальных училищ для девочек. Из муниципальных средств отпускались пособия женским гимназиям, стипендии в женских и мужских гимназиях и Московском университете. В 1869 Щербатов оставил пост городского головы. Участвовал в работе Думы, образованной по Городовому положению 1870, состоял гласным до 1883. Содействовал сооружению (на средства, пожертвованные П.Г. фон Дервизом) первой городской детской больницы (Святого Владимира); до конца жизни был её попечителем. Вместе с владельцем Товарищества Трёхгорной мануфактуры С.И. Прохоровым основал во 2-м участке Пресненской части Москвы приют и богадельню для бедных. С 1894 председатель Пресненского попечительства о бедных 1-го участка. Уделял много внимания обеспечению жильём малоимущих слоёв населения Москвы. Похоронен в Донском монастыре. В память о Щербатове по решению Городской думы в районе Пресни построен дом дешёвых квартир имени князя Щербатова.

О.В. Кузовлева.

Щербатов Алексей Григорьевич

Щерба́тов Алексей Григорьевич (1777, Москва — 1848, там же), князь, генерал от инфантерии (1823), генерал-адъютант, член Государственного совета (с 1839). Из старинного княжеского рода; отец А.А. Щербатова. Получил домашнее образование. По традиции в четырёхлетнем возрасте записан в лейб-гвардии Измайловский полк, в 1790 переведён в лейб-гвардии Семёновский полк. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813—14. В 1817—23 совершил длительное путешествие по Западной Европе. После возвращения в Россию — на различных командных должностях. С июня 1843 исправляющий должность (в связи с отъездом за границу для лечения Д.В. Голицына), с апреля 1844 московский военный генерал-губернатор. Щербатов был председателем Комиссии для построения храма Христа Спасителя, попечителем Московской практической академии. На основании поданного Щербатовым на высочайшее имя прошения был издан указ, запрещавший хозяевам фабрик назначать в ночную смену малолетних рабочих (12 лет и моложе). По предложению Щербатова в 1846 была учреждена Комиссия осмотра береговых земель и устроенных на них фабрик. Для обеспечения деятельности комиссии Щербатов подготовил инструкцию, предписывавшую сделать описание всех промышленных заведений, расположенных по берегам рек Москвы и Яузы, и изыскание мер для предотвращения загрязнения воды. При Щербатове продолжалась реализация архитектурно-градостроительного плана 1830-х гг., составленного при Голицыне. В 1843—44 рассматривался вопрос о возможности устройства парка в Оленьей и Сокольничьей рощах. Щербатовым составлен проект о взимании в пользу города денежных сборов с обывателей за прокладку дорог вдоль принадлежавших им владений (реализован А.А. Закревским). В 1846 Щербатов представил императору Николаю I записку «относительно предстоящего в 1847 семисотлетия Москвы» (празднование проходило 1 января 1847). В 1848 вышел в отставку. Жил в доме действительного статского советника Д.П. Голохвастова (Тверской бульвар, 13), в доме тестя — генерала С.С. Апраксина (Знаменка, 19). В 1831 дом на Знаменке перешёл в ведение казны и был перестроен для Сиротского института, куда принимались дети военных, погибших во время эпидемии холеры 1830. Похоронен в Донском монастыре.

О.В. Кузовлева.

Щербатов Сергей Александрович

Щерба́тов Сергей Александрович (1875, имение Нара Московской губернии — 1962, Нью-Йорк), князь, художник, меценат, коллекционер. Сын московского городского головы князя А.А. Щербатова. Окончил Московский университет (1898). В 1890-х гг. учился в художественной школе Л.О. Пастернака в Москве, в 1898—1901 — в Мюнхене. Участник выставки «Мир искусства» 1899. В 1901—03 организовал в Петербурге постоянно действующий салон «Современное искусство». Входил в Общество друзей Румянцевского музея и в финансовый совет МУЖВЗ. С 1903 постоянно жил в Москве. Наследовал крупное фамильное художественное собрание (картины, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и др.). С 1901 собирал полотна современных русских художников; в его коллекции находились 15 произведений М.А. Врубеля (в том числе «Демон поверженный», «Жемчужина»), Ф.А. Малявина, А.Н. Бенуа («Поцелуй»), К.А. Сомова и др. В коллекции икон, которые Щербатов собирал с 1909, находились иконы новгородской школы XVI в. («Сошествие во Ад» и «Знамение») и др. В 1911—13 построил особняк на Новинском бульваре (д. 11), где разместил своё собрание, задумав создать и подарить Москве «Городской музей частных собраний» (несколько комнат были предназначены для размещения частных московских коллекций). В 1911—15 входил в совет Третьяковской галереи. В 1914—17 выполнил эскизы 5 настенных панно и плафона потолка для строившегося в Москве Казанского вокзала. В 1917—18 входил в Совет по делам искусств и в Союз деятелей музеев и частных хранилищ в Москве. В 1918 эмигрировал во Францию, затем в США. Панорама художественной жизни Москвы первых десятилетий XX в. нашла отражение в мемуарах Щербатова («Художник в ушедшей России», Нью-Йорк, 1955). также

">Доходный дом Щербатова

Н.М. Полунина.

Щербатовская больница

Щерба́товская больни́ца (2-я Градская больница имени князя А.А. Щербатова). Открыта в 1866 как Временная больница для тифозных больных (с 1878 2-я Градская). В 1902 названа Щербатовской в честь городского головы. Ныне входит в комплекс 1-й городской клинической больницы.

Щукин Борис Васильевич

Щу́кин Борис Васильевич (1894, Москва — 1939, там же), актёр, народный артист СССР (1936). Окончил МВТУ (1916). С 1920 в 3-й Студии МХАТ (с 1926 Театр имени Евг. Вахтангова). Уже в первых ролях, сыгранных в спектаклях Вахтангова, — Жигалов («Свадьба» А.П. Чехова, 1920), Кюре («Чудо Святого Антония» М. Метерлинка, 1921), Тарталья («Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1922) — проявились яркая комедийность, близость искусства Щукина к импровизационной манере, буффонаде. Последующие работы Щукина утвердили за ним это амплуа: Барабошев («Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, 1923), Степан («Женитьба» Н.В. Гоголя, 1924), Лев Гурыч Синичкин в одноименном водевиле Д.Т. Ленского (1924). Роль солдата Павла Суслова («Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина, 1925) открыла галерею драматических образов Щукина, характеризующихся строгой, реалистической манерой исполнения. Обе стороны актёрского искусства Щукина слились в образе Егора Булычова («Егор Булычов и другие» М. Горького, 1932). Исполнил роль В.И. Ленина в спектакле «Человек с ружьём» Н.Д. Погодина (1937), в фильмах «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939). Щукин участвовал в постановках спектаклей «Темп» Погодина (1930), «Гамлет» (1932, режиссёр-педагог, играл также Полония) и «Мера за меру» У. Шекспира (1939) и др. Государственная премия СССР (1941, посмертно). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его имя присвоено Театральному училищу при Театре имени Евг. Вахтангова. На доме, где в 1928—39 жил Щукин (Большой Левшинский переулок, в 1939—93 улица Щукина, 8а), — мемориальная доска.

Литература: Б.В. Щукин. Статьи. Воспоминания. Материалы, М., 1965.

Щукин Дмитрий Иванович

Щу́кин Дмитрий Иванович (1855, Москва - 1932, там же), коллекционер. Из купеческой старообрядческой семьи. Брат П.И. Щукина и С.И. Щукина. Окончил Высшее коммерческое училище в Дрездене (1876), приобретал практический опыт в фабричном деле и торговле в Риге. В 1882, вернувшись в Москву, отошёл от семейного дела и занялся коллекционированием. Составил художественное собрание, куда входили живопись, рисунки, графика, миниатюры, скульптура, изделия из золота и серебра, эмали, табакерки, фарфор, старинная резная мебель. В основе коллекции были произведения XIV-XVIII вв. итальянской, немецкой, английской школ. Лучше всего было представлено французское и нидерландское искусство. Французская часть коллекции включала 146 произведений, в том числе полотна Ф. Буше, А. Ватто, Н. Ланкре, Ж. Фрагонара, нидерландская часть - около 60 картин, в том числе Х. де Блеса, А. де Войса, Я. ван Гойена, В. Калфа, Я. ван Рейсдала, Д. Тенирса Младшего. Исключительную ценность представлял «Урок музыки» Г. Терборха. В собрание скульптуры входило около 50 бронзовых статуэток XVI-XIX вв. (Ф. Жирардона, Ж.Б. Карпо, А. Куазевокса, Э. Фальконе). С 1902 коллекция Щукина размещалась в 20 комнатах его особняка в Староконюшенном переулке, 35. В 1913 Щукин составил завещание, по которому его собрание должно было поступить в Румянцевский музей. В 1918 оно национализировано, на его основе открыт «Первый музей старой западной живописи» (Щукин оставался в нём хранителем), в 1922 собрание перемещено во «Второй музей нового западного искусства», в 1924 в Музей изящных искусств. Щукин в 1924-32 состоял заведующим итальянским подотделом Музея изящных искусств.

Литература: Прахов Н., Художественное собрание Д.И. Щукина в Москве, «Художественные сокровища России», 1905, № 6-12; Блох В.С., Нидерландские мастера в московских собраниях, «Среди коллекционеров», 1921, № 8-11; Яковлев В.Н., Художники, реставраторы, антиквары, М., 1966.

Н.М. Полунина.

Щукин Пётр Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Щукин Сергей Иванович

Щу́кин Сергей Иванович (1854, Москва — 1936, Париж), предприниматель, коллекционер живописи. Из купеческой старообрядческой семьи. Потомственный почётный гражданин. Брат Д.И. Щукина и П.И. Щукина. Получил начальное домашнее образование, затем среднее образование в Саксонии. Окончил Высшую коммерческую школу в г. Гера (Бавария). С 1878 участвовал в делах семейного предприятия — Торгового дома «И.В. Щукин с сыновьями» (одной из крупнейших в России оптовых мануфактурных фирм), с 1890 возглавил его. Состоял также членом правления товарищества «Эмиль Циндель», членом совета Московского учётного банка, председателем совета Московского купеческого общества взаимного кредита, членом правления страхового общества «Якорь». Избирался членом правления Московской купеческой управы, товарищем старшины московского купечества. В 1882 его отец И.В. Щукин купил дворец князей Трубецких в Большом Знаменском переулке, 8. С 1889 в нём поселился Щукин с семьёй. В особняке устраивались роскошные приёмы и домашние концерты, бывали представители знати, торгово-промышленной элиты, творческой интеллигенции — К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, С.П. Дягилев и др.

С 1895 Щукин стал собирать коллекцию картин, купив несколько пейзажей норвежского художника Ф. Таулова. Увлёкся новой западной живописью. Среди первых приобретений Щукина были картины Дж. Уистлера, Пюви де Шаванна, П. Синьяка, П. Сезанна. В 1896 его родственник Ф.В. Боткин, постоянно живший во Франции, познакомил Щукина с творчеством импрессионистов. В 1897 он приобрёл первую в России картину К. Моне «Сирень», затем ещё 12 полотен этого мастера, в том числе «Полдень», «Вечер», «Стога», «Чайки» и знаменитый «Завтрак на траве». Купил также 16 картин П. Гогена («Автопортрет», «Сбор плодов», «Женщины на берегу моря» и др.). В 1905 Щукин на Парижской выставке впервые познакомился с работами А. Матисса, в 1906 побывал в его мастерской. В 1909—10 художник по заказу Щукина выполнил два декоративных панно для лестницы московского особняка Щукина — «Танец» и «Музыка». В 1911 Матисс по приглашению Щукина гостил у него в Москве. К 1914 в коллекции Щукина насчитывалось 37 картин Матисса, не считая панно «Танец» и «Музыка». Совершил поездку в Египет, откуда привёз купленные в Каирском музее произведения африканской скульптуры, которые также вошли в состав его коллекции. В 1908 во время очередного пребывания Щукина в Париже Матисс познакомил его с молодым П. Пикассо; Щукин приобрёл две его картины. В 1908—14 Пикассо существовал главным образом на средства Щукина, который приобрёл свыше 50 его работ. Вместе с произведениями Матисса они составили главную ценность коллекции. Щукин познакомил москвичей также с картинами А. Руссо (76 в собрании Щукина).

К 1908 в собрании Щукина насчитывалось 80 картин. С 1909 каждое воскресенье особняк в Большом Знаменском переулке был открыт для посетителей: Щукин сам знакомил их с произведениями нового западного искусства. В 1912 к ним добавились полотна импрессионистов из собрания брата — П.И. Щукина. К 1914 в коллекции находилось 256 произведений, в том числе М. де Вламинка, Гогена, В. ван Гога, Э. Дега, А. Дерена, А. Марке, К. Писарро, Сезанна, О. Родена, Руссо, Синьяка, А. Сислея, А. де Тулуз-Лотрека.

В 1918 галерея Щукина национализирована (Щукин первоначально оставался в ней хранителем и экскурсоводом, в августе 1918 эмигрировал), в 1919 на её основе открыт «Первый музей новой западной живописи». В 1929 щукинская коллекция объединена с собранием И.А. Морозова («Второй музей новой западной живописи») и перевезена на Пречистенку. В 1948 после ликвидации Музея новой западной живописи картины из бывшей щукинской коллекции поступили в Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Литература: Каталог картин собрания С.И. Щукина, М., 1913; Перцов П.П., Щукинское собрание французской живописи. Музей новой западной живописи, М., 1921; Аксиненко М.Б., История Государственного музея нового западного искусства, в книге: Музей-3. Художественные собрания СССР, М., 1982; Думова Н.Г., Московские меценаты, М., 1992; Демская А.А., Семёнова Н.Ю., У Щукина, на Знаменке..., М., 1993.

Н.М. Полунина.

Щукино

Щу́кино местность на северо-западе Москвы, на левом берегу Москвы-реки. На севере примыкает к линии Рижского направления Московской железной дороги, на востоке соседствует с Октябрьским полем, на юге — с Хорошёво-Мневниками. Название — от бывшей деревни, известной с XV в. В конце XV в. принадлежало князьям Патрикеевым, затем некоторое время — матери царя Михаила Фёдоровича. В 1930-х гг. в ходе строительства Канала имени Москвы в районе Щукино сооружены два самых больших на канале шлюза (№ 7 и № 8; архитектор В.Ф. Кринский). С конца 1940-х гг. территория Щукино в составе Москвы. Район массовой застройки; сохраняются значительные зелёные массивы. Название сохранилось в наименовании Щукинской и Новощукинской улиц и 3-го Щукинского проезда. Станция метро «Щукинская».

Литература: Зайцев М.С., Козырев И.И., Щукино, в книге: Северо-Западный округ Москвы, М., 1997.

«Щукинская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Щу́кинская» станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1975. Архитекторы Н.А. Алёшина, Н.К. Самойлов, М.Н. Алексеев. Выходы со станции по подземным переходам на Новощукинскую улицу, вблизи улицы Маршала Василевского. В отделке станционного зала использованы розовый мрамор, анодированный под бронзу алюминий.

Щукинский лесопарк

Щу́кинский лесопа́рк на северо-западе Москвы, между улицами Щукинской, Академика Курчатова и Маршала Василевского; памятник природы. Площадь 22 га. От бывшего здесь ранее соснового бора осталось немало полуторавековых мощных деревьев. Современные насаждения представлены культурами берёзы, лиственницы, липы, вяза, клёна и др.; в подросте преобладает клён. Травяной покров развит слабо. Кое-где сохранились папоротники, осока волосистая, живучка ползучая, сныть; уцелели единичные экземпляры ландыша майского и ортилии однобокой. Животный мир представлен в основном птицами. Щукинский лесопарк имеет регулярную планировку с аллеями и прогулочными дорожками, площадками отдыха. Популярное место отдыха жителей близлежащих кварталов. Станция метро «Щукинская».

Щукинский полуостров

Щу́кинский полуо́стров памятник природы (1991) на западе Москвы, между руслом Москвы-реки, её Серебряноборской излучиной и Строгинским затоном. Образовался в результате использования Строгинской поймы Москвы-реки в качестве карьера для добычи песка и последующего его затопления. Соединяется с территорией города (Строгино) узким перешейком. Глубоко вдающийся в Щукинский полуостров залив Чистый разделяет его на северный и южный участки.

Одна из уникальных по природным характеристикам территорий в Москве. Здесь имеются осоковые, рогозовые и тростниковые болота, участки пойменных и суходольных лугов, высокоствольных пойменных ивняков, березняков, а также сосняков; интересны всхолмлённые, напоминающие песчаные дюны участки с разрежённым травяным покровом и отдельно стоящими раскидистыми соснами. Примечательно, что на Щукинском полуострове встречается самосев сосны и ели — явление для московских лесопарков весьма редкое. Флора полуострова насчитывает более 300 видов и отличается большим числом особо охраняемых в Москве и Московской области видов растений (орхидеи — тайник овальный, мякотница однолистная, пальчатокоренники мясо-красный и Фукса; ландыш майский, купальница европейская, горец змеиный, ирис жёлтый). Встречаются характерные для остепнённых лугов тимофеевка степная, земляника зелёная, астрагалы датский и солодколистный, язвенник многолистный, синеголовник плосколистный, порезник горный, клевер горный, уязвимые декоративные растения (гвоздика Фишера, горицвет кукушкин, незабудка болотная, нивяник, колокольчики скученный и рапунцелевидный). Щукинский полуостров оказался своего рода резерватом для лишайников (обнаружено 39 видов). Кроме обычных для природных территорий Москвы землероек и мышевидных грызунов на Щукинском полуострове обитают ёж, заяц-русак, горностай, гнездятся береговая ласточка, камышевки (барсучок и болотная), камышовая овсянка, соловей, чечевица, жёлтая трясогузка, а также ястреб-тетеревятник. Только здесь в пределах Москвы выводит своё потомство канюк. Во время пролётов останавливаются различные виды водоплавающих и околоводных птиц.

Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.

Щуко Владимир Алексеевич

В. А. Щуко.

В. А. Щуко.

Щуко́ Владимир Алексеевич (1878, Тамбов — 1939, Москва), архитектор, живописец, сценограф, скульптор. Обучался в мастерской Л.Н. Бенуа (1896—1904) на архитектурном отделении петербургской Академии художеств, где занимался также изобразительным искусством и исследованием памятников древнерусской архитектуры. В петербургских работах Щуко 1907—11 сказалось влияние стиля модерн и художественных установок объединения «Мир искусства». В 1923 построил в Москве здание иностранного отдела на ВСХВ (совместно с В.Г. Гельфрейхом, своим постоянным соавтором, и Г.Н. Голубевым). В 1928 победил в конкурсе на здание Библиотеки имени В.И. Ленина, предложив мощный, градостроительно значимый комплекс в центре Москвы, напротив Кремля; в декоративной отделке здания по рисункам Щуко выполнены скульптуры верхнего ряда. В 1932 Щуко и Гельфрейх были привлечены к проектированию Дворца Советов (совместно с Б.М. Иофаном). Щуко участвовал в разработке проекта реконструкции центра Москвы (1935—36), возведении Большого Каменного моста через Москву-реку (окончено в 1937), главного павильона ВСХВ, в котором использован принцип контраста между основным объёмом и отдельно стоящей башней. В последние годы жизни разработал проект станции метро «Электрозаводская». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Толстая И.А., В. Щуко, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 2, М., 1988.

Щуровский Григорий Ефимович

Щуро́вский Григорий Ефимович (1803, Москва — 1884, там же), натуралист, основатель московской геологической школы, популяризатор науки, действительный статский советник. Фамилию Щуровский, производную от фамилии московского купца Щурова, пожертвовавшего деньги на его воспитание (настоящая фамилия родителей неизвестна), получил в Воспитательном доме. В 1822 за счёт Опекунского совета принят на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1826. На формирование личности Щуровского большое влияние оказали лекции и личность профессора М.Г. Павлова, а также общение с ботаником М.А. Максимовичем. С 1832 Щуровский читал в университете лекции по минералогии, ботанике и зоологии. В 1834 издана первая часть его учебника по сравнительной анатомии — «Органология животных», в которой он развивал эволюционные идеи французского зоолога Ж. Сент-Клера (после начавшихся во Франции нападок на него Щуровский изъял из магазинов все экземпляры своей книги и сжёг их). С 1835 Щуровский — профессор вновь созданной кафедры геологии и минералогии; организовал первый в университете курс геологии, геологический и минералогический кабинеты, учебные (а затем и просветительские) геологические экскурсии в окрестностях Москвы. Совершил длительные путешествия на Урал (1840) и Алтай (1844), научные результаты которых описал в обширных монографиях. Другой известный труд Щуровского — сводка по истории геологии Московского бассейна (т. 1—2). Популяризацию естественных наук Щуровский рассматривал как долг учёного перед народом и «способ действовать на мышление целого современного общества». Его статьи и речи печатались как в научных, так и в литературных журналах (например, в «Русском вестнике» за 1869 опубликована статья «Артезианский колодец в Москве» — живой очерк о строении Московской котловины). В 1863 Щуровский принял активное участие в создании Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, президентом которого он состоял до конца жизни. В 1872 общество, главным образом благодаря энергии А.П. Богданова и Щуровского, организовало в Москве Политехническую выставку, положившую начало Политехническому музею. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сочинения: История геологии Московского бассейна, «Известия общества любителей естествознания», 1866—67, т. 1, в. 1—2.

Литература: Райков Б.Е., Григорий Ефимович Щуровский. Ученый, натуралист, просветитель (1803—1884), М.-Л., 1965.

Щусев Алексей Викторович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница