Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "З" (часть 3, "ЗЕМ"-"ЗЯБ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 3, "ЗЕМ"-"ЗЯБ")

Земские правительства

Зе́мские прави́тельства действовали в период Смуты, в 1611—12. Первое земское правительство было создано под Москвой летом 1611. В него вошли деятели первого ополчения князь Д.Т. Трубецкой, боярин И.М. Заруцкий и думный дворянин П.П. Ляпунов. Земское правительство было избрано «Советом всея земли» и ориентировалось главным образом на дворян. Его деятельность вызывала недовольство казаков и крестьян, участвовавших в ополчении. В июне был убит Ляпунов, большая часть дворян ушла из-под Москвы. В 1612 во втором ополчении возникло новое земское правительство во главе с князем Д.М. Пожарским и К.М. Мининым, избранное «Советом всея земли». Опираясь на дворян и на население Севера и Замосковья, это правительство организовало изгнание интервентов из Москвы.

Литература: Забелин И.Е., Минин и Пожарский, М., 1901; Любомиров П.Г., Очерк истории нижегородского ополчения 1611 — 1613 гг., М., 1939.

Земский двор

Центральное государственное учреждение во второй половине XVI - XVII вв.; ведал городским благоустройством и охраной порядка в Москве, собирал налоги с тяглого городского населения, осуществлял суд по уголовным и гражданским делам и др. В его ведении находились слободы и сотни; во главе последних стояли сотские, которым подчинялись десятские, надзиравшие каждый за 10 дворами. В обязанности Земского приказа входили борьба с пожарами в Москве, с волнениями горожан, охрана улиц. С 1564 находился на Троицкой (позднее Красной) площади, на месте современного здания Исторического музея. В связи с ростом Москвы и усложнением городского хозяйства в 1599 был создан ещё один Земский приказ, в Занеглименье, против Опричного двора. В 1699 Земский приказ заменила Бурмистерская палата (позднее Ратуша).

Наиболее известные руководители Земского приказа: Б.М. Хитрово, М.Н. Львов, Л.С. Плещеев.

Литература: Богоявленский С.К., Приказные суды XVII в., Москва - Л., 1946; Ерошкин Н.П., История государственных учреждений дореволюционной России, М., 1997.

Земский приказ

Зе́мский прика́з Земский двор, центральное государственное учреждение во второй половине XVI — XVII вв.; ведал городским благоустройством и охраной порядка в Москве, собирал налоги с тяглого городского населения, осуществлял суд по уголовным и гражданским делам и др. В его ведении находились слободы и сотни; во главе последних стояли сотские, которым подчинялись десятские, надзиравшие каждый за 10 дворами. В обязанности Земского приказа входили борьба с пожарами в Москве, с волнениями горожан, охрана улиц. С 1564 находился на Троицкой (позднее Красной) площади, на месте современного здания Исторического музея. В связи с ростом Москвы и усложнением городского хозяйства в 1599 был создан ещё один Земский приказ, в Занеглименье, против Опричного двора. В 1699 Земский приказ заменила Бурмистерская палата (позднее Ратуша).

Наиболее известные руководители Земского приказа: Б.М. Хитрово, М.Н. Львов, Л.С. Плещеев.

Литература: Богоявленский С.К., Приказные суды XVII в., Москва — Л., 1946; Ерошкин Н.П., История государственных учреждений дореволюционной России, М., 1997.

Зеркалова Дарья Васильевна

Зерка́лова Дарья Васильевна (1901 — 1982, Москва), актриса, народная артистка РСФСР (1947). В 1920 была принята в труппу русского театра в Одессе. Играла в основном роли девочек-подростков в мелодрамах и комедиях. Выступала в провинции. С 1933 актриса ЦТСА, где работала с режиссёрами Ю.А. Завадским, Е.С. Телешевой, А.Д. Поповым, А.М. Лобановым. В этот период комедийное дарование актрисы обретает психологическую глубину, большой драматизм. В 1935 в мягких акварельных тонах, с лёгкой иронией сыграла Юлию Тугину в «Последней жертве» А.Н. Островского, затем создала вызывающе весёлый образ Елены в «Мещанах» М. Горького. В 1936 исполнила роль Натальи в «Вассе Железновой» М. Горького, в 1937 — Глафиры в «Волках и овцах» Островского. В 1938 вступила в труппу Малого театра. Зрелым, уверенным мастерством отмечено её исполнение роли Евгении Гранде (по роману О. Де Бальзака, 1939); с комедийным блеском играла роль Элизы Дулитл («Пигмалион» Б. Шоу, 1943). Среди других ролей: графиня Орсино («Эмилия Галотти» Г.Э. Лессинга), мисс Орлин («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда) и герцогиня Мальборо («Стакан воды» Э. Скриба; обе — 1959), мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по У. Теккерею, 1969), Сумасшедшая барыня («Гроза» Островского, 1974). Государственная премия СССР (1946).

Литература: Бачелис Т., Д.В. Зеркалова, М., 1954.

Т.И. Бачелис.

Зилоти Александр Ильич

Зилоти Александр Ильич (1863, имение близ Харькова - 1945, Нью-Йорк), пианист, дирижёр, общественный деятель. Двоюродный брат, учитель и друг С.В. Рахманинова. С 1873 ученик и воспитанник Н.С. Зверева. В 1882 окончил Московскую консерваторию по классу фортепьяно Н.Г. Рубинштейна, теоретические предметы изучал у П.И. Чайковского и С.И. Танеева, с которым впоследствии выступал в фортепьянном дуэте. В 1883-86 совершенствовался в Веймаре у Ф. Листа. Уже в середине 1880-х гг. Зилоти признан одним из лучших пианистов Европы, пропагандистом русской музыки. Концертная и педагогическая деятельность в Москве развернулась в конце 1880-х гг. (в 1888-91 профессор консерватории) и в начале 1900-х гг. В качестве дирижёра впервые выступил в организованном им в пользу Дамского благотворительного комитета концерте 2 декабря 1900 в Большом зале Благородного собрания; концерт, объединивший «звёзд» отечественного искусства - Ф.И. Шаляпина, Рахманинова и Зилоти (исполнялись сочинения Чайковского, А.С. Аренского, Рахманинова), стал большим событием в музыкальной жизни Москвы. По инициативе Зилоти, который в сезоне 1901-02 был главным дирижёром Московского филармонического общества, здесь впервые прозвучали новые сочинения Рахманинова: 27 октября 1901 - знаменитый впоследствии 2-й фортепьянный концерт, сыгранный автором с оркестром под управлением Зилоти; 24 ноября 1901 - 2-я сюита для двух фортепьяно, исполненная автором и Зилоти. 14 декабря 1902 в Большом зале Благородного собрания состоялось (15 декабря повторено) уникальное концертное исполнение драматической поэмы Дж. Байрона (в сопровождении музыки Р. Шумана) под управлением Зилоти (который был и организатором концерта), при участии Шаляпина, выступившего в роли чтеца-декламатора, и В.Ф. Комиссаржевской. Среди других памятных выступлений Зилоти: концерт 30 ноября 1904, в котором он сыграл 1-й фортепьянный концерт Чайковского с оркестром под управлением Рахманинова, а также произведения Листа.

В дальнейшем исполнительская и просветительская деятельность Зилоти протекала главным образом в Петербурге, с 1919 - в Европе и США.

Жена Зилоти, Вера Павловна, - дочь П.М. Третьякова.

Литература: А.И. Зилоти. Воспоминания и письма, Л., 1963.

О.В. Фраёнова.

Зильбер Лев Александрович

Зильбер Лев Александрович (1894, село Медведь, ныне Солецкого района Новгородской области - 1966, Москва), микробиолог, вирусолог, иммунолог и онколог, академик Академии медицинских наук (1945). Брат писателя В.А. Каверина. Окончил физико-математический факультет Петроградского университета (1915), а также естественный и медицинский факультеты Московского университета (1919). Работал в Институте микробиологии Наркомздрава (1921-28), в Центральном институте усовершенствования врачей (1931-37). В 1935 создал впервые в стране вирусологические центры - Центральную вирусологическую лабораторию при Наркомздраве и отдел вирусологии в Институте микробиологии (см. Институт микробиологии (ИНМИ) РАН). В 1937-39 и 1940-44 был репрессирован. В 1944, работая в Институте эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи, организовал отдел вирусологии, ставший впоследствии знаменитой школой московских вирусологов, и первый в стране отдел общей иммунологии. Основные труды по изменчивости и иммунитету микроорганизмов. Открыл (1937, совместно с сотрудниками) вирус и переносчика дальневосточного клещевого энцефалита и изучил его эпидемиологию; за монографию «Эпидемические энцефалиты» в 1946 был удостоен Государственная премия СССР. Открытие Зильбера совместно с сотрудниками (1949-51) специфических антигенов опухолей положило начало онкоиммунологии. Сформулировал и развил вирусную теорию рака. Открыл патогенность куриной саркомы для млекопитающих (Государственная премия СССР, 1967, посмертно). Послужил прототипом главного героя трилогии Каверина «Открытая книга». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Абелев Г.И., Творческий путь выдающегося ученого, в книге: Зильбер Л.А., Избранные труды, Л., 1971; Блохин Н.Н., Л.А. Зильбер - мыслитель и экспериментатор, «Природа», 1984, № 3.

М.Я. Яровинский.

Зильберштейн Илья Самойлович

Зильберште́йн Илья Самойлович (1905, Одесса — 1988, Москва), литературовед, искусствовед, коллекционер, доктор искусствоведения. Один из инициаторов и редактор сборников «Литературное наследие» (с 1931). Основные работы Зильберштейна посвящены поискам и исследованию первоисточников творческих биографий А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др., изучению взаимосвязей литературы и искусства, публикации художественного наследия Н.А. Бестужева («Художник-декабрист Николай Бестужев», 2 изд., 1977; Государственная премия СССР, 1979), И.Е. Репина, В.А. Серова и др. Собрал уникальную коллекцию русской живописи и графики (более 2 тыс. произведений, преимущественно XIX — начало XX вв.) и передал её в дар государству; по инициативе Зильберштейна она легла в основу Музея личных коллекций, созданного в 1985 при Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Жил на Лесной улице, 22/24. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Зимин Сергей Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Златоустовский монастырь

Мужской монастырь (на месте домов 3-5 по Большому Златоустинскому переулку и д. 5 по Малому Златоустинскому переулку). Впервые упоминается в 1412 (по другим данным, основание монастыря связывают с именем великого князя Ивана III, который приказал построить «на опушке леса» церковь во имя Иоанна Златоуста, а затем и мужской монастырь). Во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея на Москву в 1571 Златоустовский монастырь был сожжён. В 1611 пострадал во время Смуты; возобновлён в 1613. В 1660 в Златоустовском монастыре сгорела каменная церковь. В 1706 в монастыре учреждена архимандрития. В 1737 во время пожара Москвы монастырь сгорел, возобновлён в 1738-40. Существовал главным образом на средства вкладчиков, среди которых - дворяне Апраксины, императрица Анна Ивановна. В 1742 императрица Елизавета Петровна, посетив Златоустовский монастырь, пожертвовала 2000 рублей на постройку церкви во имя Святой Елизаветы. В 1764 монастырь причислен к 3-му классу; ему назначено денежное содержание в размере 806 рублей 30 копеек (при императоре Павле I увеличено до 1460 рублей). Во время Отечественной войны 1812 ризница Златоустовского монастыря была вывезена в Вологду, сам монастырь восстановлен к 1816. В Златоустовском монастыре были похоронены М.В. Апраксин, генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, генерал-аншеф А.И. Румянцев, контр-адмирал И.А. Сенявин и др. К 1907 в монастыре проживали архимандрит, 11 монахов и 2 послушника. В начале XX в. при нём действовала церковно-приходская школа. В ансамбле Златоустовском монастыре сохранялись пятиглавый собор Иоанна Златоуста (1663), барочные церкви Благовещения (1713), Троицы (1757-59), надвратная Захарии и Елизаветы (1742). В 1933 под предлогом ветхости монастырские постройки были снесены, на их месте построено здание в стиле конструктивизма (д. 5, 1934, архитекторы Л.З. Чериковер, Н.И. Арбузников). В Малом Златоустинском переулке сохранились построенные в 1862 кельи Златоустовского монастыря (д. 5).

Знаменка

Улица Знаменка.

Улица Знаменка.

Москва.

Зна́менка улица (в 1925—90 улица Фрунзе), связывает Боровицкую площадь с площадью Арбатские ворота. В XII в. по её трассе проходила дорога из Новгорода в Рязань через брод на месте Большого Каменного моста. В XIII — начале XIV вв. дорога переориентировалась на московский посад и шла вначале по улице Воздвиженке, а затем по Большой Никитской улице. Знаменка, начинавшаяся от Боровицкого моста через р. Неглинную, стала местом расселения кремлёвской знати, имевшей здесь загородные дворы. В конце XIV—XV вв. в начале правой стороны улицы, у моста, находился двор князя И.Ю. Патрикеева, за ним — двор великой княгини Софьи Витовтовны. В 1493 при устройстве свободной полосы вокруг Кремля двор Патрикеева был снесён; в середине XVI в. на его месте разбит Аптекарский сад, за которым находилась Стрелецкая слобода с церковью Николы Стрелецкого (в 1682 перенесена на нечётную сторону улицы, д. 1/12, снесена в 1932). Двор Софьи Витовтовны перешёл к Шуйским, в XVII в. им владели Щербатовы, в конце XVII в. — дьяк А. Иванов. Напротив, на углу с Волхонкой, находился двор окольничего Ф.М. Ртищева, а близ него — дом причта и каменная богадельня церкви Николы Стрелецкого. Известная с 1600 и давшая название улице церковь Знамения в середине XVII в. была отстроена в камне (д. 17, снесена в 1931). В конце улицы, на повороте к Арбатским воротам, на чётной стороне стояла церковь Святого Саввы Освященного (снесена в конце XVIII — начале XIX вв.). В XVIII в. на месте Стрелецкой слободы появились дворы Н. Зотова и А. Вяземского — воспитателей Петра I, двор А. Иванова перешёл к Меншиковым, а в конце XVIII в. — к П.Е. Пашкову (д. 6/26, 1784—88). Участок на углу Знаменки и Крестовоздвиженского переулка принадлежал П.М. Апраксину, с 1761 — Р.И. Воронцову (д. 12/2, середина XVIII в., перестроен в 1816—25), в XIX в. — Мусиным-Пушкиным и С.И. Гагарину. В 1770-х гг. в деревянной пристройке давала спектакли оперная труппа князя П.В. Урусова (см. Знаменский театр), ставшая основой труппы Большого театра. В 1840-х гг. в доме жил филолог Ф.И. Буслаев. В начале XX в. здесь разместилась гимназия К.А. Кирпичниковой; ныне здание занимает музыкальная школа имени Гнесиных. В сквере перед ней в 1959 установлен памятник М.В. Фрунзе (скульптор З.М. Виленский, архитектор З.М. Розенфельд). Апраксиным принадлежало владение и на противоположной стороне улицы, на углу с Большим Знаменским переулком (д. 19; 1792, архитектор Ф.И. Кампорези; перестроен в 1944—46, архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц), где в первой трети XIX в. был крепостной театр С.С. Апраксина, выступали Императорская и итальянская театральные труппы. В 1831 здание было приобретено для Сиротского института, затем преобразованного в кадетский корпус и Александровское военное училище (1863), где в разное время учились А.И. Куприн, Б.В. Щукин, С.С. Каменев, М.Н. Тухачевский. В 1917 здесь работал Реввоенсовет, ныне здание занимает Министерство обороны Российской Федерации. После пожара 1812 застройка улицы обновилась: отстроены дома 3 и 9 (надстроен в 1899), собственный дом архитектора Е.Д. Тюрина (д. 5; 1820-е гг., архитектор Ф.М. Шестаков; перестроен в 1881), дом М.П. Арбузовой (д. 10; 1820-е гг.). В облике Знаменки доминируют постройки конца XIX—XX вв.: д. 8 (1909, архитектор Ф.О. Шехтель); д. 11 (1909, архитектор К.Ф. Буров; ныне Библиотека по естественным наукам РАН); дома 13 и 15 — доходные (1912—13, архитектор О.Т. Пиотрович); здание Министерства обороны (д. 14/1; 1979—87, архитектор М.В. Посохин и др.). После образования в современном виде Боровицкой площади, Арбатской площади и площади Арбатские ворота (1960-е гг.), сноса строений в начале и конце Знаменки она стала короче. В 1997 на углу Знаменки и Арбатской площади построена церковь Бориса и Глеба в формах, восходящих к одноименному храму XVIII в.

С левой стороны на Знаменку выходят Большой Знаменский и Малый Знаменский переулки, с правой — Староваганьковский и Крестовоздвиженский переулки.

И.Л. Давыдова.

Знаменские

Зна́менские спортсмены, братья: Георгий Иванович (1903, село Зелёная Слобода, ныне Раменского района Московской области, - 1946, Москва) и Серафим Иванович (1906, село Зелёная Слобода - 1942, Москва), одни из первых советских мастеров международного класса по лёгкой атлетике, многократные рекордсмены страны в беге на 1500, 2000, 3000, 5000, 10000 м; заслуженный мастер спорта (1936). Победители многих крупнейших всесоюзных и международных соревнований. Увлекались спортом, в том числе бе́гом, с детства. Проживая в Подмосковье (село Никольское-Архангельское), а работая на московском заводе «Серп и молот», расстояние от дома до работы (16 км) обычно преодолевали бегом. В начале 1930-х гг., сдавая нормы ГТО, показали время вдвое лучше нормативного. Занимались в легкоатлетической секции завода. Не прекращали тренировок и во время учёбы во 2-м Медицинском институте (окончили в 1941).

Их ежедневный беговой маршрут был постоянным: улица Воровского (Поварская) - бульвары - Садовое кольцо - Зубовская площадь - 2-й Медицинский институт.

Лучшие результаты Георгия Знаменского в беге: 1500 м - 3 мин 57,9 с; 3000 м - 8 мин 47,4 с. Серафим Знаменский - 11-кратный чемпион СССР (1934-40) в беге на различные дистанции; его лучшие результаты: 1500 м - 3 мин 59,9 с; 5000 м - 14 мин 37,0 с; 10000 м - 30 мин 44,8 с.

Похоронены на Ваганьковском кладбище.

В 1949 французская газета «Юманите» учредила приз имени братьев Знаменских. С 1958 в Москве ежегодно проводятся международные мемориалы памяти Знаменских.

В.И. Линдер.

Знаменский монастырь

Знаменский монастырь (что на Старом Государевом дворе) мужской монастырь (улица Варварка, 8-12). Основан в 1629-31 (исследователи связывают это событие с рождением в царской семье наследника - будущего царя Алексея Михайловича) на месте двора, принадлежавшего боярам Романовым. Назван Знаменским по стоявшей здесь церкви Знамения Божией Матери (начало XVI в.). Знаменский монастырь получил во владение двор Романовых со всеми постройками, а также вотчины и угодья инокини Марфы (матери царя Михаила Фёдоровича). В 1700 Знаменскому монастырю принадлежало 299 дворов. После пожара 1668 монастырь восстановлен в 1670 - 1680-х гг. на средства боярина И.М. Милославского: возведены новый собор, игуменские и братские кельи, каменная ограда со «Святыми воротами», перестроен корпус «над верхними погребами» (так называемый Дом бояр Романовых). В 1684 в Знаменском монастыре учреждена архимандрития (до 1764 и с начала XX в.). В монастыре находилась родовая икона Романовых - Знамения Божией Матери Новгородской (XVI в.); в ризнице - богатые вклады царя Михаила Фёдоровича, инокини Марфы, два Евангелия патриарха Филарета, вклады частных лиц XVII-XVIII вв.; в библиотеке - Псалтырь (1627), Служебник с Требником (1630), Библия первого московского издания (1663) и др. В XVIII в. монастырь постепенно пришёл в упадок, в 1764 отнесён к 3-му классу, его земли перешли в казну. К концу XVIII в. монастырь вновь пережил период расцвета; построены новая колокольня, здания келий. В 1856 по указанию императора Александра II начата работа по организации в монастыре музея «Дом бояр Романовых» (в комиссию по созданию музея входили князь И.А. Оболенский, директор Оружейной палаты А.Ф. Вельтман, архитектор Ф.Ф. Рихтер, историки И.М. Снегирёв, Б.В. Кёне, А.А. Мартынов). Реставрационными работами в Знаменском монастыре руководил Рихтер. В 1859 музей был открыт (в 1917 перешёл в ведение Оружейной палаты, с 1932 филиал Государственного Исторического музея). К 1907 в Знаменском монастыре проживали архимандрит, 9 монахов, 12 послушников. После 1923 монастырь закрыт, здания, в том числе собор, переоборудованы под жильё, к началу 1960-х гг. находились в аварийном состоянии (здание подворья и конюшни снесены). В связи со строительством гостиницы «Россия» в 1960-70-х гг. в Знаменском монастыре проведены реставрационные работы. Сохранился монументальный пятиглавый, внутри перекрытый сомкнутым сводом Знаменский собор (1679-84, архитекторы Ф. Григорьев, Г. Анисимов). Декоративные килевидные закомары, лаконичное оформление наличников, колончатые аркатуры на барабанах создают сдержанно-торжественный архитектурный образ храма, восходящий к образцам московского зодчества XVI в. В интерьере сохранились фрагменты росписей 1740 и замечательный по рисунку и исполнению лепной декор (1782-83, мастера круга М.Ф. Казакова). В нижнем ярусе собора - монастырская трапезная с церковью Афанасия Афонского.

Литература: Сергий (Спасский), архиепископ, Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на старом государевом дворе, М., 1866; Казакевич И.И., Московское Зарядье, М., 1977, с. 90-148.

О.С.

Знаменский театр

Зна́менский теа́тр существовал в XVIII в. на улице Знаменке (д. 12/2) в деревянной пристройке к дому графа Р.И. Воронцова. С 1766 здесь устраивались публичные маскарады; с 1769 итальянские антрепренёры И. Бельмонти и И. Чути, а с 1773 князь П.В. Урусов, взявший в 1776 в компаньоны М. Медокса, давали в этом театре маскарады, концерты, балы и театральные представления. После пожара 1812 пользовался известностью у москвичей и домашний театр графа С.С. Апраксина (улица Знаменка, 19), где кроме собственных крепостных актёров и «благородных» любителей играли труппа московского Императорского театра (оставшаяся без собственного театрального здания), а также приезжие гастролёры, в том числе итальянская опера.

Л.С.

Золотая Царицына палата

Золота́я Цари́цына пала́та в Кремле, примыкает с востока к Мастерским палатам. В её основе, как предполагается, — северо-восточная угловая (Наугольная) палата возведённого Алевизом Фрязиным (Миланцем) великокняжеского дворца (1485—1514). В 1560-х гг. значительно перестроена; впервые упоминается в документах как Золотая палата царицы Ирины, жены царя Фёдора Ивановича. Квадратная в плане, перекрытая коробовым сводом с распалубками палата служила парадной приёмной. В конце XVI в. была украшена росписью по золотому фону (отсюда название), содержащей повествовательно развёрнутые житийные циклы знаменитых византийских цариц Елены, Ирины, Феодоры, грузинской царицы Тамары, русской княгини Ольги. Отдельные фрагменты раскрыты реставрациями 1925 и 1947; остальные части утрачены при поновлениях в XVII—XVIII вв. Сохранились украшенный тонкими резными растительными орнаментами белокаменный портал, ведущий в Золотую Царицыну палату из сеней (ныне так называемая Жилецкая палата), и фрагменты наружного убранства: арочные окна на восточной стене; изящно проработанный резными бусами, иониками и листьями аканфа белокаменный антаблемент с профилированным карнизом. В XVII в. Золотая Царицына палата вошла в комплекс Теремного дворца. После возведения (1638) над ней Верхоспасского собора, а затем церковь Воскресения Словущего в 1683 для укрепления сводов были сооружены мощные каменные диагональные арки и вмонтированы позолоченные металлические связи.

Золотой пруд

Золото́й пруд на востоке Москвы, на территории ПКиО «Сокольники», между 1-м и 2-м Лучевыми просеками. Площадь 1,0 га. Средняя глубина 1,8 м. Питание за счёт поверхностных вод и из водопровода. Берега укреплены железобетонной стенкой. Место отдыха.

Золотой Рожок

Золото́й Рожо́к Лефортовский ручей, нижний левый приток р. Яузы. Длина 2,3 км (заключён в трубу). Начинался из болота у нынешней платформы «Серп и молот» Нижегородского направления Московской железной дороги, протекал под Владимиркой (шоссе Энтузиастов), впадая в Яузу у Спасо-Андроникова монастыря. «Горный поток Москвы» (на нижнем участке длиной около 1 км, высота падения составляла 11,5 м), по преданию, назван основателем Спасо-Андроникова монастыря митрополитом Алексием после его паломничества в Константинополь (название от залива Золотой Рог). От Золотого Рожка происходят названия Золоторожских набережной, улицы, переулков и проезда.

Золоторожский вал

Золоторо́жский вал улица между Проломной заставой и площадью Рогожская застава, на востоке Москвы. Название по ручью Золотой Рожок, который протекал в этом районе. Возникла в XIX в. на месте Камер-Коллежского вала. Со второй половины XIX в. район промышленного и железнодорожного строительства. В 1883 на Золоторожском валу построен завод Гужона (ныне завод «Серп и молот»). Улица разделена на две части линией Курского направления Московской железной дороги.

Зоологический музей МГУ

Один из старейших научно-исследовательских музеев России. По объёму фондов занимает второе место в стране (после музея Зоологического института РАН в Петербурге) и входит в первую десятку крупнейших зоологических музеев мира. Своё начало ведёт от Кабинета натуральной истории, основанного при Московском университете в 1791. В 20-х гг. XIX в. из коллекций Кабинета были выделены собственно зоологического собрания, которые и составили основу Зоологического музея; тогда же музей разместился в новом корпусе университета (Большая Никитская, 3). В 1866 Зоологический музей был открыт для посетителей. Современное здание (Большая Никитская, 6) построено специально для музея по проекту К.М. Быковского (1892-1902). В декоративном оформлении здания (фриз, капители колонн крупного фасадного портика) использованы анималистические мотивы: фигурки сов, оленей, зайцев и др. Большую роль в организации и развитии музея сыграли почётный член Петербургской Академии наук зоолог Г.И. Фишер фон Вальдгейм (заведующий Кабинетом и первый директор до 1832), К.Ф. Рулье, А.П. Богданов и др. В формировании фондов музея участвовали Н.М. Пржевальский, Н.А. и А.Н. Северцовы, Л.С. Берг, Л.А. Зенкевич. В научно-исследовательских отделах и секторах работали энтомологи Б.Б. Родендорф и Е.С. Смирнов, териологи С.И. Огнев и В.Г. Гептнер, орнитолог Г.П. Дементьев, биогеографы Н.А. Бобринский и Н.А. Гладков. Фонды музея содержат более 4,5 млн. единиц хранения, в том числе около 3 млн. приходится на энтомологические коллекции, свыше 200 тыс. - собрания млекопитающих, около 140 тыс. - орнитологические коллекции; особенное значение имеет коллекция (около 7 тыс. единиц хранения) типовых экземпляров, документирующих открытие новых видов и подвидов животных. В систематической и эволюционной частях экспозиции музея выставлено около 7,5 тыс. экспонатов, которые демонстрируют таксономическое разнообразие животных мировой фауны и действие основных законов и правил эволюции. Основу экспозиции составляют чучела и скелеты наземных позвоночных, фиксированные в спирте земноводные и водные животные, высушенные и расправленные насекомые. Многим экспонатам десятки лет, они изготовлены таксидермистами Ф. Лоренцом, В. Федуловым, Н.К. Назьмовым, В.П. Радиным и др. Художественный фонд музея включает более 400 рисунков и картин художников-анималистов В.А. Ватагина, А.Н. Комарова, Н.Н. Кондакова, Г.Е. Никольского и др. В библиотеке собрано около 200 тыс. книг, главным образом изданий по зоологии. В музее на базе лекционного зала работает образовательный центр «Планетариум».

Д. Иванов.

Зоопарк

См. Московский зоологический парк.

Зубатов Сергей Васильевич

Зуба́тов Сергей Васильевич (1864, Москва — 1917, там же), государственный деятель. Учился в 5-й московской гимназии, с 1880 участвовал в религиозно-философских дебатах, содержал библиотеку самообразования; член ученического народовольческого кружка, из-за чего в 1882 вынужден был оставить учёбу. В 1883 женился на дочери армейского офицера А.Н. Михиной, вместе с которой превратил библиотеку тестя в своеобразный революционный клуб. В конце 1883 арестован, освобождён под залог. В 1884 канцелярский служащий в Московской дворянской опеке. В 1885 начальник Московского охранного отделения, жандармский ротмистр Н.С. Бердяев под угрозой высылки склонил Зубатова к сотрудничеству. В 1886 перемещён полицией на должность телеграфиста 3-го разряда Московской центральной телеграфной станции, затем работал на станциях «Славянский базар» и «Окружной суд»; в качестве вольнослушателя посещал занятия в Московском университете. 13 июня 1886 Бердяев завербовал Зубатова как платного агента внутреннего наблюдения. Весной 1886 Зубатов выдал четырёх революционеров, трое из которых впоследствии погибли в заключении. В 1889 Зубатов легализовался и был прикомандирован чиновником к Департаменту полиции. Не имея офицерского звания, стал помощником Бердяева, а с 1896 начальником московского Охранного отделения в чине коллежского секретаря. В 1896—1903 разработал систему политического сыска: ввёл систематическую регистрацию, фотографирование арестованных; по инициативе Зубатова в 1896 создан «Особый отряд наблюдательных агентов» («Летучий отряд филёров»), имевший полномочия для арестов в Москве, Одессе, Петербурге и Харькове. В 1901 Зубатов выступил с идеей создания легальных рабочих организаций под надзором полиции. Разработанные Зубатовым принципы их деятельности были изложены в докладной записке, подготовленной для него сотрудником газеты «Московские ведомости» Л.А. Тихомировым. Московский обер-полицмейстер Д.Ф. Трепов представил её генерал-губернатору Москвы великому князю Сергею Александровичу, который одобрил идеи Зубатова. Первыми шагами по осуществлению планов Зубатова стали воскресные «чтения» для рабочих в Историческом музее. Одновременно платные агенты Зубатова из рабочих и интеллигентов пресекали попытки революционной пропаганды и агитации на московских фабриках и заводах, вместе с фабричной инспекцией представляли интересы рабочих в трудовых конфликтах с предпринимателями. В 1901 — 1902 под контролем Зубатова в Москве были созданы «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве», «Совет рабочих механического производства Москвы», «Общество взаимной помощи текстильщиков» и др. общей численностью 1800 человек. Во главе движения Зубатов поставил завербованных им бывших членов социал-демократической организации Московский «Рабочий союз», разгромленной в 1896 московской «охранкой». Деятельность Зубатова среди рабочих вызвала протесты предпринимателей, что привело к конфликту между Министерством финансов и Министерством внутренних дел. На встрече с московскими предпринимателями в июле 1902 Зубатов выступил с предложением организовать на предприятиях рабочие комитеты для разрешения трудовых конфликтов, которое, однако, вызвало резкое сопротивление промышленников, недовольных вмешательством полиции в фабрично-заводскую жизнь; Зубатов был переведён в Петербург под непосредственный контроль министра внутренних дел В.К. Плеве. С августа 1903 снова в Москве; установил связи с бывшими сотрудниками и агентами, за что в октябре 1903 выслан во Владимир, а 17 ноября 1903 уволен со службы с запрещением участвовать в политической деятельности, жить в столицах и столичных губерниях. В декабре 1904, после гибели Плеве, полностью восстановлен в правах, получал пенсию. Революцию 1905—07 Зубатов расценил как крах «полицейского социализма». В 1917, узнав об отречении императора Николая II, покончил жизнь самоубийством.

Литература: Николаевский Б.И., История одного предателя, М., 1991; Щеголев П.Е., Охранники, агенты, палачи, М., 1992; Лурье Ф.М., Гапон и Зубатов, в его книге: Полицейские и провокаторы. Политический сыск в России. 1649—1917, СПб., 1992.

А.Н. Петров.

Зубов Константин Александрович

Зу́бов Константин Александрович (1888, село Базарный Сызган, ныне Инзенского района Ульяновской области, — 1956, Москва), актёр, режиссёр, народный артист СССР (1949). Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, одновременно в Петербургской театральной школе у В.Н. Давыдова. На сцене с 1908. В 1925—31 в московском Театре Революции. В 1932—38 художественный руководитель Театра имени Ленсовета. С 1936 актёр и режиссёр, с 1947 главный режиссёр Малого театра. Искусству Зубова были свойственны интеллектуальная острота, тонкая ирония, изящество. Лучшие роли: Цыганов («Варвары» М. Горького, 1941, постановка И.Я. Судакова и Зубова), профессор Хиггинс («Пигмалион» Б. Шоу, 1943, постановка Зубова), Фамусов, Репетилов («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Телятев («Бешеные деньги») и Городулин («На всякого мудреца довольно простоты») А.Н. Островского и др. Постановки: «Евгения Гранде» по Оноре де Бальзаку (1939), «Васса Железнова» Горького (1952) и др. С 1946 профессор Театрального училища имени М.С. Щепкина. Государственная премия СССР (1946, 1947, 1948, 1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Зубов (Васильевская улица, 52), — мемориальная доска.

Зубовский бульвар

Зубовский бульвар.

Зубовский бульвар.

Москва.

Зу́бовский бульва́р между Крымской и Зубовской площадями, на юго-западе Центра Москвы, часть Садового кольца. Назван по Стрелецкой слободе полка И. Зубова, охранявшего в XVII в. Чертольские ворота Земляного города. Возник в 1820-х гг., после сноса Земляного вала (до этого назывался Зубовский вал). В конце XVIII — начале XIX вв. на Зубовском бульваре построен особняк (ныне во дворе д. 15); в конце 20—30-х гг. сооружены Провиантские склады (Зубовская площадь, 2). Владельцем д. 27 (начало XIX в.) был И.А. Гагарин, женившийся на актрисе Е.С. Семёновой; в доме бывали А.С. Пушкин, С.Т. Аксаков, М.Н. Загоскин и др. В конце XIX — начале XX вв. Зубовский бульвар застраивался доходными домами (в д. 15 в 1916—20 жил В.В. Вересаев). В 1930-х гг. проезжая часть Зубовского бульвара реконструирована и заасфальтирована. В 1970-х гг. построено здание издательства «Прогресс» (д. 21). В 1979 сооружено административное здание (д. 4; в 1980 пресс-центр Олимпиады, ныне здесь находятся Российское информационное агентство, агентство «РИА-Новости», Конфедерация журналистских союзов, Фонд защиты гласности, Пресс-центр МИДа). На Зубовском бульваре расположена библиотека 1-го Медицинского института имени И.М. Сеченова (д. 37). Вблизи Зубовского бульвара — станция метро «Парк культуры».

Зуева Анастасия Платоновна

Зу́ева Анастасия Платоновна (1896, село Спасское Тульской губернии — 1986, Москва), русская актриса, народная артистка СССР (1957). Из крестьянской семьи. В 1915 окончила школу драматического искусства под руководством Н.Г. Александрова, Н.О. Массалитинова и Н.А. Подгорного. В 1916 принята во 2-ю Студию МХАТ (первая роль — Варя, «Зелёное кольцо» З.Н. Гиппиус), участвовала в спектаклях МХТ. В 1924 вместе с другими воспитанниками студии — А.К. Тарасовой, К.Н. Еланской, М.М. Яншиным, М.И. Прудкиным и др., составившими так называемое второе поколение Художественного театра, была принята в труппу МХАТ. Созданные Зуевой образы отличались яркой характерностью, смелостью красок; актриса остро раскрывала причудливость, чудачество своих героинь. Среди ролей: Домна Пантелевна («Таланты и поклонники» А.Н. Островского), Кухарка («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого), Матрёна («Воскресение» по Л.Н. Толстому), Коробочка («Мёртвые души» по Н.В. Гоголю), Феклуша («Гроза») и Улита («Лес») А.Н. Островского, мисс Уордль («Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу), Глафира Фирсовна («Последняя жертва» А.Н. Островского). Была мастером народной сценической речи. Среди ролей в кино: Мерчуткина («Юбилей», 1944), Пошлёпкина («Ревизор», 1952). Государственная премия СССР (1952).

Зускин Вениамин Львович

Зу́скин Вениамин Львович (1899 — 1952), актёр, народный артист РСФСР (1939). С 1921 в московском еврейском Камерном театре. Среди лучших ролей: Сендерд-Баба («Путешествие Вениамина III» Менделе Мойхер-Сфорима), Шут («Король Лир» У. Шекспира, 1935), Гоцмах («Блуждающие звёзды» по Шолом-Алейхему, 1940), сват Бадхен («Фрейлехс», 1945). В образах, созданных Зускиным, соединялись острый сценический рисунок, лирическая мягкость трактовки, черты трагические и комические. Играл маленьких людей еврейских местечек, задавленных жалкой жизнью, но наделённых грустным юмором, душами артистов и мечтательных поэтов. В течение почти всей сценической деятельности Зускин был партнёром С.М. Михоэлса.

С 1935 преподавал в театральном училище при Государственном еврейском театре (ГОСЕТ). С 1948 художественный руководитель ГОСЕТа. Снимался в кино: «Искатели счастья» (1936), «Непокорённые» (1945) и др. Государственная премия СССР (1946). Репрессирован.

Б.З.

Зыбелин Семён Герасимович

Зыбелин Семён Герасимович (1735, Москва - 1802, там же), врач. Член Российской академии (1784). Учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1755 одним из первых зачислен студентом в Московский университет, философский факультет которого окончил в 1758. Медицину изучал в Кёнигсберге, Берлине и Лейдене. С 1768 первый профессор Московского университета «из природных россиян». Преподавал теоретическую и практическую медицину, химию и фармацию. Первым начал читать лекции на русском языке и ввёл демонстрацию опытов. Вместе с Д.С. Самойловичем был организатором борьбы с чумой в 1771. Похоронен на Лазаревском кладбище (могила не сохранилась). Рукописное наследие Зыбелина погибло при пожаре 1812.

Литература: Пионтковский И.А., С.Г. Зыбелин, в книге: Зыбелин С.Г., Избранные произведения, М., 1954.

Зюзино

Зю́зино местность на юге Москвы. Соседствует на западе с Новыми Черёмушками, на юго-западе с Беляево-Богородским, с юга к Зюзино примыкает Битцевский лес. Название — от бывшего села (другие названия Скрябино, Скорятино), известного с XVI в., когда оно, возможно, принадлежало выходцам из Твери Зюзиным. В начале XVII в. одним из его владельцев был Фёдор Челюскин, с 1618 — боярин князь А.Ю. Сицкий, затем боярин Г.И. Морозов, женившийся на Ф.П. Соковниной («боярыня Морозова»), истовой стороннице старой веры, деятельнице раскола. При нём в Зюзине была построена деревянная церковь Бориса и Глеба в Зюзине (отсюда ещё одно название села — Борисоглебское). Около 1715, когда селом владели бояре Прозоровские, сооружена ныне существующая каменная церковь Бориса и Глеба (Перекопская улица, 7); в 1879 к церковному зданию была пристроена колокольня. После 1780 Зюзино сменило нескольких владельцев. В 1820-х гг. в усадьбе Зюзино были построены два двухэтажных флигеля, один из которых сохранился (Перекопская улица, 9). В середине XIX в. жилые усадебные постройки использовались под дачи сотрудников Московского университета. В 1885 в Зюзине был построен кирпичный завод. С 1960 в черте Москвы. С 1963 район массовой застройки. Основные улицы: Азовская, Перекопская, Херсонская, Севастопольский проспект.

Литература: Коробко М.Ю., Зюзино, в книге: Усадебное ожерелье Москвы, М., 1996.

Зябликов ручей

Зябликов ручей (Шмелёвка, Хмелёвка, Зябликов ручей)

значительный правый приток р. Городни на юго-востоке Москвы. Длина 5,5 км. Площадь бассейна 12 км2. Верховья, называвшиеся оврагом Крупань и располагавшиеся у современного пересечения Каширского шоссе с Ореховым бульваром, засыпаны. Ниже протекает в открытом русле между Воронежской улицей и Ореховым бульваром, затем - между МКАД и Задонским проездом. Вблизи устья проходит через низинное болото. Основные притоки: справа - Садковский овраг, р. Кузнецовка и Соровский овраг; слева - овраг Лыхина. Долина глубоко врезана, частично залесена и живописна; объявлена в 1991 памятником природы («Ручей Шмелёвка»). В прошлом на берегах находилось село Зябликово.

Зябликовский лесопарк

Зя́бликовский лесопа́рк расположен на юго-востоке Москвы, между Гурьевским проездом и МКАД. Образует единую природную территорию с находящимися к северо-востоку залесёнными оврагами и долиной р. Шмелёвки. Объявлен памятником природы (1991). Площадь около 40 га. По северо-западной окраине массива проходит глубоко врезанный Горбутанский овраг. Примерно половину Зябликовского лесопарка занимает дубрава лещиновая, значительна доля березняков, имеется участок сосновых культур. Среди редких и особо охраняемых видов травянистых растений — ландыш майский, колокольчик широколистный, аконит, купена многоцветковая. Многие лесные травы растут только по склонам оврага, здесь можно видеть декоративные экземпляры клёна остролистного, вяза гладкого, крупные рябины. Животный мир обычен для московских лесопарков; сохранились крот, певчий дрозд, травяная лягушка. Место отдыха жителей Орехова-Борисова и Зябликова. Ближайшая станция метро — «Красногвардейская».

Б.С., Г.М.

Предыдущая страница Следующая страница