Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАЧ"-"ЗЕМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАЧ"-"ЗЕМ")

Зачатьевский монастырь

Зачатьевский монастырь.

Зачатьевский монастырь.

Москва.

Зача́тьевский монасты́рь действующий женский монастырь. Основан в XVI в. царём Фёдором Ивановичем на территории Белого города, между Остоженкой и берегом Москвы-реки, на месте Алексеевского монастыря. Назван по церкви Зачатия Анны (около 1584, разобрана в 1804). В августе 1612 близ Зачатьевского монастыря ополченцы князя Д.М. Пожарского отразили попытку польского войска гетмана Ходкевича прорваться в Кремль. Сожжённый во время Смуты Зачатьевский монастырь был возобновлён в 1623. В 1764 отнесён к 3-му классу. В конце XVIII — начале XIX вв. в Зачатьевском монастыре построены трапезная (1798—99), 3-ярусная колокольня (1800), возведён неоготический Зачатьевский собор (с престолами Зачатия Анны и Рождества Богородицы, 1804—07, архитекторы М.Ф. Казаков и М.М. Казаков). В соборе были две гробницы сестёр митрополита Алексия — монахинь Иулиании и Евпраксии. В 1812 монастырь разорён французами, восстановлен на средства, отпущенные Синодом. В монастыре имелись две местночтимые иконы Богоматери — «Милующая» и «Неопалимая Купина». При Зачатьевском монастыре действовали богадельня для престарелых инокинь, рукодельная мастерская, где вышивали и метили бельё. Монастырь владел землями в Бронницком уезде, лесами в Звенигородском уезде, рыбной ловлей на Москве-реке. В 1846—50 архитектор М.Д. Быковский на средства, пожертвованные В.М. Головиным, построил здание богадельни с церковью Сошествия Святого Духа (значительно перестроено в 1930-х гг.). К 1907 в Зачатьевском монастыре было 27 монахинь и 25 послушниц. В ноябре 1917 в районе монастыря шли бои между юнкерами и красногвардейскими отрядами, которые стремились захватить штаб Московского военного округа во Всеволожском переулке. В 1924 Зачатьевский монастырь был упразднён, на его территории открыта трудовая колония для беспризорных. В 1930-х гг. многие постройки Зачатьевского монастыря снесены, в том числе монастырский бор, на месте которого построено типовое здание средней школы. Сохранились ограда монастыря и надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа, построенная в 1696—97 как домовый храм Римских-Корсаковых; композиция здания типа восьмерик на четверике, наличники с разорванными фронтонами, восьмиугольные окна на боковых фасадах характерны для московского барокко. В 1993 в церкви возобновились богослужения. В 1990-х гг. на территории Зачатьевского монастыря открыта богадельня. От названия монастыря происходит наименование 1-го, 2-го и 3-го Зачатьевских переулков.

Заяузье

Историческая территория Москвы к востоку от Кремля, на левом берегу р. Яузы (отсюда название), близ её устья. Поселения сельского типа существовали в Заяузье в XII-XIII вв. Через Заяузье пролегала дорога на Коломну и Рязань, по которой в 1380 прошла на Куликово поле русская рать князя Дмитрия Донского. В XIV в. в Заяузье основан Андроников монастырь. Интенсивное заселение Заяузья началось в XVI в., на его территории возникли Таганная, Гончарная, Котельничья (отсюда название Котельническая набережная) и другие слободы. Сохранилась церковь Никиты за Яузой (XVI в.). В конце XVI в. часть Заяузья вошла в состав Земляного города. С первой половины XVII в. в Заяузье появляются дворы бояр, иноземцев, дворян. В XVIII в. слободской уклад исчезает, территория застраивается домами купцов, чиновников, дворян (сохранился ряд городских усадеб, в том числе Баташова). Заяузье сильно пострадало от пожара 1812. В XIX в. название Заяузье исчезает из московской лексики, на значительную часть его территории распространяется наименование Таганка. В 1973 часть Заяузья в пределах Садового кольца объявлена заповедной зоной (улицы Гончарная, Верхняя Радищевская, Яузская, Николоямская).

Збруева Евгения Ивановна

Збру́ева Евгения Ивановна (фамилия первого мужа матери) (1868, по другим сведениям, 1867, Москва — 1936, там же), певица (контральто), педагог, заслуженная артистка Императорских театров (1912), заслуженная артистка Республики (1922). Дочь композитора П.П. Булахова. В 1877—86 училась в московском Мариинском институте (пела в институтском хоре, была его регентом). Позднее занималась фортепьяно у А.С. Аренского, по рекомендации которого в 1889 принята (как стипендиатка П.М. Третьякова) в Московскую консерваторию на третий курс в класс вокала Е.А. Лавровской. По окончании консерватории в 1893 дебютировала (под фамилией Булахова) на сцене Большого театра (партия Вани в опере «Жизнь за царя» М.И. Глинки), где пела до января 1905. С 1896 выступала как камерная певица, в том числе в концертах Кружка любителей русской музыки. Ей аккомпанировали Аренский, С.В. Рахманинов, А.И. Зилоти. Была первой исполнительницей сольной партии в кантате «По прочтении псалма» С.И. Танеева (1915, Москва; под управлением С.А. Кусевицкого), первой исполнительницей в России произведений Г. Малера и Р. Штрауса. Обладала голосом редкой мощи. В 1904 по её инициативе в Москве был организован первый вокальный квартет. В 1905—18 в Мариинском театре (Петербург). В репертуаре Збруевой было 45 партий. Преподавала (с 1916 профессор) в ряде городов России, в 1921—23 в Московской консерватории, в 1923—34 в Московском оперном театре имени К.С. Станиславского, ряде музыкальных коллективов (в том числе Центральном доме Красной Армии). Воспитала около 250 учеников. Аренский посвятил Збруевой несколько романсов, А.К. Лядов — «Пять русских песен для голоса с оркестром». Похоронена на Введенском кладбище.

Сочинения: Воспоминания, в книге: Музыкальное наследство, т. 1, М., 1962.

Литература: Богуславский С., Заслуженная артистка государственных театров Е.И. Збруева, М., 1925; Черная Е., Соратница Шаляпина, «Советская музыка», 1963, № 10.

М.В. Есипова.

Званцев Николай Николаевич

Зва́нцев Николай Николаевич (сценический псевдоним Неволин, Званцев-Неволин) (1870, Нижний Новгород — 1923, Москва), певец (бас-баритон), режиссёр. Из дворянской семьи. В 1895 окончил Московскую консерваторию по классам пения, скрипки и композиции, затем совершенствовался в пении в Милане и Париже. В 1900—02 пел в Московской частной русской опере С.И. Мамонтова, там же в 1902 поставил оперу П.И. Чайковского «Черевички» и спел в ней партии Скулы и Чуба. В 1902—11 режиссёр МХТ, в 1913—19 — театра Незлобина, затем работал заведующим художественной частью в «Опере С.И. Зимина». Выступал и как драматический актёр: на сцене МХТ исполнил роли Пимена («Борис Годунов» А.С. Пушкина) и Шаафа («Месяц в деревне» И.С. Тургенева). В 1903—11 и с 1912 преподавал в Московской консерватории (профессор с 1915).

Зверев Николай Сергеевич

Зве́рев Николай Сергеевич (1832, близ Волоколамска — 1893, Москва), пианист, педагог. Учился на физико-математическом факультете Московского университета, служил министерским чиновником в Москве, Петербурге. Игрой на фортепьяно начал заниматься ещё во 2-й Московской гимназии, затем брал уроки у А.И. Дюбюка в Москве, у А.Л. Гензельта в Петербурге. В 1867 оставил службу и переехал в Москву, где стал давать частные уроки и в 1870—90-х гг. достиг славы лучшего в Москве детского фортепьянного педагога. В 1870 приглашён Н.Г. Рубинштейном в Московскую консерваторию в качестве преподавателя младшего отделения; с 1883 профессор. Некоторые наиболее талантливые ученики из небогатых семей (6—7 человек) жили у Зверева как пансионеры на полном обеспечении. Зверев руководил их воспитанием и образованием, посещал с ними все премьеры Малого и Большого театров, гастрольные выступления зарубежных артистов и др. Среди многочисленных учеников Зверева — консерваторских (за все годы работы около 250) и частных — были: А.Н. Скрябин, А.Н. Корещенко, А.И. Галли, С.Н. Ремезов, Л.А. Максимов, М.Л. Пресман, Ф.Ф. Кенеман, К.Н. Игумнов, С.В. Рахманинов (жил у Зверева в 1885—89) и А.И. Зилоти (жил у Зверева в 1873—81). В доме Зверева часто бывали П.И. Чайковский, С.И. Танеев, А.Г. Рубинштейн, многие другие московские знаменитости. Жил в Ружейном переулке. Похоронен на Даниловском кладбище.

Литература: Пресман Л., Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов. (Памяти профессора Московской консерватории Н.С. Зверева), в книге: Воспоминания о Рахманинове, 5 изд., т. 1, М., 1988.

О.В. Фраёнова.

Звонарский переулок

Звона́рский переу́лок (в 1922—93 2-й Неглинный переулок), между Неглинной улицей и Рождественкой. Назван по слободке кремлёвских звонарей, живших здесь в XV—XVII вв. На углу Звонарского переулка и улицы Рождественки в 1762—81 построена церковь Николая Чудотворца в Звонарях (архитектор К.И. Бланк). В XIX в. застройка Звонарского переулка в основном была малоэтажной, за исключением доходных домов — д. 1 (1914, архитектор И.Г. Кондратенко) и д. 5 (1914, архитектор Ф.А. Ганешин). В доме В.И. Фирсановой (д. 2/14) снимал квартиру А.П. Чехов.

И.Л. Давыдова.

Звягина Лидия Юрьевна

Звягина Лидия Юрьевна (Георгиевна) (1861, Каменец-Подольский Подольской губернии - 1943, Москва), певица (контральто). Из дворянской семьи. Пению училась в Киевской музыкальной школе, в 1882-88 в Петербургской консерватории. В 1890 и 1891 совершенствовалась в Париже у П. Виардо. В 1889-1909 солистка Большого театра. Звягина обладала сильным низким голосом «бархатного» тембра, её исполнительская манера отличалась простотой и искренностью. Среди лучших ролей: Ваня («Жизнь за царя» М.И. Глинки), Полина («Пиковая дама» П.И. Чайковского), Кончаковна («Князь Игорь» А.П. Бородина), Княгиня («Русалка» А.С. Даргомыжского). С 1903 выступала в концертах Кружка любителей русской музыки, исполняла романсы Глинки, Даргомыжского, Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинова, А.С. Аренского.

В 1920-24 профессор Московской консерватории; в начале 1920-х гг. преподавала в Московском частном музыкальном училище В.Ю. Зограф-Плаксиной.

Звягинцев Евгений Алексеевич

Звя́гинцев Евгений Алексеевич (1869, Елец — 1945, Москва), историк, педагог. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Работал в провинциальных земских учреждениях, с 1907 — в Московском уездном земстве. Был редактором учебников в издательстве И.Д. Сытина. Одновременно преподавал в Университете Шанявского, на учительских курсах. После 1917 работал в вузах. Участвовал в организации народных школ, пропагандировал идею преподавания в них краеведения («Родиноведение и локализация в народной школе», 1919). Занимался изучением истории народного образования, земского движения. Звягинцев — один из авторов и редакторов путеводителя «Москва» (1915). Разработал программу учебно-исторических экскурсий по Москве (1918).

Згура Владимир Васильевич

Згу́ра Владимир Васильевич (1903, Курган — 1927, Крым), искусствовед, историк, москвовед. Родился в семье губернского предводителя оренбургского дворянства. Окончил московскую гимназию С.И. Ростовцева. Учился в университете Шанявского и Археологическом институте, который окончил в 1922. В 1920 по рекомендации А.В. Чаянова принят в общество «Старая Москва». В 1922 организовал и возглавил Общество изучения русской усадьбы [учредительное собрание общества состоялось в его квартире в д. 25 по 1-му Знаменскому переулку (ныне 1-й Колобовский)], разработал принципы усадьбоведения, организовал первые курсы по проблемам истории русской усадьбы. Под руководством Згуры осуществлялось натурное обследование подмосковных усадеб и выпущены систематизированный справочник «Памятники усадебного искусства. Московский уезд» (1928), научно-популярные путеводители по подмосковным музеям (Згура — автор статей о Кускове, Царицыне и Суханове). Занимался изучением работ В.И. Баженова, А.Г. Григорьева, Д.И. Жилярди, И.П. Зарудного и других архитекторов. В 1927 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую творчеству Баженова. Згура утонул во время землетрясения в Крыму. Похоронен в Москве на Семёновском кладбище, после его закрытия перезахоронен на Преображенском кладбище.

Литература: Иванова Л.В., «Такой талантливый и так много обещавший человек...», в сборнике: Краеведы Москвы, в. 1, М., 1991 (библ.).

Ю.А.

Здание ВЦСПС

Здание ВЦСПС.

Здание ВЦСПС.

Москва.

Зда́ние ВЦСПС (Ленинский проспект, 42). Строилось в 1936—59 по проекту А.В. Власова. В оформлении фасада, точнее, трёх его угловых частей, присутствуют итальянские «цитаты»: балдахины на колонках (четвертый этаж) взяты из архитектурных фонов древнеримской (помпейской) живописи, арочные лоджии (пятый этаж) над высокими башнями без окон заимствованы из искусства XIV в., изображение усиленного перспективного сокращения в живописных кессонах венчающего карниза-козырька по мере удаления от его края повторяет приёмы монументальной живописи и архитектуры итальянского барокко. «Пилообразный» план с динамичным построением корпусов по диагонали восходит к градостроительным идеям конструктивизма. Видимое в отдалении, в разрыве между симметричными «кулисами» — двумя типовыми домами, стоящими по красной линии улицы, — здание воспринимается как некий театральный «задник». В московской архитектуре 1950-х гг. оно осталось своеобразным стилевым исключением. В настоящее время в здании размещаются органы Федерации независимых профсоюзов.

М.В. Нащокина.

Здание Госторга

Здание Госторга.

Здание Госторга.

Москва.

Зда́ние Госто́рга (Мясницкая улица, 47). Возведено в 1927 в формах конструктивизма по проекту архитектора Б.М. Великовского (при участии М.О. Барща, Г.Г. Вегмана, М.В. Гакен, А.Я. Лангмана и др.). Рационалистическая стилистика, которой придерживались авторы постройки, выразилась в объёмной композиции здания-комплекса, состоящего из 6 симметрично расположенных, объединённых в одно целое семиэтажных корпусов. В нижних этажах предусмотрены выставочные и операционные залы, в верхних — основные рабочие помещения и зал заседаний. Проект осуществлён частично (не возведена 14-этажная башня в центре). Сооружение отличается внутренне согласованной планировкой, удачными пропорциями. «Обнажённость» железобетонного каркаса, широкое остекление, раскрытость помещений наружу подчёркиваются жёсткостью его лаконичных форм, простым, монотонным ритмом фасадных членений.

Здание Кригскомиссариата

Здание Кригскомиссариата.

Здание Кригскомиссариата.

Москва.

Зда́ние Кри́гскомиссариа́та (Космодамианская набережная, 24—26). На рубеже XVII—XVIII вв. на участке его расположения находилась усадьба, так называемый дворец Бирона. В середине XVIII в. она перешла к военному ведомству, построившему здесь Кригскомиссариат — учреждение, ведавшее снабжением армии (образован в 1731). В 1778—80 после сломки старого здания по проекту архитектора Н.Н. Леграна было возведено ныне существующее. Оно включает как конторские, так и складские помещения, что и определило объёмно-пространственную композицию сооружения: не замкнутое со стороны Садовнической улицы каре состоит из трехэтажного административного корпуса и двухэтажных крыльев, где размещались склады. Все части постройки связаны воедино угловыми башнями. Разворот главного корпуса вдоль набережной, куда ранее выходили лишь задворки усадеб, свидетельствует о новом этапе градостроительного мышления (Легран принимал участие в разработке плана реконструкции Москвы 1775). Строгость пропорций, мощные скругления башен, дорические портики речного и дворового фасадов определяют монументальную внушительность здания. Одновременно фасадному декору свойственна тонкая графичность, характерная для раннего классицизма. Основной декоративный мотив — плоские ниши — в главном корпусе дополнен лепной арматурой. Круглые окна с наличниками-гирляндами в верхней части башен, их сложные купольные кровли придают постройке особое изящество. В 1797 Кригскомиссариат был переведён в Петербург, в Москве осталась Кригскомиссариатская контора (помещалась в том же здании). В 1864 Кригскомиссариат был упразднён, здание занимали различные учреждения военного ведомства. В советский период склады были надстроены, на месте ограды со стороны Садовнической улицы возведён новый корпус. От Кригскомиссариата происходит название Комиссариатского моста через Водоотводный канал, Комиссариатского переулка и бывшей Комиссариатской набережной (ныне часть Космодамианской набережной).

Е.Е. Андреева.

Здание Моссельпрома

Здание Моссельпрома. 1970-е гг.

Здание Моссельпрома.

1970-е гг.

Москва.

Зда́ние Моссельпро́ма (Нижний Кисловский переулок, 10/2), памятник многоэтажной многосекционной жилой архитектуры начала XX в. Строительство было начато в 1911 по проекту Н.Д. Струкова, в 1913 произошло частичное обрушение здания, достраивалось в 1920—23 (архитектор Д.М. Коган, инженер В.Д. Цветаев). Занимая угловой участок вблизи площади Арбатские ворота, приобрело градостроительное значение, являлось одним из самых высоких в Москве; было увенчано монументальной 11-этажной гранёной угловой башней с зубцами наверху (по проекту инженера А.Ф. Лолейта). Здание Моссельпрома выделяется подчёркнуто жёсткой геометричной рациональностью построения объёмов, чётко ограниченных монолитными ровными плоскостями и гранёными поверхностями стен, выразительностью энергично очерченного силуэта. В 1920-х гг. на здании находилась реклама Моссельпрома («Нигде кроме, как в Моссельпроме!»), текст которой сочинил В.В. Маяковский. Помимо плакатов, помещённых на башне и отличавшихся умелым выбором конструктивного шрифта и цветов, сами фасадные плоскости были окрашены по горизонтали тёмным тоном, по вертикали — светлым, что пластически обогащало облик здания и делало его яркой, живой доминантой городской среды.

М.И. Астафьева-Длугач.

Здание Наркомзема

Зда́ние Наркомзе́ма (Садовая-Спасская улица, 15). Выстроено по проекту А.В. Щусева (при участии Д.Д. Булгакова, И.А. Француза, Г.К. Яковлева, 1928—33) в стиле позднего конструктивизма для Наркомата земледелия; одно из наиболее масштабных и значительных в градостроительном отношении общественных сооружений Москвы конца 20-х — начала 30-х гг. Здание Наркомзема, включающее четыре крупных корпуса, сгруппированных вокруг внутреннего двора, занимает большую территорию между Садовой-Спасской улицей и Орликовым переулком, образуя при их пересечении эффектную и динамичную композицию. Угол здания пластически выделен скруглением стен, сквозь которое в верхней части проступают чёткие грани прямоугольного объёма. Выразительно обыгрываются лаконичные плоскости стен, чёткий ритм горизонтальных «лежачих» и ленточных окон. Для интерьера характерны ясность и целесообразность планировки помещений.

М.И. Астафьева-Длугач.

Здание Наркомпрома

Зда́ние Наркомпро́ма см. Здание Центросоюза.

Здание Новоекатерининской больницы

Зда́ние Новоекатери́нинской больни́цы дом князя Гагарина у Петровских ворот (Страстной бульвар, 15). Монументальная постройка с 12-колонным портиком, господствующая над всей застройкой Страстного бульвара, сооружена в 1786—90 на территории обширной усадьбы Гагариных (где уже имелись каменные здания первой половины и середины XVIII в., возможно, включённые в новый дворцовый комплекс). Авторство иногда приписывают М.Ф. Казакову. Здание получило масштабное, чётко спланированное и компактное решение с вытянутым вдоль Страстного бульвара протяжённым фасадом, в котором выделены величественный трёхэтажный объём центральной части с портиком, симметричные двухэтажные боковые крылья, к левому из которых был пристроен манеж, каретники и хозяйственные помещения, образовавшие глубокий внутренний двор. В 1802—12 в здании находился Английский клуб, в 1812 оно горело, в 1825—28 его перестроил О.И. Бове для Новоекатерининской больницы. При этом была проведена внутренняя перепланировка парадной анфилады в череду больничных палат, овальный зал второго этажа по центральной оси переделан в больничную церковь. Снаружи здание получило такой же простой и строгий облик, как и внутри: украсив главный портик монументальным лепным фризом, Бове сделал крайне лаконичным решение садового фасада и бывшего хозяйственного двора. Сохранились остатки парка, постройки XIX в., ограды с воротами, часовня в стиле ампир при больничном морге. Ныне в здании — Двадцать четвёртая городская клиническая больница.

Здание Опекунского совета

Здание Опекунского совета (улица Солянка, 12) - одна из наиболее монументальных московских построек в стиле ампир. Выстроено Д.И. Жилярди и А.Г. Григорьевым в 1823-26 на сравнительно небольшом участке, граничившем с территорией Воспитательного дома. Первоначально представляло собой ансамбль из главного корпуса (с конторскими и приёмными помещениями) и двух боковых флигелей (с жилыми помещениями для сотрудников); в глубине участка располагались хозяйственные постройки. И главный, и боковые корпуса получили торжественный и величественный облик. Фасад главного корпуса оформлен строгим восьмиколонным портиком ионического ордера, который поставлен на простое монолитное основание первого этажа, прорезанное входными арками, к которым ведёт широкая наружная лестница. Портик венчают тонко проработанный фриз и строгий 3-угольный фронтон, а весь лаконичный, чётко очерченный объём здания - массивный купол на широком барабане, с широкими полукруглыми окнами. Симметричные боковые флигеля, игравшие в композиции подчинённое положение, отличались меньшим масштабом и крайним лаконизмом облика. В 1846-49 М.Д. Быковский возвёл двухэтажные переходы, соединившие главный корпус с боковыми, что создало единый внушительный фасад здания по Солянке, но уничтожило богатство пластических эффектов и ритмических соотношений, присущих первоначальному проекту. Тем не менее, ансамбль Опекунского совета не только сохранил, но и упрочил свою ведущую роль в застройке улицы, задавая ей новый ритм и масштаб своими мощными членениями и чёткими укрупнёнными пропорциями. Внутренняя планировка отличается строгой симметрией, залы парадного этажа соединяются широкими проёмами, оформленными колоннами тосканского ордера, и образуют торжественные анфилады.

А.Н. Ерошкина (история).

Здание Оружейной палаты

Здание Оружейной палаты (1844-51, архитектор К.А. Тон) - прямоугольное в плане, двухэтажное, на высоком цокольном этаже; на втором этаже двухсветные залы, стены украшены 58 мраморными барельефными портретами-медальонами русских князей и царей (1774-75, скульптор Ф.И. Шубин).

Литература: Гончаренко В.С., Нарожная В.И., Оружейная палата. Путеводитель, М., 1976; Писарская Л.В., Мартынова М.В., Оружейная палата, 6 изд., М., 1987.

Здание Совета труда и обороны

Зда́ние Сове́та труда́ и оборо́ны (впоследствии СНК СССР, Совета Министров СССР, Госплана СССР, ныне — Государственной Думы Российской Федерации) (улица Охотный ряд, 6). Возведено в 1932—35 по проекту архитектора А.Я. Лангмана, победившего в закрытом конкурсе 1933. Мощный объём здания, расположенного на углу Охотного ряда и Тверской улицы, привёл к изменению масштаба окружающей застройки. По плану реконструкции он открывал аллею Ильича, ведущую к проектировавшемуся Дворцу Советов. Основной 10—12-этажный корпус, протянувшийся на 160 м, декорирован по фасаду рельефными пилястрами во всю высоту здания, трёхэтажным порталом и аттиком с Гербом СССР. Здание имеет рациональный и простой план — центральный коридор с рабочими комнатами по сторонам и тремя лестничными холлами. В отдельном объёме, примыкающем к дворовому фасаду, за парадной лестницей, один над другим расположены три зала заседаний. Для наружной облицовки здания использовался известняк, взятый из обломков взорванного храма Христа Спасителя. Новый корпус, со стороны Георгиевского переулка, построен в 1967 по проекту архитектора Л.Н. Павлова. В 1994—95 интерьеры здания подверглись реконструкции.

Т.А. Гатова.

Здание Ссудной казны

Зда́ние Ссу́дной казны́ (Настасьинский переулок, 3). Выстроено в 1913—16 по проекту В.А. Покровского и Б.М. Нилуса для московского отделения Ссудной казны (один из видов ломбарда). Планировка сооружения — операционный корпус и хранилище, соединённые узким переходом, — идентична выстроенному архитектором Покровским банку в Нижнем Новгороде. Яркий образец неорусского стиля, постройка имеет выраженный парадный характер, созданный как композиционными, так и декоративными приёмами. Центр главного фасада подчёркнут крытым крыльцом, повышенным фигурным завершением и башенкой с высоким шпилем. Почти вся фасадная плоскость покрыта мелким «бриллиантовым» рустом. Основные декоративные детали выполнены в духе архитектуры московского барокко. Интерьеры (вестибюль с парадной лестницей, двухсветный зал, операционные помещения) ярко расписаны.

Е.Е. Андреева.

Здание Центросоюза

Здание Центросоюза (Мясницкая улица, 39). Выстроено в 1929-36 по проекту Ле Корбюзье при участии П. Жаннере и Н.Д. Колли. Крупное общественное здание, сыгравшее большую роль в формировании городской среды, отличается монументальностью, укрупнённым масштабом форм и лаконизмом геометрически простых объёмов. Обширные стеклянные поверхности главного уличного фасада контрастируют с глухими стенами, облицованными фиолетово-розовым туфом. Здание опирается на мощные столбы, первый этаж первоначально не был застроен, поэтому яснее ощущалось мастерство инженерного расчёта, позволившего сосредоточить всю нагрузку в нескольких узловых точках конструкции. Задний фасад здания, ныне выходящий на проспект Академика Сахарова, благодаря своим монументальным формам, также воспринимается как главный, но решён совершенно иначе: по контрасту к плоским поверхностям, преобладающим в остальных частях здания, в нём эффектно сопоставлены объёмы конференц-зала и группы клубных помещений, отличающиеся особой массивностью и пластичностью скруглённых форм.

М.И. Астафьева-Длугач.

Здравоохранение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зеленоград

Зеленогра́д в статье Зеленоградский административный округ.

Зеленоградский административный округ

Зеленоградский административный округ.

Зеленоградский административный округ Москвы.

Зеленогра́дский администрати́вный о́круг (г. Зеленоград), в 37 км к северо-западу от Москвы, в 20 км от МКАД, близ железнодорожной станции Крюково. Ограничен с севера Ленинградским шоссе, с востока Октябрьской железной дорогой, на юге долиной р. Горетовки. Состоит из пяти районов: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и Крюково. Площадь 37 км2, в том числе селитебная 13,9 км2. Население 198,6 тыс. человек (2% общей численности москвичей); плотность населения 5,4 тыс. человек на 1 км2 (1995).

Зеленоград — один из ведущих центров микроэлектроники России. Здесь находятся крупные предприятия электронной промышленности и 11 НИИ, специализирующихся на продукции высоких технологий и наукоёмких производств. Строится (1995) завод по розливу артезианской воды «Московия». Основные транспортные магистрали: Центральный, Московский и Панфиловский проспекты. Железнодорожное сообщение с Москвой осуществляется по Октябрьской железной дороге, автобусное — по Ленинградскому шоссе (до станции метро «Речной вокзал»).

Общая площадь жилого фонда 3,9 млн. м2, на 1 жителя приходится 19,6 м2 (1995).

Зеленоград как город-спутник Москвы начал застраиваться в 1958. Архитектурный облик его сложился в 60-х гг. (руководитель проекта застройки — архитектор И.А. Покровский), когда появились новые микрорайоны «пятиэтажек», окружённых лесопарком. С 1971 Зеленоград по новому генеральному плану (архитектор Покровский) застраивался домами улучшенной планировки. За создание архитектурных комплексов коллективу проектировщиков и строителей в 1975 была присуждена Государственная премия СССР.

Сферу торговли представляют предприятия всех видов собственности и рынки.

Бытовое и коммунальное обслуживание осуществляют более 90 предприятий службы быта и около 40 предприятий общественного питания. В округе 8 поликлиник (в том числе 4 детские), 2 больничных учреждения, 3 специализированных диспансера; филиал офтальмологического центра МНТК «Микрохирургия глаза».

В 1995 в системе народного образования действовало свыше 50 дошкольных учреждений, 35 общеобразовательных школ, 1 школа-интернат, 2 музыкальные школы, 3 средних специальных учебных заведения, Центр непрерывного профессионального образования, 2 вуза (Московский институт электронной техники и Колледж менеджмента и коммерции). В сеть учреждений культуры входят 8 библиотек, 2 кинотеатра, 2 выставочных зала («Флейта», «Зеленоград»), клуб «Силуэт», Дворец культуры, Городской дворец творчества детей и юношества, краеведческий музей, «Ведогонь-театр». Крупнейшее спортивное сооружение города — спорткомплекс Института электронной техники. Имеются также другие стадионы, бассейн, детско-юношеские спортивные школы и т.п.

Осенью — зимой 1941 в районе Зеленограда проходил рубеж обороны Москвы. Над братской могилой, на 41-м км Ленинградского шоссе, откуда были взяты останки Неизвестного солдата для захоронения у Кремлёвской стены, сооружён Монумент защитникам Москвы (скульпторы В.Г. Штейнман, А.Г. Штейнман; архитекторы Покровский, Ю.А. Свердловский). Далее по шоссе на высоком цоколе установлен танк Т-34.

К наиболее популярным местам отдыха относятся обширные лесопарковые массивы (общей площадью 876 га), среди них — Парк Победы и «Ровесник»; скверы и благоустроенные водоёмы (5 крупных прудов с пляжами и лодочными станциями и др.).

Зелинский Николай Дмитриевич

Зели́нский Николай Дмитриевич (1861, Тирасполь — 1953, Москва), химик, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Окончил Новороссийский университет в Одессе (1884). С 1893 работал в Москву: в МГУ (профессор) и одновременно (с 1935) в Институте органической химии (ИОХ). Создатель научной школы, один из основоположников органического катализа и нефтехимии. Президент Московского общества испытателей природы (с 1935). Премия имени В.И. Ленина (1934). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1948). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Зелинского в 1961 названа улица (улица Академика Зелинского) в районе Ленинского проспекта. Его имя присвоено в 1953 ИОХ. На домах, где жил Зелинский, — мемориальные доски (Тверская улица, 9; Никитский переулок, 2, здесь же мемориальный кабинет Зелинского).

Земенков Борис Сергеевич

Земенко́в Борис Сергеевич (1903, Москва — 1963, Абрамцево Московской области), художник, поэт, москвовед. Родился на Плющихе, с 1907 родители Земенкова снимали квартиру в 1-м Переяславском переулке, затем у Красных ворот, на углу Орликова переулка (Доходный дом Афремова). В дальнейшем Земенков жил в Большом Козловском переулке. В 1918—21 учился в МУЖВЗ (Вхутемасе). В 1919 участвовал на стороне Красной Армии в боях на Восточном фронте; в 1920 издал книгу стихов «Стеарин с проседью. Военные стихи экспрессиониста», вошёл в группу экспрессионистов, но вскоре вышел из неё. Посещал вечера в литературном кафе «Домино», «Стойло Пегаса», позднее изобразил их в серии «акварелей-воспоминаний», был знаком с Н.Н. Асеевым, С.А. Есениным, В.В. Маяковским, С. Спасским и др. В середине 20-х гг. вошёл в объединение художников «Бытие», отвергавшее крайности авангардизма. В 1926 участвовал в выставке «Бытия» (московские пейзажи «Сорок сороков», «Говорящие камни» и др.). Много работал в жанре городского пейзажа («Булочная», «Огни города», «Дом с колоннами», «Новая Москва»), создал серию зарисовок памятных литературных домов в том виде, который они имели, когда в них жил тот или иной писатель. Участвовал в деятельности общества «Старая Москва». В 1941 в Москве и Ленинграде состоялась выставка акварелей Земенкова «Литературный Петербург и Москва». В годы Великой Отечественной войны создал серию рисунков «Москва в ноябре—декабре 1941 года», плакаты для «Окон ТАСС», написал статью «По литературной Москве, пострадавшей от фашистских бомб» (1942; не опубликована). К 40-м гг. относится серия акварелей и «рисунков-реставраций» зданий, связанных с жизнью В.Г. Белинского, Н.И. Новикова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей, выполненных для Литературного музея и Музея истории и реконструкции Москвы. В эти же годы публиковал в газетах и различных сборниках статьи о памятных местах Москвы и Подмосковья. Автор работ «По чеховским местам в Москве» (в книге «Литературные экскурсии по Москве», 1948), «Белинский в Москве» (в книге «Литературное наследство», т. 57, 1951), «Н.В. Гоголь в Москве» (в книге «Труды Музея истории и реконструкции Москвы», в. 4, 1954), «Памятные места Москвы» (1959), «М.С. Щепкин в Москве» (1966), раздела «Литературные места» в книге: «Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV—XIX веков» (1962). В 1962 вышел составленный Земенковым сборник воспоминаний о Москве первой половины XIX в. «Очерки московской жизни». Многие картины, акварели и рисунки Земенкова хранятся в Музее истории Москвы.

Литература: Муравьев В.Б., «Поправляйте и продолжайте», в сборнике: Краеведы Москвы, в. 2, М., 1995.

Н.Д. Александров, Ю.Н. Александров.

Земляной вал

Земляно́й вал название системы оборонительных сооружений, возведённых вокруг Земляного города в 1591—92. Первоначально укрепления представляли собой деревянную стену с башнями (на планах XVII в. — от 52 до 58, из них 12 воротных) и именовались Деревянным городом или Скородомом (из-за быстроты строительства). Длина стены около 15 км, высота около 5 м. Деревянные укрепления в 1611 полностью сгорели. В конце 30-х гг. XVII в. на их месте был насыпан вал и вырыт ров, в 1659 сооружена деревянная ограда. В 1683—1742 Земляной вал был таможенной границей Москвы, перед его воротами возникли рынки. В XVII в. с южной стороны Земляного вала ворота были укреплены бастионами, а Калужская и Серпуховская башни (находились на современных одноимённых площадях) сооружены из камня. В конце XVII в. построена так называемая Сухарева башня, близ которой возник Сухаревский рынок. Вблизи ворот Земляного вала находились стрелецкие слободы. В XVIII в. Земляной вал утратил оборонительное значение и в 1816—30 был срыт. Возникшая на его месте широкая кольцевая улица была частично занята садами — отсюда название современного Садового кольца. На месте ворот Земляного вала возникли площади. Ныне память о Земляном вале сохранилась в наименовании улиц Крымский вал, Зацепский вал и Земляной вал, Валовая улица и площадь Земляной вал.

Земляной город

Земляно́й го́род историческая территория Москвы, между современным Садовым и Бульварным кольцом. Включала часть Замоскворечья. Название — от Земляного вала. Территория Земляного города была занята слободами: в Замоскворечье — главным образом стрелецкими, вокруг монастырей — монастырскими, в западной части Земляного города и в северной части Замоскворечья — дворцовыми, в северной и восточной частях — так называемыми чёрными (ремесленниками и торговцами). В XVIII в. слободской уклад исчезает. Замоскворечье и Заяузье заселяются главным образом купцами, район улиц Остоженки, Пречистенки, Поварской — дворянами (сохранился ряд городских усадеб и особняков). Застройка Земляного города сильно пострадала при пожаре 1812. В XIX в. название Земляной город исчезает из московской лексики.

Предыдущая страница Следующая страница