Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗАБ"-"ЗАЦ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗАБ"-"ЗАЦ")

Забелин Иван Егорович

И. Е. Забелин.

И. Е. Забелин.

Забе́лин Иван Егорович (1820, Тверь — 1908, Москва), историк, археограф, музейный деятель, коллекционер, действительный статский советник (1876), член-корреспондент (1884), почётный член (1907) Петербургской Академии наук. Сын мелкого чиновника. С 1828 семья Забелина жила в Москве. С 1832 (после смерти отца) воспитывался в Преображенском сиротском училище. В 1837 поступил на службу в Оружейную палату Московского Кремля канцелярским служителем 2-го разряда, с 1848 работал в Дворцовой конторе. Знакомство с древними памятниками Кремля, изучение документов дворцового архива предопределили интерес Забелина к истории Москвы, обычаям и быту русского народа. Этому способствовало и общение Забелина в начале 40-х гг. с историками-москвоведами И.М. Снегирёвым и П.М. Строевым. В 1842 в приложениях к «Московским ведомостям» опубликована первая статья Забелина о выездах царской семьи на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В 1843 Забелин выступил в журнале «Москвитянин» с критическим разбором книги А.Ф. Вельтмана «Достопамятности Московского Кремля», считая необходимым перейти от описания отдельных памятников к более углублённому изучению истории Москвы в органичной связи с общей историей России. В 1846 Забелин опубликовал в «Московских ведомостях» статью, в которой обосновал дату основания Москвы (4 апреля 1147). С 1851 действительный член (в 1879—88 председатель) ОИДР при Московском университете. С 1855 архивариус Московской дворцовой конторы, с 1856 редактор неофициальной части газеты «Московские губернские ведомости», ввёл в ней раздел «Материалы для истории Москвы и её окрестностей». В 1859—76 служил в петербургской Археологической комиссии. Один из организаторов и фактический руководитель Исторического музея (с 1884 товарищ председателя музея; официальный председатель — великий князь Сергей Александрович). С 1880 Забелин по решению Городской думы возглавлял группу для написания «Истории Москвы», опубликовал в печати ряд работ, связанных с подготовкой этого издания. В 1902 вышла первая часть фундаментального исследования Забелина «История города Москвы» (переиздания, 1905, 1990; вторая часть не была опубликована). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Коллекция древних рукописей, икон, гравюр, нумизматических знаков и эстампов, которую Забелин собирал с 1830-х гг., была по его завещанию передана в Исторический музей; значительная часть книжного собрания хранится в Исторической библиотеке. В 1961 именем Забелина названа улица (бывший Большой Ивановский переулок) между Солянкой и Старосадским переулком.

Сочинения: Московские сады в XVII столетии, М., 1856; Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях, т. 1, М., 1862 (переизд., М., 1990); Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях, М., 1869; Кунцево и древний Сетунский стан. Исторические воспоминания, М., 1873; Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки, М., 1887.

Литература: Формозов А.А., Историк Москвы И.Е. Забелин, М., 1984; И.Е. Забелин. Библиографический указатель, сост. О.Ф. Бойкова, М., 1988.

Заболоцкий Николай Алексеевич

Заболоцкий Николай Алексеевич (1903, Казань - 1958, Москва), поэт. Окончив реальное училище в г. Уржуме Вятской губернии, поступил на медицинский факультет Московского университета; снимал вместе с земляками комнату в Тёплом переулке, посещал лекции в Политехническом музее, постановки в театре В.Э. Мейерхольда, диспуты в литературном кафе «Домино», где выступали В.В. Маяковский, С.А. Есенин, В.Г. Шершеневич и др. После первого же семестра, оставив учёбу из-за голода, вернулся в Уржум. После окончания Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена (1925, отделение языка и литературы) и недолгой службы в армии занялся литературной деятельностью, войдя в ленинградскую группу «обэриутов» как оригинальный поэт-авангардист. После выхода в свет сборника «Столбцы» и поэмы «Торжество земледелия» подвергся жестокой критике, отягощённой политическими обвинениями; в 1938 был арестован органами НКВД и отправлен в лагеря Дальнего Востока и Алтайского края. В 1944 освобождён, вскоре вместе с приехавшей к нему семьёй перебрался в Караганду. Благодаря хлопотам многих видных писателей, в том числе московских (В.А. Каверина, П.Г. Антокольского, Н.Н. Асеева, С.Я. Маршака, Н.С. Тихонова, А.А. Фадеева, К.И. Чуковского, В.Б. Шкловского, И.Г. Эренбурга и др., ходатайствовавших за Заболоцкого и во время ссылки), с января 1946 получил возможность жить в Москве ( под негласным наблюдением органов госбезопасности). С весны 1946 до июля 1948 семья Заболоцких жила в подмосковном посёлке Переделкино - сначала на даче писателя В.П. Ильенкова, затем - Каверина. Здесь Заболоцкий редактировал привезённые из Караганды переводы «Слова о полку Игореве» и др., возобновил занятия поэзией. С 1948 Заболоцкий жил на Беговой улице (д. 1а; ныне - Хорошёвское шоссе, д. 2/1). В 1951, в период новых политических репрессий, получил предписание в десятидневный срок покинуть столицу; остался в Москве благодаря вмешательству Фадеева и Тихонова. В 1956-58 - время «оттепели» - создал около половины всех произведений московского периода; в 1957 в Москве вышел наиболее полный прижизненный сборник сочинений Заболоцкого. В стихах этих лет появились ранее не свойственные поэту душевная открытость, иногда автобиографичность («Слепой», «В этой роще берёзовой», цикл «Последняя любовь»), обострённый психологизм («Жена», «Неудачник», «В кино», «Некрасивая девочка» и др.), злободневные политические мотивы («Где-то в поле возле Магадана», «Противостояние Марса», «Казбек»). Переводил произведения грузинских поэтов (Г. Орбелиани, Важа Пшавела, Д. Гурамишвили и др.), осуществил полный перевод «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели, работал над переводом «Песни о Нибелунгах» и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Воспоминания о Н. Заболоцком, 2 изд., М., 1984.

Н.Н. Заболоцкий.

Заборье

Забо́рье см. Загорье

Завадский Юрий Александрович

Завадский Юрий Александрович (1894, Москва - 1977, там же), режиссёр, актёр, педагог, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). Учился в Московском университете, в 1915 поступил в студию Евг. Вахтангова, затем играл в Театре имени Вахтангова (Антоний - «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, 1916 и 1921; Калаф - «Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1922). В 1924-31 актёр МХАТ (Чацкий - «Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1925; граф Альмавива - «Женитьба Фигаро» П.О. Бомарше, 1927). В 1924-36 руководил студией (с 1927 Театр-студия под руководством Завадского), в 1932-35 возглавлял Центральный театр Красной Армии. С 1940 режиссёр, позднее главный режиссёр Театра имени Моссовета. Среди постановок Завадского: «Трактирщица» К. Гольдони (1940), «Нашествие» Л.М. Леонова (1943), «Отелло» У. Шекспира (1944), «Бранденбургские ворота» М.А. Светлова (1946), «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1952, 1964), «Виндзорские насмешницы» Шекспира (1957), «Петербургские сновидения» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 1969). Для Завадского были свойственны стремление к яркой театральности, карнавальности сценического представления, импровизационности и вместе с тем умение раскрыть самые глубины драматических характеров. Увлекаясь живописью (в ранние годы выступал нередко художником своих спектаклей), уделял большое внимание оформлению спектаклей. Опытный педагог, Завадский воспитал выдающихся актёров: В.П. Марецкую, Н.Д. Мордвинова, О.Н. Абдулова, Р.Я. Плятта и др., а также следующее поколение - М.Б. Терехову, Г.Л. Бортникова, А.М. Адоскина, А.С. Ленькова и др. С 1940 преподавал в ГИТИСе (с 1947 профессор). Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1946, 1951). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Любомудров М.Н., Н. Симонов, Ю. Завадский, 2 изд., М., 1988; О Завадском Ю.А. в воспоминаниях современников, М., 1993.

Завод Гужона

Заво́д Гужо́на см. Товарищество Московского металлического завода.

Загорский Владимир Михайлович

Загорский Владимир Михайлович (настоящая фамилия Лубоцкий) (1883, Нижний Новгород - 1919, Москва), политический деятель. Из семьи чиновника. С 1902 участвовал в деятельности революционных кружков в Нижнем Новгороде. С 1905 член РСДРП, большевик. Участник Декабрьского вооруженного восстания 1905 в Москве. В 1908-14 в эмиграции (Великобритания, Германия). В 1914 интернирован германским правительством. В 1918 входил в состав первого советского посольства в Германии. После возвращения в Россию с июля 1918 секретарь Московского комитета РКП(б). Под непосредственным началом Загорского в Москве проводились экспроприация и национализация промышленности, банков, был введён так называемый рабочий контроль на предприятиях. Член политической комиссии по руководству Центральным штабом отрядов особого назначения Москвы, созданных по постановлению ЦК РКП(б) 17 апреля 1919 для борьбы с контрреволюцией. С сентября 1919 (во время наступления войск А.И. Деникина) вместе с председателем ВЧК Ф.Э. Дзержинским и командующим Московским военным округом А.А. Бурдуковым возглавил Комитет обороны Москвы. Погиб в результате теракта во время совещания партработников в здании МК РКП(б) 25 сентября 1919 в Леонтьевском переулке, 18 (мемориальная доска). Похоронен у Кремлёвской стены.

Н.В. Тепцов.

Загорье

Загорье (до XVIII в. Заборье), местность на юге Москвы. Соседствует на северо-западе с Бирюлёвом, на севере с Царицыном, на северо-востоке с Орехово-Борисовом, на юге примыкает к МКАД. Название - от бывшей деревни; известно с начала XVII в. Во время осады Москвы в 1606 близ Загорья находился лагерь одного из отрядов И.И. Болотникова. В XVIII - первой половине XIX вв. владение князей Хованских; сохранились часть парка и пруды, вместе с частью Видновского лесопарка входящие в состав памятника природы «Загорье». Площадь около 25 га. По правому берегу Большого пруда (из него вытекает р. Журавенка) стоят вековые сосны и лиственницы. На левом берегу - сосновые, липовые и берёзовые насаждения. В травяном покрове сохранились типичные лесные виды; встречается ландыш, на низинных болотцах - пушица многоколосковая и наумбургия. Животный мир представлен главным образом птицами. С 1960 в черте Москвы. С середины 70-х гг. на прилегающей территории ведётся массовое жилищное строительство (руководитель проекта застройки П.П. Зиновьев). Название сохранилось в наименовании Загорьевских улицы и проезда, посёлка Загорье.

Загоскин Михаил Николаевич

Заго́скин Михаил Николаевич (1789, Пензенский уезд — 1852, Москва), писатель, драматург, член Российской академии (1832), почётный член Петербургской Академии наук (1842), действительный статский советник (1837). Из дворян. Систематического образования не получил. С 1802 в Петербурге, служил в Горном департаменте, Государственном ассигнационном банке, Департаменте горных и соляных дел. Во время Отечественной войны 1812 вступил в Петербургское ополчение. В 1815 возвратился в Петербург, вновь поступил на службу, серьёзно занимался литературой. В 1820 переехал в Москву. В 1821 сдал экзамен на чин коллежского асессора, в 1822 получил должность чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, одновременно экспедитор по театральному отделу. В Москве сблизился с кружком С.Т. Аксакова, а также с директором московских театров Ф.Ф. Кокошкиным; с 1823 член московской конторы Дирекции императорских театров. Член Общества любителей российской словесности (с 1822, в 1827—29 секретарь, в 1833—36 председатель). Сблизился с М.А. Дмитриевым, И.М. Долгоруковым, А.И. Писаревым, композитором А.Н. Верстовским. В 1830 назначен управляющим московской конторой Дирекции императорских театров, в 1842 — директором московской Оружейной палаты. Жил сначала в Гагаринском переулке, а затем в Денежном переулке (ныне улица Веснина, 5). На литературных вечерах у Загоскина в его собственном доме в 1840-х гг. часто бывали М.П. Погодин, А.Ф. Вельтман, Аксаковы, Н.В. Сушков, иногда Н.В. Гоголь. Сам Загоскин был частым посетителем «Погодинской избы», дома Аксакова, салона Сушкова и других мест общения московских деятелей культуры. В 1829 опубликовал роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», принёсший ему славу «отца исторического романа» и получивший почти единодушное признание читающей публики; роман высоко оценили В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. В 1831 опубликован второй исторический роман Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году». В 1830-х гг. создал несколько повестей и романов, близких по стилю так называемой «готической литературе ужасов»: «Вечер на Хопре» (1834), «Искуситель» (1838), «Тоска по родине» (1839) и др., а также историческую повесть «Кузьма Рощин» (1836). 1840-е гг. ознаменовались новым обращением Загоскина к исторической теме; были изданы его романы из отечественной истории XVIII в.: «Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времён Екатерины II» и др. Блестящий знаток Москвы, её настоящего и прошлого, Загоскин любил показывать друзьям и гостям «первопрестольной» её «роскошные панорамы». Заметным явлением в истории москвоведения и в становлении жанра бытового и этнографического очерка стала книга Загоскина «Москва и москвичи» (в. 1—4, 1842—50, переизд., М., 1988), воссоздающая живую картину Москвы. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Аксаков С.Т., Биография М.Н. Загоскина, Собр. соч., т. 3, М., 1986.

Заиконоспасский монастырь

Спасский собор Заиконоспасского монастыря.

Спасский собор Заиконоспасского монастыря.

Москва.

Заиконоспа́сский монасты́рь мужской монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском крестце что за Иконным рядом (Никольская улица, 7, во дворе). Основан в 1600 царём Борисом Годуновым. В конце XVII — начале XIX вв. Заиконоспасский монастырь — один из центров русского просвещения, в 1687—1814 в нём помещалась Славяно-греко-латинская академия. Ныне в ансамбль Заиконоспасского монастыря входят: Спасский собор (1660—61, перестроен в 1717—20 и 1742; архитекторы И.П. Зарудный и И.Ф. Мичурин), палаты XVII в. («Учительский корпус»), здание бывшей школы (1822). После Октябрьской революции 1917 упразднён. В память о М.В. Ломоносове, который здесь учился, на фасаде д. 9 — мемориальная доска.

Зайцев Андрей Дмитриевич

За́йцев Андрей Дмитриевич (1951, Москва — 1997, там же), историк. Окончил Московский историко-архивный институт (1973). С 1973 работал в ЦГАЛИ (научный сотрудник, заместитель заведующего, затем заведующий отделом публикаций). Один из инициаторов подготовки и авторов «Путеводителя по фондам ЦГАЛИ СССР» и альманаха «Встречи с прошлым». В 1988—95 заведующий редакцией отечественной истории (в 1991—95 член Научно-редакционного совета) научного издательства «Советская энциклопедия» (с 1992 издательство «Большая Российская энциклопедия»), заместитель главного редактора энциклопедии «Отечественная история» (т. 1—2, 1994—96); внёс существенный вклад в разработку концепции и структуры этой энциклопедии, значительное место в которой занимают материалы, посвящённые истории и культуре Москвы. Автор монографии, посвящённой историографу, археографу и библиографу П.И. Бартеневу («П.И. Бартенев», 1989), в которой исследована деятельность Бартенева как издателя журнала «Русский архив» и составителя библиографических указателей к «Московским литературным и учёным сборникам» (за 1846—47), журнала «Москвитянин» и др. Зайцев был в числе инициаторов издания и членом редколлегии альманаха «Российский архив», продолжающего исследовательские и публикаторские традиции «Русского архива» Бартенева. Один из редакторов русской версии международного издания «Хроника человечества» (1996). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В.К.

Зайцев Борис Константинович

За́йцев Борис Константинович (1881, Орёл — 1972, Париж), писатель, критик, переводчик. Сын директора (с 1898) Московского металлического завода Гужона, в том же году поступил в Московское техническое училище, в 1899 отчислен за участие в студенческих волнениях. Затем, проучившись в 1899 — 1901 в петербургском Горном институте, в 1902—06 занимался на юридическом факультете Московского университета (не закончил). Первый свой рассказ «В дороге» с помощью Л.Н. Андреева опубликовал 15 июля 1901 в московской газете «Курьер». В 1904—06 работал корректором в московском марксистском журнале «Правда», где напечатал рассказы «Мгла» и «Сон». Познакомился в 1902 с дочерью хранителя коллекции московского Исторического музея А.В. Орешникова — Верой (обвенчался с ней в 1912), которой посвятил своё главное произведение — тетралогию «Путешествие Глеба» (1937—53). С 1907 действительный член ОЛРС. В 1916—19 в «Книгоиздательстве писателей в Москве» вышло первое издание «Сочинений» (т. 1—7) Зайцева. Свою полубогемную жизнь на Арбате, встречи с А.П. Чеховым, Н.Д. Телешовым, И.А. Буниным и др. отразил в книге воспоминаний «Москва» (Париж, 1939), в многочисленных рассказах. В 1914 пьеса Зайцева «Усадьба Ланиных» (отдельное издание — М., 1914) стала режиссёрским дебютом Е.Б. Вахтангова. Жил в Москве постоянно (за исключением пребывания в Италии в 1904 и 1907—11 и наездов в Петербург) до первой мировой войны. В декабре 1916 поступил в московское Александровское военное училище, в августе 1917 заболел воспалением лёгких, уехал в подмосковное Притыкино, где прожил до 1921, периодически навещая Москву. 10 декабря 1917 в однодневной газеты Клуба московских писателей «Слову — свобода», а также в открытом письме А.В. Луначарскому заявил о неприятии новой власти.

В 1918 опубликовал повесть «Голубая звезда» («Слово», сборник 8, Москва), где любовь идеалиста-мечтателя и «тургеневской» девушки изображена на фоне жизни московской богемы начала века. В апреле того же года совместно с Б.А. Грифцовым, А.К. Дживелеговым, И.А. Новиковым (прототипом главного героя «Голубой звезды») и П.П. Муратовым основал «самодельную студию гуманитарных наук» «Studio Italiano». Пережил в 1919 расстрел пасынка; в 1921 в «Книжной лавке писателей» на Никитской улице вместе с А. Белым, Н.А. Бердяевым и другими занимался букинистической торговлей. В 1922 Зайцев избран председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. В том же году выехал из Москвы (последний адрес — Кривоарбатский переулок, 4) вместе с книгоиздателем З.И. Гржебиным за границу (Германия, Италия, Франция). Московские впечатления отражены также в мемуарах Зайцева «Далёкое» (Вашингтон, 1965).

Литература: Айхенвальд Ю., Б. Зайцев, в его книге: Силуэты русских писателей, 3 изд., в. 3, М., 1917.

Н.М. Молева, Е.В. Воропаева, В.М. Толмачёв.

Закревский Арсений Андреевич

А. А. Закревский.

А. А. Закревский.

Закре́вский Арсений Андреевич (1786, по другим сведениям, 1783, село Берниково Зубцовского уезда Тверской губернии — 1865, Флоренция), граф (1830), московский военный генерал-губернатор (май 1848 — апрель 1859), генерал от инфантерии (1829), генерал-адъютант (1813—31 и с 1847). Из дворян. Окончил Шкловский кадетский корпус (1802). Начал службу прапорщиком Архангелогородского мушкетёрного полка. В 1805—07 участвовал в войнах с Францией. Сопровождал генерала Н.М. Каменского во время русско-шведской войны 1808—09; после назначения Каменского главнокомандующим войсками в Молдавии Закревский с марта 1810 начальник его канцелярии. С декабря 1811 адъютант генерала М.Б. Барклая-де-Толли. Во время Отечественной войны 1812 отличился в боях под Витебском, Смоленском, в Бородинском сражении. С декабря 1812 флигель-адъютант. В составе главной квартиры участвовал в заграничных походах русской армии 1813—14. В 1813 назначен адъютантом к императору Александру I. С декабря 1815 дежурный генерал Главного штаба. В 1823 назначен финляндским генерал-губернатором и командиром отдельного финляндского корпуса. С 1828 министр внутренних дел. В 1831 вышел в отставку. С 1848 Закревский — генерал-адъютант императора Николая I и московский военный генерал-губернатор. При нём велись строительство водоподъёмного здания при Бабьегородской плотине, работы по водоснабжению в районе Арбатской и Тверской площадей. В 1853 в Москве открыта выставка мануфактурных изделий, в 1855 — школа шелководства при Московском обществе сельского хозяйства. В 1855—56 перестроено здание Большого театра, пострадавшего от пожара в 1853. В 1858 началась прокладка телеграфных линий из Москвы к Нижнему Новгороду и Харькову. Руководил борьбой с холерой в 1848 и 1854. По указанию Закревского в 1849 после эпидемии холеры для определения численности податного населения в Москве была проведена перепись. Закревскому удалось реализовать проект князя А.Г. Щербатова о взимании денежных сборов с обывателей за прокладку дорог вдоль принадлежавших им владений. По предложению Закревского в 1849 высочайше утверждён закон, согласно которому в Москве и уезде воспрещалось «учреждение... бумагопрядилен, шерстопрядилен, чугунолитейных, стеариновых, сальных, лаковарных и вообще таких заводов, которые производят горючие химические продукты». Закревский предпринял ряд мер, которые, по его мнению, должны были способствовать предотвращению беспорядков в Москве: ограничил приток в Москву работных людей, потребовал удалить из города выходцев из деревни и др. В московских либеральных кругах Закревский снискал недобрую память своим деспотизмом и превышением власти, за что получил прозвище Чурбан-паша. Особенно подозрительно Закревский относился к славянофилам, считая их «тайным политическим обществом». Вместе с тем, по признанию современников, Закревский отличался гостеприимством и широтой натуры, устраивал для московского общества балы, обеды, домашние спектакли, маскарады. В 1852 (в 40-ю годовщину изгнания французов из Москвы) организовал праздничный банкет, собрав в своём доме свыше тысячи ветеранов; грандиозным празднеством было отмечено прибытие в Москву героев Севастопольской обороны 1854—55. В июне 1858 в связи с 10-летием пребывания Закревского в должности московского генерал-губернатора военные и гражданские чиновники собрали по подписке капитал, на проценты с которого в Измайловской военной богадельне содержался инвалид («пансионер графа Закревского»). Имение Закревского находилось на Студенце, в районе «Трёх гор». После отставки (1859) Закревский уехал в Италию, где жил в семье дочери.

Литература: Любопытные показания А.А. Закревского о некоторых представителях московского образованного общества, «Русский архив», 1885, т. 2, № 7; Москва в последние годы Николаевского царствования. Из записок сенатора К.Н. Лебедева, «Русский архив», 1888, № 1.

О.В. Кузовлева.

Замоскворечье

Замоскворе́чье (в XIV—XVI вв. Заречье), городская территория на правом низком берегу Москвы-реки, в её излучине, против древнейшего центра города. До XVIII в. название территории в пределах современного Садового кольца, затем название распространилось на территорию до Камер-Коллежского вала. Заселению Замоскворечья в XIV—XVI вв. мешали набеги монголо-татар. Интенсивная застройка началась после сооружения укреплённых монастырей на восточной, юго-восточной и южной окраинах Москвы. Местность между Москвой-рекой и её старицей (ныне Водоотводный канал) затоплялась во время наводнений (отсюда названия Балчуг, Болото) и в XIV—XV вв. использовалась как пастбище (Великий луг). В XVI в. там был разбит «государев сад» и возникли Садовые слободы. К югу от старицы в XIV—XV вв. были сёла Колычево и Хвастовское. В XVI—XVII вв. эта территория была сплошь занята слободами, среди которых выделялись Кадашевская слобода с Хамовным двором и Овчинная слобода. Южнее находились Стрелецкие слободы и Казачья слобода (отсюда названия 1-го и 2-го Казачьих переулков). 24 августа 1612 казаки и ополченцы К. Минина разбили в Замоскворечье в районе современного Климентовского переулка польский отряд гетмана Ходкевича, который прорывался к осаждённым в Кремле полякам. Во второй половине XVII в. в Замоскворечье активно велось кам. строительство, возведены многочисл. палаты и церкви, в том числе Церковь Николая Чудотворца в Пыжах, Церковь Григория Неокесарийского, Церковь Воскресения в Кадашах и др.

В XVIII в. слободской уклад исчезает, Замоскворечье заселяется главным образом купцами. В конце XVIII — начале XIX вв. сооружены здание Кригскомиссариата, церковь Климента, усадьба Демидовых, комплекс Павловской больницы и др. Замоскворечье сильно пострадало от пожара 1812. С середины XIX в. Замоскворечье становится промышленным районом; здесь появились Центральная электрическая станция, заводы Г. Листа и «В.Я. Гоппер и Ко» (позднее Л.А. Михельсона), фабрика «Эйнем», типография И.Д. Сытина и другие предприятия. В 1960—80-х гг. проведена реконструкция улиц (улица Большая Якиманка, участок Садового кольца от Серпуховской площади до Крымского моста и др.). Часть Замоскворечья (в пределах Садового кольца) в 1973 была объявлена заповедной зоной (Пятницкая улица, Большая Полянка, Большая Ордынка, Новокузнецкая). За Садовым кольцом основные улицы: Кожевническая, Дубининская, Большая Серпуховская, Люсиновская, Павловская. В Замоскворечье находятся Третьяковская галерея, Театральный музей, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Станции метро: «Новокузнецкая», «Третьяковская», «Павелецкая», «Добрынинская».

Занеглименье

Занегли́менье название в XV — XVII вв. территории на северо-западе от Кремля, на правом берегу р. Неглинной. Заселялась с XIII в., название известно с конца XV в. Через Занеглименье проходили дороги: Тверская, Смоленская (улица Арбат), Дмитровская (улица Большая Дмитровка), Волоцкая (Большая Никитская улица). В Занеглименье селились главным образом ремесленники. С начала XV в. возникли дворы знати, в XVI—XVII вв. дворцовые, казённые и монастырские слободы. С середины XV в. часть Занеглименья окружена рвом по линии воздвигнутой позднее стены Белого города (современное Бульварное кольцо). В конце XVI в. после постройки Земляного города Занеглименье разделилось на городскую и сельскую (достенную) части. Во второй половине XVI в. Иван IV Грозный оставил в опричнине все слободы и сёла Занеглименья от Остожья (район современной Остоженки) до современной Большой Никитской улицы. В XVII в. в ходе застройки территории Белого и Земляного городов и прилегавших с северо-запада слобод и сёл название Занеглименье исчезает.

Западная водопроводная станция

За́падная водопрово́дная ста́нция Функционирует с 1964. Строилась как альтернатива Южной водопроводной станции на базе р. Оки, с целью расширения в 1960-х гг. Рублёвской водопроводной станции и Черепковских очистных сооружений. Обслуживает юго-западные и южные территории города. Расположена в районе станции Солнечная Белорусского направления Московской железной дороги; забирает воду из Москвы-реки. Многие сооружения Западной водопроводной станции выполнены из сборных железобетонных элементов. Следующая очередь развития Западной водопроводной станции — Новозападная водопроводная станция, которая строилась на отдельном участке. Введена в эксплуатацию в 1979; район питания тот же, что Западная водопроводная станция. Обеспечивает питание потребителей в Орехове-Борисове и Кузьминках.

В.Г.

Западники

За́падники представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х гг. XIX в., сторонники развития России по западноевропейскому пути. Западничество складывалось главным образом в Москве с середины 1830-х гг., термин «западники» возник в 40-х гг. В Москве жили известные западники: В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, Н.Х. Кетчер, Е.Ф. Корш, историк Д.Л. Крюков, юрист П.Г. Редкин, поэт Н.М. Сатин, впоследствии — С.М. Соловьёв, Б.Н. Чичерин и др. В полемике со славянофилами вместе с западниками выступали А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский (эта полемика описана Герценом в 29-й главе «Былого и дум»). Идейные споры со славянофилами по общественно-политическим, философским, религиозным и литературным вопросам велись в литературных салонах А.П. Елагиной, К.К. Павловой, Д.Н. Свербеева, П.Я. Чаадаева и др. В середине 1840-х гг. наметились расхождения между представителями радикального крыла западников (Герцен, Огарёв, Белинский) и либеральными западниками (Грановский, Боткин и др.). в конце 1850 — начале 1860-х гг. началось сближение большинства западников и славянофилов в рамках единого либерального лагеря.

Западный административный округ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Западный порт

За́падный порт в статье речные порты.

Заповедные зоны

Запове́дные зо́ны созданы решением Моссовета в 1973 для сохранения исторически сложившейся застройки и планировки центра Москвы. В пределах Садового кольца выделено девять заповедных зон: 1) Китай-город, включающий ансамбли улиц Никольской, Ильинки и Варварки; 2) улица Пречистенка, сохраняющая застройку конца XVII — начала XX вв.; 3) улица Арбат; 4) район улиц Большой Никитской — Поварской, где сохранился ряд городских усадеб XVIII—XIX вв. и особняков конца XIX — начала XX вв.; 5) улицы Петровка — Кузнецкий мост, ставшие в XIX в. торговым районом Москвы; 6) Мясницкая улица; 7) улицы Маросейка и Покровка; 8) часть Заяузья в пределах Садового кольца; 9) Замоскворечье в пределах Садового кольца, где сосредоточено свыше 200 зданий XVII — начала XX вв., находящихся под государственной охраной, в том числе многочисленные палаты XVII в., церкви, дома, построенные после пожара 1812, и др.

В пределах заповедных зон запрещается массовое строительство, новая застройка ведётся главным образом по индивидуальным проектам с учётом сложившегося архитектурного ансамбля, реставрируются отдельные памятники и целые комплексы.

Литература: Либсон В., Живая летопись города. О проектировании заповедных зон Москвы, «Строительство и архитектура Москвы», 1974, № 3; Александров Ю.Н., Москва заповедная, М., 1991.

Заречье

Заре́чье название в XIV—XVI вв. городской территории на правом берегу Москвы-реки, напротив Кремля. В XVII в. бытовало наряду с названием Замоскворечье.

Зарудный Иван Петрович

Зару́дный Иван Петрович (умер в 1727, Петербург), архитектор, строительный подрядчик. Родился на Украине. С 1701 на царской службе в Москве, перерабатывал в духе европейской архитектуры традиции московского барокко XVII в. В 1704—07 по заказу А.Д. Меншикова выстроил новую церковь Архангела Гавриила что на Чистом пруду (так называемая Меншикова башня) — ярусный храм башенного типа с венчающим шпилем. Внёс значительный вклад в разработку архитектуры триумфальных ворот, построив одно из 9 сооружений в честь Полтавской победы 1709 и монументальные, с применёнными впервые 2-колонными портиками «Триумфальные врата от Синода» в Китай-городе у церкви Казанской Богородицы (1721—23, в честь мира со Швецией). Строил московский Синодальный дом (1723, не сохранился), возможно — церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице (окончена в 1719); с той или иной степенью достоверности с именем Зарудного связывают и другие московские постройки — палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, церкви Иоанна Воина на Якиманке, надвратную церковь Тихвинской Богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря. Строил также в Петербурге. Работал как скульптор, резчик и живописец, выполнив иконостасы для «Меншиковой башни» (не сохранились) и ряда храмов Петербурга; впервые ввёл круглую скульптуру в отделку иконостасов.

Литература: Былинины В.Н. и Н.И., И. Зарудный, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 1, М., 1981.

Зарядье

Зарядье.

Зарядье.

Москва.

Заря́дье одна из древнейших исторических городских территорий в центре Москвы, к востоку от Кремля, в южной части Китай-города. Ограничена на севере Варваркой, на востоке Китайгородским проездом, на западе примыкает к Красной площади, на юге — к Москве-реке. Древние названия — Подол, Поречье. Название «Зарядье» — с XVI в., после постройки торговых рядов на Красной площади. Заселение Зарядья началось в XI—XII вв. В XII—XIV вв. здесь жили главным образом ремесленники, в XV—XVI вв. возникли дворы бояр, иностранцев на русской службе. В 30-х гг. XVI в. московский Посад, в том числе Зарядье, обнесён Китайгородской стеной (сохранился её участок в Китайгородском проезде). В XVI—XVII вв. в Зарядье возведены здание Английского подворья, церковь Зачатия Анны что в Углу. В 30-х гг. XVII в. на территории двора бояр Романовых основан Знаменский монастырь, в казённых кельях которого ныне музей «Палаты XVI—XVII вв.» (филиал Исторического музея, Варварка, 10), в игуменских кельях (д. 8) — правление Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. На Варварке сохранились церковь Георгия (1657, д. 12) и Максима (1698—99, д. 4). В 1796—1801 на месте древней церкви Варвары (отсюда название улица Варварка) архитектор Р.Р. Казаков построил новую церковь с колокольней. В XIX — начале XX вв. Зарядье превратилось в район трущоб, заселено мелкими ремесленниками и торговцами. В начале 1960-х гг. территория Зарядья реконструирована, в 1964—67 построена гостиница «Россия», в 1955—77 реставрированы все сохранившиеся памятники. Зарядье входит в состав заповедной зоны Китай-город.

Литература: Антипин Г.Г., Зарядье. Проспект-путеводитель, М., 1973; Казакевич И.И., Московское Зарядье, М., 1977.

Заставы

Владимирская застава в конце XVIII в.

Владимирская застава в конце XVIII в.

Москва.

заста́вы Как названия площадей возникли после сооружения в 1742 Камер-Коллежского вала. При пересечении его с дорогами, ведущими к Москве, были устроены заставы как места проверки грузов, ввозимых в город. Назывались по дорогам или близлежащим местностям и монастырям (Калужская, Рогожская, Спасская и др.). Территория перед заставой обычно не застраивались и постепенно превращались в городские площади, которые стали традиционно называть заставами. Из 18 застав названия сохранили 7 площадей (Бутырская застава, Дорогомиловская застава, Проломная застава, Рогожская застава, Серпуховская застава, Сокольническая застава, Тверская застава). Остальные заставы переименованы: Калужская — ныне площадь Гагарина, Крестовская — Рижская площадь, Покровская — Абельмановская застава, Спасская — Крестьянская застава и др. В территории современных Преображенской и Семёновской площадей вошли и бывшие площади одноименных застав.

Захарковский сад

Заха́рковский сад На северо-западе Москвы, в Тушине. Вытянут на 3 км вдоль побережья Химкинского водохранилища, занимает площадь около 70 га (активно эксплуатируются 25 га). Создан в 1930—40-х гг. на основе яблоневого сада деревни Захарково, вошедшей в черту города. Имеются ландшафтные посадки тополя, сосны, ели, липы, клёна, вяза, ясеня, дуба, берёзы. Используется для отдыха.

Захаров Владимир Григорьевич

Заха́ров Владимир Григорьевич (1901, Богодуховский рудник, Донбасс — 1956, Москва), композитор, народный артист СССР (1944). В 1927 окончил Донскую консерваторию в Ростове-на-Дону. С 1930 в Москве. Работал на радио, с 1932 музыкальный руководитель Русского народного хора имени М.Е. Пятницкого. Знаток русского народного музыкального искусства, автор многочисленных песен для хора: «Вдоль деревни», «Зелёными просторами», «Ой, туманы мои, растуманы», «Провожанье», «И кто его знает» и др. Государственная премия СССР (1942, 1946, 1952). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1944—56 жил Захаров (улица Горького, ныне Тверская, 8), — мемориальная доска.

Захаров Ростислав Владимирович

Заха́ров Ростислав Владимирович (1907, Астрахань — 1984, Москва), балетмейстер, режиссёр и педагог, народный артист СССР (1969), доктор искусстведения (1970). Окончил Ленинградское хореографическое училище (1926), режиссёрское отделение Ленинградского театрального техникума (1932), Ленинградский театральный институт (1948). Работал в Киеве и Ленинграде. В 1936—56 балетмейстер и оперный режиссёр Большого театра (в 1936—39 руководил балетной труппой). Постановки: «Кавказский пленник» (1938) и «Барышня-крестьянка» (1946) Б.В. Асафьева, «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса (1940, в редакции А.А. Горского), «Золушка» С.С. Прокофьева (1945; Государственная премия СССР, 1946), «Медный всадник» Р.М. Глиэра (1949) и др. Поставил ряд опер, сочетая в них постановочно-режиссёрскую работу с балетмейстерской: «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (1937), «Кармен» Ж. Бизе (1943), «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1942; Государственная премия СССР, 1943) и др. Ставил танцы в операх. С 1927 работал как педагог, в 1945—47 директор и художественный руководитель Московского хореографического училища. С 1946 возглавлял кафедру хореографии в ГИТИСе (с 1951 профессор).

Захарьин Григорий Антонович

Захарьин Григорий Антонович (1829, Пенза - 1897, Москва), терапевт, автор оригинального метода расспроса больного (анамнестический метод Захарьина), основатель московской клинической школы, почётный член Петербургской Академии наук (1885), тайный советник. Из старинной дворянской семьи. Окончил медицинский факультет Московского университета (1852). С 1862 экстраординарный, с 1864 ординарный профессор и директор факультетской терапевтической клиники; сыграл важную роль в организационном оформлении педиатрии, гинекологии, невропатологии, бактериологии как самостоятельных научно-учебных дисциплин в Московском университете. Выдающийся лекторский талант Захарьина отмечен многими его современниками (в том числе А.П. Чеховым). Благодаря исключительному мастерству диагностики и лечения имел славу лучшего врача России (среди его пациентов - император Александр III, Л.Н. Толстой); огромная частная практика Захарьина (он нажил крупное состояние, в частности, владел доходным домом на Кузнецком мосту), как и его своенравный характер и нередкие «чудачества», создали почву для многочисленных конфликтов, легенд и анекдотов. Известна широкая благотворительная деятельность Захарьина: в частности, на его средства построена московская больница «Захарьино» (в бывшем селе Куркине - подмосковном имении Захарьина, где он похоронен); Захарьин внёс крупные пожертвования на создание коллекции Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), ежегодно вносил до 10 тыс. рублей в пользу нуждающихся студентов университета. С 1886 Захарьин - член Московского комитета охранения народного здравия. В 80-90-х гг. общественно-политические и научные взгляды Захарьина приобрели подчёркнуто консервативный характер, что обусловило его конфликт с либеральной профессурой и бойкот со стороны студенчества; в 1896 он был вынужден выйти в отставку. Жил в собственном доме на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира, 20). Бюст Захарьина работы А.С. Голубкиной - в Музее истории медицины Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.

Литература: Гукасян А.Г., Г.А. Захарьин, М., 1948; Лушников А.Г., Г.А. Захарьин, М., 1974; Бородулин В.И., Г.А. Захарьин: Загадки жизни и судьбы, «Исторический вестник Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова», 1996, т. 6.

В.И. Бородулин.

Зацепский вал

Улица, часть Садового кольца, на юге Москвы, между Малым Краснохолмским мостом и Валовой улицей. Возникла в 1820-х гг. после сноса Земляного вала. До середины XIX в. застраивалась деревянными домами, заселялась купцами и мещанами. В 1890-х гг. на углу Зацепского вала и современной улицы Бахрушина был основан А.А. Бахрушиным Театральный музей (д. 12/31; ныне имени А.А. Бахрушина). С 1940-х гг. застраивалась каменными многоэтажными жилыми домами. К улице примыкает Павелецкая площадь. На улице - станция метро «Павелецкая».

Предыдущая страница Следующая страница