Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "М" (часть 12, "МУЗ"-"МЯС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 12, "МУЗ"-"МЯС")

Музей землеведения МГУ

Имени М.В. Ломоносова

Создан в 1950 как учебно-научный музей, открыт в 1955. В собрании представлены научная графика, коллекции минералов и горных пород, почвенных монолитов, палеонтологических образцов, объёмные макеты характерных для различных климатических зон ландшафтов, гербарии, чучела животных, скульптурные портреты выдающихся отечественных и зарубежных учёных-природоведов, пейзажная живопись русских художников. Расположен в главном здании МГУ на Воробьёвых горах. Экспозиция даёт представление о многообразии природы, о строении Земли и процессах, происходящих в её недрах, на поверхности и в околоземном космосе, о современной экологической ситуации, об охране природы и её рациональном использовании.

Музей землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова

Музе́й землеве́дения МГУ и́мени М.В. Ломоно́сова Создан в 1950 как учебно-научный музей, открыт в 1955. В собрании представлены научная графика, коллекции минералов и горных пород, почвенных монолитов, палеонтологических образцов, объёмные макеты характерных для различных климатических зон ландшафтов, гербарии, чучела животных, скульптурные портреты выдающихся отечественных и зарубежных учёных-природоведов, пейзажная живопись русских художников. Расположен в главном здании МГУ на Воробьёвых горах. Экспозиция даёт представление о многообразии природы, о строении Земли и процессах, происходящих в её недрах, на поверхности и в околоземном космосе, о современной экологической ситуации, об охране природы и её рациональном использовании.

Музей изобразительных искусств

Имени А.С. Пушкина

(Волхонка, 12). Открыт в 1912 как Музей изящных искусств императора Александра III при Московском университете; в 1917-37 Музей изящных искусств, с 1937 Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ). Второе в России по значению (после Эрмитажа в Петербурге) собрание зарубежного искусства с древнейших времён до XX в. Образовался на основе созданного в середине XIX в. Кабинета изящных искусств Московского университета, превращённого по инициативе И.В. Цветаева в Музей слепков при университете (в ведении которого находился до 1923). Здание музея было построено в 1898-1912 архитектором Р.И. Клейном в неоклассицистическом стиле, на территории бывшего Колымажного двора, безвозмездно переданной университету Городской думой. Председателем комитета по устройству Музея был московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович, товарищем председателя - Ю.С. Нечаев-Мальцов, вложивший в строительство и комплектование коллекций около 2 млн. рублей. Среди членов-учредителей комитета - С.И. Мамонтов, Сергей Т. Морозов, П.Г. Шелапутин, Ф.О. Шехтель, князья З.Н. и Ф.Ф. Юсуповы. В первоначальную коллекцию музея входили слепки с выдающихся произведений европейской скульптуры, уникальное собрание памятников искусства и материальной культуры Древнего Египта (составленное египтологом В.С. Голенищевым), ряд подлинников западноевропейской живописи (преимущественно голландской, французской и итальянской школ), ценное собрание античных ваз и монет. В отделке интерьеров, стиль которой соответствовал размещённым в залах экспонатам, участвовали архитектор Г.Б. Бархин, художники И.И. Нивинский, А.Я. Головин и др.; конструкция стеклянной кровли и система отопления спроектированы инженером В.Г. Шуховым.

В 1920-х гг. собрание музея значительно расширилось за счёт произведений, поступивших из бывшего московского Румянцевского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи (картины западноевропейских художников из собрания П.М. Третьякова и С.М. Третьякова), бывшего Музея нового западного искусства, ряда других музеев и частных коллекций Г.А. Брокара, В.Е. Мандло, Д.И. Щукина и др. Значительно обогатили коллекцию музея также материалы археологических раскопок античных городов Северного Причерноморья.

В картинной галерее выделяются ценные собрания полотен голландской и фламандской (произведения Рембрандта, Я.ван ийсдала, Г. Терборха, А.ван Остаде, Я. Йорданса, Ф. Снейдерса, П.П. Рубенса, А.ван Дейка), французской (произведения Н. Пуссена, К. Лоррена, А. Ватто, Ф. Буше, Ж.Л. Давида, К. Коро, Г. Курбе и др.) и других школ. Музей также обладает одним из лучших в мире собраний произведений французских импрессионистов (К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуар), постимпрессионистов (В.ван Гог, П. Гоген, П. Сезанн), а также произведениями А. Матисса и П. Пикассо. В Отделе гравюры и рисунка - богатые коллекции произведений зарубежной, а также отечественной графики; в 1985 создан фонд художественной фотографии.

Популярность завоевали регулярно проводимые музеем выставки зарубежного искусства; среди наиболее известных - выставки полотен Дрезденской картинной галереи, отреставрированных в музее под руководством П.Д. Корина (1955), картин из нью-йоркского музея Метрополитен (1976), американского искусства XIX-XX вв. (1977 - 1978), «Москва-Париж» (1981), «Москва-Берлин» (1996) и др. С 1981 музей проводит основанные С.Т. Рихтером и дир. ГМИИ И.А. Антоновой «Декабрьские вечера» - музыкальный фестиваль, сопровождаемый тематическими художественными выставками. В 1985 по инициативе коллекционера И.С. Зильберштейна и Антоновой был создан (на правах научного отдела) Музей личных коллекций (открыт в 1994). На здании музея - мемориальные доски Клейну и Цветаеву.

Литература: Власюк А.И., К истории проектирования и строительства Музея изящных искусств в Москве, в книге: Архитектурное наследство, в. 19, М., 1972; История создания музея в переписке профессора И.В. Цветаева с архитектором Р.И. Клейном и других документах (1896-1912), т. 1-2, М., 1977; Демская А.А., Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 2 изд., М., 1983; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура. Миниатюра, М., 1986.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музей истории городского освещения

Музей истории городского освещения

(Армянский переулок, 3). Открыт в 1984 на базе постоянной выставки «250 лет освещения Москвы». Расположен в архитектурном памятнике XVII в. - каменных палатах стольника царя Алексея Михайловича И.И. Протопопова. Создан сотрудниками Мосгорсвета, прослеживает историю развития городского освещения в Москве с конца царствования Бориса Годунова. В 4 залах на стендах и в альбомах 500 фотографий, оригиналы и копии архивных документов и 200 натуральных образцов уличных фонарей - первых «светцов» (свечных), «конопляных» (с фитилём в конопляном масле), спиртовых, керосиновых, газовых, газокалильных, электрических, ртутных, натриевых. Несколько экспонатов дают представление о том, как обслуживались уличные фонари московскими фонарщиками, а также о современном пульте управления, зажигающем по вечерам более 250 тыс. «огней Москвы».

О.В. Песков.

Музей истории Москвы

МИГМ

(Новая площадь, 12). Создан в 1896 по инициативе Городской думы как Музей московского городского хозяйства, с 1920 именовался Московским коммунальным музеем, с 1940 Музей истории и реконструкции Москвы, с 1986 современное название. В основу музейного собрания легли материалы павильонов Московской городской думы на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 в Нижнем Новгороде. Первоначально оно размещалось в Крестовских водонапорных башнях (1892, разобраны в 1940-х гг.), с 1925-в Сухаревой башне (1692-95, архитектор М.И. Чоглоков, разобрана в 1934), с 1934 - в церкви Иоанна Богослова под Вязом (построена в 1825-37 в стиле ампир, флигеля в 1850). В начале 1920-х гг. программа деятельности музея была разработана при содействии учёных-историков Московского университета и Института городского хозяйства (Д.Н. Анучина, Б.Б. Веселовского, М.Н. Тихомирова и др.), а также художника А.М. Васнецова. В 1930-х гг. основная тема экспозиции - реконструкция Москвы по Генеральному плану 1935; в 1947 экспозиция впервые была построена по историко-хронологическому принципу; существовала до середины 1970-х гг., ныне из-за недостатка экспозиционной площади (450 м2) вместо неё устраиваются выставки из фондов музея.

В собрании музея свыше 1 млн. единиц хранения, в том числе богатые археологические коллекции, фонд изобразительных материалов (серия картин А.М. Васнецова «Старая Москва», произведения И.К. Айвазовского, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, В.И. Сурикова, Л.О. Пастернака, М.В. Нестерова, Р.Р. Фалька и др., коллекции открыток с видами Москвы, фотоматериалы), документально-письменные источники (личные архивы историков Москвы П.В. Сытина, Б.С. Земенкова, химика Б.И. Збарского и др., архивы городских и государственных организаций, коллекции планов, путеводителей и справочников по Москве, редких, в том числе рукописных книг, плакатов и афиш), фонд вещественных источников (ткани, фарфор, стекло, оружие, предметы быта, нумизматические, фалеристические, бонистические коллекции); в научной библиотеке - издания по истории Москвы (свыше 60 тыс. книг, 50 тыс. экземпляров газет и журналов).

С 1946 музей ведёт археологические исследования Москвы, организует историко-бытовые экспедиции, работу Клуба юных археологов, Общества любителей истории Москвы, с 1950 выпускает серию «Трудов...».

Филиалы: музей-квартира А.Н. Скрябина, Английское подворье в Зарядье.

Литература: Романовский И.С., Музей великого города, 2 изд., М., 1961; Смирнова Н., Столица без своего музея?, «Советский музей», 1986, № 6.

И.В. Филипенко.

Музей керамики

Музе́й кера́мики (улица Юности, 2), часть музейного комплекса Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Создан в 1919 на основе музея-выставки русской старины, образовавшегося из национализированной частной коллекции А.В. Морозова — богатейшего собрания русского фарфора (Императорского фарфорового завода, фабрик Попова и Гарднера и др.). В 1920 назван Музеем фарфора, в 1924 пополнился коллекциями И.К. Зубалова (фарфор заводов Франкенталь, Людвигсбург и Хёхст в Германии; китайский фарфор), барона А.Л. Штиглица и князей Юсуповых, произведениями из государственных музейных фондов (национализированных памятников) Москвы и Ленинграда, собранием фарфора, фаянса, майолики из Эрмитажа. Начала формироваться коллекция советского «агитационного фарфора» (Ленинградского завода имени М.В. Ломоносова). Музей керамики располагался в 1919—28 в особняке Морозова в Подсосенском переулке, 21, с 1929 — в особняке Щукина в Малом Знаменском переулке, 8, с 1932 — в залах дворца в Кускове, получив в 1938 нынешнее название и статус самостоятельного подразделения внутри существовавшего комплекса Музея-усадьбы Кусково. В 1950-х гг. коллекции Музея керамики, сообразно своему характеру или объёму, разместились по отдельным усадебным постройкам (итальянская майолика — в «Итальянском домике», собрание стекла — в «Эрмитаже», отечественный фарфор советского периода — в «Большой каменной оранжерее» и др.). Фонды Музея керамики помимо коллекций зарубежной (с XV в.) и отечественной керамики включают в себя собрания живописи (в частности, натюрморты 1730—40-х гг., портреты 1760-х гг., в том числе произведения Аргуновых), скульптуры, западноевропейской гравюры XVIII в. и другие произведения.

Т.М. Котельникова.

Музей кино

Музе́й кино́ (Дружинниковская улица, 15), культурно-просветительская и научно-исследовательская организация. Задачи Музея кино, учреждённого в апреле 1992: собирание кинодокументов, их научное описание, реставрация и хранение, а также ознакомление широких кругов зрителей с лучшими достижениями отечественного и зарубежного кино. Отдалённым предшественником Музея кино в Москве был киноотдел Государственной академии художественных наук (ГАХН), организованный в 1926 под руководством Г.М. Болтянского и собравший ценную коллекцию. С закрытием ГАХНа в 1932 его коллекции частично оказались в других организациях (ВГИК, НИКФИ и др.), частично были утрачены.

Шагом к созданию Музея кино стало появление в 1964 Научно-мемориального кабинета (Музея-квартиры) С.М. Эйзенштейна и образование Музейной комиссии Союза кинематографистов СССР под руководством режиссёров Л.З. Трауберга и С.И. Юткевича, а также главного инженера киностудии «Мосфильм» Б.Н. Коноплёва. По инициативе этой комиссии Союз кинематографистов СССР создал в 1985 Музейный отдел в рамках Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства, с 1986 Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», с 1989 Центральный музей кино Союза кинематографистов СССР, с 1992 современное название. Учредители - Государственный Комитет Российской Федерации по кинематографии, Министерство культуры России, Конфедерация Союзов кинематографистов, Союз кинематографистов России, «Совэкспортфильм». Один из организаторов Музея кино и его бессменный директор (как и Музея-квартиры Эйзенштейна с 1964) Н.И. Клейман.

В состав Музея кино входят: фонд рукописей и документов; изобразительный фонд (эскизы декораций и костюмов, раскадровки, графика, киноплакаты); фонд анимации; фототека по кино; фильмотека; научная библиотека; предметный и мемориально-вещественный фонд; Музей-квартира Эйзенштейна; Музей А.А. Тарковского; Отдел учёта и каталога. В музее работают также сектор публикаций; выставочный сектор (организует экспозиции в музейном зале); отдел кинопрограмм (ежедневно проводит сеансы и семинары в 5 кинозалах). Музей кино активно сотрудничает с синематеками и киномузеями многих стран.

Музей коневодства

Музе́й конево́дства (Тимирязевская улица, 44). Открыт в 1929 при Московском ипподроме, в 1940 передан Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева. В основе музейного собрания - частная коллекция произведений искусства, принадлежавшая коннозаводчику Я.И. Бутовичу и находившаяся в его имении Прилепы в Тульской губернии.

В фондах музея свыше 3 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, около 55 тыс. фотонегативов; в научной библиотеке около 12 тыс. томов (в том числе редкие издания XVI-XIX вв.); во вспомогательном фонде коллекции почтовых марок, открыток и конвертов, значков и сувениров с изображением лошадей. Музей размещается в одном из учебных корпусов Сельскохозяйственной академии. В постоянной экспозиции (4 зала) демонстрируются произведения русских живописцев и скульпторов XVIII-XX вв. (М.И. Авилова, Б.П. Виллевальде, Е.А. Лансере, П.К. Клодта, П.О. Ковалевского, А.О. Орловского, В.А. Серова, А.С. Степанова и др.) с изображением лошадей. Особую ценность представляет наиболее полное в России собрание работ (свыше 360) художника Н.Е. Сверчкова (1817-98). Экспозиция знакомит также с историей и современным состоянием отечественного коневодства, многообразием конских пород, их лучшими представителями, использованием лошадей в хозяйстве, военном деле, спорте.

Литература: [Апушкин А.В.], Музей коневодства, М., 1948; [Красников А.С.], Музей коневодства. Путеводитель, М., 1974; Гуревич Д., Добро пожаловать в музей, «Коневодство и конный спорт», 1989, № 1.

Д.Я. Гуревич.

Музей народного искусства

Музе́й наро́дного иску́сства (Леонтьевский переулок, 7). Открыт в 1885 как Торгово-промышленный музей кустарных изделий московского губернского земства; первоначально находился во флигеле особняка В.Я. Лепёшкиной на углу Знаменки и Ваганьковского переулка (дом не сохранился). В 1890 переведён на Большую Никитскую улицу, в дом Миклашевского (ныне кинотеатр Повторного фильма), в 1903 переехал в двухэтажное здание в Леонтьевском переулке, купленное С.Т. Морозовым у А.И. Мамонтова и перестроенное специально для музея по проекту архитектора С.У. Соловьёва в неорусском стиле; в 1911—13 по проекту архитектора В.Н. Башкирова была осуществлена пристройка двухэтажного, с мезонином, правого крыла для помещения торгового отдела. В основе собрания — экспонаты кустарного отдела Торгово-промышленной выставки 1882 в Москве, предметы художественных промыслов конца XIX — начала XX вв. С конца 1880-х гг. музей существовал не только на средства губернского земства, но и на личные средства его почётного попечителя Морозова, который осуществлял общее руководство, намечал планы перспективного развития музея. К началу 1910-х гг. музей возглавил работу по сохранению и развитию художественных промыслов во всех губерниях России, организовывал школы и учебные мастерские, выставки и ярмарки. После Октябрьской революции музей участвовал в восстановлении и развитии таких известных художественных промыслов, как хохломская роспись, ростовская финифть, вышивки Рязани и Калуги, кружевоплетение Вологды; с его участием проходило становление основных центров миниатюрной лаковой живописи по папье-маше в Палехе, Холуе, Мстёре. В 1918—20 назывался Кустарным музеем, в 1920—26 Центральный музей ВСНХ, в 1931 был создан Научно-экспериментальный кустарный институт (НЭКИН), реорганизованный в 1932 в Институт художественной кустарной промышленности, включающий музей и магазин «Художественные промыслы». Ныне в ведении НИИ художественной промышленности. Музейный фонд составляет 50 тыс. единиц хранения (традиционная крестьянская резьба и роспись по дереву, металлу, камню, кости, художественный металл, керамика, живопись по папье-маше, народная одежда, вышивка, кружево, набойка; отдельные виды городского и промышленного искусства; наиболее полная в России коллекция современных отечественных художественных промыслов).

Г.А. Яковлева.

Музей нового западного искусства

Музе́й но́вого за́падного иску́сства собрание произведений западноевропейской живописи и скульптуры (преимущественно французской) с начала 60-х гг. XIX в. — Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, К. Моне, В.ван Гога, П. Гогена, К. Писарро, А. Тулуз-Лотрека, П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо, О. Родена и др. В основе — коллекции С.И. Щукина и И.А. Морозова. Собрание Щукина открыто в 1918 как 1-й Музей новой западной живописи (Большой Знаменский переулок, 8); собрание Морозова — в 1919 как 2-й Музей новой западной живописи (улица Пречистенка, 21). В 1923 оба музея объединены в Музей нового западного искусства, который с 1925 стал филиалом Музея изящных искусств (см. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). В 1928 фонды сосредоточены в одном здании (улица Пречистенка, 21), после ликвидации музея в 1948 распределены между Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем.

Литература: Государственный музей нового западного искусства. Иллюстрированный каталог, М., 1928.

Музей обороны Москвы

Музе́й оборо́ны Москвы́ (Мичуринский проспект, 3). Открыт в 1981. В фондах свыше 23 тыс. единиц хранения, в том числе большие коллекции фронтовых зарисовок, топографических карт, трофейных карт и листовок, материалы археологических раскопок в районе Вязьмы, отдельные уникальные предметы (полковой сейф с документами, найденный на месте боёв частей народного ополчения, и др.; статью народное ополчение (в Великой Отечественной войне)), письма военных лет, воспоминания участников обороны Москвы и др. Экспозиция, расположенная в специально приспособленном в 1990—91 одноэтажном административном здании в районе Олимпийской деревни, строится на подлинных материалах, сгруппированных по тематическому принципу. Ведётся работа по созданию филиала — Музея народного ополчения Москвы.

Н.Д. Егоров, С.Ф. Казакова.

Музей общественного питания

Музе́й обще́ственного пита́ния (Большой Рогожский переулок, 17). Открыт в 1977 при Ассоциации московских кулинаров. Расположен в бывшем особняке купца Прозуменщикова (1903, необарокко). В экспозиции единственного в мире музея подобного профиля около 12 тыс. экспонатов, дающих представление о богатой истории русской и зарубежной кухонь, развитии поварского искусства. Среди них - ступки, черпаки, совки, весы, формы для пудингов и мороженого, коллекция самоваров, десятки разнообразных по конфигурации столовых приборов и предметов сервировки, кухонная и столовая утварь из московских трактиров, харчевен, ресторанов и чайных прошлых веков. Стенды с фотографиями и документами знакомят с первой в Москве образцовой фабрикой-кухней и развитием общепита. В коллекции карточек-меню - сотни образцов за полтора столетия. Уникальна библиотека, в которой сотни поваренных книг и сочинений по истории русской и зарубежной кухни за 200 лет. Сотрудники музея постоянно консультируют постановщиков фильмов и спектаклей по вопросам сервировки стола разных эпох.

О.В. Песков.

Музей охоты и рыболовства

Музей охоты и рыболовства (Головинское шоссе, 1а). Основан в 1988 Российским союзом обществ охотников и рыболовов. В фондах хранятся таксидермические работы известных мастеров Н.К. Назымова, В.П. Короткова, отечественные модели охотничьих ружей и снаряжения XIX - начала XX вв., охотничьи трофеи - шкуры рыси, волка, медведя, барса, клыки кабана, рога лося, марала, сайгака, уникальные по размерам и красоте рога сибирской косули и северного оленя. Экспозиция отражает историю охоты и рыболовства в России, историю обществ охотников и рыболовов, рассказывает об основных видах зверей и птиц, ареале их обитания, о заповедниках и работах по восстановлению численности некоторых животных (сайгака, бобра, соболя), о значении биотехнических мероприятий в охотничьих хозяйствах, традиционных и современных способах спортивной охоты, охотничьем собаководстве, любительском рыболовстве (демонстрируются основные виды пресноводных и морских рыб).

Г.Н. Семёнова.

Музей революции

Музе́й револю́ции (Тверская улица, 21). Основан в 1917 при «Обществе Музей Революции», открыт в 1924 как Музей Революции СССР на базе материалов выставки «Красная Москва» (1922). С 1947 Государственный музей Революции СССР, с 1968 Центральный музей Революции СССР, с 1992 современное название. Располагается в здании бывшего Английского клуба, памятнике архитектуры конца XVIII - начала XIX вв.

В фондах около 2 млн. единиц хранения, в основном памятники, отражающие социально-политическую историю России с середины XIX в. до настоящего времени: коллекции фотографий, документов, листовки, персональные фонды, позволяющие всесторонне раскрыть роль и место отдельных политических лидеров в контексте истории. В музее хранятся коллекция знамён и флагов, уникальное собрание боевых и трудовых наград, памятных и юбилейных медалей, почтовые марки, старые бумажные деньги, монеты и медали, коллекция одежды и тканей, бытовых предметов, произведения декоративно-прикладного искусства, отражающие историко-революционную тематику, в том числе работы мастеров лаковой миниатюры А.С. Баканова, Е.В. Юрина, Г.И. Ларишева, известных резчиков по кости В.П. Гурьева, П.Ф. Дашевского и др., тематический «агитационный фарфор» (изделия С.В. Чехонина, Н.Я. Данько), коллекция подарков, в том числе зарубежных, преподнесённых в разное время партийным и государственным деятелям. В фонде изобразительного искусства более 120 тыс. единиц хранения, в том числе произведения Н.А. Касаткина, И.Е. Репина, Ф.А. Малявина, К.С. Петрова-Водкина, А.В. Лентулова, М.С. Сарьяна и др. Коллекция графики содержит произведения исторического жанра, книжную графику, художественные открытки, плакаты, выпуски «Окон РОСТА», «Окон ТАСС», издательства ОСВАГ. В книжном фонде 1 млн. томов по проблемам отечественной и мировой истории, богатое газетное и журнальное собрание, нелегальные издания, крупнейшее книжное собрание XVIII-XIX вв. библиотеки Английского клуба.

Филиалы Музея революции: музей «Красная Пресня», мемориальный музей-квартира Г.М. Кржижановского, Музей «Подпольная типография ЦК РСДРП 1905-1906 годов» на Лесной улице.

Литература: Гиляровский В.А., От Английского клуба к Музею революции, М., 1926; Березов П., Музей революции, 3 изд., М., 1958.

Т.Г. Шумная.

Музей Старой Москвы

Музе́й Ста́рой Москвы́ (1918—26), с 1922 филиал Исторического музея. Сосредоточивал ценнейшее собрание книг и изобразительных материалов по истории Москвы из коллекций Н.С. Кокурина, П.А. Бурышкина и др. Первоначально находился в здании бывшего Английского клуба на Тверской улице, 21, с 1923 — на Малой Грузинской улице, 15 (в бывшем особняке П.И. Щукина), с 1924 — в здании Исторического музея.

Музей фарфора

Музе́й фарфо́ра в статье Музей керамики.

Музей-панорама «Бородинская битва»

Музе́й-панора́ма «Бороди́нская би́тва» (Кутузовский проспект, 38), открыт в 1962. Здание построено по специальному проекту (архитекторы А.Р. Корабельников, А.А. Кузьмин, С.И. Кучанов и инженер-конструктор Ю.Е. Аврутин). Фасады украшены двумя мозаичными панно размером 75 м2: «Народное ополчение и пожар Москвы», «Победа русских войск и изгнание Наполеона» (художник Б.А. Тальберг); в боковых пилонах смонтированы чугунные барельефы с изображением военных доспехов (скульптор И.П. Витали). Перед зданием на каменном парапете установлены трофейные французские пушки, в 1973 сооружён памятник М.И. Кутузову. Экспозиция размещена в залах - вводном, посвящённом событиям Отечественной войны 1812; «круглом», где представлены батальные полотна художника Ф.А. Рубо; панорамном (собственно панорама), а также в зале, в котором помещены материалы, связанные с разгромом войск Наполеона. Панорама «Бородинская битва» (размер по окружности 115 м и высота 15 м) создана Рубо в 1910-12, демонстрировалась в деревянном павильоне на Чистых прудах в 1912. В основе сюжета панорамы - самый напряжённый момент Бородинского сражения - штурм французами деревни Семёновское в полдень 26 августа (7 сентября) 1812. Панорама сохранена благодаря работам реставраторов, проходившим в конце 1940-х гг., 1962 и 1967 под руководством И.Э. Грабаря, П.Д. Корина, И.В. Евстигнеева и др. Панорама расположена рядом с «Кутузовской избой» и братской могилой 300 воинов - участников Бородинского сражения 1812.

Литература: Бородинская панорама. Путеводитель, 4 изд., М., 1985.

музыкальная жизнь Москвы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музыкальная школа и техникум имени Гнесиных

Музыка́льная шко́ла и те́хникум и́мени Гне́синых см. в статье Гнесины

Музыкальное академическое училище при Московской консерватории

Музыка́льное академи́ческое учи́лище при Моско́вской консервато́рии (Мерзляковский переулок, 9 и 11), среднее специальное учебное заведение. Основано в 1891 пианисткой и общественным деятелем В.Ю. Зограф-Плаксиной в доме М.П. Дюгамель (Мерзляковский переулок, 18), с 1910 — по нынешнему адресу. В 1919 училище было национализировано и получило название 6-я Московская государственная двухступенная музыкальная школа, с 1922 6-й Московский государственный техникум, с 1923 имени А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов. В 1926 организованы классы всех духовых инструментов симфонического оркестра. В 1929 училище было объединено с техникумом имени А.Н. Скрябина и получило название Московский областной музыкальный техникум. С 1934 включено в учебный комбинат Московской консерватории, с 1936 современное название, с 1991 академическое. Директорами училища были: Зограф-Плаксина (1891—1930), Р.Л. Блюман (1930—59), С.Т. Кальянов (1959 — 1961), Л.Л. Артынова (с 1961). Среди преподавателей (в разное время) — композиторы и музыковеды: И.Н. Протопопов, Б.Л. Яворский, А.В. Александров, С.Н. Василенко, Д.Б. Кабалевский, И.В. Способин, В.С. Галацкая, Д.А. Блюм, Ю.Н. Холопов, В.П. Фраёнов, Ю.А. Фортунатов, Е.М. Царёва; пианисты: А.Ф. Гедике, А.Б. Гольденвейзер, Я.И. Мильштейн, Н.Л. Фишман, П.В. Месснер; педагоги струнного отделения: С.М. Козолупов, А.К. Метнер, участники квартета имени Людвига ван Бетховена, Я.И. Янкелевич; М.П. Мчеделов, В.Г. Дулова (арфа); духового отделения: Н.Н. и В.Н. Солодуевы, Ю.Г. Ягудин, А.Р. Пресман, С.Н. Ерёмин, вокального — Г.И. Тиц, Е.Д. Кругликова; дирижёрско-хорового — Е.Н. Зверева. Училище имеет свой симфонический оркестр (дирижёр А.А. Левин). При училище (в том же здании) работает 7-летняя детская музыкальная школа. В концертном (актовом) зале и в одном из классов установлены органы. Учащиеся и педагоги ведут активную концертную и музыкально-просветительскую деятельность, выступают в зале училища, в Большом и Малом залах консерватории. Преподавание основано на традициях московской консерваторской школы. Училище готовит исполнителей, преподавателей, дирижёров хора и духового оркестра; функционируют отделения: фортепьянное, струнных инструментов, духовых и ударных, сольного пения, хорового дирижирования и теории музыки. В училище около 600 студентов, в том числе из зарубежных стран. По названию переулка, в котором расположено училище, оно известно как «Мерзляковское», или «Мерзляковка».

Литература: Артынова Л.Л., Страницы истории, в сборнике: Методические записки по вопросам музыкального образования, М., 1966; Соколов Вл., Воспоминания о музыкальном училище, М., 1991.

О.С. Лебедева.

Музыкальное училище сестёр Е. и М. Гнесиных

Музыка́льное учи́лище сестёр Е. и М. Гне́синых в статье Гнесины.

Музыкально-педагогический государственный институт имени М.М. Ипполитова-Иванова (ГМПИ)

Музыка́льно-педагоги́ческий госуда́рственный институ́т имени М.М. Ипполи́това-Ивано́ва (ГМПИ) (Марксистская улица, 36). Создан на базе музыкального училища имени Ипполитова-Иванова, которое в свою очередь было основано в 1919 как музыкальная школа (№ 4) для детей и взрослых (заведующий Г.Ф. Пурицкий). Среди директоров училища — пианисты М.Л. Пресман (1933—41), Н.Л. Фишман. В 1991 училище получило статус высшего, в 1992 ему предоставлено право готовить специалистов с высшим образованием на базе вечернего факультета (вуз при училище). В 1995 вечерний факультет преобразован в самостоятельный институт. В настоящее время в структуру учебного комплекса входят музыкальная школа (начальное звено), училище (среднее звено) и институт (высшее звено), все — имени Ипполитова-Иванова. Институт ведёт подготовку по специальностям: инструментальное исполнительство (фортепьяно, орган, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты), вокальное искусство (академическое и народное пение), дирижирование академическим хором, музыковедение. В институте работают свыше 300 преподавателей и концертмейстеров.

Е.А. Килина.

Музыкально-этнографическая комиссия

Музыка́льно-этнографи́ческая коми́ссия научно-просветительская организация, основанная в 1901 при Этнографическом отделе Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета. Создана с целью собирания, изучения и пропаганды фольклора. В её состав входили многие видные московские музыканты (С.И. Танеев, А.Т. Гречанинов, М.М. Ипполитов-Иванов, А.Д. Кастальский, А.Н. Корещенко), этнографы (А.В. Марков, Н.А. Янчук), фольклористы (Д.И. Аракишвили, Е.Э. Линёва, А.М. Листопадов, А.Л. Маслов, В.В. Пасхалов), музыкальные критики и учёные (Н.Д. Кашкин, Г.Э. Конюс, И.В. Липаев, Ю.Н. Мельгунов, Е.Д. Энгель, Б.Л. Яворский), певцы (в том числе артисты императорских театров Н.В. Салина, Ф.И. Шаляпин).

В собирательской работе Музыкально-этнографической комиссии впервые в России была применена техника звукозаписи. Появление изданий Музыкально-этнографической комиссии — «Великорусские песни в народной гармонизации» (в записи Линёвой, секретаря комиссии, вып. 1—2, СПб., 1904—09), «Труды Музыкально-этнографической комиссии» (т. 1—2, М., 1906—11) и др. — доказало возможность применения звукозаписывающей техники для научных целей. Первое официальное заседание комиссии состоялось в сентябре 1901. Заседания проходили в Политехническом музее, Московской консерватории, Синодальном училище церковного пения, Румянцевском музее. В 1905 в Лефортове, при Народном доме на Введенской площади, был организован мужской рабочий хор, в котором среди многих известных музыкантов работала В.С. Серова, вдова композитора А.Н. Серова. Тогда же были организованы Пречистенские курсы для рабочих, где преподавались хоровое пение и фольклор. В 1906 при содействии Музыкально-этнографической комиссии была учреждена Народная консерватория.

Деятельность Музыкально-этнографической комиссии была разносторонней: помимо русского фольклора большое внимание уделялось украинским и белорусским народным традициям, музыке Кавказа, а также якутской, финской, чешской, индийской и другой музыке. Обширнейший материал, получаемый в экспедициях и через сеть корреспондентов, не только обрабатывался и изучался, но и исполнялся любителями и профессиональными артистами на музыкально-этнографических концертах, проходивших в Историческом музее, Большом зале Благородного собрания, Политехническом музее.

В 1921 Музыкально-этнографическая комиссия была распущена, и на её основе создана Этнографическая секция в системе Государственного института музыкальной науки (ГИМНа) под руководством В.В. Пасхалова.

Д.В. Смирнов.

Музыкальные фестивали

Традиционные московские фестивали, на которых звучит академическая музыка. Разделяются на две группы: 1) фестивали, регулярно проводимые в определённое время, но не имеющие чётко обозначенного программного стержня: «Русская зима» (ежегодно в декабре - январе), «Московские звёзды» (ежегодно в мае), их участниками, как правило, являются отечественные музыканты-исполнители и коллективы, а также зарубежные артисты; 2) ежегодные фестивали, имеющие определённую тематическую направленность: фестиваль современной музыки «Московская осень», фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, фестиваль современной музыки «Альтернатива» (с 1988; посвящён в основном искусству авангарда), международный фестиваль православной музыки (с 1989), международный фестиваль камерной музыки «Музыкальные собрания», концерты которого идут не только в филармонических залах, но и в Музее-усадьбе Кусково, его проводит камерный оркестр «Musica viva» (художественный руководитель- дирижёр и виолончелист А.И. Рудин). С 1992 проходит ежегодный фестиваль «Старинная музыка в исторических памятниках Москвы», который основан московским ансамблем старинной музыки «Da camera e da chiesa» (руководитель В.Б. Фелициант). В 1993 возник фестиваль «Дома Вивальди», основанный камерным «Вивальди-оркестром» (художественный руководитель С.Б. Безродная; каждый год посвящён одному из известных артистов). В том же году состоялся фестиваль Тарусского фонда Святослава Рихтера (основан в 1992), концерты которого с участием молодых исполнителей, отобранных выдающимся пианистом, проходили в Тарусе и в Москве.

В.А. Лихт.

Музыкальный театр имени К.С. Станиславского

И Вл.И. Немировича-Данченко

Московский академический ордена Трудового Красного Знамени музыкальный театр имени народных артистов СССР К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (улица Большая Дмитровка, 17). Создан в 1941 в результате объединения Оперного театра имени Станиславского (существовал с 1928) и Музыкального театра имени Немировича-Данченко (с 1926). В 1964 театру присвоено звание академического.

Помимо произведений русской и зарубежной классики XIX в. (оперы и балеты) на сцене театра осуществлены постановки произведений советских композиторов: «Семья Тараса» (1951) и «Кола Брюньон» (1971) Д.Б. Кабалевского, «Война и мир» (1957) и «Обручение в монастыре» («Дуэнья», 1959) С.С. Прокофьева, «Катерина Измайлова» (новая редакция 1962) Д.Д. Шостаковича; балеты «Оптимистическая трагедия» М.Б. Броннера, «Скифы» на музыку Прокофьева, «Отелло» А.Д. Мачавариани и др. Большой вклад в развитие театра внёс дирижёр С.А. Самосуд, работавший там в 1943-50.

В разное время в театре работали: певцы Г.М. Бушуев, С.М. Големба, М.С. Гольдина, М.Л. Мельтцер, Н.Ф. Кемарская, В.В. Канделаки (двое последних также режиссёры), П.И. Мокеев, А.А. Росницкая, С.А. Ценин, Т.С. Юдина; солисты балета Н.Г. Конюс, М.Е. Редина, М.С. Сорокина, В.Т. Бовт, Е.Э. Власова, М.С. Дроздова, В.С. Тедеев. Среди режиссёров - П.А. Марков, И.М. Туманов, Л.В. Баратов, Л.Д. Михайлов, И.Г. Шароев, А.Б. Титель (главный режиссёр с 1991); балетмейстеров - В.П. Бурмейстер, А.В. Чичинадзе, Д.А. Брянцев (главный балетмейстер с 1985); дирижёров - К.Дж. Абдуллаев, В.М. Есипов, Г.Г. Жемчужин, Д.Г. Китаенко, В.А. Понькин (главный дирижёр с 1996); художников - А.Ф. Лушин, В.А. Орефьев (главный художник с 1992).

Здание театра построено в XVIII в. как особняк графа П.С. Салтыкова (от этого периода сохранилось лишь фойе театра). В 1839-1909 здесь располагался Купеческий клуб, неоднократно описанный в произведениях А.Н. Островского («Свои люди - сочтёмся», «Бешеные деньги»); в 1843 в нём давал концерты Ф. Лист. В 1909-13 здание принадлежало предпринимателям Бахрушиным, в 1913 - 1917 - владельцу сада «Аквариум», московскому антрепренёру, известному как «мулат Томас», который открыл здесь знаменитое кабаре «Максим». После 1917 помещение занимал Дмитровский театр, где выступала главным образом труппа оперетты. С 1926 на сцене выступали студии, а затем театры Станиславского и Немировича-Данченко. В 1938 здание было капитально перестроено, расширены зрительный зал и сцена.

О.С. Лебедева.

Мунц Владимир Оскарович

Мунц Владимир Оскарович (1903, Петербург - 1974, Москва), архитектор. Сын петербургского архитектора О.Р. Мунца, при участии которого достраивалось здание Московского почтамта. Окончил ленинградскую Академию художеств (1926), где учился у отца, а также у И.А. Фомина, Л.В. Руднева, В.А. Шуко, В.Г. Гельфрейха. Преподавал там же (1930-31, 1939-46), а затем в Московском архитектурном институте (1948-55). Постройки Мунца отличают тяжеловесность форм, укрупнённый масштаб, обобщённая трактовка классического ордера. Основные работы выполнены под руководством Руднева: здания Военной академии имени М.В. Фрунзе (1937, в 60-х гг. Мунц реконструировал комплекс, пристроил плавательный бассейн, гимнастический зал, гостиницу и др.), Наркомвоенмора на Колымажной улице (1934-38) и Министерства обороны на Фрунзенской набережной (1938-55). Возвёл здание НИИ чёрной металлургии на улице Радио (1947-68), а также жилой дом на Садовой-Кудринской улице, 28-30 (1947, с Рудневым и В.Е. Ассом), в котором имел собственную квартиру-студию, где жил и работал с 1947. Похоронен на Донском кладбище.

Т.А. Гатова.

Муравьёвы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Муромцев Сергей Андреевич

Му́ромцев Сергей Андреевич (1850, Петербург — 1910, Москва), правовед, политический деятель, публицист. Из старинного дворянского рода. В 1867 окончил 3-ю Московскую гимназию, в 1871 — юридический факультет Московского университета. С 1878 ординарный профессор, с 1883 проректор Московского университета. В 1880—89 председатель Московского юридического общества. Гласный Московской городской думы, губернского земского собрания (1881—1906, с перерывами). В 1884 уволен из Московского университета за «распространение либерализма» и «политическую неблагонадёжность». Занялся адвокатской практикой. В 1890—1905 товарищ (заместитель) председателя Совета присяжных поверенных Московского округа. Один из основателей партии кадетов, член её ЦК. Депутат 1-й Государственной думы от Москвы, избран председателем Думы. После роспуска Думы приговорён к трёхмесячному заключению, которое отбывал в Таганской тюрьме. С 1906 профессор Московского университета по кафедре гражданского права, в 1908—10 лектор Университета Шанявского. Был председателем Суда чести при Обществе деятелей периодической печати и литературы. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Литература: С.А. Муромцев. Сборник статей, М., 1911; Милюков П.Н., С.А. Муромцев, М., 1918.

«Мусагет»

«Мусагет» (в переводе с греческого - «предводитель муз», одно из имён покровителя искусств бога Аполлона), издательство символистов (1910-17), одним из основателей которого был А. Белый, редактором-издателем - Э.К. Метнер, брат композитора Н.К. Метнера. Находилось на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре, 31. Играло заметную роль в литературной жизни Москвы. Здесь печатались и участвовали в обсуждениях произведений, выпускаемых издательством, Л.Н. Андреев, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, И. Северянин. В «Мусагете» вышли сборники статей А. Белого «Символизм» (1910) и «Арабески» (1911), Вольфинга (псевдоним Э.К. Метнера) «Модернизм и музыка» (1912), Эллиса (псевдоним Л.Л. Кобылинского) «Русские символисты» (1910), стихи и литературоведческие работы Вяч.И. Иванова, сборники стихов и второе издание избранных произведений Блока в 4 томах и другие произведения, а также первые переводы на русском языке ряда античных и средневековых писателей.

Литература: Орлов В., Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX в., М., 1976; Долгополов Л., На рубеже веков, [2 изд.], Л., 1985.

К.В. Стародуб.

Мусин-Пушкин Алексей Иванович

Главный дом усадьбы А. И. Мусина-Пушкин.

Главный дом усадьбы А. И. Мусина-Пушкин.

Москва.

Му́син-Пу́шкин Алексей Иванович (1744, Москва — 1817, там же), граф (1797), государственный деятель, историк, археограф, коллекционер, член Российской академии (1789). В 1757 поступил в артиллерийское училище, после окончания которого служил в артиллерии, некоторое время был адъютантом Г.Г. Орлова. В 1772—75 совершил поездку за границу; с 1775 при дворе. В 1789—96 руководил Корпусом чужестранных единоверцев. В 1791—97 обер-прокурор Синода. Возглавлял Академию художеств (с 1774, в 1794—97 её президент). Освобождён императором Павлом I от всех постов, назначен сенатором в 6-й (московский) департамент (1797); с 1799 в отставке. Жил в Москве в доме на Разгуляе (ныне Спартаковская улица, 2), куда перевёз из Петербурга свою богатейшую библиотеку с рукописным отделом и разнообразные коллекции. Начало коллекциям Мусина-Пушкина было положено в 1775, когда он стал собирать письменные и вещественные памятники отечественной истории, в 1791 он приобрёл архив историка П.Н. Крекшина. К 1793 у Мусина-Пушкина было 1725 рукописей, в том числе «Летописец российский преподобного Нестора...», составленный в 1375, документы царствования Петра I, Екатерины II и др. Позже в собрание Мусина-Пушкина поступили библиотека профессора А.А. Барсова, часть книжного собрания и рукописей И.П. Елагина, библиотека И.Н. Болтина, большая часть книг и рукописей В.Н. Татищева. Кроме рукописей и старопечатных книг в собрание Мусина-Пушкина входили «минц-кабинет» (собрание монет и медалей) и живописная коллекция.

С середины 1780-х гг. вокруг Мусина-Пушкина сложился кружок (Болтин, Елагин, Н.Н. Бантыш-Каменский, А.Ф. Малиновский), членами которого были изданы «Русская правда» (1792), «Книга Большому Чертежу» (1792), «Духовная великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим...» (1793). Главный труд Мусина-Пушкина — «Историческое исследование о местонахождении древнего российского Тмутараканского княжения» (1794). В собрании Мусина-Пушкина хранилось «Слово о полку Игореве» из упразднённого Спасо-Ярославского монастыря. Находка и публикация (в 1800) этого памятника древнерусской культуры принесли коллекционеру мировую известность. Коллекцией Мусина-Пушкина пользовались в своих исследованиях Н.М. Карамзин, Болтин, другие историки. В 1807 Бантыш-Каменский убедил Мусина-Пушкина пожертвовать своё книжное и рукописное собрание архиву Коллегии иностранных дел. Однако Мусин-Пушкин «похвального намерения исполнить не успел»: вся коллекция погибла во время пожара 1812. Сохранилось около 20 рукописей, находившихся у других исследователей и в ярославском имении Мусина-Пушкина. В 1812 погиб и личный архив Мусина-Пушкина, в том числе «Записки», которые он вёл ежедневно с 1772. Похоронен в своём имении в Ярославской губернии. В 1866 в Чертковскую библиотеку (статью Чертков А.Д.) была пожертвована коллекция рукописей, собранных Мусиным-Пушкиным в 1813—17.

Литература: [Калайдович К.Ф.], Записки для биографии графа А.И. Мусина-Пушкина, «Вестник Европы», 1813, № 21—22; Козлов В.П., Кружок А.И. Мусина-Пушкина и «Слово о полку Игореве», М., 1988.

А.И. Фролов.

Мусороудаление

Удаление бытового мусора из зданий осуществляется в мусоросборники, из которых мусор доставляется на свалки или к местам переработки. Промышленные отходы, подлежащие удалению и захоронению, также вывозятся на свалки (полигоны). В дальнейшем участки заполненных свалок рекультивируются. Бытовые отходы в Москве в 1994 составили более 13 млн. м3 (около 2,5 млн. т), промышленные отходы более 6,5 млн. т, в том числе 4,5 млн. т инертных и 1,7 млн. т опасных для природной среды и здоровья населения.

До 50-х гг. городские свалки занимали значительные участки территории города. В 70-х гг. сооружены мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы. Первый мусороперерабатывающий завод в Москве построен в 1972 на Коровинском шоссе для переработки 500 тыс. м3 отходов в год. Часть отходов превращалась в компост, извлекались металл, бумага, стекло. С начала 90-х гг. завод находится на реконструкции. Работают мусороперерабатывающие заводы в Бескудникове (перерабатывает 350 тыс. м3 в год) и Бирюлёве (1 млн м3 в год). Для вывоза бытового мусора используются 1100 мусоровозов. За пределами городской черты находятся две свалки: с 1976 в Тимохове (Ногинский район), с 1980 в Хметьеве (Солнечногорский район).

Разработанные в последние годы нормативные акты предусматривают, в частности: запрет на сжигание мусора на открытом воздухе и в неприспособленных топках; организацию сбора мусора в отдельные контейнеры (пищевые отходы, стекло и металлы; бумага, резина, пластмассы, кожи, текстиль); компостирование мусора, механизированная и биотермическая переработка в удобрение и биотопливо; захоронение отходов на усовершенствованных свалках (полигонах) с послойным уплотнением и засыпкой изолированными слоями земли.

В.Г. Гейнц.

Мухина Вера Игнатьевна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мытищинский водопровод

Мыти́щинский водопрово́д первый городской водопровод в системе водоснабжения Москвы. Строительство началось в 1781, начал действовать в 1804. Источник — подрусловые воды в верховьях р. Яузы, недалеко от села Большие Мытищи. Вода из бьющих из земли ключей поступала в кирпичные бассейны, из них — в самотёчную подземную кирпичную галерею-водовод протяжённостью около 16 км, далее через долину р. Яузы по Ростокинскому акведуку в район Сухаревской площади и далее к Самотёчной площади. В конце водовода на Трубной площади был сооружён бассейн с фонтаном, а на Неглинной улице — два фонтана для разбора воды. Первоначально из мытищинских источников забиралось 4,3 тыс. м3 воды в сутки. В 1826 из-за многочисленных просадок галереи-водовода приступили к перестройке водопровода по проекту инженера Яншина, которая закончилась в 1830. У села Алексеевского была построена водокачка (впоследствии Алексеевская насосная станция имени В.В. Ольденбергера), подававшая воду в бак, установленный во втором ярусе Сухаревой башни. Отсюда вода по трубам направлялась к пяти фонтанам: Шереметевскому (около Сухаревой башни), Никольскому (на Лубянской площади), Петровскому (на Театральной площади), Воскресенскому (Воскресенская площадь, у входа в Александровский сад), Варварскому (на Варварской площади). В 1853—58 Мытищинский водопровод был перестроен по проекту и под руководством А.И. Дельвига. Верхнюю кирпичную галерею заменили чугунными трубами, мощность водопровода увеличилась до 6 тыс. м3 воды в сутки. В 1892 для забора воды были пробурены 50 скважин глубиной до 30 м, соединённые общей всасывающей трубой. Вода начала подаваться в Крестовские водонапорные башни, на которых на высоте 30 м от земли были установлены железные баки ёмкостью 1900 м3. Далее вода распределялась по городу сетью труб общей протяжённостью 120 км. В 1935 подача воды Мытищинского водопровода составляла 40 тыс. м3 в сутки. С 1960 Мытищинский водопровод подаёт воду только в г. Мытищи.

В.Г. Гейнц.

Мытная улица

Мы́тная у́лица в западной части центра Москвы, между Калужской площадью и площадью Серпуховская застава. Получила название по существовавшему здесь с XVIII в. Мытному животинному (скотопригонному) двору, на котором взимался «мыт» — пошлина с пригонявшегося в город для продажи крупного рогатого скота и свиней.

Мюзик-холл

Мю́зик-холл Первый мюзик-холл в Москве был создан как обычный эстрадный театр в 1923 в саду «Аквариум» (Большая Садовая улица, 16). В 1926—36 работал в перестроенном помещении 2-го Госцирка (бывший цирк Никитиных). В 1941 деятельность Мюзик-холла была прервана. В 1960—78 в Москве функционировал Мюзик-холл, выступавший на различных площадках. Среди постановок: «Москва — Венера, далее везде...» (1961), «Сто и один день в Париже» (1966), «Я — песня» (1970), «Красная стрела прибывает в Москву» (1973). После 1978 прекратил существование.

«Мюр и Мерелиз»

«Мюр и Мерели́з» «Мюр и Мерилиз», торгово-промышленное товарищество, которому принадлежал один из крупнейших универсальных магазинов. Учреждено в Петербурге в 1843 шотландцем Мерелизом (Мерилиз) Арчибальзом. Преемник Мерелиза, брат его жены шотландец Эндрю Мюр (с 1867 московский купец 1-й гильдии), открыл отделение фирмы в Москве первоначально в виде торгового дома (в 1907 преобразован в товарищество). С 1878 арендовал, в 1885 купил трехэтажное здание на Театральной площади, где рядом с отделом оптовой торговли открыл магазин дамских шляп и галантереи. В 1886 в результате раздела фирмы в Петербурге образовалось товарищество «Оборот», которое вело оптовую торговлю во взаимодействии с московским «Мюр и Мерелизом». В 1888 торговый дом «Мюр и Мерелиз» снял помещение в доме князя Гагарина на Кузнецком мосту, где был открыт магазин ковров, клеёнки, ламп, товаров для дома, хозяйственных принадлежностей. Затем фирма расширила сеть своих магазинов в Москве.

В конце 1890-х гг. торговый дом «Мюр и Мерелиз» приобрёл землю на Пресне, где построил собственную мебельную фабрику и мастерские. Новое здание магазина товарищества «Мюр и Мерелиз» (улица Петровка, 2) построено в 1906—08 (архитектор Р.И. Клейн). Акционерный капитал товарищества в 1912 — 3 млн. рублей, среднегодовой оборот достигал 9 млн. рублей, прибыль — не менее 1 млн. рублей. На рекламу тратилось до 700 тыс. рублей в год. Товарищество владело собственной типолитографией (1902—16). Имело 78 отделений, 3 тыс. служащих. Магазин в Москве торговал одеждой, обувью, ювелирными изделиями, парфюмерией, электротоварами и осветительными товарами, охотничьим оружием, мебелью, предметами домашнего обихода, писчебумажными товарами и др. В 1918 национализирован, с 1922 Центральный универсальный магазин (ЦУМ).

Литература: Питчер Х., Мюр и Мерилиз, пер. с англ., М., 1993.

М.Ю. Лачаева.

Мясищев Владимир Михайлович

Мясищев Владимир Михайлович (1902, г. Ефремов Тульской губернии - 1978, Москва), авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1957), доктор технических наук (1959), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972). После окончания МВТУ (1926) работал в КБ А.Н. Туполева, участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький». Был репрессирован (1938 - 1940); находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД (на территории московского авиационного завода № 156): сначала под руководством В.М. Петлякова (над созданием бомбардировщика Пе-2), а затем там же (и после освобождения) возглавлял КБ по созданию дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102. В 1946-51 Мясищев - заведующий кафедрой, декан самолётостроительного факультета Московского авиационного института. С 1956 генеральный конструктор. В 1960-67 начальник ЦАГИ, в 1967-78 генеральный конструктор Экспериментального машиностроительного завода (с 1981 его имени). Под руководством Мясищева созданы различные типы боевых самолётов (Пе-2Б, Пе-2И, Пе-2М, ДИС, ДБ-108, М-4, ЗМ, М-50), была начата разработка самолёта-носителя ВМ-Т «Атлант» и высотного самолёта М-17 «Стратосфера». На самолётах ЗМ и М-4 установлено 19, а на самолёте М-17 «Стратосфера» - 20 мировых рекордов. Ленинская премия (1957). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Мясковский Николай Яковлевич

Мясковский Николай Яковлевич [1881, крепость Ново-Георгиевск (г. Модлин), близ Варшавы, - 1950, Москва], композитор, педагог, музыкальный критик, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Родился в семье военного инженера. В 1902 окончил Военно-инженерное училище в Петербурге, в октябре переведён по службе в Москву, где познакомился с С.И. Танеевым и обучался теории музыки у Р.М. Глиэра. В 1906-11 учился в Петербургской консерватории. Первое публичное исполнение музыки Мясковского (симфоническая поэма «Молчание» по Э. По) состоялось 12 июня 1911 на открытой эстраде парка Сокольники под управлением К.С. Сараджева. В августе 1911 Мясковский впервые выступил как критик в московском журнале «Музыка». Во время первой мировой и Гражданской войн на военной службе, в 1914-16 на Юго-Западном фронте. В конце 1918 переехал в Москву в связи с переводом из Петербурга Военно-морского Генерального штаба, где служил до 1921. Работал в Госиздате, затем в Музсекторе Госиздата, помогал работе филармонии, музыкальной редакции Радио, с 1921 заместитель заведующего Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР и др. С 1919 участвовал (в том числе как пианист) в музыкальном кружке П.А. Ламма, с начала 20-х гг. - в кружке Держановских. С 1921 профессор класса композиции Московской консерватории. После премьер в Москве 5-й (18 июля 1920) и 6-й (4 мая 1924) симфоний произведения Мясковского начали с успехом исполняться в Европе и Америке. В 1923-31 член Ассоциации современной музыки (АСМ). Как представитель классической школы, подвергался обвинениям в пропаганде «чуждой идеологии» со стороны РАПМа; собственные попытки сочинять в «массовом» плане (например, 12-я и 14-я симфонии, 1932, 1933) был склонен рассматривать как «антиморальный проступок перед самим собой». С начала 30-х гг. поддерживал приехавшего из-за границы С.С. Прокофьева. В 1932 в составе оргкомитета Союза советских композиторов. Член жюри Всесоюзных конкурсов пианистов (1937) и дирижёров (1938). В 1948 оставил ряд официальных должностей, в том числе вышел из состава редколлегии журнала «Советская музыка». Творчество Мясковского (27 симфоний, 13 квартетов, концерт для виолончели с оркестром, множество романсов и др.) отличают опора на классику, трагедийная и лирическая образность, мощное этическое и интеллектуальное начало. Среди учеников: В.Я. Шебалин, А.И. Хачатурян, Г.Г. Галынин, А.Ф. Козловский, Д.Б. Кабалевский, А.В. Мосолов, В.И. Мурадели, Л.А. Половинкин, Н.И. Пейко, К.С. Хачатурян, Б.А. Чайковский, А.Я. Эшпай. Государственная премия (1941, 1946 - дважды, 1950, 1951, посмертно).

Мясковский жил в Москве в Троицком переулке у Держановских (1918), в Колокольниковом переулке (конец 1918 - середина 1919), на Поварской улице, 8 (середина 1919 - осень 1921; дом не сохранился), в Денежном переулке, 7 (сентябрь 1921 - лето 1930), в 1930-50 - в переулке Сивцев Вражек, 7 (мемориальная доска). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1960-94 именем Мясковского назывался Большой Афанасьевский переулок, его имя носит детская музыкальная школа № 3 (улица Малая Дмитровка, 20).

Литература: Иконников А., Художник наших дней. Н.Я. Мясковский, 2 изд., М., 1982; С.С. Прокофьев и Н.Я. Мясковский. Переписка, М., 1977; Ламм О.П., Страницы творческой биографии Мясковского, М., 1989.

О.В. Фраёнова.

Мясников Александр Леонидович

Бюст А. Л. Мясникова.

Бюст А. Л. Мясникова.

Москва.

Мяснико́в Александр Леонидович (1899, г. Красный Холм Тверской губернии — 1965, Москва), терапевт, один из основоположников отечественной кардиологии, академик Академии медицинских наук СССР (1948). Из семьи врача. В Москве с 1917. После окончания медицинского факультета Московского университета (1922), где на него серьёзное влияние оказал Д.Д. Плетнёв, работал в клинике Г.Ф. Ланга в 1-м Ленинградском медицинском институте, заведовал кафедрами терапии Новосибирского института усовершенствования врачей, 3-го Ленинградского медицинского института и Военно-морской медицинской академии. В годы Великой Отечественной войны главный терапевт Военно-морского флота. С 1948 заведующий кафедрой госпитальной терапии 1-го Московского медицинского института и одновременно директор Института терапии Академии медицинских наук (с 1967 Институт кардиологии имени Мясникова Кардиологического центра); перед старым зданием института (Петроверигский переулок, 10) в 1973 установлен бюст Мясникова (скульптор М.П. Оленин). Основные труды по проблемам атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, патологии печени. В 1965 удостоен премии «Золотой стетоскоп» Международного кардиологического общества. Известный коллекционер (одно из лучших в Москве частных собраний картин). Жил на Новослободской улице, 57/65 (мемориальная доска). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Бородулин В.И., Шхвацабая И.К., А.Л. Мясников, М., 1967.

В.Б.

Мясницкая улица

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мясницкие ворота

Мясни́цкие воро́та площадь (в 1935—93 площадь Кировских ворот), примыкает к Тургеневской площади, фактически является началом Чистопрудного бульвара и имеет единую с ним нумерацию домов. С внешней стороны стены Белого города, на месте Гусятникова переулка, в XVI—XVII вв. находился «Животинный двор» — рынок для торговли скотом. В 1699 напротив, с внутренней стороны, устроена обширная усадьба А.Д. Меншикова. В 1710 мясные лавки, в 1723 и рынок вывели за Земляной город. Большую часть площади с начала XIX в. занимала гостиница; перед ней в 1907 устроен проезд с одной стороны бульвара на другую. В 1935 на месте гостиницы возведён наземный павильон станции метро «Кировская» (архитекторы Н.Д. Колли, Ф.И. Соммер, ныне «Чистые пруды») — единственная постройка собственно на площади. К Мясницким воротам обращён стоящий в начале бульвара памятник А.С. Грибоедову (1959, скульптор А.А. Мануйлов, архитектор А.А. Заварзин).

И.Л. Давыдова.

Мясницкий проезд

Мясни́цкий прое́зд проложен после 1812 по территории бывшего владения П.А. Татищева, чей деревянный дом был уничтожен во время пожара 1812. Мясницкий проезд образует развилку с Мясницкой улицей, выходя к площади Красные ворота.

Предыдущая страница Следующая страница