Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "А" (часть 4, "АЛЬ"-"АНН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АЛЬ"-"АНН")

Альтани Ипполит Карлович

Альта́ни Ипполит Карлович (1846, юг Украины — 1919, Москва), дирижёр и хормейстер. Родился в семье военного капельмейстера. В 1866 окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки у Г. Венявского, композиции — у Н.И. Зарембы и А.Г. Рубинштейна. В 1867—82 работал в Киеве. С 1882 в Москве, до 1906 главный дирижёр Большого театра. Альтани впервые осуществил в Москве постановку опер «Пиковая дама» (1891) и «Иоланта» (1893) П.И. Чайковского, «Борис Годунов» (1888) М.П. Мусоргского, «Снегурочка» (1893) Н.А. Римского-Корсакова. Дирижировал премьерами опер «Мазепа» (1884) Чайковского и «Алеко» (1893) С.В. Рахманинова. Впервые в Москве исполнил «Реквием» Дж. Верди (1890). В годы его работы в Большой театр были приняты Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданова. Альтани был членом Общества артистов-музыкантов в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

Литература: Соколов Н., Капельмейстер русской оперы, «Советская музыка», 1971, № 11.

О.С. Лебедева.

Алябьев Александр Александрович

Аля́бьев Александр Александрович (1787, Тобольск — 1851, Москва), композитор. Один из виднейших русских музыкантов первой половины XIX в., автор сценических, инструментальных, вокальных произведений. Родился в семье тобольского губернатора, в 1804 переведённого по службе в Москву, в Берг-контору. В 1810 опубликовал первые музыкальные сочинения. В 1812—14 участвовал в Отечественной войне и заграничных походах русской армии. Выйдя в отставку в чине подполковника, осенью 1823 Алябьев возвратился в Москву, завязал или возобновил знакомства с Д.В. Давыдовым, А.С. Грибоедовым, А.Н. Верстовским, А.А. Бестужевым, В.К. Кюхельбекером, П.С. Мочаловым, М.С. Щепкиным и др.; как певец (тенор) и пианист участвовал в музыкальных вечерах. На открытие Большого театра (6 января 1825) Алябьев написал (совместно с другими авторами) музыку к прологу «Торжество муз». В Москве были поставлены его комическая опера «Лунная ночь, или Домовые», водевиль «Деревенский философ», комический балет «Волшебный барабан» (1827, Большой театр) и многое другое. В середине марта 1825 был арестован по обвинению в убийстве помещика Т.М. Времева (ссора во время карточной игры) и, несмотря на недоказанность обвинения, лишён «знаков отличия, чинов и дворянства» и в начале 1828 сослан в Сибирь. Музыка Алябьева продолжала звучать в театрах и концертах, всеобщую популярность получил романс «Соловей» (впервые исполнен 7 января 1827). В начале 1835 Алябьеву разрешено жить в Московской губернии, с начала 1838 посещать Москву, однако Алябьев жил в Москве безвыездно, что повлекло новую ссылку — в Коломну. С лета 1843 Алябьеву разрешено проживание в Москве «под присмотром полиции»; он снова вошёл в театральную среду, познакомился с А.С. Даргомыжским. В 1838 в Большом театре были поставлены на музыку Алябьева комедия У. Шекспира «Виндзорские кумушки» и драма А.С. Пушкина «Русалка».

Алябьев жил в Москве в доме отца на Козихе (ныне Малый Козихинский переулок, 11; дом перестроен), снимал квартиру на Кисловке в одном из домов Ланга (дом не сохранился), с осени 1824 в Леонтьевском переулке в доме купчихи Заборовой (№ 18), с 1840 жил в доме жены в Подновинском предместье (ныне Новинский бульвар, 7). Похоронен в Симоновом монастыре в фамильном склепе. Именем Алябьева в 1962 названа улица (бывший Филёвский переулок).

Литература: Доброхотов Б., А. Алябьев, М., 1966.

О.В. Фраёнова.

Амбулатории

Амбулато́рии Лечебно-профилактические учреждения для приходящих больных начали создаваться в Москве при больницах с начала XIX в. Первую амбулаторию открыл в 1803 Опекунский совет учреждений императрицы Марии в нанятом доме на улице Солянке (здание не сохранилось). С неё началось создание Мариинской больницы для бедных. В 1887 в ведение города перешли амбулатории при Староекатерининской, Яузской, Мясницкой, Басманной и Бахрушинской больницах. Первые самостоятельные амбулатории открылись в доме братьев Ляпиных на Хитровом рынке и в Проточном переулке (в «Ржановской крепости») для борьбы с эпидемией сыпного тифа и предназначались для осмотра обитателей ночлежных домов. Во время эпидемий в амбулаториях проводились прививки и устанавливались ночные дежурства. Приём в амбулатории вёл один врач или фельдшер. С конца XIX в. в амбулаториях стали оказывать терапевтическую, хирургическую и зубоврачебную помощь. В 1889 была открыта амбулатория для осмотра проституток. В 1894 в Москве насчитывалось 13 амбулаторий, в том числе 6 самостоятельных. В 1927 больных принимали 32 амбулатории при больницах, 240 самостоятельных амбулаторий и 17 амбулаторий в местах заключения. Развитие сети поликлиник, диспансеров, консультаций и поликлинических отделений в больницах привело к сокращению числа самостоятельных амбулаторий (в 1995 в городе работали 5 амбулаторий).

М.Я. Яровинский.

Аминьево

Ами́ньево местность на юго-западе Москвы, близ станции Матвеевское Киевского направления Московской железной дороги, при впадении р. Навершки в р. Сетунь. Соседствует на востоке с Матвеевским. Известна с XIV в. Название происходит от бывшей деревни, принадлежавшей сподвижнику Дмитрия Донского Ивану Аминю. С 1960 в черте Москвы. С начала 70-х гг. район массового жилищного строительства. Название сохранилось в наименовании шоссе и моста.

Аминьевский мост

Через р. Сетунь, на Аминьевском шоссе. Построен в 1965 (инженер О.В. Сосонко, архитектор К.П. Савельев). Полная длина моста 36,3 м, ширина 28 м. Пролётные строения железобетонные, балочные. По мосту осуществляется движение транспорта и пешеходов; устроены лестничные спуски.

«АМО»

«АМО» товарищество на паях «Автомобильное московское общество» (в конце 1915 - начале 1916 торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и Ко. Автомобильный московский завод»), фирма, строившая один из первых и крупнейший среди создававшихся в России в первую мировую войну автомобильных заводов. Возникла при участии Московского банка. Учредители и директора правления - инженер-технолог А.И. Кузнецов (член совета Московского банка), Сергей П. Рябушинский и Степан П. Рябушинский. В феврале 1916 «АМО» заключило договор с Главным военно-техническим управлением (ГВТУ) на поставку 750 малых штабных и 750 трёхтонных грузовых автомобилей, комплектов запасных и дополнительных частей, кузовов на 27 млн. рублей. Согласно договору, товарищество должно было разработать тип автомобиля, положив в основу конструкцию итальянской фирмы «Фиат». В марте 1916 для сооружения завода приобретён земельный участок (138 тыс. кв. сажен). «АМО» подписало долгосрочный контракт с «Фиатом», предоставившим лицензии на право пользования патентами и чертежами. В итоге разработан тип шасси «АМО-Фиат-15» на основе конструкции автомобиля «Фиат», рассчитанного на эксплуатацию в условиях бездорожья. 2 августа 1916 состоялась официальная закладка завода, хотя строительство велось с весны (проект инженеров А.Ф. Лолейта, А.В. Кузнецова). Работы по проектированию и оборудованию моторного отдела велись под руководством инженера К.Г. Битенгольца, литейного корпуса - инженера А.Б. Клейна, кузовное производство возглавлял инженер И.Н. Климексеев, до этого работавший директором воздухоплавательного завода в Петрограде. На заводе в разное время было занято 1-2 тыс. рабочих, в основном строителей; имелось 300 квалифицированных цеховых рабочих и около 300 служащих, в том числе техников-специалистов. К июню 1917 на строительство было израсходовано свыше 11 млн. рублей казённых средств и около 8 млн. собственных, сооружено 95% всех производственных зданий; на заводе находилось 15% оборудования. В апреле пущена часть станков, начат ремонт автомобилей, в июле - сборка грузовиков.

В апреле 1918 по постановлению Московского районного экономического комитета назначено правительственное правление. Декретом ВСНХ от 28 июля 1918 завод национализирован (известен как Московский автомобильный завод имени И.А. Лихачёва, или «ЗИЛ»).

Литература: Симхович М., АМО в 1921 - 1924 гг., М., [б.г.]; Воронкова С.В., Строительство автомобильных заводов в России в годы первой мировой войны (1914 - 1917 гг.), «Исторические записки», 1965, т. 75; История московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева, М., 1966.

С.В. Воронкова.

Ампир

Дом Лопухина-Станицкой на Пречистенке.

Дом Лопухина-Станицкой на Пречистенке.

Москва.

ампи́р стиль в архитектуре первой трети XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Использовал те же мотивы античного зодчества, что и классицизм XVIII в. (ордерная система, портик с колоннами, увенчанный фронтоном или аттиком и выделяющий центральную часть здания, рустовка нижнего яруса), но отличался стремлением к большей строгости и простоте, а в ряде случаев — к суровой массивности форм. В архитектурном декоре ампира преобладает военная эмблематика (ликторские связки, лавровые венки, факелы, гении славы и т.д.), в окраске зданий — нейтральные цвета (преимущественно жёлтый). В московской архитектуре ампир получил широкое распространение в процессе восстановления и реконструкции города после пожара 1812 (главным образом под руководством О.И. Бове). В Москве появились величественные общественные здания (Большой театр, Вдовий дом, Манеж, Провиантские склады). Однако в основном облик «ампирной» Москвы определили уютные особняки и городские усадьбы (дом Луниных, усадьба Усачёвых—Найдёновых; постройки А.Г. Григорьева — дом Лопухина — Станицкой, ныне Музей Л.Н. Толстого на Пречистенке, 11, 1817—22, и др.).

Литература: Аркин Д.Е., Классицизм и ампир в Москве, «Архитектура СССР», 1935, № 10 — 11; Федоров-Давыдов А.А., Архитектура Москвы после Отечественной войны 1812 года, М., 1953; Николаев Е.В., Классическая Москва, М., 1975.

Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых на Пречистенке.

Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых на Пречистенке.

Москва.

Амфитеатров Александр Валентинович

Амфитеа́тров Александр Валентинович (псевдонимы Old Gentleman, Московский Фауст и др.) (1862, Калуга — 1938, Леванто, Италия), писатель, литературный и театральный критик. Сын В.Н. Амфитеатрова — протоиерея, впоследствии настоятеля Архангельского собора Московского Кремля (отцовские черты — в образе отца Маркела из романа «Дочь Виктории Павловны»). В 1881 окончил 6-ю московскую гимназию, в 1885 — юридический факультет Московского университета. В 1882—86 сотрудничал в московской периодике: в юмористическом журнале «Будильник», где познакомился с А.П. Чеховым; в газете «Русские ведомости», где в 1884 состоялась первая значительная публикация Амфитеатрова — повесть из жизни институтки «Алимовская кровь». В 1886—87 жил в Италии (корреспондент русской газеты в Милане), затем в Тифлисе. Вернувшись в Москву в 1892, вёл в петербургской газете А.С. Суворина «Новое время» популярную воскресную рубрику «Москва. Типы и картинки», а также опубликовал романы: психологический — «Людмила Верховская» и на модную, в том числе в определённых московских кругах, тему спиритизма и оккультизма — «Жар-цвет»; историческую драму «Полоцкое разорение», поставленную Малым театром в Москве с участием М.Н. Ермоловой и А.А. Остужева.

Амфитеатров оставил многотомное повествование о русском обществе «Концы и начала. Хроника 1880—1910 гг.» («Восьмидесятники», «Девятидесятники», «Закат старого века» и др.), где (среди прочего) натуралистически подробно воссоздал быт, нравы, язык москвичей рубежа XIX—XX вв. С 1899 в Петербурге (в 1902 был в ссылке в Минусинске и Вологде) и за границей; в 1921 бежал в Финляндию, затем жил в Италии.

Г.В. Якушева.

Амфитеатров Валентин Николаевич

Амфитеа́тров Валентин Николаевич (1836, село Высокое Орловской губернии — 1908, Москва), православный священник, протоиерей. Происходил из священнического рода; отец А.В. Амфитеатрова. После окончания Духовной семинарии в Москве и Московской духовной академии (1860) был рукоположен в священники, служил в калужском Благовещенском храме, затем в соборе г. Лихвин Калужской губернии. В 1874 стал настоятелем московской церкви Святых Константина и Елены неподалёку от Спасских ворот Кремля, с 1892 настоятель кремлёвского Архангельского собора. Выдающийся проповедник и духовник, Амфитеатров привлёк в московские храмы множество людей со всей Москвы, ввёл практику частого причащения. Иоанн Кронштадтский говорил приезжавшим к нему из Москвы: «Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин». В 1902 Амфитеатров ослеп, однако в его квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей. Посмертно изданы книги Амфитеатрова: «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896—1902 гг.» (1909), «Великий пост. Духовные поучения» (1910), «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (1910) и др. Похоронен на Ваганьковском кладбище; его могила стала местом паломничества верующих, не прекращавшегося и после того, как она была зацементирована, а затем разрушена. В 1990 возле предполагаемого места захоронения поставлен крест.

Английский двор

Англи́йский двор см. Английское подворье

Английский клуб

Английский клуб.

Английский клуб.

Москва.

Англи́йский клуб Основан в 1772, в конце 1790-х гг. закрыт по указу императора Павла I, в 1802 вновь открыт. Первоначально объединял живших в Москве иностранцев, а затем, с конца XVIII в., представителей московской аристократии. Число членов было ограничено (300, в XIX в. — 500 человек). Женщины на собрания клуба не допускались. Английский клуб был местом развлечений, политических дискуссий и торжественных актов. В нём бывали многие выдающиеся деятели культуры, военные и государственные деятели России. В 1802—12 размещался в доме князей Гагариных (Страстной бульвар, 15), после пожара 1812 — в доме И.И. Бенкендорфа (Страстная, ныне Тверская, площадь, 6), затем в доме Муравьёвых (улица Большая Дмитровка, 11; перестроен), с 1831 — в доме графини Разумовской (Тверская улица, 21). Главный дом выстроен на территории усадьбы, принадлежавшей в XVI в. государеву дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину, в XVII в. — князю Н.И. Одоевскому. С 1777 ею владел А.М. Херасков, для которого после 1780 стали возводить каменный дом — центральную и наиболее старую часть ныне существующего сооружения. В доме Хераскова происходили заседания масонской ложи. В начале XIX в., когда владение перешло к Л.К. Разумовскому, был создан проект перестройки (приписывается А.А. Менеласу), в соответствии с которым в 1811 возвели левое крыло, а в 1814—17 — правое, после чего усадьба приобрела строго симметричную композицию со скруглённым парадным двором. Фасад отличается монументальной строгостью, характерной для ампира; центр выделен восьмиколонным дорическим портиком на мощном арочном цоколе, монолитную гладь стен подчёркивают крупные, пластичные, но тонко прорисованные детали (декоративная лепнина, лаконичные наличники с масками, эдикулы в торцах узких, фланкирующих центр ризалитов). Вынесенные на красную линию улицы боковые флигеля решены в более камерном масштабе, двор замыкает чугунная ограда с каменными опорами и массивными пилонами ворот, увенчанными стилизованными скульптурами львов. Внутри сохранились мраморные лестницы с коваными решётками, обрамления дверей в виде порталов, мраморные колонны, плафоны, украшенные живописью и лепниной. Дом имел сход в парк в виде широкого пандуса. В результате последующих переделок (1872 и в начале XX в.) был надстроен северный флигель; при реконструкции улицы Горького (в статье Тверская улица) объёмы боковых флигелей были укорочены наполовину и главный корпус оказался ближе к линии улицы. В настоящее время зданию возвращён близкий к первоначальному облик. С 1924 в нём находится Музей Революции.

М.В. Нащокина.

Английское подворье

Английское подворье.

Английское подворье.

Москва.

Англи́йское подво́рье Старый Английский двор (улица Варварка, 4), одно из древнейших жилых зданий в Москве. В XVI в. принадлежало гостю-сурожанину И.Д. Бобрищеву (Юшке), после 1556 пожаловано Иваном IV Грозным первым английским купцам, прибывшим в Москву. В XVI—XVII вв. резиденция торгового и дипломатического представительства Британии. В 1636 в связи с увеличением объёмов торговли англичанам передали новое владение за Ильинскими воротами, усадьба в 1649 была продана боярину И.А. Милославскому, а в 1669 перешла в Посольский приказ. С 1676 в нём размещалось Нижегородское подворье, в начале XVIII в. — Арифметическая школа. Древнейшая часть постройки — белокаменный подклет XV—XVI вв. с двумя просторными сводчатыми помещениями для хранения товаров. В 1571 при набеге на Москву крымского хана Девлет-Гирея здание обгорело; при его восстановлении возвели две большие палаты второго этажа с кирпичными сводами — приёмную (Казённую) и поварню. После 1612, когда Английское подворье пострадало от орудийного обстрела, оно было ещё раз расширено и обновлено, получило просторные каменные сени и внутреннюю лестницу, связавшую подклет с парадными палатами и обширным чердаком, также использовавшимся для хранения товаров; был оформлен главный южный фасад. С конца XVIII в. здание принадлежало различным купеческим родам, в результате перестроек утратило прежний архитектурный облик. После проведённой в 1968—73 реставрации (архитекторы И.И. Казакевич, Е.П. Жаворонкова) удалены позднейшие наслоения; утраченная наружная кладка стен заменена облицовкой из специального кирпича с побелкой; западная и часть северного фасада восстановлены в формах XVI в., нарядные карнизы, декоративные ширинки — XVII в. В интерьере раскрыты фрагменты древних конструктивных и декоративных деталей — порталов, пят сводов и др. Ныне в здании находится музей «Старый Английский двор» (филиал Музея истории Москвы) с экспозициями «Средневековая Москва глазами иностранцев», «Из истории русско-английских отношений».

И.Л. Давыдова.

Англиканская церковь

Апостола Андрея

(Вознесенский переулок, 8; Брюсов переулок, 5). Построена в 1882 (архитектор Р.К. Фримен) на месте старинного здания, принадлежавшего в XVIII в. Колычевым, а с 1814 использовавшегося англиканской общиной в Москве. В оформлении крупного базиликального здания умело использованы формы неоготики - ажурные стрельчатые окна, пилоны-контрфорсы, пинакли, завершающие высокую четырехгранную башню, примыкающую к северо-западном углу храма, «готический» перспективный портал и др. В сходном стиле оформлен построенный тогда же и расположенный в северо-восточном углу церковного участка дом, в котором располагались благотворительные учреждения англиканской общины. Церковь закрыта в 1920, с 1932 в ней располагалась Всесоюзная студия грамзаписи (затем фирма «Мелодия»). С 1992 вновь регулярно проводятся англиканские службы.

Литература: Васильева А., Московская готика, «Архитектура и строительство Москвы», 1989, № 7.

М.А.

Англиканская церковь апостола Андрея

Англика́нская це́рковь апо́стола Андре́я (Вознесенский переулок, 8; Брюсов переулок, 5). Построена в 1882 (архитектор Р.К. Фримен) на месте старинного здания, принадлежавшего в XVIII в. Колычевым, а с 1814 использовавшегося англиканской общиной в Москве. В оформлении крупного базиликального здания умело использованы формы неоготики — ажурные стрельчатые окна, пилоны-контрфорсы, пинакли, завершающие высокую четырехгранную башню, примыкающую к северо-западном углу храма, «готический» перспективный портал и др. В сходном стиле оформлен построенный тогда же и расположенный в северо-восточном углу церковного участка дом, в котором располагались благотворительные учреждения англиканской общины. Церковь закрыта в 1920, с 1932 в ней располагалась Всесоюзная студия грамзаписи (затем фирма «Мелодия»). С 1992 вновь регулярно проводятся англиканские службы.

Литература: Васильева А., Московская готика, «Архитектура и строительство Москвы», 1989, № 7.

М.А.

Андреев Леонид Николаевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Андреев Николай Андреевич

Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю.

Н. А. Андреев.

Памятник Н. В. Гоголю.

Москва.

Андре́ев Николай Андреевич (1873, Москва — 1932, там же), скульптор, рисовальщик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Учился в Строгановском училище (1885— 1891), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892—1901) у С.М. Волнухина. В серии скульптурных портретов, запечатлевших виднейших представителей московской интеллигенции (П.Д. Боборыкина, 1904, Л.Н. Толстого, 1905, оба — бронза, все — в Государственной Третьяковской галерее), с большой остротой выразил индивидуальные особенности душевного склада и облика, тонко обыграл возможности свободной живописной лепки, передающей как бы мгновенно схваченное жизненное впечатление. В 1900-х гг. работал над проектами памятников М.И. Глинке, К.Д. Ушинскому, первопечатнику Ивану Фёдорову. В памятнике Н.В. Гоголю (бронза, гранит, 1904 — 1909; открыт на Пречистенском, ныне Гоголевском, бульваре, с 1956 — на Никитском бульваре, во дворе д. 7) соединил обобщённость и конструктивную ясность форм с заострённостью линий и силуэта, обусловивших яркую характерность образа. Проявившиеся в этой работе лирическое, камерное начало, особая созвучность её внутреннего строя масштабу московской городской среды нашли своё продолжение в решении памятника А.Н. Островскому перед зданием Малого театра (бронза, гранит, 1924—29). Сблизившись с коллективом МХТ, Андреев проявил себя изобретательным художником-карикатуристом при оформлении театральных «капустников» (панно «Олимп художественного театра», 1910). Работал как театральный декоратор, умело и достоверно воссоздающий на сцене реальную среду действия («Флорентийская трагедия», 1916; «Король тёмного чертога», 1919; «Ревизор», 1921; «Дело», 1927; «Человек, который смеётся», 1929). В сотрудничестве с К.С. Станиславским разрабатывал новые, лаконически-конструктивные и экспрессивно-выразительные принципы оформления сценического пространства (мистерия «Каин», 1920). Участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, акцентируя геометрическую ясность, простоту, суровую резкость форм (памятники А.И. Герцену, Н.П. Огарёву перед зданием МГУ на Моховой улице, 1918—22; барельеф «В.Г. Белинский», 1920, Государственная Третьяковская галерея, все — гранитная крошка в цементе). В поисках героико-патетической образности обращался к наследию классицизма (аллегорическая статуя Свободы для обелиска Советской конституции, 1918—19; фигура не сохранилась, голова — в Государственной Третьяковской галерее). По зарисовкам с натуры и личным воспоминаниям выполнял с 1920-х гг. многочисленные графические и скульптурные портреты В.И. Ленина. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1900—32 жил и работал Андреев (Большой Афанасьевский переулок, 27), — мемориальная доска.

Литература: Бакушинский А.В., Н.А. Андреев, М., 1939; Дубовицкая Н., Н. Андреев, М., 1970; Трифонова Л.П., Н.А. Андреев, Л., 1987.

Андреев Николай Николаевич

Андре́ев Николай Николаевич (1880, село Курмане Полтавской губернии — 1970, Москва), физик, академик Академии наук СССР (1953), создатель научной школы акустиков, Герой Социалистического Труда (1970). Окончил университет в Базеле (1909). С 1912 преподавал и вёл научную работу в Московском университете. С 1940 в Физическом институте Академии наук СССР, на базе акустической лаборатории которого в 1953 создал Акустический институт АН СССР (с 1970 носит имя Андреева). Труды по физическим, архитектурным, музыкальным и другим вопросам акустики, теории колебаний, пьезоэлектричеству. Работы Андреева (1941—45) положили начало гидроакустике. Жил на Ленинском проспекте, 13. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Андреева Мария Фёдоровна

М. Ф. Андреева.

М. Ф. Андреева.

Андре́ева Мария Фёдоровна (настоящая фамилия Юрковская, по мужу Желябужская) (1868, Петербург — 1953, Москва), актриса, театральный деятель. Окончила драматическую школу в Петербурге. Одна из основателей Московского Художественного театра, до 1905 была актрисой этого театра. Лучшие роли: Кете («Одинокие» Г. Гауптмана, 1899), Лель («Снегурочка» А.Н. Островского, 1900), Ирина («Три сестры» А.П. Чехова, 1901), Наташа («На дне» М. Горького, 1902), Варя («Вишнёвый сад» Чехова, 1904) и др. Искусству Андреевой были присущи тонкий лиризм, поэтичность, изящество.

Была издателем большевистской газеты «Новая жизнь», участвовала в революционных событиях 1905. В 1903 стала гражданской женой М. Горького. В 1906—12 вместе с М. Горьким в эмиграции (Германия, Швейцария, Франция, США, Италия). В 1915—17 играла в Москве, в театре К.Н. Незлобина, где с успехом выступила в ролях Веры Филипповны («Сердце не камень» Островского), Риты Каваллини («Роман» Э. Шельдона) и др.

В 1918 Андреева была назначена комиссаром театров и зрелищ Петрограда, заведовала Петроградским театральным отделом, участвовала в создании Большого драматического театра. В 1931—48 директор московского Дома учёных. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Литература: М.Ф. Андреева. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. Воспоминания о М.Ф. Андреевой, 3 изд., М., 1968.

Андреевский монастырь

Андреевский монастырь.

Андреевский монастырь.

Москва.

Андре́евский монасты́рь (Преображенский Андреевский монастырь) мужской монастырь, на берегу Москвы-реки, близ Воробьёвых гор. Основан в 1648 окольничим Ф.М. Ртищевым (по другим данным, существовал уже в 1620-х гг. и был обновлён на средства Ртищева), который учредил в монастыре училище, пригласив преподавателями украинских учёных (так называемое учёное братство, в которое входили Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский). Для содержания Андреевского монастыря к нему в 1658—81 был приписан Тверской Видогожский монастырь. В 1682 монастырь был приписан к Заиконоспасскому монастырю; учащиеся из монастыря в 1686 переведены в Славяно-греко-латинскую академию. В 1724 Заиконоспасский монастырь упразднён, монахи и имущество перешли в Донской монастырь. До 1731 на территории монастыря размещался приют для подкидышей и беспризорных детей, с 1764 — богадельня. В конце XIX в. в богадельне находилось более 950 человек. К 1917 в бывшем монастыре было три храма (закрыты в 1924). Сохранились надвратная церковь Андрея Стратилата (1675, перестроена в 1805; изразцы работы Степана Полубеса украшают фриз под кокошниками завершения и барабан главы), колокольня с церкви Иоанна Богослова (1748), церковь Воскресения в Пленицах (1689 — 1703), корпуса богадельни (1805—78). В 1960-х гг. на территории монастыря находился Всесоюзный НИИ Комитета стандартов, мер и измерительных приборов, с 1980-х гг. — Всесоюзный НИИ метеорологической службы (ВНИИМС). В 1992 церковь Воскресения была вновь освящена, комплекс получил статус патриаршего подворья. В помещениях богадельни хранится Синодальная библиотека.

И.Л. Давыдова.

Андреевский мост

Андреевский мост.

Андреевский мост.

Москва.

Андре́евский мост через Москву-реку, на Окружной железной дороге, соединяет Крымский вал с районом Лужников. Построен в 1907 (инженеры Л.Д. Проскуряков, П.Я. Каменцев, архитектор А.Н. Померанцев). Расположен около Андреевского монастыря (отсюда название). На мостовом полотне размещены два железнодорожных пути, вдоль которых с обеих сторон проходят тротуары. Главный пролёт длиной 135 м перекрыт арочным стальным пролётным строением. Примыкающие к нему боковые пролёты имеют балочную конструкцию. При благоустройстве окружающей территории в связи со строительством стадиона в Лужниках в 1955-56 над набережной построен левобережный боковой пролёт, перекрытый железобетонным пролётным строением (инженер А.В. Счастнев, архитектор Б.М. Надёжин). Перила моста выполнены из чугунных литых решёток. В мае 1999 в ходе работ по строительству Третьего автомобильного кольца мост перенесен на участок между Фрунзенской набережной и ЦПКиО имени М. Горького и позднее превращен в пешеходный.

Л.П. Чарноцкая.

Андрей Рублёв

Андрей Рублёв. Икона

Андрей Рублёв.

Икона "Спас" из Звенигородского чина.

Третьяковская галерея.

Москва.

Андре́й Рублёв (около 1360 или 1370 — 1427, по другим сведениям, 1430), выдающийся мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в. Русской православной церковью причислен к лику святых. Приняв монашеский чин, долгое время работал в Троице-Сергиевой лавре. Участвовал в выполнении ответственных заказов — украшении (совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца) Благовещенского собора Московского Кремля (1405), в иконостасе которого выполнил иконы праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим»), отличающиеся мягкой выразительностью плавно круглящихся линий и спокойной звучностью цвета. Новая стилистика, с гармонично уравновешенными формами и просветлённо-нежным колоритом, ориентированная на духовный идеал кротости и смирения, проявилась в приписываемых Андрею Рублёву произведениях книжной миниатюры («Евангелие Хитрово», Российская государственная библиотека), фресках (фрагменты росписи алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом; росписи Успенского собора во Владимире, 1408, совместно с Даниилом Чёрным) и особенно многогранно в иконах так называемого Звенигородского чина «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел» (рубеж XIV—XV вв., по другим исследованиям, 1410-е гг., Государственная Третьяковская галерея; найдены в 1918 в Звенигороде под Москвой) и «Троице» (около 1411 или 1427, Государственная Третьяковская галерея). В 1425—27 участвовал в росписи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (не сохранилась) и в создании его иконостаса. Последние годы жизни провёл в Андрониковом монастыре в Москве, где расписывал Спасский собор (сохранились фрагменты орнаментальных фресок) и где был похоронен. В монастыре открыт Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В сквере перед монастырём — памятник А.Р. (1985, скульптор О.К. Комов).

Литература: Лазарев В.Н., Андрей Рублёв и его школа, М., 1966; Алпатов М.В., Андрей Рублёв. Около 1370—1430, М., 1972; Демина Н.А., Андрей Рублёв и художники его круга, М., 1972.

Андрианов Кузьма Андрианович

Андриа́нов Кузьма Андрианович (1904, деревня Кондаково, ныне Тверской области, — 1978, Москва), химик, академик Академии наук СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1969). Окончил МГУ (1930). Работал во Всесоюзном электротехническом институте (1929—54), Институте элементоорганических соединений (ИНЭОС) Академии наук СССР (с 1954). Одновременно преподавал в Энергетическом институте (1941—59; с 1946 профессор) и Институте тонкой химической технологии (с 1959; ныне Академия тонкой химической технологии). Основополагающие исследования по химии и технологии полимерных кремнийорганических соединений. Ленинская премия (1963), Государственная премия СССР (1943, 1946, 1950, 1953). Жил на улице Академика Петровского, 3. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В здании ИНЭОС (улица Вавилова, 28) — мемориальная доска.

Андровская Ольга Николаевна

Андро́вская Ольга Николаевна (настоящая фамилия Шульц) (1898, Москва — 1975, там же), актриса, народная артистка СССР (1948). Сценическую деятельность начала в 1918 в театре Корша, одновременно работала в московском Театре-студии имени Ф.И. Шаляпина. В спектаклях МХАТа участвовала с 1919, в 1924 со 2-й Студией вошла в его труппу. Преимущественно комедийная актриса, Андровская обладала большим обаянием. Образы, создаваемые ею, отличались лёгкостью и изяществом сценического рисунка. Среди ролей: Сюзанна («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927), Лиза («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1925, 1938), Варвара («Гроза» А.Н. Островского, 1934), леди Тизл («Школа злословия» Р. Шеридана, 1940; фильм-спектакль — 1952), миссис Чивли («Идеальный муж» О. Уайльда, 1945), Роз Григс («Осенний сад» Л. Хелман, 1956). Последняя роль — пани Конти («Соло для часов с боем» О. Заградника, 1973). Снималась в кино: «Медведь» (1938), «Человек в футляре» (1939), «Юбилей» (1944) и др. Преподавала в Оперно-драматической студии имени К.С. Станиславского и в ГИТИСе (с 1963 профессор). Государственная премия СССР (1952). Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Андроников Ираклий Луарсабович

Андро́ников Ираклий Луарсабович (настоящая фамилия Андроникашвили) (1908, Петербург — 1990, Москва), писатель, литературовед, мастер устного рассказа, народный артист СССР (1982). В Москве с 1935, тогда же активно начал выступать с устными рассказами («Варвара Захаровна», «В гостях у дяди», «В первый раз на эстраде»). Выступления Андроникова на эстраде, а с 1960-х гг. и на телевидении на протяжении нескольких десятков лет были неотъемлемой частью культурной жизни Москвы. Литературоведческие, в том числе архивно-изыскательские, работы Андроникова посвящены в основном изучению жизненного и творческого пути М.Ю. Лермонтова, с Домом-музеем которого (улица Малая Молчановка, 2) он был тесно связан, а также А.С. Пушкина. Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР (1967). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Шмидт С.О., И.Л. Андроников (1908—1990), в книге: Археографический ежегодник за 1990 год, М., 1992.

К.В. Стародуб.

Андроников монастырь

Андроников монастырь.

Андроников монастырь.

Москва.

Андро́ников монасты́рь (Спасо-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) мужской монастырь на левом берегу р. Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. Во второй половине XIV в. в монастыре построен Спасский собор (первоначально деревянный, в 1420—27 построен вновь из белого камня). В интерьере собора сохранились фрагменты фресок, выполненных под руководством Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение). Среди особо почитаемых святынь была икона Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV в.). В 1439 в монастыре учреждена архимандрития. За стенами монастыря во второй половине XIV в. сложилась монастырская слободка, где с 1475 было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля). При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря). В XIV — XVII вв. Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека. В августе 1653 в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум. Монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611, 1812); во время пожаров 1748 и 1812 погиб его архив. В XIX в. при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 в монастыре находились 17 монахов и один послушник. После Октябрьской революции Андроников монастырь упразднён; на его территории находился один из первых лагерей ВЧК, главным образом для иностранцев. В 1929—32 уничтожена колокольня монастыря, вторая по высоте в Москве после колокольни «Иван Великий» (построена в 1795 — 1803, архитектор Р.Р. Казаков), в 1928 — некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублёв, воины, погибшие во время Северной войны 1700—21 и Отечественной войны 1812. В 1947 Андроников монастырь объявлен заповедником, с 1985 Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

В архитектурном ансамбле Андроникова монастыря сохранились: белокаменный Спасский собор, одно из древнейших сооружений Москвы (неоднократно перестраивался, восстановлен в первоначальных формах в 1959—60 архитектором Л.А. Давидом и др.; в 1989 освящён, возобновлены богослужения); трапезная (1504—06); каменные стены и башни (XVII—XVIII вв.); Настоятельские покои (1690); ярусная церковь Архангела Михаила, построенная в формах московского барокко (1694—1739, восстановлена в 1960; родовая усыпальница Лопухиных); братский корпус (начало XVIII в.); здание духовного училища (1810—14).

С 1993 ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол собора и мощи (идёт освидетельствование).

Литература: Иванчин-Писарев Н., Спасо-Андроников (монастырь), М., 1842; Вагнер Г.К., Куклес А.С., Тихомирова Г.К., Спасо-Андроников монастырь. Музей-заповедник имени Андрея Рублева, М., 1972; Печерский М., Спасо-Андроников монастырь, «Архитектура и строительство Москвы», 1988, № 2—3.

О.Г. Ульянов.

Спасский собор Андроникова монастыря.

Спасский собор Андроникова монастыря.

Москва.

Андропов Юрий Владимирович

Андропов Юрий Владимирович (1914, станица Нагутская Ставропольского края - 1984, Москва), политический и государственный деятель, генерал армии (1976), Герой Социалистического Труда (1974). Из семьи железнодорожника. В 1936 окончил Рыбинский техникум водного транспорта, учился в Петрозаводском университете. С 1936 на комсомольской работе в Ярославской области и Карело-Финской ССР, с 1944 на ответственных партийных должностях в Карело-Финской ССР. В 1951-53 в Москве, в аппарате ЦК КПСС. В 1953-57 посол СССР в Венгрии, один из организаторов подавления Венгерского восстания 1956. С 1957 заведующий отделом, в 1962-67 секретарь ЦК КПСС. В 1967-82 председатель КГБ СССР; активно использовал органы КГБ для борьбы с диссидентским и правозащитным движением. После смерти Л.И. Брежнева, в ноябре 1982 занял пост генерального секретаря ЦК КПСС, с 1983 одновременно был председателем Президиума ВС СССР.

Андропов выступил за укрепление партийной, государственной и трудовой дисциплины, в частности за ужесточение санкций в отношении коррупции, семейственности, расхищения «социалистической собственности» и взяточничества, видя в этом путь к укреплению социалистической системы. На практике это свелось к кампании (декабрь 1982 - январь 1983), в ходе которой органы милиции Москвы и других городов осуществляли произвольную проверку документов и задержание граждан, оказавшихся в рабочее время в общественных местах (магазины, парикмахерские, бани, кинотеатры и т.п.). Похоронен на Красной площади.

В 1984 именем Андропова назван проспект в Москве, составляющий часть Пролетарского проспекта, а на здании КГБ (Лубянская площадь) установлена мемориальная доска. В 1992 доска была демонтирована.

Литература: Табачник Г., Последние хозяева Кремля, М.-Нью-Йорк, 1994.

Анна Ивановна (Анна Иоанновна)

А́нна Ива́новна Анна Иоанновна (1693, Москва — 1740, Петербург), российская императрица с 1730. Дочь царя Ивана V Алексеевича и П.Ф. Салтыковой, племянница Петра I. Детство Анны Ивановны прошло в подмосковном селе Измайлово, где она жила с матерью и сёстрами после смерти отца. В 1710 выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха-Вильгельма, вскоре овдовела, жила в Митаве. После смерти императора Петра II Верховный тайный совет на заседании в Лефортовском дворце (19 января 1730) принял решение пригласить Анну Ивановну на престол при условии подписания ею «пунктов» (так называемых кондиций), ограничивающих самодержавную власть. 28 января 1730 в Митаве Анна Ивановна подписала «пункты», которые были оглашены в Кремлёвском дворце 2 февраля 1730 на собрании высших военных, гражданских и придворных чинов. 15 февраля Анна Ивановна прибыла в Москву, где 25 февраля в Кремлёвском дворце приняла представителей оппозиции Верховному тайному совету (А.М. Черкасский, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир и др.), вручивших ей челобитную от дворянства о восстановлении самодержавной власти, разорвала «кондиции». Анна Ивановна упразднила Верховный тайный совет, восстановила значение Сената. 28 апреля в Успенском соборе состоялась коронация Анны Ивановны (венчание и помазание на царство совершалось Феофаном Прокоповичем). Коронационные торжества продолжались до 5 мая и превзошли своей роскошью все предшествующие. Анна Ивановна жила в Москве в небольшом деревянном дворце — «Анненгофе», построенном по её приказу в Кремле рядом с Арсеналом, любила бывать в Слободском дворце, в Измайлове. В Лефортове, на берегу р. Яузы, в 1731 был построен деревянный дворец — «Летний Анненгоф» (архитектор В.В. Растрелли; дворец сгорел в 1746), за которым был разбит парк (отсюда название — Анненгофская роща). В «Летнем Анненгофе» Анна Ивановна часто устраивала балы и маскарады, в парке — фейерверки, затмившие «огненные потехи» Петра I. По указу Анны Ивановны был отлит Царь-колокол. В 1731 издала манифест о всенародной присяге наследнику, назначенному императрицей, учредила Кабинет министров, в марте — апреле был воссоздан центральный орган политического сыска — Канцелярия тайных розыскных дел во главе с А.И. Ушаковым. Для упорядочения городской застройки согласно именному указу от 14 марта 1731 архитектор И.Ф. Мичурин начал работы по составлению плана Москвы (так называемый Мичуринский план, опубликованный в 1739). В 1731—32 откупщиками продажи вина для усиления таможенного контроля вокруг города был сооружён так называемый Компанейский вал (существовал до 1742, заменён Камер-Коллежским валом). Сенатские указы от 27 ноября 1730 и 23 августа 1732 об установке стеклянных фонарей положили начало постоянному уличному освещению в Москве. 8 января 1732 Анна Ивановна вместе с двором и высшими государственными учреждениями переехала из Москвы в Петербург. Вся власть во время правления Анны Ивановны находилась в руках выходца из Курляндии Э.И. Бирона и его ставленников.

Литература: Корсаков Д.А., Воцарение императрицы Анны Иоанновны, в. 1—2, Казань, 1880; Семевский М.И., Царица Прасковья, 2 изд., СПб., 1883, репринтное издание, Л., 1991; Назаревский В.В., Из истории Москвы, М., 1996.

А.Б. Плотников.

Анненгоф

Анненгофская роща, находилась в юго-восточной части Лефортова, между современной Красноказарменной улицей, 1-м Краснокурсантским проездом и Авиамоторной улицей. Парк начал формироваться при Петре I (купившем в 1728 усадьбу Ф.А. Головина) и уже в то время приобрёл систему партеров, прудов и каналов. Название происходит от дворца «Летний Анненгоф», выстроенного В.В. Растрелли в 1731 для императрицы Анны Ивановны на левом берегу р. Яузы (сгорел в 1746). Растрелли увеличил территорию усадьбы, присоединив с севера значительный участок регулярного парка. На этой основе парковый комплекс развивался в конце XVIII в., когда он стал частью обширной усадьбы при Екатерининском дворце. Значительная часть рощи была уничтожена ураганом в 1904. Сохранились главные аллеи и Головинские пруды. С 1930-х гг. район жилой застройки.

М.В. Нащокина.

Аннинский лесопарк

А́ннинский лесопа́рк расположен на юге Москвы, у развязки МКАД и Варшавского шоссе. Название — от бывшей деревни Аннино. Площадь 18 га. В северной его части 70—80-летний липняк паркового типа с отдельными дубами, в южной — посаженные в конце 40-х гг. лиственницы, ясень, вяз, клён остролистный, ель и дуб. В неглубокой ложбине протекает Завьяловский ручей — левый приток р. Битцы. В Аннинском лесопарке сохранился редкий для Москвы зверобой волосистый, встречаются осоки, копытень, ландыш, фиалка удивительная и другие лесные травы, гнездятся многие виды птиц. Ближайшая станция метро — «Пражская».

Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.

«Аннушка»

«А́ннушка» см. трамвайная линия «А»

Предыдущая страница Следующая страница