Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "В" (часть 6, "ВСЕ"-"ВЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 6, "ВСЕ"-"ВЯТ")

Всесоюзная студия грамзаписи

См. в статье «Мелодия».

Всехсвятская роща

Участок леса, сохранившийся от Большой Всесвятской рощи (XIX в.) на северо-западе Москвы, вдоль Волоколамского шоссе, между Окружной и Рижской железными дорогами; объявлен памятником природы. Входит в состав лесопарка Покровское-Стрешнево. Название - от бывшего села Всехсвятского. Площадь 29 га. Преобладают березняки с участием столетних сосен, от существовавшего ранее бора сохранились редкостойные высоковозрастные сосняки. Во Всевсятской роще гнездятся обычные для городских лесопарков птицы - дрозды рябинник и белобровник, зарянка, пеночки весничка и трещотка, пересмешка, славка-черноголовка, большой пёстрый дятел и др. Всесвятская роща - популярное место отдыха. Ближайшая станция метро - «Щукинская».

Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.

Всехсвятский мост

См. Большой Каменный мост.

Всехсвятский проезд

Всехсвя́тский прое́зд проходит параллельно улице Ленивке. Одна сторона его образована боковым фасадом д. 13 по улице Волхонке и автостоянкой, другая — сквером рядом с новым храмом Христа Спасителя. Проезд назван по стоявшей на углу с Пречистенской набережной, у двора дьяка Дементия Башмакова, церкви Похвалы Богородицы и Всех Святых в Башмакове (1694, снесена в 1932, на её месте автостоянка).

И.Л. Давыдова.

Всехсвятское

Всехсвя́тское Всесвятское, местность на северо-западе Москвы, в районе развилки Ленинградского шоссе и Волоколамского шоссе. Название — от бывшего села, известного с 1498 как село Святые Отцы, с конца XVII в. — Всехсвятское (по церкви Всех Святых, 1683, перестроена в 1733—36); принадлежало любимцу Петра I — грузинскому царевичу Александру Арчиловичу (на кладбище Всехсвятского похоронены многие деятели грузинской культуры XVIII в.). В 1830 через село прошло Петербургское шоссе; с середины XIX в. Всехсвятское — дачная местность и место народных гуляний. В начале 1915 близ Всехсвятского создано Братское кладбище. С 1917 в черте Москвы. С 1948 район интенсивного жилищного строительства, главным образом в районе Песчаных улиц. Основные улицы: Ленинградский проспект, улицы Усиевича, Вальтера Ульбрихта, Алабяна. Вблизи — станция метро «Сокол».

Литература: Токмаков И., Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского..., М., 1898; Бегачева К., Шапиро С., Ленинградский проспект, М., 1966.

Вспольный переулок

Вспо́льный переу́лок между Малой Никитской улицей и Спиридоновкой. Прежнее название — Георгиевский переулок, по находившейся здесь церкви Георгия что на Всполье (XVII в.). Назван (1922) по известному в XVII в. урочищу Всполье («всполье» — начало полей).

Всхв

ВСХВ сокращенное название Всесоюзной сельскохозяйственной выставки; в статье Всероссийский выставочный центр.

Всходня

Река на северо-западе Москвы, крупный (второй после р. Яузы) левый приток Москвы-реки. Длина 47 км. Протекает в открытом русле (в черте Москвы более 5 км). Площадь бассейна в городе 17,2 км2. Средний расход воды 1,8 м3/с. Берёт начало у деревни Алабушево Московской области; пересекает МКАД близ усадьбы Братцево. С двух сторон обходит улицу Василия Петушкова и Походный проезд. Далее пересекает Рижское направление Московской железной дороги и Волоколамское шоссе, впадая в Москву-реку близ Тушинского аэродрома. Принимает слева р. Братовку и деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища (через Сходненскую ГЭС) в Сходню поступает волжская вода для санитарного обводнения Москвы-реки. На этом участке Сходня особенно широка и многоводна. В долине Сходни сохранились ценные природные объекты. Особенно живописны высокий участок долины в Братцеве и так называемая Сходненская (Тушинская) «чаша» - болотистая пойма с зарослями ивняка и огородами, объявленная в 1991 памятником природы. В прошлом мелкие суда «всходили» по Сходне из Москвы-реки к Черкизовскому волоку на р. Клязьму. На берегах Сходни находились село и усадьба Братцево, а также деревня Тушино. Река имела большое транспортное значение. По Сходне названы Сходненские улица, тупик и переулок.

«Вся Москва»

«Вся Москва́» Адресная и справочная книга, ежегодное издание. В 1894—1917 выпускалась А.С. Сувориным (продолжение «Адрес-календаря города Москвы»). В 1894 вышла под названием «Адресная и справочная книга города Москвы», с 1895 — «Вся Москва». В 1894—95 — в двух частях (ч. 2 — Торгово-промышленный отдел). Содержала: списки состава правительственных, общественных и частных учреждений Москвы; перечни фабрик, заводов и торговых фирм с указанием владельцев; алфавитные списки и адреса жителей, а также врачей, архитекторов, художников и др. В приложении — план Москвы.

«Вся Москва» издавалась в 1923—37 Госиздатом и другими московскими издательствами; включала сведения о центральных правительственных и партийных учреждениях, советских учреждениях Москвы и Московской области, профсоюзах, обществах, культурно-просветительских организациях, учебных заведениях, театрах, музеях, библиотеках и др., а также сведения о промышленности, торговле, городском транспорте. В приложении — план Москвы и перечень улиц. До 1931 (включительно) существовал отдел «Адреса и телефоны лиц, упомянутых в справочнике».

Вторая градская больница

Втора́я гра́дская больни́ца см. Щербатовская больница, Первая городская клиническая больница.

Второй Колобовский переулок

Второ́й Колобо́вский переу́лок (до 1922 2-й Знаменский переулок), между улицей Петровкой и 3-м Колобовским переулком. Назван в память о стрелецком полке полковника Н.И. Колобова. В 1676—81 на средства стрельцов построена Церковь Знамения за Петровскими воротами на Песках. Переулок застроен в основном во второй половине XIX—XX вв.

И.Д.

Второй Московский художественный академический театр

Второ́й Моско́вский худо́жественный академи́ческий теа́тр Располагался в бывшем театре Незлобина (Театральная площадь, 2/7). Возник в 1924 из 1-й Студии МХТ. В 1924—28 им руководил М.А. Чехов, стремившийся к театру больших художественных обобщений, мечтавший о новой актёрской технике. Первый спектакль — «Гамлет» У. Шекспира (режиссёры В.С. Смышляев, В.Н. Татаринов, А.И. Чебан). В этот период поставлены: «Блоха» Н.С. Лескова (1925, режиссёры А.Д. Дикий, В.В. Готовцев), «Дело» А.В. Сухово-Кобылина (1927, режиссёр Б.М. Сушкевич), «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого (1927, режиссёры Татаринов, Чебан), «Петербург» А. Белого (1925, режиссёры С.Г. Бирман, Татаринов, Чебан), «Закат» И.Э. Бабеля (1928, режиссёр Сушкевич) и др. Большинство постановок осуществлялось под руководством М.А. Чехова. Внутри театра шла борьба за влияние. Возникший в 1926 конфликт между коллективом и 8 его членами (среди них — Дикий, О.И. Пыжова, Л.А. Волков) закончился уходом этой группы в 1927 в другие театры. Весной 1928 возник конфликт между Сушкевичем и Чеховым, который подал заявление об уходе из театра и летом уехал в Германию. С 1928 во главе театра стал И.Н. Берсенев. Основу репертуара составили советские пьесы: «Чудак» А.Н. Афиногенова (1929, режиссёры Берсенев, Чебан), «Часовщик и курица» И.А. Кочерги (1934, режиссёры Берсенев, Бирман), «Начало жизни» Л.С. Первомайского (1936, режиссёр Бирман) и др. Ставил театр и классику: «Тень освободителя» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1931, режиссёр Сушкевич), «Униженные и оскорблённые» по Ф.М. Достоевскому (1932, режиссёры Берсенев, Бирман), «Двенадцатая ночь» Шекспира (1933, режиссёры С.В. Гиацинтова, Готовцев), «Испанский священник» Д. Флетчера (1935, режиссёр Бирман). В феврале 1936 театр был закрыт. Часть актёров возвратилась во МХАТ, остальные разошлись по другим театрам.

М.С. Иванова.

Второй Ростокинский мост

Через р. Яузу, расположен на трассе проспекта Мира (у бывшего села Ростокино). Построен в 1957 (инженер С.М. Воронин, архитектор К.П. Савельев), реконструирован в 1983 (инженер О.В. Сосонко). Длина 113,4 м, ширина 46 м. Железобетонные пролётные строения моста балочные. Под береговыми пролётами проходят пешеходные тротуары и автомобильные проезды вдоль набережных.

Вучетич Евгений Викторович

Вуче́тич Евгений Викторович (1908, Екатеринослав, ныне Днепропетровск — 1974, Москва), скульптор-монументалист, народный художник СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1967), действительный член Академии художеств СССР (1953). Учился в Ростовской художественной школе (1926—30), в Академии художеств в Ленинграде (1931—33); работал в Ростове. По совету В.А. Щуко в 1935 переехал в Москву, работал на строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В.И. Ленина. В 1940 назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов. После пребывания на фронте (с 1941) и контузии вернулся в 1943 в Москву. Создал галерею образов советских полководцев («И.Д. Черняховский», бронза, 1945; «В.И. Чуйков», мрамор, 1947, обе — в ГТГ). Наиболее ярко проявил себя в монументальной скульптуре: помимо памятников и мемориальных ансамблей героям Великой Отечественной войны в разных городах, создал многоплановый горельеф «Советскому народу слава!» в главном павильоне ВСХВ (ныне Всероссийский выставочный центр) в Москве. Ленинская премия (1970), Государственная премия СССР (1946, 1947, 1948, 1949, 1950). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На Тимирязевской улице, 27, где жил Вучетич, установлен памятный бюст (скульптор З. Азгур, 1981), в переулке Сивцев Вражек на д. 9, где Вучетич жил в 1972—74, — мемориальная доска.

Литература: Шахмагонов Ф.Ф., Е. Вучетич. Портрет художника, М., 1970; Федоров А., Е.В. Вучетич, М., 1972.

Входня

См. Всходня.

Вхутеин

Вхутеи́н (Высший художественно-технический институт), учебное заведение в Москве, созданное в 1926 в результате преобразования Вхутемаса. В основном Вхутеин сохранил его структуру, коллектив преподавателей и педагогич. принципы. В период 4-летнего существования Вхутеина его педагогическая система постепенно эволюционировала в сторону возврата к традиционным методам обучения, ориентированным главным образом на подготовку художников-станковистов; меньшее место в работе института уделялось подготовке художников-конструкторов. Закрыт в 1930. На базе архитектурного факультета московского Вхутеина и архитектурного отделения строительного факультета Московского высшего технического училища был создан в 1930 Высший архитектурно-строительный институт (с 1930 Московский архитектурный институт).

Вхутемас

Вхутема́с (Высшие художественно-технические мастерские), учебное заведение в 1920—26. Создан путём слияния первых и вторых Свободных художественных мастерских (образованных соответственно на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества). Состоял из художественных (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственных (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообработки) факультетов. Один из центров, где закладывались основы системы обучения художников-конструкторов. На производственных факультетах была начата подготовка художников нового типа — создающих окружающую человека предметную среду (бытовые вещи, орудия труда, жилой и общественный интерьеры и т.п.). Во Вхутемасе преподавали А.Е. Архипов, Д.Н. Кардовский, Н.А. Ладовский, А.М. Родченко, В.Е. Татлин, Л.М. Лисицкий, В.А. Фаворский и др. В 1926 преобразован во Вхутеин. Основные помещения Вхутемаса находились на Мясницкой улице, 21б.

Литература: Жадова Л., ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН. Страницы истории, «Декоративное искусство СССР», 1970, № 11.

Вшивая горка

См. Таганский холм.

Выготский Лев Семёнович

Вы́готский Лев Семёнович (1896, Орша — 1934, Москва), психолог и педагог. Окончил юридический факультет Московского университета (1917); в годы учёбы был слушателем историко-филологического факультета в университете Шанявского. С 1924 в Москве, научный сотрудник Института экспериментальной психологии (Моховая улица, 20, корпус В; до 1926 жил там же). С 1925 преподавал во 2-м МГУ, Академии коммунистического воспитания (профессор с 1931). Научный руководитель (с 1929) Экспериментального дефектологического института (Погодинская улица, 8; здание не сохранилось). Разработал культурно-историческую теорию формирования поведения и психики человека, положившую начало крупной школе отечественных психологов. Труды по многим отраслям психологии, в том числе детской и возрастной, психологии искусства и творчества. С начала 30-х гг. многие идеи Выготского подвергались в советской печати политизированной критике; в 1936—55 его труды не издавались. Жил на Большой Серпуховской улице, 17 (дом не сохранился). Урна с прахом на Новодевичьем кладбище. Имя Выготского присвоено (1996) Институту психологии РГГУ.

Высокопетровский монастырь

Братские кельи и колокольня Высокопетровского монастыря.

Братские кельи и колокольня Высокопетровского монастыря.

Москва.

Высокопетро́вский монасты́рь (улица Петровка, 28/2), мужской монастырь. Основан, по преданию, в 20-х гг. XIV в. митрополитом Петром, первым из русских митрополитов, избравшим местом своего пребывания Москву. Во время польско-литовской интервенции Высокопетровский монастырь в 1611 был занят отрядами первого ополчения. В конце XVII в. полностью перестроен на средства бояр Нарышкиных, рассматривавших монастырь как свою родовую усыпальницу. К концу XVII в. имел свыше 500 крестьянских дворов, в 1744 — около 6 тыс. крепостных, в XIX в. владел торговыми лавками, доходным домом на улице Петровке. До 1903 в монастырских зданиях помещались Епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения, склад отдела этого общества по распространению духовно-нравственных книг и Духовно-цензурный комитет. К 1907 в Высокопетровском монастыре находились архимандрит, 14 монахов и 2 послушника; в монастыре было 7 храмов с 8 престолами. В монастыре хранились Боголюбская икона Божией Матери, Влахернская, Казанская и Толгская иконы Богоматери. После 1917 Высокопетровский монастырь служил местопребыванием архиереев, лишённых кафедр по настоянию властей, а также вернувшихся из ссылки. В 1926 монастырь был упразднён (последняя церковь закрыта в 1929). В ансамбле монастыря: уникальная по архитектурным формам 8-лепестковая в плане церковь Петра Митрополита (1514—17, архитектор Алевиз Фрязин Новый; перестроена в 1686); богато декорированная в духе московского барокко церковь Боголюбской Богоматери (1684—87, служила усыпальницей Нарышкиных; у её юго-западного угла — часовня над могилой К.П. Нарышкина, в монашестве Киприана, деда Петра I); трапезная церковь Сергия Радонежского (1690—94, построена в память пребывания Петра I в Троице-Сергиевом монастыре в 1689); надвратная церковь Пахомия (1753—55, возможно, архитектор Д.В. Ухтомский); церковь Толгской Богоматери (1744—50, возможно, архитектор И.Ф. Мичурин); надвратная колокольня с церкви Покрова (1690—94), венчающая парадный вход в обитель; братский корпус («палаты Нарышкиных», 1690); корпус монастырских служб (1690-е гг.). В 1992 возобновлено богослужение в церкви Сергия Радонежского. От названия Высокопетровского монастыря происходят наименования улицы Петровки и Петровского бульвара.

Литература: Григорий [Воинов], Высокопетровский монастырь, М., 1873; Дедушенко Б.П., К истории ансамбля московского Высокопетровского монастыря, в книге: Древнерусское искусство. XVII в., М., 1964.

Высокояузский мост

Высокояузский мост.

Высокояузский мост.

Москва.

Высокоя́узский мост через реку Яузу, на трассе Садового кольца (улица Земляной вал), соединяет площадь Курского вокзала с Таганской площадью. Название моста связано с его расположением высоко над рекой. Построен, ориентировочно, в 1890 (по другим источникам, в 1873). Мост однопролётный, металлический, балочный на каменных опорах. В 1963 Высокояузский мост реконструирован (инженер С.И. Хейман, архитектор К.П. Савельев). Мост имеет три пролёта, из которых средний - речной, два крайних - проезды по набережным. Пролётное строение балочное, железобетонное. Общая длина моста 79,6 м, ширина 38 м. Перильное ограждение металлическое. Подходы земляные с откосами и гранитным парапетом. С моста на набережные имеется три съезда. При реконструкции мост был соединён с Ульяновской эстакадой.

Высотки

Высо́тки см. высотные здания.

Высотные здания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Высотский (Высоцкий) Михаил Тимофеевич

Высо́тский (Высо́цкий) Михаил Тимофеевич (около 1791—1837, Москва), гитарист, композитор, педагог. Из семьи крепостных крестьян М.М. Хераскова. Жил в его подмосковном имении, в 1813, получив вольную, поселился в Москве, где вскоре завоевал популярность как виртуоз-исполнитель, композитор и педагог. Среди учеников Высотского — А.А. Григорьев, руководители цыганских хоров И.О. Соколов, Ф.И. Губкин. По некоторым свидетельствам, у него брал уроки игры на гитаре М.Ю. Лермонтов, посвятивший музыканту стихотворение «Звуки» (1830). Игра Высотского, крупнейшего представителя московской гитарной школы, сочетала певучесть со смелой виртуозностью, отличалась самобытным импровизационным стилем. Среди его сочинений главное место занимают обработки русских народных песен (циклы из 4—5 вариаций, обрамлённые «заставками» и «концовками»), а также фантазии, прелюдии, вариации, переложения для гитары пьес В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Филда (с которым музыкант был близок) и др. В 1836 опубликовал «Практическую школу семиструнной гитары». Жил на Селезнёвской улице, 8.

Высоцкий Владимир Семёнович

Памятник В. С. Высоцкому.

Памятник В. С. Высоцкому.

Москва.

Высо́цкий Владимир Семёнович (1938, Москва — 1980, там же), актёр, поэт, певец и исполнитель собственных песен. Родился в семье военного, на 1-й Мещанской улице (проспект Мира), 126 (дом не сохранился; ныне на этом месте жилой дом № 76); жил здесь в 1938—41, в 1943—46 и с конца 1955 по 1962. С 1946 Высоцкий жил в новой семье отца, в том числе в 1947—49 в г. Эберсвальд (Германия). Вернувшись в Москву, семья поселилась в д. 15 в Большом Каретном переулке (мемориальная доска); впоследствии на вопрос — «любимое место в любимом городе?» Высоцкий отвечал: «Самотёка, Москва» (этому району посвящено стихотворение «Большой Каретный»). В Большом Каретном переулке находилась школа № 186, которую в 1955 Высоцкий окончил; в квартире в Большом Каретном переулке он встречался с И.В. Кохановским, В.М. Шукшиным, А.А. Тарковским, О.А. Стриженовым и др. В 1955 — 1956 учился в Московском инженерно-строительном институте имени В.В. Куйбышева, в 1960 окончил школу-студию МХАТ имени Вл.И. Немировича-Данченко (Камергерский переулок, 3а), работал в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина (Тверской бульвар, 23) и Театре миниатюр, с 1964 в Театре на Таганке. Наиболее значительные роли в театре: Галилео Галилей («Галилей» Б. Брехта, 1966), Хлопуша («Пугачёв» по С.А. Есенину, 1967), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира, 1971), Лопахин («Вишнёвый сад» А.П. Чехова, 1975). Первая большая роль в кино — радист Володя в фильме «Вертикаль» (1967), где Высоцкий исполнил специально сочинённые им для фильма песни. Среди последующих киноролей: геолог Максим («Короткие встречи», 1968), белый офицер Брусенцов («Служили два товарища», 1968), браконьер Рябой («Хозяин тайги», 1969). В экранизациях русской классики сыграл роли фон Корена («Плохой хороший человек» по Чехову, 1973), Дон Гуана («Маленькие трагедии» по А.С. Пушкину, 1980). Особую популярность принесла Высоцкому роль капитана Жеглова в телесериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). В 1960—61 появились первые песни Высоцкого, исполняемые в узком кругу; с 1965 пел со сцены. В 1981 вышел первый сборник его стихов «Нерв». Высоцкий, поэт, певец, актёр, имел огромное значение для общественного сознания 1960—80-х гг. В своём поэтическом, песенном творчестве и актёрском имидже он воплощал стремление к личной независимости и достоинству. С 1975 жил на Малой Грузинской улице, 28 (мемориальная доска). В Нижнетаганском тупике, 3, существует Музей В.С. Высоцкого (с 1992; Государственный культурный центр); на Страстном бульваре в 1995 установлен памятник поэту (скульптор Г. Распопов). Государственная премия СССР (1987, посмертно). Похоронен на Ваганьковском кладбище. (надгробный памятник работы А.И. Рукавишникова).

Литература: Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого, М., 1988; Влади М., Владимир, или Прерванный полет, перевод с французского, М., 1989.

К.В. Стародуб.

Выставка трофейного вооружения

Вы́ставка трофе́йного вооруже́ния выставка на территории ЦПКиО имени М. Горького в 1943—48. Экспонировались образцы артиллерийских орудий и миномётов, танков и самоходных орудий, самолётов, вспомогательной техники и снаряжения, взятых Советской Армией как трофеи в боях против Германии и Японии в период Великой Отечественной войны. Выставка пополнялась в течение всей войны. В 1945 имела 9 отделов (артиллерийский, бронетанковый и др.), свыше 6,5 тыс. экспонатов, находившихся на открытой площадке (площадь 11 га), на набережной Москвы-реки и в двух закрытых павильонах. Часть экспонатов ныне в Центральном музее Вооруженных Сил.

Высшие женские курсы

Вы́сшие же́нские ку́рсы частные учебные заведения в 1869—1918. В Москве первые Высшие женские курсы (Лубянские) с программой мужских гимназий открыты в 1869. В 1872 по инициативе профессора В.И. Герье основаны Московские высшие женские курсы (МВЖК) с отделениями: историко-филологическим и (с 1880) физико-математическим (создано на базе Лубянских высших женских курсов). Программы МВЖК ориентировались на университетские и предполагали 2 года обучения, а с 1880 — 3 года. Принимались выпускницы женских гимназий и институтов благородных девиц. МВЖК управлялись советом из профессоров Московского университета; директорами были Герье (до 1888) и С.А. Чаплыгин (1905—18). В 1888 из-за причастности некоторых слушательниц к революционному движению приём на курсы был прекращён; в 1886 МВЖК закрыты (как и все Высшие женские курсы России, кроме Бестужевских в Петербурге). Возобновили работу в 1900 в составе 2 факультетов: естественно-исторического и физико-математического (с химико-фармацевтическим отделением); в 1906 открыт медицинский факультет. С 1903 окончившие МВЖК получили право преподавать в старших классах женских гимназий. С 1911 им (после официальных экзаменов в испытательных комиссиях Московского университета) присваивались звания учительницы средних учебных заведений или врача. В 1912 выпускницы МВЖК получили право поступления в университет. МВЖК стали значительным образовательным, научным и культурным центром России. Здесь преподавали Д.Н. Анучин, Ф.А. Бредихин, Н.Д. Зелинский, Д.Н. Зернов, В.О. Ключевский, С.М. Соловьёв, И.В. Цветаев и др. К 1917 курс МВЖК прослушали около 20 тыс. человек, выпускные свидетельства получили около 5 тыс. человек МВЖК первоначально размещались в зданиях 1-й мужской гимназии (Волхонка, 16/2), университета, Городской думы, Политехнического музея. В 1907—13 для курсов выстроены корпуса на Малой Пироговской улице, 1. Угловой аудиторный корпус с мощной ротондой главного входа, отделанной дорической колоннадой и увенчанной куполом, — яркий образец московского неоклассицизма (1909—12, архитектор С.У. Соловьёв, инженер В.Г. Шухов). С 1918 МВЖК перешли в ведение Наркомпроса РСФСР и стали основой для создания 2-го МГУ, впоследствии ряда самостоятельных институтов: педагогического (ныне МПГУ), медицинского (ныне РГМУ), тонкой химической технологии (ныне Технический университет) и др.

Литература: Эвенчик С.Л., Высшие женские курсы в Москве, в книге: Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР, М., 1972.

Высшие театральные мастерские

Вы́сшие театра́льные мастерски́е государственные, Вольные мастерские, театральное учебное заведение. Существовало в Москве в феврале — ноябре 1922, готовило актёров и режиссёров. Высшие театральные мастерские объединили Высшие режиссёрские мастерские В.Э. Мейерхольда (основаны в сентябре 1921), студию Н.М. Фореггера, Опытно-героический театр Б.А. Фердинандова, армянская и еврейская театральные студии. Вскоре все студии, кроме мастерских Мейерхольда, распались; последние слились с Государственным институтом музыкальной драмы и на этой базе был основан Государственный институт театрального искусства. Позже учащиеся мастерских Мейерхольда вошли в труппу Театра имени Мейерхольда.

Высшие театральные мастерские государственные

См. Вольные мастерские.

Высшие учебные заведения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Высший литературно-художественный институт

ВЛХИ

с 1924 - имени В.Я. Брюсова; в обиходе - «Брюсовский институт». Создан в 1921 по инициативе Брюсова, который стал его ректором. Помещался в д. 52 на Поварской улице. Основная задача - дать соответствующую подготовку писателям и готовящим себя к литературной деятельности. К чтению лекций и руководству семинарами привлекались известные учёные и писатели. Среди питомцев ВЛХИ - поэты Е.А. Благинина, Н.И. Дементьев, М.А. Светлов, прозаики Артём Весёлый, С.П. Бородин, П.И. Замойский, С.П. Злобин, литературоведы С.А. Макашин, Б.В. Михайловский, Б.И. Пуришев, Л.И. Тимофеев. В 1925 переведён в Ленинград и вскоре закрыт.

Литература: Брюсовский институт. Воспоминания Б.И. Пуришева, в книге: «Археографический ежегодник» за 1997 год, М., 1997.

С.О. Шмидт.

Выхино

Вы́хино местность на востоке Москвы, на берегу р. Голядинки. Соседствует на севере с Вешняками, на западе и юго-западе с Кузьминками, на востоке примыкает к МКАД. Название от бывшей деревни, известной с XVII в. как Выхонь. В XVIII в. была частью вотчины Шереметевых, затем принадлежала Николо-Перервинскому монастырю, в деревне была построена Никольская часовня. С 1960 в черте Москве, район массового жилищного строительства (руководитель проекта — архитектор С.Е. Вахтангов). Основные улицы: Ташкентская, Ферганская, Сормовская, Самаркандский бульвар. Название сохранилось в наименовании станции метро «Выхино».

Литература: Карнаухов И., Выхино, «Строительство и архитектура Москвы», 1971, № 5.

«Выхино»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Вы́хино» (до 1989 «Ждановская»), станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1966. Архитекторы А.Ф. Стрелков, В.А. Черёмин. Сооружена по типовому проекту, наземного типа. Пути проложены между двумя платформами, защищёнными навесами. Одна из платформ совмещена с железнодорожной платформой станции Выхино.

Выходня

См. Всходня.

Вычислительный центр-институт (ВЦ РАН) РАН

Вычисли́тельный центр-институ́т (ВЦ РАН) РАН (улица Вавилова, 40), создан в 1955 в составе Отделения математики АН СССР. Основные направления деятельности: исследования в области вычислительной математики, программного обеспечения ЭВМ, языков программирования; прикладные исследования по численным методам решения задач газовой динамики, физики плазмы, по теории упругости, устойчивости, по методам оптимизации, распознаванию образов, управлению сложными системами, системному анализу и др.

Вяземский Пётр Андреевич

Вя́земский Пётр Андреевич (1792, Москва — 1878, Баден-Баден), поэт, критик, академик Петербургской Академии наук (1841), тайный советник (1855). Принадлежал к древнему дворянскому роду князей Вяземских. Детство провёл в Москве (Большой Знаменский переулок, 6; дом не сохранился) и в подмосковном имении Остафьево. И в доме и в имении отца — А.И. Вяземского, дипломата, знаменитого вельможи екатерининского времени, — бывали И.И. Дмитриев, Ю.А. Нелединский-Мелецкий, Н.М. Карамзин (женившийся на сестре Вяземского) и др. В 1805 Вяземский учился в пансионах в Петербурге, в 1806 возвратился в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета. После смерти отца (1807) поступил юнкером в московскую межевую канцелярию, жил в Москве и Остафьеве. К 18 годам Вяземский — баловень и любимец Москвы — был знаком со многими выдающимися людьми своего времени: В.А. Жуковским, К.Н. Батюшковым, Д.В. Давыдовым, братьями Тургеневыми, М.Ю. Виельгорским и др. В 1811 Вяземский женился на В.Ф. Гагариной, в 1812 вступил в народное ополчение, участвовал в Бородинском сражении, затем покинул ополчение и возвратился в Москву, 1 сентября 1812 вместе с Карамзиными выехал в Ярославль. После изгнания Наполеона вернулся в Москву. Картина разорённой Москвы — в его стихотворении «Послание к Жуковскому из Москвы. В конце 1812 года» (1813). В 1815 Вяземский вошёл в литературное общество «Арзамас», участниками которого были Жуковский, В.Л. Пушкин, А.С. Пушкин, Давыдов, Батюшков и др. Заседания общества проходили не только в Петербурге, но и в Москве, нередко арзамасцы приезжали к Вяземскому в Остафьево. В мае 1821 Вяземский купил дом в Чернышёвском переулке, а в 1826 прикупил ещё и обширное смежное владение. Ему принадлежал большой участок земли со многими жилыми и хозяйственными строениями, расположенный между Чернышёвским переулком и Хлыновским тупиком (ныне на доме — Вознесенский переулок, 9 — мемориальная доска). Сюда приходили многие московские литераторы, здесь возникла идея издания нового журнала, получившего название «Московский телеграф», который Вяземский начал издавать вместе с Н.А. Полевым. Весной 1823 Вяземский познакомился в Москве с А.С. Грибоедовым. Вместе они написали водевиль «Кто брат, кто сестра...». В сентябре 1826 Вяземский встретился с Пушкиным, вернувшимся в Москву из Михайловской ссылки. В это время Вяземские жили «на Грузинах» — в цыганском предместье Москвы (Большая Садовая улица, 1—9; дом не сохранился). В марте 1830 Вяземский переехал в Петербург, в августе был определён членом общего присутствия Департамента внешней торговли и командирован в Москву членом Комиссии по устройству выставки российских изделий, которой посвятил две статьи «Взгляд на Московскую выставку» и «О московских праздниках по поводу мануфактурной выставки, бывшей в Москве». В 30—40-х гг. Вяземский бывал в Москве лишь наездами и вернулся в город только в конце 1850. В 1855 сенатор, с 1866 член Государственного совета. Последние 20 лет жизни Вяземский провёл преимущественно за границей. «Я родом и сердцем москвич. В ней родился я, в ней протекло лучшее время моей жизни, моя молодость и мои зрелые лета» — писал Вяземский. Воспоминаниями о Москве и москвичах пестрят его «Записные книжки», Москве посвящены исторические очерки: «Допотопная или допожарная Москва», «Грибоедовская Москва», «Московское семейство старого быта»; колоритные картинки Москвы начала XIX в. даны в его лирике: «Здесь чудо барские палаты / С гербом, где вписан знатный род, / Вблизи на курьих ножках хаты / И с огурцами огород» («Очерки Москвы», 1858). Подмосковная усадьба Остафьево ещё при жизни Вяземского была музеем. Хозяин бережно хранил в неприкосновенном виде комнату, в которой жил Карамзин, комнату, которую обыкновенно занимал, приезжая в Остафьево, Пушкин. В подмосковном доме Вяземского помимо прекрасной библиотеки, коллекции икон, коллекции минералов было ещё и собрание пушкинских реликвий (перчатка Пушкина; жилет, пробитый пулей Дантеса, и др.).

Вятичи

Вя́тичи восточнославянское племя, жившее в бассейне р. Оки. «Повесть временных лет» называет родоначальником вятичей легендарного племенного вождя Вятко: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи». В IX—XI вв. Вятичи выступают как единая не только племенная, но и политическая общность, которая временами входила в состав Древнерусского государства, но постоянно отстаивала свою самостоятельность. Занимались земледелием и скотоводством; до X—XI вв. у них сохранялся патриархально-родовой строй. К XI в. Вятичи с юга заселили бассейн Москвы-реки и непосредственно территорию современной Москвы. В XI—XII вв. с развитием ремесла и торговли на земле вятичей возник ряд городов, в том числе Москва. На территории Москвы известны многочисленные археологические памятники вятичей (см. археологические памятники и находки). Укреплённые поселения вятичей в конце XI в. располагались в историческом ядре современной Москвы — на Боровицком холме, на Дьяковском городище, Кунцевском городище и др.; следы их древних селищ — в Братееве, Зюзине, Алёшкине, Матвеевском и др. Деревенские кладбища вятичей — курганные могильники (см. курганы). К 1197 относится последнее упоминание в летописи о вятичах. Некоторые черты племенного быта, характерные украшения сохранялись у них и позже. В XIII в. на земле вятичей возникли Московское и другие русские княжества.

Литература: Арциховский А.В., Курганы вятичей, М., 1930; Никольская Т.Н., Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX—XIII вв., М., 1981; Юшко А.А., Московская земля IX—XIV вв., М., 1991.

А.Г. Векслер.

Предыдущая страница Следующая страница