Статьи на букву "А" (часть 5, "АНО"-"АРТ")
Аносов Николай Павлович (1900, Борисоглебск Тамбовской губернии - 1962, Москва), дирижёр, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Из семьи управляющего отделением Волжско-Камского банка. В 1918 поступил в Петровскую сельскохозяйственную академию в Москве, через год ушёл добровольцем в Красную Армию. Работал в полпредстве СССР, затем в Наркомате по иностранным делам. С середины 1920-х гг. пианист-аккомпаниатор в Оперной студии имени К.С. Станиславского, с 1928 - в Московской филармонии. Не имея дирижёрского образования, в 1930 провёл передачу оперы «Орфей» К.В. Глюка на Всесоюзном радио в прямом эфире (заменил заболевшего дирижёра) и был переведён на должность дирижёра Всесоюзного радио. В 1940-62 преподавал в Московской консерватории (с 1951 профессор), в 1944-49 главный дирижёр Оперной студии консерватории, где поставил оперы «Ямщики на подставе» Е.И. Фомина и «Сын-соперник» Д.С. Бортнянского (1947; оперы не исполнялись с момента их премьер в конце XVIII в.), что стало значительным событием в музыкальной жизни Москвы. Автор музыкальных произведений, многочисленных статей и рецензий, а также переводов (с немецкого, английского, французского языков) статей и книг крупнейших зарубежных дирижёров. Жил в Лесном переулке (район улицы Остоженки). Старший сын и ученик Аносова - дирижёр Г.Н. Рождественский. Литература: Н.П. Аносов. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников, М., 1978. М.В. Есипова. |
Ано́хин Пётр Кузьмич (1898, Царицын, ныне Волгоград, 1974, Москва), физиолог, академик АН СССР (1966) и Академии медицинских наук СССР (1945). Родился в семье рабочего. В первые годы советской власти комиссар по печати и главный редактор газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. В 192130 жил в Ленинграде, где в 1926 окончил Государственный институт медицинских знаний. В 193034 профессор кафедры физиологии медицинского факультета Нижегородского университета. С 1934 в Москве. Создал (1934) и возглавил (до 1944) Отдел общей физиологии высшей нервной деятельности во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. В 193640 и 195355 руководил кафедрой физиологии и патологии высшей нервной деятельности Центрального института усовершенствования врачей. В 194450 работал в Институте физиологии Академии медицинских наук (с 1946 директор). В 1950 на Научной сессии АН и Академии медицинских наук СССР, посвящённой проблемам физиологического учения И.П. Павлова, его исследовательская деятельность была оценена как не отвечающая задачам развития Павловского наследия, и он был вынужден оставить свой институт. В 195055 заведовал кафедрой физиологии Рязанского медицинского института, но все эти годы был связан с Москвой работой в Нейрофизиологической лаборатории и в других научно-исследовательских учреждениях АМН. В 1955 Анохин вернулся в Москву и возглавил Сеченовский физиологический институт и кафедру нормальной физиологии в 1-м Московском медицинском институте (ныне Московская медицинская академия) имени И.М. Сеченова. Основные исследования Анохина посвящены изучению нейрофизиологических механизмов высшей нервной деятельности. Разработанная им теория функциональных систем как основы физиологических процессов в организме внесла существенный вклад в развитие системного подхода в биологии и кибернетике. Анохин известен также как блестящий педагог: с 1936 читал лекции по физиологии в различных вузах Москвы, в том числе на биологическом факультете МГУ (с 1945 профессор). Ленинская премия (1972). Похоронен на Новодевичьем кладбище. С 1974 имя Анохина носит созданный по его инициативе НИИ нормальной физиологии Академии медицинских наук СССР (ныне Институт общей физиологии РАМН), на его здании (Большая Никитская улица, 6) мемориальная доска. В 1974 Академия медицинских наук учредила премию имени Анохина за лучшие работы по нормальной физиологии. |
Анса́мбль наро́дного та́нца под руково́дством И.А. Моисе́ева (с 1965 академический), один из крупнейших хореографических коллективов страны. Создан в 1937 в Москве после Всесоюзного фестиваля народного танца (1936). Первоначально ансамбль состоял из 30 танцоров и небольшого оркестра народных инструментов. Организатор и бессменный руководитель ансамбля - И.А. Моисеев. Сохраняя основу народной хореографии, музыки, костюма, ансамбль обогащает свои постановки средствами драматургической танцевальной техники, актёрского мастерства. В репертуаре - танцы народов нашей страны и других стран (русский перепляс, белорусская «Лявониха», гуцульский «Аркан», «Лезгинка», «Молдавеняска», нанайская «Борьба двух малышей», венгерский «Чардаш», польский «Краковяк», аргентинский «Гаучо» и др.), новые танцы и танцевальные сюиты, созданные на основе народной хореографии и музыки («Старинная городская кадриль»). Первоначально строя свои программы в форме последовательности концертных номеров, ансамбль затем начал ставить целые композиции, спектакли. Среди его лучших работ - «Арагонская хота» на музыку М.И. Глинки, «Половецкие пляски» на музыку А.П. Бородина, «Дороги к танцу», «В гостях и дома», еврейская сюита «Семейные радости», спектакли «Ночь на Лысой горе» на музыку М.П. Мусоргского, «Вечер в таверне» и др. Многие постановки коллектива сохраняются в репертуаре в течение десятилетий. В составе ансамбля большая группа артистов балета и малый симфонический оркестр, дополненный народными инструментами. Свыше 50 лет при ансамбле работает школа-студия. |
Анса́мбль пе́сни и пля́ски Росси́йской А́рмии дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды академический ансамбль имени А.В. Александрова. Создан в 1928 при Центральном доме Красной Армии имени М.В. Фрунзе (как Ансамбль песни и пляски Красной Армии, позднее Советской Армии). Организатор и первый художественный руководитель А.В. Александров, в 194686 Б.А. Александров, затем И.Г. Агафонников, с 1994 В.А. Фёдоров. В составе ансамбля свыше 250 человек: мужской четырехголосный хор, солисты, певцы, оркестр, танцевальная труппа, режиссёр, балетмейстер. В репертуаре произведения отечественных и зарубежных композиторов, массовые и народные песни и пляски. Х.М. Хаханян. |
Анса́мбль уда́рных инструме́нтов Марка Пекарского («Театр звуков»). Организован в 1976. Основатель и художественный руководитель исполнитель на ударных инструментах М.И. Пекарский. Первый концерт состоялся 6 декабря 1976 в концертном зале Дома учёных, в программе первое из специально написанных для ансамбля сочинений «Тотем» (1976) В.П. Артёмова. На 1996 в репертуаре свыше 100 сочинений, созданных специально для этого коллектива (в том числе в расчёте на коллекцию ударных инструментов Пекарского). Коллектив ежегодно участвует в Международном музыкальном фестивале «Московская осень», представляя на каждом по несколько премьер сочинений московских композиторов. Гастролирует в России и за рубежом. Выступления Ансамбля ударных инструментов превратились в своеобразные театрализованные представления, способствовавшие возникновению на отечественной сцене нового жанра «перкуссион перформанс». В 1992 появилось новое название ансамбля «Театр звуков». К празднованию 80-летия Камерного театра на сцене Театра имени А.С. Пушкина 26 декабря 1995 «Театр звуков» показал премьеру балетного спектакля «Антигона» с участием артистов Большого театра (постановка С.Р. Боброва, музыкальная композиция Пекарского из сочинений репертуара ансамбля). С 1996 «Театр звуков» выступает в Овальном зале на Плющихе (Клуб завода «Каучук»; Плющиха, 64). О.П. Колесникова. |
Антро́повы Я́мы в XIX начале XX вв. название пустыря и прудов (по фамилии первого арендатора) в районе Селезнёвской улицы. С 1922 1-м и 2-м Антроповыми переулками называются бывшие Иверский и Крестовский переулки. |
Ану́чин Дмитрий Николаевич (1843, Петербург 1923, Москва), антрополог, этнограф, археолог, географ, академик (1896), почётный член Петербургской Академии наук (1898). Сын отставного офицера. С 1863 в Москве. Окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1867). Под влиянием своего учителя профессора А.П. Богданова занялся проблемой происхождения человека и человеческих рас, в 1876 командирован за границу. Вернувшись в 1879 в Москве, участвовал в организации I Всероссийской антропологической выставки, экспонаты которой легли в основу Музея антропологии, созданного по инициативе Анучина при Московском университете (хранитель музея). С 1884 профессор университета. В 1892 организовал в Москве первую географическую выставку (проходила в Историческом музее), собрав для неё большое количество экспонатов от учреждений и частных лиц. На основе выставки при кафедре географии университета был открыт Географический музей (часть его экспонатов ныне в Музее землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова). Член Московского антропологического общества (1875), Русского географического общества (1879), действительный член Общества любителей антропологии и этнографии при Московском университете (1874, с 1875 сотрудник отдела антропологии общества, с 1890 его президент, руководитель географического отделения общества и географо-педагогической комиссии). Создатель и первый редактор журнала «Землеведение» (с 1894), редактор журнала «Этнографическое обозрение» (с 1889), «Русского антропологического журнала» (с 1900). В 1918 участвовал в реорганизации Московского университета, где в 1919 возглавил кафедру антропологии, одновременно читал курсы лекций на кафедре географии университета, в Археологическом институте. Один из учредителей Всероссийской научной ассоциации востоковедения при Наркомате по делам национальностей. Возглавлял географическое отделение Коммунального музея. В 191123 жил в Хлебном переулке, 6 (мемориальная доска). Похоронен на Ваганьковском кладбище. Имя Анучина присвоено Институту антропологии МГУ. Сочинения: Доисторическое прошлое Москвы, в книге: Москва в ее прошлом и настоящем, ч. 1, М., 1909; Геологическое прошлое и географическое настоящее Москвы, в его книге: Избранные географические работы, М., 1949; Наводнение в Москве в апреле 1908 г. и вопрос об изучении наводнений в России, там же; Москва 6070-х годов XIX века, там же. Литература: Карпов Г.В., Путь ученого, М., 1958. Г.Г. Кривошеина. |
Анци́феров Николай Павлович (1889, усадьба Софиевка Уманского уезда Киевской губернии 1958, Москва), историк, краевед, один из организаторов экскурсионного дела в России. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1915), ученик, затем ассистент профессор И.М. Гревса. С 1918 работал в экскурсионной секции Музейного отдела Наркомпроса, в 192124 преподавал в Петроградском научно-исследовательском экскурсионном институте, одновременно возглавлял кафедру средних веков во Втором Петроградском педагогическом институте. Член общества «Старый Петербург» (с 1921). В книге «Душа Петербурга» (П., 1922) создал художественный образ Петербурга. В 1929 арестован по «делу» кружка А.А. Мейера, в 1930 обвинён по «делу» Академии наук; отбывал заключение в Соловецких лагерях особого назначения, на строительстве Беломоро-Балтийского канала. С 1934 в Москве, работал в Коммунальном музее (1934 1936), Государственном литературном музее (1937, 193956, в 194446 возглавлял отдел литературы XIX в.), сотрудничал с издательством «Academia». В 1937 вновь арестован, отбывал заключение в Уссурийском крае. В 1939 вернулся в Москву. В 1944 защитил диссертацию на тему «Проблема урбанизма в художественной литературе». В работах по истории города Анциферов выступил основоположником комплексного («цельнокупного») метода изучения городской среды, особое внимание уделял взаимовлиянию исторической среды и культурной жизни города. Через всё творчество Анциферова проходит представление о городе как «выразителе сменяющихся культур», как «едином социальном организме». Во время работы в литературном музее участвовал в создании выставок и экспозиций, посвящённых русским писателям и поэтам, публиковал работы, посвящённые литературному прошлому Москвы, роли Москвы в жизни и творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, литературным местам Подмосковья. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Сочинения: Грибоедовская Москва, в сборнике: А.С. Грибоедов. 17951829, М., 1946; Культурные очаги Москвы XVIII века, в книге: Литературные экскурсии по Москве, М., 1948 (совместно с С. Елеонским); Литературная Москва 3040-х гг. XIX века, там же; Из дум о былом. Воспоминания, М., 1992. Литература: Враская О.Б., Архивные материалы И.М. Гревса и Н.П. Анциферова по изучению города, в книге: Археографический ежегодник за 1981 г., М., 1982; Лихачев Д.С., Добрый язычник, «Памятники Отечества», 1989, № 1; Добкин А.И., Н.П. Анциферов. Материалы к биографии, в сборнике: Анциферовские чтения. Материалы и тезисы конференции (20 22 декабря 1989), Л., 1989. Ю.Н. Александров. |
Дворянский и графский род. По родословным легендам, происходил от знатного выходца из Орды Солохмира, находившегося на службе у великого князя Олега Ивановича Рязанского и женатого на сестре князя. Правнук Солохмира, Андрей Иванович Опракса, стал родоначальником Апраксиных. Сыновья последнего при великом князе Иване III перешли на службу в Москву. Возвышение Апраксиных произошло в правление царя Фёдора Алексеевича, когда овдовевший царь взял в жёны дочь стольника Матвея Васильевича Апраксина Марфу (1664-1715). Сыновья Матвея Васильевича (Пётр, Фёдор и Андрей) - видные государственные деятели. Пётр Матвеевич (1659-1728), граф (1710), сенатор (1717), член верховного суда над царевичем Алексеем, президент Юстиц-коллегии (1722). Фёдор Матвеевич (1661-1728), с 1682 стольник Петра I, участник создания «потешных», главный начальник Адмиралтейского приказа (с 1700), один из руководителей строительства Азовского флота, генерал-адмирал (1708), граф (1710), член Верховного тайного совета (1726). Фёдор Матвеевич умер бездетным, род Петра Матвеевича пересёкся со смертью его внука Фёдора Алексеевича (1742-98). Андрей Матвеевич (1663-1731) служил комнатным стольником, затем спальником при царях Фёдоре Алексеевиче и Иване V, входил в состав Великого посольства Петра I в 1697-98, граф (1722), автор «Записок». К этой ветви рода Апраксиных принадлежали Степан Фёдорович (1792-1862), генерал от кавалерии (1843), генерал-адъютант (1830), его сын Антон Степанович (1818-99), генерал-лейтенант, один из первых военных журналистов и практиков по вопросам воздухоплавания. Другая ветвь Апраксиных шла от второго внука Андрея Опраксы - Ивана Матвеевича Тёмного. К ней принадлежал Степан Фёдорович (1702-58), военачальник, генерал-фельдмаршал (1756), главнокомандующий русской армией в Семилетней войне 1756-63. Его сын Степан Степанович (1747-1827), генерал от кавалерии (1798). Его дом на улице Знаменке, 19 (1792, архитектор Ф.И. Кампорези) в 1831 куплен казной и передан Александровскому военному училищу. Недалеко от Москвы располагалась усадьба Апраксиных - Ольгово. Литература: Бороздин К.М., Опыт исторического родословия дворян и графов Апраксиных, СПб., 1841. О.Г. Тимофеева. |
«Апре́ль» «Писатели в поддержку перестройки», московская писательская организация. 10 марта 1989 на учредительном собрании был принят манифест комитета «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»), в котором говорилось, что «Апрель» «представляет собой независимое формирование при Московской писательской организации СП РСФСР». В комитет «Апрель» вошли В.Д. Оскоцкий, Б.Ш. Окуджава, Ф. Искандер, Б.А. Ахмадулина, А.Г. Битов, Г.Я. Бакланов, А.А. Иванов, Л.З. Копелев, В.С. Маканин и др. Была учреждена Литературная премия «Апрель» имени академика А.Д. Сахарова - «за гражданское мужество писателя». Первым лауреатом премии (1990) стала Л.К. Чуковская. Писательской организацией «Апрель» в 1989-93 издавался альманах под тем же названием. |
Аптека Феррейна на Никольской улице. Москва. Апте́ка Ферре́йна (в XIX начале XX вв. Староникольская, ныне аптека № 1) (улица Никольская, 19/21). Одна из 8 бывших частных аптек Москвы. Основана аптекарем Даниилом Гурчиным 28 декабря 1701 за Никольскими воротами по льготной грамоте Петра I, который своим указом от 22 декабря 1701 начал борьбу с «вредными лекарствами», продававшимися в зелейных лавках, и способствовал развитию частного аптечного дела в России. В 1764 аптеку приобрёл Тобиас Майер, в 1765 Даниил Иоахим Лют, в 1773 Готлиб Гильдебрандт и Андрей Линдграф. В 1832 её купил Карл Иванович Феррейн (1802, г. Арнсвальде, Пруссия, 1887, Москва), после смерти которого её хозяином стал его сын Владимир Карлович. Современное здание, предназначенное для аптеки и химико-бактериологической лаборатории, выстроено А.Э. Эрихсоном в 189499 в формах эклектики. Выходящий на Никольскую улицу фасад получил, несмотря на свои небольшие размеры, особую представительность благодаря монументально трактованным формам «неоренессансного» и «необарочного» декора, применению крупного рельефного руста в первом этаже в сочетании с раскрепованными полуколоннами большого ордера во втором этаже; пластику фасада подчёркивают статуи, поставленные над колоннами в аттиковом этаже. Глухая стена здания, обращённая в сторону Лубянской площади, к бывшей Китайгородской стене, оформлена наподобие средневекового замка. Частично сохранились интерьеры здания, в том числе отделка парадной лестницы искусственным мрамором, кованые решётки и осветительная арматура. В 1902 было создано товарищество «В.К. Феррейн», которое стало одним из крупнейших фармацевтических предприятий России и других стран Европы. Были построены ещё три аптеки (на Тверской улице, Арбате, Серпуховской площади ныне улица Большая Полянка, 65), химико-фармацевтическая лаборатория (Кривоколенный переулок, 12, ныне Химико-фармацевтический завод имени 8 марта), аналитическая лаборатория, на базе которой затем возник Аналитический институт (ныне Химико-фармацевтический институт имени С. Орджоникидзе, Зубовская улица, 7), химический завод (ныне Химико-фармацевтический завод имени Л.Я. Карпова, Нагатинская улица, 1), фабрика химических продуктов в г. Мологе Ярославской губернии, создана плантация лекарственных трав в Подольском уезде. А.Г. Гериш, М.В. Нащокина. |
Орган медицинского управления в Московском государстве в XVI-XVII вв. Создан в 1581 для пополнения царской аптеки лекарствами и контроля за деятельностью иностранных лекарей, приглашённых ко двору Ивана IV Грозного. Прекратил своё существование во время Смуты в начале XVII в. Восстановлен в 1620 в качестве высшего органа по руководству медицинским делом в стране. Ведал аптеками, сбором и разведением лекарственных растений, закупкой их в других странах, определял лекарей в полки, учреждал новые полевые аптеки, проводил аттестацию медиков и аптекарей, проверял их дипломы и выдавал годовое содержание, осуществлял трудовую экспертизу служилых людей и судебно-медицинского освидетельствования, а также выполнял ряд других функций. Аптекарский приказ являлся также книгохранилищем. В 1654 при Аптекарском приказе была создана первая в России лекарская школа. Существовал Аптекарский приказ на средства казны, доходы от аптек, продажи «лечебных водок». Руководил им боярин, назначавшийся царём. В 1716 Аптекарский приказ был преобразован в Канцелярию Главной аптеки, а в 1721 - в Медицинскую канцелярию. Аптекарский приказ сначала располагался в Кремле, напротив Чудова монастыря (здание не сохранилось), а с 1676 - в современном Староваганьковском переулке, 25. Сохранившееся здание построено как трапезная палата Аптекарского приказа. В конце XVIII в. эта палата вошла в комплекс служебных построек усадьбы А.Ф. Талызина (см. дом Талызина). В 1920-х гг. надстроена. От XVII в. сохранилась основа здания - огромная двухстолпная палата со сводчатыми перекрытиями, поставленная на подклет из трёх белокаменных погребов с коробовыми сводами. На торцевом фасаде здания частично восстановлены сочно профилированные колончатые наличники. В здании расположен выставочный зал Музея архитектуры имени А.В. Щусева. И.Л. Давыдова, М.Я. Яровинский. |
Первая аптека в Москве была создана в 1581, когда по просьбе Ивана IV Грозного английская королева Елизавета I прислала большое количество лекарств и опытных аптекарей («алхимистов»). Называлась аптека «Верхней или Царёвой» и размещалась в Кремле в одном здании с Аптекарским приказом (не сохранилось). В первые десятилетия существования эта аптека обслуживала только царскую семью. Жители города могли покупать лекарства и лекарственные травы в лавках «зелейного» ряда. В 1672 открылась «Новая аптека» на Ильинке в здании гостиного двора, предназначенная «для продажи лекарств всяких чинов людям». Лекарства привозились в Москву из Англии, Германии, Голландии, а лекарственные травы выращивались в Аптекарском огороде (см. ботанические сады) или собирались специальными сборщиками («помясами»). При Петре I для предупреждения «мора» от приёма «непотребных трав и лекарств» была запрещена их рыночная продажа и открыты 8 «вольных» (частных) аптек. В начале XVIII в. на Красной площади (на месте Исторического музея) была открыта так называемая Главная аптека. К середине XIX в. в Москве насчитывалось 27 аптек, из которых 24 были частными, в том числе аптека Феррейна на Никольской улице; К.И. Феррейн организовал также производство медикаментов и снабжение ими аптек всех больниц города. В 1865 Общество русских врачей открыло в Москве на Арбате при своей лечебнице аптеку с выдачей бесплатных или дешёвых лекарств. В 1918 в городе работали 92 аптек, в середине 1990-х гг. - более 500 аптек. М.Я. Яровинский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Бывшая митрополичья слобода в юго-восточной части Москвы, на левом берегу Москвы-реки. Принадлежала Крутицкому подворью, близ которого находилась. Известна с XVII в., название, вероятно, от арабского «рабад» (пригород, предместье). С начала XVIII в. территория застраивалась домами купцов и мещан, к середине XVIII в. слободской уклад исчезает. Название Арбатец сохранялось в наименовании ныне упразднённых (застроенных) Арбатецкой улицы и 1-го и 2-го Арбатецких переулков (находились между улицей Симоновский вал и Крутицкой набережной). |
Арбатские ворота в начале XX в. Москва. Арба́тская пло́щадь (в 1909 Гоголевская площадь), площадь между Гоголевским бульваром и площадью Арбатские ворота, на западе центра Москвы. Первоначально здесь, вдоль стены Белого города, протекал ручей Черторый. Небольшая торговая площадь располагалась не по оси Арбата и Арбатских ворот, а у выхода к стене Белого города улицы Знаменки. С 1620 на её восточной стороне известна церковь Святого Тихона Амафунтского (с 1689 каменная, перестроена после 1812, снесена в 1933). В середине XVIII в. рядом с церковью находилась большая усадьба канцлера Г.И. Головкина. В конце 1770-х гг. для «урегулирования» площади часть застройки была снесена вместе с остатками стены Белого города (башня Арбатских ворот, где была часовня, разобрана в 1792). Таким образом, небольшая реконструированная Арбатская площадь находилась у схождения Арбата с Поварской улицей, между улицами Знаменкой и Воздвиженкой; церковь Тихона с обширным погостом окружали мелкие дома причта. В 1808 на площади со стороны Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара построили деревянное здание казённого Арбатского театра. После 1812 Арбатская площадь расширилась за счёт снесённой церкви Саввы Освященного и дворов её причта (улица Знаменка, 20); застройка в основном сменилась каменной. В середине XIX в. напротив Малого Афанасьевского переулка был устроен водоразборный бассейн; в 1880-х гг. по площади прошла конка, в начале XX в. - трамвай. В 1909 на Пречистенском бульваре близ Арбатской площади был установлен памятник Н.В. Гоголю. В 1932 построено здание для издавна существовавшего здесь Арбатского рынка, а у входа в него - наземный павильон станции метро «Арбатская» Филёвской линии. Здание рынка в 1941 было разрушено бомбой. В 1962 Арбатская площадь реконструирована: на площади остались фактически два здания - д. 1 (1883, архитектор С.С. Эйбушитц) и вестибюль станции метро; в 1997 построена церковь Бориса и Глеба в формах, восходящих к одноименному храму XVIII в. (архитектор К.И. Бланк). На Арбатскую площадь выходят Малый Афанасьевский переулок, улицы Арбат и Знаменка. И.Л. Давыдова. |
1) станция метро Филёвской линии. Открыта в 1935. Архитектор Л.С. Теплицкий. Наземный вестибюль расположен на Арбатской площади, сообщается со станционным залом лестницей. Вестибюль в плане выполнен в виде пятиконечной звезды. В отделке станционного зала использованы жёлтый мрамор, белая и серая керамическая плитка. Пол выложен красной метлахской плиткой. 2) Станция метро Арбатско-Покровской линии. Открыта в 1953. Архитекторы Л.М. Поляков, В.В. Пелевин, Ю.П. Зенкевич. Вестибюль встроен в административное здание (улица Воздвиженка), соединён эскалаторами со станционным залом, противоположный конец которого также эскалаторами соединён с подземным вестибюлем станции «Александровский сад». Через этот вестибюль можно перейти на станцию «Библиотека имени Ленина». В оформлении станционного зала использованы красный мрамор, белая и чёрная глазурованная плитка. Пилоны и потолок украшены букетами из керамики. |
Площадь Арбатские ворота. Москва. Арба́тские воро́та площадь (до 1993 часть Арбатской площади), между Арбатской площадью и Никитским бульваром. Как площадь образовалась в конце XVIII в. после разборки стены Белого города; ранее на этой территории, между продолжением Калашного переулка («колено» Воздвиженки) и проездом под стеной Белого города, стояла церковь Бориса и Глеба, окружённая дворами (упоминается в 1483, с 1527 каменная, построена заново в 176164, архитектор К.И. Бланк, снесена в 1930). По западной части площади протекал ручей Черторый, заключённый в трубу в 1870-х гг. В 1770-х гг. на углу площади и улицы Воздвиженки находился двор камер-юнкера В.С. Васильчикова; напротив церкви, на углу Воздвиженки, была большая усадьба княгини М.А. Голицыной. Снос ветхих строений повысил градостроительную роль Борисоглебской церкви в северной части площади, оказавшейся «на островке». В начале XIX в. в начале Никитского бульвара было построено здание гостиницы. После пожара 1812 деревянная застройка площади сменилась каменной, а площадь (включая современную Арбатскую площадь) стала одной из самых обширных на Бульварном кольце. В 1872 в доме Фирсановой на углу Арбата (конец XVIII в., перестройка 1824) открылся трактир «Прага» (перестроен для ресторана в 1902, архитектор Л.Н. Кекушев; реконструирован в 1954). Напротив «Праги» А.А. Ханжонков открыл «электротеатр» (1909, архитектор Н.Н. Благовещенский; перестроен в 191213, архитектор Ф.О. Шехтель; ныне кинотеатр «Художественный»). В 1944 слева от кинотеатра, на месте дома, разрушенного бомбой в годы Великой Отечественной войны, был разбит сквер. В 1930-х гг. площадь расчищена от строений и заасфальтирована; в 1964 под ней сооружён транспортный тоннель. Не оформленная архитектурно площадь выглядит утилитарным транспортным проездом. На Арбатские ворота выходят улицы Воздвиженка и Новый Арбат. И.Л. Давыдова. |
Арба́тский теа́тр Новый Императорский Арбатский театр, в 180812 театр, находившийся на Арбатской площади. Здание архитектора К.И. Росси, сценическое устройство и машинерия механика-машиниста Борнье. Открылся 13 апреля 1808 драматическим прологом «Боян, древний песнопевец славян» С.Н. Глинки. В Арбатском театре играли две драматические труппы русская (в неё входили актёры Петровского театра, сгоревшего в 1805) и французская. Ставились также балетные спектакли. На сцене Арбатского театра в 1811 произошла знаменитая «дуэль» двух трагических актрис: француженки Жорж и русской Е.С. Семёновой, приехавших на гастроли в Москву и выступивших в одних и тех же ролях: Аменаиды и Меропы («Танкред» и «Меропа» Вольтера), Гермионы («Андромаха» Ж. Расина). Здание Арбатского театра сгорело во время московского пожара 1812. И.Р. |
«Аргона́вты» литературный кружок московских символистов («младосимволистов») в 1903 - 1907. |
Аргуно́вы семья художников и архитекторов, крепостные графов Шереметевых. Работали в Москве и подмосковных имениях Шереметевых (Кусково, Останкино и др.), а также в Петербурге. Фёдор Леонтьевич (171654), живописец. Иван Петрович (1729 1802), живописец, один из родоначальников камерного портрета в русском искусстве (портреты К.А. и Х.М. Хрипуновых оба 1757, в Останкинском дворце-музее; «Неизвестная в русском костюме», 1784, ГТГ). Фёдор Семёнович (около 1732 около 1768), архитектор. Жил в Петербурге. Автор проекта кухонного флигеля (1755), «Грота» (1755 1775), «Оранжереи» (предположительно, 176162) и других построек в стиле барокко в усадьбе Кусково. Павел Иванович (около 17681806), архитектор. Сын И.П. Аргунова. С 1793 возглавлял строительство дворца в усадьбе Останкино, автор ряда его интерьеров. Николай Иванович (1771 после 1829), живописец, академик петербургской Академии художеств (1818). Сын И.П. Аргунова. Произведения: классицистические портреты Т.В. Гранатовой (1789), П.И. Жемчуговой в красной шали (180203) оба в Музее керамики в Кусково. Яков Иванович (1784 после 1835), рисовальщик и живописец. Именем Аргуновых в 1966 названа улица (Аргуновская улица, бывший 1-й Останкинский пр.). Литература: Селинова Т.А., И.П. Аргунов, М., 1973; Шарандак Н.П., И. Аргунов, Л., 1977. |
А́ристов Фёдор Фёдорович (1888, Варнавин Костромской губернии 1932, Москва), историк, этнограф, географ, литературовед, переводчик. Из дворян; сын профессора медицины Ф.И. Аристова. Окончил 1-й кадетский корпус, экономическое отделение Московского коммерческого института и (в 1913) историко-филологический факультет Московского университета. Со студенческих лет занимался изучением истории Карпатской Руси; стал зачинателем нового научного направления карпатоведения. Один из организаторов и председатель (1908) студенческого общества «Славия», секретарь всеславянского общества «Славия». Участвовал в работе «Галицко-русского общества», «Славянского общества» и др. С 1907 собирал коллекцию, ставшую основой созданного им в Москве Карпато-русского музея (свыше 100 тыс. экспонатов); всё собрание погибло в 1918. С 1913 сотрудничал в журнале «Русский архив». После начала первой мировой войны ушёл добровольцем на фронт. В октябре 1916 окончил Александровское военное училище, оставлен при училище курсовым офицером. Приступил к изданию многотомной «Библиотеки карпато-русских писателей» (в 1915 вышел первый том). Работал над трехтомной книгой «Карпато-русские писатели» (первый том вышел в 1916; в 1977 переиздан в США). В 191822 на преподавательской работе в Тифлисе, Поти и Феодосии. С 1922 в Москве. Профессор МГУ, работал также в Институтах востоковедения, журналистики и др. Подвергался репрессиям. Жил в д. 26 по Трубниковскому переулку. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Литература: Аристова Т.Ф., Ваврик В.Р., Ф.Ф. Аристов. 18881932, в сборнике «Краткие сообщения Института славяноведения», 1959, в. 27; Аристова Т.Ф., Ф.Ф. Аристов, «Народы Азии и Африки», 1985, № 1; её же, Создатель Карпато-русского музея, «Мир музея», 1995, № 6. Т.Ф. Аристова. |
Арма́нд Давид Львович (1905, Москва - 1976, там же), физикогеограф, один из создателей научного направления геофизика ландшафтов, доктор географических наук (1957), профессор (1963). Родился в семье предпринимателей-фабрикантов. Окончил Московский электромашиностроительный институт (1927) и МГУ (1940). В 1930-35 работал на заводе «Динамо»; с 1940 - в Институте географии АН СССР. Автор книг «Нам и внукам» (1964; одна из первых в СССР по охране природы) и «Наука о ландшафте» (1975). Арманд владел 5 европейскими языками и эсперанто, проблемам которого посвящены его лингвистические статьи. Член Союза писателей (с 1940), автор книг для детей и юношества. Согласно завещанию Арманда, его прах (как и прах его жены) развеян над Москвой. |
Армя́нский переу́лок между улицей Маросейкой и Кривоколенным переулком. В XVII в. назывался Никольским, Столповским (по церкви Николая Чудотворца что у Столпа) или Артамоновским (по имени владельца одного из дворов Артамона Матвеева). Название «Армянский переулок» закрепилось в XVIII в. от находившейся здесь армянской колонии (армянские купцы селились в этом районе ещё в XVI в.). Церковь Николая Чудотворца (1669, архитектор Иван Козмин), на углу с Малым Златоустинским переулком, один из лучших памятников на московском посаде, была снесена в 1935, на её месте построено здание педагогического училища (на фасаде в 1967 помещены три мраморные доски в память о формировании здесь в 1941 истребительного батальона и полка народного ополчения Куйбышевского района Москвы, а также в память воинов Московского народного ополчения; статью народное ополчение (в Великой Отечественной войне)). Вблизи церкви находились усадьбы придворной знати. Обширная усадьба Милославских, возможно, располагалась по обе стороны Сверчкова переулка (д. 3 - палаты конца XVII - начала XVIII вв., построенные, очевидно, при следующих владельцах участка - Протопоповых; д. 11 - палаты, включённые в построенный М.Ф. Казаковым в 1790-е гг. главный дом усадьбы И.С. Гагарина). В 1810 д. 11 перешёл к Е.Л. Тютчевой - матери поэта Ф.И. Тютчева; в 1831 продан Попечительству о бедных духовного звания, разместившему здесь Горихвостовскую богадельню (в 1920-е гг. - Дом соцобеспечения имени Н.А. Некрасова). Милославским, вероятно, принадлежали и палаты на участке № 2, владельцем которого в начале XVIII в. был хозяин железоделательных заводов В.П. Меллер (постановка палат в глубине участка под углом к Армянскому переулку объясняется наличием здесь застроенного впоследствии переулка, который тянулся от Армянского переулка к Златоустовскому монастырю, куда и выходил фасад здания). На месте д. 9 (1874, архитектор А.Е. Вебер) в XVII в. стоял дом боярина А.С. Матвеева, над могилой которого у церкви Николая Чудотворца Н.П. Румянцев, владевший д. 17 на Маросейке, устроил мавзолей (1821, архитектор А.Ф. Элькинский; снесён в 1935). В 1758 южную часть современного участка № 2 приобрёл Л.Н. Лазарев (Лазарян); комплекс усадьбы перестраивался вплоть до 1840-х гг., вобрав в себя в 1828 северную часть владения, где разместилось вначале училище для детей бедных армян, затем - Лазаревский институт восточных языков (1848; ныне посольство Республики Армении). В 1859 во дворе установлен обелиск с четырьмя мраморными барельефными портретами основателей и попечителей института - членов семейства Лазаревых. На средства Лазаревых была построена армянская церковь Воздвижения Креста Господня (1779-81, архитектор Ю.М. Фельтен; снесена в 1930-х гг., на её месте - школьное здание). В конце XIX - начале XX вв. в Армянском переулке построены доходные дома: д. 1 (1901 - 1905, архитекторы П.К. Микини, В.А. Властов) на бывшем участке графа А.Ф. Санти; д. 7 (1899, архитектор А.В. Иванов), где жил физик П.Н. Лебедев. И.Л. Давыдова. |
Армянское кладбище. Москва. Армя́нское кла́дбище в северо-западной части Москвы, на Пресне (улица Сергея Макеева, 12), напротив Ваганьковского кладбища (ныне его филиал). Основано в конце XVIII в. по ходатайству армянской общины (отсюда название). Хоронили главным образом армянских купцов и ремесленников. В 1815 построена церковь Воскресения. На Армянском кладбище могилы братьев Ивана и Иоакима Лазаревых, основателей Лазаревского института восточных языков, поэта и педагога С.С. Шахазиза, юриста Г.А. Джаншиева. Над братской могилой воинов, погибших в Великую Отечественную войну и умерших в московских госпиталях, сооружён мемориал. На Армянском кладбище похоронены: Герои Советского Союза Г.А. Туржанский и И.И. Дондыш, учёные Л.К. Рамзин, Н.А. Прилежаев, скульптор М.Д. Рындзюнская, писатель А.П. Платонов и др. |
Арсенал в Кремле. Москва. Арсена́л в Кремле, здание для хранения оружия, снаряжения и трофеев русской армии. Построено по распоряжению Петра I в 170236 (архитекторы М. Чоглоков, И. Салтанов, М. Ремезов, Д. Иванов, Х. Конрад, Я.И. Шумахер) на месте сгоревших построек Житного двора (хлебных амбаров). Трапециевидное в плане, двухэтажное здание с внутренним двором и двумя въездами оформлено монументальными порталами. Арсенал неоднократно перестраивался. В 1812 часть здания между Никольской и Арсенальной Угловой башнями взорвана отступавшими французами; после восстановления (181628) приобрело современный классицистический облик, в котором выделяются сдвоенные оконные проёмы с глубокими наружными откосами. В середине XIX в. вдоль стены Арсенала выставлены 875 пушек, отбитых русскими войсками у армии Наполеона (в том числе французских 365, австрийских 189, прусских 123, неаполитанских 40, баварских 34, итальянских 70, голландских 22). В 1960 вдоль южной стены размещены русские пушки XVIXVII вв. на лафетах XIX в. У южных ворот мемориальные доски: в память солдат воинской команды Арсенала, расстрелянных юнкерами в октябре 1917 после взятия Кремля, и воинов гарнизона Кремля, погибших при защите Москвы и Кремля от налётов немецко-фашистской авиации в годы Великой Отечественной войны. |
Угловая Арсенальная башня Кремля. Москва. Арсена́льная Углова́я ба́шня башня Кремля. Построена в 1492 итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари; завершала линию обороны Кремля со стороны Красной площади. До начала XVIII в. называлась Собакина башня (по примыкавшему со стороны Кремля двору боярина Собакина). Современное название получила после постройки Арсенала. В плане 18 граней, толщина стен около 4 м, высота более 60 м, имела 4 боевых яруса, на верхней площадке бойницы навесного боя (машикули). В подвале сохранился тайник-колодец. В 1686 увенчана шатром. В 1707 в связи с угрозой нападения шведов бойницы были растёсаны для установки тяжёлых пушек. В 1812 при отступлении французов пострадала от взрыва, восстановлена в 181619 архитектором О.И. Бове. Реставрирована в 194650 и 197576. |
Артамо́нов Алексей Алексеевич (1916, деревня Шайтанка Екатеринбургской губернии - 1941), лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1942, посмертно), лейтенант. Окончил школу ФЗУ в Кунцеве, работал слесарем. В Великую Отечественную войну участник воздушных боёв под Москвой. 30 июля 1941 в воздушном бою на Юго-Западном фронте тараном уничтожил самолёт противника и погиб. В 1961 именем Артамонова названа улица в Москве (в Кунцеве). |