Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "А" (часть 5, "АНО"-"АРТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АНО"-"АРТ")

Аносов Николай Павлович

Аносов Николай Павлович (1900, Борисоглебск Тамбовской губернии - 1962, Москва), дирижёр, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Из семьи управляющего отделением Волжско-Камского банка. В 1918 поступил в Петровскую сельскохозяйственную академию в Москве, через год ушёл добровольцем в Красную Армию. Работал в полпредстве СССР, затем в Наркомате по иностранным делам. С середины 1920-х гг. пианист-аккомпаниатор в Оперной студии имени К.С. Станиславского, с 1928 - в Московской филармонии. Не имея дирижёрского образования, в 1930 провёл передачу оперы «Орфей» К.В. Глюка на Всесоюзном радио в прямом эфире (заменил заболевшего дирижёра) и был переведён на должность дирижёра Всесоюзного радио. В 1940-62 преподавал в Московской консерватории (с 1951 профессор), в 1944-49 главный дирижёр Оперной студии консерватории, где поставил оперы «Ямщики на подставе» Е.И. Фомина и «Сын-соперник» Д.С. Бортнянского (1947; оперы не исполнялись с момента их премьер в конце XVIII в.), что стало значительным событием в музыкальной жизни Москвы. Автор музыкальных произведений, многочисленных статей и рецензий, а также переводов (с немецкого, английского, французского языков) статей и книг крупнейших зарубежных дирижёров. Жил в Лесном переулке (район улицы Остоженки). Старший сын и ученик Аносова - дирижёр Г.Н. Рождественский.

Литература: Н.П. Аносов. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников, М., 1978.

М.В. Есипова.

Анохин Пётр Кузьмич

Ано́хин Пётр Кузьмич (1898, Царицын, ныне Волгоград, — 1974, Москва), физиолог, академик АН СССР (1966) и Академии медицинских наук СССР (1945). Родился в семье рабочего. В первые годы советской власти комиссар по печати и главный редактор газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. В 1921—30 жил в Ленинграде, где в 1926 окончил Государственный институт медицинских знаний. В 1930—34 профессор кафедры физиологии медицинского факультета Нижегородского университета. С 1934 в Москве. Создал (1934) и возглавил (до 1944) Отдел общей физиологии высшей нервной деятельности во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. В 1936—40 и 1953—55 руководил кафедрой физиологии и патологии высшей нервной деятельности Центрального института усовершенствования врачей. В 1944—50 работал в Институте физиологии Академии медицинских наук (с 1946 директор). В 1950 на Научной сессии АН и Академии медицинских наук СССР, посвящённой проблемам физиологического учения И.П. Павлова, его исследовательская деятельность была оценена как не отвечающая задачам развития Павловского наследия, и он был вынужден оставить свой институт. В 1950—55 заведовал кафедрой физиологии Рязанского медицинского института, но все эти годы был связан с Москвой работой в Нейрофизиологической лаборатории и в других научно-исследовательских учреждениях АМН. В 1955 Анохин вернулся в Москву и возглавил Сеченовский физиологический институт и кафедру нормальной физиологии в 1-м Московском медицинском институте (ныне Московская медицинская академия) имени И.М. Сеченова.

Основные исследования Анохина посвящены изучению нейрофизиологических механизмов высшей нервной деятельности. Разработанная им теория функциональных систем как основы физиологических процессов в организме внесла существенный вклад в развитие системного подхода в биологии и кибернетике. Анохин известен также как блестящий педагог: с 1936 читал лекции по физиологии в различных вузах Москвы, в том числе на биологическом факультете МГУ (с 1945 профессор). Ленинская премия (1972). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

С 1974 имя Анохина носит созданный по его инициативе НИИ нормальной физиологии Академии медицинских наук СССР (ныне Институт общей физиологии РАМН), на его здании (Большая Никитская улица, 6) — мемориальная доска. В 1974 Академия медицинских наук учредила премию имени Анохина за лучшие работы по нормальной физиологии.

Ансамбль народного танца под руководством И.А. Моисеева

Анса́мбль наро́дного та́нца под руково́дством И.А. Моисе́ева (с 1965 академический), один из крупнейших хореографических коллективов страны. Создан в 1937 в Москве после Всесоюзного фестиваля народного танца (1936). Первоначально ансамбль состоял из 30 танцоров и небольшого оркестра народных инструментов. Организатор и бессменный руководитель ансамбля - И.А. Моисеев. Сохраняя основу народной хореографии, музыки, костюма, ансамбль обогащает свои постановки средствами драматургической танцевальной техники, актёрского мастерства. В репертуаре - танцы народов нашей страны и других стран (русский перепляс, белорусская «Лявониха», гуцульский «Аркан», «Лезгинка», «Молдавеняска», нанайская «Борьба двух малышей», венгерский «Чардаш», польский «Краковяк», аргентинский «Гаучо» и др.), новые танцы и танцевальные сюиты, созданные на основе народной хореографии и музыки («Старинная городская кадриль»). Первоначально строя свои программы в форме последовательности концертных номеров, ансамбль затем начал ставить целые композиции, спектакли. Среди его лучших работ - «Арагонская хота» на музыку М.И. Глинки, «Половецкие пляски» на музыку А.П. Бородина, «Дороги к танцу», «В гостях и дома», еврейская сюита «Семейные радости», спектакли «Ночь на Лысой горе» на музыку М.П. Мусоргского, «Вечер в таверне» и др. Многие постановки коллектива сохраняются в репертуаре в течение десятилетий.

В составе ансамбля большая группа артистов балета и малый симфонический оркестр, дополненный народными инструментами. Свыше 50 лет при ансамбле работает школа-студия.

Ансамбль песни и пляски Российской Армии (имени А.В. Александрова)

Анса́мбль пе́сни и пля́ски Росси́йской А́рмии дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды академический ансамбль имени А.В. Александрова. Создан в 1928 при Центральном доме Красной Армии имени М.В. Фрунзе (как Ансамбль песни и пляски Красной Армии, позднее Советской Армии). Организатор и первый художественный руководитель — А.В. Александров, в 1946—86 — Б.А. Александров, затем — И.Г. Агафонников, с 1994 — В.А. Фёдоров. В составе ансамбля свыше 250 человек: мужской четырехголосный хор, солисты, певцы, оркестр, танцевальная труппа, режиссёр, балетмейстер. В репертуаре — произведения отечественных и зарубежных композиторов, массовые и народные песни и пляски.

Х.М. Хаханян.

Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского

Анса́мбль уда́рных инструме́нтов Марка Пекарского («Театр звуков»). Организован в 1976. Основатель и художественный руководитель — исполнитель на ударных инструментах М.И. Пекарский. Первый концерт состоялся 6 декабря 1976 в концертном зале Дома учёных, в программе — первое из специально написанных для ансамбля сочинений — «Тотем» (1976) В.П. Артёмова. На 1996 в репертуаре свыше 100 сочинений, созданных специально для этого коллектива (в том числе в расчёте на коллекцию ударных инструментов Пекарского). Коллектив ежегодно участвует в Международном музыкальном фестивале «Московская осень», представляя на каждом по несколько премьер сочинений московских композиторов. Гастролирует в России и за рубежом.

Выступления Ансамбля ударных инструментов превратились в своеобразные театрализованные представления, способствовавшие возникновению на отечественной сцене нового жанра — «перкуссион перформанс». В 1992 появилось новое название ансамбля — «Театр звуков».

К празднованию 80-летия Камерного театра на сцене Театра имени А.С. Пушкина 26 декабря 1995 «Театр звуков» показал премьеру балетного спектакля «Антигона» с участием артистов Большого театра (постановка С.Р. Боброва, музыкальная композиция Пекарского из сочинений репертуара ансамбля). С 1996 «Театр звуков» выступает в Овальном зале на Плющихе (Клуб завода «Каучук»; Плющиха, 64).

О.П. Колесникова.

Антроповы Ямы

Антро́повы Я́мы в XIX — начале XX вв. название пустыря и прудов (по фамилии первого арендатора) в районе Селезнёвской улицы. С 1922 1-м и 2-м Антроповыми переулками называются бывшие Иверский и Крестовский переулки.

Анучин Дмитрий Николаевич

Ану́чин Дмитрий Николаевич (1843, Петербург — 1923, Москва), антрополог, этнограф, археолог, географ, академик (1896), почётный член Петербургской Академии наук (1898). Сын отставного офицера. С 1863 в Москве. Окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1867). Под влиянием своего учителя профессора А.П. Богданова занялся проблемой происхождения человека и человеческих рас, в 1876 командирован за границу. Вернувшись в 1879 в Москве, участвовал в организации I Всероссийской антропологической выставки, экспонаты которой легли в основу Музея антропологии, созданного по инициативе Анучина при Московском университете (хранитель музея). С 1884 профессор университета. В 1892 организовал в Москве первую географическую выставку (проходила в Историческом музее), собрав для неё большое количество экспонатов от учреждений и частных лиц. На основе выставки при кафедре географии университета был открыт Географический музей (часть его экспонатов ныне в Музее землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова). Член Московского антропологического общества (1875), Русского географического общества (1879), действительный член Общества любителей антропологии и этнографии при Московском университете (1874, с 1875 сотрудник отдела антропологии общества, с 1890 его президент, руководитель географического отделения общества и географо-педагогической комиссии). Создатель и первый редактор журнала «Землеведение» (с 1894), редактор журнала «Этнографическое обозрение» (с 1889), «Русского антропологического журнала» (с 1900). В 1918 участвовал в реорганизации Московского университета, где в 1919 возглавил кафедру антропологии, одновременно читал курсы лекций на кафедре географии университета, в Археологическом институте. Один из учредителей Всероссийской научной ассоциации востоковедения при Наркомате по делам национальностей. Возглавлял географическое отделение Коммунального музея.

В 1911—23 жил в Хлебном переулке, 6 (мемориальная доска). Похоронен на Ваганьковском кладбище. Имя Анучина присвоено Институту антропологии МГУ.

Сочинения: Доисторическое прошлое Москвы, в книге: Москва в ее прошлом и настоящем, ч. 1, М., 1909; Геологическое прошлое и географическое настоящее Москвы, в его книге: Избранные географические работы, М., 1949; Наводнение в Москве в апреле 1908 г. и вопрос об изучении наводнений в России, там же; Москва 60—70-х годов XIX века, там же.

Литература: Карпов Г.В., Путь ученого, М., 1958.

Г.Г. Кривошеина.

Анциферов Николай Павлович

Анци́феров Николай Павлович (1889, усадьба Софиевка Уманского уезда Киевской губернии — 1958, Москва), историк, краевед, один из организаторов экскурсионного дела в России. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1915), ученик, затем ассистент профессор И.М. Гревса. С 1918 работал в экскурсионной секции Музейного отдела Наркомпроса, в 1921—24 преподавал в Петроградском научно-исследовательском экскурсионном институте, одновременно возглавлял кафедру средних веков во Втором Петроградском педагогическом институте. Член общества «Старый Петербург» (с 1921). В книге «Душа Петербурга» (П., 1922) создал художественный образ Петербурга. В 1929 арестован по «делу» кружка А.А. Мейера, в 1930 обвинён по «делу» Академии наук; отбывал заключение в Соловецких лагерях особого назначения, на строительстве Беломоро-Балтийского канала. С 1934 в Москве, работал в Коммунальном музее (1934 — 1936), Государственном литературном музее (1937, 1939—56, в 1944—46 возглавлял отдел литературы XIX в.), сотрудничал с издательством «Academia». В 1937 вновь арестован, отбывал заключение в Уссурийском крае. В 1939 вернулся в Москву. В 1944 защитил диссертацию на тему «Проблема урбанизма в художественной литературе». В работах по истории города Анциферов выступил основоположником комплексного («цельнокупного») метода изучения городской среды, особое внимание уделял взаимовлиянию исторической среды и культурной жизни города. Через всё творчество Анциферова проходит представление о городе как «выразителе сменяющихся культур», как «едином социальном организме». Во время работы в литературном музее участвовал в создании выставок и экспозиций, посвящённых русским писателям и поэтам, публиковал работы, посвящённые литературному прошлому Москвы, роли Москвы в жизни и творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, литературным местам Подмосковья. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сочинения: Грибоедовская Москва, в сборнике: А.С. Грибоедов. 1795—1829, М., 1946; Культурные очаги Москвы XVIII века, в книге: Литературные экскурсии по Москве, М., 1948 (совместно с С. Елеонским); Литературная Москва 30—40-х гг. XIX века, там же; Из дум о былом. Воспоминания, М., 1992.

Литература: Враская О.Б., Архивные материалы И.М. Гревса и Н.П. Анциферова по изучению города, в книге: Археографический ежегодник за 1981 г., М., 1982; Лихачев Д.С., Добрый язычник, «Памятники Отечества», 1989, № 1; Добкин А.И., Н.П. Анциферов. Материалы к биографии, в сборнике: Анциферовские чтения. Материалы и тезисы конференции (20 — 22 декабря 1989), Л., 1989.

Ю.Н. Александров.

Апраксины

Дворянский и графский род. По родословным легендам, происходил от знатного выходца из Орды Солохмира, находившегося на службе у великого князя Олега Ивановича Рязанского и женатого на сестре князя. Правнук Солохмира, Андрей Иванович Опракса, стал родоначальником Апраксиных. Сыновья последнего при великом князе Иване III перешли на службу в Москву. Возвышение Апраксиных произошло в правление царя Фёдора Алексеевича, когда овдовевший царь взял в жёны дочь стольника Матвея Васильевича Апраксина Марфу (1664-1715). Сыновья Матвея Васильевича (Пётр, Фёдор и Андрей) - видные государственные деятели. Пётр Матвеевич (1659-1728), граф (1710), сенатор (1717), член верховного суда над царевичем Алексеем, президент Юстиц-коллегии (1722). Фёдор Матвеевич (1661-1728), с 1682 стольник Петра I, участник создания «потешных», главный начальник Адмиралтейского приказа (с 1700), один из руководителей строительства Азовского флота, генерал-адмирал (1708), граф (1710), член Верховного тайного совета (1726). Фёдор Матвеевич умер бездетным, род Петра Матвеевича пересёкся со смертью его внука Фёдора Алексеевича (1742-98). Андрей Матвеевич (1663-1731) служил комнатным стольником, затем спальником при царях Фёдоре Алексеевиче и Иване V, входил в состав Великого посольства Петра I в 1697-98, граф (1722), автор «Записок». К этой ветви рода Апраксиных принадлежали Степан Фёдорович (1792-1862), генерал от кавалерии (1843), генерал-адъютант (1830), его сын Антон Степанович (1818-99), генерал-лейтенант, один из первых военных журналистов и практиков по вопросам воздухоплавания.

Другая ветвь Апраксиных шла от второго внука Андрея Опраксы - Ивана Матвеевича Тёмного. К ней принадлежал Степан Фёдорович (1702-58), военачальник, генерал-фельдмаршал (1756), главнокомандующий русской армией в Семилетней войне 1756-63. Его сын Степан Степанович (1747-1827), генерал от кавалерии (1798). Его дом на улице Знаменке, 19 (1792, архитектор Ф.И. Кампорези) в 1831 куплен казной и передан Александровскому военному училищу.

Недалеко от Москвы располагалась усадьба Апраксиных - Ольгово.

Литература: Бороздин К.М., Опыт исторического родословия дворян и графов Апраксиных, СПб., 1841.

О.Г. Тимофеева.

«Апрель»

«Апре́ль» «Писатели в поддержку перестройки», московская писательская организация. 10 марта 1989 на учредительном собрании был принят манифест комитета «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»), в котором говорилось, что «Апрель» «представляет собой независимое формирование при Московской писательской организации СП РСФСР». В комитет «Апрель» вошли В.Д. Оскоцкий, Б.Ш. Окуджава, Ф. Искандер, Б.А. Ахмадулина, А.Г. Битов, Г.Я. Бакланов, А.А. Иванов, Л.З. Копелев, В.С. Маканин и др. Была учреждена Литературная премия «Апрель» имени академика А.Д. Сахарова - «за гражданское мужество писателя». Первым лауреатом премии (1990) стала Л.К. Чуковская. Писательской организацией «Апрель» в 1989-93 издавался альманах под тем же названием.

Аптека Феррейна

Аптека Феррейна на Никольской улице.

Аптека Феррейна на Никольской улице.

Москва.

Апте́ка Ферре́йна (в XIX — начале XX вв. Староникольская, ныне аптека № 1) (улица Никольская, 19/21). Одна из 8 бывших частных аптек Москвы. Основана аптекарем Даниилом Гурчиным 28 декабря 1701 за Никольскими воротами по льготной грамоте Петра I, который своим указом от 22 декабря 1701 начал борьбу с «вредными лекарствами», продававшимися в зелейных лавках, и способствовал развитию частного аптечного дела в России. В 1764 аптеку приобрёл Тобиас Майер, в 1765 — Даниил Иоахим Лют, в 1773 — Готлиб Гильдебрандт и Андрей Линдграф. В 1832 её купил Карл Иванович Феррейн (1802, г. Арнсвальде, Пруссия, — 1887, Москва), после смерти которого её хозяином стал его сын Владимир Карлович. Современное здание, предназначенное для аптеки и химико-бактериологической лаборатории, выстроено А.Э. Эрихсоном в 1894—99 в формах эклектики. Выходящий на Никольскую улицу фасад получил, несмотря на свои небольшие размеры, особую представительность благодаря монументально трактованным формам «неоренессансного» и «необарочного» декора, применению крупного рельефного руста в первом этаже в сочетании с раскрепованными полуколоннами большого ордера во втором этаже; пластику фасада подчёркивают статуи, поставленные над колоннами в аттиковом этаже. Глухая стена здания, обращённая в сторону Лубянской площади, к бывшей Китайгородской стене, оформлена наподобие средневекового замка. Частично сохранились интерьеры здания, в том числе отделка парадной лестницы искусственным мрамором, кованые решётки и осветительная арматура.

В 1902 было создано товарищество «В.К. Феррейн», которое стало одним из крупнейших фармацевтических предприятий России и других стран Европы. Были построены ещё три аптеки (на Тверской улице, Арбате, Серпуховской площади — ныне улица Большая Полянка, 65), химико-фармацевтическая лаборатория (Кривоколенный переулок, 12, ныне Химико-фармацевтический завод имени 8 марта), аналитическая лаборатория, на базе которой затем возник Аналитический институт (ныне Химико-фармацевтический институт имени С. Орджоникидзе, Зубовская улица, 7), химический завод (ныне Химико-фармацевтический завод имени Л.Я. Карпова, Нагатинская улица, 1), фабрика химических продуктов в г. Мологе Ярославской губернии, создана плантация лекарственных трав в Подольском уезде.

А.Г. Гериш, М.В. Нащокина.

Аптекарский приказ

Орган медицинского управления в Московском государстве в XVI-XVII вв. Создан в 1581 для пополнения царской аптеки лекарствами и контроля за деятельностью иностранных лекарей, приглашённых ко двору Ивана IV Грозного. Прекратил своё существование во время Смуты в начале XVII в. Восстановлен в 1620 в качестве высшего органа по руководству медицинским делом в стране. Ведал аптеками, сбором и разведением лекарственных растений, закупкой их в других странах, определял лекарей в полки, учреждал новые полевые аптеки, проводил аттестацию медиков и аптекарей, проверял их дипломы и выдавал годовое содержание, осуществлял трудовую экспертизу служилых людей и судебно-медицинского освидетельствования, а также выполнял ряд других функций. Аптекарский приказ являлся также книгохранилищем. В 1654 при Аптекарском приказе была создана первая в России лекарская школа. Существовал Аптекарский приказ на средства казны, доходы от аптек, продажи «лечебных водок». Руководил им боярин, назначавшийся царём. В 1716 Аптекарский приказ был преобразован в Канцелярию Главной аптеки, а в 1721 - в Медицинскую канцелярию. Аптекарский приказ сначала располагался в Кремле, напротив Чудова монастыря (здание не сохранилось), а с 1676 - в современном Староваганьковском переулке, 25. Сохранившееся здание построено как трапезная палата Аптекарского приказа. В конце XVIII в. эта палата вошла в комплекс служебных построек усадьбы А.Ф. Талызина (см. дом Талызина). В 1920-х гг. надстроена. От XVII в. сохранилась основа здания - огромная двухстолпная палата со сводчатыми перекрытиями, поставленная на подклет из трёх белокаменных погребов с коробовыми сводами. На торцевом фасаде здания частично восстановлены сочно профилированные колончатые наличники. В здании расположен выставочный зал Музея архитектуры имени А.В. Щусева.

И.Л. Давыдова, М.Я. Яровинский.

Аптеки

Первая аптека в Москве была создана в 1581, когда по просьбе Ивана IV Грозного английская королева Елизавета I прислала большое количество лекарств и опытных аптекарей («алхимистов»). Называлась аптека «Верхней или Царёвой» и размещалась в Кремле в одном здании с Аптекарским приказом (не сохранилось). В первые десятилетия существования эта аптека обслуживала только царскую семью. Жители города могли покупать лекарства и лекарственные травы в лавках «зелейного» ряда. В 1672 открылась «Новая аптека» на Ильинке в здании гостиного двора, предназначенная «для продажи лекарств всяких чинов людям». Лекарства привозились в Москву из Англии, Германии, Голландии, а лекарственные травы выращивались в Аптекарском огороде (см. ботанические сады) или собирались специальными сборщиками («помясами»).

При Петре I для предупреждения «мора» от приёма «непотребных трав и лекарств» была запрещена их рыночная продажа и открыты 8 «вольных» (частных) аптек. В начале XVIII в. на Красной площади (на месте Исторического музея) была открыта так называемая Главная аптека. К середине XIX в. в Москве насчитывалось 27 аптек, из которых 24 были частными, в том числе аптека Феррейна на Никольской улице; К.И. Феррейн организовал также производство медикаментов и снабжение ими аптек всех больниц города. В 1865 Общество русских врачей открыло в Москве на Арбате при своей лечебнице аптеку с выдачей бесплатных или дешёвых лекарств. В 1918 в городе работали 92 аптек, в середине 1990-х гг. - более 500 аптек.

М.Я. Яровинский.

Арбат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арбатец

Бывшая митрополичья слобода в юго-восточной части Москвы, на левом берегу Москвы-реки. Принадлежала Крутицкому подворью, близ которого находилась. Известна с XVII в., название, вероятно, от арабского «рабад» (пригород, предместье). С начала XVIII в. территория застраивалась домами купцов и мещан, к середине XVIII в. слободской уклад исчезает. Название Арбатец сохранялось в наименовании ныне упразднённых (застроенных) Арбатецкой улицы и 1-го и 2-го Арбатецких переулков (находились между улицей Симоновский вал и Крутицкой набережной).

Арбатская площадь

Арбатские ворота в начале XX в.

Арбатские ворота в начале XX в.

Москва.

Арба́тская пло́щадь (в 1909 Гоголевская площадь), площадь между Гоголевским бульваром и площадью Арбатские ворота, на западе центра Москвы. Первоначально здесь, вдоль стены Белого города, протекал ручей Черторый. Небольшая торговая площадь располагалась не по оси Арбата и Арбатских ворот, а у выхода к стене Белого города улицы Знаменки. С 1620 на её восточной стороне известна церковь Святого Тихона Амафунтского (с 1689 каменная, перестроена после 1812, снесена в 1933). В середине XVIII в. рядом с церковью находилась большая усадьба канцлера Г.И. Головкина. В конце 1770-х гг. для «урегулирования» площади часть застройки была снесена вместе с остатками стены Белого города (башня Арбатских ворот, где была часовня, разобрана в 1792). Таким образом, небольшая реконструированная Арбатская площадь находилась у схождения Арбата с Поварской улицей, между улицами Знаменкой и Воздвиженкой; церковь Тихона с обширным погостом окружали мелкие дома причта. В 1808 на площади со стороны Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара построили деревянное здание казённого Арбатского театра. После 1812 Арбатская площадь расширилась за счёт снесённой церкви Саввы Освященного и дворов её причта (улица Знаменка, 20); застройка в основном сменилась каменной. В середине XIX в. напротив Малого Афанасьевского переулка был устроен водоразборный бассейн; в 1880-х гг. по площади прошла конка, в начале XX в. - трамвай. В 1909 на Пречистенском бульваре близ Арбатской площади был установлен памятник Н.В. Гоголю. В 1932 построено здание для издавна существовавшего здесь Арбатского рынка, а у входа в него - наземный павильон станции метро «Арбатская» Филёвской линии. Здание рынка в 1941 было разрушено бомбой. В 1962 Арбатская площадь реконструирована: на площади остались фактически два здания - д. 1 (1883, архитектор С.С. Эйбушитц) и вестибюль станции метро; в 1997 построена церковь Бориса и Глеба в формах, восходящих к одноименному храму XVIII в. (архитектор К.И. Бланк). На Арбатскую площадь выходят Малый Афанасьевский переулок, улицы Арбат и Знаменка.

И.Л. Давыдова.

«Арбатская»

1) станция метро Филёвской линии. Открыта в 1935. Архитектор Л.С. Теплицкий. Наземный вестибюль расположен на Арбатской площади, сообщается со станционным залом лестницей. Вестибюль в плане выполнен в виде пятиконечной звезды. В отделке станционного зала использованы жёлтый мрамор, белая и серая керамическая плитка. Пол выложен красной метлахской плиткой.

2) Станция метро Арбатско-Покровской линии. Открыта в 1953. Архитекторы Л.М. Поляков, В.В. Пелевин, Ю.П. Зенкевич. Вестибюль встроен в административное здание (улица Воздвиженка), соединён эскалаторами со станционным залом, противоположный конец которого также эскалаторами соединён с подземным вестибюлем станции «Александровский сад». Через этот вестибюль можно перейти на станцию «Библиотека имени Ленина». В оформлении станционного зала использованы красный мрамор, белая и чёрная глазурованная плитка. Пилоны и потолок украшены букетами из керамики.

Арбатские ворота

Площадь Арбатские ворота.

Площадь Арбатские ворота.

Москва.

Арба́тские воро́та площадь (до 1993 часть Арбатской площади), между Арбатской площадью и Никитским бульваром. Как площадь образовалась в конце XVIII в. после разборки стены Белого города; ранее на этой территории, между продолжением Калашного переулка («колено» Воздвиженки) и проездом под стеной Белого города, стояла церковь Бориса и Глеба, окружённая дворами (упоминается в 1483, с 1527 — каменная, построена заново в 1761—64, архитектор К.И. Бланк, снесена в 1930). По западной части площади протекал ручей Черторый, заключённый в трубу в 1870-х гг. В 1770-х гг. на углу площади и улицы Воздвиженки находился двор камер-юнкера В.С. Васильчикова; напротив церкви, на углу Воздвиженки, была большая усадьба княгини М.А. Голицыной. Снос ветхих строений повысил градостроительную роль Борисоглебской церкви в северной части площади, оказавшейся «на островке». В начале XIX в. в начале Никитского бульвара было построено здание гостиницы. После пожара 1812 деревянная застройка площади сменилась каменной, а площадь (включая современную Арбатскую площадь) стала одной из самых обширных на Бульварном кольце. В 1872 в доме Фирсановой на углу Арбата (конец XVIII в., перестройка — 1824) открылся трактир «Прага» (перестроен для ресторана в 1902, архитектор Л.Н. Кекушев; реконструирован в 1954). Напротив «Праги» А.А. Ханжонков открыл «электротеатр» (1909, архитектор Н.Н. Благовещенский; перестроен в 1912—13, архитектор Ф.О. Шехтель; ныне кинотеатр «Художественный»). В 1944 слева от кинотеатра, на месте дома, разрушенного бомбой в годы Великой Отечественной войны, был разбит сквер. В 1930-х гг. площадь расчищена от строений и заасфальтирована; в 1964 под ней сооружён транспортный тоннель. Не оформленная архитектурно площадь выглядит утилитарным транспортным проездом. На Арбатские ворота выходят улицы Воздвиженка и Новый Арбат.

И.Л. Давыдова.

Арбатский театр

Арба́тский теа́тр Новый Императорский Арбатский театр, в 1808—12 театр, находившийся на Арбатской площади. Здание — архитектора К.И. Росси, сценическое устройство и машинерия — механика-машиниста Борнье. Открылся 13 апреля 1808 драматическим прологом «Боян, древний песнопевец славян» С.Н. Глинки. В Арбатском театре играли две драматические труппы — русская (в неё входили актёры Петровского театра, сгоревшего в 1805) и французская. Ставились также балетные спектакли. На сцене Арбатского театра в 1811 произошла знаменитая «дуэль» двух трагических актрис: француженки Жорж и русской Е.С. Семёновой, приехавших на гастроли в Москву и выступивших в одних и тех же ролях: Аменаиды и Меропы («Танкред» и «Меропа» Вольтера), Гермионы («Андромаха» Ж. Расина). Здание Арбатского театра сгорело во время московского пожара 1812.

И.Р.

«Аргонавты»

«Аргона́вты» литературный кружок московских символистов («младосимволистов») в 1903 - 1907.

Аргуновы

Аргуно́вы семья художников и архитекторов, крепостные графов Шереметевых. Работали в Москве и подмосковных имениях Шереметевых (Кусково, Останкино и др.), а также в Петербурге. Фёдор Леонтьевич (1716—54), живописец. Иван Петрович (1729 — 1802), живописец, один из родоначальников камерного портрета в русском искусстве (портреты К.А. и Х.М. Хрипуновых — оба 1757, в Останкинском дворце-музее; «Неизвестная в русском костюме», 1784, ГТГ). Фёдор Семёнович (около 1732 — около 1768), архитектор. Жил в Петербурге. Автор проекта кухонного флигеля (1755), «Грота» (1755 — 1775), «Оранжереи» (предположительно, 1761—62) и других построек в стиле барокко в усадьбе Кусково. Павел Иванович (около 1768—1806), архитектор. Сын И.П. Аргунова. С 1793 возглавлял строительство дворца в усадьбе Останкино, автор ряда его интерьеров. Николай Иванович (1771 — после 1829), живописец, академик петербургской Академии художеств (1818). Сын И.П. Аргунова. Произведения: классицистические портреты Т.В. Гранатовой (1789), П.И. Жемчуговой в красной шали (1802—03) — оба в Музее керамики в Кусково. Яков Иванович (1784 — после 1835), рисовальщик и живописец. Именем Аргуновых в 1966 названа улица (Аргуновская улица, бывший 1-й Останкинский пр.).

Литература: Селинова Т.А., И.П. Аргунов, М., 1973; Шарандак Н.П., И. Аргунов, Л., 1977.

Аристов Фёдор Фёдорович

А́ристов Фёдор Фёдорович (1888, Варнавин Костромской губернии — 1932, Москва), историк, этнограф, географ, литературовед, переводчик. Из дворян; сын профессора медицины Ф.И. Аристова. Окончил 1-й кадетский корпус, экономическое отделение Московского коммерческого института и (в 1913) историко-филологический факультет Московского университета. Со студенческих лет занимался изучением истории Карпатской Руси; стал зачинателем нового научного направления — карпатоведения. Один из организаторов и председатель (1908) студенческого общества «Славия», секретарь всеславянского общества «Славия». Участвовал в работе «Галицко-русского общества», «Славянского общества» и др. С 1907 собирал коллекцию, ставшую основой созданного им в Москве Карпато-русского музея (свыше 100 тыс. экспонатов); всё собрание погибло в 1918. С 1913 сотрудничал в журнале «Русский архив». После начала первой мировой войны ушёл добровольцем на фронт. В октябре 1916 окончил Александровское военное училище, оставлен при училище курсовым офицером. Приступил к изданию многотомной «Библиотеки карпато-русских писателей» (в 1915 вышел первый том). Работал над трехтомной книгой «Карпато-русские писатели» (первый том вышел в 1916; в 1977 переиздан в США). В 1918—22 на преподавательской работе в Тифлисе, Поти и Феодосии. С 1922 в Москве. Профессор МГУ, работал также в Институтах востоковедения, журналистики и др. Подвергался репрессиям. Жил в д. 26 по Трубниковскому переулку. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Аристова Т.Ф., Ваврик В.Р., Ф.Ф. Аристов. 1888—1932, в сборнике «Краткие сообщения Института славяноведения», 1959, в. 27; Аристова Т.Ф., Ф.Ф. Аристов, «Народы Азии и Африки», 1985, № 1; её же, Создатель Карпато-русского музея, «Мир музея», 1995, № 6.

Т.Ф. Аристова.

Арманд Давид Львович

Арма́нд Давид Львович (1905, Москва - 1976, там же), физикогеограф, один из создателей научного направления геофизика ландшафтов, доктор географических наук (1957), профессор (1963). Родился в семье предпринимателей-фабрикантов. Окончил Московский электромашиностроительный институт (1927) и МГУ (1940). В 1930-35 работал на заводе «Динамо»; с 1940 - в Институте географии АН СССР. Автор книг «Нам и внукам» (1964; одна из первых в СССР по охране природы) и «Наука о ландшафте» (1975). Арманд владел 5 европейскими языками и эсперанто, проблемам которого посвящены его лингвистические статьи. Член Союза писателей (с 1940), автор книг для детей и юношества. Согласно завещанию Арманда, его прах (как и прах его жены) развеян над Москвой.

Армянский переулок

Армя́нский переу́лок между улицей Маросейкой и Кривоколенным переулком. В XVII в. назывался Никольским, Столповским (по церкви Николая Чудотворца что у Столпа) или Артамоновским (по имени владельца одного из дворов Артамона Матвеева). Название «Армянский переулок» закрепилось в XVIII в. от находившейся здесь армянской колонии (армянские купцы селились в этом районе ещё в XVI в.). Церковь Николая Чудотворца (1669, архитектор Иван Козмин), на углу с Малым Златоустинским переулком, один из лучших памятников на московском посаде, была снесена в 1935, на её месте построено здание педагогического училища (на фасаде в 1967 помещены три мраморные доски в память о формировании здесь в 1941 истребительного батальона и полка народного ополчения Куйбышевского района Москвы, а также в память воинов Московского народного ополчения; статью народное ополчение (в Великой Отечественной войне)). Вблизи церкви находились усадьбы придворной знати. Обширная усадьба Милославских, возможно, располагалась по обе стороны Сверчкова переулка (д. 3 - палаты конца XVII - начала XVIII вв., построенные, очевидно, при следующих владельцах участка - Протопоповых; д. 11 - палаты, включённые в построенный М.Ф. Казаковым в 1790-е гг. главный дом усадьбы И.С. Гагарина). В 1810 д. 11 перешёл к Е.Л. Тютчевой - матери поэта Ф.И. Тютчева; в 1831 продан Попечительству о бедных духовного звания, разместившему здесь Горихвостовскую богадельню (в 1920-е гг. - Дом соцобеспечения имени Н.А. Некрасова). Милославским, вероятно, принадлежали и палаты на участке № 2, владельцем которого в начале XVIII в. был хозяин железоделательных заводов В.П. Меллер (постановка палат в глубине участка под углом к Армянскому переулку объясняется наличием здесь застроенного впоследствии переулка, который тянулся от Армянского переулка к Златоустовскому монастырю, куда и выходил фасад здания). На месте д. 9 (1874, архитектор А.Е. Вебер) в XVII в. стоял дом боярина А.С. Матвеева, над могилой которого у церкви Николая Чудотворца Н.П. Румянцев, владевший д. 17 на Маросейке, устроил мавзолей (1821, архитектор А.Ф. Элькинский; снесён в 1935). В 1758 южную часть современного участка № 2 приобрёл Л.Н. Лазарев (Лазарян); комплекс усадьбы перестраивался вплоть до 1840-х гг., вобрав в себя в 1828 северную часть владения, где разместилось вначале училище для детей бедных армян, затем - Лазаревский институт восточных языков (1848; ныне посольство Республики Армении). В 1859 во дворе установлен обелиск с четырьмя мраморными барельефными портретами основателей и попечителей института - членов семейства Лазаревых. На средства Лазаревых была построена армянская церковь Воздвижения Креста Господня (1779-81, архитектор Ю.М. Фельтен; снесена в 1930-х гг., на её месте - школьное здание). В конце XIX - начале XX вв. в Армянском переулке построены доходные дома: д. 1 (1901 - 1905, архитекторы П.К. Микини, В.А. Властов) на бывшем участке графа А.Ф. Санти; д. 7 (1899, архитектор А.В. Иванов), где жил физик П.Н. Лебедев.

И.Л. Давыдова.

Армянское кладбище

Армянское кладбище.

Армянское кладбище.

Москва.

Армя́нское кла́дбище в северо-западной части Москвы, на Пресне (улица Сергея Макеева, 12), напротив Ваганьковского кладбища (ныне его филиал). Основано в конце XVIII в. по ходатайству армянской общины (отсюда название). Хоронили главным образом армянских купцов и ремесленников. В 1815 построена церковь Воскресения. На Армянском кладбище — могилы братьев Ивана и Иоакима Лазаревых, основателей Лазаревского института восточных языков, поэта и педагога С.С. Шахазиза, юриста Г.А. Джаншиева. Над братской могилой воинов, погибших в Великую Отечественную войну и умерших в московских госпиталях, сооружён мемориал. На Армянском кладбище похоронены: Герои Советского Союза — Г.А. Туржанский и И.И. Дондыш, учёные — Л.К. Рамзин, Н.А. Прилежаев, скульптор М.Д. Рындзюнская, писатель А.П. Платонов и др.

Арсенал

Арсенал в Кремле.

Арсенал в Кремле.

Москва.

Арсена́л в Кремле, здание для хранения оружия, снаряжения и трофеев русской армии. Построено по распоряжению Петра I в 1702—36 (архитекторы М. Чоглоков, И. Салтанов, М. Ремезов, Д. Иванов, Х. Конрад, Я.И. Шумахер) на месте сгоревших построек Житного двора (хлебных амбаров). Трапециевидное в плане, двухэтажное здание с внутренним двором и двумя въездами оформлено монументальными порталами. Арсенал неоднократно перестраивался. В 1812 часть здания между Никольской и Арсенальной Угловой башнями взорвана отступавшими французами; после восстановления (1816—28) приобрело современный классицистический облик, в котором выделяются сдвоенные оконные проёмы с глубокими наружными откосами. В середине XIX в. вдоль стены Арсенала выставлены 875 пушек, отбитых русскими войсками у армии Наполеона (в том числе французских — 365, австрийских — 189, прусских — 123, неаполитанских — 40, баварских — 34, итальянских — 70, голландских — 22). В 1960 вдоль южной стены размещены русские пушки XVI—XVII вв. на лафетах XIX в. У южных ворот — мемориальные доски: в память солдат воинской команды Арсенала, расстрелянных юнкерами в октябре 1917 после взятия Кремля, и воинов гарнизона Кремля, погибших при защите Москвы и Кремля от налётов немецко-фашистской авиации в годы Великой Отечественной войны.

Арсенальная Угловая башня

Угловая Арсенальная башня Кремля.

Угловая Арсенальная башня Кремля.

Москва.

Арсена́льная Углова́я ба́шня башня Кремля. Построена в 1492 итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари; завершала линию обороны Кремля со стороны Красной площади. До начала XVIII в. называлась Собакина башня (по примыкавшему со стороны Кремля двору боярина Собакина). Современное название получила после постройки Арсенала. В плане 18 граней, толщина стен около 4 м, высота более 60 м, имела 4 боевых яруса, на верхней площадке — бойницы навесного боя (машикули). В подвале сохранился тайник-колодец. В 1686 увенчана шатром. В 1707 в связи с угрозой нападения шведов бойницы были растёсаны для установки тяжёлых пушек. В 1812 при отступлении французов пострадала от взрыва, восстановлена в 1816—19 архитектором О.И. Бове. Реставрирована в 1946—50 и 1975—76.

Артамонов Алексей Алексеевич

Артамо́нов Алексей Алексеевич (1916, деревня Шайтанка Екатеринбургской губернии - 1941), лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1942, посмертно), лейтенант. Окончил школу ФЗУ в Кунцеве, работал слесарем. В Великую Отечественную войну участник воздушных боёв под Москвой. 30 июля 1941 в воздушном бою на Юго-Западном фронте тараном уничтожил самолёт противника и погиб. В 1961 именем Артамонова названа улица в Москве (в Кунцеве).

Предыдущая страница Следующая страница