Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДОМ"-"ДОР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДОМ"-"ДОР")

Дом Палибина

Дом Пали́бина (улица Бурденко, 23), памятник архитектуры эпохи ампира. Небольшой (5 окон по главному фасаду) одноэтажный с мезонином дом — один из немногих сохранившихся образцов послепожарной (1812) застройки Москвы. Построен в 1818 для коллежского советника Г.А. Палибина. Оригинальность архитектурного образа дома Палибина — в сочетании интимной уютности с представительностью, сказавшейся в выделении центральной оси фасада своеобразным 2-пилястровым портиком, в размещении в тимпане мезонина крупного «венецианского» полукруглого окна, в разделке фасадной плоскости «под руст» и обильном применении лепного орнамента. В 1848 сделана двухэтажная пристройка со стороны двора. В доме сохранились подлинные ампирные обои, имитирующие декоративные стенные росписи.

М.А.

Дом Пашкова

Дом Пашкова в начале XIX в.

Дом Пашкова в начале XIX в.

Москва.

Дом Пашко́ва (в московском разговорном обиходе Пашков дом) (Моховая улица, 20), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1784—88 для П.Е. Пашкова, приписывается архитектору В.И. Баженову. Здание-дворец, венчающее Ваганьковский холм, ориентировано своим торжественно развёрнутым фасадом на Боровицкую башню Кремля. Играет важнейшую роль в формировании городского ансамбля и силуэта центральной части Москвы, определяет масштаб застройки и облик Моховой улицы, улицы Знаменки и Староваганьковского переулка, между которыми расположилась эта бывшая городская усадьба. Садовый фасад дворца, обращённый в сторону Моховой улицы (на склоне холма существовал террасный сад, уничтоженный в 1930-х гг.) и эффектно развёрнутый вдоль кромки холма, получил значение главного. В основе его композиции — выразительное по своей гармонической соразмерности и чёткой ритмике сочетание центрального, крупного корпуса и симметричных, более стройных и низких боковых флигелей. Их монументальным постаментом служит высокий, прорезанный арками рустованный цоколь, который соединяет корпуса между собой галереями-переходами. Венчающий дворец стройный бельведер подчёркивает центральная ось и выразительное ступенчатое нарастание объёмов. Особую нарядность, живописную пластичность дому Пашкова придаёт классицистический декор — расположенный в центре четырёхколонный портик ионического ордера соотносится с увенчанными фронтонами портиками боковых флигелей. Плоскость стен украшает тонко проработанный архитектурный декор, заполняющий поле фронтонов, фриз венчающей части; с особым пластическим изяществом выполнены капители колонн и пилястр, обрамления окон, карнизы на модульонах. Со стороны Староваганьковского переулка пространство парадного двора образовано вытянутыми боковыми флигелями; расположенный в его глубине фасад дворца выглядит более камерным, хотя также отличается большой торжественностью и монументальностью: его центр пластически выделен ризалитом со стройным портиком из 4 каннелированных колонн коринфского ордера, он имеет рустованный нижний этаж и украшен изысканным архитектурным декором. Въезд на территории двора обрамляет величественная арка, выделяющаяся на фоне более просто и скромно оформленных фасадов боковых флигелей, выходящих на красную линию улицы. На территории двора — церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове.

Со стороны улицы Знаменки сохранился фрагмент кованой решётки, некогда окружавшей террасный парк усадьбы с извилистыми дорожками, гротами, статуями, фонтаном и вольерами с редкими птицами.

В 1812 здание сильно пострадало от пожара, восстанавливалось в формах, близких к первоначальным. В 1839 от наследников Пашкова перешёл в казну, с 1861 в нём разместили Румянцевский музей и библиотеку; в 1911—12 со стороны двора пристроено симметричное южным служебным постройкам северное крыло, в 1913—15 в интерьере главного корпуса был устроен новый большой двухсветный зал, служивший читальным залом Румянцевской библиотеки (ныне Российская государственная библиотека).

Дом Пашкова.

Дом Пашкова.

Москва.

Дом Перцовой

Дом З. А. Перцовой.

Дом З. А. Перцовой.

Москва.

Дом Перцо́вой доходный дом З.А. Перцовой (Соймоновский проезд, 1). Один из наиболее причудливых по силуэту и живописному декору московских домов начала XX в. Выстроен в 1905—07 Н.К. Жуковым по эскизам С.В. Малютина, включал квартиры, а также мастерские художников в верхней, мансардной части здания. Массивный блок дома Перцовой, оформивший угол Пречистенской набережной и Соймоновского проезда, образован прямоугольным корпусом и примыкающим под острым углом боковым крылом по Лесному переулку; в композиции здания этот угол оформлен наиболее выразительно при помощи высокой щипцовой кровли, углового балкона-эркера и венчающей его остроконечной шатровой башенки. Несмотря на разнообразие и усложнённость форм, здание отличается пластическим единством и отражает характерное для стиля модерн стремление к художественному синтезу архитектуры и форм изобразительного и прикладного искусства. В композиции фасадов живописная асимметрия расположения окон, балконов, башнеобразных возвышений кровли разнообразит монотонные членения многоквартирного дома, в оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры. Особое внимание уделено проработке архитектурного декора, скульптурным формам, многоцветным майоликовым деталям и панно, занимающим значительные плоскости фасада; их густые зелёные, жёлтые, синие тона в сочетании с тёмно-красным цветом кирпичной облицовки придают зданию несколько сумрачный, фантастический облик. Декор фасадов «населён» причудливыми мифологическими существами, сказочными животными и растениями. Первоначально парадные помещения в квартире хозяев украшали деревянная резьба и росписи. Сохранились резные украшения наружных дверей, лестничных перил и дверей квартир, убранство парадной лестницы.

«Дом песни»

Музыкально-просветительская организация, созданная певицей М.А. Олениной-д'Альгейм (1908) для популяризации камерной вокальной музыки. Ведущее место в концертных программах отводилось русской музыке, особенно песням М.П. Мусоргского. За время существования «Дома песни» Оленина-д'Альгейм спела в концертах около 600 романсов и песен - народных и авторских. В концертах участвовала также певица А. Стенбок и др., в качестве аккомпаниаторов выступали А.Б. Гольденвейзер, Л.Э. Конюс, П.А. Ламм, Н.К. Метнер, А.А. Оленин. В лекциях и беседах, сопровождавших концерты, принимали участие поэты В.Я. Брюсов, Андрей Белый. Кроме Москвы, концерты проводились также в других городах России, в Париже и Лондоне. В 1908-16 «Дом песни» провёл 7 поэтических и музыкальных конкурсов (с участием зарубежных композиторов). «Дом песни» издавал газету, бюллетени, брошюры с аннотациями и текстами исполнявшихся в концертах песен; проводил занятия с певцами. В 1912 учреждено общество «Дом песни», целью которого были изучение поэзии и музыки и подготовка исполнителей. К 1917 общество включало свыше 1 тыс. членов в Москве и Петрограде. В 1918 «Дом песни» прекратил существование.

О.В. Фраёнова.

«Дом полярника»

«Дом полярника» (Никитский бульвар, 9). Возведён в 1936-37 (по проекту Е.Л. Иохелеса) как жилой дом для сотрудников Главсевморпути. Крупный объём с сильно повышенной средней частью выдержан в формах, свойственных неоренессансному течению в русской архитектуре, восходящему к 1910-м гг. Глубокие лоджии, далеко вынесенный карниз на кронштейнах, использование орнаментальных росписей в декоре фасадов придают постройке неожиданную для её габаритов лёгкость. В композицию включён двухэтажный дом, построенный в 1901, что создаёт живую асимметрию фасада. Здание естественно вписывается в панораму бульвара, формами и габаритами поддерживая строй доходных домов начала XX в. В «Доме полярника» жили пионеры освоения Арктики М.П. Белоусов, Н.Н. Зубов, А.В. Ляпидевский (мемориальная доска) и др.

Дом Пороховщикова

Дом Пороховщико́ва (Староконюшенный переулок, 36). Одноэтажный деревянный особняк в «русском стиле», выстроен в 1872 по проекту, удостоенному в 1873 премии на Всемирной выставке в Вене за удачную попытку синтезировать формы национального зодчества. Автор проекта архитектор А.Л. Гун активно использовал деревянные резные узорные наличники, карнизы и подзоры, придающие зданию живописный, нарядный облик. Несмотря на камерные масштабы, дом отличается внушительностью, сложен из мощных брёвен, сочетает чёткие крупные объёмы, в соответствии с которыми укрупнён и рисунок резного декора.

М.В. Нащокина.

Дом Протковой

Дом Про́тковой (Садовая-Кудринская улица, 15), жилой дом, некогда входивший в небольшую усадьбу М.Я. Протковой за Земляным валом, уникальный памятник деревянной архитектуры в стиле классицизма. Построен около 1809, уцелел во время пожара 1812. Одноэтажное с антресолями здание в 1841 было частично переделано в стиле ампир по проекту О.И. Бове, украсившего главный фасад дорическим портиком и лепниной. Внутри сохранилась первоначальная анфиладная планировка, уцелели классицистическая лепнина потолков, двери, печи, карнизы, колонны.

М.Н.

Дом Разумовского

Дом А. К. Разумовского.

Дом А. К. Разумовского.

Москва.

Дом Разумо́вского (Воздвиженка, 8), памятник архитектуры зрелого классицизма. Построен в 1790-х гг. для графа А. К. Разумовского, с 1799 принадлежал графу Н. П. Шереметеву. Располагается на углу улицы Воздвиженки и Романова переулка, представляет собой большой городской особняк с эффектно выделенной, увенчанной куполом угловой полуротондой. Боковые корпуса с совершенно одинаковыми симметричными и плоскими фасадами выдвинуты немного вперёд и пластически сопоставлены с объёмом полуротонды, поставленной на мощный арочный цоколь и окружённой просторной и стройной колоннадой тосканского ордера. Благодаря этому композиционному приёму здание, при всей строгости и рациональности его решения, приобретает выразительную живописную пластичность. В решении фасадов наряду с чёткими горизонталями и вертикалями архитектурных членений используется мотив полукруглого арочного проёма, с помощью которого подчёркиваются укрупнённый масштаб архитектурных деталей и монументальная массивность стен. Центральная часть каждого из фасадов выделена плоским ризалитом с тройным, разделённым пластичными колонками окном. После пожара 1812 здание утратило часть лепных деталей и приобрело черты, характерные для стиля ампир. В интерьере сохранилась планировка первого и второго этажей, в которой живописно группируются пространства круглого углового зала-вестибюля, примыкающих к нему полукруглых гостиных и скруглённого аванзала, заменивших традиционную парадную анфиладу и получивших более замкнутый, камерный характер.

Дом Разумовской

Дом Разумовской.

Дом Разумовской.

Москва.

Дом Разумо́вской (Маросейка, 2/15), главный дом обширной усадьбы, в состав которой входила земля упразднённой в 1777 церкви Покрова. Законченный в 1796 (автор неизвестен) дом относится к распространённому в период зрелого классицизма типу построек, оформлявших углы двух улиц. Здание создаёт своего рода парадный въезд на Маросейку. Основой композиции служит угловая ротонда с бельведером, к которой примыкают трёхэтажные крылья. Их декор отличается лаконизмом, подчёркивающим монументальность обнесённой колоннадой ротонды. В 1864 деталировка фасадов была частично изменена, в 1894 были перепланированы интерьеры, в первом этаже появились торговые помещения. В 1975 в доме устроен наземный вестибюль станции метро «Китай-город».

Дом российской армии

См. в статье Екатерининский институт.

Дом Рябушинского

Дом Рябушинского (Малая Никитская улица, 6/2), один из лучших памятников московского модерна, выстроенный в 1900-02 по проекту Ф.О. Шехтеля для С.П. Рябушинского. Особняк поставлен в глубине участка на углу двух улиц, на которые выходит красиво прорисованная ограда. Разновысотные объёмы сплавлены в асимметричную выразительную группу с мощной пластикой балконов и крыльца. На плоскостях фасадов эффектно выделяются графичные переплёты криволинейных окон. Широкий мозаичный фриз с изображением бледно-лиловых ирисов в сочетании с пастельными тонами глазурованной облицовки стен и окраски карнизов создают изысканную цветовую гамму. Функциональная оправданность внутренней планировки сочетается с характерной для модерна слитностью пространства, композиционным ядром которого служит холл парадной лестницы со скульптурным «текучим» ограждением. Сохранился уникальный комплекс убранства интерьеров: лепнина потолков, плавно соединённых со стенами, обшитыми деревянными панелями, резные двери и наличники, кованые светильники. В 1920-х гг. в особняке располагался детский сад СНК. С 1931 здесь жил М. Горький, ныне в здании - Мемориальный музей-квартира М. Горького. В ансамбль входит также служебный корпус, в 1942 переоборудованный под квартиру А.Н. Толстого (ныне его музей-квартира).

Литература: Марченков А.М., Чернухина В.Н., Кириченко Е.И., Улица Качалова, 6/2, М., 1990.

О.М. Замжицкая.

Дом Сытина

Дом Сытина (Сытинский переулок, д. 5), уникальное деревянное здание, сохранившееся от застройки Москвы до пожара 1812, памятник зрелого классицизма. Некогда составляло центр строгого и симметричного ансамбля небольшой усадьбы, выделившейся из владений А.П. Сытина. Построено по красной линии, с боковыми каменными флигелями и служебным корпусом. Стройный и цельный объём небольшого одноэтажного, на каменном цокольном этаже, главного дома вмещает анфиладу высоких зал по уличной стороне и антресоли над низкими задними комнатами. Плоскость главного фасада прорезают крупные окна парадных помещений, центр выделен неглубоким портиком из 4 тонких коринфских колонн, с фронтоном. Декоративную изысканность композиции придают тонко проработанные орнаментальные композиции в люнетах над окнами, выделяющими боковые оси здания, и лепные медальоны, несущие уже отпечаток стиля ампир.

Дом Талызина

Дом Талы́зина (улица Воздвиженка, 5). На месте выстроенного в 1773 (по другим сведениям — в 1787) дома генерал-поручика А.Ф. Талызина в XVII в. располагался двор боярина И.Б. Милославского, переданный в 1676 Аптекарскому приказу, где готовили лекарства и съестные припасы для царского двора и кормили «детей боярских государевых певчих». На красную линию улицы выходила только каменная стена с воротами; каменные службы располагались по западной и северной сторонам двора (в XIX в. часть построек объединила декоративная стенка, придавшая усадьбе симметричный характер); хорошо сохранилась трапезная с большой двустолпной палатой. Проект главного дома с флигелями разрабатывался одним из учеников мастерской М.Ф. Казакова. Фасад, оформленный пилястрами, первоначально имел более тонкую отделку в духе зрелого московского классицизма конца XVIII в. Перестройка здания после 1812, объединившая дом с флигелями, придала ему новый масштаб, усилив его массивную и почти официальную строгость. Новая парадная лестница с вестибюлем, выходившим на улицу, расширенная главная анфилада и богатая ампирная отделка интерьеров дополнили монументальный облик здания. Во второй половине XIX в. дом занимала Казённая палата, ныне — Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Т.М. Котельникова.

Дом Тарасова

Дом Г. А. Тарасова.

Дом Г. А. Тарасова.

Москва.

Дом Тара́сова (Спиридоновка, 30). Построен в 1909—12 для купца и мецената Г.А. Тарасова по проекту И.В. Жолтовского. Занимает угловой участок, и оба его уличных фасада копируют (с некоторыми изменениями) дворец Тьене во Флоренции. Укрупнённость ордерных форм, облицовка фасадов, имитирующая каменные блоки, тёмно-серый цвет придают зданию массивную монолитность. Протяжённый фасад по переулку был расчленён лоджией над широким, разделённым колоннами (утрачены) проездом во двор. Ракурсные виды двора сквозь проезд, широкое пространство самого двора, обстроенного пониженными корпусами с балюстрадой поверху, создают романтический контраст суровому внешнему облику здания. Главные помещения дома объединены в анфиладу. Потолки парадных залов, оформленные деревянными балками и карнизами, расписаны И.И. Нивинским, плафон и фриз большого зала — Е.Е. Лансере.

О.М. Замжицкая.

Дом Трубецких

Дом Трубецких.

Дом Трубецких.

Москва.

Дом Трубецки́х (Петровский переулок, 6). Первоначально — двухэтажный главный дом усадьбы Нарышкиных (в 1668 ею владел Ф.П. Нарышкин, дядя царицы Натальи Кирилловны); выстроен в конце XVII в., выделялся своим крупным масштабом и нарядностью декоративного убранства в стиле московского барокко, играл роль важного звена городской застройки в районе улиц Петровка и Большая Дмитровка. С 1738 усадьба принадлежала Трубецким, в 1816—33 в ней жил архитектор О.И. Бове, женатый на А.С. Трубецкой. Первоначально здание с сильно выступающими боковыми ризалитами имело на торцевых сторонах наружные лестницы с арочными крыльцами; когда дом был перестроен в последней четверти XVIII в. в стиле классицизма, на их месте возвели пристройки. Главный фасад по Трубецкому переулку и торцевой фасад по Петровскому переулку выделяются эффектным, разнообразным ритмом сложно сгруппированных полуколонн и плоских пилястр большого и малого ордера; центр главного фасада выделен мезонином с большим полукруглым остеклённым проёмом и тройным арочным окном главного этажа. Особую пластичность и декоративное изящество фасадам придают многочисленные барельефные лепные фризы, вставки и медальоны.

Дом учёных

Дом учёных (улица Пречистенка, 16). Открыт в 1922. Возглавляется выборным общественным органом - Советом. До 1937 в ведении Центральной комиссии по улучшению быта учёных (ЦЕКУБУ), затем АН СССР (ныне РАН). В Доме учёных проводятся сообщения о новейших достижениях науки и техники, встречи учёных с государственными и общественными деятелями, писателями; пропаганда научных знаний среди москвичей; литературные и музыкальные вечера, экскурсии. В основе здания - палаты XVIII в., имевшие П-образный план; пострадали при пожаре 1812, в XIX в. перестраивались. Здание принадлежало Архаровым, в 1830-х гг. - И.А. Нарышкину. В 1867 сооружена каменная пристройка. В 1908-10 для А.И. Коншиной архитектор А.О. Гунст значительно перестроил здание в духе неоклассицизма, придав его главному фасаду с фронтоном и 6 плоскими пилястрами ионического ордера чёткую и ясную соразмерность форм, воспроизвёл строгие формы московского ампира, «смягчив» их декоративной лепниной на фронтоне, фризе, в обрамлениях окон и простенках между пилястрами. Со стороны двора в структуру здания был встроен объём парадной столовой с остеклённым эркером и световым фонарём, с эффектной отделкой, в которой использованы белый мрамор, позолота и мозаики. Многие интерьеры здания были роскошно отделаны в различных исторических стилях. Парадный двор от Пречистенки отделила ограда и ворота; их каменные пилоны с венчающими фигурами лежащих львов также являются стилизацией в духе московского ампира. Со стороны Пречистенского переулка здание украшено барельефным панно в стиле модерн с изображением трёх граций. В 1932 Веснины в формах позднего конструктивизма пристроили новый объём с парадным входом и вестибюлем. Имеется зрительный зал на 750 мест, который используется как городской концертный зал.

М.В. Нащокина.

«Дом Ханжонкова»

«Дом Ханжо́нкова» Киновидеоцентр «Москва» (Триумфальная площадь, 2). В ноябре 1913 А.А. Ханжонков открыл на Триумфальной площади первый «электротеатр» своей фирмы «Ханжонков и Ко — "Пегас"»; была показана 2-часовая программа из картин, снятых фирмой в 1908—13; в конце кинопрограммы изумлённая публика увидела себя на экране в фильме «Торжество в Акционерном обществе». В 1920 — 1930-х гг., после национализации, кинотеатр несколько раз менял название: «Горн», «Межрабпом», «Москва». В середине 1950-х гг. над ним было надстроено многоэтажное административное здание. В 1991 кинотеатр получил статус Киновидеоцентра национальных кинематографий Союза кинематографистов («Дом Ханжонкова»). Киновидеоцентр проводит ежегодные фестивали «Кино и женщина», «Музыка в кино», «Ханжонковский фестиваль киноминиатюры», «Оскары»; организует показы фильмов отечественной и мировой классики кинематографа, проводит недели российского кино и свои тематические фестивали в городах России и других стран мира.

Дом Шереметева

Дом Шереме́тева (улица Воздвиженка, 6). Некогда главный дом большой усадьбы, включавшей также церковь Знамения на Шереметевом дворе. Усадьба в XVII в. была частью обширного Романова двора, принадлежавшего Н.И. Романову; с конца XVII в. ею владели Нарышкины, с середины XVIII в. — К.Г. Разумовский, с 1799 — Н.П. Шереметев. В основе дома Шереметева — одноэтажный каменный дворец начала XVIII в., перестроенный после 1760 и в 1778 в стиле раннего классицизма (возможно, по проекту французского архитектора Ш. де Вайи); центр здания выделен повышенным ризалитом, в котором устроен второй (жилой) этаж — мезонин. Декоративная отделка фасада отличается строгостью, изяществом, тонкой графикой линий; использованы детально проработанные классические карнизы, фризы, орнаментальные межэтажные тяги. Стройные формы центрального ризалита подчёркнуты пилястрами коринфского ордера и треугольным фронтоном. Боковые ризалиты декорированы парами ионических полуколонн и лучковыми фронтонами. К парадному подъезду, оформленному арочными проёмами, вели полукруглые пандусы. Дом располагался в глубине парадного двора, обращённого в сторону улицы Воздвиженки; от улицы его отделяла монументальная каменная ограда с колоннами (не сохранилась). В доме Шереметева размещались разные учреждения, в том числе Московская городская дума и Охотничий клуб.

Дом Штейнгеля

Дом Ште́йнгеля (Гагаринский переулок, 15). Выстроен в 1813—17, до 1819 принадлежал масону и декабристу В.И. Штейнгелю. Деревянный одноэтажный дом с антресолями — редкий, сохранившийся почти без изменений образец московского «послепожарного» ампира. Отличается гармоничными и простыми очертаниями, крупными членениями и чётким силуэтом, благодаря чему при небольших размерах приобрёл представительность и выразительно закрепил угол городского квартала при пересечении Гагаринского и Хрущёвского переулков. Имеет чрезвычайно характерное для ампира оформление фасадов, с рядом крупных прямоугольных окон в простых профилированных рамах, завершённых наверху тонко прорисованными дугами плоских архивольтов, с рельефной штукатуркой простенков под плоский руст. Со стороны Гагаринского переулка центр здания выделен ступенчатым аттиком и четырьмя поддерживающими его колоннами, которые соединены арками и украшены лепными медальонами с изображением грифонов. Над окнами центральной части и в верхней части междуоконных промежутков по главному фасаду также располагаются тонко проработанные лепные вставки и медальоны. Сохранилась первоначальная планировка парадной анфилады с угловым залом, гостиной и парадной спальней, частично — первоначальная отделка дверей, карнизов, подшивного потолка с росписью. В задних комнатах имеется резная дверь середины XIX в., прикрывающая потайную комнату.

Литература: Басманов А.Е., Особняк с потайной дверью, М., 1981.

Дом Щепочкиной

Дом Щепочкиной (Спасопесковский переулок, 6), один из наиболее камерных московских особняков в стиле ампир. Выстроен в 1820 на каменном фундаменте сгоревшего в 1812 здания. Деревянный одноэтажный дом с антресолями выходит на красную линию торцевой частью в пять окон. Характерно её пластическое украшение четырьмя стройными ионическими полуколоннами, соединёнными арками и увенчанными фронтоном; в образовавшихся люнетах арок над окнами помещены крупные лепные медальоны, что делает всю композицию особенно нарядной и законченной. К дому примыкают уникальные белокаменные ворота, по своим пропорциям и барочному декору относящиеся, вероятно, к середине XVIII в.

Дом Юшкова

Дом И. И. Юшкова в конце XIX в.

Дом И. И. Юшкова в конце XIX в.

Москва.

Дом Юшко́ва (Мясницкая улица, 21). Один из лучших памятников московского классицизма, построен В.И. Баженовым на рубеже 1780—90-х гг. Пластическую выразительность здания определяет объединение одинаковых по высоте и архитектуре боковых корпусов вынесенной на угол полуротондой с ионической колоннадой. Несмотря на переделки, дом Юшкова даёт представление о баженовской системе внутренней планировки — сложного сочетания разнообразных по форме (круглых, овальных и прямоугольных) помещений, создающих сильный пространственный эффект. Угловой полуротонде фасада соответствуют круглые залы, верхний из которых — двухсветный; аванзалам придана форма полуовалов, парадный вестибюль с лестницей имеет эллиптическую форму. Уличный фасад с нижним цокольным этажом отличается простотой и лаконизмом решения. Здание, вчерне выстроенное к 1805, долгое время оставалось не отделанным в верхних этажах. В связи с приспособлением его под Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1844 перестроено боковое крыло, выходящее в переулок. С 1918 в здании располагались Государственные свободные художественные мастерские, преобразованные в 1920 во Вхутемас (с 1927 Вхутеин). Во второй половине 1990-х гг. дом Юшкова отреставрирован и приспособлен для размещения в нём Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества.

М.В. Нащокина.

Дом И. И. Юшкова.

Дом И. И. Юшкова.

Москва.

Дома-коммуны

В 1918-24 бывшие доходные дома, которые передавались Моссоветом заводам и фабрикам для улучшения жилищных условий рабочих. Предприятия отвечали за содержание и сохранность домов-коммун. Первый дом-коммуна создан на Большой Садовой (д. 10); к 1921 их было свыше 450. Во второй половине 20-х - начале 30-х гг. дома-коммуны сооружались как многоэтажные здания (состоящие из одного или нескольких блоков, соединённых между собой) с минимальными по метражу комнатами и помещениями коммунального и культурно-бытового обслуживания (столовые, прачечные, детские сектора, клубы и пр.). В 1928-30 построены дома-коммуны по Хавско-Шаболовскому и Хавскому переулкам (архитекторы Г.Я. Вольфензон и Е. Волков; ныне улица Лестева, 18, государственные учреждения) и в 5-м Донском проезде (архитектор И.С. Николаев; ныне улица Орджоникидзе, 8/9, студенческое общежитие).

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе (д. 8/9), экспериментальное студенческое общежитие, построенное в 1929-30 в духе конструктивизма (архитектор И.С. Николаев). Характерный для организации домов-коммун принцип обобществлённого быта получил здесь наиболее последовательное и доведённое до крайности воплощение, сказавшееся в жёсткой, строго рациональной и унифицированной регламентации жизненных процессов. Подчёркнуто функциональная архитектура чётко организует жизненную среду, сводя к минимуму её индивидуальную, личную сферу. Здание включает два самостоятельных объёма: вытянутую на 200 м восьмиэтажную «пластину» с 1 тыс. двухместных, аскетически обставленных «спальных кабин», трёхэтажный корпус для дневного пребывания с вестибюлем, столовой, залами для занятий и связывающий их санитарный корпус с душевыми кабинами и раздевалкой, где каждый жилец обязан был принимать душ и переодеваться. Рациональная простота и ясность свойственны строгим и стройным наружным объёмам здания с повторяющимися горизонтальными полосами ленточного остекления и эффектно обыгранными завершениями фонарей верхнего света на крыше дневного корпуса, придающих его облику динамичность. В интерьерах господствует та же суровость и холодновато-ясная геометричность форм; чётко взаимосвязанные пространства формируют впечатляющую своей художественной лаконичностью, но психологически мало комфортную для повседневной жизни среду.

Домогацкий Владимир Николаевич

Домога́цкий Владимир Николаевич (1876, Одесса — 1939, Москва), скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). В Москве с 1892, учился на юридическом факультете Московского университета (1897—1902). Систематического художественного образования не получил, с 1895 брал частные уроки у С.М. Волнухина, в 1903—04 — у С.В. Иванова. Преподавал в СХПУ (1908—10); в 1918—19 заведовал Музеем образцов стекла и фарфора, в 1920 работал в Гуманитарном педагогическом институте при Наркомпросе, в 1921—31 — в ГАХН, с 1923 заведовал Отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи. Один из организаторов и первый председатель Общества русских скульпторов (1928). По плану монументальной пропаганды выполнил памятник Дж. Байрону (1919, гипс тонированный, высота 3,0 м, ГРМ). Создал галерею портретных образов современников (В.А. Ватагин, 1924, В.В. Вересаев, 1929, бронза, ГТГ). Домогацкий участвовал в конкурсах на лучшие памятники А.С. Пушкину и М. Горькому; разрабатывал проблематику современного мемориального памятника, глубоко раскрывая психологически-эмоциональную сторону образов (надгробия на Новодевичьем кладбище: А.И. Сумбатову-Южину, 1928, А. Родченко, 1930, А.В. Петрову-Сергееву, 1933). С 1937 профессор Московского института изобразительных искусств, декан скульптурного факультета. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где с 1913 жил и работал Домогацкий (Серебряный переулок, 4), — мемориальная доска.

Литература: Гусева С.П., Скульптор Домогацкий, М., 1972.

«Домодедово»

Аэропорт; см. в статье аэропорты.

«Домодедовская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Домоде́довская» станция метро Замоскворецкой линии. Открыта в 1985. Архитекторы Н.А. Алёшина, Н.К. Самойлова. Выходы по подземным переходам на Каширское шоссе, улица Генерала Белова, Ореховый бульвар. Станция колонного типа. Путевые стены облицованы серым полосатым мрамором, колонны из белого мрамора отделаны коричневым и чёрным гранитом. Оформление станции посвящено истории отечественной авиации. На путевых стенах — 2 панно из меди (3x5 м), изображающие летящие самолёты (художник М.Н. Алексеев).

Донское кладбище

Донское кладбище.

Донское кладбище.

Москва.

Донско́е кла́дбище (Донская площадь, 3), на юго-западе Москвы. Старое Донское кладбище возникло в конце XVI — начале XVII вв. на территории Донского монастыря (отсюда название). Сохранились могилы грузинских царевичей Давида, Матвея и Александра (конец XVII — начало XVIII вв.). Монастырский некрополь стал быстро развиваться после 1771, когда было запрещено хоронить покойников в городской черте. По количеству и художественным достоинствам надгробий кладбище Донского монастыря в Москве не имеет себе равных. Здесь встречаются барочные и классицистические белокаменные саркофаги XVIII—XIX вв., пирамиды и «жертвенники» (колонны, пересечённые кубом и несущие урну), кресты и скульптуры ангелов и плакальщиц (работы И.П. Мартоса, Ф.Г. Гордеева, И.П. Витали). На Донском кладбище похоронены многие русские государственные и общественные деятели (участники Отечественной войны 1812, декабристы М.М. Нарышкин, П.Н. Свистунов, В.П. Зубков, философ П.Я. Чаадаев, писатели М.М. Херасков, А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев, В.Ф. Одоевский, художник В.Г. Перов, учёные В.О. Ключевский и Н.Е. Жуковский, архитектор О.И. Бове и др.). В ансамбль некрополя входят и усыпальницы: тяжеловесная церковь Святого Иоанна Златоуста и Екатерины (1888—91, архитектор А. Венсан), построенная как усыпальница рода Первушиных в «византийском» стиле; классицистическая ротонда церкви Святого Александра Свирского (1796 — 1798) — усыпальницы графов Зубовых; небольшой храм Святого Михаила Архангела с усыпальницей Голицыных, перестроенный в 1806—09 из больничной церкви 1714 и получивший облик, характерный для классицизма; эклектическая церковь Святого Иоанна Лествичника (1898) — усыпальница Терещенко, воспроизводящая формы московского посадского храма XVII в. с 5 шатровыми главками; часовня-мавзолей Левченко (конец XIX в.) в неорусском стиле. В начале XX в. к югу от старого кладбища открыли новое с церковью Серафима Саровского и Анны Кашинской (1904—14, архитектор З.И. Иванов), в 1927 перестроенной в первый советский крематорий (архитектор Д.П. Осипов). На Новом Донском кладбище похоронены профессор С.А. Муромцев, академики В.В. Адоратский и А.В. Шубников, артист С.М. Михоэлс, Герой Советского Союза В.С. Матвеев. На братской могиле воинов, павших в Великой Отечественной войне и умерших в московских госпиталях, сооружён мемориал и в 1960 зажжён Вечный огонь Славы.

Литература: Некрополь Донского монастыря, М., 1986.

И.Л. Давыдова.

Донской Марк Семёнович

Донско́й Марк Семёнович (1901, Одесса — 1981, Москва), кинорежиссёр, сценарист, народный артист СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1971). Окончил правовое отделение Симферопольского университета (1925). С 1926 стал работать в кино, сначала в сценарном отделе, затем помощником режиссёра на 3-й Московской кинофабрике. Дебютировал как режиссёр в 1927 фильмом «В большом городе» (совместно с М.А. Авербахом). С наибольшей полнотой талант Донского раскрылся в его работе над трилогией о детстве и юности М. Горького, поставленной по мотивам автобиографических произведений писателя: «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) — за оба фильма Государственная премия СССР (1941), «Мои университеты» (1940). В годы Великой Отечественной войны поставил фильм «Радуга» (1944, Государственная премия СССР, 1946) и «Непокорённые» (1945). В 1947 снял ленту «Сельская учительница» (Государственная премия СССР, 1948). В 1950-х гг. вновь обратился к творчеству Горького, поставив фильмы «Мать» (1956) и «Фома Гордеев» (1959). Снял фильмы, посвященные матери В.И. Ленина: «Сердце матери» (1966; Государственная премия СССР, 1968) и «Верность матери» (1967). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме по улице Остужева (ныне Большой Козихинский переулок), 27, где в 1974—81 жил Донской, — мемориальная доска.

Литература: М. Донской. Сборник, сост. Л.И. Пажитнова, М., 1973.

Донской монастырь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дорогомилово

Дорогоми́лово местность на западе Москвы, на правом берегу Москвы-реки в её излучине. Соседствует на западе с Филями, на юго-западе с Потылихой. Название известно с XIII в. - по владельцу вотчины Ивану Дорогомилову. Первоначально Дорогомиловым называли местность на левом берегу Москвы-реки в районе улицы Плющиха. В конце XVI в. на правом берегу основана Дорогомиловская ямская слобода, куда переведены ямщики из Вязем. С тех пор название Дорогомилово закрепилось именно за этой территорией. В начале XVII в. в слободе построена деревянная церковь Богоявления, заменённая в XVIII в. на каменную, неоднократно перестраивавшуюся. В конце XVIII в. на месте брода сооружён деревянный Дорогомиловский мост; в 1861 заменён металлическим, изготовленным по проекту инженера В.К. Шпейера. В 1909-12 на его месте по проекту инженера Н.И. Осколкова и архитектора Р.И. Клейна возвели Бородинский мост. В 1812 через Дорогомилово вошла в Москву армия Наполеона. С постройкой в конце XIX в. линии Московско-Киевской железной дороги Дорогомилово застраивалось складами и пакгаузами. В 1893-1910 по проекту архитектора В.Е. Сретенского возведена новая Богоявленская церковь, вторая по величине в Москве. После 1917 она стала кафедральным собором; разрушена в середине 1930-х гг. В 1930-60 проведена реконструкция Дорогомилово, построено высотное здание гостиницы «Украина». В 1957 (по проекту инженеров М.С. Руденко, С.Я. Терёхина, М.С. Крючкова, С.С. Мейтарчиана и арх. К.Н. Яковлева, А.И. Сусорова) построен новый Калининский мост. Основные улицы: Кутузовский проспект, Большая Дорогомиловская, Киевская, Студенческая.

Доронин Иван Васильевич

Доронин Иван Васильевич (1903, село Каменки Самарской губернии - 1951, Москва), лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934), полковник. В 1920-30 служил на флоте, окончил Севастопольскую лётную школу (1925), с 1930 в полярной авиации. В 1934 участвовал в спасении челюскинцев, затем служил в лётно-испытательной части на авиационных заводах. С 1947 в отставке. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Доронина в 1964 названа улица (бывшая Нагорная) в Бабушкине.

Дорохов Иван Семёнович

До́рохов Иван Семёнович (1762 — 1815, Тула; похоронен в Верее), герой Отечественной войны 1812, генерал-лейтенант (1812). Командовал арьергардом 2-й Западной армии. В Бородинском сражении руководил атакой четырёх кавалерийских полков у деревни Семёновское. В сентябре 1812 назначен командиром отдельного партизанского отряда, освободившего Верею. Первым известил М.И. Кутузова о начавшемся отходе войск Наполеона из Москвы. Именем Дорохова в 1961 названа улица (улица Генерала Дорохова) в Кунцеве.

Дорошевич Влас Михайлович

Дороше́вич Влас Михайлович (1865, Москва — 1922, Петроград), журналист, публицист, театральный критик. Сын писательницы А.И. Соколовой и метранпажа московской типографии С. Соколова. В шестимесячном возрасте был брошен матерью, которая бежала за границу, спасаясь от ареста по политическим мотивам; усыновлён коллежским секретарем М.И. Дорошевичем. Спустя 10 лет Соколова добилась возвращения сына. Учился в нескольких московских гимназиях, откуда неоднократно исключался; гимназический курс завершил экстерном. Самостоятельную жизнь начал с 16 лет. Работал землекопом, грузчиком, корректором, актёром, давал частные уроки. Вёл богемный образ жизни, занимался мелкой литературной работой, которую начал в 1880-е гг. репортёром газеты «Московский листок». Составил сборники бытописательных рассказов и очерков «Московская стрекоза», «Погремушка» и др. (под псевдонимом Весёлый Москвич). В 1884 в московском журнале «Волна» (№ 8) опубликовал первый рассказ из театрального быта «Отомстила» за подписью Дядя Влас. С середины 1880-х гг. Дорошевич — постоянный сотрудник журналов «Будильник», «Развлечение» и др., автор «сценок», рассказов «с натуры», фельетонных обозрений («Картинки общественной жизни»). В эти годы познакомился с А.П. Чеховым. В 1889—92 работал в московских газетах «Новости дня» и «Московский листок», где вёл рубрики «Злобы дня» и «За день»; редактировал газету «Нижегородская почта» (филиал «Московского листка»); выступал с литературно-критическими статьями, полемизируя с критиком В.П. Бурениным из газеты «Новое время». В Москве прославился своими фельетонами и театральными рецензиями, которые отличались остроумием, афористичностью, ёмкими простыми предложениями, «короткой строкой». После путешествия на Дальний Восток (в 1903 в Москве опубликовал книгу очерков «Сахалин»), в Азию (Китай, Индия, Япония), на Ближний Восток и недолгой журналистской работы в Петербурге Дорошевич в 1902—17 по приглашению И.Д. Сытина возглавил московскую газету «Русское слово»; реформировал её по типу западноевропейских периодических изданий и превратил в одно из самых массовых изданий России. В период Революции 1905—07 Дорошевич — признанный «король фельетонов», создал наиболее радикальные критические произведения («Истинно русский Емельян», «Депутат III Думы» и др.), сатирические повести «Вихрь», «Премьер. Завтрашняя быль (Фантазия)».

Литература: Букчин С.В., Судьба фельетониста. Жизнь и творчество В. Дорошевича, Минск, 1975.

Е.А. Цурганова.

Предыдущая страница Следующая страница