Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДОС"-"ДЯД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДОС"-"ДЯД")

Достоевский Фёдор Михайлович

Флигель Мариинской больницы, в котором жил Ф. М. Достоевский.

Флигель Мариинской больницы, в котором жил Ф. М. Достоевский.

Москва.

Достое́вский Фёдор Михайлович (1821, Москва — 1881, Петербург), писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1877). Родился в Мариинской больнице для бедных, в которой его отец служил лекарем (Божедомка, ныне улица Достоевского, 2; в левом флигеле больницы — музей «Мемориальная квартира Ф.М. Достоевского»); здесь Достоевский провёл детские и отроческие годы. В 1828 отец Достоевского получил потомственное дворянство, в 1831 приобрёл село Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 — соседнюю деревню Чермошню (детские воспоминания о летних поездках туда нашли отражение в прозе и публицистике Достоевского). В 1833 отдан в полупансион Сушара (Н.И. Драшусова; Селезнёвская улица, здание не сохранилось; средний пансион Тушара в романе «Подросток»), осенью следующего года переведён в пансион Л.И. Чермака (Новая Басманная улица, здание не сохранилось). В этот период московской жизни Достоевский также бывал в доме А.Ф. Куманиной, старшей сестры матери (Старосадский переулок, 9), в доме в Малом Толстовском переулке, вблизи Смоленского рынка, где жил двоюродный дед Достоевского — В.М. Котельницкий, профессор фармакологии Московского университета. В мае 1837 Достоевский переехал в Петербург. В 1849 был арестован по делу петрашевцев, приговорён к смертной казни, заменённой каторгой (1850—54) с последующей службой рядовым. С 1859 жил в Твери, затем в Петербурге. В 1863—80 Достоевский неоднократно бывал в Москве; останавливался у сестры, В.М. Ивановой, во флигеле её дома (Старая Басманная улица, 21), а также в Люблине (предположительно, Летняя улица, 8) и гостинице «Европа» (Неглинная улица, 4). Бывал в так называемом редакторском доме (Страстной бульвар, 10), где посещал М.Н. Каткова, издателя журнала «Русский вестник», в котором были напечатаны романы Достоевского «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот»; встречался с А.А. Григорьевым, А.Н. Островским, А.Н. Майковым, Аксаковыми и другими московскими литераторами, а также книгопродавцами. 22 мая 1880 Достоевский как депутат от Славянского благотворительного общества приехал в Москву на открытие памятника А.С. Пушкину. 6 июня участвовал в церемонии открытия памятника и на литературном празднестве читал монолог Пимена из «Бориса Годунова». 8 июня на втором публичном заседании Общества любителей российской словесности произнёс свою знаменитую речь о Пушкине.

Впечатления от московской жизни, московские реалии, известные москвичи (например, доктор Ф.П. Гааз) вошли в романы «Братья Карамазовы», «Подросток», «Идиот», «Игрок» (здесь, в частности, в образе «бабуленьки» явно просматриваются черты А.Ф. Куманиной).

На доме, где родился Достоевский, — мемориальная доска, рядом памятник работы С.Д. Меркурова, перенесённый сюда в 1936 с Цветного бульвара, где был установлен в 1918. Имя Достоевского присвоено библиотеке № 8 (Чистопрудный бульвар, 23).

Литература: Нечаева В.С., В семье и усадьбе Достоевских, М., 1939; Кирпотин В.Я., Молодой Достоевский, М., 1947; Селезнев Ю.И., Достоевский, 3 изд., М., 1990.

Музей-квартира Ф. М. Достоевского.

Музей-квартира Ф. М. Достоевского.

Москва.

Доходный дом Афремова

Дохо́дный дом Афре́мова (Садовая-Спасская улица, 19). Выстроен архитектором О.О. Шишковским в 1904 для предпринимателя Ф.И. Афремова; первый в Москве восьмиэтажный дом, нередко именовавшийся в начале XX в. «небоскрёбом». В чёткой линейной прорисовке венчающих карнизов, декоративных деталей и металлических кронштейнов, в обработке суженных дверных проёмов, подчёркивающих вертикализм здания, хорошо заметны черты стиля модерн.

М.Н.

Доходный дом Исакова

Доходный дом Исакова.

Доходный дом Исакова.

Москва.

Дохо́дный дом Иса́кова (улица Пречистенка, 28). Выстроен в 1904—06 по проекту архитектора Л.Н. Кекушева и по окончании строительства приобретён петербургским купцом И.П. Исаковым. Асимметрия плана постройки определяется конфигурацией участка, максимально использованного архитектором. Уличная часть здания — пятиэтажная, дворовая — шестиэтажная. Фасадному декору в стиле модерн свойственна пластика основных вертикалей — боковых эркеров и балконов по центральной оси, на которой размещена также скульптурная группа верхнего этажа. Выразительность напряжённо-изогнутого карниза подчёркивалась характерной для сооружений Кекушева статуей на кровле (утрачена). Решётки балконов, кронштейны карниза и арабесковые оконные переплёты сообщают фасаду особую нарядность и одновременно некоторую дробность. Для каждой квартиры, рассчитанной на состоятельных жильцов, по индивидуальному рисунку был изготовлен многоцветный майоликовый камин.

Е.Е. Андреева.

Доходный дом Первого Российского страхового общества

Дохо́дный дом Пе́рвого Росси́йского страхово́го о́бщества (улица Большая Лубянка, 5). Выстроен в 1905—06 архитекторами Л.Н. Бенуа и А.И. Гунстом в стиле неоклассицизма. Комплекс крупномасштабных многоэтажных зданий возведён по периметру небольшого участка, первоначально занятого церковью Введения в Псковичах (снесена в 1930), с которой была взаимосвязана его главная планировочная ось. Стремясь создать целостный городской ансамбль, архитекторы сумели найти эффектное пространственное решение сложной по конфигурации постройки, состоящей из ряда соединённых друг с другом под углом корпусов. Композиция здания отличается строгой соразмерностью и единством, чёткой ритмикой и укрупнёнными членениями фасадов. В его центральной (угловой) части выделено пространство небольшого углублённого парадного двора, от которого в обе стороны расходятся боковые флигеля дома. Углы крайних корпусов, выходящих на Большую Лубянку и Кузнецкий мост, выделены в верхней, венчающей части монументальными ротондами с куполами. Строгие плоскости фасадов украшают тонко проработанные неоклассицистические лепные декоративные детали. Перед фасадом здания в 1924 (в этот период в нём размещался Наркомат иностранных дел) был установлен памятник В.В. Воровскому (скульптор М.И. Кац). После того как церковь Введения была разобрана, ансамбль утратил свой композиционный центр; образовавшееся свободное пространство приобрело характер небольшой площади.

Доходный дом Сокол

Дохо́дный дом Со́кол (Кузнецкий мост, 3), один из наиболее выразительных по своему облику многоквартирных жилых домов начала XX в., выполненных в стиле модерн. Выстроен в 1903 архитектором И.П. Машковым по заказу М.В. Сокол. В композиции и полихромной майоликовой отделке фасада проявилась ориентация на декоративное убранство гостиницы «Метрополь». Контрастом к строгому ритму фасадных пилонов выступают подвижные и пластичные формы аттика в верхней части здания, украшенного декоративным майоликовым панно с морским пейзажем (художник Н.Н. Сапунов). Изысканным разнообразием отличаются ритмично распределённые по фасаду отдельные мотивы декора: майоликовые вставки между окнами, сложные оконные рамы, витые металлические консоли балконов.

М.В. Нащокина.

Доходный дом Солодовникова

Доходный дом Г. Г. Солодовникова.

Доходный дом Г. Г. Солодовникова.

Москва.

Дохо́дный дом Солодо́вникова (улица Гиляровского, 61—65), многоквартирный комплекс, состоящий из двух домов. Выстроен на средства купца Г.Г. Солодовникова в 1906—08 Т.Я. Бардтом по проектам архитектора И.И. Рерберга (левое крыло, «дом для семейных») и М.М. Перетятковича (правое крыло, «дом для одиноких»), победившим в открытом конкурсе на возведение «дома дешёвых квартир для семейных и для одиноких». Крупный жилой комплекс состоит из двух корпусов-крыльев, образующих каре; выполнен в формах «неоготического» направления стиля модерн, отличается выразительным силуэтом островерхих кровель, контрастным сочетанием красных стен и белого штукатурного декора и общим «нордическим», суровым обликом (особенно правого крыла) при обилии мотивов средневековой западноевропейской архитектуры — высоких щипцов, башенок, окон-бойниц, декоративных деталей.

Т.К.

Доходный дом Строгановского училища

Доходный дом Строгановского училища.

Доходный дом Строгановского училища.

Москва.

Дохо́дный дом Стро́гановского училища (Мясницкая улица, 24/1). Выстроен по проекту Ф.О. Шехтеля в 1904—06 на территории, принадлежавшей Строгановскому художественно-промышленному училищу. Монументальный комплекс пятиэтажных зданий в стиле модерн, образующих большой городской квартал между Мясницкой улицей, Банковским и Кривоколенным переулками, с системой довольно узких внутренних дворов и проездов между плотно размещёнными боковыми корпусами представляет собой пример экономически рациональной застройки, при которой максимально используется площадь участка. Два нижних этажа отведены под магазины и конторские помещения, выше располагаются квартиры. Замыкающие периметр двора вытянутые в единую линию корпуса по Мясницкой улице и Банковскому переулку оформлены как один масштабный и протяжённый фасад с пластично скруглённым углом; в его организации большую роль играет чёткий ритм оконных проёмов — крупных в двух нижних этажах, более мелких в верхних, где их разделяют эффектно подчёркнутые тонкой графикой линий плоские вертикальные тяги. Строгость и одновременно особую изысканность облику парадных фасадов придаёт сочетание облицовочной плитки коричневато-серого тона и больших неярких майоликовых панно на уровне 3—5-го этажей с графически трактованными орнаментальными и пейзажными мотивами; панно были выполнены в мастерских Строгановского училища по рисунку Шехтеля.

М.В. Нащокина.

Доходный дом Троицкого подворья

Доходный дом Троицкого подворья (улица Ильинка, 5). Построен в 1874 по проекту архитектора П.П. Скоморошенко на территории бывших монастырских подворий в Китай-городе. Первый пятиэтажный дом в Москве, сыгравший значительную роль в формировании укрупнённого масштаба застройки Ильинки, оформлен монументальной угловой ротондой в классицистическом духе. Декор фасадов выполнен в «русском стиле». Один из ранних образцов получившего впоследствии в Москве большое распространение многоэтажного дома с нижними этажами, предназначенными для конторских помещений и магазинов; в верхних этажах размещалась гостиница.

Доходный дом Церкви Троицы на Грязех

Доходный дом Церкви Троицы на Грязех (Чистопрудный бульвар, 14). Дом в стиле модерн, выделяется декором фасадов, в котором свободно и органично перетолковываются мотивы резного каменного убранства древнего Дмитриевского собора во Владимире. Выстроен в 1908-09 по проекту Л. Кравецкого, декоративное оформление фасадов и интерьеров выполнено С.И. Вашковым. Первоначально был четырёхэтажным, отличался выразительным силуэтом с двумя шатровыми башнями. Нижний этаж трактован как цокольный, подъезды оформлены в виде перспективных порталов, угол здания выделен сильно увеличенными в размерах формами аркатурного фриза, плоскости стен второго - четвёртого этажей полностью покрыты терракотовыми барельефами, выполненными художественной артелью «Мурава»; они трактованы укрупнённо, в характерной для модерна стилизованной, несколько гротескной манере, но были прекрасно согласованы с масштабами здания. В 1945 дом был надстроен двумя верхними этажами, в результате был уничтожен верхний ряд барельефов и оказалось нарушенным композиционное единство замысла. В интерьере сохранились элементы декоративного убранства - решётки лестниц, двери, рельефы над ними, лепные украшения плафонов в квартирах. См. также Церковь Троицы на Грязех

М.В. Нащокина.

Доходный дом Щербатова

Доходный дом С. А. Щербатова.

Доходный дом С. А. Щербатова.

Москва.

Дохо́дный дом Щерба́това (Новинский бульвар, 11). Выстроен для князя С.А. Щербатова в 1911—13 в стиле неоклассицизма А.И. Таманяном, при участии скульпторов А.А. Кудинова, В.В. Кузнецова, художника И.И. Нивинского; представляет собой оригинальную попытку соединить собственно доходный дом и особняк владельца. Здание с парадным двором, в глубине которого располагается главный корпус, и флигелями, выходящими на линию улицы, повторяет в укрупнённом масштабе композицию типичной московской городской усадьбы в стиле ампир. Фасады флигелей монументально и строго оформлены четырьмя пилястрами большого ордера с антаблементом, выше которого помещено полукруглое окно. В главном пятиэтажном корпусе верхний ярус занимает особняк владельца, наружная декоративная отделка которого выделяется богатой пластикой и изяществом; колоннада коринфского ордера, выступающие по её сторонам портики и скруглённые углы подчёркивают относительную архитектурную самостоятельность этой части здания, придавая одновременно выразительность всему решению главного фасада.

М.В. Нащокина.

Драматический театр имени К.С. Станиславского

Драматический театр имени К. С. Станиславского.

Драматический театр имени К. С. Станиславского.

Москва.

Драмати́ческий теа́тр и́мени К.С. Станисла́вского (Тверская улица, 23). Создан в 1948 на базе Оперно-драматической студии К.С. Станиславского (основана в 1935 как экспериментальная лаборатория по разработке его системы; в 1943 преобразована в Оперно-драматический театр). В 1950—63 художественным руководителем был М.М. Яншин, стремившийся утверждать в своём театре традиции сценического искусства МХАТа. Вместе с ним спектакли ставили режиссёры А.Б. Аронов, Б.А. Львов-Анохин, С.И. Туманов. Среди спектаклей: «Дни Турбиных» М.А. Булгакова (1954), «Такая любовь» П. Когоута (1959), «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта (на музыку К. Вейля, 1963). Хороший актёрский ансамбль, высокая театральная культура, уровень которой постоянно поддерживал «мхатовец» Яншин, способствовали популярности театра у москвичей. Интерес к театру возрос, когда художественным руководителем был Львов-Анохин (1963—69). Строгий вкус в отборе репертуара, умение создать поэтичную атмосферу спектакля, тонкий психологизм в разработке характеров принесли успех его постановок: «Материнское поле» Ч. Айтматова (1964), «Палуба» (1963) и «Энциклопедисты» (1965) Л.Г. Зорина, «Антигона» (1966) и «Медея» (1967) Ж. Ануйя. Частая смена главных режиссёров в 1970-х гг., слабость художественного руководства, случайность репертуара привели театр к кризису. В 1977—78 главным режиссёром театра был А.А. Попов, пригласивший своих учеников — молодых режиссёров А.А. Васильева, Б.А. Морозова. Спектакли Васильева («Васса Железнова», первый вариант, 1978; «Взрослая дочь молодого человека» В.И. Славкина, 1979) и Морозова («Брысь, костлявая, брысь!» Р. Шальтяниса, 1978; «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1980) имели большой успех, став событием в театральной жизни Москвы. Позднее главными режиссёрами театра были А.Г. Товстоногов (1980—89), Р.Е. Козак (1991—92), В.В. Ланской (1993—1997), А.Н. Казанцев. Среди спектаклей театра 1980—90-х гг.: «Ной и его сыновья» Ю.Ч. Михайлова (Кима) (1985), «Дневник доктора Борменталя» (по «Собачьему сердцу» М.А. Булгакова, 1987), «Лысый брюнет» Д. Гинка (1991), «Томас Бекет» Ж. Ануйя (1993), «Женитьба» Н.В. Гоголя (1994), «Полковнику никто не пишет» Славкина (по роману Г. Гарсия Маркеса, 1995), «Хлестаков» по Гоголю (1996).

В труппу театра в разные годы входили: А.А. Глазырин, П.П. Глебов, Е.П. Леонов, Е.Я. Урбанский, Д. Ритенбергс, Е.С. Никищихина, Л.В. Савченко, А.Л. Филозов, Ю.С. Гребенщиков, Г.И. Бурков, Р.А. Быкова, Л.М. Сатановский, В.Б. Коренев, С.К. Шакуров, П.Н. Мамонов, Э.Г. Виторган, А.Д. Балтер, В.А. Стеклов и др.

Здание театра построено в 1870-х гг., капитально перестроено под клуб с меблированными комнатами в 1916 (архитектор П.В. Заболотский); до 1919 здесь размещался кинотеатр «Арс», с 1921 — Московский театр для детей Н. Сац, с 1936 — Московский театр юного зрителя.

Драматический театр на Малой Бронной

Драмати́ческий теа́тр на Ма́лой Бро́нной Открыт в 1946 на Спартаковской улице, 26 (с 1962 на Малой Бронной улице, 2). До 1968 Московский драматический театр, с 1968 современное название. В 1946—57 театром руководил С.А. Майоров. Основой репертуара была современная драматургия: «Депутат» («Профессор Полежаев») Л.Н. Рахманова (1947), «Поддубенские частушки» С.П. Антонова (1953), «Человек с портфелем» А.М. Файко (1956). В 1958—66 главным режиссёром театра был А.А. Гончаров. Он поставил «Вид с моста» А. Миллера (1959), «Закон зимовки» Б.Л. Горбатова (1960), «Визит дамы» Ф. Дюрренматта (1966) и др. В сезон 1966—67 из Театра имени Ленинского комсомола вместе с группой актёров сюда перешёл режиссёр А.В. Эфрос, превративший театр (в сотрудничестве с главным режиссёром с 1968 А.Л. Дунаевым) в один из интереснейших и наиболее посещаемых театров Москвы. Поставленные Эфросом спектакли «Три сестры» А.П. Чехова (1967), «Сказки Старого Арбата» А.Н. Арбузова, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1970), «Брат Алёша» В.С. Розова (по «Братьям Карамазовым» Ф.М. Достоевского, 1972), «Дон Жуан» Мольера (1973), «Женитьба» Н.В. Гоголя (1975), «Отелло» Шекспира (1976), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1977), «Дорога» (по «Мёртвым душам» Гоголя, 1980), «Наполеон I» Ф. Брукнера (1983), «Директор театра» И.М. Дворецкого (1984) стали этапными для театра и событиями в театральной жизни Москвы. Постановки Эфроса по классическим произведениям были пронизаны острым чувством современности, затрагивали общие проблемы бытия. Их отличал психологизм, тончайшая нюансировка в разработке характеров. В эти же годы Дунаевым были поставлены: «Лунин, или Смерть Жака» Э.С. Радзинского (1979), «Не от мира сего» (1972) и «Волки и овцы» (1982) А.Н. Островского. В 1984—87 художественным руководителем театра был Е.Н. Лазарев, в 1988—91 — В.М. Портнов. После 1991 театром руководила режиссёрская коллегия (Л.К. Дуров, С.В. Женовач — главный режиссёр с 1996). Среди работ 80-х — начала 90-х гг. спектакли: Лазарева — «Вы чьё, старичьё?» Б.Л. Васильева (1984); Дурова — «Оркестр» Ж. Ануйя (1985) и «Лес» А.Н. Островского (1992); Женовача — «Король Лир» У. Шекспира, «Мельник, колдун, обманщик и сват» А.О. Аблесимова (1992), «Бесстыжая» (по «Идиоту» Достоевского, 1995). В труппу театра в разные годы входили: Л.С. Броневой, Н.Н. Волков, В.И. Гафт, А.Д. Грачёв, А.И. Дмитриева, Дуров, А.С. Каменкова, Ю.В. Катин-Ярцев, М.М. Козаков, Л.Б. Круглый, Г.Я. Мартынюк, Г.Р. Сайфулин, В.Г. Смирнитский, О.М. Яковлева и др.

В основе театрального здания — комплекс построек XIX в., в 1890-х гг. принадлежавших М.С. Романову (кабак, студенческая столовая, комнаты Общества вспомоществования недостаточным студентам императорского Московского университета и др.) и известных среди московского студенчества под названием «Романовка». В 1894 одно из зданий было приспособлено под «публичный концертный зал» (архитектор И.И. Поздеев); с 1921 здесь работал Еврейский камерный театр, с 1951 — Театр сатиры.

«Древнерусский распев»

«Древнеру́сский распе́в» мужской хор (в составе 12 человек). Организован А.Т. Гринденко (художественный руководитель) в 1985 на основе хора семинарии Троице-Сергиевой лавры. Один из лучших коллективов, исполняющих древнерусскую музыку. В 1986—94 еженедельно принимал участие в богослужениях в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке (исполнение по древнерусским певческим чинам). Ежегодно выступает в Большом, Малом, Рахманиновском залах Московской консерватории и др. С хором выступают певцы А.Ф. Ведерников, Е.Е. Нестеренко, Л. Мкртчян и др. В репертуаре произведения древнерусского музыкального искусства. В 1995 на базе хора создан благотворительный фонд «Древний русский распев» для содействия музыковедам-медиевистам, а также хорам, стремящимся возродить богослужебную древнерусскую певческую культуру. Хор — постоянный участник Академии музыки «Русское передвижничество».

«Дрезденское сражение»

«Дре́зденское сраже́ние» ироническое название столкновения студентов Московского университета с полицией 12 октября 1861 у гостиницы «Дрезден» на Тверской площади (2/6; дом перестроен). Ему предшествовали студенческие сходки и волнения. В ночь с 11 на 12 октября полиция арестовала многих участников. Собравшиеся у здания университета утром 12 октября студенты, узнав об арестах, двинулись по Тверской улице и, подойдя к дому генерал-губернатора П.А. Тучкова, направили к нему четырёх депутатов с требованием освободить арестованных. Ожидавшие ответа студенты были окружены полицией и конными жандармами, разогнаны и избиты. Свыше 300 человек задержаны во дворе Тверской полицейской части, которая находилась здесь же на Тверской площади (здание не сохранилось, на его месте сквер), и на другой день освобождены. В 1862 четверо участников волнений были сосланы, 15 человек исключены из университета.

«Дружеское литературное общество»

«Дру́жеское литерату́рное о́бщество» объединение московских литераторов-единомышленников, сложившееся в конце XVIII — начале XIX вв. из воспитанников, позднее выпускников Московского университетского пансиона. Организатор — А.И. Тургенев. В 1797—1800 он возглавил в пансионе предромантический литературный кружок, оформившийся в 1801 как «Дружеское литературное общество»; в него входили В.А. Жуковский, поэт, переводчик, теоретик искусства А.Ф. Мерзляков, А.С. Кайсаров, Н.И. Гнедич, юрист, драматург и переводчик Н.Н. Сандунов, А.Ф. Воейков, в доме которого на Девичьем поле часто устраивались собрания общества, и др. Участники общества, обнаруживая общность тираноборческих и гражданственных устремлений, представляли довольно широкий спектр лит. пристрастий. Собрания «Дружеского литературного общества» посещали П.А. Вяземский, Ф.И. Тютчев, А.И. Полежаев, М.Ю. Лермонтов. В пансионском журнале «Утренняя заря» (первые годы XIX в.) начали печататься многие московские литераторы — воспитанники пансионов.

Литература: Истрин В.М., Младший тургеневский кружок и А.И. Тургенев, в книге: Архив братьев Тургеневых, в. 2, СПб., 1911; Лотман Ю.М., А.С. Кайсаров и литературно-общественная борьба его времени, «Ученые записки Тартуского университета», 1958, в. 63.

Г.В. Якушева.

Дружинин Николай Михайлович

Дружи́нин Николай Михайлович (1886, Курск — 1986, Москва), историк, академик АН СССР (1953). Родился в купеческой семье. После переезда семьи в Москву учился в 5-й классической гимназии. Окончил юридический (1911) и историко-филологический (1918) факультеты Московского университета. Участник революционных событий 1905 и 1917. В 1924—35 работал в Музее революции, был учёным секретарём музея, заведующим отделом XIX в. В 1926 по его инициативе издан справочник-путеводитель «По революционной Москве». В 1929—48 преподавал в Московском университете, а также в других вузах Москвы; с 1938 работал в Институте истории АН СССР, в 1954—64 возглавлял сектор истории СССР XIX — начала XX вв. Основная сфера научных интересов Дружинина — история социально-экономических отношений и общественных движений в России XIX — начала XX вв. Один из редакторов и авторов (главы «Москва в годы Крымской войны», т. 3, «Москва и реформа 1861 года», т. 4, 1954) многотомной «Истории Москвы», автор ряда статей по социально-экономической истории Москвы и Подмосковья. Много места Москве и людям, с которыми общался Дружинин, уделяется в «Воспоминаниях и мыслях историка» (1967) и «Дневнике» («Вопросы истории», 1995, № 9—12; 1996, № 1—4, 7, 9—10; 1997, № 1, 3—). Государственная премия СССР (1947).

Сочинения: Избранные труды [т. 1—4], М., 1985—90.

Литература: Закс А.Б., Три портрета, в сборнике: Краеведы Москвы, в. 1, М., 1991.

Друзякина Софья Ивановна

Друзякина Софья Ивановна (София Маргарита) (урождённая Менцер) (1880, Киев - 1953, Москва), певица (лирико-драматическое сопрано). Родилась в семье немецкого предпринимателя (в 1870-х гг. переехавшего в Россию), владельца пивоваренного завода, и дочери немецкого пастора. Пению обучалась в частном музыкальном училище Н. Тутковского в Киеве (класс А. Сантагано-Горчаковой), совершенствовалась в Милане. В 1899 вышла замуж за офицера Д.Д. Друзякина, оказавшего значительное содействие её творческой деятельности. Дебютировала как оперная певица в 1900, пела во многих городах России и за рубежом. В Москве впервые выступила в мае 1903 в летнем саду «Аквариум» в антрепризе П.М. Медведева (партия Татьяны, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского), с 1906 пела в оперном Товариществе М.К. Максакова в помещении театра Н.Н. Солодовникова (Криза в «Нероне» А.Г. Рубинштейна, Недда в «Паяцах» Р. Леонкавалло, Саффи в «Цыганском бароне» И. Штрауса), в 1907-08 солистка Большого театра (Лиза в «Пиковой даме» Чайковского, Шарлотта в «Вертере» Ж. Массне, где её партнёром был Л.В. Собинов, и др.). В 1915 Друзякина перешла в старообрядчество и обвенчалась с администратором своего театра И.Л. Зиминым, племянником С.И. Зимина. В 1910-24 выступала на сцене частной «Оперы С.И. Зимина» (после 1917 Театра Московского совета рабочих депутатов). Пела с Н.Н. Фигнером и В.П. Дамаевым, а также М. Баттистини, гастролировавшим в Москве.

Друзякина обладала исключительной музыкальностью и драматическим талантом, гибким голосом красивого тембра и широкого диапазона, что позволяло ей петь как лирико-колоратурные (паж Урбан в «Гугенотах» Дж. Мейербера), так и драматические (Аида, Кармен в одноименных операх соответственно Дж. Верди, Ж. Бизе) партии. С 1920 преподавала в Музыкально-драматическом институте (с 1922 ГИТИС), в 1928-46 в Московской консерватории (с 1930 профессор). Концерты в Малом зале консерватории, в которых Друзякина выступала вместе со своими учениками, в 1927-28 стали значительным явлением в культурной жизни Москвы. Вела также педагогическую работу по подготовке национальных кадров в студиях при консерватории.

Жила в особняках на улицы Марины Расковой (Башиловка), в Волконском переулке, на Садовой-Каретной улице, позднее на улице Ленивке, 1/45. Похоронена на Введенском кладбище.

Сестра Друзякиной - Закревская (Менцер-Закревская) Марта Ивановна (1885 - после 1950), певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Совершенствовалась у Друзякиной. Выступала с 1905 в городах России, в 1910-16 в Москве в Оперном театре Зимина. Пела с Собиновым, Баттистини.

Дочь Друзякиной - Михальченко-Друзякина Любовь Ивановна (1914-95), актриса. С 1936 работала в Московском областном театре.

Литература: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957; Левик С.Ю., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962.

Дубасов Фёдор Васильевич

Ф. В. Дубасов.

Ф. В. Дубасов.

Дуба́сов Фёдор Васильевич (1845 — 1912, Петербург), московский генерал-губернатор в ноябре 1905 — июле 1906, генерал-адъютант (1905), адмирал (1906). Из дворян. Окончил Академический курс морских наук в Петербурге (1870). Участник русско-турецкой войны 1877—78, командир минного катера в составе Дунайской флотилии. В 1879—80 командир гвардейского, в 1882 практического отрядов миноносок. С 1883 командовал различными кораблями. В 1897—99 командующий Тихоокеанской эскадрой. Под руководством Дубасова эскадра заняла Порт-Артур и Далянь (Дальний). В 1901—05 председатель Морского технического комитета. С июня 1905 — постоянный член Совета Государственной обороны. В 1905 руководил подавлением крестьянских выступлений в Черниговской, Полтавской, Курской губерниях. Став московским генерал-губернатором, 5 декабря провёл приём представителей общественных и сословных учреждений Москвы, на котором охарактеризовал себя как «сторонника крайних мер». Стремясь восстановить «на всех ступенях управления твёрдую власть», представлял на высочайшее имя докладные записки, предлагая расширить административные полномочия генерал-губернатора и подчинить ему войска столичного гарнизона (получил отказ). 6 декабря привёл войска гарнизона, полицию, жандармерию в состояние боевой готовности (см. Декабрьское вооружённое восстание). 7 декабря санкционировал объявление Москвы на положении чрезвычайной охраны; провёл массовые аресты. 8 декабря приказал рассеять митинг в саду «Аквариум». 9 декабря санкционировал активные действия войск, которые для оперативного реагирования на действия восставших сосредоточил в центре Москвы. Основная часть войск была разделена на два отряда (на Театральной площади и в Манеже), общий резерв располагался в казармах Кремля. Частью сил были заняты вокзалы, Государственный банк, телеграф, почтамт, телефонная и водопроводная станции. Для помощи войскам привлёк пожарные команды, вооруженных ночных сторожей. 11 декабря издал постановление об ответственности домовладельцев за стрельбу из окон и с крыш их домов. С ростом числа арестованных отдал приказ о переводе части заключённых в Петербург. 12 — 13 декабря организовал широкомасштабные карательные акции, в результате которых 14 декабря наметился перевес в пользу правительственных войск, был введён комендантский час (с 21.00 до 7.00), опубликовано постановление о запрещении собраний. После прибытия 15 декабря в Москве лейб-гвардии Семёновского полка на заседании Военного совета Дубасов отдал приказ занять все железнодорожные вокзалы (кроме Курского). Дубасов обратился к населению с воззванием о необходимости прекращения вооруженной борьбы, содействия граждан полиции, о запрещении укрывательства мятежников. Лицам, «вовлечённым в восстание обманом или насилием», Дубасов предлагал обезоружить активистов и присоединиться к правительственным войскам. Войскам вменялось уничтожать боевиков, оказывать помощь раненым, пленных сдавать полиции, проводившей обыски и аресты. При подавлении сопротивления на Пресне Дубасов санкционировал применение артиллерии. 15 декабря при генерал-губернаторе был образован Совет из представителей администрации, общественных и сословных организаций, призванный коллегиально решать насущные политические и хозяйственные вопросы городской жизни. 19 декабря восстание было подавлено. 20 декабря получил от Совета министров 100 тыс. рублей для раздачи пострадавшему населению. 21 декабря издал приказ о ликвидации оставшихся очагов восстания. В дальнейшем выдвинул план преобразования военного и гражданского управления Москвы и Московской губернии. 23 апреля 1906 эсер Б.У. Вноровского-Мищенко совершил покушение на Дубасова. В июле Дубасов уволен с поста московского генерал-губернатора с назначением членом Государственного совета.

О.В. Кузовлева, А.Н. Петров.

«Дубки»

«Дубки́» парк в северной части Москвы, между улицами Немчинова и Ивановской. Площадь 18 га. Парк представляет собой типичную подмосковную дубраву, которая в результате длительного и возрастающего антропогенного воздействия превратилась в изрежённый городской парк. В древостое парка преобладают 100—150-летние дубы. Встречаются липа, лиственница, клён, берёза. На территории парка — пруд. В 1986 проведена реконструкция, в 1995 — капитальный ремонт.

«Дубовая роща»

«Дубо́вая ро́ща» парк в северо-восточной части Москвы, в Останкине, между улицей Королёва и Прудовым проездом. Площадь 8,7 га. Парк представляет собой типичную подмосковную дубраву, которая в результате длительного и возрастающего антропогенного воздействия превратилась в изрежённый городской парк. Среди зелёных насаждений преобладают 150—200-летние дубы. Встречаются липа, клён, вяз, осина, ива. В 1986 были проведены реконструкция, а затем ремонтные работы.

Дубровка

Дубро́вка местность на юго-востоке Москвы, к юго-востоку от Крестьянской заставы. Название — от бывшей деревни, известной с XIV в. и принадлежавшей до XVIII в. Крутицкому подворью. В 1886 восточнее Дубровки на краю Сукина болота устроены городские скотобойни, поля орошения и свалки. С начала XX в. Дубровка становится рабочим посёлком. С 1923 в черте Москвы. В 1920-х гг. ликвидированы бойни и поля орошения. Во второй половине 1920-х гг. в Дубровке создан один из первых в Москве жилых массивов, застраивавшихся комплексно, поквартально, с учётом формирования сети бытового обслуживания. По сторонам 1-й Дубровской улицы возведены четыре симметричных и замкнутых блока из 25 пятиэтажных многосекционных благоустроенных домов, получивших подчёркнуто рациональный, конструктивный облик (архитекторы М.И. Мотылёв, Н. Молоков). Реконструированы в 1977—78 (архитекторы В.В. Степанов, Ю.С. Бочков, А.М. Куренной). Основные улицы: Дубровская, Мельникова. Станция метро «Дубровка».

«Дубровка»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Дубро́вка» станция метро Люблинской линии. Открыта в 1995. Архитекторы В.З. Филиппов, С.М. Белякова, Р.И. Погребной, скульптор В.А. Бубнов. Выходы со станции по подземным переходам. Станция отделана белым мрамором. Пилоны, вытянутые вдоль станции, зрительно образуют сплошную стену. Для освещения применены световоды оригинальной конструкции.

«Дукс»

«Дукс» Акционерное общество Ю.А. Меллера «Дукс», первое самолётостроительное предприятие в Москве, одно из ведущих в отрасли. Учреждено в 1900. Директора — Ю.А. Меллер (в 1915 в ходе антинемецкой кампании взял новую фамилию Брежнев), В.В. Рот. Основной капитал 350 тыс. рублей. В Москве обществу «Дукс» принадлежали завод по производству автомобилей, велосипедов, малолитражных мотоциклов, дрезин, моторных саней и магазин по продаже продукции. В 1910 на заводе «Дукс» построен дирижабль «Ястреб» (проект конструктора А.И. Шабского), в 1912 налажено производство самолётов «Фарман»; в том же году общество «Дукс» победило на конкурсе военного ведомства и получило его заказы. в конце 1912 — начале 1914 построено 55 «Ньюпоров» и 95 «Фарманов». В 1913 построен самолёт «Меллер» по проекту итальянского лётчика и конструктора Ф.Э. Моска. Самолётостроительными работами на заводе «Дукс» руководил инженер В.В. Бартошевич, аппараты испытывали лётчики А.М. Габер-Влынский и Б.И. Россинский. Для консультаций привлекались Н.Е. Жуковский, Н.Р. Бриллинг, С.П. Тимошенко, В.П. Ветчинкин. К 1914 выпускалось в среднем 10—12 самолётов в месяц; рабочих около 500 человек. В первую мировую войну «Дукс» стал вторым по значению (после самолётостроительного отдела акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода) авиазаводом России. В конструкторском бюро завода работали Н.Н. Поликарпов (впоследствии видный советский авиаконструктор), военный инженер А.В. Нестеров. К концу 1916 на заводе выпускалось до 100 самолётов в месяц. Число рабочих выросло с 1,5 тыс. человек в августе 1916 до 2,1 тыс. человек в ноябре. В 1917 выпуск самолётов снизился до 50—60 в месяц. В советский период «Дукс» — одно из ведущих авиационных предприятий «Знамя труда».

Литература: Дузь П.Д., История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 года), 2 изд., М., 1979; его же, История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 года — октябрь 1917 года), М., 1989, с. 42—48.

С.В. Воронкова.

Дунаевский Исаак Осипович

Дунаевский Исаак Осипович (Иосифович) (1900, г. Лохвица Полтавской губернии - 1955, Москва), композитор, народный артист РСФСР (1950). Родился в семье служащего. Окончил Харьковскую консерваторию (1919). В Москве жил в 1924-29 и с 1943. В 1924-26 работал в так называемом Фанерном театре на территории театра «Эрмитаж», в 1926-28 заведующий музыкальной частью Театра сатиры, написал музыку к 13 спектаклям этого театра. В 1929 переехал в Ленинград, но продолжал тесно общаться с московскими деятелями культуры, в том числе с М.А. Булгаковым (1938 - 1939). Автор 12 оперетт; из них впервые в Москве были поставлены: «Женихи» (1927), «Вольный ветер» (1947), «Сын клоуна» (1950), «Белая акация» (1955). Писал также музыку к кинофильмам («Весёлые ребята», 1934; «Вратарь», «Девушка спешит на свидание», оба - 1936). Дунаевский - крупнейший мастер массовой песни; многие его песни посвящены Москве: «Моя Москва» (слова М.С. Лисянского и С. Аграняна, 1942; с 1995 - гимн г. Москвы), «Песня о Москве» (слова В.В. Винникова, 1946), «Голос Москвы» (слова Ц.С. Солодаря, 1947), «Московские огни» (слова М.Л. Матусовского, 1954). Государственная премия СССР (1941, 1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1945-55 жил Дунаевский (Кутузовский проспект, 27), - мемориальная доска. Именем Дунаевского в 1962 названа улица (бывший 5-й Можайский переулок) в районе Кутузовского проспекта. Его имя привоено музыкальной школе № 2 (Чапаевский переулок, 5а).

Его братья: Семён Осипович (Иосифович) (1906-86), дирижёр, хормейстер, народный артист РСФСР (1969). Организатор (1935), художественный руководитель и главный дирижёр (до 1976) ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников; Зиновий Иосифович (1908-81), композитор, автор песен и эстрадной музыки.

Литература: Пэн А.А., И. Дунаевский, М., 1956; Выступления, статьи, письма. Воспоминания о Дунаевском, М., 1961; Чернов А.И., И. Дунаевский, М., 1961; И.О. Дунаевский. Ното-библиографический справочник, М., 1971.

О.С. Лебедева.

Дурасовский переулок

Дура́совский переу́лок между Покровским бульваром и улицей Воронцово поле. На чётной стороне Дурасовского переулка в начале XIX в. находилась усадьба Дурасовых (отсюда название переулка), ныне здесь размещается Военно-инженерная академия; левая сторона Дурасовского переулка застроена в XIX в.: д. 11 (1821?), с 1895 Странноприимный дом Московского купеческого общества; д. 5 — мещанина Н. Старикова (1904, архитектор В.И. Мясников); д. 7 — фабриканта Баева (1909, архитектор И.С. Кузнецов). Застройка чётной стороны сохраняет масштабы мелких слободских участков. В конце XIX — начале XX вв. здесь построены д. 6 (1885, архитектор А.Э. Эрихсон), д. 8 (1911, архитектор А.А. Иванов-Терентьев), д. 10 (1886, правое здание, архитектор М.Г. Пиотрович; 1876, левое здание, архитектор А.П. Попов). Во дворе участка № 10 (д. 10, корпус 4) сохранился усадебный дом, построенный между 1806 и 1816 (перестроен в 1870—80-х гг.).

И.Л. Давыдова.

Дуров Владимир Леонидович

Ду́ров Владимир Леонидович (1863, Москва — 1934, там же), клоун-дрессировщик, заслуженный артист Республики (1927). Вместе с братом Анатолием Леонидовичем (1864—1916) — родоначальник известной цирковой династии. В 1883 начал работать в Москве в цирке-зверинце Г. Винклера. Был исполнителем силовых номеров, звукоподражателем, фокусником, куплетистом, клоуном. С 1887 стал выступать как клоун-дрессировщик и сатирик (в цирке Саламонского и в провинциальных цирках). В 1912 организовал Уголок-лабораторию (с 1919 Уголок имени В.Л. Дурова, с 1982 Театр зверей имени В.Л. Дурова; улица Дурова, 4; здесь он жил и работал в 1908—34, мемориальная доска), где вёл экспериментально-исследовательскую деятельность в области изучения природных инстинктов и рефлексов различных животных. Стал пионером новой русской (так называемой дуровской) школы мягкой дрессировки.

Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Дурова в 1927 названа улица (бывшая улица Старая Божедомка).

Традиции Дурова продолжили: дочь Анна Владимировна (1900—78), заслуженный деятель искусств РСФСР (1965); Владимир Григорьевич (1909—72), внук Анатолия Леонидовича, народный артист СССР (1967); Юрий Владимирович (1909—71), внук Владимира Леонидовича, народный артист СССР (1971).

Дурылин Сергей Николаевич

Дуры́лин Сергей Николаевич (1877, Москва — 1954, там же), литературовед, театровед, театральный критик. Сын купца; мать — из княжеского рода Кутановых. В 1897—1904 учился в 4-й московской гимназии, ушёл из пятого класса. Сблизился с революционным подпольем, в 1906—08 несколько раз подвергался обыскам и кратковременным арестам. В 1905—13 сотрудничал в издательстве «Посредник» и в нелегальном журнале «Свободное воспитание» (с 1907). Находился под сильным влиянием учения Л.Н. Толстого, готовил материалы для статьи Толстого «Не могу молчать», составил сборник «Смертная казнь»; в духе толстовства выдержана книга Дурылина «В школьной тюрьме. Исповедь ученика» (1907, 1910). Начиная с 1906 Дурылин совершил несколько поездок по русскому Северу и старообрядческому Заволжью. В 1908—14 учился в Московском архитектурном институте. В 1908 вошёл в символистски настроенный кружок «Сердарда» (Ю.П. Анисимов, Б.Л. Пастернак, Г.К. Локс и др.). С 1910 входил в «Ритмический кружок» Андрея Белого при издательстве «Мусагет», в кружок Эллиса по изучению Ш. Бодлера. В 1913 вместе с Анисимовым и С.П. Бобровым создал и фактически стал во главе издательства «Лирика». В 1914 сблизился с московскими религиозными философами (П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн и др.); работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины в Троице-Сергиевой лавре, в 1917 принял священство; сотрудничал в журнале «Возрождение». В это время жил в Обыденском переулке. В 20-х гг. читал лекции по аскетике в Московском богословском институте, жил в келье башни Боголюбской часовни у Варварских ворот. В 1922 и 1927 подвергался арестам и ссылке. По возвращении в Москву (1933) отошёл от церкви. С 1926 издал более 700 статей и монографий о В.М. Гаршине, М.Ю. Лермонтове, А.Н. Островском, М.В. Нестерове (позировал ему для картины «Тяжёлые думы»), К.С. Станиславском, актёрах Малого театра и МХАТа. Автор воспоминаний «В своём углу» (опубликованы в 1991). С 1945 старший научный сотрудник Института истории искусств АН СССР. Похоронен на Даниловском кладбище.

Духовная академия

Духо́вная акаде́мия высшее учебное заведение Московского патриархата. Ведёт историю от Славяно-греко-латинской академии. По уставу 1814 — высшее богословское учебное заведение. Размещена в Троице-Сергиевой лавре. Курс делился на 2 двухлетних цикла. Преподавались толкование Священного Писания, философия, всеобщая и церковная история, словесность, математика, физика, языки — древнегреческий и латынь, немецкий, французский и др.; во втором цикле основные предметы — богословие и гомилетика (церковное красноречие). С 1840 включены патристика, право, история философии, отечественная история, история церкви и др. По уставу 1869 значительная часть административных функций в Духовной академии передана совету академии, избиравшемуся из преподавательской корпорации. Основными стали богословские, церковно-исторические и философские предметы. Студенты распределены по отделениям: богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому (3 года обучения; для лучших предусмотрен четвертый год для подготовки кандидатской или магистерской диссертации). По уставу 1884 отменена специализация по отделениям; введены — наряду с лекциями — многие практические занятия. Духовная академия была крупным центром богословия, русской религиозной философии и церковной истории. С академией связана деятельность митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздов, почётный член АН); здесь преподавали видные богословы и историки церкви — А.В. Горский, Е.Е. Голубинский, В.Д. Кудрявцев, А.И. Введенский, философ П.А. Флоренский, историк и богослов С.К. Смирнов. В 1871—1906 курс истории читал В.О. Ключевский. Духовная академия издавала фундаментальную серию публикаций «Творения святых отцов в русском переводе» (1843—1912) и «Прибавления» к ней, журналы «Православное обозрение» (1860 — 1891; ежемесячно), «Богословский вестник» (1892—1918; ежемесячно).

Духовная академия была закрыта в 1918, но занятия продолжались до 1919. Воссоздана в 1944 как Православно-богословский институт (находился в Новодевичьем монастыре); с 1946 получила прежние название и местопребывание. Готовит священнослужителей Русской православной церкви. Курс включает библеистику, богословские, церковно-исторические предметы, философию, историю философии, православную педагогику и др. В 1995 около 150 слушателей. В 1993 возобновлено издание журнала «Богословский вестник».

Душкин Алексей Николаевич

А. Н. Душкин.

А. Н. Душкин.

Ду́шкин Алексей Николаевич (1903, село Александровка Харьковской губернии — 1977, Москва), архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950). Окончил Харьковский строительный институт (1930). С 1947 преподавал в Московском архитектурном институте (с 1966 профессор). Принимал участие во многих архитектурных конкурсах, в том числе на проект Дворца Советов (1932—33, 1958), Дома Радио (1933). Отдавал предпочтение простым, строгим формам, иногда с использованием мотивов древнеримской архитектуры, что особенно сказалось в облике построенных по его проектам станций метрополитена «Кропоткинская», «Площадь Революции», «Маяковская», «Автозаводская», «Новослободская». По проектам Душкина сооружены высотное здание у Красных ворот (1953, с Б.С. Мезенцевым); универмаг «Детский мир» на Лубянской площади (1953—57, с соавторами); надгробия Л.А. Фотиевой (скульптор Г.М. Огнев) и С.М. Эйзенштейна (скульптор Г.В. Нерода) на Новодевичьем кладбище. Государственная премия СССР (1941, 1946, 1949).

Литература: Толстая И.А., А. Душкин, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 2, М., 1988.

Дыгай Николай Александрович

Дыга́й Николай Александрович (1908, станица Покровская, область Войска Донского — 1963, Москва), государственный деятель. Из крестьянской семьи. В 1925—26 на комсомольской работе. В 1929 окончил Таганрогский вечерний рабфак. В 1929—31 учился в МВТУ, в 1932—35 — в Военно-инженерной академии РККА. В 1935—36 работал на строительстве Нижнетагильского металлургического завода; затем председатель Нижнетагильского горсовета, управляющий трестом. В годы Великой Отечественной войны руководил строительством объектов оборонной промышленности, восстановлением эвакуированных заводов. В 1946—61 на различных должностях в правительствах СССР и РСФСР. С 1961 председатель Исполкома Моссовета, одновременно член ЦК КПСС. Принимал деятельное участие в руководстве реконструкцией Москвы. Урна с прахом в Кремлёвской стене.

В.Н. Тепцов, А.Н. Пономарёв.

Дьяково

Местность на юге Москвы, на правом берегу Москвы-реки, к югу от Коломенского. Название - от бывшего села, известного с XV в. В середине XVI в. здесь построена церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (предположительно, зодчими Бармой и Посником). С 1960 в черте Москвы. С 1971 часть государственного Музея-заповедника «Коломенское». На его территории - остатки древнего Дьяковского городища. Основные улицы: 1-я и 2-я улицы Дьяково-городище.

Дьяково городище

Археологический памятник, древнее укреплённое поселение раннего железного века на правом берегу Москвы-реки, у бывшего села Дьяковское, близ Коломенского. Расположено между оврагом и руслом Москвы-реки. Хорошо сохранились земляной вал и ров. Исследовалось с 1864. В культурном слое Дьяковского городища сохранились остатки патриархально-родового посёлка конца 1-го тыс. до н.э. - VI-VII вв. н.э. Обитатели его занимались скотоводством, мотыжным (позднее подсечным) земледелием, охотой, рыболовством, знали обработку металлов. Среди находок - костяные и железные наконечники стрел, железные ножи и серпы, глиняные грузики и др., изделия первобытного искусства (глиняные женские фигурки, костяные фигурка лошади и скульптурное изображение головы кабана), клад бронзовых украшений. В верхних слоях встречены также отдельные вещи востосточнославянского племени - вятичей XI-XIII вв.

Литература: Бадер О.Н., Материалы к археологической карте Москвы и ее окрестностей, в сборнике: Материалы и исследования по археологии СССР, № 7, М.-Л., 1947.

А.Г. Векслер.

Дьяковская культура

Дья́ковская культу́ра археологическая культура раннего железного века (VIII—VII вв. до н.э. — VI—VII вв. н.э.). Названа по впервые исследованному Дьяковскому городищу (ныне на территории Москвы). Распространена в Волго-Окском междуречье, Верхнем Поволжье и в пределах Валдайской возвышенности. На территории Москвы археологические памятники Дьяковской культуры представлены остатками укреплённых поселений (городищами) и неукреплёнными селищами (см. археологические памятники и находки). Археологические раскопки производились на Дьяковском, Кунцевском, Мамоновом (Андреевском), Сетуньском городищах. По материалам археологических разведок известны также городища — Спас-Тушинские 1-е и 2-е, Нижнекотловское, Капотнинское и селища — Филёвское, Дьяковское (близ городища), Алёшкинское, Мамоново (Андреевское). Керамика Дьяковской культуры обнаружена и на территории Кремля. Для памятников Дьяковской культуры характерны глиняные грузики «дьякова типа», глиняная посуда с сетчатыми отпечатками (на раннем этапе), различные украшения из цветного металла — подвески, бляшки, гривны и др. Население городищ Дьяковской культуры владело техникой обработки дерева, кости, металла, знало гончарное производство и ткачество. В ранних слоях преобладают изделия из кости. С развитием металлургии (с начала 1-го тысячелетия) увеличилось производство железных изделий (ножи, серпы, копья, кресала и др.). Наличие привозных изделий (украшения с эмалью, римская фибула, золочёные стеклянные бусы и др.) свидетельствует о связях с населением южных степей. Основа хозяйства племён Дьяковской культуры — оседлое скотоводство (лошади, крупный рогатый скот, свиньи); существенна роль охоты. Земледелие, бывшее сначала подсобным занятием, с первых веков н.э. приобретает большее значение. Для защиты стад и (позднее) запасов зерна от нападения соседей поселения устраивались на труднодоступных береговых мысах, укреплялись валами и рвами, обносились частоколом. На городищах (посёлке патриархального рода) обычно обнаруживаются следы жилищ (первоначально круглые полуземлянки, позднее наземные прямоугольные), загонов для скота, различных производств. К концу существования Дьяковской культуры патриархально-родовые отношения распадаются. Для религиозных верований племён Дьяковской культуры характерны культы предков и женские божества (богини плодородия). Племена Дьяковской культуры были предками летописных мери, веси и других финно-угорских племён, а также восточнобалтских племён.

Литература: Качанова В.И., О заселении Московского края в эпоху дьяковской культуры, в сборнике: Археологические памятники Москвы и Подмосковья, М., 1954; Дьяковская культура, М., 1974; Розенфельдт И.Г., Древности западной части Волго-Окского междуречья в VI—IX вв., М., 1982; Кренке Н.А., Периодизация дьяковских памятников бассейна Москвы-реки, «Краткие сообщения Института археологии АН СССР», 1988, в. 194.

А.Г. Векслер.

Дьяковское

Дья́ковское Дьяково, местность на юге Москвы, на правом берегу Москвы-реки, к югу от Коломенского. Название — от бывшего села, известного с XV в. В середине XVI в. здесь построена церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (предположительно, зодчими Бармой и Посником). С 1960 в черте Москвы. С 1971 часть государственного Музея-заповедника «Коломенское». На его территории — остатки древнего Дьяковского городища. Основные улицы: 1-я и 2-я улицы Дьяково-городище.

Дьяковское городище

Дья́ковское городи́ще Дьяково городище, археологический памятник, древнее укреплённое поселение раннего железного века на правом берегу Москвы-реки, у бывшего села Дьяковское, близ Коломенского. Расположено между оврагом и руслом Москвы-реки. Хорошо сохранились земляной вал и ров. Исследовалось с 1864. В культурном слое Дьяковского городища сохранились остатки патриархально-родового посёлка конца 1-го тыс. до н.э. — VI—VII вв. н.э. Обитатели его занимались скотоводством, мотыжным (позднее подсечным) земледелием, охотой, рыболовством, знали обработку металлов. Среди находок — костяные и железные наконечники стрел, железные ножи и серпы, глиняные грузики и др., изделия первобытного искусства (глиняные женские фигурки, костяные фигурка лошади и скульптурное изображение головы кабана), клад бронзовых украшений. В верхних слоях встречены также отдельные вещи востосточнославянского племени — вятичей XI—XIII вв.

Литература: Бадер О.Н., Материалы к археологической карте Москвы и ее окрестностей, в сборнике: Материалы и исследования по археологии СССР, № 7, М.-Л., 1947.

А.Г. Векслер.

Дьяконов Михаил Васильевич

Дья́конов Михаил Васильевич (1902, Калуга — 1980, Москва), архитектор-реставратор, историк архитектуры. В 1929 окончил Политехнический институт в Томске, с этого же года работал в Москве как архитектор-практик. С 1945 сотрудник Инспекции государственной охраны памятников Мособлисполкома; обследовал памятники зодчества Москвы и Подмосковья, разработал проекты реставрации усадеб Михалково, Царицыно и др. В 1951—62 работал в Центральных научно-реставрационных мастерских Академии архитектуры СССР. По его инициативе при Московском отделении СА СССР была организована секция по изучению и содействию охране памятников архитектуры. Более 30 лет собирал архивные материалы для «Словаря русских архитекторов» (изданы частично в 1976—82 в сборнике «Русский город» под названием «К биографическому словарю московских зодчих XVIII—XIX вв.»). Среди неопубликованных трудов Дьяконова — «Скульпторы, резчики по камню, дереву, лепщики и др., работавшие в Москве в XVIII—XIX вв.». Урна с прахом в колумбарии Ваганьковского кладбища.

Дядьковский Иустин Евдокимович

Дядько́вский Иустин Евдокимович (1784, село Дядьково, близ Рязани, — 1841, Пятигорск), врач, естествоиспытатель, действительный статский советник. Из семьи пономаря. После окончания Рязанского духовного училища поступил на богословское отделение семинарии, откуда в 1809 перешёл в Московское отделение Медико-хирургической академии (окончил в 1812); ученик Е.О. Мухина. В Отечественную войну 1812 вступил в народное ополчение; как лекарь московского Головинского госпиталя командирован с эвакуируемыми ранеными в Рязань; после отступления французских войск участвовал в ликвидации эпидемии тифа в Верее. С 1817 адъюнкт, с 1824 экстраординарный, с 1826 ординарный профессор патологии и терапии Медико-хирургической академии; одновременно (1826—33) заведующий библиотекой там же (систематизировал её фонд и в 1827 издал каталог). В 1830—31 член Центральной комиссии по борьбе с холерой. После гибели на холере М.Я. Мудрова Дядьковский одновременно с работой в академии был профессором терапии и клиники Московского университета (1831—35). В диссертации «Рассуждение об образе действия лекарств на человеческое тело» (1816) Дядьковский выступил против витализма, а в конце 1820-х гг. — и против натурфилософии, утверждая, что «опыт есть единственный источник наших познаний». «Мощный талант русской медицины» (Л.Ф. Змеёв), он был кумиром университетской молодёжи, которая покорялась его «властному слову» (А.А. Григорьев). Во второй половине 1820-х — 1830-х гг. Дядьковский был популярнейшим московским врачом (среди его пациентов — Н.В. Гоголь, В.П. Кочубей, Н.В. Станкевич и другие исторические лица). Он пользовался широкой известностью в московских литературных и театральных кругах, его близко знали, высоко ценили В.Г. Белинский, Д.В. Веневитинов, А.И. Герцен, Д.В. Давыдов, М.Ю. Лермонтов, М.П. Погодин, П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, А.Е. Варламов (посвятивший ему романс «Горные вершины»), А.Н. Верстовский.

В связи с реорганизацией кафедр по новому университетскому уставу (а по существу — за пропаганду безбожия) Дядьковский был уволен в отставку из университета и академии (с 1836). В 1820-х гг. жил на 3-й Мещанской улице, 19; в 1830-х гг. — в собственном доме в Брюсовом переулке.

Сочинения: Сочинения, М., 1954; Избранные сочинения, М., 1958.

В.И. Бородулин.

Предыдущая страница Следующая страница