Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДОМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДОМ")

Дом Дерожинской

Дом Дерожинской.

Дом Дерожинской.

Москва.

Дом Дерожи́нской (Кропоткинский переулок, 13), одно из ярких произведений московской архитектуры 1900-х гг. в стиле модерн. В творчестве Ф.О. Шехтеля особняк, сооружённый в 1902, стал дальнейшим развитием выработанного им принципа построения здания «изнутри наружу», с развёртыванием объёмов от центрального композиционного ядра к внешней оболочке. Продуманная целесообразность планировки, богатство пространственных связей, свободная асимметрия и одновременно рациональность в построении фасадов, а также утончённая связь с окружающей средой (динамичные ритмы кованой ограды на фоне монументально-спокойных масс главного фасада, сосредоточение лепного декора при входе, на северном боковом фасаде) определили выразительность архитектурного образа. В хорошо сохранившейся первоначальной отделке интерьеров — с целостной системой декора лестниц, стен, дверных обрамлений, предметов мебели — важное место занимают декоративные деревянные панели с геометрическим или растительным орнаментом (вестибюль, библиотека, холл, гостиная).

М.В. Нащокина.

Дом Дурасовых

Дом Дура́совых (Покровский бульвар, 11), одно из лучших произведений зрелого классицизма в Москве. Архитектурная отделка ранее существовавшей постройки, как и её расширение с северной стороны относятся к концу XVIII в. Фасад, декорированный мощным шестиколонным портиком, тонкой надоконной лепниной и изящными консолями балконов по углам здания, воссоздан при реставрации 1950-х гг. В облике, близком к первоначальному, сохранился парадный вестибюль с восьмиколонной ротондой в центре зала, частично — ряд парадных интерьеров. В усадебный комплекс входят также флигеля и ворота (конец XVIII в.).

М.Н.

Дом Еропкина

Дом Еропкина в конце XIX в.

Дом Еропкина в конце XIX в.

Москва.

Дом Еро́пкина Коммерческое училище (улица Остоженка, 38). В основе здания — палаты, выстроенные в 1720—30-х гг. князем Д.А. Кольцовым-Мосальским и кабинет-секретарём Петра I А.В. Макаровым. В 1764—72 был возведён усадебный дом для П.Д. Еропкина. Обстановка и убранство дома, включавшего домовую церковь, отличались большой роскошью. В 1806 усадьба передана Коммерческому училищу для обучения детей купцов и мещан. В 1807—08 здание расширил и перестроил архитектор Д.И. Жилярди. Позже оно переделывалось внутри, были пристроены корпуса по переулкам. Монументальный трёхэтажный объём, отделанный в стиле классицизма, стоит в глубине двора. Центр фасада выделен десятиколонным портиком, окна украшены сандриками, стены — рустом и лепными маскаронами. В первом этаже сохранились палаты со сводчатыми перекрытиями, во втором — помещение церкви Марии Магдалины, устроенной в 1817 (сохранились росписи 1900-х гг., предположительно, работы М.В. Нестерова и В.М. Васнецова). В 1817—60 законоучителем и священником училища служил М.В. Соловьёв, живший с семьёй на первом этаже; в 1820 здесь родился и жил до 1849 его сын, историк С.М. Соловьёв. В Коммерческом училище учились писатель И.А. Гончаров, учёные Н.И. Вавилов и С.И. Вавилов. После 1917 здание занимали различные вузы, ныне — Московский линвистический университет.

Литература: Виноградов Н. (сост.), Московское коммерческое училище. 100 лет жизни, М., 1904.

О.Замжицкая.

Дом П. Д. Еропкина.

Дом П. Д. Еропкина.

Москва.

Дом журналиста

Дом журнали́ста см. Центральный Дом журналиста

Дом Игумнова

Дом Игумнова.

Дом Игумнова.

Москва.

Дом Игу́мнова (улица Большая Якиманка, 43). Выстроен в русском стиле в 1889—93 архитектором из Ярославля Н.И. Поздеевым для купца Н.В. Игумнова. Уникальность крупной кирпичной постройки, трактованной как живописно раскинувшийся терем-дворец с самостоятельными кровлями над каждым объёмом, определяется разнообразной, изобретательной и в то же время традиционной системой полихромной керамической декорации, воспроизводящей приёмы русского зодчества XVII в., в частности архитектуры Ярославля. Изразцы выполнялись на заводе М.С. Кузнецова по рисункам С.И. Масленникова. Помимо керамики в декоре использованы и другие традиционные виды русского прикладного искусства — кирпичная фигурная кладка, металлическая ковка и литьё (узорная решётка ворот и др.). В интерьерах сохранились роскошная отделка в разных исторических стилях, резьба по белому камню и по дереву, живопись (на сводах) и лепнина в духе барокко. После 1917 в здании и примыкавших к нему двух флигелях последовательно размещались клуб фабрики Гознак, Институт переливания крови (где работали академики С.И. Спасокукоцкий и А.А. Богомолец), Институт мозга (см. Научно-исследовательский институт мозга РАМН). В настоящее время Дом Игумнова занят посольством Франции.

М.Н.

дом Кекушева

дом Кекушева (Глазовский переулок, 8), первый в Москве архитектурный памятник стиля модерн. Построен в 1898-99 по проекту Л.Н. Кекушева для своей семьи, позднее продан промышленнику Г.И. Листу. Компактный, небольших размеров дом поставлен по линии улицы. Плоскости фасадов, облицованных керамической плиткой, прорезаны разнообразными по формам и размерам окнами с широким штукатурным обрамлением. Тяжёлый венчающий карниз прерывается над глубокой лоджией, затенённый проём которой акцентирует угол постройки и придаёт ей острую выразительность. Внутренняя планировка подчёркнуто проста, убранство интерьеров во многом повторяет штукатурный фасадный декор. В начале XX в. зданием владел дирижёр и контрабасист С.А. Кусевицкий. Московская молва считает этот особняк домом булгаковской Маргариты.

Е.Е. Андреева.

Дом Кекушевой

Дом Кекушевой.

Дом Кекушевой.

Москва.

Дом Ке́кушевой (Остоженка, 21). Юридически владение принадлежало жене архитектора Л.Н. Кекушева, который в 1901—02 по собственному проекту выстроил (при участии И.С. Кузнецова) дом для своей семьи. В постройке выразились наиболее яркие черты московского варианта стиля модерн. Свободный асимметричный план, отражающий структуру интерьера, контрастное сопоставление разновысоких объёмов, где композиционным центром является гранёная башенка, превращают постройку почти в скульптурное произведение. Запоминающуюся характерность облику особняка придавала фигура льва (символизировавшего имя Кекушева), поставленная над уличным фасадом (утрачена). Крупные штукатурные детали, чётко выделяющиеся на фоне кирпичных стен, объединены в группы, превращающие каждый фасад в законченную композицию. Внутреннее пространство, состоящее из ряда парадных помещений, развивается вокруг островыразительной лестничной клетки.

Е.Е. Андреева.

Дом кинематографистов

Дом кинематографи́стов см. Центральный Дом кинематографистов

Дом Колычевых

Дом Ко́лычевых (Большая Никитская улица, 11), памятник московского зрелого классицизма; построен в конце XVIII в. Величественный и строгий фасад вынесен на красную линию улицы; фланкирующие главный корпус, пониженные объёмы флигелей подчёркивают его масштабность и присоединены к нему красиво очерченными проездными арками с парами стройных ионических колонн (восточный проезд был ложным, устроенным только в целях симметрии). Даже после того как флигели были надстроены и соединены с главным корпусом, сохранилось первоначальное, чётко читаемое соотношение объёмов. Центр здания выделен плоским ризалитом с 6 коринфскими пилястрами и фронтоном. Детали декора отличаются простотой и тонкой проработанностью, особенно медальоны с лепными женскими масками. Парадные интерьеры дома переделаны в конце XIX в., когда в здании находилось Синодальное училище церковного пения; к западной части со стороны двора пристроен просторный, отличающийся прекрасной акустикой двухсветный зал с хорами, ограждёнными изящной балюстрадой. С 1925 в Доме Колычевых размещался юридический факультет МГУ, в 1983 здание передано консерватории, в нём размещается Рахманиновский концертный зал.

Дом Кузнецова

Дом Кузнецова (Мансуровский переулок, 11). В основе небольшой усадьбы - одноэтажные деревянные строения в стиле ампир (известна с 1834). Главный дом с антресолями сохранил первоначальные декор пятиоконного фасада с сочно проработанными лепными венками над боковыми окнами, в люнете центрального окна и в поле небольшого фронтона. С 1915 усадьба принадлежала архитектору и инженеру-строителю А.В. Кузнецову, который объединил главный дом с малым корпусом в одно здание, заполнив угол между ними выступающим каменным объёмом, многоугольным в плане. При перестройке возникла оригинальная композиция асимметричного особняка, сохранившего характерные для московского ампира черты камерности, интимности, уюта. Главное крыльцо выходило в замкнутый дворик с глухой оградой и кованой калиткой в формах неоклассицизма; новые части здания также получили согласованный с его прежним обликом тонко проработанный классицистический декор. Отделка интерьеров, которые были частично перепланированы Кузнецовым, выполнена в основном в неоклассических формах, за исключением столовой в неорусском стиле.

М.В. Нащокина.

Дом культуры завода «Каучук»

Дом культуры завода «Каучук» (Плющиха, 64), памятник архитектуры конструктивизма. Построен в 1927 архитектором К.С. Мельниковым в жилом микрорайоне рабочих того же завода. Оформляет участок при пересечении Плющихи и 2-го Труженикова переулка, составлен из нескольких простых геометрических объёмов, динамически развёрнутых в угловом пространстве участка: его главную диагональную ось фиксирует отдельно выделенный компактный цилиндрический вестибюль главного входа с охватывающими его дугами лестниц, за которым вырастает доминирующий массив зрительного зала с проходными коридорами-фойе, получивший форму четверти цилиндра. Боковые прямоугольные корпуса примыкают по Плющихе и Труженикову переулку. Их ленточное остекление выразительно сопоставлено с укрупнённой ритмикой вертикальных полос остекления и глухих простенков главного цилиндрического объёма.

М.И. Астафьева-Длугач.

Дом культуры имени И.В. Русакова

Дом культуры имени И.В. Русакова (Стромынская площадь, 10), памятник архитектуры конструктивизма. Построен в 1927-29 по проекту архитектора К.С. Мельникова. Сложная объёмно-пространственная композиция определяется секторной планировкой центрального зала и трёх примыкающих к нему балконов - аудиторий. Зрительный зал, занимающий большую часть здания (сравнительно небольшие собственно клубные и артистические комнаты располагались за сценой), проектировался с расчётом на многофункциональность, возможность разделять его перегородками-диафрагмами. Благодаря выделению снаружи глухих торцов аудиторий в самостоятельные консольные объёмы, чётко огранённые, остро и динамично сопоставленные, разделённые простенками с вертикальными полосами остекления (за ними внутри располагались лестничные клетки), энергично очерченные объёмы здания приобрели пластическую расчленённость и разнообразие ракурсов.

Дом культуры имени С.М. Зуева

Дом культуры имени С.М. Зуева (Лесная улица, 18), памятник архитектуры конструктивизма. Построен в 1928 по проекту архитектора И.А. Голосова. Здание с большим зрительным залом, малым залом и значительной группой клубных помещений отличается чёткой и компактной композицией прямоугольных объёмов, в которой выразительно сопоставлены глухие простенки и крупные остеклённые плоскости. Пластической доминантой стал монументальный угловой остеклённый цилиндр лестничной клетки, как бы пронизывающий горизонтальный параллелепипед верхнего этажа и контрастирующий со сплошным массивом стен внизу. Своеобразный облик здания предполагал символические ассоциации с миром технических форм.

Дом Лаврентьева

Дом Лавре́нтьева (Сверчков переулок, 4), один из наиболее выразительных и гармоничных памятников московского «послепожарного» ампира. Выстроен в начале 1820-х гг., отличается компактным построением объёмов, оформляющих угол Сверчкова и Девяткина переулков. Корпус по Сверчкову переулку украшен на фасаде 6 объёмными полуколоннами ионического ордера и фронтоном; на боковом корпусе по Девяткину переулку этому высокому колонному портику вторит более низкий ряд из 4 стройных пилястр, выделяющих центр фасада и также увенчанных фронтоном. Завершённость облику здания придают характерные детали московского ампира, повторённые на обоих фасадах: маски, украшающие окна нижней рустованной части, лепные орнаментальные вставки над окнами второго этажа, сочно проработанные декоративные фризы венчающей части.

Дом Листа

См. дом Кекушева.

Дом литераторов

См. Центральный Дом литераторов

Дом Лобанова-Ростовского

Дом Лоба́нова-Росто́вского (Мясницкая улица, 43). В середине XVIII в. владение принадлежало московскому полицмейстеру А.Д. Татищеву, затем — графу П.И. Панину. При нём к стоявшим здесь палатам первой половины XVIII в. со стороны двора были пристроены два крыла; образовавшееся каре получило отделку в стиле барокко. В 1791 усадьбу купил князь А.И. Лобанов-Ростовский. Проект новой перестройки приписывается Ф. Кампорези. Двухэтажный дом был удлинён по уличному фасаду, получив в результате сложные очертания. Пышный, пластически проработанный центральный коринфский портик и расположенный над ним аттик с крупным полукруглым окном мезонина трактован как триумфальная арка. Боковые пилястровые портики, как и скромная отделка стен, подчёркнуто графичны. В облике постройки явственно прослеживаются черты перехода от барокко к классицизму, в частности тонкость лепного декора — капителей, портиков, орнаментации потолков и рельефов парадной лестницы и анфилады. В 1820-х гг. в здании помещалась Московская школа рисования (впоследствии Строгановское училище), с 1826 дом принадлежал историку А.Ф. Малиновскому. В 1836 в усадьбе расположился завод сельскохозяйственных машин и башенных часов братьев Бутеноп. На крыше мезонина, в башне, были установлены куранты, а в его окне — часовой циферблат (утрачены). В 1874 завод перешёл товариществу «Эмиль Липгарт и Ко», выстроившему в дворовой части усадьбы производственные корпуса. В 1906 дом был перестроен.

Литература: Дудина Т.А., Мудров Г.В., Рудикова Т.Г., Мясницкая улица, 43, М., 1994.

Е.Е. Андреева.

Дом Лопатиной

Дом Лопатиной (Большая Никитская улица, 54). Выстроенный в 1876 по проекту А.С. Каминского особняк является одним из наиболее ранних примеров «русского стиля» в гражданской архитектуре Москвы. Третий этаж, трактованный как древнерусские «чердаки», и высокая кровля над средней частью дома придают ему теремной характер. Угловые колонки и килевидные наличники окон второго этажа воспроизводят формы архитектуры XVII в. Весь уличный фасад покрыт двухцветной керамической плиткой, рисунок которой имитирует вышивку крестом. Однако аркада, в которую вписаны окна первого этажа, ещё сохраняет ампирный характер. В интерьере также сочетаются приёмы ампира (анфиладный принцип планировки) и «русского стиля» (сводчатая палата первого этажа).

Е.Е. Андреева.

Дом Лопухина—Станицкой

Дом Лопухина́-Стани́цкой (улица Пречистенка, 11), памятник архитектуры московского ампира. В комплекс небольшой городской усадьбы входят главный дом по красной линии улицы, флигель по линии Лопухинского переулка, служебные постройки во дворе, оформляющая проезд во двор белокаменная ограда с пилонами ворот, ограда сада, ограничивающая территорию усадьбы с угла и со стороны Лопухинского переулка. Главный дом (как предполагается, построен по проекту А.Г. Григорьева) - одноэтажное с антресолями деревянное здание, полностью сохранившее первоначальный облик, в котором монументальность форм сочетается с камерным масштабом, гармоничными пропорциями, лаконичная строгость - с уютной обособленностью. Композицию фасада обогащают широкий шестиколонный портик ионического ордера, рустовка межоконных простенков, сочная декоративная лепнина в верхней части стен и во фризе портика. Парадная анфилада, развёрнутая вдоль уличного фасада, сохранила первоначальную отделку, изящную и тонко проработанную лепнину карнизов и потолков, плафонную живопись, разделяющие пространство интерьеров нарядные коринфские колонны, отделанные под мрамор. В 1895 С.У. Соловьёв перестроил корпус по Лопухинскому переулку, в 1897 по проекту А.А. Остроградского выстроен небольшой корпус, примыкающий к дворовым службам, - оба в согласующихся со стилем усадьбы формах неоклассицизма. С 1920 в доме размещается Музей Л.Н. Толстого; в саду в 1972 установлен памятник писателю (скульптор С.Д. Меркуров).

Дом Лопухина-Станицкой

Дом Лопухина-Станицкой (улица Пречистенка, 11), памятник архитектуры московского ампира. В комплекс небольшой городской усадьбы входят главный дом по красной линии улицы, флигель по линии Лопухинского переулка, служебные постройки во дворе, оформляющая проезд во двор белокаменная ограда с пилонами ворот, ограда сада, ограничивающая территорию усадьбы с угла и со стороны Лопухинского переулка. Главный дом (как предполагается, построен по проекту А.Г. Григорьева) - одноэтажное с антресолями деревянное здание, полностью сохранившее первоначальный облик, в котором монументальность форм сочетается с камерным масштабом, гармоничными пропорциями, лаконичная строгость - с уютной обособленностью. Композицию фасада обогащают широкий шестиколонный портик ионического ордера, рустовка межоконных простенков, сочная декоративная лепнина в верхней части стен и во фризе портика. Парадная анфилада, развёрнутая вдоль уличного фасада, сохранила первоначальную отделку, изящную и тонко проработанную лепнину карнизов и потолков, плафонную живопись, разделяющие пространство интерьеров нарядные коринфские колонны, отделанные под мрамор. В 1895 С.У. Соловьёв перестроил корпус по Лопухинскому переулку, в 1897 по проекту А.А. Остроградского выстроен небольшой корпус, примыкающий к дворовым службам, - оба в согласующихся со стилем усадьбы формах неоклассицизма. С 1920 в доме размещается Музей Л.Н. Толстого; в саду в 1972 установлен памятник писателю (скульптор С.Д. Меркуров).

Дом Лошаковского-Всеволожского

Дом Лошаковского-Всеволожского (улица Остоженка, 49). Деревянный, одноэтажный с антресолями, сооружён в 1817-25 в стиле ампир. Отличается простым и чётким построением наружных объёмов, ясностью внутренней планировки. Неповторимое своеобразие дому придаёт сильно вынесенный портик с шестью приземистыми дорическими колоннами, поставленными на белокаменную террасу, обведённую балюстрадой; камерный масштаб делает строгое по облику здание уютным. От улицы глубокий участок отделяет кованая ампирная ограда. В интерьере сохранились угловая парадная спальня, гостиная и ряд других помещений парадной анфилады, вписанных в компактный прямоугольный объём здания.

Дом Луниных

Дом Луниных.

Дом Луниных.

Москва.

Дом Лу́ниных (Никитский бульвар, 12а). Перестроен в 1818—23 Д.И. Жилярди из комплекса зданий XVIII в. — главного трехэтажного корпуса, флигеля и одноэтажной хозяйственной постройки. Масштабность и торжественность здания в стиле ампир определяют лоджия и коринфские колонны, объединяющие два верхних этажа главного корпуса, а также мощный балкон, скульптурный фриз и аттик. Двухэтажный флигель на высоте цоколя украшен ионическим портиком; колонны его спарены по углам и раздвинуты в центре, где помещён горельеф на тему победы русского оружия в Отечественной войне 1812. В скульптурном декоре фасада использован мотив лиры, намекавший, возможно, на знаменитые музыкально-вокальные вечера, проводившиеся в этом доме. На потолке второго этажа сохранилась подлинная роспись Жилярди — изображение летящей Славы и амуров, которое составляло единое композиционное целое с изображением Фортуны на своде большого зала. Ныне в Доме Луниных — Музей Востока.

Дом Мельникова

Дом К. С. Мельникова.

Дом К. С. Мельникова.

Москва.

Дом Ме́льникова (Кривоарбатский переулок, д. 10), собственный дом архитектора К.С. Мельникова, выстроенный им по своему проекту в 1927—29 в духе конструктивизма, одна из самых оригинальных жилых построек в Москве. Необычный облик здания объясняется стремлением Мельникова создать максимальное по площади внутреннее пространство при минимальной поверхности наружных стен, что навело его на мысль отказаться от прямоугольных форм плана в пользу круглых. Объёмная композиция здания представляет собой 2 врезанных друг в друга бетонных цилиндра, со стороны входа образована плоская, полностью остеклённая грань. Стены задней части дома прорезаны 200 шестиугольными, вытянутыми по вертикали окнами, создающими на гладкой бетонной поверхности равномерную геометрическую сетку. Интерьер включает ряд рационально и выразительно развёрнутых помещений на трёх уровнях; самыми крупными (по 50 м2) являются гостиная, одна из стен которой полностью остеклена и раскрыта в прилегающий небольшой садик, и получившая более замкнутый характер мастерская в объёме заднего цилиндра, освещённая 36 небольшими окнами, дающими сложно направленный рассеянный свет.

Литература: Хан-Магомедов С.О., Кривоарбатский переулок, 10, М., 1984.

М.И. Астафьева-Длугач.

Дом Миндовского

Дом Миндовского (Пречистенский переулок, 6). Выстроен в 1906 по проекту Н.Г. Лазарева. Два крыла здания, вытянутые вдоль Пречистенского и Гагаринского переулков (последнее надстроено вторым этажом в 1913), объединены угловой купольной ротондой, окружённой парными колоннами. Каждый из уличных фасадов декорирован заглублёнными портиками со скульптурными фризами над ними, но характер их деталировки разный. Расположенный несколько в глубине участка дом обнесён кованой оградой, примыкающей к объёму парадного подъезда, стоящего по Пречистенскому переулку. Композиция и стилистика постройки ярко выражают принципы неоклассицизма.

Дом Морозова

Дом Арсения Абрамовича Морозова.

Дом Арсения Абрамовича Морозова.

Москва.

Дом Моро́зова (улица Воздвиженка, 16). Особняк построен в 1894—99 по проекту архитектора В.А. Мазырина в «мавританском» стиле, заказанном его владельцем Арсением Морозовым как напоминание о понравившемся ему при посещении Португалии средневековом замке в Синтре. За кружевную резьбу аттика и балконной решётки, мощный портал с аркой и двумя круглыми башнями, имитирующими крепостные ворота, за стены, покрытые экзотическими морскими раковинами, получил название «испанское подворье». Все интерьеры роскошно оформлены в подчёркнуто разном стиле; особенно выделяются античный дворик с мозаикой и зал в стиле классицизма. С 1917 в здании размещался театр, затем Пролеткульт (члены которого здесь же и проживали). Позднее — Дом дружбы с народами зарубежных стран.

М.В. Нащокина.

Дом Морозовой

Дом З. Г. Морозовой.

Дом З. Г. Морозовой.

Москва.

Дом Моро́зовой (улица Спиридоновка, 17). Построен в 1893—98 для З.Г. Морозовой (во втором браке — Рейнбот) по проекту Ф.О. Шехтеля; с начала 1910-х гг. принадлежал М.П. Рябушинскому. Представляет один из ранних опытов перехода от эклектики к модерну при помощи стилизации форм английской готики. Строгие геометрические объёмы скомпонованы в сложную асимметричную композицию с доминирующей угловой башнеобразной частью. На фасадах повторяются мотивы стрельчатой арки, вертикальных тяг и венчающих парапетов. Парадные интерьеры задуманы в контрасте с суровым наружным обликом. Богатая деревянная резьба готических порталов, лестниц, панелей, потолков, цветные витражи, гобелены, тяжёлые драпировки, камины и светильники, резная дубовая мебель воссоздают романтический мир рыцарского средневековья. В отделке использованы живописные панно работы М.А. Врубеля и К.Ф. Богаевского. Сохранились первоначальные ограда по улице, жилые и хозяйственные постройки во дворе, сад. В доме Морозовой располагается Дом приёмов МИД РФ (до 1991 МИД СССР). При пожаре 1995 оформлению интерьеров был нанесён значительный ущерб.

Е.Е. Андреева.

Дом московских генерал-губернаторов

Дом московских генерал-губернаторов в конце XIX в.

Дом московских генерал-губернаторов в конце XIX в.

Дом моско́вских генера́л-губерна́торов (Тверская улица, 13). В основе - выстроенный М.Ф. Казаковым в 1778-82 в стиле зрелого классицизма дворец З.Г. Чернышёва, занимавшего пост московского главнокомандующего (генерал-губернатора). После его смерти приобретён казной и использовался как резиденция московских генерал-губернаторов, перестроен Казаковым в 1791. Был поставлен по красной линии улицы и представлял собой монументальное трехэтажное здание, центр которого был выделен широким рядом пилястр и увенчан фронтоном; с задней стороны располагался двор, оформленный боковыми корпусами (разобраны в 1929-30). В 1937-38 при реконструкции улицы Горького здание было на несколько метров передвинуто в глубь участка на новую красную линию. В 1946 надстроено по проекту Д.Н. Чечулина с полной переделкой главного фасада в более крупном масштабе: на прежний объём здания, ставший теперь его основанием и получивший монументальное и торжественное оформление центра пилястрами колоссального ордера, был поставлен второй ярус из двух этажей с восьмиколонным портиком, в котором повторены некоторые из присущих оригинальной постройке деталей - скруглённые завершения окон, круглые скульптурные медальоны. В наружном облике холодноватая торжественность укрупнённых форм соседствует с насыщенной красочностью цветового решения, в котором интенсивный красный тон стен оттеняет белокаменный архитектурный декор здания, а детали орнаментального убранства оживляет позолота. В поле фронтона в настоящее время размещён герб Москвы - рельефное изображение Святого Георгия Победоносца. В интерьере сохранились первоначальная планировка помещений второго этажа, оформление парадной лестницы, декоративная отделка Красного и Белого залов искусственным мрамором, убранство парадной анфилады, где росписи потолков восстановлены П.Д. Кориным.

В марте 1917 в здании разместились Советы рабочих и солдатских депутатов, затем Моссовет. В настоящее время - резиденция Мэрии г. Москвы.

Литература: Гарнюк С.Д. и др., Тверская, 13. Резиденция московских властей, М., 1996.

Бывший дом московских генерал-губернаторов в середине 1990-х гг.

Бывший дом московских генерал-губернаторов в середине 1990-х гг.

Дом Московского купеческого общества

Дом Московского купеческого общества (Новая площадь, 6). Одно из крупных конторских зданий, занимает городской квартал между Новой площадью и Большим Черкасским переулком (см. статью Черкасские переулки), фактически образует одну из сторон Малого Черкасского переулка. Выстроено в 1909-11 Ф.О. Шехтелем в формах позднего модерна, выразительным и оригинальным образом соединившихся с функциональным решением. Выявив на фасадах чёткую, точно соответствующую внутренней структуре здания геометрическую сетку крупных членений его конструктивного остова с плоскостями огромных окон, архитектор эффектно акцентировал вертикальный ритм при помощи гигантских скруглённых в сечении пилястр, доходящих до карниза четвёртого этажа и продолженных в верхнем венчающем этаже арочными нишами. Пилястры и соответствующая их волнообразному ритму раскреповка карниза придают пластическую энергию и целостность всему массиву здания. В композиции умело обыграны формы скульптурного декора в духе неоклассицизма (фриз четвёртого этажа ранее украшали металлические рельефы, а в нишах венчающей части помещены скульптурные маски).

М.Н.

«Дом на набережной»

«Дом на набережной»

"Дом на набережной".

Москва.

«Дом на на́бережной» Дом ЦИК и СНК, Дом правительства (улица Серафимовича, 2/20), жилой комплекс, построенный в 1928—31 по проекту архитектора Б.М. Иофана (совместно с Д.М. Иофаном). Уникален по своей грандиозности и масштабам, является фактически одним огромным зданием, протянувшимся вдоль улицы Серафимовича от Берсеневской набережной до Водоотводного канала. Сооружался в непосредственной близости от Кремля, своими крупными, чётко организованными объёмами оформил значительное городское пространство, резко выделяясь в более мелкой застройке Замоскворечья и в перспективе набережных Москвы-реки. Впоследствии, при проектировании здания Дворца Советов, мыслился как часть крупномасштабного и стилистически согласованного городского ансамбля в центре Москвы. Состоит из нескольких высотных 10—11-этажных корпусов, сгруппированных на участке в 3 га вокруг трёх крупных сообщающихся друг с другом внутренних дворов. Плотный массив здания, в котором геометрическая жёсткость форм сочетается с аскетичной строгостью оформления, приобрёл мрачноватую торжественность и несколько давящую монументальность. Строго очерченные, поднимающиеся прямоугольными уступами корпуса со стороны Водоотводного канала замыкаются лаконичными, распластанными объёмами кинотеатра «Ударник» с утяжелённым ступенчатым аттиком и купольным покрытием [долгое время был самым крупным кинотеатром Москвы, вместимость зала составляла 1500 (ныне 1200) мест, при перекрытии зрительного зала использована система арок разного пролёта и высоты]. Со стороны Берсеневской набережной в массиве «Дома на набережной» выделено в отдельный объём монументальное здание клуба (ныне Театр эстрады), фасад которого с грандиозным портиком из 6 несущих горизонтальную плиту пилонов оформляет репрезентативную композицию обращённой к Москве-реке части здания. Пространство зрительного зала перекрыто крупнейшей по тем временам железобетонной оболочкой диаметром 32 м. «Дом на набережной» отразил характерные для 1920-х гг. идеи строительства жилых комбинатов, соединивших жильё и культурно-бытовое обслуживание. Помимо 500 квартир, в доме находились детский сад, ясли, спортивные учреждения, прачечная, сберкасса, отделение связи, универмаг, библиотека. Во внутренних дворах были первоначально разбиты скверы с фонтанами. Внутренняя отделка, подобно наружному облику здания, представляла собой специфическое сочетание официальной торжественности, масштабности и аскетизма. В 1930-х гг. в «Доме на набережной» жили крупнейшие государственные, общественные и политические деятели, видные военачальники, работники культуры. Многие из них были репрессированы, их семьи выселялись, освобождая место новым кандидатам на «исчезновение». В настоящее время на фасадах установлено свыше 15 мемориальных досок. Специфический феномен «Дома на набережной» и складывающаяся в нём и вокруг него атмосфера описаны в романе Ю.В. Трифонова, давшем дому утвердившееся ныне неофициальное название. С 1989 действует народный музей истории дома.

Дом Нарышкина—Рагузинских

Дом В. Ф. Нарышкина-Рагузинских. Фрагмент дворового фасада.

Дом В. Ф. Нарышкина-Рагузинских.

Фрагмент дворового фасада.

Москва.

Дом Нары́шкина—Рагузи́нских (Маросейка, 11). В основе здания — палаты, выстроенные в конце XVII в. по линии улицы для В.Ф. Нарышкина. Первоначально двухэтажные, они представляли собой необычайное для своего времени монументальное строение, занявшее всю ширину участка. Здание имело в центре сводчатый проезд во двор, глухой нижний этаж со стороны улицы, было оформлено членящими стену колонками, горизонтальными тягами и нарядными, пластически проработанными наличниками в духе московского барокко. На втором этаже находился зал, занимавший всю ширину здания. Предполагается, что верхний, третий ярус образовывали деревянные жилые «хоромы», к которым вела наружная лестница. В 1702—07 в здании по распоряжению Петра I помещалась школа пастора Э. Глюка. После пожара 1707 усадьбу получил во владение С.Л. Рагузинский, при котором был надстроен третий этаж с общей равновысокой кровлей; сохранилось прежнее деление стены на прясла, не всегда равные и с разнообразным ритмом окон, что вместе с нарядными формами декора (сдвоенными колонками на постаментах, наличниками, узорчатым карнизом над вторым этажом и балюстрадой галереи-гульбища, окружавшей верхний этаж) обусловило живописность здания, заметно выделявшегося среди окружающей застройки.

В середине — второй половине XVIII в., скорее всего, окончательно сложилась ныне существующая объёмная композиция здания (с 1764 им владел М.Д. Кантемир, брат поэта А.Д. Кантемира, а на рубеже XVIII—XIX вв. — фельдмаршал Н.В. Репнин); был надстроен кирпичный верхний этаж, сооружены боковые крылья с домовой церковью, фасад был декорирован в стиле барокко, но отличался сдержанностью архитектурного решения (зафиксирован в архитектурных альбомах М.Ф. Казакова). В 1825 здание перешло во владение Человеколюбивого общества, в 1832—33 ремонтировалось, в результате чего на уличном фасаде был полностью сбит барочный декор и создано ныне существующее оформление в стиле ампир с лаконичными гипсовыми орнаментальными деталями на гладкой поверхности стен. Со стороны двора восстановлены фрагменты наружного убранства «большой палаты» — белокаменные наличники и консоли конца XVII в.

Дом Нарышкина-Рагузинских

Дом Нарышкина-Рагузинских (Маросейка, 11). В основе здания - палаты, выстроенные в конце XVII в. по линии улицы для В.Ф. Нарышкина. Первоначально двухэтажные, они представляли собой необычайное для своего времени монументальное строение, занявшее всю ширину участка. Здание имело в центре сводчатый проезд во двор, глухой нижний этаж со стороны улицы, было оформлено членящими стену колонками, горизонтальными тягами и нарядными, пластически проработанными наличниками в духе московского барокко. На втором этаже находился зал, занимавший всю ширину здания. Предполагается, что верхний, третий ярус образовывали деревянные жилые «хоромы», к которым вела наружная лестница. В 1702-07 в здании по распоряжению Петра I помещалась школа пастора Э. Глюка. После пожара 1707 усадьбу получил во владение С.Л. Рагузинский, при котором был надстроен третий этаж с общей равновысокой кровлей; сохранилось прежнее деление стены на прясла, не всегда равные и с разнообразным ритмом окон, что вместе с нарядными формами декора (сдвоенными колонками на постаментах, наличниками, узорчатым карнизом над вторым этажом и балюстрадой галереи-гульбища, окружавшей верхний этаж) обусловило живописность здания, заметно выделявшегося среди окружающей застройки.

В середине - второй половине XVIII в., скорее всего, окончательно сложилась ныне существующая объёмная композиция здания (с 1764 им владел М.Д. Кантемир, брат поэта А.Д. Кантемира, а на рубеже XVIII-XIX вв. - фельдмаршал Н.В. Репнин); был надстроен кирпичный верхний этаж, сооружены боковые крылья с домовой церковью, фасад был декорирован в стиле барокко, но отличался сдержанностью архитектурного решения (зафиксирован в архитектурных альбомах М.Ф. Казакова). В 1825 здание перешло во владение Человеколюбивого общества, в 1832-33 ремонтировалось, в результате чего на уличном фасаде был полностью сбит барочный декор и создано ныне существующее оформление в стиле ампир с лаконичными гипсовыми орнаментальными деталями на гладкой поверхности стен. Со стороны двора восстановлены фрагменты наружного убранства «большой палаты» - белокаменные наличники и консоли конца XVII в.

Дом Нирнзее

Дом Ни́рнзее (Большой Гнездниковский переулок, 10). Выстроен в 1912—14 по проекту Э.-Р.К. Нирнзее на купленном тогда же участке. Самое высокое в это время в Москве десятиэтажное здание предназначалось для малогабаритных дешёвых квартир холостяков и малых семей и имело общественную столовую, «театральный» подвал, на крыше была устроена зона досуга (включала скейтинг-ринк). Возвышаясь над малоэтажной тогда застройкой Тверской улицы, дом создавал активную градостроительную связь с колокольней Страстного монастыря. Главный фасад дома Нирнзее входил в панораму Тверского бульвара. Внешние формы постройки весьма лаконичны: облицованные светлой глазурованной плиткой стены членятся плоскими эркерами с криволинейными завершениями.

В 1914—18 в доме Нирнзее размещалась редакция журнала «Сине-Фоно», с 1915 — «Товарищество В. Венгерова и В. Гардина» («Киночайка»), имевшее на крыше съёмочный павильон; в 1924 в доме Нирнзее обосновалась Ассоциация революционной кинематографии (С.М. Эйзенштейн, Л.В. Кулешов и др.). До 1930-х гг. на крыше работал и кинотеатр. В подвал дома Нирнзее в 1915 переехало театральное кабаре «Летучая мышь». В 1924 в доме открылся Московский театр сатиры, в 1928 — Студия Малого театра, в 1931 — театр «Ромэн». В 1958 помещение было отдано Учебному театру ГИТИСа, в 1989 здесь вновь открылся театр «Летучая мышь». В доме Нирнзее с 1922 размещалась редакция газеты «Накануне», с которой сотрудничал М.А. Булгаков. В этом же доме у общих друзей писатель познакомился с будущей женой — Е.С. Шиловской. С 1920-х гг. здесь также располагались редакции издательств «Радуга», «Книга», «Московское товарищество писателей», «Советский писатель» (1930—70); редакции журналов «Известия спорта», «Физическая культура», «Литературная учёба». В 1918 здание стало 4-м Домом Московского совета («Чедомос»).

Литература: Бессонов В.А., Янгиров Р.М., Большой Гнездниковский переулок, 10, М., 1990.

Е.Е. Андреева.

Дом Общества «Динамо»

Дом общества

Дом общества "Динамо".

Москва.

Дом О́бщества «Дина́мо» (улица Большая Лубянка, 12). Проект 1928-29 (архитекторы И.А. Фомин, А.Я. Лангман) предусматривал создание симметричного градостроительного ансамбля, замыкающего перспективу улицы Кузнецкий мост. Возведено только одно из двух зданий между улицами Большая и Малая Лубянка и Фуркасовским переулком, включающее Г-образные административный и жилой корпуса, объединённые башней. Здесь размещались также универмаг (ныне гастроном-супермаркет) и клуб ОГПУ (НКВД). Выходящий на Большую Лубянку административный корпус выполнен в монументальных формах - мощные вертикали спаренных колонн без баз и капителей объединяют 6 этажей. Последний этаж прорезан круглыми окнами. Монолит башни расчленён угловыми балконами и столбами, на которые опирается её первый этаж. Для жилого корпуса выбран более мелкий масштаб с выраженной горизонтальной композицией фасадов. Сооружение было одним из первых в советской архитектуре опытов поисков «большого стиля».

Предыдущая страница Следующая страница