Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИН"-"ДОМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИН"-"ДОМ")

«Динамо»

Стадион

Стадион "Динамо".

Москва.

«Дина́мо» стадион на территории Петровского парка. Построен в 1928, до конца 50-х гг. крупнейшее спортивное сооружение Москвы (трибуны стадиона вмещают около 54 тыс. зрителей). В процессе развития спортивного комплекса построены: Малая арена, крытые сооружения — каток, гимнастический зал, футбольно-легкоатлетический манеж, теннисные корты, плавательные бассейны (крытый, с дорожками длиной 25 м; открытый, с ванной размером 50x25 м) и другие объекты. Малая спортивная арена состоит из игрового поля и двух трибун — Западной и Восточной, расположенных вдоль длинных сторон игрового поля (общая вместимость 10 тыс. зрителей). К Западной трибуне примыкает учебно-тренировочный комплекс, который состоит из двух залов: гимнастического (54x36 м; крупнейший в Европе) и ледового (72x36 м). Под углом к нему расположен футбольно-легкоатлетический манеж (116x66 м, высота 15 м). На стадионе проводит «домашние» матчи один из популярнейших футбольных клубов страны «Динамо».

Дионисий

Дионисий (около 1440 - после 1503), иконописец, живописец-монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне на территории Вологодской области). По историческим свидетельствам, происходил из знатного рода; обучался, видимо, у мастера Митрофана. Как главный мастер, руководитель иконописной артели, для иконостаса Успенского собора Московского Кремля выполнил деисус, иконы праздничного чина и несколько икон пророческого чина (1481, не сохранились); с Дионисием и Митрофаном связывают также фрески старого Похвальского и Петропавловского приделов и фрагменты росписи жертвенника и алтарной преграды в Успенском соборе. Для Вознесенского монастыря Дионисий заново переписал обгоревшую греческую икону «Богоматерь Одигитрия» (1482, ГТГ). В 1480-х гг. выполнил житийные иконы митрополита Петра (Успенский собор) и митрополита Алексия (ГТГ), раскрывающие новую эстетическую концепцию московской иконописи; удлинённые и словно парящие фигуры, ритмически ровный, мягкий рисунок использованы в них как средство акцентирования духовного начала. Вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром и другими мастерами создал иконы и роспись соборной церкви Успения Иосифо-Волоколамского монастыря под Москвой (после 1485, не сохранились), росписи Спасской церкви Чигасова монастыря в Москве (конец 1480-х гг., не сохранились). С Дионисием связывают фрески Лужецкого монастыря, близ Можайска (не сохранились). В собрании Государственной Третьяковской галереи находятся две иконы Дионисия из Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря, близ Вологды - «Спас в силах» и «Распятие» (около 1500). Мастерская Дионисия во главе с его сыном Феодосием выполняла роспись Благовещенского собора Московского Кремля (1508).

Литература: Лазарев В.Н., Дионисий и его школа, в книге: История русского искусства, т. 3, М., 1955; Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий. Каталог, Л., 1981.

Диспансеры

Диспансе́ры Первые диспансеры (амбулатории с попечительствами) были созданы в Москве в начале XX в. для туберкулёзных больных. В 1904 Рогожское отделение Дамского попечительства о бедных организовало диспансер при лечебнице Святой Софьи. К 1913 в Москве Русским обществом охранения народного здравия было создано 4 противотуберкулёзных диспансера. Средства на их содержание собирали в дни «Белой ромашки», которые устраивало это общество. В 1921 на Петровке открыт первый в стране венерологический диспансер, в 1924 — первый в мире нервно-психиатрический диспансер, преобразованный в 1928 в НИИ нервно-психиатрической профилактики (ныне Московский НИИ психиатрии). В 1929 на Усачёвке открыт первый в стране Единый диспансер. В 1935 диспансеры созданы во всех районах Москвы, а в 1939 преобразованы в городские поликлиники. После Великой Отечественной войны созданы противоревматологические (кардиологические), противозобные (эндокринологические), онкологические и физкультурные диспансеры. В 1995 в Москве было 18 противотуберкулёзных диспансеров (из них 11 со стационарами), 30 кожно-венерологических (1 со стационаром), 24 психоневрологических (1 со стационаром), 4 онкологических (1 со стационаром), 13 наркологических (1 со стационаром), 14 врачебно-физкультурных (1 со стационаром), 1 кардиологический, 1 маммологический, 1 эндокринологический.

Литература: Пять лет работы I Единого диспансера. 1929—1934, М., 1934.

М.Я.

Дмитриев Иван Иванович

И. И. Дмитриев.

И. И. Дмитриев.

Дми́триев Иван Иванович (1760, село Богородское Казанской (позднее Симбирской) губернии — 1837, Москва), поэт, государственный деятель, действительный тайный советник (1819). Выходец из старинной дворянской семьи. Получив образование в Казани и Симбирске, Дмитриев впервые приехал в Москву в 1773, когда его семья спасалась от войск Е.И. Пугачёва. В 1775 Дмитриев, годом ранее начавший военную службу в Петербурге, был откомандирован в Москву, где сильнейшее впечатление на него произвела казнь Пугачёва на Болотной площади (воспоминание Дмитриева об этом событии использовал А.С. Пушкин в своей «Истории Пугачёва»). В 1799, получив отставку (после военной службы состоял в должности товарища министра Департамента уделов и обер-прокурора Сената), Дмитриев переехал в Москву, купил «деревянный домик с маленьким садом, близ Красных ворот, в приходе Харитония в Огородниках» (Большой Козловский переулок, 12; не сохранился).

Высоко ценимый современниками, Дмитриев был автором опубликованных большей частью в Москве стихотворных сказок (в том числе «Модная жена», 1792, «Причудница», 1794, где события разворачиваются на фоне старого московского быта), песен (в том числе популярной «Стонет сизый голубочек»), исторического стихотворения «Ермак» (1795), эпиграмм, мадригалов, од (в том числе «Освобождение Москвы», 1797, первоначальное название «Пожарский»). В изданный в Москве «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен» (ч. 1—3, 1796) поэт включил помимо своих произведений сочинения А.П. Сумарокова, Ю.А. Нелединского-Мелецкого и др. В написанном в Москве послании к Г.Р. Державину Дмитриев, называя другую столицу «жилищем сует», дал живую картину излюбленного места гуляний москвичей — Марьиной рощи с заброшенным кладбищем для иноземцев. После нескольких лет размеренной московской жизни, подготовки и выпуска в свет своих собраний сочинений и переводов, общения с друзьями-литераторами (в том числе В.Л. Пушкиным, М.М. Херасковым, В.А. Жуковским) Дмитриев вновь на государственной службе: с 1806 в 6-м (Московском) департаменте Сената, в 1810 по приглашению Александра I — в Петербурге, член Государственного совета и министр юстиции; в 1814 подал в отставку и возвратился в Москву. Здесь по проекту архитектора А.Л. Витберга построил новый дом на месте сгоревшего в 1812 (улица Спиридоновка, 17). В нём бывали П.А. Вяземский, А.И. Тургенев, Е.А. Баратынский, М.П. Погодин, С.П. Шевырёв, Н.А. Полевой и др. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Литература: Чулицкий В.М., И.И. Дмитриев, «Журнал Министерства народного просвещения», 1902, № 3—5; Вацуро В.Э., И.И. Дмитриев в литературной полемике начала XIX в., в книге: XVIII век, сборник 16, Л., 1989.

Г.В. Якушева.

Дмитриев Фёдор

Дмитриев Фёдор (умер после 1683), литейный мастер. Ученик колокололитейщика А. Григорьева; свыше 30 лет работал на московском Пушечном дворе. В 1659 Дмитриев был уже «колокольного дела мастер», имел четырёх учеников и проживал в Пушкарской слободе в приходе церкви Сергия Чудотворца что в Пушкарях. На своём дворе имел небольшую мастерскую, где производил отливку колоколов, главным образом «на сторону», но в некоторых случаях для Пушечного двора. В 1666 отлил колокол весом 29 пудов (около 0,5 т) для церкви Петра и Екатерины на Покровке, а также 9 вестовых колоколов «розными образцами». В 1667 по указу царя Алексея Михайловича для Покровского собора (храма Василия Блаженного) мастером был отлит колокол весом 154 пуда (около 2,5 т). Дмитриев лил колокола и для других городов России. В 1680 отлил колокол для Набатной башни Кремля (который, провисев 30 лет, разбился и в 1714 был перелит И. Моториным). Последнее из известных упоминаний о Дмитриеве содержится в Расходной книге Пушечного двора за 1683. Колокола Дмитриева среди сохранившихся пока не выявлены.

Литература: Токмаков И.Ф., Историко-статистическое и археологическое описание церкви во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца, что в Пушкарях в Москве, и ея прихода, М., 1895.

А.Ф. Бондаренко.

Дмитриев-Мамонов Матвей Александрович

Дми́триев-Мамо́нов Матвей Александрович (1790—1863, Москва), граф, поэт, общественный деятель, генерал-майор (1813), один из богатейших людей своего времени. Сын фаворита императрицы Екатерины II А.М. Дмитриева-Мамонова. Получил домашнее образование. В 1810 начал службу советником в Московском губернском правлении. Обер-прокурор 6-го (Московского) департамента Сената (1810). Участник Отечественной войны 1812. На свои средства сформировал особый конный полк, вошедший в состав Московского ополчения. Отличился в сражениях при Бородине (26 августа), Тарутине (6 октября 1812) и Малоярославце (12—13 октября 1812), награждён золотой саблей «За храбрость». В 1819 уволен в отставку по болезни. Вместе с М.Ф. Орловым основал в Москве тайную организацию «Орден русских рыцарей» (действовала в 1815—17). Автор программного документа «Пункты преподаваемого во внутреннем ордене учения», в котором содержались требования «ограничения самодержавной власти» посредством Сената, «введения вольного книгопечатания», упразднения винного откупа и соляной монополии, «лишения иноземцев всякого влияния на дела государственные», уменьшения числа монастырей, улучшения положения солдат и наделения их землёй по выслуге лет и др. В 1816 издал «Краткие наставления Русским Рыцарям». В 1817—25 жил в подольском имении Дубровицы и доме на Яузском бульваре. В 1825 по распоряжению московского генерал-губернатора Д.В. Голицына арестован за жестокое наказание крепостных и неповиновение властям. В июле 1825 император Александр I утвердил мнение Комитета министров о «признании отставного генерал-майора Дмитриева-Мамонова безумным и учреждении над ним опеки» (среди опекунов А.А. Арсеньев, С.П. Фонвизин, сестра Дмитриева-Мамонова, К.Я. Булгаков и др.). С 1830 под присмотром врачей и надзирателей жил на Васильевской даче (впоследствии Мамоновской) в Серпуховской части. Похоронен в Донском монастыре.

Литература: Арсеньев И.А., Слово живое о неживых, «Исторический вестник», 1887, № 2; Граф М.А. Дмитриев-Мамонов. Из воспоминаний Н.А. Дмитриева-Мамонова, «Русская старина», 1890, № 4; Лотман Ю.М., М.А. Дмитриев-Мамонов — поэт, публицист и общественный деятель, в его кн.: Избранные статьи, в. 2, Таллин, 1992.

Е.Г. Болдина.

Дмитрий Донской

Дмитрий Донской (1350, Москва - 1389, там же), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены Александры. В годы малолетства Дмитрия боярское правительство возглавлял митрополит Алексий. При Дмитрии происходило дальнейшее укрепление и расширение Московского княжества. В 1364 в Москву из Нижнего Новгорода, через Коломну, пришёл «великий мор», свирепствовавший около двух лет. В засушливое лето 1365 Москва сильно пострадала от пожара (так называемый всехсвятский пожар; загорелась церковь Всех Святых в Чертолье, и «оттого погорел весь город Москва, и посад, и Кремль, и Загородье, и Заречье»). В 1366 Дмитрий женился на дочери нижегородского князя Дмитрия Константиновича Евдокии Дмитриевне (из-за московского пожара венчание проходило в Коломне). В 1367-68 в условиях постоянной военной угрозы Дмитрий начал строительство в Москве белокаменного Кремля. Новый Кремль успешно выдержал две осады литовских войск князя Ольгерда (1368, декабрь 1370). Получив в Орде (1371) ярлык на великое княжение владимирское, Дмитрий был вынужден защищать московские земли от вторжения войск тверского князя Михаила Александровича (1371-72). Новый конфликт с Тверью начался после отъезда из Москвы в Тверь (1374) сына московского тысяцкого И.В. Вельяминова и гостя Некомата Сурожанина. Мирный договор (1375) значительно урезал самостоятельность Тверского великого княжества. В 1370-х гг. Дмитрий усилил сопротивление Орде: в 1377 московские полки потерпели поражение на р. Пьяне, в 1378 Дмитрий разбил ордынское войско на р. Воже. В 1380 в Куликовской битве Дмитрий нанёс сокрушительное поражение Мамаю, за что стал именоваться «Донской». В битве участвовало московское городское ополчение, так называемая тысяча. 1 октября 1380 Дмитрий Донской торжественно вступил в Москву. В память о победе на Куликовом поле в Москве была воздвигнута церковь Всех Святых на Кулишках (современное здание XVI-XVII вв., Славянская площадь, 2). В 1382 Москва была разорена ханом Тохтамышем. Весть об отъезде Дмитрия Донского из Москвы (за помощью в Кострому) привела к восстанию 1382 года в Москве. Вернувшись в Москву, Дмитрий Донской начал восстановление города. При Дмитрии Донском были основаны Андроников, Алексеевский, Симонов, Петровский и Рождественский монастыри. Под власть Москвы перешли часть Мещёры, Смоленской земли, приокские земли, Галич, Дмитров, территория великого княжества Владимирского. Дмитрий Донской впервые без санкции Золотой Орды передал великое княжение своему сыну Василию I как свою «вотчину». Дмитрий Донской похоронен в Архангельском соборе Кремля. Канонизирован Русской православной церковью.

Литература: Тихомиров М.Н., Древняя Москва, XII-XV вв. Средневековая Россия на международных путях, М., 1992; Кучкин В.А., Дмитрий Донской, «Вопросы истории», 1995, № 5-6.

Е.И. Куксина.

«Дмитровская»

Станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1991. Архитекторы Р.И. Погребной, В.З. Филиппов. Выход со станции по подземному переходу к Новодмитровской улице и к платформе железнодорожной станции Дмитровская Савёловского направления. В отделке путевых стен и станционного зала использован розовый и красный мрамор. На торцевой стене зала и над входом на эскалатор размещены литые барельефы на тему защиты Москвы в 1941 (скульптор Ф.Д. Фивейский). Пол выложен красным и тёмным гранитом.

Л.Ч.

Дмитровское шоссе

Между Бутырской улицей и МКАД, на севере Москвы. Возникло в XIV в. как дорога на г. Дмитров (отсюда название). В XIX в. дорога превращена в шоссе. В 50-80-х гг. ведётся массовая застройка примыкающих к шоссе Бутырского хутора, Петровско-Разумовского, Лихобор, Дегунина, Бескудникова, Лианозова.

Добржанская Любовь Ивановна

Добржанская Любовь Ивановна (1908, Киев - 1980, Москва), актриса, народная артистка СССР (1965). В 1924, по окончании театральной студии при Киевском русском драматическом театре, была принята в его труппу. С 1934 в Москве, в труппе Центрального театра Советской Армии, где большое влияние на искусство Добржанской оказал А.Д. Попов. Для Добржанской, обладавшей замечательным даром перевоплощения, выразительным голосом, сильным темпераментом, характерны ироничность, острота психологического рисунка, яркость сценической формы. Выступала в комических и драматических ролях: Катарина («Укрощение строптивой» У. Шекспира, 1937), Шура Азарова («Давным-давно» А.К. Гладкова, 1942), Елена Стильяно («Моя семья» Э. Де Филиппо, 1957), Эмилия Марти («Средство Макропулоса» К. Чапека, 1958). Участвовала также в постановках Театра «Современник»: Айша-Апа («Восхождение на Фудзияму» Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова, 1972), Актриса («Из записок Лопатина» К.М. Симонова, 1974), Старуха («Эшелон» М.М. Рощина, 1975). Снималась в кино (фильмы «Берегись автомобиля», 1966, «Игрок», 1973, «В четверг и больше никогда», 1978, и др.). Государственная премия СССР (1951). Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Добров Сергей Алексеевич

Добро́в Сергей Алексеевич (1884, Москва — 1959, там же), геолог и палеонтолог, доктор геолого-минералогических наук (1945). Родился в семье врача. Окончил Московский университет (1912). Ученик А.П. Павлова. Работал в университете и одновременно в Геологическом комитете (с 1914), в 1930—42 в Московском геологическом управлении, в 1942—52 вновь в МГУ. При участии Доброва издавалась геологическая карта Европейской части СССР, большую практическую ценность имели его инженерно-геологические работы по полезным ископаемым и подземным водам Подмосковья, а также экспертизы о геологических условиях ряда сооружений канала Москва — Волга. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Добронравов Борис Георгиевич

Добронра́вов Борис Георгиевич (1896, Москва — 1949, там же), актёр, народный артист СССР (1937). В 1909—13 учился в духовной семинарии, в 1914 поступил на физико-математический, затем на юридический факультет Московского университета. В 1915—18 в 1-й Студии МХТ. В искусстве Добронравова мужественная простота сочеталась с романтическим вдохновением, подчас поэтическим пафосом, филигранной актёрской техникой. Роли: Васька Пепел («На дне» М. Горького, 1924), Наркис («Горячее сердце» А.Н. Островского, 1926), Ноздрёв («Мёртвые души» по Н.В. Гоголю, 1932), Тихон («Гроза» Островского, 1934), Лопахин («Вишнёвый сад» А.П. Чехова, 1935). В 30—40-х гг. много играл в спектаклях на произведения современной отечественной драматургии: Листрат («Земля» Н.Е. Вирты, 1937), Сафонов («Русские люди» К.М. Симонова, 1943) и др. Роли царя Фёдора («Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, 1944) и Войницкого («Дядя Ваня» Чехова, 1947) стали событиями в истории отечественного театра. С 1920 снимался в кино. Среди ролей: крепостной музыкант Егор Ефимов («Петербургская ночь», 1934), Давыдов («Поднятая целина», 1940). Добронравов умер на сцене, во время исполнения любимой роли царя Фёдора. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Б.Г. Добронравов. Статьи. Воспоминания. Документы, М., 1983.

«Добрынинская»

«Добрынинская» (до 1961 «Серпуховская»), станция метро Кольцевой линии. Открыта в 1950. Архитекторы М.А. Зеленин, Л.Н. Павлов, М.А. Ильин. Вестибюль расположен на углу Люсиновской улицы и Добрынинской площади. В тематике оформления станции использованы события из жизни страны: «Парад советских спортсменов» и «Парад войск на Красной площади» (панно из смальты художников Г.И. Рублёва, Б.В. Иорданского), барельефы на тему «Народы СССР» (скульптор Е.А. Янсон-Манизер), панно из смальты «Утро космической эры» (художник С.А. Павловский). Пилоны станционного зала облицованы розовым мрамором, их архитектурное оформление в ясных конструктивных формах воссоздаёт перспективные порталы памятников древнерусского зодчества. Стены отделаны красным мрамором; пол выложен красным и серым гранитом.

Доватор Лев Михайлович

Доватор Лев Михайлович (1903, село Хотино Витебской губернии - 1941), генерал-майор (1941), Герой Советского Союза (1941). С 1924 в кавалерии. Окончил в Москве Военную академию имени М.В. Фрунзе (1939). Командовал Отдельной кавалеристской группой, совершившей в августе-сентябре 1941 рейд по тылам противника. Во время Московской битвы командир 3-го, затем 2-го гвардейского кавалеристского корпуса. Погиб в бою около деревни Палашкино Рузского района Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Доватора в 1960 названа улица (бывшая Малые Кочки) в районе Комсомольского проспекта.

Довженко Александр Петрович

Довженко Александр Петрович (1894, село Сосницы Черниговской области - 1956, Москва), кинорежиссёр, писатель, народный артист РСФСР (1950). Один из основоположников отечественного киноискусства. В 1914 окончил Глуховский учительский институт. В кино с 1926. С середины 30-х гг. жил в основном в Москве. Самобытная творческая индивидуальность Довженко раскрылась в фильме «Звенигора» (1928), соединившем в себе историю, сказку и хронику Гражданской войны, эпос, лирику и сатиру. Дальнейшее развитие творческая манера режиссёра получила в фильмах: «Арсенал» (1929), «Земля» (1930), «Иван» (1932), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1939), «Мичурин» (1949). Фильмы Довженко - лирико-эпические произведения, осуществлённые прежде всего изобразительными средствами через плавное чередование и накопление отдельных живописных картин-кадров. Довженко поставил также документальные фильмы: «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Победа на Правобережной Украине» (1945) - с Ю.И. Солнцевой (жена Довженко) и др. Преподавал во ВГИКе (1949-51 и с 1955). Ленинская премия (1959, посмертно), Государственная премия СССР (1941, 1949). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где с 1942 жил Довженко (Кутузовский проспект, 22), - мемориальная доска.

Литература: Марьямов А., Довженко, М., 1968; Уроки А. Довженко, К., 1982.

Додонов Александр Михайлович

Додо́нов Александр Михайлович (1837, Петербург — 1914, Москва), певец (лирико-драматический тенор). Солист двора великой княгини Александры Павловны в Петербурге. Концертировал в странах Европы. В 1869—91 солист Большого театра, где был первым исполнителем партий Андрея Морозова («Опричник» П.И. Чайковского), Вальтера («Тангейзер» Р. Вагнера), Альфреда («Травиата» Дж. Верди) и др. Выступал в концертах; первый исполнитель сольной партии в кантате «В память 200-летия рождения Петра Великого» Чайковского (31 мая 1872, на открытии Политехнической выставки в Москве). В 1890—95 преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (с 1891 профессор). Чайковский посвятил Додонову романс «Корольки» (опус 28, № 2, 1875). Похоронен на Миусском кладбище.

М.Е.

Докукин Иван Архипович

Доку́кин Иван Архипович (1920 - 1943), лётчик, Герой Советского Союза (1943), капитан. Работал электросварщиком на заводе «Калибр». В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации, командир звена, эскадрильи; совершил 55 боевых вылетов, уничтожил 8 самолётов, 15 танков и свыше 100 автомашин. Погиб в воздушном бою. Именем Докукина в 1964 названа улица (бывшая Большая Леоновская) в Ростокине. На территории завода «Калибр» установлен бюст Докукина.

Долгоруков Владимир Андреевич

Долгоруков Владимир Андреевич (1810, Москва - 1891, Париж), князь, московский генерал-губернатор (1865-91), генерал-адъютант (1855), генерал от кавалерии (1867), член Государственного совета (с 1881). Окончил школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге; действительную службу начал в 1828 унтер-офицером лейб-гвардейского Конного полка. Участвовал в подавлении Польского восстания 1830-31, затем в военных действиях на Кавказе. С 1844 состоял для особых поручений при военном министре. В 1848 в звании генерал-майора зачислен в свиту императора Николая I, генерал-провиантмейстер Военного министерства. С 1855 генерал-адъютант императора Александра II, с 1856 член Военного совета. При Долгорукове в рамках общероссийских преобразований в Москве проведены земская (1865) и городская (1870) реформы. В декабре 1872 состоялись первые выборы гласных по новому Городовому положению. В 1881 утверждено «Положение о московской городской полиции», изменившее административно-территориальное деление Москвы и систему полицейского управления. Долгоруков уделял большое внимание благоустройству города: в 1868 началось газовое освещение Москвы, в 1872 открыто движение на первой конно-железной дороге, для лучшего водоснабжения продолжалось устройство артезианских колодцев. В 1866 открыта Московская консерватория, в 1872 - Высшие женские курсы. В Москве проходили выставки: Этнографическая (1867), Политехническая (1872), Всероссийская промышленно-художественная (1882), по конезаводству (1866, 1869, 1972), к 25-летию Общества поощрения трудолюбия в Москве (1888) и др. В 1883 открыт Исторический музей имени императора Александра III. Данью уважения поэту стало проведение пушкинских дней и открытие памятника А.С. Пушкину (1880). Завершено строительство храма Христа Спасителя (1883; Долгоруков был председателем комиссии по созданию храма). При активном содействии Долгорукова во время русско-турецкой войны 1877-78 в Москве и Московской губернии организовано около 20 комитетов Общества Красного Креста, собраны около 1,5 млн. пожертвований в пользу общества и свыше 2,2 млн. рублей для приобретения судов Добровольного флота, устроены помещения для госпиталей на 2400 коек; по предложению Долгорукова московское дворянство сформировало санитарный поезд. В соответствии с должностным статусом Долгоруков являлся президентом, председателем, попечителем, покровителем, почётным, постоянным и действительным членом различных организаций. Пользовался большой популярностью у москвичей. В 1875 Долгорукову присвоено звание почётного гражданина Москвы; в 1877 по просьбе жителей часть Новослободской улицы, прилежащей к Садовой-Триумфальной улице, переименована в Долгоруковскую улицу. В 1891 Долгоруков вышел в отставку, вскоре уехал в Париж для лечения.

О.В. Кузовлева.

Долгоруков (Долгорукий) Иван Михайлович

Долгору́ков (Долгорукий) Иван Михайлович (1764, Москва — 1823, там же), князь, поэт, драматург, мемуарист. Получил хорошее домашнее образование, в 1778—79 учился в Московском университете. В 1782—1790 на военной службе, в 1791—96 вице-губернатор в Пензе, в 1802—12 губернатор во Владимире. В 1812 откликнулся на пожар в Москве стихотворением «Плач над Москвою». Окончательно осев в Москве в 1814, Долгоруков посвятил себя литературному творчеству и любительскому театру; на литературных чтениях в его доме выступали С.Т. Аксаков, М.Н. Загоскин, М.А. Дмитриев, а на сцене его домашнего театра, устроенного в 1816, играли Ф.Ф. Кокошкин, А.М. Пушкин и другие талантливые дилетанты. Мемуарные «Записки» Долгорукова (частично опубликованы в 1916 под названием «Повесть о рождении моём, происхождении и всей жизни») и оригинальное по форме сочинение «Капище сердца моего, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни» (опубликовано в 1872—74) содержат ценные свидетельства о культурно-бытовом укладе московской жизни. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Долгоруков Павел Дмитриевич

Долгору́ков Павел Дмитриевич (1856, Царское Село — 1927, Москва), князь, политический деятель, землевладелец. Окончил физико-математический факультет Московского университета. Служил чиновником при Государственном совете. Выйдя в отставку, поселился в родовом имении Волынщина Рузского уезда Московской губернии. С 1893 (в течение 15 лет) — предводитель дворянства Рузского уезда. В 1890-х гг. один из пайщиков МХТ. Был председателем Московского губернского земского экономического совещания. Возглавлял Московское учительское общество, руководил Всероссийским съездом учительских обществ в Москве (декабрь 1902 — январь 1903). Во время русско-японской войны 1904—05 возглавлял передовые санитарные отряды Московского земства, был корреспондентом газеты «Русские ведомости». Один из зачинателей земского движения, участник земских съездов 1904—05. Один из основателей Конституционно-демократической партии; многие собрания, предшествовавшие её созданию, проходили в его московском особняке (Знаменский переулок, 5); на первом съезде избран членом ЦК, на втором — председателем ЦК партии. После переезда ЦК кадетской партии в Петербург Долгоруков, оставаясь (до 1909) председателем ЦК, возглавлял также Московский отдел ЦК. Депутат 2-й Государственной думы от Москвы (1907). Убеждённый пацифист и противник смертной казни, Долгоруков создал (1909) и возглавил Общество мира — филиал одноименного международного общества. С 1910 глава правления московского Общества грамотности. После февраля 1917 поддерживал Временное правительство. В октябре 1917 находился в рядах защитников Александровского военного училища. После прихода к власти большевиков подвергался арестам. В октябре 1918 выехал на Юг, был одним из организаторов белого движения. Находясь (с осени 1920) в эмиграции, участвовал в организации борьбы против советской власти. Предпринял две нелегальные поездки в СССР; во время второй поездки арестован; расстрелян вместе с другими представителями дворянских и буржуазных семей после убийства в Варшаве советского посла П.Л. Войкова.

Долгоруков Юрий Владимирович

Долгоруков Юрий Владимирович (1740-1830, село Никольское, близ Москвы), генерал-аншеф (1774), генерал от инфантерии, московский военный губернатор и начальствующий гражданской частью в Москве и губернии (2 мая - 29 ноября 1797). Из рода Долгоруковых. В 1749 записан в унтер-офицеры. Во время Семилетней войны 1756-63 тяжело ранен в битве при Гросс-Егерсдорфе; в бою при Цорндорфе командовал полком. Участник русско-турецких войн 1768-74 и 1787-91, штурма Очакова, взятия Аккермана и Бендер. В 1790 вышел в отставку и поселился в Москве. В 1795-96 командовал дивизией, стоявшей в Москве. После воцарения Павла I назначен главнокомандующим в Москву. За время своего недолгого пребывания в этой должности обратил внимание на необходимость очистки р. Яузы, разрешил использовать для строительства бутовый камень, оставшийся в неразобранном фундаменте Белого города. Для озеленения Москвы высаживались деревья вдоль современного Бульварного кольца. По указанию императора Павла I велось строительство казарм в Лефортове. Лето Долгоруков проводил в своём имении Петровско-Разумовское. В ноябре 1797 уволен «по навету», возвращён на службу императором Александром I. Долгоруков - автор «Записок» («Русская старина», 1889, т. 63).

О.В. Кузовлева.

Долгоруков-Крымский Василий Михайлович

Долгоруков-Крымский Василий Михайлович (1722-1782), московский главнокомандующий с 1780, генерал-аншеф (1762). Сын действительного тайного советника и сенатора М.В. Долгорукова. В 13 лет поступил на военную службу; в 30-х гг. отличился при штурме Перекопской крепости, под Очаковом, Хотином. В Москве занимался как военными, так и гражданскими делами. Уделял много внимания устройству присутственных мест, для которых решил приспособить Монетный двор у Воскресенских ворот. По его инициативе велись ремонт и реставрация дворов, мостов, лавок, а также устройство дорог. При нём готовилось к изданию «Описание владельцев, названий поселений Москвы и уезда», которое подводило итог начавшемуся в 1775 генеральному межеванию. Выполнял различные поручения императрицы Екатерины II. По проекту архитектора М.Ф. Казакова для Долгорукова-Крымского был построен дворец в Охотном ряду (в 1785 приобретён для Благородного собрания). По свидетельству современников, Долгоруков-Крымский заслужил «общую любовь своею добротою, доступностью, бескорыстием». Похоронен в подмосковном селе Полуектово.

С.Р. Долгова.

Долгоруковская улица

Долгору́ковская у́лица (в 1924 — 1993 Каляевская улица; по имени революционера-террориста И.П. Каляева, убившего в 1905 великого князя Сергея Александровича), между Садовой-Триумфальной и Новослободской улицами, за Садовым кольцом. Названа в честь В.А. Долгорукова. Возникла в XVI—XVII вв. по дороге на г. Дмитров, в Новодмитровской слободе. В конце XVII в. построена церковь Николая Чудотворца что в Новой слободе (трапезная и колокольня построены в 1904, архитекторы С.Ф. Воскресенский, Н.С. Курдюков; д. 23). Деревянная застройка улицы погибла во время пожара 1812. После пожара отстраивалась заново. В 1891 построен д. 27 (архитектор Р.И. Клейн), в 1898 — д. 34 (архитектор П.П. Щёкотов), в 1909 — д. 36 (архитектор Ф.Н. Кольбе), в 1913 — д. 38 (архитектор М.М. Черкасов), в 1913—14 — д. 29 (архитектор В.В. Воейков; дом Долгоруковского товарищества для устройства квартир), в 1930-х гг. — д. 5, в 1940—52 — д. 39 (архитекторы Н.А. Левитан, П.С. Скулачёв).

Дом актёра

Дом актёра см. Центральный Дом актёра

Дом Апраксиных-Трубецких

«дом-комод» (Покровка, 22), единственный хорошо сохранившийся памятник русского барокко в частной жилой архитектуре Москвы. Усадебный дом с главным зданием по красной линии улицы и парадным двором с хозяйственными постройками позади него сооружён в 1766-69. В 1770 приобретён представителями одной из ветвей рода Трубецких, прозванных из-за дома «Трубецкие-комод». Дом с примыкающими к нему флигелями и двумя проездными воротами имеет сложный объём с выпукло-вогнутой формой фасадов, наиболее разработанный из которых - с овальным залом в центре - выходит во двор. Изогнутые, пластичные формы характерны также для сочных архитектурных деталей Дома (разорванные фронтоны, раскрепованный антаблемент над спаренными и одинарными колоннами коринфского ордера) и богатого лепного декора, в котором господствует характерный для стиля рококо мотив раковины (наличники, картуши). В интерьере сохранились отделка овального зала и двери (начало XIX в.), изразцовые печи и чугунные лестницы (вторая половина XIX в.).

Дом архитектора

См. Центральный Дом архитектора

«Дом Бурова»

«Дом Бурова»

"Дом Бурова".

Москва.

«Дом Бу́рова» «Ажурный дом» (Ленинградский проспект, 25), экспериментальный жилой дом. Построен архитекторами А.К. Буровым и Б.Н. Блохиным в 1939—40. Сооружён из типовых крупных бетонных блоков заводского изготовления. Здание интересно уникальной попыткой эстетически истолковать элементы функциональной строительной конструкции. Торцевые поверхности межэтажных перекрытий и простенки получили наружное оформление в виде рельефных плит и имитирующих мраморную облицовку фигурных филёнок, воспроизводящих мотивы итальянской ренессансной архитектуры. С ними ритмически чередуются прикрывающие лоджии, пластически обогатившие решение фасада декоративной решётки со сквозными рельефами из бетона (выполнены по эскизам В.А. Фаворского).

М.И. Астафьева-Длугач.

Дом Вельтмана «у Покрова в Левшине»

Дом Вельтмана «у Покрова в Левшине» (Большой Левшинский переулок, 8/1) в 1830 - 1860-х гг. был одним из известных литературных центров Москвы, на знаменитые вельтмановские «четверги» собиралось разнородное по литературным интересам и взглядам общество: Погодин, Н.В. Берг, В.И. Даль, Загоскин, В.В. Пассек, Н.Ф. Щербина и др.; среди ближайших друзей и знакомых Вельтмана были также А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, Ф.Н. Глинка, И.Е. Забелин, Л.А. Мей, В.Ф. Одоевский и др. Последние годы жизни Вельтман посвятил эпопее «Приключения, почерпнутые из моря житейского», объединившей пять романов: «Саломея» (1848), «Чудодей» (1856), «Воспитанница Сара» (1862), «Счастье-несчастье», «Последний в роде и безродный» (осталась неизданной), в которых даны картины московской жизни. Похоронен в Алексеевском монастыре.

Дом ветеранов сцены имени А.А. Яблочкиной

Дом ветера́нов сце́ны и́мени А.А. Яблочкиной (шоссе Энтузиастов, 88), пансионат, где живут на полном обеспечении престарелые театральные деятели. Создан в районе Измайловского парка в 1907 как Убежище для престарелых артистов московских театров (Союз театральных деятелей России). С 1937 в ведении Всероссийского театрального общества. С 1965 в новом здании (архитекторы Г. Балбачан, Ю.Н. Коновалов, инженер-конструктор А.К. Давыдова). Назван в честь актрисы А.А. Яблочкиной.

Дом Второва

Дом Второва.

Дом Второва.

Москва.

Дом Вто́рова (Спасопесковская площадь, 10). Построен в 1913 по проекту архитекторов В.Д. Адамовича и В.М. Маята для крупнейшего банкира и промышленника Н.А. Второва (1866, Иркутск — 1918, Москва). Представляет редкий для московской городской застройки тип загородной виллы. Дом расположен в глубине участка, отделён от улицы парадным двором, сзади разбит сад. Здание в стиле неоклассицизма обладает подчёркнуто богатым архитектурным обликом; в сложно разработанных фасадах широко использованы колонны ионического ордера и другие элементы классицистической архитектуры. Центр большого, квадратного в плане сооружения занимает холл со световым фонарём на крыше. Парадные помещения первого этажа открываются в него широкими проёмами в колоннах, над которыми расположены арочные окна галереи второго этажа. Наиболее эффектна овальная гостиная, декор которой имитирует пышные формы барокко. Выразительный объём дома замыкает перспективу Малого Толстовского переулка и важным элементом входит в живописный комплекс застройки Спасопесковской площади. Ныне дом Второва — резиденция посла США, известная как «Спасохауз».

Дом городских начальных училищ

Дом городских начальных училищ.

Дом городских начальных училищ.

Москва.

Дом городски́х нача́льных учи́лищ (Большая Пироговская улица, 9). Монументальное здание, выстроенное в 1909 архитектором А.А. Остроградским в неорусском стиле. Отличается чётко выделенными крещатыми объёмами, живописной и несколько заострённой экстравагантностью облика, в котором определяющую роль играют щипцовые фронтоны, высокие коньковые кровли, сочетание высоких объёмов с низкими, отдалённо напоминающими крытые крыльца-всходы древнерусских построек. Архитектор выразительно обыграл чёткий ритм оконных проёмов, варьируя в каждом из этажей их форму и размеры. Центральный щипец главного фасада украшает большое красочное майоликовое панно «Битва Святого Георгия со змием», оттеняющее гладкую поверхность стен. Панно, а также небольшие майоликовые иконы над входами исполнены по рисункам С.В. Чехонина и С.В. Герасимова.

М.В. Нащокина.

Дом Демидова

Дом Деми́дова (Гороховский переулок, 4), построен в 1779—91 М.Ф. Казаковым по заказу первоначального владельца усадьбы, князя Куракина, на северной стороне парка, который занимает территорию между улицы Гороховской (Казакова), Гороховским и Малым Демидовским переулками. В XIX в. усадьбой владел отставной бригадир И.И. Демидов. Архитектурный облик представительного трехэтажного дома отличается изысканной гармонией пропорций и декора. Шестиколонный коринфский портик, отмеченный треугольным фронтоном и тонким лепным декором в розетках и наличниках, легко «парит» на высоком цокольном этаже, отделанном под руст. Планировочные приёмы предшествующего периода (в частности, сквозной, по оси здания, проезд во двор) соединились с новым типом планировки — размещением зала не в центре, а в конце анфилады, что стало характерным для жилой архитектуры Москвы начала XIX в. Хорошо сохранилось убранство так называемых «Золотых комнат» — парадных покоев, расположенных вдоль уличного фасада; тончайшая золочёная резьба и лепнина (по рисункам Казакова), росписи комнат выделяются особой декоративной изысканностью. Здание перестраивалось в 1861, с 1873 в нём разместился Константиновский Межевой институт. Здесь останавливался, приезжая в Москву, у своей сестры В.М. Ивановой Ф.М. Достоевский.

Дом Дервиза

Дом Де́рвиза (Садовая-Черногрязская улица, 6). Выстроенный для С.П. фон Дервиза в 1886 на территории усадьбы XVIII в. особняк дворцового типа стоит со значительным отступом от улицы, на парадном дворе. Сравнительно небольшой, дом очень внушителен, что достигается использованием в его архитектуре композиционных приёмов и декоративных деталей в духе зодчества итальянского Ренессанса, характерных для одного из направлений эклектики, редкого в Москве. Центральная часть здания выделена ризалитом с крупным крыльцом, по сторонам которого устроены пандусы для въезда. На них поставлены светильники в виде женских фигур. Фасады облицованы гранитом и покрыты крупным рустом с львиными масками во втором этаже. Над тяжёлым карнизом поставлены тумбы с вазонами. Отделка интерьеров (одна из наиболее ранних работ Ф.О. Шехтеля) крайне представительна — золочёная лепнина стен и потолков сочетается с живописными панно. В 1888—89 здание было увеличено пристройкой (Шехтель), в 1911—12 по линии улицы была установлена высокая каменная ограда (архитектор Н.Н. Чернецов).

Предыдущая страница Следующая страница