Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕЗ"-"ДИК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕЗ"-"ДИК")

Дезинфекционные станции

Дезинфекцио́нные ста́нции В 1880 Городская управа Москвы ввела должность городского дезинфектора (отвечавшего и за ассенизацию). В его распоряжении находились 25 так называемых санитарных десятников, осуществлявших дезинфекцию жилищ больных сыпным тифом, холерой. В 1923 была создана Центральная дезинфекционная база, позднее преобразованная в Центральное дезинфекционное бюро, а в 1940 — в городскую Дезинфекционную станцию. В настоящее время Московский городской центр дезинфекции входит в состав городского Центра санэпиднадзора, имеет 9 отделений в административных округах, испытательно-лабораторное подразделение и санпропускник. Дезинфекционные станции осуществляют мероприятия по дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации.

Дейнека Александр Александрович

Дейне́ка Александр Александрович (1899, Курск —1969, Москва), живописец, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969). Учился в московском Вхутемасе (1920—25), вместе с выпускниками которого в 1925 основал Общество художников-станковистов (ОСТ), пропагандировавшее новую стилистику станковой и монументальной живописи, плаката, книжной графики, театрально-декорационного искусства. Оформлял росписями и панно ВСХВ (1938—39), ЦТСА (1940), советские павильоны на Всемирных выставках в Париже (1937), Брюсселе (1958) и др., мозаиками — станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943), главное здание МГУ (1951—53), Дворец съездов в Кремле (ныне Государственный Кремлёвский дворец; 1960—61). Выработал живописную манеру, отличавшуюся обобщённостью графической формы и стремительными ритмами, созвучными динамике труда («На стройке новых цехов», 1926; «На просторах подмосковных строек», 1949) и спорта («Игра в мяч», «Эстафета», 1947), а также суровой героике войны («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», 1941, все — в ГТГ). Преподавал в московском Вхутеине (1928—30), Московском полиграфическом институте (1928—34), Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1934—46, 1957—63), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—52), Московском авиационном институте (1953—57). Ленинская премия (1964). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил и работал Дейнека (Тверская улица, 25), — мемориальная доска.

Литература: Сысоев В.П., А. Дейнека, Л., 1982.

Действующие храмы Москвы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дейша-Сионицкая Мария Андриановна

Де́йша-Сиони́цкая Мария Андриановна (урождённая Сионицкая, по мужу — Дейша) (1859, Чернигов — 1932, Коктебель), певица (драматическое сопрано), педагог, заслуженная артистка Императорских театров (1903). Обучалась в Киеве, затем в Петербургской консерватории, совершенствовалась в Вене и Италии. Дебютировала в Мариинском театре (Петербург); в 1891—1908 пела в Большом театре, где впервые исполнила партии Ярославны (опера «Князь Игорь» А.П. Бородина), Купавы («Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова), Брунгильды («Валькирия» Р. Вагнера) и др. Выступала как камерная певица, с 1899 участвуя в деятельности Кружка любителей русской музыки. С 1898 член «Московского общества содействия по устройству общеобразовательных народных развлечений». В 1907—11 совместно с музыковедом Б.Л. Яворским организовала цикл из 15 бесплатных концертов — «Музыкальные выставки» (в зале Синодального училища церковного пения; ныне Рахманиновский зал). В 1907—13 преподавала в московской Народной консерватории (одна из её основателей), в 1921—32 профессор Московской консерватории, с 1926 преподавала на Музыкальной рабфаке, в Оперной студии Большого театра. Творчество певицы высоко ценили П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и другие композиторы; она была первой исполнительницей ряда романсов С.И. Танеева, Рахманинова (посвятил певице романс «Молитва», 1893) и др.

Литература: Алексеева Е., М. Дейша-Сионицкая, «Советская музыка», 1962, № 8.

М.В. Есипова.

Декабристы

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Декабрьские вечера»

«Дека́брьские вечера́» фестиваль музыки и живописи. Проводится с 1980 по инициативе пианиста С.Т. Рихтера и директора Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина И.А. Антоновой ежегодно (в декабре) в залах музея, одновременно со специально приуроченной к вечерам выставкой произведений изобразительного искусства из фондов музея и других собраний, в том числе зарубежных. Каждый год выставка и концерты посвящены определенной теме. Так, фестивали 1993 и 1994 именовались «Россия — Франция: встреча и диалог» и «Художник читает Библию». Среди участников «Декабрьских вечеров» — Рихтер, альтист и дирижёр Ю.А. Башмет, виолончелистка Н.Г. Гутман, скрипач О.М. Каган, квартет имени А.П. Бородина. В разные годы на «Декабрьских вечерах» выступали скрипачи И. Стерн (США), Д. Шварцберг (Австрия), Р. Олег (Франция), пианисты М. Аргерих (Аргентина), Е. Бронфман (Израиль), Б. Давидович (США), П. Девуайон (Франция), А. Шифф (Венгрия), виолончелист И. Шиффоло (Франция), певец Р. Холл (Нидерланды), «Ардитти-квартет» (Великобритания) и др.

В.Л.

Декабрьское вооружённое восстание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Декабрьское вооружённое восстание 9-18 декабря 1905

Статья большая, находится на отдельной странице.

Делабарт Жерар

Делаба́рт Жерар (конец XVIII — начало XIX вв.), французский живописец. Работал в России в 1787—1810. Писал маслом и акварелью многочисленные виды Москвы, с большой точностью и художественным мастерством запечатлел характерный для конца XVIII в. облик архитектурного ансамбля Кремля и его древние памятники, в том числе ныне утраченные («Вид от Ивановской площади в Кремле на Архиерейский дом, Спасскую башню и церковь Николая Гостунского»). Среди картин Делабарта — панорамы, закрепившие основные, наиболее впечатляющие и эффектные виды города, в том числе виды в разные стороны с одной точки зрения, создающие своеобразную живописную топографию города («Вид на Кремль от Каменного моста», «Вид на Москворецкий мост и Кремль», «Вид на Каменный мост со стороны Водовзводной башни», «Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца в сторону Москворецкого моста», 1797, «Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца в сторону Каменного моста»). Светлые, яркие и нарядные по цветовому строю городские пейзажи Делабарта с большой живостью и разнообразием передают жизнь на московских улицах, протекающую в обрамлении величественных или неповторимо-своеобразных зданий («Вид Красной площади в Москве», 1795, «Вид Серебреннических бань»), со множеством остро схваченных занимательных подробностей воссоздают наиболее колоритные народные увеселения; на них запечатлены представители различных сословий, своеобразие их облика и костюмов («Лубяные горы на Неглинной улице», 1795, все перечисленные картины — в Русском музее). Произведения Делабарта приобрели большую популярность и распространялись в виде гравюр, иногда подцвеченных акварелью («Моховая улица и дом Пашкова», Литературный музей А.С. Пушкина в Москве).

Е.М. Ивановская.

«Деловой двор»

«Деловой двор»

"Деловой двор".

Москва.

«Делово́й двор» (площадь Варварские ворота, 2/5). Выстроенный архитектором И.С. Кузнецовым в 1912—13 крупный комплекс конторских зданий получил большое градостроительное значение, оформив фронтальную часть Варваринской площади и угол при выходе на неё Китайгородского проезда. Предназначался для оптовых складов, торговых и промышленных фирм, включал здание гостиницы. Состоит из нескольких пятиэтажных корпусов с разделяющими их внутренними проездами и крупным угловым проездом с площади, оформленным монументальной аркой. При строительстве использованы каркасные конструкции, выявленные в боковых крыльях здания, имеющих подчёркнуто деловой характер, с чётким ритмом вертикальных столбов и межэтажных перекрытий и сплошным остеклением между ними. Угловая часть с проездной аркой, играющая роль композиционного центра, получила архитектурное решение в духе неоклассицизма (над аркой на колоссальных кронштейнах на уровне четвёртого и пятого этажей располагается портик с фронтоном, а над ним — венчающий купол), также как оформление парадной лестницы и некоторых залов. После 1917 в комплексе «Делового двора» размещался так называемый 4-й Дом Советов (в 1920 в гостинице жил американский журналист Дж. Рид), позже — Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ) и ряд наркоматов.

М.В. Нащокина.

Демьянова Татьяна Дмитриевна

Демьянова Татьяна Дмитриевна (Таня) (1808-1877, Москва), цыганская певица, слава которой гремела в Москве в 1830-50-х гг. Пела в цыганском хоре И.О. Соколова (с дочерью певицы Стеши; см. С.С. Солдатова), в конце жизни - в цыганском хоре И. Васильева. В её репертуаре были русские народные песни; славилась исполнением «Соловья» А.А. Алябьева. Знал Демьянову и увлечён был её пением А.С. Пушкин (встречал с ней новый 1831 год в Москве), Н.М. Языков посвятил ей стихотворения («Весенняя ночь», «Элегия», «Перстень»). Последние годы жила на пенсию, выплачиваемую ей княгиней Голицыной. В Центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки хранится «гитара Тани» мастера Ивана Краснощёкова. В разные годы жила в Москве на Садовой улице в доме Чухина (где в 1830 её впервые услышал Пушкин), на Бронной улице, в Грузинах.

Литература: Ром-Лебедев И., От цыганского хора к театру «Ромэн». Записки московского цыгана, М., 1990.

М.Е.

Дендрологический сад имени Р.И. Шредера

Дендрологи́ческий сад и́мени Р.И. Шре́дера в северо-западной части Москвы, в Петровско-Разумовском, на территории Сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева. Создан в 1863 садовником и преподавателем Петровской сельскохозяйственной академии Шредером, который на площади 12,6 га разбил дендрологический сад, питомник и карликовый плодовый сад-огород. В коллекции сада более 450 видов, форм и гибридов древесно-кустарниковой флоры Азии, Европы, Северной Америки и других регионов. Сад, традиционно специализирующийся на акклиматизации ввезённых видов, отличается особой живописностью, которую создают ритмически чередующиеся пространственные композиции и зелёные насаждения.

Денисов Эдисон Васильевич

Дени́сов Эдисон Васильевич (1929, Томск — 1996, Париж), композитор, народный артист Российской Федерации (1995). В 1951 окончил физико-математический факультет Томского университета, в 1956 — Московскую консерваторию (класс композиции В.Я. Шебалина), в 1959 — аспирантуру при ней. С 1959 преподавал там же (профессор с 1992). Выступив в 1966 в итальянской прессе против официальной политики СК СССР, оказался в рядах «диссидентов» и вплоть до середины 1980-х гг. подвергался гонениям на родине; большинство премьер его произведений прошло за рубежом. Ранние (до 1959) произведения Денисова созданы под влиянием музыки Д.Д. Шостаковича. Кантата «Солнце инков» на слова Г. Мистраль (1964) — одно из главных сочинений Денисова, своего рода манифест послевоенного отечественного музыкального авангарда. Среди лучших сочинений — Реквием для солистов, хора и оркестра на слова Ф. Танцера и литургические тексты (1980), духовная оратория «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» (1992), в которой объединены жанровые черты литургии и пассиона. Автор первых в России музыкально-теоретических исследований, посвященных современным принципам композиции. Один из ведущих представителей современной российской музыкальной культуры, Денисов в 1990 был избран президентом Ассоциации современной музыки. В 1990—91 работал в электронной студии Института исследований и координации музыкально-акустических проблем в Париже, с середины 1994 жил в Париже постоянно. Периодически приезжая в Москву, жил на Студенческой улице, 44/28.

Литература: Холопов Ю., Ценова В., Э. Денисов, М., 1993.

В.С. Ценова.

«День города»

«День го́рода» общегородской праздник москвичей. Отмечается в первое воскресенье сентября. В 1947 в начале сентября было отмечено 800-летие Москвы. «День города» стали отмечаться регулярно с 1986 по инициативе Б.Н. Ельцина, являвшегося в то время первым секретарём Московского горкома КПСС. В этот день в Москве проводятся праздничные народные гулянья, на площадях, улицах, в парках выступают профессиональные и самодеятельные художественные коллективы. Завершается «День города» праздничным фейерверком.

Дервизы

Де́рвизы предприниматели, благотворители, меценаты. Выходцы из Нижней Силезии. В российском потомственном дворянстве род Дервизов с 1855. Наиболее известен Павел Григорьевич фон Дервиз (1826, г. Лебедянь Тамбовской губернии - 1881, Бонн), строитель железных дорог, действительный статский советник. В 1847-57 служил в Сенате и Военном министерстве по провиантскому департаменту. Выйдя в отставку, переехал в Москву, где стал секретарём и членом правления общества Московско-Саратовской железной дороги. В 1863 возглавил правление общества Московско-Рязанской железной дороги, получил государственную концессию на её строительство на выгодных условиях. Жил в Москве в доме правления Рязано-Козловской железной дороги на Каланчёвской улице. В 1868, заработав многомиллионное состояние, отошёл от дел, уехал за границу, жил в Ницце и Лугано. В 1874-76 основал и построил в Москве на свои средства детскую больницу Святого Владимира (в 1922 переименована в детскую клиническую больницу № 2 имени И.В. Русакова, с 1991 носит прежнее название; Рубцовско-Дворцовая улица, 1/3). Скончался при известии о смерти дочери Варвары, похоронен вместе с ней в склепе Троицкой церкви при больнице Святого Владимира. Его жена Вера Николаевна фон Дервиз (урождённая Тиц) (?-1903, Ницца) в 1881 основала и была попечительницей приюта для девочек в Москве на Старой Басманной улице, 13 (здание не сохранилось), в 1888 основала женскую гимназию, которая в 1903-18 носила имя её покойной дочери Варвары, гимназия находилась в Гороховском переулке, 10 (ныне здание средней школы № 325).

Их сын Сергей Павлович фон Дервиз (годы рождения и смерти не известны), действительный статский советник, землевладелец, владелец рудника «Инзер» на Урале. Предводитель дворянства Спасского уезда Рязанской губернии. С 1903 почётный попечитель женской гимназии имени В.П.фон Дервиз (вместе с братом Павлом Павловичем). Почётный член Московского отделения Русского музыкального общества. Приобрёл орган для Большого зала Московской консерватории. В 1886-1911 жил в особняке на Садовой-Черногрязской улице (д. 6).

В.А. Любартович.

Деревлёво

Деревлёво местность на юге Москвы. Соседствует на северо-западе с Беляевом, на юго-западе с Коньковом, на северо-востоке с Новыми Черёмушками и Зюзином, на юго-востоке с Битцевским лесом. Название — от бывшей деревни, известной с XVII в. С 1960 в черте Москвы. С 1968 часть района массового жилищного строительства Коньково-Деревлёво (руководитель проекта — архитектор Я.Б. Белопольский). Основные улицы: Профсоюзная, Введенского, Бутлерова, Генерала Антонова.

Держинская Ксения Георгиевна

Держинская Ксения Георгиевна (1889, Киев - 1951, Москва), певица (лирико-драматическое сопрано), педагог, народная артистка СССР (1937). Из семьи преподавателя математики. Обучалась в Киеве, Петербурге. В 1913 дебютировала в партии Марии («Мазепа» П.И. Чайковского) в московском Сергиевском народном доме. В 1914-48 солистка Большого театра, первая исполнительница на его сцене партий Елизаветы Валуа («Дон Карлос» Дж. Верди) и Турандот («Турандот» Дж. Пуччини). Искусство Держинской высоко ценили А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, К.С. Станиславский (под руководством которого Держинская с 1918 занималась в Оперной студии Большого театра; позднее Держинская преподавала там же). В 1947-51 профессор Московской консерватории. Государственная премия СССР (1943). Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где с 1931 жила Держинская (улица Медведева, ныне Старопименовский переулок, 16), - мемориальная доска.

М.Е.

Детская больница № 1

См. Морозовская детская клиническая больница.

Детская больница № 13

Де́тская больни́ца № 13 Городская клиническая детская больница имени Н.Ф. Филатова (Садовая-Кудринская улица, 15), существует с 1896 как Софийская больница (названа в честь Софьи Ивановны — жены городского головы князя Щербатова, подарившего городу здание больницы). Является также преемницей первой в Москве детской больницы Воспитательного дома, которая была основана в 1842 и здание которой пришло в негодность. По уставу 1896 Софийская больница имела терапевтическое, хирургическое и амбулаторное отделения. В больнице работали Н.Ф. Филатов (в 1960 на территории больницы ему установлен памятник) и один из основоположников отечественной детской хирургии С.Д. Терновский (мемориальная доска). Детская больница № 13 — одно из крупнейших многопрофильных лечебных учреждений Москвы по оказанию специализированной стационарной и амбулаторной помощи детям, а также клиническая база Российского государственного медицинского университета.

Литература: Исторический очерк Московской Софийской детской больницы, М., 1897; Детская больница имени Н.Ф. Филатова. 150 лет, М., 1992.

Детская больница № 2 имени И.В. Русакова

Де́тская больни́ца № 2 и́мени И.В. Русако́ва см. Владимирская больница.

Детская больница № 20 имени К.А. Тимирязева

Детская больница № 20 имени К.А. Тимирязева (улица Большая Полянка, 20), создана в 1934 на базе и в зданиях больницы при Иверской общине сестёр милосердия Российского общества Красного Креста (открыта в 1894). Первое в стране учреждение по оказанию неотложной хирургической и травматологической помощи детям. Организатором и многолетним руководителем больницы был один из основоположников московской детской травматологии Н.Г. Дарье. С 1937 больница носит имя К.А. Тимирязева. Имеет 5 отделений на 175 коек. На территории больницы сохранились постройки Иверской общины: церковь Иверской Богоматери, архитектурные формы которой интерпретируют образцы древнерусского (новгородского и раннемосковского) зодчества (1896-1901, архитектор С.К. Родионов, на средства Е.С. Ляминой); больничные корпуса (1910-12, архитектор Д.М. Челищев) и др.

Детская больница Святого Владимира

Детская больница Святого Владимира (Рубцовско-Дворцовская улица, 3). Построена в 1876 на пожертвования промышленника П.Г. Дервиза. Проект больницы разработали петербургский педиатр К.А. Раухфус и архитектор Р.А. Гедике (на Всемирной выставке 1878 в Париже и на Всероссийской выставке 1882 больница была признана образцовой). В конце XIX - начале XX вв. здесь работали педиатры и детские хирурги П.А. Вульфиус, Н.Н. Теребинский, А.А. Кисель, Т.П. Краснобаев и др. Крупнейшая детская больница в Москве, насчитывает 830 коек и 25 клинических отделений; клиническая база педиатрических кафедр Московской медицинской академии постдипломного образования (бывший Институт усовершенствования врачей), Московского областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ) и др.

М.Я. Яровинский.

Детские дома и интернаты

Де́тские дома́ и интерна́ты учреждения для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предшественниками таких учреждений были приюты, создававшиеся православными монастырями. В 1715 в Москве указом Петра I основан первый в России казённый приют для «зазорных младенцев». Образовательные задачи призрения сирот стали решаться педагогами Воспитательного дома (1764); он организовывал передачу сирот на воспитание в семьи мещан и крестьян. С середины XIX в. приюты открывали городские участковые попечительства о бедных (имелись в каждом территориальном районе города) и церковные общины. В 1892 основано благотворительное Елизаветинское общество (по имени великой княгини Елизаветы Фёдоровны), содержавшее 12 приютов, 10 яслей, очаги и убежища для беспризорных. В начале XX в. насчитывалось свыше 60 городских и частных приютов.

Детские дома создавались после 1918. В годы Гражданской войны созданы московский детский коллектор (размещён в Даниловом монастыре) и комиссия для несовершеннолетних (1919—35), которая распределяла сирот и беспризорных по детским домам. Значительная часть их объединена в так называемых детских городках в Малаховке (16 детских домов), Болшеве и др. В 20-х гг. сформированы закрытые детские колонии и трудкоммуны (в ведении НКВД).

Со второй половины 30-х гг. детские дома входили в систему городских учреждений народного образования. Подразделялись на дошкольные, школьные и так называемые смешанные (то есть для детей-родственников разного возраста). В годы Великой Отечественной войны в детских домах введены обязательные нормы питания и снабжения одеждой, обувью и др. Штаты детских домов включали должности воспитателей, врача, медицинской сестры. Создавались попечительские советы, которые в Москве возглавили жёны ведущих государственных деятелей СССР. Многие производственные предприятия взяли шефство над детскими домами. В начале 60-х гг. большинство детских домов реорганизовано в школы-интернаты. Их создание мотивировалось стремлением улучшить обучение и воспитание так называемых трудных детей. Практика показала, что концентрация таких детей в крупных воспитательных учреждениях (размещались в типовых зданиях школ) затрудняет их социальную реабилитацию, подготовку к самостоятельной жизни. С середины 80-х гг. детские дома и интернаты разукрупнены с целью сближения условий воспитания с семейными. Открываются детские дома семейного типа, создаваемые по договору с добровольными воспитателями, в том числе с супругами, имеющими своих детей. В 1996 насчитывалось 15 детских домов, 11 школ-интернатов, 7 детских домов семейного типа. В них воспитывалось около 3,4 тыс. детей. Действуют службы медико-психологической реабилитации, постинтернатной поддержки и помощи в трудоустройстве. В 1993 Москва включилась в международное движение «Детские деревни». Такая деревня построена в посёлке Томилино Московской области.

Н.П. Иванова.

Детские парки

Де́тские па́рки Образованы для организации досуга и отдыха детей. Большая часть московских детских парков создана в 1930-х гг. на территории старинных усадебных садов и парков. Первый в Москве детский парк (площадь 6,5 га) открыт в 1924 на территории бывшей усадьбы Трубецких в Хамовниках, ныне Детский парк имени Усачёва. К крупнейшим детским паркам относятся парки на Новослободской улице (14,1 га), Большой Черкизовской улице (14 га), Михалковской улице (12 га), Большой Красносельской улице (11 га) и др. В детских парках работают спортивные секции, оборудованы игровые площадки.

Детские поликлиники

Берут своё начало от амбулаторий и отделений для приходящих больных при старейших детских больницах города - Софийской, Владимирской, Морозовской. В 1907 Г.Н. Сперанский организовал при родильном доме имени А.А. Абрикосовой первую в России детскую консультацию, а в 1913 - первую в стране консультацию по уходу и вскармливанию детей при лечебнице для грудных детей, созданную им на средства благотворителей на улице Малая Дмитровка. В 1921 в Москве насчитывалась 21 детская консультация, в 1932 - 45. Самостоятельные детские поликлиники начали создаваться в 1939. К 1995 в Москве функционировали 135 самостоятельных детских поликлиник, 22 детских поликлиники в составе больниц, медико-санитарных частей и других медицинских учреждений, 25 стоматологических детских поликлиник.

Детские сады и ясли

Де́тские сады́ и я́сли учреждения дошкольного воспитания. Первые ясли и детские воспитательные группы в Москве были созданы в благотворительных и сиротских заведениях — Воспитательном доме и приютах (см. детские дома и интернаты). Во второй половине XIX в. появились детские учреждения, основанные на педагогических принципах, — частные и городские (территориальных попечительств о бедных). Частные организовывались главным образом при женских гимназиях с педагогическими классами. Модель самобытного так называемого народного детского сада успешно разрабатывали московские педагоги, объединившиеся под руководством С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко в обществе «Сеттлемент» (1905—08; в Бутырской слободе) и «Детский труд и отдых» (1909—18; Вадковский переулок). Руководителем этих садов была Л.К. Шлегер. Известностью пользовались также детские сады: частный под руководством М.Х. Свентицкой (1909; Большой Власьевский переулок) и городской (Серпуховского попечительства о бедных) под руководством М.В. Полетаевой (с 1914; Житная улица, 6). К 1917 в Москве было свыше 120 детских садов и яслей, в том числе 10 городских и 10 государственных благотворительных.

В 1918 детские учреждения стали частью государственной системы просвещения и здравоохранения. В 1921 работало около 300 яслей и садов. В их числе детские сады под руководством Шлегер и Свентицкой, получившие статус опытно-показательных учреждений Наркомпроса. Развернулась массовая подготовка воспитательниц. С 1936 большинство детских садов и яслей передано предприятиям и организациям. С конца 30-х гг. детские сады работали по единым для РСФСР программам воспитания и типовому уставу. К 1941 насчитывалось свыше 900 садов и яслей (68 тыс. мест). В 1941—44 большинство детских садов находилось в эвакуации, но уже с 1942 началось восстановление их сети. В 1943 открыты санаторные детские сады. В 1959 появились «ясли-сады» для детей от 1 года до 7 лет. К началу 60-х гг. в Москве насчитывалось свыше 1,2 тыс. дошкольных учреждений (свыше 120 тыс. мест). Эта сеть удвоилась в 70-х гг. Большинство дошкольных учреждений размещалось в типовых зданиях. Оригинальные проекты использовались редко (например, детский сад на Малой Бронной, 3; архитекторы Л.А. Зорин и Г.О. Давиденко; 1980). В середине 80-х гг. появились учебно-воспитательные комплексы (УВК) типа «детский сад — начальная школа», позже реорганизованные в учреждения для ослабленных детей.

С конца 80-х гг. дошкольные учреждения перестраивают работу, ориентируясь на оказание педагогической помощи семье в воспитании детей. Детские сады действуют на основании своих уставов и по договорам со своими учредителями и родителями воспитанников. Детские сады разделяются на государственные, муниципальные, негосударственные. Среди них имеются профилированные (художественно-эстетические, лингвистические и др.), а также центры развития ребёнка и УВК. В ряде учреждений реализуются авторские программы дошкольного образования. В 1996 в Москве свыше 2,4 тыс. дошкольных учреждений, в том числе 600 ведомственных; в них свыше 260 тыс. воспитанников.

К.Ю. Белая.

Детские театры

Де́тские теа́тры В Москве впервые были созданы в 1920—30-х гг.: в 1920 — Первый государственный театр для детей, преобразованный в 1931 в Государственный центральный театр юного зрителя — Госцентюз (в 1941 соединён с Московским театром юного зрителя, МТЮЗ); в 1921 — Московский театр для детей (с 1936 Центральный детский театр, ныне Российский молодёжный театр); в 1930 — Областной театр юного зрителя. В 1930 был организован Театр детской книги, ныне Московский театр кукол; в 1931 — Центральный театр кукол под руководством С.В. Образцова (Центральный театр кукол имени С.В. Образцова); в 1933 — Областной театр кукол. В 1965 открыт Детский музыкальный театр под руководством Н.И. Сац.

Детский музыкальный театр

Детский музыкальный театр.

Детский музыкальный театр.

Москва.

Де́тский музыка́льный теа́тр (проспект Вернадского, 5), первый в мире детский и юношеский театр оперы и балета, с 1987 академический. Основан в 1965 Н.И. Сац. Первое представление (опера «Морозко» М.И. Красева) состоялось 21 ноября 1965 на сцене московского Театра эстрады. Вскоре театр переехал в здание бывшей гостиницы «Славянский базар» на Никольской улице, 17. С 1979 в новом здании. После смерти Сац художественное руководство осуществляет художественный совет. Режиссёры: К.Б. Осколкова, В.Б. Рябов, А.Б. Леонов, В.Г. Меркулов. Главный дирижёр — Л.А. Гершкович. Главный балетмейстер — Б.Ф. Ляпаев. Литературной частью заведует Р.Н. Сац-Карпова, дочь Н.И. Сац. Ежегодно театр даёт около 450 спектаклей, которые посещает свыше 500 тыс. зрителей. В репертуаре: оперы — «Волк и семеро козлят» М.В. Коваля (постановка 1966), «Три толстяка» В.И. Рубина (1967), «Красная шапочка» М.Р. Раухвергера (1967), «Город мастеров» Я.С. Солодухо (1969), «Мальчик-великан» Т.Н. Хренникова (1969), «Сёстры» Д.Б. Кабалевского (1970), «Золотой ключик» И.В. Морозова (1971), «Волшебная музыка» М.А. Минкова (1973), «Моя мама» А.Э. Спадавеккиа (1974), «Бастьен и Бастьена» (1983) и «Волшебная флейта» (1989) В.А. Моцарта, «Второе апреля» А.В. Чайковского (1984), «Сказка о потерянном времени» Ю.Г. Рожавской (1989), «Король Лир» Ш.Р. Чалаева (1991); балеты — «Ящик с игрушками» К. Дебюсси (1974), «Комар и самовар» Е.В. Ларионовой (1976), «Колобок» Раухвергера (1976), «Синяя птица» И.А. Саца и Раухвергера (1983), «Золушка» С.С. Прокофьева и др., а также симфонические и театральные программы.

В театре проводятся беседы педагогов и музыковедов перед спектаклем и в антрактах. В театре два зала — Большой (1,2 тыс. мест) и Малый (концертный, или камерный; 300 мест). Огромное впечатление на детей производят архитектура здания (архитекторы А.А. Великанов, В.А. Красильников), богатое «сказочное» оформление фойе.

Литература: Викторов В., Н. Сац и Детский музыкальный театр, М., 1993.

О.С. Лебедева.

Детский сад Общества «Сетлемент»

Де́тский сад О́бщества «Сетлеме́нт» здание общества «Детский труд и отдых» (Вадковский переулок, 5), в котором размещался детский сад, спроектированный и построенный архитектором А.У. Зеленко в 1907-10 при участии педагога С.Т. Шацкого. План здания, построенный на свободном соединении внутренних пространств, был максимально приспособлен для организации детского быта. Снаружи здание приобрело причудливый облик; оно невелико и уподоблено средневековому игрушечному замку, строится из разнообразных и разномасштабных круглящихся, прямоугольных, гранёных объёмов, сросшихся вместе и приобретших упругую пластичность, скульптурность форм. Его наружные массы ничем не декорированы, имеют подчёркнуто грубую шероховатую фактуру, как бы выдавлены изнутри; оконные проёмы различной формы располагаются в разном порядке и ритме, следуя характеру и размерам помещений. Заложенные в архитектурном облике здания динамика и экспрессивность делают его редким памятником романтического истолкования стиля модерн на позднем этапе его развития.

М.В. Нащокина.

Джаз

Статья большая, находится на отдельной странице.

Джамгаровский пруд

Джамга́ровский пруд на севере Москвы, вблизи МКАД, между Осташковским шоссе и Ярославским направлением Московской железной дороги. Сооружён на р. Ичка. Площадь 10,5 га. Средняя глубина 2,5 м. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод. В 1984 проведены работы по очистке пруда, по укреплению его берегов и благоустройству набережной. На северном берегу оборудован пляж. Используется как место отдыха, издавна славящееся соловьями, во множестве гнездящимися в прибрежном кустарнике.

Джунковский Владимир Фёдорович

В. Ф. Джунковский.

В. Ф. Джунковский.

Джунко́вский Владимир Фёдорович (1865, Петербург — 1938), московский губернатор в августе 1908 — январе 1913, генерал-лейтенант (1917). Из дворян Полтавской губернии. Окончил Пажеский корпус в Петербурге (1884), служил в гвардии. В 1891 назначен адъютантом московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. С апреля 1905 флигель-адъютант императора Николая II. С 30 июля 1905 московский вице-губернатор, с 16 ноября 1905, в связи с болезнью начальника губернии Г.И. Кристи, исправляющий должность московского губернатора. В августе 1908 получил чин генерал-майора «с утверждением в должности московского губернатора и зачислением в свиту Его Величества по гвардейской пехоте». За «особые труды и энергичную деятельность во время бывшего в апреле 1908 года в пределах Московской губернии большого наводнения» награждён серебряной медалью «за спасение погибавших». В апреле — октябре 1909 Джунковский исполнял обязанности генерал-губернатора. Во время пребывания Джунковского на посту губернатора в Москве были открыты памятники Н.В. Гоголю, первопечатнику Ивану Фёдорову и Ф.П. Гаазу (все — в 1909), Музей изящных искусств имени императора Александра III (1912); прошла выставка сельскохозяйственных машин на Бутырском хуторе (июль 1909); построена линия трамвая от Зоологического сада до Пресненской заставы (июль 1909). 6 марта 1912 проведена однодневная перепись городского населения. В 1912 торжественно отмечалось 100-летие Отечественной войны 1812; Джунковский входил в состав Комитета по устройству в Москве. Музея 1812 года. В январе 1913 Джунковский назначен товарищем (заместителем) министра внутренних дел и командиром Отдельного корпуса жандармов. В июне 1915 представил императору Николаю II доклад о «похождениях» Г.Е. Распутина; в августе 1915 отстранён от занимаемых постов. В октябре 1915 по личной просьбе направлен на Западный фронт в действующую армию в качестве командира бригады, затем 1-го сибирского армейского корпуса. В декабре 1917 вышел в отставку. Жил в Москве. В 1917—33 работал над «Записками» (переданы Джунковским в Государственный литературный музей). В 1937 арестован по сфабрикованному обвинению. В 1938 расстрелян.

О.В. Кузовлева.

Дикий Алексей Денисович

Дикий Алексей Денисович (1889, Екатеринослав - 1955, Москва), актёр, режиссёр, народный артист СССР (1949). С 1910 в МХТ, с 1913 в 1-й Студии МХТ (с 1924 2-й МХАТ). Среди ролей: Баренд («Гибель "Надежды"» Г. Гейерманса, 1913), Джон Пирибингль («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу, 1919) и др. Одна из наиболее значительных режиссёрских работ Дикого - постановка на сцене 2-го МХАТа «Блохи» Е.И. Замятина (по Н.С. Лескову, 1925), осуществлённая в стиле озорной народной игры, балаганной буффонады. После ухода из 2-го МХАТа поставил в Театре Революции яркий спектакль «Человек с портфелем» А.М. Файко. В 1931-36 руководил основанной им студией, где поставил спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову, поднимавшийся до масштабов народной трагедии. В 1941-44 работал в Театре имени Евг. Вахтангова, где поставил «Русские люди» К.М. Симонова и сыграл роль генерала Горлова в пьесе А.Е. Корнейчука «Фронт»; среди других ролей - Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана). В 1944-52 в Малом театре (поставил «Мещане» М. Горького), с 1952 в Московском театре имени А.С. Пушкина (поставил «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина). В работах Дикого, неожиданных и ярких по сценическому облику, отмеченных изобретательностью и озорством, всегда была правда человеческих чувств. Дикий снимался в кино: Кутузов («Кутузов», 1943), Нахимов («Адмирал Нахимов», 1947; премия на Международном кинофестивале в Венеции) и др. Государственная премия СССР (1946, 1947, 1949 - дважды, 1950). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1949-55 жил Дикий (Большая Бронная улица, 31), - мемориальная доска.

Предыдущая страница Следующая страница