Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕГ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕГ")

Давид Лев (Леон) Артурович

Дави́д Лев (Леон) Артурович (1914, Марсель - 1994, Москва), архитектор-реставратор. Окончил аспирантуру Академии архитектуры СССР (1946). В 1930-х гг. под руководством П.Д. Барановского участвовал в создании музея в Коломенском. С 1956 главный архитектор Центральных научно-реставрационных производственных мастерских. Инициатор создания секции охраны памятников истории и культуры Союза архитекторов СССР. Член Высшего совета по охране культурного наследия Российской Федерации. Общественно-профессиональная деятельность Давида в Научно-методическом совете по охране и реставрации памятников при Министерстве культуры СССР способствовала утверждению научных методов реставрации. Автор многочисленных публикаций по вопросам реставрации памятников. Основные работы - реставрация (1947-59) церквей: Трифона в Напрудном, Антипия на Колымажном дворе, Зачатия Анны что в Углу, Никиты за Яузой, Спасского собора Андроникова монастыря (1959- 1960).

Т.А. Гатова.

Давидов (Давыдов) Август Юльевич

Дави́дов (Давыдов) Август Юльевич (1823, Либава — 1885, Москва), математик и механик. Брат К.Ю. Давыдова. Окончил Московский университет (1845), с 1853 профессор там же. Один из учредителей Московского математического общества и его первый президент (с 1867). Автор учебников по математике для средней школы, выдержавших десятки изданий. Основные труды по дифференциальным уравнениям с частными производными, определённым интегралам и применению теории вероятностей к статистике. Похоронен на Введенском кладбище.

Давыдково

Давы́дково местность на западе Москвы, на левом берегу р. Сетуни. Соседствует на северо-востоке с Мазиловом, на северо-западе с Кунцевом, на юге с Волынским. Название — от бывшей деревни, известной с XIV в. и входившей в имение князя Д.М. Боброка-Волынского. В деревне была построена часовня Боголюбской Богоматери (снесена в начале 1970-х гг.). С начала XIX в. дачный посёлок; здесь бывали Т.Н. Грановский, И.Н. Крамской, А.Н. Плещеев, А.Ф. Писемский. С 1960 в черте Москвы. С 1966 район массового жилищного строительства (руководители проекта — архитекторы В.Г. Гельфрейх и А.В. Афанасьев). Основные улицы: Давыдковская, Славянский бульвар.

Давыдов Денис Васильевич

Давы́дов Денис Васильевич (1784, Москва — 1839, село Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии), поэт, прозаик, герой Отечественной войны 1812. Из старинной дворянской семьи. Детство провёл в Москве (улица Пречистенка, 13, дом не сохранился). В 1801 уехал в Петербург, чтобы поступить в Кавалергардский полк. Во время службы в армии (1801—23) Давыдов дважды приезжал в Москву, где сблизился с Ф.И. Толстым, П.А. Вяземским, М.П. Погодиным (в его журнале «Московский вестник» сотрудничал в 1827—30). Печатался в «Трудах ОЛРС», учреждённого при Московском университете. С 1816 действительный член ОЛРС. В 1832 в Москве вышел сборник стихов Давыдова (единственное прижизненное издание). Получив в 1823 отставку (в 1826—27 и 1831 Давыдов вновь ненадолго возвращался к военной службе), поселился в Москве, где зимой 1823/24 в доме С.Н. Бегичева (Мясницкая улица, 42) познакомился с А.С. Грибоедовым. В 1820—30 в домах московских литераторов встречался с А.А. Бестужевым, Н.А. Полевым, Е.А. Баратынским, Н.М. Языковым, А.С. Пушкиным и др. Известно несколько московских адресов Давыдова: вероятно, до 1826 он жил в Трубниковском переулке, 26, в 1826 — на углу Арбата и Староконюшенного переулка (улица Арбат, 25; оба дома не сохранились); в 1826—30 — в Большом Знаменском переулке, 17, в 1830—32 — на Смоленском бульваре, 3 (здание не сохранилось). В 1835 Давыдов купил дом на Пречистенке, 17, но, решив, что ему трудно содержать такое большое хозяйство, вскоре продал его. В 1837 Давыдов уехал в своё имение Верхняя Маза, лишь изредка приезжая в родной город. Московской теме в творчестве Давыдова посвящены элегия «Бородинское поле», послание А. Башилову «Челобитная», стихотворения «При виде Москвы, возвращаясь с персидской войны», «Партизан». Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Давыдова в 1961 названа улица в Филях (улица Дениса Давыдова).

Давыдов Карл Юльевич

Давы́дов Карл Юльевич (1838, Гольдинген Курляндской губернии — 1889, Москва), виолончелист, дирижёр, композитор, педагог, глава русской виолончельной школы второй половины XIX в. Родился в семье врача — Юлия Петровича Давыдова (Давидова) (1804—70), получившего в 1840 место в Николаевском Воспитательном доме в Москве; мать, Доротея Давыдова (урождённая Михайлович) (1802—64), — учредительница и руководитель частного женского пансиона в Москве. В 1858 Давыдов окончил Московский университет со степенью кандидата математических наук. Влияние на Давыдова оказал его старший брат — А.Ю. Давидов. В доме Давыдова собирались и музицировали как профессиональные музыканты, так и преподаватели Московского университета. Давыдов занимался музыкой с детства, в 14 лет дал первый сольный концерт в Москве. Здесь были написаны первые музыкальные сочинения Давыдова: опера «Рудокопы», а также исполненные в 1858 увертюра и фантазия для 4 виолончелей и контрабаса из оперы «Калигула». Продолжая музыкальное образование, Давыдов обучался в Лейпциге. Гастроли в странах Европы принесли ему славу одного из лучших исполнителей. П.И. Чайковский называл Давыдова «царём всех виолончелистов нашего века». Среди близких московских друзей Давыдова — концертировавший с ним В.И. Сафонов. В 1862—87 Давыдов жил в Петербурге, по приглашению А.Г. Рубинштейна преподавал в консерватории (профессор; в 1876—87 дирижер), получил звание «солиста Его Императорского Величества». Давыдов играл на инструменте работы А. Страдивари, подаренном ему графом М.Ю. Виельгорским. В 1888 Давыдов вернулся в Москву, где, несмотря на плохое состояние здоровья (приступы грудной жабы), занимался устройством концертов камерной музыки (в том числе бесплатных для учащейся молодёжи). В композиторском наследии Давыдова — 4 виолончельных концерта, симфоническая поэма «Дары Терека», «Фантазия на русские песни» для виолончели с оркестром. Давыдов — автор «Школы для виолончели» (1888). Похоронен на Введенском кладбище, на могиле — памятник работы Р.Р. Баха.

Литература: Гинзбург С.Л., К.Ю. Давыдов, Л., 1936; Гинзбург Л.С., К.Ю. Давыдов, М.-Л., 1950.

М.В. Есипова.

Даль Владимир Иванович

Даль Владимир Иванович (псевдоним Казак Луганский) (1801, Луганск - 1872, Москва), писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, автор сборника «Пословицы русского народа» и фундаментального «Толкового словаря живого великорусского языка»; член-корреспондент (1838), почетный академик (1863) Петербургской Академии наук. Родился в семье датского врача Иоганна Даля и Марии Христофоровны Даль (урождённой Фрейтаг) - полунемки, полуфранцуженки из гугенотского рода. Окончил Морской корпус (1819), медицинский факультет Дерптского университета (1829). Мичман, хирург-окулист, чиновник, Даль с 1819 стал собирать слова, выражения, обороты живого народного языка; в 1830 опубликовал в «Московском телеграфе» Н.А. Полевого повесть «Цыганка», напечатал в Москве сборник «Русские сказки...», высоко оценённый А.С. Пушкиным, который посоветовал Далю заняться составлением словаря (впоследствии Даль был одним из тех, кто безотлучно находился у постели смертельно раненного поэта). Даль поселился в Москве в собственном доме (Большая Грузинская улица, 4, во дворе), уйдя в отставку в 1859. Здесь он завершил свой полувековой труд над словарём, «работая, как батрак», и лишь раз в день, независимо от погоды, выходя на прогулку через Пресненское поле к Ваганьковскому кладбищу. В его дом часто наведывались писатели, педагоги, художники. Московское Общество любителей российской словесности (с 1859 Даль - действительный член общества) ссудило Далю 3 тыс. рублей на издание первого тома словаря. В Москве в 1861 вышло собрание сочинений Даля. Последнее произведение Даля - «Картины русского быта» - опубликовано в московском журнале «Русский вестник» (1867-68). Памятью о проживании Даля в Москве осталась посаженная им вблизи дома лиственница, которую можно видеть и сегодня. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Порудоминский А.И., Даль, 2 изд., М., 1971.

К.В. Стародуб.

Даль Олег Иванович

Даль Олег Иванович (1941, Москва — 1981, Киев), актёр. По окончании Театрального училища имени М.С. Щепкина (1963) работал (с перерывами) в театре «Современник», в 1977—78 — в Театре на Малой Бронной, с 1980 — в Малом театре. Начав с ролей своих ровесников, молодых героев начала 1960-х гг., Даль взрослел вместе со своим поколением: герои его зрелого творчества — люди, душевно неприкаянные, неудовлетворённые, представители «потерянного поколения». Среди театральных ролей: Генрих («Голый король» Е.Л. Шварца, 1963), Васька Пепел («На дне» М. Горького, 1968), Камаев («Провинциальные анекдоты» А.В. Вампилова, 1974), Борис Бородин («Вечно живые» В.С. Розова, 1975), Эндрю Эгьюлчик («Двенадцатая ночь» У. Шекспира, 1975), Беляев («Месяц в деревне» И.С. Тургенева, 1977). Из ролей в кино и на телевидении: Алик Крамер («Мой младший брат», 1962), Женя Колышкин («Женя, Женечка и "катюша"«, 1967), Шут («Король Лир», 1971), Лаевский («Плохой хороший человек») и Евгений Крестовский («Земля Санникова»; обе — 1973), Печорин («Страницы журнала Печорина», телеспектакль, 1974), Сергей («В четверг и больше никогда», 1978), Зилов (телефильм «Отпуск в сентябре», 1979). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сочинения: Дневник, М., 1991.

Литература: Галаджева Н., О. Даль, 2 изд., М., 1991; О. Даль. Воспоминания. Материалы из архива, М., 1992.

Т.К. Шах-Азизова.

Дамаев Василий Петрович

Дама́ев Василий Петрович (1878, станица Отрадная Кубанской области — 1932, Москва), певец (лирико-драматический тенор). Из семьи крестьян, выходцев из Воронежской губернии. С детских лет пел в церковном хоре, играл на скрипке и пастушьем рожке. Организовал любительский хор, с которым выступал в разных городах края. По протекции услышавшего его голос певца-любителя И.Л. Гара (московского присяжного поверенного) в 25-летнем возрасте Дамаев отправился обучаться в Москве. Здесь он занимался с певицей В.П. Козловской, затем у солиста Большого театра А.М. Успенского (как стипендиат мецената К.К. Ушкова, владельца чайной фирмы «Губкин, Кузнецов и Ко»; это позволило Дамаеву перевезти семью — троих детей и жену в Москву). В 1906 в одном из концертов в женской гимназии его услышал С.И. Зимин и пригласил в труппу «Оперы С.И. Зимина». После дебюта 30 августа 1908 в роли Самозванца в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского вся музыкальная общественность Москвы стала ездить «к Зимину на Дамаева». «Русским Таманьо» назвал его С.П. Дягилев, пригласивший Дамаева участвовать в 1909 и 1911 в «Русских сезонах» в Париже, в 1913 в Лондоне. В 1921—22 пел в «Нашем театре», в 1922—24 — в театре «Аквариум». В репертуаре Дамаева — свыше 50 партий. Оставил сцену в 1930 в связи с болезнью. В Москве жил на улице Петровско-Разумовской (у В.П. Козловой), в 1906—07 — в Сущёвском переулке, с 1908 — в Настасьинском переулке, с 1910 — на Садовой-Сухаревской улице, 4 (занимал второй этаж). Похоронен на Преображенском кладбище.

Сын Дамаева — Дмитрий Васильевич (1903—1988), певец (тенор), солист Московского театра оперетты (см. «Московская оперетта»), позднее Московской областной оперетты. Дочь Дамаева — Марина Васильевна (1915—1982), балерина, работала в Большом театре.

Литература: Белкин А.М., Русский самородок. Жизнь и творчество русского оперного певца В.П. Дамаева, 2 изд., Краснодар, 1984.

В.Л. Федоровский.

Дангауэровка

См. Дангауэровская слободка.

Дангауэровская слободка

Местность к югу от шоссе Энтузиастов, вдоль Авиамоторной улицы. Название связано с основанными в 1869 котельным и литейным заводом Дангауэра и Кайзера (ныне завод «Компрессор») и рабочим посёлком при нём. В 1929-32 часть посёлка была реконструирована, здесь возник один из первых в Москве «соцгородков» - «Новые дома» (проект архитекторов А.Н. Фёдорова, И.Г. Бурова, М.Г. Виссинга, И.И. Комарова и др.; реализован не полностью). Микрорайон состоит из 24 трехэтажных - шестиэтажных многосекционных домов, архитектура которых отмечена определённой пластической выразительностью, характерной для конструктивизма. Застройка посёлка панельно-сборными домами продолжалась в 1950-70-х гг., что нарушило целостность первоначального ансамбля.

Даниил

Дании́л (до 1492, Рязань? — 1547, Иосифо-Волоколамский монастырь), митрополит Московский и Всея Руси (с 1522). Был монахом Иосифо-Волоколамского монастыря, учеником Иосифа Волоцкого. В 1515 избран игуменом монастыря, находившегося под особым покровительством великого князя Василия III. Став митрополитом, помог Василию III вызвать в Москву и заключить в тюрьму князя северского Василия Шемячича. Санкционировал неканонический развод великого князя с бездетной женой Соломонией Сабуровой (1525), вызвавший всеобщее недовольство. Инициатор церковных соборов 1525 и 1531, осудивших противников иосифлян Максима Грека и Вассиана Патрикеева. Великий князь Василий III, умирая, «приказал великую княгиню и дети своя отцу своему Даниилу»; митрополит торжественно благословил в Успенском соборе малолетнего Ивана IV. В годы боярского правления Даниил смещён Шуйскими и отрёкся от митрополии, удалился в Иосифо-Волоколамский монастырь. Автор ряда посланий и поучений; по мнению некоторых историков, был одним из составителей Никоновской летописи.

Даниил Александрович

Даниил Александрович (1261 - 1303, Москва), великий князь московский, младший сын князя Александра Ярославича Невского; родоначальник князей московских. Во время его малолетства Московское княжество управлялось тиунами (наместниками) великого князя владимирского и тверского Ярослава Ярославича, дяди Даниила. Участвовал в борьбе своих братьев князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. В 1282 вместе с тверским князем Святославом Ярославичем выступил против Дмитрия; с 1283 действовал на стороне князя Дмитрия, ставшего великим князем владимирским. В 1293 Москва была взята войском татарского царевича Дудени («Дюденева рать»). После смерти князя Дмитрия (1294) Даниил Александрович возглавил московско-переяславско-тверской союз против князя Андрея. О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород (1296). В 1300 Даниил Александрович успешно воевал с Рязанью, захватив Коломну. После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского (1302) присоединил Переяславль к Московскому княжеству. При Данииле Александровиче в Москве основаны Богоявленский монастырь (1290-е гг.) и Данилов монастырь (конец XIII в.), где была учреждена первая архимандрития. Даниил Александрович канонизирован Русской православной церковью.

Е.И. Куксина.

Данилин Николай Михайлович

Дани́лин Николай Михайлович (1878, Москва — 1945, там же), хоровой дирижёр, регент, педагог. Из крестьянской семьи. Окончил в 1897 Синодальное училище церковного пения, в 1907 — Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. В 1897—1918 преподавал в Синодальном училище, в 1898—1903 одновременно в городских училищах на Николо-Ямской улице и в Леонтьевском переулке, в Институте благородных девиц имени императора Александра III (хоровое пение). С 1907 старший помощник регента, в 1910—18 главный регент Синодального хора; провёл премьеры литургии Святого Иоанна Златоуста и Всенощного бдения С.В. Рахманинова (1910, 1915). С 1915 руководил лучшим частным духовным хором Москвы, созданным меценатом А.П. Каютовым (пел в разных храмах города, в том числе в 1915—18 в церкви Пимена в Старопименовском переулке). Под управлением Данилина хор пел на последней службе в Успенском соборе Кремля перед его закрытием (апрель 1918). В 1917 участвовал в интронизации патриарха Тихона в Успенском соборе Кремля. После 1917 был регентом в нескольких московских храмах, в том числе в церквах: Николая Чудотворца «Явленного» на Арбате, Параскевы Пятницы в Охотном ряду, Георгия на Большой Грузинской улице, Трифона в Напрудном. В 1928 был вынужден прекратить регентскую деятельность. Автор духовных композиций. До 1923 Данилин работал в Народной хоровой академии (в которую было в 1918 преобразовано Синодальное училище), в 1923—24 хормейстер Большого театра. С 1923 преподавал в Московской консерватории (с 1930 профессор), с 1924 хормейстер Оперной студии при консерватории. Среди учеников — московские хормейстеры К.Б. Птица, А.В. Рыбнов, В.П. Степанов, А.С. Степанов. В 1937—1939 художественный руководитель и главный дирижёр Государственного хора СССР. Жил в корпусе для педагогов Синодального училища на Большой Никитской улице. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

М.П. Рахманова.

Данилов монастырь

Данилов монастырь.

Данилов монастырь.

Москва.

Дани́лов монасты́рь (Свято-Данилов монастырь), мужской монастырь, на правом берегу Москвы-реки (Даниловский вал, 22). Основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем. Перед смертью князь Даниил постригся в монахи (1303), похоронен в Даниловом монастыре. В Даниловом монастыре учреждена первая в Московском княжестве архимандрития (1300), в 1330 переведена в кремлёвский Спасо-Преображенский монастырь. В XIV—XV вв. Данилов монастырь оскудел, на его месте оставались церковь Даниила Столпника, рядом сельцо Даниловское. В 1560 Данилов монастырь возобновлён царём Иваном IV Грозным на месте бывшего монастырского некрополя. В 1591, когда войска крымского хана Казы-Гирея подступили к Москве, близ Данилова монастыря был устроен русский «обоз» — укреплённый передвижной лагерь. В 1606 у Данилова монастыря произошло сражение отрядов И.И. Болотникова и И. Пашкова с армией царя В.И. Шуйского. В 1607 близ Данилова монастыря был казнён Илейка Муромец (Коровин) — один из самозванцев, казацкий «царевич Пётр». Монастырь, находившийся во время Смуты в центре военных событий, сильно пострадал в 1610. В начале XVII в. обнесён кирпичной стеной с 7 башнями. В 1710 в Даниловом монастыре было 30 монахов, по штату 1764 — 12 монахов с настоятелем, в 1900 — 17 монахов. В 1812 разорён; накануне вступления французских войск в Москву ризница Данилова монастыря была вывезена в Вологду, казна — в Троице-Сергиеву лавру. Первые документальные сведения о землевладении Данилова монастыря относятся к 1785 (имел 18 десятин земли). В конце XIX в. монастырю принадлежали 178 десятин, несколько домов в Москве, каменный двор; при монастыре с 1805 находилась богадельня для престарелых женщин, с 1862 — для престарелых священнослужителей и их вдов. Во второй половине XIX в. кладбище Данилова монастыря — место погребения многих писателей, художников, учёных (Н.В. Гоголь, Н.М. Языков, В.Г. Перов, Н.Г. Рубинштейн и др., прах которых впоследствии был перенесён на другие кладбища). К 1917 в монастыре было 19 монахов и 4 послушника; ему принадлежали 164 десятины земли. После Октябрьской революции в Даниловом монастыре находились архиереи, лишённые кафедр; в 1929 принято специальное постановление о закрытии монастыря и организации в нём приёмника-распределителя НКВД. В конце 1920-х гг. разобрана колокольня Данилова монастыря.

Архитектурный ансамбль Данилова монастыря имеет сложную строительную историю. В основании центрального собора Семи Вселенских Соборов лежит церковь Покрова с северным приделом пророка Даниила (1650—70-е гг.). Верхний «летний» храм возведён на ней в 1729—30 в несколько запоздалых для этого времени формах московского барокко; в 1752 над западным притвором и папертью нижнего храма была поставлена ярусная церковь Даниила Столпника. Таким образом сложилась уникальная для московской архитектуры композиция — 2 верхних храма на одном нижнем. Монументальный, оформленный на фасадах тосканскими портиками и завершённый купольной ротондой Троицкий собор выдержан в строгих формах московского ампира (1833—38, архитектор О.И. Бове). Ярусная церковь-колокольня Симеона Столпника в стиле барокко поставлена в 1731—32 над Святыми воротами (1681), богато украшенными ярусами балясин и ширинок. Сохранились также братский корпус (1869), настоятельские покои (1828), здание бывшей общемонастырской больницы Московской епархии (1890) и др. В 1983 Данилов монастырь передан Московской патриархии; духовно-административный центр Русской православной церкви. К 1988 Данилов монастырь реставрирован (автор проекта И.И. Маковецкий), сооружены резиденция патриарха и Синода, Поминальная часовня и надкладезная часовня в память 1000-летия крещения Руси (автор обеих архитектор Ю.Г. Алонов).

Литература: Дионисий (архимандрит), Даниловский мужской монастырь третьего класса, М., 1898.

О.Г. Ульянов.

Троицкий собор Данилова монастыря.

Троицкий собор Данилова монастыря.

Москва.

Даниловка

Дани́ловка Даниловская слобода, местность на юге Замоскворечья, на правом берегу Москвы-реки, вблизи Серпуховской заставы. Название — от слободы Данилова монастыря, основанного в конце XIII в. В 1330 монастырь переведён в Кремль, а на его месте образовалось сельцо Даниловское. В 1560 монастырь был восстановлен, а рядом с ним в XVII в. возникла Даниловская слобода, в ней в 1699 построили каменную церковь. После эпидемии чумы в 1771 в слободе основано Даниловское кладбище, где в 1772 построена деревянная церковь, в 1829—38 заменённая на каменную церковь Сошествия Святого Духа. В 1833—37 в слободе построена новая церковь Воскресения Словущего. С конца XVIII в. слобода становится одним из промышленных районов Москвы. В 1867 основана Даниловская мануфактура, в 1877—81 построена Даниловская камвольно-прядильная фабрика. Рабочие Даниловки принимали активное участие в революционном движении. В 1930-х гг. район реконструирован, при этом закрыты монастырь и церкви. В 1983 Данилов монастырь возвращён верующим. Основные улицы: Большая и Малая Тульские, Даниловский вал, Даниловская набережная.

Даниловская слобода

Дани́ловская слобода́ см. Даниловка

Даниловское кладбище

Дани́ловское кла́дбище (Духовской переулок, 10), в южной части Замоскворечья. Современная площадь 35 га. Основано во время эпидемии чумы в 1771 близ Даниловки (отсюда название). В 1829—38 построены лаконично декорированная в стиле ампир, завершённая купольной ротондой церкви Сошествия Святого Духа (с приделами Мучеников Херсонских и Успения Анны), флигеля, здания богадельни и приюта, ограда с воротами (архитектор Ф.И. Шестаков). Хоронили главным образом ремесленников, мещан и купцов. На Даниловском кладбище — могилы художника И.С. Остроухова, лингвиста А.М. Селищева, искусствоведа С.Н. Дурылина, Героев Советского Союза И.М. Зайкина, Н.С. Котова и Н.И. Сидорова. В 1965 сооружён мемориал (скульптор А.Н. Туманов) и зажжён Вечный огонь над Братской могилой воинов, павших в Великой Отечественной войне, а также умерших в московских госпиталях.

Даньшин Борис Митрофанович

Да́ньшин Борис Митрофанович (1891—1941, Москва), геолог. Окончил Московский университет (1917). В 1918—29 участвовал в составлении геологической карты Московской губернии, проводимом Московским отделением Геологического комитета. В 1929—41 руководил крупномасштабной геологической съёмкой Москвы и пригородной зоны, изучал древний погребенный рельеф Москвы и современные оползневые процессы в долине Москвы-реки. Преподавал в вузах Москвы, был членом комиссии по сооружению 1-й очереди метро, экспертом проекта канала Москва — Волга. Автор трудов «Геологическое строение Московской области» (1936), «Геологическое строение и полезные ископаемые Москвы и её окрестностей» (издан в 1947). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Дарвиновский музей

Экспозиция Дарвиновского музея.

Экспозиция Дарвиновского музея.

Москва.

Да́рвиновский музе́й (улица Вавилова, 57). Организован в 1907 при Высших женских курсах. Основатель и первый директор (1907—64) — профессор зоологии А.Ф. Котс; активное участие в создании музея принимали зоопсихолог Н.Н. Ладыгина-Котс, таксидермист Ф.Е. Федулов, художник-анималист В.А. Ватагин. Для посетителей музей был открыт в 1922 в здании на Малой Пироговской, 1. С 1995 размещается в специально построенном здании (архитектор И.К. Барташевич). Постоянные экспозиции музея знакомят посетителей с основными положениями теории Ч. Дарвина, с историей изучения живых организмов, с многообразием жизни на Земле, фауной различных континентов и др.; ряд экспозиций посвящён происхождению человека, его взаимоотношению с природой. Фонды музея содержат около 400 тыс. единиц хранения; основу собрания составляют серийные коллекции различных видов животных, отражающие их индивидуальную и региональную изменчивость; уникальные коллекции чучел животных альбиносов и меланистов; чучела вымерших животных и др. В музее хранятся также крупнейшая коллекция анималистической живописи и ценное собрание биологической литературы XVI—XIX вв. При музее работают изостудия и кружок юных биологов.

Даркшевич Ливерий Осипович

Даркше́вич Ливерий Осипович (1858, Ярославль — 1925, Москва), невропатолог, нейрогистолог, действительный статский советник (1917). Из семьи военного врача. Окончил медицинский факультет Московского университета (1882). До 1887 совершенствовался за границей. После защиты диссертации (1888) приват-доцент Московского университета; работал в Новоекатерининской больнице, был одним из учредителей Московского общества невропатологов и психиатров. Представитель московской невропатологической школы А.Я. Кожевникова. С 1892 профессор Казанского университета, где создал неврологическую школу; автор первого оригинального отечественного руководства по невропатологии. С 1917 профессор кафедры нервных болезней Московского университета. Научные труды Даркшевича посвящены анатомии и физиологии нервной системы, особенностям течения и лечению нейросифилиса, эпидемического энцефалита, неврозов и других заболеваний нервной системы. Организатор и первый директор (до 1923) Государственной высшей медицинской школы (в Лефортовском госпитале) и Диагностического института для усовершенствования врачей, преобразованного в 1923 в Московский областный научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ). Жил в Антипьевском переулке, 9. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Попелянский Я.Ю., Профессор Л.О. Даркшевич, Казань, 1976.

Дача Студенец

Фонтан в парке дачи Студенец.

Фонтан в парке дачи Студенец.

Москва.

Да́ча Студене́ц (Мантулинская улица, 5). Название — от источника и ручья. Садово-парковый ансамбль, сложившийся в XVIII в., расположен на месте, известном ещё в XIV в. как «село Выпряжково на Студенце», принадлежавшее серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму — внуку Ивана Калиты и герою Куликовской битвы 1380. На рубеже XVII—XVIII вв. — загородный двор сибирского воеводы князя М.П. Гагарина; после его казни Петром I усадьба поступила в казну, но позднее возвращена императрицей Анной Ивановной князю А.М. Гагарину, который, видимо, и устроил усадебный сад в «голландском стиле» — с искусственными каналами, островами и прудами, получившими известность как «Гагаринские пруды». В 1804 усадьба перешла к графу Ф.А. Толстому, после 1812 — к его зятю А.А. Закревскому (московский генерал-губернатор в 1848—59), по распоряжению которого в 1820—30-х гг. выстроен деревянный дом с флигелями (архитекторы Д.И. Жилярди, А.Г. Григорьев; разобран в 1900) и на островках созданы памятники в честь героев Отечественной войны (сохранились тосканская колонна и павильон «Октагон» в стиле ампир). Проданная в 1860-х гг. усадьба служила позднее летней дачей Екатерининского института. С западной стороны в конце XIX в. был насажен особый сад и при нём устроена Студенецкая школа садоводства, принадлежавшая до 1915 Российскому обществу любителей садоводства. В 1932 дача Студенец стала Парком культуры и отдыха «Красная Пресня» (часть каналов засыпана, выстроены новые мосты в формах стиля ампир).

Мост в парке дачи Студенец.

Мост в парке дачи Студенец.

Москва.

Двадцать третья городская клиническая больница имени Медсантруда

Два́дцать тре́тья городска́я клини́ческая больни́ца и́мени Медсантруда́ (Яузская улица, 11). Основана в 1866 как Яузское отделение больницы для чернорабочих в доме генерала Шепелева на Швивой горке; с 1869 Яузская больница. Является клинической базой Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова и Российского медицинского университета. Здесь работали патолог И.В. Давыдовский (бюст на территории больницы, 1974), хирург И.Г. Руфанов и другие учёные-медики. В 1995 в 14 клинических отделениях больницы было 660 коек; межрайонный консультативно-диагностический центр. На территории больницы — Центр патологии речи.

М.Я.

Двадцать четвёртая городская клиническая больница

Два́дцать четвёртая городска́я клини́ческая больни́ца (Страстной бульвар, 15/29). Открыта в 1833 в бывшем доме князей Гагариных (построен в конце XVIII в. архитектором М.Ф. Казаковым; в 1802—12 в нём размещался Английский клуб; после пожара 1812 дом восстановлен архитектором О.И. Бове), который под руководством доктора А.И. Поля был приспособлен для больницы. В неё перевели больных из Екатерининской больницы (отсюда бывшее название Новоекатерининская больница). Указом 1845 превращена в клиническую базу медицинского факультета Московского университета. Здесь были созданы одни из первых в России госпитальные терапевтическая клиника и хирургическая клиника с урологическим отделением (1846) и кафедра патологической анатомии (1849). В 1995 в больнице функционировали 9 отделений на 615 коек. На базе больницы работают городской проктологический центр, единственное в Москве отделение терапии лекарственной болезни.

Литература: Сборник, посвященный 150-летию клинической больницы 1 Московского государственного университета (большей Ново-Екатерининской больницы), М., 1926.

Дворец культуры ЗИЛ

Дворе́ц культу́ры ЗИЛ (Восточная улица, 4), памятник архитектуры. Построен как Дворец культуры Пролетарского района по проекту победивших на конкурсе архитекторов братьев Л.А. и А.А. Весниных в 1930—37 на месте древнего Симонова монастыря, постройки которого были разобраны на рабочих субботниках. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом 2-ярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания. Интерьеры, первоначально отличавшиеся строгой простотой, во время частичной реконструкции 1972 (архитектор П.П. Зиновьев) были кардинально изменены, установлена новая осветительная арматура, облицованы стены и т.д.

Дворец культуры имени С.П. Горбунова

Дворец культуры имени С.П. Горбунова (Новозаводская улица, 27). Построен в 1929-38 в духе конструктивизма (архитектор Я.А. Корнфельд). Одно из первых крупных клубных зданий в Москве; включает мощный и высокий объём зрительного зала с двумя ярусами балконов и связанную с ним мостиками-переходами на уровне второго и третьего этажей клубную часть, более низкую и как бы соединяющую своими распластанными крыльями монументальный и чётко организованный массив постройки с пейзажной средой. В строгих формах фасада глухие поверхности стен сопоставлены с большой остеклённой плоскостью витража второго и третьего этажей.

Дворец Советов

Дворе́ц Сове́тов проектировался в 1931—33 и 1957—59. Идея сооружения комплекса возникла в 1922 на I съезде Советов СССР. В 1930—50-х гг. она всячески пропагандировалась, приобретя символический смысл выражения государственной, политической и идейной мощи, создания «архитектурного памятника эпохи», что обусловило глобальность и грандиозный масштаб задач, широкий размах подготовительных работ, вовлечение в этот процесс многих крупнейших зодчих, представителей разных архитектурных направлений. В 1931 был сформирован специальный правительственный орган — Совет строительства, при нём в 1933 — Постоянное архитектурно-техническое совещание, в которое вошли М. Горький, И.Э. Грабарь, А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский и др. В 1931 прошли Предварительный и Всесоюзный открытый конкурсы, на которых архитекторы были призваны воплотить образ «трибуны трибун», «пролетарского чуда», «всесоюзной вышки, откуда...мощным кличем не раз на весь мир прогремит наших слов динамит» (Демьян Бедный). Среди представленных на второй тур 160 проектов (из них 24 — зарубежных архитекторов, в том числе Ле Корбюзье) наряду с многочисленными работами в духе конструктивизма присутствовали и были отмечены высшими премиями проект, ориентировавшийся на освоение и развитие классического наследия (И.В. Жолтовский и др.), и решение, отличавшееся монолитностью монументальной объёмно-пространственной композиции (Б.М. Иофан). При дальнейшем уточнении задач строительства предполагалось, что здание не только впишется в окружающую городскую среду, но будет доминировать в ней своей смелой высотной композицией, в которой предполагалось в едином архитектурном объёме, окружённом открытой площадью для шествий и демонстраций, соединить большой зал заседаний округлой формы на 15 тыс. мест и группы малых залов. Под сооружение отводился участок поблизости от Кремля, в границах набережной Москвы-реки, Соймоновского проезда, улиц Волхонки и Ленивки; центр участка занимал храм Христа Спасителя, снесённый в 1931. В результате третьего тура конкурса в 1932 (участвовало 15 бригад архитекторов) и четвёртого в 1933 (5 бригад) Совет строительства принял за основу проект Иофана, предложившего вариант с широкой 3-ярусной башней, акцентированной динамичными вертикальными пилонами-рёбрами и увенчанной статуей «Освобождённого пролетария», и привлёк к разработке окончательного варианта архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха. В 1934 было решено сооружать Дворец Советов как грандиозное здание-пьедестал (высотой 415 м, общий объём 7500 тыс. м3) для статуи В.И. Ленина (высотой 80 м), что повлекло за собой увеличение числа ярусов до 5 и сделало проект трудно реализуемым. В 1937 начались работы, ставшие до 1941 «стройкой века»: были вырыты гигантские котлованы, заложены железобетонные кольца, для возведения каркаса Дворца Советов была использована высокопрочная хромомедистая сталь, способная выдерживать колоссальные нагрузки (использовалась также и при строительстве московских мостов). Строительство Дворца Советов было прервано Великой Отечественной войной, и в дальнейшем проект не был реализован, хотя оказал значительное влияние на развитие архитектуры 1930-х — начала 1950-х гг. В 1958—60 котлованы Дворца Советов (диаметром 129,5 м) были использованы для устройства открытого плавательного бассейна «Москва».

В 1957—59 проводился конкурс на проект нового Дворца Советов на Воробьёвых горах, в процессе которого были отвергнуты идеи высотности, символической «перегруженности» архитектурной формы, вырабатывались монументальные, но рациональные и конструктивно-строгие решения, с усилением выразительной роли простых геометрически ясных объёмов и использованием новейших технических средств — большепролётных конструкций, сборного железобетонного каркаса, стекла и стеклопластика для целостного и пространственного решения интерьеров; среди победителей этого конкурса — творческий коллектив под руководством М.Г. Бархина, Я.Б. Белопольского, Л.Н. Павлова, И.И. Ловейко.

Литература: Дворец Советов СССР, М., 1933; Дворец Советов, М., 1961.

«Дворец Советов»

Дворец Советов. Проект Б. М. Иофана, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха. 1935 – 1937.

Дворец Советов.

Проект Б. М. Иофана, В. А. Щуко

и В. Г. Гельфрейха.

1935 – 1937.

Москва.

«Дворе́ц Сове́тов» название станции метро «Кропоткинская» в 1935—57.

Дворцовый мост

См. Лефортовский мост.

Дворцовый пруд

На севере Москвы, в Останкине, перед Останкинским дворцом. Сооружён в начале XVII в. в пойме Останкинского ручья. Площадь 5,2 га. Средняя глубина 2,5 м. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод. Берега укреплены гранитными плитами.

Дворянское собрание

Дворя́нское собра́ние см. Благородное собрание.

Девичье поле

Девичье поле (в XVI в. называлось Новодевичьим полем), историческая местность на юго-западе Москвы, между Большой Пироговской улицей и улицей Еланского; часть огромного поля, простиравшегося от Плющихи и Зубовской улицы до Новодевичьего монастыря (отсюда название). В XVII в. на Девичьем поле были устроены сады и аптекарские огороды, где выращивались лекарственные травы. Царь Алексей Михайлович производил на Девичьем поле в декабре 1663 смотр войск. Во второй половине XVII в. на Девичьем поле предприняты попытки организовать добычу соли; были пробурены скважины (глубина до 100 м), но соляной раствор так и не был обнаружен. В 1765-71 здесь стоял деревянный казённый театр. Девичье поле было любимым местом гуляний москвичей, на большом народном гулянье в 1826 побывал А.С. Пушкин. В 1864 сюда было перенесено с Болота знаменитое Подновинское гулянье, которое устраивалось здесь на пасхальной и масленичной неделях (в 1911 перенесено на Пресню). Территорию Девичьего поля было решено благоустроить: замостить прилегающие улицы, установить фонари, построить два колодца, «не разрешать на гулянье открытия каких-либо питейных заведений». В 1830-х гг. историк М.П. Погодин купил на западной стороне Девичьего поля у князя Д.М. Щербатова усадьбу, где в 1856 была построена «Погодинская изба». С конца XIX в. Девичье поле быстро застраивалось. В 1880 город отдал землю для строительства первого в Москве архивного здания для Московского архива Министерства юстиции (МАМЮ), в 1885 - для устройства клиник медицинского факультета университета, анатомического корпуса Высших женских курсов. В 1912-13 площадь, скверы, бульвары были превращены в единый парк. В 1925-27 на границе Девичьего поля было построено здание клуба завода «Каучук» (Плющиха, 64; архитектор К.С. Мельников). К скверу Девичьего поля обращён главный фасад Военной академии имени М.В. Фрунзе. В 1972 в сквере (начало Большой Пироговской улицы) открыт памятник Л.Н. Толстому. Старые корпуса университетских клиник (архитектор К.М. Быковский) определяют лицо Большой Пироговской улицы. Вокруг старого здания МАМЮ вырос архивный городок, где размещаются крупнейшие хранилища страны. Название сохранилось в наименовании проезде Девичьего поля.

С.Р. Долгова.

Дегтярёв (Дехтярёв) Степан Аникиевич

Дегтярёв (Дехтярёв) Степан Аникиевич (1766, село Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии — 1813, Москва), композитор, дирижёр. Крепостной графа Н.П. Шереметева; в 7-летнем возрасте зачислен в его капеллу (в подмосковном имении Кусково). Обучался в певческой школе при капелле, позднее посещал лекции в Московском университете (по итальянскому языку и русской словесности), спектакли Петровского театра, брал уроки композиции у итальянского композитора Дж. Сарти. С 1790-х гг. дирижёр и музыкальный руководитель шереметевской капеллы, по желанию графа выступал в качестве организатора публичных концертов в Москве. После вступления на престол императора Павла I Шереметев переехал в Петербург и в числе нужных ему людей взял с собой Дегтярёв, который жил там до смерти графа в 1809. Дегтярёв — продолжатель традиций Д.С. Бортнянского, автор духовной музыки (свыше 100 концертов для хора a cappella, литургия и др.). Наиболее значительные сочинения — оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (на либретто Н.Д. Горчакова; первый в России образец жанра), впервые исполненная под управлением Дегтярёва. 9 марта 1811 в Москве. С большим успехом оратория исполнялась и в 1818 в Колонном зале Благородного собрания, в канун открытия в Москве памятника К. Минину и Д. Пожарскому. Написал также ораторию «На освобождение Москвы в 1812 году», работал над ораторией «Бегство Наполеона» (не закончена).

Шереметев неоднократно (в 1802, 1803, 1809) обещал композитору вольную, однако после смерти графа конкретных указаний о вольной в завещании не содержалось. Дело было передано в Сенат; ожидая решения, Дегтярёв вернулся в Москву. Ему был выдан временный паспорт, дававший право устраиваться на службу; жил при Странноприимном доме графа Шереметева (Большая Сухаревская площадь, 3). Распродав большинство своих рукописей, композитор умер в нищете. Официальная вольная была дана 4 августа 1815, через 2 года после смерти композитора.

Литература: Горяйнов Ю.С., России славу пел, Воронеж, 1987.

Дегунино

Местность на севере Москвы. Соседствует на северо-востоке с Бескудниковом, на северо-западе с Ховрином, на юге с Лихоборами, на юго-востоке с Владыкином. Название - от бывшего села, известного с XV в. С 1585 оно принадлежало кремлёвской церкви Рождества Богородицы на Сенях, с 1700 - Алексеевскому монастырю. В 1643 построена деревянная церковь Бориса и Глеба (не сохранилась), в 1866 - каменная церковь Николая Чудотворца (в 1960-х гг. в ней размещалась фабрика; в 1991 церковь возвращена верующим). С 1960 в черте Москвы. С начала 60-х гг. район массового жилищного строительства (руководитель проекта архитектор И.И. Ловейко). Основные магистрали: Дегунинская улица, Коровинское шоссе.

Предыдущая страница Следующая страница