Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Б" (часть 8, "БРЮ"-"БЫТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 8, "БРЮ"-"БЫТ")

Брюсов переулок

Брю́сов переу́лок (в 1962—94 улица Неждановой), между Большой Никитской улицей и Тверской улицей. Назван по фамилии домовладельцев — А.Р. и Я.А. Брюсов. В XVII в. близ Успенского Вражка была поставлена церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке (перестроена в XIX в.). Существующие ныне здания в основном построены в конце XIX—XX вв. В д. 7 (1935, архитектор А.В. Щусев) жили певицы А.В. Нежданова, М.П. Максакова, Н.А. Обухова, балерина О.В. Лепешинская, композитор С.Н. Василенко, скульптор И.Д. Шадр, художник Ф.Ф. Федоровский, дирижёр Н.С. Голованов. В другом «артистическом» доме, расположенном у проезда на Тверскую улицу (д. 12), жили В.Э. Мейерхольд, артист И.Н. Берсенев, балетмейстер В.Д. Тихомиров, архитектор И.И. Рерберг и др. Дом 17 был построен в 1928 по проекту Щусева для артистов МХАТа; здесь были квартиры В.И. Качалова, Н.Н. Литовцева, И.М. Москвина, Л.М. Леонидова, балерины Е.В. Гельцер и др. Дом 19 перестроен архитектором М.К. Геппенером в 1881 из одноэтажного строения 1863, где находился «склад "колониальных товаров"» для магазина А.В. Андреева. Во дворе дома, справа от входа, одноэтажный особняк, принадлежавший в 1830-х гг. врачу И.Е. Дядьковскому. Соседний дом (д. 21) — часть здания, выходившего углом на Тверскую улицу; в начале XIX в. он принадлежал А. и К. Гудовичам. В 1847—49 в этом доме жил драматург А.В. Сухово-Кобылин. В 1898 дом был заново отделан по фасаду (архитектор С.К. Родионов). При реконструкции улицы Горького часть большого дома Гудовичей была передвинута внутрь квартала. В 1953—56 для ЖСК «Педагог Московской консерватории» построен д. 8/10 (архитектор И.Л. Маркузе; ныне Центральный дом композитора); в этом доме жили Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Д.Б. Кабалевский и др.

И.Л. Давыдова.

Брюсовский институт

Брю́совский институ́т см. Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ)

Брюхоненко Сергей Сергеевич

Брюхоне́нко Сергей Сергеевич (1890, г. Козлов Тамбовской губернии — 1960, Москва), врач, физиолог. Окончил медицинский факультет Московского университета (1914). В годы первой мировой войны военный врач. С 1919 ассистент клиники частной патологии и терапии 2-го МГУ. В 1926—30 заведующий химико-терапевтической лабораторией Научно-исследовательского химико-фармацевтического института; в 1931—35 заведующий лабораторией экспериментальной терапии Центрального института гематологии и переливания крови. С 1935 директор основанного по его инициативе Института экспериментальной физиологии и терапии (закрыт в сентябре 1948 после «лысенковской» сессии ВАСХНИЛ). В 1951—58 научный сотрудник НИИ экспериментальной хирургической аппаратуры и инструментов. В 1958—60 заведующий московской лабораторией Института экспериментальной биологии и медицины Сибирского филиала АН СССР. Научные труды Брюхоненко посвящены главным образом проблеме искусственного кровообращения; создал (1920—25) автожектор — первый в мире аппарат искусственного кровообращения (Ленинская премия, 1965, посмертно). В здании, где работал Брюхоненко (Погодинская улица, 10; ныне одна из лабораторий Центра хирургии), установлена мемориальная доска. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Сироткина М.Г., Гуткин В.С., С.С. Брюхоненко, М., 1972.

Бубна

Бу́бна река в центре Москвы, левый приток р. Пресни. Длина 1,4 км (заключена в трубу). Брала начало из Козьего болота (район Малой Бронной улицы). Протекает под Новой территории Зоопарка, где в её пойме находятся пруды; далее пересекает Большую Грузинскую улицу и впадает в Пресню на Старой территории зоопарка.

«Бубновый валет»

«Бубно́вый вале́т» творческое объединение, включавшее преимущественно московских живописцев. Создано в 1910 участниками одноименной выставки (улица Большая Дмитровка, 11) В.Д. и Д.Д. Бурлюками, П.П. Кончаловским, А.В. Куприным, А.В. Лентуловым, И.И. Машковым, В.В. Рождественским, Р.Р. Фальком, А.А. Экстер и др. Для этих художников были характерны живописные искания в духе постимпрессионизма («русский сезаннизм»), деформация и обобщение форм, подчёркивание материальности и фактуры предметов, конструирование формы цветом, сочность колорита. Примыкавшие в разные годы к «Бубновому валету» художники тяготели к кубизму, футуризму и экспрессионизму (Н.С. Гончарова, В.В. Кандинский, М.Ф. Ларионов, К.С. Малевич, М.З. Шагал). В 1916 основное ядро «Бубнового валета» вошло в «Мир искусства». Организовало в Москве ряд выставок. В 1924 большая часть членов «Бубнового валета» создала объединение «Московские живописцы». В 1927 в помещении Государственной Третьяковской галереи проведена обзорная выставка «Бубнового валета».

Литература: Поспелов Г., «Бубновый валет», М., 1990.

Будайка

Буда́йка река на северо-востоке Москвы, левый приток р. Яузы. Общая протяжённость в открытом русле 4,4 км. Русло спрямлено на двух участках: на территории национального парка Лосиный Остров (до пересечения с Ярославским направлением Московской железной дороги) и в районе Будайской улицы. Площадь бассейна около 10 км2. Исток в Лосином Острове, к востоку от платформы Северянин. Протекает параллельно Ярославскому направлению Московской железной дороги; в районе Малахитовой улицы взята в коллектор. Впадает в районе проезда Кадомцева. В пойме пруд (площадь 3,2 га). На заболоченных берегах Будайки можно встретить охраняемые виды растений: купальницу, горец змеиный, ирис жёлтый. Так как вода сильно загрязнена, Будайка не имеет рыбохозяйственного и рекреационного значения. На берегу Будайки находилось село Ростокино. По Будайке названы Будайские улица и проезд.

Булаховы

Була́ховы семья музыкантов. Пётр Александрович (1793 или 1792 — 1835, Москва), певец (тенор). Обучался в Москве у Ф. Риччи. Пел в Московском частном хоре, в 1821—25 — в театре Пашкова (на Моховой улице), в 1825—32 солист Большого театра. Выступал также в водевилях и концертах. Первый исполнитель баллады «Чёрная шаль» А.Н. Верстовского (театр Пашкова, 1823) и романса «Соловей» А.А. Алябьева (Большой театр, 1827). Пользовался славой «первого певца России», был одним из лучших вокальных педагогов своего времени. Портрет Булахова исполнил В.А. Тропинин (1823, Государственная Третьяковская галерея). Его сыновья: Павел Петрович (1824, Москва — 1875, Петербург) — «первый тенор» Петербурга, автор ряда романсов (в том числе «Право, маменьке скажу»); Пётр Петрович (1822—85, Кусково, близ Москвы), автор многих романсов, получивших широкое распространение в московском музыкальном быту («Тройка», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Не пробуждай воспоминанья»). Его жена Анисья Александровна (урождённая Лаврентьева, сценический псевдоним Лаврова) (1831 — 1920), певица (сопрано). С 1843 обучалась в Московском театральном училище. В 1849—52 солистка Большого театра, затем пела в Петербурге.

М.Е.

Булгаков Михаил Афанасьевич

Могила М. А. и Е. С. Булгаковых на Новодевичьем кладбище.

Могила М. А. и Е. С. Булгаковых на Новодевичьем кладбище.

Москва.

Булга́ков Михаил Афанасьевич (1891, Киев — 1940, Москва), писатель. Окончил медицинский факультет Киевского университета. Впервые приехал в Москву в ноябре 1917, остановившись у своего дяди, известного московского врача Н.М. Покровского (прототип профессора Преображенского из повести «Собачье сердце») в квартире доходного дома на углу Пречистенки и Обухова переулка (Чистого переулка). Переехал в Москву в 1921. Служил секретарём Главполитпросвета при Наркомпросе (Сретенский бульвар, 6). В 1921—24 жил на Большой Садовой улице, 10 (кв. 50, затем 34; см. «Булгаковская квартира»); обе квартиры изображались в очерках, фельетонах, пьесе «Зойкина квартира», романе «Мастер и Маргарита». В последующие годы жил на Большой Никитской, 46 (в служебных помещениях школы, которой заведовала его сестра Н.А. Земская), в Обуховом переулке, 9 (дом не сохранился), Малом Левшинском переулке, 2 (дом не сохранился); в Нащокинском переулке, 3/5 (дом не сохранился) и др. В 1921—26 Булгаков сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты «Накануне», помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газовой «Гудок», «Рабочий», журналом «Медицинский работник» (где напечатал «Записки юного врача»), «Россия» и «Возрождение» (опубликовал «Записки на манжетах» и роман «Белая гвардия»). В 1926 во МХАТе была поставлена пьеса Булгакова «Дни Турбиных», в 1926—29 в Театре-студии Евг. Вахтангова шла пьеса Булгакова «Зойкина квартира»; в 1928—29 в Московском Камерном театре репетировался «Багровый остров». К 1930 произведения Булгакова не печатались, пьесы были сняты из репертуара театров. В 1930 Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ; Малая Никитская улица, 6), в 1930—36 — во МХАТе в качестве ассистента режиссёра, с 1936 — в Большом театре как либреттист и переводчик. Булгаков часто выступал с чтением своих произведений: на квартире у писателя С.С. Заяицкого (Малый Знаменский переулок, 7), в литературном кружке П.Н. Зайцева (Староконюшенный переулок, 5), на квартире Н.Н. Пяжнина (так называемые пяжнинские чтения, куда съезжалась вся литературная Москва 20—30-х гг.; Савельевский переулок, 12); бывал в Клубе театральных работников (Старопименовский переулок, 7б). В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» настолько живо и точно, с любовью и сарказмом, грустной иронией и болью, романтической фантазией и насмешкой запечатлены быт, нравы и реалии Москвы 20—30-х гг., что это дало основание говорить о «булгаковской Москве», в которой читатель встречает: Дом литераторов — «Дом Грибоедова», Бутырскую тюрьму, театр и дом Драмлита в Николопесковском переулке на Арбате, дом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где Мастер познакомился со своей Маргаритой; Воробьёвы горы, откуда виделись «пряничные башни» Новодевичьего монастыря; конкретных литературных и политических деятелей (в том числе Авеля Енукидзе — председателя правительственной комиссии по руководству Большим и Художественным театрами); «Торгсин» вблизи Смоленского рынка (улица Арбат, 54/2). Жилище Мастера часто ассоциируется с д. 9 по Мансуровскому переулку, где жили друзья Булгакова — Топлениковы, а особняк Маргариты — с д. 6 по Малому Ржевскому переулку. Московские реалии присутствуют и в других произведениях Булгакова: Зоологический музей Московского университета (Большая Никитская улица, 6) — «Роковые яйца»; ресторан «Альпийская роза» (улица Софийка, ныне Пушечная улица, 4) — «Дьяволиада» и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Яновская Л.М., Творческий путь М. Булгакова, М., 1983; Воспоминания о М. Булгакове, М., 1988; Мягков Б.С., Булгаковская Москва, М., 1993; Соколов Б., Булгаковская Энциклопедия, М., 1996.

К.В. Стародуб, Н.А. Александров.

Булгаков Сергей Николаевич

Булга́ков Сергей Николаевич (1871, Ливны Орловской губернии —1944, Париж), богослов, философ, экономист, публицист. Родился в семье священника. Окончив в 1884 Ливенское духовное училище, поступил в 1885 в Орловскую духовную семинарию, которую оставил в 1888 под влиянием революционных материалистических идей. Закончив в Ельце 8-й класс гимназии (познакомился здесь с В.В. Розановым), в 1890 поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы жил в меблированных комнатах «Америка» на Воздвиженке. По окончании университета (1894) оставлен профессором А.И. Чупровым при кафедре политической экономии и статистики для приготовления к профессорскому званию. Одновременно преподавал в МВТУ в качестве приват-доцента. Около 1895 познакомился с московской издательницей М.И. Водовозовой, на сестре которой — Е.И. Токмаковой — женился в 1897. В 1896 по приглашению Н.Я. Грота Булгаков стал членом Московского психологического общества, сотрудничал в журнале «Вопросы философии и психологии»; вступил также в Московское юридическое общество, Московский комитет грамотности. В 1897 получил от Московского университета командировку за границу; по возвращении в Россию в 1900 преподавал в Киевском политехническом институте, затем в Киевском университете Святого Владимира. В 1901 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие» (т. 1—2, 1900). Участвовал в сборнике «Проблемы идеализма» (1902). Булгаков стал одним из лидеров зарождавшегося религиозно-философского движения. Летом 1905 сблизился в Москве с В.Ф. Эрном и В.П. Свенцицким, организовавшими «Христианское братство борьбы», участвовал в сборнике «Вопросы религии» (1906 и 1908). Осенью 1906 Булгаков переехал в Москву (жил в Большом Афанасьевском переулке, в доме Русского страхового общества, бывший дом Борщова, кв. 4, затем на Зубовском бульваре, д. 15, кв. 11), читал в Московском университете в качестве приват-доцента курс «Критическое исследование проблем и идеалов политической экономии. Очерки социальной философии». Осенью 1906 как независимый «христианский социалист» стал членом 2-й Государственной думы, работал в комиссиях по церковному законодательству, аграрному вопросу и бюджету, сотрудничал с фракцией кадетов. Булгаков сблизился в Москве с «Кружком ищущих христианского просвещения», стал товарищем (заместителем) председателя «Религиозно-философского общества памяти Владмира Соловьёва». С 1908 преподавал в Народном университете имени А.Л. Шанявского. В 1909 участвовал в сборнике «Вехи» (М., 1909). В 1910 вместе с Е.Н. Трубецким, Г.А. Рачинским, Н.А. Бердяевым, Эрном участвовал в создании религиозно-философского издательства М.К. Морозовой «Путь» (был членом редакционного совета издательства). В феврале 1911 в знак протеста против нарушения правительством университетской автономии Булгаков вместе с группой профессоров Московского университета ушёл в отставку и сосредоточился на преподавании в Московском коммерческом институте. В 1912 сблизился с отцом Павлом Флоренским, часто общался с Вяч.И. Ивановым, Э.К. Метнером, Андреем Белым. После Февральской революции Булгаков вновь избран профессором Московского университета. В августе 1917 — апреле 1918 участвовал в Поместном соборе Русской православной церкви, избран членом Высшего церковного совета; общался и сотрудничал с патриархом Тихоном. В июне 1918 в Даниловом монастыре Булгаков был рукоположен во священники. Летом 1918 Булгаков участвовал в сборнике «Из глубины». Выехав летом 1918 за семьёй в Крым, Булгаков уже не смог вернуться в Москву, служил в Ялтинском соборе до конца 1920. В 1922 арестован и выслан из России в Константинополь. В 1923—25 профессор церковного права и богословия Русского научного института в Праге, с 1925 возглавлял Православный богословский институт в Париже.

М.А. Колеров.

«Булгаковская квартира»

В московском обиходе название квартиры в центре Москвы, где поселились «дьявольские» персонажи романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». «Прототипами» «Булгаковской квартиры» были две квартиры (50 и 34) в д. 10 по Большой Садовой улице, где Булгаков жил со своей первой женой (детали интерьера заимствованы из респектабельного д. 13 по Пречистенке, где две квартиры на верхнем этаже занимал А.П. Фаберже, родственник знаменитого ювелира, и где не раз бывал Булгаков, любуясь высоким потолком с люстрой, на которой потом будет качаться Бегемот); этот дом описан как «дом 302-бис». Здание отмечено мемориальной доской, напоминающей, что здесь разворачивалось действие известного романа и несколько лет жил сам его создатель. Здание было построено в 1903 архитектором А.Н. Милковым для московского купца и владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита (в одном из булгаковских рассказов - Эльпита). В этом же доме в кв. 38 С.А. Есенин познакомился с Айседорой Дункан, а в мастерской П.П. Кончаловского, расположенной тут же, собирались художники «Бубнового валета». В романе Булгакова в «доме 302-бис» находилась квартира, которая, по словам рассказчика, «давно пользовалась если не плохой, то во всяком случае странной репутацией». Во времена Булгакова неподалёку от этого дома располагались московский Мюзик-холл, Театр оперетты, Театр народного творчества, Второй Госцирк, Киноцирк. Происходившие там представления могли давать материал для изображения сеанса чёрной магии - одного из эпицентров сюжетного действия романа. «Тёмные силы», действующие в произведениях Булгакова, так или иначе связаны с этой таинственной квартирой: здесь проходил бал Сатаны, пробежала Аннушка с подковой в платке, проволокли избитого Варенуху. С 1980-х гг. «Булгаковская квартира» стала одним из излюбленных мест литературного паломничества в Москву.

К.В. Стародуб.

Булганин Николай Александрович

Булга́нин Николай Александрович (1895, Нижний Новгород — 1975, Москва), государственный и политический деятель, Маршал Советского Союза (1947—58), генерал-полковник (1958), Герой Социалистического Труда (1955). Из семьи служащего. Учился в реальном училище. В 1917 вступил в большевистскую партию. В 1918—22 в органах ВЧК, в 1922—27 в ВСНХ, в 1927—31 директор Московского электрозавода.

В 1931—37 председатель Исполкома Моссовета; нёс личную ответственность за осуществление мероприятий, предусмотренных Генеральным планом реконструкции Москвы. Руководство Моссовета уделяло большое внимание развитию городского транспорта, в частности сооружению метро. В 1937—38 Булганин — председатель СНК РСФСР, в 1938—41 заместитель председателя СНК СССР. В 1937—61 член ЦК партии. В 1941—43 член военных советов ряда фронтов. С 1944 член ГКО, заместитель наркома обороны СССР. В послевоенный период Булганин входил в ближайшее окружение И.В. Сталина. В 1946—48 кандидат, в 1948—58 член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС; в 1946—52 член Оргбюро ЦК. В 1947—53 заместитель председателя СМ СССР, одновременно в 1947—49 министр Вооруженных Сил СССР. После смерти Сталина (1953) в борьбе за власть первоначально поддерживал Н.С. Хрущёва. В 1953—55 первый заместитель председателя СМ СССР, одновременно в 1953—55 министр обороны СССР. В 1955—58 председатель СМ СССР. В 1957 поддержал В.М. Молотова, Л.М. Кагановича, Г.М. Маленкова, выступивших против политической линии Хрущёва. В 1958 был снят с занимаемых должностей, выведен из Президиума ЦК, понижен в воинском звании. В 1958—60 председатель Ставропольского совнархоза. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В.В. Юрченко.

булочные Филиппова

Д. И. Филиппов.

Д. И. Филиппов.

бу́лочные Фили́ппова магазины и пекарни, принадлежавшие И.М. Филиппову (1824—78). Сеть филипповских булочных была разбросана по всей России. В Москве наиболее известна его булочная на Тверской улице (д. 10), в пекарне которой выпекались «филипповские» сайки и калачи. В ассортимент булочных Филиппова входили также бублики, пироги (с вязигой, капустой, рисом, изюмом, яблоками и др.), сушки, пирожные. После смерти И.М. Филиппова была создана фирма «Филиппов Иван наследники». Главная булочная на Тверской улице отошла к его сыну Д.И. Филиппову, имевшему собственную фирму, которая к 1911 владела шестнадцатью булочными и пекарнями. В начале XX в. Д.И. Филиппов перестроил главный магазин (архитектор Н.А. Эйхенвальд), расширил пекарню и открыл ресторан (ныне ресторан «Центральный»), в украшении зала которого участвовали П.П. Кончаловский и С.Т. Конёнков. В 1970-х гг. интерьер магазина отчасти изменён в процессе реконструкции. Историю булочных Филиппова описал В.А. Гиляровский в очерке «Булочники и парикмахеры» (в книге «Москва и москвичи»).

Бульварное кольцо

Бульва́рное кольцо́ одна из главных магистралей (кольцо «А») в центре Москвы, проходящая по исторически сложившейся черте города, на месте разобранной стены Белого города. Возникнув в конце XVIII — начале XIX вв., Бульварное кольцо протянулось более чем на 9 км, сохраняя форму подковы, концы которой выходят к Москве-реке у Большого Устьинского моста и в начале Соймоновского проезда. Состоит из 10 улиц-бульваров: Гоголевского, Никитского, Тверского, Страстного, Петровского, Рождественского, Сретенского, Чистопрудного, Покровского, Яузского. К Бульварному кольцу иногда относят короткий Соймоновский проезд, который соединяет набережную с площадью Пречистенские ворота, а также сквер на Пушкинской площади (с фонтаном и памятником А.С. Пушкину).

Проект Бульварного кольца подготовлен в 1775. В 1796 появился первый бульвар — Тверской. В целом Бульварное кольцо сложилось после Отечественной войны 1812. На месте пересечения радиальных улиц с формировавшимся Бульварном кольце возникали новые и расширялись старые площади, носившие название бывших ворот стены Белого города: Пречистенских, Арбатских, Никитских, Петровских, Мясницких, Сретенских, Покровских, Яузских. Улицы-бульвары обычно состоят из трёх полос: самого бульвара и двух проездов по сторонам.

На некоторых бульварах проведена реконструкция зелёных насаждений: деревьев (в основном липы, тополя, клёны), кустарников, газонов, цветников. От площади Мясницкие ворота до площади Яузские ворота сохранилась часть маршрута трамвая (трамвайная линия «А»). На Бульварном кольце — памятники Н.В. Гоголю, К.А. Тимирязеву, С.А. Есенину, А.С. Пушкину, В.С. Высоцкому, А.С. Грибоедову, Н.К. Крупской.

Бульварное кольцо, объявленное в 1978 памятник садово-паркового искусства, — излюбленное место отдыха и прогулок москвичей.

Литература: Федосюк Ю., Москва в кольце Садовых. Путеводитель, 2 изд., М., 1991.

Бульвары

Сретенский бульвар.

Сретенский бульвар.

Москва.

бульва́ры внутригородские магистрали, в центре города составляющие значительную часть озеленения Москвы. Самые старые бульвары образуют Бульварное кольцо. Позднее созданы бульвары и в других районах города. В 1830-х гг. возникли Зубовский и Смоленский бульвары на будущем Садовом кольце, Цветной бульваре и др. В середине XIX в. в Москве было около 20 бульваров, большинство из которых получило название по соседним улицам. В связи с массовым жилищным строительством в 1950—70-х гг. в разных районах Москвы появилось много новых бульваров; они названы именами военных деятелей (бульвар Маршала Рокоссовского, бульвар Генерала Карбышева), поэтов (Есенина, Райниса и др.), в честь городов (Севастопольский, Симферопольский бульвары и др.) и в честь освоения космоса (Звёздный бульвар). Некоторые бульвары названы по преобладающей породе высаженных растений (Сиреневый, Кленовый бульвары), а также по географическому положению (Северный бульвар). Самый узкий и короткий бульвар — Неглинный, самый широкий — Страстной, самый протяжённый — Бескудниковский.

На некоторых бульварах (Чистопрудном, Красногвардейском, Новочеркасском и Марьинском), разбитых над убранными в подземные коллекторы ручьями, устроены водоёмы. Насаждения бульваров сформированы по типу аллей, рядовых и куртинных посадок или как фрагменты пейзажных парков и представлены более 70 видами деревьев и кустарников. Их основу составляют липа, клён, ясень, вяз, легче других пород выдерживающие воздействие городской среды, а из кустарников — кизильник, спирея, карагана древовидная, жимолость, дёрен, барбарис, снежноягодник и др. Нередко в составе насаждений присутствуют разные виды тополей, берёза, лиственница, изредка каштан, дуб, ель колючая, сосна. Наибольшей живописностью и богатством древесных растений отличаются Страстной и Самотёчный бульвары, а также бульвары вдоль Университетского проспекта и улицы Генерала Карбышева. На некоторых бульварах разбиты цветники. На бульварах установлены памятники, устроены детские игровые площадки; имеются скамьи для отдыха. В середине 1990-х гг. в Москве было 106 бульваров общей площадью 730 га.

Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.

Бунин Иван Алексеевич

Бунин Иван Алексеевич (1870, Воронеж - 1953, Париж), писатель, почетный академик Российской АН (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе (1933). Впервые оказался в Москве на короткое время в 1889 проездом из Витебска, посетил редакцию журнала «Русская мысль». В 1891 Бунин приезжал в Москву на французскую художественно-промышленную выставку, общался с Л.Н. Толстым, чьими идеями и творчеством восхищался; между 4 и 8 января 1894 вновь встретился с ним в Москве, а в 1899 подарил Толстому свой перевод «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло. Дважды посещал Толстого в Долгохамовническом переулке, 21; однажды (последняя встреча) случайно увиделся с ним на Арбате. Бунин посещал Москву также в феврале - марте (останавливался в меблированных комнатах Боргеста у Никитских ворот; дом не сохранился) и осенью 1895. В 1895 он познакомился с А.П. Чеховым, в конце 1895 - начале 1896 - с В.Я. Брюсовым, в конце 1897 - с Н.Д. Телешовым. 17 декабря 1897 Бунин побывал на премьере «Чайки» в МХТ, который в ту пору размещался в саду «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). В 1901 в руководимом Брюсовым издательстве символистов «Скорпион» (гостиница «Метрополь», Охотный ряд, 1) вышел в свет сборник стихотворений Бунина «Листопад». В 1905 Бунин, живший в гостинице «Националь» (Тверская улица, 1), стал свидетелем Декабрьского вооруженного восстания. В те годы он систематически выступал в сборниках М. Горького «Знание». В 1906 Бунин познакомился в Москве с В.Н. Муромцевой, ставшей его женой. В 1912 Бунина чествовали в Московском университете в связи с 25-летием его творческой деятельности. Бывая в Москве наездами (1903, 1905-06, 1909-15), Бунин останавливался у старшего брата Юлия в Староконюшенном переулке, 32 (дом не сохранился), где находилась редакция журнала «Вестник воспитания», руководимая братом, и где Бунин написал один из лучших своих рассказов «Господин из Сан-Франциско», или в Столовом переулке (дом не сохранился) у родственников жены. 21 мая 1918, оставив квартиру на Поварской улице, 26, Бунин навсегда покинул Москву, а в 1920 и Россию. Дух, быт и облик Москвы отразились в его рассказах («Чистый понедельник», «Казимир Станиславович», «Мадрид», «Второй кофейник» и др.) и стихотворениях («В Москве»).

Литература: Бабореко А.К., И.А. Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917, 2 изд., М., 1983; Нинов А., М. Горький и И. Бунин. История отношений. Проблемы творчества, 2 изд., Л., 1984; Михайлов О.Н., И. Бунин. Жизнь и творчество, Тула, 1987.

К.В. Стародуб.

Бураковский Владимир Иванович

Бурако́вский Владимир Иванович (1922, Тбилиси — 1994, Москва), хирург, академик Академии медицинских наук СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1982). В 1946 окончил Тбилисский медицинский институт. В 1948—56 в хирургической клинике Военно-медицинской академии в Ленинграде. С 1957 в Москве (последние годы жил по улице Серафимовича, 2). В 1957—60 работал в Институте хирургии имени А.В. Вишневского; с 1960 заведующий отделением врождённых пороков сердца в НИИ сердечно-сосудистой хирургии, с 1966 директор этого института, на базе которого создан (1991) Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева (в его составе НИИ кардиохирургии имени Бураковского). Труды Бураковского посвящены проблемам хирургии лёгких, анестезиологии и реаниматологии, искусственного кровообращения, хирургии сердца. Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР (1973). Похоронен на Хованском кладбище.

Бурденко Николай Нилович

Бюст Н. Н. Бурденко.

Бюст Н. Н. Бурденко.

Москва.

Бурде́нко Николай Нилович (1876, село Каменка Пензенской губернии — 1946, Москва), хирург, один из основоположников нейрохирургии в СССР, генерал-полковник медицинской службы (1944), академик АН СССР (1939), первый президент Академии медицинских наук СССР (1944—46), первый медик — Герой Социалистического Труда (1943). Окончил Юрьевский (ныне Тартуский) университет (1906). В годы первой мировой войны хирург-консультант в действующей армии, главный военно-санитарный инспектор российской армии. В 1918—23 профессор хирургии Воронежского университета. В Москве с 1923 (жил в Долгом переулке, 11). На медицинском факультете Московского университета (с 1930 1-й Медицинский институт) возглавлял кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии (1923—24) и клинику факультетской хирургии (1924—46). Председатель Научного общества хирургов Москвы и Московской области (1929—32). В 1929 основал и возглавил нейрохирургическую клинику при Рентгеновском институте, в 1934 — Центральный нейрохирургический институт (ныне НИИ нейрохирургии РАМН). В годы Великой Отечественной войны главный хирург Красной Армии; был членом Чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и председателем Комиссии по расследованию убийства польских военнопленных в Катыни («Комиссия Бурденко»). Научные труды Бурденко посвящены проблемам клинической и экспериментальной медицины, главным образом военно-полевой хирургии и нейрохирургии. Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В Москве имя Бурденко носят НИИ нейрохирургии (1946), на территории которого в 1949 установлен бюст Бурденко (скульптор С.Д. Меркуров), Главный военный госпиталь, факультетская хирургическая клиника Медицинской академии имени И.М. Сеченова; на здании Президиума РАМН (улица Солянка, 12) и на здании НИИ нейрохирургии (улица Фадеева, 5) установлены мемориальные доски. В 1947 его именем названа улица в районе Зубовской площади (бывший Долгий переулок).

Б.Б. Мирский.

Бурдин Дмитрий Иванович

Бурди́н Дмитрий Иванович (1914, Царицын — 1978, Москва), архитектор, заслуженный строитель РСФСР (1966). В 1937 окончил Московский архитектурный институт (ученик Н.В. Марковникова, В.Н. Владимирова), в 1941 — Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР, где учился у А.К. Бурова, Г.П. Гольца. Преподавал в МАРХИ (1945—47, 1950—57). В 1963—76 заместитель главного архитектора Москвы. По проектам Бурдина построены: жилые дома АН СССР на Октябрьском поле (середина 1940-х гг.), Вычислительный центр АН СССР (1952—55), комплекс Центрального городского аэровокзала на Ленинградском проспекте (1960—65, с М.П. Артемьевым, Ю.Р. Рабаевым, В.А. Климовым и др.), Телевизионная башня в Останкине (1960—67, с инженером Н.В. Никитиным; Ленинская премия, 1970), ансамбль Октябрьской площади, в том числе здания Госбанка и МВД (1968—80), туристический комплекс «Измайлово» (1980, закончен Климовым, Рабаевым), комплекс банков на проспекте Академика Сахарова (достраивались в 1980-х гг.). Один из авторов мемориала Могила неизвестного солдата, планировки Юго-Запада (1953—59), района Дегунино — Бескудниково (с 1964). Государственная премия СССР (1982, посмертно). Похоронен на Новом Донском кладбище.

Литература: Астафьева-Длугач М.И., Д. Бурдин, в сборнике: Зодчие Москвы, кн. 2, М., 1988.

Бурмейстер Владимир Павлович

Бурмейстер Владимир Павлович (1904, Витебск - 1971, Москва), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1970). В 1929 окончил Московский театральный техникум имени А.В. Луначарского. В 1927 - 1930 выступал в спектаклях Мастерской Драматического балета под руководством Н.С. Греминой. С 1930 солист, с 1932 балетмейстер Московского художественного балета под руководством В.В. Кригер, позже вошедшего в состав Театра имени Вл.И. Немировича-Данченко (с 1941 Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). Бурмейстер был великолепным характерным танцовщиком, актёром комедийного жанра. Среди партий: Ли Шанфу («Красный мак» Р.М. Глиэра), Никез («Соперницы» П. Гертеля), Алеко («Цыганы» С.Н. Василенко). В 1941-60 и 1963-71 главный балетмейстер того же театра. Основные постановки: «Ночь перед Рождеством» Б.В. Асафьева (1938, совместно с Ф.В. Лопуховым), «Штраусиана» на музыку И. Штрауса (1941), «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова (1944), «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (1953, совместно с П.А. Гусевым), «Снегурочка» на музыку Чайковского (1963), «Вариации» на музыку Ж. Бизе (1964), «Аппассионата» на музыку Л. ван Бетховена (1970). Государственная премия СССР (1946).

Е.П. Белова.

Буров Андрей Константинович

Бу́ров Андрей Константинович (1900, Москва —1957, там же), архитектор, доктор технических наук (1952). Учился во Вхутемасе (1918— 1925) у братьев Весниных. Преподавал в Московском архитектурном институте (1936—38), Институте аспирантуры Академии архитектуры СССР (1934—56). Изучал архитектуру в США (1931) и Европе (Италия, Греция, Франция, 1925 и 1936). Член Объединения современных архитекторов (ОСА) (с 1925). В 20-х гг. работал в духе конструктивизма (павильоны и стадион 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923, не сохранились). В 30-х гг. обращался к архитектурному наследию, в поисках художественно-выразительного оформления фасада многоквартирного жилого дома использовал формы итальянского Возрождения (Тверская, 25, 1935—36 и 1949, на первом этаже живописные вставки в технике сграффито по эскизам В.А. Фаворского), спроектировал фасад-декорацию Дома архитекторов (1939—41) на основе архитектурных мотивов в живописи Пьеро делла Франческа, реконструировал 9 залов Исторического музея в стилях, отвечавших их тематике (1937). Одновременно осваивал возможности оформления фасадов зданий из крупноблочных конструкций (жилые дома на Велозаводской улице, 1938—39, с обработкой бетонных блоков под циклопические глыбы камня; на Большой Полянке, 1938, с цветной штукатуркой под гранёный руст; «дом Бурова» совместно с Б.Н. Блохиным). Под руководством Бурова созданы первые серии крупноблочных (1939—41) и крупнопанельных (1948—49) домов, положившие начало современному индустриальному домостроению. Разработал способ изготовления синтетических сверхпрочных материалов и спроектировал серию домов из них. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Об архитектуре, М., 1960; А.К. Буров. Письма, дневники, беседы с аспирантами, М., 1980.

Литература: Ржехина О.И., Блашкевич Р.Н., Бурова Р.Г., А.К. Буров, М., 1984.

Бурышкин Павел Афанасьевич

Бурышкин Павел Афанасьевич (1877, Москва - 1953, Париж), предприниматель, коллекционер. Из купеческой семьи. Закончил Катковский лицей (1905), юридический факультет Московского университета и Коммерческий институт (1911). В 1912, после смерти отца, возглавил Товарищество мануфактурных товаров А.В. Бурышкина. Избирался гласным московской Городской думы, был товарищем городского головы, членом Московского биржевого комитета. Собрал крупную коллекцию «россики» (материалы по истории России), значительную часть которой составили материалы по истории торгово-промышленной Москвы. В формировании коллекции Бурышкина помогал И.Э. Грабарь, по совету которого Бурышкин собирал материалы по архитектуре послепетровской Москвы (скульптурные детали, чертежи, проекты, заказывал макеты памятников архитектуры). В 1914 подготовил для городской управы доклад о создании Музея старой Москвы. Для размещения музея завещал капитал и собственный особняк в Антипьевском переулке (ныне Колымажная улица); проект Бурышкина не осуществлён. Коллекция, собранная Бурышкиным, легла в основу Музея старой Москвы, открытого в здании Английского клуба на Тверской улице в 1919 (в 20-х гг. коллекции переданы в ГИМ). В 1918 Бурышкин вошёл в состав организации «Национальный центр», в 1919 министр финансов в правительстве А.В. Колчака. С 1920 в эмиграции.

Сочинения: Москва купеческая, М., 1991.

Н.М. Полунина.

Бусинка

Бу́синка река в Москве; в статье Лихоборка.

Буслаев Фёдор Иванович

Бусла́ев Фёдор Иванович (1818, г. Керенск Пензенской губернии — 1897, Люблино Московской губернии, ныне Москва), филолог, педагог, историк искусства, академик Петербургской Академии наук (1860). В Москве жил с 1834, в 1838 окончил Московский университет, преподавал русский язык в московских гимназиях (во 2-й в 1838—39; в 3-й в 1841—47), долгие годы был домашним учителем в московских семьях, в том числе графа С.Г. Строганова; преподавал в Московском университете (профессор в 1847—81). Ученик лингвиста И.И. Давыдова, историка и этнографа М.П. Погодина, литературоведа С.П. Шевырёва, Буслаев был учёным широкого диапазона. В круг его научных интересов входили история русского языка, сравнительное языкознание, палеография, история русской и западноевропейской литературы, фольклор русского народа и народов Востока, этнография, история искусств, археология. В литовариществедении и фольклористике Буслаев — один из основоположников отечественной мифологической школы; ему принадлежит выдающаяся роль в формировании в России научного изучения литературы и народной поэзии, древнерусского и византийского искусства. Активно участвовал в литературной и научной жизни Москвы, в 1874—77 был председателем Общества любителей российской словесности при Московском университете; печатался в московских журналах («Москвитянин», «Московские ведомости» и др.). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Гудзий Н.К., Изучение русской литературы в Московском университете (дооктябрьский период), М., 1958; Азадовский М.К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963; Чурмаева Н.В., Ф.И. Буслаев, М., 1984.

Ю.А. Бельчиков.

Бутовский лесопарк

Бу́товский лесопа́рк расположен в юго-западной части Лесопаркового защитного пояса. Общая площадь 1610 га, из них 276 га — в границах Москвы, в Северном Бутове. Создан в 1935. Лесной фонд Бутовского лесопарка, представленного 4 обособленными участками, отличается ценностью видового состава. Преобладают широколиственные породы деревьев; много хвойных; распространена берёза (33%). Средний возраст деревьев 60 лет. Территория характеризуется сильно развитой сетью древних балок и глубоких оврагов, в связи с чем насаждения Бутовского лесопаркаимеют особое водоохранное и противоэрозионное значение. Долина р. Битцы (площадью свыше 9 га) в районе бывшей усадьбы Знаменское-Садки находится под охраной как памятник природы. Территория Бутовского лесопарка используется в целях рекреации.

Бутурлин Александр Борисович

Бутурли́н Александр Борисович (1694—1767, Москва), граф (1760), генерал-фельдмаршал (1756), московский генерал-губернатор (1762—63). Из семьи капитана гвардии Б.И. Бутурлина. После окончания (1720) петербургской Морской академии был денщиком Петра I. С 1735 губернатор Смоленска. После вступления на престол Елизаветы Петровны (1741) направлен в Малороссию для приведения её жителей к присяге новой императрице. В 1742 командующий войсками в Эстляндии, Финляндии и Великих Луках. В декабре 1742 назначен членом московской Сенатской конторы и командующим войсками в Москве и округе. Во время Семилетней войны 1756—63 главнокомандующий русской армией в Пруссии (1760—61). в июне 1762 — мае 1763 занимал пост московского генерал-губернатора. Жил в доме близ Соляного двора (улица Солянка). При Бутурлине в Москве состоялась коронация императрицы Екатерины II. Похоронен в церкви Святого Георгия на Большой Дмитровке.

С.Р. Долгова.

Бутырки

Буты́рки местность на севере Москвы, в районе современной Бутырской улицы. Название — от бывшей деревни, известной с XVI в. После постройки в 1682—84 церкви Рождества Богородицы (Бутырская улица, 56) официальное название — село Рождествено на Суходоле. В 1667 в Бутырках размещён солдатский полк, который получил название Бутырского; местность стала называться Бутырской солдатской слободой. В 1767 слобода передана в ведение московской городской полиции и вскоре вошла в состав Москвы. В 1823 близ Бутырок создано опытное хозяйство Бутырский хутор. В конце XIX — начале XX вв. Бутырки становятся промышленным районом. Крупнейшие предприятия: парфюмерная фабрика А. Ралле (ныне фабрика «Свобода»), чугунолитейный завод Г. Листа (ныне завод «Борец») и др. В конце XIX в. сооружён Савёловский вокзал, с 1886 по Бутыркам ходил паровичок (в 1922 заменён трамваем). В конце XIX в. через Бутырки прошла первая линия московского трамвая — от Страстной площади (ныне площадь Пушкина) до Петровского парка. В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 в районе Бутырской заставы шли баррикадные бои. В 1950—70-х гг. район Бутырок застроен современными жилыми домами, возведено здание комбината газеты «Правда», сооружена Савёловская эстакада.

Бутырская застава

Бутырская застава (площадь) названа (в XIX в.) по заставе Камер-Коллежского вала и Бутырской солдатской слободе (см. Бутырки). В 60-70-х гг. XX в. площадь Бутырская застава фактически слилась с площадью Савёловского вокзала. Над Бутырской заставой проходит Савёловская эстакада.

Бутырская улица

Буты́рская у́лица между площадью Бутырская застава и Дмитровским шоссе, на севере Москвы. Возникла в XVII—XVIII вв. в Бутырской солдатской слободе (отсюда название), вдоль дороги на Дмитров. В 1682—84 здесь построена церковь Рождества Богородицы (д. 56). С открытием в 1865 Петровской сельскохозяйсьвенной академии Бутырская улица застраивалась дачами, в 1886—1922 по ней ходил паровичок. В 1960—70-х гг. улица полностью реконструирована, по левой стороне застроена 16-этажными жилыми домами из унифицирированных деталей (впервые в Москве, руководитель проекта — архитектор И.И. Ловейко). На Бутырской улице — фабрика-кухня (д. 75).

Бутырский тюремный замок

Бутырский тюремный замок.

Бутырский тюремный замок.

Москва.

Буты́рский тюре́мный за́мок (Новослободская улица, 45). Выстроен М.Ф. Казаковым в 1784—92, представлял собой типичную для XVIII в. тюремную постройку с башнями; первоначально имел крестообразный план с церковью-ротондой Покрова в центре. Много раз перестраивался (1879, 1890-е гг., 1912, 1970), в результате чего потерял облик «замка». Сохранились фрагменты стен XVIII в. с мощными цилиндрическими основаниями башен и нижняя часть ротонды.

М.В. Нащокина.

Бутырский хутор

Буты́рский ху́тор местность на севере Москвы, в районе современного Дмитровского шоссе. Соседствует на северо-востоке с Останкином, на юге и юго-востоке с Бутырками (отсюда название) и Марьиной рощей. Здесь в 1823 Обществом сельского хозяйства создано опытное хозяйство (хутор). После Октябрьской революции Бутырский хутор передан Московскому высшему зоотехническому институту, в начале 20-х гг. Бутырский хутор — один из первых в РСФСР совхозов. С середины 70-х гг. район массового жилищного строительства (руководитель проекта — архитектор И.И. Ловейко). Основные улицы: Руставели, Добролюбова, Гончарова, Фонвизина. Название сохранилось в наименованиях 1—3-й Хуторских улиц, 1—4-го Хуторских переулков.

Бухвостовы улицы

Бухво́стовы у́лицы 1-я, 2-я, 3-я (до 1922 — 1-я, 2-я, 3-я Петровские улицы), расположены в Преображенском. Названы в честь Бухвостовых: одного из первых солдат русской регулярной армии «потешного пушкаря» Петра I — С.Л. Бухвостова (1659—1728), архитекторов С.А. Бухвостова (1642—1728) и Я.Г. Бухвостова (вторая половина XVII — начало XVIII вв.).

Быкова Елизавета Ивановна

Бы́кова Елизавета Ивановна (1913, село Боголюбово ныне Владимирской области - 1989, Москва), чемпионка мира по шахматам (1953-56, 1958-62), заслуженный мастер спорта (1953), международный гроссмейстер (1976). Первого успеха добилась в чемпионате Москвы (1937, 3-е место); шестикратная чемпионка Москвы (в 1938-52) и трёхкратная чемпионка СССР (1947, 1948, 1950). В годы Великой Отечественной войны выступала в московских госпиталях с лекциями о шахматах и сеансами одновременно игры. В 1953 выиграла матч на первенство мира у Л.В. Руденко со счётом 8:6. В конце 50-х - начале 60-х гг. в Москве сыграла 3 матча на первенство мира (в 1958 и 1960 выиграла у О.И. Рубцовой и К.А. Зворыкиной). Выступала в московских турнирах до конца 70-х гг.

В.И. Линдер.

«Быково»

«Быко́во» в статье аэропорты.

Быковские

М. Д. Быковский.

М. Д. Быковский.

Быко́вские семья архитекторов. Михаил Доримедонтович (1801, Москва - 1885, там же), происходил из ремесленной мещанской семьи. Учился у Д.И. Жилярди (с 1816), его помощник в 1817-23 (усадьбы Голицыных в Кузьминках и Гребневе, Орловых в Отраде и др.). С 1830 академик архитектуры, преподаватель Московского дворцового архитектурного училища (с 1836 директор), организатор художественных классов (1844), ставших позднее МУЖВЗ. Теоретически обосновал изживание канонов классицизма; в своих постройках этого стиля (дом Лорис-Меликова в Милютинском переулке; Горихвостовская богадельня, 1837, не сохранились) вносил индивидуальную ноту в характер архитектурного образа. Стал одним из наиболее авторитетных теоретиков и практиков нового направления - эклектики. Под влиянием эстетики романтизма работал в неоготическом стиле, стремясь к лирической образности (подмосковная усадьба Паниных в Марфине, 1831-45). Одновременно утверждал рационализм конструктивно-функционального толка: в зданиях Купеческой биржи на Ильинке (ныне Торговая палата; 1836-39, перестраивалось в 1873-75 А.С. Каминским) и Голицынского пассажа (1847, не сохранился) широко использованы новые железно-стеклянные конструкции. С 1840-х гг. активно занимался проектированием культовых сооружений (колокольни Никитского монастыря и Страстного монастыря, больничная церковь в Зачатьевском монастыре, Ивановский монастырь, церковь Троицы на Грязех и др.). С 1847 старший архитектор Воспитательного дома (в 1850-х гг. провёл его внутреннюю перепланировку); перестраивал здания Опекунского совета (1846-49), строил Варваринский сиротский дом с церковью, Рогожскую богадельню и др. Родоначальник русской архитектурной реставрации (работы в Чудовом монастыре Московского Кремля и др.). Его сын - Константин Михайлович (1841, Москва - 1906, там же). Учился в Академии художеств в Петербурге (1859-65). Работал в Москве, используя формы разных стилей (в том числе «русского стиля»); придавал им монументальный характер, сочетая грандиозный размер и пышность деталей с рациональной целесообразностью планировки и конструкций: университетские клиники на Девичьем поле (Большая Пироговская улица; 1885-89), Государственный банк на Неглинной улице (1893-95), корпус Зоологического музея Московского университета (1892-1902). Преподавал в МУЖВЗ (1870-81).

Похоронены на Ваганьковском кладбище.

Литература: Кириченко Е.И., М. Быковский, М., 1988.

Т.М. Котельникова.

«Бытие»

«Бытие́» творческое объединение московских художников. Создано в 1921 группой выпускников Вхутемаса — учениками П.П. Кончаловского: Г.А. Сретенским, А.А. Талдыкиным и др. В 1924 в него вошли некоторые члены Нового общества живописцев, а в 1926 — общества «Московские живописцы». Председатель общества — П.П. Соколов-Скаля, члены — М.Н. Аветов, С.А. Богданов, Б.С. Земенков, А.А. Лебедев-Шуйский, В.А. Саввичев и др. Для художников «Бытия» характерны живописные искания в пейзаже и натюрморте, современная, в том числе московская городская, тематика. В Москве было проведено восемь выставок: в 1921 — в музыкальной школе А. Шор (Мясницкая улица, 27); в 1923 — в Политехническом музее; в 1925 и 1926 — в Историческом музее; в 1927 и 1928 — в МГУ; в 1928 — в рабочем дворце имени Осоавиахима (Ленинградское шоссе, 34а; здание не сохранилось); в 1929 — на Тверской, 4—6 (здание не сохранилось). В 1929 большая часть членов «Бытия» вступила в АХРР, а оставшиеся участники объединения в 1930 образовали Общество советских станковистов-оформителей.

Бытовой музей сороковых годов

XIX века памятник московского дворянского быта. Создан в 1920 (филиал ГИМ) в доме А.С. Хомякова (Собачья площадка, 7; дом разобран при прокладке Нового Арбата). Основа музея - сохранившееся имущество Хомяковых, пополнившееся предметами быта и искусства из других московских особняков и подмосковных усадеб. После ликвидации музея в 1929 его фонды переданы в ГИМ.

Литература: Шапошников Б.В., Бытовой музей сороковых годов, М., 1928.

Бытовой музей сороковых годов XIX века

Бытово́й музе́й сороковы́х годо́в XIX века памятник московского дворянского быта. Создан в 1920 (филиал ГИМ) в доме А.С. Хомякова (Собачья площадка, 7; дом разобран при прокладке Нового Арбата). Основа музея — сохранившееся имущество Хомяковых, пополнившееся предметами быта и искусства из других московских особняков и подмосковных усадеб. После ликвидации музея в 1929 его фонды переданы в ГИМ.

Литература: Шапошников Б.В., Бытовой музей сороковых годов, М., 1928.

Предыдущая страница Следующая страница