Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Б" (часть 7, "БОР"-"БРЮ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 7, "БОР"-"БРЮ")

Боровицкий холм

Борови́цкий холм Боровицкий мыс, Кремлёвский холм, в центральной части города; один из «семи холмов» Москвы. Расположен на «стрелке» у слияния рек Москвы и Неглинной. Представляет собой участок высокой (до 145 м) надпойменной террасы на левом берегу Москвы-реки, в древности покрытой хвойным лесом (сосновым или сухим еловым бором — отсюда название). Участок водораздельной поверхности, защищённой естественными береговыми откосами и водными артериями, как нельзя лучше подходил для строительства городища. В XI в. здесь возникло поселение, ставшее ядром Москвы. В 1156 на вершине Боровицкого холма был сооружён первый кремль, и холм стал называться Кремлёвским. На склонах холма были разбиты сады: до XIV в. — монастырские сады митрополита Алексия, в XIV—XVI вв. — городские сады, в конце XVI в. — аптекарские огороды (или сады) Ивана IV Грозного. На Боровицком холме находится Красная площадь, а также нагорная часть Китай-города между Никольской улицей и Варваркой, которая проходит по самой бровке террасы, так называемой Псковской горке. Название сохранилось в наименованиях Боровицкой башни, Боровицкой площади, Боровицких ворот Кремля и станции метро «Боровицкая».

Литература: Лихачева Э.А., О семи холмах Москвы, М., 1990.

Боровское шоссе

Бо́ровское шоссе́ между проспектом Вернадского и МКАД, на юго-западе Москвы. Известно с XIV в. как дорога на г. Боровск (отсюда название). До 1956 включало часть Ломоносовского проспекта. В 60-х гг. часть шоссе между улицами Удальцова и Лобачевского застроена жилыми домами. В 70-х гг. началась застройка в районе деревни Никулино. В районе Боровского шоссе — Востряковское кладбище.

Бородинская панорама

Бороди́нская панора́ма см. Музей-панорама «Бородинская битва»

Бородинский мост

Бородинский мост.

Бородинский мост.

Москва.

Бороди́нский мост через Москву-реку, соединяет Смоленскую улицу с Большой Дорогомиловской улицей. Построен в 1912 как памятник Бородинскому сражению, к 100-летию Отечественной войны 1812. На месте Бородинского моста с 1788 находился деревянный Дорогомиловский мост. В 1868 построен новый металлический мост с решётчатыми балочными пролётными строениями (инженеры И.Ф. Кёнинг и И.Ф. Рерберг). Современный Бородинский мост арочной конструкции с ездой поверху (проект инженера Н.И. Осколкова, архитектора Р.И. Клейна). В 1952 реконструирован для пропуска возросшего потока транспорта с Садового кольца к площади Киевского вокзала, на Кутузовский проспект, Можайское шоссе и в Фили (проект реконструкции инженеров Ю.Ф. Вернера, Б.Г. Наумова, В.М. Лебедева, архитекторов С.Н. Леонтовича, Т.Г. Шахова). Архитектура в целом была сохранена, ширина увеличена с 26 до 42,4 м; длина с подходами 355 м. При въезде на мост со стороны Большой Дорогомиловской улицы, над устоями первоначально были устроены площадки с двумя гранитными обелисками с мемориальными надписями — именами героев Отечественной войны 1812. После переустройства обелиск и колоннада верхового фасада отнесены дальше, перпендикулярно мосту устроены лестничные сходы со спуском их на тротуар у парапета набережной. Колоннада в виде четверти окружности занимает угол между тротуаром моста и лестницей. В 2001 началась очередная капитальная реконструкция моста, в ходе которой были уничтожены практически все зеленые деревья на прилегающем холме, а часть самого холма срыта.

Бородинское сражение

Бороди́нское сраже́ние в статье Отечественная война 1812.

Бороздины-Музили

Бороздины́-Музили́ актёрская семья, представители которой свыше 100 лет играют на сцене Малого театра. Варвара Васильевна (по сцене - Бороздина 1-я; 1828-66) и Евгения Васильевна (Бороздина 2-я; 1830-69), сёстры. По окончании Московского театрального училища (1848) дебютировали на сцене Малого театра в водевиле Н.И. Хмельницкого «Бабушкины попугаи». Выступали преимущественно в комедиях и водевилях, играли в пьесах А.Н. Островского: В.В. Бороздина - Липочка («Свои люди - сочтёмся»), Ульяна («Воевода»), Жмигулина («Грех да беда на кого не живёт»), Варвара («Гроза», роль была написана Островским для неё); Е.В. Бороздина - Оля («Старый друг лучше новых двух»), Устинья Наумовна («Свои люди - сочтёмся»).

Варвара Петровна Пино (1854-1927), дочь В.В. Бороздиной и П. Пино - главного машиниста Большого театра; дебютировала в Малом театре в 1870; прослужила здесь 20 лет. Её муж - Николай Игнатьевич Музиль (1839, Чесмен, под Москвой - 1906, Москва). Играл на любительской сцене. В 1865 дебютировал в Малом театре, в 1866 был зачислен в труппу и проработал здесь до конца жизни (с 1903 заслуженный артист императорских театров). Начинал с амплуа «простака»; выступал в водевилях и опереттах. Впоследствии раскрылся и как характерный актёр. Замечательный исполнитель ролей в произведениях Островского; сыграл на сцене Малого театра 20 ролей в его пьесах: Гаврила («Горячее сердце», 1869), Пётр («Лес», 1871), Шмага («Без вины виноватые», 1864) и др. Островский, высоко ценивший Музиля, отдал ему для бенефисов 10 своих новых пьес: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Елеся, 1872), «Поздняя любовь» (Дормидонт, 1873), «Последняя жертва» (Салай Салтаныч, 1877), «Невольницы» (Мирон Ипатыч, 1880) и др. Шедевр его творчества - роль Нарокова («Таланты и поклонники», 1881); по свидетельству современников, благодаря игре в этом спектакле Музиля и М.П. Садовского отдельные фразы стали в Москве «крылатыми». Его игра отличалась ясностью замысла, отделкой деталей, задушевностью. В исполнение ролей Старого повара («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого, 1891) и Нарокова внёс трагический оттенок. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Среди московских адресов Музиля - Гагаринский переулок, 35 (начало 1870-х гг.), Садовая-Каретная улица, 9 (с 1891; дом не сохранился).

Дети Пино и Н.И. Музиля: 1) Варвара Николаевна, по сцене сначала Музиль 1-я, затем по мужу Рыжова (см. Рыжовы); 2) Елена Николаевна Музиль 2-я, в Малом театре играла с 1893; 3) Николай Николаевич Музиль 2-й, на сцене Малого театра с 1896; 4) Надежда Николаевна Музиль-Бороздина, артистка театра Корша в Москве и Суворинского театра в Петербурге. Сын Варвары Николаевны и Ивана Андреевича Рыжовых - Николай Иванович Рыжов.

Ботанические сады

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ботанический сад лекарственных и ароматических растений

НПО «Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений» (ВИЛАР; улица Грина, 7) расположен на юге Москвы в непосредственной близости от МКАД. Организован в 1952. На площади 45,3 га (17 га - парковая территория) собраны прежде всего многие древесные и травянистые лекарственные растения, используемые в официальной и народной медицине. Другой ботанический сад лекарств. растений, несущий главным образом учебные функции, - Ботанический сад Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова (4-й Красногвардейский проезд, 20). Основан в 1946. На площади свыше 5 га выращивают около 1000 видов лекарственных растений, используемых как фармацевтическое сырьё, для учебной и научной работы.

Б.Н. Головкин.

Ботанический сад Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева

Ботанический сад Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева (улица Прянишникова, 4) основан в 1895. На площади 1,2 га имеются систематические и опытные участки, дендрарий, насчитывающий 350 видов широко распространённых и редких деревьев и кустарников, а также альпинарий и оранжерея.

«Ботанический сад»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Ботани́ческий сад» станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1978. Архитекторы Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова. Круглый в плане наземный вестибюль находится вблизи главного входа Главного ботанического сада в Останкине. По подземным переходам — выход на Снежную улицу. В облицовке станционного зала использован светлый мрамор. Потолок на всю ширину станционного зала покрыт анодированным алюминием. Путевые стены украшают панно с сюжетами на темы природы (авторы З.М. Ветрова, Н.П. Мастеропуло). Пол выложен серым гранитом и лабрадоритом.

Ботвинник Михаил Моисеевич

Ботви́нник Михаил Моисеевич (1911, Куоккала, ныне Репино Ленинградской области - 1995, Москва), чемпион мира по шахматам (1948-57, 1958-60, 1961 - 1963), доктор технических наук (1951). В 16 лет дебютировал в чемпионате СССР в Москве, выполнив норму мастера спорта. В 30-х гг. успешно выступил в ряде крупных соревнований в Москве: чемпионате СССР (1931, 1-е место), матче с чехословацким гроссмейстером С. Флором (1933, Москва - Ленинград, счёт 6:6), международных турнирах 1935 и 1936 (1-2-е и 2-е места). Стал первым советским гроссмейстером. Активно выступал в московской шахматной печати; автор ценных анализов в области теории дебюта и эндшпиля. Разработал метод подготовки к соревнованиям, применявшийся несколькими поколениями шахматистов. С 1944 в Москве. В 1948 в Колонном зале Дома Союзов был увенчан лавровым венком чемпиона мира за победу в матч-турнире, проходившем в Гааге и Москве. Участник 7 матчей на первенство мира (1951-63; все состоялись в Москве). В 1956 возглавлял сборную команду СССР - победительницу Всемирной шахматной олимпиады в Москве и выиграл Московский международный турнир памяти А.А. Алёхина. Закончив в 1970 спортивные выступления («матч века» сборная СССР - сборная мира), занимался проблемами искусственного интеллекта, работал над компьютерной шахматной программой «Пионер», руководил юношеской шахматной школой спортивного общества «Труд», где в разные годы занимались будущие чемпионы мира А.Е. Карпов и Г.К. Каспаров.

Сочинения: Полвека в шахматах, М., 1978.

Литература: Шахматное творчество Ботвинника, сост. В.Д. Батуринский, т. 1-3, М., 1965-68.

В.И. Линдер.

Боткин Василий Петрович

Бо́ткин Василий Петрович (1811, Москва — 1869, Петербург), писатель, критик, историк искусства. Брат Д.П. Боткина и С.П. Боткина. Окончил частный пансион В.С. Кряжева, затем занимался самообразованием, увлекался искусством и философией. Много путешествовал (Франция, Германия, Италия, Испания, Марокко и др.). Начал печататься в 1833 в московских изданиях. С 30-х гг. романтик и западник, участник кружков Н.С. Селивановского и Н.В. Станкевича, где сблизился с В.Г. Белинским, сотрудничал по его приглашению в качестве очеркиста и рецензента в московском журнале «Телескоп» и газете «Молва» (1836), затем в журнале Белинского и М.А. Бакунина (с которым был дружен) «Московский наблюдатель» (1838—39); переписка Боткина с Белинским — ценный документ интеллектуальной жизни российской, в том числе московской, интеллигенции. В начале 40-х гг. был близок к А.И. Герцену и Н.П. Огарёву, отличался крайним радикализмом демократических воззрений. В начале 1850-х гг. в доме Боткина в Петроверигском переулке, 4 жил Т.Н. Грановский и проходили собрания его кружка. После 1857 Боткин непрерывно путешествовал, изредка публикуя путевые очерки. Похоронен на кладбище московского Покровского монастыря; могила не сохранилась.

Литература: Егоров Б.Ф., В.П. Боткин — литератор и критик, Ст. 1—3, «Ученые записки Тартуского университета», 1963, в. 139 (приложение: библиография трудов В.П. Боткина); 1965, в. 167; 1966, в. 184.

Е.А. Цурганова.

Боткин Дмитрий Петрович

Бо́ткин Дмитрий Петрович (1829, Москва — 1889, имение Тихий Хутор в Харьковской губернии), предприниматель, коллекционер; потомственный почётный гражданин. Брат В.П. Боткина и С.П. Боткина. Совладелец чаеторговой фирмы «Петра Боткина сыновья». Председатель Московского общества любителей художеств (1877—89), член Московского художественного общества, почётный член петербургской Академии художеств (1884).

В молодости увлёкся коллекционированием скульптуры, гобеленов, редкой мебели, но главным образом картин, акварелей и рисунков. Приобретал их в России и за границей на аукционах, в антикварных лавках, при распродаже художественных собраний (например, В.А. Кокорева, банкира и коллекционера А.Ф. Марка и др.), у художников, в чём помогал его друг, художник А.П. Боголюбов, постоянно живший в Париже. К 1875 собрание Боткина насчитывало 90 картин, к 1882 — свыше 100. Основу составляли полотна западноевропейских художников, которым Боткин отдавал предпочтение (86 — в 1882). Преобладала французская живопись 1820—70-х гг.: полотна Ш.Ф. Добиньи, Ж.Б.К. Коро, Г. Курбе, Ф. Милле, Т. Руссо, Ф. Руссо, К. Тройона; имелись картины австрийских, бельгийских, голландских, испанских, итальянских, немецких, шведских, швейцарских, а также американских художников. Со временем в коллекции Боткина появились работы русских живописцев: А.А. Иванова (вариант-повторение «Явления Христа народу» и этюд к картине «Окрестности Рима»), И.Н. Крамского (портрет жены Боткина — С.С. Боткиной), В.Г. Перова («Учитель рисования»), картины В.В. Верещагина, В.Д. Поленова, В.В. Харламова и др. Особенно Боткин ценил картину Боголюбова «Английский бот» (приобретена в 1882). Собрание Боткина до 1867 размещалось в отцовском доме в Петроверигском переулке, 4, затем — в усадьбе на улице Покровке (ныне д. 27), приобретённой у Марка. Главный дом усадьбы отделан по проекту архитектора А.С. Каминского, особенно пышно — «картинные комнаты» (их интерьеры, а также отделка кабинета частично сохранились). Галерея Боткина во второй половине XIX в. представляла собой одну из московских достопримечательностей, о ней упоминалось во многих путеводителях наряду с Третьяковской галереей и галереей К.Т. Солдатёнкова. Коллекцию унаследовали сыновья Боткина. В 1896 С.Д. Боткин свою часть увёз в Париж. Часть П.Д. Боткина в 1903 включала около 130 полотен, некоторые из них после 1917 поступили в Музей изящных искусств (в том числе полотно П. Делароша «Дети короля Эдуарда IV»). Похоронен на кладбище московского Покровского монастыря (могила не сохранилась).

Литература: Каталог картинам, составляющим собрание Д.П. Боткина в Москве, СПб., 1875; Каталог картинам из собрания Д.П. Боткина, М., 1882; Брук Я.В., Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX веке, в книге: Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. 1856—1917, Л., 1981.

Н.М. Полунина.

Боткин Сергей Петрович

С.П. Боткин.

С.П. Боткин.

Бо́ткин Сергей Петрович (1832, Москва — 1889, Ментона), терапевт, общественный деятель; тайный советник (1877). Брат Д.П. Боткина и В.П. Боткина. Основоположник научной клиники внутренних болезней в России; создал крупнейшую клиническую школу. Классические труды по вопросам сердечно-сосудистой, инфекционной патологии и др.; выдвинул гипотезу об инфекционной природе так называемой катаральной желтухи, названной впоследствии болезнью Боткина. Детские годы Боткина прошли в отцовском доме (Петроверигский переулок, 4). По окончании Московского университета (1855) стажировался в Германии, Австрии, Франции. С 1860 адъюнкт, с 1861 профессор терапевтической клиники Медико-хирургической академии в Петербурге, где создал первую в России экспериментальную лабораторию. Первым из русских врачей стал лейб-медиком (1870). Почётный член Московского университета (1873). Именем Боткина названы 1-й и 2-й Боткинские проезды (бывшие 1-й и 2-й проезды Октябрьского поля в районе Беговой улицы); в 1920 — расположенная там же больница (бывшая Солдатёнковская больница, статью Боткинская больница). На доме, где родился Боткин, — мемориальная доска (улица Земляной вал, 35).

Литература: Нилов Е., Боткин, М., 1966.

В.И. Бородулин.

Боткинская больница

Бо́ткинская больни́ца Московская городская клиническая больница имени С.П. Боткина (2-й Боткинский проезд, 5), построена в 1908—10 (архитектор И.А. Иванов-Шиц) на средства К.Т. Солдатёнкова как бесплатная больница для всех сословий населения Москвы. До 1920 называлась Солдатёнковской больницей. В строительство и организацию работы больницы большой вклад внёс её первый главный врач Ф.А. Гетье (1863 — 1938), именем которого назван 11-й корпус. В 1910 в Боткинской больнице было 245, в 1995 — 1700 коек. Боткинская больница — одно из крупнейших лечебных учреждений города; на территории (16 га) размещены 30 корпусов, в которых насчитывается 40 клинических и 26 вспомогательных (диагностических и др.) отделений. Ежегодно в больнице лечатся свыше 30 тыс. человек. На базе Боткинской больницы работают 17 кафедр Российской медицинской академии постдипломного образования (бывший Институт усовершенствования врачей), отделы Центрального института травматологии и ортопедии, НИИ общей реаниматологии, НИИ уха, горла и носа. В 1922 в Боткинской больнице лечился В.И. Ленин (мемориальная доска во 2-м корпусе). Во время Великой Отечественной войны Боткинская больница была сортировочным военным госпиталем (мемориальная доска). В Боткинской больнице работали многие выдающиеся московские врачи (Б.Е. Вотчал, А.Д. Очкин и В.Н. Розанов и др.), что отражено в названиях корпусов, мемориальных досках, бюстах. На территории Боткинской больницы сооружён памятник погибшим в Великую Отечественную войну. В 1993 на территории больницы установлен памятник К.Т. Солдатёнкову.

М.Я. Яровинский.

Бочвар Андрей Анатольевич

Бочва́р Андрей Анатольевич (1902, Москва - 1984, там же), металловед, академик АН СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1949, 1953). Окончил МВТУ (1923). С 1924 преподавал в МВТУ, с 1930 - в Московском институте стали и сплавов. Основные труды по кристаллизации и рекристаллизации цветных металлов, литейным свойствам и жаропрочности цветных металлов и сплавов, металловедению урана и плутония. Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1941, 1949, 1951, 1953). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Бочвара названа улица (в Щукине).

Бочков Иван Васильевич

Бочко́в Иван Васильевич (1915, деревня Филькино, ныне Калужской области - 1943), лётчик, Герой Советского Союза (1943, посмертно), капитан. Работал на заводе «Калибр». Окончил авиационное училище (1939). С начала Великой Отечественной войны в истребительной авиации, командир звена, заместитель командира эскадрильи. 308 боевых вылетов, лично сбил 7 и в составе группы 32 самолёта. Погиб в воздушном бою. Именем Бочкова в 1965 названа улица (бывший Заморинский переулок, близ завода «Калибр»). На территории завода в Аллее героев установлен бюст Бочкова.

Брандуков Анатолий Андреевич

Брандуко́в Анатолий Андреевич (1856, Москва — 1930, там же), виолончелист. В 1868—77 обучался в Московской консерватории (класс Б. Космана, затем Ф. Фитценгагена; особое участие в нём принял П.И. Чайковский). С 1878 гастролировал в Швейцарии, затем жил в Париже. Игрой Брандукова восхищался Ф. Лист. В 1906, отказавшись от места профессора Римской консерватории, вернулся в Россию и занял пост директора и профессора Музыкально-драматического училища московского Филармонического общества; с 1921, в связи с переводом музыкальных классов училища в Московской консерватории, стал её профессором; среди учеников — С.П. Ширинский, В.Л. Кубацкий. Выступал и в качестве симфонического дирижёра. Брандуков посвятили ряд произведений Чайковский, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов. Последний концерт Брандукова (в ансамбле с Г.Г. Нейгаузом) состоялся за месяц до кончины. Похоронен на Введенском кладбище, где в 1949 на средства московских виолончелистов ему установлен памятник.

Литература: Гинзбург Л., А.А. Брандуков, М.-Л., 1951.

М.В. Есипова.

«Братиславская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Братисла́вская» станция метро Люблинской линии. Открыта в 1996. Архитекторы А.Ю. Орлов, А.В. Некрасов. Выходы со станции по подземным переходам. Станция имеет оригинальное архитектурно-планировочное решение. Вестибюль и часть платформы собраны из плоского монолита, по центру платформы расположены колонны, справа и слева от них — кессонированные своды, соединённые плоской конструкцией. Освещение выполнено световодами, размещёнными в двухстворчатых чашах, связанных с плоским перекрытием.

Братовка

Бра́товка река на северо-западе Москвы, левый приток р. Сходни. Длина 3,5 км (в пределах МКАД — 2,3 км). Площадь бассейна около 5 км2. Берёт начало в лесу западнее Новобутакова, пересекает Путилковское шоссе, МКАД, Алёшкинский лес и далее протекает вдоль сада близ улиц Вилиса Лациса и Саломеи Нерис; опять пересекает МКАД и впадает близ неё в Сходню. Долина в Алёшкинском лесу глубоко врезана и живописна. По правому берегу — одна из самых крупных московских популяций хохлатки плотной, охраняемого декоративного растения. На берегах вблизи устья находилось село Братцево.

Братская могила павших в Бородинском сражении 1812

Обелиск на Братской могиле.

Обелиск на Братской могиле.

Москва.

Бра́тская моги́ла па́вших в Бороди́нском сраже́нии 1812 находится около Кутузовского проспекта, за зданием Бородинской панорамы. Сначала 300 воинов, умерших от ран, полученных в этом сражении, были похоронены на Дорогомиловском кладбище. В 1940 над могилой был установлен семиметровый гранитный обелиск с надписью «Братская могила 300 воинов — героев Отечественной войны 1812 года, павших смертью храбрых в Бородинском сражении». В 1953 в связи с застройкой Кутузовского проспекта прах воинов и обелиск перенесены в сквер перед «Кутузовской избой».

Братское кладбище

Сохранившийся участок Братского кладбища.

Сохранившийся участок Братского кладбища.

Москва.

Бра́тское кла́дбище «Братское кладбище для воинов, павших в войну 1914 года и для сестёр милосердия Московских общин», создано во время первой мировой войны при селе Всехсвятском, близ Петроградского шоссе (ныне Ленинградский проспект, район станции метро «Сокол»). Решение о создании Братского кладбища принято 22 октября 1914 на совещании Московской городской управы и Комиссии гласных по мероприятиям, вызванным войной 1914, по инициативе великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Братское кладбище создавалось «для погребения участников войны 1914 года — офицерских и нижних чинов, принимавших непосредственное участие в действиях против неприятеля и участников военных и общественных санитарных организаций, погибших во время исполнения своего долга на театре военных действий». Особое кладбище учреждалось для погребения сестёр милосердия московских общин. Под создаваемое кладбище у А.Н. Голубцовой приобретён участок земли при селе Всехсвятском размером 11 десятин (позже кладбище расширено за счёт прирезки казённых и удельных земель; площадь около 20 десятин). На строительство кладбищенской церкви Спаса Преображения (архитектор А.В. Щусев) в память братьев А. и М. Катковых, погибших 6 августа 1914, пожертвовали средства их родители (А.М. и М.В. Катковы); приделы храма — во имя Архангела Михаила и Святого Андрея Первозванного — были освящены соответственно 8 августа 1916 и 15 января 1917. На работы по устройству кладбища в 1915 Московская городская дума ассигновала 71520 руб. Открытие Братского кладбища, взятого Елизаветой Фёдоровной под своё официальное покровительство, состоялось 15 февраля 1915.

Братское кладбище разделялось на секторы: в центре хоронили погибших православных воинов, по бокам — деятелей общественных организаций и погибших чинов Московского гарнизона, далее находились иноверческий, еврейский и магометанский секторы. К основному кладбищу примыкало кладбище сестёр милосердия. Могилы без оград располагались ровными рядами; в дальнейшем предполагалось создать большой мемориальный комплекс (устроить подобие фортов, расставить неприятельские трофейные орудия и др.). К 1917 на Братском кладбище было захоронено около 18 тыс. солдат, офицеров, сестёр милосердия и врачей, а также общественных деятелей. Позже на Братском кладбище были похоронены москвичи, погибшие в феврале и октябре 1917. В середине 1920-х гг. Братское кладбище закрыто. В 1930-х гг. на его территории велись работы по строительству метрополитена, разбит парк; в конце 40-х гг., в связи с застройкой района Песчаных улиц, кладбище ликвидировано. В сквере, за кинотеатром «Ленинград», сохранился памятник на могиле студента Московского университета Шлихтера.

Литература: Московское городское братское кладбище. Опыт биографического словаря, М., 1992; Катагощина М., Памятники великой войны, «Военная быль», 1993, № 3.

М.К. Кустова.

Братцево

Усадебный дом в Братцеве.

Усадебный дом в Братцеве.

Москва.

Бра́тцево местность на северо-западе Москвы, в районе Тушино, на левом берегу р. Сходни, между МКАД и улицей Героев-панфиловцев. Название — от бывшего села и усадьбы. Известна с начала XVII в., принадлежала дьяку Посольского приказа А.И. Иванову; в 1629—57 владение Зубовых; в 1657—90 владение Хитрово; сохранилась церковь Покрова (1672), украшенная полихромным изразцовым фризом и керамическими рельефами, изображающими херувимов, в кокошниках. В конце XVIII — начале XIX вв. имение Строгановых, для которых в конце XVIII в. построен ансамбль усадьбы (предположительно, по проекту А.Н. Воронихина), разбит пейзажный парк с 10-колонной беседкой «Миловид» и 2 каменными мостами. Двухэтажный дом увенчан бельведером; в интерьере сохранились ампирные росписи 1830—40-х гг. С 1960 в черте Москвы. В 60—70-х гг. южная часть застроена современными жилыми домами. Вблизи — станция метро «Планёрная».

«Братья Джамгаровы»

«Бра́тья Джамга́ровы» один из наиболее крупных банкирских домов в Российской империи (оборот по всем операциям за 1911 составил свыше 1,4 млрд. рублей). Основан в 1874, главная контора в Москве на Кузнецком мосту, в собственном доме; городское отделение на улице Ильинке, близ Биржи. Фирма Джамгаровых располагала значительным собственным капиталом (5 млн. рублей), который целиком принадлежал братьям Ивану (глава банкирского дома), Афанасию, Николаю и Агаджану Исааковичам Джамгаровым. Фирма являлась собственником лесного имения в Костромской губернии и трёх домов в Москве, из них два (д. 12 — Пассаж Джамгаровых, архитектор А.И. Резанов, и д. 18) помещались на Кузнецком мосту. Всё дело банкирского дома приобретено Петроградским учётным и ссудным банком 1 октября 1917.

С.В. Ильин.

«Братья Пате»

«Бра́тья Пате́» Генеральная компания фонографов, синематографов и точных аппаратов, одна из крупнейших в России фирм, занимавшихся производством фильмов и их прокатом, продажей кино- и фоноаппаратуры. Учреждена во Франции в 1897, ответственное агентство в России открыто в 1909 в Москве на Тверской улице (на месте современного д. 12), директорами агентства последовательно были Э. Ош, М. де Сотер, Инфруа. Основной капитал агентства в России 1 млн. франков.

В 1900-х гг. представитель фирмы Рихард Якоб приехал в Москву. В 1904 в Москву прибыли операторы-хроникёры К. Ганзен и Гудзон, в 1906 — Ж. Мейер и Топпи. Кроме осуществления собственных киносъёмок братья Пате покупали хроникальные материалы у российских кинооператоров, тиражировали их и продавали для проката в России и за рубежом. В 1905 (по другим данным, в 1904) в Москве в Газетном переулке открыт магазин по продаже фонографов и киноаппаратуры. Спрос на продукцию позволил довольно быстро расширить дело и открыть отдел «Синема» на Тверской улице. Кроме торговли аппаратурой большое место в деятельности французской фирмы заняло создание документальных фильмов. Операторам фирмы удалось запечатлеть похороны Н.Э. Баумана (операторы Ганзен и Гудзон, плёнка конфискована), похороны Л.Н. Толстого. В 1908 фирма создала в России свой первый собственный документальный фильм «Донские казаки» (135 м), запечатлевший сцены джигитовки, рубки лозы. Лента имела огромный успех в стране, в течение 2 недель был распродан невиданный по тем временам тираж в 219 копий. В дальнейшем производство хроникальных фильмов и снабжение ими проката стали важнейшей стороной деятельности Пате в России. С 1908 фирма развивала прокат художественных фильмов, первоначально зарубежных. К 1910 она контролировала до 75% российского кинорынка. В 1909 агентство Пате в Москве приступило к массовому производству художественных фильмов. В 1912 в переоборудованном гараже на Петербургском шоссе за Тверской заставой (в районе современной площади Белорусского вокзала) создана собственная фабрика фильмов. В 1909—13 выпущено около 50 игровых лент, в них преобладала русская тематика. Конкуренция со стороны других фирм заставляла Пате искать пути поддержания своего авторитета. В противовес картине из жизни насекомых В.А. Старевича (фирма А.А. Ханжонкова), снятой методом объёмной мультипликации, Пате выпустили свою ленту «Война зверей. XX век» (1912) с участием питомцев А.Л. Дурова. Однако острая конкуренция не помешала совместно с Ханжонковым выпустить фильм к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812. Фирма осуществляла новаторские по тем временам проекты: в 1908 выпущена первая цветная (раскрашенная от руки) лента «Ухарь-купец», в 1913 под названием «Вакханалия» на экран вышли балетные сцены из оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила» с участием Е.В. Гельцер. В качестве новаций кинопроизводства распространялись «поющие фильмы», представлявшие собой киноматериалы в комплекте с граммофонными записями. В 1912 предприятие Пате осуществило экранизацию пьес А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» с В.Н. Пашенной в главных ролях. Сотрудниками Пате в разное время были художник А.А. Уткин, один из крупнейших отечественных режиссёров В.М. Гончаров, художник и оператор Е.Ф. Бауэр, художник Ч. Сабинский, считавшийся одним из изобретателей фундуса (разборных декораций). Значительные средства тратились на рекламу. В 1910—14 в Москве издавался еженедельный журнал «Синема-Пате», где печатались сценарии, иллюстрированные кадрами из фильмов. Для рекламы киноаппаратов и другой подобной продукции рассылались каталоги, роскошно отпечатанные в типографии А.А. Левенсона (см. Товарищество А.А. Левенсон). В 1913 фирма прекратила производство художественных фильмов, продав своё дело торговому дому «Тиман и Рейнгардт». В августе 1919 декретом СНК вся кинематографическая промышленность России национализирована.

Т.И. Грико.

Браунштейн Александр Евсеевич

Браунште́йн Александр Евсеевич (1902, Харьков - 1986, Москва), биохимик, академик АН СССР (1964) и Академии медицинских наук СССР (1945), Герой Социалистического Труда (1972). Окончил Харьковский медицинский институт (1925). С 1926 в Москве, в Центральном государственном институте профзаболеваний. Научную деятельность начал в Биохимическом институте Наркомздрава СССР (1928) под руководством В.А. Энгельгардта. В 1936-60 возглавлял лабораторию во Всесоюзном институте экспериментальной медицины и Институте биологической и медицинской химии Академии медицинских наук СССР, с 1960 - в Институте молекулярной биологии АН СССР (см. Институт молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН). Основные труды по химии ферментов и обмену аминокислот. Ленинская премия (1980), Государственная премия СССР (1941).

Брашман Николай Дмитриевич

Бра́шман Николай Дмитриевич (1796, Росенов, Моравия — 1866, Москва), математик и механик, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1855). С 1834 в Москве, профессор Московского университета. Сыграл важную роль в разработке научных основ преподавания механики, автор одного из лучших для того времени курсов аналитической геометрии. Основатель Московского математического общества и его органа — журнала «Математический сборник» (первый том вышел в 1866).

Брежнев Леонид Ильич

Бре́жнев Леонид Ильич (1906, Каменка, ныне Днепродзержинск Днепропетровской области, Украина — 1982, Москва), государственный и политический деятель. Маршал Советского Союза (1976), Герой Социалистического Труда (1961), Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981). С 1937 на работе в партийных органах. В годы Великой Отечественной войны начальник политотдела армии, заместитель начальника Политуправления фронта. С 1946 первый секретарь Запорожского, затем Днепропетровского обкома Компартии Украины. В 1950—52 первый секретарь ЦК Компартии Молдавии. В 1952—53, 1956—57 кандидат в члены Президиума ЦК КПСС, в 1952—53, 1956—60, 1963—64 секретарь ЦК КПСС. В 1953 начальник Главного политуправления Советской Армии и ВМФ. В 1954—55 второй, в 1955—56 первый секретарь ЦК КП Казахстана. С 1957 член Президиума (Политбюро) ЦК КПСС. В 1960—64 председатель Президиума ВС СССР. В 1964—66 первый, с 1966 генеральный секретарь ЦК КПСС, одновременно (с 1977) вновь председатель Президиума ВС СССР. В период пребывания Брежнева на высших партийных и государственных постах в Москве продолжалось начатое во второй половине 50-х гг. массовое строительство жилья, культурных учреждений, промышленных предприятий и др. В 1967 при участии Брежнева в Александровском саду был открыт мемориал — Могила Неизвестного солдата. В 1980 Брежнев как председатель Президиума ВС СССР открыл летние Олимпийские игры в Москве. В период пребывания Брежнева на посту генерального секретаря в стране возобладали консервативные тенденции, нарастали негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах жизни. Вторая половина 70-х — начало 80-х гг., получившие название «застойных лет», отмечены в Москве обилием помпезных праздников и юбилеев, личным инициатором которых часто был Брежнев. Была развёрнута пропагандистская кампания под лозунгом превращения Москвы в «образцовый коммунистический город». Ленинская премия по литературе (1979) за мемуары «Малая Земля», «Возрождение», «Целина», Международная Ленинская премия (1973). Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены. После смерти Брежнева на д. 26 по Кутузовскому проспекту, где он жил, была установлена мемориальная доска (демонтирована в декабре 1988).

Брокар Генрих (Андрей) Афанасьевич

Г. А. Брокар.

Г. А. Брокар.

Брока́р Генрих (Андрей) Афанасьевич (1836, Париж — 1900, Канн, Франция), предприниматель, коллекционер. Из семьи французского парфюмера. В 1861—64 работал лаборантом на парфюмерной фабрике Гика в Москве. Изобрёл новый способ изготовления концентрированных духов, в 1863 продал его французской фирме «Рур Бертран» в Грасе. На вырученные деньги в 1864 открыл собственную мастерскую (с 1869 фабрика). В 1872 для владения ею учредил торговый дом, в 1893 — Товарищество парфюмерного производства в Москве — «Брокар и Ко». Создавал новые ароматы, изучал воздействие духов на эмоции человека, пристальное внимание уделял рыночной стратегии.

В 1872 увлёкся коллекционированием. К началу 1890-х гг. собрал свыше 8 тыс. художественных предметов, созданных русскими и западноевропейскими мастерами. В его коллекцию входили картины, рисунки, графические изображения, миниатюры, скульптура, изделия из бронзы, стекла, фарфора, майолики, резные изделия из кости и дерева, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, оружие, часы, табакерки, старинные костюмы, ткани, вышивки, гобелены и пр. Ядром коллекции служила картинная галерея (около 1 тыс. рисунков и акварелей, свыше 600 картин), включавшая полотна А. Блумарта, Г. Бока Старшего, П. Брейгеля Младшего, Г. Сегерса, Д. Хальса, Д. Тенирса Младшего, Ш. Лебрена; А.М. Максимова, А.В. Ступина, С.Ф. Щедрина, Д.К. Скотти и др. Известны случаи, когда по желанию Брокара реставратор «убирал» с картины фигуры или отдельные детали. В 1889 Брокар участвовал в создании Московского библиографического кружка. В 1891 открыл постоянную выставку принадлежавших ему предметов старины и искусства (свыше 5 тыс. наименований) в 8 залах Верхних торговых рядов на Красной площади. В 1897 пожертвовал Историческому музею коллекцию масонских предметов (свыше 70 наименований). После смерти Брокара его вдова Шарлотта Андреевна открыла в своём особняке Музей имени Брокара (Мытная улица, 17). Впоследствии коллекцию унаследовал её сын А.Г. Брокар, который занимался пополнением коллекции. После 1917 в особняке Брокаров открыт Музей старины как отделение пролетарского музея Замоскворецкого района (закрыт в 1924). Затем большая часть предметов поступила в Государственный музейный фонд (распределена по музеям) и в Антикварный экспертный фонд (распродана). Ныне часть коллекции Брокара хранится в Третьяковской галерее и в ГМИИ.

Литература: Каталог картин художников старой школы из собрания Г.А. Брокар, М., 1899; Гейтц Ф., Музей старины (собрание, бывшее А.А. Брокар), «Среди коллекционеров», 1922, № 2; Музей. Художественные собрания СССР, [в.] 3, М., 1982.

М.Ю. Лачаева, Н.М. Полунина.

«Брокар и Ко»

Фабрика

Фабрика "Брокар и Ко" в конце XIX в.

Москва.

«Брока́р и Ко» Товарищество парфюмерного производства в Москве, одна из крупнейших парфюмерных фирм в России в конце XIX — начале XX вв. Учреждено в 1893. Правление и оптовый магазин размещались на Никольской улице, 10. Владело фабрикой, построенной Г. Брокаром в 1869 на базе мастерской, которая существовала с 1864. Фабрика занимала 6 корпусов (Мытная улица, 15). В производстве использовались новейшие технологии. Впервые в России здесь были изготовлены цветочный одеколон, глицериновое, спермацетовое мыло, прозрачное мыло шаровидной формы («Шаром»), применены ореховые масла в мыловарении. Продукция фабрики ежегодно отмечалась высшими наградами на всероссийских, всемирных и международных выставках, широко продавалась в России и за рубежом, в Москве — в розничных магазинах на Кузнецком мосту (в пассаже Солодовникова), на Тверской улице (в доме Полякова), в Верхних торговых рядах. Для завоевания рынка была выработана стратегия, направленная на удовлетворение спроса разных социальных групп. Наряду с элитарной продукцией выпускалась дешёвая: мыло Народное по цене 1 коп., Сельское, Национальное, Детское и др., парфюмерные наборы из 10 предметов по цене 1 руб. Изделиям придавалась необычная форма (например, мыло в форме огурца), использовалась экстравагантная реклама (фонтан, бьющий струёй одеколона). В 1918 фабрика национализирована, носила название «Новая заря» (улица Павла Андреева, 23).

Литература: Золотой юбилей. К 50-летию со дня основания товарищества Брокар и Ко, [М., 1915].

М.Ю. Лачаева.

Бронная слобода

Бро́нная слобода́ находилась в районе современных Большой Бронной улицы и Малой Бронной улицы, в северо-западной части Земляного города, близ Никитских ворот Белого города. Возникла в XVI в., была заселена ремесленниками, изготовлявшими защитное вооружение («броню», отсюда название). В 60-х гг. XVI в. Иван IV Грозный поселил в Бронной слободе мастеров холодного оружия и ювелиров. Слобода превратилась в центр оружейного производства Москвы. Сначала Бронная слобода подчинялась Приказу Большого дворца, затем - Оружейной палате. Сохранилась церковь Иоанна Богослова на Бронной (1652-65, 1694; Богословский переулок, 4). В XVIII в. слободской уклад исчезает, территория застраивается домами знати, военных. Ныне название сохранилось в наименовании Большой и Малой Бронных улиц. Занятия жителей Бронной слободы отразились в названиях Палашевского переулка и рынка.

Литература: Сорокин В., За Белым городом в Бронной слободе, «Наука и жизнь», 1973, № 9.

Брюс Яков Александрович

Брюс Яков Александрович (1732-1791), генерал-аншеф (1773), генерал-адъютант (1770). Из шотландского рода Брюсов. Участник Семилетней (1756-63) и русско-турецкой (1768-74) войн, отличился при взятии Хотина (1769). С 1782 генерал-губернатор Новгородского и Тверского наместничеств. В 1784-86 главноначальствующий в Москве. Автор проекта перепланировки Москвы 1775, надолго определившего архитектурный облик города. При нём в Москве построены новые каменные мосты (в том числе Всехсвятский), сооружены Водоотводный канал и Ростокинский акведук. Брюс жил на Большой Никитской улице, в д. 14/2, до 1790 служившем официальной резиденцией московских генерал-губернаторов. В 1784 Брюс был назначен генерал-губернатором Петербурга.

Брюс Яков Вилимович

Брюс Яков Вилимович (1670, Москва — 1735, имение Глинки Московской губернии), граф (1721), генерал-фельдмаршал (1726), учёный. Из шотландского рода. В 1683 зачислен в «потешные» Петра I. Участник Крымских (1687, 1689) и Азовских (1695, 1696) походов. Один из организаторов русской артиллерии, которой командовал в Прутском походе (1711) и в Северной войне 1700—21. С 1717 сенатор и президент Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии. С 1726 в отставке; жил в Москве на Мещанской улице, близ Сухаревой башни. В 1727 поселился в подмосковной усадьбе Глинки (существует мнение, что усадьба строилась в 1726—35 по проекту и под наблюдением Брюса). Один из образованнейших людей своего времени, занимался математикой, физикой, астрономией, составил карту земель от Москвы до Малой Азии (1696), ведал (с 1706) Московской гражданской типографией. Собрал коллекцию предметов старины и редкостей (портреты знаменитых людей, точные измерительные приборы, карты, планы, рукописи и др.), которую завещал после своей смерти Петербургской Академии наук, и богатую библиотеку. Непонятные для соседей занятия, затворнический образ жизни Брюса, возбуждая любопытство, породили немало легенд.

Литература: Забелин И.Е., Библиотека и кабинет графа Я.В. Брюса, в книге: Летописи русской литературы и древности, т. 1, М., 1859; Князева Т., К пользе российской — трудолюбивый соискатель, «Памятники Отечества», 1992, № 25; Московские легенды, записанные Е. Барановым, М., 1993.

Брюсов Валерий Яковлевич

Особняк Брюсова на 1-й Мещанской улице.

Особняк Брюсова на 1-й Мещанской улице.

Москва.

Брю́сов Валерий Яковлевич (1873, Москва — 1924, там же), поэт. Внук поэта-баснописца И.Я. Бакулина и бывшего крепостного, откупившегося на волю и открывшего в Москве торговое дело. Родился в д. 14 по Милютинскому переулку. В 1878—1910 жил в д. 22 на Цветном бульваре. В 1885—89 учился в частной классической гимназии Ф.И. Креймана (Петровка, 25), в 1890—93 — в гимназии Л.И. Поливанова (Пречистенский бульвар, 32), в 1893—99 — на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1894—95 издал 3 сборника «Русские символисты», составленные главным образом из стихов самого Брюсова (в том числе под различными псевдонимами). Во второй половине 1890-х гг. Брюсов вошёл в круг наиболее известных поэтов-символистов, сблизился с К.Д. Бальмонтом. После окончания университета Брюсов, проработав некоторое время в журнале П.И. Бартенева «Русский архив», стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 С.А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства», главным организатором альманаха «Северные цветы» (1901—03, 1905, 1911) и журнала «Весы» (1904—09; здание гостиницы «Метрополь» на Театральной площади, 1) — ведущего органа русского символизма, где Брюсов был и основным автором, и редактором и где печатались Андрей Белый, Бальмонт, Вяч. Иванов, М.А. Волошин и др. Брюсов был тесно связан также с Литературно-художественным кружком, директором которого с 1908 он был. Последний московский адрес Брюсова — д. 30 по 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира), где он жил с 1910 (мемориальная доска; кабинет поэта должен стать частью планируемого Музея русской поэзии «серебряного века»). Сюда на брюсовские «среды» приходили А.В. Луначарский, А.Н. Толстой, А.А. Блок, Вяч. Иванов, Волошин, Андрей Белый, Н.С. Гумилёв, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, С.В. Шервинский, учёные, в том числе О.Ю. Шмидт. Брюсов блестяще переводил Э. Верхарна, П. Верлена, Э. По, Р. Роллана, произведения армянских поэтов, исследовал творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского. После Октябрьской революции Брюсов был одним из наиболее активных литературных и издательских деятелей столицы: в 1917—19 возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 Московское отделение Российской книжной палаты); в 1918—19 заведующий Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; в январе 1919 — феврале 1921 председатель Президиума Всероссийского союза поэтов; с 1919 работал в Государственном издательстве; с 1921 заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, членом Государственного учёного совета, профессором 1-го МГУ; с конца 1922 заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра; в 1921 организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни был его ректором и профессором. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Из моей жизни. Моя юность. Памяти, М., 1927; Дневники, М., 1927.

Литература: Ашукин Н., В. Брюсов в автобиографических записях, воспоминаниях современников и отзывах критики, М., 1929.

К.В. Стародуб.

Предыдущая страница Следующая страница