Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "М" (часть 8, "МОС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 8, "МОС")

Московская государственная филармония

МГФ

(Тверская улица, 31). Основана в 1922; преемница Московского филармонического общества (1833-1918), созданного по инициативе дирижёра и пианиста П.А. Шостаковского на базе возглавляемого им Общества любителей драматических и музыкальных искусств. Оно существовало на средства меценатов, а с 1898 получало государственную субсидию. Филармоническое общество ежегодно давало в Большом (Колонном) зале Дворянского собрания 10 симфонических концертов (собраний). Ими дирижировали С.В. Рахманинов, А. Никиш, В. Менгельберг, Ф. Вейнгартнер. С 1901 общество устраивало и камерные собрания (с 1906 с участием струнного квартета). Ныне в систему МГФ входят концертные залы (Большой и Малый залы Московской консерватории, Концертный зал имени П.И. Чайковского, Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных, Зал Дома учёных и др.) и исполнительские коллективы: Академический симфонический оркестр МГФ (главный дирижёр В.С. Синайский), Квартет имени А.П. Бородина, Московское трио, Государственный академический ансамбль народного танца под руководством И.А. Моисеева и др. По масштабам деятельности и творческому потенциалу МГФ не имеет аналогов не только в стране, но и в мире. Около 80% её концертов - абонементные. Свыше 100 циклов включают симфонические, камерные, хоровые, органные, литературно-музыкальные и смешанные программы. Более десятка абонементных циклов в разных залах (в основном это дневные концерты) адресованы юным слушателям. В филармонических концертах выступают также известные зарубежные артисты и коллективы.

Литература: Московская государственная филармония, М., 1973.

В.А. Лихт.

Московская государственная хореографическая академия

МГХА

(2-я Фрунзенская улица, 5), одно из старейших учебных заведений в области сценических искусств, готовит артистов балета со средним и высшим образованием, балетмейстеров, педагогов-хореографов и концертмейстеров. Ведёт историю от классов «театрального танцевания» (основаны в 1773) при Воспитательном доме. С 1806 Императорское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров, с 1911 училище стало специализированным хореографическим. Воспитанниками училища были выдающиеся артисты балета И.К. Лобанов, Т.И. Глушковская, Д.С. Лопухина (Ришар), Т.С. Карпакова, Е.А. Санковская, В.Ф. Гельцер, А.И. Собещанская, П.М. Карпакова, Л.Н. Гёйтен, Л.А. Рославлева, Е.В. Гельцер, И.Ф. Манохин, Н.П. Домашёв, И.Н. Хлюстин, В.Д. Тихомиров, М.М. Мордкин и др. В 1920 училище передано в ведение Большого театра и получило название Государственной балетной школы, с 1931 балетный техникум, с 1937 Московское хореографическое училище, с 1961 академическое училище. В 1987 преобразовано в Московский государственный хореографический институт, с 1996 статус академии и современное название. В составе академии (1996): училище, готовит артистов балета со средним образованием (принимаются по конкурсу дети с 10 лет; в программу обучения входят общеобразовательные предметы в объёме средней школы и циклы специальных хореографических, музыкальных и искусствоведческих дисциплин; учащиеся участвуют в спектаклях, концертах академии и постановках Большого театра); кафедры по специальностям, библиотека. В 1996 обучалось около 600 студентов, работало около 200 преподавателей, в том числе известные мастера балетного искусства С.Н. Головкина, П.Т.Жданов, И.В. Уксусников, Е.Г. Фарманянц, Г.Н. Кузнецова и др. Среди выпускников: А.И. Абрамова, Л.М. Банк, Н.Б. Подгорецкая, В.В. Кудрявцева, И.А. Моисеев, А.М. Мессерер и С.М. Мессерер, М.М. Габович, О.В. Лепешинская, М.М. Плисецкая, А.А. Лапаури, Р.С. Стручкова, Е.С. Максимова, В.В. Васильев, Н.И. Бессмертнова, М.Л. Лавровский и др.

Московская губерния

Герб Московской губернии. Утверждён в 1856.

Герб Московской губернии.

Утверждён в 1856.

Моско́вская губе́рния Образована в 1708 в составе 39 городов. В 1719 Московская губерния была разделена на 9 провинций, в 1766 — на 11. В 1782 губерния переименована в наместничество и включала 15 городов (Москва, Клин, Коломна, Руза, Верея, Звенигород, Волоколамск, Дмитров, Можайск, Серпухов, Богородск, Бронницы, Подольск, Воскресенск и Никитск). С 1802 вновь губерния в составе 13 уездов (Московский, Богородский, Бронницкий, Верейский, Волоколамский, Дмитровский, Звенигородский, Клинский, Коломенский, Можайский, Подольский, Рузский, Серпуховский); Воскресенск оставлен за штатом, Никитск преобразован в село Бронницкого уезда Площадь Московской губернии 29236 кв. вёрст (1897), население в 1897 — 2433 тыс. человек, в 1914 — 1796 тыс. человек (в том числе свыше 853 тыс. — в Москве). Населённых мест 7629, в том числе Москва, 12 уездных и 1 безуездный город, 2 посада (Сергиев и Павловский). В Московской губернии в начале XX в. насчитывалось около 100 фабричных посёлков, свыше 1200 промышленных предприятий (крупнейшие — Коломенский завод, Богородско-Глуховская мануфактура, Никольская мануфактура, Раменские бумагопрядильная и ткацкая фабрики и др.). В Московской губернии преобладала обрабатывающая, главным образом текстильная, промышленность. Средний размер крестьянского душевого надела менее 4 десятин (менее 7 десятин на двор). По протяжённости железнодорожной сети Московская губерния занимала первое место в Российской империи (1349 вёрст в 1913). Большую часть учебных и лечебных заведений содержали земства (в 1912 из 219 лечебных заведений 99 было земскими; земства содержали и 1178 школ в Московской губернии). В губернии было 50 монастырей (31 мужской и 19 женских). В 1926 в состав Московской губернии входили Богородский, Бронницкий, Волоколамский, Воскресенский, Дмитровский, Егорьевский, Звенигородский, Каширский, Клинский, Коломенский, Ленинский, Можайский, Московский, Орехово-Зуевский, Подольский, Сергиевский и Серпуховский уезды; 33 города, 39 рабочих посёлков, свыше 10 тыс. других населённых мест. Площадь Московской губернии 44811 км2, население в 1926 свыше 4570 тыс. человек (в том числе свыше 2481 — городское). В 1929 преобразована в Московскую область.

Московская диалектологическая комиссия

МДК

(позднее Постоянная комиссия по диалектологии русского языка), объединение русистов и славистов, организованное для работы в области диалектологии и составления лингвистических карт, в первую очередь диалектологической карты русского языка. Создана по инициативе А.А. Шахматова и Д.Н. Ушакова (председатель МДК с 1915) на базе Кружка по изучению истории и диалектологии русского языка под руководством Ф.Е. Корша при Отделении русского языка и словесности Петербургской Академии наук. Функционировала в Москве в 1903-31. Обсуждала проекты программ, методики собирания и суммирования сведений о говорах, вопросы унификации транскрипции, а также проблемы диалектологии и лингвистической географии; организовывала экспедиции и публикацию собранных материалов («Труды Московской диалектологической комиссии», выпуски 1-8, 1908-19; «Труды постоянной комиссии по диалектологии русского языка», выпуски 9-12, 1927-31), в том числе диалектологической карты восточно-славянских языков. МДК находилась в постоянном контакте с Московским лингвистическим кружком.

Литература: История русской диалектологии, М., 1961.

О.Н. Мораховская.

Московская епархия

Моско́вская епа́рхия образована в 1742 как церковно-административная единица (первоначально называлась Московской и Владимирской Епархией, в XVIII—XIX вв. название и территория неоднократно менялись). В её состав входила Москва, ряд городов Московской и других губерний. Управлял Московской епархией московский митрополит. С 1918 епархией стал управлять патриарх Московский и Всея Руси; частью Московской епархии (благочиния и храмы Московской области) управляет по указаниям патриарха патриарший наместник с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского. В административном отношении Москва делится на 8 благочиний (Всехсвятское, Китайгородское, Москворецкое, Центр, Даниловское, Донское, Преображенское, Троицкое) и приходы. На её территории действуют (1995) 233 приходских храма (богослужения возобновлены в 178), 5 мужских и 2 женских монастыря с 34 храмами, 7 соборов и храмов Московского Кремля.

Московская железная дорога

Моско́вская желе́зная доро́га Образована в 1959 (с уточнением границ в 1961) в результате объединения Московско-Рязанской, Московско-Курско-Донбасской, Московско-Киевской, Московско-Окружной, Калининской и Северной железных дорог. Управление дороги находится в Москве. Эксплуатационная длина дороги (1995) 9281 км, в том числе электрифицировано 4311 км. В состав Московской железной дороги входят 13 отделений (депо, станции, дистанции и другие административно-хозяйственные предприятия). Основные узловые станции: Московский железнодорожный узел с пассажирскими, техническими, грузовыми и сортировочными станциями и грузовыми дворами; узловые станции на пересечении Большого кольца Московской железной дороги с радиальными направлениями (крупнейшие станции — Орехово-Зуево и Бекасово), Малое кольцо Московской железной дороги, а также крупные железнодорожные узлы на радиальных направлениях: Тула, Орёл, Курск, Узловая, Ожерелье, Рыбное, Брянск, Сухиничи, Вязьма, Смоленск, Унеча, Льгов, Калуга, Фаянсовая, Ряжск, Павелец.

В состав Московской железной дороги входят старейшие на сети железных дорог России участки, построенные в 60—90-х гг. XIX в. и позже: Москва — Петушки (1861), Москва — Загорск (1862), путь на Рязань (1862—65), на Курск (через Серпухов — Тулу — Орёл; 1866—68), на Александров от Загорска и на Смоленск через Можайск (1870), на Брянск и Калугу (1899), на Савёлово (1900), на Шаховскую (1901), на Черусти (1912). Развитие железнодорожной сети в центральном районе продолжилось прокладкой линии Брянск — Вязьма и строительством Большого кольца (в 60-х гг.). На Московской железной дороге был электрифицирован первый в стране участок от Москвы до Мытищ (1929), затем на электрическую тягу переведён участок от Мытищ на Щёлково и Софрино. В 1930-х гг. на дороге проведены техническая реконструкция и модернизация оборудования. В 1936 на станции Люблино-Сортировочная была создана первая в стране механизированная сортировочная горка. Во время Великой Отечественной войны Московская железная дорога обеспечивала снабжение фронта материальными ресурсами и войсками. При подготовке контрнаступления под Москвой (1941) в районы сосредоточения войск было доставлено свыше 333 тыс. вагонов. К началу оборонительных боёв под Москвой для базирования войск использовались участки Московско-Киевской, Московско-Курской, Московско-Донбасской железных дорог. В 60—70-х гг. совершён переход на тепловозную и электрическую тягу. В 80-х гг. под Москвой сооружены крупнейшие в стране сортировочные комплексы на станциях Бекасово и Орехово-Зуево. В 70—90-х гг. реконструированы и капитально отремонтированы московские вокзалы.

Литература: Все дороги ведут в Москву. О прошлом и настоящем Московской железной дороги, М., 1971.

Л.П. Чарноцкая.

Московская зона обороны

Командование Московского военного округа и Московской зоны обороны.

Командование Московского военного округа и Московской зоны обороны

(слева направо):

А. И. Кудряшов,

П. А. Артемьев,

К. Ф. Телегин.

Моско́вская зо́на оборо́ны 1) система оборонительных рубежей во время Великой Отечественной войны на ближних подступах к Москве, созданная по решению ГКО от 12 октября 1941 в связи с приближением фронта к столице. Состояла из трёх рубежей: внешнего пояса обороны Москвы, передний край которого проходил по линии Клязьминское водохранилища, Хлебниково, р. Клязьма, Сходня, Нахабино, Перхушково, Красная Пахра, Домодедово; главного рубежа (в радиусе 15-20 км от центра Москвы), который состоял из двух полос; городского оборонительного рубежа, который состоял из трёх оборонительных позиций: по Окружной железной дороге, Садовому кольцу, Бульварному кольцу. Оборона строилась по принципу создания сильных узлов сопротивления с использованием наиболее мощных ансамблей зданий. Городские магистрали перегораживались баррикадами, усиленными ежами, проезды к ним перекапывались рвами или также баррикадировались.

В Московской зоне обороны было построено 676 км противотанковых рвов, 445 км эскарпов и контрэскарпов, 380 км надолб, свыше 30 тыс. огневых точек, дзотов и дотов, установлено свыше 1300 км проволочных заграждений, свыше 22 тыс. противотанковых ежей. На улицах и площадях Москвы было сооружено свыше 30 км надолб, около 10 км баррикад, 24 тыс. противотанковых ежей, 46 км проволочных заграждений, свыше 200 артиллерийских и 500 пулемётных точек. Войска, оборонявшие Московскую зону обороны (в том числе ряд дивизий народного ополчения), подчинялись командованию Московского военного округа и составляли, по существу, второй эшелон Западного фронта, оставаясь в распоряжении Ставки.

2) Оперативное объединение, созданное решением Ставки от 2 декабря 1941 на базе Управления обороны Москвы. В него входили формировавшиеся 24-я и 60-я армии (всего 12 стрелковых и 1 кавалерийская дивизия, 19 стрелковых бригад, 5 пулемётных и 9 стрелковых батальонов - до 200 тыс. человек). После разгрома под Москвой немецко-фашистских войск Московская зона обороны выполняла роль резервного фронта; в октябре 1943 упразднена. Возглавлял Московскую зону обороны командующий Московским военным округом генерал-лейтенант (с 22 января 1942 генерал-полковник) П.А. Артемьев.

Строительство противотанковых рвов на подступах к Москве. Осень 1941.

Строительство противотанковых рвов на подступах к Москве.

Осень 1941.

Московская кольцевая автомобильная дорога

МКАД

Строилась с 1956, открыта для движения по всей длине (109 км) в 1962. Сооружения и транспортные развязки позволили создать магистраль с непрерывным движением по двум полосам во встречных направлениях. Проезжая часть состояла из двух лент, разделённых четырёхметровой полосой, предназначалась для пропуска машин в два ряда по каждой полосе. Для пересечения дороги было построено 46 пешеходных переходов. Вдоль дороги устроены съезды и специальные «карманы» для стоянки автотранспорта, построены мотели, автозаправочные станции, посты Госавтоинспекции. На всём протяжении трасса пересекает 46 автомобильных и 12 железнодорожных путепроводов. Дорога дважды проходит по мостам над Москвой-рекой и над Каналом имени Москвы.

К началу 70-х гг. дорога, рассчитанная первоначально на пропуск 36 тыс. автомашин в сутки, перестала удовлетворять нормальным условиям эксплуатации. В 1974 принято решение о реконструкции МКАД с целью увеличения пропускной способности до 50 тыс. автомашин в сутки. В 1974-77 проведены работы на участке между шоссе Энтузиастов и Волгоградским проспектом. Проезжая часть была расширена под трёхрядное движение в каждом направлении, построены дополнительные пешеходные переходы.

Пропуск машин ограничивался отсутствием освещения, надёжной разделительной стенки, что не соответствовало требованиям эксплуатации дорог подобного класса. Скорость движения по МКАД не превышала 40-45 км/ч. В начале 1990-х гг. в правительстве Москвы была разработана программа реконструкции МКАД. В 1995 было осуществлено освещение дороги по всей длине. По кольцу и на транспортных развязках установлено свыше 11 тыс. светильников на металлических опорах. В ходе реконструкции земляное полотно расширено до 50 м, проезжая часть - до 30 м, разделительная полоса - до 5 м. Посередине дороги на разделительной полосе установлена сплошная железобетонная стенка с осветительными устройствами. Сооружены новые пешеходные переходы, в том числе над дорогой в коридорах с прозрачными стенками; общее число переходов после реконструкции 77. Расширение проезжей части и переоборудование транспортных развязок позволяют организовать четырёхрядное движение в обе стороны.

Проведено переоборудование постов Госавтоинспекции электронной техникой. В результате реконструкции скорость на МКАД возрастла до 75 км/ч. К 2001 работы практически завершены.

Л.П. Чарноцкая.

Московская композиторская школа

Моско́вская компози́торская шко́ла 1) композиторская школа первой половины XIX в., представленная А.Н. Верстовским, А.А. Алябьевым, А.Е. Варламовым, А.Л. Гурилёвым и др.; основные жанры — песня-романс и музыка для театра (опера, дивертисмент, водевиль). Отличалась близостью к современному ей песенному фольклору.

2) Композиторская школа второй половины XIX — начала XX вв. (школа Московской консерватории). Её формирование связано с именами П.И. Чайковского и его ученика С.И. Танеева; у Танеева учились крупнейшие представители следующего поколения — С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин. К Московской композиторской школе могут быть отнесены также В.С. Калинников, А.С. Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов, Н.К. Метнер. В 1870—90-х гг. московская школа в некоторых отношениях противостояла петербургской «Могучей кучке» и носила по сравнению с последней стилистически более умеренный характер. К началу XX в. это противоречие в значительной степени сгладилось.

3) Термин «Московская композиторская школа» применяется также к группе авторов православной церковной музыки, педагогов, регентов, исследователей, работавших в последние годы XIX — первые десятилетия XX вв. Поскольку многие из них были связаны с Синодальным училищем церковного пения (учились и преподавали в нём) и Синодальным хором (осуществлял премьеры новых сочинений), то это течение часто именуют «школой Синодального училища»; более точным является также используемый термин «новое направление», поскольку, несмотря на явный перевес москвичей (А.Д. Кастальский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, А.Г. Чесноков, А.В. Никольский, Викт.С. Калинников, Н.С. Голованов и др.; регенты В.С. Орлов, Н.М. Данилин, педагоги и исследователи С.В. Смоленский, В.М. Металлов, А.В. Преображенский и др.), в движение за обновление церковно-певческого искусства существенный вклад внесли петербуржцы (Н.Н. Черепнин, С.В. Панченко, Н.И. Компанейский и др.). Основными принципами московской школы являлись пристальное внимание к древним и обиходным церковным распевам, поиск форм многоголосной их обработки, соответствующих содержанию коренного русского пения, и форм свободного творчества на этой основе, переосмысление опыта светской народной и профессиональной музыки в приложении к церковной композиции и т.д. Одним из высочайших достижений школы является «Всенощное бдение» Рахманинова (1915). Её деятельность прекратилась к середине 1920-х гг., когда некоторые её представители скончались, другие эмигрировали, а оставшиеся в России были лишены возможности печатать и исполнять духовную музыку.

М.П. Рахманова.

Московская лингвистическая школа

Моско́вская лингвисти́ческая шко́ла Формальная школа, московская фортунатовская школа. Сложилась в ходе научной и преподавательской деятельности Ф.Ф. Фортунатова в Московском университете (1876—1902) и функционировала до середины 1910-х гг. С 1903 организационным центром Московской лингвистической школы фактически стала Московская диалектологическая комиссия. К началу XX в. заняла ведущее место в отечественной науке о языке (общее и сравнительное языкознание, русистика и славистика), оказала существенное влияние на формирование «лингвистического мировоззрения» XX в., основанного на принципах системно-функционального подхода ко всем языковым явлениям и опоре на собственно лингвистические (формальные) критерии в языковедческом анализе. Многочисленные московские ученики и последователи Фортунатова (А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, В.К. Поржезинский, А.М. Пешковский, Д.Н. Ушаков, М.М. Покровский, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон, Р.И. Аванесов и др.) вместе с их сторонниками из других стран добились выдающихся успехов в реконструкции праславянского и древнерусского языков, в разработке принципов анализа и издания памятников письменности, в изучении современного русского литературного языка и живой народной речи. Концепция Московской лингвистической школы продолжала разрабатываться членами Московского лингвистического кружка, московской фонологической школы (возникла в конце 1920-х гг. при участии Аванесова, В.Н. Сидорова, А.А. Реформатского и др.), а также знаменитых Пражского (основан в 1926 по инициативе чешских и московских учёных) и Копенгагенского (1931, основатели — ученики и последователи Фортунатова) лингвистических кружков.

В.К. Журавлёв.

«Московская литературная среда»

Литературные собрания в 1899-1922, инициатором и душой которых был Н.Д. Телешов. Проходили на квартире Телешова, а также на квартире Л.Н. Андреева - по вторникам, а затем по средам. В «Средах», ставших значительным явлением в культурной жизни Москвы начала XX в., принимали участие Андреев, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, Н.Г. Гарин-Михайловский, В.А. Гиляровский, М. Горький, С.Я. Елпатьевский, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, А.С. Серафимович, Ф.К. Сологуб, Е.Н. Чириков; однажды дом Телешова посетил А.П. Чехов. На собраниях «Среды» присутствовали также П.Д. Боборыкин, Н.Н. Златовратский, Д.Н. Мамин-Сибиряк; почётными членами были С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин. Члены объединения не только зачитывали и обсуждали на собраниях «Среды» свои произведения (составили несколько сборников книгоиздательского товарищества «Знание», а позднее сборники «Слово»), но и живо откликались на события общественной жизни: в 1901 выступили в защиту московских студентов; в декабре 1904 протестовали против разгона полицией мирной демонстрации в Москве; в 1905 деньги, вырученные от продажи сборника «Книга рассказов и стихотворений», передали бастующим почтовикам и связистам. С 1911 состав «Среды» расширился, и некоторое время кружок назывался «Молодая Среда» (председатель - Ю.А. Бунин, члены - А.Н. Толстой, И.С. Шмелёв, В.Г. Лидин, Б.А. Пильняк и др.). Многие члены старой «Среды», оставаясь участниками нового кружка, объединились вокруг созданного ими «Книгоиздательства писателей в Москве». В сентябре 1913 «Среда» из частного кружка превратилась в официально зарегистрированное объединение - Комиссию литературных собеседований Московского общества помощи литераторам и журналистам (100 членов). В 1918 «Среда», отделившись от объединения, стала самостоятельной организацией (устав утверждён в 1919). Встречи вновь проходили на квартире Телешова на Покровском бульваре, 18 (постоянные - до 1922; эпизодические - вплоть до смерти хозяина в 1957).

К.В. Стародуб.

Московская наступательная операция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московская область

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московская оборонительная операция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московская оперетта

Моско́вская опере́тта Московский государственный академический театр оперетты (улица Большая Дмитровка, 6). До 1917 в Москве было два театра оперетты: театр И.С. Зона (с кафешантаном «Ад у Зона»; помещался на месте современного здания Концертного зала имени П.И. Чайковского) и Никитский театр (Оперетта Потопчиной). Последний и стал предшественником современного театра. Труппа была создана в 1910 Б.Е. Евелиновым и с 1911 работала в здании бывшего театра «Парадиз» (дом княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой, Большая Никитская улица, 19; ныне Театр имени Вл. Маяковского); с 1918 стала называться «Товариществом на марках». В 1919 постановлением Совнаркома театр был закрыт, в 1920 открылся как ТЕРЕВСАТ (Театр Революционной Сатиры под управлением М.А. Разумного). С 1921 труппа выступала в помещении ресторана «Славянский базар» (Никольская улица, 17), с 1922 на улице Большая Дмитровка, 17 (ныне в этом здании Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко); получила название Московский театр оперетты (частный), с 1925 — Московский театр музыкальной комедии. После его закрытия (1926) был создан «трудовой коллектив артистов оперетты» под руководством Н.М. Бравина, выступавший (сезон 1926/27) в помещении театра «Альказар» (Большая Садовая улица, 18; ныне в этом здании Театр сатиры). В 1927 театр был снова официально открыт в здании театра «Аквариум» (Большая Садовая улица, 16; ныне там размещается Театр имени Моссовета) и получил статус государственного; в том же году была поставлена первая советская оперетта «Женихи» И.О. Дунаевского. Труппа также выступала в Зелёном театре ЦПКиО имени М. Горького (1937—39). В 1941, после недолгой эвакуации, труппа заняла здание бывшего Театра народного творчества (Варварская площадь). В 1935 была предпринята попытка организации при театре актёрской мастерской Бравина, которая открылась в 1944 и вошла в состав ГИТИСа в качестве студии. В 1945 по поручению Радиокомитета театром было поставлено несколько оперетт в Колонном зале Дома Союзов (улица Большая Дмитровка, 1/6). В 1949 театру была присуждена Государственная премия за постановку оперетты Ю.С. Милютина «Трембита». Среди лучших постановок: «Женихи» (1927), «Золотая долина» (1938), «Вольный ветер» (1947 и 1971), «Белая акация» (1955; все — Дунаевского), «Сильва» И. Кальмана (1928, 1941, 1956), «Холопка» Н.М. Стрельникова (1932 и 1945), «Летучая мышь» И. Штрауса (1933 и 1947), «Весёлая вдова» Ф. Легара (1956). В разное время в театре работали актёры Т.Я. Бах, Бравин, О.Н. Власова, В.С. Володин, М.И. Днепров, М.А. Качалов, Е.Я. Лебедева, Р.Ф. Лазарева, К.М. Новикова, Т.И. Шмыга, Г.М. Ярон (в 1927—39 и 1942—45 заведующий художественной частью); режиссёр М.И. Рапопорт.

С 1961 театр работает в нынешнем здании; с 1988 академический. В XIX в. здание принадлежало купцу Н.Н. Солодовникову, в нём (с 1885) располагалась московская Частная русская опера С.И. Мамонтова, затем (с 1908) — «Опера С.И. Зимина», с 1936 — филиал Большого театра.

О.С. Лебедева.

«Московская осень»

«Моско́вская о́сень» фестиваль современной музыки. Проводится ежегодно (с 1979) в один из осенних месяцев (чаще в октябре — ноябре). Основная цель — исполнение новинок музыки столичных авторов. С 1994 фестиваль стал международным. За годы существования фестиваля на нём прозвучали премьеры сочинений С.А. Губайдулиной, Э.В. Денисова, А.Н. Пахмутовой, Г.В. Свиридова, К.С. Хачатуряна, Т.Н. Хренникова, Б.А. Чайковского, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрина, А.Я. Эшпая и др. «Московская осень» — многожанровый фестиваль, на его концертах исполняются не только симфоническая, камерная, хоровая музыка, но и песни, джазовые композиции. Специальные концерты посвящены музыке для детей и юношества.

В.А. Лихт.

«Московская правда»

Ежедневная общественно-политическая газета. Основана в 1918 как «Вечерние известия Московского совета рабочих и красноармейских депутатов», с 1920 - «Коммунистический труд», с 1922 - «Рабочая Москва», с 1939 - «Московский большевик», с 1950 - современное название; до 1991 орган городского комитета партии и Моссовета, с 1991 учредитель - ЗАО «Редакция газеты "Московская правда"» (ведёт новую нумерацию). Широко освещает жизнь Москвы. Издаёт тематические вкладыши-приложения, ориентированные на различные возрастные и социальные группы москвичей: «Биржа труда», «Ваше здоровье», «Добро», «Домосед», «Зазеркалье», «Квартирный ряд», «Книга в Москве», «Московская область», «Московское строительство», «Моя газета», «Музыкальная правда», «Наш дом Москва», «Новый взгляд», «Ночное рандеву», «Округ» (с 1997 отдельные выпуски бесплатно рассылаются жителям московских округов), «Столичный криминал», «Торговая Москва», а также отдельное приложение «Фамилия». Редакция размещается по адресу: улица 1905 года, 7.

Московская симфоническая капелла

Моско́вская симфони́ческая капе́лла концертно-просветительская организация в 1905—14. Основатель и руководитель — хоровой дирижёр и композитор В.А. Булычёв. Капелла включала в себя хор (от 40 до 90 человек; основой послужил небольшой любительский хор, созданный Булычёвым в 1895), оркестр (до 40 человек), солистов, классы хорового пения и теории музыки, издательство (публиковало программы концертов с аннотациями). Задачей капеллы была пропаганда произведений композиторов-полифонистов XV—XVI вв. (Г. Дюфаи, И. Окегема, О. Лассо, Палестрины, Жоскена Депре), западноевропейской ораториальной музыки XVIII—XIX вв. (В.А. Моцарта, Й. Гайдна, Л.ван Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана). Особое значение в репертуаре придавалось произведениям И.С. Баха, в 1911 при Симфонической капелле была организована «Баховская группа». Концерты капеллы назывались «Вечерами ансамблевых исполнений». В работе капеллы принимал участие С.И. Танеев.

Московская Управа благочиния

Моско́вская Упра́ва благочи́ния городское полицейское учреждение. Создана в 1782 (с 1830-х гг. помещалась на Тверском бульваре, 22; дом не сохранился). Приводила в исполнение решения городской администрации и судов и т.д. Кроме штата московской полиции в распоряжение Управы благочиния в XVIII — первой половине XIX вв. находились 1200 будочников, 180 драгун и (с 1788) 2 эскадрона гусар для патрулирования улиц. В 1864 из ведения Управы благочиния изъяты судебные дела, в 1870 — вопросы благоустройства. В 1881 Управа благочиния упразднена, дела переданы в канцелярию обер-полицмейстера.

Московская филармония

Моско́вская филармо́ния см. Московская государственная филармония (МГФ)

Московская фонологическая школа

Лингвистическая школа, возникшая в конце 20-х гг. XX в. в Москве в среде учёных, работавших в крупнейших учебных и языковедческих научных центрах столицы. Её основатели - Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров и др. опирались на идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ (казанская лингвистическая школа) и его продолжателя Н.Ф. Яковлева. Основа теории Московской фонологической школы - учение о фонеме, имеющее принципиальное отличие от трактовок ленинградской (петербургской) и других фонологических школ. Обобщение идей Московской фонологической школы (нашедших многочисленных последователей вплоть до конца XX в. среди языковедов других городов и за рубежом) в виде целостной концепции, отражающей её состояние в 60-80-х гг., осуществлено М.В. Пановым. Идеи Московской фонологической школы нашли применение в теории письма, создании алфавитов, практической транскрипции, диалектологии, лингвистической географии, преподавании неродного языка.

Л.Л. Касаткин.

Московская частная русская опера

Моско́вская ча́стная ру́сская о́пера см. Частная русская опера

«Московские ведомости»

Старейшая (после «Санкт-Петербургских ведомостей») газета в России, до 30-х гг. XIX в. единственная в Москве. Издавалась в 1756 - 1917 (до 1842 выходила 2 раза в неделю, с 1842 - 3 раза, с 1859 - ежедневно). Основана Московским университетом и до 1909 принадлежала ему. Первоначально выходила в виде листка тиражом 600 экземпляров и печатала московскую хронику, русские и зарубежные новости, официальную информацию, материалы по истории Москвы и Московского университета. В 1779-89 «Московские ведомости» арендовал Н.И. Новиков, увеличивший тираж до 4 тыс. экземпляров (дополнил «Московские ведомости» статьями по литературе и искусству, различными приложениями и др.). В 1842-48 редактор Е.Ф. Корш, в 1856-62 - его брат В.Ф. Корш (тираж в 1862 - 6 тыс. экземпляров), в 1850-55 и 1863-87 - М.Н. Катков (тираж в 1865-66 - 12 тыс. экземпляров). В 1905 «Московские ведомости» - орган так называемой монархической партии, в ноябре 1917 газета закрыта за «контрреволюционные» выступления. Редакция размещалась в конторе Университетской типографии (Тверская улица), с 1821 - на Страстном бульваре, 10.

«Московские живописцы»

«Моско́вские живопи́сцы» художественное объединение, организованное в середине 1924 бывшими членами «Бубнового валета» и их молодыми последователями. Члены-учредители: П.П. Кончаловский (председатель), Б.Д. Королёв, А.В. Куприн, А.В. Лентулов, И.И. Машков, А.А. Осмёркин, В.В. Рождественский, Р.Р. Фальк, Г.В. Фёдоров, В.П. Ясиновский; вскоре членами общества стали И.Э. Грабарь, А.А. Древин, Н.А. Удальцова, Н.И. Шестаков. На единственной выставке «Московских живописцев» (март 1925) были представлены в основном натюрморты и пейзажи, отличавшиеся высоким профессиональным уровнем. Общество распалось в конце 1925, в 1927 его члены совместно с объединением «Маковец» образовали Общество московских живописцев.

«Московские звёзды»

Ежегодный музыкальный фестиваль. Впервые прошёл в 1965 в рамках празднования 20-летия победы в Великой Отечественной войне. Традиционно проводится в первой половине или в середине мая.

В.Л.

«Московские новости»

«Моско́вские но́вости» еженедельная общественно-политическая газета. Основана в 1930 на английском языке (Moscow News), с 1980 выходит на русском языке; с 1991 учредитель — АО «Московские новости». Публикует московскую хронику, освещает общественную и культурную жизнь Москвы. Редакция размещается по адресу: Тверская улица, 16/2.

Московский авиационный институт (МАИ)

Моско́вский авиацио́нный институ́т (МАИ) (Волоколамское шоссе, 4), крупнейший аэрокосмический вуз России. Организован в 1930 как московский аэромеханический институт на базе одноименного факультета Московского высшего технического училища; в том же году назван МАИ, с 1935 носил имя Серго Орджоникидзе. С 1993 имеет статус и официальное наименование технического университета с сохранением прежней (известной во многих странах) аббревиатуры. Подготовил около 100 тыс. специалистов для конструкторских организаций и производственных предприятий соответствующих профилей. Среди выпускников — генеральные и главные конструкторы авиационной и космической техники 50—80-х гг. Многие выпускники МАИ преподавали в нём; сформировались крупные научные школы, возглавлявшиеся академиками (свыше 40) и член-корреспондентами Академии наук СССР. Среди профессоров современного МАИ: академики РАН И.Ф. Образцов (ректор в 1958—72), Ю.А. Рыжов (ректор в 1988 — 1992), В.П. Мишин, В.С. Пугачёв, член-корреспонденты РАН П.А. Агаджанов, В.В. Петров, Г.А. Попов.

В составе МАИ: 10 дневных факультетов (40 специальностей), 5 территориальных учебных филиалов, 2 научно-исследовательских института и другие исследовательские подразделения, экспериментальный завод. При институте действуют факультеты довузовской и послевузовской подготовки, лицей, профильные базовые школы. В библиотеке свыше 2 млн. единиц хранения. В 1995 свыше 15 тыс. студентов. Научно-педагогический персонал свыше 2 тыс. человек, в том числе свыше 220 докторов наук. Комплекс МАИ — часть архитектурной застройки развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе.

Литература: Московский авиационный институт от А до Я, 2 изд., М., 1994.

А.И. Матвеенко, А.А. Пунтус.

Московский авиационный технологический университет (МАТУ)

Моско́вский авиацио́нный технологи́ческий университе́т (МАТУ) (Петровка, 27), ведёт историю от учебного комбината Гражданского воздушного флота (ГВФ) (основан в 1933; размещался в Тушине), в составе которого был Дирижаблестроительный институт; с 1939 он реорганизован в Московский институт инженеров ГВФ, а в 1940 — в Московский авиационный технологический институт (МАТИ), сориентированный на подготовку кадров для предприятий авиационной промышленности. Здесь в разные годы работали известные учёные и конструкторы: С.В. Серенсен, А.А. Туполев, И.Н. Фридляндер и др. В 1973 институту присвоено имя К.Э. Циолковского (его ранее носил Дирижаблестроительный институт). В 1992 институт получил статус технологического университета. Размещается в нескольких учебных корпусах, находящихся в различных районах Москвы. В составе университета: 4 дневных факультета по специальностям технологии авиастроения и смежным, 6 вечерних факультетов, филиал в г. Ступино (Московская область). Специализируются студенты в 14 учебных научно-производственных комплексах на предприятиях. Работают свыше 40 кафедр, подразделения повышения квалификации и дополнительного образования. В научно-исследовательском секторе МАТУ свыше 20 лабораторий. В 1995 свыше 9 тыс. студентов. Научно-педагогическую работу ведут свыше 700 профессоров и преподавателей, в том числе 2 академика РАН, свыше 50 докторов наук.

Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ)

Моско́вский автомоби́льно-доро́жный институ́т (МАДИ) (Ленинградский проспект, 64), основан в 1930 на базе соответствующего факультета МИИТа и Высшей автодорожной школы. Имел 2 факультета. В 40 — 60-х гг. факультеты охватывали уже все основные инженерные специальности эксплуатации и ремонта автомобильного транспорта, строительства и эксплуатации автодорог, мостов и др. С 1992 МАДИ имеет статус технического университета, сохраняя традиционное название. Возглавляет Московский центр автомобильно-дорожного образования (с 1989), включающий сеть профессиональных колледжей, профилированные средние школы и СПТУ. В вузе сложились крупные научные школы, у истоков которых стояли академики Б.С. Стечкин, Е.А. Чудаков и другие учёные в области механики, транспорта и др. В составе университета: 9 факультетов, в том числе 5 основных по профильным для вуза специальностям. На предприятиях, в НИИ и КБ города созданы учебно-производственные комплексы, организующие практич. подготовку для студентов и других учащихся. Работают свыше 40 кафедр, учебно-исследовательский центр, вычислительный центр, имеется музей. В библиотеке МАДИ свыше 1 млн. единиц хранения. В 1995 свыше 9 тыс. студентов. Научно-педагогическую работу вели свыше 800 профессоров и преподавателей, в том числе около 100 докторов и около 500 кандидатов наук.

Московский архитектурный институт

МАРХИ

(Рождественка, 11). Организован в 1930 на базе архитектурного факультета Вхутеина и строительного факультета МВТУ; назывался Архитектурно-строительным институтом. С 1933 - Московский архитектурный институт. Наследовал традиции архитектурных школ, сложившихся в середине XVIII в. вокруг Д.В. Ухтомского, В.И. Баженова и М.Ф. Казакова; предшественниками института были архитектурное отделение (с 1868) МУЖВЗ и архитектурные классы Строгановского училища. В 1918 оба училища были реорганизованы в Государственные свободные художественные мастерские, в 1920 получившие название Вхутемас, а в 1926 - Вхутеин (имели статус техникума). В МАРХИ преподавали известные московские архитекторы Г.Б. Бархин, А.А. и Л.А. Веснины, И.В. Жолтовский, К.С. Мельников, А.В. Щусев и др., историки искусства Д.Е. Аркин, С.В. Бессонов, А.В. Бунин, А.Г. Габричевский, А.А. Сидоров и др. До 1980-х гг. МАРХИ имел факультеты по отдельным направлениям строительства и архитектуры. С начала 1990-х гг. студенты в течение 6 лет получают образование, проходя последовательно циклы общепрофессиональной, фундаментальной и специализированной подготовки. Действуют научно-проектный центр, вычислительный центр, архитектурный музей. В 1995 вуз получил статус государственной академии. В 1997 по более чем 20 кафедрам получали образование около 1,4 тыс. студентов. Научно-педагогическую работу вели свыше 400 профессоров и преподавателей, в том числе свыше 260 докторов и кандидатов наук. В 1930-96 вуз подготовил свыше 12 тыс. специалистов. Здание института построено в середине XVIII в. как городская усадьба графа И.М. Воронцова. В начале XIX в. во флигеле находились типография и книжная лавка П.П. Бекетова. В 1809-45 в доме размещалась Московская медико-хирургическая академия, а в 1846-90 клиники университета. После реконструкции (1892, архитекторы С.У. Соловьёв, Ф.О. Шехтель) в доме находилось Строгановское училище (полихромные керамические вставки на фасаде исполнены студентами училища), а в 1920-30 Вхутемас и Вхутеин.

Л.И. Иванова-Веэн.

«Московский вестник»

1) еженедельный (выходил нерегулярно) журнал (1809); издатель неизвестен, орган московских разночинцев, адресовался к демократическому читателю. Печатал сатирические выпады против дворянских щёголей, рассказы о благородстве простого народа, выступал против казённого патриотизма в произведениях Ф.В. Ростопчина, отстаивал «натуральность» в сценическом искусстве. Единственный из русских журналов того времени писал о партизанской войне против Наполеона в Испании и Тироле.

Н.М.

2) Литературный журнал; выходил в 1827-30 (в 1829 как альманах) 2 раза в месяц. Создан московским кружком «любомудров» В.Ф. Одоевского и Д.В. Веневитинова. Официальный издатель-редактор М.П. Погодин, неофициальными литературными соредакторами (до отъезда за границу в конце 1828) были И.В. Киреевский, Н.М. Рожалин, С.П. Шевырёв. Постоянные отделы журнала: Словесность, Науки, Критика, Смесь и иностранная переписка. «Московский вестник» замышлялся «любомудрами» как антитеза теоретической и эстетической платформы журнальных изданий Ф.В. Булгарина и Н.И. Греча, с одной стороны, и «Московского телеграфа» Н.А. Полевого - с другой. Для литературно-теоретической позиции «Московского вестника» характерны ярко выраженное тяготение к немецкому романтизму и эстетике Ф.В. Шеллинга, ориентация на читателей-эстетов, «любителей изящного» (статьи Киреевского, Шевырёва, Веневитинова, Одоевского). В литературном отделе постоянно печатались переводы произведений западных авторов, произведения Шевырёва, В.И. Туманского, А.С. Хомякова и др. С целью обеспечения устойчивого интереса читателей Веневитинов наряду с литераторами-«любомудрами» пригласил к сотрудничеству в журнале А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. В «Московском вестнике» опубликовано более 30 стихотворных сочинений А.С. Пушкина, в том числе сцена в келье Чудова монастыря из «Бориса Годунова», отрывки из «Евгения Онегина», стихотворение «Поэт» и др. В 1829 в связи с распадом кружка «любомудров», уходом из журнала А.С. Пушкина из-за несогласия с «немецкой метафизикой» его литературного отдела «Московский вестник» превращается в единоличное предприятие, «преимущественно исторический» журнал-альманах Погодина. Центральное место в журнале занял научный отдел, состоящий почти исключительно из публикаций исторических источников XVIII в. и исторических исследований самого Погодина («О происхождении имени Москва», «Замечания о характере Иоанна IV», «Об участии Годунова в убиении царевича Дмитрия» и др.). Литературный отдел также наполняли исторические повести Погодина. Ближайшими сотрудниками по отделу критики стали Н.С. Арцыбашев, Ю.И. Венелин, А.Х. Востоков, П.М. Строев, И.М. Снегирёв. На страницах критического отдела развернулась дискуссия вокруг «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Несмотря на благонамеренный характер публикаций, пропаганду «от веку» религиозно-патриархальной гармонии жизни сословий в Российском государстве, 3-е отделение Собственной Его императорского величества канцелярии считало «Московский вестник» «отголоском 14 декабря», Шевырёва, В.М. Титова, С.Д. Полторацкого и других членов кружка «любомудров», сотрудников «Московского вестника», причисляло к «истинно бешеным либералам», а издателя-редактора Погодина - к деятелям, «близким к карбонариям».

Литература: Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1, Л., 1950; История русской журналистики XVIII-XIX вв., 3 изд., М., 1973.

М.П. Мохначёва.

Московский воспитательный дом

Моско́вский воспита́тельный дом см. Воспитательный дом

Московский главнокомандующий

Московский главнокома́ндующий в статье генерал-губернатор.

Предыдущая страница Следующая страница