Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЕН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЕН")

Центральный административный округ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе

Центра́льный аэродро́м и́мени М.В. Фру́нзе первый московский аэродром, созданный в начале XX в. при непосредственном участии Н.Е. Жуковского на Ходынском поле. Здесь совершали свои первые полёты М.Н. Ефимов (в 1910 выполнил первый полёт над городом), С.И. Уточкин и др. В марте 1918 на территории аэродрома была организована «летучая лаборатория», где под руководством Жуковского и В.П. Ветчинкина проводились важные для развития отечественной авиации исследования. В 1923 отсюда начались первые регулярные пассажирские полёты по линии Москва — Нижний Новгород. В 1926 Центральному аэродрому присвоено имя Фрунзе. В 1931 на Центральном аэродроме был сдан в эксплуатацию первый в СССР аэровокзал (ныне не функционирует) — в то время один из самых больших в мире (отсюда название ближайшей станции метро — «Аэропорт»). На аэродроме испытывались самолёты А.Н. Туполева, Н.Н. Поликарпова и других конструкторов. Здесь утром 9 мая 1945 приземлился самолёт лётчика А.И. Семенкова, доставившего в Москву акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. В 1971 отсюда впервые стартовал транспортный самолёт Ил-76, а в 1976 — широкофюзеляжный самолёт Ил-86.

Центральный военный госпиталь имени П.В. Мандрыки Министерства обороны Российской Федерации

Центральный военный госпиталь имени П.В. Мандрыки Министерства обороны Российской Федерации (Серебряный переулок, 4). Сформирован в 1919 на базе госпиталя Красного Креста. Прежние названия: Терапевтический госпиталь Красного Креста, 1-й госпиталь Российского общества Красного Креста, 936-й полевой запасной госпиталь, Московский военный госпиталь № 5 штаба РККА, Московский военный госпиталь № 3 и др. Кроме лечебных имеет диспансерно-поликлиническое отделение. С 1964 функционирует филиал госпиталя в Подмосковье (станция Болшево), созданный на базе санаторного отделения, существовавшего с 1921. В госпитале в разное время работали П.А. Герцен, С.И. Спасокукоцкий, А.В. Вишневский, А.А. Вишневский, Н.Н. Бурденко, С.С. Юдин, Б.Е. Вотчал и др. С 1943 носит имя П.В. Мандрыки - начальника и главного хирурга госпиталя в 1923-43.

Центральный городской аэровокзал

Городской аэровокзал.

Городской аэровокзал.

Москва.

Центра́льный городско́й аэровокза́л (Ленинградский проспект, 37), крупнейший в России центр воздушных сообщений. Построен в 1960—65 (архитекторы Д.И. Бурдин, Ю.Р. Рабаев, М.П. Артемьев, В.А. Климов, В.П. Яковлев, инженеры Я.А. Гельман, А.А. Румянцев, Г.Г. Лысенко). Двухэтажный корпус Аэровокзала со сплошным остеклением фасада вместе с двумя 12-этажными корпусами — гостиницей «Аэрофлот» и Департаментом воздушного транспорта — образуют архитектурный комплекс. В Аэровокзале производится регистрация авиапассажиров, доставка их автобусами в аэропорты «Домодедово», «Внуково», «Шереметьево» и «Быково». Вблизи — станции метро «Аэропорт» и «Динамо».

Центральный дом актёра

Центра́льный дом актёра (улица Арбат, 35), творческий клуб театральных деятелей. Был открыт 14 февраля 1937 при ВТО, с 1964 носит имя А.А. Яблочкиной. В создании и становлении Дома актёра как центра московской театральной жизни большую роль сыграл первый директор-распорядитель А.М. Эскин (1937—84, с 1987 директор М.А. Эскина). В Доме актёра регулярно проводятся творческие вечера мастеров сцены, дебюты молодых, встречи, диспуты, выставки, смотры, конкурсы и др. Деятельностью Дома актёра руководит Общественный совет. 14 февр. 1995 впервые трём лучшим актёрам был вручён учреждённый Домом актёра приз имени Яблочкиной, который стал ежегодным. Первоначально Дом актёра находился на улице Горького (Тверская улица), 16/2. После пожара в здании (февраль 1990) в 1992 ему было предоставлено новое помещение на Арбате.

Центральный дом архитектора

ЦДА

(Гранатный переулок, 7-9), творческий клуб работников архитектуры и строительства. Основан в 1932, работает под руководством Президиума Союза московских архитекторов. В ЦДА проводятся конференции, научно-методические семинары, конференции по вопросам архитектуры и строительства, а также доклады, лекции, встречи с мастерами архитектуры и деятелями науки и искусства, выставки, концерты, спектакли, просмотры кинофильмов.

ЦДА занимает комплекс из трёх зданий. Первоначально размещался в особняке, выстроенном в 1896 для А.-Л.Ф. Леман в духе неоготики по проекту А.Э. Эрихсона. Снаружи двухэтажному зданию приданы чёткие гранёные формы, крестообразное построение его объёмов подчёркнуто высокими коньковыми крышами, в наружном декоре использовано множество тонко проработанных и вертикально вытянутых деталей (арочные обрамления и переплёты окон, оформляющие углы лопатки и колонки, аркатурные пояса и т.д.). В построении внутреннего пространства доминирует центральный холл с арочной обходной галереей и свободно развёрнутой 3-маршевой деревянной лестницей; группирующиеся вокруг него помещения отделаны в различных стилях - неоготики, необарокко, неорококо. В 1939-41 к особняку Леман архитекторы А.К. Буров и Д.И. Бурдин пристроили новое здание, которое прикрыл приставной фасад-декорация, выполненный по проекту Бурова в духе итальянской архитектуры XV в. (в качестве образца были воспроизведены гармоничные пропорции здания на фреске Пьеро делла Франческа в Ареццо). Плоскость фасада, прорезанного тремя арочными порталами, облицована тёмно-красной керамической плиткой, для декоративной отделки использованы светло-серый мрамор и белый искусственный камень, золотая смальта; накладной майоликовый картуш с изображением схемы генерального плана Москвы выполнен по эскизу В.А. Фаворского, внутренние помещения (фойе, выставочный зал, актовый зал, сохранивший первоначальные сюжетные рельефы, лепнину и осветительную арматуру) - по проектам А.В. Власова. В 1975 пристроен ещё один корпус (архитектор Б.И. Тхор).

М.В. Нащокина, М.И. Астафьева-Длугач.

Центральный дом журналиста

ЦДЖ

(Никитский бульвар, 8а), творческий клуб и культурно-просветительский центр журналистов, один из центров литературной жизни Москвы. Здание Дома журналистов, построенное в конце XVIII в., входило в ансамбль усадьбы князей Голицыных. В 1830-х гг. здесь жили друзья А.С. Пушкина С.Д. Киселёв и Д.Н. Свербеев; по пятницам у Свербеева собиралась «Литературная Москва»: А.И. Тургенев, Н.М. Языков, Н.В. Гоголь, П.Я. Чаадаев и др. С марта 1920 здесь находился Дом печати, в котором проходили творческие диспуты и обсуждения. Беломраморный зал был местом выступления политических и общественных деятелей, а также трибуной московских поэтов. В 20-х гг. В.В. Маяковский прочитал здесь доклад «Производственная пропаганда и искусство»; в этом же помещении проходил диспут о «Мистерии-буфф» Маяковского; В.Я. Брюсов читал свою пьесу «Диктатор» и выступал с докладом о мистике; читал свои стихи А.А. Блок.

В 1938 Дом печати был реорганизован в Дом журналистов при ЦК профсоюза работников печати, в 1959 передан Союзу журналистов СССР. Нынешний Дом журналистов - при Московском отделении Союза журналистов России. Здесь проходят работа творческих секций, собрания московской, областной, российской организаций журналистов; проводятся творческие вечера, встречи, концерты, демонстрируются кинофильмы. В 1993 в сквере перед зданием был установлен памятник «Журналистам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (скульптор Л.Е. Кербель).

К.С.

Центральный дом кинематографистов

ЦДК

(Васильевская улица, 13), творческий клуб деятелей киноискусства столицы. Открыт в 1934 на Васильевской улице, 13, затем в помещении гостиницы «Советская», позже в Театре-студии киноактёра на улице Воровского (Поварская). С 1968 находится в новом, специально выстроенном здании (архитектор Е.Н. Стамо). Работает под руководством Союза кинематографистов России. В Доме кинематографистов проводятся творческие конференции, дискуссии, организуются просмотры фильмов, встречи со зрителями и деятелями других искусств, политическими деятелями и т.д. При Доме кинематографистов работает Детский киноклуб.

Центральный дом культуры железнодорожников

ЦДКЖ

(Комсомольская площадь, 4). Здание (архитектор А.В. Щусев) построено в 1925 как часть архитектурного ансамбля Казанского вокзала для клуба рабочих Московско-Казанской железной дороги (с 1935 ЦДКЖ). В большом зрительном зале 1000 мест, малом - 250 мест.

Центральный Дом литераторов имени А.А. Фадеева

ЦДЛ

творческий клуб и культурно-просветительское учреждение. Основан в 1934 при Союзе писателей СССР по инициативе М. Горького; с 1991 в ведении Московской писательской организации. Фасад новой части здания (построено в 1959) выходит на Большую Никитскую улицу, 53, а старая его часть находится на Поварской улице, 50. Здание на Поварской некогда принадлежало Воронцовым-Вельяминовым, с 1770-х гг. - князьям Долгоруким, с 1859 - барону М.К. Бодэ-Колычеву. В первой половине 1920-х гг. в доме располагался сначала Дворец искусств, где проходили литературные вечера, встречи писателей, выступали В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Блок, М.И. Цветаева, а с 1921 - организованный В.Я. Брюсовым Литературно-художественный институт, которому в 1924 было присвоено наименование Высший литературно-художественный институт имени Брюсова. С 1930-х гг. в усадьбе размещалось правление СП СССР. Здание, известное москвичам со второй половины XIX в. как «Дом Ростовых», в котором Л.Н. Толстой поселил героев своего романа «Война и мир», характерно для московской городской усадьбы: одноэтажное, в стиле позднего классицизма, с колонным портиком на главном фасаде, с флигелями, обращёнными во двор. Ныне во дворе Дома литераторов находится мемориальная доска, напоминающая, что дом изображён в романе писателя; в 1956 здесь же установлен памятник Толстому (скульптор Г.Н. Новокрещёнова). Дом внутри богато декорирован деревянной резьбой, его украшают причудливые лестница и переходы. В парадном зале новой части здания и в небольших удобных гостиных проходят вечера писателей, встречи с российскими и зарубежными деятелями культуры, концерты, художественные выставки, отмечаются юбилейные даты. В доме сохраняются мебель, некоторые личные вещи, книги А.А. Фадеева, имя которого было присвоено ЦДЛ в 1971.

К.В. Стародуб.

Центральный дом работников искусств

ЦДРИ

(Пушечная улица, 9). В 1930 при ЦК профсоюза работников искусств был организован Клуб театральных работников. В создании клуба принимали активное участие И.М. Москвин, В.И. Качалов, А.Я. Таиров, А.В. Нежданова, В.В. Барсова. В середине 30-х гг. в клуб привлекались также художники, мастера эстрады и цирка - возник Клуб мастеров искусств. В 1938 он получил современное название и помещение - особняк на Пушечной улице, в котором до 1917 находился Немецкий клуб. В 1960-80-х гг. ЦДРИ был одним из немногих культурных центров Москвы, где зрители могли познакомиться с «неофициальным» отечественным и зарубежным искусством. Здесь устраивались выставки художников-«неформалов», просмотры фильмов, не пропущенных в широкий прокат, и т.п.

В ЦДРИ работают разнообразные творческие секции: театра и кино, музыки, ИЗО, эстрады и цирка, телевидения и др. С 1990 открыт постоянный выставочный зал. ЦДРИ организует творческие вечера мастеров искусств всех жанров, встречи с учёными и писателями, музыкальные вечера, просмотры новых фильмов, экскурсии и вечера отдыха.

Литература: Белецкий Я.М., Поливановская Л.Л., Пушечная, 9, М., 1989.

Н.Н. Суслович.

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова

ЦИАМ

(Авиамоторная улица, 2). Создан в 1930 на базе авиамоторного отдела ЦАГИ, авиационного отдела НАМИ и конструкторского бюро авиационного завода имени М.В. Фрунзе; современное название - с 1933. В тематике института: фундаментальные проблемы газовой динамики, теплофизики, прочности, надёжности, экологической «чистоты» авиационных воздушно-реактивных двигателей (ВРД) и пр. С 1945 как головной институт отечественного авиадвигателестроения разрабатывает перспективы развития авиационных ВРД, требования к новым двигателям и т.д. В 1955 организован филиал ЦИАМ - крупнейший в Европе комплекс для испытаний авиационных двигателей в высотно-скоростных условиях.

Центральный ипподром

Беговое поле и трибуны ипподрома.

Беговое поле и трибуны ипподрома.

Москва.

Центральный ипподро́м (Беговая улица, 22). Организует испытания рысистых и верховых лошадей и конноспортивные соревнования. Бега и скачки проводились в Москве с 90-х гг. XVIII в. на Донском поле. Лошади бежали по двум узким прямым параллельным дорожкам длиной по 200 саженей (по 427 м) с очень крутыми поворотами, рысаки — в дрожках в русской дуговой упряжке, зимой — по льду Москвы-реки (у Пресни) в городских санях. С 1834 бега и скачки проводились на Ходынском поле. В 1893 была оборудована овальная беговая дорожка длиной 1,5 версты (1600 м), на бетонном основании с песчаным покрытием. Рядом с ней располагался травяной круг для скачек. С введением на ипподроме в 90-х гг. XIX в. тотализатора Московское беговое общество объявило конкурс на проект капитальных трибун для зрителей. В 1899 построены трибуны (архитекторы И.Т. Барютин и С.Ф. Кулагин), просуществовавшие до пожара 1949. Рядом с ними был выстроен летний павильон при скаковом круге (сгорел в 1918). В 1930 Ипподром реконструирован. Новые трибуны Ипподрома на 3000 сидячих мест возведены в 1951—55 (архитектор И.В. Жолтовский). Ныне московский Ипподром — крупнейший в России. Занимает площадь около 40 га. Имеет 4 эллипсовидные дорожки: 1 скаковую (внешнюю), 1 беговую и 2 дорожки, расположенные концентрически внутри беговой (для тренировки рысаков). Зимой бега проходят на искусственной ледяной дорожке. На территории Ипподрома находятся конюшни, большой конноспортивный манеж, ветеринарный лазарет, карантин, кузница и другие подсобные помещения. Имеется школа верховой езды. Проводятся всероссийские и международные конноспортивные соревнования. Ведётся научно-исследовательская работа в области коневодства и коннозаводства. Улицы, расположенные у Ипподрома, называются Скаковая улица, Беговая улица и Беговая аллея (ворота у входа в аллею украшают конные фигуры работы К.А. Клодта).

Центральный концертный зал «Россия»

Центра́льный конце́ртный зал «Росси́я» (Москворецкая набережная, 1), крупнейший в Москве (около 2500 мест). Входит в комплекс зданий гостиницы «Россия». Открыт 5 ноября 1971. Отличается уникальным техническим оснащением для трансформации сцены.

Центральный концертный образцовый оркестр военно-морского флота имени Н.А. Римского-Корсакова

Центра́льный конце́ртный образцо́вый орке́стр вое́нно-морско́го фло́та и́мени Н.А. Ри́мского-Ко́рсакова ведущий музыкальный коллектив ВМФ (свыше 70 человек). Создан в декабре 1941 на базе Ульяновского флотского экипажа. В 1945 преобразован в Отдельный Образцовый оркестр ВМФ СССР. С 1994 имени Римского-Корсакова. Обслуживает воинские ритуалы, торжественные общественно-политические мероприятия, проводимые в Московском гарнизоне. Начиная с Парада Победы (июнь 1945) постоянный участник военных и спортивных парадов на Красной площади. С оркестром выступают крупнейшие исполнители-солисты (И.К. Архипова, А.А. Эйзен, Т.А. Докшицер и др.). В разные годы оркестром руководили капитаны 1-го ранга Г.П. Ивашев и Г.П. Алявдин, капитан 2-го ранга Б.Е. Левин; с 1976 — капитан 1-го ранга, народный артист Российской Федерации В.М. Солодахин.

М.Х.

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941—45 годов

Центра́льный музе́й Вели́кой Оте́чественной войны́ 1941—45 годо́в в составе Мемориала Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе. Учреждён в 1986. В фондах около 50 тыс. предметов (коллекции оружия, наград, уставов и наставлений действующих армий, фонд боевых знамён, образцы военной техники армий СССР, его союзников, а также Германии и др.). В научной библиотеке и архиве сосредоточены документы и публикации по истории второй мировой войны, воспоминания (в том числе неопубликованные) её участников. Здание музея (архитектор А.Т. Полянский и др.) включает Зал Памяти, Зал Славы, залы исторических экспозиций, встреч ветеранов, кинолекционный, тематических выставок, художественную галерею. На прилегающей территории Парка Победы развёрнута постоянная выставка военной техники.

М.И. Белов.

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-45 годов

В составе Мемориала Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе

Учреждён в 1986. В фондах около 50 тыс. предметов (коллекции оружия, наград, уставов и наставлений действующих армий, фонд боевых знамён, образцы военной техники армий СССР, его союзников, а также Германии и др.). В научной библиотеке и архиве сосредоточены документы и публикации по истории второй мировой войны, воспоминания (в том числе неопубликованные) её участников. Здание музея (архитектор А.Т. Полянский и др.) включает Зал Памяти, Зал Славы, залы исторических экспозиций, встреч ветеранов, кинолекционный, тематических выставок, художественную галерею. На прилегающей территории Парка Победы развёрнута постоянная выставка военной техники.

М.И. Белов.

Центральный музей вооружённых сил

Центральный музей Вооружённых Сил.

Центральный музей Вооружённых Сил.

Москва.

Центра́льный музе́й вооружённых сил (улица Советской Армии, 2). Основан в 1919, первоначально функционировал как постоянная выставка «Жизнь Красной Армии и Флота» в помещении Верхних торговых рядов на Красной площади. В 1921 преобразован в Музей Красной Армии и Флота, с 1951 Центральный музей Советской Армии, с 1965 Центральный музей Вооруженных Сил СССР, с 1993 современное название. В 1922—28 находился в здании на улице Пречистенке, в 1928 — 1965 — в здании Центрального дома Красной Армии, с 1965 — в специально построенном здании (архитектор Н.И. Гайгаров и др.). В фондах и экспозиции более 700 тыс. предметов, отражающих историю Вооруженных Сил с 1917. Уникальны знамённый фонд (более 50 тыс. революционных, боевых, шефских, переходящих, подарочных, трофейных знамён) и одна из крупнейших в России коллекций стрелкового и холодного оружия отечественного и иностранного производства (в том числе оружие конструкторов Ф.В. Токарева, В.А. Дегтярёва, В.Г. Фёдорова, Г.С. Шпагина, М.Т. Калашникова, С.Г. Симонова). Историческую ценность представляет документальный фонд (приказы, боевые донесения, топографические карты, личные документы, дневники, записные книжки, фронтовые письма, личные архивные фонды полководцев Гражданской и Великой Отечественной войн). В фонде знаков отличия и нумизматики — коллекции орденов и медалей СССР и России, иностранных государств, нагрудных знаков воинов Вооруженных Сил, настольных медалей, денежных знаков, знаков почтовой оплаты. В вещевом фонде — более 23 тыс. предметов формы одежды и знаков различия отечественных Вооруженных Сил и армий других государств. Обширен фонд фото- и киноматериалов: негативы и фотографии Героев Советского Союза, маршалов, генералов, адмиралов, большинства конструкторов военной техники, документальной фотографии и негативы, выполненные фотокорреспондентами М.В. Альпертом, Н.Ф. Верничуком, В.Е. Гальпериным, О.А. Ландером, Г.А. Зельмой, П.А. Оцупом, В.А. Тёминым, А.В. Устиновым, Е.А. Халдеем, А.С. Шайхетом. Имеется художественный фонд: произведения художников-баталистов А.А. Дейнеки, К.С. Петрова-Водкина, К.Ф. Юона, П.М. Шухмина и др.; несколько тысяч произведений графики, плакатов, листовок, фронтовых рисунков. Фонды музея и библиотека располагают около 100 тыс. книг, газет, журналов. Экспозиция охватывает историю отечественных Вооруженных Сил с 1917; центральное место в ней занимает период Великой Отечественной войны. Создаётся экспозиция по истории Русской армии.

На открытой площадке экспонируется более 150 образцов артиллерийской, бронетанковой, ракетной, авиационной, военно-морской техники и вооружений — от образцов орудий и танков периода Гражданской войны до современных оперативно-тактических и стратегических ракет и ракетоносной авиации.

Литература: Память о подвиге. По залам Центрального ордена Красной Звезды музея Вооруженных Сил СССР, 3 изд., М., 1985; Военный музей. Проблемы музееведения в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, М., 1989; Центральный ордена Красной Звезды музей Вооруженных Сил СССР. Путеводитель, М., 1989.

А.К. Никонов.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Центра́льный музе́й древнеру́сской культу́ры и иску́сства и́мени Андре́я Рублёва (Андроньевская площадь, 10). Основан в 1947 как Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва; современное наименование с 1987. Располагается в помещениях бывшего Андроникова монастыря. Основатели музея - историки древнерусского искусства Д.И. Арсенишвили и Н.Д. Дёмина. С 1950 осуществлялась экспедиционная работа по сбору памятников искусства, проводилась реставрация монастырского комплекса (автор проекта П.Д. Барановский, руководитель работ Л.А. Давид). В 1960 музей открыт для публики. Является научно-исследовательским и культурно-просветительским учреждением, многосторонне и комплексно изучающим древнерусскую православную культуру. В нём собираются, исследуются, реставрируются, хранятся и популяризируются памятники древнерусского искусства X-XVII вв., а также памятники XVIII-XX вв., отражающие традиции древнерусской культуры. В фондах и экспозиции - уникальное собрание русских икон XIII - XX вв. (в том числе памятники московской и тверской школ XV-XVII вв., произведения круга Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия), собрание русских фресок XV - XIX вв. и копий фресок XI-XVII вв., а также коллекция произведений декоративно-прикладного искусства и мелкой пластики. Филиал - Музей русской православной художественной культуры в церкви Покрова в Филях.

В.Ф. Козлов.

Центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки

Центра́льный музе́й музыка́льной культу́ры и́мени М.И. Гли́нки (улица Фадеева, 4). Создан на базе существовавшего с 1912 Музея-квартиры Н.Г. Рубинштейна при Московской консерватории. С 1938 им руководила Е.Н. Алексеева, совместно с музыковедами и библиографами Т.Э. Цытович, Б.В. Доброхотовым, Е.Е. Бортниковой, Е.А. Колчиным организовавшая в фойе Большого зала консерватории экспозицию музея, приуроченную к 60-летию первой постановки оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. С этого момента началось активное пополнение фондов музея, в основе которых лежали не только архивы и мемориальные вещи Рубинштейна, но и архивы, библиотеки и коллекции музыкальных инструментов, принадлежавшие педагогам Московской консерватории и деятелям Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. В 1943 музей получил современное название и статус; в 1954 ему присвоено имя Глинки. До 1961 музей располагался в помещении консерватории, затем в здании палат Троекуровых (Георгиевский переулок, 4), с 1982 в специально построенном для него здании с концертным, так называемым Органным, залом, где проходят концерты камерной и органной музыки. В собрании музея около 800 тыс. единиц хранения (музыкальные инструменты, архивы С.Н. Василенко, М.М. Ипполитова-Иванова, С.В. Рахманинова и др.; рукописи русских и зарубежных классиков, эскизы декораций и костюмов выдающихся русских художников и т.д.). Музей является также научно-исследовательским учреждением, в котором изучается и пропагандируется творчество композиторов, исполнителей и учёных. Филиалы: музеи-квартиры А.Б. Гольденвейзера (Тверская улица, 17), Н.С. Голованова (Брюсов переулок, 7), Ф.И. Шаляпина (Новинский бульвар, 25), С.С. Прокофьева (Камергерский переулок, 6; не открыт).

О.С. Лебедева.

Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт

НАМИ

(Автомоторная улица, 2). Создан в 1918 (первоначально - Научная автомобильная лаборатория при ВСНХ). В 1930 часть института, связанная с дизелестроением, выделилась в Научно-исследовательский дизельный институт (впоследствии ЦНИДИ), а часть, связанная с авиамоторостроением, - в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). В 1946 тракторный отдел института преобразован в Научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ). НАМИ (от одного из прежних названий - Научный автомоторный институт) разрабатывает конструкции легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепного состава, двигателей и автомобильных агрегатов. Имеет один из крупнейших в мире полигонов для проведения ресурсных, контрольных и тематических испытаний автомобилей (в г. Дмитрове).

Центральный научно-исследовательский аэродинамический институт имени Н.Е. Жуковского

ЦАГИ

(улица Радио, 17). Образован в 1918. Разрабатывает проблемы аэро- и гидродинамики с целью практического применения в различных отраслях техники. С работами ЦАГИ связаны становление и многие успехи отечественной авиации, достижения механики. Имеет мощную экспериментальную базу, уникальные установки для натурных и модельных исследований, стенды для динамики и прочности летательных аппаратов и др. Первый руководитель ЦАГИ Н.Е. Жуковский (его имя присвоено институту в 1921), в 1921-42 институт возглавлял академик С.А. Чаплыгин. В 1925-29 при ЦАГИ была создана первая экспериментальная база с крупнейшей в мире аэродинамической трубой, гидравлической лабораторией, гидроканалом и другими установками. На самолётах, созданных в 1920-30-х гг. опытным заводом ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева, совершён ряд выдающихся перелётов. В 1930-41 на базе научных отделов ЦАГИ организованы самостоятельные научно-исследовательские учреждения: Всероссийский институт авиационных материалов, Центральный институт авиационного моторостроения, Всероссийский институт гидромашиностроения, Центральный ветроэнергетический институт, Лётно-исследовательский институт. В 1956 в ЦАГИ открыт Научно-мемориальный музей Н.Е. Жуковского.

Центральный научно-исследовательский геолого-разведочный институт цветных и благородных металлов

ЦНИГРИ

(Варшавское шоссе, 129б). Основан в 1935 под названием НИГРИЗолото, с 1963 - ЦНИГРИ. Основные направления деятельности: научное и методическое обеспечение прогноза, поисков, разведки и геолого-экономической оценки месторождений алмазов, благородных и цветных металлов; геофизические методы и аппаратура для поисков и разведки месторождений; аналитические, минералогические методы изучения состава и способы обогащения руд; геология и минеральные ресурсы Мирового океана; геоэкологические исследования в сферах деятельности горнорудных предприятий и др.

Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А. Кучеренко

ЦНИИСК

Создан в 1927, современное название- с 1957. Исследования по теории сооружений и строительной механике; разрабатывает новые конструкции и строительные материалы, методы расчёта и проектирования зданий и сооружений (в том числе сейсмостойких).

Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького

Центральный ПКиО имени М. Горького.

Центральный ПКиО имени М. Горького.

Москва.

Центра́льный парк культу́ры и о́тдыха и́мени М. Го́рького (Крымский вал, 9), в центральной части Москвы, между Пушкинской набережной Москвы-реки и Ленинским проспектом. Площадь 100 га. Создан в 1928 как «комбинат культуры» на свежем воздухе, на территории бывшей Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923, Нескучного сада и прилегающей части Воробьёвых гор. Входы в парк — построенные в форме Триумфальных ворот пропилеи со стороны улицы Крымский вал (1955, архитектор Ю.В. Щуко) и проход от Ленинского проспекта. В 1932 парку присвоено имя М. Горького. В 1943—48 на территории парка находилась Выставка трофейного вооружения.

Парк представляет собой единый зелёный массив, в насаждениях которого присутствует более 60 видов древесных пород. Преобладают липа, вяз, ясень, дуб, клён, берёза, ива и др. В центральной части парка встречаются орех серый и грецкий, каштан, черёмуха Маака. Созданы розарий, сирингарий, цветники, декоративные водоёмы. Парк расположен вдоль берега Москвы-реки; длина парковой зоны 7 км. Здесь много открытых пространств с газонами, цветниками, скульптурами, фонтаном. Проект территории парка разрабатывали архитекторы А.В. Власов, К.Н. Мельников, Л.М. Лисицкий.

Центральное место в партере занимает бассейн (площадь свыше 5 тыс. м2) со слегка приподнятой фигурной площадкой, на которую ведут мостики-переходы. Влево и вправо от центральных аллей — тенистые боскеты. В восточной части — территория аттракционов, за которой находится детский городок. В западной части — выставочный павильон, павильон культуры и Зелёный театр (1928, реконструкция 1957, архитектор Ю.Н. Шевердяев). В композицию парка входит набережная Москвы-реки с архитектурно оформленным сходом к реке (1934, архитектор Власов). За Зелёным театром начинается вторая часть парка — Нескучный сад с Пушкинской набережной, расположенной в двух уровнях (1937, архитектор Власов), дальше — территория бывшей усадьбы князей Трубецких со свободной планировкой. В парке имеются эстрады, читальни, спортивные и танцевальные площадки, проходят встречи ветеранов Великой Отечественной войны, водноспортивные праздники, праздники новогодней ёлки, работают катки, школы фигурного катания; летом действует пристань на Москве-реке; есть прокат лодок.

Главный вход в Центральный ПКиО имени М. Горького.

Главный вход в Центральный ПКиО имени М. Горького.

Москва.

Предыдущая страница Следующая страница