Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ц" (часть 3, "ЦЕН"-"ЦЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 3, "ЦЕН"-"ЦЕР")

Центральный спортивный клуб армии

ЦСКА

один из ведущих отечественных спортивных клубов. Организован в 1923 на базе Общества любителей лыжного спорта. Неоднократно менял своё название: в 1923-27 - ОППВ (Опытно-показательная площадка Всевобуча), в 1928 - 1950 - ЦДКА (Центральный дом Красной Армии), в 1951-56 - ЦДСА (Центральный дом Советской Армии), в 1957-59 - ЦСК МО (Центральный спортивный клуб Министерства обороны), с 1960 - ЦСКА. Наибольших успехов добились баскетбольный, футбольный и хоккейный клубы ЦСКА.

Баскетбольный клуб, самый сильный в истории отечественного спорта, создан в 1924. Многократный чемпион СССР и России, обладатель Кубка европейских чемпионов (1961, 1963, 1969, 1971). С 1980-х гг. «домашние» матчи проводит в Универсальном спортивном зале на Ленинградском проспекте. Сильнейшие баскетболисты и тренеры: С.А. Белов, Г.Г. Вольнов, А.Я. Гомельский, И.И. Едешко, С.Г. Ерёмин, А.М. Жармухамедов.

Футбольный клуб - участник чемпионатов страны с 1936. «Домашние» матчи проводит на стадионе «Динамо» (иногда в Лужниках). Многократный чемпион и обладатель Кубка страны. Сильнейшие футболисты и тренеры: Б.А. Аркадьев, В.М. Бобров, В.А. Николаев, В.А. Пономарёв, Г.И. Федотов, А.А. Шестернёв.

Хоккейный клуб - участник всех чемпионатов с 1946. Проводит «домашние» матчи во Дворце спорта ЦСКА. Многократный чемпион и обладатель Кубка страны; обладатель Кубка европейских чемпионов (1969-74, 1977-85). Сильнейшие хоккеисты и тренеры: В.В. Александров, А.Д. Альметов, Е.М. Бабич, В.М. Бобров, А.В. Касатонов, В.Е. Крутов, В.Г. Кузькин, Б.П. Кулагин, И.Н. Ларионов, К.Б. Локтев, В.Я. Лутченко, С.М. Макаров, Б.П. Михайлов, В.В. Петров, А.П. Рагулин, Н.М. Сологубов, А.В. Тарасов, В.В. Тихонов, И.С. Трегубов, В.А. Третьяк, А.В. Фирсов, В.Б. Харламов, Г.Д. Цыганков.

Спортсмены ЦСКА внесли также значительный вклад в развитие других видов спорта. Среди них - многократные чемпионы СССР, мира, Европы и Олимпийских игр: В.В. Буре, Г.Н. Прозуменщикова (плавание); Ю.П. Власов, А.И. Воробьёв (тяжёлая атлетика); Е.Р. Гришин (конькобежный спорт); С.А. Жук, А.Г. Зайцев, И.К. Роднина (фигурное катание на коньках); А.В. Иваницкий (вольная борьба); В.И. Иванов (академич. гребля); В.А. Капитонов (велосипедный спорт); О.Д. Карасёва, В.С. Клименко (спортивная гимнастика); А.Е. Карпов (шахматы); В.А. Кровопусков, М.С. Ракита (фехтование); В.П. Куц, Н.А. Пономарёва, Н.Г. Откаленко (лёгкая атлетика); Г.Г. Мондзолевский, К.К. Рева, Ю.Б. Чесноков (волейбол).

Центральный театр кукол имени С.В. Образцова

Часы на здании Центрального театра кукол имени С. В. Образцова.

Часы на здании Центрального театра кукол имени С. В. Образцова.

Москва.

Центра́льный теа́тр ку́кол и́мени С.В. Образцо́ва (Садовая-Самотёчная улица, 3). С 1981 академический. Организован в 1931. До 1937 был передвижным, постоянное помещение получил в 1937 (улица Горького, 32а). Со дня основания до 1993 театр возглавлял С.В. Образцов, с 1994 — Р. Габриадзе. Первый спектакль театра состоялся в 1932 — «Джим и Доллар» А.П. Глобы. Все спектакли 1930-х гг. — «Волшебная калоша» Г.И. Матвеева (1936), «По щучьему велению» Е.Я. Тараховской (1936), «Кот в сапогах» Г.Л. Владычиной (1937), «Конёк-Горбунок» В.В. Курдюмова (1938), «Терем-теремок» С.Я. Маршака (1940) и др. — ставились для детей. В 1940 поставлен первый спектакль для взрослых — «Волшебная лампа Алладина» Н.В. Гернет, где впервые применены тростевые куклы. Для взрослых были поставлены также «Ночь перед Рождеством» (по Н.В. Гоголю, 1941) и «Король-Олень» (по К. Гоцци, 1943) Е.В. Сперанского. Среди лучших спектаклей: для детей — «Весёлые медвежата» М.Г. Поливановой (1945), «Краса Ненаглядная» Сперанского (1948), «Буратино» Е.Б. Борисовой (1953), «Наша Чукоккала» К.И. Чуковского (1973), «Хитрый ёжик» Гернет и Сперанского (1979), «Маугли» (по Р. Киплингу, 1987); для взрослых — «Необыкновенный концерт» (1946, 1968), «Под шорох твоих ресниц» Сперанского (1949), «Чёртова мельница» Я. Дрды и И.В. Штока (1953, 1991), «Мой, только мой!» Б.Д. Тузлукова (1958), «Божественная комедия» Штока (1961), «Ноев ковчег» Штока (1968), «Дон Жуан» В.Б. Ливанова и Г.Я. Бардина (1975), «Полоумный Журден» М.А. Булгакова (1984), «Шлягер, шлягер, только шлягер» А.И. Хайта (1985), «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Л.А. Филатова (1989), «Геракл» М. Бартенева (1994). В составе труппы в разные годы: актёры и режиссёры З.Е. Гердт, Е.Е. Синельникова, С.С. Самодур, И.Е. Мазина, В.А. Кусов, художники Б.Д. Тузлуков, А.А. Спешнева и др. С 1937 при театре работает Музей театральных кукол. В 1970 театр переехал в новое здание (архитектор Ю.Н. Шевердяев). На фасаде установлены уникальные часы с заводными куклами, ставшие одной из достопримечательностей Москвы.

Центральный театр Российской Армии

Центральный театр Российской Армии (Суворовская площадь, 2), драматический театр. Создан в 1929 как Центральный театр Красной Армии. Спектакли шли в концертном зале Центрального дома Красной Армии, с 1940 - в специально построенном здании (в плане - пятиконечная звезда, архитекторы К.С. Алабян, В.Н. Симбирцев). С 1951 Центральный театр Советской Армии, с 1975 академический, с 1993 современное название. В становлении театра важную роль сыграла деятельность Ю.А. Завадского - главного режиссёра в 1932-35. В эти годы спектакли ставили также А.М. Лобанов, В.Г. Сахновский и др. («Мстислав Удалой» И.А. Прута, 1932; «Мещане» М. Горького, 1935; «Последняя жертва» А.Н. Островского, 1935). В 1935-58 главным режиссёром был А.Д. Попов, определивший творческую программу театра, воспитавший несколько поколений актёров. Лучшие спектакли театра, в которых жизненная конкретность образов сочеталась с обобщённостью, масштабностью сценической формы, были событиями театрального искусства: «Укрощение строптивой» У. Шекспира (1937), «Давным-давно» А.К. Гладкова (1942), «Учитель танцев» Лопе де Веги (1946), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1951), «Фабричная девчонка» А.М. Володина (1957). Значительное место в репертуаре театра занимала военно-патриотическая тема: «Барабанщица» А.Д. Салынского (1957), «Океан» А.П. Штейна (1961), «Не беспокойся, мама!» Н. Думбадзе (1971), «Волоколамск-Москва» А.А. Бека (1966). Художественными руководителями театра были А.Л. Дунаев (1959-62), А.А. Попов (1962-73), Р.А. Горяев (1974-78), Ю.И. Ерёмин (1981-87), Л.Е. Хейфец (1988-94), ещё в 1966 поставивший спектакль «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого, который стал крупным событием московской театральной жизни. С 1994 ведущий режиссёр театра - А.В. Бурдонский; главный режиссёр (с 1995) - Б.А. Морозов. Среди лучших спектаклей театра также: «Каса маре» (1961) и «Святая святых» (1977) И.П. Друцэ, «Рядовые» А. Дударева (1985), «Статья» Р. Солнцева (1986), «Павел I» (по Д.С. Мережковскому, 1989), «Боже, храни короля!» С. Моэма (1990), «Игрок» (по Ф.М. Достоевскому, 1991), «На бойком месте» А.Н. Островского (1994). В составе труппы в разные годы: Л.И. Добржанская, Л.М. Фетисова, Л.И. Касаткина, Н.А. Сазонова, А.А. Попов, В.М. Зельдин, Н.И. Пастухов, Л.А. Чурсина, Ан.А. Петров, В.Б. Сошальский, Л.И. Голубкина, Ф.Я. Чеханков, И.В. Ледогоров и др.

Центральный телеграф

Центральный телеграф.

Центральный телеграф.

Москва.

Центра́льный телегра́ф (Тверская улица, 7). Построен в 1926—27 (архитектор И.И. Рерберг, инженер С.З. Гинзбург). Замкнутое каре телеграфа с общей площадью помещений 40 тыс. м2 занимает весь фронт улицы между Никитским и Газетным переулками. Вход расположен в заглублённой пятигранной башне, возвышающейся над карнизом на 10 м. На башне установлен стеклянный вращающийся глобус. Монолитный железобетонный каркас, позволивший применить широкое остекление, скрыт под серой гранитной и штукатурной облицовкой. Рационализм внешних форм близок позднему модерну. Парапетная решётка башни, консоли фонарей и кронштейны для флагов отлиты из чугуна по рисункам художника Ф.И. Рерберга. В 1930-х гг. в здании размещались дикторские кабины Всесоюзного радио, отсюда 22 июня 1941 было передано сообщение о начале Великой Отечественной войны. На протяжении многих десятилетий московской традицией была праздничная иллюминация Центрального телеграфа в виде движущихся картин. В 1980 в глубине участка был выстроен новый корпус (архитекторы Ю.Н. Шевердяев, В.И. Уткин, А.П. Мелихов), отмеченный творческим переосмыслением стилистики здания Центрального телеграфа.

Е.Е. Андреева.

Центральный шахматный клуб

ЦШК

(Гоголевский бульвар, 14). Открыт 20 августа 1956. В клубе (общая площадь 2230 м2) размещаются Управление шахмат и шашек России, редакция журнала «Шахматы в России», библиотека (насчитывает около 10 тыс. книг и периодических изданий, среди которых немало раритетов), Музей шахмат (открыт в 1980).

В ЦШК проводились чемпионаты Москвы, а также доигрывания партий на первенство мира, спартакиады народов СССР, соревнования на Кубок СССР и др.; во время матчей на первенство мира и других крупных соревнований здесь обычно демонстрируются партии с комментариями. В ЦШК прошли конгресс (1956) и заседание Бюро (1972) Международной шахматной федерации (ФИДЕ).

Трёхэтажный особняк Центрального шахматного клуба (постройка 1822-26) - памятник архитектуры XIX в., во второй половине XIX в. принадлежал баронессе Н.Ф. фон Мекк. В конце XIX в. в доме проживала дочь С.И. Зимина, которая устраивала музыкальные вечера с участием Ф.И. Шаляпина, С.В. Рахманинова, А.К. Глазунова и других деятелей русской культуры.

Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ) РАН

Центральный экономико-математический институ́т (ЦЭМИ) РАН (улица Красикова, 32). Создан в 1963. Ведёт исследования в области математической экономики, оптимизации, компьютерного моделирования; эконометрики, прикладной статистики и экономической информатики; макроэкономики, моделирования развития региональных и производственных систем.

Центрнаучфильм

См. Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов.

Церковная горка

Церко́вная го́рка местность на севере Москвы, в районе проспекта Мира, близ улицы Кибальчича, на территории бывшего села Алексеевского. Расположена на высокой (до 145 м) третьей надпойменной террасе р. Яузы, между её притоками - ручьями Копытовкой и Останкинским (ныне заключены в трубы). Названа Центральная горка во второй половине XVII в. после постройки здесь церкви Тихвинской Богоматери (1676-82). Название сохраняется в наименовании улицы Церковная горка.

Церковь Антипия на Колымажном дворе

Церковь Антипия на Колымажном дворе.

Церковь Антипия на Колымажном дворе.

Москва.

Це́рковь Анти́пия на Колыма́жном дворе́ (у Больших конюшен, что в Чертолье; что у Государевых Больших конюшен; на Ленивом торжке у Старых конюшен) (Колымажная улица, 8). Построена в третьей четверти XVI в. (в исторических источниках встречается более ранняя дата — 1530) вблизи государева Конюшенного двора (позже Колымажного, располагался на нынешней территории Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Посвящение придела храма Святому Григорию Декаполиту позволяет связывать сооружение здания с именем ближайшего сподвижника Ивана IV Грозного — Малюты Скуратова. Участие в строительстве церкви самого Малюты или его родственников тем более вероятно, что усадьба Скуратовых в XVII в. вплотную примыкала к территории церковного участка с восточной стороны, а церковь, видимо, служила их родовой усыпальницей. В настоящее время здание представляет собой несимметричный объём, сложившийся в несколько этапов и состоящий из собственно храма, к которому с юга примыкает Никольский придел, сооружённый в 1739—41, а с севера и запада — придел Иоанна Предтечи; притвор и колокольня пристроены в 1798. Древнее ядро памятника — бесстолпный двухапсидный одноглавый четверик на подклете — первоначально было окружено с трёх сторон галереей-гульбищем с тремя высокими лестницами-всходами. Типологически он принадлежит к группе посадских храмов Москвы начала XVI в., но выделяется среди них целым рядом нетрадиционных особенностей. Прясла стен завершены крупными килевидными кокошниками, над которыми возвышается второй ряд из восьми подобных полукружий, служащих композиционным переходом к цилиндрическому световому барабану шлемовидной главы, украшенному лёгкой аркатурой. Чрезвычайно редкое в русской архитектуре явление представляют собой две неравновеликие скруглённые апсиды храма — бо́льшая северная и меньшая, увенчанная небольшой глухой главкой южная, в которой находился придел Григория Декаполита. Вместе с несохранившейся двухстолпной звонницей, возвышавшейся над западной стеной четверика, они усиливали асимметричный облик здания, придавая ему выразительное своеобразие. Некоторые строительные и декоративные приёмы в архитектуре церкви — маломерный кирпич, плоскостная трактовка арочных порталов и строгие аттические профили баз и капителей пилястр — сближают её с постройками итальянских мастеров, работавших в Москве в первой половине XVI в. Поднятый на подклете южный Никольский придел храма состоит из основного объёма (верхние части его стен и глава разобраны) с гранёной апсидой и трапезной, размещённых на одной оси. На фасадах, расчленённых лопатками (соответствуют внутренним капитальным стенам), от первоначального декора в стиле барокко сохранились «лежачие» филёнки и рамочные с «ушами» наличники, обрамляющие несколько окон с лучковыми перемычками. Северный придел Иоанна Предтечи с двухэтажным притвором, охватывающим с запада древнее ядро здания, и колокольней выстроены в характерных для конца XVIII в. формах зрелого классицизма. Северный фасад придела, выходящий в Малый Знаменский переулок, обработан строгим пилястровым портиком. Изящная двухъярусная колокольня служит важным архитектурным акцентом в окружающей здание застройке. В оформлении интерьера храма наиболее интересны овальная колоннада в подклете южного придела, относящаяся к 1841, времени освящения здесь престола Екатерины, а также стенопись в основном помещении северного придела, выполненная в середине XIX в. Градостроительная роль памятника определяется его расположением на углу квартала, при пересечении Колымажной улицы и Малого Знаменского переулка, фиксирующем исторически сложившуюся планировочную структуру одного из древнейших районов Москвы. Церковь была закрыта в 1929. Реставрирована в 1960-х гг. (архитектор Л.А. Давид). В настоящее время занята одним из отделов ГМИИ.

П.Н. Шармин.

Церковь Апостола Иакова в Казённой слободе

Це́рковь Апо́стола Иа́кова в Казённой слободе́ (Яковоапостольский переулок, 6). Построена в 1676 в южном конце царской Казённой слободы на месте деревянного храма, известного с 1620. Ктитором строительства был «московский гость» Даниил Пивоваров. Типичная для своего времени приходская церковь, претерпев ряд перестроек, сохранила от первоначального объёма лишь стены двухсветного четверика. Возможно, фрагменты древней кладки были использованы при сооружении более поздних частей здания — апсиды, трапезной и колокольни. Существующая ныне колокольня возведена в первой половине XVIII в. Собственно храм и трапезная перестроены в первой половине XIX в. В 1831—33 (на средства купца И.М. Ярцева) четверик храма, лишённый первоначальных сводов, был надстроен купольным световым барабаном, а вместо 3-частного алтаря возведена большая скруглённая в плане апсида; в 1841—44 (на средства Т.И. Тумаковой) была расширена трапезная, получившая два симметричных придела (Николая Чудотворца и Иакова Зеведеева). Отделка фасадов храма и трапезной — белокаменные венчающие карнизы и наличники высоких арочных окон — соответствует традициям позднего ампира. Фасады трапезной завершены аттиками, акцентированными в центрах полуглавиями. На четверике храма видны следы срубленных кокошников и оконных наличников, а на северном фасаде — остатки киота. Невысокая 3-ярусная колокольня сохранила от первоначального барочного декора парные пилястры на углах. С южной стороны к колокольне примыкает ризница, сооружённая в 1883. Церковь закрыта в 1932. Ведутся реставрационные работы.

П.Н. Шармин.

Церковь Апостола Филиппа

У Арбатских ворот

Церковь Воскресения Словущего (Филипповский переулок, 20). Построена в 1688 на средства стольника Ф.И. Косьмина на том месте, где, по преданию, в XVI в. находился загородный двор московского митрополита Филиппа (Колычева). Документально первая деревянная церковь зафиксирована здесь, на правом берегу ручья Черторыя, с 1635, когда на этой территории располагалась иконописная слобода. От первоначального объёма в существующей ныне церкви сохранились лишь характерный для посадского строительства XVII в. небольшой одноглавый двухсветный четверик храма (главный престол Воскресения Словущего) и шатровая колокольня. Крупная полукруглая в плане апсида храма и трапезная с двумя пониженными симметричными приделами (апостола Филиппа и иконы Иерусалимской Богоматери) возведены в середине XIX в. В это же время храм был покрыт новой полусферической крышей и завершён на северном и южном фасадах треугольными фронтонами; первоначальные детали декора были срублены (остались только гладкие угловые лопатки), а окна расширены. Столь же маловыразительное позднеклассицистическое оформление получили апсида и приделы трапезной, акцентированные на боковых фасадах плоскими двухпилястровыми портиками. Без изменений осталась лишь колокольня церкви, значительно смещённая от поперечной оси здания к югу (вероятно, первоначальная трапезная имела южный придел). Её традиционные для XVII в. объёмные формы (двухъярусный кубический четверик с восьмериком звона, завершённым гранёным шатром) и декор (с угловыми колонками, килевидными архивольтами арок звона и многообломными карнизами) сочетаются с наличниками в стиле московского барокко, расположенными на окнах во втором ярусе четверика. Иконостасы были установлены в 1877, а настенная живопись поновлена в 1900-02. Ограда церковного участка с воротами, фрагментарно сохранившаяся по красной линии Филипповского переулка, выстроена в 1817 в связи с передачей церкви подворью Иерусалимского патриархата. Подворье было упразднено в 1920-х гг. (сама церковь не закрывалась) и вновь восстановлено в 1989. Церковь расположена в плотном окружении многоэтажных домов, однако её колокольня, вынесенная на красную линию переулка, является важным архитектурным акцентом фронта его застройки. В церкви хранятся святыни: Иерусалимская икона Божией Матери и икона Ахтырской Божией Матери.

П.Н. Шармин.

Церковь Архангела Гавриила

Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла см. Меншикова башня

Церковь Архангела Михаила

В Овчинниках

(за болотом, в Рунове) (Средний Овчинниковский переулок, 7). Сооружена в первой половине XVII в. (главный престол Покрова Богородицы) на месте деревянной церкви, известной в слободе царских овчинников с 1551. Несимметричная композиция здания сформировалась в несколько этапов на протяжении XVII-XVIII вв. Церковь, первоначально небольшая, состояла из двухсветного четверика храма с трёхчастной апсидой и трапезной, имела редкое завершение с тремя размещёнными по оси север - юг главами, вознесёнными над пирамидой кокошников. После нескольких переделок на фасадах храма сохранились пилястры и угловые колонки, а также карниз с рядом мелких филёнок. Во второй половине XVII в. с юга к храму был пристроен более низкий четверик Архангельского придела (его апсида в настоящее время разобрана), а трапезная расширена. На рубеже XVII-XVIII вв. трапезную вновь увеличили на западе и возвели по оси с храмом 2-ярусную колокольню типа восьмерик на четверике. К этому же времени относятся существующие ныне наличники на окнах апсиды, выполненные в стиле московского барокко. В конце XVIII в. при устройстве новой четырёхскатной крыши храм лишился пирамиды кокошников и боковых глав, а в 1879 фасады были надложены несколькими рядами кладки с широким фризом, украшенным поясом кокошников. В первой половине XIX в. было изменено в соответствии с принципами стиля ампир оформление южного фасада трапезной. Рядом с церковью сохранились фрагменты ограды того же времени. В XVII в. градостроительная роль здания определялась его расположением на пологом берегу старицы Москвы-реки, превращённой позднее в Водоотводный канал. В настоящее время церковь находится во дворе многоэтажного дома, выстроенного на набережной в советское время. Храм был закрыт в 1932. Частично реставрирован в 1970-х гг. Две иконы церкви - «Суббота Всех Святых» (1642, царские изографы) и Владимирской Богоматери (1652, С.Ф. Ушаков) хранятся в ГТГ.

П.Н. Шармин.

Церковь Архангела Михаила в Овчинниках

Це́рковь Арха́нгела Михаи́ла в Овчи́нниках (за болотом, в Рунове) (Средний Овчинниковский переулок, 7). Сооружена в первой половине XVII в. (главный престол Покрова Богородицы) на месте деревянной церкви, известной в слободе царских овчинников с 1551. Несимметричная композиция здания сформировалась в несколько этапов на протяжении XVII—XVIII вв. Церковь, первоначально небольшая, состояла из двухсветного четверика храма с трёхчастной апсидой и трапезной, имела редкое завершение с тремя размещёнными по оси север — юг главами, вознесёнными над пирамидой кокошников. После нескольких переделок на фасадах храма сохранились пилястры и угловые колонки, а также карниз с рядом мелких филёнок. Во второй половине XVII в. с юга к храму был пристроен более низкий четверик Архангельского придела (его апсида в настоящее время разобрана), а трапезная расширена. На рубеже XVII—XVIII вв. трапезную вновь увеличили на западе и возвели по оси с храмом 2-ярусную колокольню типа восьмерик на четверике. К этому же времени относятся существующие ныне наличники на окнах апсиды, выполненные в стиле московского барокко. В конце XVIII в. при устройстве новой четырёхскатной крыши храм лишился пирамиды кокошников и боковых глав, а в 1879 фасады были надложены несколькими рядами кладки с широким фризом, украшенным поясом кокошников. В первой половине XIX в. было изменено в соответствии с принципами стиля ампир оформление южного фасада трапезной. Рядом с церковью сохранились фрагменты ограды того же времени. В XVII в. градостроительная роль здания определялась его расположением на пологом берегу старицы Москвы-реки, превращённой позднее в Водоотводный канал. В настоящее время церковь находится во дворе многоэтажного дома, выстроенного на набережной в советское время. Храм был закрыт в 1932. Частично реставрирован в 1970-х гг. Две иконы церкви — «Суббота Всех Святых» (1642, царские изографы) и Владимирской Богоматери (1652, С.Ф. Ушаков) хранятся в ГТГ.

П.Н. Шармин.

Церковь Архангела Михаила в Тропарёве

Церковь Михаила Архангела в Тропарёве.

Церковь Михаила Архангела в Тропарёве.

Москва.

Це́рковь Арха́нгела Михаи́ла в Тропарёве (проспект Вернадского, 90). Построена в 1693—1701 (сменив церковь 1669) в селе, принадлежавшем в XVI—XVIII вв. Новодевичьему монастырю. Здание имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого четверика с трёхчастной апсидой, трапезной (престолы Происхождения Честных Древ Креста Господня и мученика Харлампия) и трехъярусной шатровой колокольни. Своеобразие его архитектуры — в сочетании традиционной для приходской церкви того времени композиционной схемы с декоративным оформлением фасадов, выполненным в стиле московского барокко. Среди подобных памятников в ближайших окрестностях Москвы (в черту города село было включено в 1960) церковь выделяется удлинёнными пропорциями бесстолпного четверика, завершённого кокошниками, имитирующими закомары, и «глухими» 2-ярусными барабанами глав, усиливающими выразительность силуэта здания. Детали архитектурного декора — колончатые с навершиями-гребешками оконные наличники, укрупнённые угловые колонки, карнизы нескольких типов — очевидно, навеяны формами построек Новодевичьего монастыря, сооружённых в 1680-х гг. Стройная и изящная колокольня, представляющая собой два четверика, несущих восьмерик звона, увенчанный шатром с окнами-слухами, по своей композиции и набору декоративных деталей более тяготеет к архитектуре середины XVII в. Возможно, она является самой ранней частью здания, сохранившейся от предшествующей церкви. Об этом же свидетельствует характер примыкания колокольни к кладке западной стены трапезной, осуществлённой с «перебивкой» карнизов. Церковь, расположенная на открытой, ровной местности, воспринимается в окружении современной застройки как яркий архитектурный акцент, привлекающий к себе внимание с большого расстояния при движении по проспекту Вернадского. Была закрыта в 1937—89. Реставрирована в 1970-х гг. Ограда и дом причта на церковном участке выстроены в 1990—92. В церкви хранятся святыни: икона Донской Богоматери современного письма, частицы мощей Николая Чудотворца и мученика Харлампия.

П.Н. Шармин.

Церковь Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке

Церковь Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке.

Церковь Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке.

Москва.

Це́рковь Афана́сия и Кири́лла на Си́вцевом Вра́жке церковь Воскресения Словущего (Филипповский переулок, 3). Сооружена в несколько этапов в 1836—56 и перестроена в 1880 — начале 1890-х гг.; включает части стен одноименного кирпичного храма, сменившего на рубеже XVII — XVIII вв. предшествующую деревянную церковь. По мнению некоторых исследователей, первая церковь появилась на этом месте — у слияния небольшой р. Сивки и ручья Черторыя — не ранее середины XVI в. Архитектура существующего здания отражает финальный этап в развитии стиля ампир. Симметричная композиция церкви складывается из собственно двухпридельного храма (главный престол — Воскресения Словущего, приделы — Афанасия и Кирилла и Николая Чудотворца), трапезной и колокольни. Четверик храма завершён небольшой купольной ротондой (сооружена в 1880—90-х гг. взамен первоначального пятиглавия), слабо гармонирующей с укрупнённым масштабом трёх пониженных скруглённых апсид храма и приделов и с широкой трапезной. Колокольня с двумя прямоугольными в плане ярусами увенчана высоким шпилем. Боковые фасады приделов выделены двухколонными белокаменными портиками, которым на западном фасаде колокольни соответствует портик, акцентирующий главный вход в церковь с Большого Афанасьевского переулка. В интерьере сохранилась лепная отделка. Расположенная между двумя параллельными переулками — Филипповским и Большим Афанасьевским — церковь особенно эффектно воспринимается от перекрёстка Большого Афанасьевского переулка и Сивцева Вражка. Была закрыта в 1932—92. Реставрирована в 1970—90-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Благовещения в Петровском парке

Це́рковь Благове́щения в Петро́вском па́рке (улица Красноармейская, 2). Построена в 1844—47 на средства А.Д. Нарышкиной, по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера. Архитектура здания — один из ранних примеров творческого переосмысления форм древнерусского зодчества в художественной культуре середины XIX в. Композиция сооружения (выделяющаяся оригинальным пространственным решением) состоит из поднятого на подклете высокого восьмигранного столпообразного объёма собственно храма, завершённого гранёным световым барабаном со шлемовидной главой, несколько пониженной скруглённой апсиды и небольшого притвора, над западной частью которого возвышается колокольня. После сооружения в 1904 по сторонам здания 2 низких симметричных приделов (Симеона и Анны, Ксенофонта и Марии), значительно снизивших монументальную выразительность мощного центрального объёма, в подклете была устроена зимняя церковь иконы Боголюбской Божией Матери. Ассоциации с постройками древности вызывает в храме завершение граней центрального столпа полуциркульными закомарами и треугольными кокошниками, поставленными «вразбежку», а также высокие узкие арочные окна в колончатых обрамлениях. Ориентация на образцы архитектуры XVII в. прослеживается в формах 2-ярусной, прямоугольной в плане колокольни, завершённой шатром. По сторонам её устроены ведущие в верхнюю церковь высокие торжественные крыльца, опирающиеся на белокаменные столбы-кубышки. Вход в нижнюю церковь на западном фасаде оформлен белокаменным порталом, украшенным замечательными по мастерству исполнения резными розетками. На приделах большие арочные окна имеют карнизы и наличники, обладающие крайне упрощённой моделировкой форм. Центры боковых фасадов приделов акцентированы аттиками, а полукруглые апсиды отмечены главками. Расположенная непосредственно за Петровским путевым дворцом, при пересечении нескольких аллей Петровского парка, церковь хорошо видна со всех сторон. Была закрыта в 1930-х гг.; богослужения возобновлены в 1991. Восстановительные работы проведены в 1970-х гг. и в 1990-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Благовещения Косьмы и Дамиана в Шубине

Церковь Косьмы и Дамиана в Шубине.

Церковь Косьмы и Дамиана в Шубине.

Москва.

Це́рковь Благове́щения Косьмы́ и Дамиа́на в Шу́бине (Столешников переулок, 2). Построена в 1703 - 1722, сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1625. Предшествующая деревянная церковь существовала на этом месте, видимо, с конца XIV в., когда здесь находился двор боярина Иакинфа Шубы - сподвижника великого князя Дмитрия Донского. Главный престол посвящён Благовещению. Характерный для эпохи раннего барокко приземистый храм - одноглавый восьмерик на двухсветном четверике с полукруглой апсидой и квадратной трапезной - обработан угловыми лопатками. Наличники завершены разорванными фронтончиками. Классицистические обрамления проёмов первого света храма и апсиды - результат одной из переделок XIX в. С запада первоначально располагалась колокольня. В 1821 - 22 северный фасад трапезной закрыл придел Воскресения Словущего, вынесенный на красную линию переулка. В 1857-58 симметрично ему был выстроен южный придел Косьмы и Дамиана, а на месте разобранной колокольни сооружена паперть. В те же годы построена новая колокольня, разместившаяся в северо-западному углу здания. Её нижний ярус (верхние не сохранились) служит входом в церковь с переулка. Фасады приделов и колокольни имеют одинаковое декоративное оформление в духе эклектики. На южном фасаде храма сохранились белокаменная закладная плита и надгробная плита XVIII в., выполненная в виде барочного картуша. В интерьере - фрагменты живописи XVIII-XIX вв. Ограда рядом с церковью XIX в. В 1910-х гг. регентом церкви был композитор П.Г. Чесноков. Закрыта в 1929-91. Частично реставрирована в 1970-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Благовещения на Воронцовом поле

Це́рковь Благове́щения на Воронцо́вом по́ле Церковь Ильи Пророка (улица Воронцово поле, 16). Построена в 1702 на средства князей Ивана Петровича и Матвея Петровича Гагариных, сменив кирпичный храм, сооружённый в 1516 Алевизом Фрязиным Новым в составе загородного дворца великого князя Василия III. При строительстве церкви, представлявшей собой монументальный пятиглавый храм с 3-частной апсидой и трапезной (престол Параскевы Пятницы), был сохранён более ранний северный придел Ильи Пророка, пристроенный к алевизовской церкви в 1654. Небольшой двухсветный четверик придела имел двухапсидный алтарь и редкое 2-шатровое завершение. В 1839—40 церковь получила новую, более обширную трапезную с притвором, а в 1876—78 по проекту архитектора П.П. Зыкова была вновь перестроена в духе эклектики. В настоящее время лишённое завершений и апсид здание воспринимается как несимметричное по композиции, перегруженное деталями архитектурного декора сооружение. На четверике собственно храма и приделе преобладают декоративные формы «русского стиля»; отчётливо эклектичный характер носит оформление трапезной. Церковь расположена с отступом от красной линии улицы (проходящей по трассе древней дороги, ведущей в город), у её перекрёстка с Подсосенским переулком; ныне от улицы церковь отделена сквером. Перед южным фасадом здания — небольшой полукруглый двор, образованный застройкой начала XX в. С 1740 на красной линии улицы стояла высокая надвратная колокольня, разобранная в 1935. Церковь была закрыта в 1928 и приспособлена для экспозиции Музея восточных культур (ныне Музея Востока). В интерьере сделаны междуэтажные перекрытия, на фасадах прорублены оконные проёмы. В настоящее время здесь размещаются реставрационные мастерские музея.

П.Н. Шармин.

Церковь Богоматери «Всех Скорбящих Радости»

Церковь Богоматери

Церковь Богоматери "Всех Скорбящих Радости".

Москва.

Це́рковь Богома́тери «Всех Скорбя́щих Ра́дости» (собственно церковь Спаса Преображения) (улица Большая Ордынка, 20). На её месте в XVI в. находилась деревенская церковь Варлаама Хутынского, по одной версии, построенная в связи с походом Василия III на Казань, по другой - новгородцами, поселившимися в Замоскворечье. В 1685 её сменил кирпичный храм Спаса Преображения - предшественник существующего здания, сооружённого в 2 этапа на средства купцов Долговых. Первоначально в 1783-91 по проекту В.И. Баженова были выстроены трапезная с престолами Варлаама Хутынского и Богоматери «Всех Скорбящих Радости» и колокольня, а в 1834-36 по проекту О.И. Бове - собственно храм с престолом Спаса Преображения. Архитектура трапезной и колокольни, выдержанная в стиле зрелого классицизма, удачно сочетается с ампирными формами храма, вынесенного восточным фасадом на красную линию. Церковь активно доминирует в окружающей застройке и является подлинным украшением улицы. Мощная ротонда основного объёма с двухколонными портиками по сторонам завершена относительно низким барабаном, перекрытым крупным полусферическим куполом. Трапезная, обработанная на северном и южном фасадах четырехколонными портиками, имеет скруглённые углы. Подобное композиционное решение было впервые применено Баженовым и получило в дальнейшем широкое распространение. Столь же нетрадиционная для своего времени колокольня состоит из 3 уменьшающихся по диаметру снизу вверх цилиндрических ярусов, нижние из которых опоясаны колоннадами. Композиционная взаимосвязь разновременных частей здания подчёркнута едиными пропорциями ионического ордера. Торжественно и монументально решён интерьер храма. Барабан поддерживают 12 ионических колонн, повторяющих пропорции наружного ордера. В редком по сохранности и богатству убранстве интерьера выделяется строгий ампирный иконостас, выполненный с использованием ордерных форм, и рельефные чугунные плиты пола, изготовленные по эскизам Бове. Иконы для иконостаса северного Скорбященского придела выполнены в 1788 иеромонахом Вонифатием из Саровской пустыни. К югу от церкви сохранилось двухэтажное здание богадельни середины XVIII в., западнее - двухэтажный дом причта, построенный около 1800 и получивший ампирную обработку фасадов после пожара 1812. Невысокая чугунная ограда церковного двора одновременна храму. Церковь была закрыта в 1933-48. В храме находятся святыни: чудотворная икона Богоматери «Всех Скорбящих Радости»; чудотворная икона Святого Алексея Человека Божия; чудотворная икона Святого мученика Лонгина-сотника, икона с мощами Святого апостола Андрея Первозванного.

П.Н. Шармин.

Церковь Бориса и Глеба

В Дегунине

(Дегунинская улица, 18а), построена в Дегунине на средства купца Прорехина в 1866. Здание, сооружённое в духе эклектики с использованием форм русского стиля, принадлежит к типу базиликальных храмов, получивших распространение во второй половине XIX в. К основному объёму (боковые престолы - Николая Чудотворца и иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), сильно вытянутому по продольной оси, с востока примыкает небольшая скруглённая апсида, с запада - 2-ярусная колокольня. Членение фасадов основного объёма укрупнёнными тройными полуколоннами с энергично раскрепованными антаблементами, на которые опираются широкие, имитирующие закомары архивольты, придаёт сооружению представительный, монументальный облик. Высокие арочные окна обеспечивают хорошее освещение интерьера, представляющего собой просторное четырехстолпное, 3-нефное пространство. Стройная колокольня с прямоугольным нижним ярусом, несущим восьмерик звона, увенчанный деревянным шатром, некогда доминировала в окружающем ландшафте. В настоящее время ввиду подступающей к церкви многоэтажной современной застройки она видна лишь с небольшого расстояния. В интерьере хорошо сохранилась настенная живопись конца XIX - начала XX вв. Храм был закрыт с 1940-х гг. по 1991. Ведутся восстановительные работы.

П.Н. Шармин.

Церковь Бориса и Глеба в Дегунине

Це́рковь Бори́са и Гле́ба в Дегу́нине (Дегунинская улица, 18а), построена в Дегунине на средства купца Прорехина в 1866. Здание, сооружённое в духе эклектики с использованием форм русского стиля, принадлежит к типу базиликальных храмов, получивших распространение во второй половине XIX в. К основному объёму (боковые престолы — Николая Чудотворца и иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), сильно вытянутому по продольной оси, с востока примыкает небольшая скруглённая апсида, с запада — 2-ярусная колокольня. Членение фасадов основного объёма укрупнёнными тройными полуколоннами с энергично раскрепованными антаблементами, на которые опираются широкие, имитирующие закомары архивольты, придаёт сооружению представительный, монументальный облик. Высокие арочные окна обеспечивают хорошее освещение интерьера, представляющего собой просторное четырехстолпное, 3-нефное пространство. Стройная колокольня с прямоугольным нижним ярусом, несущим восьмерик звона, увенчанный деревянным шатром, не́когда доминировала в окружающем ландшафте. В настоящее время ввиду подступающей к церкви многоэтажной современной застройки она видна лишь с небольшого расстояния. В интерьере хорошо сохранилась настенная живопись конца XIX — начала XX вв. Храм был закрыт с 1940-х гг. по 1991. Ведутся восстановительные работы.

П.Н. Шармин.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине.

Москва.

Це́рковь Бори́са и Гле́ба в Зю́зине (Перекопская улица, 7), построена в 1688—1704 в усадьбе одного из сподвижников Петра I, боярина Б.И. Прозоровского. Типологически принадлежит к немногочисленной группе так называемых трёхчастных трёхглавых храмов, появившихся в усадьбах высшей придворной аристократии в конце XVII в. К четверику храма, несущему три уменьшающихся по объёму кверху восьмерика (в среднем устроена звонница) с главой, с востока и запада симметрично примыкают равновеликие гранёные апсида и притвор, завершённые 2-ярусными гранёными барабанами с главками. Здание поднято на невысоком подклете (здесь находится тёплая церковь Святого князя Владимира). С севера и запада в церковь ведут две широкие лестницы. В относительно упрощённом для рубежа XVII — XVIII вв. фасадном декоре, отражающем ранний этап развития московского барокко, использованы традиционные угловые колонки на кронштейнах и профилированные карнизы, а также фигурные «гребешки», акцентирующие световой восьмерик центрального объёма. Колокольня сооружена в 1879. В настоящее время церковь находится в центре современного микрорайона Зюзино, однако открытое пространство вокруг неё позволяет свободно воспринимать здание со всех сторон. Была закрыта в 1938—89. Реставрирована в 1960-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Бориса и Глеба на Воздвиженке

Це́рковь Бори́са и Гле́ба на Воздви́женке Была построена в 1763 — 1767 (архитектор К.И. Бланк) попечительством графа А.П. Бестужева-Рюмина в районе современной площади Арбатские ворота, у выхода на неё улицы Воздвиженки. Деревянная церковь на этом месте известна с 1483, первая каменная церковь построена в 1527. Сооружённый Бланком храм стал одним из примечательных памятников московского барокко; тонкость отделки фасадов крестообразного основания церкви и венчавшего её стройного восьмерика сближали его с лучшими образцами архитектуры стиля рококо. Церковь снесена в 1930. В 1997 на Арбатской площади, перед зданием Министерства обороны построена церковь-часовня Бориса и Глеба, формы которой отчасти заимствованы у несохранившейся церкви.

Церковь Варвары

Церковь Варвары Великомученицы на Варварке.

Церковь Варвары Великомученицы на Варварке.

Москва.

Це́рковь Варва́ры (улица Варварка, 2). Построена в 1796—1804 по проекту Р.Р. Казакова на средства И. Баранникова и Н. Самгина с использованием фундаментов одноименного храма, сооружённого Алевизом Фрязиным Новым в 1514. Прежде фиксировала угол квартала на пересечении улицы Варварки и несохранившегося Зарядьинского переулка. Играет важную роль в панораме Зарядья, открывающейся с Большого Москворецкого моста и от храма Василия Блаженного. Крестообразное в плане здание на высоком белокаменном подклете украшено коринфскими портиками на боковых фасадах и завершено купольной ротондой с барабаном и главой. С запада примыкает 2-ярусная колокольня. Стройные пропорции объёмов, изысканный фасадный декор характерны для эпохи зрелого московского классицизма. В интерьере сохранились росписи XIX в., в куполе ротонды — кессоны. Закрыта в 1930-х гг. Реставрирована в 1965—67. В церкви размещается Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Причислена к Патриаршему подворью в Китай-городе.

П.Н. Шармин.

Предыдущая страница Следующая страница