Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ц" (часть 4, "ЦЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 4, "ЦЕР")

Церковь Введения в Барашах

Це́рковь Введе́ния в Бараша́х (Барашевский переулок, 8). Построена в дворцовой Барашевской слободе между 1688 и 1701 с использованием частей стен предшествующего храма 1647—53. В XV в. здесь, у Покровских ворот Белого города, находилась небольшая Ильинская слобода, принадлежавшая Андроникову монастырю, а позднее перешедшая во владение великого князя Ивана III. Первая деревянная церковь Ильи Пророка на этом месте, называвшаяся «под Сосною», известна с 1476. Композиция существующего ныне здания — традиционная для посадских церквей Москвы. XVII в. — симметричная осевая, первоначально состояла из двухсветного одноглавого четверика с трёхчастной апсидой и 2-придельной трапезной (престолы Лонгина Сотника и Илии Пророка). В 1740 с запада была пристроена 4-ярусная колокольня. Архитектурный декор памятника, выполненный в формах зрелого московского барокко, сочетается с несколько архаичным для этого времени завершением стен четверика храма широким фризом с поясом крупных кокошников. В убранстве использованы угловые колонки с великолепными белокаменными капителями и сложные, тонко профилированные карнизы. Особенно хороши рельефные раковины, помещённые в навершиях колончатых оконных наличников. Стройным пропорциям храма соответствует динамичный силуэт барочной колокольни, состоящей из двух уменьшающихся по объёму кверху четвериков и двух восьмериков. Её фасады обработаны плоскими парными пилястрами с изящными дорическими капителями в первом ярусе, ионическими — во втором и коринфскими — в третьем и четвертом. Окна колокольни украшены над перемычками белокаменными розетками, подобными раковинам, использованным в первоначальном декоре здания. Второй ярус колокольни некогда окружало открытое гульбище, куда вёл белокаменный всход. Церковь, расположенная на повороте Барашевского переулка, при пересечении его с Подсосенским переулком, фиксирует исторически сложившуюся планировочную структуру одного из древнейших районов Москвы. Вместе с церковью Воскресения в Барашах, стоящей на другой стороне переулка, примерно в 100 м к северу, она активно доминирует в окружающей градостроительной среде. Ограда была построена в 1880. В 1932—93 церковь была закрыта. Реставрирована в 1970—90-х гг. Значительное количество икон, изъятых из церкви, хранится в Государственной Третьяковской галерее и в филиале Государственного исторического музея — Новодевичьем монастыре.

П.Н. Шармин.

Церковь Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии на Миусском кладбище

Церковь Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии на Миусском кладбище (Сущёвский вал, 21, Савёловский проезд, 8-10). Построена в 1823 на средства купца И.П. Кожевникова по проекту архитектора А.Ф. Элькинского; сменила деревянный храм 1773. Композиция небольшого здания, выстроенного в стиле ампир, первоначально состояла из храма типа ротонда на 2-светном четверике с полукруглой в плане апсидой и трапезной. В 1835 на средства А.А. Нероновой по сторонам церкви были возведены второго придела (Знамения Божией Матери и Митрофания Воронежского), а в 1912 несколько увеличили с запада трапезную и выстроили двухъярусную колокольню, от которой остался только четверик нижнего яруса. Использование в архитектурном оформлении более поздних частей декоративных приёмов, характерных для ампира, - колонных тосканских портиков на боковых фасадах приделов, западном фасаде нижнего яруса колокольни, плоской квадровой рустовки стен, веерных замков в перемычках окон - способствует почти полному стилистическому единству его разновременных частей. Своеобразно решён интерьер трапезной, в которой перемычки проёмов, объединяющие её с приделами, поддерживают колонны с композитными капителями. Расположенная в северо-западной части кладбища церковь почти не видна с улицы. Подъезд к ней со стороны Савёловского проезда оформлен двумя двухэтажными ампирными флигелями, построенными Элькинским в 1820-х гг. Церковь была закрыта в 1934-90.

П.Н. Шармин.

Церковь Владимира в Старых Садех

Церковь Владимира в Старых Садех (Старосадский переулок, 9). Построена в 1660-80-х гг. на месте одноименного кирпичного храма, сооружённого Алевизом Фрязиным Новым в 1514-16 по заказу великого князя Василия III. Ему предшествовала деревянная церковь, входившая в состав «Нового двора» - летней резиденции великого князя Василия I, располагавшейся здесь в начале XV в. Название «Старые сады» появилось в конце XV в., когда при великом князе Иване III загородный великокняжеский дворец был перенесён ближе к р. Яузе, на Воронцово поле.

Существующая церковь состоит из храма с папертью и северного придела Бориса и Глеба с трапезной, над северо-западным углом которой возвышается звонница. Церковь эффектно поставлена на высоком крутом холме, напротив Ивановского монастыря, замыкая с востока перспективу улицы Забелина при её пересечении с тремя переулками: Старосадским, Хохловским и Ивановским. Живописную выразительность её силуэта усиливают два крыльца на столбах-кубышках: первоначальное, расположенное с севера, перед входом в храм, и более позднее, сооружённое в XIX в. с запада, перед входом на паперть. Архаичное для второй половины XVII в. объёмное решение собственно храма, представляющего собой крупный бесстолпный четверик с трёхчастной скруглённой апсидой и пятиглавым завершением, видимо, обусловлено сознательным обращением к архитектурным формам XVI в. и стремлением повторить ранее стоявшую здесь церковь. Это сходство усилено 3-частным членением фасадов четверика, завершённых кокошниками, имитирующими закомары. В то же время общая несимметричная композиция разновысотных объёмов здания и насыщенное разнообразие декора вполне соответствуют вкусам XVII в. Более низкий двухсветный одноглавый четверик придела с полукруглой апсидой завершается поясом кокошников. В отделке использовано несколько характерных для этого времени типов наличников; почти не встречает аналогов оформление барабанов глав храма, в котором традиционная аркатура сочетается с рельефными переплетающимися жгутами. Двухъярусная, увенчанная шпилем звонница над трапезной придела перестроена в XVIII в.; её барочные формы мало сочетаются с обликом церкви. В южной части паперти храма располагается придел Кирика и Иулиты. Церковь была закрыта в 1933-91. Реставрирована в 1970-90-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Владимирской Богоматери в Куркине

Церковь Владимирской Богоматери в Куркине (Новогорская улица, 38). Построена в вотчине князя И.А. Воротынского в 1678. Представляет собой поднятый на высоком подклете двухсветный одноглавый четверик храма с трёхчастной скруглённой апсидой, некогда окружённый папертью с крыльцами, которая, видимо, фрагментарно была включена в объём небольшой трапезной, сооружённой в XVIII в. В 1840-х гг. с запада была пристроена колокольня, объединённая с трапезной небольшим переходом, а декор здания изменён в духе позднего классицизма. О характере первоначальной отделки позволяет судить обработка апсиды типичными для второй половины XVII в. развитыми карнизами, колонками между полукружиями и замечательными по рисунку килевидными наличниками. На четверике храма от прежнего декора остались лишь широкий, проходящий по верху стен антаблемент с рядом кокошников и большой, обрамлённый колонками киот. Колокольня, представляющая собой три убывающих по объёму кверху четверика, декорированных лишь карнизами и замками в перемычках проёмов, является примером упрощённой трактовки форм ампира. В интерьере храма - иконостас второй половины XIX в. Церковь эффектно поставлена на склоне высокого берега поймы р. Сходни и хорошо видна издали, доминируя в одноэтажной застройке бывшего небольшого села. Окружающая храм территория, обнесённая оградой XIX в., занята кладбищем. Церковь была закрыта в 1930-х гг., вновь открыта в 1996.

П.Н. Шармин.

Церковь Власия в Староконюшенной слободе

Церковь Власия в Староконюшенной слободе (Гагаринский переулок, 20/8). Сооружена в дворцовой конюшенной слободе, по-видимому, в начале XVII в. (в письменных источниках впервые упомянута в 1625), многократно перестраивалась. Окончательное формирование её композиции, состоящей из собственно храма (главный престол Преображения) с апсидой, 2-придельной трапезной (престолы Власия Севастийского и Казанской Божией Матери) и колокольни, завершилось лишь во второй четверти XIX в. Объём небольшого одноглавого четверика храма почти целиком относится к 1644, а его декор, выполненный в духе московского барокко, - к концу XVII в. Для этого времени характерны колончатые с фигурными гребнями обрамления окон и дверного проёма на южном фасаде, а также небольшие, акцентирующие центры боковых фасадов восьмигранные окна второго света. Завершение же стен четверика широким аттиком с рядом крупных кокошников и карнизом-пилой более свойственно середине века. Храм некогда имел по сторонам 2 придела (разобраны в XVII в. и во второй половине XIX в.). Полукруглая в плане апсида, сменившая в первой половине XIX в. первоначальный Трехчастный алтарь, получила скромную, характерную для позднего ампира декорировку стен в виде ленточного руста. Мотив рустованных «вразбежку» белокаменных обрамлений её окон повторен в наличниках трапезной, выстроенной в формах позднего классицизма в 1866-72. Невысокая трехярусная колокольня была сооружена в конце XVIII в. и поновлена в XIX в., сохранив от первоначального декора обработку ярусов гладкими угловыми лопатками и фигурные «накладные панели», размещённые по сторонам широких арочных проёмов. В 1872 четверик основания колокольни был закрыт со всех сторон стенами новой трапезной и украшен на западном фасаде строгим белокаменным пилястровым портиком. В интерьере храма сохранились фрагменты настенной живописи XVII в. Церковь расположена на небольшой площадке при пересечении Гагаринского и Большого Власьевского переулков. В окружении современной многоэтажной застройки она воспринимается как яркий архитектурный акцент. Была закрыта около 1939. Реставрационные работы проведены в 1980-х гг. В настоящее время здание занимает Русский народный оркестр «Боян».

П.Н. Шармин.

Церковь Воздвижения Креста на Чистом Вражке

Це́рковь Воздви́жения Креста́ на Чи́стом Вра́жке (на Помётном вражке) (1-й Тружеников переулок, 8/1). Построена в 1701—08 в начале глубокого оврага, прорезающего верхнюю террасу левого берега Москвы-реки. В объёме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооружённого в 1658, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому. Первоначальная композиция церкви, состоявшая из двухсветного четверика храма с полукруглой апсидой и трапезной с одним приделом (иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), продолжала традиции посадского строительства XVII в. В 1798 здание, очевидно, получило новое декоративное оформление, а четверик храма был надстроен крупным восьмигранным световым барабаном (не сохранился). В 1846—52 на средства Г.М. Блохина трапезную расширили вторым приделом Архангела Гавриила и возвели с запада, по оси с храмом, невысокую 2-ярусную колокольню. Формирование композиции сооружения завершилось в 1894—95, когда для приделов по сторонам храма были выстроены новые помещения с полукруглыми в плане апсидами, вынесенными на одну линию с апсидой храма. В настоящее время церковь, лишённая завершения основного объёма и верхнего яруса колокольни, представляет собой маловыразительный объём с характерными для конца XIX в. плоскими рустованными пилястрами на углах и рамочными штукатурными наличниками, обрамляющими большие арочные окна. На четверике храма, лишь незначительно возвышающемся над кровлями поздних приделов, сохранились белокаменный венчающий карниз и парные угловые пилястры с профилированными капителями, относящиеся, по-видимому, к концу XVIII в. Восточным фасадом церковь обращена к 1-му Труженикову (Большому Воздвиженскому) переулку, по трассе которого в XVI—XVII вв. проходила Смоленская дорога, а северным — ко 2-му Вражскому переулку, проложенному по дну оврага, куда в XVII в. свозили навоз из Новоконюшенного государева двора у Девичьего поля. Территория церковного участка обнесена белокаменной оградой с воротами XIX в. С северной стороны, по красной линии 2-го Вражского переулка, гранитный цоколь ограды, служащий подпорной стенкой высокого, круто обрывающегося склона оврага, воспринимается как внушительное инженерное сооружение. Имеются сведения о венчании в этой церкви 25 мая 1901 А.П. Чехова и О.Л. Книппер. Была закрыта в 1920-х гг.; богослужения возобновлены в 1992.

П.Н. Шармин.

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском.

Церковь Вознесения в Коломенском.

Москва.

Це́рковь Вознесе́ния в Коло́менском выдающийся памятник архитектуры, первая каменная шатровая церковь в России. Возведена в Коломенском в 1532 (возможно, итальянским архитектором Петроком Малым, строившим в Москве стены Китай-города) на крутом, правом берегу Москвы-реки. Строго центричный и сильно вытянутый по вертикали массив церкви включает крестообразный в плане объём, стоящий на подклете, затем восьмерик и высокий восьмигранный шатёр с небольшой главой. Узкие пилястры по углам четверика, стреловидные обрамления окон, 3 яруса килевидных кокошников, а также спокойный ритм каменных аркад лестниц и обходной галереи-гульбища подчёркивают динамичную устремлённость вверх этого редкого по красоте сооружения. В 1917 в храме была обретена чудотворная икона Богоматери «Державной». Входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское».

Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами

Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами (Большая Серпуховская улица, 24). Строилась за Серпуховскими воротами Земляного города с 1696 на средства царевича Алексея Петровича, но в 1714 строительство было приостановлено (к этому времени стены были доведены до уровня окон верхнего храма) и завершено в стиле зрелого барокко лишь в 1756-62. Центрическая композиция поднятого на высоком подклете крестообразного в плане храма, окружённого открытой галереей, была рассчитана на восприятие главным образом как с площади перед Серпуховскими воротами, так и с двух сходящихся на ней дорог - ныне Большой Серпуховской и Люсиновской улиц. Над двухсветным четвериком его основного объёма поднимается крупный световой восьмерик, завершённый чашеобразной главой на небольшом барабане. В подклете находится тёплая церковь Иерусалимской иконы Божией Матери, в верхней холодной церкви размещены престолы Вознесения Господня, Алексия Человека Божия и Девяти Мучеников Кизических. Монументальная выразительность силуэта храма, строгая и торжественная обработка «рукавов» креста плана пилястровыми портиками, а также развитая профилировка деталей белокаменного декора позволяют предполагать участие в сооружении здания одного из ведущих зодчих середины XVIII в. В 1842 с запада, по оси с церковью, были пристроены одноэтажная трапезная (престолы Сергия Радонежского и Николая Чудотворца) и высокая 3-ярусная в стиле классицизма колокольня. Над сводами трапезной первоначально была устроена открытая площадка, застроенная в 1889 крытым переходом. Ныне церковь находится в глубине квартала, в окружении поздней разновысотной застройки, что значительно снизило её градостроительную роль. Церковь была закрыта в 1930-91. С начала 1990-х гг. ведутся реставрационные работы (восстановлены колокольня, ограда, дом причта). В церкви хранятся святыни: иконы Иерусалимской Божией Матери и Алексия Человека Божия.

П.Н. Шармин.

Церковь Вознесения на Гороховом поле

Церковь Вознесения на Гороховом поле.

Церковь Вознесения на Гороховом поле.

Москва.

Це́рковь Вознесе́ния на Горо́ховом по́ле (улица Радио, 2). Построена в 1788—93 на землях графа А.К. Разумовского по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Средства на сооружение церкви собирались прихожанами, при этом особенно крупным вкладом выделился Н.Н. Демидов. Выстроенное в стиле раннего классицизма с элементами барокко здание является одним из лучших произведений московской архитектуры конца XVIII в. Состоит из монументальной 2-светной ротонды храма, перекрытой куполом с люкарнами и изящным «бельведером», 2-придельной трапезной (престолы Николая Чудотворца и пророка Моисея) и высокой 3-ярусной колокольни. Нижний ярус ротонды опоясывает торжественная колоннада ионического ордера, пропорции которого повторены в пилястровых портиках на боковых фасадах трапезной и в 2-колонных портиках, оформляющих нижний ярус колокольни. Колокольня, по-барочному тяжеловесная, завершена шпилем. В декорировке её верхних ярусов использованы колонны и пилястры композитного ордера, поддерживающие энергично раскрепованные на углах антаблементы с развитыми белокаменными карнизами. Представительным формам здания соответствуют высокие прямоугольные окна, обрамлённые белокаменными с треугольными навершиями наличниками, сохранившимися в нижнем ярусе ротонды храма и на фасадах трапезной. Первоначальный декор верхнего яруса ротонды был уничтожен во время поновления храма в 1872. Окружающая здание территория обнесена оградой в конце XVIII в. Церковь расположена на достаточно обширной площади, образованной пересечением улицы Казакова (бывшей Гороховой), улицы Радио (бывшей Вознесенской), а также Токмаковым и Доброслободским переулками. Особенно эффектный вид на храм с восточной стороны, в перспективе улицы Радио, ныне заслонён двухэтажным домом советского времени. Церковь была закрыта в 1935 — 1993. Реставрирована в 1960-х и 1990-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Воскресения в Барашах

Церковь Воскресения в Барашах.

Церковь Воскресения в Барашах.

Москва.

Це́рковь Воскресе́ния в Бараша́х (улица Покровка, 26/1). Построена на территории дворцовой Барашевской слободы в 1652 и перестроена в формах барокко в 1732—73. Здание первоначально (как и ныне) было двухэтажным и представляло собой традиционную для своего времени посадскую церковь. Его реконструкция, предпринятая по инициативе нескольких прихожан — князя В.П. Макулова, фабрикантов братьев Плавильщиковых и владельца усадьбы В.И. Машкова, на первом этапе ограничилась разборкой второго и обновлением первого этажей. Заново храм был освящён в 1734 (главный престол Покрова Богородицы, в трапезной — Симеона и Анны). Позднее, в 1745—46, была возведена новая колокольня; в 1754 приступили к сооружению верхней церкви. По преданию, строительство финансировал граф А.И. Шувалов. Автором проекта некоторые источники называют архитектора И.А. Мордвинова. Первый этаж здания сохранил первоначальную планировочную структуру церкви середины XVII в., состоящую из четверика храма с трёхчастной апсидой и трапезной. В верхней Воскресенской церкви к четверику храма, завершённого невысоким сомкнутым сводом, с востока и запада симметрично примыкают равные ему по высоте апсида и трапезная, имеющие скруглённые углы. В настоящее время со стороны западного фасада к церкви примыкает маловыразительная двухэтажная пристройка 1930-х гг., скрывающая в своём объёме четверик первого яруса колокольни и открытую площадку, первоначально устроенную на сводах нижней трапезной, перед входом в верхнюю церковь. Некогда на эту площадку с севера и юга вели две широкие лестницы. Укрупнённому объёму здания соответствуют торжественный ритм парных с ионическими капителями пилястр, членящих фасады, и характерные для «елизаветинского барокко» массивные наличники с лучковыми и треугольными навершиями. Центральные части боковых фасадов храма выделены невысокими аттиками. На западном фасаде, перед входом в церковь, сохранился 4-колончатый дорический портик. Церковь первоначально венчала глава с царской короной, что, по московскому преданию, считалось знаком, отмечающим место тайного венчания императрицы Елизаветы Петровны с графом Алексеем Разумовским. Возникновению легенды способствовало также первоначальное посвящение престолов в трапезной верхней церкви Захарию и Елизавете и мученику Севастиану, день которого отмечался в день рождения императрицы. После обновления церкви в 1837 престолы были переосвящены во имя Алексия Человека Божия и Николая Чудотворца. Церковь, располагаясь на углу пересечения улицы Покровки и Барашевского переулка, вместе с церковью Введения в Барашах, стоящей в 100 м южнее, на другой стороне переулка, является одним из важнейших элементов исторически сложившейся застройки древней Барашевской слободы. Была закрыта в 1922.

П.Н. Шармин.

Церковь Воскресения в Кадашах

Церковь Воскресения в Кадашах.

Церковь Воскресения в Кадашах.

Москва.

Це́рковь Воскресе́ния в Кадаша́х (2-й Кадашевский переулок, 7). Построена в Кадашевской слободе в 1687—1713 на средства купцов Кондратия и Лонгина Добрыниных; частично сохранились подклет и фрагменты стен предшествующего храма, сооружённого в 1657. Автором постройки предположительно считается кадашевец — зодчий и колоколенных дел мастер Сергей Турчанинов. Архитектура церкви сочетает традиционные для XVII в. черты посадского строительства с развитыми формами московского барокко. Первоначальная осевая композиция здания, поднятого на высоком подклете (здесь находилась тёплая церковь Успения), состояла из двухсветного пятиглавого четверика собственно храма с трёхчастной апсидой и трапезной, окружённых галереей с гульбищем в верхнем ярусе. В 1695 с запада была пристроена высокая, стройная колокольня, выделяющаяся среди аналогичных сооружений ярусным построением венчающего её шатра. Яркой индивидуальной особенностью церкви является завершение четверика храма не традиционной «горкой» кокошников, а ступенчатым аттиком, украшенным рядами белокаменных «гребней» с волютами и раковинами, зрительно осуществляющим переход к изящному, плотно сдвинутому пятиглавию. Мотив «гребня» в различных вариациях повторен в обрамлениях колончатых оконных наличников и замечательных резных порталов верхнего храма. Алтарь церкви ремонтировался в 1740—50-х гг. (от этого времени сохранилось несколько барочных, с «ушами», наличников в нижней церкви), затем был частично переложен в 1802, при этом на новые апсиды верх. храма, получившие подковообразную форму в плане, перенесли первоначальные белокаменные наличники. Позднее, около 1807, высокие открытые лестницы, располагавшиеся с северной и южной сторон колокольни, были заменены двухэтажными крытыми папертями, выстроенными в неоготических формах. Их приземистые, укрупнённые объёмы, покрытые полусферическими крышами, мало сочетаются с изысканно-хрупкой архитектурой церкви. В 1860 по проекту Н.И. Козловского галереи, окружавшие церковь, были перестроены, нижний этаж расширен (здесь разместились приделы Тихвинской Богоматери и Николая Чудотворца), получив декоративное оформление («гребни», размещённые по верху стен; пучки угловых полуколонок и колончатые наличники на окнах), воспроизводящее в упрощённой и суховатой трактовке формы первоначального убранства здания. В интерьере сохранилась настенная живопись середины XIX в. Ограда рядом с церковью (с северной стороны) сооружена около 1880. Расположенная на участке, ограниченном 1-м и 2-м Кадашевскими переулками, церковь является важнейшей архитектурной доминантой в панораме Замоскворечья. Была закрыта в 1934. Реставрирована в 1970-х гг. Изъятые из церкви иконы — Боголюбская Богоматерь (1689) и Спас Вседержитель (1690) — хранятся в Государственной Третьяковской галерее. В настоящее время в здании размещается Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.

Литература: Алферова Г.В., Памятник русского зодчества в Кадашах, М., 1974.

П.Н. Шармин.

Церковь Воскресения в Сокольниках

Церковь Воскресения в Сокольниках.

Церковь Воскресения в Сокольниках.

Москва.

Це́рковь Воскресе́ния в Соко́льниках (Сокольническая площадь, 5). Построена на средства прихожан в 1909—13 по проекту архитектора П.А. Толстых. Имеет нетрадиционную для русских храмов ориентацию, связанную, по преданию, с желанием председателя строительного комитета протоиерея И. Кедрова обратить апсиду на юг, в сторону земной родины Христа. Сооружение — одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию. В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырёхстолпного крестово-купольного храма. Её центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки — главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчёркивает выразительную динамику нарастающих вверх объёмов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость. Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные кры́льца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер — просторное, хорошо освещённое 3-нефное пространство. В боковых нефах размещены приделы иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости» и Петра и Павла, в подклете — придел Рождества Христова. Замечательные иконостасы и напольные киоты из морёного дуба выполнены в духе эклектики. Примыкающая к церкви территория с оградой и домами причта занимает небольшой квартал перед главным входом в ПКиО «Сокольники». В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку. В церкви хранятся святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона-заместительница (список 1918) Боголюбской Божией Матери с Варварских ворот Китай-города, икона Святого Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города. В 1940 — 1970-х гг. в церкви проходили торжественные собрания по случаю знаменательных дат в истории Русской церкви; в 1945 заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I.

П.Н. Шармин.

Церковь Воскресения на Семёновском кладбище

Це́рковь Воскресе́ния на Семёновском кла́дбище (Измайловское шоссе, 2). Построена в 1855 на кладбище села Семёновского, возникшего в первой половине XVII в. и давшего название одному из первых гвардейских полков регулярной русской армии. Основным ктитором при сооружении церкви являлся купец М.Н. Мушников. Здание принадлежит к базиликальному типу культовых построек, получивших распространение во второй половине XIX в., и представляет собой крупный, сильно вытянутый по оси восток — запад двухсветный четверик собственно храма с пониженной трёхчастной апсидой (приделы иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Николая Чудотворца) и небольшим притвором, над которым возвышалась шатровая колокольня. Декор, обладающий упрощённой, графичной моделировкой деталей, решён в духе эклектики с использованием форм русского стиля. Однообразную монотонность продольных фасадов, неравномерно расчленённых парными гранёными полуколонками (соответствующими расположению внутренних стен и столбов), несколько разнообразят креповки венчающего карниза, дополненного филёнчатым фризом. Килевидные обрамления прямоугольных окон сохранились только на южном фасаде. В настоящее время лишённый завершений, маловыразительный объём церкви не утратил своего градостроительного значения, фиксируя начало Измайловского шоссе при его слиянии с Большой Семёновской улицей и улицей Измайловский вал. При пересечении этих магистралей находилась Семёновская застава Камер-Коллежского вала, а церковь, активно доминировавшая в окружающей среде, была хорошо видна издали при подъезде к городу. На кладбище, располагавшемся южнее церкви (уничтожено в 1966, ныне на его месте большой сквер), в 1838 был похоронен поэт А.И. Полежаев. Церковь закрыта в 1930-х гг. Богослужения возобновлены в 1996.

П.Н. Шармин.

Церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе

Церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе.

Церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе.

Москва.

Це́рковь Воскресе́ния Слову́щего в Дани́ловской слободе́ (Средний Староданиловский переулок, 3). Построена в 1834—37 на средства И.Н. Рыбникова. Церковь стоит на правом берегу Москвы-реки, там, где первоначально находилась древнейшая из московских обителей — Свято-Данилов монастырь, основанный в 1270—80-х гг. первым московским князем Даниилом Александровичем. В 1330 Иван Калита перевёл монастырь в Кремль, а на его месте осталось лишь забытое кладбище. Предание повествует о чудесном явлении похороненного здесь Даниила Александровича (его могила была потеряна) Ивану IV Грозному, после которого монастырь был восстановлен в 1560, но не на своём прежнем месте, а в 500 м севернее. На древнем кладбище в это время находилась деревянная приходская церковь, а затем в 1699 был сооружён кирпичный храм — предшественник существующего здания. Нынешняя церковь, выстроенная в стиле позднего ампира, обладает симметричной осевой композицией. К крупному четырёхстолпному четверику храма, завершённому купольной световой ротондой, с востока примыкает плоская прямоугольная в плане апсида, с запада — большая трапезная (престолы: Петра и Павла, Ильи Пророка, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца) и высокая 3-ярусная колокольня. Укрупнённому объёму четверика храма на его боковых фасадах соответствуют монументальные шестиколонные ионические портики «в антах». Характерный для ампира мотив прямоугольного проёма, вписанного в арочную нишу, использован в оформлении окон апсиды и трапезной, а также главного входа с западного фасада колокольни. В настоящее время церковь, находящаяся на территории Патриаршего подворья, едва видна из близлежащих узких переулков; вид на неё открывается лишь с Автозаводского моста через Москву-реку. Церковь была закрыта в 1933—89.

П.Н. Шармин.

Церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище

Це́рковь Воскресе́ния Слову́щего на Вага́ньковском кла́дбище (улица Сергея Макеева, 12). Построена в 1819—24 архитектором А.Г. Григорьевым на Ваганьковском кладбище. Архитектура здания, имеющего симметричную осевую композицию, выдержана в стиле зрелого ампира. Четверик собственно храма с двумя приделами (Фёдора Сикеота и Иоанна Милостивого), воспринимающимися вместе с ним как единый объём, завершён купольной световой ротондой с небольшим глухим барабаном. Полукруглая апсида храма и пониженные апсиды приделов вынесены на одну линию. С запада примыкают трапезная (престолы Николая Чудотворца и мученицы Акилины) и высокая 3-ярусная колокольня, усложнённая по сторонам двумя палатками. Динамично уменьшающиеся (по объёму) кверху ярусы колокольни создают её стройный силуэт, несколько дисгармонирующий с достаточно тяжеловесными пропорциями храма. Фасады отличаются характерной для ампира изысканной сдержанностью в трактовке деталей. Боковые фасады приделов акцентированы четырёхколонными тосканскими портиками, масштаб которых повторён в колоннаде, опоясывающей апсиду храма. Вход в церковь оформлен двухколонным портиком «в антах». Ордерная тема продолжена в обрамлениях центральных окон на боковых фасадах трапезной и на окнах ротонды храма, размещённых по странам света: прямоугольные проёмы вписаны в арочные ниши и фланкированы ионическими колоннами, поддерживающими лёгкие антаблементы. Подобными же портиками декорирован верхний цилиндрический ярус колокольни. Настенная живопись в интерьере выполнена в 1877 при участии Ф.П. Нестерова, иконостасы — в конце XIX — начале XX вв. В церкви хранятся святыни: чтимая икона Смоленской Божией Матери, икона преподобного Зосимы Ворбозомского, а также частицы мощей апостола Андрея Первозванного и мученика Андроника, находящиеся в напрестольном кресте. Церковь поставлена в восточной части кладбища перед входом, фланкированным двумя одноэтажными ампирными флигелями, построенными Григорьевым одновременно с церковью. Ограда и ворота между флигелями — середины XIX в.

П.Н. Шармин.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке.

Москва.

Це́рковь Воскресе́ния Слову́щего на Успе́нском Вра́жке (Брюсов переулок, 15/2). Построена в 1629 — 1634(?), ремонтировалась в 1688 на средства Поместного приказа. Церковь стояла на берегу проходившего здесь прежде глубокого Успенского оврага (вражка), по дну которого протекал одноименный ручей — правый приток р. Неглинной. Предшествующий деревянный храм известен на этом месте с 1548. От первоначальной композиции здания сохранились лишь характерный для посадского строительства XVII в. небольшой двухсветный четверик храма и 3-частная апсида, а широкая двухпридельная трапезная (престолы Николая Чудотворца и пророка Елисея) в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—20. Современный облик здание приобрело после реконструкции в 1879, когда были перестроены верхние ярусы колокольни, пристроены по сторонам нижнего яруса 2-симметричные палатки, а окна храма расширены, получив килевидные штукатурные обрамления, трактованные в русском стиле. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами, принадлежащая к одному из распространённых в московском зодчестве на рубеже XVIII—XIX вв. типов подобных сооружений, обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами. Архитектура 3-ярусной колокольни представляет собой упрощённую интерпретацию позднебарочных форм. Её прямоугольные в плане ярусы с большими арками звона декорированы плоскими пилястровыми портиками, а карнизы обладают измельчённой профилировкой. Эклектичные иконостасы в интерьере относятся ко второй половине XIX в.; неоднократно подновлявшаяся настенная живопись — того же времени. Церковь, расположенная на изгибе Брюсова переулка, при его слиянии с Елисеевским переулком, играет заметную роль в окружающей градостроительной среде. Святыни в храме: икона Богоматери «Взыскание погибших» и образ Святого Спиридона, епископа Тримифунтского. В 1982—86 проведены реставрационные работы.

П.Н. Шармин.

Церковь Всех Святых во Всехсвятском

Церковь Всех Святых во Всехсвятском.

Церковь Всех Святых во Всехсвятском.

Москва.

Це́рковь Всех Святы́х во Всехсвя́тском (Ленинградский проспект, 73). Построена в 1733—36 в селе, возникшем в глубокой древности при монастыре во имя Седьмого Собора Святых отцов. Этот монастырь впервые был упомянут в духовной грамоте Дмитрия Донского 1398 и просуществовал до XV в. Село сначала именовалось «Отца Святые на реке Ходынке», а с XVII в. стало называться Всехсвятское; в 1919 вошло в черту Москвы. Композиция церкви состоит из двухсветного четверика храма с полукруглой апсидой, 2-придельной трапезной (престолы во имя иконы «Всех Скорбящих Радости» и Симеона и Анны) и 2-ярусной колокольни. Собственно храм, завершённый высоким сомкнутым сводом с главой на круглом барабане, обладает характерными для эпохи раннего барокко тяжеловесными пропорциями. Колокольня тяготеет по внешнему облику к традициям предшествующего столетия. Её прямоугольное в плане основание с небольшими полуглавиями на всех фасадах несёт высокий стройный восьмерик звона. В 1880-х гг. фасады церкви получили новое эклектичное декоративное оформление, выполненное с использованием лепных и штукатурных деталей, обладающих измельчённой, дробной моделировкой. Особенно сложный, насыщенный рисунок имеют лепные композитные капители пилястр, членящие плоскости стен апсиды. Трапезная в 1902—05 была расширена 2 симметричными со скошенными углами приделами, эклектичная архитектурная декорация которых отличается жёсткой, огрублённой манерой исполнения. Тогда же на перекрытии храма были сделаны большие ложные люкарны. Иконостасы и живопись в интерьере выполнены в 1845—47. Церковь была закрыта в 1939—45. В храме хранятся святыни: икона Казанской Божией Матери и икона «Всех Скорбящих Радости». Примыкающая к церкви территория, занятая небольшим кладбищем, обнесена оградой конца XIX в. с воротами и двухэтажным домом причта на южной стороне. На кладбище сохранилось несколько примечательных надгробий грузинских царевичей, среди которых надгробие И.А. Багратиона, поставленное в 1795 его сыном, знаменитым полководцем князем П.И. Багратионом.

П.Н. Шармин.

Церковь Всех Святых на Кулишках

Церковь Всех Святых на Кулишках (Славянская площадь, 2). Построена на рубеже XVI-XVII вв. с использованием фундаментов и фрагментов кладки предшествующего храма начала XVI в., сменившего деревянную церковь XIV в. Посвящена всем русским воинам, погибшим в Куликовской битве 1380. 2-ярусное здание, одноглавый четверик с полукруглой апсидой окружён с 3 сторон галереей с крыльцом на западном фасаде. В 1662 с юго-восточной стороны был пристроен двухапсидный придел (престолы Николая Чудотворца и пророка Наума), в 1667-89 с южной стороны - трапезная, а в северо-западном углу - изящная 3-ярусная колокольня. Живописная, асимметричная композиция церкви и в настоящее время играет роль ведущей архитектурной доминанты в ансамбле площади, однако мощный культурный слой, скрывший нижний ярус церкви (частично срыт с северо-восточной стороны), значительно исказил художественную выразительность его облика. Четверик храма сохранил первоначально членившие фасады филёнчатые пилястры, карниз и колончатые обрамления узких боковых окон. Антаблемент над карнизом с поясом кокошников и пышные обрамления центральных окон появились в XVII в. К XVIII в. относятся барочные окна на северном фасаде галереи. В интерьере на северной стороне четверика сохранился портал с белокаменными деталями, на стенах - фрагменты живописи XVIII - XIX вв. В нижнем ярусе обнаружены надгробия XV-XVIII вв. Была закрыта в 1930-91. Реставрирована в 1970-82.

П.Н. Шармин.

Церковь Георгия в Грузинах

Церковь Георгия в Грузинах.

Церковь Георгия в Грузинах.

Москва.

Це́рковь Гео́ргия в Грузи́нах (Большая Грузинская улица, 13). Построена в 1792—99 на территории слободы, заселённой с 1729 свитой грузинского царя Вахтанга. Ранее здесь, на верхней террасе левого берега р. Пресни (протекала по линии современного Новопресненского переулка; в 1908—15 была заключена в подземную трубу), находилось дворцовое село Воскресенское. Небольшая церковь в стиле классицизма первоначально состояла из храма типа ротонда на четверике с апсидой, трапезной и колокольней, размещённых на одной оси. В 1870—72 по проекту архитектора Н.Н. Васильева церковь была перестроена в формах ампира: по сторонам храма возвели два симметричных придела, куда перенесли располагавшиеся ранее в трапезной престолы Рождества Христова и Петра и Павла. Боковые фасады приделов, обработанные на углах рустовкой, получили отделку 4-пилястровыми портиками с триглифо-метопными фризами и треугольными фронтонами. В 1895—1900 по проекту архитекторов В.Е. Сретенского и А.П. Попова с восточной стороны церкви, разобрав её апсиды, выстроили новый монументальный храм, решённый в русско-византийском стиле. Четырёхстолпный, трёхапсидный, увенчанный крупным цилиндрическим барабаном, он представляет собой характерную для рубежа XIX—XX вв. постройку, масштабным пропорциям которой соответствуют укрупнённые карнизы, профили и обломы архитектурного декора. После закрытия храма в 1928 облик «старой» церкви претерпел значительные изменения: верхние ярусы колокольни были разобраны, некоторые детали фасадного декора срублены, окна растёсаны. Ныне церковь находится в глубине квартала, среди разноэтажной современной застройки. «Новый» храм, хорошо видный с улицы, продолжает доминировать в окружающей градостроительной среде. В нём размещается Электротехнический техникум. Богослужения в «старой» церкви возобновлены в 1993.

П.Н. Шармин.

Церковь Георгия в Ендове

Церковь Георгия в Ендове.

Церковь Георгия в Ендове.

Москва.

Це́рковь Гео́ргия в Ендове́ (Садовническая улица, 6). Построена в слободе, заселённой садовниками, в 1653, возможно, с использованием частей стен предшествующего кирпичного храма, стоявшего на этом месте с конца XVI в. По насыщенности и разнообразию фасадного декора является одной из интереснейших посадских церквей Москвы. Двухсветный пятиглавый четверик собственно храма завершён горкой кокошников; с востока к нему примыкает 3-частный алтарь, редкой особенностью которого являются боковые апсиды, выступающие за линию северного и южного фасадов. Некогда в боковых апсидах, имевших отдельные входы с улицы, размещались Георгиевский и Никольский приделы (главный престол был посвящён Рождеству Богородицы). В 1670—80-х гг. Никольский придел был перенесён в новую, ныне существующую несимметричную трапезную. Колокольня, примыкавшая со стороны западного фасада по оси с храмом, в 1753 была разрушена паводком. Оформление фасадов собственно храма отличается сочной, пластичной моделировкой деталей. Сложный, дополненный поясами филёнок и поребрика венчающий карниз четверика, дробный ритм коротких полуколонок, членящих его стены в уровне окон второго света, и различные по типам наличники с укрупнёнными перспективными навершиями создают характерное для XVII в. «узорочье». Центральная ось северного фасада храма отмечена арочным порталом (на южном фасаде входной проём переделан). Основной элемент архитектурного убранства фасадов трапезной и придела — однотипные колончатые наличники с навершиями, близкими по стилю к московскому барокко. В интерьере уцелела живопись XVII в., искажённая позднейшими поновлениями. Церковь поставлена в глубине участка между Садовнической улицей и Водоотводным каналом. На красную линию улицы вынесена белокаменная ограда, сооружённая в 1760-х гг., и колокольня, построенная на средства Демидова в 1806. Ограда с пилонами, украшенными пилястрами, имеет двое ворот, расположенных по сторонам колокольни. Единственное сохранившееся звено кованой решётки ограды в настоящее время находится в музее-усадьбе «Коломенское», а существующая ныне решётка изготовлена в ходе реставрационных работ. Изящная 3-ярусная колокольня в духе неоготики представляет собой два обработанных рустовкой четверика, несущих низкий восьмигранный ярус-резонатор со стрельчатыми проёмами и нишами. Несмотря на свои скромные размеры, она является важным высотным ориентиром в застройке улицы. Церковь была закрыта после 1917. Реставрирована в 1970-х гг. Богослужение возобновлено в 1993.

П.Н. Шармин.

Церковь Георгия в Лучниках

Це́рковь Гео́ргия в Лу́чниках церковь в Старых Лучниках, у Коровьей Площадки, у Старой Коровьей Площадки, у Старых Тюрем, на Лубянке (Лубянский проезд, 9). Построена в 1692—94 на средства купца Г.Н. Романова. Ей предшествовала кирпичная церковь, известная с начала XVII в.; деревянная церковь на этом месте впервые упоминается в 1460-х гг. Двухэтажное здание первоначально, очевидно, рассчитанное на восприятие со всех сторон, обладает сравнительно редким, чрезвычайно пластичным объёмно-пространственным решением. Его второй этаж сдвинут по отношению к первому на запад так, что скруглённая апсида верхней Благовещенской церкви находится над главным помещением нижней Георгиевской церкви, создавая выразительную ступенчатую композицию восточной части. С запада к зданию по оси примыкают небольшая трапезная и двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике. С севера и юга церковь имела открытую галерею-гульбище, а четверик верхнего храма завершался пятиглавием. В 1848—62 вместо разобранной галереи на боковых фасадах здания симметрично были сооружены два одноэтажных придела (Нила Столобенского — на средства Содомова и преподобного Феодора Сикеота — на средства А.В. Мазуриной), полукруглые апсиды которых вынесены на одну линию с переложенной тогда же апсидой нижней церкви. Первый ярус колокольни был обстроен с трёх сторон папертью. В 1932, после закрытия церкви, первоначальный декор частично срублен, глава, верх колокольни и ограда разобраны. В верхней церкви на четверике храма, покрытом поздней купольной крышей, сохранились широкие угловые лопатки, многорядные поребрики венчающего карниза, а на западном фасаде — два характерных для московского барокко белокаменных колончатых наличника, завершённых «гребешками». Подобным же наличником обрамлено восточное окно апсиды, обработанной филёнчатыми лопатками. В настоящее время церковь окружают с трёх сторон многоэтажные здания, поэтому её градостроительная роль определяется лишь фиксацией красной линии проезда, на которую она вынесена западным фасадом. В 1994 возвращена Русской православной церкви.

П.Н. Шармин.

Церковь Георгия на Псковской горе

Церковь Георгия на Псковской горе.

Церковь Георгия на Псковской горе.

Москва.

Це́рковь Гео́ргия на Пско́вской горе́ Покрова на горе, у Старых Тюрем, что на пяти углах (улица Варварка, 12). Построена в 1657 (или в 1658) с использованием подклета церкви, известной с 1462. Пятиглавый четверик, вытянутый по оси север — юг, с трёхчастным алтарём поставлен на кромке крутого берега Москвы-реки так, что его высокий подклет со стороны улицы не виден. Главный престол был освящён во имя Покрова Богородицы, в южном апсиде позднее разместился придел Петра Митрополита. В первой четверти XIX в. были сооружены трапезная с северным Георгиевским приделом, паперть и 3-ярусная колокольня (1818), получившие неоготическое оформление фасадов. Придел вынесен на улицу, поддерживая на этом участке красную линию, а колокольня поставлена у подножия берегового обрыва. Развитый декор храма (сложный карниз с поясом кокошников, лёгкая аркатура на барабанах глав и колончатые с килевидными навершиями наличники на окнах) контрастирует с лаконизмом обработки древнего подклета широкими пилястрами. Интересная особенность подклета — размещение внутри него нескольких изолированных сводчатых помещений, предназначенных для хранения имущества прихожан. В интерьере храма сохранились фрагменты живописи XVII—XVIII вв. Закрыта в 1930-х гг. Реставрирована в 1965—72. Включена в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

П.Н. Шармин.

Церковь Григория Неокесарийского

Церковь Григория Неокесарийского.

Церковь Григория Неокесарийского.

Москва.

Це́рковь Григо́рия Неокесари́йского (Красная церковь, в Дербеницах) (Большая Полянка, 29а). Предание связывает строительство храма на этом месте с освобождением из татарского плена великого князя Василия II, возвратившегося в Москву в день празднования памяти святого — 17 ноября 1445. Ныне существующая церковь построена в 1662—79 на средства духовника царя Алексея Михайловича — Андрея Савинова Постника, бывшего настоятеля этого прихода. Строительство велось предположительно царскими мастерами И. Кузнечиком и костромичом Карпом Губой. Иконы для иконостаса были написаны иконописцами Оружейной палаты при участии С.Ф. Ушакова. Церковь освящена в присутствии царя. Типичный для своего времени кубический храм с трёхчастным алтарём завершён двумя рядами кокошников и декоративным пятиглавием. На одной оси с запада размещены двухэтажная трапезная с притвором и 3-ярусная шатровая колокольня. После регулирования городской застройки в XVIII в., когда красная линия улицы была отодвинута от кромки древней дороги, колокольня оказалась почти у самой проезжей части улицы, замыкая перспективу Большой Полянки на одном из её участков. Нехарактерной для посадских церквей особенностью здания является решение второго этажа трапезной, открывающегося в интерьер храма. В XVIII в. здесь располагался придел Тихона Амафунтского. Развитый фасадный декор в духе узорочья XVII в. тяготеет в трактовке деталей к традициям костромского зодчества; особым мастерством исполнения отличается белокаменная резьба порталов. Четверик храма и второй ярус колокольни опоясаны по верху великолепными изразцовыми фризами, выполненными в мастерской Степана Полубеса. Подчёркнутая декоративность фасадной обработки усиливалась яркой полихромной покраской стен, ныне восстановленной на колокольне. В 1765—67 с южной стороны трапезной был сооружён одноэтажный придел Григория Богослова (храмоздатель Г.В. Лихонин), копирующий формы декора XVII в.; в 1830—34 с северной стороны пристроен придел Боголюбской Богоматери (храмоздатель П.Ф. Сазонов), в обработке которого использованы мотивы неоготики. К этому же времени относятся две ограды с воротами, сохранившиеся со стороны Большой Полянки и Старомонетного переулка. Юго-западнее церкви находится двухэтажный дом причта (первая половина XIX в.; Старомонетный переулок, 32). Была закрыта в 1935—91; часть икон передана в Государственную Третьяковскую галерею, ГРМ и Государственный исторический музей, там же хранятся царские врата главного престола. В интерьере сохранились поздние росписи, на втором этаже трапезной — барочная лепнина.

П.Н. Шармин.

Церковь Девяти Мучеников Кизических

Церковь Девяти Мучеников Кизических.

Церковь Девяти Мучеников Кизических.

Москва.

Це́рковь Девяти́ Му́чеников Кизи́ческих (Большой Девятинский переулок, 15). Построена в 1732—38 на средства купца А. Семёнова. Её первоначальная композиция, состоявшая из монументального храма типа восьмерик на 2-светном четверике с трёхчастной скруглённой апсидой и однопридельной трапезной, была изменена в 1838, когда на средства В. Челищевой и В. Нерской была выстроена новая, более обширная трапезная с приделами Архангела Михаила и мученицы Варвары; в 1844 была сооружена высокая 3-ярусная колокольня. Особенностью основного объёма церкви (достаточно редкой для Москвы) является стилистическая неоднородность его фасадного декора, выполненного с использованием архаичных для первой половины XVIII в. арочных перспективных порталов на боковых фасадах (особая насыщенность «штучного набора» выделяет южный портал) и килевидных на полуколонках наличников, обрамляющих окна первого света и апсиды. Более традиционно для этого времени — в духе раннего барокко — трактованы плоские рамочные наличники на окнах второго света четверика и восьмерика храма (оконные проёмы и наличники были восстановлены в ходе реставрационных работ в 1970-х гг.). Плоскостная штукатурная отделка фасадов трапезной сочетает приёмы позднего классицизма (ордерные обрамления окон) с элементами неоготики (стрельчатые архивольты над фланковыми окнами на боковых фасадах). На колокольне стройные классицистические пропорции убывающих по объёму кверху ярусов, оформленных пилястрами, сочетаются с филёнчатыми фризами и килевидными обрамлениями арок звона, тяготеющими к традициям «русского стиля». Церковь стоит на возвышенности, некогда господствовавшей над поймой Москвы-реки. Ныне её почти со всех сторон окружает поздняя многоэтажная застройка. В 1929—92 была закрыта.

П.Н. Шармин.

Церковь Димитрия Ростовского в Очакове

Церковь Димитрия Ростовского в Очакове.

Церковь Димитрия Ростовского в Очакове.

Москва.

Це́рковь Дими́трия Росто́вского в Оча́кове (улица Генерала Дорохова, 17), построена в усадьбе президента Берг-коллегии М.С. Опочинина в 1757—59 (или 61). Небольшое здание, сооружённое в стиле барокко, состоит из двухсветного, одноглавого четверика храма с почти одинаковыми по размерам апсидой и притвором; к последнему примыкает 3-ярусная колокольня. Четверики нижних ярусов колокольни поддерживают восьмерик звона, завершённый фигурным барабаном и главой. Компактный, пропорционально уравновешенный силуэт сооружения значительно обогащают полуциркульные фронтоны, венчающие центры фасадов храма, плоский со скруглёнными углами ризалит на восточном фасаде апсиды и небольшое крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни. Церковь расположена на высоком берегу запруженного ручья, на берегах которого сохранились остатки липового парка. В 1781—87 усадьба принадлежала поэту М.М. Хераскову. Церковь была закрыта в 1934—92. Частично реставрирована в 1970-х гг. Святыня, хранящаяся в храме, — икона Димитрия Ростовского с частицами мощей.

П.Н. Шармин.

Предыдущая страница Следующая страница