Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ц" (часть 5, "ЦЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 5, "ЦЕР")

Церковь Димитрия Солунского на Благуше

Церковь Димитрия Солунского на Благуше (улица Ибрагимова, 6а), построена в урочище Благуша на пожертвование Д.Ф. Ермакова в 1908 - 1911. Двухэтажное здание, сооружённое в духе поздней эклектики, состоит из собственно храма с трёхчастной апсидой, трапезной (престолы Петра Митрополита и Успения Анны) и колокольни, размещённых на одной оси. Четверик храма, сильно вытянутого по оси север - юг, первоначально завершался главой на крупном цилиндрическом барабане; верхние ярусы также утрачены. На фасадах здания (искажено многочисленными поздними пристройками) прослеживаются остатки междуэтажного карниза с поясом филёнок. Церковь расположена в окружении современной многоэтажной застройки, однако её монументальный объём хорошо виден при движении по Щербаковской улице. Была закрыта в 1932-92. Ведутся восстановительные работы.

Церковь Екатерины на Всполье

Церковь Екатерины на Всполье.

Церковь Екатерины на Всполье.

Москва.

Це́рковь Екатери́ны на Вспо́лье (улица Большая Ордынка, 60/2). Построена в 1766—75 архитектором К.И. Бланком в ознаменование вступления на престол Екатерины II. По преданию, первая деревянная церковь мученицы Екатерины поставлена здесь в начале XVII в. в память об одной из побед русского ополчения над польско-литовскими интервентами (в 1612 на этой территории находился укреплённый лагерь гетмана Ходкевича). Позднее её сменил кирпичный храм, известный с 1657, трапезная которого в перестроенном виде была сохранена при сооружении существующего здания. Разновре́менные объёмы Бланк скомпоновал в оригинальную композицию из 2 размещённых на одной оси зданий — нового «холодного» храма с востока (престол Екатерины) и старой «тёплой» трапезной с запада (престолы Спаса Нерукотворного Образа и Николая Чудотворца), объединённых поставленной между ними 2-ярусной колокольней. В 1870—72 по проекту П.П. Петрова (по другим сведениям, Д.Н. Чичагова) трапезная была полностью перестроена в тёплый храм (с престолом Александра Невского), а колокольня, частично включённая в его объём, увеличена третьим ярусом (ныне верхние ярусы разобраны). «Холодный» храм, выстроенный в стиле позднего барокко, принадлежит к редкому в Москве типу архитектурных сооружений, несколько напоминающих по внешнему облику парковые павильоны императорских дворцов под Петербургом. Низкий, двухсветный, со скошенными углами четверик храма, усложнённый крестообразно примыкающими к нему пониженными апсидой и 3 притворами, завершён высоким сомкнутым сводом с люкарнами и главой на гранёном барабане. По верху стен апсиды и притворов проходит плоский антаблемент, членящий основной объём на 2 яруса и опирающийся на парные с композитными капителями пилястры. На втором ярусе сте́ны расчленены укороченными пилястрами, опирающимися на волютообразные кронштейны. «Тёплый» храм, сооружённый в духе эклектики, представляет собой четырёхстолпный, прямоугольный в плане объём, завершение которого в виде сомкнутого свода на низком восьмерике отчасти повторяет по пропорциям и силуэту верхнюю часть «холодного» храма. В интерьере «холодного» храма фрагментарно сохранилась настенная живопись начала XIX в. и лепнина того же времени. Сохранившаяся по линиям улицы и Погорельского переулка замечательная ограда с пилястровыми столбами, увенчанными белокаменными двухглавыми орлами, и двумя массивными воротами сооружена по проекту Бланка в 1769. Кованая металлическая решётка между столбами, первоначально предназначавшаяся для ограждения Соборной площади Кремля, была изготовлена в 1731. Западная сторона ограды по линии Щетининского переулка перестроена с сохранением первоначальных форм архитектором Ф.М. Шестаковым в 1820-х гг. Формирование комплекса завершилось в 1879 строительством (по проекту архитектора Г. Иваницкого) на углу Щетининского и Погорельского переулков двухэтажного кирпичного здания богадельни, получившего упрощённую позднеклассицистическую декоративную отделку. Церковь была закрыта в 1931. Частично реставрирована в 1970—80-х гг. Ныне в ней размещается Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.

П.Н. Шармин.

Церковь Зачатия Анны

Что в Углу

(что на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом) (Москворецкая набережная, 3). Одноимённая, видимо, деревянная церковь в конце главной Великой улицы древнего посада впервые упомянута в 1493. Белокаменный на подклете храм сооружён в начале XVI в. и обновлён после пожара 1547. Пропорции объёмов и характер профилей сближают его с некоторыми постройками Алевиза Нового. Кубический бесстолпный четверик с полукруглой апсидой перекрыт крещатым сводом, несущим барабан с главой. Фасады, сохранившие с трёх сторон перспективные порталы, расчленены лопатками и завершены 3-лопастными закомарами. Стены по верху опоясывает пояс-бегунец. Два сходных по композиции одноглавых придела с прямоугольными апсидами и двухъярусная аркада-галерея с запада, пристроенные в XVII в., образуют компактный, пластичный силуэт, в значительной степени определяющий (в контрасте со зданием гостиницы «Россия») современный облик набережной (прежде церковь была закрыта со стороны реки Китайгородской стеной). Южный придел Святой Мины построен на средства князя Д.М. Пожарского в 1617. Северный придел Святой Екатерины возведён в 1658-68 (предположительно, в связи с рождением дочери царя Алексея Михайловича). Закрыта в 1920-х гг. Реставрировалась в 1955-58. Богослужение возобновлено в 1994. В Покровском соборе что на Рву (храме Василия Блаженного) хранится 30-пудовый (около 0,5 тонны) колокол с церковной колокольни (снесена во время реставрации храма), имеющий уникальную историческую судьбу: отлитый в 1547 во Франции, он был в 1610 куплен и пожертвован в храм московским купцом М.Г. Твердиковым. В период захвата Москвы польско-литовскими войсками колокол был украден «русскими ворами», но после освобождения столицы разыскан, выкуплен и возвращён в храм князем Пожарским.

П.Н. Шармин, А.Ф. Бондаренко.

Церковь Знамения в Аксиньино

Це́рковь Зна́мения в Акси́ньино (Фестивальная улица, 2/18). Построена в 1884 по проекту архитектора В.Г. Вейденбаума, сменив сгоревший деревянный храм, сооружённый прежней владелицей села княжной Н.М. Голицыной в 1768. Основными ктиторами существующей церкви являлись М.Д. Щеглов и С.Г. Молочников. Несимметричное по композиции здание первоначально состояло из собственно храма с апсидой и северным притвором, южного Петропавловского придела и 2-ярусной колокольни, объединённой с храмом коротким переходом. Архитектура церкви, лишённая определённой стилистической ориентации, отражает поиск новых средств художественной выразительности во второй половине XIX в. Собственно храм представляет собой четверик, перекрытый куполом с люкарнами, покоящимся на низком восьмерике. Пониженная 5-гранная в плане апсида храма и небольшой, сильно выступающий придел с подобной же апсидой создают приземистый и грузный силуэт, ещё более усложнённый пристройкой с восточной стороны притвора (престол во имя Пантелеймона) и трапезной, сменившей узкий переход к колокольне. Невысокая, с прямоугольными в плане ярусами колокольня, завершённая цилиндрическим резонатором, имеет по сторонам два симметричные палатки. Ограда церковного участка сооружена в 1982. В храме хранятся святыни: чтимая икона Казанской Божией Матери (главный образ разрушенного Головинского монастыря) и икона Николая Чудотворца с частицей мощей.

П.Н. Шармин.

Церковь Знамения в Переяславской Ямской слободе

Церковь Знамения в Переяславской Ямской слободе.

Церковь Знамения в Переяславской Ямской слободе.

Москва.

Це́рковь Зна́мения в Переясла́вской Ямско́й слободе́ (2-й Крестовский переулок, 17). Построена в 1757—66 в Ямской слободе, возникшей в XVI в. Первая деревянная церковь на этом месте — Усекновения Главы Иоанна Предтечи — известна с 1626; в 1713 её сменил новый, также деревянный храм. Выстроенное в формах барокко и существующее ныне здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888, когда по сторонам двухсветного одноглавого четверика храма были возведены 2 одинаковых придела (Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца) с гранёными апсидами, а трапезная увеличена с запада двумя пристройками. Тогда же трапезная была надстроена низким и узким переходом, по которому со второго яруса колокольни можно попасть на хоры, устроенные в западной части храма. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое, но композиционно усложнённое сооружение. На фасадах дробное членение стен пилястрами, раскреповки профилей и карнизов, фигурные накладные панели над окнами, обрамлёнными крупными наличниками, производят впечатление некоторой декоративной перенасыщенности. В интерьере иконостасы второй половины XIX в. Сохранившаяся по периметру церковного участка ограда выстроена в конце XIX в. В церкви хранятся святыни: икона Божией Матери Знамения с частицами мощей Святого Трифона (список XIX в. с новгородской иконы XVI в.), перенесённая из церкви Трифона в Напрудном; деревянное распятие (XVIII в.), перенесённое из Сретенского монастыря; деревянный крест (сделан в 1652 в память встречи мощей Святого Филиппа), стоявший в часовне у Крестовской заставы; крест-мощевик с частицами мощей нескольких святых.

П.Н. Шармин.

Церковь Знамения в Перове

Церковь Знамения в Перове.

Церковь Знамения в Перове.

Москва.

Це́рковь Зна́мения в Перо́ве (улица Лазо, 5). Построена в 1699 (или 1690) - 1705 (или 1708) в усадьбе князя П.А. Голицына. Автором постройки некоторые источники называют шведского архитектора Никодемуса Тессина Младшего. Небольшое 2-ярусное центрического типа сооружение принадлежит к группе вотчинных храмов рубежа XVII-XVIII вв., выделяясь среди них сочетанием форм западноевропейского и московского барокко. Нижний ярус здания, имеющий в плане 8-лепестковую конфигурацию, поддерживает крупный световой восьмерик, завершённый главой на барабане усложнённой формы. В оформлении фасадов использована ордерная система: на стыках полукружий нижнего яруса и на углах восьмерика верхнего яруса поставлены полуколонки с белокаменными композитными капителями, по верху стен проходят антаблементы с многообломными карнизами на кронштейнах. Полукружия нижнего яруса венчают белокаменные аттики-гребешки, украшенные орнаментальными барельефами растительного характера. По стилистике исполнения они близки декоративной резьбе зодчего эпохи московского барокко Я. Бухвостова. Здание освещается высокими прямоугольными окнами, но лишь одно из них, расположенное на восточном полукружии нижнего яруса, выделено типичным для московского барокко колончатым наличником с навершием в виде двух волют и раковины-гребешка в центре. Входы в храм с севера, юга и запада оформлены массивными порталами в духе западноевропейского барокко с лучковыми фронтонами на колонках. На северном фасаде сохранились фрагменты стен примыкавшей к храму церкви Алексия Митрополита (1905-06, разобрана в ходе реставрационных работ в 1956-59). Расположенный на краю большого современного парка храм замыкает с юга перспективу улицы Лазо. По преданию, в храме состоялось тайное венчание императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Григорьевича Разумовского, которому Перово принадлежало с 1744. Храм был закрыт после 1917.

П.Н. Шармин.

Церковь Знамения за Петровскими воротами на Песках

Церковь Знамения за Петровскими воротами.

Церковь Знамения за Петровскими воротами.

Москва.

Це́рковь Зна́мения за Петро́вскими воро́тами на Песка́х (Второй Колобовский переулок, 6/1). Построена в 1676—81 стрельцами полка Никифора Колобова в память окончания крымского похода под предводительством князя В.В. Голицына. Состоит из двухсветного кубического четверика, завершённого горкой кокошников и пятиглавием, и примыкающих к нему с востока трёхчастной апсиды, с запада трапезной (с 1754 в ней находится престол Всех Святых) и 3-ярусной шатровой колокольни. В конце XVII в. с северной стороны трапезной был сооружён придел Климента папы Римского (позднее Сергия Радонежского), решённый как небольшая самостоятельная церковь, состоящая из пятиглавого четверика и трапезной. В убранстве здания варьируются распространённые во второй половине XVII в. декоративные приёмы и формы, выделяющиеся особым разнообразием и тонкостью отделки на четверике храма и колокольне. В храме сохранилась живопись 1850, в приделе — 1909 (выполнена Е.П. Пашковым по эскизам М.В. Нестерова). Церковь поставлена на «стрелке» при слиянии 1-го и 2-го Колобовских переулков, фиксируя древнюю планировочную структуру Стрелецкой слободы, располагавшейся у стены Белого города. В 1844 в церкви состоялось венчание известного актёра Прова Садовского и Елизаветы Кузнецовой. Закрыта в 1930. Реставрационные работы проведены в 1960-х и 1980-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Знамения на Шереметевом дворе

Церковь Знамения на Шереметевом дворе.

Церковь Знамения на Шереметевом дворе.

Москва.

Це́рковь Зна́мения на Шереме́тевом дворе́ (Романов переулок, 2). Сооружена в конце 1680-х гг. дядей Петра I боярином Л.К. Нарышкиным в своей усадьбе, которая позднее перешла к графу Н.П. Шереметеву. В конце XVI в. на этом месте находился Опричный двор Ивана IV Грозного, а первая деревянная церковь, появившаяся здесь в 1613, называлась «У Старого Государева двора». Церковь расположена во дворе за так называемым новым зданием Московского университета, её глава, возвышающаяся над кровлей главного корпуса, видна лишь с большого расстояния. Выстроенное в стиле московского барокко здание принадлежит к группе вотчинных храмов последней четверти XVII в. Церковь поднята на высокий подклет, окружённый с 3 сторон открытой галереей-папертью на аркаде. Основной объём — центрический храм типа «под колоколы» — представляет собой двухсветный четверик, несущий 3 динамично уменьшающихся кверху восьмерика с крупной луковичной главой. С востока к храму примыкает скруглённая апсида с 2 симметричными приделами Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского; апсиды и приделы завершены главами. С запада композиционную ось храма замыкает небольшая трапезная, глава которой утрачена. Сложная система завершения в сочетании с насыщенным белокаменным декором, рельефно выделяющимся на фоне красных кирпичных стен, создаёт выразительный, ярко индивидуальный образ здания. В оформлении фасадов использована характерная для памятников этого круга ордерная система с угловыми колонками, несущими антаблементы, завершённые резными гребнями-фронтонами и парапетами с пинаклями. На некоторых окнах сохранились колончатые наличники с пышными фигурными навершиями. Закрыта в 1929. Реставрирована в 1950-х и 1970-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Иерусалимской Богоматери за Покровской и Спасской заставами

Це́рковь Иерусали́мской Богома́тери за Покро́вской и Спа́сской заста́вами близ городских боен (улица Талалихина, 24). Построена в 1912 на средства прихожан; автор проекта архитектор С.Ф. Воскресенский. Выстроенное в русском стиле здание представляет собой монументальный прямоугольный в плане четверик с тремя крупными полукруглыми апсидами на восточном фасаде (в боковых апсидах находились престолы: в северном — Косьмы и Дамиана, в южном — Георгия Победоносца и Андрея Боголюбского). Первоначально храм завершался восьмериком с высоким, стройным шатром, активно доминировавшим в окружающем ландшафте. После 1917 закрыта. При приспособлении церкви под производственные нужды на фасадах были срублены детали архитектурного декора, прорублены новые проёмы, а в интерьере сделаны междуэтажные перекрытия. Фасады сохранили только членение стен широкими пилястрами, соответствующими расположению внутренних столбов.

П.Ш.

Церковь Илии Пророка в Тёплых рядах

Це́рковь Илии́ Проро́ка в Тёплых ряда́х на Торжище, на Новгородском подворье (улица Ильинка, 3/8). Построена в 1518—20 в одноименном монастыре (основан в XV в.) вблизи центра московского торга — Ильинского крестца. Заказчиком строительства был «из простых людей Клим по прозвищу Мужило». В конце XVI в., после упразднения монастыря, церковь перешла во владение подворья новгородского архиепископа. Небольшой, поднятый на высокий подклет с подвалом храм первоначально, по-видимому, окружала галерея. В XVI—XVII вв. здание неоднократно горело и вновь восстанавливалось, в 1676 было перестроено: четверик верхней церкви расширили за счёт южной части галереи, перекрыв образовавшееся пространство единым сводом и, возможно, переложили апсиды. В первой трети XVIII в. здание приобрело черты барокко. В это время храм получил новое завершение, к его северо-западному углу была пристроена колокольня. В 1864—65 церковь была включена в объём корпуса Тёплых торговых рядов, закрывшего своими стенами её боковые фасады и нижние ярусы колокольни, но глава храма и верхний ярус колокольни, возвышаясь над окружающей застройкой, продолжали играть значительную роль в облике улицы. В настоящее время сильно обезличенное здание воспринимается лишь при движении по южной стороне Ильинки и при выходе на неё из Хрустального переулка, а восточный и западный фасады хорошо видны только из дворов Торговых рядов; верхний ярус колокольни разобран в 1920-х гг. В подклете некоторое время размещался придел апостола Тимофея. В 1923—95 церковь была закрыта.

П.Н. Шармин.

Церковь Илии Пророка в Тёплых рядах на Торжище

На Новгородском подворье (улица Ильинка, 3/8). Построена в 1518-20 в одноименном монастыре (основан в XV в.) вблизи центра московского торга - Ильинского крестца. Заказчиком строительства был «из простых людей Клим по прозвищу Мужило». В конце XVI в., после упразднения монастыря, церковь перешла во владение подворья новгородского архиепископа. Небольшой, поднятый на высокий подклет с подвалом храм первоначально, по-видимому, окружала галерея. В XVI-XVII вв. здание неоднократно горело и вновь восстанавливалось, в 1676 было перестроено: четверик верхней церкви расширили за счёт южной части галереи, перекрыв образовавшееся пространство единым сводом и, возможно, переложили апсиды. В первой трети XVIII в. здание приобрело черты барокко. В это время храм получил новое завершение, к его северо-западному углу была пристроена колокольня. В 1864-65 церковь была включена в объём корпуса Тёплых торговых рядов, закрывшего своими стенами её боковые фасады и нижние ярусы колокольни, но глава храма и верхний ярус колокольни, возвышаясь над окружающей застройкой, продолжали играть значительную роль в облике улицы. В настоящее время сильно обезличенное здание воспринимается лишь при движении по южной стороне Ильинки и при выходе на неё из Хрустального переулка, а восточный и западный фасады хорошо видны только из дворов Торговых рядов; верхний ярус колокольни разобран в 1920-х гг. В подклете некоторое время размещался придел апостола Тимофея. В 1923-95 церковь была закрыта.

П.Н. Шармин.

Церковь Илии Пророка в Черкизове

Церковь Илии Пророка в Черкизове.

Церковь Илии Пророка в Черкизове.

Москва.

Це́рковь Илии́ Проро́ка в Черки́зове Воздвижения Креста (улица Штатная Горка, 17). Построена в 1690 на месте деревянной церкви, известной в середине XIV в., когда здесь находилась загородная резиденция митрополита Алексия. Село принадлежало московской митрополии до 1764, после чего церковь функционировала как приходская. В настоящее время от первоначального здания сохранился лишь двухсветный четверик (престол Воздвижения Креста). Его трёхчастная апсида, боковые приделы (престолы Алексия митрополита Московского и Илии), трапезная и колокольня, образующие симметричную композицию, возводились в несколько этапов в 1856, 1883, 1899 в формах, имитирующих архитектуру XVII в. Тогда же первоначальное пятиглавое завершение храма сменила существующая ныне глава на цилиндрическом барабане. Вместо широкого пояса кокошников, проходившего по верху стен, появились штукатурные архивольты; окна второго света получили арочную конфигурацию. Колокольня — 3-ярусная шатровая, выделяется укрупнённой рельефной трактовкой архитектурных деталей; окна-слухи в основании шатра, угловые пилястры-кубышки и килевидные обрамления проёмов придают колокольне пластичный, почти скульптурный облик. В интерьере установлены иконостасы второй половины XIX в. Того же времени ограда небольшого кладбища, занимающего территорию церковного участка. На кладбище находится могила известного московского юродивого и ясновидящего И.Я. Корейши. Церковь, расположенная на возвышенности, при слиянии Черкизовской улицы и Щёлковского шоссе, является важнейшим архитектурным акцентом в окружающей градостроительной среде.

П.Н. Шармин.

Церковь Илии Пророка в Черкизове Воздвижения Креста

Церковь Илии Пророка в Черкизове Воздвижения Креста (улица Штатная Горка, 17). Построена в 1690 на месте деревянной церкви, известной в середине XIV в., когда здесь находилась загородная резиденция митрополита Алексия. Село принадлежало московской митрополии до 1764, после чего церковь функционировала как приходская. В настоящее время от первоначального здания сохранился лишь двухсветный четверик (престол Воздвижения Креста). Его трёхчастная апсида, боковые приделы (престолы Алексия митрополита Московского и Илии), трапезная и колокольня, образующие симметричную композицию, возводились в несколько этапов в 1856, 1883, 1899 в формах, имитирующих архитектуру XVII в. Тогда же первоначальное пятиглавое завершение храма сменила существующая ныне глава на цилиндрическом барабане. Вместо широкого пояса кокошников, проходившего по верху стен, появились штукатурные архивольты; окна второго света получили арочную конфигурацию. Колокольня - 3-ярусная шатровая, выделяется укрупнённой рельефной трактовкой архитектурных деталей; окна-слухи в основании шатра, угловые пилястры-кубышки и килевидные обрамления проёмов придают колокольне пластичный, почти скульптурный облик. В интерьере установлены иконостасы второй половины XIX в. Того же времени ограда небольшого кладбища, занимающего территорию церковного участка. На кладбище находится могила известного московского юродивого и ясновидящего И.Я. Корейши. Церковь, расположенная на возвышенности, при слиянии Черкизовской улицы и Щёлковского шоссе, является важнейшим архитектурным акцентом в окружающей градостроительной среде.

П.Н. Шармин.

Церковь Иоанна Богослова на Бронной

Церковь Иоанна Богослова на Бронной.

Церковь Иоанна Богослова на Бронной.

Москва.

Це́рковь Иоа́нна Богосло́ва на Бро́нной (в Бронниках, за Тверскими воротами, за Никитскими воротами) (Богословский переулок, 4). Построена в слободе царских оружейников в 1652—65. Характерная для своего времени посадская церковь, в облике которой прослеживается стремление к подражанию архитектурным формам предшествующего столетия; первоначально состояла из храма с апсидой, трапезной и колокольни. С северной стороны к церкви, по-видимому, примыкал более ранний кирпичный храм 1620, превращённый в её придел. В 1694 придел был полностью перестроен в стиле московского барокко, сохранив лишь незначительные фрагменты стен начала XVII в. В 1740 прежнюю шатровую колокольню сменила новая — барочная (существующая поныне). Собственно храм представляет собой несколько вытянутый по оси север — юг. Двухсветный четверик, завершённый пятиглавием. С сооружениями XVI в. его сближают монументальные пропорции объёма, шлемовидные покрытия глав, а также трактовка некоторых деталей фасадного декора: крупные, напоминающие закомары кокошники, широкие перспективные порталы с килевидными завершениями. Композиционная же структура фасадов, расчленённых карнизом на два яруса и украшенных в уровне окон второго яруса полуколонками, вполне соответствует вкусам XVII в. Кокошники отделены от поля стены развитым антаблементом, а окна обрамлены колончатыми наличниками двух типов — с килевидными и треугольными навершиями. Северный Никольский придел решён как самостоятельная церковь, повторяющая в меньшем масштабе планировку основной части здания. 3-ярусная колокольня в соответствии с принципами раннего барокко обладает тяжеловесными пропорциями и развитым декором. Её ярусы — два нижних четверика и верхний восьмигранный ярус звона — обработаны на углах парными пилястрами с изящными капителями. Первоначально, в условиях окружавшей церковь малоэтажной застройки, она эффектно воспринималась с Большой Бронной улицы, проходившей вдоль стен Белого города, и с параллельного Большого Палашевского переулка. В настоящее время церковь со всех сторон окружена поздними многоэтажными домами, практически полностью застроен и Богословский переулок, на красную линию которого вынесен её западный фасад. В 1812 в церкви крестили А.И. Герцена, в 1817 — его будущую жену, Наталью Захарьину. Церковь была закрыта в 1933—92. Ведётся реставрация.

П.Н. Шармин.

Церковь Иоанна Богослова под Вязом

Церковь Иоанна Богослова под Вязом.

Церковь Иоанна Богослова под Вязом.

Москва.

Це́рковь Иоа́нна Богосло́ва под Вя́зом у Китайской стены (Новая площадь, 12). Построена в 1825—37, сменив кирпичный храм, сооружённый в 1658. Первая деревянная церковь, появившаяся здесь в конце XV в. (известная с 1493), по-видимому, была связана с укреплённым острожком, находившимся за пределами посада и прикрывавшим ближайшие подступы к Москве с восточной напольной стороны. В черту города церковь вошла в первой половине XVI в. после строительства стены Китай-города. Огромный вяз, по которому церковь получила своё название, рос у её алтаря до 1775. Двухэтажное, с высоким цокольным этажом здание собственно храма, выстроенное в формах ампира, представляет собой монументальный, прямоугольный в плане объём, завершённый крупным световым барабаном, перекрытым куполом. Вместо традиционного алтарного выступа восточный фасад церкви обработан торжественным шестиколонным портиком, с которым на боковых фасадах перекликаются пилястровые портики. Характерные для ампира лаконизм квадровой рустовки нижней частей стен и строгий рисунок оконных проёмов, заглублённых в цокольном этаже в арочные ниши, сочетаются с чрезвычайно тонкой, изысканно-манерной по рисунку лепниной, использованной в оформлении антаблемента восточного портика и капителей изящной ионической колоннады, окружающей подкупольный барабан. С запада к храму примыкает невысокая, с прямоугольными в плане ярусами колокольня, сооружённая в 1840-х гг. Тогда же участок вокруг церкви был застроен домами причта, образовавшими архитектурный ансамбль, выдержанный в единых ампирных формах; два дома, расположенные на красной линии по сторонам церкви, объединены с ней воротами. Открытые пространства Лубянской и Новой площадей позволяют ныне воспринимать церковь с большого расстояния как важнейший архитектурный акцент застройки восточной части Китай-города. На втором этаже церкви помимо главного престола находились приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки, в цокольном — Покрова Богородицы, Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. В 1925 храм был закрыт. В 1934 в нём разместился Музей истории Москвы.

П.Н. Шармин.

Церковь Иоанна Богослова под Вязом у Китайской стены

Церковь Иоанна Богослова под Вязом у Китайской стены (Новая площадь, 12). Построена в 1825-37, сменив кирпичный храм, сооружённый в 1658. Первая деревянная церковь, появившаяся здесь в конце XV в. (известная с 1493), по-видимому, была связана с укреплённым острожком, находившимся за пределами посада и прикрывавшим ближайшие подступы к Москве с восточной напольной стороны. В черту города церковь вошла в первой половине XVI в. после строительства стены Китай-города. Огромный вяз, по которому церковь получила своё название, рос у её алтаря до 1775. Двухэтажное, с высоким цокольным этажом здание собственно храма, выстроенное в формах ампира, представляет собой монументальный, прямоугольный в плане объём, завершённый крупным световым барабаном, перекрытым куполом. Вместо традиционного алтарного выступа восточный фасад церкви обработан торжественным шестиколонным портиком, с которым на боковых фасадах перекликаются пилястровые портики. Характерные для ампира лаконизм квадровой рустовки нижней частей стен и строгий рисунок оконных проёмов, заглублённых в цокольном этаже в арочные ниши, сочетаются с чрезвычайно тонкой, изысканно-манерной по рисунку лепниной, использованной в оформлении антаблемента восточного портика и капителей изящной ионической колоннады, окружающей подкупольный барабан. С запада к храму примыкает невысокая, с прямоугольными в плане ярусами колокольня, сооружённая в 1840-х гг. Тогда же участок вокруг церкви был застроен домами причта, образовавшими архитектурный ансамбль, выдержанный в единых ампирных формах; два дома, расположенные на красной линии по сторонам церкви, объединены с ней воротами. Открытые пространства Лубянской и Новой площадей позволяют ныне воспринимать церковь с большого расстояния как важнейший архитектурный акцент застройки восточной части Китай-города. На втором этаже церкви помимо главного престола находились приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки, в цокольном - Покрова Богородицы, Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. В 1925 храм был закрыт. В 1934 в нём разместился Музей истории Москвы.

П.Н. Шармин.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке

Церковь Иоанна Воина на Якиманке.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке.

Москва.

Це́рковь Иоа́нна Во́ина на Якима́нке (улица Большая Якиманка, 46—48). Построена в 1709—17. Согласно преданию, сооружение церкви началось по инициативе Петра I в ознаменование победы в сражении под Полтавой. Состоит из собственно храма с апсидой, 2-придельной трапезной (престолы Димитрия Ростовского и мучеников Гурия, Самона и Авива) и колокольни. Церковь принадлежит к немногочисленной группе московских зданий начала XVIII в., тяготеющих по формам фасадного декора к западноевропейскому барокко. Собственно храм представляет собой двухсветный четверик, перекрытый высоким сомкнутым сводом, несущим два убывающих по объёму восьмерика с криволинейными покрытиями, и главой. Динамику нарастания масс и пластичную выразительность силуэта подчёркивают широкие полуглавия (своеобразные полуциркульные фронтоны), венчающие центры фасадов четверика, и большие арочные люнеты над ними. Использование в оформлении фасадов таких, ещё не получивших широкого распространения в русском зодчестве начала XVIII в. элементов декора, как треугольные и лучковые сандрики над окнами, декоративные балюстрады с пинаклями над углами четверика и в основании нижнего светового восьмерика, а также небольшие балконы перед люкарнами, имеющими изящные волютообразные обрамления, позволяют связывать строительство церкви с творчеством архитектора И.П. Зарудного, который неоднократно прибегал к подобным формам в своих сооружениях. Особым мастерством отличаются белокаменные резные растительные композиции, введённые в оформление ордерных порталов. Примечательны своей развитой пластикой угловые пилястры с композитными капителями, карнизы и наличники окон первого света, завершённые «разорванными» лучковыми сандриками с резными замками, которые повторены в обработке фасадов апсиды и трапезной. 3-ярусная колокольня с двумя нижними столпообразными четвериками и восьмигранным ярусом звона более традиционна для своего времени. На её западном фасаде сохранился изразцовый рельеф «Евангелист Марк». Существующий ныне в храме барочный иконостас, изготовленный в 1712, был перенесён в 1928 из церкви Трёх Святителей у Красных ворот (не сохранился). Первоначальная лепная отделка интерьера и настенная живопись художника Г. Доможирова (1779—85) поновлялись в 1859—62. Вероятно, к этому же времени относятся классицистические иконостасы в трапезной. Замечательная барочная ограда церковного участка с ажурными коваными решётками между пилястровыми столбами и воротами сооружена в 1754—58. В 1875 северная сторона ограды была перестроена с сохранением прежних форм; в 1984, в связи с расширением улицы Якиманки, восточную сторону ограды передвинули и одновременно с этим возвели ограду на южной стороне участка. Церковь расположена на склоне правого берега Москвы-реки и занимает часть квартала, ограниченного с востока улицы Большая Якиманка, с севера — Якиманским переулком. Реконструкция всего прилегающего к Якиманке с запада района, предпринятая в 1980-х гг., открыла новые видовые точки на храм, позволяющие воспринимать его выразительный силуэт как с Калужской площади, так и с Крымского моста. В церкви хранятся святыни: икона Владимирской Божией Матери, иконы мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина, Иоакима и Анны (из несохранившейся церкви Иоакима и Анны на Якиманке), великомученицы Варвары (из церкви Варвары на Варварке), Святого Василия Блаженного (из Храма Василия Блаженного на Красной площади), образ Спаса Смоленского (по преданию, находился на Спасской башне Кремля), преподобной Анны Кашинской, преподобного Серафима Саровского, а также частицы мощей свыше 150 святых, хранящиеся в ковчегах и иконах, переданных из закрытых и разобранных церквей Москвы.

П.Н. Шармин.

Церковь Ирины в Покровском

Це́рковь Ири́ны в Покро́вском Троицы (улица Ирининская, 38). Построена в 1790—1800. Характерное для зрелого классицизма здание первоначально состояло из 2-светной купольной ротонды собственно храма (престол Троицы) с полукруглой в плане апсидой, 2-придельной трапезной (престолы Ирины и Екатерины) и 3-ярусной колокольни. В 1891 приделы из трапезной были перенесены в новые помещения, сооружённые по сторонам собственно храма; трапезная увеличена на западе; фасады получили новое декоративное оформление, выполненное в стилизованных формах классицизма. В настоящее время здание, утратившее перекрытие ротонды и верхние ярусы колокольни, представляет собой низкое по силуэту сооружение, выделяющееся изысканной трактовкой фасадного декора. Равномерное членение всех фасадов каннелированными пилястрами с пышными композитными капителями, поддерживающими широкий антаблемент, одинаковая, рамочная форма наличников, накладные панели, размещённые над перемычками окон и под подоконниками, придают разновременным объёмам здания стилистическое единообразие и композиционную завершённость. На северном и южном фасадах приделов храма, акцентированных треугольными фронтонами, высокие арочные окна и входы украшены в перемычках фигурными лепными замками. Главный вход в храм, на западном фасаде колокольни, оформлен 4-колонным портиком. Церковь занимает участок, ограниченный улицей Ирининской, 2-м и 3-м Ирининскими переулками, фиксируя исторически сложившуюся планировочную структуру застройки правого берега р. Яузы. Её колокольня некогда была включена в систему высотных доминант, господствовавших над поймой реки. Церковь закрыта после 1917. Богослужение возобновлено в 1992.

П.Н. Шармин.

Церковь Ирины в Покровском Троицы

Церковь Ирины в Покровском Троицы (улица Ирининская, 38). Построена в 1790-1800. Характерное для зрелого классицизма здание первоначально состояло из 2-светной купольной ротонды собственно храма (престол Троицы) с полукруглой в плане апсидой, 2-придельной трапезной (престолы Ирины и Екатерины) и 3-ярусной колокольни. В 1891 приделы из трапезной были перенесены в новые помещения, сооружённые по сторонам собственно храма; трапезная увеличена на западе; фасады получили новое декоративное оформление, выполненное в стилизованных формах классицизма. В настоящее время здание, утратившее перекрытие ротонды и верхние ярусы колокольни, представляет собой низкое по силуэту сооружение, выделяющееся изысканной трактовкой фасадного декора. Равномерное членение всех фасадов каннелированными пилястрами с пышными композитными капителями, поддерживающими широкий антаблемент, одинаковая, рамочная форма наличников, накладные панели, размещённые над перемычками окон и под подоконниками, придают разновременным объёмам здания стилистическое единообразие и композиционную завершённость. На северном и южном фасадах приделов храма, акцентированных треугольными фронтонами, высокие арочные окна и входы украшены в перемычках фигурными лепными замками. Главный вход в храм, на западном фасаде колокольни, оформлен 4-колонным портиком. Церковь занимает участок, ограниченный улицей Ирининской, 2-м и 3-м Ирининскими переулками, фиксируя исторически сложившуюся планировочную структуру застройки правого берега р. Яузы. Её колокольня некогда была включена в систему высотных доминант, господствовавших над поймой реки. Церковь закрыта после 1917. Богослужение возобновлено в 1992.

П.Н. Шармин.

Церковь Климента папы Римского

Церковь Климента папы Римского.

Церковь Климента папы Римского.

Москва.

Це́рковь Кли́мента па́пы Ри́мского Церковь Спаса Преображения (на Ленивом Торжке, на Ленивке, на Ордынке) (Пятницкая улица, 26/7). Сооружена на средства купца и фабриканта К.М. Матвеева в 1762—69, сохранив с запада трапезную и колокольню, пристроенные архитектором А.П. Евлашевым в 1756—58 к предшествующей церкви (1720). До неё на этом месте стоял кирпичный храм 1657, а ещё ранее — деревянная церковь, известная с 1612 (в то время здесь находился укреплённый острожек, при котором состоялось сражение русских ополченцев с отрядом гетмана Хоткевича). Не имеющая аналогов в московской архитектуре XVIII в. пятиглавая церковь соборного типа выстроена в стиле развитого барокко с использованием ордерных форм, вероятно, архитектором И.Я. Яковлевым, возможно, по проекту П.А. Трезини. Собственно храм (главный престол Спаса Преображения, боковые — Знамения, Неопалимой Купины и Николая Чудотворца) представляет собой грандиозный двухсветный четырёхстолпный объём с плоскими ризалитами на всех фасадах, увенчанный купольными световыми барабанами с главами, что придаёт ему чрезвычайную компактность и монолитность. В панораме Замоскворечья, открывающейся с левого берега Москвы-реки, он воспринимается как ведущий архитектурный акцент, подавляющий своим размером окружающую застройку. Небольшой притвор с западной стороны объединяет храм с трапезной (престолы Климента папы Римского и Петра Александрийского). Фасады храма получили характерное для позднего барокко насыщенное декоративное убранство; тонкая прорисовка картушей в тимпанах фронтонов, лепных гирлянд под подоконниками окон и головок херувимов в перемычках напоминает дворцовые постройки Петербурга. Над венчающим карнизом храма укреплена замечательная кованая декоративная решётка (первоначально была покрыта позолотой). Своеобразие просторного и торжественного интерьера храма определяет наличие широких галерей (хоров) во втором ярусе (здесь находились престолы Вознесенский и Рождества Богоматери). В храме сохранились первоначальные лепная отделка и барочный иконостас. Характерная для второй половины XVIII в. барочная ограда церковного участка (занимает часть квартала, ограниченного Пятницкой улицей, Климентовским и Голиковым переулками) с западной стороны по Голикову переулку сохранилась без изменений, а с северной — по Климентовскому переулку — была «перенесена» ближе к церкви в 1957 при регулировании красной линии. С восточной стороны на месте небольшого сквера находилась интереснейшая постройка XVIII в. — надкладезный павильон-пропилеи (разобран в 1930-х гг.), оформлявший вход на территории участка с Пятницкой улицей. Церковь была закрыта в 1934. Частично реставрирована в 1970-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Косьмы и Дамиана в Косьмодемьянском

Це́рковь Косьмы́ и Дамиа́на в Косьмодемья́нском (улица Правобережная, 6). Построена в 1730 на средства генерал-ревизора Сената В.Н. Зотова. Небольшая усадебная церковь в стиле барокко первоначально состояла из одноглавого двухсветного четверика с полукруглой в плане апсидой и трапезной. В 1820 (в то время усадьба принадлежала И.Н. Римскому-Корсакову) фасады здания получили новое декоративное оформление в стиле ампир; храм обрёл полусферическую крышу, с западной стороны трапезной была выстроена колокольня (не сохранилась). В 1828, когда усадьбой владел Д.П. Горихвостов, с южной стороны храма был сооружён придел с престолом Александра Невского, полукруглая апсида которого лишь немногим уступает по размеру апсиде главного престола. На четверике храма, завершённом на всех фасадах треугольными фронтонами, и апсиде от первоначального барочного декора сохранились лишь белокаменные замки в перемычках окон первого света. Цилиндрический барабан главы, оформленный ионическими колонками, восстановлен в ходе реставрационных работ в 1990-х гг. Церковь ныне из-за разросшихся вокруг деревьев почти не видна с большого расстояния. Была закрыта после 1917, вновь освящена в 1994. Ведутся восстановительные работы.

П.Н. Шармин.

Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панех

Це́рковь Косьмы́ и Дамиа́на в Ста́рых Па́нех Церковь Успения в Старой Певчей слободе (Старопанский переулок, 2—4). Построена в 1564 на месте деревянного храма, стоявшего здесь (у слияния древних дорог, идущих из Занеглименья и Заяузья к Боровицкому холму) с 1468. Своё название «в Старых Панех» получила по располагавшемуся поблизости в начале XVI в. Панскому двору, торговому и дипломатическому представительству Польши в Москве. Это был двухсветный четверик, увенчанный пятью главами. В XVII в. к церкви, оказавшейся на территории слободы патриарших певчих, с севера был пристроен Успенский придел (1640), что и определило второе название храма. В 1803 здание было перестроено в стиле классицизма, получив новую трапезную и колокольню. В настоящее время церковь представляет собой маловыразительный, несимметричный объём, расположенный в плотном окружении поздней многоэтажной застройки, выступающий на красную линию переулка северным фасадом. Древнее ядро церкви практически утратило характер своей первоначальной архитектуры: апсида разобрана, стены обложены кирпичом более позднего времени, а своды переложены; остатки оконных проёмов относятся к началу XIX в. Примыкающий с севера придел сохранился несколько лучше. Его меньший по размерам, также двухсветный четверик с большой скруглённой апсидой и притвором имел первоначально редкое 2-шатровое завершение. Трапезная и колокольня разобраны. В 1926—27 под руководством архитектора Д.П. Сухова на памятнике были проведены реставрационные работы, ограничившиеся восстановлением прежнего облика Успенского придела. Однако уже в 1930 фасады здания были намеренно обезображены, а главы снесены. Церковь была закрыта в 1927 — 1995.

П.Н. Шармин.

Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке

Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке.

Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке.

Москва.

Це́рковь Косьмы́ и Дамиа́на на Маросе́йке (улица Маросейка, 14/2). Построена в 1791—93 по проекту М.Ф. Казакова на средства подполковника М.Р. Хлебникова. Существующему зданию предшествовал кирпичный храм, известный с 1639; о существовании на этом месте деревянной церкви известно по упоминанию в связи с пожаром 1547 (статью Восстание 1547 года). Церковь занимает угловой участок на пересечении Маросейки и Старосадского переулка. Её значение как архитектурной доминанты в окружающей градостроительной среде значительно снизилось после сооружения в 1972 в Старосадском переулке многоэтажного административного здания. Церковь — одно из наиболее оригинальных произведений зрелого московского классицизма — состоит из двухсветной ротонды с подковообразной в плане апсидой, небольшой трапезной с ротондами приделов, примыкающих вплотную к храму, и двухъярусной колокольни. Главный престол — Спасский, в приделах — Косьмы и Дамиана и Николая Чудотворца. Ротондальные объёмы, перекрытые купольными сводами (на храме и приделах — с главками на барабанах), создают пластичный, динамично изменяющийся в разных ракурсах силуэт. Выразительность облика здания построена исключительно на сочетании изысканно-лаконичных объёмных масс при крайне упрощённой декоративной отделке. Только на северном фасаде, обращённом к улице, входы в храм и трапезную оформлены строгими 2-колончатыми портиками тосканского ордера, а нижний ярус колокольни обработан рустовкой, переходящей на западные углы трапезной. Убранство интерьера почти полностью утрачено. Церковь была закрыта в 1920-х гг., вновь освящена в 1993. Реставрирована в 1972. Тогда же была восстановлена в формах XIX в. ограда, отделяющая храм от улицы и переулка.

П.Н. Шармин.

Церковь Максима Блаженного

Це́рковь Макси́ма Блаже́нного (улица Варварка, 4). Построена в 1698 на средства купцов М. Верхивитинова и М. Шаровникова. При сооружении церкви, по-видимому, были использованы части стен более раннего храма (начало XVI в.), поновлённого царицей Натальей Кирилловной в 1678. Первая деревянная церковь Бориса и Глеба известна на этом месте со второй половины XIV в. Своё второе, более употребительное название она получила в 1434 после похорон здесь известного московского юродивого Максима Блаженного. Существующее здание, поднятое на высоком подклете, состоит из одноглавого двухсветного четверика с апсидой и трапезной с южным приделом Максима Исповедника. Церковь поставлена на крутом склоне береговой террасы, по которой проходит улица Варварка; на красную линию улицы выходит северным фасадом, из-за резкого перепада рельефа подклет виден лишь с южной стороны. Облик четверика храма, завершённого широким антаблементом с рядом крупных кокошников, ориентирован на художественные принципы, выработанные в предшествующую эпоху. Не характерным для конца XVII в. является и упрощённое декоративное оформление фасадов здания, обработанных гладкими пилястрами и профилированными карнизами. На окнах апсиды храма и трапезной — наличники в стиле барокко с треугольными навершиями (появились после обновления здания в 1737). К северо-западном углу трапезной примыкает сооружённая в стиле ампир колокольня (1829) с двумя убывающими по объёму кверху прямоугольными в плане ярусами. В интерьере сохранились фрагменты росписи XVIII—XIX вв. Храм был закрыт в 1920-х гг., реставрирован в 1965—67.

П.Н. Шармин.

Церковь Марона Пустынника

На Бабьем городке Церковь Благовещения (в Старых Панех, в Старой Панской слободе, у Крымского двора) (улица Якиманка, 32, строение 2). Построена в 1730, сменив деревянный храм, известный с 1642. Типичная для своего времени приходская церковь, первоначально состоявшая из двухсветного четверика собственно храма (главный престол Благовещения) с полукруглой в плане апсидой, трапезной с южным приделом Марона Пустынника и трехъярусной колокольни, перестраивалась и ремонтировалась на протяжении всего XIX в. Первая реконструкция здания была осуществлена в 1831 на средства купца В.П. Лепёшкина, когда по проекту архитектора В.П. Мельникова архитектура церкви обрела формы ампира, а трапезная была расширена северным приделом Рождества Иоанна Предтечи. В 1840-х гг. обновление здания коснулось в основном его интерьера. Современный эклектичный облик с мотивами «русского стиля» церковь обрела в 1870-80-х гг. В это время над храмом была сделана черырёхскатная крыша с главой на деревянном барабане, на фасадах появились сдвоенные арочные окна второго света, массивные порталы на колоннах, а также тонкие угловые пилястры (в уровне окон второго света) и филёнчатый фриз, проходящий по верху стен. Тогда же оформление фасадов трапезной (в настоящее время почти утраченное вместе с осыпавшейся лицевой поверхностью кирпичной кладки) было переделано в позднеклассицистических формах, сохранив, однако, первоначальные прямоугольные оконные проёмы и широкие рустованные пилястры на углах. На колокольне во второй половине XIX в. был перестроен верхний восьмигранный ярус, получивший шатровое завершение; в 1898 по сторонам её были возведены две симметричные палатки. Церковь была закрыта в 1931 - 1992; находится в процессе реставрации.

П.Н. Шармин.

Предыдущая страница Следующая страница