Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ц" (часть 6, "ЦЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 6, "ЦЕР")

Церковь Марона Пустынника на Бабьем городке

Це́рковь Маро́на Пусты́нника на Ба́бьем городке́ Церковь Благовещения (в Старых Панех, в Старой Панской слободе, у Крымского двора) (улица Якиманка, 32, строение 2). Построена в 1730, сменив деревянный храм, известный с 1642. Типичная для своего времени приходская церковь, первоначально состоявшая из двухсветного четверика собственно храма (главный престол Благовещения) с полукруглой в плане апсидой, трапезной с южным приделом Марона Пустынника и трехъярусной колокольни, перестраивалась и ремонтировалась на протяжении всего XIX в. Первая реконструкция здания была осуществлена в 1831 на средства купца В.П. Лепёшкина, когда по проекту архитектора В.П. Мельникова архитектура церкви обрела формы ампира, а трапезная была расширена северным приделом Рождества Иоанна Предтечи. В 1840-х гг. обновление здания коснулось в основном его интерьера. Современный эклектичный облик с мотивами «русского стиля» церковь обрела в 1870—80-х гг. В это время над храмом была сделана черырёхскатная крыша с главой на деревянном барабане, на фасадах появились сдвоенные арочные окна второго света, массивные порталы на колоннах, а также тонкие угловые пилястры (в уровне окон второго света) и филёнчатый фриз, проходящий по верху стен. Тогда же оформление фасадов трапезной (в настоящее время почти утраченное вместе с осыпавшейся лицевой поверхностью кирпичной кладки) было переделано в позднеклассицистических формах, сохранив, однако, первоначальные прямоугольные оконные проёмы и широкие рустованные пилястры на углах. На колокольне во второй половине XIX в. был перестроен верхний восьмигранный ярус, получивший шатровое завершение; в 1898 по сторонам её были возведены две симметричные палатки. Церковь была закрыта в 1931 — 1992; находится в процессе реставрации.

П.Н. Шармин.

Церковь Мартина Исповедника

В Алексеевской Новой слободе (Большая Коммунистическая улица, 15/2). Построена в 1791-1806 по проекту архитектора Р.Р. Казакова, на средства московского городского головы В.Я. Жигарева. Главный престол посвящён Вознесению Господнему, боковые - иконе Грузинской Богоматери и Мартину Исповеднику. Предположительно, церковь стоит на месте деревянного храма, известного с 1492, когда эти земли (на левом берегу р. Яузы) принадлежали Андроникову монастырю. Архитектура здания, поднятого на высоком цоколе, выдержана в стиле классицизма и характеризуется торжественно-строгой трактовкой объёмных и декоративных форм, отчасти предвосхищающих художественные принципы ампира. Церковь состоит из двухсветного четырёхстолпного четверика с большой полукруглой апсидой, примыкающего к нему с запада притвора (повторяет форму апсиды) и соединённой с ним коротким переходом высокой трехъярусной колокольни. Храм завершён купольной световой ротондой и небольшими низкими «глухими» барабанами, поставленными над его углами. Динамично уменьшающиеся по объёму кверху ярусы колокольни - два нижних четверика и верхний цилиндр, увенчанный шатром, создают эффектную вертикаль, рассчитанную на восприятие с большого расстояния. Монументальному объёмному решению здания соответствует укрупнённый масштаб ордерных композиций, использованных в оформлении его фасадов. Особенно впечатляют сильно выступающие восьмиколонные тосканские портики на боковых фасадах храма, пропорции которых повторяют колоннады, опоясывающие апсиду и притвор, а также пилястровые портики нижнего яруса колокольни. Ордерная тема продолжена в декорировке центральной ротонды храма и верхних ярусов колокольни, оформленных колоннами с лепными композитными капителями. Крупные ордерные обрамления получили окна, расположенные по сторонам портиков на боковых фасадах храма, а также на апсиде и притворе. В интерьере сохранились настенные росписи начала XIX в. Ограда вокруг церкви конца XIX в. Святыня, хранящаяся в храме, - икона Грузинской Богоматери из разрушенной одноименной церкви на Воронцовом поле. Величественный силуэт храма активно доминирует в панораме Заяузья, открывающейся с противоположного берега реки, но особенно выразительно воспринимается от Садового кольца, подавляя своим объёмом окружающую застройку. Церковь была закрыта в начале 1920-х гг., вновь освящена в 1991.

П.Н. Шармин.

Церковь Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе

Церковь Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе.

Церковь Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе.

Москва.

Це́рковь Марти́на Испове́дника в Алексе́евской Но́вой слободе́ (Большая Коммунистическая улица, 15/2). Построена в 1791—1806 по проекту архитектора Р.Р. Казакова, на средства московского городского головы В.Я. Жигарева. Главный престол посвящён Вознесению Господнему, боковые — иконе Грузинской Богоматери и Мартину Исповеднику. Предположительно, церковь стоит на месте деревянного храма, известного с 1492, когда эти земли (на левом берегу р. Яузы) принадлежали Андроникову монастырю. Архитектура здания, поднятого на высоком цоколе, выдержана в стиле классицизма и характеризуется торжественно-строгой трактовкой объёмных и декоративных форм, отчасти предвосхищающих художественные принципы ампира. Церковь состоит из двухсветного четырёхстолпного четверика с большой полукруглой апсидой, примыкающего к нему с запада притвора (повторяет форму апсиды) и соединённой с ним коротким переходом высокой трехъярусной колокольни. Храм завершён купольной световой ротондой и небольшими низкими «глухими» барабанами, поставленными над его углами. Динамично уменьшающиеся по объёму кверху ярусы колокольни — два нижних четверика и верхний цилиндр, увенчанный шатром, создают эффектную вертикаль, рассчитанную на восприятие с большого расстояния. Монументальному объёмному решению здания соответствует укрупнённый масштаб ордерных композиций, использованных в оформлении его фасадов. Особенно впечатляют сильно выступающие восьмиколонные тосканские портики на боковых фасадах храма, пропорции которых повторяют колоннады, опоясывающие апсиду и притвор, а также пилястровые портики нижнего яруса колокольни. Ордерная тема продолжена в декорировке центральной ротонды храма и верхних ярусов колокольни, оформленных колоннами с лепными композитными капителями. Крупные ордерные обрамления получили окна, расположенные по сторонам портиков на боковых фасадах храма, а также на апсиде и притворе. В интерьере сохранились настенные росписи начала XIX в. Ограда вокруг церкви конца XIX в. Святыня, хранящаяся в храме, — икона Грузинской Богоматери из разрушенной одноименной церкви на Воронцовом поле. Величественный силуэт храма активно доминирует в панораме Заяузья, открывающейся с противоположного берега реки, но особенно выразительно воспринимается от Садового кольца, подавляя своим объёмом окружающую застройку. Церковь была закрыта в начале 1920-х гг., вновь освящена в 1991.

П.Н. Шармин.

Церковь Митрополита Алексия в Рогожской слободе

Це́рковь Митрополи́та Алекси́я в Рого́жской слободе́ (Николоямская улица, 60). Построена жителями ямской Рогожской слободы в 1748—51, сменив два предшествующих храма: деревянный, известный с 1625, и кирпичный, сооружённый в 1701. Одно из лучших зданий в Москве в стиле зрелого барокко (его проект, по сведениям некоторых источников, принадлежит архитектору Д.В. Ухтомскому). К массивному двухсветному четверику храма (главный престол — иконы Фёдоровской Богоматери) с востока примыкает скруглённая в плане апсида, с запада — двухпридельная трапезная (престолы Алексия Митрополита и Николая Чудотворца) и колокольня, сохранившаяся на высоту двух нижних ярусов. По верху стен здания, равномерно расчленённых пилястрами, проходят широкие многообломные карнизы. Большие арочные окна обрамлены крупными фигурными наличниками с лучковыми навершиями. На четверике храма окна второго света выделены навершиями в виде разорванных фронтонов. Архитектура храма характеризуется гармоничной простотой объёмного решения и стилистической чистотой форм. Церковь расположена на «стрелке», при пересечении Николоямской и Малой Коммунистической улиц (бывшие Большая и Малая Алексеевские улицы). Прежде её силуэт с главой, поднятой на высоком двухъярусном барабане (не сохранился), и трехярусной колокольней замыкал перспективу древней Владимирской дороги (ныне шоссе Энтузиастов). С большого расстояния, при подъезде к Москве, церковь воспринималась вместе с церковью Сергия в Рогожской слободе, стоящей на Николоямской улице почти напротив, как единый живописный ансамбль. По красной линии Малой Коммунистической улицы, с южной стороны от церкви, фрагментарно сохранилась одновременная ей ограда. Церковь была закрыта в 1929. Реставрация начата в 1993.

П.Н. Шармин.

Церковь Михаила и Фёдора Черниговских

Церковь Михаила и Фёдора Черниговских.

Церковь Михаила и Фёдора Черниговских.

Москва.

Це́рковь Михаи́ла и Фёдора Черни́говских (Черниговский переулок, 3). Построена в 1675 на средства купчихи И.И. Малютиной на территории бывшего Ивановского монастыря, располагавшегося здесь в XV — начале XVI вв. Существующему зданию предшествовала деревянная церковь, документально зафиксированная в 1625. Престол посвящён русским канонизированным святым — черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу и его боярину Фёдору, убитым в Орде по приказу Батыя в 1246. Их мощи хранились в Чернигове, а в 1572 были перевезены в Москву. Церковь отмечает место встречи мощей перед въездом в город. Поставлена на изломе переулка, напротив церкви Иоанна Предтечи под Бором. Два храма вместе с другими церковными строениями образуют живописный ансамбль, определяющий своеобразие переулка, связывающего Пятницкую улицу и улицу Большая Ордынка. Здание состоит из расположенного по продольной оси двухсветного четверика основного объёма (со скруглённой трёхчастной апсидой), завершённого горкой кокошников с декоративным пятиглавием и трапезной с притвором, сменившим в 1740-х гг. первоначальную шатровую колокольню. По верху четверика, обработанного на углах колонками, проходит сложный антаблемент с поясом ширинок. Барабаны глав украшены аркатурой. Характерны также расположенные по осям на боковых фасадах храма окна с килевидными наличниками и порталы, выполненные с использованием «штучного набора». На апсиде и трапезной, объединённых общим карнизом, обрамления окон трактованы несколько проще. Апсида расчленена полуколонками, углы трапезной закреплены лопатками. На фасадах притвора парные угловые пилястры и большие арочные проёмы с замками в перемычках соответствуют традициям барокко. Восточнее церкви, по красной линии переулка, сохранилась ограда, основание которой относится к XVIII в., а столбы и решётки — к XIX в. Церковь была закрыта в 1924—91. Реставрирована в 1977—84. Одна из икон, изъятых из храма, — «Ветхозаветная Троица» — написана, по-видимому, мастерами Оружейной палаты около 1675 (ныне — в ГТГ).

П.Н. Шармин.

Церковь Никиты Мученика за Яузой

Церковь Никиты Мученика за Яузой.

Церковь Никиты Мученика за Яузой.

Москва.

Це́рковь Ники́ты Му́ченика за Я́узой (на Швивой горке) (улица Гончарная, 4—6). Построена в 1595 купцом С.Е. Вагиным «по челобитью боярина Дмитрия Годунова». Сооружена на подклете более раннего храма, впервые упомянутого в летописи под 1534. Первая же деревянная церковь на этом месте — высоком холме в устье р. Яузы — впервые упомянута в 1476. В настоящее время примыкающие к церкви разновременные пристройки (2 придела, притвор и колокольня) образуют несимметричную живописную группу, некогда эффектно воспринимавшуюся с берегов рек Москвы и Яузы. Древний подклет храма, одностолпная сводчатая палата с большой скруглённой апсидой, служит основанием бесстолпного одноглавого кубического четверика, перекрытого крещатым сводом и первоначально окружённого открытой галереей. На фасадах, расчленённых пилястрами и завершённых полукружиями, сохранились арочные перспективные порталы — южный, относящийся к первому строительному периоду, и северный, выполненный в XVII в. Южный Благовещенский придел и колокольня у северо-западного угла сооружены в 1684—85, западный притвор храма появился в середине XVIII в., а северный придел кн. Ольги — в 1878—80 (он строился на средства купцов Кудряшёвых по проекту архитектора А.П. Попова). Благовещенский придел представляет собой небольшой, завершённый двумя рядами кокошников одноглавый четверик с трёхчастной апсидой и трапезной. Декор придела — килевидные наличники на полуколонках, развитый карниз трапезной и перспективный портал на её западном фасаде типичны для второй половины XVII в. Столь же традиционна для этого времени и колокольня, высокий четверик нижнего яруса которой несёт восьмерик звона, увенчанный стройным шатром с окнами-слухами. Двухэтажный притвор храма, вынесенный на одну линию с западным фасадом трапезной придела, повторяет в оформлении колончатые обрамления окон и арочный перспективный портал, тяготеющие к стилистике XVII в. Открытая галерея-паперть с лестницами на два всхода, расположенная перед западным фасадом притвора, восстановлена во время реставрационных работ в 1958—60. В 1950-х гг. вид на церковь со стороны реки закрыло высотное здание на Котельнической набережной, хорошо видна она лишь с северо-восточной стороны, от подножия Швивой горки, как бы замыкающей перспективу Гончарной улицы. Церковь была закрыта в 1936—92. В настоящее время здесь размещается подворье Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря. Ограды вокруг церкви возведены в 1996.

П.Н. Шармин.

Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной

Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной улице.

Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной улице.

Москва.

Це́рковь Ники́ты Му́ченика на Ста́рой Басма́нной Сретения Владимирской иконы Богоматери (улица Старая Басманная, 16). Построена в 1745—51, предположительно, по проекту архитектора Д.В. Ухтомского (на средства купцов А. Бабушкина, И. Кириллова, А. Рыбинского, В. Прохорова и др.); одно из лучших в Москве произведений зрелого барокко. Расположена на месте деревянного храма, сооружённого в 1517 по велению великого князя Василия III в память пребывания в Москве (для поновления) иконы Владимирской Богоматери, «честного и славного её сретения и провожения». В 1635 построен каменный храм иконы Владимирской Богоматери с освящёнными в ней приделами великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи (с этих пор за храмом укрепилось нынешнее название). Существующее здание состоит из собственно храма с апсидой и притвором, трапезной и колокольни. Собственно храм (главный престол иконы Владимирской Богоматери) представляет собой двухъярусный, несколько вытянутый по продольной оси восьмерик, перекрытый куполом, увенчанным главой на барабане. Пластическая выразительность боковых фасадов усиливается торжественными четырёхколонными тосканскими портиками (северный утрачен) перед входами, характерными для середины XVIII в. парными пилястрами, членящими плоскости стен, и различными по формам наличниками. Особой эффектностью отмечено оформление верхнего яруса храма, пилястры которого получили пышные композитные капители, а наличники — завершение в виде «разорванных» фронтонов с парными головками херувимов. Двухсветная трапезная (престолы великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи), сохранившая в своём объёме части стен предшествующей церкви XVII в., покрыта высокой фигурной с переломами и главой крышей, напоминающей формы западноевропейского барокко. Её фасадная декорация с филёнчатыми пилястрами и рамочными, с «ушами», наличниками, украшенными во втором свете лепными замками, была, видимо, выполнена в конце XVIII в. Колокольня с тремя уменьшающимися по объёму прямоугольными в плане ярусами завершена изящным барабаном, несущим невысокий шпиль. Территория церковного участка обнесена барочной, одной из красивейших в Москве оградой (XVIII в.; изготовлена на средства заводчика И.Н. Демидова), с коваными металлическими решётками между кирпичными столбами, завершёнными белокаменными вазонами. 20 августа 1830 в храме на отпевании своего дяди, поэта В.Л. Пушкина, присутствовал А.С. Пушкин. Церковь была закрыта в 1933. В 1990 возвращена общине верующих, с 1995 богослужения проводятся регулярно. Ведутся восстановительные работы.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест»

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

"Большой Крест" в конце XIX в.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца «Большо́й Крест» (что у Крестного целования) (улица Ильинка, ныне сквер между домами 13-21). Построена в 1680-89 на средства архангелогородских купцов Филатьевых, возможно, при участии мастеров Оружейной палаты. Здание, сооружённое в стиле зрелого московского барокко, представляло собой одно из самых оригинальных произведений русского зодчества конца XVII в. Чрезвычайно высокий трёхсветный на подклете четверик храма с трёхчастной скруглённой апсидой и папертью-галереей венчало тесно сдвинутое пятиглавие. На галерею вели две крутые лестницы, начинавшиеся у юго-западного угла подклета и поднимавшиеся к южным и западным входам в храм. Белокаменное убранство памятника, используя декоративные приёмы предшествующих эпох, во многом предвосхищало художественные формы, получившие широкое распространение в зодчестве рубежа XVII-XVIII вв. Фасады четверика завершались широким 2-ярусным антаблементом. В нижнем ярусе антаблемента помещались шестигранные окна в ажурных резных обрамлениях, в верхнем - ряды кокошников, заполненных ребристыми раковинами-гребешками. Такие же раковины располагались в основаниях гранёных барабанов глав, украшенных золочёными звёздами. Фасады членились колонками с композитными капителями. Большие прямоугольные окна первого и второго света были обрамлены колончатыми, с изящными фигурными навершиями наличниками. В церкви хранился огромный двухметровый крест с 156 частицами мощей. Разобрана в 1933. Золочёный иконостас храма в настоящее время находится в трапезной Троице-Сергиевой лавры (Московская область).

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца «Красный» Звон

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца «Кра́сный» Звон (Никольский переулок, 9а). Построена на средства купца Полякова в 1858 (предположительно, по проекту архитектора А.М. Шестакова или Н.И. Козловского) на месте кирпичного храма, известного с 1561 и стоявшего на оживлённой трассе, связывавшей район Зарядья с Занеглименьем. Церковь XVI в. строилась на средства купца Григория Твердикова; предполагается, что семья Твердиковых снабдила колокольню западноевропейскими колоколами, благодаря красивому звону которых церковь и получила прозвания «У хороших колоколов», «Красный звон», «У красных колоколов». К концу XIX в. из прежних «красных» колоколов остался один - полиелейный (ныне находится в Коломенском). Существующая церковь (главный престол Рождества Богородицы) представляет собой низкий прямоугольный в плане объём (на фасадах равномерно расчленён пилястрами), включающий два придела (Никольский и Зосимы и Савватия) и основание 3-ярусной колокольни, возвышающейся над его западной частью. Выстроенная в духе эклектики, ориентированной в трактовке некоторых элементов на образцы древнерусской архитектуры, церковь увенчана крупным, широко расставленным пятиглавием на барабанах, декорированных кокошниками; колокольня завершена шатром. Стройная вертикаль колокольни некогда играла значительную роль в панораме Китай-города. Церковь была закрыта в 1927-91.

П.Н. Шармин, А.Ф. Бондаренко.

Церковь Николая Чудотворца в Блинниках

Церковь Николая Чудотворца в Блинниках.

Церковь Николая Чудотворца в Блинниках.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Бли́нниках (в Кленниках) (улица Маросейка, 5). Построена в 1657 вплотную к деревянной церкви Симеона Дивногорца, сооружённой в 1468 по обету Ивана III в ознаменование спасения Кремля от пожара. От первоначального здания сохранился лишь высокий подклет, послуживший основанием для нового храма, строительство которого началось после пожара в 1701. Двухсветный четверик основного объёма в духе московского барокко, повторяя план более раннего здания, имеет двухапсидный алтарь и двухэтажный северный Казанский придел с самостоятельной апсидой. Паперть, объединяющая с запада храм и придел, сооружена в первой половине XVIII в., 3-ярусная барочная колокольня и короткий переход, связывающий её с папертью, — в 1749. Колончатые наличники на фасадах храма, завершённые разорванными фронтончиками, овальными в первом свете и треугольными во втором, а также прямоугольные обрамления окон подклета восстановлены во время реставрации в 1920-х гг. Типичная для середины XVIII в. колокольня с прямоугольными в плане ярусами (верхний имеет скошенные углы) сохранилась почти без изменения. Её нижний ярус обработан рустом, верхние — пилястровыми портиками с тонко прорисованными белокаменными капителями. Была закрыта в 1931—90. Основная святыня храма — икона Сергия Радонежского с частицей его мощей.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Голутвине

Церковь Николая Чудотворца в Голутвине.

Церковь Николая Чудотворца в Голутвине.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Голу́твине (1-й Голутвинский переулок, 14). Построена в 1686—92. Расположена на месте небольшого монастыря Рождества Богородицы на Голутвине в Колычёвой слободе, упомянутого в завещании великого князя Ивана III в 1504. Несимметричная композиция существующего ныне здания, сложившаяся в несколько этапов на протяжении XVII — XIX вв., состоит из двухсветного пятиглавого четверика храма с трёхчастной апсидой (главный престол Рождества Богородицы) и двухпридельной трапезной (престолы: южный — первоначально Параскевы Пятницы, затем Николы, северный — иконы Тихвинской Богоматери) с притвором. Первая крупная перестройка церкви была предпринята в 1772, когда частично были переделаны трапезная с южным приделом и апсида храма, получившие декоративную отделку в стиле барокко. В 1823 по проекту архитектора Ф.М. Шестакова трапезную расширили северным приделом, решённым в стиле ампир. Тогда же на западном фасаде трапезной, перед входом, был сооружён небольшой притвор. В ходе реставрационных работ, проведённых в 1993—95, на четверике храма были восстановлены 2 ряда венчающих его кокошников, барабаны пятиглавия, поднятые на постаменты, профилированный венчающий карниз, а также угловые полуколонки, килевидные оконные наличники и перспективный портал на южном фасаде; на апсиде храма сохранён барочный декор с характерными для второй половины XVIII в. «ушастыми» наличниками на окнах, завершёнными накладными панелями с сандриками. Такие же обрамления имеет и южный придел трапезной, однако его скруглённая апсида, не подвергавшаяся перестройке, сохранила первоначальные килевидные наличники. Церковь была закрыта в 1923; значительная часть изъятых икон передана в Государственную Третьяковскую галерею. Богослужения возобновлены в 1992. Церковь занимает значительный по площади участок на пересечении 1-го и 2-го Голутвинских переулков, обнесённый восстановленной в формах XVIII в. оградой со Святыми воротами. Ведётся восстановление трехъярусной надвратной колокольни, построенной в линии ограды в 1769 и разобранной в 1934.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Дербенёвском

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Дербенёвском (в Ольховце, в Новой Стрелецкой слободе) (Уланский переулок, 11). Построена в Стрелецкой слободе в 1711—15, на месте одноимённого деревянного храма, известного с 1635. Первоначально состояла из двухсветного четверика храма с трёхчастной апсидой и небольшой трапезной. В дальнейшем облик здания неоднократно изменялся; в 1722 с северной стороны трапезной был выстроен Сергиевский придел, в 1791 с запада по оси с храмом возведена колокольня, в 1878 и в 1894 по проекту архитектора К.М. Быковского трапезная была полностью перестроена, получив два симметричных придела (северный придел сохранил своё прежнее посвящение, южный — освящён во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), а по сторонам колокольни возведены две равновеликие палатки. Неоднократно обновлялась также и декоративная обработка фасадов храма и апсиды. Фасады искажены поздними пристройками, утрачены завершение храма и верхние ярусы колокольни, большинство декоративных деталей срублено. Храм закрыт в 1927.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Заяицком

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Зая́ицком (2-й Раушский переулок, 1—4). Построена в 1740 — 1750-х гг. на месте кирпичного храма, сооружённого в 1652 в слободе заяицких казаков. Деревянная же церковь существовала здесь, на низком правом берегу Москвы-реки, напротив устья р. Яузы, вероятно, уже в конце XV в. Сооружение церкви началось на средства купцов Москвиных и Турчаниновых в 1741 по проекту архитектора И.С. Мергасова и под присмотром архитектора И.Ф. Мичурина. В 1743 недостроенное здание рухнуло, а его восстановление из-за нехватки денег было приостановлено в 1748, когда уже была возведена колокольня; строительство завершилось в 1751—59, возможно, по проекту Д.В. Ухтомского. Сооружённое в стиле зрелого барокко здание состоит из двухсветного четверика храма с прямоугольной в плане апсидой (главный престол Преображения; усложнена на востоке скруглённым выступом), трапезной (престолы Никольский и Сергиевский) и колокольни. Храм завершался сомкнутым сводом и выглядел непропорционально приземистым по сравнению с высокой 4-ярусной колокольней, сохранившейся в настоящее время лишь на высоту двух нижних ярусов, поражающих монументальностью своих форм. Очевидно, пластическому строю колокольни более соответствовало предполагавшееся первоначальным проектом завершение храма 2-ярусным восьмериком. В оформлении здания применена система пилястровых портиков; в обрамлении больших арочных окон храма и трапезной использованы нарядные белокаменные наличники с укрупнёнными деталями, что придаёт фасадам почти дворцовый характер (белокаменная отделка памятника осталась незавершённой). Территорию вокруг церкви окружала современная ей ограда с великолепными коваными решётками, сохранившаяся ныне только по линии переулка. Со стороны реки, в линии ограды, в середине XIX в. был сооружён одноэтажный складской корпус. К западу от церкви, на противоположной стороне переулка, находится двухэтажный дом причта середины XVIII в., являющийся интересным примером жилой постройки в стиле барокко. Церковь закрыта в 1933. Её храмовая икона — «Преображение» (конец XV в.) — находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях.

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Звонаря́х (Рождественка, 15/8). Построена в 1762—81 на средства владельца соседней усадьбы графа И.И. Воронцова по проекту архитектора К.И. Бланка. В начале XVII в. на этом месте, вблизи дороги, проходившей по левому берегу р. Неглинной, находился «Убогий дом», а при нём деревянная Никольская церковь, заменённая около 1657 каменной. Позже, с 1677, когда на этой территории уже размещалась слобода, заселённая звонарями колокольни «Иван Великий», церковь получила ставшее употребительным наименование — «в Звонарях». Существующее здание сооружено в стиле барокко и состоит из двухпридельного храма (главный престол Благовещения, приделы Николая и Иоанна Предтечи) с апсидой, двухпридельной трапезной (престолы Сретения и Димитрия Ростовского) и колокольни. Основной объём представляет собой монументальный двухсветный четверик, над которым вознесён крупный стройный восьмерик, доминирующий в окружающей застройке. Его подчёркнуто-богатое декоративное оформление в виде пышных композитных капителей на угловых пилястрах и крупных, рассчитанных на восприятие с большого расстояния наличников, украшенных головками серафимов, контрастирует с упрощённой, несколько плоскостной моделировкой отделочных деталей на других объёмах. Церковь занимает угловой участок на пересечении Рождественки и Звонарного переулка, выступая на красную линию улицы восточным фасадом с прямоугольной в плане апсидой. Небольшие пристройки, примыкающие по сторонам к колокольне, сделаны в конце XIX в. Ограда церковного участка возведена в XIX в. Храм был закрыт в 1933, принадлежал Московскому архитектурному институту. В 1994 в церкви учреждено подворье Успенского Пюхтицкого монастыря.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках.

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Коте́льниках (1-й Котельнический переулок, 8, 10). Построена в 1822—24 на средства князя С.М. Голицына. Ей предшествовали две кирпичные церкви (1657 и 1688), а деревянный храм на этом месте (в древней Котельной слободе) появился, по-видимому, ещё в XVI в. Проект здания, принадлежащий архитектору О.И. Бове, при реализации был несколько изменён архитектором Д.И. Жилярди в духе позднего ампира. Здание состоит из храма типа ротонда на четверике с полукруглой апсидой, небольшой трапезной и 2-ярусной (с прямоугольными в плане ярусами) колокольней; несимметричная композиция, восходящая к традициям XVII в., видимо, связана с использованием фундаментов более ранней церкви, сооружённой предками заказчика, Строгановыми, издавно жившими в этом приходе. Церковь поставлена на склоне Швивой горки и рассчитана на восприятие как с берега реки, так и с переулка, проходящего вдоль её фасада. В 1873 с запада, перед входом, было возведено высокое крыльцо. Тогда же в трапезной был устроен придел Святой Евдокии. Отделка фасадов памятника сочетает характерную для позднего ампира строгость и чёткость линий с измельчённой, дробной моделировкой некоторых деталей. Обращённый к переулку южный фасад четверика храма акцентирован плоским четырёхпилястровым портиком, завершённым фронтоном, а в простенках между пилястрами над окнами помещены замечательные горельефные композиции: «Вход в Иерусалим», «Поклонение волхвов» и «Избиение младенцев». Стены по периметру здания опоясывает широкий фриз, включающий на четверике храма и нижнем ярусе колокольни триглифы и метопы, украшенные тщательно проработанными лепными медальонами. Столь же тонким рисунком отличаются ионические капители пилястр, декорирующих ротонду храма и верхний ярус колокольни. Сохранившийся на участке рядом с церковью двухэтажный кирпичный дом причта перестроен в ампирных формах в 1840-х гг. из одноэтажного с мезонином здания богадельни. Церковь была закрыта в 1917—92. Частично реставрирована в 1970-х гг.; ныне имеет статус патриаршего подворья.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецах

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецах.

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецах.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Кузнеца́х (Вишняковский переулок, 15/19). Построена в первой половине XIX в. на территории древней Кузнецкой слободы. Первый деревянный храм появился на этом месте не позднее конца XVI в., кирпичная церковь была сооружена здесь в 1681—83 и перестроена в XVIII в. Объём существующего здания сложился в несколько этапов. Собственно храм, сохранивший основание прежней церкви, построен в 1805 и представляет собой широкую ротонду на четверике, к которому примыкает крупная полукруглая апсида. Его проект принадлежит, вероятно, архитектору школы М.Ф. Казакова. Характерной особенностью храма, определяющей своеобразие его облика, являются крупные ордерные композиции, объединяющие тройные окна ротонды и полуциркульные люнеты в её куполе. Плоские пилястровые портики на боковых фасадах четверика и редкие в московском церковном зодчестве горельефные изображения четырёх апостолов, расположенные в круглых нишах над окнами первого света, появились во время поновления церкви в XIX в. Двухпридельная трапезная (престолы Введения и Сергия Радонежского) и двухъярусная колокольня (нижний ярус, возможно, XVIII в.) построены в 1847. Их архитектура выдержана в духе ранней эклектики, интерпретировавшей формы барокко. В храме и трапезной находятся иконостасы середины XIX в. Настенная роспись поновлена в 1895. По линии переулка сохранилась ограда XIX в. с двумя воротами. В церкви находятся святыни: чудотворная икона Богоматери «Утоли моя печали» (XVIII в.), перенесённая из разрушенной церкви Николая Чудотворца на Пупышах; икона-«заместительница» Иверской Богоматери (копия конца XVIII в. образа из Иверской часовни у Воскресенских ворот), перенесённая из церкви Георгия на Всполье; чтимая икона Богоматери «Взыскание погибших»; храмовая икона Николая Чудотворца с житием (первая половина XVII в.); напрестольное Евангелие (напечатано в 1698). В иконостасе Сергиевского придела находится также редкая по композиции икона «Святитель Алексей, возлагающий крест на преподобного Сергия».

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаеве

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаеве.

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаеве.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Подкопа́еве (в Подкопаях, в Подкопае что на Кулишках) (Подкопаевский переулок, 15/7). Построена на углу Подкопаевского переулка и Подколокольного переулка, вероятно, в середине XVII в. Небольшой двухсветный четверик с крупной полукруглой апсидой (главный престол Казанской Богоматери), возможно, повторяет пропорции и план предшествующего здания, известного с 1629. Деревянная же церковь на этом месте впервые упоминается в 1493 в связи с великокняжеским дворцом, стоявшим здесь, на берегу р. Рачки. Храм имеет высокое восьмигранное завершение, появившееся во время обновления церкви в 1700 и частично скрытое более поздней купольной крышей. После пожара 1812 церковь бездействовала до 1855, когда вместе с прилегающим к ней участком и отдельно стоящей колокольней, построенной на средства прихожан в 1759, была передана Александрийскому патриаршему подворью. Последовавшее за этим обновление здания продолжалось до 1858 по проекту Н.И. Козловского. К этому времени относится небольшая трапезная с двумя симметричными приделами (престолы Сергия Радонежского и Николая Чудотворца), обработанная в стилизованных барочных формах (раскрепованные на углах пилястры, окна с лучковыми перемычками в рамочных наличниках), соответствующих облику храма, который он приобрёл к XIX в. От первоначального декора на четверике храма сохранились широкие угловые лопатки, а на апсиде — фрагмент поребрика и треугольное навершие наличника. Высокая 3-ярусная колокольня, стоящая севернее церкви на красной линии Подкопаевского переулка, — типичное для эпохи барокко сооружение с пластичной прорисовкой парных угловых пилястр, многообломных карнизов и обрамлений проёмов. С востока, по Подколокольному переулку, к церкви примыкает глухая стенка ограды середины XIX в. В линии ограды в 1885 по инициативе настоятеля подворья архимандрита Геннадия была возведена часовня. Прямоугольное в плане сооружение в «русском стиле» завершено рядом кокошников; его деревянное шатровое покрытие восстановлено в 1990-х гг. В глубине участка находится двухэтажный кирпичный жилой корпус середины XIX в. Церковь была закрыта в 1930-х гг. Богослужение возобновлено в 1991.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Покровском

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Покро́вском (в Рубцове) (Бакунинская улица, 100). Построена в 1765—66 на месте деревянной церкви 1721. Симметрично-осевая композиция церкви состоит из храма с апсидой, двухпридельной трапезной (престолы Покрова Богородицы, Петра и Павла) и колокольни. Сильно перестроенная в XIX в. и значительно пострадавшая после закрытия в 1931 церковь сохранила от первоначального объёма лишь характерный для эпохи зрелого барокко массивный и грузный двухсветный четверик храма, завершённый сомкнутым сводом. Его углы обработаны широкими гладкими лопатками, а фигурный барабан главы восстановлен в ходе реставрационных работ. В 1889—93 по проекту архитектора П.П. Зыкова трапезная церкви была расширена, получив декоративное оформление в формах «русского стиля» с использованием в венчающем карнизе поясов филёнок, «сухариков» и «городков», а также крупных килевидных наличников на окнах. Фрагменты стен апсиды и нижнего яруса колокольни сохранились в составе поздних пристроек, примыкающих к церкви с востока и запада. Рядом с храмом, с юга, находится двухэтажный кирпичный дом причта конца XIX — начала XX вв. Церковь была закрыта в 1931—92. Богослужения возобновлены в 1992. Ведутся реставрационные работы.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Пыжах

Церковь Николая Чудотворца в Пыжах.

Церковь Николая Чудотворца в Пыжах.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Пыжа́х (Большая Ордынка, 27а). Построена стрельцами полка Богдана Пыжова в 1670—72 (по другим сведениям, в 1647—57) на месте деревянного храма, известного с 1635. Главный престол освящён во имя Благовещения. Общая композиция храма характерна для посадских церквей этого времени: двухсветный четверик основного объёма завершён горкой кокошников и увенчан пятиглавием, сохранившим первоначальные ажурные кресты; широкий трёхчастный алтарь со скруглёнными апсидами акцентирован над боковыми полукружиями (здесь находились престолы Антония и Феодосия Печерских и Николая Чудотворца) прямоугольными постаментами, завершавшимися главками. Трапезная и 3-ярусная шатровая колокольня, нижний ярус которой трактован как крыльцо перед входом в церковь, сооружены в 1691—92. Декор — угловые колонки и пилястры с кубышками между апсидами, многообломные карнизы и филёнки, аркатура на барабанах глав, различные по форме наличники — выделяется тонкой, пластичной моделировкой кирпичных и белокаменных деталей. С южной стороны трапезной в 1811 пристроен Никольский придел, решённый в формах классицизма. Одна из икон — «Спас Вседержитель» (1674) находится в Государственной Третьяковской галерее. В церкви хранятся мощи великомученицы княгини Елизаветы и святителя Тихона, патриарха Московского, частица облачения священномученика Владимира, митрополита Киевского. Церковь была закрыта в 1934—91. Реставрирована в 1960-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Сабурове

Церковь Николая Чудотворца в Сабурове.

Церковь Николая Чудотворца в Сабурове.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Сабу́рове (Каширское шоссе, 51—59). Построена в старинном дворцовом селе в 1693—95, возможно, с использованием фундаментов одноимённого кирпичного храма, сооружённого местными крестьянами в 1595. Небольшая скромная церковь была перестроена в 1861, получив новую трапезную с двумя приделами (Ильи Пророка и иконы Иверской Богоматери) и колокольню. Первоначальные объёмы — одноглавый двухсветный четверик храма и полукруглая апсида — обладают несколько запоздалым для своего времени декором, трактованным упрощённо и скупо; завершение стен аттиком с поясом кокошников и карнизом-«пилой», обрамление окон килевидными наличниками на полуколонках более характерны для московской архитектуры середины XVII в. Столь же архаично выглядит перспективный портал на южном фасаде храма (на северном фасаде такой же портал утрачен, а дверной проём заложен). Церковь расположена несколько в стороне от застройки современного микрорайона Сабурово, на высоком, крутом берегу Москвы-реки, фиксируя уникальную видовую точку, с которой открываются впечатляющие виды на Николо-Перервинский монастырь и усадьбу Коломенское. Церковь была закрыта в 1939—91. Реставрирована в 1991—96.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Толмачах

Церковь Николая Чудотворца в Толмачах.

Церковь Николая Чудотворца в Толмачах.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Толмача́х (Сошествия Святого Духа в Кадашёве, в Толмачах) (Малый Толмачёвский переулок, 9). Занимает угловой участок на пересечении Большого и Малого Толмачёвских переулков. Построена в 1690—97 на средства «гостей» Добрыниных на месте деревянной церкви, известной с 1625. Главный престол освящён во имя Сошествия Святого Духа, придел, освящённый во имя Николая Чудотворца, находился в трапезной. От первоначальной композиции сохранился типичный для своего времени двухсветный пятиглавый четверик основного объёма храма с декором в духе московского барокко. Его стены завершены широким антаблементом с кокошниками, заполненными белокаменными раковинами-гребешками, углы обработаны полуколонками, украшенными редкими для конца XVII в. ионическими капителями. На окнах и входах обрамления имеют навершия в виде разорванных фронтончиков. Трёхчастный алтарь храма перестроен в первоначальных архитектурных формах и габаритах, но с более высоким сводом в 1856—58. Трапезная с двумя симметричными приделами (Николая Чудотворца и Покрова Богородицы) и 4-ярусная колокольня сооружены в стиле ампир по проекту архитектора Ф.М. Шестакова в 1833—34. Работы финансировались прихожанами, среди которых особо выделялись известные купеческие фамилии: Медынцевых, Шестаковых, Чижовых, Козлининых, Страховых, Булочкиных и Третьяковых. Чрезвычайно выразительная по силуэту колокольня с динамично уменьшающимися снизу вверх ярусами обработана ионическими портиками. Её вертикаль является одним из ведущих высотных ориентиров в панораме Замоскворечья, открывающейся от Кремля. В интерьере трапезной убранство поновлено в 1845; сохранились колонны, оформляющие восточную часть её внутреннего пространства, пристенные киоты из искусственного мрамора и лепнина. Закрыта в 1929. Реставрирована в 1989—92. Часть икон из главного иконостаса находится в Государственной Третьяковской галерее.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Троекурове

Церковь Николая Чудотворца в Троекурове.

Церковь Николая Чудотворца в Троекурове.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Троеку́рове (улица Рябиновая, 24а). Построена в усадьбе князей Троекуровых в 1699—1706. Существующая ныне колокольня, объединённая с храмом небольшим переходом, сменила первоначальную в 1745, когда усадьба перешла Салтыковым. Монументальный двухэтажный храм (на втором этаже находится летняя церковь Алексия Митрополита) центрического типа по характеру своего пространственного решения и фасадного декора, интерпретирующего формы западноевропейского барокко, стоит особняком в русской архитектуре рубежа XVII—XVIII вв. Здание представляет собой трёхсветный со скруглёнными углами четверик, в объём которого вписана внутренняя ротонда, несущая купольный световой барабан, увенчанный двумя меньшими по объёму цилиндрическими барабанами. Все фасады четверика обработаны укрупнёнными пилястрами и завершены широкими люнетами, придающими зданию снаружи крестообразное очертание. Элементы фасадного декора — венчающий и междуэтажный карнизы, обрамления различных по форме окон, порталы усложнённого рисунка — имеют упрощённую плоскостную трактовку. Их детальная проработка, по-видимому, осталась не законченной. Высокая двухъярусная колокольня в стиле барокко соответствует укрупнённым пропорциям храма. Четверики её ярусов со скошенными углами, оформленные пилястровыми портиками, завершены гранёным резонатором. Расположенная на склоне широкой поймы р. Сетуни церковь замыкала перспективу, открывавшуюся от главного дома усадьбы, стоявшего на самой высокой точке рельефа. Церковь была закрыта в 1934—92. Ведутся восстановительные работы.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках.

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Хамо́вниках (переулок Тимура Фрунзе, 1). Построена в слободе царских ткачей (хамовников) во второй половине XVII в. Основной объём, сооружённый в 1679—82, представляет собой типичный для приходских храмов этого времени двухсветный четверик с трёхчастной апсидой, завершённый горкой кокошников и декоративным пятиглавием. Одностолпная трапезная с южным приделом Алексия Митрополита и 3-ярусная шатровая колокольня, расположенные по одной оси, пристроены в 1692. В 1757 в северной части трапезной был устроен второй придел Димитрия Ростовского, переосвящённый позднее во имя иконы Богоматери «Споручница грешных». Художественная выразительность фасадного убранства, выполненного с использованием поливных изразцов, значительно усилена яркой полихромной раскраской кирпичных деталей. Изразцы помещены в кокошниках храма, нижний ряд которых, в отличие от большинства подобных памятников Москвы, не отделён от поля стены карнизом. Объём четверика выглядит от этого более монументальным, что подчёркивают гладкие, нерасчленённые пучки угловых полуколонок. Килевидные оконные наличники составлены из деталей «штучного набора». Вертикальная ось на боковых фасадах храма акцентирована нарядными перспективными порталами и тройными «корунами», завершающими наличники окон второго света. Особенно нарядна колокольня церкви — одна из самых высоких шатровых колоколен в Москве. Её верхний восьмигранный в плане ярус декорирован ширинками с изразцовыми вставками. Вытянутые килевидные обрамления арок звона усиливают динамику устремлённого ввысь шатра с тесно поставленными в три ряда окнами-слухами. Три небольших тамбура, примыкающих к колокольне, и чугунные навесы над входами появились в XIX в. Живопись в интерьере и иконостасы выполнены в 1840-х гг., поновлены в 1872. На участке рядом с церковью находятся два дома причта, построенные в XIX в. Ограда вокруг участка сооружена в 1880-х гг.; в 1959, в связи с расширением улицы, перенесена ближе к церкви. В храме хранятся святыни: икона Святого Алексия Митрополита (1686), принадлежащая письму царского изографа Ивана Максимова; икона Смоленской Богоматери (XVII в.); икона Иоанна Воина (XVIII в.); чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных» — список 1840-х гг. с одноименной иконы из Николаевского Одрина монастыря в Орловской губернии. Церковь реставрирована в 1949 и 1972.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца в Щепах

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Щепа́х (1-й Смоленский переулок, 20). Построена на средства прихожан в 1686, сменив деревянный храм 1649, вблизи государева дровяного щепного двора. От первоначальной композиции традиционной для того времени приходской церкви сохранился двухсветный четверик храма (имел пятиглавое завершение) с полукруглой апсидой и трапезной. В первой половине XIX в. (после 1812) трапезная была расширена южным приделом Петра и Павла, а со стороны западного фасада возведена 3-ярусная колокольня. В 1884 придел получил с востока небольшую пристройку, в которой разместился престол Симеона и Анны. Здание сильно перестроено и почти утратило облик культового сооружения: со всех сторон возведены пристройки производственного назначения, храм и трапезная надстроены вторым и третьим этажами, верхние ярусы колокольни разобраны, на фасадах срублены детали декора, проёмы расширены. Вместе с тем пробные зондажи, проведённые на памятнике, показали, что под поздней штукатуркой в нескольких местах сохранились остатки первоначального архитектурного убранства (фрагменты наличников и карнизов). Вокруг церкви частично уцелела ограда первой половины XIX в. Была закрыта в начале 1930-х гг. Воскресные богослужения возобновлены в 1994.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца на Берсеньевке

Церковь Николая Чудотворца на Берсеньевке.

Церковь Николая Чудотворца на Берсеньевке.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца на Берсе́ньевке (в Верхних Садовниках что за Берсеневою решёткой) (Берсеневская набережная, 22). Построена в 1656—57 в комплексе усадьбы думного дьяка Аверкия Кириллова, возможно, с использованием фрагментов фундамента предшествующего кирпичного храма, известного с 1625. Ещё ранее на этом месте находилась деревянная церковь Николая Чудотворца на Песку, известная с 1475. Несимметричная композиция существующего здания состоит из двухсветного пятиглавого четверика храма (главный престол Троицы) с трёхчастной апсидой, галереей-папертью вдоль северного фасада и двухпридельной трапезной (сменила первоначальную в 1817—23; престолы: Никольский и Феодосия Печерского). Боковые полукружия апсиды, выделенные небольшими главками, выступают относительно фасадов храма, причём северное полукружие значительно крупнее южного и имеет самостоятельный вход из паперти. На северном фасаде паперти устроено крупное, опирающееся на столбы-«кубышки» крыльцо с висячей гирькой. Второе такое же крыльцо находилось на восточном фасаде паперти, перед входом в склеп Кирилловых, располагавшийся в подклете. Четверик основного объёма, завершённый двумя рядами кокошников, обладает развитым архитектурным декором — угловые колонки, поддерживающие сложный венчающий карниз, килевидные оконные наличники различных типов (на боковых фасадах завершены тройными «корунами»), аркатура на барабанах глав, выполненных с использованием «штучного набора» и отличающихся измельчённым, несколько вычурными рисунком. Подчёркнуто декоративный характер архитектуры здания усиливают яркая полихромная раскраска деталей декора (восстановлена в начале 1990-х гг.) и изразцы (сохранились в филёнках на фасадах паперти). Ампирные формы трапезной со строгими пилястровыми портиками на боковых фасадах (северный фасад завершён фронтоном) мало гармонирует с обликом храма. В 1854 с западной стороны к трапезной была пристроена колокольня (не сохранилась). Церковь расположена в глубине участка и вместе с палатами Аверкия Кириллова (первоначально была объединена с ними переходом) образует уникальный для Москвы комплекс, придающий панораме Берсеневской набережной неповторимое своеобразие. Церковь была закрыта в 1930—92. Реставрирована в 1970-х гг.

П.Н. Шармин.

Предыдущая страница Следующая страница