Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ц" (часть 7, "ЦЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 7, "ЦЕР")

Церковь Николая Чудотворца на Болвановке

Церковь Николая Чудотворца на Болвановке.

Церковь Николая Чудотворца на Болвановке.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца на Болва́новке (улица Верхняя Радищевская, 29). Построена в 1697—1712 при участии зодчего Осипа Старцева на месте деревянной церкви начала XVII в. Включает расположенные по одной оси двухэтажный храм с апсидой, трапезную и колокольню. На первом этаже находился главный престол Николая Чудотворца, на втором (в храме) — престол Петра и Павла, в трапезной — престолы Введения во храм и Иоанна Предтечи. Архаично (для рубежа XVII—XVIII вв.) выглядит завершение трёхсветного четверика основного объёма горкой кокошников и тесно сдвинутым декоративным пятиглавием. В предшествующей архитектурной традиции выполнены трёхчастный алтарь (апсиды нижней церкви несколько выдвинуты на востоке по отношению к верхней), трапезная, равная по ширине храму, и высокая 3-ярусная шатровая колокольня. Весь силуэт здания отличается слитностью объёмов и подчёркнутой вертикальностью. Церковь сильно пострадала во время пожара в середине XVIII в., почти полностью утратив детали белокаменного декора, выполненного в духе московского барокко. В 1900—05 на средства М.В. Коликова и под наблюдением архитектора В.А. Осипова были проведены реставрационные работы, частично возвратившие памятнику его первоначальный облик. Однако восстановленные в это время парные колонки на углах нижнего этажа и колончатые наличники с фигурными навершиями (на храме и на первом этаже трапезной) обладают укрупнёнными пропорциями и суховатой отделкой. Роспись в интерьере выполнена живописцами-реставраторами М.И. и И.М. Дикарёвыми.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца на Старом Ваганькове

Церковь Николая Чудотворца на Старом Ваганькове.

Церковь Николая Чудотворца на Старом Ваганькове.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца на Ста́ром Вага́нькове (Ваганьковский переулок, 14). Построена в первой половине XVII в. на белокаменном подклете одноименного храма (1531), которому предшествовала деревянная церковь, принадлежавшая, по-видимому, подворью Николо-Песношского монастыря. В 1745—59 здание было перестроено в формах барокко, сохранив от первоначального объёма лишь небольшой бесстолпный четверик храма. Его прежнее трёхшатровое завершение сменил низкий восьмерик, а трёхчастный алтарь — скруглённая асимметричная апсида. К этому же строительному периоду относится южный Сергиевский придел храма, почти полностью закрывающий с этой стороны фасад четверика. Церковь ремонтировалась в 1842, при этом было разобрано завершение колокольни, а её нижний ярус превращён в притвор. Следующий этап формирования композиции здания (1895—1903) связан с сооружением пристройки с западной стороны придела и крыльца на его южном фасаде, а также строительством новой 2-ярусной колокольни, решённой в неорусском стиле. Её нижний ярус представляет собой четверик, включающий в свой объём основание прежней колокольни, а верхний ярус воспроизводит форму открытых звонниц псковского типа. Церковь находится во дворе дома Пашкова и отделена от улицы глухой кирпичной оградой, построенной в 1792. В середине XIX в., после устройства в Пашковом доме гимназии, а затем Румянцевского музея, церковь стала домо́вой при этих учреждениях. Была закрыта в 1920-х гг. Находится в процессе реставрации. В церкви хранится деревянная скульптура Николы Можайского (XIX в.).

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца на Студенце

Церковь Николая Чудотворца на Студенце.

Церковь Николая Чудотворца на Студенце.

Москва.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца на Студенце́ (Таганская улица, 20а). Построена в 1672—73 или в 1699—1702 в центре Семёновской слободы, располагавшейся вблизи Таганских ворот Земляного города. Несимметричная композиция здания, состоящая из двухсветного пятиглавого четверика собственно храма (главный престол иконы Казанской Богоматери) с трёхчастной апсидой и трапезной (с 1756 престол Трёх Святителей) с северным Никольским приделом, соответствует традициям посадского строительства Москвы XVII в. Никольский придел, трактованный как самостоятельная церковь с одноглавым двухсветным четвериком основного объёма, скруглённой апсидой и трапезной, значительно обогащает силуэт здания, позволяя воспринимать его с разных сторон в различных живописных ракурсах. С западной стороны первоначально располагалась, очевидно, колокольня, которую в середине XIX в. сменила паперть с открытой аркадой. Во второй половине XIX в. южный фасад храма был искажён массивным закрытым крыльцом. Храм, оформленный на углах лопатками, завершён двумя рядами кокошников, расположенных «вразбежку», барабаны пятиглавия украшены аркатурой, венчающие карнизы дополнены поясами мелких нишек, «сухариков», поребрика и «пилы». Некоторое разнообразие в систему фасадного декора вносит различная трактовка килевидных и треугольных наверший оконных наличников на фасадах четверика. Паперть декорирована в простенках между проёмами (ныне заложены) тонкими парными пилястрами с профилированными белокаменными базами и капителями. В 1777 в линии северного прясла церковной ограды была возведена отдельно стоявшая 3-ярусная надвратная колокольня, взорванная в начале 1930-х гг., когда была закрыта церковь. Реставрирована в 1966—69. Вновь освящена в 1996 как центр московской единоверческой общины.

П.Н. Шармин.

Церковь Николая Чудотворца на Трёх Горах

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца на Трёх Гора́х (в Новом Ваганькове) (Нововаганьковский переулок, 9). Построена во второй половине XIX — начале XX вв. (в три этапа), сохранив, по-видимому, фрагменты стен предшествующей церкви, сооружённой в 1762—85. Перестройка церкви началась в 1860, когда она получила новую двухпридельную трапезную (престолы Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского) и 3-ярусную колокольню; около 1892 трапезную расширили, а приделы перенесли в самостоятельные помещения, выстроенные по сторонам собственно храма; в 1900—02 по проекту архитектора Г.А. Кайзера (на средства Г.Ф. и Н.Ф. Серебряковых) были реконструированы объём собственно храма (главный престол иконы Богоматери «Живоносный Источник») и его апсида, а с запада перед входом возведено массивное крыльцо. Здание представляет собой четырехстолпное, базиликального типа трёхнефное, трёхапсидное сооружение, эклектичная архитектура которого характеризуется укрупнёнными, тяжеловесными пропорциями и жёсткой моделировкой деталей. Над его центральной частью возвышается большой световой восьмерик; 2 верхних восьмигранных в плане яруса колокольни увенчаны шатром. Фасады церкви, завершённые аттиками с крупными килевидными кокошниками, равномерно расчленены пилястрами, поставленными в простенках между высокими арочными окнами. Церковь расположена на одной из возвышенностей, доминирующих над поймой левого берега Москвы-реки. По периметру участка фрагментарно сохранилась невысокая чугунная ограда начала XX в. Церковь была закрыта в 1929. Ныне ведутся восстановительные работы. Богослужение не возобновлено.

П.Н. Шармин.

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице.

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице.

Москва.

Це́рковь Петра́ и Па́вла на Но́вой Басма́нной (Новая Басманная улица, 11). Построена в 1705—28 (или 1708—23), сменив деревянный храм, сооружённый на этом месте (в Капитанской слободе, заселённой офицерами полков новой регулярной армии) в 1695. Строительство церкви началось, по-видимому, архитектором И.П. Зарудным по указу Петра I и «по данному собственной его величества руки рисунку», но было приостановлено на несколько лет из-за указа 1714 о запрещении каменного строительства в Москве; завершено под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. В 1745—46 по проекту архитектора К.И. Бланка с запада по оси с храмом была возведена колокольня. Церковь принадлежит к немногочисленной в Москве группе памятников раннего барокко, тяготеющего к западноевропейским формам. Поднятое на высоком подклете (здесь находится тёплая церковь Николая Чудотворца), окружённом с трёх сторон открытой галереей, здание представляет собой храм типа восьмерик на четверике с симметрично примыкающими к нему с востока и запада равновеликими трапециевидными в плане апсидой и притвором. Боковые фасады четверика завершены крупными полуциркульными люнетами. Крупный восьмерик с зауженными диагональными гранями перекрыт сомкнутым сводом, несущим гранёный барабан, увенчанный невысоким шпилем. Монументальную представительность объёмов церкви подчёркивало лаконичное декоративное оформление. Фасады украшали лишь профилированные белокаменные карнизы и пилястры. Частично сохранившиеся на фасадах рустованные угловые пилястры и плоские штукатурные наличники, выполненные в необарочных формах, относятся ко времени поновления здания в середине XIX в. Тогда же нижний ярус галереи был приспособлен для размещения 2 приделов (иконы Богоматери «Утоли моя печали» и иконы Владимирской Богоматери) и перестроен переход между храмом и колокольней. Колокольня — одно из самых ярких в Москве произведений зрелого барокко, выделяющееся среди одновременных сооружений динамичным силуэтом и насыщенной ордерной декорацией. Её нижний ярус с широким обходом по верху несёт 3 уменьшающихся по объёму яруса, завершённых главой на гранёном барабане. Нижний ярус обработан рустовкой, верхние — колонными тосканскими портиками, поддерживающими широкие, энергично раскрепованные антаблементы с развитыми белокаменными карнизами. Почти скульптурная пластика архитектурного декора колокольни отчётливо противопоставлена лаконичным формам храма, создавая чрезвычайно эффектную по своей художественной выразительности композицию. В притворе верхней церкви сохранились настенные росписи рубежа XVIII—XIX вв., выполненные на темы Апокалипсиса; в переходе между храмом и колокольней находится чугунная лестница, ведущая на верхний ярус здания. С восточной стороны, на углу участка, сохранилась белокаменная ограда с замечательной кованой решёткой в стиле барокко, выполненной в середине XVIII в. для церкви Спаса на Большой Спасской улице (не сохранилась) и перенесённой сюда в 1966. Церковь была закрыта в 1934—94. Частичная реставрация проведена в 1960-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Петра и Павла у Яузских ворот

Церковь Петра и Павла у Яузских ворот (на Кулишках, у Старых конюшен, в малой Ктурицкой певчей) (Петропавловский переулок, 4). Построена в 1700-02 на месте кирпичного храма, известного с 1629. Композиция здания состоит из храма с трёхчастной апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни с ризницей. Главный престол освящён во имя Знамения Богоматери, престолы в приделах трапезной - во имя Петра и Павла и Казанской Богоматери. Характерный для стиля московского барокко храм представляет собой восьмерик на двухсветном четверике, завершённый главой на гранёном барабане. Детали декора - угловые колонки, карнизы и обрамления проёмов с пышными навершиями - типичны для памятников этого круга. Трапезная перестроена (возможно, с сохранением первоначальных стен) в XVIII и XIX вв. Стройная 3-ярусная колокольня сооружена в 1771 в духе раннего классицизма. Её уменьшающиеся по объёму снизу вверх квадратные в плане ярусы со сложно раскрепованными углами оформлены изящными пилястровыми портиками. В иконостасе сохранились первоначальные золочёные резные детали. Местоположение церкви на возвышенности над поймой р. Яузы определило её ведущую роль в панораме этого района Москвы, открывающейся с противоположного берега реки. С восточной стороны, на красной линии переулка, сохранилась ограда XIX в., служащая подпорной стенкой холма, на котором расположена церковь. По сторонам ограды находятся два принадлежащих причту двухэтажных кирпичных дома рубежа XIX - XX вв. В церкви хранятся святыни: икона Боголюбской Богоматери из часовни у Варварских ворот Китай-города, заказанная в конце XVII в. Петром I; список XVII в. с иконы Грузинской Богоматери из одноименной церкви на Воронцовом поле; напрестольный крест с 36 частицами мощей разных святых; мощи святителя Петра, митрополита Московского, и Нила Столбенского; две иконы Успения Богоматери с 6 частицами мощей разных святых в каждой.

П.Н. Шармин.

Церковь Пимена в Новых Воротниках

Церковь Пимена в Новых Воротниках.

Церковь Пимена в Новых Воротниках.

Москва.

Це́рковь Пи́мена в Но́вых Воротника́х (Нововоротниковский переулок, 3). Построена в 1696—1702, сменив деревянный храм, сооружённый в 1658. Первоначально состояла из собственно храма типа восьмерик на четверике (главный престол Троицы) с апсидой, трапезной с южным приделом (престол Пимена) и колокольни. В 1760—70-х гг. трапезная была значительно расширена, а между 1796 и 1811 увеличена северным приделом (престол иконы Владимирской Богоматери). Тогда же, вероятно, вместо прежней колокольни была возведена новая, перестроенная во второй половине XIX в. В 1881—83 (видимо, по проекту архитектора К.М. Быковского) по сторонам храма для приделов были сооружены самостоятельные симметричные помещения с большими скруглёнными апсидами, вынесенными на линию алтаря главного престола. Фасады церкви получили при этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики, воспроизводящей формы «русского стиля» и московского барокко. В 1893 трапезную вновь расширили к западу и возвели перед входами три крыльца. Восьмерик храма, увенчанный главой на цилиндрическом барабане, обработан на углах колонками с ионическими капителями и украшен колончатыми наличниками с навершиями в виде разорванных фронтонов. Такие же наличники повторены на окнах трапезной и приделов. Их боковые фасады, расчленённые парными полуколонками, завершены массивными аттиками, усложнёнными щипцовыми навершиями и килевидными кокошниками. Архитектура высокой 3-ярусной колокольни, отражающая более ранний этап развития эклектики, характеризуется барочной трактовкой силуэта, сочетающейся с отдельными декоративными формами «русского стиля». Значительную ценность представляет внутреннее убранство церкви, в том числе уникальный двухъярусный мраморный иконостас, в резьбе которого воспроизведены древнехристианские орнаменты и символы (изготовлен в 1897—1907 по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля на средства И.А. Орлова). Настенные росписи сделаны в начале XX в. по эскизам В.М. Васнецова, выполненным для Владимирского собора в Киеве. Церковный участок, занимающий часть квартала, ограниченного Нововоротниковским переулком и Краснобогатырской улицей, окружает кирпичная, с металлическими решётками ограда, сооружённая в псевдобарочных формах в XIX в. В церкви хранится значительное количество икон, датируемых 1730-ми гг. В 1928—29 приходским хором руководил будущий патриарх Пимен.

П.Н. Шармин.

Церковь Покрова Богородицы в Красном селе

Це́рковь Покрова́ Богоро́дицы в Кра́сном селе́ (улица Нижняя Красносельская, 14). Построена в 1701 в древнем дворцовом селе, сменив деревянный храм, известный на этом месте с 1620. В 1730—51 к храму с запада были пристроены обширная четырёхстолпная трапезная и колокольня; в 1816 (возможно, по проекту О.И. Бове) четверик храма надстроили вторым ярусом, представляющим собой четверик со срезанными углами, завершённый низкой купольной ротондой. Расположенные на ризалитах высокие «итальянские» окна четверика получили оформление в виде ионических полуколонн, поддерживающих антаблементы с лепными растительными орнаментами в стиле ампир. Тогда же на фасадах трапезной и колокольни первоначальные барочные формы карнизов и наличников были заменены на ампирные. Церковь поновлялась в 1838. К 1901 относится сооружение по сторонам храма двух симметричных приделов Петра и Павла и Симеона и Анны (ныне Николая и Иоанна Предтечи), оформленных дорическими портиками. Закрыта в 1933; были разобраны апсида и верхний ярус двухъярусной колокольни, на фасадах частично срублены детали архитектурного декора; с северной и южной сторон трапезной возведены пристройки. В настоящее время ведутся восстановительные работы. Богослужения возобновлены в 1996.

П.Н. Шармин.

Церковь Покрова в Медведкове

Церковь Покрова в Медведкове (Заповедная улица, 52). Построена в 1634-35 и 1640 в усадьбе князя Д.М. Пожарского на месте деревянной церкви 1623. В основе пространственного решения памятника лежит типологическая схема двухпридельного вотчинного храма конца XVI в., получившая в соответствии со вкусами своего времени более выразительную и динамичную трактовку. Поднятый на высоком подклете (здесь находится зимняя церковь Знамения) четверик основного объёма, завершённый на углах небольшими главками, несёт относительно низкий восьмерик, служащий основанием стройного остроконечного шатра. Подклет окружает галерея на аркаде с двумя равновеликими приделами (Сергия Радонежского и Девяти мучеников Кизических), одноглавые четверики которых впервые в русской архитектуре получили четырёхскатные кровли. Алтарная часть храма, увенчанная главой, обладает достаточно редкой ступенчатой композицией с сильно выдвинутой к востоку апсидой нижней церкви. Отчётливо выраженное пирамидальное построение храма подчёркивают ряды кокошников, размещённые по верху стен четверика храма, а также в основаниях шатра и венчающей его главы. Кокошники и грани шатра украшены поливными изразцами. С запада к церкви примыкает двухъярусная ампирная колокольня, сменившая первоначальную в 1840-х гг. В интерьере церкви находятся иконостасы второй половины XIX в. с иконами XVII-XVIII вв. Здание расположено на возвышенности при впадении в р. Яузу небольшой р. Чермянки, эффектно воспринимаясь со стороны широкой, ещё не застроенной поймы.

Литература: Гуляницкий Н.Ф., Церковь Покрова в Медведкове и русское зодчество в XVI-XVII вв., в сборнике: «Архитектурное наследство», № 28, М., 1980.

П.Н. Шармин.

Церковь Покрова в Рубцове

Церковь Покрова в Рубцове (Бакунинская улица, 83б). Построена в 1619-26 по обету царя Михаила Фёдоровича в дворцовом селе Рубцове в память изгнания из-под стен Москвы отряда украинского гетмана Сагайдачного в день празднования Покрова Богородицы - 1 октября 1618. Расположена в небольшом сквере у изгиба улицы. Кубический, на высоком подклете храм с трёхчастной апсидой и двумя симметричными приделами по сторонам окружён с трёх сторон двухъярусной галереей-папертью на аркаде. С запада примыкает колокольня, сооружённая в 1787. Основной объём с одностолпной палатой в подклете перекрыт крещатым сводом (по размерам пролёта это самое крупное в Москве перекрытие подобного типа), завершён тремя рядами кокошников, несущих световой барабан со шлемовидной главой. Более низкие одноглавые боковые приделы Сергия Радонежского и царевича Дмитрия также завершены рядами кокошников. Скруглённые алтари приделов вынесены на одну линию с апсидами храма. По характеру объёмно-пространственного решения храм продолжает традиции предшествующего столетия, отличаясь от построек годуновской эпохи более грузными, тяжеловесными пропорциями. В духе архитектуры XVI в. трактованы лаконичная обработка фасадов гладкими пилястрами, членящими плоскости стен, и упрощённая моделировка профилей и карнизов. Скромные килевидные колончатые наличники, обрамляющие окна апсид храма и приделов, появились во время ремонта 1677. В 1822, после перестройки галереи, получившей перекрытие верхнего яруса, силуэт храма стал ещё более грузным и приземистым. В интерьере сохранились перспективные порталы, оформляющие северный, южный и западный входы и ведущие в храм с галереи. Двухъярусная колокольня - типичный пример позднебарочной архитектуры конца XVIII в.; её прямоугольные в плане ярусы обработаны тонкими пилястрами с композитными капителями. Церковь принадлежала дворцовому ведомству до 1761, затем стала приходской, а в 1870 была передана Покровской общине сестёр милосердия. Закрыта в 1920-х гг. Реставрировалась в 1960-61. В 1965 в церкви разместился репетиционный зал Русской хоровой капеллы.

П.Н. Шармин.

Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях (Новозаводская улица, 47). Построена в 1690-93 на средства владельца села боярина Л.К. Нарышкина, брата царицы Натальи Кирилловны. Предшествующий деревянный храм был сооружён в 1619, когда село принадлежало Милославским. Посвящение главного престола церкви образу Спаса Нерукотворного, по преданию, связано с иконой, перед которой Л.К. Нарышкин молился о спасении во время стрелецкого бунта 1682 («Хованщина»). Здание принадлежит к распространённому в конце XVII в. типу ярусных центрических церквей и является одним из самых ярких и выразительных произведений раннего московского барокко. Поднятый на высоком подклете (здесь находилась «тёплая» церковь Покрова) двухсветный четверик, усложнённый по сторонам равновеликими полукружиями апсиды и притворов, завершён тремя уменьшающимися по объёму кверху восьмериками. Нижний световой восьмерик обеспечивает хорошее освещение внутреннего пространства, средний вмещает звонницу, верхний несёт небольшую главу. Такими же главами на гранёных барабанах завершены апсида и притворы. Подклет окружён открытой галереей на аркаде с тремя широкими торжественными лестницами-всходами. Углы четверика и рёбра восьмериков, а также пилоны аркады подклета декорированы белокаменными колонками, несущими сложнопрофилированные карнизы, над которыми возвышаются фигурные гребешки, покрытые изящной резьбой. Форма гребешков повторена в навершиях колончатых наличников высоких прямоугольных окон подклета и нижнего яруса храма. На восьмерике навершия наличников, образованные спиралевидными волютами, имеют более развитую форму. Уникальным по сохранности является первоначальное убранство интерьера верхнего храма. Великолепный девятиярусный барочный иконостас, увенчанный распятием, по-видимому, выполнен по рисункам К. Золотарёва белорусскими мастерами, состоявшими при Оружейной палате. В сочной и разнообразной горельефной резьбе иконостаса наряду с растительными мотивами использованы картуши, волюты и раковины. Творчеству Золотарёва совместно с живописцами К. Улановым и И. Салтановым принадлежит и большинство икон в иконостасе. В лике архидьякона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I. На западной стене храма помещена массивная резная ложа ктитора. На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв. Убранство интерьера нижней церкви (иконостас и настенная живопись) относится к XIX в. Церковь расположена на открытой, незастроенной территории, при пересечении Новозаводской и Филёвской улиц, и является ведущей архитектурной доминантой в окружающей её современном градостроительной среде. Некогда с галереи храма открывался замечательный вид на широкую пойму Москвы-реки, ныне застроенную сооружениями Западного речного порта. Церковь была закрыта в конце 1930-х гг. Реставрирована в 1970-х гг. С 1980 филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

П.Н. Шармин.

Церковь Покрова Замоскворецкой общины

Поповцев Рогожского согласия

(Новокузнецкая улица, 38). Построена в 1909-10 (архитектор В.П. Десятов). В монументальном объёме храма своеобразно интерпретируются формы и декоративные приёмы византийской (мощный, увенчанный шлемовидным куполом барабан с крупными окнами, неоштукатуренная гладь кирпичных стен, пониженные боковые апсиды) и древнерусской (щипцовое завершение фасадов с новгородскими «ползучими» арками, звонница перед западным фасадом и др.) архитектуры. В интерьере сохранились фрагменты росписей иконописной мастерской Я.А. Богатенко. Закрыта около 1930. В 1990 принято решение о передаче храма общине Древлеправославной церкви.

М.А.

Церковь Покрова Покровско-Успенской старообрядческой общины

Церковь Покрова Покровско-Успенской старообрядческой общины (Гавриков переулок, 29). Построена в 1908-11 (архитектор И.Е. Бондаренко). В оригинальных формах храма свободно соединены элементы модерна и неорусского стиля, вольно трактуются формы древнего новгородского и псковского церковного зодчества. На боковые плоскости кубического четверика двухэтажной церкви (верхний престол во имя Покрова, нижний - Успения) «наложены» членения, в своеобразно-утрированном виде воспроизводящие характерное для северной архитектуры трёхлопастное членение фасадов. Тот же мотив трёхлопастной аркады повторён в верхнем ярусе пристроенной с запада и завершённой шатром звоннице. Характерны для архитектуры модерна майоликовая черепица куполов храма и звонницы, текучие формы обрамлений окон и порталов, стилизованные оконные решётки, асимметричный растительный орнамент решётки церковной ограды. Древние иконы для церкви были пожертвованы С.П. Рябушинским; после закрытия храма в начале 1930-х гг. часть из них («Деисус» новгородской школы первой половины XV в., «Рождество Христово» конца XVI в. и др.) поступили в Третьяковскую галерею. В помещении церкви размещались органы городского отдела народного образования, а позднее спортивные организации. В 1995 храм передан Покровско-Успенской общине.

М.А.

Церковь Поморского согласия

Це́рковь Помо́рского согла́сия (Церковь Второй общины старообрядцев-поморцев брачного согласия во имя Воскресения Христова и Покрова Богоматери) (Токмаков переулок, 17). Построена архитектором И.Е. Бондаренко в 1907—08. В одной из самых оригинальных церковных построек Москвы начала XX в. тонко обыгран и стилизован фольклорно-сказочный дух русского северного деревянного и каменного зодчества. В сложных, динамичных формах постройки органично сочетаются черты модерна и неорусского стиля. Острому щипцу колокольни вторит крутая четырёхскатная кровля храма, боковые фасады которого завершены своеобразными «бочковидными» фронтонами. В отделке фасадов храма и колокольни применены гранит и облицовочный кирпич, но особенно выделяются майоликовые панно на щипцовом фронтоне звонницы (парящие архангелы, несущие икону Христа) и фронтонах храма (херувимы). Закрыт в 1930.

М.А.

Церковь Ризоположения в Кремле

Церковь Ризоположения в Кремле.

Церковь Ризоположения в Кремле.

Москва.

Це́рковь Ризоположе́ния в Кремле́ памятник архитектуры. Построена в 1484—86 псковскими мастерами на месте одноименной церкви 1451; одноглавая, на высоком подклете, с южной стороны крыльцо, с северной и западной — паперти (до XVII в. открытые гульбища). Тонкие пилястры, членящие фасад церкви, килевидные закомары, изящно прорисованная колончатая аркатура (с килевидными арочками) на трёхчастной апсиде, стройная глава, увенчанная шлемовидным куполом, создают впечатление парящей лёгкости небольшого здания. Необычно конструктивное решение перекрытия храма: восьмигранное основание барабана главы поставлено прямо на свод, без обычных в таких случаях подпружных арок. Фрески — 1644 (мастера Сидор Осипов, Иван Борисов и др.), иконы иконостаса — 1627 (под руководством Назария Истомина). До постройки собора Двенадцати Апостолов домовая церковь Московских митрополитов и патриархов, соединялась переходами с комплексом Митрополичьего (затем Патриаршего) двора. На галерее выставка деревянной резьбы XVI—XVIII вв.

Церковь Ризоположения в Леонове

Церковь Ризоположения в Леонове (улица Докукина, 15). Построена в 1719-22 в старинной вотчине князей Хованских, сменив деревянный храм, известный с 1633. Состоит из храма типа восьмерик на двухсветном четверике с прямоугольной в плане апсидой, двухпридельной трапезной (престолы иконы Богоматери «Неопалимая Купина» и Николая Чудотворца) и колокольни. Первоначальная фасадная декорация (угловые пилястры, профилированные карнизы с «сухариками» на четверике и рядом мелких филёнок на апсиде) дополнена штукатурными наличниками с «ушами», а также наружной настенной живописью, относящейся ко времени поновления церкви в 1859, осуществлённого на средства фабриканта Молчанова для нужд рабочих Ростокинской ситценабивной мануфактуры. Тогда же, по-видимому, была несколько расширена трапезная и возведён верхний ярус колокольни. В 1859 выполнены иконостасы и живопись в интерьере. Вплотную к храму подступает современный парковый массив, где сохранились остатки липовой аллеи парка, разбитого во второй половине XVIII в., когда село Леоново принадлежало П.Г. Демидову. Церковь была закрыта в 1800-59 и 1930-42.

П.Н. Шармин.

Церковь Ризоположения на Донской

Церковь Ризоположения на Донской (Донская улица, 20). Построена в 1701-16, сменив деревянный храм 1690, сооружённый на месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар царю Михаилу Фёдоровичу и патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь христианского мира - Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу. Здание, декорированное в стиле московского барокко, первоначально состояло из двухсветного пятиглавого четверика храма с трёхчастной скруглённой апсидой, трапезной (с южным Екатерининским приделом) и колокольни. В 1886-89 по проекту архитектора А.С. Каминского с северной стороны трапезной был сооружён придел Иакова Алфеева, а около 1894 перестроен верхний ярус колокольни. Среди московских храмов конца XVII - начала XVIII вв. церковь выделяется стройными пропорциями четверика, завершённого широким аттиком с полуциркульными кокошниками, заполненными крупными белокаменными раковинами, и выразительным очертанием пятиглавия. В декоре использованы угловые колонки с резными капителями, колончатые наличники и порталы с фигурными навершиями. Интерьер церкви сохранил барочное лепное убранство середины XVIII в., к этому же времени относится замечательный барочный иконостас храма. У Святых ворот церковной ограды (архитектор Каминский, 1897) в юго-восточной части участка находится небольшой белокаменный памятник с упрощённым барочным декором, отмечающий место престола предшествующего деревянного храма. В церкви хранятся святыни: икона «Положение Ризы Господней в Москве», переданная из кремлёвского Успенского собора; складень с частицами мощей Иакова Алфеева и частицами мощей (70) других святых; икона Божией Матери «Взыскание погибших»; икона великомученицы Екатерины.

П.Н. Шармин.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках.

Москва.

Це́рковь Рождества́ Богоро́дицы в Пути́нках (что за Тверскими воротами на Дмитровке, на Старом, на Посольском дворе) (улица Малая Дмитровка, 4). Построена в 1649—52 на средства, выделенные царём Алексеем Михайловичем, сменив сгоревший незадолго до этого деревянный храм (известен с 1625). Являлась приходской церковью небольшой слободы, располагавшейся за Тверскими воротами Белого города, у развилки дорог, ведущих в Тверь и Дмитров. Чрезвычайно оригинальная, нетрадиционная композиция здания, первоначально состоявшего из храма с апсидой, трапезной (с северным приделом иконы Богоматери «Неопалимая Купина») и звонницы, в конце XVII в. была дополнена южным приделом трапезной (здесь находились престолы Феодора Тирона и Николая Чудотворца). Собственно храм представляет собой узкий, вытянутый поперечно двухсветный четверик, завершённый тремя шатрами (что, по-видимому, является повторением завершения предшествующей деревянной церкви). Северный придел — двухсветный башнеобразный объём, завершённый «горкой» кокошников и шатром. Звонница восьмигранная, шатровая, расположенная между приделом и храмом, стоит на сводах трапезной. Композицию дополняет крупное шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной, вынесенное на Малую Дмитровку (восстановлено в 1957). В оформлении фасадов церкви использованы стрельчатые кокошники, колончатые килевидные наличники и сложные раскрепованные карнизы, характерные для XVI в. Так как в 1653 патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей (как «неканонических»), храм стал последним памятником шатрового зодчества в Москве. Церковь была закрыта в 1938—91. Реставрирована в 1950-х гг. Имеет статус патриаршего подворья.

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове.

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове.

Москва.

Це́рковь Рождества́ Богоро́дицы в Ста́ром Си́монове (улица Восточная, 6). Построена, возможно, итальянским зодчим Алевизом Фрязиным Новым в 1509—10, сменив деревянную церковь, сооружённую при основании Симонова монастыря в 1370. В 1379, когда монастырь перенесли на 500 м севернее, церковь была обращена в приходскую, получив наименование «в Старом Симонове». Одноглавый трёхапсидный храм, продолжающий традиции раннемосковского зодчества XIV в., по одной из версий, является первым в русской архитектуре бесстолпным сооружением подобного типа, по другой — перестроен в XVII в., а первоначально имел в интерьере столбы. В 1785—87 с западной стороны церкви были возведены трапезная и колокольня, полностью перестроенные в 1849—55 (колокольня не сохранилась). В настоящее время кубический объём храма, перекрытый сомкнутым сводом с «глухим» цилиндрическим барабаном, покрыт четырёхскатной крышей. Его фасады расчленены пилястрами на три прясла, завершённые кокошниками, имитирующими закомары. Подобно храмам начала XIV в., стены здания опоясаны по периметру орнаментальным фризом с растительными мотивами каменной резьбы. Строгому и подчёркнуто лаконичному облику памятника соответствуют щелевидные окна и килевидные с «дыньками» и «сноповидными» капителями порталы, расположенные в центрах боковых фасадов. Барабан с килевидными кокошниками в основании украшен аркатурой. Очень небольшое, камерное внутреннее пространство объединено с алтарём тремя высокими арочными проходами. В интерьере трапезной находятся надгробия (восстановлены в 1980-х гг.) героев Куликовской битвы, иноков А. Пересвета и Р. Осляби, погребённых первоначально рядом с деревянной церковью. В XVI в. их прах перенесли в существующий храм. Церковь была закрыта в 1928—89. Реставрирована в 1980—88. Звонница рядом с церковью построена в 1991. В церкви хранятся святыни: чудотворная икона Тихвинской Божией Матери и резная икона Влахернской Божией Матери.

П.Н. Шармин.

Церковь Рождества Богородицы во Владыкине

Церковь Рождества Богородицы во Владыкине.

Церковь Рождества Богородицы во Владыкине.

Москва.

Це́рковь Рождества́ Богоро́дицы во Влады́кине (Алтуфьевское шоссе, 4). Построена в 1859 на средства купца Г.М. Толоконникова в одном из древнейших подмосковных сёл, церковь в котором известна с 1585. Существующее здание сооружено в духе эклектики. К двухсветному четверику, завершённому широко расставленным пятиглавием, с востока примыкает полукруглая в плане апсида, с запада — небольшая двухпридельная трапезная (престолы архангелов Гавриила и Михаила) и двухъярусная шатровая колокольня. В декоре преобладают формы «русского стиля». Углы здания закреплены пучками укрупнённых тройных полуколонок, подчёркивающих несколько приземистые, тяжеловесные пропорции его объёмов. Над углами четверика возвышаются небольшие тумбы, обработанные килевидными кокошниками, венчающий его карниз усложнён поясами поребрика и плоских арочных нишек, а барабаны глав с кокошниками в основании украшены аркатурой и ложными окнами. Ограда церковного участка и небольшая, сильно перестроенная кирпичная часовня, сохранившаяся в его северной части на месте древнего деревянного храма, сооружены во второй половине XIX в. Основная святыня церкви — почитаемая икона Смоленской Богоматери с частицами мощей Святителя Василия Великого, Святителя Николая и великомученицы Варвары. На кладбище рядом с церковью в 1928 похоронена М.Н. Ермолова, прах которой позднее был перенесён на Новодевичье кладбище.

П.Н. Шармин.

Церковь Рождества Богородицы на Кулишках

Церковь Рождества Богородицы на Кулишках.

Церковь Рождества Богородицы на Кулишках.

Москва.

Це́рковь Рождества́ Богоро́дицы на Кули́шках (на Стрелке) (улица Солянка, 5). Одноимённый деревянный храм на развилке двух древних дорог — в Заяузье (улица Солянка) и в великокняжеское село Воронцово (Подколокольный переулок) — известен с 1547. В 1600 его сменила кирпичная церковь. Существующее здание в стиле зрелого классицизма построено, по-видимому, в начале XIX в. по проекту архитектора Д. Балашова. Возможно, что основной объём здания — двухсветный крестообразный в плане храм — сооружён в последней четверти XVIII в., Балашову же принадлежат лишь трапезная и колокольня, пристроенные в 1800—02. В 1821 первоначальное завершение храма сменила низкая купольная ротонда, а на его боковых фасадах появились четырёхколонные тосканские портики. Своеобразие местоположения церкви на «стрелке» — остром углу квартала — обусловило конфигурацию трапезной (престолы Иоанна Богослова и Димитрия Ростовского, затем Димитрия Солунского) со скруглёнными углами, сильно сужающейся к западу. Боковые её фасады оформлены пилястровыми портиками. Высокая колокольня вынесена непосредственно на «стрелку»; её нижние прямоугольные, со скошенными углами ярусы завершены цилиндрическим ярусом звона, декорированным парными колоннами. Ограда рядом с церковью — XIX в. Храм закрыт в начале 1930-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Це́рковь Рождества́ Иоа́нна Предте́чи (Климента папы Римского) (Варварка, 15). Построена на месте более раннего кирпичного храма в 1741 на средства фабриканта Ф.С. Подсевальщикова. Церковь состоит из высокого четверика основного объёма с гранёной апсидой, трапезной с северным Климентовским приделом (перестроен в 1822) и колокольни. Глава храма и верхний ярус колокольни разобраны. От первоначального декора сохранились угловые лопатки, карнизы и наличники на некоторых окнах.

П.Ш.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском

Це́рковь Рождества́ Иоа́нна Предте́чи в Ива́новском (улица Сталеваров, 6/17). Построена в 1801 на месте деревянного храма 1667 в селе, известном с XVI в., когда оно принадлежало боярину Никите Романову. Здание выстроено, очевидно, в несколько этапов в формах, переходных от барокко к классицизму. Классицистический по основному характеру своей архитектуры храм принадлежит к типу «ротонда на двухсветном четверике» с четырёхколонными тосканскими портиками по сторонам. Барочные традиции проявились в конфигурации прямоугольные в плане апсиды с сильно скошенными углами и особенно отчётливо в объёмном решении небольшой трапезной (приделы Георгия и Василия Великого), представляющей собой в интерьере овальный зал и имеющей снаружи (на востоке) вогнутые углы. Барочным принципам соответствуют также монументальные пропорции трехъярусной, с прямоугольными ярусами колокольни, обработанной рустованными пилястрами. Пристройки по сторонам колокольни были сделаны в 1880-х гг. В интерьере сохранились ампирные иконостасы середины XIX в. Настенная живопись в храме выполнена в конце XIX — начале XX вв., в трапезной — поновлена в 1990-х гг. Церковь окружает кладбище (примечательны многочисленные белокаменные надгробия), обнесённое оградой XIX в.

П.Н. Шармин.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Москва.

Це́рковь Рождества́ Иоа́нна Предте́чи на Пре́сне (Малый Предтеченский переулок, 2). Построена прихожанами в 1693, сменила деревянный храм, известный с 1685. В 1714—34 получила однопридельную трапезную. В 1806—10 с запада была возведена колокольня, а в 1829—30 старую трапезную сменила новая, более обширная (приделы Иоанна Воина и Софии Премудрости Божией). В 1894 по проекту архитектора П.А. Кудрина трапезная была расширена к западу, охватив с севера и юга нижний ярус колокольни. Основной объём здания представляет собой характерный для приходских церквей своего времени небольшой одноглавый двухсветный четверик с полукруглой в плане апсидой; арочные перспективные порталы на боковых фасадах храма и колончатые с полукруглыми навершиями наличники на окнах первого света являются элементами, широко представленными в строительной практике XVII в. Влияние распространённого в конце столетия московского барокко проявилось в обрамлениях окон второго света храма, завершённых «разорванными» фронтончиками. Двухъярусная колокольня, построенная в период зрелого ампира, обладает динамичным силуэтом и развитой фасадной декорацией. Четверик её нижнего яруса оформлен на западном фасаде большой арочной нишей, в которую вписан двухколонный тосканский портик. Верхний цилиндрический ярус звона украшен пилястрами с пышными композитными капителями. В церкви хранятся святыни: чтимая икона Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» (конец XVI — начало XVII вв.), икона «Богоматерь Акафистная» из Афона (начало XX в.), храмовая икона «Рождество Иоанна Предтечи» (1686, мастер Оружейной палаты Ефим Иванов), икона Николая Чудотворца с житием (конец XVI в.), икона «Богоматерь Шуйская» (начало XVII в.), икона «Иоанн Воин» (конец XVII в.), образ Богоматери «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (конец XVII в.).

П.Н. Шармин.

Церковь Рождества Христова в Измайлове

Церковь Рождества Христова в Измайлове (2-я Советская улица, 16). Построена в дворцовом селе в 1676 - 1678 (по другим сведениям, в 1665). Её композиция состоит из храма с двумя приделами (престолы иконы Казанской Богоматери и Николая Чудотворца), апсиды, трапезной и барочной колокольни (пристроена в середине XVIII в.). Ярко выраженная индивидуальная трактовка традиционных для второй половины XVII в. декоративных деталей предполагает участие в сооружении церкви царских мастеров. Крупный двухсветный четверик завершён широким аттиком с поясом кокошников, над которым возвышаются цилиндрические барабаны пятиглавия. Пониженные одноглавые четверики приделов повторяют в уменьшенном масштабе пропорции основного объёма. Богатая фантазия зодчих особенно проявилась в виртуозной, насыщенной резьбе килевидных наличников больших прямоугольных окон и арочных перспективных порталов в центрах северного и южного фасадов приделов, а также в пластичной моделировке обрамлений окон алтарей и трапезной. Рядом с церковью - кирпичная ограда со Святыми воротами, сооружённая в стиле барокко во второй половине XVIII в. В церкви хранятся святыни: икона Иерусалимской Божией Матери - список конца XVII в., хранившийся прежде в Покровском соборе усадьбы Измайлово; иконы Пантелеймона, Алексия Человека Божия, Марии Египетской (все - XVII-XVIII вв.); частица мощей Иоасафа Белгородского.

П.Н. Шармин.

Предыдущая страница Следующая страница