Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ц" (часть 8, "ЦЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 8, "ЦЕР")

Церковь Сергия Радонежского в Крапивках

Церковь Сергия Радонежского в Крапивках.

Церковь Сергия Радонежского в Крапивках.

Москва.

Це́рковь Се́ргия Ра́донежского в Крапи́вках (на Трубе, в Старых Серебряниках, на Петровке) (Крапивинский переулок, 4). Построена как усыпальница бояр Ухтомских в 1678 (по другим данным, в 1683—84), сменив деревянную церковь XVI в. Маленький бесстолпный четверик с трёхчастной апсидой, сохранившей наличники с треугольными навершиями, в первой половине XVIII в. получил новое завершение и пристройки, окружающие его с трёх сторон. С севера и юга к храму примыкают два несимметричных придела с полукруглыми апсидами, с запада — узкая паперть и колокольня, декоративная обработка которых выполнена в формах раннего барокко. Более широкий южный придел Иоанна Предтечи (Всех Святых, в земле Российской просиявших) и объединённая с ним в единое внутреннее пространство паперть построены в 1702. Северный Никольский (Серафима Саровского) придел сооружён позднее — до 1722. Завершение храма (световой четверик со скошенными углами, декорированными нишами-экседрами) и колокольня, от которой сохранился нижний прямоугольный в плане ярус, относятся к 1749. В интерьере — фрагменты живописи конца XIX в. В 1887 церковь вместе с участком была передана во владение Константинопольского патриаршего подворья. Корпуса подворья, выстроенные в 1880—90-х гг., образуют вокруг церкви двор. Западный фасад церкви выходит в переулок, колокольня несколько выступает за красную линию, создавая визуальную взаимосвязь с надвратной церковью Пахомия Высокопетровского монастыря, стоящего в противоположном конце переулка. Вокруг церкви открыт археологами культурный слой, обнаружены белокаменные надгробия XVII—XVIII вв. Закрыта в 1930-х гг. — 1991. В церкви находится уникальная святыня — кипарисовый крест с тремястами частицами Святых мощей, заказанный в 1650-х гг. патриархом Никоном в Иерусалиме для Крестного монастыря на Кий-острове.

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Что в Гонной

(улица Николоямская, 59). Построена на месте каменного храма начала XVIII в., сменившего деревянную церковь, существовавшую в слободе, заселённой ямщиками, ещё в XVII в. В 1796 была сооружена трапезная с престолами Сергия Радонежского и Николая Чудотворца; в 1818 на средства Г.П. Смолянского возведён собственно храм с главным престолом Троицы; в 1864 построена колокольня. Храм в стиле ампир представляет собой крупный четырёхстолпный кубический четверик, завершённый пятиглавием. Его центральный световой барабан, перекрытый куполом, значительно превышает по размерам угловые декоративные барабаны. Полукруглой апсиде соответствует на западной стене такой же выступ, выходящий в интерьер трапезной. Боковые фасады четверика, обработанного в нижних частях стен квадровым рустом, акцентированы большими арочными нишами, в которых над входами, оформленными четырёхколонными тосканскими портиками, помещены полуциркульные окна второго света. Широкая, со скруглёнными углами четырёхстолпная трапезная сооружена в стиле зрелого классицизма и обладает изысканно-строгим декором. Четырёхколонные портики на её боковых фасадах, завершённые треугольными фронтонами, украшены изящным фризом с тонко прорисованными белокаменными розетками. Круглые окна второго света имеют обрамления, составленные из ионик. Церковь поставлена на высоком левом берегу р. Яузы и вместе с Андрониковым монастырем определяет своеобразие панорамы этой части города, открывающейся с противоположного берега реки. Церковная ограда восстановлена в 1990-х гг. в формах XIX в. Храм был закрыт в 1938-91. Реставрирован в 1988-92. В церкви хранится прядь волос Иоанна Кронштадтского.

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе что в Гонной

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

Москва.

Це́рковь Се́ргия Ра́донежского в Рого́жской слободе́ что в Го́нной (улица Николоямская, 59). Построена на месте каменного храма начала XVIII в., сменившего деревянную церковь, существовавшую в слободе, заселённой ямщиками, ещё в XVII в. В 1796 была сооружена трапезная с престолами Сергия Радонежского и Николая Чудотворца; в 1818 на средства Г.П. Смолянского возведён собственно храм с главным престолом Троицы; в 1864 построена колокольня. Храм в стиле ампир представляет собой крупный четырёхстолпный кубический четверик, завершённый пятиглавием. Его центральный световой барабан, перекрытый куполом, значительно превышает по размерам угловые декоративные барабаны. Полукруглой апсиде соответствует на западной стене такой же выступ, выходящий в интерьер трапезной. Боковые фасады четверика, обработанного в нижних частях стен квадровым рустом, акцентированы большими арочными нишами, в которых над входами, оформленными четырёхколонными тосканскими портиками, помещены полуциркульные окна второго света. Широкая, со скруглёнными углами четырёхстолпная трапезная сооружена в стиле зрелого классицизма и обладает изысканно-строгим декором. Четырёхколонные портики на её боковых фасадах, завершённые треугольными фронтонами, украшены изящным фризом с тонко прорисованными белокаменными розетками. Круглые окна второго света имеют обрамления, составленные из ионик. Церковь поставлена на высоком левом берегу р. Яузы и вместе с Андрониковым монастырем определяет своеобразие панорамы этой части города, открывающейся с противоположного берега реки. Церковная ограда восстановлена в 1990-х гг. в формах XIX в. Храм был закрыт в 1938—91. Реставрирован в 1988—92. В церкви хранится прядь волос Иоанна Кронштадтского.

Церковь Симеона Столпника за Яузой

Церковь Симеона Столпника за Яузой.

Церковь Симеона Столпника за Яузой.

Москва.

Це́рковь Симео́на Сто́лпника за Я́узой (улица Николоямская, 10). Строительство началось на средства суконного фабриканта А.И. Маленникова возведением в 1763—68 трапезной, а вслед за ней, в 1789, колокольни. Основной объём был заложен другими ктиторами (С.П. Васильевым и И.Р. Баташевым) в 1792, но из-за обрушившегося в 1789 свода завершён только к 1812. Трапезную с престолами Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского вновь перестроили в 1852—58. Храм представляет собой крупную ротонду, поставленную на крещатое основание с узкими портиками на северном и южном фасадах. Ротонда, перекрытая высоким куполом с люкарнами, декорирована парными пилястрами с ионическими капителями. Фасады трапезной расчленены в простенках между арочными окнами тонкими пилястрами. От колокольни сохранился лишь нижний ярус, оформленный вместе с поздними боковыми палатками тосканскими портиками. В 1926—95 храм был закрыт.

П.Н. Шармин.

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Церковь Симеона Столпника на Поварской.

Церковь Симеона Столпника на Поварской.

Москва.

Це́рковь Симео́на Сто́лпника на Поварско́й (Введения во храм; на Дехтярёве огороде что на Арбате, что за Арбатскими воротами) (Поварская улица, 5). Построена в слободе царских поваров в 1676—79, сменив более ранний храм конца XVI в., также посвящённый Симеону. Расположенное ныне на «стрелке» при пересечении Поварской улицы и Нового Арбата здание обладает характерной для посадских церквей своего времени композицией. Собственно храм — бесстолпный двухсветный четверик с трёхчастной скруглённой апсидой, завершённый пирамидой кокошников с декоративным пятиглавием. С запада к нему примыкает двухстолпная трапезная с двумя приделами (Симеона Столпника и Николая Чудотворца, переосвящён в 1759 во имя Димитрия Ростовского). Одноглавые четверики приделов, завершённые широкими антаблементами с кокошниками, имеют самостоятельные скруглённые апсиды. С запада композицию замыкает изящная трехъярусная шатровая колокольня, опирающаяся на подпружные арки, перекинутые между западной стеной трапезной и двумя свободно стоящими столбами. Связь сооружения с Поварской улицей подчёркнута массивным крыльцом на двух столбах, возведённым на северном фасаде храма. На фасадах четверика храма окна второго света выделены килевидными обрамлениями, а венчающий карниз дополнен поясами поребрика и бегунца. Остальные окна имеют более скромные наличники с треугольными навершиями.

В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII—XVIII вв. В 1801 в церкви венчались граф Н.П. Шереметев и актриса П.И. Жемчугова, а позднее С.Т. Аксаков и О.С. Заплатина. Священник этого храма причащал перед смертью Н.В. Гоголя. На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 — середине 1820-х гг. жил актёр П.С. Мочалов. Храм закрыт в 1941. В процессе сооружения проспекта Калинина (ныне улица Новый Арбат) храм был отреставрирован (1966—68), но по «идеологическим соображениям» (церковь располагалась на так называемой правительственной трассе) уже установленные ажурные кресты были срезаны; восстановлены в 1990. С 1968 в церкви располагался выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. В 1992 возвращена верующим.

Церковь Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия в Гольянове

Це́рковь Солове́цких Чудотво́рцев Зоси́мы и Савва́тия в Голья́нове (улица Байкальская, 35). Построена в 1842 вместо деревянного храма, известного с 1662. Традиционная для приходских сельских церквей эпохи позднего ампира композиция церкви складывается из небольшого храма типа ротонда на четверике с полукруглой в плане апсидой, трапезной (престолы иконы Богоматери «Живоносный источник» и Андриана и Наталии) и высокой трехъярусной колокольни. Ампирным традициям соответствуют строгая трактовка 4-колонных тосканских портиков на боковых фасадах храма, несложный рисунок венчающих карнизов, формы оконных проёмов — прямоугольных на четверике храма и апсиде, арочных на ротонде. Четверики верхних ярусов колокольни, перестроенные в духе эклектики во второй половине XIX в., имеют скошенные углы, несколько огрублённые по рисунку карнизы. Четверик нижнего яруса выделен характерными для ампира большими полуциркульными окнами. Ограда церковного участка сооружена во второй половине XIX в. Церковь была закрыта после 1917, вновь освящена в 1990.

П.Н. Шармин.

Церковь Сорока Мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря

Церковь Сорока Мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря.

Церковь Сорока Мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря.

Москва.

Це́рковь Сорока́ Му́чеников Севасти́йских у Новоспа́сского монастыря́ (Динамовская улица, 28). Построена в 1644—45, сменив деревянный храм, существовавший, по-видимому, ещё в XVI в. Несколько раз перестроенное здание в настоящее время состоит из собственно храма с апсидой и двухпридельной трапезной (престолы Николая Чудотворца и Петра и Павла), объединённой переходом с колокольней. От первоначального сооружения сохранились лишь приземистый двухсветный четверик и полукруглая в плане апсида, полностью утратившие своё прежнее декоративное убранство. Трапезная, возможно, была сооружена в 1698. В XIX в. она дважды перестраивалась: в 1831—38 (на средства купца П.Я. Маслова) и в 1878 (на средства Ф.М. Стриженова). Ко времени последней перестройки относятся существующее ныне полусферическое покрытие храма и эклектичное декоративное оформление фасадов здания штукатурными карнизами и «рамочными» наличниками на прямоугольных окнах. Боковые фасады приделов расчленены пилястрами и завершены в центрах небольшими аттиками. Двухъярусная колокольня в стиле ампир, от которой в настоящее время остались только нижний ярус, оформленный парными пилястрами, и низкий полуярус, была возведена в 1811. Узкий переход, объединяющий колокольню с трапезной, с боковых сторон закрыт поздними пристройками. Рядом с церковью сохранилась ограда XIX в. Была закрыта в 1932. В 1993 передана общине верующих. Ведутся восстановительные работы.

П.Н. Шармин.

Церковь Софии в Средних Садовниках

Колокольня церкви Софии в Средних Садовниках.

Колокольня церкви Софии в Средних Садовниках.

Москва.

Це́рковь Софи́и в Сре́дних Садо́вниках (Софийская набережная, 32). Построена в середине XVII в. (первое упоминание — 1682) на месте деревянного храма, стоявшего здесь в 1493. Его посвящение, вероятно, связано с выходцами из Новгорода, расселёнными здесь в конце XV в. по велению великого князя Ивана III. Позднее эта территория вдоль берега Москвы-реки, напротив Кремля, была занята государевыми садами. Первоначально церковь состояла из бесстолпного двухсветного одноглавого четверика с трёхчастной апсидой, небольшой трапезной и шатровой колокольни. Вероятно, в 1680-х гг. была предпринята первая перестройка здания, в ходе которой четверик получил пятиглавое завершение с горкой кокошников. На протяжении XVIII—XIX вв. церковь перестраивалась ещё несколько раз, однако наиболее значительные изменения её внешний облик претерпел в 1891—93: прежнюю трапезную (колокольня к этому времени была уже разобрана) сменила новая, двухпридельная (престолы Андрея Первозванного и Николая Чудотворца). Её фасады украшены килевидными оконными наличниками, а дверной проём на западной стене обрамлён порталом с навершием в виде разорванного фронтона. В соответствии с этим в духе «русского стиля» была изменена внешняя отделка храма и апсиды, выполненная с частичной перелицовкой стен. Во время реставрационных работ 1970—80-х гг. на первоначальных объёмах были восстановлены оконные и дверные проёмы (без обрамлений), барабаны венчающего храм пятиглавия, украшенные «островерхой» аркатурой, кокошники, карнизы с поясами поребрика и бегунца. В интерьере сохранились фрагменты стенописи рубежа XIX—XX вв. работы художника В.Ф. Комаровского. Отдельно стоящая трехъярусная колокольня сооружена в 1862—68 по проекту архитектора Н.И. Козловского. Её стройный и выразительный объём, решённый в «русско-византийском» стиле, по масштабу не связан с храмом, но соответствует вертикалям кремлёвских башен и является объединяющей высотной доминантой всей застройки набережной. Монументальное двухэтажное основание колокольни (на втором этаже находится церковь во имя иконы Богоматери «Взыскание Погибших»), прорезанное сквозным проездом, ведущим на церковный двор, несёт вытянутый четверик, на который поставлен изящный восьмерик звона, завершённый шатром с окнами-«слухами». Белокаменный декор памятника — угловые колонки, карнизы и обрамления проёмов — отличается насыщенной и разнообразной резной отделкой. Церковь закрыта около 1930. Одна из икон, хранившихся в храме, — «Богоматерь Владимирская» (XVII в.) — в собрании Государственной Третьяковской галереи.

П.Н. Шармин.

Церковь Софии на Софийке у Пушечного двора

Це́рковь Софи́и на Софи́йке у Пушечного двора (Пушечная улица, 15). Построена в 1692 на месте деревянного храма, появление которого здесь в 1480 связано с переселенцами из Новгорода. Первоначальный объём — небольшой четверик, перекрытый редким для посадских церквей этого типа восьмидольным сомкнутым сводом. Под поздней купольной крышей сохранился ряд древних кокошников. Прямоугольная со скруглёнными углами апсида в 1840-х гг. сменила прежний трёхчастный алтарь; тогда же была перестроена небольшая трапезная с 2 приделами (северным — Никольским и южным — Казанским), полукруглые апсиды которых частично закрывают боковые фасады храма. В соответствии с направлением улицы, проложенной рядом с церковью после 1812, Казанский придел получил «неправильную» конфигурацию с сильно скошенной южной стеной. Двухъярусная колокольня построена в 1816. Её квадратный в плане ярус поддерживает лёгкий восьмерик звона. Формирование композиции церкви завершилось во второй половине XIX в. сооружением с северной стороны колокольни оригинальной округлой паперти. Церковь была закрыта в 1930-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Спаса Нерукотворного в Перове

Церковь Спаса Нерукотворного в Перове (в Гирееве, Губине) (Свободный проспект, 14/17). Построена в 1714-17 в усадьбе князя И.А. Голицына и является упрощённым вариантом вотчинных центрических храмов типа «под колоколы», появившихся в эпоху зрелого московского барокко. Низкий четверик храма, усложнённый по сторонам тремя равновеликими гранёными притворами и апсидой, несёт крупный световой восьмерик, на который поставлена лёгкая восьмигранная звонница с барабанами, увенчанными главой. Простое и чёткое пространственное решение здания придаёт компактность его силуэту. В начале XX в., когда храм стал приходским, все проёмы его были расширены, а оконные наличники срублены; от первоначального декора сохранились лишь гладкие лопатки на углах восьмерика и несложные по рисунку кирпичные венчающие карнизы. Тогда же было сооружено крытое крыльцо на западном фасаде. Церковь расположена в глубине обширной территории бывшего Спасо-Перовского госпиталя мира и милосердия. Рядом с храмом сохранилось несколько лип старого усадебного парка. Церковь была закрыта в 1941-91.

П.Н. Шармин.

Церковь Спаса Нерукотворного на Сетуни

Церковь Спаса Нерукотворного на Сетуни.

Церковь Спаса Нерукотворного на Сетуни.

Москва.

Це́рковь Спа́са Нерукотво́рного на Се́туни (улица Рябиновая, 18). Построена в 1673—76 в усадьбе Спасское-Манухино, принадлежавшей видному дипломату, боярину А.С. Матвееву. В 1809 с запада была возведена небольшая трапезная. Свой современный облик церковь приобрела в 1902, когда по проекту архитектора В.Г. Жигардловича трапезная была перестроена, получив по сторонам два симметричных придела (Григория Декаполита и Николая Чудотворца), а по оси с храмом сооружена трехъярусная колокольня. Собственно храм — двухсветный четверик с трёхчастной скруглённой апсидой, завершённый двумя рядами кокошников и пятиглавием — выделяется чрезвычайно редким в каменном зодчестве завершением полукружий апсид «бочками», воспроизводящими в кирпиче формы деревянной архитектуры. Барабаны глав декорированы рельефной аркатурой и широкими фризами из полихромных изразцов. Тонкие полуколонки на углах четверика храма, развитый карниз, проходящий по верху его стен, а также оконные обрамления с навершиями-»корунами» (на апсиде наличники имеют килевидные навершия) и перспективные порталы в центрах боковых фасадов представляют собой элементы, широко распространённые в строительной практике XVII в. Однако пластичность и тонкость в трактовке их форм позволяют предполагать участие в сооружении храма одного из ведущих зодчих своего времени — царского мастера И.К. Кузнечика. Церковь расположена на пологом склоне коренного берега р. Сетуни, с юго-восточной части кладбища. Храм был закрыт в 1940—89. Реставрирован в 1970-х и 1990-х гг. Святыня, хранящаяся в храме, — частица Креста Господня.

П.Н. Шармин.

Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения (на Ленивом Торжке, на Ленивке, на Ордынке) (Пятницкая улица, 26/7). Сооружена на средства купца и фабриканта К.М. Матвеева в 1762-69, сохранив с запада трапезную и колокольню, пристроенные архитектором А.П. Евлашевым в 1756-58 к предшествующей церкви (1720). До неё на этом месте стоял кирпичный храм 1657, а ещё ранее - деревянная церковь, известная с 1612 (в то время здесь находился укреплённый острожек, при котором состоялось сражение русских ополченцев с отрядом гетмана Хоткевича). Не имеющая аналогов в московской архитектуре XVIII в. пятиглавая церковь соборного типа выстроена в стиле развитого барокко с использованием ордерных форм, вероятно, архитектором И.Я. Яковлевым, возможно, по проекту П.А. Трезини. Собственно храм (главный престол Спаса Преображения, боковые - Знамения, Неопалимой Купины и Николая Чудотворца) представляет собой грандиозный двухсветный четырёхстолпный объём с плоскими ризалитами на всех фасадах, увенчанный купольными световыми барабанами с главами, что придаёт ему чрезвычайную компактность и монолитность. В панораме Замоскворечья, открывающейся с левого берега Москвы-реки, он воспринимается как ведущий архитектурный акцент, подавляющий своим размером окружающую застройку. Небольшой притвор с западной стороны объединяет храм с трапезной (престолы Климента папы Римского и Петра Александрийского). Фасады храма получили характерное для позднего барокко насыщенное декоративное убранство; тонкая прорисовка картушей в тимпанах фронтонов, лепных гирлянд под подоконниками окон и головок херувимов в перемычках напоминает дворцовые постройки Петербурга. Над венчающим карнизом храма укреплена замечательная кованая декоративная решётка (первоначально была покрыта позолотой). Своеобразие просторного и торжественного интерьера храма определяет наличие широких галерей (хоров) во втором ярусе (здесь находились престолы Вознесенский и Рождества Богоматери). В храме сохранились первоначальные лепная отделка и барочный иконостас. Характерная для второй половины XVIII в. барочная ограда церковного участка (занимает часть квартала, ограниченного Пятницкой улицей, Климентовским и Голиковым переулками) с западной стороны по Голикову переулку сохранилась без изменений, а с северной - по Климентовскому переулку - была «перенесена» ближе к церкви в 1957 при регулировании красной линии. С восточной стороны на месте небольшого сквера находилась интереснейшая постройка XVIII в. - надкладезный павильон-пропилеи (разобран в 1930-х гг.), оформлявший вход на территории участка с Пятницкой улицей. Церковь была закрыта в 1934. Частично реставрирована в 1970-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Спаса Преображения в Богородском

Це́рковь Спа́са Преображе́ния в Богоро́дском (улица Краснобогатырская, 17). Построена в 1876—80 в дачной местности, вошедшей в черту Москвы в начале XX в.; расположена на Богородском кладбище. Церковь рублена из брёвен и поставлена на кирпичный цоколь. Её первоначальная композиция, состоявшая из четверика храма, завершённого крутой четырёхскатной крышей, с апсидой, трапезной, паперти и небольшой шатровой звонницы, в 1897—98 была усложнена двумя симметричными приделами: южным — Тихвинской Богоматери и северным — Ильи Пророка и Алексия Митрополита. С запада сооружён большой притвор. Эклектичная декоративная обработка фасадов обладает характерными для конца XIX в. измельчёнными дробными формами и несколько суховатой прорисовкой резных деталей. Интерьер обновлён после пожара 1954. Последний раз здание ремонтировалось в 1995. Ограда вокруг церкви и два дома (кирпичный и деревянный) причта — конца XIX — начала XX вв. В церкви хранятся святыни: чудотворная икона Тихвинской Богоматери, чтимые икона Богоматери Смоленской и Иерусалимской, икона Богоматери «Всех Скорбящих Радости», Ильи Пророка, иконы Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частицами мощей, Николая Чудотворца с житием.

П.Н. Шармин.

Церковь Спаса Преображения на Болвановке

Церковь Спаса Преображения на Болвановке.

Церковь Спаса Преображения на Болвановке.

Москва.

Це́рковь Спа́са Преображе́ния на Болва́новке (на Новой Болвановке) (2-й Новокузнецкий переулок, 10). Построена в 1749—55 в урочище, название которого, по одной версии, связано со стоявшим здесь некогда языческим идолом, по другой — с кузнечным производством. Деревянная церковь на этом месте существовала, возможно, уже в 1465. Однако документально первая церковь на Болвановке во имя Георгия на Яру зафиксирована в переписных книгах 1626. В 1635 рядом с ней появилась церковь Спаса Преображения, построенная инокиней Марфой — матерью царя Михаила Фёдоровича. Позднее на данной территории возникла «Красная царицына и великой княгини слобода», принадлежавшая первой супруге Петра I Евдокии Лопухиной. Существующая ныне кирпичная церковь, сменившая деревянные храмы, сооружена на средства купцов Д. Оленева и К. Матвеева, возможно, по проекту архитектора В.С. Обуха. В настоящее время от первоначальной композиции здания сохранился лишь собственно храм, представляющий собой удлинённый восьмерик на высоком двухсветном четверике с гранёной апсидой. Его архитектура, выдержанная в стиле барокко, характеризуется изящной прорисовкой деталей; особенно выразительна обработка восьмерика крупными фигурными наличниками арочных окон. Высокий свод восьмерика венчает гранёный световой барабан, украшенный волютами. Рядом с церковью сохранились остатки ограды 1830-х гг. Храм был закрыт в 1930—92.

П.Н. Шармин.

Церковь Спаса Преображения на Песках

Церковь Спаса Преображения на Песках.

Церковь Спаса Преображения на Песках.

Москва.

Це́рковь Спа́са Преображе́ния на Песка́х (Спасопесковский переулок, 4а). Построена около 1711 на месте слободской деревянной церкви. Стройный пятиглавый четверик с трёхчастным алтарём и высокая шатровая колокольня объединены низкой трапезной. Северный Никольский придел придаёт постройке живописную асимметрию. Как объёмный тип, так и декор памятника (перспективные порталы, килевидные кокошники и наличники) характерны для московской церковной архитектуры XVII в. В 1849 была возведена ограда участка (не сохранилась) с неоготическими воротами, в 1891, с возведением западной пристройки к колокольне, ставшими входом в храм. Колокольня церкви — одна из четырёх, где в начале XX в. звонил известный звонарь-виртуоз К.К. Сараджев. Церковь организует пространство Спасопесковской площадки и выразительным силуэтом вписывается в панораму арбатских дворов. Пейзаж жившего рядом В.Д. Поленова «Московский дворик» сделал церковь символом патриархальной Москвы. Была закрыта в 1932—93.

Е.Е. Андреева.

Церковь Трёх Святителей на Кулишках

Церковь Трёх Святителей на Кулишках.

Церковь Трёх Святителей на Кулишках.

Москва.

Це́рковь Трёх Святи́телей на Кули́шках (Малый Трёхсвятительский переулок, 4/6). Построена в 1670—74 на месте деревянной церкви Фрола и Лавра, известной с 1367. В то время здесь, на высоком мысу, образованном склонами верхней террасы поймы Москвы-реки и берегом р. Рачки, протекавшей в нескольких сотнях метров западнее, находились княжеские конюшни, что, вероятно, и обусловило посвящение церкви покровителям лошадей Фролу и Лавру. Существующее ныне двухэтажное здание обладает нетрадиционным для московских церквей объёмно-пространственным решением, при котором помещения верхней церкви (престол Троицы) смещены по отношению к нижней (престолы Трёх святителей и Фрола и Лавра), образуя с восточной стороны ступенчатую композицию. Массивный одноглавый четверик верхней церкви, доминирующий в силуэте здания, имеет трёхчастную скруглённую апсиду, а апсида нижней церкви с двумя полукружиями сильно вынесена на восток Крытая галерея-паперть с наружной лестницей, примыкающая к храму с северной стороны, и трехъярусная шатровая колокольня, поставленная у северо-западного угла, полностью восстановлены в ходе реставрационных работ в 1970-х гг. Воссоздан и характерный для второй половины XVII в. кирпичный декор, утраченный при перестройке здания в 1770-х гг. Церковь была закрыта в 1927.

П.Н. Шармин.

Церковь Трифона в Напрудном

Церковь Трифона в Напрудном.

Церковь Трифона в Напрудном.

Москва.

Це́рковь Три́фона в Напру́дном (Трифоновская улица, 38). Построена около 1492 в дворцовом селе великого князя Ивана III — Напрудном. Небольшой одноглавый четверик с крупной полукруглой в плане апсидой, перекрытый крещатым сводом, сложен из белого камня, перекрытие и барабан — из кирпича. Фасады храма в соответствии с системой сводов завершены трёхлопастными закомарами и расчленены лопатками. Входы оформлены перспективными килевидными порталами с дыньками. Световой барабан, покрытый шлемовидной главой, украшен в основании килевидными кокошниками. Над юго-западным углом четверика возвышается небольшая однопролётная арочная звонница. На южной стене храма сохранилась полустёртая надгробная закладная плита конца XV в. На наружной стене алтаря во второй половине XVI в. была написана фреска — Трифон Мученик на коне и с соколом в руках (ныне — в Государственной Третьяковской галерее). С этой фреской связана легенда о сокольничем Ивана Грозного — князе Патрикееве, упустившем царского сокола и нашедшем его с помощью Святого Трифона, явившегося ему во сне. Закрыта в 1930. Реставрирована в 1947 — 1948.

Литература: Давид Л.А., Церковь Трифона в Напрудном, в книге: Архитектурные памятники Москвы XV—XVII в., М., 1947.

П.Н. Шармин.

Церковь Троицы в Борисове

Церковь Троицы в Борисове (Ореховый проезд, 15). Построена в 1902 на месте одноимённой церкви 1888. Ей предшествовал каменный храм начала XVIII в. Церковь стоит у истока р. Городни на восточном берегу Борисовского пруда. Небольшое здание, выстроенное в духе эклектики, вытянуто по оси восток - запад, над его западной частью возвышается стройная 2-ярусная звонница, увенчанная шатром. С востока церковь имеет гранёную апсиду, с запада - низкий притвор. Фасады обработаны плоскими прямоугольными нишами с высокими арочными окнами. Помимо главного престола в церкви находятся приделы Николая Чудотворца и иконы Богоматери «Утоли моя печали». Была закрыта до 1992, реставрирована в 1992 - 1996.

П.Ш.

Церковь Троицы в Вишняках

Церковь Троицы в Вишняках.

Церковь Троицы в Вишняках.

Москва.

Це́рковь Тро́ицы в Вишняка́х (Пятницкая улица, 51). Построена в несколько этапов в 1804—26. Ей предшествовали два храма: деревянный, сооружённый в первой половине XVII в. (впервые упомянут в 1648), и кирпичный, построенный в конце XVII в. стрельцами полка Вишнякова в память Чигиринских походов 1677 и 1678. Эта церковь простояла до 1804, когда на средства купца С.Л. Лепёшкина (возможно, по проекту архитектора А.Г. Григорьева) началась её постепенная перестройка. Сначала была заменена трапезная с двумя приделами (иконы Иерусалимской Богоматери и Ильи Пророка), а вслед за ней — собственно храм, законченный вчерне к 1811. Однако продолжению отделочных работ помешали Отечественная война 1812 и пожар, во время которого церковь пострадала столь значительно, что её восстановление затянулось до 1824. Наконец, в 1826 была снесена окончательно обветшавшая колокольня, а на её месте по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и Н.И. Козловского возведена новая колокольня, завершившая формирование композиции здания. Церковь занимает угловой участок на пересечении Вишняковского переулка и Пятницкой улицы. Собственно храм — характерный для стиля классицизма массивный двухсветный четверик с торжественными четырёхколонными портиками ионического ордера несёт купольную ротонду с цилиндрическим световым фонарём, увенчанным главой. Мягкие, скруглённые очертания объёмов трапезной подчёркивает строгая рустовка фланговых и центральных частей фасадов, акцентированных большими тройными окнами. Подобное же декоративное оформление с рустом на боковых сторонах и нишами над окнами получила полукруглая апсида храма. Высокая трехъярусная колокольня сооружена в формах ампира. Её крупные, уменьшающиеся по объёму кверху прямоугольные в плане ярусы в сочетании с изящным ордерным оформлением создают динамичный силуэт, включённый в систему исторически сложившихся вертикалей Пятницкой улицы. Вход с улицы в нижнем ярусе колокольни подчёркнут четырёхколонным ионическим портиком, повторяющим пропорции портиков храма. В интерьере под побелкой уцелела живопись второй половины XIX в. Рядом с церковью, на красной линии улицы, сохранились ворота ограды 1830-х гг., а с восточной стороны, на красной линии переулка, — двухэтажное здание просвирни того же времени. В глубине участка находится двухэтажный дом причта конца XIX — начала XX вв. Церковь была закрыта в 1922—94. Реставрирована в 1965—66.

П.Н. Шармин.

Церковь Троицы в Воробьёве

Церковь Троицы в Воробьёве.

Церковь Троицы в Воробьёве.

Москва.

Це́рковь Тро́ицы в Воробьёве (Университетская площадь, 1). Построена в 1811—13 на месте нескольких, последовательно сменявших друг друга деревянных церквей, древнейшая из которых появилась здесь, возможно, в конце XV в., когда село принадлежало великой княгине Софье Витовтовне. Постройки великокняжеского дворца сохранялись в Воробьёве до конца XVIII в. Скромная приходская церковь выстроена в формах раннего ампира. Собственно храм представляет собой купольную световую ротонду на четверике, обработанном на боковых фасадах четырёхколонными тосканскими портиками. Трапезная (престолы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского) имеет скруглённые углы — приём, характерный для архитектуры зрелого классицизма. Её боковые фасады расчленены плоскими пилястрами. Пилястровые же портики декорируют верхний ярус ампирной 2-ярусной колокольни. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858—61 и 1898. Ограда вокруг церкви относится к тому же времени. В интерьере сохранились одновременные с церковью ампирные иконостасы. В храме хранятся святыни: икона Богоматери «Благодатное небо», икона Страстной Богоматери, икона «Господь Вседержитель и Иоанн Предтеча» (все — XVII в.). По преданию, в 1812 в церкви (только что отстроенной) молился М.И. Кутузов перед знаменитым советом в Филях.

П.Н. Шармин.

Церковь Троицы в Кожевниках

Це́рковь Тро́ицы в Коже́вниках (2-й Кожевнический переулок, 4/6). Построена в 1685—89 в Кожевенной слободе, сменив деревянную церковь, известную с 1625. В первой половине XVIII в. к храму была пристроена трапезная с двумя приделами (престолы Кира и Иоанна и Параскевы), в 1772 возведена колокольня. После поновления здания в 1899 его фасады получили новую эклектичную декоративную отделку. В ходе реставрационных работ, осуществлённых в 1980-х гг., был восстановлен первоначальный облик храма, представляющего собой характерный для приходского строительства Москвы конца XVII в. двухсветный пятиглавый четверик с трёхчастной апсидой, декорированный в стиле московского барокко. Стройные пропорции его объёма подчёркивают пучки тонких угловых колонок, опирающихся на кронштейны. Стены завершены широким аттиком с кокошниками, в тимпаны которых вставлены крупные белокаменные раковины. Расположенные на боковых фасадах четверика белокаменные порталы украшены резными навершиями, опирающимися на колонки с пышными капителями. Приделы выглядят как небольшие самостоятельные церкви, состоящие из двухсветных одноглавых четвериков с полукруглыми апсидами и трапезными. Монументальная трехъярусная колокольня — один из самых совершенных по пропорциям объёмов и насыщенности фасадного декора московских памятников эпохи зрелого барокко. Четверик её первого яруса с закрытой обходной галереей по верху несёт 2 столпообразных восьмерика, завершённых трёхъярусным гранёным барабаном с главой. В оформлении восьмериков использованы пилястры с капителями, украшенными головками херувимов, лепные гирлянды и резные замковые камни в перемычках арок звона. Стены галереи, завершённые по центру боковых фасадов полукруглыми фронтонами, декорированы парными пилястрами с композитными капителями; во фронтонах помещены барельефные изображения архангелов Михаила и Гавриила. Церковь была закрыта в 1930-х гг. Богослужения возобновлены в 1992.

П.Н. Шармин.

Церковь Троицы в Листах

Церковь Троицы в Листах (Сретенка, 27/29). Построена в 1650-61 стрельцами полка В. Пушечникова, сменив деревянный храм, известный с 1632. Одна из редких посадских церквей Москвы XVII в., воспроизводящих формы четырёхстолпного пятиглавого крестовокупольного храма с позакомарным покрытием и трёхчастной апсидой, характерные для архитектуры XVI в. По-видимому, в 1670 (в связи со значительными льготами, пожалованными полку за поимку Степана Разина) началось сооружение трапезной с южным Покровским приделом и колокольни, завершённых в 1680 (после окончания Чигиринских походов 1677, 1678, в которых полк также принимал участие). В 1689 церковь ремонтировалась на средства, пожалованные стрельцам Петром I («за поимку бунтовщика Федьки Щегловитого»). Существующая ныне трапезная с двумя приделами (южный - Покрова и северный - Алексия, митрополита Московского) сооружена вместо прежней в 1773-74 на пожертвование фабриканта П.В. Колосова. Её северный придел, несколько превышающий по размерам южный, видимо, пристроен в 1796. Вместо колокольни, разобранной ещё в 1770, восточнее церкви, в линии ограды, в 1788 выстроили новую колокольню (не сохранилась). Фасады двухсветного кубического четверика храма расчленены пилястрами и завершены многообломным профилированным карнизом. Центры боковых фасадов акцентированы арочными перспективными порталами, выполненными с использованием «штучного набора». Окна обрамлены характерными для XVII в. наличниками с килевидными и треугольными навершиями. Крупные, со шлемовидными главами барабаны украшены рельефной аркатурой и треугольными кокошниками в основании. Архитектура трапезной лишена определённой стилистической ориентации. На западном фасаде, перед входом, устроено крыльцо. Церковь расположена на пересечении Сретенки и Садовой-Самотёчной улицы. Несмотря на свои небольшие размеры, она хорошо видна при движении по Садовому кольцу. Была закрыта в 1931-91. Реставрирована в 1980-90-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Троицы в Никитниках (Церковь Грузинской Богоматери) (Никитников переулок, 3). Построена купцом Г. Никитниковым на территории своей усадьбы в 1631-34 и, по некоторым данным, достраивалась его наследниками в 1653. В начале XVII в. здесь, на Глинище, одной из возвышенностей берегового склона Москвы-реки, находилась деревянная церковь Никиты Мученика, а ещё ранее, в XV в., - церковь Спаса, видимо, связанная с укреплённым острожком, прикрывавшим в то время ближайшие подступы к городу. Поднятое на высоком подклете здание отличается несимметричной компоновкой объёмов, возможно, обусловленной конфигурацией тесно застроенного усадебного участка. Насыщенная и разнообразная архитектурная декорация здания, выделяющаяся среди других московских церквей этого времени выразительной пластикой и рельефной трактовкой деталей, предвосхитила архитектурные приёмы, ставшие широко распространёнными во второй половине XVII в. Высокий четверик храма с небольшой трапезной, завершённый пирамидой кокошников с пятиглавием, усложнён по сторонам двумя несимметричными одноглавыми приделами, повторяющими в уменьшенном масштабе его формы. Более крупный северный Никольский придел имеет собственную небольшую трапезную, меньший южный, посвящённый Никите Мученику, использовался как родовая усыпальница Никитниковых. Стройные пропорции объёмов подчёркивает членение фасадов белокаменными колонками. В убранстве фасадов использованы поливные изразцы. Окна обрамлены колончатыми наличниками с килевидными навершиями. С восточной стороны композицию церкви дополняют три полукруглые апсиды, а с запада - чрезвычайно эффектно поставленные в одну линию трехъярусная шатровая колокольня (во втором её ярусе размещается придел Иоанна Богослова), 2-ярусная галерея-паперть на аркаде и сильно выступающее на проезжую часть Никитникова переулка крыльцо, увенчанное шатром. Подобное же крыльцо существовало и на северном фасаде, искажённом в начале XX в. пристройками. Судя по замечательной белокаменной резьбе орнаментального характера, украшающей порталы храма и окна на его южном фасаде, в строительстве церкви, вероятно, принимали участие царские мастера, незадолго до этого завершившие сооружение Теремного дворца в Кремле. Иконостас в интерьере храма выполнен московскими и ярославскими резчиками в 1640-х гг. Его иконы (1652 - 1668) и хорошо сохранившиеся росписи (1652-53), отмеченные динамикой многофигурных композиций и ярким декоративизмом, видимо, принадлежат творчеству лучших изографов Оружейной палаты: Я. Казанцу, И. Владимирову, Г. Кондратьеву и С. Ушакову. В церкви хранится список чудотворной иконы Грузинской Богоматери, выполненной в 1654 в связи с избавлением Москвы от эпидемии моровой язвы. В 1904 в память 200-летнего юбилея этого события в подклете храма был освящён придел Грузинской Богоматери. В 1900 церковь посетил император Николай II. В 1923 в церкви был открыт Музей живописца Симона Ушакова; богослужения окончательно прекратились в 1929. В 1941 - 1945 музей был эвакуирован; часть помещений здания использовалась под жильё и склады. Второе открытие Музея древнерусской живописи состоялось в 1963. Реставрационные работы и раскрытие живописи проводились в 1923-30, 1949-63, 1980 - начале 90-х гг. В настоящее время музей не функционирует.

Литература: Овчинникова Е.С., Церковь Троицы в Никитниках, М., 1970.

П.Н. Шармин.

Церковь Троицы в Серебряниках

Церковь Троицы в Серебряниках.

Церковь Троицы в Серебряниках.

Москва.

Це́рковь Тро́ицы в Сере́бряниках (Серебрянический переулок, 1/3). Построена в 1781 на средства купчихи Т.И. Суровщинской, сохранив, по-видимому, в основном объёме части стен и подклет церкви, известной с 1657. Деревянный храм на этом месте, в древней слободе царских монетных дел мастеров, существовал, очевидно, ещё в XVI в. В 1764—68 западнее церкви по инициативе владельца соседней усадьбы А.А. Гончарова была сооружена колокольня. В архитектуре храма сочетаются черты барокко и классицизма. По барочному трактован основной объём, представляющий собой крупный четверик, завершённый большим декоративным восьмериком с главой на гранёном постаменте. Барочным традициям соответствуют и круглые ложные окна на гранях восьмерика, и изящные лепные детали фасадного декора. Торжественные пилястровые портики большого ордера на боковых фасадах четверика и высокие ниши, объединяющие окна первого и второго света, трактованы в духе раннего классицизма. Оригинально решена алтарная часть здания с выступающим центральным помещением главного престола и скруглёнными боковыми компартиментами. Декор алтаря (рамочные наличники и карниз) был выполнен в 1891. Тогда же была перестроена трапезная (престолы Казанской Богоматери и Василия Великого): увеличена её длина, переложены своды, изменена декорировка фасадов. Высокая трехъярусная колокольня, поставленная на углу переулка и Яузской улицы, — одно из лучших в Москве произведений в стиле зрелого барокко. Её вертикаль активно доминирует в окружающей градостроительной среде. Монументальным пропорциям объёмов соответствуют крупные ордерные формы декора. Нижние ярусы обработаны колончатыми портиками с разорванными лучковыми фронтонами, украшенными сложными лепными картушами. Верхний ярус оформлен строгим пилястровым портиком. В нижнем ярусе была устроена церковь Иоанна Предтечи с полукруглой апсидой на восточном фасаде. Рядом с церковью сохранилась ограда с воротами конца XIX в. Церковь была закрыта в 1917—93. Реставрирована в 1977—78.

П.Н. Шармин.

Церковь Троицы в Троице-Голенищеве

Церковь Троицы в Троице-Голенищеве (Мосфильмовская улица, 18). Построена в 1644-46 в летней резиденции московских митрополитов и патриархов каменных дел подмастерьем Л. Ушаковым по «чертежу» А. Константинова (строителя Теремного дворца в Кремле). В конце XIV - начале XV вв. (ещё при митрополите Киприане) здесь находилась деревянная церковь Трёх Святителей. Собственно храм - крупный кубический четверик, завершённый шатром на низком восьмерике, - окружён галереей с двумя симметричными приделами (южный - Ионы Митрополита Московского, северный - мученика Агапия), повторяющими в уменьшенном масштабе объёмные формы храма. Разновысотные вертикали шатров создают характерный для XVII в. выразительный, подчёркнуто динамичный силуэт. В 1860 северный придел получил с запада небольшую трапезную, а вместо первоначальной колокольни, располагавшейся у северо-западного угла галереи, была возведена новая, также шатровая колокольня, поставленная по оси с храмом и объединённая с ним узким переходом. Уникальными для своего времени элементами архитектурного облика являются треугольные фронтоны, которым завершены фасады приделов храма. В интерьере дверные проёмы, ведущие из галереи в храм, оформлены перспективными арочными порталами. Была закрыта в 1937-91. Иконостас храма, разобранный и перевезённый на киностудию «Мосфильм», был использован С.М. Эйзенштейном при съёмках фильма «Иван Грозный». Реставрационные работы проведены в 1970-х гг. В церкви хранятся святыни: икона Святейшего Тихона Патриарха Московского (в приделе Тихона, освящён в 1992), а также иконы Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Амвросия Оптинского с частицами мощей.

П.Н. Шармин.

Предыдущая страница Следующая страница