Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ц" (часть 9, "ЦЕР"-"ЦЯВ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 9, "ЦЕР"-"ЦЯВ")

Церковь Троицы в Троице-Лыкове

Церковь Троицы в Троице-Лыкове.

Церковь Троицы в Троице-Лыкове.

Москва.

Це́рковь Тро́ицы в Тро́ице-Лы́кове (Одинцовская улица, 12). Одно из выдающихся произведений в стиле московского барокко, церковь построена в 1690—94 зодчим Я. Бухвостовым в усадьбе боярина М.К. Нарышкина, дяди Петра I. Расположена в парке на высоком берегу Москвы-реки. Церковь принадлежит к немногочисленной группе вотчинных трёхчастных трёхглавых храмов, появившихся в усадьбах высшей придворной аристократии в конце XVII в. Среди этого круга памятников она выделяется совершенством пропорционального соотношения объёмов и исключительно развитой декоративной обработкой фасадов. Центрический храм типа «под колоколы», доминирующий в силуэте здания, представляет собой двухсветный четверик, несущий три динамично уменьшающихся по размерам кверху восьмерика. С востока и запада к нему симметрично примыкают равновеликие скруглённые объёмы апсиды и притвора, завершённые главами на 2-ярусных восьмигранных барабанах. Церковь окружает низкая галерея-паперть с тремя лестницами-всходами. В оформлении фасадов разнообразные резные белокаменные детали, обладающие изысканными пластичными формами, включены в свободно трактованную ордерную систему. На всех объёмах различные по характеру обработки угловые колонки (гладкие, витые и оплетённые виноградными лозами) поддерживают широкие антаблементы с профилированными карнизами, завершённые фигурными гребнями, украшенными волютами и пинаклями. Колончатые обрамления окон и входов имеют усложнённые по рисунку навершия с небольшими раковинами-гребешками. Особенно тонкой, почти кружевной моделировкой отличаются наличники восьмигранных окон второго света четверика храма. В интерьере сложная система внутристенных лестниц связывает ложу владельца усадьбы, расположенную на западной стене храма, и звонницу, устроенную во втором восьмерике; резная деревянная ложа выполнена в типичных формах барокко. Церковь была закрыта в 1920—90-х гг. Реставрирована в 1970-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Троицы в Троицкой слободе

Церковь Троицы в Троицкой слободе.

Церковь Троицы в Троицкой слободе.

Москва.

Це́рковь Тро́ицы в Тро́ицкой слободе́ (2-й Троицкий переулок, 10/1). Построена в 1696—1706 в слободе, принадлежавшей с начала XVII в. Троице-Сергиеву монастырю. Здание, выстроенное с использованием декоративных приёмов московского барокко, первоначально обладало традиционной для приходских церквей своего времени несимметричной композицией, состоявшей из храма с апсидой и трапезной с северным приделом Сергия и Никона Радонежских. В 1726 с запада была пристроена колокольня, в 1851 расширена трапезная: её северный придел перестроили полностью, а с юга возвели новый симметричный придел, освящённый во имя иконы Владимирской Богоматери. В оформлении фасадов храма, принадлежащего к типу восьмерик на двухсветном четверике с трёхчастной скруглённой апсидой, сочетаются первоначальные декоративные формы и детали, появившиеся в ходе поновлений в XVIII—XIX вв. Оконные наличники с навершиями в виде парных волют и колонки на углах восьмерика храма характерны для рубежа XVII—XVIII вв., несколько архаичны для этого времени перспективные арочные порталы с дыньками и капителями, обрамляющие входы на боковых фасадах четверика. В середине XVIII в. на окнах восьмерика появились замечательные по насыщенности рисунка лепные наличники, выполненные в стиле зрелого барокко. В интерьере трапезной сохранилась барочная лепная отделка XVIII в. Церковный участок обнесён оградой конца XVIII в. Церковь была закрыта в 1930-х гг. — 1993. Реставрирована в 1979—80. В настоящее время принадлежит подворью Троице-Сергиевой лавры.

П.Н. Шармин.

Церковь Троицы в Хорошёве

Церковь Троицы в Хорошёве.

Церковь Троицы в Хорошёве.

Москва.

Це́рковь Тро́ицы в Хорошёве (Карамышевская набережная, 15). Построена в 1598 в загородной усадьбе царя Бориса Годунова. Кубический трёхапсидный четверик храма, завершённый световой главой, поднятой над пирамидой кокошников, усложнён по сторонам двумя симметричными одноапсидными приделами (первоначально они были посвящены Борису и Глебу и Фёдору Стратилату, а позднее переосвящены во имя Ильи Пророка и Николая Чудотворца), повторяющими в уменьшенных пропорциях формы основного объёма. Характерная для всех памятников «годуновского» круга пластичная выразительность силуэта здания сочетается с изысканной, утончённой отделкой фасадов. Барабаны глав декорированы лёгкой аркатурой; кокошники храма некогда были украшены многоцветными блюдами родосского фаянса. В середине XVII в. храм был окружён с трёх сторон крытой галереей — папертью на аркаде; её стены обработаны филёнчатыми пилястрами (сохранились местами). В 1764—68 в нескольких метрах западнее паперти была выстроена отдельно стоящая трехъярусная колокольня. Формирование композиции здания завершилось в 1840-х гг. сооружением трапезной, объединившей храм с колокольней. Церковь была закрыта в 1930-х гг. — 1991. Реставрирована в 1963—64. В храме находятся святыни: иконы Грузинской Богоматери (передана из Тихвинской церкви в селе Алексеевском), Казанской Богоматери и Николая Чудотворца, хранившиеся в церкви до её закрытия.

П.Н. Шармин.

Церковь Троицы в Хохловке

Це́рковь Тро́ицы в Хохло́вке (в Старых Садах) (Хохловский переулок, 12). Построена на средства прихожан В.А. Чириковой и думного дьяка Е.И. Украинцева в 1696. Предшествующая ей деревянная церковь, по преданию, была сооружена инокиней Марфой (матерью царя Михаила Романова), посвятившей храм избранию Михаила Фёдоровича на царство в Ипатьевском Троицком монастыре в 1613. Характерный для московского барокко храм типа восьмерика на двухсветном четверике завершён кирпичной главкой на двух глухих восьмериках. Одновременная ему трапезная имеет с севера придел Владимирской Богоматери (другой придел — Димитрия Ростовского устроен в 1757). Декор отмечен тонкой, изысканной моделировкой кирпичных и белокаменных деталей. Скруглённые углы четверика храма обработаны пучками полуколонок. На восьмерике угловые полуколонки имеют оригинальные капители в виде белокаменных шаров с небольшими крестами. Сохранившийся над его венчающим карнизом аттик украшен изразцами, возможно, выполненными в мастерской С. Полубеса. Колончатые обрамления на окнах и дверных проёмах имеют сложные фигурные навершия. Двухъярусная барочная колокольня, примыкающая к трапезной с запада, выстроена во второй половине XVIII в. Полукруглая апсида храма полностью перестроена в формах ампира в первой половине XIX в. Со стороны западного фасада к трапезной примыкает ризница XIX в. с декором в «русском стиле». На стенах церкви сохранились надгробные белокаменные закладные доски конца XVII — начала XVIII вв.

П.Н. Шармин.

Церковь Троицы на Грязех

Церковь Троицы на Грязех.

Церковь Троицы на Грязех.

Москва.

Це́рковь Тро́ицы на Гря́зех (у Покровских ворот) (улица Покровка, 13). Построена в 1861 по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства надворного советника Е.В. Молчанова. Ей предшествовали 4 каменных храма, последовательно сменявших друг друга в XVII — XIX вв. Деревянная церковь с престолом Василия Кесарийского известна на этом месте с 1547. Она стояла на заболоченном берегу небольшой р. Рачки, где в конце XVI в. были возведены Покровские ворота Белого города. В объём существующего здания (главный престол во имя иконы Богоматери «Трёх Радостей», боковые престолы во имя Николая Чудотворца и Троицы), выстроенного в формах позднего классицизма, вошли части стен церкви XVIII в. и более позднего её северного придела. Крупный прямоугольный в плане четырёхстолпный храм с пониженными угловыми ячейками был завершён монументальным купольным барабаном и высокой колокольней над западным притвором. Его величественный силуэт вместе с несохранившейся церкви Успения на Покровке, стоявшей западнее на той же стороне улицы, в значительной степени определял облик этого участка Покровки. Однако и сейчас пилястровые портики большого ордера, сохранившиеся на повышенных ризалитах в центрах восточного и южного фасадов храма, привлекают внимание совершенством пропорций и пышной отделкой композитных капителей. По верху стен здание опоясано великолепным фризом с насыщенным лепным растительным орнаментом. Интересно решено крыльцо перед главным входом со стороны улицы, представляющее собой небольшую башенку с фигурным завершением. Храм был закрыт в 1929—92.

П.Н. Шармин.

Церковь Троицы на Пятницком кладбище

Церковь Троицы на Пятницком кладбище (Дробнолитейный переулок, 5). Построена по проекту архитектора А.Г. Григорьева в 1830-35. Характерное для зрелого ампира здание получило симметричную осевую композицию, состоящую из собственно храма типа ротонды на четверике, украшенного по сторонам шестиколонными тосканскими портиками, полукруглой в плане апсиды трапезной (приделы Параскевы Пятницы и Сергия Радонежского) и высокой трехъярусной колокольни. Её стройный силуэт с динамично уменьшающимися по объёму кверху ярусами (нижними - четвериками, верхним - цилиндрическим, завершённым шпилем) и в настоящее время является важным ориентиром при движении по проспекту Мира. В оформлении фасадов использованы характерные для ампира приёмы и формы: рустовка плоскостей стен апсиды и нижнего яруса колокольни, веерные замки в перемычках прямоугольных окон апсиды и бровки над перемычками арочных окон ротонды храма и трапезной. Изяществом рисунка выделяются парные тосканские портики, помещённые на фасадах второго яруса колокольни и ионические колонны-импосты, поставленные в проёмах звона верхнего яруса. Чугунное крыльцо перед входом в церковь на западном фасаде - прекрасный образец художественного литья XIX в. В храме сохранился иконостас, выполненный в стиле классицизма. Церковь расположена в западной части кладбища. Перед воротами симметрично размещены два двухэтажных ампирных корпуса (первые этажи сооружены Григорьевым одновременно с церковью, вторые - надстроены позже).

П.Н. Шармин.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

Москва.

Це́рковь Усекнове́ния главы́ Иоа́нна Предте́чи в Дьяко́ве (проспект Андропова, 31). Построена в дворцовом селе в середине XVI в. По одной версии, сооружение храма связано с венчанием Ивана IV Грозного на царство в 1547, по другой — с молением о даровании ему наследника, царевича Ивана, родившегося в 1554. Здание в некоторых своих чертах предвосхищает собор Василия Блаженного. К центральному восьмигранному в плане башнеобразному объёму с небольшой полукруглой апсидой по диагоналям примыкают 4 пониженных восьмигранных придела (Зачатия Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Трёх Московских Святителей, Двунадесяти Апостолов), поставленные на общем фундаменте и объединённые крытой обходной галереей. Двухъярусная галерея на западном фасаде (здесь находится придел Константина и Елены) служит основанием небольшой открытой звонницы псковского типа. К традициям псковского зодчества восходят и некоторые архитектурно-декоративные приёмы фасадной обработки здания: мощные полуцилиндры барабана центрального столпа, треугольные кокошники в его основании, а также характер профилей и обломов. Угловые приделы завершены восьмигранными световыми барабанами с тремя рядами мелких треугольных кокошников в основаниях. Барабаны центрального столпа и приделов имеют плоские куполообразные покрытия, появившиеся во время одного из поновлений здания в XIX в. В купольном перекрытии центрального столпа сохранилась первоначальная, выполненная красной краской роспись в виде круга со спиралями, значение которой не установлено. Церковь эффектно поставлена на высоком, крутом берегу реки Москвы, дополняя панораму Коломенского, от которого Дьяково отделено глубоким Голосовским оврагом. Была закрыта в 1924—92. Реставрирована в 1964 и 90-е гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором.

Москва.

Це́рковь Усекнове́ния главы́ Иоа́нна Предте́чи под Бо́ром (Черниговский переулок, 2/4). Построена в 1657 (возможно, в 1675); является центральным сооружением комплекса, включающего также колокольню, два церковных дома и ограду. Комплекс, занимающий участок, вытянутый от Пятницкой улицы вдоль Черниговского переулка, определяет вместе со стоящей напротив церкви Михаила и Фёдора Черниговских градостроительную ситуацию этой части Замоскворечья, придавая ей неповторимо своеобразный облик. В древности здесь находился Ивановский монастырь, впервые упомянутый в летописи под 1415 в связи с рассказом о рождении великого князя Василия II. Его каменный соборный храм был построен Алевизом Фрязиным Новым в 1514—15 по заказу великого князя Василия III и после переноса монастыря в Старые Сады в 1530 обращён в приходскую церковь. Существующее ныне здание, по-видимому, возведено на белокаменных фундаментах этого храма. В 1757 — 1770-х гг. на средства купца Ф.Ф. Замятина оно было перестроено в формах барокко, получив новую двухпридельную трапезную (престолы Николая Чудотворца и Косьмы и Дамиана) с притвором. Основной объём — двухсветный четверик с полукруглой апсидой — был надстроен несколькими рядами кирпичной кладки и завершён одной главой. В ходе реставрационных работ в 1970—80-х гг. на фасадах храма были восстановлены наличники XVII в., а также перспективный портал на южном фасаде. В интерьере храма сохранились фрагменты росписей XVII и XIX вв. Одновременно с перестройкой церкви в восточной части участка, на углу Пятницкой улицы и Черниговского переулка, началось строительство отдельно стоящей колокольни, завершившееся в 1780-х гг. Высокое трехъярусное сооружение, сочетающее формы барокко и раннего классицизма, является ведущей высотной доминантой в панораме Замоскворечья; ярусы получили отделку в соответствии с классицистическими канонами: нижний ярус — дорическим ордером, средний — ионическим и верхний — коринфским. По красной линии Пятницкой улицы к колокольне примыкает принадлежавший причту трёхэтажный доходный дом второй половины XIX в. К западу от церкви, на повороте переулка, находится ещё один двухэтажный церковный дом, построенный в 1798 и позднее (при приспособлении его под церковно-приходскую школу) сильно реконструированный. Объединяющим элементом комплекса является ограда (восстановлена во время реставрации), проходящая по переулку от юго-восточного угла трапезной до колокольни. Храм был закрыт в 1917. В настоящее время в помещении церкви — экспозиция выставки «Художественное стекло».

П.Н. Шармин.

Церковь Успения Богородицы в Вешняках

Церковь Успения Богородицы в Вешняках.

Церковь Успения Богородицы в Вешняках.

Москва.

Це́рковь Успе́ния Богоро́дицы в Вешняка́х (улица Юности, 2). Построена в 1644—46 в бывшей вотчине князей Одоевских — Вешняках. Включает: центральный объём на сводчатом подклете (в котором находилась зимняя церковь) с двумя апсидами (нижней, полукруглой, и верхней, квадратной), увенчанный шатром и окружённый галереей (первоначально открытой); 2 придела (1655—57), завершённые декоративными главками с кокошниками у основания барабанов; трёхъярусную колокольню (конец XVII в. — 1734). В интерьере основного объёма — роспись (1727 — 1802), часть которой приписывается И.П. Аргунову. В иконостасах верхнего и нижнего храмов — иконы XVI—XVIII вв. (в том числе мастера Оружейной палаты Тихона Филатьева), а также иконы, написанные в 1950-х гг. П.Д. Кориным.

Церковь Успения Богородицы в Гончарах

Церковь Успения Богородицы в Гончарах.

Церковь Успения Богородицы в Гончарах.

Москва.

Це́рковь Успе́ния Богоро́дицы в Гончара́х (что в Спасской слободе в Чигасах) (Гончарная улица, 29). Построена в 1654 на месте деревянного храма XVI в., стоявшего вблизи Спасо-Чигасовского монастыря; в середине XVII в. на месте монастыря разместилась Гончарная слобода. Небольшая изящная церковь — один из ранних образцов московского приходского храма XVII в. Её несимметричная объёмно-пространственная композиция сформировалась в несколько этапов. Основной объём храма представляет собой двухсветный пятиглавый четверик с трёхчастной апсидой. Первоначально он, видимо, завершался традиционной горкой кокошников. В 1702, одновременно с сооружением широкой одностолпной трапезной, был перестроен южный придел Тихона Амафунтского. В середине XVIII в. со стороны западного фасада трапезной была возведена колокольня, а в 1902 с юга от неё выстроена паперть и переложена апсида Тихоновского придела. В XIX в. в ходе нескольких ремонтов было частично изменено завершение храма, некоторые детали его фасадного декора срублены, а трапезная и притвор практически полностью утратили первоначальную архитектурную обработку. Сохранившиеся на фасадах четверика угловые колонки, широкий фриз с поясом мелких нишек, над которым расположен ряд перспективных кокошников, а также фрагменты колончатых оконных наличников с килевидными навершиями выполнены из формованного кирпича и обладают мягкими, пластичными формами. На гранях барабана, венчающего придел, смонтированы из полихромных изразцов горельефные изображения 4 евангелистов, изготовленные, очевидно, в XVII в. в мастерской Степана Полубеса. В кладку стен северного и южного фасадов трапезной также заложены поливные изразцы, случайный набор которых свидетельствует об их вторичном использовании. Трёхъярусная, с прямоугольными в плане ярусами колокольня — типичное сооружение в духе рококо. Её нижний ярус обработан рустом, верхние — пилястровыми портиками. Западный фасад паперти украшает большой керамический киот производства завода Кузнецова. В церкви сохранился резной иконостас середины XVIII в. Основная святыня храма — чудотворная икона Божией Матери «Троеручицы», список 1716 с одноимённой иконы, присланной в 1661 из Хиландарского монастыря на Афоне в качестве дара Антиохийского патриарха Макария патриарху Московскому и Всея Руси Никону. Ограда и два церковных здания, расположенные на территории участка, построены на рубеже XIX—XX вв. В 1948 церковь была передана подворью Болгарской православной церкви.

П.Н. Шармин.

Церковь Успения Богородицы в Казачьей слободке

Церковь Успения Богородицы в Казачьей слободке.

Церковь Успения Богородицы в Казачьей слободке.

Москва.

Це́рковь Успе́ния Богоро́дицы в Каза́чьей слобо́дке (улица Большая Полянка, 37/4). Построена в 1695—97 на средства стольника В.Ф. Полтева, на месте церкви Флора и Лавра (XVI в.). Одноглавый храм типа восьмерик на четверике с трёхчастной апсидой декорирован в стиле московского барокко. Углы обработаны полуколонками, окна завершены разорванными фронтончиками. С запада к храму примыкают трапезная с 2 приделами (Богоматери «Утоли Моя Печали» и Боголюбской Богоматери), притвор и 2-ярусная колокольня, сооружённая в 1795—97 на средства П.И. Поздняковой. В 1870-х гг. классицистический облик трапезной и колокольни был несколько искажён мелкими штукатурными деталями, тяготеющими к формам «русского стиля». Колокольня, нижний ярус которой украшен двухколонными портиками, незначительно выступает западным фасадом за красную линию. Рядом сохранился фрагмент ограды конца XVIII в. Церковь была закрыта в 1930—94.

П.Н. Шармин.

Церковь Успения Богородицы в Печатниках

Церковь Успения Богородицы в Печатниках.

Церковь Успения Богородицы в Печатниках.

Москва.

Це́рковь Успе́ния Богоро́дицы в Печа́тниках (улица Сретенка, 3). Построена около 1695 перед Сретенскими воротами Белого города в слободе, заселённой мастерами Печатного двора. Ей предшествовали два деревянных храма — 1631 и 1659. Первоначально церковь, выстроенная в стиле московского барокко, состояла из храма с апсидой, трапезной и колокольни. Во второй половине XVIII в. (не позднее 1775) у южного фасада трапезной была сооружена небольшая часовня. В 1897—1902 трапезная и часовня были полностью перестроены по проекту М.А. Аладина. Собственно храм — двухсветный кубический четверик с трёхчастной апсидой — завершён главой на гранёном барабане. Стройные пропорции объёма, расчленённого карнизом на 2 яруса, подчёркивают пучки тонких угловых полуколонок. Высокие прямоугольные окна обрамлены наличниками, несущими навершия-гребешки. На южном фасаде дверной проём оформлен резным белокаменным порталом. Трапезная со скруглёнными на торцах боковыми приделами (Никольским и Усекновения Главы Иоанна Предтечи), обработанными парными полуколонками, охватывает с севера и юга нижний ярус колокольни. Обрамления окон трапезной повторяют в несколько более укрупнённой и суховатой трактовке форму первоначальных наличников храма. Часовня, примыкающая к юго-западном углу трапезной, выделяется усложнённой фасадной декорировкой, выполненной в «русском стиле» с применением пучков полуколонок, развитого карниза с поясом филёнок и оконных наличников, воспроизводящих формы арочных перспективных порталов. Колокольня представляет собой двухъярусный четверик, несущий восьмерик звона, завершённый гранёным барабаном с небольшим кирпичным шатром. Градостроительная роль памятника определяется его местоположением на пересечении Сретенки и проезда по Рождественскому бульвару. Церковь была закрыта в 1930—94; с 1960 в здании храма размещалась постоянная выставка «Морской флот СССР». При храме действует Высшая православная школа Святого Филарета Московского.

П.Н. Шармин.

Церковь Успения Богородицы в Путинках

Це́рковь Успе́ния Богоро́дицы в Пути́нках (что на Дмитровке за городом, на Старом, на Посольском дворе) (Успенский переулок, 4). Построена на месте более раннего деревянного храма около 1676. Небольшая приходская церковь первоначально состояла из бесстолпного двухсветного четверика с трёхчастной апсидой, небольшой трапезной (в ней находился престол Сергия Радонежского) с северным Никольским приделом и колокольни. Около 1722 придел был полностью перестроен, а в конце XVIII в. со стороны западного фасада трапезной была возведена новая колокольня. Низкий четверик храма, вытянутый по поперечной оси здания, завершён 2 рядами кокошников с декоративным пятиглавием. Углы четверика обработаны укороченными тройными полуколонками. Вертикальная ось на боковых фасадах отмечена перспективными порталами и окнами второго света. Окна имеют характерные для второй половины XVII в. колончатые наличники с различными по форме навершиями — треугольными на апсиде и килевидными на храме и трапезной. Северный придел трапезной с полукруглой апсидой, частично закрывающей боковой фасад храма, завершён «глухим» низким восьмериком. Грузные, тяжеловесные пропорции его объёмов и упрощённая декорировка широкими угловыми лопатками, крупными карнизами и большими перспективными нишами, в которых помещены прямоугольные окна, соответствуют принципам раннего петровского барокко. Рядом с церковью сохранились двухэтажный дом причта (XVIII в.) и ограда (XIX в.). Церковь была закрыта в 1917—92. Реставрирована в 1992.

П.Н. Шармин.

Церковь Успения Богородицы на Могильцах

Церковь Успения Богородицы на Могильцах.

Церковь Успения Богородицы на Могильцах.

Москва.

Це́рковь Успе́ния Богоро́дицы на Моги́льцах (Большой Власьевский переулок, 2). Храм в местности, изобиловавшей «могильцами» — небольшими холмами и кочками, — впервые упоминается в 1560. Существующая церковь построена архитектором Н.Н. Леграном в 1791—1806 на средства В.И. Тутолмина. В достаточно обычный для архитектуры московского классицизма тип храма «световая ротонда на четверике» внесено немало оригинальных новшеств. Интерьер собственно храма имеет ротондальную форму; широкими арками он связан с двумя притворами, расположенными с севера и юга и декорированными на фасадах лаконично-монументальными четырёхколонными портиками. В прямоугольный объём трапезной вкомпонованы 2 придела (Николая Чудотворца и Спиридония Тримифунтского), с запада завершённые глубокими экседрами. Совершенно необычен для московского храмового зодчества западный фасад храма: открытая лоджия главной входа и крупная ниша над нею, предназначавшаяся для размещения в ней скульптуры (частично заложены в 1899, полностью в 1930-х гг.), фланкированы двумя трёхъярусными колокольнями. Закрыта в 1932.

Церковь Успения Богородицы на Покровке

Церковь Успения Богородицы на Покровке в начале XX в.

Церковь Успения Богородицы на Покровке в начале XX в.

Москва.

Це́рковь Успе́ния Богоро́дицы на Покро́вке Располагалась на Покровке, ныне на её месте сквер на углу Потаповского переулка. Была построена в 1696—99 на средства московского купца И.М. Сверчкова мастером П. Потаповым. Ей предшествовали две более ранние церкви: кирпичная, сооружённая в 1652, и деревянная, известная с 1511. Здание было одним из самых значительных и оригинальных по своим художественным достоинствам и характеру композиционного решения сооружений в стиле московского барокко. Церковь, поднятая на высоком подклете, окружённом открытой галереей-папертью на аркаде, состояла из собственно храма и пониженных симметричных объёмов апсиды и притвора. Собственно храм представлял собой восьмерик на двухсветном четверике, завершённый главой на гранёном барабане, апсида и притвор — низкие односветные четверики, несущие световые восьмерики с главками на барабанах. Стремление зодчего придать необычной для русской архитектуры постройке черты традиционности проявилось в размещении на углах четверика храма 4 дополнительных малых главок, образующих вместе с завершением восьмерика образ более привычного пятиглавия, а также в сооружении с западной стороны паперти высокой трехъярусной шатровой колокольни. По сторонам колокольни располагались 2 широкие лестницы: северная была обращена к палатам Сверчкова, южная выходила на красную линию улицы Покровки. Насыщенный белокаменный декор здания, выполненный с применением почти всех наиболее часто встречающихся приёмов и форм московского барокко (гребни над восьмериками приделов, пучки угловых колонок, обрамления окон и дверных проёмов с фигурными навершиями), дополняли ризалиты с декоративными балкончиками, размещённые по сторонам восьмерика, и невысокие шатры с главками, поставленные в основании центрального шатра колокольни. Примечательно, что выдающиеся достоинства памятника послужили основанием для легенды о специальной охране, выставленной Наполеоном у церкви, дабы уберечь её от пожара и разграбления. Церковь была разобрана в 1935—36. Иконостас храма в настоящее время находится в трапезной Новодевичьего монастыря, несколько икон — в собрании ГИМа, два белокаменных наличника и портал вмурованы в северную стену ограды Донского монастыря.

П.Н. Шармин.

Церковь Успения Богородицы на Успенском Вражке

Церковь Успения Богородицы на Успенском Вражке.

Церковь Успения Богородицы на Успенском Вражке.

Москва.

Це́рковь Успе́ния Богоро́дицы на Успе́нском Вра́жке (Газетный переулок, 15). Построена в 1857 — 1860 на средства купца С.А. Живаго, возможно, с использованием частей стен более раннего храма, сооружённого в 1647 на берегу Успенского вражка (приток р. Неглинной), на месте деревянной церкви, появившейся здесь не позднее 1531. Существующее ныне здание, выстроенное в духе эклектики с использованием мотивов «русского стиля», представляет собой низкий, вытянутый по оси восток — запад прямоугольный в плане объём с пониженным трёхчастным алтарём (престолы: Сергия и Усекновения Главы Иоанна Предтечи) и широким притвором, служащим основанием восьмигранной шатровой звонницы. Южный фасад здания, вынесенный на красную линию переулка, получил симметричную композицию с полуколонками по сторонам центральной части и парными пилястрами на флангах, отчасти сближающую его с жилыми постройками своего времени. Дробная штукатурная отделка килевидных оконных наличников выполнена в 1870-х гг. (архитектор А.С. Никитин). Храм завершался одной главой. Южный фасад был акцентирован крупным фигурным аттиком. Интерьер здания представляет собой единое трёхнефное пространство, разделённое небольшими столбиками; в западной части устроены хоры. Церковь была закрыта в 1924. В настоящее время в помещении церкви — междугородная телефонная станция.

П.Н. Шармин.

Церковь Успения Богородицы на Чижевском подворье

Церковь Успения Богородицы на Чижевском подворье.

Церковь Успения Богородицы на Чижевском подворье.

Москва.

Це́рковь Успе́ния Богоро́дицы на Чиже́вском подво́рье (Никольская улица, 8). Построена в 1691 в усадьбе бояр Салтыковых как придел более ранней церкви Жён Мироносиц. Последняя была сооружена в 1647 на месте 2 деревянных церквей, принадлежавших Мироносицкому на Никольском крестце (против Печатного двора) монастырю, возникшему в конце XVI в. в составе владения бояр Телятинских и сгоревшему в 1626. Некоторое время придел служил домовой церковью Салтыковых, а в XIX в., после разборки церкви Жён Мироносиц, стал самостоятельным приходским храмом. Небольшое, на высоком подклете здание выстроено в стиле московского барокко. К четверику его основного объёма, завершённого световым восьмериком с главой на гранёном барабане, с востока примыкает пониженный прямоугольный алтарь, с запада — более широкая, неоднократно перестраивавшаяся трапезная. В декоративном оформлении фасадов использован набор традиционных для конца XVII в. деталей, мягкая, пластичная моделировка которых подчёркивает камерный характер храма. Подклет церкви, очевидно, использовавшийся как складское помещение, обработан гладкими угловыми лопатками и отделан поясом поребрика. Углы церкви декорированы полуколонками, а окна обрамлены колончатыми наличниками с навершиями в виде разорванных фронтонов. Такие же фронтоны помещены над гранями светового восьмерика. Церковь стоит примерно в центре небольшого замкнутого двора, отделённого от улицы огромным трёхэтажным корпусом Чижевского подворья, построенного во второй половине XIX в. Храм был закрыт в 1925. Реставрирован в конце 1970-х гг.

П.Н. Шармин.

Церковь Успения в Старой Певчей слободе

Церковь Успения в Старой Певчей слободе (Старопанский переулок, 2-4). Построена в 1564 на месте деревянного храма, стоявшего здесь (у слияния древних дорог, идущих из Занеглименья и Заяузья к Боровицкому холму) с 1468. Своё название «в Старых Панех» получила по располагавшемуся поблизости в начале XVI в. Панскому двору, торговому и дипломатическому представительству Польши в Москве. Это был двухсветный четверик, увенчанный пятью главами. В XVII в. к церкви, оказавшейся на территории слободы патриарших певчих, с севера был пристроен Успенский придел (1640), что и определило второе название храма. В 1803 здание было перестроено в стиле классицизма, получив новую трапезную и колокольню. В настоящее время церковь представляет собой маловыразительный, несимметричный объём, расположенный в плотном окружении поздней многоэтажной застройки, выступающий на красную линию переулка северным фасадом. Древнее ядро церкви практически утратило характер своей первоначальной архитектуры: апсида разобрана, стены обложены кирпичом более позднего времени, а своды переложены; остатки оконных проёмов относятся к началу XIX в. Примыкающий с севера придел сохранился несколько лучше. Его меньший по размерам, также двухсветный четверик с большой скруглённой апсидой и притвором имел первоначально редкое 2-шатровое завершение. Трапезная и колокольня разобраны. В 1926-27 под руководством архитектора Д.П. Сухова на памятнике были проведены реставрационные работы, ограничившиеся восстановлением прежнего облика Успенского придела. Однако уже в 1930 фасады здания были намеренно обезображены, а главы снесены. Церковь была закрыта в 1927 - 1995.

П.Н. Шармин.

Церковь Феодора Стратилата

Церковь Феодора Стратилата.

Церковь Феодора Стратилата.

Москва.

Це́рковь Фео́дора Стратила́та (Архангельский переулок, 15а). Построена между 1782 и 1806 на средства Г.З. Измайлова как «тёплый храм» при церкви Архангела Гавриила (см. Меншикова башня); проект приписывается И.В. Еготову. Первоначально была освящена во имя Феодора Тирона, после устройства придела Феодора Стратилата (1806), а затем значительной перестройки здания во второй половине XIX в. за храмом установилось современное название. Церковь должна была играть роль не только зимнего храма при Меншиковой башне, но и колокольни, с чем связано необычное решение её венчающей части — над широким куполом с люкарнами (установлен на низком ступенчатом постаменте) возвышается стройная круглая башня, прорезанная высокими арками звона. Пластическую выразительность фасадам придают глубокие, стрельчатые, доходящие до невысокого цоколя оконные ниши. Украшавший главный фасад храма четырёхколонный портик разобран в 1930-х гг., после закрытия церкви. Вновь открыта в 1947 как подворье Антиохийского патриархата.

Церковь Феодора Студита у Никитских ворот

Це́рковь Фео́дора Студи́та у Ники́тских воро́т (Смоленской Богоматери) (Никитский бульвар, 25а). Построена вместе с отдельно стоящей колокольней в 1626—27 как соборный храм основанного патриархом Филаретом Фёдоровского-Смоленского-Богородицкого «больничного» монастыря. Предназначавшийся для слуг патриаршего двора монастырь был поставлен на месте встречи московским духовенством Филарета, в 1619 возвращавшегося в Москву из польского плена. В XVI — начале XVII вв. здесь находилась «странноприимница», а ещё ранее — церковь Феодора Студита, упомянутая в источниках в связи с пожаром 1547. Имеются сведения, что она была построена в XV в. и посвящена святому, в день празднования памяти которого (11 ноября 1480) закончилось «стояние на Угре» — бескровная победа, ознаменовавшая конец ордынского ига. Монастырь был упразднён в 1709, а его церковь обращена в приходскую. Церковь — двухсветный пятиглавый четверик с широкой трапезной (престолы Феодора Студита и Аверкия Иерапольского) — сильно пострадала при пожаре 1812 и была перестроена в стиле ампир. К этому времени относятся большая полукруглая апсида, сменившая первоначальный трёхчастный алтарь, и декоративная обработка фасадов древней трапезной. В 1865—73 приделы трапезной были оформлены в самостоятельные объёмы, сооружённые с северной и южной сторон храма. Их скруглённые апсиды выдвинуты на одну линию с апсидой главного престола, а фасады оформлены в духе эклектики. Двухъярусная колокольня, стоящая в нескольких метрах севернее храма, является одной из первых шатровых колоколен в Москве. Её квадратное в плане основание несёт восьмерик звона и шатёр с окнами-слухами в нижней части. В приходе церкви Феодора Студита жил А.В. Суворов. Церковь была закрыта в 1932—92. В 1984—95 реставрирована. В храме хранится святыня — икона Феодора Студита.

П.Н. Шармин.

Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе

Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе (улица Гиляровского, 35). Первый храм здесь, на месте встречи мощей московского митрополита Филиппа (Колычева) во время их перенесения в Успенский собор Кремля (1652), был построен в середине XVII в. Существующий ныне храм, один из самых совершенных образцов московского классицизма, был сооружён в 1777-88 архитектором М.Ф. Казаковым, который пристроил изящную церковь-ротонду к относящимся к 1750-52 трапезной с приделом Алексия Человека Божия и колокольне. Ротонду украшают тонко прорисованные наличники и фриз, четырёхколонные ионические портики с изящной лепниной; она завершена лёгким, «воздушным» куполом-фонариком. В интерьере использованы колонны большого ордера, поставленные полукольцом в западной части ротонды, в алтарной части им отвечает полукольцо колонн малого ордера. Закрыта в 1939-91. Реставрировалась в 1980-х гг.

И.Л. Давыдова.

Церковь Флора и Лавра на Зацепе

Церковь Флора и Лавра на Зацепе.

Церковь Флора и Лавра на Зацепе.

Москва.

Це́рковь Фло́ра и Ла́вра на Заце́пе (Дубининская улица, 9). Деревянный храм известен на этом месте, в Коломенской ямской слободе, с 1642. Существующий храм построен в 1778, перестраивался в стиле ампир и получил новые трапезную и колокольню в 1835; следующая капитальная перестройка церкви в 1860—61 в основном сохранила её ампирные формы. Главный престол — иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости», приделы в трапезной — Петра и Павла, Флора и Лавра. Собственно храм представляет собой лаконично декорированный ионическими портиками массивный куб, завершённый мощной купольной ротондой. Главный (западный) вход в храм акцентирован портиком нижнего яруса колокольни, украшенным лепным фризом и сдвоенными коринфскими колоннами большого ордера. Церковь была закрыта в конце 1930-х гг., в 1950 снесены глава над куполом и верхние ярусы колокольни (восстановлены в 1997). Возвращена верующим в 1991, реставрируется.

Цирк

В начале XVII в. в Москве в ремесленных слободах проживали скоморохи, в выступлениях которых появились зачатки циркового зрелища. В XVIII - начале XIX вв. в Москве выступали иностранные наездники, дрессировщики лошадей, эквилибристы, акробаты, фокусники: английский берейтор Я. Бейтс в амфитеатре, построенном им возле Красного пруда, за нынешним Казанским вокзалом (1764), шведская труппа Финарди (в манеже князя Куракина на Старой Басманной улице, 1818) и многие другие. В Нескучном саду был построен летний цирк с брезентовым покрытием - прообраз цирка-шапито. Цирковые номера показывались и на народных гуляньях. Из учеников, принимавшихся в труппы иностранных гастролёров, формировалось первое поколение русских цирковых артистов. Ставились сюжетные представления-пантомимы. В 1847 Л. Сулье построил цирк на Лубянской площади, в 1853 В.Н. Новосильцев открыл цирк на Петровке (на месте нынешнего ЦУМа). Здесь выступали и русские артисты, выпускники циркового класса Петербургского театрального училища. Здания цирка были деревянными. В 1868 К. Гинне построил первый каменный цирк на Воздвиженке. В 1880 А.И. Саламонский открыл цирк на Цветном бульваре (см. Цирк Саламонского). В 1886 братья А.А., Д.А. и П.А. Никитины давали представления в другом здании на Цветном бульваре (ныне кинотеатр «Мир»). В 1911 А.А. Никитин открыл новый цирк в здании на Большой Садовой улице. В московских цирках выступали лучшие русские и иностранные артисты, в том числе А.Л. и В.Л. Дуровы, Н.Л. Сычёв, Бим-Бом (И.С. Радунский и М.А. Станевский), В.Е. Лазаренко. Здесь шли постановочные феерии на исторические и современные сюжеты, водяные пантомимы. В 1919 после национализации частных цирков были образованы 1-й Госцирк (бывший цирк Саламонского), 2-й Госцирк (1919-25; бывший цирк Никитина). О современных цирках Москвы см. статьи Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского.

Цирк Никитиных

Цирк Ники́тиных Открыт в Москве в 1886 братьями Никитиными: Дмитрием Александровичем (1835—1918), Акимом Александровичем (1843—1917), Петром Александровичем (1846—1921), выступавшими в балаганах, а затем в цирках с начала 1860-х гг. в различных амплуа. Братья заложили основы отечественного циркового дела, построив в 1870—80-х гг. цирковые здания (деревянные и каменные) во многих городах России. Под цирк в Москве было переоборудовано здание бывшей панорамы «Штурм Плевны» на Цветном бульваре. В 1888 братья Никитины арендовали московский цирк Гинне на Воздвиженке. В начале 1890-х гг. братья разделились: Дмитрий Александрович держал музей-паноптикум, зверинец; Пётр Александрович прекратил цирковую деятельность; Аким Александрович построил в 1911 фундаментальное здание цирка на Большой Садовой улице и был его директором до 1917. Его сын Николай Акимович (1887—1963), жонглёр на лошади, прыгун с трамплина, после смерти отца унаследовал его дело. В 1919 цирк был национализирован и стал называться 2-й Госцирк (1919—25). В Цирке Никитиных в разное время прошли выучку или приобрели известность многие мастера русского цирка: В.Л. и А.Л. Дуровы, В.Е. Лазаренко, борцы И.М. Поддубный, И.М. Заикин и др.

Цирк Саламонского

Здание цирка Саламонского в начале XX в.

Здание цирка Саламонского в начале XX в.

Москва.

Цирк Саламо́нского (Цветной бульвар, 13), открыт в 1880 антрепренёром, дрессировщиком и наездником А.И. Саламонским (1839—1913) в специально построенном здании (архитектор А.Е. Вебер; ныне на этом месте здание Московского цирка Никулина на Цветном бульваре). В конце 1890-х гг. он передал директорство своей жене Л. Шварц, в прошлом известной наезднице. В 1919 Цирк Саламонского был национализирован и носил название 1-й Госцирк.

Цицин Николай Васильевич

Ци́цин Николай Васильевич (1898, Саратов — 1980, Москва), ботаник, генетик и селекционер, академик АН СССР (1939), ВАСХНИЛ (1938; в 1938—48 вице-президент), Герой Социалистического Труда (1968, 1978). Окончил в Саратове Институт сельского хозяйства и мелиорации (1927). В 1931—37 заведующий лабораторией пшенично-пырейных гибридов, в 1938—48 председатель Государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур при Министерстве сельского хозяйства СССР, в 1940—57 заведующий лабораторией отдалённой гибридизации АН СССР, с 1945 директор Главного ботанического сада АН СССР. Основные труды посвящены отдалённой гибридизации растений. Ленинская премия (1978), Государственная премия СССР (1943).

Цфасман Александр Наумович

Цфа́сман Александр Наумович (1906, Александровск, ныне Запорожье, — 1971, Москва), композитор, пианист, дирижёр, заслуженный артист РСФСР (1957). Один из основоположников отечественного джаза и его пропагандист; пианист-виртуоз. Родился в семье парикмахера. С 7 лет обучался игре на скрипке и фортепьяно, с 12 — на фортепьянном отделении Музыкального техникума в Нижнем Новгороде. С 1923 в Москве; заведующий музыкальным отделом Московской драматической студии имени А.С. Грибоедова. В 1925—30 обучался в Московской консерватории. В конце 1926—27 создал профессиональный джазовый коллектив в Москве — «АМА-джаз» (АМА — Ассоциация московских авторов, которая субсидировала оркестр), впервые выступивший в 1927 в Артистическом клубе в Леонтьевском переулке. Среди первых джазовых сочинений — фокстроты «Джимми», «Скайтротт», «Эксцентрический танец», вальс-бостон «Грустное настроение». Коллектив выступал на открытой эстраде сада «Эрмитаж», в ресторане «Казино» на Триумфальной площади, в фойе кинотеатров «Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком»), «Первый Госкино» (ныне «Художественный»), «Динамо» (располагался под трибунами стадиона). В 1928 состоялось первое выступление ансамбля по радио. Среди произведений Цфасмана 1930-х гг. наиболее известны: «Как же мне забыть», «Звуки джаза», «Утомлённое солнце», «На берегу моря», «Я в хорошем настроении», «Последний летний день», «Неудачное свидание», «Счастливый дождик». В 1932 Цфасман организовал ансамбль «Весёлые ребята», с которым выступал в ресторане «Савой», гастролировал по стране. Коллектив приобрёл известность как джаз-оркестр А. Цфасмана. В 1936 он принял участие в московских «Вечерах джаза». В 1939—46 Цфасман руководил Джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета. В 1945 впервые в Москве исполнил в Колонном зале Дома Союзов и Большом зале консерватории «Рапсодию в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, восторженно принятую публикой. В 1966 был одним из учредителей Европейской джазовой ассоциации. Цфасман — автор крупных произведений: двух концертов для фортепьяно с джаз-оркестром (1941) и эстрадно-симфоническим оркестром (1967), балетной сюиты «Рот-фронт» для оркестра (1931), Интермеццо для кларнета и джаз-оркестра (1944, посвящен Б. Гудмену), концертной пьесы «Снежинки», «Спортивной сюиты» для симфоджаза (1965), «Фантазии на темы Блантера», танцевальных пьес «Я люблю танцевать», «Ожидание» и др., а также музыки к драматическим спектаклям («Под шорох твоих ресниц», Центральный театр кукол, 1948), к кинофильмам «Весёлые звёзды» (1954), «Секрет красоты» (1955), «За витриной универмага» (1956) и др.

В Москве жил на улице Горького (ныне 1-я Тверская-Ямская), 48. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Советский джаз. Проблемы. События. Мастера, М., 1987; Баташев А., А. Цфасман как зеркало русской революции, «Мелодия», 1992, № 1—2.

А.Н. Баташев, О.С. Лебедева.

Цыбин Владимир Николаевич

Цыбин Владимир Николаевич (1877, Иваново-Вознесенск - 1949, Москва), флейтист, педагог, композитор, дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). В 1889-95 обучался в Московской консерватории (класс флейты В.В. Кречмана). С 1897 солист оркестра театра Ф. Корша, работал и в Большом театре. В 1917 окончил Петербургскую консерваторию (класс композиции А.К. Глазунова, класс дирижирования Н.Н. Черепнина). С 1920 солист оркестра Большого театра. В 1923-49 профессор Московской консерватории, преподавал также в Институте военных дирижёров и музыкальном училище при Московской консерватории. Автор учебника «Основы техники игры на флейте» (1940); создал обширный педагогический репертуар для флейты, а также ряд сочинений крупных форм (детская опера «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», опера-балет «Фленчо», кантата и др.). В 1920 вместе с женой Елизаветой Тимофеевной Цыбин основал в г. Пушкино (близ Москвы) музыкально-художественную трудовую колонию имени А.В. Луначарского (для беспризорных детей). В Москве жил во 2-м Добровольском переулке, 7. Похоронен на Введенском кладбище.

Х.М. Хаханян.

Цявловский Мстислав Александрович

Цявло́вский Мстислав Александрович (1883, Нижний Новгород — 1947, Москва), историк литературы, доктор филологических наук (1940). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1910). Преподавал в вузах Нижнего Новгорода, Смоленска, с 1921 — в Москве. Основные работы посвящены творчеству А.С. Пушкина, изучению его рукописей; автор фундаментальной «Летописи жизни и творчества А.С. Пушкина» (т. 1, опубликован в 1951). Как редактор и комментатор участвовал во всех значительных пушкинских изданиях 1930—40-х гг., готовил также к печати полное собрание сочинений Л.Н. Толстого.

Сочинения: Статьи о Пушкине, М., 1962.

Предыдущая страница Следующая страница