Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "У" (часть 2, "УСА"-"УША")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 2, "УСА"-"УША")

Усадьба Долгова-Жемочкина

Усадьба Долгова-Жемочкина (Большая Ордынка, 21/16). Архитектурный комплекс сформировался к концу XVIII в. при купце А.И. Долгове (позднее принадлежал И.П. Жемочкину). Трёхэтажный главный дом в формах раннего классицизма сооружён в 1770-х гг. на сводчатом подклете палат конца XVII - начала XVIII вв. Вместе с отдельно стоящими северным (первоначально одноэтажным; с главным домом соединён в 1960-х гг.) и двумя южными корпусами образовал трапециевидный парадный двор с каменной оградой по красной линии улицы (выстроена в 1882). После пожара 1812 дом восстановлен; в 1817-22 получил пристройки к заднему фасаду (с открытой террасой и сходами в сад), а также свою нынешнюю отделку в стиле ампир - с выразительным пилястровым портиком ионического ордера, насыщенным лепным декором над окнами, во фризе и в тимпане фронтона (возможно участие архитектора О.И. Бове; оформление интерьеров в ряде комнат частично восстановлено; фасадная отделка флигелей практически не сохранилась). Частичные переделки с перепланировкой помещений производились в середине XIX в.; правый жилой флигель перестроен в 1880-х гг., получив богатую внутреннюю отделку (художник В.В. Барков).

Т.М. Котельникова.

усадьба И.С. Рахманова

усадьба И.С. Рахманова (Гончарная улица, 16), памятник архитектуры; название - по имени одной из владелиц. В основе главного здания - двухэтажный прямоугольный в плане дом, построенный в 1800-х гг., как и северный флигель, первоначально близкий по облику флигелям находящейся поблизости усадьбы Баташева. Свои законченные формы ныне существующий ансамбль получил в 1816-23, когда здание перестраивалось для купца И.С. Рукавишникова в стиле ампир; тогда был выстроен южный флигель, пространство парадного двора отделила от улицы ограда с рустованным цоколем и лёгкой кованой решёткой, въезд оформили простые и мощные пилоны ворот, а центр главного здания - стройный шестиколонный ионический портик с широкой открытой лестницей. Все постройки, несмотря на их небольшие размеры, приобрели монументальность; монолитную массивность стен оттенил сочно и тонко прорисованный лепной декор (фриз портика, пилонов ворот, орнаментальные люнеты окон в центре главного здания). Сохранились первоначальная планировка, живописные и лепные ампирные плафоны.

М.В. Нащокина.

Усадьба Клаповской

Усадьба Клаповской.

Усадьба Клаповской.

Москва.

Уса́дьба Клаповско́й усадьба И.С. Рахманова (Гончарная улица, 16), памятник архитектуры; название — по имени одной из владелиц. В основе главного здания — двухэтажный прямоугольный в плане дом, построенный в 1800-х гг., как и северный флигель, первоначально близкий по облику флигелям находящейся поблизости усадьбы Баташева. Свои законченные формы ныне существующий ансамбль получил в 1816—23, когда здание перестраивалось для купца И.С. Рукавишникова в стиле ампир; тогда был выстроен южный флигель, пространство парадного двора отделила от улицы ограда с рустованным цоколем и лёгкой кованой решёткой, въезд оформили простые и мощные пилоны ворот, а центр главного здания — стройный шестиколонный ионический портик с широкой открытой лестницей. Все постройки, несмотря на их небольшие размеры, приобрели монументальность; монолитную массивность стен оттенил сочно и тонко прорисованный лепной декор (фриз портика, пилонов ворот, орнаментальные люнеты окон в центре главного здания). Сохранились первоначальная планировка, живописные и лепные ампирные плафоны.

М.В. Нащокина.

Усадьба Меншикова

Главный дом усадьбы Меншикова.

Главный дом усадьбы Меншикова.

Москва.

Уса́дьба Ме́ншикова (Большая Никитская улица, 12/1). Построена для князя С.А. Меншикова в 1776—77; в основе цокольного этажа — каменные палаты первой половины XVIII в. Первоначально получила характерный для раннего классицизма декор: членение стены плоскими лопатками, филёнками и медальонами тонкого профиля, рустованный цоколь, тяжёлые горизонтальные тяги (сохранились на заднем, частично на боковом фасадах здания). В 1790 главный дом был перестроен в стиле строгого классицизма, появился эффектный парадный двор эллиптической формы. В 1801 скруглённые декоративные ограды заменены двухэтажными рустованными крыльями, зрительно слившимися с цоколем главного здания (уцелело левое крыло с проездом на хозяйственный двор; флигеля по линии улицы и конюшни на заднем дворе утрачены). Современный облик усадьбы Меншикова приобрела после переделки 1840-х гг., когда была утяжелена рустовка цоколя, а стройные ионические пилястры центрального ризалита заменены мощными полуколоннами коринфского ордера на арочном цоколе. Отделка интерьеров уничтожена в 1875—85, тогда же парадный двор по линии улицы застроен двухэтажным корпусом; в 1923—25 снесены служебные постройки, дом перестроен внутри.

Усадьба Мусина-Пушкина

Уса́дьба Му́сина-Пу́шкина (Спартаковская улица, 2), архитектурный ансамбль зрелого классицизма, усадьба на стыке Новой и Старой Басманных улиц, включающая главный дом, здания служб, флигеля, обширный сад, пруд. Формировалась с середины XVIII в., в 1790—1800-х гг. приобрела законченный и гармоничный облик; центральный фасад главного дома, обращённый к площади Разгуляй, украсил торжественный восьмиколонный портик. Фасад, выходящий на Спартаковскую улицу, декорирован ионическим портиком; в срезанный угол дома, обращённый к Елоховской площади, вписана изящная полуротонда с ионической колоннадой. В это время усадьба принадлежала А.И. Мусину-Пушкину, известному археологу и историку. При восстановлении усадьбы после пожара 1812 её архитектура была дополнена элементами стиля ампир. В 1835, когда здание приспосабливалось для 2-й московской гимназии, была изменена отделка интерьеров. В 1930 надстроено; в нём располагались Дом Красной Армии, Индустриально-педагогический институт имени К. Либкнехта, с 1943 Московский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева.

Литература: Белицкий Я.М., Спартаковская улица, 2/1, М., 1986.

М.В. Нащокина.

Усадьба Охотниковых

Главный дом усадьбы Охотниковых.

Главный дом усадьбы Охотниковых.

Москва.

Уса́дьба Охо́тниковых (улица Пречистенка, 32). Ансамбль городской усадьбы возведён неизвестным архитектором вскоре после пожара 1812, в котором погибли прежние деревянные постройки. Главный дом с типичным для своего времени восьмиколонным портиком, стоящим на выступе первого этажа, вытянут вдоль улицы. Характер декора — тяжёлые замковые камни нижних окон, венчающий карниз, тосканский ордер портика — сообщает сооружению торжественный и несколько суровый облик, смягчённый изящной лепниной фронтона. Боковые проезды, трактованные как овальные купольные залы (ныне вошли в интерьер), открывали виды на необычайно выразительный полукруглый комплекс дворовых сооружений. Сдвоенные полуколонны, несущие мощный антаблемент, объединяют флигеля и службы с аркадой в первом этаже. Сочетание красной кладки стен, белокаменных деталей и глубокой тени аркады создают романтический архитектурный образ. В 1915 для новой владелицы В.И. Фирсановой архитектор А.И. Таманян значительно перестроил здание в стиле неоклассицизма. Ставший более нарядным фасад дополнился лепным фризом, в интерьере были заново устроены и отделаны несколько парадных помещений. Особенно выразителен двухсветный концертный зал с греческим портиком эстрады, кариатидами, тонкой лепниной карнизов и росписью потолка. С 1868 в усадьбе располагалась гимназия Л.И. Поливанова, где учились В.С. Соловьёв, В.Я. Брюсов, Андрей Белый, М.А. Волошин, А.А. Алехин.

Усадьба Поливанова

Уса́дьба Полива́нова (Денежный переулок, 9/6). Один из самых известных памятников московского деревянного ампира. Усадьба возведена для А.К. Поливанова в 1822—23 и включает главный одноэтажный дом с просторным мезонином и антресолями, одноэтажный флигель (надстроен мезонином в 1832) и соединившую их деревянную ограду по линии улицы с арочными проходами и монументальными, украшенными резьбой воротами (выполнены в 1954 по образцу типовых оград начала XIX в.). Своеобразие ансамблю придают выявленность деревянной фактуры его стен, отсутствие штукатурки и лепнины. Использована наружная обшивка досками, на углах имитируется горизонтальный руст, что подчёркивает строгость и простоту облика, чёткость граней и ясность объёмов. Центр уличного фасада главного дома выделен шестью пластичными колоннами тосканского ордера (первоначально они поддерживали балкон на уровне мезонина). В интерьере сохранены планировка и фрагменты первоначальной ампирной отделки (парные колонны, лепные карнизы, облицовка искусственным мрамором).

Усадьба Разумовского

Уса́дьба Разумо́вского (улица Казакова, дома 18—20), памятник архитектуры классицизма. Построена в 1799—1802 архитектором А. А. Менеласом (возможно, при участии Н. А. Львова) для графа А. К. Разумовского. Один из редких образцов московского деревянного классицистического зодчества, сохранившихся после пожара 1812. Первоначально центральный корпус с большими угловыми выступами и полукруглыми галереями заканчивался отдельно стоящими флигелями (при позднейших перестройках эти части были соединены). Центральная часть дома отмечена глубокой нишей и парадным входом на втором этаже, к которому ведут две открытые лестницы между двумя ионическими портиками. В комплекс усадьбы входят также два служебно-гостевых флигеля (1842, архитектор А. Г. Григорьев), обширный парк.

Усадьба Тутолмина

Усадьба Т. И. Тутолмина.

Усадьба Т. И. Тутолмина.

Москва.

Уса́дьба Тутолмина́ (Гончарная улица, 12). Возникла на месте дворов Строгановых в верхней части Швивой горки. Главный трёхэтажный дом начал строиться в стиле классицизма в 1788 для купца В.В. Суровщикова, но не был закончен и в 1801, когда усадьбой владел Т.И. Тутолмин, который вскоре, став московским генерал-губернатором, продал усадьбу И.А. Безбородко. Строгое, масштабно задуманное здание, венчавшее собой панораму Заяузья, уже в конце XVIII в. играло важнейшую роль в формировании городского силуэта и архитектурного облика этой части Москвы. Со стороны улицы дом был отодвинут в глубь участка; перед ним располагался первоначально круглый в плане парадный двор, с одной стороны ограниченный скруглённым боковым пониженным крылом здания, с другой — каменной оградой. Садовый фасад был обращён к склону Москвы-реки, откуда открывался великолепный вид. Хорошо видный отовсюду объём здания был эффектно развёрнут в пространстве, отличался чётким и компактным силуэтом, был увенчан бельведером со смотровой площадкой. Центр парадного двора выделял монументальный шестиколонный портик коринфского ордера, который прекрасно просматривался в перспективе прилегающей улицы. Пластично решённые полуротонды с колоннами первоначально оформляли торцы боковых крыльев. В интерьерах, спланированных и оформленных с большим размахом, выделялись огромный двухсветный квадратный зал, перекрытый куполом, и примыкавший к нему овальный бальный зал в северном крыле; в южном, как предполагают, помещался зимний сад. В 1812 здание сильно пострадало от пожара, после которого уже не восстанавливались его бельведер и полуротонды, но зато были выстроены двухэтажные флигеля по линии улицы (первая треть XIX в.). Кардинальную перестройку здание претерпело в 1904—05, когда усадьба приспосабливалась под гимназию Е.Е. Констан: главный дом был надстроен четвёртым этажом и боковые крылья были заменены четырёхэтажными корпусами. В 1930-х гг. дом был снова надстроен. Его центральная часть в основном сохранила свой классицистический декор.

Усадьба Усачёвых—Найдёновых

Усадьба Усачёвых-Найдёновых.

Усадьба Усачёвых-Найдёновых.

Москва.

Уса́дьба Усачёвых—Найдёновых (улица Земляной вал, 53). Построена для купцов-чаеторговцев В.Н. и П.Н. Усачёвых в 1829—31 архитектором Д.И. Жилярди (последняя его работа в Москве). Обширная усадьба сначала занимала два участка, одним из которых был двор купца Невежина, где в XVI в. находилась усадьба великого князя, в XVII в. — загородный двор боярина Б.И. Морозова, сменивший в XVIII в. разных владельцев; в 1831 к усадьбе прикуплен лежавший у Яузы двор Найдёнова, к семье которого владение отошло в 1880-х гг. Главный дом, приподнятый на высокий цокольный полуэтаж, декорирован восьмиколонным ионическим портиком изысканных классических пропорций; нарядный торцевой фасад украшен лепным декором, ордерной аркадой обращён к террасе с лестницей и пандусом, спускающимися в парк. В парке (площадь 8,2 га) сохранились грот, беседки-ротонды, изящный «Чайный» (или «Музыкальный») домик, которые использованы как эффектные завершения регулярных или живописных перспектив, созданных свободной и оригинальной планировкой парка. Уцелели выполненные из чугуна вазы и львы на пандусе, статуи в парке, в главном доме — кованый козырёк над парадным крыльцом, в интерьерах — часть живописной отделки.

Усадьба Усачёвых-Найдёновых

Усадьба Усачёвых-Найдёновых (улица Земляной вал, 53). Построена для купцов-чаеторговцев В.Н. и П.Н. Усачёвых в 1829-31 архитектором Д.И. Жилярди (последняя его работа в Москве). Обширная усадьба сначала занимала два участка, одним из которых был двор купца Невежина, где в XVI в. находилась усадьба великого князя, в XVII в. - загородный двор боярина Б.И. Морозова, сменивший в XVIII в. разных владельцев; в 1831 к усадьбе прикуплен лежавший у Яузы двор Найдёнова, к семье которого владение отошло в 1880-х гг. Главный дом, приподнятый на высокий цокольный полуэтаж, декорирован восьмиколонным ионическим портиком изысканных классических пропорций; нарядный торцевой фасад украшен лепным декором, ордерной аркадой обращён к террасе с лестницей и пандусом, спускающимися в парк. В парке (площадь 8,2 га) сохранились грот, беседки-ротонды, изящный «Чайный» (или «Музыкальный») домик, которые использованы как эффектные завершения регулярных или живописных перспектив, созданных свободной и оригинальной планировкой парка. Уцелели выполненные из чугуна вазы и львы на пандусе, статуи в парке, в главном доме - кованый козырёк над парадным крыльцом, в интерьерах - часть живописной отделки.

Усадьба Хрущёвых—Селезнёвых

Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых.

Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых.

Москва.

Уса́дьба Хрущёвых—Селезнёвых (Пречистенка, 12), один из лучших в Москве архитектурных памятников в стиле ампир. Усадьба, принадлежавшая князьям Барятинским, сформировалась во второй половине XVIII в., в 1812 сгорела, затем была отстроена заново для А.П. Хрущёва. Включает группу разнообразных построек, соединившихся в целостный ансамбль. Особой торжественностью отличается одноэтажный (с мезонином) главный дом на углу Пречистенки и Хрущёвского переулка, на высоком белокаменном цоколе, деревянный и оштукатуренный (выстроен в 1814, предположительно, А.Г. Григорьевым на фундаментах старого здания). К Пречистенке обращён парадный фасад, решённый в монументальных формах, с величественным шестиколонным портиком ионического ордера. Боковой, более камерный фасад украшен портиком из 8 сдвоенных стройных колонн, за которыми размещено многофигурное рельефное панно; поставлен на облицованную белым камнем террасу со скруглённым углом, которая, следуя по красной линии, соединяется с невысоким, вытянутым в длину двухэтажным жилым корпусом (1797); главный вход устроен со стороны переулка, в арочной нише под огромным нависающим кованым козырьком-зонтиком. Между жилым корпусом и служебными постройками с флигелем, замыкающими территорию усадьбы, расположены ведущие на хозяйственный двор ворота, оформленные полукруглыми стенками с полуколоннами и каменной аркой (середина XVIII в.). Другой боковой фасад главного дома обращён в сад, который также расположен на террасе, с угловым, просто и изящно декорированным павильоном (1816, в 1960 снесён, затем восстановлен). С обеих сторон терраса ограждена кованой решёткой изящного классицистического рисунка. В интерьере сохранилась первоначальная планировка с анфиладой парадных залов вдоль уличного фасада, жилыми, более низкими помещениями, обращёнными во двор и сад. В отделке использованы тонко проработанная лепнина, роспись, колонны. С 1961 в здании располагается Музей А.С. Пушкина.

М.В. Нащокина.

Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых

Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых (Пречистенка, 12), один из лучших в Москве архитектурных памятников в стиле ампир. Усадьба, принадлежавшая князьям Барятинским, сформировалась во второй половине XVIII в., в 1812 сгорела, затем была отстроена заново для А.П. Хрущёва. Включает группу разнообразных построек, соединившихся в целостный ансамбль. Особой торжественностью отличается одноэтажный (с мезонином) главный дом на углу Пречистенки и Хрущёвского переулка, на высоком белокаменном цоколе, деревянный и оштукатуренный (выстроен в 1814, предположительно, А.Г. Григорьевым на фундаментах старого здания). К Пречистенке обращён парадный фасад, решённый в монументальных формах, с величественным шестиколонным портиком ионического ордера. Боковой, более камерный фасад украшен портиком из 8 сдвоенных стройных колонн, за которыми размещено многофигурное рельефное панно; поставлен на облицованную белым камнем террасу со скруглённым углом, которая, следуя по красной линии, соединяется с невысоким, вытянутым в длину двухэтажным жилым корпусом (1797); главный вход устроен со стороны переулка, в арочной нише под огромным нависающим кованым козырьком-зонтиком. Между жилым корпусом и служебными постройками с флигелем, замыкающими территорию усадьбы, расположены ведущие на хозяйственный двор ворота, оформленные полукруглыми стенками с полуколоннами и каменной аркой (середина XVIII в.). Другой боковой фасад главного дома обращён в сад, который также расположен на террасе, с угловым, просто и изящно декорированным павильоном (1816, в 1960 снесён, затем восстановлен). С обеих сторон терраса ограждена кованой решёткой изящного классицистического рисунка. В интерьере сохранилась первоначальная планировка с анфиладой парадных залов вдоль уличного фасада, жилыми, более низкими помещениями, обращёнными во двор и сад. В отделке использованы тонко проработанная лепнина, роспись, колонны. С 1961 в здании располагается Музей А.С. Пушкина.

М.В. Нащокина.

Усадьба Цурикова

Усадьба Цурикова.

Усадьба Цурикова.

Москва.

Уса́дьба Цу́рикова (Гоголевский бульвар, 10—12). Ансамбль усадьбы в стиле классицизма сложился в 1790-х гг., когда на основе каменных палат XVII в. был построен главный дом, за которым располагался обширный парадный двор, образованный более низкими флигелями и замыкавшийся полукруглым в плане служебным корпусом с проездом со стороны Большого Знаменского переулка. Здание горело в 1812, затем восстанавливалось и было украшено торжественным шестиколонным портиком коринфского ордера. В начале XIX в. по красной линии бульвара был построен боковой двухэтажный флигель, фасад которого истолкован монументально и лаконично; весомая пластика его форм, созвучная стилю ампир, подчёркивается при помощи членящих фасад широких мощных пилястр. Дом и флигель, образующие единый ансамбль, связаны по линии бульвара каменной оградой начала XIX в. с арочными нишами. В интерьере главного дома сохранились сводчатые помещения подклета XVII в., планировка верхних этажей, строгое и изящное оформление парадного вестибюля и лестницы. Усадьбой первоначально владел Цуриков, в 1820-х гг. — декабрист М.М. Нарышкин. Во второй половине XIX в., когда дом перешёл в собственность Удельного ведомства, здесь бывали И.С. Тургенев, А.Н. Островский, А.А. Фет, А.Г. Рубинштейн. В настоящее время в ней размещается Союз художников России.

Усачёвка

Усачёвка местность на юго-западе Москвы, в районе современных улиц Усачёва и Ефремова, между Большой Пироговской улицей и Комсомольским проспектом. Название (начало XIX в.) — по фамилии купцов и домовладельцев Усачёвых. С 1915 на улице Усачёва (д. 11) помещается завод «Каучук», близ которого возник рабочий посёлок. В 1930-х гг. в районе Кооперативной улицы появился один из первых в Москве жилых комплексов для рабочих. Возведён в 1924—31 (архитектор А.И. Мешков, инженер Г.А. Масленников) неподалёку от Новодевичьего монастыря и завода «Каучук». Площадь около 25 га застроена однотипными 4—5-этажными жилыми секционными домами с удобными 2—3-комнатными квартирами, рассчитанными на посемейное заселение. Стремясь компенсировать аскетизм рационалистической архитектуры, автор проекта акцентировал углы, оставил неоштукатуренными верхние этажи, имитирующие фриз, ввёл «пятна» балконов. Комплекс состоит из симметричных и замкнутых кварталов с периметральным и глубинным расположением корпусов. На территориях между ними — дворы с зелёными насаждениями, игровыми площадками, проезды. Одновременно были построены детские сады и ясли, школа, амбулатория, универмаг, баня, столовая, заложен бульвар.

Е.Е. Андреева.

Успенский Александр Иванович

Успе́нский Александр Иванович (1873, село Венев Монастырь Тульской губернии — 1938, Москва), историк, искусствовед, доктор богословия (1917), доктор теории и истории искусств (1918). В 1894—99 учился в Петербургской духовной академии и Петербургском археологическом институте. С 1899 работал архивариусом Московского отделения Общего архива Министерства Императорского двора. Готовил к публикации документы Оружейной палаты, Государевой и Царицынской мастерских, Приказа золотых и серебряных дел и других учреждений. Одновременно занялся изучением архитектуры и живописи Москвы. С 1899 член-корреспондент, с 1906 действительный член Московского археологического общества. В 1900 выступил в Обществе духовного просвещения с докладом «Судьба первой церкви на Москве» (опубликован в 1901) о разрушенной в 1847 церкви Иоанна Предтечи (Спас на Бору). Был одним из инициаторов создания и председателем Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной архитектуры Москвы и Московской епархии. С 1907 преподавал в созданном по его инициативе Московском археологическом институте. Главный труд Успенского — «Царские иконописцы и живописцы XVII века» (т. 1—4, 1910—16), содержавший сведения о художниках, служивших в Оружейной палате. После 1917 занимался преимущественно преподавательской деятельностью. В 20—30-х гг. опубликовал работы: «Памятники древнетатарского военного искусства в Московской Оружейной палате» (1927), «Путеводитель по музеям для военных экскурсантов» (1930; под псевдонимом А. Иванов), «Из истории металлургического дела на территории СССР» (1934). Похоронен на Введенском кладбище.

Сочинения: Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII в., М., 1902; Интересные памятники иконописи, М., 1902; Древнерусская живопись (XV—XVIII вв.), М., 1906; Императорские дворцы, т. 1—2, М., 1913; Словарь художников в XVIII в., писавших в императорских дворцах, М., 1913; Словарь патриарших иконописцев, М., 1917.

Литература: Розанов А.И., «... Отвечает его любви к родной старине», в сборнике: Краеведы Москвы, в. 1, М., 1991.

Ю.Н. Александров.

Успенский Вражек

Успе́нский Вра́жек Успеньев враг, бывший правый приток р. Неглинной, в центральной части Москвы. Длина около 1 км. Начинался в районе Георгиевского переулка, пересекал Тверскую улицу и территорию университета, впадал в р. Неглинную на Моховой улице, вблизи Манежа.

Успенский Николай Васильевич

Успе́нский Николай Васильевич (1837, село Ступино, ныне Ефремовского района Тульской области, — 1889, Москва), писатель. Сын священника. Учился в Тульской духовной семинарии, затем в Петербурге (в Медико-хирургической академии и университете; не закончил), был близок к Н.А. Некрасову; после разрыва с ним преподавал русский язык в Яснополянской школе (1862), затем в уездных учебных заведениях, а также в 1-й московской военной гимназии, при которой и жил (1-й Краснокурсантский проезд, 3—5). Выйдя в отставку в 1874, жил на разных квартирах, в том числе по Армянскому переулку, 6, где обычно собирались писатели «московской темы» (в том числе И.К. Кондратьев, живший на Каланчёвской улице, 39). Был дружен с художником А.К. Саврасовым. Постоянно посещал своеобразный художественный клуб у издателя журнала «Будильник» Н.А. Степанова (Мясницкая улица, 23 и 8; Цветной бульвар, 20). Автор очерков из жизни простолюдинов (главным образом крестьян), а также разночинной интеллигенции и духовенства. Нищета и тяжёлые жизненные обстоятельства привели Успенского к самоубийству.

Н.М. Молева.

Успенский собор

Успенский собор в Кремле.

Успенский собор в Кремле.

Москва.

Успе́нский собо́р собор в Кремле. Построен на Соборной площади (1475—79, итальянский архитектор Аристотель Фьораванти) на месте одноименного собора XIV в. как главный храм Московского государства. Трёхнефный, пятикупольный Успенский собор воспроизводит основные архитектурные формы Успенского собора во Владимире (что было поставлено архитектору условием), в том числе позакомарное покрытие, аркатурно-колончатые пояса, перспективные порталы, но одновременно отличается просторным высоким и светлым интерьером, перекрытым крестовыми сводами. Сохранились росписи XV — XVI вв., XVII в. (150 мастеров во главе с Иваном Паисеиным), XVIII—XX вв. В пятиярусном иконостасе (высота около 16 м; чеканное серебряное с позолотой покрытие — 1880-е гг.) и на стенах — иконы XI—XVII вв. У южного выхода — Царское место Ивана IV Грозного (резьба по дереву, 1551). У южного пилона — Патриаршее место (камень, XVI в.; роспись XIX в.). Центральная люстра-паникадило из серебра, отбитого у наполеоновских войск в 1812 (в 1812 собор был разграблен французскими войсками и превращён в конюшню). В Успенском соборе — усыпальница московских митрополитов и патриархов. Успенский собор — место торжественных церемоний: здесь венчались на царство цари, короновались императоры. С 1989 в соборе периодически проводятся патриаршие богослужения.

Успеньев враг

Бывший правый приток р. Неглинной, в центральной части Москвы. Длина около 1 км. Начинался в районе Георгиевского переулка, пересекал Тверскую улицу и территорию университета, впадал в р. Неглинную на Моховой улице, вблизи Манежа.

Утёсов Леонид Осипович

Утёсов Леонид Осипович (псевдоним; настоящая фамилия Вайсбейн) (1895, Одесса — 1982, Москва), артист эстрады, певец, актёр, народный артист СССР (1965). Из многодетной семьи небогатого коммерсанта. Обучался в коммерческом училище, где участвовал в работе драматического кружка, симфонического оркестра, оркестра щипковых инструментов, хора мальчиков. В дальнейшем играл в оркестрах Одессы, работал в цирке, участвовал в спектаклях различных театров. В Москве впервые побывал в 1917, выступил в ресторане «Эрмитаж» на Трубной площади с интермедией «Импровизационный оркестр», в которой голосом воспроизводил уличный одесский оркестр. Затем поступил в театр П.П. Струйского на улице Большая Ордынка, где работал вместе с Н.П. Смирновым-Сокольским. В 1921—22 — в Театре революционной сатиры (на Большой Никитской улице; бывшая оперетта Е.В. Потопчиной), работал здесь вместе с В.О. Топорковым, Г.М. Яроном. Летом 1921 начал также выступать на сцене театра «Эрмитаж» с эстрадным номером «Куплеты газетчика». Поступил в труппу Театра музыкальной комедии в «Славянском базаре», где работал вместе с И.В. Ильинским. В 1922 уехал в Петроград, часто приезжал в Москву. В 1923 в Москве в эстрадном театре сада «Аквариум» познакомился с И.О. Дунаевским, тогда же вместе они выступили в театре «Эрмитаж». В 1929 создал Теа-джаз, впервые выступивший в Москве в 1930 в Мюзик-холле (под руководством Д.Я. Покрасса), а также в ресторане «Метрополь». В 1934 вместе со своим оркестром снялся в кинофильме «Весёлые ребята» (режиссёр Г.В. Александров), который принёс Утёсову всенародную популярность. Оркестр Утёсова давал концерты на сценах эстрадного театра парка ЦДКА, сада «Эрмитаж», с 1942 — в помещении Театра имени Ленинского комсомола. В день Победы 9 мая 1945 Утёсов с оркестром участвовал в концерте на площади Свердлова (ныне — Театральная площадь). В 1947 в честь 800-летия Москвы оркестр дал концерт с исполнением оркестровой фантазии «Москва», песни «Дорогие мои москвичи» Дунаевского и интермедии «Большая московская больница на 80000 мест» (стадион «Динамо», во время футбольного матча); в этом году оркестр получил название Эстрадный оркестр РСФСР. Ежегодно выступал с новыми программами.

Утёсов похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1970—82 он жил (Каретный ряд, 5/10), — мемориальная доска.

Сочинения: С песней по жизни, М., 1961; Спасибо, сердце!, М., 1976.

Литература: Ревельс А., Рядом с Утесовым, М., 1995.

О.С. Лебедева.

Уханов Константин Васильевич

Уха́нов Константин Васильевич (1891, Казань — 1937, Москва), государственный и партийный деятель. Из семьи рабочего. Трудовую жизнь начал пятнадцатилетним подростком. С 1907 член РСДРП, большевик. С 1915 в Москве, работал слесарем на заводе «Динамо». После Февральской революции член Моссовета, а также Симоновского райсовета. В дни Октябрьского вооруженного восстания 1917 участвовал в захвате военных объектов. Был избран председателем Рогожско-Симоновского райсовета, членом Исполкома Моссовета. Участвовал в подавлении Кронштадтского восстания (1921). После Гражданской войны на хозяйственной работе: директор завода «Динамо», председатель правления Государственного электротехнического треста. С 1923 член ЦК РКП(б), в 1926—30 кандидат в члены Оргбюро ЦК. В 1926—29 председатель Моссовета, в 1929—31 председатель Мособлсовета. При непосредственном контроле Уханова началось строительство заводов имени С. Орджоникидзе, «Фрезер», «Калибр», ГПЗ, Воскресенского химкомбината и др. В 1932—36 работал в ряде наркоматов СССР и РСФСР. В 1937 репрессирован.

Н.В. Тепцов.

Ухтомский Дмитрий Васильевич

Ухто́мский Дмитрий Васильевич (1719, село Семёновское Ярославской губернии — 1774, село Архангельское-Дубки Тульской губернии), архитектор. Происходил из древнего, но обедневшего княжеского рода. В Москве с 1732. После окончания в 1733 московской Школы математических и навигацких наук стал учеником в архитектурной команде И.Ф. Мичурина, где досконально изучил архитектуру Москвы и Подмосковья. Для коронационных торжеств по случаю вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны в 1742 выполнил проект Триумфальных ворот на Тверской улице и декорации на Ивановской площади в Кремле. В этом же году зачислен в архитектурную команду И.К. Коробова, в 1745 произведён в архитекторы так называемой Полицмейстерской канцелярии, ведавшей в этот период застройкой города. Начал внедрять в Москве систему регулярного градостроения, объединяя все постройки городских усадеб вокруг подъездного двора. Этот принцип Ухтомский применил в здании Сената в Немецкой слободе близ Лефортовского дворца (1753—57; ныне Фанагорийские казармы), усилив его центральную часть (бывший дом Лестока) монументальным двухэтажным портиком и купольным перекрытием. Среди ранних работ Ухтомского по благоустройству Москвы — проект Лазаревского кладбища с деревянной церковью Лазаря (1748—50). В 1751—57 разработал проект первого в Москве делового квартала с новым каменным Кузнецким мостом через р. Неглинную и комплексом торговых зданий на нём (не осуществлён). В первой половине 1750-х гг. строил загородную усадьбу князей Трубецких в Нескучном с главным двухэтажным дворцом в стиле барокко (не сохранилась). В 1753 разработал проект Воскресенской башни Китай-города (на пути от Тверской улицы к Красной площади), на северном подъезде к центру выстроил каменные Красные ворота (на месте сгоревших деревянных) с мощными сдвоенными колоннами и крупными ордерными членениями. В проекте переустройства Ивановской площади в Кремле (1754, не осуществлён) заложил принцип новых, более сложных ансамблей в архитектуре Москвы (продолженный его учеником М.Ф. Казаковым) с объединением новых, «регулярных» сооружений и древних памятников. Выполнил проект галереи для хранения имущества Оружейной палаты (1755, осуществлён к 1764 П. Никитиным). В проекте Госпитального и Инвалидного домов (1758—59, не осуществлён) добивался единства двух начал в русской и московской архитектуре середины XVIII в. — «регулярности», шедшей от Петровской эпохи, и «великолепия», отражавшего установки стиля барокко. К 1761 составил фиксационные чертежи крепостных стен Кремля и Москвы. Среди церковных сооружений Ухтомского — колокольня церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице (1740-е гг., не сохранилась), церковь Никиты Мученика на Старой Басманной (1751, приписывается Ухтомскому). Творческая и учебно-воспитательная деятельность Ухтомского дала основу для расцвета московского классицизма конца XVIII — начала XIX вв. В Москве жил на Тверской улице «в приходе у Рождества что в Старых Палачах», с 1746 — в доме жены в приходе церкви Георгия на Всполье за Никитскими воротами, с 1752 — в собственном доме в приходе церкви Смоленской Богоматери за Земляным городом.

Литература: Михайлов А.И., Архитектор Д.В. Ухтомский и его школа, М., 1954; Кипарисова А.А., Д. Ухтомский, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 1, М., 1981.

Училище колонновожатых

Учи́лище колонновожа́тых Московское учебное заведение для колонновожатых, военное учебное заведение для подготовки офицеров квартирмейстерской части (то есть службы Генштаба). Основано в 1815 (в Москве) генерал-майором в отставке Н.Н. Муравьёвым сначала как частное, с 1817 — государственное учебное заведение. Для занятий Муравьёв предоставил свой дом (улица Большая Дмитровка, не сохранился), библиотеку, коллекцию инструментов для топографических работ и до 1817 нёс все расходы по обучению. В 1823 училище закрыто; за время его существования подготовлено 138 человек. А.О. Корнилович, И.Б. Абрамов, Н.В. Басаргин, П.А. Муханов и другие воспитанники Училища колонновожатых стали декабристами.

Училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша)

Учи́лище цирково́го и эстра́дного иску́сства и́мени М.Н. Румя́нцева (Карандаша́) (4-я улица Ямского поля, 24а), среднее специальное учебное заведение, готовит артистов цирка и эстрады различных жанров. Основано в 1926 как Мастерская циркового искусства; название менялось; с 1961 — Государственное училище циркового и эстрадного искусства. В 1996 в училище обучалось около 200 учащихся, работало около 100 преподавателей; осуществлялась стажировка учащихся из зарубежных стран. Среди выпускников училища — М.Н. Румянцев (Карандаш), О.К. Попов, С.И. Арнаутов, Е.И. Бубнова, В.А. Волжанский, Л.Г. Енгибаров, Л.Л. Костюк, О.Я. Лозовик, В.И. Французов, Г.В. Хазанов.

Учинское (Акуловское) водохранилище

В системе Канала имени Москвы, в Мытищинском районе Московской области. Заполнено в 1937 в результате строительства на р. Уче гидроузла. Максимальный объём 146 млн. м3, полезный - 50 млн. м3. Площадь акватории 19,3 км2. Длина 12 км, наибольшая ширина 3 км, максимальная и средняя глубина 21,5 м и 7,5 м соответственно. Водохранилище - сезонного регулирования стока. Зимой уровень воды снижается на 2 м. Используется для санитарного обводнения р. Учи и для водоснабжения Москвы через водозаборные сооружения Восточного водопроводного канала и Северной водопроводной станции. Ледостав с середины ноября до середины апреля. Отделено от судоходной трассы водораздельного бьефа двумя земляными плотинами с водопропускными сооружениями; относится к зоне строгого санитарного контроля, выполняя функции первичного очистного сооружения.

Ушаков Симон (Пимен) Фёдорович

Ушаков Симон (Пимен) Фёдорович (1626, Москва - 1686, там же), живописец и график. В 1648-80 «жалованный иконописец» Оружейной палаты; с 1664 руководитель иконописной мастерской, надзирал за всеми иконописными работами в государстве. В 1648-64 работал также знаменщиком в Серебряной и Золотой палатах, где создавал рисунки для утвари, ювелирных изделий, монет, шитья, гравюр и т.д., чертил географические карты, писал миниатюры. В русской живописи третьей четверти XVII в. Ушаков выступил как реформатор: используя традиционные иконописные приёмы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке, к объёмности изображения ликов, добиваясь впечатления их реальности. В иконе «Насаждение древа государства Российского» (1668, ГТГ), прославляющей развитие русской государственности в лице московских великих князей и царей, начиная с Ивана Калиты, с индивидуальной выразительностью воссоздал облик царя Алексея Михайловича, с чертёжной точностью воспроизвёл стены и башни Кремля и силуэт Успенского собора. По документам, в 1682 для царя Фёдора Алексеевича написал две поясные «персоны» его отца. Надзирал за росписями стен и потолков деревянного дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Создал циклы икон для многих московских церквей (Церковь Троицы в Никитниках, Церковь Григория Неокесарийского на Полянке и др.), в 1682-83 «был у писания икон» в Новодевичьем и Донском монастырях. Руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660), в Золотой (1657) и Грановитой (1668) палатах; при работе в двух последних оставил крайне важные с исторической точки зрения подробные описи ранее существовавших росписей XVI в., содержащие не только перечень сюжетов с указанием их размещения на стенах, но и сведения о местоположении различных частей помещений по отношению к прилегающим постройкам. Некоторое время в Ипатьевском переулке в Китай-городе имел собственную мастерскую (см. Палаты Ушакова).

Сочинения: Слово к люботщательному иконного писания, «Вестник Общества древнерусского искусства при московском Публичном музее», 1874, в. 1-3; Описные книги царских палат Золотой и Грановитой, составленные С. Ушаковым в 1672, М., 1882.

Литература: Леонов А., С. Ушаков, М.-Л., 1945; Ананьева Т.С., С.Ф. Ушаков. Альбом репродукций, Л., 1971.

Предыдущая страница Следующая страница