Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "У" (часть 1, "У"-"УСА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 1, "У"-"УСА")

«У Никитских ворот»

«У Ники́тских воро́т» драматический театр под руководством Марка Розовского (Большая Никитская улица, 23/9, зал «Квартира № 8»; Ленинградское шоссе, 35, зал «Лебедь»). Создатель и бессменный руководитель театра М.Г. Розовский. С 1958 Розовский возглавлял студенческий театр МГУ «Наш дом», закрытый в 1969 властями по цензурным соображениям. В 1983 организовал театральную студию «У Никитских ворот»; с 1991 профессиональный театр. На Большой Никитской улице театр располагается во флигеле жилого особняка рубежа XVIII—XIX вв., где в 1822—34 жил Н.П. Огарёв. Когда в 1983 студия получила в этом здании коммунальную квартиру № 8, решено было назвать театральный зал «Квартира № 8». Второй зал — «Лебедь» (по названию микрорайона).

Для постановок характерны глубокий драматизм, лиричность и яркая, зрелищная, подчас буффонная театральная форма. Среди спектаклей: «Доктор Чехов» (по рассказам А.П. Чехова, 1983), «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина (инсценировка Розовского, 1983), «История лошади» Л.Н. Толстого (инсценировка Розовского, 1986), мюзикл по мотивам одноименной повести А.И. Куприна «Гамбринус» (1988), «Дядя Ваня» Чехова (1993), «Преследование и убийство Жана-Поля Марата» Розовского (1994), «Утиная охота» А.В. Вампилова (1995). В труппе в разные годы работали: О.М. Вавилов, Л.В. Савельева, И.В. Старыгин, Б.Л. Левинсон, С.Г. Десницкий, М.М. Рассказова, В.И. Заславская и др.

Н.Н. Суслович.

Уваров Алексей Сергеевич

Ува́ров Алексей Сергеевич (1825, Петербург — 1884, Москва), граф, археолог, коллекционер, меценат, член-корреспондент (1856), почётный член (1857) Петербургской Академии наук. Сын президента Петербургской Академии наук С.С. Уварова. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1845), слушал лекции в Берлинском и Гейдельбергском университетах. В 1859 женился на П.С. Щербатовой (см. Уварова П.С.). С 1860-х гг. жил в Москве и подмосковной усадьбе Поречье. В 1851—54 исследовал курганы во Владимирской и Московской губерниях. Материалы исследований легли в основу труда «Меряне и их быт по курганным раскопкам» (М., 1872). Уваров открыл палеонтологическую стоянку в Карачарове и неолитическую Волосовскую стоянку. Результаты многолетних исследований обобщил в своём главном труде «Археология России. Каменный период» (т. 1—2, М., 1881). В 1864 выступил с инициативой создания Московского археологического общества, заседания которого вначале проходили в доме Уварова (Леонтьевский переулок, 18). В 1869 стал одним из организаторов археологических съездов. По инициативе Уварова в 1870 начала работу Комиссия по сохранению древних памятников. Комиссия определяла научные основы реставрации памятников, в том числе соборов Кремля, монастырей, храмов Москвы. В 1872 возглавил работу по созданию Исторического музея, сформировал на свои средства часть его коллекций. Уваров возглавлял также Историческую комиссию Московского археологического общества. Один из инициаторов создания в Москве памятника Ивану Фёдорову. Унаследовав в 1855 от отца богатое фамильное собрание произведений искусства и древностей, значительно расширил и дополнил его отечественными «древностями» (археологическими и этнографическими памятниками, произведениями декоративно-прикладного искусства, старопечатными книгами, рукописными материалами, иконами, предметами церковного обихода). Начало рукописному собранию Уварова было положено в 1853 приобретением коллекции московского купца И.Н. Царского (760 наименований). Позже Уваров купил коллекции А.С. Норова, И.П. Сахарова, Н.П. Хлебникова и др. (всего в его коллекции насчитывалось свыше 2000 рукописей). Все коллекции Уварова размещались в усадьбе Поречье, где был оборудован музей, доступный для всех желающих. Часть археологических коллекций Уварова передал Историческому музею. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. Всё его собрание перешло к жене — Прасковье Сергеевне.

Литература: Полякова М.А., Фролов А.И., Ревнители московских древностей, в сборнике: Краеведы Москвы, в. 2, М., 1995.

Н.М. Полунина.

Уварова Прасковья Сергеевна

Ува́рова Прасковья Сергеевна (урождённая княжна Щербатова) (1840, село Бобрики Лебедянского уезда Харьковской губернии — 1924, Югославия), графиня, археолог, коллекционер, почётный член Петербургской Академии наук (1894). В 1859 вышла замуж за А.С. Уварова. Принимала деятельное участие в создании Московского археологического общества (с 1885, после смерти мужа, постоянный президент общества); занималась подготовкой съездов, редактировала «Труды» общества. При ней в обществе были созданы Славянская и Восточная комиссии. С 1890 возглавляла Комиссию Московского археологического общества по сохранению древних памятников. Проводила самостоятельные археологические раскопки, опубликовала свыше 170 работ по вопросам археологии. Участвовала в разработке законодательства по охране культурного наследия, в том числе в разработке мер, запрещавших вывоз из страны исторических памятников и произведений искусства. Значительно пополнила и систематизировала коллекцию своего мужа («Порецкий музеум»), составила её описание. В 1910-х гг. передала все рукописи и коллекции в Исторический музей.

Литература: Полякова М.А., Фролов А.И., Ревнители московских древностей, в сборнике: Краеведы Москвы, в. 2, М., 1995.

Угланов Николай Александрович

Угла́нов Николай Александрович (1886, село Феодорицкое Рыбинского уезда Ярославской губернии — 1937, Москва), политический деятель. Из крестьянской семьи. После окончания сельской школы работал в частных лавках Петербурга. С 1905 в социал-демократическом движении. С 1907 большевик. В 1908—11 на военной службе. В 1912—14 на профсоюзной работе. В 1914—16 в действующей армии. Участник Февральской и Октябрьской революций 1917, Гражданской войны. Член ВЦИК (1920—21). В 1921—22 секретарь Петроградского, в 1922 — 1924 — Нижегородского губкомов РКП(б). Член ЦК партии в 1923—30. С сентября 1924 в Москве; избран первым секретарем МК и МГК партии. Вместе с М.Н. Рютиным руководил разгромом «левой» оппозиции в Москве. В 1925—29 член ЦИК СССР. В 1926—29 кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). В 1928—29 разделял взгляды лидеров так называемого правого уклона, критически оценивал сталинскую практику индустриализации, методы работы в деревне, отстаивал свободу внутрипартийной критики. В 1928 освобождён от должности первого секретаря МК и МГК ВКП(б). В 1928 — 1930 нарком труда СССР. В 1929 выступил с критикой «верхов» за нежелание признать ошибки в руководстве экономикой. Вскоре был выведен из числа кандидатов в члены Политбюро и секретарей ЦК ВКП(б). В конце 1929 заявил о признании своих ошибок и отказался от поддержки лидеров «правых». В 1930 освобождён от должности наркома труда. В 1930—32 на хозяйственной работе. В 1932 привлечён к партийной ответственности по делу так называемого Союза марксистов-ленинцев, обвинён в содействии «контрреволюционной» деятельности этой группы и исключён из партии. В 1933 работал на прииске «Знаменский» Западно-Сибирского края, был арестован в связи с делом «бухаринской школы». После нескольких писем И.В. Сталину освобождён; в 1934 восстановлен в партии. В 1936 вновь арестован. Расстрелян. Прах захоронен на кладбище Донского крематория в Москве. Реабилитирован в 1989.

Л.Д. Шаповалова.

Уголок имени В.Л. Дурова

Уголо́к и́мени В.Л. Ду́рова см. Театр зверей имени В.Л. Дурова

Узкое

Усадебный дом в Узком.

Усадебный дом в Узком.

Москва.

У́зкое местность на юго-западе Москвы. Соседствует на западе с Тёплым Станом, на востоке с Ясеневом. Название — от пустоши, известной с конца XVI в. До 1629 Узкое принадлежало князьям А. Гагарину и П. Овчин-Плещееву, затем перешло к М.Ф. Стрешневу, родственнику царя Михаила Фёдоровича (с 1692 им владел Т.Н. Стрешнев, дядя Петра I, ставший в 1708 первым московским губернатором). Позднее Узким владели князья Голицыны, с конца XVIII в. — графы Толстые, с середины XIX в. — князья Трубецкие. В 1698—1704 по заказу Стрешнева в Узком была построена пятиглавая церковь Казанской Богоматери, уникальная по своему плану и объёмно-пластическому решению: она имеет четырёхлепестковую форму, боковые объёмы почти равны по высоте центральному, что создаёт эффектную пятибашенную композицию. Церковь украшена декором в стиле московского барокко. При Голицыных в середине XVIII в. выстроен главный дом и флигеля в стиле барокко, выкопаны пруды, разбит парк. П.А. Толстой высадил большую аллею лиственниц (ныне соединяет Узкое с Профсоюзной улицей). В 1880-х гг. по проекту архитектора С.К. Родионова был выстроен новый усадебный дом, который отчасти повторяет формы старого здания, с портиком и пандусом у главного подъезда и с переходами, соединяющими дом с флигелями. Сохранились конный двор, жилой и служебные корпуса в стиле барокко (середина XVIII в.), оранжерея и въездные ворота в стиле классицизма и парк, который делится на регулярно распланированную часть середины XVIII в. и пейзажный парк первой половины XIX в. С 1922 в усадьбе разместился санаторий научных работников, в 1941—43 — военный госпиталь, ныне санаторий РАН. Рядом с Узким проходит Севастопольский проспект.

С.Р. Долгова, М.В. Нащокина.

Церковь Казанской Богоматери в Узком.

Церковь Казанской Богоматери в Узком.

Москва.

Уланский переулок

Между Сретенским бульваром и Садовой-Спасской улицей. Назван в XVIII в. по фамилии домовладельца - дьяка И. Уланова; назывался также Дербеневским. Стрельцы находившейся здесь слободы построили церковь Николая Чудотворца (д. 11, 1711-15, колокольня - 1791, перестройка - 1878, 1894, архитектор К.М. Быковский). Застройка XIX-XX вв. в целом маловыразительна, за исключением нескольких домов: д. 5 (1902, архитектор Л.Н. Кекушев), д. 13 (1866, архитектор Н.В. Карнеев), д. 15 (1909, архитектор П.А. Ушаков). На здании школы (дома 10 - 12) установлена мемориальная доска в память о выпускнице школы Герое Советского Союза Н.В. Ковшовой.

И.Л. Давыдова.

«Улисс»

Драматический театр под руководством М.Д. Мокеева (улица Академика Королёва, 11). В 1987 было создано объединение «Творческие мастерские» под руководством Мокеева - режиссёра, известного по работам во МХАТе и в театре-студии «Человек». В 1992 из мастерской был образован частный театр «Улисс» (от названия романа Дж. Джойса и наименования фирмы «Улисс» - главного спонсора театра). При театре существует музыкальный клуб «Улисс» под руководством джазового музыканта С. Летова, руководителя ансамбля «Три О». В труппу театра входят ученики Мокеева из Школы-студии МХАТ. В репертуаре: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (1992), «Немой официант» Г. Пинтера (1992), «Лес» А.Н. Островского (1993), «Праздник топора» (сценическая композиция Мокеева по рассказам и «Дневникам писателя» Достоевского, 1994). Собственной сценической площадки у театра нет.

Н.Н. Суслович.

«Улица 1905 года»

Станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1972. Архитектор Р.И. Погребной. Вестибюли находятся вблизи площади Краснопресненская застава, по обе стороны улицы 1905 года. В отделке станционного зала использован розовый мрамор. Путевые стены выложены светлой керамической плиткой и отделаны красным фризом со вставками «1905» и факелами из анодированного под золото алюминия. В вестибюле - мозаичное панно на тему революционных событий 1905-07 (художник Ю.К. Королёв).

улица Казакова

У́лица Казако́ва (до 1939 Гороховская улица), между Земляным валом и улицей Радио, за Садовым кольцом, на востоке Москвы. Названа по имени М.Ф. Казакова в связи с 200-летием со дня его рождения. Возникла в XVIII в. в местности Горохово поле (отсюда прежнее название). В конце XVIII в. на углу современной улицы Казакова и улицы Радио построена церковь Вознесения (архитектор Казаков). В начале XIX в. сооружён дом-усадьба Разумовского (дома 18—20). В советский период улица застраивалась жилыми домами и административными зданиями. На улице Казакова находятся Государственный университет по землеустройству (д. 15), Всероссийский НИИ физической культуры (д. 18), Драматический театр имени Н.В. Гоголя (д. 8а).

«Улица Подбельского»

Станция метро Сокольнической линии. Открыта в 1990. Архитекторы Н.А. Алёшина, Н.К. Самойлов. Выходы на Открытое шоссе. Станция построена по типовой конструкции. На станции установлен бюст одного из руководителей Октябрьского вооруженного восстания 1917 в Москве, государственного и политического деятеля В.Н. Подбельского (скульптор М.Н. Алексеев).

улица Радио

У́лица Ра́дио (до начала 1930-х гг. Вознесенская улица), между Токмаковым переулком и Лефортовским мостом, на востоке Москвы, за Садовым кольцом. Названа в память о первой советской радиовещательной станции, построенной в этом районе в 1922. Возникла в XVII в. в районе Немецкой слободы. В XVIII в. застраивалась дворцами знати и домами дворянства. В конце XVIII в. сооружена церковь Вознесения (д. 2; отсюда прежнее название улицы). В конце XVIII — начале XIX вв. построена городская усадьба Демидовых (д. 10а), в которой с 1825 размещался Елизаветинский институт благородных девиц, а с 1931 — Московский областной педагогический институт (ныне Московский педагогический университет). С 1915 в д. 17 находилась лаборатория Н.Е. Жуковского (ныне Научно-мемориальный музей), с 1918 — Аэрогидродинамический институт.

Уличная сеть

У́личная сеть складывалась на основе радиально-кольцевой планировки города. Ещё в XII в. через Москву проходили дороги из Владимира, Новгорода, Рязани, Смоленска, Суздаля. Затем возникли дороги на Дмитров, Коломну, Тверь и другие города. Эти дороги явились основой современных радиальных улиц-лучей, расходящихся из центра города и переходящих на его окраинах в шоссе, за городской границей — в автодороги общегосударственного значения. Улицы, возникшие на месте оборонительных стен Белого города — Бульварное кольцо и на месте бывшего Земляного вала — Садовое кольцо, стали основными кольцевыми магистралями города, к которым ныне добавилась МКАД. Основу уличной сети средневековой Москвы составляли улицы, затем появились переулки. В конце XVIII в. возникли бульвары, в начале XIX в. — аллеи. В XVIII—XIX вв. ряд улиц получил название «вал», ряд площадей — «ворота», «заставы». С конца XIX в. известны шоссе. Число улиц (переулков и т.п.) и площадей росло с увеличением жилой застройки и расширением городской территории. Так, в начале XIX в. в Москве было 142 улицы, 25 площадей, 518 переулков. В начале XX в. уже насчитывалось 404 улицы, 123 площади, 936 переулков и проездов. К 1917 имелось около 1700 объектов уличной сети, общая протяжённость всех городских проездов (улиц, переулков, шоссе, набережных и т.п.) составила 600 вёрст (640 км). В 1920—30-х гг. возникло много новых улиц в районах массовой жилой застройки. Генеральный план реконструкции Москвы (1935) положил начало перепланировке системы многих улиц и площадей. С увеличением в 1960 территории Москвы и включением в её состав ряда подмосковных городов (Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово, Тушино) и пригородных населенных пунктов уличная сеть расширилась. Число её элементов превысило 5 тыс., а общая протяжённость составила 2700 км. Застройка микрорайонами и большими жилыми кварталами вела к исчезновению многих мелких улиц и переулков. В 1969 было 4,5 тыс. улиц и переулков, в 1972 — 3,8 тыс., в 1995 — около 3,5 тыс.

Литература: Улицы Москвы, 7 изд., М., 1996.

Ульянов Борис Алексеевич

Улья́нов Борис Алексеевич (1891, Москва — 1951, там же), спортсмен и спортивный журналист, юрист, математик. Один из инициаторов создания «Московской лаун-теннисной лиги» (1913), секретарь комиссии по лаун-теннису «Московского клуба лыжников» (1912—13), председатель отдела по лаун-теннису московского спортивного клуба «Унион» (1914—16). В 1920-х гг. один из сильнейших теннисистов Москвы и страны: финалист чемпионатов Москвы (1923, 1925) в одиночном разряде. В составе команды Москвы победитель Всесоюзной спартакиады 1928 и командного первенства РСФСР (1927 — 1928).

Сочинения: Спортивные игры, М., 1929; Современная игра в теннис, Харьков, 1929; Как научиться играть в теннис, 2 изд., М.-Л., 1930; Детская теннисная школа, М., 1938; Теннис, 4 изд., М.-Л., 1941.

Умов Николай Алексеевич

Умов Николай Алексеевич (1846, Симбирск - 1915, Москва), физик. Из семьи военного врача. Окончил Московский университет (1867). С 1893 в Москве, профессор Московского университета, при котором основал физический институт. Ввёл понятие плотности потока энергии («вектор Умова»), разрабатывал теорию земного магнетизма. В 1911 ушёл из университета в знак протеста против реакционных действий министра народного просвещения Л.А. Кассо. Вёл экспериментальную работу в МВТУ. Президент Московского общества испытателей природы (с 1897). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Университет Шанявского

Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского

муниципальное учебное заведение (1908-18). Основан по инициативе либеральной интеллигенции Москвы на средства генерал-майора в отставке А.Л. Шанявского. По уставу находился в ведении Городской думы. В попечительский совет университета входили князь В.М. Голицын, М.М. Ковалевский, Л.А. Шанявская, М.В. Сабашников и др. Занятия (только вечерние) начались в октябре 1908. Университет имел два отделения: научно-популярное (4 года обучения по программам общего среднего образования) и академическое (3 года по университетским программам естественно-исторического, общественно-юридического и историко-филологического профилей). Принимались лица не моложе 16 лет. Документы об образовании не требовались. Допускалось самостоятельное комплектование учебного курса предметами по выбору. Среди слушателей университета были служащие, учителя, ремесленники, рабочие. Преподаватели могли не иметь официальной учёной степени, но условием приёма на работу был опыт педагогической и научной деятельности. В университете вели занятия М.Н. Гернет, М.Н. Розанов, А.Ф. и С.Ф. Фортунатовы, Н.К. Кольцов, П.Н. Лебедев, П.П. Лазарев, М.В. Павлова, В.П. Шереметевский, Ю.И.Айхенвальд, Г.Г. Шпет и др. В семинарских занятиях и публичных диспутах принимали участие учёные из многих московских высших учебных заведений. Окончившие курс не получали дипломов и соответствующих служебных прав, но учебная система университета привлекала молодёжь, нуждавшуюся в получении или пополнении образования. Число слушателей в 1908-16 выросло на научно-популярном отделении почти в 4 раза (около 1,4 тыс.), на академическом - почти в 3 раза (около 2,4 тыс.). При университете организовывались курсы (от 2 недель до 1 года) по кооперации, библиотечному делу, местному самоуправлению, педагогике и дошкольному воспитанию и др. Университет закрылся в конце 1918; академическое отделение слито с Московским университетом, научно-популярное - с рабфаком Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова.

Первоначально университет располагался в помещениях правления Московского учебного округа (Волхонка, 14) и в зданиях различных учебных заведений. В 1912-13 для него построено здание на Миусской площади, 6 (архитектор А.И. Иванов-Шиц). После 1918 здесь размещались партийные учебные заведения. С 1991 здание занимает РГГУ.

«Университет»

Станция метро Сокольнической линии. Открыта в 1959. Архитекторы В.А. Литвинов, М.Ф. Марковский, Л.В. Лилье, В.В. Добраковский. Расположена вблизи комплекса зданий Московского университета на Воробьёвых горах. Два вестибюля-ротонды (архитекторы Н.А. Быкова, И.Г. Таранов, Ю.А. Черепанов) находятся по обе стороны проспекта Вернадского, на пересечении с Ломоносовским проспектом. Пилоны станционного зала облицованы светлым мрамором, стены - глазурованной керамической плиткой, пол выложен серым и розовым гранитом.

Университетская типография

Университетская типография.

Университетская типография.

Москва.

Университе́тская типогра́фия Комплекс монументальных зданий, занимающих значительный участок на углу Большой Дмитровки (д. 10) и Страстного бульвара (д. 34). Образовался на основе двух усадеб (Власовых и Талызиных), отошедших к Университетской типографии соответственно в 1811 и 1818. Самое древнее здание — каменные одноэтажные палаты конца XVII в., располагавшиеся во дворе типографии, в XVIII в. расширялись и надстраивались. В основе выходящего фасадом на Страстной бульвар Редакторского корпуса — каменный дом бывшей усадьбы Власовых (1760-е гг.), в 1816—17 перестроен в стиле ампир, получил строгие, утяжелённые формы, рустованный нижний этаж с характерными масками в замковых камнях окон, с лепными декоративными вставками над окнами второго этажа, главный ризалит оформлен 6 мощными полуколоннами на арочном цоколе. По улице Большая Дмитровка на месте пострадавших в пожаре 1812 зданий усадьбы Талызиных был выстроен главный корпус типографии, отличающийся укрупнённостью форм и чёткостью членений (1821—27, по проекту Д.Г. Григорьева). Его протяжённый фасад в средней части пластически выделен тяжёлым венчающим карнизом и лепным фризом, а окна имеют арочные завершения с эффектно вписанными в них декоративными раковинами. На первом этаже здания были канцелярия и книжные лавки, на втором — собственно типография.

Университетские клиники на Девичьем поле

Университе́тские кли́ники на Девичьем поле (Большая Пироговская улица, 2/6). В 1884 Городская дума выделила Московскому университету большой участок земли на Девичьем поле для строительства клиник медицинского факультета на 600 коек. План строительства был составлен профессорами университета Н.В. Склифосовским и Ф.Ф. Эрисманом при участии архитектора К.М. Быковского. Средства на строительство выделили благотворители: на психиатрическую клинику и клинику нервных болезней — В.А. Морозова, акушерскую — Е.В. Пасхалова, отоларингологическую — Базанова, детскую — М.А. Хлудов. Делегаты и гости XII Международного медицинского конгресса, проходившего в 1897 в Москве, признали эти клиники одними из лучших в Европе. В 1930, после реорганизации медицинских факультетов, клиники были переданы 1-му Московскому медицинскому институту (ныне Московская медицинская академия). В 1995 они насчитывали 2800 коек.

Литература: Новые клиники и институты (Клинический городок) Императорского Московского университета на Девичьем поле, М., 1891; 225 лет Первому Московскому медицинскому институту, М., 1990.

М.Я.

Университетский пансион

Университе́тский пансио́н Благородный пансион при Московском университете, закрытое среднее учебное заведение для детей дворян с шестилетним сроком обучения, дававшее право на поступление в университет. Открыт в 1779 по инициативе М.М. Хераскова. Помещался на углу Тверской улицы и Газетного переулка (дом не сохранился). В Университетском пансионе преподавали профессора университета А.Ф. Мерзляков, С.Е. Раич, М.Г. Павлов и др. В конце XVIII — начале XIX вв. один из центров культурной жизни. В 1801 в Университетском пансионе создано «Дружеское литературное общество» (братья Андрей и Александр Тургеневы, В.А. Жуковский, А.Ф. Воейков и др.), воспитанники издавали рукописные журналы и альманахи, создали театр. С 1811 в здании Университетского пансиона проходили заседания Общества любителей российской словесности, которые посещали Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, К.Н. Батюшков и другие литераторы. В Университетском пансионе в разное время обучались А.П. Ермолов, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, В.Ф. Одоевский, будущие декабристы П.Г. Каховский, В.Ф. Раевский, И.Г. Бурцов, Ф.Ф. Вадковский и др. В 1830 пансион был преобразован в 1-ю Дворянскую гимназию, в 1833 — в Дворянский институт.

Университетский театр

Университе́тский теа́тр Был создан при Московском университете около 1757 из числа студентов как «новое поприще к развитию и образованию их способностей в декламации и мимике», а также с целью привлечь большее внимание московского общества к университету. В спектаклях театра, которым в первые годы руководил поэт и драматург М.М. Херасков, принимали участие Д.И. Фонвизин, Я.И. Булгаков, И.Ф. Богданович, М.Д. Чулков, В.А. Троепольский, Е. Булатницкий и др., впоследствии видные деятели литературы, науки, искусства. Сначала спектакли Университетского театра носили любительский характер. С 1759 они были вынесены на сцену Оперного дома Локателли у Красного пруда, где чередовались со спектаклями итальянской оперной труппы. С этого момента университетская труппа становится профессиональной и даёт основание московскому Российскому театру (1760). Состав пополнялся главным образом из числа воспитанников «классов художеств», открытых при университетской гимназии в 1757, где обучались дети разночинцев. Среди спектаклей театра: «Синав и Трувор», «Хорев» и «Гамлет» А.П. Сумарокова (1760), «Жорж Данден» и «Проделки Скапена» Мольера (1760), «Безбожник» Хераскова (1761). В 1761 актёры московского Российского театра по указу императрицы Елизаветы были отправлены в Петербург, где некоторые из них оставлены при придворном театре. Вновь публичный театр открылся в Москве в 1766. Антрепризу возглавил Н.С. Титов, а основное ядро труппы составили актёры, вышедшие из Университетского театра: И.И. Калиграф, А.Г. Ожогин, Е.И. Залышкин, И. Миняков и др. Университетский театр положил начало русскому профессиональному драматическому театру в Москве.

Л.М. Старикова.

Усадьба Барышникова

Усадьба Барышникова (Мясницкая улица, 42). Возникла в конце XVIII в. из двух смежных участков на углу Большого Харитоньевского переулка. Между 1797 и 1802 по проекту архитектора М.Ф. Казакова было выстроено ныне существующее здание в форме открытого к улице каре, включившего палаты конца XVII - начала XVIII вв. и корпус 1790-х гг. Зодчий мастерски соединил ясность и строгость осевой композиции с живописностью выразительных перспектив, создаваемых колонными галереями вдоль боковых крыльев (утрачены). Они оформляли глубокий двор и подводили к центральной части здания с сильно вынесенным и поднятым на 1-й этаж коринфским портиком. Стремление к живописности и динамичности пространства ещё ярче проявилось в компоновке и оформлении парадных помещений дворца. Скруглённые колоннады прямоугольных залов создают богатую светотеневую игру, подчёркивая высветленную гамму живописных плафонов. Интерьер отделан искусственным мрамором и рельефами. Служебные корпуса усадьбы формируют ряд примыкающих к дворцу замкнутых дворов. После Отечественной войны 1812 владельцем усадьбы стал С.Н. Бегичев. У него в 1823-24 жил, работал над комедией «Горе от ума» и написал свой знаменитый вальс А.С. Грибоедов. Здесь часто бывали В.К. Кюхельбекер, Д.В. Давыдов, А.Н. Алябьев и др.

Е.Е. Андреева.

усадьба Баташева

Усадьба Баташева.

Усадьба Баташева.

Москва.

Уса́дьба Баташе́ва (Яузская улица, 9-11). Выстроена архитектором М.П. Кисельниковым по проекту Р.Р. Казакова в 1798 - 1802 для И.Р. Баташева, владельца чугуноплавильных заводов в Выксе. Выдающийся памятник эпохи классицизма, с характерной компоновкой сооружений вокруг парадного двора; ордерный и лепной декор - один из лучших в московских постройках начала XIX в. В облике трехэтажного главного корпуса основную роль играет монументальный, охватывающий два верхних этажа 6-колонный портик с пышно декорированным фронтоном; отделка цокольного этажа выполнена под руст, в замковых камнях над дверными проёмами - скульптурные маски. Территорию усадьбы замыкают боковые двухэтажные флигеля, выходящие на красную линию улицы, и соединяющая их чугунная ограда с круглыми столбами, напоминающая по форме ограду Летнего сада в Петербурге; в центре - сложные по композиции ворота с пилонами, украшенными нишами, раковинами и литыми фигурами львов наверху. В 1812 место пребывания штаба наполеоновского маршала Мюрата. После ремонта и повторной отделки (в интерьере ампирный декор получила парадная лестница) усадьбы Баташева перешла к его дочери Дарье Шепелевой; в 1825 на время коронации Николая I была снята за 65 тыс. рублей для английского герцога Девонширского. Позднее здесь разместилась Яузская больница, в связи с чем усадьба была частично перестроена (заложены открытые галереи парадного двора и лестницы-лоджии; в 1899 выстроена двухъярусная церковь; ныне Городская клиническая больница № 23).

Усадьба Гагариных

Уса́дьба Гага́риных (Страстной бульвар, 15). Обширное владение Гагариных, известное с 1716, занимает всю восточную часть квартала между Страстным бульваром, улицей Петровкой и Успенским переулком. В первой половине XVIII в. торцом к Петровке были выстроены жилые палаты, а в 1750-х гг. на границе двора и сада поставлены хозяйственные корпуса. Эти постройки позднее вошли в состав приписываемого архитектору М.Ф. Казакову грандиозного главного дома 1786—90, вытянувшегося вдоль бульвара. Его трёхэтажная средняя часть украшена 12-колонным портиком, поставленным на выступ первого этажа. Двухэтажные боковые крылья декорированы очень скромно. К левому, западному торцу дома, где располагался манеж, примыкает полукруглый хозяйственный комплекс с оградой между его крыльями. Оба сооружения составляют необычайно представительный ансамбль, обладающий и важнейшей градостроительной значимостью. Первоначально он замыкал перспективу делавшего здесь резкий поворот проезда на месте снесённых стен Белого города. Сильно обгоревшее в 1812 сооружение было в 1825—28 перестроено архитектором О.И. Бове, после чего приобрело выраженные черты стиля ампир. В 1833 в усадьбу Гагариных была переведена Екатерининская больница (год её основания указан на фронтоне дома). Постепенно, вплоть до 1920-х гг., на её территории стали возникать разностильные больничные сооружения. В 1802—12 в усадьбе Гагариных размещался Английский клуб; в 1806 здесь был устроен обед в честь П.И. Багратиона, победителя при Шёнграбене (описан у Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»). В 1812 в доме останавливался служивший в наполеоновской армии Стендаль. В настоящее время комплекс занят Двадцать четвёртой городской клинической больницей.

Усадьба Губина

Усадьба Губина.

Усадьба Губина.

Москва.

Уса́дьба Гу́бина (улица Петровка, 25). Выстроена для уральского заводчика М.И. Губина; в усадьбу входили также флигели, служебные строения, регулярный сад и пруд. Дом перестроен в стиле классицизма из палат середины XVIII в. архитектором М.Ф. Казаковым в 1790: он надстроил третий этаж, акцентировав центр, поместил на цокольном выступе первого этажа неглубокий портик коринфского ордера с фронтоном. Композицию обогащают боковые двухэтажные крылья, оформленные пилястрами ионического ордера и скульптурными рельефами в надоконных нишах и медальонах. Ввиду затенённости улицы анфилада парадных и основные жилые комнаты располагались по дворовому фасаду, частично сохранилась их отделка (вестибюль, большой зал). В 1812 здание горело, восстановлено в 1823. Здание хорошо организует перспективу улицы на её выходе к Бульварному кольцу.

М.В. Нащокина.

Усадьба Давыдова

Уса́дьба Давы́дова (Пречистенка, 17). Во второй половине XVIII в. занимала весь квартал между Барыковским и Сеченовским переулками, включала сад, главный дом, флигеля. В основе главного дома — палаты первой половины XVIII в.; в 1770-х гг., когда усадьба принадлежала московскому полицмейстеру Н.П. Архарову, были выстроены одноэтажные флигеля по сторонам двора, а главное здание перестроено в стиле раннего классицизма. После пожара 1812 дом восстанавливался, был надстроен мезонином с широким арочным окном и получил величественную ордерную декорацию в виде сдвоенных и одинарных коринфских колонн, фланкирующих главный вход. Боковые части главного здания и флигеля надстроены в 1830-х гг., в 1869—74 перестроены А.А. Обером. В 1835—37 усадьба принадлежала поэту Д.В. Давыдову, её посещал А.С. Пушкин. Позднее в усадебном доме размещалась женская гимназия.

Усадьба Демидовых

Дом Демидова.

Дом Демидова.

Москва.

Уса́дьба Деми́довых (Большой Толмачёвский переулок, 3). На участке, приобретённом А.Н. Демидовым в 1772, не позднее 1777 был выстроен в формах раннего классицизма главный дом усадьбы. Первоначально здание отличалось простотой и компактностью объёмов, имело невысокий аттик, рустованный цоколь, нарядные наличники парадного этажа и балкон-козырёк по центру над входом. В 1805 при новой владелице Е.И. Загряжской (родственницы Н.И. и Н.Н. Гончаровых) центр здания украсил портик с колоннами, по сторонам от него возвели два симметричных флигеля, соединённых с главным корпусом декоративными стенками. После пожара 1812 дом получил существующую до сих пор нарядную и гармоничную декорацию фасада. Торжественность и одновременно изящество ему придают выделивший его центр шестиколонный портик коринфского ордера, оформившие крайние оконные проёмы симметричные наличники в виде эдикул со сдвоенными колоннами малого коринфского ордера. Особую декоративную изысканность вносят тонко проработанные медальоны с барельефами в простенках портика, расходящиеся от него в стороны горизонтальные ленты фризов, скульптурные бюсты. Боковые флигели, выходящие на красную линию переулка, в результате перестроек 1849 и 1859 получили второй этаж и были оформлены пилястрами и фронтонами в формах, согласованных с композицией главного фасада. Пространство парадного двора отделяет от улицы чугунная ограда с крупным пластичным растительным орнаментом решётки, ажурными вазами и накладными коваными досками на каменных опорных столбах; выполненная в формах барокко, эта уникальная ограда (по эскизу Ф.С. Аргунова, отлита в 1760-х гг. на демидовских уральских заводах мастером А.Т. Сизовым; первоначально находилась в «Слободском доме» Демидовых, перенесена на настоящее место, по-видимому, в 1820-х гг.) придаёт законченность ансамблю, оттенив строгость его форм и тонко согласуясь в своём изяществе с его архитектурным декором. В интерьере главного дома сохранились сводчатые помещения первого этажа, часть парадной анфилады с золочёными карнизами и вогнутой формы угловыми печами, жилые помещения третьго этажа. В 1850-х гг. усадьба принадлежала графине М.Ф. Соллогуб, и, как предполагается, в ней находился известный литературный салон Соллогубов. В 1882—1917 здание занимала 6-я мужская гимназия, с 1925 — Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского.

Усадьба Демидовых

"Золотые комнаты" дома Демидова.

Москва.

Предыдущая страница Следующая страница