Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "М" (часть 10, "МОС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 10, "МОС")

«Московский некрополь»

«Моско́вский некро́поль» справочное издание (т. 1—3, СПб., 1907—08) о лицах, живших в XIV—XIX вв. и похороненных на московских кладбищах. Составлен библиографом и историком литературы В.И. Саитовым и архивистом Б.Л. Модзалевским. Для «Московского наблюдателя» была проведена в 1904—06 перепись около 30 тыс. надгробий в 25 московских монастырях, на 13 городских кладбищах, некоторых погостах в пригородах Москвы и в Троице-Сергиевой лавре. Приведены фамилии (в общем алфавите), имена, отчества, даты жизни и смерти, чины, звания, название кладбища, на котором данное лицо похоронено.

Московский областной научно-исследовательский клинический институт

МОНИКИ

(улица Щепкина, 61/2). Основан в 1923 на базе Екатерининской больницы, с 1951 современное название. Отделения имеют (1995) свыше 1000 коек для больных с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, пищеварения, урологическими, эндокринными, нервными, кожными и венерическими, с профессиональными заболеваниями, травмами и последствиями травм опорно-двигательного аппарата и др. С МОНИКИ связана деятельность учёных-медиков А.В. Вишневского, Л.О. Даркшевича (первый директор института), А.В. Мартынова, Д.Д. Плетнёва (его имя в 1932-37 носил терапевтический корпус), В.Т. Талалаева (на территории института установлен его бюст), Е.М. Тареева и др. В 1951 институту присвоено имя М.Ф. Владимирского, который в 1930-34 был наркомом здравоохранения РСФСР. На территории института находится церковь Трифона в Напрудном.

Литература: Московский областной научно-исследовательский клинический институт, М., 1993.

Московский педагогический государственный университет

МПГУ

(Малая Пироговская улица, 1), один из крупнейших российских педагогических вузов. Ведёт историю от Высших женских курсов профессора В.И. Герье, основанных в 1872. В 1918 они были преобразованы во 2-й МГУ, где в 1921 открыт педагогический факультет, реорганизованный в 1930 в самостоятельный педагогический вуз (МГПИ). Объединял три факультета: естественно-математический, общественно-литературный и педолого-педагогический. В 1930-х гг. сформировались основные факультеты МГПИ: исторический, языка и литературы, физико-математический, естествознания, географический, педагогический. С МГПИ объединены другие московские педагогические вузы: Московской педагогический (в 1943; основан в 1923 как индустриально-педагогический), дефектологический (в 1942; основан в 1938), городской педагогический (в 1960; основан в 1933). В 1940-50-х гг. начал готовить учителей черчения и рисования, музыки, труда и др. С 1957 развернул подготовку учителей начальной школы с высшим педагогическим образованием. МГПИ стал одним из ведущих педагогических вузов СССР, центром научно-педагогических исследований. Среди профессоров МГПИ были А.П. Пинкевич, К.Н. Корнилов, А.И. Каиров, А.Ф. Лосев, Б.И. Пуришев, А.В. Пёрышкин. Современные статус и название с 1990.

В составе МПГУ: 18 факультетов (в том числе по специальностям общеобразовательной школы и дошкольного воспитания, а также социологический, славянской и западноевропейской филологии), подразделения повышения квалификации, научно-методический центр, НИИ дидактики высшего образования, 10 научных лабораторий. В фундаментальной библиотеке свыше 2 млн. единиц хранения. В 1997 обучалось свыше 12 тыс. студентов, 300 слушателей магистратуры, около 1 тыс. аспирантов. В университете занято свыше 2 тыс. преподавателей, в том числе свыше 340 профессоров, 17 членов РАН и РАО. При МПГУ действует издательство «Прометей» (учебная и научно-педагогическая литература).

МПГУ располагается в 13 учебных корпусах в различных районах города. Главное здание построено в 1912 по проекту С.У. Соловьёва на Царицынской улице (ныне Малая Пироговская улица) как аудиторный корпус Высших женских курсов. В 1970-х гг. возведены учебные и вспомогательные корпуса на проспекте Вернадского.

Московский педагогический университет

МПУ

(улица Радио, 10а). Ведёт историю от областного педагогического института (МОПИ), основанного в 1931 на базе педагогического техникума имени Профинтерна (с 1923). Размещался в Подсосенском переулке, 20; с 1949 - по современному адресу. В 1957-91 носил имя Н.К. Крупской. Современные статус и название с 1991. В составе университета: 11 факультетов по направлениям педагогической профессии, а также факультеты послевузовской подготовки (психология) и повышения квалификации, довузовской подготовки и профессиональной ориентации; аспирантура и докторантура; 4 научно-исследовательских центра (в том числе Российский центр экономики образования); исследовательские лаборатории и др. В библиотеке свыше 1 млн. единиц хранения. На базе МПУ работают Академия администраторов образования, подразделения Международной академии информатизации и др. С 1931 подготовил свыше 90 тыс. педагогов и других специалистов образования. В 1997 обучалось свыше 10 тыс. студентов. Преподавательскую и научную работу вели свыше 800 человек, в том числе свыше 120 докторов наук.

Университет размещается в 5 корпусах в различных районах Москвы и ближайшем Подмосковье. Главное здание - бывший дом Демидова, в котором в 1825-1917 располагался Елизаветинский институт благородных девиц.

Литература: Московский педагогический университет, М., 1992.

Московский почтамт

Главный московский почтамт.

Главный московский почтамт.

Моско́вский почта́мт Главный моспочтамт (Мясницкая улица, 26). Основан в 1700. В 1742 в распоряжение Московского почтамта было передано домовладение архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича (Мясницкая улица, 40). В 1792 московский почт-директор И.Б. Пестель приобрёл для почтамта участок земли, на котором и было построено современное грандиозное здание, отличающееся функциональным решением и новаторски применёнными конструкциями. Сооружено в 1911—12 О.Р. Мунцем и Д.И. Новиковым при участии архитекторов Л.А. и А.А. Весниных и инженера В.Г. Шухова. Внешний облик здания подчёркнуто рационален. Протяжённый фасад чётко делится на симметрично расположенные крупные массивные блоки: боковые части здания поставлены по красной линии, а соединительные корпуса и мощный центральный объём, увенчанный плоским куполом на высоком барабане, — с некоторым отступлением от неё. В наружном решении оригинальным образом использованы мотивы «русско-византийского стиля»; ритмически повторяющиеся крупные арочные членения в сочетании с гладкой поверхностью стен подчёркивают деловой характер здания, главный фасад прорезан огромным арочным остеклённым окном с часами в центре, а вход оформлен арочным портиком с двумя поставленными в центре колоннами из красного гранита с металлическими капителями. Большой главный операционный зал перекрыт металлическим куполом по проекту Шухова. В конце 1950-х — начале 60-х гг. из Московского почтамта выделились Прижелезнодорожный почтамт и Международный почтамт. Почтамт является комплексом почтовых, транспортных и вспомогательных предприятий (районные узлы связи, городские отделения связи, почтово-сортировочные участки, автотранспортные хозяйства и т.д.). В начале 1990-х гг. операционные службы Московского почтамта переведены в соседнее здание (д. 28). также статью Почтовая связь.

В.Г. Гейнц, М.В. Нащокина.

«Московский рабочий»

«Моско́вский рабо́чий» (Чистопрудный бульвар, 8), издательство. Основано в 1922 как партийно-кооперативное издательство (пайщиком издательства состоял В.И. Ленин); впоследствии на протяжении десятилетий — издательство МК и МГК КПСС (с 1931 входило в ОГИЗ, в 1941—45 книжная редакция газеты «Московский большевик»). До 1991 ведущей книжной продукцией была массовая политическая литература, в том числе москвоведческого характера. Тогда же издательство выпускало журналы «Городское хозяйство Москвы», «Архитектура и строительство Москвы». Особо примечательной была работа историко-краеведческой редакции, пик расцвета которой пришёлся на 1970—80-е гг., когда выпускались москвоведческие серии «Биография московского дома» (с 1981, выпущена 41 книга), «Биография московского памятника» (12 книг в 1983—90), «Памятники Подмосковья», «Места заповедные», «КЛИО» («Клуб любителей истории отечества») и др., а также многочисленные путеводители по историко-архитектурным и литературным достопримечательностям Москвы и Подмосковья («Москва. Диалог путеводителей» Ю.Н. Александрова, «Пушкинские места Москвы и Подмосковья» Н.М. Волович, «Лучи от Кремля» Ю.А. Федосюка, «Москва строится» М.И. Астафьевой-Длугач и Ю.П. Волчка, «Металлическое кружево Москвы» А.А. Колмовского и др.). Заслужила признание читателей справочная литература, например, справочник «Досуг в Москве» А.В. Анисимова, А.В. Лебедева, Т.Н. Павловой, О.В. Чумаковой (выдержал три издания). В конце 1980-х — 90-х гг. переиздавались произведения, близкие к историко-краеведческой тематике («Старая Москва. Рассказы из былой жизни» М.И. Пыляева, «Обозрение Москвы» А.Ф. Малиновского, «Древняя Москва» М.Н. Тихомирова, «Мёртвые книги в московском тайнике» И.Я. Стеллецкого и др.), в 1991 издан сборник «Краеведы Москвы» (выпуск 1). Выпускает произведения классиков отечественной литературы (в том числе в серии «Московский Парнас») и современных московских писателей, альманахи («Апрель», «Кольцо "А"»).

Литература: «Московский рабочий». 1922—1972, М., 1972.

К.С.

«Московский салон»

Художественное общество, возникшее в 1910 по инициативе выпускников МУЖВЗ. Его первым публичным мероприятием стал вечер памяти М.А. Врубеля, устроенный 1 октября 1910 в Литературно-художественном кружке. Первые выставки «Московского салона» в феврале и декабре 1911 объединяли художников и архитекторов самых разных направлений (участвовали братья Веснины, Н.Н. Ге, Н.С. Гончарова, А.В. Лентулов, И.И. Рерберг, М.С. Сарьян, А.В. Шевченко, Г.Б. Якулов и др.). Последующие выставки (1912, 1913, 1916, февраль - март и ноябрь - декабрь 1917) продемонстрировали тяготение их участников к традициям старых мастеров, к искусству «большого стиля» (работы А.С. Голубкиной, Н.М. Григорьева, Н.М. Чернышёва, В.А. Яковлева). Почётным членом общества стал композитор А.Н. Скрябин. Последние выставки «Московского салона» состоялись в 1919 и декабре 1920 - январе 1921.

Московский симфонический оркестр

Моско́вский симфони́ческий орке́стр первый в России негосударственный оркестр. Основан в 1990 на частные средства. В 1993—96 художественный руководитель и главный дирижер коллектива — французский музыкант А. де Альмейда. Московский симфонический оркестр выступает в лучших концертных залах столицы, с 1991 также гастролирует за рубежом. В репертуаре классическая музыка XIX в., произведения композиторов XX в. Оркестр записал ряд компакт-дисков (в том числе все 17 симфоний Дж.Ф. Малипьеро, все симфонии Ш. Турнемира, сочинения Ж. Орика, А. Соге, а также Н.Н. Черепнина, С.Н. Василенко). С оркестром выступают крупные исполнители (пианист В.В. Виардо, скрипачи В.В. Третьяков, В.Г. Иголинский и др.).

М.Е.

Московский театр «Эрмитаж»

Московский театр «Эрмитаж».

Московский театр «Эрмитаж».

Моско́вский теа́тр «Эрмита́ж» (улица Каретный ряд, 3, сад «Эрмитаж»). Открылся в 1959 как Театр миниатюр, с 1987 современное название. Первая программа театра - «Итак, мы начинаем». Возглавил театр писатель-сатирик В.С. Поляков. В труппу вошли выпускники ГИТИСа, консерватории, театральных, хореографических и циркового училищ. Представления состояли из одноактных комедий, сатирических сценок, в которых использовались шарж, гротеск. Среди спектаклей 60-70-х гг.: «О, Маргарита» Полякова (1964), обозрения - «Огни рампы» (1966), «Шестнадцатая полоса» (1971), «Хочу в артисты» (1974); «Точка зрения» В.М. Шукшина (1976), «Избранные миниатюры» М.М. Жванецкого (1979). В работе театра участвовали многие драматурги, писатели, поэты: В.А. Дыховичный, Б.С. Ласкин, С.В. Михалков, В.Е. Ардов, М.Р. Слободской, М.А. Светлов, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественский и др. Отдельные программы и номера ставили режиссёры А.А. Гончаров, В.А. Шлезингер, Е.Я. Весник, П.О. Хомский, М.Г. Розовский, Б.Е. Щедрин. В разное время театр возглавляли М.И. Рапопорт, Р.Г. Рудин, А.Л. Дунаев. С приходом реж. М.З. Левитина (с 1987 главный режиссёр, с 1991 художественный руководитель) театр ищет новые сценические решения и формы. В своих постановках Левитин использует приёмы эксцентрики и клоунады, сочетает лирику и гротеск, тяготеет к форме спектакля-игры: «Чехонте в Эрмитаже» (1978), «Нищий, или Смерть Занда» по Ю. К. Олеше (1986), «Хармс! Чармс! Шардам!, или Школа клоунов» по Д.И. Хармсу (1982), «Здравствуйте, господин де Мопассан!» по рассказам Г. де Мопассана (1987), «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха (1991), «Женитьба» Н.В. Гоголя (1993), «Кругом, возможно, Бог» (по А. Введенскому, 1994).

Московский театр юного зрителя

МТЮЗ

(Мамоновский переулок, 10). Создан на основе передвижного коллектива, работавшего в 1924-27 под руководством О.В. Рудаковой. Открылся в 1927 обозрением «Путешествие Тика и Така» (режиссёр Рудакова). Стационарное помещение театр имеет с 1932. Начал с постановок эстрадных программ, обозрений, игр-спектаклей: «Блуждающая школа» Л.А. Кассиля (1935), «Первая любовь» по Р.И. Фраерману (1940), «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака (1947), «Два клёна» Е.Л. Шварца (1954), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1964), «Варшавский набат» В.Н. Коростылёва (1966), «Звезда» по Э.Г. Казакевичу (1967), «Последние» М. Горького (1967). Постановки, ставшие этапными для театра в 80-х - начала 90-х гг.: «Собачье сердце» по М.А. Булгакову (1987), «Гуд бай, Америка!» по Маршаку (1988), «Иванов и другие» А.П. Чехова (1993), все - режиссёр Г.Н. Яновская; «Записки из подполья» (1988), «Играем "Преступление"» (1991) и «К.И. из "Преступления"» (1994) по Ф.М. Достоевскому, все - режиссёр К.М. Гинкас.

Главные режиссёры театра: Г.И. Шагаев (1928-40), П.В. Цетнерович (1946-57), Б.Г. Голубовский (1957-64), П.О. Хомский (1966-71), Ю.Е. Жигульский (1976-86), Яновская (с 1988). В разные годы в МТЮЗе работали актёры: Н.А. Деревицкий, Л.В. Невская, Ю.Б. Юльская, Л.Н. Князева, И.Г. Паппе, Р.А. Быков, Л.М. Ахеджакова, Т.В. Дегтярёва, И.М. Чурикова.

«Московский телеграф»

«Моско́вский телегра́ф» литературный и научный журнал. Выходил (в 1825—34) раз в две недели. Издатель и редактор Н.А. Полевой (совместно с братом К.А. Полевым). Фактическим руководителем «Московского телеграфа» был П.А. Вяземский (отдел литературной критики), привлёкший к отделу прозы А.С. Пушкина и В.Ф. Одоевского. С «Московским телеграфом» сотрудничали также В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, В.К. Кюхельбекер, Н.М. Языков, Ф.Н. Глинка, П.И. Кеппен, М.А. Максимович, П.П. Свиньин и др. Журнал, выступавший против нормативной эстетики классицизма, отстаивал право писателя на новые литературные формы (что трактовалось как «романтизм»); печатал много переводов (Э.Т.А. Гофман, П.Мериме, Б. Констан, А.де Виньи, Ф. Купер, Вальтер Скотт и др.), статей по философии, истории, истории литературы, естественным наукам, географии, этнографии и впервые в России — по политической экономии (при этом уделялось большое внимание достижениям отечественной промышленности, торговли и т.д.). К каждому номеру прилагались литературные прибавления, модные картинки, рисунки мебели и экипажей, факсимиле знаменитостей, карты, чертежи, гравюры наиболее известных произведений живописи и скульптуры. «Московский телеграф» пользовался большим успехом, но был закрыт по личному распоряжению императора Николая I шефом Третьего отделения А.Х. Бенкендорфом за критику пьесы Н.В. Кукольника, получившей одобрение императора, — «Рука Всевышнего отечество спасла».

Литература: Татаринова Л.Е., Журнал «Московский телеграф» (1825—1834), М., 1959.

Н.М. Молева.

Московский уезд

Моско́вский уе́зд образован в 1775 в составе Московской губернии. Площадь в 1917 около 2,5 тыс. км2 (включая территорию Москвы). Начальником Московского уезда был капитан-исправник. В полицейском отношении уезд делился на станы, во главе которых стояли становые приставы. После крестьянской реформы 1861 Московский уезд разделён на волости (к началу 1917 их было 15). В 1864 появились органы земского самоуправления — уездное собрание и управа. После Октябрьской революции в Московском уезде созданы сельские и волостные Советы, общее управление Московским уездом осуществлял Московский уездный совет. В 1929 Московский уезд упразднён.

В XVIII — начале XX вв. территория Московского уезда постоянно сокращалась из-за включения её частей в черту Москвы. В конце XVIII в. в состав города вошли Семёновское, Преображенское, Красное Село и др., в конце XIX — начале XX вв. — Дорогомилово, Сокольники, Марьина роща и др. В мае 1917 в городскую черту включены Симоново, Даниловка, Бутырки и др.

Московский университет

См. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Московский университет геодезии и картографии

Моско́вский университе́т геоде́зии и картогра́фии (Гороховский переулок, 4). Ведёт историю от Землемерного училища, основанного в 1779. С 1930 самостоятельный геодезический институт, с 1936 институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии (МИИГАиК; полное название варьировалось). Современные статус и название с 1993. С вузом связано формирование отечественной системы высшего образования по картографо-геодезическим специальностям, а также начало подготовки инженеров по морской и космической геодезии, прикладной космонавтике, региональной экологии, геоинформационным системам и др. Среди создателей научных школ, развиваемых в университете, были Ф.Н. Красовский, В.А. Магницкий.

В составе университета: 6 отраслевых, вечерний и заочный факультеты, геодезические базы, ВЦ, картопечатная лаборатория, музей геодезических инструментов. В библиотеке свыше 1 млн. учётных единиц, в том числе редкие издания XVII—XIX вв. Университет издаёт «Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъёмка» (с 1957). В университете свыше 3 тыс. студентов. Научно-педагогический персонал свыше 360 человек, в том числе свыше 40 докторов наук. Имеется аспирантура и докторантура. С 1936 вуз подготовил около 30 тыс. специалистов.

Одно из зданий университета — дом Демидова.

Литература: Двухсотлетие Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (1779—1979), М., 1979; Усадьба Демидовых в Москве, М., 1996.

В.П. Савиных.

Московский физико-технический институт (МФТИ)

Моско́вский фи́зико-техни́ческий институ́т (МФТИ) (г. Долгопрудный Московской области, Институтский переулок, 9). Основан в 1951 на базе физико-технического факультета МГУ (с 1946). С момента организации обучение строится на связи фундаментального общетеоретического и инженерного образования с научно-исследовательской работой студентов в базовых лабораториях, НИИ и КБ (так называемая система «физтеха»), среди которых свыше 100 ведущих исследовательских организаций и научно-производственных объединений РФ. Учебные и научные традиции института связаны с деятельностью известных учёных, в ряду которых П.Л. Капица, Н.Н. Семёнов, Л.Д. Ландау, И.В. Курчатов, М.В. Келдыш, С.П. Королёв, А.П. Александров, В.А. Котельников, М.А. Лаврентьев, Г.С. Ландсберг, С.А. Лебедев, А.А. Дородницын, А.И. Шальников, В.А. Трапезников, В.М. Глушко, Н.Д. Девятков, Ю.А. Овчинников, А.М. Прохоров, С.А. Христианович, А.Ф. Андреев, О.М. Белоцерковский, В.Л. Гинзбург, А.Ю. Ишлинский, Р.З. Сагдеев, А.А. Самарский, В.Е. Фортов и др. С 1992 имеет статус государственного университета.

Объединяет факультеты: радиотехники и кибернетики; общей и прикладной физики; аэрофизики и космических исследований; молекулярной и химической физики; физической и квантовой электроники; аэромеханики и летательной техники; управления и прикладной математики; проблем физики и энергетики; физико-химической биологии. В институте свыше 100 кафедр, 50 лабораторий, аспирантура. В библиотеке института свыше 700 тыс. единиц хранения. При институте открыта заочная физико-техническая школа для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. В контакте с институтом работают также несколько лицеев, колледжей и школ Москвы.

В 1996 в институте свыше 4 тыс. студентов, свыше 600 аспирантов. Среди преподавателей вуза свыше 80 членов РАН, более 500 докторов наук. За годы деятельности институт подготовил свыше 20 тыс. специалистов. Среди выпускников МФТИ свыше 50 членов РАН.

Н.В. Карлов.

Московский художественный академический театр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московский художественный академический театр имени А.П. Чехова

Здание МХАТ в Камергерском переулке.

Здание МХАТ в Камергерском переулке.

Москва.

Московский художественный академический театр имени А.П. Чехова (Камергерский переулок, 3). Образован в 1987 после раздела МХАТа. Имя А.П. Чехова носит с 1989. Главный режиссёр и художественный руководитель О.П. Табаков (до мая 2000 — О.Н. Ефремов). В репертуаре театра: «Кабала святош» («Мольер») М.А. Булгакова (1988), «Московский хор» Л.С. Петрушевской (1988), «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (1989), «Олень и шалашовка» А.И. Солженицына (1991), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1992), «Молочный фургон не останавливается больше здесь» Т.Уильямса (1993), «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1994), «Мишин юбилей» А.И. Гельмана (1994), «Тойбеле и её демон» И.Б. Зингера и И.Ф. Фридман (1995) и др. В составе труппы в разные годы: Ефремов, И.М. Смоктуновский, Е.А. Евстигнеев, А.А. Вертинская, Е.И. Проклова, П.И. Щербаков, О.И. Борисов, Ю.Г. Богатырёв, А.О. Степанова, С.С. Пилявская, Е.С. Васильева, В.С. Давыдов, Р.Е. Козак, С.А. Любшин, О.П. Табаков, А.В. Вознесенская, М.О. Ефремов, А.Д. Жарков, А.А. Калягин, И.К. Кашинцев, В.Т. Кашпур, Т.Е. Лаврова, И.П. Мирошниченко, А.В. Мягков, В.М. Невинный, Н.И. Гуляева, И.С. Саввина, В.Н. Сергачёв, Н.М. Тенякова, А.В. Феклистов, Е.А. Киндинов, Е.В. Майорова, С.В. Шкаликов и др.

Н.Н. Суслович.

Московский художественный академический театр имени М. Горького

Московский художественный академический театр имени М. Горького (Тверской бульвар, 22). Образован в 1987 после раздела МХАТа. Директор и художественный руководитель Т.В. Доронина. В репертуаре театра: «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (1988), «Прощание с Матёрой» В.Г. Распутина (1988), «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э.С. Радзинского (1988), «Зойкина квартира» М.А. Булгакова (1989), «Белая гвардия» по Булгакову (1991), «Лес» А.Н. Островского (1993), «Мы идём смотреть "Чапаева"» О. Данилова (1993), «Доходное место» А.Н. Островского (1994), «Как мы со Сталиным обмывали "Сталинскую премию"» Ю.В. Горобца (по мотивам произведений В.П. Некрасова, 1995). В труппе театра в разные годы: Доронина, В.О. Абдулов, А.А. Борзунов, Ю.В. Горобец, А.П. Георгиевская, Л.И. Губанов, А.Я. Дик, М.Н. Зимин, С.И. Коркошко, А.Е. Ливанов, А.А. Михайлов, Н.В. Пеньков, Ю.Н. Пузырёв, В.Н. Шиловский и др.

Н.Н. Суслович.

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре

Моско́вский цирк Нику́лина на Цветно́м бульва́ре (Цветной бульвар, д. 13) ведущий цирк страны. Создан как 1-й Госцирк. В постановках 1920-х гг. («Чёрный пират», «Москва горит» и др.) участвовали известные деятели театра: режиссёр С.Э. Радлов, балетмейстер К.Я. Голейзовский, художники В.М. Ходасевич, М.П. Бобышов и др. Среди постановок: «Трое наших» (1942), «Маленький Пьер» (1949), «Счастливого плавания» (1959), «Карнавал на Кубе» и «Трубка мира» (1962), «Юность празднует» (1971), «Счастливого плавания» (1977), «Московскому цирку 100 лет» (1979), «Берегите клоунов» (1992), «Бульвар нашего детства» (1994), «Улыбки старого цирка» (1995). В представлениях принимали участие: Альперовы, И.Н. Бугримова, Дуровы, Л.Г. Енгибаров, Э.Т. Кио, сёстры Кох, В.Е. Лазаренко, Сосины, Труцци, Манжелли, Н.А. Антонов и В.М. Бартенев, В.Н. и А.Н. Кисс, Е.В. Амвросьева и Г.П. Шахнин, Карандаш (М.Н. Румянцев), Ю.В. Никулин и М.И. Шуйдин, О.К. Попов и др. Среди художественных руководителей: В.Ж. Труцци (1921—22), Э.Б. Краснянский (1931—34), Б.А. Шехет и Ю.С. Юрский (1935—49), А.Г. Арнольд (1950—55), М.С. Местечкин (1956—81). В 1982—97 художественный руководитель и директор — Ю.В. Никулин. В 1985 — 1989 здание было перестроено. В 1946—49 и 1966—68 при цирке работала Студия разговорных жанров. также Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского

Московский энергетический институт

МЭИ

(Красноказарменная улица, 14), готовит кадры по 45 специальностям в области электроэнергетики, теплоэнергетики, электромеханики, электроники, автоматики, радиоэлектроники. Ведёт историю с 1905, когда на механическом отделении Технического училища (ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана) была введена специализация по электротехнике. В 1918 создан электротехнический факультет, на базе которого и электропромышленного факультета (создан в 1921) Института народного хозяйства (ныне Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова) в 1930 образован МЭИ. Среди его создателей: К.А. Круг, Л.И. Сиротинский, Б.И. Угримов, М.В. Кирпичёв, К.И. Шенфер. Свыше 850 студентов и преподавателей института ушли на фронт. В память о погибших установлены мемориальные доски в зданиях института и мемориал на его территории. В 1992 институт получил статус технического университета. В составе МЭИ (1996): факультеты - энергомашиностроительный, теплоэнергетический, промышленной теплоэнергетики, электромеханический, электрооборудования и автоматизации промышленности и транспорта, электроэнергетический, автоматики и вычислительной техники, радиотехнический и энергофизический; 68 кафедр, 87 учебных лабораторий; учебная теплоцентраль, учебно-научный телецентр; вычислительный центр; опытный завод, центр видеокомпьютерных методов обучения, центр дальней космической связи; аспирантура; библиотека (около 2 млн. единиц хранения). В 1996 в МЭИ обучалось свыше 7,7 тыс. студентов, работало около 2500 преподавателей и профессоров, 1257 кандидатов наук и доцентов, 70 академиков и член-корреспондентов РАН. За годы существования МЭИ подготовил свыше 140 тыс. специалистов. МЭИ имеет филиалы в Казани и Смоленске. Комплекс зданий МЭИ включает учебные корпуса, библиотеку, спортивный клуб, Дом культуры, общежития и др.

Московское археологическое общество

МАО

см. Императорское Московское археологическое общество (МАО)

Московское архитектурное общество

МАО

объединение московских архитекторов и инженеров-строителей. Основано в 1867 по инициативе М.Д. Быковского. В 1872 члены МАО участвовали в организации Политехнической выставки; в 1892 в Петербурге созвали первый съезд русских архитекторов, провели в Москве второй (1895) и пятый (1913) съезды. МАО сосредоточило свою деятельность на разработке теоретических, исторических и технических проблем зодчества, на проведении архитектурных конкурсов и изучении памятников старины. После Октябрьской революции организовывало циклы общедоступных лекций (1917-21), проводило конкурсы (с 1922), практическую работу по охране памятников архитектуры. В эти годы в МАО входили И.В. Жолтовский, Н.В. Марковников, А.В. Кузнецов, Б.М. Великовский, Л.В. Руднев, М.П. Парусников, Г.П. Гольц, Н.Д. Колли, В.Г. Гельфрейх, А.В. Щусев, И.И. Рерберг, И.А. Фомин, В.А. Щуко. По проектам членов Общества в Москве построено несколько сотен зданий. С 1913 собрания МАО проходили в собственном доме в Ермолаевском переулке, 17. Издавало «Записки Московского архитектурного общества» (1905-09, 8 выпусков), богато иллюстрированный «Ежегодник», «Конкурсы МАО, 1923-1926» (1926), в которых публиковались фотографии и планы новых работ членов общества. Председатели: М.Д. Быковский (1867-69), П.А. Герасимов (1869-70), А.С. Никитин (1870-72), Н.А. Шохин (1872-75), П.С. Кампиони (1875-78), Н.В. Никитин (1879-94), Д.Н. Чичагов (1894), К.М. Быковский (1894-1903), А.В. Иванов (1903-05), Геппнер (1905 - 1906), Ф.О. Шехтель (1906-22), А.В. Щусев (1922-30). В 1930 МАО вошло на правах сектора в Московское областное отделение Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО).

Московское барокко

московское барокко

"Нарышкинский" корпус Высокопетровского монастыря.

Москва.

моско́вское баро́кко, стилевое направление в архитектуре Москвы и Подмосковья конца XVII - начала XVIII вв. Для стройных, часто центричных по композиции и многоярусных церквей (Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Церковь Воскресения в Кадашах, Церковь Покрова в Филях, Церковь Троицы в Троице-Лыкове и др.), гражданских и жилых построек (Сухарева башня, палаты Троекуровых и др.) в стиле московского барокко характерны логичность в соотношении масс, пышность белокаменного декора, в котором своеобразно интерпретированы орнаментальные и ордерные элементы западноевропейского барокко - картуши, «разорванные» фронтоны, колонки и пилястры с растительными капителями и т.п. Поскольку многие подобные церкви строились в имениях бояр Нарышкиных, московское барокко называют также нарышкинским барокко или «нарышкинским стилем». также барокко

Литература: Ильин М.А., К вопросу о природе архитектурного убранства московского барокко, в сборнике: Древнерусское искусство. XVII в., М., 1964.

Церковь Покрова в Филях.

Церковь Покрова в Филях.

Москва.

Московское время

Моско́вское вре́мя декретное время второго часового пояса, в котором находится Москва. Декретное время введено в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР от 16 июня 1930, когда стрелки часов были переведены на 1 час вперёд. Московское время, то есть декретное время Москвы, стало на 3 часа опережать всемирное время (соответствующее времени нулевого часового пояса).

Московское время едино для всей территории России, по нему составляют расписания движения железнодорожных поездов, пароходов и самолётов, отмечается время на телеграммах и т.п. Разница между декретным временем Москвы и наиболее отдалённых восточных районов страны 10 часов.

Московское математическое общество

Старейшее математическое общество Европы. Основано в начале 1867 в результате преобразования математического кружка, образовавшегося в 1864 по инициативе группы профессоров и преподавателей Московского университета (главным образом Н.Д. Брашмана и А.Ю. Давидова). Члены кружка собирались для «взаимного содействия в занятиях математическими науками», чтения рефератов о новейших достижениях математики, в том числе собственных исследований. В переходный период от кружка к обществу основан журнал «Математический сборник» (1866). С начала 70-х гг. XIX в. одним из активнейших членов общества становится Н.Е. Жуковский - президент общества в 1905-21. Его доклады, как и доклады Ф.А. Бредихина, А.Г. Столетова, определяли характер деятельности общества на протяжении второй половины XIX в., когда обсуждение вопросов математического естествознания занимало не меньшее место, чем чисто математические доклады. С 20-х гг. XX в. ставятся на обсуждение и обобщающие доклады обзорного характера, а также философско-методологические и исторические доклады. В обществе действуют секция средней школы и секция высшей технической школы. Математическое общество явилось инициатором школьных математических олимпиад, проводимых ежегодно совместно с МГУ; общество ежегодно присуждает премии молодым математикам за лучшие научные работы. Издаёт совместно с РАН журналы «Математический сборник» и «Успехи математических наук» и, кроме того, в виде непериодического сборника свои «Труды».

Московское море

Моско́вское мо́ре см. Иваньковское водохранилище

Московское общество испытателей природы

МОИП

старейшее добровольное научное общество, содействующее развитию отечественного естествознания, изучению природы и природных ресурсов. Основано в 1805 при Московском университете; одним из инициаторов создания общества был зоолог Г.И. Фишер фон Вальдгейм (первый председатель). Общество снаряжало экспедиции в разные регионы страны, в основном для пополнения коллекций университетских музеев, субсидировало индивидуальные исследования; регулярно проводило обсуждение научных докладов. МОИП способствовало распространению и развитию эволюционного учения в России и формированию многих научных школ и направлений. С 1806 публиковало «Записки...» (позднее под названием «Мемуары»), с 1829 - «Бюллетень Московского общества испытателей природы» (с 1922 состоит из двух журналов «Отдел биологический» и «Отдел геологический»); выпускало научно-популярный журнал «Вестник естественных наук», «Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи» и др. С 1951 издаёт «Труды МОИП». Общество имеет одну из лучших в России научных библиотек (свыше 400 тыс. единиц хранения). Ежегодно присуждает премии за лучшие книги по естествознанию.

Работой Общества руководят выборные органы: делегатская конференция, Совет и Президиум Совета (улица Большая Никитская, 6). Президенты Общества: ботаник А.Г. Фишер (1872-84), хранитель Зоологического музея К.И. Ренар (1884-86), академик Петербургской Академии наук астроном Ф.А. Бредихин (1886-90), геодезист профессор Ф.А. Слудский (1890-97), физик профессор Н.А. Умов (1897-1915), М.А. Мензбир (1915-35), Н.Д. Зелинский (1935-53), В.Н. Сукачёв (1955-67), А.Л. Яншин (с 1967).

Московское общество Красного Креста

Моско́вское о́бщество Кра́сного Креста́ В 1867 в России учреждено Общество попечения о раненых и больных воинах. В том же году было создано Московское управление общества. Среди его учредителей — основательница Дамского попечительства о бедных княгиня С.С. Щербатова, Братолюбивого общества снабжения неимущих квартирами — княгиня Н.Б. Трубецкая, общины сестёр милосердия «Утоли моя печали» — княгиня Н.Б. Шаховская, московский митрополит Филарет, старшина Московского купеческого сословия В.М. Бостанджогло, генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков (всего около 140 известных московских граждан). Первое общее собрание состоялось в январе 1868. В конце XIX в. управление переименовано в Московское общество Красного Креста. Общество организовывало госпитали для раненных во время военных действий. Оказывает помощь пострадавшим от стихийных бедствий, беженцам, в профилактике заболеваний. Ведёт подготовку сестёр милосердия, общественных помощников органов здравоохранения и социального обеспечения по уходу за престарелыми, инвалидами, одинокими больными.

Литература: Остальский Ю.П., Советский Красный Крест, М., 1981.

Московское общество любителей художеств

МОЛХ

Основано в 1860 любителями искусства М.Е. Криштафовичем и братьями С.И. и П.И. Миллерами, с 1858 еженедельно собиравшими у себя кружок художников и коллекционеров. В МОЛХ входили почётные члены (в разные годы - П.М. Третьяков, Д.П. Боткин, великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков, Л.Н. Толстой, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и др.), члены-любители (А.А. Бахрушин, И.Н. Кнебель, И.А. и С.Т. Морозовы и др.), члены-художники (И.К. Айвазовский, С.М. Волнухин, Н.Н. Ге, А.С. Голубкина, И.Н. Крамской, И.С. Остроухов, Л.О. Пастернак, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин и др.). С 1867 общество находилось под августейшим покровительством великой княгини (с 1881 императрицы) Марии Фёдоровны. Первым председателем (до 1863) стал С.И. Миллер, в дальнейшем МОЛХ возглавляли Уваров, Д.П. Боткин, С.М. Третьяков, К.М. Быковский, И.Е. Цветков, Н.И. Боткин, С.Д. Телешов, князь В.Д. Голицын.

Главным направлением деятельности МОЛХ стало устройство постоянной, периодически обновляющейся выставки картин - по существу первой в Москве публичной художественной галереи. Постоянная выставка МОЛХ познакомила москвичей с «Явлением Христа народу» А.А. Иванова, «Тайной вечерей» Н.Н. Ге, экспозициями русских отделов лондонской (1862) и парижской (1867) всемирных выставок. В 1880-1913 общество устраивало также периодические «Рождественские» выставки, персональные экспозиции - К.А. Трутовского (1893), К.П. Брюллова (1899), И.И. Левитана (1911). МОЛХ проводило художественные конкурсы, присуждало премии (имени В.П. Боткина, Л.Н. Панина, И.Е. Репина и др.), создало «Фонд для вспомоществования бедным и престарелым художникам и их семьям», в 1910 учредило стипендии для учащихся МУЖВЗ. В 1870 при МОЛХ открылись рисовальные классы (среди преподавателей - В.О. Шервуд, Перов, И.М. Прянишников). В 1894 общество организовало в Москве I Съезд русских художников, приуроченный к передаче в дар городу галереи Третьяковых. МОЛХ было распущено в 1918.

Литература: Галкина Н., Материалы к истории Московского общества любителей художеств., в сборнике: ГТГ. Материалы и исследования, т. 2, М., 1958.

Московское пожарное депо

Моско́вское пожа́рное депо́ (улица Пречистенка, 22), бывший дом А.П. Ермолова, купленный у него в 1835 для размещения Московского пожарного депо, переведённого с Волхонки в связи с началом строительства храма Христа Спасителя. В основе здания — двухэтажный Г-образный объём, выстроенный в 1764. На рубеже XVIII и XIX вв. был надстроен, получил характерную для зрелого классицизма фасадную декорацию с монументальным средним ризалитом, украшенным стройными полуколоннами и пилястрами коринфского ордера на рустованном арочном цоколе. Раскреповка карниза и соответствующее ей чередование пар полуколонн по краям с парой пилястр в центре создают пластически выразительную и гармоничную композицию. В начале 1840-х гг. для нужд Московского пожарного депо здание было расширено пристройкой, вдвое удлинившей его фасад; в новой части был сооружён ризалит с полуколоннами и пилястрами, симметричный и полностью тождественный первому, что придало зданию укрупнённую масштабность и представительность. Теперь по центру его венчала высокая деревянная пожарная каланча, обусловившая его заметную роль в городском ансамбле и получившая вид стройной круглой ярусной башни с кольцевой колоннадой (окончена в 1843, разобрана в 1930). В 1915 был выстроен дополнительный протяжённый корпус по Чистому переулку, оформление которого повторило главный фасад по Пречистенке. В настоящее время здание занимает Московское управление пожарной охраны.

Московское произношение

Моско́вское произноше́ние способ произношения, свойственный жителям Москвы, признанный произносительной нормой русского литературного языка. Московское произношение складывалось веками. Первоначально его основа имела севернорусский характер (одна из характерных его черт — о́канье). Однако в Москве среди населения, пришедшего с юга и востока, было распространено и а́кающее произношение, которое постепенно укрепилось и к XVIII в. стало господствующим. В XIX в. произносительные нормы русского литературного языка полностью определяются живой московской речью.

Для московского произношения второй половины XX в. характерны следующие черты: 1) буква «щ», сочетания «сч», «жж», «зж», «жд» произносятся как «ш» и «ж» мягкие и долгие: [щ'], [ж'], например, «щи», «счёт», «жужжать», «визжать», «дождя»; мягкие краткие [ш'], [ж'] возможны лишь в иноязычных словах («жюри») и в собственных именах («Жюль»); 2) произношение буквы «г» как [?] допускается лишь в нескольких церковных словах («господи», «бог»; но не допускается в других словах, например, «богадельня», «благополучный», «благоприятный»), а также при позиционно озвончённом «х», например, «их бы» [и? бы], и в отдельных словах, например, «бухгалтерия», «бухгалтер»; 3) произношение мягких «к», «г», «х» возможно только перед гласными «и», «е» («руки», «руке»); перед «а», «о», »у» мягкие «к», «г», «х» встречаются только в иноязычных словах («кюхля», «гяур», «маникюр», «ликёр»); 4) произношение «чн» возможно или как [шн], например, «скучно», «гречневый», «булочная», «молочный», или как [чн] — преимущественно в словах-терминах и в нейтральной лексике, например, «вечность», «беспечный», «личный» и др.; 5) сочетание «щн» произносится как [щн], а не [шн], например, «сущность», «беспомощный» и др.; 6) произношение твёрдых «т», «д» [т, д] перед [э] наблюдается в словах-варваризмах и в стилистически отмеченных словах («темпера», «коттедж», «терция», «терцет», «декольте» и др.), в собственных именах («Декарт», «Дега», «Тереса», «Доде») и в аббревиатурах типа ТЭЦ, ВТЭК и др.; произношение мягких «т», «д» [т', д'] — в освоенных словах («температура», «телефон», «тема», «демонстрация», «декадент», «демон» и др.); 7) в возвратных формах глагола наблюдается колебание в произношении между сценическим «с» твёрдым и разговорным «с» мягким [с']; 8) »ч» перед «т» в союзах «что», «чтобы» произносится как [ш]: [што], [што́бы]; 9) в области вокализма основной чертой московского произношения является аканье, то есть резкоконтрастное выделение ударного слога (по долготе и интенсивности) и разная — двухстепенная — редукция гласных в безударных слогах, например, «голова́» [гълΛва́].

Литература: Аванесов Р.И., Русское литературное произношение, 6 изд., М., 1984.

Московское речное пароходство

Моско́вское речно́е парохо́дство в статье транспорт.

Московское страховое от огня общество

МСОО

одно из самых значительных предприятий «огневого» страхования в Российской империи. Учреждено в 1858 группой известных московских купцов и фабрикантов: Л.Г. Кнопом, А.И. Хлудовым, К.Т. Солдатёнковым и др. Организацией страховой деятельности занимался специалист Магдебургского страхового от огня общества И.Ф. Люкке (директор МСОО в 1863-95). Общество развивало операции по страхованию крупных фабрично-заводских предприятий, имело отделения в Варшаве и Петербурге. С середины 1890-х гг. принимало перестрахования от заграничных обществ («косвенное дело»). Из всех российских обществ огневого страхования МСОО имело самую сильную собственную финансовую базу. Страховая операция обеспечивалась 2 млн. рублей акционерного капитала (при законодательном минимуме в 500 тыс. рублей), 2 млн. рублей запасного и 250 тыс. рублей особо-запасного (1912). Являлось наиболее доходным страховым предприятием империи. Дивиденд по акциям достигал 28%. Акции достоинством 200 рублей по номиналу котировались на Петербургской и Московской биржах, цена их доходила до 800 рублей (1896-99). Сделки с акциями МСОО совершались редко. Обществу принадлежало два дома в Москве. Дом на улице Большая Лубянка (д. 14) приобретён в 1881; в нём находилось правление МСОО. Здание на Старой площади (д. 8) построено в 1900-01 (архитектор Ф.О. Шехтель); в нём располагались гостиница «Боярский двор», конторы и склады разных торгово-промышленных фирм.

Литература: Московское страховое от огня общество за 50 лет существования. 1858-1908, М., 1908.

С.В. Ильин.

Предыдущая страница Следующая страница