Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФИЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФИЛ")

фабрика Бутенопов

Фа́брика Бутено́пов одно из старейших и крупнейших в Российской империи предприятий по производству земледельческих орудий и сельскохозяйственных машин. Открыта в 1830 в Москве первоначально как ремесленная мастерская, выпускавшая только ручные веялки. Находилась на Мясницкой улице. Её основатели — датские подданные, братья Иоганн (1803—?) и Николай (1810—?) Бутенопы, поселившиеся в России в 1826 (в купеческом звании с 1848). В 1833 они за веялку собственной конструкции получили право именоваться машинистами Императорского московского общества сельского хозяйства (МОСХ), затем находились под его покровительством. На фабрике был налажен выпуск молотилок, соломорезок, маслобоек, конных молотилок, больших шестиконных молотилок, конных веялок, одноконных приводов для перевода ряда ручных механизмов на работу силой тяглового скота. В 1849 начался выпуск переносной модернизированной четырёхконной молотилки, а также «американской» молотилки, улучшенной тульским механиком Коноваловым (в исполнении фабрики Бутенопов признана МОСХ лучшей среди отечественных «американских» молотилок в 1849 и на Московской выставке 1852). Веялки Бутенопов считались лучшими в России. На фабрике Бутенопов изготовлены и работниками фабрики установлены башенные часы Большого Кремлёвского дворца в Москве, Спасской башни Московского Кремля (1851—52). Бутенопами пожертвованы большие часы для Измайловской военной богадельни.

В 1874 фабрика приобретена фирмой «Эмиль Липгарт и Ко», вновь стала одним из крупнейших предприятий в области сельскохозяйственного машиностроения.

Литература: Ясман З.Д., Заведение братьев Бутеноп и помещичье хозяйство первой половины XIX в., в книге: Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1966, Таллин, 1971.

Л.М. Епифанова.

Фаворский Владимир Андреевич

Фаво́рский Владимир Андреевич (1886, Москва — 1964, там же), график, сценограф, живописец-монументалист, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1962). Учился в частной школе К.Ф. Юона в Москве (1898—1905), в частной академии Ш. Холлоши в Мюнхене (1906—07), параллельно изучая историю искусства в Мюнхенском университете; затем занимался в студии ученика Холлоши К. Киша в Москве (1910—13), одновременно обучаясь на историко-филологическом факультете Московского университета (1907—13). С 1909 начал активно работать в гравюре на дереве, стремясь к синтетическому оформлению книги через включение шрифтов, заставок, сюжетных иллюстраций в единый образно-стилистический ансамбль («Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса, 1918, и др.). В 1918—19 работал для кукольного Театра марионеток, петрушек и теней. В 1920—30 заведовал кафедрой ксилографии графического факультета Вхутемаса — Вхутеина; написал важные труды по теории искусства: «Лекции по теории композиции» (1921—22), «Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом» (1925), «Организация стены росписью» (1929). В 1922—28 входил в художественное объединение «Четыре искусства». С 1930 профессор Полиграфического института, в 1934—38 также профессор Института изобразительного искусства. В 1933 начал работать в сценографии («Двенадцатая ночь» У. Шекспира во МХАТе 2-м), параллельно активно занимался монументальной живописью, добиваясь её органичного синтеза с архитектурой (росписи Дома моделей, 1935, не сохранились; портал сцены ЦАТСА, 1951). Оформил книги «Данте. Vita nova» (1934), «Гамлет, принц Датский» У. Шекспира (1941). В 1942—48 профессор на кафедре керамики Московского института прикладного и декоративного искусства. Вершинами отечественного книжного искусства стали работы Фаворского 50-х гг.: «Слово о полку Игореве» (1952), «Борис Годунов» (1956) и «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина (1961; Ленинская премия, 1962). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Об искусстве, о книге, о гравюре, М., 1986; Литературно-теоретическое наследие, М., 1988.

Фальк Ганс

Фальк Ганс (?- около 1653), колокольный, пушечный и рудный мастер. Уроженец Нюрнберга, работал в Москве на Пушечном дворе в 1630-50-х гг. После смерти А. Чохова Фальк свыше 10 лет числился главным пушечным и колокольным мастером Москвы. Жил на наёмном дворе князя Михаила Козловского на Рождественской улице; в апреле 1641 Фальк подал челобитную царю Михаилу Фёдоровичу, в которой просил дать ему «двор, где ему стоять», после чего ему был отведён собственный двор недалеко от Пушечного двора. Известно, что Фальк неохотно передавал своё искусство ученикам, однако в документах упоминаются 4 его ученика: Степан Орефьев, выливший в 1641 колокол для Ивановского монастыря, Тимофей Тимофеев Утинков, а также Иван Тимофеев Резцов и иноземец Иван Иванов, которые вскоре стали самостоятельными мастерами. В 1641 указом царя Михаила Фёдоровича мастеру было поручено отлить колокол весом 700 пудов для Успенского собора в Москве. Это был четвертый великий колокол Ивановских колоколен с функцией «воскресного». Он просуществовал 10 лет. После того как колокол разбился, его взвесили, в нём оказалось свыше 827 пудов. В 1652 Фальк вступил в «тяжбу» за переливку этого колокола с русскими мастерами во главе с Емельяном Даниловым и проиграл её, но по-прежнему продолжал выполнять крупнейшие государственные заказы: переливал часовой колокол для колокольни «Иван Великий», отлил пищаль «Юнак». На Пушечном дворе Фальку был отведён лучший каменный амбар (в то время как русские мастера лили колокола в деревянном амбаре). После 1653 упоминания о Фальке исчезают. Вероятно, он (как и многие москвичи) стал жертвой эпидемии чумы.

В церкви Троицы в Никитниках сохранился колокол весом 330 кг, отлитый Фальком в 1649 по заказу купца Григория Никитникова, которому и принадлежала церковь.

А.Ф. Бондаренко, В.А. Кондрашина.

Фальк Роберт Рафаилович

Фальк Роберт Рафаилович (1886, Москва — 1958, там же), живописец. Учился в студиях К.Ф. Юона, И.И. Машкова (1904—05), в МУЖВЗ (1905—12) у В.А. Серова и К.А. Коровина. Преподавал в ГСХМ — Вхутемасе — Вхутеине (1918—28); его учениками были С.А. Чуйков, Г.Г. Нисский, Н.М. Ромадин. Входил в объединения «Бубновый валет» (1910 — 1916), Общество московских художников (с 1925), АХРР (1926—28). В 1918—21 работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Произведениям Фалька, среди которых преобладают пейзажи, натюрморты, портреты, свойственны обобщённость, особая мелодическая тонкость, пластичность цвета. В разное время писал пейзажи Москвы: простые по композиции и гармоничные произведения, передающие неповторимое своеобразие разномасштабных построек, силуэта крыш, цвета, освещения («Московский дворик», Государственная картинная галерея Армении, Ереван; «Церковь Ильи Обыденного», частное собрание, Москва, обе — 1912); в дальнейшем Фалька больше привлекала передача атмосферы, особой цветовой слитности города и природной среды («Из окна мастерской. Осеннее утро в Москве», 1926, собрание Дома учёных Сибирского отделения РАН, Новосибирск; «Московский пейзаж», 1950, Государственный музей искусств Казахстана, Алма-Ата). С 1939 Фальк жил и работал в мастерской на седьмом этаже дома З.А. Перцовой в Соймоновском проезде, 1, откуда и «увидел» характерные приметы московской жизни тех лет («Строительство Дворца Советов», 1939, частное собрание; «7 ноября из окон ателье», 1950, ГРМ). В портретном жанре проявил себя тонким психологом, акцентируя в то же время внимание на внутренней цельности, духовной сосредоточенности своих моделей — свойствах, близких самому художнику (портреты С.М. Михоэлса, 1947—48, В.Б. Шкловского, 1948, историка искусств А.Г. Габричевского, 1953, все — частные собрания, Москва). Много работал как театральный художник, оформлял спектакли: Государственного еврейского театра («Ночь на Старом рынке», 1922—25; «Путешествие Вениамина III», 1927; «Соломон Маймон», 1939—40; «Испанцы», 1940—41; «Леса шумят», 1947); Театра имени Моссовета («Лгун», 1940); Государственного камерного театра («Лев на площади», 1948); Театра сатиры («Только правда», 1955—56). Похоронен на Калитниковском кладбище.

Литература: Р.Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике, М., 1981.

Фанагорийские казармы

Фанагорийские казармы (Бауманская улица, 61). Центральная часть современного здания построена в первой половине XVIII в. для государственного деятеля И.-Г. Лестока («Лестоков дом»). В конце 1740-х гг. здесь размещался Почтовый двор. После пожара 1748 здание перестроено в стиле барокко (архитектор Д.В. Ухтомский) для учреждений Сената («Сенатский дом»). После пожара 1812 восстановлено в стиле ампир, получило строгую и простую декорацию фасада, с центральным ризалитом, завершённым лепным фризом и лаконичным фронтоном вместо прежнего барочного купола. В 1830-67 в нём располагалось «малолетнее отделение» 1-го кадетского корпуса, в 1867-85 - Учительская семинария Военного ведомства, в 1885-1911 - казармы Троице-Сергиевского резервного батальона. В 1911-14 здесь квартировал 11-й гренадерский Фанагорийский полк (отсюда название), в 1917 - 1-4-я роты Самокатного запасного батальона.

Фармацевтический музей

Фармацевти́ческий музе́й (улица Красикова, 34). Открыт в 1920 в помещении магазина санитарии и гигиены на Арбатской площади. В связи с реконструкцией площади здание магазина было снесено, а коллекция музея передана Научно-исследовательской станции Московского городского аптекоуправления, где музей был открыт вновь в 1935. В 1944 передан в Центральный аптечный НИИ, с 1965 - в НИИ фармации. В экспозиции представлены старинные фармацевтические книги, оборудование аптек, образцы лекарственных средств. При музее имеется библиотека (свыше 5 тыс. томов), включающая редкие периодические издания по алхимии, ятрохимии, фармакотерапии, книги о лекарственных травах и средствах различных стран и народов.

М.Я. Яровинский.

Фатьяновская культура

Фатья́новская культу́ра археологическая культура бронзового века (2-е тысячелетие до н.э.). Названа по впервые открытому могильнику у деревни Фатьяново, близ Ярославля. На территории современной Москвы могильники Фатьяновской культуры обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др. (см. археологические памятники и находки). Могильники Фатьяновской культуры располагались на водоразделах. Умерших хоронили в скорченном положении с оружием (каменные и медные топоры, копья, стрелы), орудиями из камня, кости, реже меди (клиновидные топоры, ножи, долота, шилья, булавки, мотыги и др.), украшениями (ожерелья из зубов, костей, раковин, янтаря), глиняной посудой (шаровидные сосуды с нарезным орнаментом, солярными, то есть изображающими солнце, знаками на днищах). Встречаются кости домашних и диких животных. Основные занятия племён Фатьяновской культуры — скотоводство, охота; складывалось земледелие; была известна металлургия бронзы. Общественный строй — патриархально-родовой. Для верований характерны культы солнца, предков, медведя. Фатьяновская культура входила в состав большой культурно-исторической общности — так называемой культуры боевых топоров и шнуровой керамики, создателями которой были древние индоевропейские племена.

Литература: Крайнов Д.А., Памятники фатьяновской культуры. Московская группа, М., 1963; Эпоха бронзы лесной полосы СССР, М., 1987.

А.Г. Векслер.

Фёдор Алексеевич

Фёдор Алексе́евич (1661—1682, Москва), царь с 1676. Сын Алексея Михайловича от брака с М.И. Милославской. В период правления Фёдора Алексеевича силу при дворе приобрели его родственники по матери — Милославские и сестра Софья. Личные распоряжения Фёдора Алексеевича (за апрель 1681 — апрель 1682) содержат указы о строительстве в Москве и дворцовых сёлах 55 различных объектов. При Фёдоре Алексеевиче были перестроены Кремлёвский дворец, дворцовые церкви, мастерские палаты (в том числе Оружейная палата), завершено начатое в 1675 строительство приказов (28 палат; в 1682 в 38 приказах работало 1762 человека). Фёдор Алексеевич установил единое время работы приказных (от бояр до подьячих): 5 часов с рассвета и 5 часов до заката. В 1681 у стен Китай-города и Белого города было запрещено ставить деревянные дома. Для облегчения постройки из казны выдавался кирпич с рассрочкой платежа на 10 лет. В 1680 были построены Воскресенские ворота. На Пресне в 1681 возведён деревянный загородный государев дворец с каменной церковью Воскресения (отсюда название государева села — Новое Воскресенское). Для предотвращения беспорядков при езде по Москве царь приказал боярам, окольничим и думным людям ездить в городе на двух лошадях; в праздничные дни боярам разрешалось ездить на четырёх лошадях, а на свадьбы — шестериком. Московские церкви были разделены на сороки, или заказы (всего в Москве — шесть: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский, Замоскворецкий; 943 церкви), и поставлены в ведение «заказчиков». В 1681 на Печатном дворе Патриаршим казённым приказом была организована греческая школа под руководством иеромонаха Тимофея. Малолетних нищих высылали из Москвы в «украинные города» или монастыри для выполнения различных работ или обучения ремёслам (по достижении 20 лет их записывали в службу или в тягло). Намерение Фёдора Алексеевича построить для «нищенских детей» дворы, где бы их обучали ремеслу, не было осуществлено. В 1681 Фёдор Алексеевич велел «однорядки и охобни не носити, а... носить всякому чину служивое платье: кафтаны не на подъём» (короткие); ослушников не пускали в Кремль. Широко образованный человек (среди его учителей — Симеон Полоцкий), Фёдор Алексеевич увлекался музыкой, сам сочинил несколько песнопений. Похоронен в Архангельском соборе Кремля.

Е.И. Куксина.

Фёдор Иванович

Фёдор Ива́нович (1557, Москва — 1598, там же), последний царь (с 1584) из династии Рюриковичей. Сын Ивана IV Грозного. Детские и молодые годы провёл в Александровской слободе. Венчан на царство 31 мая 1584. Слабый по природе, внутренне надломленный ужасами опричнины и смертью старшего брата, Фёдор Иванович большую часть времени посвящал постам и поездкам по монастырям. Неспособный к государственной деятельности, Фёдор Иванович предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову. Фёдор Иванович уделял большое внимание дворцовому хозяйству, в том числе Оружейной палате; был восстановлен дворец в Кремле, построена Золотая палата для царицы Ирины. В 1586 мастером А. Чоховым отлита из бронзы Царь-пушка. В 1588 к Покровскому собору построен придел Святого Василия Блаженного. Были выстроены каменные стены Белого города. В связи с нападением на Москву крымского хана Казы-Гирея предместья Москвы были укреплены деревянными стенами с бойницами. В 1591 основан Донской монастырь (в память избавления Москвы от набега крымского хана). В правление Фёдора Ивановича был избран первый патриарх Русской православной церкви (1589); им стал митрополит Иов. Фёдор Иванович похоронен в Архангельском соборе Кремля.

Фёдоров Иван

Фёдоров Ива́н (около 1510—1583, Львов), первопечатник, просветитель. Вероятно, учился в Краковском университете (1532). В 1550—60-х гг. был дьяконом церкви Николая Чудотворца Гостунского в Московском Кремле (не сохранилась). Возглавлял первую русскую государственную типографию (см. Печатный двор), где в 1564 совместно с Петром Мстиславцем напечатал Апостол — первую русскую датированную печатную книгу и выдающееся произведение русского первопечатного искусства, а в 1565 — 2 издания Часовника, который стал одной из основных учебных книг в XVI — начала XVII вв. В конце 1560-х гг. — 80-е гг. Иван Фёдоров продолжил издательскую деятельность в Заблудове, Львове и Остроге. В 1909 по инициативе Московского археологического общества на собранные по подписке средства был открыт памятник Ивану Фёдорову (скульптор С.М. Волнухин, архитектор И.П. Машков) в Театральном проезде, близ бывшего Печатного двора. На месте Печатного двора на здании Историко-архивного института РГГУ — мемориальная доска. Имя Ивана Фёдорова присвоено Московскому издательско-полиграфическому колледжу (Ярославское шоссе, д. 5). С 1959 (ежегодно с 1973) в Российской государственной библиотеке проводятся «Фёдоровские чтения».

Фёдоров Николай Фёдорович

Фёдоров Николай Фёдорович (1828, село Ключи Тамбовской губернии — 1903, Москва), философ, родоначальник русского космизма. Незаконнорождённый сын князя П.И. Гагарина. Учился в Шацком уездном училище (1836—42), в Тамбовской гимназии (1842—49), затем в Ришельевском лицее в Одессе (1849—51). С 1854 преподавал историю и географию в уездных училищах России. В 1869 поселился в Москве, поступил на службу помощником библиотекаря в Чертковскую библиотеку (Мясницкая улица, 7, статью А.Д. Чертков), работал под непосредственным руководством П.И. Бартенева (с ним Фёдоров поддерживал отношения и впоследствии, а его сыновья Ю.П. и С.П. Бартеневы считали себя учениками Фёдорова). В конце ноября 1874 Фёдоров поступил на службу в библиотеку Московского Публичного и Румянцевского музея на должность дежурного чиновника при читальном зале; в этой должности проработал более 25 лет. Был инициатором новых форм ведения библиотечного дела, предложил идею международного книгообмена. Фёдоров вёл аскетический подвижнический образ жизни, работая по 18—20 часов в сутки. В научных и литературно-художественных кругах Москвы вскоре стал известен своими энциклопедическими познаниями; знал, по рассказам, содержание всех книг библиотеки. В квартире Фёдорова, а также по воскресеньям в «каталожной», где он служил, бывали писатель Л.Н. Толстой, поэт А.А. Фет, философ Вл.С. Соловьёв, учёные Ф.И. Буслаев, В.И. Шенрок, Г.А. Джаншиев, Я.Ф. Браве, художник В.В. Верещагин, Л.О. Пастернак и др. Современным биографом В.С. Борисовым установлены 26 московских адресов Фёдорова («Адреса Н.Ф. Фёдорова», в сборнике: «Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Фёдоровских чтений», в. 1, М., 1996). Дольше всего Фёдоров проживал: в 1884—86 — в доме Сергеевой в Пречистенской части (д. 12); в 1890—98 — в доме Иванова в Молочном переулке (д. 9; не сохранился); в 1901—03 — в доме Карташова в Пресненской части в Девятинском переулке (д. 10). Лето Фёдоров проводил вне Москвы, в последние годы жизни — в Подольске и Воскресенске, у стен Новоиерусалимского монастыря; весной 1899 жил в Сергиевом Посаде. В публиковавшихся под псевдонимом статьях Фёдорова в «Московских ведомостях», «Русском архиве», «Чтениях в Обществе истории и древностей российских», «Науке и жизни» он писал о Москве как о духовной столице России, ратовал за расширение деятельности её научно-просветительских и культурных учреждений: библиотек, музеев, архивов, университета, училищ и школ (центральное место отводя Румянцевскому музею, «органу памяти» Москвы). Призывая превратить Московский Кремль — «священную крепость, сторожащую прах предков», — в «воспитательный Музей», предлагал расписать его стены живописью с изображением ключевых событий русской истории и будущего «всеобщего дела» регуляции природы и воскрешения. Именно с Москвы, по Фёдорову, должно начаться и повсеместное построение в России обыденных (однодневных) храмов, посвящённых Пресвятой Троице (первый такой храм Фёдоров предлагал построить при Румянцевском музее).

В последние годы жизни Фёдоров работал в архиве МИДа (угол улицы Воздвиженки и Моховой улицы). Похоронен на кладбище Скорбященского монастыря.

Литература: Семенова С.Г., Н. Федоров. Творчество жизни, М., 1990.

А.Г. Гачева.

Федосюк Юрий Александрович

Федосю́к Юрий Александрович (1920, Москва — 1993, там же), филолог, журналист. В Москве с 1925. В 1937—41 учился в ИФЛИ. В 1941—46 служил в армии. С 1946 работал во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей (ВОКС), Совинформбюро, Агентстве печати «Новости». Изучение истории особняка Морозова, занимаемого ВОКСом, положило начало москвоведческим исследованиям Федосюка, чему способствовало его близкое знакомство с П.В. Сытиным. В отличие от своих предшественников, Федосюк начал систематическое исследование рядовой застройки города. Создал серию путеводителей «Бульварное кольцо» (1972), «Лучи от Кремля» (1978), «Москва в кольце Садовых» (1982). Многочисленные статьи Федосюка о Москве публиковались в журналах «Вопросы истории», «Наука и жизнь» и др. В сферу интересов Федосюка входила также лингвистика; в последние годы жизни он работал над книгой «Что непонятно у классиков? Трудные слова и понятия». Участвовал в деятельности Общества охраны памятников истории и культуры, Комиссии по истории московских улиц и других организаций. Выступал с лекциями о Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

Сочинения: Чайковский в родном городе, М., 1960; Русские фамилии, 2 изд., М., 1981; Познание Москвы, в сборнике: Краеведы Москвы, в. 2, М., 1995 (библ.).

Ю.Н. Александров.

Федотова (Позднякова) Гликерия Николаевна

Федо́това (Поздняко́ва) Гликерия Николаевна (1846, Орёл — 1925, Москва), актриса, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924). Воспитывалась у помещицы Поздняковой (под её фамилией играла на сцене до выхода замуж за А.Ф. Федотова в 1863). В Москве с 1852; училась в частной школе-пансионе Ф.Б. Миллера, с 1856 (по собственному настоянию) — в Московском театральном училище. В 1862 дебютировала в Малом театре (Верочка в «Ребёнке» П.Д. Боборыкина), обнаружив органическую свободу и безошибочное ощущение бытового типа, сочетавшиеся с эффектным сценическим исполнением. Заняла в 1863 центральное положение в Малом театре. Среди её ролей 1860-х гг.: Беатриче («Много шума из ничего» У. Шекспира, 1865), Амалия и Луиза («Разбойники» и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, обе — 1868), Катарина («Укрощение строптивой» Шекспира, 1871). В 1868 исполнила роль Василисы Мелентьевой, порученную ей А.Н. Островским; для Федотовой им же написана роль Снегурочки («Снегурочка», 1873). Сохраняя напевность московской речи и подчёркнутость пластики, Федотова находила жизненную убедительность для ролей в психологической мелодраме: Леночка («Блуждающие огни» Л.Н. Антропова, 1873), Настя («Змей-Горыныч» В.А. Крылова, 1876), Кондорова («Нищие духом» Н.А. Потехина, 1879) и др. К числу высших проявлений искусства Малого театра принадлежал дуэт М.Н. Ермоловой (Мария) и Федотовой (Елизавета) в «Марии Стюарт» Шиллера (1886). Оставив в 1905 по болезни сцену, Федотова в свой 50-летний юбилей (1912) сыграла царицу Марфу («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского). Похоронена на Ваганьковском кладбище. Именем Федотовой в 1960—93 называлась улица (ныне Малый Николопесковский переулок).

Литература: Гоян Г.И., Г. Федотова, М.-Л., 1948.

О.М. Фельдман.

Фейнберг Самуил Евгеньевич

Фе́йнберг Самуил Евгеньевич (1890, Одесса — 1962, Москва), пианист, педагог, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), доктор искусстведения (1940). В четырёхлетнем возрасте привезён родителями в Москву. Учился у А.Ф. Иенсена, затем у А.Б. Гольденвейзера в Филармоническом училище (1904—05) и Московской консерватории (1905 — 1911). Композицию изучал вне консерватории под руководством Н.С. Жиляева. Исполнительская деятельность Фейнберга началась в 1911. Важнейшее место в его репертуаре с консерваторских лет занимала музыка И.С. Баха (выпускная программа Фейнберга включала все 48 прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира»). В 1925 он исполнил все сонаты А.Н. Скрябина, в сезонах 1940/41 и 1945/46 наряду с Баховским циклом исполнил 32 сонаты Л. ван Бетховена; в ансамбле со скрипачом Б.О. Сибором сыграл все сонаты Бетховена для скрипки и фортепьяно. Исполнительский стиль Фейнберга отличался особой остротой эмоциональных контрастов, свободной, подчас капризной ритмикой. Значительное место в концертных программах Фейнберга занимали его собственные сочинения и обработки для фортепьяно музыки Баха, П.И. Чайковского, А.П. Бородина и др. В его наследии 48 опусов (12 фортепианных сонат, 3 концерта для фортепьяно с оркестром, фортепианные миниатюры и романсы). В 1920—30-х гг. Фейнберг наряду с Н.Я. Мясковским и А.Н. Александровым входил в кружок московских композиторов, сгруппировавшийся вокруг известного музыковеда П.А. Ламма. Произведения Фейнберга с их серьёзными, подчас трагическими концепциями, со сложнейшей многоголосной фактурой развивают традиции русской романтической музыки начала XX в. В 1922—62 Фейнберг — один из ведущих профессоров Московской консерватории (с 1936 заведующий кафедрой), глава пианистической школы. В числе его учеников — И.Н. Аптекарев, Н.П. Емельянова, В.К. Мержанов, В.А. Натансон. Государственная премия СССР (1946). С конца 1930-х гг. жил в «доме композиторов» (3-я Миусская улица, 10).

Литература: С.Е. Фейнберг. Пианист, композитор, исследователь. Сборник статей, М., 1984.

С.В. Грохотов.

Феофан Грек

Феофа́н Грек (1330/40-е гг. — после 1405), иконописец, мастер монументальных росписей и книжной миниатюры. Выходец из Византии. На Русь прибыл через г. Кафу (Феодосия) зрелым мастером, автором многих храмовых росписей. В Москве появился после работы в Новгороде Великом (роспись церкви Спаса Преображения, 1378) и Нижнем Новгороде. Согласно летописям, вместе с Симеоном Чёрным и учениками в 1395 выполнил росписи в церкви Рождества Богоматери и в 1399 — в Архангельском соборе Московского Кремля, в 1405 вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца здесь же работал над росписями (не сохранились) и иконостасом Благовещенского собора, для которого выполнил иконы деисусного чина «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст», «Василий Великий». Остроэкспрессивная манера, характерная для Феофана Грека, к началу XV в. уступила место более сдержанной трактовке образов, насыщенных огромной внутренней одухотворённостью. Оба подхода присутствуют в двусторонней иконе «Богоматери Донской» (с «Успением» на обороте, 1380) и иконе «Преображение» (1403, обе в ГТГ), приписываемых мастеру.

Литература: Лазарев В.Н., Феофан Грек и его школа, М., 1961; Вздорнов Г.И., Феофан Грек. Творческое наследие, М., 1983.

Фермерские пруды

Фе́рмерские пруды́ Верхний и Нижний, на севере Москвы. Сооружены в середине XVIII в. на территории усадьбы Петровско-Разумовское, в долине р. Жабенки. Общая площадь 2,9 га. Средняя глубина 2 м. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод, а также из водопровода. Берега укреплены железобетонными плитами. Название — от размещавшейся поблизости сельскохозяйственной фермы голландского типа, основанной Петром I.

Ферсман Александр Евгеньевич

Фе́рсман Александр Евгеньевич (1883, Петербург — 1945, Москва), геохимик и минералог, академик (1919), академик-секретарь Отделения математических и естественных наук (1924—27), вице-президент (1927—29), член Президиума (1929—45) АН СССР. Из семьи архитектора. Учился в Новороссийском (Одесса, 1901—03) и Московском (1903—07) университетах, затем — за границей. Ученик В.И. Вернадского. С 1909 преподавал в Московском университете, с 1910 — в Народном университете имени А.Л. Шанявского, где в 1912 прочитал первый в истории мировой науки курс геохимии; один из основоположников геохимии. Заложил научные основы минералого-геохимических методов поисков полезных ископаемых. Один из основателей (1912) и редактор (1917—30) журнала «Природа». Директор (1919—30) Минералогического музея АН СССР (ныне носит имя Ферсмана), Ломоносовского института геохимии, кристаллографии и минералогии (1930 — 1939), Института геологических наук АН СССР (1942—45). Автор фундаментального труда «Геохимия» (т. 1—4, 1933—39), знаток драгоценных и поделочных камней, блестящий популяризатор науки (автор научно-популярных книг «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия» и др.). Премия имени В.И. Ленина (1929), Государственная премия СССР (1942). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Ферсмана в 1963 названа улица на юго-западе Москвы.

Фет Афанасий Афанасьевич

Фет Афанасий Афанасьевич (настоящая фамилия Шеншин) (1820, г. Новосёлки Орловской губернии — 1892, Москва), поэт. Сын помещика А.Н. Шеншина и Каролины Фет. Впервые посетил Москву в 14-летнем возрасте проездом, остановившись в гостинице Шевалдышева (Тверская улица, 12; дом не сохранился). В 1837, после обучения в немецком школе-пансионе г. Верро (Выру, ныне Эстония), определён в московскую «погодинскую школу» (дом М.П. Погодина на Девичьем поле); в 1838—44 учился на словесном отделении философского факультета Московского университета. Зимой 1839 поселился в доме родителей А.А. Григорьева (Малая Полянка, 12; дом не сохранился); сближается с Я.П. Полонским, С.М. Соловьёвым, К.Д. Кавелиным; в доме В.П. Боткина познакомился с А.И. Герценом; посещал Ф.Н. Глинку на Сретенке, бывал на «литературных вечерах» у Н.Ф. и К.К. Павловых (Рождественский бульвар, 14), где встречался с М.Н. Загоскиным, Т.Н. Грановским. С конца 1841 регулярно печатался в журнале «Москвитянин»; в типографии С.И. Селивановского выпустил первый сборник стихов «Лирический пантеон» (1840). Поступив после окончания университета на военную службу, оставил Москву; в 1847 и в 1849 приезжал в «первопрестольную» для подготовки нового стихотворного сборника, включавшего, в числе прочих, стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...», которое принесло Фету известность. В 1857, женившись на сестре Боткина Марии Петровне, поселился в д. 3 на Малой Полянке (здесь в ноябре 1857 у Фета жил И.С. Тургенев); сблизился с Л.Н. Толстым, его сестрой и братом, посещавшими до конца 1870-х гг. (времени разрыва отношений) музыкальные вечера Фетов. Весной 1861 переехал в своё имение в Мценском уезде Орловской губернии. Бывал в Москве наездами. Останавливался в гостинице Шевалдышева; в 1861—63 — в доме Боткина (Петроверигский переулок, 4) и др. В ноябре — декабре 1867 устроил в Москве литературные чтения в пользу голодающих крестьян. С 1881 каждую зиму проводил в купленном им доме на Плющихе (д. 36, не сохранился). Жизнь Фета в Москве отражена в его книге «Мои воспоминания» (т. 1—2, 1890) и мемуарах «Ранние годы моей жизни» (опубликованы в 1893). Похоронен в родовом имении Шеншиных в селе Клейменове Орловской губернии.

Г.В. Якушева.

Физико-технический институт

Физико-технический институт (г. Долгопрудный Московской области, Институтский переулок, 9). Основан в 1951 на базе физико-технического факультета МГУ (с 1946). С момента организации обучение строится на связи фундаментального общетеоретического и инженерного образования с научно-исследовательской работой студентов в базовых лабораториях, НИИ и КБ (так называемая система «физтеха»), среди которых свыше 100 ведущих исследовательских организаций и научно-производственных объединений РФ. Учебные и научные традиции института связаны с деятельностью известных учёных, в ряду которых П.Л. Капица, Н.Н. Семёнов, Л.Д. Ландау, И.В. Курчатов, М.В. Келдыш, С.П. Королёв, А.П. Александров, В.А. Котельников, М.А. Лаврентьев, Г.С. Ландсберг, С.А. Лебедев, А.А. Дородницын, А.И. Шальников, В.А. Трапезников, В.М. Глушко, Н.Д. Девятков, Ю.А. Овчинников, А.М. Прохоров, С.А. Христианович, А.Ф. Андреев, О.М. Белоцерковский, В.Л. Гинзбург, А.Ю. Ишлинский, Р.З. Сагдеев, А.А. Самарский, В.Е. Фортов и др. С 1992 имеет статус государственного университета.

Объединяет факультеты: радиотехники и кибернетики; общей и прикладной физики; аэрофизики и космических исследований; молекулярной и химической физики; физической и квантовой электроники; аэромеханики и летательной техники; управления и прикладной математики; проблем физики и энергетики; физико-химической биологии. В институте свыше 100 кафедр, 50 лабораторий, аспирантура. В библиотеке института свыше 700 тыс. единиц хранения. При институте открыта заочная физико-техническая школа для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. В контакте с институтом работают также несколько лицеев, колледжей и школ Москвы.

В 1996 в институте свыше 4 тыс. студентов, свыше 600 аспирантов. Среди преподавателей вуза свыше 80 членов РАН, более 500 докторов наук. За годы деятельности институт подготовил свыше 20 тыс. специалистов. Среди выпускников МФТИ свыше 50 членов РАН.

Н.В. Карлов.

Физико-химический институт имени Л.Я. Карпова - Государственный научный центр РФ (НИФХИ)

Физико-химический институ́т и́мени Л.Я. Ка́рпова - Государственный научный центр РФ (НИФХИ) (улица Воронцово поле, 10). Основан в 1921 на базе Центральной химической лаборатории Химотдела ВСНХ; современное название с 1931. Исследования в области химической кинетики и катализа, электрохимии, коррозии металлов, радиационной и коллоидной химии, химии полимеров.

Физическая культура и спорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Физический институт имени П.Н. Лебедева (ФИАН) РАН

Физический институ́т и́мени П.Н. Лебедева (ФИАН) РАН (Ленинский проспект, 53), ведёт начало от Физического кабинета Петербургской Академии наук, основанного в 1725. Название менялось, входил в состав других институтов. Носит имя физика П.Н. Лебедева. С 1934 в Москве, стал ведущим физическим институтом страны практически по всем направлениям физики. Здесь сделаны открытия, принесшие мировую славу отечественной физике: обнаружен эффект Черенкова—Вавилова, предложен принцип автофазировки, созданы мазер и лазеры, проведены классические исследования космических лучей, разработаны проекты первого отечественного синхротрона и синхрофазотрона, созданы фианиты; И.Е. Таммом основана крупная школа физиков-теоретиков. На базе лабораторий института созданы институты РАН: общей физики, акустический, спектроскопии (Троицк, Московской области), физики высоких давлений (Троицк).

Филарет

Филаре́т (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783, Коломна Московской губернии — 1867, Москва), митрополит Московский. Из семьи священника. Окончил Троицкую лаврскую семинарию (1803), в 1808 принял монашество, назначен инспектором и профессором философских наук в Петербургской духовной академии, с 1812 её ректор. Член Комиссии духовных училищ (с 1814). В 1816 назначен настоятелем московского Новоспасского монастыря, викарий Петербургской епархии с саном епископа Ревельского (с 1817), архиепископ Тверской (с 1819), Ярославский (с 1820). С 1821 архиепископ Московской епархии и архимандрит Троице-Сергиевой лавры (с присутствием в Московской Синодальной конторе). В 1826 возведён в сан митрополита. Особое внимание Филарет обращал на развитие духовных учебных заведений, благотворительную деятельность, духовно-нравственное просвещение. В 1833 по его инициативе в Москве основано первое в России попечительство о бедных духовного звания. Филарет содействовал открытию в Москве попечительского совета для призрения бедных прихожан при церкви Казанской Богоматери у Калужских ворот, попечительства о бедных при Спасо-Божедомской церкви на Пречистенке (1864). В 1863 благодаря активному содействию Филарета в Москве открыто Общество любителей духовного просвещения. В 1865—67 при участии и поддержке Филарета состоялось присоединение к единоверию ряда членов Белокриницкой иерархии, в Москве основан единоверческий монастырь на Преображенском кладбище. Во время пребывания на московской кафедре Филарет много внимания уделял проповеднической деятельности, имевшей особое значение во время эпидемий холеры в Москве (1830—31, 1847—48, 1853—54). Канонизирован Русской православной церковью.

Литература: Корсунский И.Н., Деятельность Филарета, митрополита Московского в холеру 1830—1831, М., 1887; Козлов М., Святитель Московский Филарет (Дроздов), «Журнал Московской Патриархии», 1992, № 11—12.

А.Ю. Юрчикова.

Филаретова звонница

Филаре́това зво́нница см.

">«Иван Великий»

Филаретовская звонница

Филаре́товская зво́нница см.

">«Иван Великий»

Филатов Нил Фёдорович

Филатов Нил Фёдорович (1847, село Михайловка, ныне Пензенской области, - 1902, Москва), врач, один из основоположников педиатрии в России. Ученик Г.А. Захарьина. После окончания в 1869 медицинского факультета Московского университета 16 лет работал в первой в Москве детской больнице (на Малой Бронной улице, 15). С 1891 профессор первой самостоятельной кафедры детских болезней Московского университета и директор детской клиники на Девичьем поле. В 1892 основал Общество детских врачей в Москве. Автор многократно переизданного учебника детских болезней (1893). Впервые в России применил противодифтерийную сыворотку (1894), предложенную Г.Н. Габричевским. Основоположник московской научной школы педиатров. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1960 установлены памятники Филатову в сквере на Большой Пироговской улице (скульптор В.Е. Цигаль) и на территории Детской больницы № 13, которой присвоено его имя (Садовая-Кудринская улица, 15; скульптор Д.П. Шварц).

Литература: Молчанов В.И., Н.Ф. Филатов. К 100-летию со дня рождения, М., 1947; Мирский М.Б., Н.Ф. Филатов, М., 1967.

М.Я. Яровинский.

Филатовская больница

Фила́товская больни́ца см. Детская больница № 13

Филд (Фильд) Джон

Филд (Фильд) Джон (Field, John) (1782, Дублин — 1837, Москва), ирландский пианист, композитор, педагог. Из семьи потомственных музыкантов. С 1802 в России (в Петербурге), в 1821—31 и с 1835 в Москве. Пользовался любовью и редкой популярностью у московской публики. Автор семи концертов для фортепьяно с оркестром, ноктюрнов (основоположник жанра; многие написаны в Москве), вариаций на тему «Камаринской» и др. Учениками Филда были А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилёв, А.И. Дюбюк; у Филда брали уроки М.И. Глинка, В.Ф. Одоевский. Похоронен на Введенском кладбище.

Его сын — Лев (Леон) Иванович Леонов (сценический псевдоним; настоящая фамилия Шарпантье) (1813 или 1815 — около 1872), певец (тенор), педагог. В 1840-х гг. пел на сцене московского Большого театра.

Литература: Николаев А., Дж. Фильд, 2 изд., М., 1979.

М.В. Есипова.

«Филёвский парк»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Филёвский парк» станция метро Филёвской линии. Открыта в 1961. Архитекторы Р.И. Погребной, В.А. Черемнин. Наземного типа, сооружена из унифицированных конструкций. Два остеклённых вестибюля находятся вблизи Филёвского парка. В отделке станционного зала использован светлый мрамор.

Фили

Местность на западе Москвы, на правом берегу Москвы-реки. Соседствует на западе с Мазиловом, на востоке с Дорогомиловом. Название - от р. Фильки (Хвыли). Известна как село с XVI в. С начала XVII в. село принадлежало князьям Мстиславским, затем - Милославским, с 1689 - Нарышкиным (в том же году к Филям присоединена Кунцевская вотчина). Хвылинские болота были излюбленным местом соколиной охоты царя Алексея Михайловича. В Филях у своего дяди Л.К. Нарышкина неоднократно бывал Пётр I. После постройки в конце XVII в. церкви Покрова, являющейся одним из наиболее ярких образцов московского барокко, село стало официально называться Покровским. В селе был построен боярский двор, посажен сад. Часть крестьян была переселена на Можайскую дорогу, где была поставлена деревня Новые Фили. В XVIII в. в Филях получил развитие ткацкий промысел - производство шёлковых лент и платков, были построены две шёлкоткацкие фабрики. Во время Отечественной войны 1812 в Филях в избе крестьянина А. Фролова состоялся Военный совет, на котором было принято решение об оставлении Москвы. На месте сгоревшей избы выстроена новая, ставшая музеем (см. «Кутузовская изба»). После прокладки в 1871 железнодорожной линии Москва - Брест Фили стали дачной местностью. С середины 1920-х гг. Фили в черте Москвы. С 1927 началась массовая застройка этой местности, ставшей частью района массовой застройки Фили-Мазилово. Основные улицы: Большая Филёвская, Барклая, Ермолова. Вблизи - Кунцевский парк, станции метро «Багратионовская», «Фили».

С.Р. Долгова.

«Фили»

станция метро Филёвской линии. Открыта в 1959. Архитекторы Ю.П. Зенкевич, Р.И. Погребной. Сооружена по типовому проекту наземного типа. Лёгкие остеклённые вестибюли с навесами, соединённые лестницами с платформами, имеют выходы на Новозаводскую улицу и к платформе станции Фили Белорусского направления Московской железной дороги.

Предыдущая страница Следующая страница