Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАН")

Кабалевский Дмитрий Борисович

Кабале́вский Дмитрий Борисович (1904, Петербург — 1987, Москва), композитор, педагог, народный артист СССР (1963), доктор искусстведения (1965), действительный член Академии педагогических наук СССР (1971), Герой Социалистического Труда (1974). Из семьи математика. Окончил Московскую консерваторию (1929), ученик Н.Я. Мясковского и Г.Л. Катуара (композиция), А.Б. Гольденвейзера (фортепьяно). В 1932—80 преподавал там же (с 1939 профессор). С 1952 секретарь правления СК СССР, с 1962 председатель Комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. В течение всей жизни работал над созданием системы музыкального обучения и воспитания в общеобразовательной школе, писал книги о музыке. С 1973 Кабалевский работал учителем музыки в московской средней школе № 209 (улица Нижняя Масловка), ныне его имени. Оперы Кабалевского «В огне» («Под Москвой», 1943), «Никита Вершинин» (1955), оперетта «Весна поёт» (1957), Реквием (1962) впервые были исполнены в Москве Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1946, 1949, 1951, 1980). Жил на улице Неждановой (ныне Брюсов переулок), 8/10. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Михеева Л.В., Д.Б. Кабалевский, Л., 1977; Д. Кабалевский. Нотографический и библиографический справочник, М., 1977; Пожидаев Г., Д.Б. Кабалевский, 4 изд., М., 1987.

О.С. Лебедева.

Каверин Вениамин Александрович

Каве́рин Вениамин Александрович (настоящая фамилия Зильбер) (1902, Псков — 1989, Москва), писатель. Брат микробиолога Л.А. Зильбера. Окончил Институт восточных языков, слитый в 1923 с историко-филологическим факультетом Ленинградского университета (1924); входил в литературный кружок «Серапионовы братья». Наибольшую известность принёс Каверину роман «Два капитана» (книги 1—2, 1938—44; Государственная премия СССР, 1946), действие которого частично происходит в Москве, в районе Воротниковского и Старопименовского переулка (здесь находилась школа, в которой преподавал один из персонажей романа Кораблёв, — надстроенная двумя этажами, она сохранилась до настоящего времени). В 1947 построил дачу в Переделкине (на ней некоторое время после ссылки жил Н.А. Заболоцкий, к которому Каверин, человек по натуре замкнутый, относился с особой нежностью). С 1948 постоянно жил в Москве, сначала в писательском посёлке на Беговой улице, 18, с 50-х гг. — в Лаврушинском переулке, 17, а затем, после смерти супруги (сестры Ю.Н. Тынянова, в своё время опекавшего Каверина), — на улице Вальтера Ульбрихта (ныне Новопесчаная улица), д. 3, кв. 32. В московский период жизни Каверин создал трилогию «Открытая книга» (1949—56), адресованную, как и «Два капитана», юношеству и имеющую реальные московские прототипы (микробиологи Зильбер, З.В. Ермольева и др.). Автор мемуарных книг «Здравствуй, брат. Писать очень трудно» (традиционное обращение «серапионов» друг к другу в письмах), 1965; «Освещённые окна», 1974—76; «Эпилог», 1989, содержащий воспоминания о московской жизни и друзьях (среди которых были также Вс.В. Иванов, И.Л. Андроников, К.А. Федин). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В.Г. Крижевский.

Каганович Лазарь Моисеевич

Кагано́вич Лазарь Моисеевич (1893, деревня Кабаны Киевской губернии — 1991, Москва), партийный и государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1943). Родился в бедной семье, работал на кожевееных и обувных фабриках, участвовал в рабочем движении. В 1911 примкнул к большевикам. В октябре 1917 председатель Полесского областкома РСДРП(б). В период Гражданской войны член Всероссийской коллегии по организации Красной Армии, затем на партийной и государственной работе в Нижнем Новгороде, Воронеже, Туркестане. С 1921 — в Москве: инструктор ВЦСПС, секретарь ЦК профсоюза кожевников. С 1922 в аппарате ЦК РКП(б). В 1924—25, 1928—39 секретарь ЦК ВКП(б). В 1924—26, 1928—46 член Оргбюро, в 1926—29 кандидат, в 1930—57 член Политбюро (Президиума) ЦК. В 1925—28 генеральный секретарь КП(б) Украины. В 1930—35 первый секретарь МК и МГК ВКП(б). Являлся инициатором разработки и реализации так называемого «плана большевистской реконструкции Москвы» (1934—35), руководил строительством Московского метрополитена (до 1955 носил имя Кагановича), содействовал появлению в Москве в конце 1933 нового вида пассажирского транспорта — троллейбуса. Входил в ближайшее окружение И.В. Сталина. В 1930—35 один из активных участников начатого большевиками после октябрьского переворота «крестового похода» на православную церковь, в ходе которого в Москве были разграблены и уничтожены десятки храмов, монастырей, усыпальниц [в том числе несколько соборов Московского Кремля (1930), храм Христа Спасителя (1931) и др.]. Один из главных организаторов массовых репрессий 1930-х — начала 50-х гг. В 1934—35 председатель КПК при ЦК ВКП(б). В 1935—37, 1938—42, 1943—44 нарком путей сообщения, в 1937—39 нарком тяжёлой промышленности СССР, одновременно в 1939 нарком топливной промышленности СССР. В 1939—40 нарком нефтяной промышленности СССР. В 1942—45 член ГКО. С декабря 1944 заместитель председателя СНК СССР, одновременно в 1946—47 нарком промышленности строительных материалов СССР. В 1947 первый секретарь и член Политбюро ЦК КП(б) Украины. В 1948—52 председатель Государственного комитета по материально-техническому снабжению народного хозяйства СССР. С 1953 — первый заместитель председателя СМ СССР. В 1955—56 председатель Государственного комитета СМ СССР по вопросам труда и заработной платы и одновременно в 1956—57 министр промышленности строительных материалов СССР. Каганович избирался членом ВЦИК, ЦИК СССР. В 1957 выведен из состава Президиума ЦК и ЦК партии как активный участник так называемой «антипартийной группы», выступавшей против политической линии Н.С. Хрущёва, снят с высших государственных постов. В 1957—61 директор Уральского калийного комбината. В 1962 исключён из КПСС.

Кадашевская слобода

Кадашевская набережная в Кадашевской слободе.

Кадашевская набережная в Кадашевской слободе.

Москва.

Када́шевская слобода́ Кадаши, находилась в Замоскворечье, в районе современной Кадашевской набережной. Известна с начала XVI в., заселена дворцовыми ремесленниками, изготовлявшими полотна, скатерти и другие «хамовные» (полотняные) изделия. В 1658—61 построены каменные здания, в которых разместилась одна из крупнейших мануфактур — Хамовный двор (сохранилась часть двора); сохранились также церковь Воскресения в Кадашах, палаты XVII — начала XVIII вв. (1-й Кадашевский переулок, 7/4 и 10; Кадашевская набережная, 32). В XVIII в. слободской уклад исчезает, территория застраивается домами купцов. Название сохранилось в наименовании Кадашевских набережной, 1—3-го переулков и тупика. Ныне территория бывшей Кадашевской слободы входит в заповедную зону Замоскворечья.

Литература: Якобсон А.Л., Ткацкие слободы и села в XVII в., М.-Л., 1934; Снегирев В.Л., Московские слободы, М., 1956.

Кадаши

Находилась в Замоскворечье, в районе современной Кадашевской набережной. Известна с начала XVI в., заселена дворцовыми ремесленниками, изготовлявшими полотна, скатерти и другие «хамовные» (полотняные) изделия. В 1658-61 построены каменные здания, в которых разместилась одна из крупнейших мануфактур - Хамовный двор (сохранилась часть двора); сохранились также церковь Воскресения в Кадашах, палаты XVII - начала XVIII вв. (1-й Кадашевский переулок, 7/4 и 10; Кадашевская набережная, 32). В XVIII в. слободской уклад исчезает, территория застраивается домами купцов. Название сохранилось в наименовании Кадашевских набережной, 1-3-го переулков и тупика. Ныне территория бывшей Кадашевской слободы входит в заповедную зону Замоскворечья.

Литература: Якобсон А.Л., Ткацкие слободы и села в XVII в., М.-Л., 1934; Снегирев В.Л., Московские слободы, М., 1956.

Кадетские корпуса

Здание 3-го кадетского корпуса в начале XX в.

Здание 3-го кадетского корпуса в начале XX в.

Москва.

каде́тские корпуса́ закрытые средние военно-учебные заведения для детей офицеров, военных и гражданских чиновников. 1-й Московский Кадетский корпус (основанный в 1778 как Шкловское благородное училище) переведён в Москву в 1824 и расквартирован в Екатерининском дворце. Площадь перед дворцом получила название Кадетский плац (ныне Краснокурсантская площадь). В 1849 в том же дворце был создан 2-й Московский Кадетский корпус (решение о его учреждении было принято ещё в 1837). В 1850—63 на Знаменке помещался Александровский сиротский Кадетский корпус, после расформирования которого в здании разместилось Александровское военное училище. В 1863 1-й и 2-й Кадетские корпуса были преобразованы в 1-ю и 2-ю Московские военные гимназии. В 1859 было учреждено Московское училище военного ведомства, преобразованное в 1866 в Московскую военно-начальную школу, а в 1868 — в Военную гимназию (с 1876 — 4-я Московская военная гимназия). В 1874 открыта 3-я Московская военная гимназия. В 1882 все военные гимназии были вновь преобразованы в кадетские корпуса с сохранением прежних номеров. В 1892 3-й Кадетский корпус был расформирован, а 4-й стал называться 3-м Кадетским корпусом (помещался в современном здании Дома офицеров МВО). Учившийся во 2-м Кадетском корпусе А.И. Куприн красочно описал быт и нравы кадетов в повести «На первых порах» [1900, последнее название — «На переломе» («Кадеты»)]. С началом первой мировой войны в Москву из Варшавы был эвакуирован Суворовский Кадетский корпус (разместился в Екатерининском дворце и Сокольнических казармах). В Октябрьские дни 1917 здания Кадетского корпуса в Лефортове стали опорными пунктами обороны правительственных войск; в ночь на 31 октября капитулировали. В память боёв на здании бывшего 3-го Кадетского корпуса (1-й Краснокурсантский проезд, 1/4) — мемориальная доска. В советский период в зданиях Кадетского корпуса размещались различные военно-учебные заведения (отсюда название современной Краснокурсантской площади, 1—2-го Краснокурсантских проездов).

Казаков Матвей Фёдорович

Казако́в Матвей Фёдорович (1738, Москва — 1812, Рязань), архитектор, один из основоположников классицизма в московской архитектуре конца XVIII в. В 1751—60 учился в архитектурной школе Д.В. Ухтомского. С 1768 первый помощник В.И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, в 1768—73 участвовал в проектировании и закладке Большого Кремлёвского дворца, в 1775 — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле, в формах и декоре которых соединены мотивы средневековой крепостной, готической, древнерусской архитектуры, использованные Казаковым также в наружной отделке живописного ансамбля Петровского дворца; в 1789—93 при перестройке дворца в Царицыне Казаков вновь обратился к готическим мотивам наряду со свободно трактованными ордерными формами. В 1775 утверждён в звании архитектора. В большинстве своих работ — сторонник строгих классицистических форм, чётких и ясных, пластически выразительных объёмов; излюбленное Казаковым сочетание центрального колонного портика и купола над средним залом-ротондой придаёт его монументальным постройкам гармоническую законченность, возвышенность и величие архитектурного образа. Широтой градостроительного мышления и рационализмом планировки отличаются работы Казакова, определившие масштабы и характер застройки Москвы конца XVIII — начала XIX вв.: монументальное здание Сената, связанное возвышающимся над стенами Кремля куполом с пространством Красной площади; ансамбли Московского университета, Голицынской больницы; усадьба Барышниковых. Казаков создал многочисленные дома-усадьбы, в которых фасад с высоким цоколем и колонным портиком строился по красной линии, формируя перспективу улицы (в том числе усадьбы Демидова и Губина). Пространственная и пластическая цельность отделки интерьеров достигалась Казаковым введением большого ордера (Колонный зал Благородного собрания), скульптуры (Сенат, университет), лепного и живописного декора (так называемые Золотые комнаты дома Демидова). Выразительной пластикой форм выделяются церкви-ротонды Казакова — Церковь Филиппа Митрополита, Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке. Одна из последних работ Казакова — Павловская больница. В 1800—04 руководил составлением генерального и «фасадического» планов Москвы и созданием серии альбомов наиболее значительных архитектурных зданий, построенных по его собственным проектам и проектам других зодчих. Автор многих графических работ — архитектурных чертежей, офортов, рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—75), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; оба — в ГНИМА) и др. Казаков организовал архитектурную школу при Экспедиции кремлёвского строения; ученики — И.В. Еготов, А.Н. Бокарев, О.И. Бове, И.Г. Таманский, М.М. Казаков, Р.Р. Казаков и др. Именем Казакова в 1939 названа бывшая Гороховская улица.

Литература: Белецкая Е.А., Архитектурные альбомы М.Ф. Казакова, М., 1956; Власюк А.И., Каплун А.И., Кипарисова А.А., Казаков, М., 1957.

Казаков Родион Родионович

Казако́в Родион Родионович (1758, Москва — 1803, там же), архитектор. Работал в Экспедиции кремлёвского строения: в 1770—75 ученик и помощник В.И. Баженова при создании модели Большого Кремлёвского дворца, в 1774 привлечён М.Ф. Казаковым к строительству Пречистенского дворца для императрицы Екатерины II, в 1801 как его преемник возглавил Экспедицию, в том числе чертёжную и архитектурную школу. Казаков — значительный представитель московской архитектурной школы классицизма. Участвовал в создании ансамбля усадьбы Кузьминки (дом, Померанцевая галерея, оранжерея, конец XVIII — начало XIX вв., совместно с И.В. Еготовым, не сохранились). Возвёл ряд церквей с колокольнями, получивших благодаря монументальности форм и живописной выразительности композиции и силуэта большое градостроительное значение: Церковь Мартина Исповедника, Церковь Варвары на Варварке, Церковь Влахернской Богоматери в Кузьминках (1794—98, при участии Еготова и Н. Бушуева, перестроена в 1932), 4-ярусную надвратную колокольню Андроникова монастыря (1795—99, разобрана в 1929—32); эффектно обыгрывал форму ротонды, активно использовал ордерный декор, особенно в венчающих округлых частях здания, акцентированных колоннами и полуколоннами, в том числе в излюбленном им типе глухого или сквозного завершающего фонаря-беседки с изящной маленькой главкой. Постройки Казакова отличает насыщенная декоративно-пластическая проработка архитектурных объёмов. Ему приписывается дом Баташева.

Литература: Панухин П., О своеобразии архитектуры Р. Казакова, «Искусство», 1986, № 4.

Казанский вокзал

Казанский вокзал в начале XX в.

Казанский вокзал в начале XX в.

Москва.

Каза́нский вокза́л (бывший Рязанский вокзал), связывает Москву с городами Поволжья, Урала, Сибири, а также со Средней Азией. Здание вокзала построено на Каланчёвской (ныне Комсомольской) площади в 1862—64 для Рязанской железной дороги, с 1894 также и для Казанской железной дороги. С Казанского вокзала отправляются пассажирские поезда по Казанскому и Рязанскому направлениям, пригородные электропоезда в ближнее и дальнее Подмосковье. Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А.В. Щусевым с авторским коллективом (А.В. Снигарёв, И.А. Голосов, В.Д. Кокорин, Н.Я. Тамонькин и др.). Желая согласовать монументальную постройку с уже имевшимися на Каланчёвской площади вокзалами и в то же время придать ей индивидуальность, Щусев представил вытянутые в линию корпуса, вместившие разнообразные по функциям помещения, в виде различных по высоте, ширине и ритмике объёмов с отдельными островерхими кровлями, промежуточной часовой башенкой и высокой угловой ярусной башней над основанием в виде арочного проезда. В композиции, отличающейся живописной выразительностью силуэта, широко варьируются мотивы древнерусского зодчества Нижнего Новгорода, Астрахани, Рязани, усматриваются аналогии и с башней Сююмбеки в Казанском кремле. Активное использование сочного резного белокаменного декора на краснокирпичном фоне стен связывает постройку с традициями московской архитектуры XVII в. Интерьер ресторана, отделанного в духе трапезной палаты, украсили живописные панно Е.Е. Лансере (1930—41); в наружном и внутреннем оформлении здания участвовали А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Н.К. ирих и др. Со стороны Краснопрудной улицы к Казанскому вокзалу примыкают вписанные в его ансамбль корпуса Дома культуры железнодорожников. В 1950-х гг. достроен зал пригородного сообщения, соединённый со станцией метро «Комсомольская», выход которой находится на площади. В 1987—97 здание реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, смонтировано электронное информационное оборудование, здание оснащено современными техническими средствами. Ежесуточно Казанский вокзал принимает и отправляет более 70 пар поездов дальнего следования и около 200 пар электропоездов (1996).

Казанский вокзал.

Казанский вокзал.

Москва.

Казанский собор

Казанский собор.

Казанский собор.

Москва.

Каза́нский собо́р собор Казанской Богоматери (Никольская улица, 1). Храм, построенный на средства царского семейства в память о победе над польскими интервентами в 1612, был освящён в 1636 (ранее на этом месте стоял деревянный храм, построенный на вклад князя Д.М. Пожарского; сгорел в 1632). Небольшой, квадратный в плане храм с трёх сторон охватывала галерея, у северо-западного угла заканчивавшаяся шатровой колокольней, а у северо-восточного — придельным храмом Святого Аверкия Иерапольского. Ряды энергично профилированных килевидных кокошников, глубокие филёнки на лопатках четверика, треугольные наличники при всей их простоте создают исключительный пластический эффект. Хорошо найденные пропорции барабана главы, умелая расстановка кокошников «вперебежку» способствуют собранности, цельности многообъёмной архитектурной композиции. В XVIII—XIX вв. собор неоднократно ремонтировался и перестраивался. В 1923—33 здание реставрировал П.Д. Барановский, но в 1936 храм был снесён. В 1990 началось воссоздание памятника в древних формах по сохранившимся обмерам, завершившееся в 1993 (архитекторы О.И. Журин, Г.Я. Мокеев). Это первый пример полного восстановления старого храма, до основания разобранного в советский период.

И.Л. Давыдова.

Казарменный переулок

Каза́рменный переу́лок (в середине XIX в. — 1922 Дегтярный переулок, первоначально Малые Садовники), между Покровским бульваром и Подсосенским переулком. С правой стороны Казарменного переулка в XVII в. располагалась слободка садовников, с левой — в XIX в. был дегтярный двор Покровских казарм; вся левая сторона являлась территорией казарм (д. 1/3).

Казармы

Каза́рмы До XVIII в. в Москве, как и в других городах России, воинские части размещались в отдельных слободах. При Петре I постой войск возложили на горожан, которые выделяли для этого помещения в своих домах. Первыми в Москве были Екатерининские казармы (1797), переоборудованные из Екатерининского дворца. Указ Павла I (1797) разрешил сбор средств среди москвичей на постройку казарм, чтобы освободить жителей от военного постоя. В конце XVIII — начале XIX вв. были построены Спасские, Покровские, Красные, Крутицкие и Петровские казармы. На домах москвичей, которые исправно вносили деньги на строительство, прикреплялась табличка: «Свободен от постоя». С окончанием строительства в 1809 Хамовнических казарм все воинские части были размещены в них. В 1850—70-х гг. в Москве были сооружены Александровские, Астраханские (с 1922 Волочаевские) и Сокольнические казармы; в Москве находились также Кремлёвские казармы (не сохранились), Фанагорийские и Николаевские казармы. После 1917 многие казармы продолжали, как правило, использоваться для размещения воинских частей.

Казённая слобода

Казённая слобода́ Располагалась в северо-восточной части Земляного города, в районе улицы Покровки, Большого и Малого Казённых переулков. Возникла в XVI в. Находилась в ведении Казённого приказа (отсюда название), население — дворцовые ремесленники. В начале XVIII в. слободской уклад исчезает, территория застраивается дворами дворян, а также врачей, аптекарей и др.

Калайдович Константин Фёдорович

Калайдо́вич Константин Фёдорович (1792, Елец Орловской губернии — 1832, Москва), историк, археограф, фольклорист, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1825). Из семьи врача. Учился в пансионе и гимназии при Московском университете. Окончил Московский университет (1810), в 1810—12 преподавал в университетской гимназии. Во время Отечественной войны 1812 вступил в Московское ополчение, участвовал в сражениях при Тарутине и Малоярославце. Большое домашнее собрание рукописей и материалов, подготовленных к публикации (Калайдович жил в доме рядом с церковью Рождества в Палашах на Тверской улице), погибло во время московского пожара 1812. С 1817 участвовал в деятельности комиссии печатания государственных грамот и договоров при Московском архиве МИД, с 1822 причислен к архиву. В 1817—18 обследовал библиотеки ряда подмосковных монастырей (совместно с П.М. Строевым). Открыл и издал ряд ценных письменных источников по истории Древней Руси. В начале 1820-х гг. вёл археологические раскопки в Подмосковье, Владимирской и Рязанской губерниях. Истории культурной жизни Москвы посвящены статьи Калайдовича о деятельности первопечатника Ивана Фёдорова и описание рукописей, хранящихся в библиотеке графа Ф.А. Толстого. С 1811 член, с 1822 действительный член ОИДР и ОЛРС, с 1827 член МОИП. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Литература: Бессонов П.А., К.Ф. Калайдович. Биографический очерк, ч. 1—2, М., 1861—62.

Н.А. Александров, Л.И. Дёмина.

Каланчёвская улица

Каланчёвская у́лица между Лермонтовской площадью и Большой Переяславской улицей. Названа (XIX в.) по Каланчёвскому полю, позднее площади (ныне Комсомольская площадь). В д. 11 располагалась гостиница Торлецкого («Северная»), где останавливались Н.И. Пирогов, Г.И. Успенский и др.

Каланчи

Каланча Сокольнической пожарной части.

Каланча Сокольнической пожарной части.

Москва.

каланчи́ возводились с конца XVIII в. над зданиями полицейских частей, при которых помещались пожарные части. Каланчи возвышались над окружающей одно- — трёхэтажной застройкой, что позволяло быстро установить место пожара и оповестить о нём с помощью специальных сигналов соседние части. Сохранились каланчи бывшей Сущёвской части (начало XIX в., реставрирована в 1970-х гг.; Селезнёвская улица, 11) и бывшей Сокольнической части (1881 — 1884, перестроена в начале XX в.; Стромынская площадь). Строительство каланчей продолжалось в 1920—30-х гг. (сохранились каланчи на Ленинградском проспекте у станции метро «Сокол», на Мосфильмовской улице и ряд других) и прекратилось с увеличением этажности окружающей застройки и развитием технических средств оповещения пожарной охраны.

Калашный переулок

Кала́шный переу́лок проходил от Большой Никитской улицы до Кисловского переулка параллельно стене Белого города (ныне параллельно Никитскому бульвару). Назван по Калашной слободе, где в XVI в. жили государевы калашники (пекари). Почти все дома по Калашному переулку построены или перестроены в конце XIX — начале XX вв. В д. 2 (1913—17, архитектор Н.Д. Струков; достраивался в 1923—25, инженеры В.Д. Цветаев, А.Ф. Лолейт) на развилке Калашного и Нижнего Кисловского переулков, на месте сгоревшей в 1812 церкви Иоанна Милостивого, размещался Моссельпром; на фасаде здания Моссельпрома в 1976 установлена мемориальная доска из чёрного гранита с барельефным портретом жившего здесь филолога В.В. Виноградова (скульптор В.Н. Никифоров, архитектор С.И. Смирнов). В д. 3 в 1918—68 жил П.В. Сытин.

Калинин Михаил Иванович

Кали́нин Михаил Иванович (1875, деревня Верхняя Троица Корчевского уезда Тверской губернии — 1946, Москва), политический деятель, Герой Социалистического Труда (1944). Из крестьянской семьи. После окончания в 1889 сельской школы переехал в Петербург. В 1896 работал токарем на Путиловском, затем на Трубочном заводах. С 1898 член РСДРП, с 1903 большевик. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1908—10 в Москве, монтёр Лубянской электростанции и Миусской трамвайной подстанции. В 1910—17 работал на ряде заводов Петрограда. В 1912 избран членом Русского бюро ЦК РСДРП. В 1917 член Петроградского комитета большевиков, после Октябрьской революции петроградский городской голова. С 1918 комиссар городского хозяйства Союза коммун Северной области и Петроградской трудовой коммуны. В 1919—38 председатель ВЦИК. В 1922—38 председатель ЦИК СССР. С 1919 кандидат, с 1926 член Политбюро ЦК, член Оргбюро ЦК в 1918—20 и 1924—25. Подпись Калинина стоит под различными законодательными актами, в том числе оформлявшими «большой террор» 30—40-х гг. В 1938—45 Калинин — председатель Президиума ВС СССР, затем член Президиума ВС СССР. В 1938 не выступил против ареста своей жены Е.И. Калининой, отбывшей около 8 лет тюрьмы. В марте 1946 снят по старости со своего поста. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены. На могиле — памятник (1947, скульптор С.Д. Меркуров, архитектор И.А. Француз). Имя Калинина носили в Москве в 1946—90 станция метро (см. «Александровский сад»), в 1963—91 проспект (здесь в д. 4/22 находилась с 1919 приёмная Калинина; см. Воздвиженка, Новый Арбат). Памятник Калинину, сооружённый на проспекте Калинина в 1978 (скульптор Б.И. Дюжев, архитектор Е.И. Кутырев), был снесён во время антикоммунистических демонстраций в августе 1991. С 1950 в Москве (проспект Маркса, 21) действовал Музей Калинина; в 1991 экспозиция демонтирована.

В.В. Юрченко.

Калининский мост

Кали́нинский мост (до 1963 Новоарбатский), через Москву-реку. Расположен на трассе Новый Арбат — Кутузовский проспект. Построен в 1957 (инженеры М.С. Руденко, С.Я. Терёхин, архитекторы А.Н. Душкин, К.Н. Яковлев, М.Ф. Марковский, А.И. Сусоров, Б.И. Тхор). По мосту транспортный поток с улицы Новый Арбат и с Садового кольца направляется на Кутузовский проспект и далее — на Можайское шоссе и Минское шоссе. Мост в соответствии с трассой Кутузовского проспекта пересекает реку под углом 73°. Ширина сечения русла реки по оси мостового перехода 162 м. Общая длина моста с подходами 494 м, шириной 43 м. Мост 3-пролётный стальной, неразрезной, цельносварной конструкции. Средний судоходный пролёт имеет длину 100 м, крайние пролёты перекрывают часть реки у берегов и проезды по набережным.

Подходы решены на правом берегу в виде продольного пандуса одинаковой ширины с мостом, на левом берегу в виде двух боковых, поперечно расположенных пандусов, ведущих на Смоленскую и Краснопресненскую набережные. Под пандусом правого берега размещены гаражи. С моста открывается панорама облицованных гранитом набережной Тараса Шевченко, Краснопресненской набережной, Смоленской набережной, Бережковской набережной, вид на фасад Дома Правительства России («Белый дом»), гостиницу «Украина», Бородинский мост и метромост, площадь Киевского вокзала.

Литература: Надежин Б.М., Мосты и путепроводы в городах, М., 1964; Страхов К.И., Мосты над Москвой-рекой, «Городское хозяйство Москвы», 1982, № 8.

Калинников Василий Сергеевич

Кали́нников Василий Сергеевич (1866, село Воины Мценского уезда Орловской губернии — 1900, Ялта), композитор. Из семьи станового пристава. Учился в Орловской духовной семинарии, с 1884 — в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (классы фагота и теории музыки). Под влиянием известного московского музыкального критика и педагога С.Н. Кругликова начал занятия композицией, в 1892 представил в качестве дипломной работы в училище кантату «Иоанн Дамаскин» (по поэме А.К. Толстого). Играл в театральных оркестрах (в том числе в театре «Парадиз»), преподавал пение в различных учебных заведениях Москвы, выступал в качестве дирижёра. С 1893 из-за прогрессировавшего туберкулёза горла жил в Ялте на стипендию московских друзей. Известность и успех принесла Калинникову его 1-я симфония (1895, премьера в 1897). В 1897 — 1900 в Москве создал 2-ю симфонию, симфоническую картину «Кедр и пальма», 2 интермедии для оркестра, фортепьянные пьесы. В 1899 написал музыку к трагедии «Царь Борис» А.К. Толстого по заказу Художественного театра. По предложению С.И. Мамонтова работал над оперой «1812 год» (на либретто Мамонтова), но успел завершить только Пролог, который был поставлен на сцене Частной русской оперы в 1899. В Москве снимал комнаты в Кисловских переулках около консерватории.

Брат Калинникова — Виктор Сергеевич (1870, Орловская губерния — 1927, Москва), композитор, автор духовной музыки, педагог Синодального училища церковного пения и Московской консерватории. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Письма, документы, материалы, т. 1—2, М., 1959.

Литература: Пасхалов В., В.С. Калинников, 2 изд., М.-Л., 1951.

М.П. Рахманова.

Калитниковский пруд

Калитнико́вский пруд на юго-востоке Москвы, в Калитниках, близ Калитниковского кладбища, на Калитниковском ручье. Площадь 3,2 га. Средняя глубина 1,8 м. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод. Берега укреплены железобетонной стенкой.

Калитниковское кладбище

Калитнико́вское кла́дбище (Большой Калитниковский переулок, 11), на юго-востоке Москвы. Современная площадь около 19 га. Основано во время эпидемии чумы в 1771. Название от местности Калитники, которую великий князь Иван I Калита пожаловал Крутицкому подворью. В 1834—38 сооружена церковь Богоматери «Всех Скорбящих Радости», декорированная внушительными тосканскими портиками и завершённая купольной ротондой (возможно, архитектор Н.И. Козловский); в 1868 построена колокольня, в 1881 — ризница. На Калитниковском кладбище находятся могилы архитекторов А.Г. Григорьева, И.С. Богомолова, художника Р.Р. Фалька, актрисы Е.Д. Турчаниновой, митрополита-обновленца А.А. Введенского, Героя Советского Союза лётчика А.Б. Мастеркова.

Калужская площадь

Калужская площадь.

Калужская площадь.

Москва.

Калу́жская пло́щадь (в 1922-93 Октябрьская площадь), площадь между Ленинским проспектом, Донской улицей, Коровьим валом, Житной улицей и Большой Якиманкой. Возникла в 1592-93 за Калужскими воротами Земляного города. От площади начиналась дорога на Калугу (отсюда название). С конца XVII в. на площади торговали овсом, сеном, дровами, хлебом, скотом. До 1785 в районе Калужской площади находился Калужский острог. В 1775 и 1806 площадь расширена. В 1960-70-х гг. реконструирована (построен тоннель под площадью по трассе Садового кольца). На углу Калужской площади и Крымского вала расположена гостиница «Варшава». На Калужской площади находится Российская государственная детская библиотека (д. 1). В центральной части площади в 1985 установлен памятник В.И. Ленину (скульптор Л.Е. Кербель и др.). Станция метро «Октябрьская».

«Калужская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Калу́жская» станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1974. Архитекторы Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова. Выходы со станции — по подземным переходам на Профсоюзную улицу и площадь Академика Келдыша. В отделке станционного зала использован светло-розовый байкальский мрамор. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, украшены барельефами на темы освоения космоса (авторы А.А. Леонтьева, М.А. Шмаков). Пол выложен светлым гранитом.

Каменев Лев Борисович

Ка́менев Лев Борисович (настоящая фамилия Розенфельд) (1883, Москва — 1936, там же), политический деятель. В 1901 окончил гимназию в Тифлисе, в 1901—02 учился на юридическом факультете Московского университета, где вступил в социал-демократический кружок. С 1903 большевик. Участник Революции 1905—07. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. После Февральской революции в Петрограде. С апреля 1917 член ЦК РСДРП(б); член Исполкома Петросовета и ВЦИК, один из редакторов газеты «Правда». Осенью 1917 выступал против подготовки большевиками вооруженного восстания в Петрограде. После перехода власти к Советам в течение 2 недель был председателем ВЦИК. В 1918—26 председатель Моссовета. С 1919 член Политбюро ЦК РКП(б). С 1922 заместитель председателя СНК. В 1922 Каменев предложил назначить И.В. Сталина генеральным секретарём ЦК. Вместе с ним и Г.Е. Зиновьевым выступал против Л.Д. Троцкого. В 1924—26 председатель СТО. В 1925 Каменев и Зиновьев возглавили так называемую «Новую оппозицию». После её поражения Каменев был выведен из состава Политбюро и смещён с постов председателя СТО, заместителя председателя СНК СССР, председателя Моссовета. В 1926—27 нарком торговли СССР, полпред в Италии. Исключён из партии и выслан в Восточную Сибирь. В 1928, после публичного покаяния, восстановлен в партии, но в 1932 вновь исключён. После повторного покаяния в 1933 восстановлен в партии, возглавил издательство «Academia». В конце 1934 арестован, в 1935 приговорён сначала к 5, а затем к 10 годам тюрьмы. В 1936 на судебном процессе по делу так называемого «объединённого троцкистско-зиновьевского центра» приговорён к высшей мере наказания и расстрелян.

Каменка

См. Кашенка.

Каменный приказ

Ка́менный прика́з Образован в 1775 для контроля за осуществлением «Генерального плана Москвы», выработанного в 1774—75. Помещался в Успенском переулке (ныне Сверчков переулок, 8), в палатах Сверчкова. Во главе Каменного приказа стоял главнокомандующий (генерал-губернатор) Москвы, директором был архитектор П.Н. Кожин. В ведение Каменного приказа были переданы все казённые и частные кирпичные и черепичные заводы, все рабочие-каменщики. Каменный приказ следил за соответствием застройки плану 1775, согласно которому в Китай-городе и Белом городе можно было строить только каменные дома, а в Земляном городе — деревянные на каменном фундаменте. Кожин составил проект перепланировки Москвы, который определил пути развития города в конце XVIII — первой половине XIX вв. В 1782 Каменный приказ был ликвидирован, его функции переданы Управе благочиния.

Камергерский переулок

Камерге́рский переу́лок (в 1923—92 проезд Художественного театра), между Тверской улицей и Большой Дмитровкой. В XVIII—XIX вв. назывался также Спасским (по церкви Спаса Преображения на углу с Тверской улицей; разобрана в 1787), Одоевским, Старогазетным. По каждой из его сторон располагаются всего три участка. Участок 1 на углу с Тверской улицей в начале XIX в. принадлежал генералу И.И. Моркову. В д. 1 (1891, архитектор Б.В. Фрейденберг) помещалось артистическое кафе «Десятая муза», где бывали В.В. Маяковский, В.В. Каменский, Д.Д. Бурлюк. Участок 3 принадлежал Одоевским. Дом конца XVIII в. неоднократно перестраивался; в 1882 строение приспособили под театр (архитектор М.Н. Чичагов), в котором выступали труппа театра Корша и Мамонтовская опера. В 1902 архитектор Ф.О. Шехтель на средства С.Т. Морозова перестроил здание для Художественного Общедоступного театра. Под № 3 числится также выставочное здание (1915, Шехтель), занятое музеем и училищем театра. Участком 5, выходящим на Большую Дмитровку, владели Стрешневы, в доходном доме Е.А. Обуховой и князя С.М. Оболенского (д. 5/7, 1913, архитектор В.А. Величкин) с 1931 размещается магазин педагогической книги. В этом доме жили Л.В. Собинов и Л.А. Кассиль (мемориальные доски, архитекторы Л.А. Ястржембский и Г.А. Мурадов), С.С. Прокофьев (мемориальная доска, скульптор М.Л. Петрова), Н.В. Хмелёв. В д. 4 (1830—40-е гг.) находилась гостиница И.Шевалье, где останавливался Л.Н. Толстой. На Большую Дмитровку выходит бывший доходный дом (д. 6/5, 1898, архитектор И.Г. Кондратенко). В д. 2 (1931) были квартиры писателей и поэтов Н.Н. Асеева (мемориальная доска, скульптор Г.Г. Сорокин), Э.Г. Багрицкого, В.В. Вишневского, В.М. Инбер, Ю.К. Олеши, М.А. Светлова (мемориальная доска, скульптор В.Е. Цигаль, архитектор Ю.Е. Гальперин), Л.Н. Сейфуллиной и др. Ныне в доме Всероссийская академия живописи, ваяния и зодчества.

И.Л. Давыдова.

Камер-Коллежский вал

Ка́мер-Колле́жский вал земляной вал длиной свыше 37 км со рвом и заставами. Охватывал местности, лежавшие за Земляным валом: Пресню, Сущёво, Преображенское, Семёновское, Лефортово, Симоново, Даниловку, Девичье поле и Дорогомилово. Построен в 1742 Камер-коллегией (отсюда название), ведавшей государственными доходами, для контроля за ввозом в Москву товаров. До 1754 был таможенной границей Москвы. Предшественником Камер-Коллежского вала был так называемый Компанейский вал, сооружённый в 1731—32 «компанейцами» (откупщиками продажи вина) для недопущения нелегального провоза водки в Москву. На Камер-Коллежском валу было сначала 16, затем 18 застав, названных по соседним местностям или дорогам, на которых они стояли. Во второй половине XVIII в. на заставах, снабжённых шлагбаумами, отставные солдаты проверяли «подорожные» (документы на право проезда). С конца XVIII в. Камер-Коллежский вал стал фактической, с 1806 — официальной полицейской границей Москвы, в 1864 — границей между городом, которым управляла Городская дума, и Московским уездом, которым управляло земство. В 1852 заставы были ликвидированы (название сохранилось в наименовании ряда площадей). Во второй половине XIX в. вал был постепенно срыт, на его месте возникли улицы. Ныне память о Камер-Коллежском вале сохранилась в наименованиях улиц: Преображенский, Измайловский, Семёновский, Госпитальный, Лефортовский, Золоторожский, Рогожский, Крутицкий, Симоновский, Даниловский, Серпуховской, Хамовнический, Трёхгорный, Пресненский, Грузинский, Бутырский, Сущёвский, Сокольнический, Крестовский, Олений и Богородский валы.

Камерный музыкальный театр

См. Московский музыкальный камерный театр

Камерный театр

Ка́мерный теа́тр (Тверской бульвар, 23). Открылся в 1914 спектаклем «Сакунтала» Калидасы; основатель и руководитель театра — А.Я. Таиров. Сразу заявив о себе как о театре большой литературы и высочайшей культуры оформления спектакля, Камерный театр ориентировался на «чистые» жанры — трагедию («мистерию», по терминологии Таирова) и комедию («арлекинаду»). Особое внимание уделялось пластической выразительности актёра, «эмоциональному жесту», пантомиме, музыкальности актёрской речи. Характерной особенностью Камерного театра было гармоничное сочетание мощной актёрской индивидуальности ведущей актрисы театра А.Г. Коонен с режиссёрским творчеством Таирова. Среди партнёров Коонен выделялись Н.М. Церетели, И.И. Аркадин, Б.А. Фердинандов, Н.Н. Чаплыгин. В труппе работали также И.Н. Александров, Н.Г. Эфрон, М.И. Жаров, А.А. Румнев, В.В. Кенигсон и др. Другая характерная черта театра — ориентация преимущественно на западный репертуар, классический и современный. Также отличительное свойство Камерного театра — стремление к постановкам произведений, насыщенных песнями, танцами, в том числе и оперетт. Среди спектаклей, принёсших славу театру: «Фамира Кифаред» И.Ф. Анненского (1916, художник А.А. Экстер), «Адриенна Лекуврёр» Э. Скриба (1919, художник Фердинандов), продержавшийся в репертуаре 30 лет, «Принцесса Брамбилла» по Э.Т.А. Гофману (1920, художник Г.Б. Якулов), «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (1922, художник Якулов), «Федра» Ж. Расина (1922, художник А.А. Веснин), «Любовь под вязами» Ю. О'Нила (1926, художники В.А. и Г.А. Стенберги).

В 1936 Камерный театр подвергся грубой критике за постановку оперы-фарса на музыку А.П. Бородина «Богатыри» (либретто Д. Бедного). Театр был обвинён в «политической враждебности» и в 1938 слит с труппой Реалистического театра, руководимого Н.П. Охлопковым. Насильственное объединение коллективов привело к резкому творческому спаду. В 1939 Охлопков вместе с группой актёров ушёл из Камерного театра; только в 1940 Таиров сумел снова сплотить труппу и создать один из лучших спектаклей «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (художники Е.Г. Коваленко, В.Д. Кривошеина).

В начавшейся в 1949 «борьбе с низкопоклонством перед Западом» западническая ориентация Камерного театра выглядела подозрительной. Попытки театра опереться на схематичные пьесы советских драматургов успеха не принесли. В 1949 Таиров был отстранён от руководства, в 1950 театр был закрыт. Часть труппы вошла в Драматический театр имени А.С. Пушкина, открывшийся в помещении Камерного театра.

Каминский Александр Степанович

А. С. Каминский.

А. С. Каминский.

Ками́нский Александр Степанович (1829, Киевская губерния — 1897, Москва), архитектор. Учился в петербургской Академии художеств (1848—56). С конца 50-х гг. в Москве. В 1863 женился на сестре П.М. Третьякова и С.М. Третьякова. Яркий представитель эклектики. Широко использовал формы русского зодчества XVII в.; в соответствии с мероприятиями по реконструкции ансамбля центральных площадей в «русском стиле» оформил Третьяковский проезд со стороны Театрального проезда мощной шатровой башней с прилегающими корпусами (1870—71; со стороны Никольской улицы декорировал арку в неоренессансном стиле, соответствующем характеру застройки), выстроил Пантелеймоновскую часовню на Никольской улице (1881—83) и украшенное изразцами здание Лоскутной гостиницы в Охотном ряду (обе постройки не сохранились). Использовал нарядные узорочные формы декора для решения дома Лопатиной на Большой Никитской улице и масштабного доходного дома П.М. и С.М. Третьяковых (Кузнецкий мост, 13; 1892). Принимал участие в проектировании отделов Политехнической выставки 1872. Перестроил здание Купеческой биржи в классицистических формах (1873—75). При строительстве особняков (чаще — реконструкции старых) органично соединял пластичные, укрупнённые формы классицизма и «русского стиля» (особняк С.М. Третьякова на Пречистенском, ныне Гоголевском бульваре, 1871—75), необарокко и неоренессанса (особняк И.В. Морозова в Леонтьевском переулке, фасад дома Шаховских на Большой Никитской улице, 19, оба — 1884). Крупные общественные сооружения Каминского с эклектичной фасадной декорацией иногда приобретали подчёркнуто репрезентативные, порой избыточно помпезные формы (гостиница и торговые помещения на Ильинке, 1882, дом купеческого общества на углу Кузнецкого моста и Неглинного проезда, 1883).

Камов Николай Ильич

Камов Николай Ильич (1902, Иркутск - 1973, Москва), конструктор вертолётов, доктор технических наук (1962), Герой Социалистического Труда (1972). Окончил Томский технологический институт. В Москве с 1923. В 1929 создал первый советский вертолёт (автожир) Каскр-1, в 1931-35 - боевой автожир А-7. С 1940 главный конструктор. В КБ Камова созданы вертолёты соосной системы, винтокрыл, аэросани. Государственная премия СССР (1972). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Канал имени Москвы

Кана́л и́мени Москвы́ (до 1947 канал Москва — Волга), соединяет Москву-реку с р. Волгой; расположен в Московской и Тверской областях, к северу от Москвы. Начинается от Иваньковского водохранилища (здесь шлюз № 1 и Иваньковская ГЭС с плотиной и дамбами близ г. Дубны) и соединяется с Москвой-рекой на 191-м километре от её устья (в районе Тушино).

Общая длина канала 128 км. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, гидростанции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и т.д.). Построен в 1932—37. Первые 74 км канала от Иваньковского водохранилища являются лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды, где расположено 5 гидроузлов (№ 2 — 6), каждый из которых состоит из судоходного шлюза и насосной станции; суда, следующие в Москву, на этом участке преодолевают подъём в 38 м. На эту же высоту насосными станциями перекачивается волжская вода на следующий участок канала — водораздельный бьеф (длина 51 км), который включает 5 водохранилищ (Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское), соединённых судоходными каналами, а также примыкающее к ним Учинское водохранилище. На Химкинском водохранилище располагаются Северный речной порт и Северный речной вокзал столицы. Последние 3 км канала являются лестницей южного склона, состоящей из 2 двухкамерных шлюзов № 7 и № 8; по ним суда, спустившись на 36 м, попадают в Москву-реку. Между шлюзами № 7 и № 8 канал проходит в искусственной насыпи, в том числе перед шлюзом № 8 — над трассой Волоколамского шоссе.

Канал имени Москвы — крупный комплекс гидротехнических сооружений, решающий задачи водоснабжения, обводнения, воднотранспортной связи столицы, выработки электроэнергии и электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне канала.

Водоснабжение Москвы осуществляется из водохранилищ водораздельного бьефа канала (при этом обеспечивается более 60% бытового и промышленного потребления воды столицей и её пригородами). Водораздельный бьеф канала обеспечивает также санитарное обводнение рек Москвы, Клязьмы, Учи, Яузы. Протекая по городу, Москва и Яуза несут «своей» воды лишь 10—15%; остальная часть расхода принадлежит волжской воде, которая подаётся из Химкинского водохранилища через деривационный канал, Сходненскую ГЭС и р. Сходню (30 м3/с) круглосуточно. Воднотранспортная роль канала заключается в том, что он соединяет Москву сверхмагистральным водным путём с основной транспортной артерией Европейской части России — р. Волгой. Москва имеет выход к 5 морям (Белому, Балтийскому, Каспийскому, Азовскому и Чёрному). Основные грузы (минерально-строительные, лес, хлеб, нефтепродукты, уголь, соль и т.д.) доставляются в Москву наиболее дешёвым видом транспорта на речных судах грузоподъёмностью до 5000 т. Большое значение приобрёл канал и как место отдыха москвичей. На его берегах расположены зоны отдыха, дома отдыха, пансионаты, спортивные базы.

Литература: Канал имени Москвы. 50 лет эксплуатации, М., 1987.

Канализация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Канатчикова дача

См. Канатчиково.

Канатчиково

Местность на юге Москвы, между линиями Окружной железной дороги и Павелецкого направления Московской железной дороги. Соседствует на севере с Даниловкой, на юге с Котлами, на юго-западе с Черёмушками. В середине XIX в. владение купца Канатчикова. В 1894 на Канатчиковой даче по инициативе городского головы Н.А. Алексеева на частные пожертвования открыта психиатрическая больница, на которую в московском разговорном обиходе было перенесено название «Канатчикова дача» (см. Психиатрическая больница № 1 имени Н.А. Алексеева). Название сохранилось в наименовании станции Малого кольца Московской железной дороги.

Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич (1866, Москва - 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция), живописец, график, один из зачинателей абстрактного искусства. Окончил юридический факультет Московского университета (1893), работал художественным директором Кушнерёвской типографии в Москве (1895). В 1897-1914 жил в Германии, где обучался живописи (сначала в частной студии А. Ашбе, затем с 1900 у Ф. фон Штука в Мюнхенской Академии художеств), преподавал в школе при созданном им художественном объединении «Фаланга» (с 1901). В Москве участвовал в выставках Московского товарищества художников (1900-08), объединения «Бубновый валет» (1910, 1912). В 1910 организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 - альманах и группу «Синий всадник». С 1914 жил в Москве, в Долгом переулке близ Зубовской площади; работал над реальными и полуабстрактными пейзажами («Москва. Красная площадь», «Гавань», оба - 1916, «Москва. Зубовская площадь», около 1916, - все в ГТГ) и продолжал работать в русле найденной им в 1910 собственной живописной системы - с абстрактными цветовыми построениями, ритмизованными по аналогии с развитием музыкальной формы («Смутное», 1917, «Белый овал», 1919, - обе в ГТГ, и др.). Выполнял интенсивные по цвету декоративно-изобразительной композиции на стекле («Амазонка», 1918, «Амазонка в горах», 1919, - обе в ГРМ, и др.). В 1918-19 член художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919-21 председатель Всероссийской закупочной комиссии, учёный консультант и заведующий репродукционной мастерской. Заведовал московским Музеем живописной культуры (1919 - январь 1921), преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (с 1920), почётный профессор Московского университета. Избранный вице-президент РАХН, в декабре 1921 выехал для организации отделения РАХН в Берлин, где участвовал в Первой выставке русского искусства. Стал преподавателем и видным теоретиком школы «Баухауза», получил мировое признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1928 принял немецкое гражданство, в 1933-44 жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе.

Литература: В.В. Кандинский. Каталог выставки, М., 1989.

Предыдущая страница Следующая страница