Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Б" (часть 4, "БИД"-"БОВ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 4, "БИД"-"БОВ")

Бидлоо Николай

Би́длоо Николай (1670, Амстердам — 1735, Москва), врач, анатом. По происхождению голландец. Медицинское образование получил в Лейденском университете, в 1697 защитил докторскую диссертацию. В 1702 был приглашён в Россию в качестве лейб-медика Петра I и прибыл в Москву, но вскоре вынужден был оставить эту должность по состоянию здоровья. С 1707 и до конца жизни возглавлял основанный по его инициативе госпиталь в Лефортове (ныне Главный военный госпиталь) и создал при нём госпитальную школу на 50 учеников, благодаря чему с именем Бидлоо связано становление высшего медицинского образования в России. В госпитальной школе Бидлоо преподавал анатомию и хирургию по своему рукописному «Наставлению для изучающих хирургию в анатомическом театре» (1710; русский перевод, 1979). Автор нескольких рукописных учебников («Зерцало анатомии» и др.). Бидлоо разрабатывал также проекты триумфальных арок и фонтанов для Москвы и Петергофа.

А.В. Бруенок.

Биологический музей

Имени К.А. Тимирязева

(Малая Грузинская улица, 15). Организован в 1920 при кафедре биологии Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова. Первый директор (1922-48) Б.М. Завадовский. С 1932 музей стал самостоятельным научно-просветительским учреждением.

В фондах и залах музея (более 60 тыс. единиц хранения) - материалы, тесно связанные с деятельностью К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина; уникальное собрание скульптурных портретов-реконструкций ископаемых людей, выполненных антропологом и скульптором М.М. Герасимовым и его учениками; коллекции палеонтологических образцов из Подмосковья. В отделах флоры и фауны находятся гербарии (в том числе из сборов А.Н. Петунникова и С.Ф. Майнсхаузена), коллекции скелетов кораллов и раковин моллюсков тропических морей, чучела и тушки животных (в том числе из собраний Е.П. Спангенберга). В отделах физиологии, эмбриологии, происхождения человека представлены уникальные анатомические и физиологические препараты (изготовлены А.В. Лебедевой и П.Р. Ильиной). В музее хранятся также редкие книги по естествознанию XVI-XIX вв., анималистическая живопись, графика, скульптура (произведения В.А. Ватагина, А.Н. Комарова, К.К. Флёрова, А.М. Белашова и др.). Научно-просветительская работа ведётся в форме тематических лекций и конференций, олимпиад и викторин; ежегодно отмечаются День птиц, День Земли и др. При музее работают клубы любителей домашних растений, кактусов, собак, минералов. С 1934 музей размещается в здании, построенном в «русском стиле» (1892-1904, архитекторы Б.В. Фрейденберг, А.Э. Эрихсон, Ф.Н. Кольбе) для Музея русских древностей П.И. Щукина.

Литература: Завадовский Б.М., Путеводитель по Государственному биологическому музею имени К.А. Тимирязева, М., 1948; Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева. Фотопутеводитель, М., 1981.

И.В. Поликарпова.

Биологический музей имени К.А. Тимирязева

Биологический музей имени К. А. Тимирязева.

Биологический музей имени К. А. Тимирязева.

Москва.

Биологи́ческий музе́й и́мени К.А. Тимиря́зева (Малая Грузинская улица, 15). Организован в 1920 при кафедре биологии Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова. Первый директор (1922-48) Б.М. Завадовский. С 1932 музей стал самостоятельным научно-просветительским учреждением.

В фондах и залах музея (более 60 тыс. единиц хранения) - материалы, тесно связанные с деятельностью К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина; уникальное собрание скульптурных портретов-реконструкций ископаемых людей, выполненных антропологом и скульптором М.М. Герасимовым и его учениками; коллекции палеонтологических образцов из Подмосковья. В отделах флоры и фауны находятся гербарии (в том числе из сборов А.Н. Петунникова и С.Ф. Майнсхаузена), коллекции скелетов кораллов и раковин моллюсков тропических морей, чучела и тушки животных (в том числе из собраний Е.П. Спангенберга). В отделах физиологии, эмбриологии, происхождения человека представлены уникальные анатомические и физиологические препараты (изготовлены А.В. Лебедевой и П.Р. Ильиной). В музее хранятся также редкие книги по естествознанию XVI-XIX вв., анималистическая живопись, графика, скульптура (произведения В.А. Ватагина, А.Н. Комарова, К.К. Флёрова, А.М. Белашова и др.). Научно-просветительская работа ведётся в форме тематических лекций и конференций, олимпиад и викторин; ежегодно отмечаются День птиц, День Земли и др. При музее работают клубы любителей домашних растений, кактусов, собак, минералов. С 1934 музей размещается в здании, построенном в «русском стиле» (1892-1904, архитекторы Б.В. Фрейденберг, А.Э. Эрихсон, Ф.Н. Кольбе) для Музея русских древностей П.И. Щукина.

Литература: Завадовский Б.М., Путеводитель по Государственному биологическому музею имени К.А. Тимирязева, М., 1948; Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева. Фотопутеводитель, М., 1981.

И.В. Поликарпова.

Биржа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Биржевая площадь

Биржева́я пло́щадь (бывшая Карунинская площадь; в 1935-92 площадь Куйбышева), площадь между улицей Ильинкой, Богоявленским и Рыбным переулками. В XVI-XVII вв. называлась Ильинским крестцом. В 1742 здесь размещалась латунная фабрика купца Карунина, дом которого стоял на углу площади и Старопанского переулка. В XIX в. построено здание Купеческой биржи (улица Ильинка, 6, 1836-38, архитектор М.Д. Быковский; перестроено в 1873-75, архитектор А.С. Каминский). Биржевая площадь не имеет собственной нумерации домов; на неё выходят дома 3, 5 и 6 по Ильинке.

Бирман Серафима Германовна

Би́рман Серафима Германовна (1890, Кишинёв — 1976, Москва), актриса, режиссёр, педагог, народная артистка РСФСР (1946). По окончании драматической школы А.И. Адашева в Москве. в 1911 принята в труппу Московского художественного театра. С 1913 работала также и в 1-й Студии МХТ, при её реорганизации во МХАТ 2-й (1924) перешла в этот театр, занимала одно из ведущих мест в труппе. Характеры, созданные Бирман, всегда отличались остротой внешнего рисунка, чёткостью и глубиной психологического решения. Среди наиболее значительных ролей — Вдовствующая королева («Эрик V» А. Стриндберга, 1921; режиссёр Е.Б. Вахтангов), Халдейка («Блоха» по Н.С. Лескову, 1925; режиссёр А.Д. Дикий), Анна Трощина («Чудак» А.Н. Афиногенова, 1929; режиссёр И.Н. Берсенев). В 1936—38 в Театре имени МОСПС, в 1938—58 актриса и режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола. Среди ролей: Мария Эстераг («Мой сын» Гергеля и Литовского, 1939); среди постановок: «Живой труп» Л.Н. Толстого (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943). С 1959 в Московском театре имени Моссовета, одна из последних творческих удач — роль Карпухиной («Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому, 1964).

Снималась в фильмах: «Закройщик из Торжка» (1925), «Девушка с коробкой» (1927), «Дон Кихот» (1957) и др. Лучшая работа — трагический образ Ефросиньи Старицкой в фильме С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1945, 1958). Автор книг и статей по сценическому искусству. Государственная премия СССР (1946).

Литература: Фельдман З., С.Г. Бирман, М.-Л., 1948.

Бирюлёво

Бирюлёво местность на юге Москвы, близ одноимённых станции и платформы Павелецкого направления Московской железной дороги. На северо-востоке соседствует с Ленино-Дачным и Царицыном, на западе — с посёлком Красный Строитель, на востоке — с Загорьем, на юге примыкает к МКАД. Название — от бывшего рабочего посёлка, возникшего в 1900 в связи со строительством железной дороги. С 1960 в черте Москвы. С середины 60-х гг. район массовой жилой застройки (авторы проекта В.Л. Воскресенский, Т.Н. Дроздова, В.И. Сержантов, В.В. Громогласов, Н.Д. Силаева, Н.К. Суздалева, Л.В. Кирильцева, Е.А. Блохин, В.Г. Шагова). Основные улицы: Бирюлёвская, Касимовская, Донбасская. В Бирюлёво находится Бирюлёвский лесопарк с дендропарком (Липецкая улица).

Бирюлёвский лесопарк

Бирюлёвский лесопарк.

Бирюлёвский лесопарк.

Москва.

Бирюлёвский лесопа́рк лесной массив на юго-востоке Москвы, между лесопарком Царицыно, Шипиловским проездом, МКАД, Лебедянской и Липецкой улицами. Площадь около 165 га. Расположен на Теплостанской возвышенности. Вдоль его северо-восточной окраины в глубокой долине протекает р. Язвенка (памятник природы, с 1991), в западной части — Бирюлёвский ручей с прудом в верховьях, в юго-западной части — ещё один пруд. Западная часть лесопарка занимает Бирюлёвский дендропарк, основанный в 1938 как парк-питомник, где выращивались деревья и кустарники для озеленения столицы. Один из самых богатых парков в Москве по числу видов (свыше 200) древесных растений. Среди них множество интродуцентов, широко представлены хвойные растения. Созданы живописные композиции — поляны с декоративными кустарниками, группы из ели сизой, аллеи из туи западной и др. К югу от дендропарка расположен ландшафтный парк с просторными полянами и луговинами. Лесные насаждения представлены в основном березняками и дубняками, значительные площади занимают посадки сосны, есть также посадки вяза, липы и других широколиственных пород. Во флоре Бирюлёвского лесопарка большое число лесных видов, сохранились ландыш майский, медуница, колокольчик раскидистый и другие красивоцветущие травы; в культурах сосны местами доминирует барвинок малый. В лесопарке обитают крот, белка, заяц-беляк, ласка, гнездятся 3 вида хищных птиц, иволга, певчий дрозд, лесной конёк, королёк и многие другие. Любимое место отдыха жителей Бирюлёва и Орехова-Борисова. Ближайшие станции метро — «Царицыно» и «Орехово».

Г.В. Морозова, Б.Л. Самойлов.

Битва за Москву

См. Битва под Москвой.

Битва под Москвой

Совокупность боевых действий советских и немецких войск на московском стратегическом направлении 30 сентября 1941 - 20 апреля 1942. Со стороны советских войск включала в себя три стратегических операции: Московскую оборонительную, Московскую наступательную (контрнаступление под Москвой) и Ржевско-Вяземскую.

Битца

Би́тца Абица, значительный левый приток р. Пахры, на юго-западе Москвы. Длина 24 км, протяжённость в открытом русле в пределах города около 6 км. Площадь бассейна около 100 км2. Средняя глубина около 0,5 м. Берёт начало из родников на склоне Теплостанской возвышенности, вблизи пересечения МКАД с Профсоюзной улицей. Два истока Битцы протекают по восточной и юго-западной окраине Голубинского лесопарка. Далее Битца заключена в коллектор и появляется на поверхности к югу от Голубинской улицы, пересекает МКАД и течёт на восток вблизи неё, принимая из города многочисленные левые притоки: Журавенку и др. Вблизи усадьбы Знаменское-Садки проходит через каскад декоративных прудов. Здесь долина реки, объявленная памятником природы, особенно живописна. В верхнем течении находились два сельца — Большое Голубино и Малое Голубино.

«Битца»

«Би́тца» см. Конноспортивный комплекс «Битца».

Битцевский лес

Битцевский лес.

Битцевский лес.

Москва.

Би́тцевский лес природный парк на юге Москвы, между Балаклавским проспектом, жилыми кварталами Чертанова, Северного Бутова, Ясенева, Тёплого Стана и Конькова; одна из крупнейших (площадь около 1,8 тыс. га, протяжённость с севера на юг около 10 км) природных территорий Москвы. Создан в 1992 на базе Битцевского лесопарка. Отличается сильнопересечённым рельефом с глубокими лесными оврагами и балками, исключительно живописными и редкими для Москвы панорамами, а также обширными суходольными лугами. С запада на восток протекают реки Чертановка, Городня и Битца с многочисленными притоками, имеются небольшие пруды, родники. На территории Битцевского леса находятся памятники садово-паркового искусства — бывшей усадьбы Узкое, Ясенево и Знаменское-Садки. Преобладают естественные липовые и дубовые леса, значительная площадь занята березняками, есть осинники, черноольшаник. В южной части Битцевского леса сохранились лучшие в Москве ельники, посаженные в начале XX в. одним из владельцев усадьбы Знаменское-Садки, сыном московского публициста и просветителя М.Н. Каткова. Два участка этих ельников (эталоны лесокультурного дела), высокоствольный сосняк в юго-восточной части Битцевского леса, а также участки с особо охраняемыми видами растений, речные долины и родники объявлены памятниками природы (всего в Битцевском лесу их 13).

Флора Битцевского леса насчитывает более 500 видов, в том числе 75 видов мхов и 30 — лишайников. Из травянистых растений здесь произрастают довольно редкие для Теплостанской возвышенности и свойственные таёжным лесам майник двулистный, ортилия однобокая, грушанки малая и круглолистная, седмичник европейский. Встречаются и особо охраняемые виды трав — ландыш, орхидеи, гнездовка настоящая и ятрышник Фукса, купальница, 4 вида хохлаток, подлесник европейский и многие другие виды. Найдены три вида кустистых лишайников — бриория буроватая, уснея жёсткая и эверния сливовая, которые относятся к наиболее чувствительным биоиндикаторам загрязнения атмосферного воздуха и давно исчезли практически во всех лесных массивах Москвы и ближнего Подмосковья.

Фауна Битцевского леса включает 6 видов земноводных, 2 вида пресмыкающихся, 78 видов гнездящихся птиц, 33 вида млекопитающих. Среди них редкие для Москвы орешниковая соня, коростель, водяная курочка (камышница), ястребы тетеревятник и перепелятник, соколы пустельга и чеглок, совы неясыть и ушастая и др., а также наиболее чувствительные к нарушениям лесной среды чёрный и певчий дрозды, крапивник, лесной конёк. Только в Битцевском лесу обычна на гнездовании сойка, встречаются мало где ещё сохранившиеся в черте города обыкновенный тритон и уж. Здесь обитают ёж, крот, разные виды землероек и полёвок, белка, зайцы беляк и русак, лисица, лесная куница и чёрный хорёк, ласка и горностай, нередко заходят лось и кабан.

Битцевский лес — первый в России природный парк, созданный по инициативе жителей примыкающих к нему городских микрорайонов для сохранения уникального природного комплекса. Любимое место отдыха москвичей. На его территории расположены ВНИИ охраны природы, Палеонтологический музей, санаторий «Узкое» и гостиница РАН, Конноспортивный комплекс «Битца». Ближайшая станция метро — «Битцевский парк».

Г.В. Морозова, Б.Л. Самойлов.

«Битцевский парк»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Би́тцевский парк» станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1990. Архитекторы Н.И. Шумаков, Г.С. Мун, Н.В. Шурыгина. Выходы со станции - по подземным переходам на Ясеневский проспект, в сторону Битцевского леса. В отделке станционного зала использована темно-зелёная крупноразмерная керамическая плитка. Пол выложен серым гранитом.

Благовещенский собор

Благовещенский собор в Кремле.

Благовещенский собор в Кремле.

Москва.

Благове́щенский собо́р собор в Кремле, домовая церковь московских государей; настоятель собора до начала XX в. был духовником царской семьи. Построена на Соборной площади псковскими мастерами в 1484—89 на подклете одноименного собора конца XIV в., перестроенного в 1416. Первоначально трёхглавый (две западные главы поставлены около 1572), он был с трёх сторон окружён галереями-папертями; стены завершены килевидными закомарами. В 1562—64 над перекрытыми сводами папертями возведены четыре одноглавых придела (Архангела Гавриила, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня во Иерусалим, Александра Невского). Северный и западный входы с паперти в храм украшены белокаменными порталами XVI в., в резном декоре которых заметно влияние архитектуры итальянского Возрождения. В северном и западном порталах — медные двери, украшенные в технике золотой наводки. В интерьере — пол из яшмы, перенесённый в XVI в. из собора Ростова Великого, фрагменты росписи 1508 (живописцы Феодосий и др.), второй половины XVI в., XVII и XIX вв. В иконостасе — иконы XIV—XVII вв. (в том числе работы Андрея Рублёва, Феофана Грека, Прохора с Городца) и XIX в.

Литература: Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А., Благовещенский собор Московского Кремля, М., 1990.

Благово Дмитрий Дмитриевич

Благово́ Дмитрий Дмитриевич (1827, Москва — 1897, Рим), мемуарист, историк, поэт. Из старинного дворянского рода. Окончил юридический факультет Московского университета (1849), до 1859 служил в канцелярии московского генерал-губернатора А.А. Закревского. Постоянно вращаясь в московском высшем свете, бывал в домах Голицыных, Апраксиных, Загоскиных, Ростопчиных, участвовал в любительских спектаклях. В этот период записал рассказы-воспоминания своей бабушки Елизаветы Петровны Яньковой (урождённой Римской-Корсаковой), обладавшей острым умом и замечательной памятью. В книге «Рассказы бабушки» (отдельные издания в 1878, 1885, 1988), текст которой Благово дополнил материалами семейного архива и примечаниями, живо воссоздаётся бытовой уклад жизни московской аристократии во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. Драматические обстоятельства семейной жизни вынудили Благово уйти в монастырь: в 1867—80 был послушником Николо-Угрешского монастыря (в 1872 и 1881 опубликовал два исторических очерка, посвященных этому монастырю), в 1882 постригся в монахи (под именем Пимена), в 1884 рукоположен в сан архимандрита. Последние годы жизни служил настоятелем церкви Русского посольства в Риме.

Благонравов Анатолий Аркадьевич

Благонра́вов Анатолий Аркадьевич (1894, село Аньково Владимирской губернии - 1975, Москва), учёный в области механики (баллистики), академик АН СССР (1943), генерал-лейтенант артиллерии (1943), Герой Социалистического Труда (1964, 1974). В 1916 окончил 4 курса Петроградского политехнического института и в том же году Михайловское артиллерийское училище. Участник первой мировой и Гражданской войн. В 1924 окончил Высшую артиллерийскую школу, в 1929 - Военно-техническую академию (ВТА) в Ленинграде. В 1929-32 преподавал в ВТА, в 1932-46 - в Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского (до 1938 в Ленинграде, с 1938 в Москве). В 1946 заместитель министра высшего образования СССР, в 1946-50 президент Академии артиллерийских наук, в 1953-75 директор Института машиноведения (см. Государственный научно-исследовательский институт машиноведения имени А.А. Благонравова (ИМАШ)), в 1957-63 академик-секретарь Отделения технических наук АН СССР, в 1963-75 председатель Комиссии по исследованию и использованию космического пространства АН СССР, с 1958 представитель СССР в Международном комитете по космическим исследованиям. Основные труды по вопросам механики и вооружения. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1975 имя Благонравова присвоено Институту машиноведения. На здании института - мраморный мемориальный барельеф.

Благородное собрание

Дом Благородного собрания.

Дом Благородного собрания.

Москва.

Благоро́дное собра́ние Российское благородное собрание, дворянское сословное учреждение типа общественного клуба. Открыто в Москве в 1783 по инициативе попечителя Опекунского совета М.Ф. Соймонова и князя А.Б. Голицына. Членами Благородного собрания могли быть потомственные дворяне (мужчины и женщины). Во главе Благородного собрания стояли 12 выборных старшин (каждый год их состав обновлялся на 1/3). Члены Благородного собрания платили годовые взносы. В 1784 Благородное собрание приобрело построенный в первой половине XVIII в. дом бывшего московского генерал-губернатора В.М. Долгорукова на углу Большой Дмитровки и Охотного ряда (д. 2), который был в 1784 — 1787 перестроен М.Ф. Казаковым, объединившим все усадебные постройки в одно монументальное здание и соорудившим в его центре, на территории бывшего внутреннего усадебного двора, величественный Колонный зал, объём которого первоначально возвышался над остальными постройками. Колонный зал, быстро приобретший славу одного из наиболее торжественных классицистических парадных залов Москвы, отличается гармоничными пропорциями, по периметру окружён стройной коринфской колоннадой, несущей строгий, пластичный и изящно проработанный антаблемент, над которым располагались окна второго света; благодаря им гигантский сводчатый потолок с живописным плафоном как бы парит в воздухе. Казаков ориентировал главный фасад здания по Большой Дмитровке, выделив его центр торжественным повышенным шестиколонным ионическим портиком, а углы — более мелкими портиками с пилястрами, придав всей композиции строгую симметрию, пропорциональную и ритмическую согласованность. Со стороны Охотного ряда здание в своей торцевой части имело только парадный подъезд, оформленный аркой на сдвоенных колоннах. Из вестибюля широкая 3-маршевая лестница вела в парадную анфиладу, с залами, кабинетами и гостиными, окружавшими Колонный зал. В 1800-х гг. к зданию со стороны Георгиевского переулка было пристроено трехэтажное здание с угловой ротондой, в которой разместился двухсветный зал. Дом был сильно разрушен пожаром 1812, в 1814 восстановлен учеником Казакова А.Н. Бакаревым (в этот период Благородное собрание размещалось в здании на Никитской улице). В 1903 архитектор А.Ф. Мейснер надстроил третий этаж, заложил окна верхнего света в Колонном зале; подняв портики на цокольное основание первого этажа, изменил композицию фасадов и придал им единообразие. Здание реставрировалось в 1977—79 и 1995—96. В здании Благородного собрания устраивались традиционные балы (по вторникам), вечера. В нём московские дворяне принимали приезжавших в город российских императоров. По уставу 1849, члены Благородного собрания могли приглашать «гостей» (личных дворян, почётных граждан, купцов 1-й гильдии, художников). Во главе Благородного собрания стоял выборный Совет старейшин, которому подчинялись хозяйственный комитет и контора. Благородное собрание имело богатую библиотеку. В здании Благородного собрания проводились заседания московского губернского Дворянского собрания (отсюда встречающееся в литературе название Дом Дворянского собрания), губернского земства и др. 30 марта 1856 император Александр II произнёс перед представителями московского дворянства речь о необходимости освободить крестьян. Во второй половине XIX в. в Колонном зале Благородного собрания с концертами выступали П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, Ф. Лист и др. В июне 1880, в дни открытия в Москве памятника А.С. Пушкину, Ф.М. Достоевский произнёс здесь знаменитую речь, посвящённую памяти поэта. После Октябрьской революции Благородное собрание было ликвидировано, его здание передано профсоюзам и получило название Дом Союзов. Здесь проходили конгрессы Коминтерна и Профинтерна, другие офиц. мероприятия, продолжалась концертная деятельность. С января 1924, после похорон В.И. Ленина, установилась традиция переоборудования Колонного зала в траурный для массового прощания с умершими государственными и партийными деятелями.

М.В. Нащокина (архитектура).

Благородный пансион при Московском университете

Закрытое среднее учебное заведение для детей дворян с шестилетним сроком обучения, дававшее право на поступление в университет. Открыт в 1779 по инициативе М.М. Хераскова. Помещался на углу Тверской улицы и Газетного переулка (дом не сохранился). В Университетском пансионе преподавали профессора университета А.Ф. Мерзляков, С.Е. Раич, М.Г. Павлов и др. В конце XVIII - начале XIX вв. один из центров культурной жизни. В 1801 в Университетском пансионе создано «Дружеское литературное общество» (братья Андрей и Александр Тургеневы, В.А. Жуковский, А.Ф. Воейков и др.), воспитанники издавали рукописные журналы и альманахи, создали театр. С 1811 в здании Университетского пансиона проходили заседания Общества любителей российской словесности, которые посещали Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, К.Н. Батюшков и другие литераторы. В Университетском пансионе в разное время обучались А.П. Ермолов, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, В.Ф. Одоевский, будущие декабристы П.Г. Каховский, В.Ф. Раевский, И.Г. Бурцов, Ф.Ф. Вадковский и др. В 1830 пансион был преобразован в 1-ю Дворянскую гимназию, в 1833 - в Дворянский институт.

Благуша

Благу́ша местность на востоке Москвы. Соседствует на севере с Черкизовом, на западе с Семёновским, на востоке с Измайловом. Название — от Благушинской казённой рощи (XVIII в.; вырублена к середине XIX в.). В конце XIX в. началась застройка Благуши, которая вскоре стала одним из промышленных районов Москвы. Фабрики и заводы сосредоточивались главным образом в районе Николаевской (ныне Ткацкой) улицы. Сточные воды спускались в Хапиловский пруд. Во время Революции 1905—07 были организованы боевые дружины, сооружены баррикады вокруг Семёновской заставы. С начала 1917 Благуша в черте Москвы. В 40—60-х гг. территория Благуши реконструирована. Название сохранилось в наименовании ул. Благуша.

Блажевич Владислав Михайлович

Блаже́вич Владислав Михайлович (1881, хутор Трегубовка Катынской волости Смоленской губернии — 1942, Москва), тромбонист, дирижёр, композитор. С 12 лет в военном оркестре в Смоленске. В 1900—05 обучался в Московской консерватории (класс тромбона Г.Борка). В 1906—28 в оркестре императорских театров, Большого театра; в 1922 — 1932 также в Персимфансе. В 1920—42 преподавал в Московской консерватории (класс тромбона; с 1922 профессор), в 1929—36 заведующий военно-дирижёрской кафедрой. С 1920 дирижёр духового оркестра фабрики «Гознак», в 1928—35 — образцового оркестра Школы усовершенствования командного состава. В 1937—39 организатор и главный дирижёр Государственного духового оркестра СССР.

Блажевич — один из основоположников отечественной исполнительской школы игры на духовых инструментах (автор многих методических пособий) и военно-дирижёрского образования. Среди музыкальных произведений — 2 увертюры, 10 маршей, сюита, квартеты, вальсы.

Похоронен на Введенском кладбище.

Х.М. Хаханян.

Бланк Карл Иванович

Бланк Карл Иванович (1728, Петербург — 1793, Москва), архитектор и строительный инженер. С 1741 жил в Москве, учился в «команде» И.К. Коробова (усвоив его рациональные архитектурные приёмы) и сменившего его В.С. Обухова, в 1749 определён в архитектурную команду Д.В. Ухтомского, в 1755 произведён в архитекторы. В 1760-х — начале 70-х гг. был ведущим московским архитектором. Владея всеми приёмами зрелого русского барокко, Бланк одновременно прокладывал путь раннему классицизму, добиваясь строгого равновесия масс, изящества декоративных деталей. В 1762—81 выстроил в усадьбе графа И.Л. Воронцова на Рождественке церковь Николая Чудотворца в Звонарях. В 1761—64 по заказу А.П. Бестужева-Рюмина построил в ярких формах барокко церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади (разрушена в 1930), по заказу Екатерины II — церковь Кира и Иоанна на Солянке (1764—68) и церковь Екатерины на Большой Ордынке (1766—75). В храмовом строительстве Бланк соединил классическую основу с русскими традициями, сочетая компактную купольную композицию с крестообразным внутренним пространством. Знаток строительной техники, он выполнил конструкции перекрытий Пречистенского дворца (1774—75, архитектор М.Ф. Казаков; не сохранился), в 1760-х гг. разработал и частично осуществил свой крупнейший проект — Воспитательный дом на набережной Москвы-реки, знаменовавший поворот к формам классицизма в московской архитектуре. Выступал в роли «консультанта по изяществу» у П.Б. Шереметева при строительстве его усадьбы в Кускове.

Литература: Крашенинников А.Ф., К.Бланк, в сборнике: Зодчие Москвы, кн. 1, М., 1981.

Блантер Матвей Исаакович

Бла́нтер Матвей Исаакович (1903, Мглин Черниговской губернии — 1990, Москва), композитор-песенник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), народный артист СССР (1975), Герой Социалистического Труда (1983). Обучался в Курском музыкальном училище, в 1917—19 в Музыкально-драматическом училище московского Филармонического общества (класс скрипки); брал уроки композиции у Г.Э. Конюса. С 1922 сотрудничал в эстрадно-театральной студии «Мастфор» (мастерская Н.М. Форрегера). В период НЭПа широкую известность Блантеру принёс его фокстрот «Джон Грей». В 1936 Блантер был назначен художественным руководителем Государственного джаз-оркестра Союза ССР. Один из основоположников жанра советской массовой песни («Песня о Щорсе», «Партизан Железняк», 1935; всемирно знаменитая «Катюша» на слова М.В. Исаковского, 1939; «Лучше нету того цвету», 1946; «Перед дальней дорогой», 1962). В Москве состоялись премьеры оперетт Блантера «Сорок палок» (1924), «На берегу Амура» (1939). Государственная премия СССР (1946). Жил на улице Огарёва, 13. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Зак В.И., М. Блантер, М., 1971.

А.Н. Баташев, М.В. Есипова.

Блок Александр Александрович

Памятник А. А. Блоку.

Памятник А. А. Блоку.

Москва.

Блок Александр Александрович (1880, Петербург — 1921, там же), поэт. Важную роль в формировании Блока, одного из самых ярких русских лириков-символистов XX в., сыграли впечатления от природы Подмосковья, где в родовом имении Шахматово Блок ребёнком и юношей проводил летние месяцы, а в близлежащем имении Менделеевых Боблово вместе с дочерью Д.И. Менделеева Любовью Дмитриевной, своей будущей женой и одной из героинь его поэзии, играл в любительской постановке «Гамлета» У. Шекспира (Блок в роли Гамлета, Л.Д. Менделеева — Офелии). В июне 1898 Блок в Москве праздновал окончание петербургской гимназии. В конце лета 1902 он посетил Кремль, Третьяковскую галерею, многие церкви, Новодевичий монастырь, а также послал свои стихи в издательство «Скорпион», выпускавшее под редакцией В.Я. Брюсова альманах «Северные цветы». Вышедший здесь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» принёс поэту подлинную славу. Зиму 1903—04 Блок с женой провёл в Москве (улица Спиридоновка, 6, мемориальная доска; рядом с домом — памятник Блоку, скульптор О.К. Комов), часто бывал у Брюсова (Цветной бульвар, 22) и Андрея Белого (улица Арбат, 55). Под впечатлением этих встреч в творчество Блока входит новая для него тема города; он пишет цикл стихов, воссоздающих в числе прочих узнаваемый облик Москвы начала века:

«В кабаках, в переулках, в извивах,

В электрическом сне наяву

Я искал бесконечно красивых

И бессмертно влюблённых в Москву».

Бывая в Москве, поэт обычно останавливался в гостинице «Франция» (Тверская улица, 3). Весной 1916 во время переговоров с МХАТом о постановке его драмы «Роза и Крест» Блок жил в гостинице «Мадрид и Лувр» (Тверская улица, 15), часто бывал в театре, в квартирах К.С. Станиславского (улица Каретный ряд, 4) и В.И. Качалова (Малая Никитская улица, 20). Последний приезд Блока в Москву пришёлся на весну 1920. Тяжело больной, поэт много выступал — в Политехническом музее, в тогдашнем Дворце искусств (Поварская улица, 52). Его вечер состоялся в Доме печати (ныне Дом журналиста; Никитский бульвар, 8а) и в Итальянском обществе (Поварская улица, 8). Жил Блок на улице Арбат, 51.

Литература: Лесневский С., Путь, открытый взорам. Московская земля в жизни Александра Блока. Биографическая хроника, М., 1980; Молева Н.М., Литературные тропы Москвы, М., 1997.

Н.М. Молева.

Блохин Николай Николаевич

Блохи́н Николай Николаевич (1912, г. Лукоянов Нижегородской губернии — 1993, Москва), хирург-онколог, академик АН СССР (1979), академик (1960) и президент (1960—68, 1977—87) Академии медицинских наук СССР, Герой Социалистического Труда (1972). Окончил Горьковский медицинский институт (1934). В годы Великой Отечественной войны ведущий хирург эвакогоспиталя. В 1947—52 заведующий кафедрой общей хирургии и директор Медицинского института и одновременно (1948—51) директор Института восстановительной хирургии в Горьком. С 1952 в Москве (последние годы жил на улице Серафимовича, 2). В 1952—88 директор НИИ экспериментальной патологии и терапии рака Академии медицинских наук СССР (ныне Онкологический центр, с 1993 носит имя Блохина). Труды Блохина посвящены проблемам клинической онкологии и хирургии. Государственная премия СССР (1982). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

М.Б. Мирский.

Блюменталь-Тамарина Мария Михайловна

Блюмента́ль-Тама́рина Мария Михайловна (урождённая Климова) (1859, Петербург — 1938, Москва), актриса, народная артистка СССР (1936). В 1887 дебютировала в летнем театре в Петровском парке в Москве (Китти — в драме «Кин, или Беспутство и гений» А. Дюма-отца), играла в антрепризе у М.В. Лентовского. В 1890 — 1901 выступала в провинции, затем вернулась в Москву, работала в разных театрах, в том числе в театре Корша (в 1901—14 и в 1921—33). С 1933 в Малом театре. Уже в ранний период творчества прославилась исполнением главным образом ролей старух: Галчиха («Без вины виноватые», 1891), Домна Пантелевна («Таланты и поклонники», 1894), Анфуса («Волки и овцы», 1896; все пьесы — А.Н. Островского), Матрёна («Власть тьмы» Л.Н. Толстого, 1936) и др. Играла как комедийные роли (Пошлёпкина в «Ревизоре» Н.В. Гоголя), так и драматические (Ванюшина в «Детях Ванюшина» С.А. Найдёнова; обе — 1901). Особое значение придавала речевой характеристике персонажа, чистоте русского языка. С 1916 снималась в кино: Пелагея («Дон Диего и Пелагея», 1928), Бабчиха («Встречный», 1932), Двойра («Искатели счастья», 1936) и др.

Блюментросты

Блюментро́сты семья немецких и российских врачей, работавших в России во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. Лаврентий Алфёрович (1619-1705, Петербург), родился в Саксонии. Медицинское образование получил в университетах Лейпцига и Йены. Лейб-медик саксонского курфюрста. В 1668 приглашён ко двору царя Алексея Михайловича. Его старший сын Лаврентий Христиан в 1687 также принят на русскую службу в качестве врача для великих княжон. Иван Лаврентьевич (1676, Москва - 1756, Петербург), средний сын Лаврентия Алфёровича. Медицинское образование получил в Германии. Лейб-медик Петра I, Екатерины I и царевича Алексея. В 1700 по распоряжению Петра I написал книгу об обязанностях лагерного врача - «блюстителя здравия в Московском войске». Сопровождал царя в его военных походах. В 1719-21 был «архиятром» - главой медицинской службы России. Автор проекта её преобразования, положенного в основу указа, учредившего Медицинскую канцелярию как высший орган управления врачебным делом России (1721); с 1722 её президент. В 1728 по его инициативе при Московской придворной аптеке была учреждена лечебница для приходящих больных - прообраз современной поликлиники. После воцарения Анны Ивановны впал в немилость, в 1730 отстранён от должности. Лаврентий Лаврентьевич (1692, Москва - 1755, Петербург), младший сын Лаврентия Алфёровича, один из инициаторов создания и первый президент (1725-33) Российской АН. Медицинское образование получил в Германии, Великобритании и Нидерландах. С 1719 лейб-медик царя Петра I. Будучи лейб-медиком Петра II, в 1728 вместе с двором переехал в Москву, где прожил 4 года. При императрице Анне Ивановне впал в немилость. В 1733 уволен от должности президента Петербургской Академии наук и лейб-медика, лишён жалования и выслан в Москву, где занимался частной практикой. Дом Блюментроста находился на Покровке. С 1738 старший доктор Главного военного госпиталя и директор госпитальной школы. В 1755 участвовал в обсуждении проекта создания Московского университета.

Ю.А. Шилинис, И.Е. Карнеева.

Бо

Бо (Beaux), парфюмеры. Первый представитель в России — Эдуард Бо (1835, Лилль, Франция — 1899, Тарасовка, близ Москвы), владелец небольшой комиссионерской конторы, приказчик в фирме «Мюр и Мерилиз», в 1880-х гг. управляющий франко-русским обществом «Маргарин». Эдуард и его потомки похоронены на Введенском кладбище, в Лефортове. Эдуард Бо-младший (Эдуард-Франсуа Жозеф) (1862, Москва — 1910, там же), в 1891—98 при поддержке известного экипажного фабриканта А.И. Евсеева вёл дела комиссионерского торгового дома «Эдуард Бо-младший и Ко» (контора на Кузнецком мосту в доме Солодовникова). С 1898 директор-распорядитель товарищества «А. Ралле и Ко». В начале 1900-х гг. директор и член правлений товарищества «Кёллер Р. и Ко», Московского общества производства аптекарских и химических товаров и торговли ими «К. Эрманс и Ко». Один из организаторов Бутырского промышленного союза (1905), ставившего задачу добиться социального партнёрства фабрикантов и рабочих. Имел звание «советника по внешней торговле Франции», с 1906 — румынского торгового консула в Москве. В 1906 организовал, в 1906—10 возглавлял Общество фабрикантов парфюмерного производства Москвы, в состав которого вошли все крупные производители парфюмерии. На заседаниях общества, которые часто проходили в правлении товарищества «А. Ралле и Ко» (Вятская улица, 47), в основном вырабатывалась общая тарифная политика, позиция в отношении акциза на спирт, реже согласовывались цены; из отчислений в пользу общества покрывались убытки фабрикантов от забастовок. Участвовал в подготовительных мероприятиях по созданию Русско-французской торговой палаты (учреждена в 1911 после его смерти). Его брат Эрнест (Эрнст-Генрих) (1881, Москва — 1961, Париж) в начале 1900-х гг. начал заниматься парфюмерной технологией под руководством директора товарищества «А. Ралле и Ко» А. Лемерсье. С 1907 технический директор и член правления этого товарищества. В 1912 к 100-летию Отечественной войны 1812 разработал изысканные духи «Букет Наполеона». После Октябрьской революции уехал во Францию, где на основе «Букета Наполеона» создал серию духов «Шанель».

А.С. Вальдин.

Боборыкин Пётр Дмитриевич

Боборы́кин Пётр Дмитриевич (1836, Нижний Новгород — 1921, Лугано, Швейцария), писатель, драматург, критик, почетный академик Петербургской Академии наук (1900). Учился в Казанском и Дерптском университетах; кандидат правоведения (1861). Боборыкин бо́льшую часть жизни провёл в Петербурге, но петербуржцем себя не считал; любил Москву, часто бывал и подолгу жил в ней и неоднократно обращался к Москве в своём творчестве. С 1867 Боборыкин — корреспондент газеты «Москва». В 1877 руководил частной театральной школой в Москве, в 1885—86 читал лекции о новом русском театре в Драматическом обществе, в 1891 — о сценическом искусстве в Московском театральном училище. В 1883—85 член театрально-литературного комитета, в 1889 почётный член конференции Московского театрального училища, в 1897 председатель Всероссийского съезда сценических деятелей. В Малом театре в Москве были поставлены пьесы Боборыкина «Ребёнок» (1862), «Клеймо» (1886), «Божья коровка» (1889) и др. С 1880-х гг. Боборыкин стал достаточно известной фигурой в кругах литературной и профессорской Москвы, был знаком с А.Н. Островским, А.Ф. Писемским, Н.И. Стороженко, А.И. Веселовским и др. В 1882 Боборыкин опубликовал роман «Китай-город», действие которого разворачивается в Москве конца 70-х гг., в нём представлены быт и нравы пореформенной купеческой Москвы, смешение азиатского и европейского в жизненном укладе, жанровые картины города: торгового центра Москвы, Татьянина дня — университетского праздника, концерта в Благородном собрании, бесчисленных московских трактиров и ресторанов. В «Письмах о Москве» Боборыкин дал единственное описание художественной галереи К.Т. Солдатёнкова (Мясницкая улица, 37). В начале 1900-х гг. Боборыкин работал над воспоминаниями «За полвека», которые, однако, остались не доведёнными до конца. В мемуарах он описывает свою поездку в Москву к масленице зимой 1852—53, приезд в Москву в 1861, когда актёр П.М. Садовский избрал для своего бенефиса пьесу Боборыкина «Однодворец». В этот раз Боборыкин остановился в отеле Мореля на углу улицы Петровки и Кузнецкого переулка, посещал М.Н. Каткова и К.Н. Леонтьева в Армянском переулке, был в Театральном училище на углу улицы Большая Дмитровка и Столешникова переулка.

Н.А. Александров.

Бобров Всеволод Михайлович

Бобро́в Всеволод Михайлович (1922, Моршанск - 1979, Москва), спортсмен и тренер, заслуженный мастер спорта (1948), заслуженный тренер СССР (1967). В Москве с 1944, учился в Московском авиатехническом училище. В 1945 на стадионе «Сталинец» в Черкизове дебютировал в чемпионате СССР в составе футбольной команды ЦДКА, забив два мяча в ворота московского «Локомотива». Осенью 1945 включён в состав московской команды «Динамо», совершившей триумфальное турне по Великобритании, во время которого забил 6 голов из 19. Один из инициаторов внедрения в стране хоккея с шайбой (с 1946). Обладая великолепной техникой скоростной обводки, точным и сильным ударом, исключительной игровой интуицией, он всегда был лидером команды, её ведущим бомбардиром (забил 102 гола в футболе и 243 гола в хоккее), кумиром московских болельщиков. Единственный в истории Олимпийских игр спортсмен, который был капитаном национальной команды по футболу (Хельсинки, 1952) и хоккею (Кортина-д'Ампеццо, 1956). Выступал за московские команды - футбольную ЦДКА (1945-49) и хоккейные ВВС (1949-53) и ЦДСА (1953-57). Многократный чемпион СССР по футболу и хоккею (1945-56), чемпион мира (1954, 1956), Олимпийских игр (1956) по хоккею. Тренер московских команд - хоккейных ВВС (1951-53), «Спартак» (1964-67) и футбольной ЦСКА (1967-69), а также хоккейной сборной команды СССР, победительницы чемпионатов мира в Москве (1973) и Хельсинки (1974). В начале 1980-х гг. был учреждён приз имени Боброва для самой результативной команды хоккейного чемпионата СССР.

Сочинения: Самый интересный матч, М., 1963; Рыцари спорта, М., 1971.

Литература: Салуцкий А.С., В. Бобров, 2 изд., М., 1987.

В.И. Линдер.

Бобров переулок

Бобро́в переу́лок (до 1922 Юшков переулок, по фамилии владельца д. 21 по Мясницкой улице И.И. Юшкова), между Милютинским переулком и Мясницкой улицей. Назван по прозвищу купца-сурожанина Василия Бобра (XVI в.), владевшего здесь двором. После сноса в 1934 церкви Флора и Лавра в Мясниках и устройства на её месте автостоянки левая сторона Боброва переулка оказалась почти вдвое короче правой. Самый старый д. 6 построен не позднее первой половины XVIII в., в 1875—86 в нём находилась редакция газеты «Русские ведомости». Над всей застройкой Боброва переулка доминирует огромный доходный дом страхового общества «Россия» (д. 1/6, 1899, архитекторы А.И. фон Гоген, Н.М. Проскурин), передний фасад которого выходит на Сретенский бульвар. В начале XVIII в. на его месте стояли палаты Феофана Прокоповича, позже занятые старым почтамтом.

И.Л. Давыдова.

Бобровников Николай Иванович

Бобро́вников Николай Иванович (1909, Ряжск Рязанской губернии — 1991, Москва), государственный деятель. Из семьи служащего. С 1925 рабочий на железной дороге, затем в паровозном депо. В 1928—32 учился в Московском инженерно-строительном институте имени В.В. Куйбышева. Член ВКП(б) с 1931. После окончания института работал на Рублёвской насосной станции. В 1939—47 начальник Сталинской водопроводной станции (см. Восточная водопроводная станция), которая во время Великой Отечественной войны обеспечивала бесперебойную подачу воды в столицу. С 1947 заместитель начальника, главный инженер, начальник Управления водопроводно-канализационного хозяйства Мосгорисполкома, с 1948 заместитель председателя, первый заместитель председателя Исполкома Моссовета. В 1956—60 председатель Исполкома Моссовета. При участии Бобровникова началась активная застройка города комплексами микрорайонов, из центра выводились промышленного предприятия. В 1959 было начато строительство первого города-спутника Москвы — Зеленограда. В 1961—63 Бобровников — заместитель председателя Научно-экономического совета Совета министров СССР, в 1963—84 начальник отдела Госплана СССР.

Н.В. Тепцов, А.Н. Пономарёв.

Боброк-Волынский Дмитрий Михайлович

Бобро́к-Волы́нский Дмитрий Михайлович (до 1356 - после 1389), князь, воевода великого князя московского Дмитрия Донского. Сын литовского князя Кориата-Михаила Гедиминовича, женат на сестре Дмитрия Донского Анне, родоначальник рода Волынских. Выходец из Волыни, был тысяцким у нижегородского князя Дмитрия Константиновича, перешёл на службу в Москву. В 1371, посланный во главе московской рати против рязанского князя Олега, одержал над ним победу, чем принудил Олега оставить рязанский стол. Совершал походы против волжских булгар (1376) и Великого княжества Литовского с князем Владимиром Андреевичем и Андреем Ольгердовичем (1379). Во время Куликовской битвы 1380 Боброк-Волынский вместе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым командовал засадным полком, удачным выбором времени нападения изменил ход битвы в пользу русского войска.

Ю.Н. Лубченков.

Бове Осип Иванович

Бове́ Осип Иванович (1784, Петербург — 1834, Москва), архитектор. Сын живописца Винченцо Джованни Бова, выходца из Италии. С 1790 жил в Москве. В 1802—07 обучался в архитектурной школе Экспедиции Кремлёвского строения, с 1807 работал помощником М.Ф. Казакова и К.И. Росси в Москве и Твери. В 1809—12 архитекторский помощник в штате Экспедиции. Во время Отечественной войны 1812 корнет Московского гусарского полка. С 1813 в комиссии для строений г. Москвы по 4-му участку (Городская, Тверская, Арбатская, Пресненская, Новинская части), активно участвовал в восстановлении и реконструкции города, с 1814 возглавлял работу этой комиссии «по фасадической части». Бове создал многочисленные «типовые проекты» жилых домов, на основе которых складывался облик регулярной жилой застройки и возник тип московского особняка первой трети XIX в. с присущими ему простотой, лаконичной выразительностью форм, особым сочетанием парадной представительности и интимности, уюта (из осуществлённых проектов Бове наиболее известен дом С. Гагарина на Новинском бульваре, 1817; утрачен в 1941). В 1816—22 Бове восстанавливал башни Кремля. С 1819 начальник 3-го разряда Мастерской команды по гражданской архитектуре, руководившей в Москве государственным строительством. Спроектировал ряд архитектурных ансамблей, превративших городской центр Москвы в целостную архитектурно-пространственную зону, где рациональные принципы планировки классицизма согласовывались с исторически сложившейся структурой города: Торговые ряды (1814—15, не сохранились) на Красной площади и план её реконструкции; первая в Москве регулярная Театральная площадь с Большим и Малым театрами, устройство Александровского сада (1819—22), декоративная отделка Манежа (1824—25). Сооружённые по проектам Бове крупные общественные здания имели большое градостроительное значение: Первая градская больница на Большой Калужской, Екатерининская больница у Петровских ворот, Триумфальные ворота в память Отечественной войны 1812. Наиболее известные церковные постройки Бове — церковь Богоматери «Всех Скорбящих Радости», Троицкий собор Данилова монастыря (1833—38). Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Литература: Покровская З.К., Архитектор О.И. Бове, М., 1964.

Предыдущая страница Следующая страница