Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "П" (часть 7, "ПОМ"-"ПРЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 7, "ПОМ"-"ПРЕ")

Померанцев Александр Никанорович

Помера́нцев Александр Никанорович (1848, Москва — 1918, Петроград), архитектор. До 1874 учился в МУЖВЗ, затем на архитектурном отделении Академии художеств в Петербурге, с 1888 преподавал там же. В 1879—86 стажировался за границей. С 1892 профессор архитектуры, с 1899 ректор Высшего художественного училища при Академии художеств. Проектировал церковные здания в России и за границей, крупные общественные сооружения, выставочные павильоны (в том числе Всероссийской выставки 1896 в Нижнем Новгороде). В творчестве Померанцева нашли яркое воплощение установки эклектики: с одной стороны — композиционная пышность при обилии и измельчённости декора, с другой — грандиозность и размах, разработка новых конструкций и новых типов зданий, тяготение к большим размерам и крупным масштабам. Наиболее своеобразным и известным из сооружений Померанцева стали Верхние торговые ряды в Москве (1889—93, позже — ГУМ) — проект, победивший в открытом конкурсе 1888—89 и дополнивший ансамбль зданий в «русском стиле» близ Красной площади (Исторический музей, Городская дума, Средние и Заиконоспасские торговые ряды). Показал глубокое понимание приёмов и традиций древнерусской архитектуры, стремление к восприятию сооружения с разных точек зрения, к его согласованности с окружающей застройкой при сохранении норм регулярного градостроительства. По проекту Померанцева на Миусской площади в Москве с 1911 велось строительство грандиозного (на 4 тыс. человек) девятиглавого храма Александра Невского в ознаменование освобождения крестьян 1861 (не закончен). Померанцев выполнил также архитектурную часть бывшего памятника Александру III близ храма Христа Спасителя (1900, снесён в 1918).

Литература: Кириченко Е.И., А. Померанцев, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 1, М., 1981.

Пономарка

Понома́рка современное местное название р. Чурилихи.

Попечительства о бедных

См. Городские участковые попечительства о бедных.

Попов Алексей Дмитриевич

Попо́в Алексей Дмитриевич (1892, Николаевск Саратовской области — 1961, Москва), режиссёр, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1957). Отец А.А. Попова. В 1912—18 актёр МХТ. С 1918 работал как режиссёр в провинциальных театрах, в 1923—30 режиссёр 3-й Студии МХТ (с 1926 Театр имени Евг. Вахтангова). Первая московская постановка Попова — «Комедии Мериме» («Театр Клары Газуль», 1924); поставил также «Виринею» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина (1925), «Зойкину квартиру» М.А. Булгакова (1926), «Заговор чувств» Ю.К. Олеши (1929) и др. В 1930—35 художественный руководитель Театра Революции, поставил пьесы Н.Ф. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932), «После бала» (1934), а также «Ромео и Джульетту» У. Шекспира (1935). В 1937 поставил «Укрощение строптивой», в 1941 — «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира в Центральном театре Красной Армии (с 1951 Центральный театр Советской Армии), где в 1935—58 работал главным режиссёром. Принципиальным режиссёрским успехом Попова стала героическая комедия «Давным-давно» А.К. Гладкова (1942). Поставил также «Ревизора» Н.В. Гоголя (1951), «Поднятую целину» по М.А. Шолохову (1957) и др. С 1919 вёл педагогическую работу в театральных студиях, с 1935 — в ГИТИСе (с 1940 профессор). Автор трудов по теории театра. Государственная премия СССР (1943, 1950, 1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Попов (Смоленская набережная, 5/13), — мемориальная доска. Учреждена медаль имени А.Д. Попова.

Сочинения: Попов А.Д., Творческое наследие, т. 1—3, М., 1979.

Литература: Зоркая Н.М., Алексей Попов, М., 1983.

Попов Андрей Алексеевич

Попо́в Андрей Алексеевич (1918, Кострома — 1983, Москва) актёр, режиссёр, народный артист СССР (1965). Сын А.Д. Попова. С 1939, по окончании Студии при Центральном театре Красной Армии, актёр этого театра, в 1963—73 главный режиссёр. С 1974 во МХАТе, в 1977—78 главный режиссёр Драматического театра имени К.С. Станиславского. Работы Попова были окрашены обаянием интеллигентности, внутренней культуры, лёгкостью, стремительностью эмоций. Одно из лучших театральных созданий Попова — образ Петруччо в «Укрощении строптивой» Шекспира (1956). Виртуозно владея техникой актёрского мастерства, Попов создавал и драматические многоплановые образы, добивался богатства психологических оттенков, мягкости переходов, при этом всегда тяготел к острой характерности. Среди других театральных работ: Яков («Яков Богомолов» М. Горького, 1962), Иоанн («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого, 1966), Лебедев («Иванов» А.П. Чехова, 1976). С 1947 снимался в кино: Чадвик («Память сердца», 1958), Отец Ольги («Дневные звёзды», 1968), Ефим Николаевич («Учитель пения», 1973) и др. В экранизациях произведений классиков Попов дал новую, оригинальную трактовку образов: Дюковский («Шведская спичка», 1954), Яго («Отелло», 1956), Ростовщик («Кроткая», 1960), Захар («Несколько дней из жизни Обломова», 1980). Государственная премия СССР (1950). Похоронен на Введенском кладбище. На доме, где он жил (Смоленская набережная, 5/13), — мемориальная доска.

Литература: Андрей Попов. Сборник статей, М., 1989.

Попов Валентин Сергеевич

Попо́в Валентин Сергеевич (1912, Москва - 1987, там же), москвовед, коллекционер. Из старинной купеческой фамилии; отец - инженер-текстильщик, мать - художница. В 1932-33 архитектор Центральных реставрационных мастерских, в 1936-39 учёный секретарь и старший хранитель Музея изящных искусств, в 1939-41 заведующий отделом фарфора и фаянса в музее Кускова. В середине 1940-х гг. осуждён по ложному обвинению, в 1954 освобождён, в 1956 реабилитирован. В 1957-74 главный хранитель Литературного музея. Составил объёмный каталог «Разрушенные храмы Москвы» (т. 1 - 1700-1914; т. 2 - 1914 - 1978; не опубликован). К материалам Попова обращались многие историки, музейные работники, издатели. Собрал коллекцию портретной миниатюры XVIII-XIX вв.

Литература: Вздорнов Г.И., «Нестяжательный москвовед», «Московский журнал», 1993, № 10.

Попов Георгий Михайлович

Попо́в Георгий Михайлович (1906, Москва — 1968, там же), партийный и государственный деятель. Окончил Промакадемию в Москве (1938). В 1938—45 второй секретарь МГК ВКП(б), в 1944—50 председатель Исполкома Моссовета. В 1945—49 первый секретарь Московского обкома и горкома ВКП(б), секретарь ЦК ВКП(б). С 1951 на хозяйственной и дипломатической работе. В 1939—41 и 1952—56 кандидат в члены ЦК, в 1941—52 член ЦК партии. Член Президиума ВС СССР в 1946—50.

Порываева Мария Григорьевна

Порыва́ева Мария Григорьевна (1923-1942), партизанка-разведчица. В начале Великой Отечественной войны добровольно вступила в Красную Армию. Неоднократно выполняла задания в тылу врага. В Псковской области выдана предателем и казнена фашистами. Именем Порываевой в 1962 названа улица (улица Маши Порываевой, бывшая Домниковская улица) в районе Садовой-Спасской улицы.

Посад

Поса́д Великий посад, Большой посад, название части территории Москвы, заселённой торговцами и ремесленниками. Возник в XII в. на берегу Москвы-реки, под Боровицким холмом, и в Зарядье. В XII—XIII вв. большая часть Посада располагалась на территории современного Кремля. В XIII в. на Посаде построен один из первых московских монастырей — Богоявленский. К концу XIV в. Посад простирался до современного Китайгородского проезда. В конце XV в. посадское население было вытеснено с территории Кремля. В XV—XVI вв. на Посаде возникли дворы бояр и духовенства, многочисленные подворья. Ремесленники были оттеснены в Зарядье, торговцы — в Замоскворечье. После постройки вокруг Посада Китайгородской стены стал называться Китай-городом.

Посохин Михаил Васильевич

Посо́хин Михаил Васильевич (1910, Томск — 1989, Москва), архитектор, народный архитектор СССР (1970), действительный член Академии художеств СССР (1979). Учился в Московском архитектурном институте (1935—38), в 1935 работал в мастерской А.В. Щусева. В 1963—67 председатель Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, заместитель председателя Госстроя СССР. Как главный архитектор Москвы (1960—82), начальник ГлавАПУ (1967 — 1982), руководитель разработки Генерального плана развития Москвы (утверждён в 1971) оказал значительное влияние на застройку города. Основные работы, выполненные совместно с А.А. Мндоянцем, Б.И. Тхором и др., занимают ключевые позиции в структуре города: высотное здание на Кудринской площади (1950—54), жилые дома на Новинском бульваре (1954), поликлиника в Ермолаевском переулке (1954), 6—10-этажные дома на Песчаной улице (1955—57), административное здание на Большой Садовой улице (1957), Дворец съездов в Кремле (ныне Государственный Кремлёвский Дворец), планировка и застройка Нового Арбата (1962—69) с кинотеатром «Октябрь» (1967), высотными домами, магазинами, ресторанами, комплекс зданий СЭВ (ныне здание Мэрии), экспериментальный жилой район Северное Чертаново (1972—82), Центр международной торговли на Краснопресненской набережной (1974—80), спортивный комплекс «Олимпийский» на проспекте Мира (1975—80), комплексы зданий Академии общественных наук при ЦК КПСС (1972—88) и МГИМО на проспекте Вернадского (1978—88). Государственная премия СССР (1949, 1954, 1980), Ленинская премия (1962). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Город для человека, М., 1980; Архитектура окружающей среды, М., 1989.

Постник (Посник) Иван

По́стник (По́сник) Иван архитектор середины XVI в. Идентифицируется с Постником Яковлевым, направленным в 1556 Иваном IV Грозным в числе других псковских строителей в Казань для возведения крепостных стен. В 1555 Постник совместно с зодчим Бармой начал строительство Покровского собора что на Рву в Москве (храма Василия Блаженного) — мемориального девятичастного храма в честь взятия Казани (1552). Композиционная близость этого храма к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове вызывала предположения о её исполнении теми же мастерами.

Литература: Гейдор Т.И., Барма и Постник, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 1, М., 1981.

Потаповский переулок

Пота́повский переу́лок (до 1922 Большой Успенский переулок), между Архангельским переулком и улицей Покровкой. Назван по имени предполагаемого строителя церкви Успения в Котельниках, или на Покровке, П. Потапова. В XVII в. переулок проходил по территории слободы котельников. В XVIII в. здесь стала селиться знать. Владение 6 принадлежало Р.М. Кошелеву (палаты середины XVIII в. вошли в состав существующей постройки); д. 7, во дворе, — перестроенный главный дом усадьбы Пашковых (1780—90-е гг.); д. 10 — усадьба Головиных, с особняком 1810-х гг. Наличие в переулке усадебных садов и малоэтажных строений стимулировало его застройку в конце XIX — первой трети XX вв.: д. 3 (1930—34) — типография; д. 5, корпуса 1 и 2 (1887—90, архитектор И.Ф. Червенко) — дома Абрикосовых, корпус 4 (1911, архитектор О.В. Дессин) — дом страхового общества «Якорь»; д. 10 (1914—16, архитектор В.Н. Волокитин); д. 12 (1913, архитектор И.Г. Кондратенко).

И.Д.

Потёмкин Григорий Александрович

Потёмкин Григорий Александрович (1739, село Чижово Смоленской губернии — 1791, близ г. Яссы), светлейший князь Таврический, государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1784). С 1746 в Москве. Записан в лейб-гвардейский конный полк. Учился в частном пансионе в Немецкой слободе, в 1756—60 в Московском университете, откуда был исключён в 1760 вместе с Н.И. Новиковым (причина точно не известна). Блистательная карьера Потёмкина началась в январе 1774, когда письмом императрицы Екатерины II он был «неприметно» приглашён в Петербург из действующей армии, в которую вступил волонтёром после начала русско-турецкой войны 1768—74. В том же году мать Потёмкина — Дарья Васильевна приобрела у князя С.В. Гагарина «двор с хоромами» в Москве, рядом со своим старым домом на Большой Никитской улице. Потёмкины были прихожанами церкви Вознесения за Никитскими воротами, куда делали богатые вклады. Потёмкин завещал землю из своего дворового места для строительства храма «Большое Вознесение» на Большой Никитской улице. Потёмкину принадлежали дворы в приходах церкви Грузинской Богоматери, Николая Чудотворца в Воробьине, парк на Воронцовом поле (до р. Яузы). Свыше 10 лет Потёмкины владели подмосковным селом Хорошёво (Троекурово) на р. Сетуни. Во время торжеств в Москве по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией в 1775 Потёмкину было поручено «главное смотрение» Оружейной палаты; по его распоряжениям во время пребывания двора в Москве в покои императрицы из собрания Оружейной палаты доставлялись «для рассмотрения» оклады, государственные регалии, парадная одежда, посуда.

Н.Ю. Болотина.

Потешная палата

Поте́шная пала́та государева, образовалась не позднее начала XVI в. Великокняжеская «потеха» с участием скоморохов — певцов, игрецов на музыкальных инструментах, плясунов, лицедеев, акробатов, дрессировщиков — была традиционной забавой при дворе московских князей. Ко второй половине XV в. относятся сведения о бывших при дворе «трубниках», «нагарниках», «набатниках» (трубачах, барабанщиках, литавристах). Составлявшие основу Потешной палаты скоморохи свозились в Москву из разных мест, прежде всего из Новгородской земли. Ко времени царствования Михаила Фёдоровича (1613—45) относятся сведения о причислении к Потешной палате иноземных музыкантов, выходцев главным образом из германских и польских земель, — «органников», «цымбальников» (клавесинистов), «скрыпотчиков» (исполнителей на скрипках, виолах). В 1630 из Голландии были выписаны органные мастера, обучившие нескольких русских учеников. В Потешной палате происходила большая часть княжеских увеселений, здесь хранилась «потешная утварь и рухлядь». Потешная палата располагала лучшими в Московском государстве исполнителями и сочинителями музыки, первоклассными мастерами музыкальных инструментов. Достигла расцвета в царствование Алексея Михайловича (1645—76), который, следуя веяниям нового времени (особенно после 1660), поддерживал светское искусство при дворе. Потешная палата помещалась в подклете Теремных покоев, входила в ведение царского постельничего, затем — Приказа тайных дел. За штатом Потешной палаты надзирала «сторожа» из 4 человек. Наряду с этим помещением существовали деревянные Потешные хоромы, которые Алексей Михайлович выстроил в 1646. В конце 1670-х гг. место Потешной палаты занял кремлёвский Потешный дворец.

Литература: Забелин И.Е., Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях, М., 1869.

О.В. Фраёнова.

Потешная палата государева

Образовалась не позднее начала XVI в. Великокняжеская «потеха» с участием скоморохов - певцов, игрецов на музыкальных инструментах, плясунов, лицедеев, акробатов, дрессировщиков - была традиционной забавой при дворе московских князей. Ко второй половине XV в. относятся сведения о бывших при дворе «трубниках», «нагарниках», «набатниках» (трубачах, барабанщиках, литавристах). Составлявшие основу Потешной палаты скоморохи свозились в Москву из разных мест, прежде всего из Новгородской земли. Ко времени царствования Михаила Фёдоровича (1613-45) относятся сведения о причислении к Потешной палате иноземных музыкантов, выходцев главным образом из германских и польских земель, - «органников», «цымбальников» (клавесинистов), «скрыпотчиков» (исполнителей на скрипках, виолах). В 1630 из Голландии были выписаны органные мастера, обучившие нескольких русских учеников. В Потешной палате происходила большая часть княжеских увеселений, здесь хранилась «потешная утварь и рухлядь». Потешная палата располагала лучшими в Московском государстве исполнителями и сочинителями музыки, первоклассными мастерами музыкальных инструментов. Достигла расцвета в царствование Алексея Михайловича (1645-76), который, следуя веяниям нового времени (особенно после 1660), поддерживал светское искусство при дворе. Потешная палата помещалась в подклете Теремных покоев, входила в ведение царского постельничего, затем - Приказа тайных дел. За штатом Потешной палаты надзирала «сторожа» из 4 человек. Наряду с этим помещением существовали деревянные Потешные хоромы, которые Алексей Михайлович выстроил в 1646. В конце 1670-х гг. место Потешной палаты занял кремлёвский Потешный дворец.

Литература: Забелин И.Е., Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях, М., 1869.

О.В. Фраёнова.

Потешные войска

Офицер и солдаты Семёновского полка.

Офицер и солдаты Семёновского полка.

Поте́шные войска́ военные отряды из «малых робяток», созданные царём Алексеем Михайловичем для «потех» царевича Петра. В 1682 у Кремлёвского дворца была разбита особая площадка для военных игр. Весной 1683 одиннадцатилетний Пётр перенёс игры в поле. С этого времени детская игра в «солдатики» постепенно переросла в практическое военное обучение. Летом 1685 в подмосковном селе Преображенском на берегу р. Яузы была построена «потешная крепость» Прешбург. В 1691 Потешные войска получили правильную организацию и разделились на два полка — Преображенский и Семёновский (по названию соседнего с Преображенским села), обмундированные по западноевропейскому образцу. Полки, обученные иностранными специалистами, составили основу русской гвардии. Они стали опорой Петра во время дворцового переворота 1689, а позднее отличились в ходе Северной войны 1700—21 (битвы под Нарвой, под Лесной, под Полтавой).

Потешный дворец

Потешный дворец в Кремле.

Потешный дворец в Кремле.

Москва.

Поте́шный дворе́ц в Кремле. Первоначально — усадьба тестя царя Алексея Михайловича И.Д. Милославского на месте хозяйственных построек Царского двора, на вытянутом участке между Кремлёвской стеной и проездом Сытного двора. Включала главное прямоугольное кирпичное здание на белокаменном подклете (1651) и два двора — северный (хозяйственный) и южный (парадный), сообщавшиеся арочным проездом под главным домом (в настоящее время заложен). В 1669 здание приобретено в казну, в 1671 было соединено с царским дворцом каменным переходом; с 1672, когда здесь стали устраивать спектакли придворного театра («потехи»), возникло название Потешный дворец. С 1679 служил жильём для членов царской семьи, перестраивался и расширялся. Объединял в своём компактном объёме домовую церковь, хозяйственные помещения нижних этажей, парадные покои третьго этажа, расположенные анфиладой вокруг среднего пространства сеней и лестницы. Сохранил характерную для древнерусских «хоромных» строений разновысотность — помещения с южной стороны выше, с восточной стороны выделялся высокий ярус церкви Похвалы Богородицы и нависающий на кронштейнах объём её алтарной части; открытой папертью служила плоская кровля трёхэтажной, более низкой средней части здания. Верх Потешного дворца первоначально украшали балюстрады, нарядность его фасадов с резными наличниками парадного этажа с южной стороны увеличивали белокаменные крыльца с декорированными колонками. Въезд во двор оформили парадные Львиные ворота, перекрытые тремя висячими арками с масками львов (разобраны в 1874—75). В конце XVII в. по приказу Петра I в Потешном дворце разместился Полицейский приказ. В 1806 здание перестраивалось И.В. Еготовым под жильё и канцелярию коменданта Москвы; с упразднённой домовой церкви сняли купола, первоначально декор заменили неоготическим, разобрали переход между Потешным дворцом и царским дворцом, превратив восточный фасад в главный, выходящий на Дворцовую улицу, по линии которой в целях симметрии достроили северное крыло. В 1874—75 Н.А. Шохин при ремонте Потешного дворца постарался вернуть ему первоначальный вид и восстановил ряд резных украшений.

Потопчина Евгения Владимировна

Потопчина́ Евгения Владимировна (1882-1962), артистка оперетты. В юности выступала как гимнастка. Профессиональную деятельность начала в Петербурге. В Москве с 1911, в труппе мужа - Б.Е. Евелинова, первая актриса Никитского театра (Большая Никитская улица, 19; в статье Московская оперетта). Популярность актрисы была настолько велика, что театр стал называться «Оперетта Потопчиной». По воспоминаниям современников, дома Москвы были обклеены её афишами, а извозчики разъезжали по городу с приколотыми на спину её портретами (за что получали плату от Евелинова). Комедийный дар Потопчиной, музыкальность и артистизм оказали влияние на развитие амплуа субреток, травести и каскадного мастерства. Среди лучших ролей: Дениза («Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве), Маскотта («Маскотта» Э. Одрана), Стасси, Сильва («Сильва» И. Кальмана), Валентина, Илона («Весёлая вдова», «Цыганская любовь» Ф. Легара). После закрытия Никитского театра в конце 1919 Потопчина эмигрировала в Германию (1920), затем в США. Жила в Малом Кисловском переулке: в 1911 с мужем купила особняк Дубновых, впоследствии проданный эстонской миссии.

О.С. Лебедева.

Потылиха

Поты́лиха местность на юго-западе Москвы, на р. Сетуни, близ её устья. Соседствует на северо-востоке с Бережками и Красным лугом, на западе с Троице-Голенищевом, на юге с Воробьёвыми горами. Название — от бывшей слободы. На территории Потылихи — Сетуньское городище. В XIX в. Потылиха — дачная местность. С 1917 в черте Москвы. В 20-х гг. на Потыхиле сооружены первые павильоны киностудии «Мосфильм» (ныне студия занимает большую часть территории Потылихи). С 60-х гг. район массового жилищного строительства. Основные магистрали: Мосфильмовская улица, Воробьёвское шоссе. Название сохранилось в наименовании улицы Потылихи.

Почвенно-агрономический музей имени В.Р. Вильямса

Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева

(Тимирязевская улица, 55). Создан в 1934 как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, открыт для посещений в 1954; в основу музейного собрания легли собиравшиеся В.Р. Вильямсом и его учениками с 1888 коллекции почвенных монолитов, образцов почв и горных пород, гербарий и др. Ныне в фондах музея 50 тыс. единиц хранения, в том числе монолиты, отдельные горизонты, смешанные образцы пахотных и целинных земель. Располагается в специально построенном здании на территории академии (1938-50, архитектор М.И. Осипов при участии Вильямса). Экспозиция (более 1 тыс. экспонатов) строится по разработанному Вильямсом почвенно-географическому принципу и посвящена в основном проблеме рационального использования и охране почв.

Литература: Почвенно-агрономический музей имени В.Р. Вильямса. Путеводитель, М., 1968.

Почвенно-агрономический музей имени В.Р. Вильямса Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева

По́чвенно-агрономи́ческий музе́й и́мени В.Р. Ви́льямса Моско́вской сельскохозя́йственной акаде́мии и́мени К.А. Тимиря́зева (Тимирязевская улица, 55). Создан в 1934 как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, открыт для посещений в 1954; в основу музейного собрания легли собиравшиеся В.Р. Вильямсом и его учениками с 1888 коллекции почвенных монолитов, образцов почв и горных пород, гербарий и др. Ныне в фондах музея 50 тыс. единиц хранения, в том числе монолиты, отдельные горизонты, смешанные образцы пахотных и целинных земель. Располагается в специально построенном здании на территории академии (1938—50, архитектор М.И. Осипов при участии Вильямса). Экспозиция (более 1 тыс. экспонатов) строится по разработанному Вильямсом почвенно-географическому принципу и посвящена в основном проблеме рационального использования и охране почв.

Литература: Почвенно-агрономический музей имени В.Р. Вильямса. Путеводитель, М., 1968.

Почвенный институт имени В.В. Докучаева

Почвенный институ́т имени В.В. Докучаева (Пыжевский переулок, 7). Организован по предложению В.И. Вернадского в 1927 в Ленинграде на базе Почвенного отдела Комиссии по изучению производительных сил (КЕПС) АН СССР, в 1934 переведён в Москву. Исследования по теории почвоведения; изучение почвенного покрова России; разработка комплексных мероприятий по повышению плодородия почв и др.

Почвы

Статья большая, находится на отдельной странице.

почётный гражданин Москвы

Почётный граждани́н Москвы́ московское почётное гражданство, почётное звание, присваивавшееся (с 1866) за особые заслуги перед городом. Процедура присвоения звания происходила по заявлению гласных Городской думы собранию Думы, которое выносило приговор об исходатайствовании согласия императора. Затем городской голова посылал специальное уведомление московскому губернатору или генерал-губернатору для представления министру внутренних дел, который выносил этот вопрос на рассмотрение императора. После получения императорского соизволения Дума готовила специальный диплом (грамоту) на звание «почётный гражданин Москвы», который, как правило, в произвольной форме оформляли известные московские художники. Городской голова торжественно вручал диплом новому почётному гражданину.

Звание почётного гражданина было присвоено: в 1866 — князю А.А. Щербатову «за его существенно полезную для столицы деятельность в должности московского городского головы»; посланнику Североамериканских штатов Фоксу; в 1875 — московскому генерал-губернатору князю В.А. Долгорукову «за постоянное содействие успехам городского хозяйства...»; в 1881 — хирургу Н.И. Пирогову «в связи с 50-летним юбилеем медицинской деятельности»; в 1883 — доктору государственного права Московского университета Б.Н. Чичерину в связи с уходом в отставку с поста городского головы; в 1897 — коммерции советнику П.М. Третьякову за дар Москве «драгоценного собрания произведений русских художников...»; в 1901 — А.А. и А.П. Бахрушиным «в знак искренней признательности городского общества за щедрые пожертвования в разное время недвижимых имуществ и капиталов городу Москве»; в 1906 — городскому голове князю В.М. Голицыну за «заслуги в управлении городом» при выходе его в отставку; в 1916 — чрезвычайному и полномочному послу Великобритании «в ознаменование дружеских симпатий к великой и славной британской нации и в дань глубокого почтения к гостю, отдавшему все силы делу русско-английского сближения».

После 1917 присвоение звания прекращено. В 1994 Московской мэрией принято решение о возобновлении традиции его присвоения.

М.К. Кустова.

Почта

В Москве как специальная служба для пересылки письменных сообщений почтовая связь появилась в XIII в. На Руси существовала «повозная повинность» - выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. Ямские дворы (ямы) были построены на всех дорогах, отходящих от Москвы. В XVI в. создан Ямской приказ, руководивший «ямской гоньбой». С учреждением Почтового департамента в Москве с 1782 ямы стали называться почтовыми станциями. Одни из первых почтовых маршрутов, организованные из Москвы в Ригу (1665) и в Вильно (1669), позволили обмениваться корреспонденцией с зарубежными странами. Для организации пересылки почты в 1700 учреждён Московский почтамт. С 1781 кроме писем и посылок по почте начали посылать деньги, ввели доставку корреспонденции почтальонами. После сооружения в 1851 Николаевской железной дороги между Москвой и Петербургом расширилась возможность передачи почтовых отправлений по всему пути следования поездов. В 1844-45 в Москве организована городская почтовая связь, для которой в 1848 были введены специальные штемпелёванные конверты (конверт с напечатанным на нём государственным гербом - знаком почтовой оплаты) и установлены почтовые ящики для приёма писем. В 1858 введены почтовые марки.

В 1913 на территории Москвы имелось 40 почтовых отделений, расположенных главным образом внутри Садового кольца. В 1917-21 функции почтовой связи были расширены: в её ведение, в частности, переданы организация подписки и распространение периодической печати. К 1995 в Москве действовали предприятия связи, на которых производилась обработка почтовых отправлений различных назначений: прижелезнодорожная почта, отделения перевозки почты по железным дорогам и по авиалиниям главного центра магистральных перевозок почты, Московский почтамт, Международный почтамт, около 650 отделений связи, 54 автоматизированных пункта связи «Почта-автомат», более 6 тыс. наружных почтовых ящиков. За 1994 предприятиями почтовой связи обработано 574 млн. исходящих, 608 млн. входящих и 2,6 млрд. транзитных писем и открыток; 18,7 млн. исходящих, 7,8 млн. входящих и 123,3 млн. транзитных посылок; более 3 млрд. газет и журналов. Почтовая связь между крупными предприятиями осуществляет такие виды услуг, как пневматическая почта и электронная почта для передачи письменных сообщений в любую точку земного шара.

М.Г. Крылова, В.Г. Гейнц.

Почтамт

Почта́мт см. Московский почтамт

Почтовая связь

Почто́вая связь почта. В Москве как специальная служба для пересылки письменных сообщений почтовая связь появилась в XIII в. На Руси существовала «повозная повинность» — выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. Ямские дворы (ямы) были построены на всех дорогах, отходящих от Москвы. В XVI в. создан Ямской приказ, руководивший «ямской гоньбой». С учреждением Почтового департамента в Москве с 1782 ямы стали называться почтовыми станциями. Одни из первых почтовых маршрутов, организованные из Москвы в Ригу (1665) и в Вильно (1669), позволили обмениваться корреспонденцией с зарубежными странами. Для организации пересылки почты в 1700 учреждён Московский почтамт. С 1781 кроме писем и посылок по почте начали посылать деньги, ввели доставку корреспонденции почтальонами. После сооружения в 1851 Николаевской железной дороги между Москвой и Петербургом расширилась возможность передачи почтовых отправлений по всему пути следования поездов. В 1844—45 в Москве организована городская почтовая связь, для которой в 1848 были введены специальные штемпелёванные конверты (конверт с напечатанным на нём государственным гербом — знаком почтовой оплаты) и установлены почтовые ящики для приёма писем. В 1858 введены почтовые марки.

В 1913 на территории Москвы имелось 40 почтовых отделений, расположенных главным образом внутри Садового кольца. В 1917—21 функции почтовой связи были расширены: в её ведение, в частности, переданы организация подписки и распространение периодической печати. К 1995 в Москве действовали предприятия связи, на которых производилась обработка почтовых отправлений различных назначений: прижелезнодорожная почта, отделения перевозки почты по железным дорогам и по авиалиниям главного центра магистральных перевозок почты, Московский почтамт, Международный почтамт, около 650 отделений связи, 54 автоматизированных пункта связи «Почта-автомат», более 6 тыс. наружных почтовых ящиков. За 1994 предприятиями почтовой связи обработано 574 млн. исходящих, 608 млн. входящих и 2,6 млрд. транзитных писем и открыток; 18,7 млн. исходящих, 7,8 млн. входящих и 123,3 млн. транзитных посылок; более 3 млрд. газет и журналов. Почтовая связь между крупными предприятиями осуществляет такие виды услуг, как пневматическая почта и электронная почта для передачи письменных сообщений в любую точку земного шара.

М.Г. Крылова, В.Г. Гейнц.

«Пражская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Пра́жская» станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1985. Архитекторы З. Халупа, В.А. Черемин. Выходы — по подземным переходам на улицы Красный Маяк, Кировоградская, Днепропетровская. В отделке станции использованы керамическая плитка коричневых тонов, которой облицованы стены, золотистый металл, покрывающий прямоугольные формы колонны. Станцию украшают белый подвесной потолок, рассеивающий льющийся сверху свет. В архитектурно-художественном оформлении использованы эскизы чешских мастеров. В вестибюле размещены скульптуры, символизирующие образ Праги, в переходе — скульптура, олицетворяющая р. Влтаву. У входа на станцию — скульптурная композиция «Космонавты».

«Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко»

«Прее́мник Алексе́я Гу́бкина А. Кузнецо́в и Ко» Торгово-промышленное товарищество, крупнейшая в Российской империи и одна из наиболее крупных в мире чаеторговых фирм. Паевое товарищество учреждено в 1891 с основным капиталом 10 млн. рублей. Правление — в Москве, в Средних торговых рядах; председатель в 1891—1917 А.Е. Владимиров. Фирма ведёт своё начало от предприятия по торговле чаем на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, основанного в 1840 в г. Кунгуре Пермской губернии кунгурским купцом 1-й гильдии А.С. Губкиным (1816—83). В 1881 правление фирмы перенесено в Москве, в 1884 внук и наследник А.С. Губкина А.Г. Кузнецов (1856—95) преобразовал её в торговый дом под названием «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко». До 1899 товариществу принадлежал крупный сахарорафинадный завод в Сокольниках. В 1895 фирмой открыта и оборудована чаеразвесочная фабрика в Москве (Нижняя Сыромятническая улица, 11), затем в других городах. Главный склад находился в Москве, в Средних торговых рядах. В 1890-х гг. фирма перешла к непосредственным закупкам чая в местах его производства и на чайном рынке в Лондоне. Фирма Губкина—Кузнецова входила в число наиболее доходных предприятий Российской империи. Торговые и промышленные предприятия фирмы национализированы в сентябре 1919, вошли в состав объединения «Центрочай».

Литература: Торгово-промышленное товарищество «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко». 1891—1916. Юбилейный очерк, М., 1917.

С.В. Ильин.

Президентский оркестр

Комендатуры Московского Кремля

включает около 100 человек. Создан в 1935 как военно-духовой оркестр полка специального назначения НКВД СССР (охрана Московского Кремля), с 1938 перешёл в подчинение Управления коменданта Московского Кремля, в 1993 распоряжением президента Российской Федерации получил современное название. В состав оркестра помимо духовых входит полная группа струнных смычковых инструментов. Обеспечивает государственные мероприятия, проводимые президентом (церемонии встреч и приёмов на высшем уровне, концерты) как в России, в том числе в Москве, так и за рубежом. В репертуаре - произведения различных жанров, включая симфонические. В разные годы оркестром руководили подполковники Н.В. Миров, И.М. Перегудов, Г.Д. Смущенко, Н.А. Золотарёв, майор В.С. Далёкий, полковник В.Л. Иванов, с 1996 - народный артист Российской Федерации подполковник П.Б. Овсянников.

Х.М. Хаханян.

Президентский оркестр комендатуры Московского Кремля

Президе́нтский орке́стр комендату́ры Моско́вского Кремля́ включает около 100 человек. Создан в 1935 как военно-духовой оркестр полка специального назначения НКВД СССР (охрана Московского Кремля), с 1938 перешёл в подчинение Управления коменданта Московского Кремля, в 1993 распоряжением президента Российской Федерации получил современное название. В состав оркестра помимо духовых входит полная группа струнных смычковых инструментов. Обеспечивает государственные мероприятия, проводимые президентом (церемонии встреч и приёмов на высшем уровне, концерты) как в России, в том числе в Москве, так и за рубежом. В репертуаре — произведения различных жанров, включая симфонические. В разные годы оркестром руководили подполковники Н.В. Миров, И.М. Перегудов, Г.Д. Смущенко, Н.А. Золотарёв, майор В.С. Далёкий, полковник В.Л. Иванов, с 1996 — народный артист Российской Федерации подполковник П.Б. Овсянников.

Х.М. Хаханян.

Преображенская больница

Преображе́нская больни́ца психиатрическая больница. Открыта в 1808 (Московский доллгауз) около бывшей Солдатской Преображенской слободы. См. Психиатрическая больница № 3, Психиатрическая больница № 4.

Предыдущая страница Следующая страница