Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГОЛ"-"ГОР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГОЛ"-"ГОР")

Головинские пруды

Голови́нские пруды́ на северо-западе Москвы, в районе Головина, вблизи Головинского кладбища. Представляют собой каскад из трёх прудов: Верхнего, Малого и Большого Головинского. Общая площадь 18 га. Средняя глубина 2,5 м. Питание главным образом из Химкинского водохранилища. Через Головинские пруды проходит Лихоборский канал, вытекает р. Лихоборка; осуществляется обводнение р. Яузы. Северный берег Большого Головинского пруда укреплён железобетонными плитами. Используются для отдыха, купания и прогулок на лодках.

Головинский старый дворец

Голови́нский ста́рый дворе́ц см. Екатерининский дворец.

Головинское кладбище

Голови́нское кла́дбище на северо-западе Москвы, южнее Химок-Ховрина (Головинское шоссе, 13), близ Ленинградского шоссе. Площадь 15 га. Основано в 1951 в районе бывшего села Головино (отсюда название). На Головинском кладбище похоронены Герои Советского Союза А.И. Марков, Н.А. Евстафьев и П.А. Гражданкин, конструктор автоматического стрелкового оружия генерал-лейтенант В.Г. Фёдоров и др.

Головины

Головины́ дворянский и графский род. Родоначальник - «выезжий иноземец» из Сурожа Стефан Васильевич Ховра. Его правнук Иван Владимирович Голова, крестник великого князя московского Ивана III, стал основателем фамилии. Головины снабжали деньгами князей и бояр московских, отдавая деньги под проценты, строили каменные палаты и церкви в Москве (Иван Голова в 1473 вместе с отцом Владимиром Григорьевичем участвовал в строительстве Успенского собора). Двор Головиных находился в Кремле близ Фроловских (Спасских) ворот. На этом дворе ими была построена каменная церковь Воздвижения Креста. Более 300 лет род Головиных поддерживал связи с московским Симоновым монастырем, отдавая «на помин души» земельные и денежные вклады. В монастыре на их средства построены кирпичная монастырская ограда, колокольня, церковь Преображения. Сын Ивана Владимировича Головы - Пётр в 1512 был «с казною» в походе на Смоленск, в 1519 упомянут как казначей. В 1527 защищал Москву от вторжения крымских войск. Приближённый великого князя Василия III, присутствовал при составлении его духовной грамоты (1533). От брака с князем М.В. Одоевской имел шесть сыновей (Михаил, Иван-Фома, Василий, Пётр, Михаил Меньшой, Алексей); его дочь Анастасия Петровна вышла замуж за боярина и воеводу Ивана IV Грозного - князя А.Б. Горбатого-Шуйского, казнённого в 1565 вместе с казначеем Петром Петровичем Головиным и Михаилом Петровичем Меньшим. В начале правления Бориса Годунова Головины попали в опалу; вернулись в Думу при Лжедмитрии. В XVII в. было несколько ветвей рода Головиных, особенно известна младшая ветвь (потомки боярина Михаила Петровича Головина): Автоном Михайлович (1667 - 1720), внук М.П. Головина, сподвижник Петра I, один из создателей русской регулярной армии. Фёдор Алексеевич (1650-1706, Глухов), дипломат, сподвижник Петра I, составил и заключил Нерчинский договор 1689 с Китаем, участник Азовских походов 1695-96. С 1697 возглавлял Оружейную, Золотую и Серебряную палаты, в 1898-99 руководил Военно-морским приказом и Монетным двором, с 1700 возглавлял Посольский приказ, адмирал (1699), генерал-фельдмаршал (1700). Фамильная усадьба Головиных находилась в селе Петровском Звенигородского уезда; одна из усадеб находилась в Лефортове, на левом берегу р. Яузы, где был построен так называемый Головинский дворец (в 1770-х гг. на его месте сооружён Екатерининский дворец) и разбит парк. По дворцу названа Головинская набережная. Его внук Николай Николаевич (?-1820), граф, гофмейстер двора императора Александра I, член Государственного совета, женат на княгине В.Н. Голицыной. Их дома находились на Пречистенке и Сретенке. Из рода Головиных происходили: Фёдор Александрович (1867 или 1868, Московская губерния - 1937?), предприниматель, общественный и политический деятель, в 1898-1907 член (в 1904 председатель) Московской губернской земской управы, лидер Московского губернского комитета партии кадетов, член 2-й и 3-й Государственных дум; Николай Николаевич (1875, Москва - 1944, Франция), военный историк и теоретик, генерал-лейтенант (1917), один из организаторов Общества ревнителей военных знаний (1905), участник первой мировой войны (с 1919 в эмиграции).

О.Г. Тимофеева.

Голодянка

См. Гляденка.

«Голос Москвы»

«Го́лос Москвы́» ежедневная общественно-политическая газета, фактически центральный орган «Союза 17 октября». Издавалась с 23 декабря 1906 до 30 июля 1915. Издатели: А.И. Гучков (1906—07), «Московское товарищество для издания книг и газет» (1907—13) и «Московские издательские товарищества на паях» (1913—15). Редакторы: А.И. Гучков (1906—07), его брат Ф.И. Гучков (фактически главный редактор в 1907—14 как директор-распорядитель «Московского товарищества...») и др. Постоянные авторы: П.В. Безобразов, В.И. Герье, Л.А. Камаровский и др. Газета поддерживала политику правительства, но требовала умеренных реформ. Публиковала информацию по России и зарубежным странам, городскую хронику и др. Еженедельное приложение «Иллюстрированное обозрение» (1909—12, затем нерегулярно). Редакция размещалась по адресу: Леонтьевский переулок, 5а.

Голосов Илья Александрович

И. А. Голосов. Жилой дом на Яузском бульваре.

И. А. Голосов.

Жилой дом на Яузском бульваре.

Москва.

Го́лосов Илья Александрович (1883, Москва - 1945, там же) архитекторы, брат П.А. Голосова. Учился в МУЖВЗ (1907 - 1912), петербургской Академии художеств (1912-15). В 1919-45 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, Вхутемасе - Вхутеине, Московском архитектурном институте (профессор с 1920). В 1918-19 испытал влияние И.В. Жолтовского, под руководством которого работал в архитектурной мастерской Моссовета над планом реконструкции «Новая Москва». Участвовал в конкурсах на проекты Дворца Труда (1922-23), здания АО «Аркос» (1924), Дворца Советов (1932). В начале 20-х гг. разрабатывал теорию построения архитектурных форм, в 1920-24 возглавлял творческое течение «символического романтизма». С 1926 входил в ОСА, один из ведущих мастеров конструктивизма. Работы отличаются смелой динамикой и целостностью архитектурные решения (клуб имени С.М. Зуева). В 30-х гг. обратился к формам рационализированной классики (жилые дома на Яузском бульваре, Долгоруковской улице - оба 1934-36; здание Высшей профсоюзной школы, 1936; административное здание на Большой Пироговской улице, 1939). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Голосов Пантелеймон Александрович

Го́лосов Пантелеймон Александрович (1882, Москва — 1945, там же), архитектор, брат И.А. Голосова. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище (1898—1905), МУЖВЗ (1906—11). В 1918—45 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, Вхутемасе — Вхутеине, Московском архитектурном институте; ученики — Л.Б. Великовский, М.Г. Бархин и др. С 1925 входил в ОСА, выполнил ряд работ в духе функционализма, в том числе Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья имени Н.М. Федоровского (ВИМС) на Новинском бульваре (1928—30), Комбинат газеты «Правда» (1929—35), выстроил жилые дома на Большой Бронной улице (1937—38), Дорогомиловской набережной (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Голубинский лесопарк

Голу́бинский лесопа́рк на юго-западе Москвы, на Теплостанской возвышенности, между Голубинской улицей, проездом Одоевского, МКАД и Профсоюзной улицей. Площадь Голубинского лесопарка вместе с примыкающими к нему берёзово-осиновым лесом и зарастающей луговиной около 35 га. Вдоль восточной границы в глубоком овраге протекает р. Битца. В месте слияния реки и её притока находится заросшее тростником и рогозом низинное болото. Лесная растительность представлена дубравами с подлеском из лещины, жимолости и бересклета, а также березняками и осинниками с густыми зарослями крушины и рябины. Из лесных трав распространены папоротники, осоки, вороний глаз, звездчатка жестколистная, лютик кашубский, копытень, пролесник, зеленчук жёлтый, герань лесная и др.; встречаются редкие и особо охраняемые виды — ландыш, майник, медуница, сочевичник весенний, брусника, незабудка болотная и т.п. В Голубинском лесопарке обитают крот, бурозубки, полёвки, заяц-русак, ласка, из птиц — дрозд-рябинник, пеночка, соловей и др. Ближайшая станция метро — «Тёплый Стан».

Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.

Голубкина Анна Семёновна

А. С. Голубкина.

А. С. Голубкина.

Голу́бкина Анна Семёновна (1864, Зарайск — 1927, там же), скульптор. Училась в Москве в Классах изящных искусств художника-архитектора А.О. Гунста у С.М. Волнухина (1889—90), в МУЖВЗ (1891—94) у С.И. Иванова, в петербургской Академии художеств (1894). В Париже, частично на средства, выделенные в долг Московским обществом любителей художеств, работала в мастерской Ф. Коларосси (1895—96), в собственной мастерской; пользуясь советами О. Родена (1897—98), обучалась мастерству обработки мрамора. В очень ёмких по своему пластически-образному языку произведениях отразила глубоко индивидуальное и очень цельное видение духовной жизни русского общества 1900—10-х гг., пронизывающих его настроений тревожного ожидания, предчувствия перемен и страстной веры в будущее. В 1901—03, будучи в близкой дружбе с семьёй директора Коммерческого училища А.Н. Глаголева, Голубкина преподавала там в скульптурном классе, а также совместно с художником Н.П. Ульяновым в частных классах живописи и скульптуры в собственной мастерской в Крестовоздвиженском переулке, здесь же выполнила по заказу С.Т. Морозова монументальный горельеф «Пловец» (другие названия «Волна», «Море житейское», гипс, 1901), помещённый над боковым входом здания МХАТа в Камергерском переулке.

Голубкина была особенно близка с семьёй художницы Н.Я. Симонович-Ефимовой и скульптора-анималиста И.С. Ефимова, пользовалась особым уважением И.Е. Репина, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, И.Э. Грабаря, из скульпторов была творчески и дружески связана с С.Т. Конёнковым. Голубкина создала целую серию выразительных портретов, чрезвычайно разнообразных как своим внутренним строем, так и богатейшими пластическими нюансами выявления человеческого темперамента («С.Т. Морозов», 1902, «А.Н. Глаголев», 1906, «Н.Я. Симонович-Ефимова», 1907, «Андрей Белый», 1907, «Вячеслав Иванов», 1914, — все гипс, Музей-мастерская А.С. Голубкиной; «А.М. Ремизов», «А.Н. Толстой» — оба 1911, «В.Ф. Эрн», 1913, — все дерево, ГТГ). В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 Голубкина не только ухаживала за ранеными рабочими, которые нашли приют в стенах Коммерческого училища, но и со свойственной ей горячностью стремилась участвовать в уличных стычках. По заданию Московского комитета РСДРП выполнила бюст Карла Маркса (гипс, 1905, ГТГ).

С 1910 постоянно жила в Москве при собственной мастерской в Большом Лёвшинском переулке, 12, где занималась с учениками; преподавала также на Пречистенских рабочих курсах (1913—16) и во Вхутемасе (1918—22). В 1914—15 в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ) состоялась первая персональная выставка Голубкиной «В пользу раненых на фронтах первой мировой войны». В 1918 участвовала в организации Московского союза скульпторов-художников, в 1926 организатор и член Общества русских скульпторов. На здании мастерской в Большом Лёвшинском переулке — мемориальная доска; в 1932 открыт Музей-мастерская А.С. Голубкиной (в 1952—75 не функционировал), где собраны её работы: станковая скульптура, камеи, рисунки, а также инструменты, личные вещи.

Сочинения: Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1923.

Литература: Лукьянов С., Жизнь А.С. Голубкиной, М., 1975; А.С. Голубкина. Письма. Воспоминания современников, М., 1983; Каменский А.А., А. Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура, М., 1990.

Е.М. Ивановская.

Музей-мастерская А. С. Голубкиной.

Музей-мастерская А. С. Голубкиной.

Москва.

«Голубятня»

«Голубятня» (2-й Верхний Михайловский проезд, 4). Усадебный павильон (или «дача»), построенный в формах зрелого классицизма в начале XIX в.; название «Голубятня» связано с преданием, согласно которому здание служило усадебной голубятней графа А.Г. Орлова. Центрическая 3-ярусная постройка с квадратным в плане каменным нижним этажом и поставленной на него широкой ротондой завершена изящным бельведером; оба верхних яруса - деревянные, окружены лёгкими просторными кольцевыми колоннадами с широко расставленными колоннами (вокруг ротонды тосканскими, в бельведере ионическими). Вход в нижнем ярусе оформлен строгим портиком с парами сдвоенных колонн, поставленных на облицованный камнем цоколь с полукруглыми лестничными маршами. Сохранился купольный зал ротонды, отличающийся, как и всё здание, гармоничными пропорциями.

М.В. Нащокина.

Гольденвейзер Александр Борисович

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера.

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера.

Москва.

Гольденве́йзер Александр Борисович (1875, Кишинёв — 1961, посёлок Николина Гора, близ Москвы), пианист, педагог, композитор, народный артист СССР (1946). Его отец — юрист и литератор. Гольденвейзер жил в Москве с 1883. Окончил Московскую консерваторию в 1895 как пианист, в 1897 как композитор. Среди педагогов — С.И. Танеев, А.С. Аренский и М.М. Ипполитов-Иванов. Важную роль в творческом формировании Гольденвейзера сыграло дружеское общение с С.В. Рахманиновым, А.Н. Скрябиным, Н.К. Метнером. Сильное воздействие на его мировоззрение оказал Л.Н. Толстой (с 1896), что отразилось в книге Гольденвейзера «Вблизи Толстого» (т. 1—2, М., 1922—23). Вёл большую работу в просветительных и благотворительных обществах, в том числе «Пречистенских бесплатных классах для взрослых рабочих и работниц», «Московском обществе содействия устройству общеобразовательных народных развлечений». Возглавлял в 1918—19 Музыкальный совет при Художественно-просветительском отделе Моссовета. С 1901 выступал в печати как музыкальный критик. Концертировал до 1956, часто выступал в ансамблях, в том числе со скрипачами Д.Ф. Ойстрахом, Л.Б. Коганом, виолончелистами С.Н. Кнушевицким, М.Л. Ростроповичем, П. Касальсом, с квартетом имени Л. ван Бетховена и др.

В 1897—1918 преподавал в Николаевском сиротском институте, Елизаветинском и Екатерининском институтах, в 1904—06 — в Московском филармоническом училище. С 1906 профессор Московской консерватории (в 1922—24 ректор, в 1939—42 директор). В 1931—36 художественный руководитель организованной им «Особой детской группы» при консерватории, в 1936—41 художественный руководитель Центральной музыкальной школы. Создал свою пианистическую школу. Среди учеников — С.Е. Фейнберг, Г.Р. Гинзбург, А.Л. Каплан, Р.В. Тамаркина, Т.Н. Николаева, Д.А. Башкиров, Л.Н. Берман, И.В. Малинина, Д.А. Паперно.

Автор музыкальных сочинений (42 опуса, в том числе 3 оперы), редакций многих фортепьянных сочинений (в том числе концертов, трио П.И. Чайковского), книги «О музыкальном искусстве» (М., 1975).

Государственная премия СССР (1947). Похоронен на Ваганьковском кладбище. Музей-квартира Гольденвейзера (Тверская улица, 17), где сохраняются обстановка, архивы, личные вещи и т.д., — с 1955 филиал Центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Сочинения: Дневник. Первая тетрадь (1889—1904), 1995; Дневник. Тетради вторая — шестая, М., 1997.

Литература: А.Б. Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания, М., 1969; В классе А.Б. Гольденвейзера, М., 1986.

С.В. Грохотов.

Гольц Георгий Павлович

Гольц Георгий Павлович (1893, Болшево Московской губернии — 1946, Москва), архитектор, график, театральный художник. В 1922 окончил Вхутемас, где учился у Н.А. Ладовского, испытал влияние И.В. Жолтовского. Входил в ОСА (1925—31). В 1934—46 преподавал в Институте аспирантуры Академии архитектуры СССР, ученики — Д.И. Бурдин, Г.А. Захаров. Первоначально был связан с конструктивизмом, позже стал широко использовать формы древнегреческой архитектуры, Высокого Возрождения, русского классицизма. Участвовал в конкурсах на проекты Дворца культуры Пролетарского района (1930), Дворца Советов (1930, 3-я премия). По проектам Гольца построены гараж Совнаркома в Каретном ряду (1920), комплекс фабрики «Всекохудожник» на Балтийской улице (д. 14) и Часовой улице (д. 26) (1933—41), Большой Устьинский мост, сходы к Москве-реке (1936), шлюз и ротонда насосной подстанции на р. Яузе (1937—39), жилой дом на Большой Калужской улице (д. 22, 1939—40; Государственная премия, 1941). Работал художником в Московском детском театре («Робин Гуд», режиссёр С.С. Заяцкий, 1925; «Негритёнок и обезьяна», режиссёры Н.И. Сац, С.Г. Розанова, 1927, и др.) и Театре имени Евг. Вахтангова («Электра», 1946). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Быков В.Е., Г. Гольц, М., 1978.

Гольяново

Местность на севере Москвы, к востоку от Щёлковского шоссе. Соседствует на юге с Северным Измайловом, на северо-западе с Черницыном, на востоке примыкает к МКАД. Название - от бывшего села, известного с XVII в. С 1960 в черте Москвы. С начала 70-х гг. район массового строительства (руководитель проекта - архитектор В.А. Нестеров). Название сохранилось в наименовании Гольяновских улицы и проезда. Основные улицы: Чусовская, Уральская, Уссурийская. В 1972 на углу Уральской улицы и Щёлковского шоссе открыт Автовокзал; рядом - станция метро «Щёлковская».

Гончарная набережная

Гонча́рная на́бережная (до 1900 часть Котельнической набережной), на левом берегу Москвы-реки, между 1-м Гончарным переулком и Большим Краснохолмским мостом. Названа по Гончарной слободе. Одна из самых коротких набережных Москвы (длина 269 м). В 1870-х гг. сооружена каменная набережная, в 1930-х гг. проведена реконструкция. Вблизи Гончарной набережной — станция метро «Таганская».

Гончарная слобода

Гонча́рная слобода́ Располагалась на левом берегу р. Яузы, близ её устья, на Таганском холме (в Заяузье). Возникла в XVI в. как поселение гончаров (отсюда название). Название сохранилось в наименовании Гончарной улицы, Гончарных переулков и Гончарной набережной. На Гончарной улице — церковь Успения в Гончарах и палаты XVII в. С XVIII в. с исчезновением слободского уклада территория Гончарной слободы застраивалась дворянскими усадьбами и домами купцов-старообрядцев.

Литература: Рабинович М.Г., Гончарная слобода в Москве в XVI—XVIII вв., в книге: Материалы и исследования по археологии СССР, в. 7, М., 1947.

Горбатый мост

Горба́тый мост, построен в середине XVIII в. через проток Старого русла реки Пресни на плотине Нижнего Пресненского пруда. Когда в 1806 на Пресненских прудах был устроен первый московский публичный сад, Горбатый мост был облицован белым камнем, оборудован фигурными фонарями. Реставрирован в 1980-х гг.

Горбунов Иван Фёдорович

Горбуно́в Иван Фёдорович (1831, село Ивантеево (Коптино) Московского уезда Московской губернии — 1895, Петербург), писатель, актёр. Заложил вместе с А.Н. Островским основы национального театра бытовой драмы; зачинатель отечественного литературно-сценического жанра устного рассказа. Родился в семье дворового человека. Учился в Набилковском училище (о создании его купцом Ф.Ф. Набилковым позднее написал в рассказе «Из московского захолустья»), затем в Москве во 2-й и 3-й гимназиях (вышел по причине отсутствия средств из 6-го класса), в МУЖВЗ, где один из его учителей Н.В. Берг (автор «Московских воспоминаний», 1884) познакомил Горбунова с Островским. В 1853 в доме драматурга (Большой Николоворобинский переулок, 3—9), где Горбунов жил, переписывая его пьесы, начинающий прозаик с успехом рассказал принёсшие ему впоследствии известность первые три «сцены» из московской жизни (в том числе «Сцены из домашней жизни квартального надзирателя» и «Мастеровой»), после чего вошёл в кружок «молодой редакции» журнала «Москвитянин». Постоянно бывал у поэтов А.А. Григорьева (улица Малая Полянка, 12) и Л.А. Мея (Елоховская улица, 2). С 1854 дебютировал как актёр в Малом театре. В 1857 навестил Л.Н. Толстого (Пятницкая улица, 12). Особенно был близок Горбунов с актёром П.М. Садовским (Мамоновский переулок, 1), который считал Горбунова своим учителем по сцене и у которого последний встречался с А.Ф. Писемским, поэтами А.Н. Плещеевым и Б. Алмазовым. Горбунов часто выступал на собраниях Артистического кружка (Тверской бульвар, 17; Театральная площадь, 2/7), который, по словам Островского, «заменил театральную школу блестящей плеяде актёров Малого театра»; публиковался в «Отечественных записках», «Современнике», «Русском вестнике», «Русской старине», «Новом времени» и других изданиях (причём разыскания Горбунова в области языка Московской Руси и петровской эпохи привели его к тонкой стилизации старинной письменной речи). Горбунов также автор статей «Драматические деятели в биографиях», «От основания русского театра до нашего времени», 1896, мемуарных статей «Из моего дневника», «Белая зала» и др., содержащих ценный материал о литературно-артистической жизни Москвы 50-х гг. XIX в., работы «Московский театр в XVIII столетии» («Русский вестник», 1893, № 1).

В апреле 1855 Горбунов переехал в Петербург, где играл в Александринском театре.

Литература: Г.Л.И. (Глинский Б.В.), Артист-народник, «Исторический вестник», 1896, № 2; Кузнецов Е.М., И.Ф. Горбунов, Л., 1947.

Н.М. Молева.

Гордон Патрик Леопольд

Го́рдон Патрик Леопольд (в России - Пётр Иванович) (1635, епископат Кронден, графство Абердиншир, Шотландия - 1699, Москва), сподвижник Петра I, генерал-лейтенант русской армии (1683), контр-адмирал русского флота (1693). Выходец из дворянской семьи католиков-эмигрантов. Служил в шведских и польских войсках. С 1661 на русской службе. Командовал полками «нового строя». Участвовал в подавлении «Медного бунта» в Москве. В 1666-67 находился с неофициальной дипломатической миссией в Англии. Участвовал в Чигиринских (1677-78) и Крымских (1687 и 1689) походах. В 1689, возглавляя Бутырский полк в Москве, поддержал Петра I в его борьбе со сторонниками царевны Софьи Алексеевны. В 1690-94 руководил военным обучением Петра. Добился открытия в Москве католической церкви (1694). Активный участник Азовских походов 1695-96. Вместе с А.С. Шеиным подавил восстание 1698 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

Сочинения в русском переводе: Журнал, или Дневная записка бывшего в российской службе генерала Гордона..., ч. 1-2, М., 1891-92.

Литература: Брикнер А.Г., Патрик Гордон и его дневник, СПб., 1878.

Горный университет

Го́рный университе́т (Ленинский проспект, 6). Ведёт историю от Московской горной академии (МГА, 1918—30). На базе её горного факультета основан Горный институт (МГИ; официальное название в 1960-х гг. менялось). С деятельностью этого вуза связано становление горной промышленности как наукоёмкой и высокотехнологической отрасли отечественной экономики. Здесь работали ведущие отечественные учёные в области горного дела: академики И.М. Губкин (ректор в 1920—22), В.А. Обручев, М.А. Павлов, А.М. Терпигорев (директор в 1933—36), А.А. Скочинский, Л.Д. Шевяков. Среди выпускников вуза — организаторы промышленности Б.Ф. Бугайченко, А.И. Завенягин, И.Т. Тевосян и др., учёные в области горного дела: академики А.В. Топчиев, А.В. Докукин, В.В. Ржевский (ректор в 1962—87). С 1993 вуз имеет статус технического университета и современное название. Ведёт подготовку специалистов по экономике и управлению в горной промышленности и геологоразведке, инженеров и исследователей по подземной и открытой разработке месторождений, шахтному и подземному строительству, горному машиностроению и др. (всего около 20 специальностей). В университете свыше 30 кафедр (филиалы некоторых созданы на предприятиях), центр фундаментальных и прикладных исследований в области горного дела, инженерный центр, учебно-производственные и проектно-конструкторские подразделения, музей. Университет ведёт исследования по заказам правительств Москвы и Московской области. В 1996 в университете свыше 5 тыс. студентов. Научно-педагогическую работу вели свыше 540 профессоров и преподавателей, в том числе около 80 докторов наук.

Здание, в котором размещается вуз, построено в начале XIX в. как главный дом усадьбы Полторацких (архитектор А.Н. Бакарев). Капитально перестроено в 1836; в 1947—50 было надстроено, полностью переделанный фасад был украшен скульптурными фигурами шахтёров. В 1978 возведён новый учебный корпус, в котором свыше 40 аудиторий, вычислительный центр, библиотека.

Городня

См. Городянка.

Городовое положение 1862 года

«Положение об общественном управлении Москвы», закон о проведении реформы городского общественного управления Москвы. Проект «Положения» подготовлен комитетом под председательством генерал-губернатора П.А. Тучкова. В основе проекта - принципы Городового положения 1846 для Петербурга. Одна из целей реформы - привлечение к участию в городском общественном управлении неподатных слоёв населения. Городовое положение заменило Шестигласную думу Общей думой, в которую избирались 175 гласных - по 35 от каждой из пяти сословных групп (первая - потомственные дворяне; вторая - личные дворяне, почётные граждане, разночинцы; третья - купцы; четвёртая- мещане; пятая - цеховые ремесленники). Исполнительные функции осуществлялись коллегиальным учреждением - Распорядительной думой, в которую входили по два представителя от каждой группы. В компетенцию органов городского самоуправления Москвы включались вопросы местного благоустройства и хозяйства. Основная часть доходов городского бюджета составляли прямые налоги с владельцев недвижимости. Значительную часть расходов составляли расходы на содержание административно-полицейского аппарата. Пределы самостоятельности городского самоуправления ограничивались контролем со стороны административных органов. Нормы, установленные Городовым положением 1862 года, действовали до принятия Городового положения 1870 года и распространения его действия на Москву в 1872 (см. в статье городское управление).

Литература: Нардова В.А., Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х гг. XIX в., Л., 1984.

Городовые

Московские городовые конца XIX - начала XX вв.

Московские городовые конца XIX - начала XX вв.

городовы́е низшие чины городской полиции в конце XIX — начале XX вв. Как правило, набирались из отставных солдат, подчинялись околоточным надзирателям. Несли постовую службу на улицах и площадях Москвы, «надзирали за порядком» в публичных местах, контролировали работу дворников. Были вооружены шашкой и револьвером, имели при себе свисток. Привлекались для подавления уличных беспорядков. Отряжались в помощь жандармерии для производства обысков и арестов.

Городовые низшие чины

Городской полиции в конце XIX - начале XX вв. Как правило, набирались из отставных солдат, подчинялись околоточным надзирателям. Несли постовую службу на улицах и площадях Москвы, «надзирали за порядком» в публичных местах, контролировали работу дворников. Были вооружены шашкой и револьвером, имели при себе свисток. Привлекались для подавления уличных беспорядков. Отряжались в помощь жандармерии для производства обысков и арестов.

Городская дума

Статья большая, находится на отдельной странице.

Городская клиническая детская больница имени Н.Ф. Филатова

Городская клиническая детская больница имени Н.Ф. Филатова (Садовая-Кудринская улица, 15), существует с 1896 как Софийская больница (названа в честь Софьи Ивановны - жены городского головы князя Щербатова, подарившего городу здание больницы). Является также преемницей первой в Москве детской больницы Воспитательного дома, которая была основана в 1842 и здание которой пришло в негодность. По уставу 1896 Софийская больница имела терапевтическое, хирургическое и амбулаторное отделения. В больнице работали Н.Ф. Филатов (в 1960 на территории больницы ему установлен памятник) и один из основоположников отечественной детской хирургии С.Д. Терновский (мемориальная доска). Детская больница № 13 - одно из крупнейших многопрофильных лечебных учреждений Москвы по оказанию специализированной стационарной и амбулаторной помощи детям, а также клиническая база Российского государственного медицинского университета.

Литература: Исторический очерк Московской Софийской детской больницы, М., 1897; Детская больница имени Н.Ф. Филатова. 150 лет, М., 1992.

Городская территория

В древности городом считалась территория, обнесённая стенами. Первоначально собственно «городом» был Кремль. С постройкой в 30-х гг. XVI в. Китайгородской стены в состав города вошёл посад, в конце XVI в. была сооружена Белого города стена, охватившая значительную часть Занеглименья, Кулишки, Васильевский луг, Кучково поле и другие исторические местности. Лежавшая за стенами территория называлась «загородье» и была занята главным образом слободами. После постройки Земляного вала они также вошли в состав городской территории. В 1742 был сооружён Камер-Коллежский вал, который стал таможенной границей Москвы. Земли, лежавшие между ним и Земляным валом (современным Садовым кольцом), назывались пригородами. В 1806 Камер-Коллежский вал стал полицейской границей Москвы, в 1864 - официальной городской чертой, отделившей Москву от Московского уезда. В 1870 площадь городской территории составила 71,4 км2. В XIX в. определились основные направления роста городской территории: на север в сторону Алексеевского, на северо-запад в сторону Петровского парка и Всехсвятского, на западе от Дорогомилова в сторону Филей. На юго-востоке рост городской территории связан с крупным промышленным строительством на территории Симонова и прилегавших к нему Сукина болота и Тюфелевой рощи. На востоке осваивался район Дангауэровки, на юге - район Даниловки и Котлов. После учреждения в 1905 градоначальства в полицейскую черту Москвы были включены пригороды, находившиеся на землях Московского уезда и подведомственные не Городской думе, а земству. Площадь Москвы в полицейской черте составила 177 км2. 23 мая 1917 решением Городской думы городская черта была передвинута в основном на линию Окружной железной дороги, площадь городской территории составила около 242 км2. В 1920-30-х гг. в связи с развитием промышленности и ростом населения продолжался рост городской территории. К моменту принятия Генерального плана реконструкции Москвы 1935 она составляла 285 км2, а к началу Великой Отечественной войны - 326,2 км2. После войны началась интенсивная застройка земель на Юго-Западе и в северо-западной части Москвы (район Песчаных улиц, Хорошёвское шоссе, с середины 50-х гг. - Хорошёво-Мневники и др.). Застройка далеко перешагнула городскую черту, которая в 1959 охватывала 356,4 км2. С 1960 официальной городской чертой являлась МКАД. К 1997 площадь города, вышедшего за пределы МКАД, достигла (без г. Зеленограда и других населённых пунктов, подчинённых Московской мэрии) 940 км2, из них в пределах МКАД - 880 км2.

Городская управа

Исполнительный орган городского самоуправления. Размещалась в здании Городской думы. Образована по Городовому положению 1870, заменила Распорядительную думу. В функции Городской управы входило непосредственное заведование делами городского хозяйства и управления. Избиралась Городской думой в составе городского головы, его товарища и нескольких членов. Согласно Городовому положению 1892, в состав московской Городской управы входили 6 членов, в 1913 - 11 членов. Имела 9 отделений (строительное, училищное, врачебно-санитарное и др.), а также функциональные отделы (секретарский, кредитный, бухгалтерия и др.). Ликвидирована 5 ноября 1917.

Городская усадьба Голицына

Городска́я уса́дьба Голи́цына (Малый Знаменский переулок, 1/14). Участок приобретён князем М.М. Голицыным в 1738 с уже имевшимся каменным одноэтажным домом, на основе которого в 1759—66 архитекторы И.П. Жеребцов и И.С. Мегасов, надстроив второй этаж, возвели дворец по проекту петербургского архитектора С.И. Чевакинского. В 1768—70 комплекс усадьбы приобрёл завершённость благодаря строительству каменных флигелей по сторонам парадного двора, служб, ограды с монументальными арочными проездными воротами в стиле раннего классицизма.

В 1774, во время пребывания Екатерины II в Москве в связи с празднованиями по поводу заключения Кючук-Кайнарджийского мира, усадьба стала частью Пречистенского дворца (архитектор М.Ф. Казаков) и была отведена для личных покоев императрицы. В 1790-х гг. дом и флигели были существенно перестроены Р.Р. Казаковым в строгих формах зрелого классицизма. Здание, сильно реконструированное в 1928—30, сохранило лишь некоторые элементы наружного декора: белокаменные резные консоли балконов, ряд строгих пилястр главного фасада; восстановлен облик одного из флигелей, в том числе обращённый во двор гармоничный и простой четырёхколонный портик. Помимо центральных ворот и кованой решётки с вензелем М.М. Голицына уцелели фрагменты ограды между главным домом и флигелями. В интерьере — полукруглый вестибюль, лепные и живописные плафоны середины XIX в. С 1860 здание занимал Голицынский музей, в 1903 — Московское художественное общество, с 1909 — Народный университет имени А.Л. Шанявского.

Предыдущая страница Следующая страница