Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЛА"-"ГОЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЛА"-"ГОЛ")

Главный моспочтамт

Главный моспочтамт (Мясницкая улица, 26). Основан в 1700. В 1742 в распоряжение Московского почтамта было передано домовладение архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича (Мясницкая улица, 40). В 1792 московский почт-директор И.Б. Пестель приобрёл для почтамта участок земли, на котором и было построено современное грандиозное здание, отличающееся функциональным решением и новаторски применёнными конструкциями. Сооружено в 1911-12 О.Р. Мунцем и Д.И. Новиковым при участии архитекторов Л.А. и А.А. Весниных и инженера В.Г. Шухова. Внешний облик здания подчёркнуто рационален. Протяжённый фасад чётко делится на симметрично расположенные крупные массивные блоки: боковые части здания поставлены по красной линии, а соединительные корпуса и мощный центральный объём, увенчанный плоским куполом на высоком барабане, - с некоторым отступлением от неё. В наружном решении оригинальным образом использованы мотивы «русско-византийского стиля»; ритмически повторяющиеся крупные арочные членения в сочетании с гладкой поверхностью стен подчёркивают деловой характер здания, главный фасад прорезан огромным арочным остеклённым окном с часами в центре, а вход оформлен арочным портиком с двумя поставленными в центре колоннами из красного гранита с металлическими капителями. Большой главный операционный зал перекрыт металлическим куполом по проекту Шухова. В конце 1950-х - начале 60-х гг. из Московского почтамта выделились Прижелезнодорожный почтамт и Международный почтамт. Почтамт является комплексом почтовых, транспортных и вспомогательных предприятий (районные узлы связи, городские отделения связи, почтово-сортировочные участки, автотранспортные хозяйства и т.д.). В начале 1990-х гг. операционные службы Московского почтамта переведены в соседнее здание (д. 28). См. также статью Почтовая связь.

В.Г. Гейнц, М.В. Нащокина.

Главный почтамт

См. Московский почтамт.

Глазная больница

Глазна́я больни́ца (ныне Московская офтальмологическая клиническая больница; Мамоновский переулок, 7), открыта доктором П.Ф. Броссе в 1826 в доме на Кисловке, купленном на частные пожертвования. В 1830 для неё приобретён трёхэтажный бывший дом Нарышкиных на Тверской улице (построен в конце XVIII в., перестроен в 1880). В 1939—40 здание Глазной больницы было передвинуто по методу инженера О.М. Федоровича в Мамоновский переулок и повёрнуто на 90°. Глазная больница являлась клинической базой медицинского факультета Московского университета. В настоящее время городской лечебно-консультативный офтальмологический центр.

Глазуновы

Глазуно́вы книгопродавцы и издатели. Основатель фирмы - Матвей Петрович (1757, Серпухов - 1830, Москва), купец 2-й гильдии. Переехал в Москву около 1779-80. Первоначально вёл дело совместно с книгопродавцем Т.А. Полежаевым, торговавшим на Спасском мосту. Около 1782 открыл там же собственную книжную лавку, позднее держал лавку на Никольской улице близ Казанского собора. В 1785 стал комиссионером Н.И. Новикова, в 1792-96 находился под арестом по его делу. Похоронен на кладбище Симонова монастыря (могила не сохранилась). Его брат Иван Петрович (1762-1831, Петербург) служил приказчиком в московской лавке, около 1784 стал заведовать петербургской лавкой, в 1806-24 был комиссионером Московского университета (имел на лавке его герб). С конца XVIII в. центр фирмы переместился в Петербург, где сосредоточилась основная издательская деятельность Глазуновых. Из московских представителей фирмы наиболее известен внук Ивана Петровича Александр Ильич (1829-96), владевший московским филиалом. В 1859 он открыл на улице Кузнецкий мост, 20, книжный магазин, торговавший русскими и иностранными изданиями (один из крупнейших в Москве). В 1860-е гг. издавал главным образом естественнонаучную литературу, в том числе английские и немецкие труды в переводе профессоров Московского университета («Происхождение видов» Ч. Дарвина в переводе С.А. Рачинского, 1864, 1865 и 1873, и др.). В 1878 продал магазин Н.И. Мамонтову и занялся переводческой деятельностью.

Литература: Краткий обзор книжной торговли и издательской деятельности Глазуновых за сто лет, 1782-1882, 2 изд., СПб., 1903; Книга в России, 1861-1881, т. 2, М., 1990 (ук.); Клейменова Р.Н., Книжная Москва первой половины XIX в., М., 1991.

Глебовский мост

Через р. Яузу, расположен на трассе Олений вал - Богородский вал. Построен в 1982 на спрямлённом русле реки взамен существовавшего деревянного моста, построенного в 1924. Длина моста 30 м, ширина 17 м. Мост однопролётный, балочный, металлический. Перильное ограждение металлическое сварное, на железобетонных опорах.

Глизер Юдифь Самойловна

Глизер Юдифь Самойловна (1904, посёлок Рогачёво Киевской губернии - 1968, Москва), народная артистка РСФСР (1954). Жена М.М. Штрауха. Училась в студии театра Пролеткульта. С 1921 в этом театре, с 1928 в Театре Революции (с 1954 Театр имени Вл. Маяковского). Уже в первых ролях (Танцовщица, «Мексиканец» по Дж. Лондону, 1921; Марга, «Слышишь, Москва?» С.М. Третьякова, 1923, и др.) проявились основные черты дарования актрисы: стремление к предельной сценической выразительности, склонность к гротеску, парадоксальность, смелость и острота сценических решений. Среди ролей: Кикси («Улица радости» Н.А. Зархи, 1932), Цузарина («Искусство карьеры» Э. Скриба, 1936), Елизавета («Мария Стюарт» Ф. Шиллера, 1940), Китти («Круг» С. Моэма, 1946), Кабаниха («Гроза» А.Н. Островского, 1953). Значительной ролью актрисы был созданный в 1960 сложный, глубоко трагический образ мамаши Кураж («Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта).

Литература: Ю. Глизер. Сборник, М., 1969.

Глинищевский переулок

Глинищевский переулок (в 1943-92 улица Немировича-Данченко), связывает Тверскую улицу с улицей Большая Дмитровка. Назван по местности Глинищи, где с начала XVII в. известна церковь Святого Алексия Митрополита (на месте д. 5-7, 1685-90, снесена в 1934). В XVIII в. в переулке было владение князей Черкасских, перешедшее в 1778 к М.В. Дмитриеву-Мамонову (д. 6, 1780-е гг., перестройки начала XIX в.). В начале XIX в. в нём размещался известный «модный магазин» М.Р. Обер-Шальме, в 1820-е гг. его сменила гостиница («Север» и «Англия»), где жил и встречался с А. Мицкевичем А.С. Пушкин (памятная доска, скульптор М.И. Мильбергер). В многоквартирном жилом доме МХАТа (д. 5/7, 1933-37, архитектор В.Н. Владимиров, скульптор Г.И. Мотовилов) жили Вл.И. Немирович-Данченко (Музей-квартира; на фасаде установлена мемориальная доска, скульптор Н.П. Гаврилов, архитектор И.В. Шервуд), О.Л. Книппер-Чехова (мемориальная доска с эмблемой МХАТа, архитектор А.Н. Котырев), В.П. Марецкая (мемориальная доска, скульптор А.М. Ненашева, архитектор С.И. Смирнов), И.М. Москвин (мемориальная доска, скульптор Н.Е. Саркисов), А.К. Тарасова (мемориальная доска, скульптор А.М. Ненашева, архитектор Г.Н. Миронов).

И.Л. Давыдова.

Глинка Сергей Николаевич

Гли́нка Сергей Николаевич (1776, село Сутоки Духовщинского уезда Смоленской губернии — 1847, Петербург), мемуарист, писатель. Брат Ф.Н. Глинки. После окончания Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса назначен в 1795 адъютантом князя Ю.В. Долгорукова в Москве, сблизился с кружком Сандуновых (в том числе с Н.Н. Сандуновым). В 1800 вышел в отставку. После двух лет пребывания на Украине поселился в 1802 в Москве и занялся профессиональной литературной деятельностью (в том числе переделками прозаических текстов в оперные либретто, а затем и в драмы для театра Медокса в Москве; одна из ранних постановок — «Наталья, боярская дочь» по повести Н.М. Карамзина; первое представление в 1805). Опубликовал в Москве исторические пьесы «Михаил, князь Черниговский» (1808), «Минин» (1809). В 1806—07 служил в ополчении. С 1808 издавал журнал «Русский вестник», целью которого было «пробуждение народного духа» и «вызов к новой, неизбежной борьбе». В 1812 записался в московское ополчение, пожертвовал на нужды обороны 3000 рублей, полученные от императора Александра I как поощрение его литературно-журнальной деятельности; своими патриотическими речами заслужил славу «народного трибуна». В 20—30-х гг. Глинка писал компилятивные исторические труды, сотрудничал в «Дамском журнале», издавал «Московский альманах» (1826—29). В 1827 назначен цензором в Московский цензурный комитет. В 1830 за пропуск обличительного фельетона «Утро в кабинете знатного барина» в «Московском телеграфе» был отстранён от должности.

В 1830—40-х гг. Глинка работал над литературно-публицистическими очерками (в их числе «Записки о 1812 г.», «Записки о Москве и о заграничных происшествиях от исхода 1812 до половины 1815 гг.»).

Е.Ц.

Глинка Фёдор Николаевич

Гли́нка Фёдор Николаевич (1786, село Сутоки Духовщинского уезда Смоленской губернии — 1880, Тверь), поэт, декабрист, действительный статский советник (1834). Из семьи военного. Брат С.Н. Глинки. Воспитывался в 1-м кадетском корпусе в Петербурге, бывал в Москве у брата. Участвовал в русско-австрийско-французской войне 1805—06; с 1806 в отставке. Бывал в доме Е.Ф. Муравьёвой (Большая Никитская улица, 56; не сохранился), где встречался с К.Н. Батюшковым. Участник Отечественной войны 1812. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия»; в январе 1821 представлял Петербург на Московском съезде «Союза». До декабря 1825 неоднократно бывал в Москве у Д.В. Давыдова, С.П. Потёмкина (Пречистенка, 21), И.И. Дмитриева; при подготовке альманаха «Мнемозина» встречался с В.К. Кюхельбекером (дом у Пресненских ворот, не сохранился). Участвовал в заседаниях Литературного общества, основанного в 1823 С.Е. Раичем, заседания которого проходили в доме Н.Н. Муравьёва (улица Большая Дмитровка, 9—11), доме Ланских (Газетный переулок, 1). После восстания 14 декабря 1825 сослан в Петрозаводск, в 1830 переведён в Тверь. В 1831 женился на А.П. Голенищевой-Кутузовой, дочери куратора Московского университета П.И. Голенищева-Кутузова. С 1832 жил в Орле, неоднократно бывал в Москве. В 1834 вышел в отставку, в 1835 поселился в Москве «в маленьком собственном домике» (Садовая-Спасская улица, 7; не сохранился). На литературных вечерах по понедельникам в доме Глинки бывали Раич, А.Ф. Вельтман, член редакции журнала «Москвитянин» Н.В. Берг и др. Гости увлекались модным в то время спиритизмом, слушали отрывки из создаваемой Глинкой поэмы «Таинственная капля». Глинка поддерживал дружеские отношения с М.Ф. Орловым, П.Я. Чаадаевым, у которого (Новая Басманная улица, 20) познакомился с В.Г. Белинским, посещал аксаковские «субботы». К 25-летию Бородинской битвы написал «Очерки Бородинского сражения», которые Белинский назвал «единственной народной книгой о Бородинском сражении». В мае 1836 встречался с А.С. Пушкиным. 9 мая 1840 присутствовал на именинном обеде Н.В. Гоголя в городской усадьбе М.П. Погодина на Девичьем поле. В 1841 написал стихотворение «Москва» («Город чудный, город древний...»), ставшее программным для «Москвитянина». Участвовал в торжествах по случаю 700-летия первого упоминания Москвы в летописи. В 1853 переехал в Петербург, затем в Тверь, однако часто приезжал в Москву; в 1869 участвовал в торжествах по случаю 50-летия литературной деятельности И.И. Лажечникова. Был членом (в 1819—25 — председателем) Общества любителей российской словесности и Московского археологического общества.

М.М. Якушкина.

Глиэр Рейнгольд Морицевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Глушко Валентин Петрович

Глушко́ Валентин Петрович (1908 - 1989), учёный в области ракетно-космической техники, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Окончил Ленинградский университет (1929). Работал в Газодинамической лаборатории (ГДЛ, 1929-33). С 1934 в Москве в Реактивном НИИ (1934-38) и в ГДЛ-ОКБ (1941-74). Генеральный конструктор с 1974. Основные труды по разработке и созданию жидкостных реактивных двигателей и топлива для них. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1967, 1984). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Глушко названа улица в Северном Бутове.

Глушковский Адам Павлович

Глушко́вский Адам Павлович (1793, Петербург — между 1868 и 1870), артист, балетмейстер. По окончании (1809) Петербургской балетной школы танцевал на петербургской сцене. В 1812 был переведён в Москву. Сначала выступал в виртуозном репертуаре, впоследствии перешёл на роли пантомимного и характерного плана. В 1831 оставил исполнительскую деятельность. В 1812—39 руководитель балетной школы и главный балетмейстер Большого театра в Москве. Во время Отечественной войны 1812 сохранил балетную школу, вывезенную из Москвы, а по возвращении восстановил школу и труппу. Поставил 20 балетов-дивертисментов на русские народные темы («Филатка с Федорой у качелей под Новинским», 1815, и «1 мая, или Гулянье в Сокольниках», 1816, на музыку С.И. Давыдова, и др.), в которых пропагандировал национальный фольклор, дал образцы театрализации русских народных плясок. Создавал спектакли на темы русской литературы (балет на сюжет А.С. Пушкина «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф.Е. Шольца, 1821, и др.).

Сочинения: Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1940.

В.М. Красовская.

Гляденка

Пономарка

(Чурилиха, Чуриха, Голодянка, Гляденка, Пономарка)

река на востоке Москвы, левый приток р. Нищенки. Длина 13,4 км (большая часть заключена в трубу). Берёт начало в Перове, протекает через Вешняки-Владычино (долина реки хорошо прослеживается в рельефе на протяжении большей части Вешняковской улицы), дважды пересекает МКАД, проходя через бывшее Косинское (Выхинское) болото, выходит на поверхность вблизи Кузьминских прудов, проходит через пруды Верхний Кузьминский, Нижний Кузьминский и Шибаевский (пруд Заиконоспасского монастыря). Ниже Кузьминского лесопарка Чурилиха проходит через пруд Толоконникова и Люблинский пруд, пересекает Курское направление Московской железной дороги и сливается под землёй с р. Нищенкой в районе Люблина. На живописных берегах Чурилихи - болота с чёрной ольхой (ниже Кузьминских прудов) и многочисленные родники. Ряд участков (долина ниже Кузьминских прудов, сосняк и др.) объявлен в 1991 памятниками природы.

На Чурилихе находились деревни Владычино, Выхино, Жулебино, Аннино, Кузьминки, Вешки и посёлок Люблино.

Вблизи МКАД на Чурилихе построены два пруда-регулятора и пруд-отстойник.

Гнездниковские переулки

Гнезднико́вские переу́лки Отходят влево от Тверской улицы. Названы по проживавшим здесь «гнездникам» — мастерам литейного дела. статьи Большой Гнездниковский переулок, Малый Гнездниковский переулок.

Гнесины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гнилуша

Гнилу́ша название двух водных потоков в черте Москвы. Большая Гнилуша, правый приток Москвы-реки, между Троице-Лыковом и Крылатским. Берёт начало близ Рублёвского шоссе. Длина около 3 км. Площадь бассейна 4 км2. В русло сбрасываются сточные воды. Берега использовались в начале XX в. как место проведения геологических экскурсий. Малая Гнилуша, ручей, впадающий в Москву-реку в Крылатском. Длина около 200 м. Верховья замусорены, но долина довольно живописна; в 1991 объявлена памятником природы как ценный геологический объект.

Гоголева Елена Николаевна

Го́голева Елена Николаевна (1900, Москва — 1994, там же), актриса, народная артистка СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1974). Отец — военный, мать — провинциальная актриса. Училась в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. В 1918 дебютировала на сцене Малого театра в роли Джессики («Венецианский купец» У. Шекспира) и была принята в его труппу. Исполняла роли сильных, волевых женщин. Как и все актёры Малого театра, уделяла большое внимание культуре сценической речи. Среди ролей: Лариса («Бесприданница» А.Н. Островского, 1923), Глафира («Волки и овцы» Островского, 1935), леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1936), Марина Мнишек («Борис Годунов» А.С. Пушкина, 1937), герцогиня Мальборо («Стакан воды» Э. Скриба, 1953), леди Макбет («Макбет» Шекспира, 1955), Мамуре («Мамуре» Ж. Сармана, 1978; спектакль был специально поставлен для Гоголевой режиссёром Б.А. Львовым-Анохиным), княжна Плавутина-Плавунцова («Холопы» П.П. Гнедича, 1987). Государственная премия СССР (1947, 1948, 1949).

Гоголевский бульвар

Усадьба Цурикова на Гоголевском бульваре.

Усадьба Цурикова на Гоголевском бульваре.

Москва.

Го́голевский бульва́р (до 1924 Пречистенский бульвар), связывает площадь Пречистенские ворота с Арбатской площадью. Его начало отмечено павильоном станции метро «Кропоткинская» (1935, архитектор С.М. Кравец), конец — памятником Н.В. Гоголю (1952, скульптор Н.В. Томский, архитектор Л.Г. Голубовский), который заменил предшествующий памятник, установленный в 1909 (перенесён во двор д. 7 по Никитскому бульвару). До 1870-х гг. по нечётной стороне, на месте транспортного проезда протекал ручей Черторый. Поэтому бульвар, устроенный после 1812, имеет ступенчатый рельеф, обусловленный перепадом высот берега ручья и его бывшего русла. Гранитную стенку с внутренней стороны бульвара установили в 1950. Озеленение Гоголевского бульвара представлено рядовыми и групповыми посадками деревьев и кустарников. Преобладают липа, тополь, клён ясенелистный, присутствуют ясень, вяз, клён остролистный, каштан, рябина, черёмуха. Вход на Гоголевский бульвар открывает оригинальная арка, соединяющая два павильона станции метро «Кропоткинская». В начале Гоголевского бульвара в основном сохранилась малоэтажная застройка: д. 2/18 — генерал-майорши Ермоловой (конец XVIII в., с 1831 1-я мужская гимназия, с 1872 женские курсы В.И. Герье, ныне Институт русского языка РАН), д. 3/2 — княжны С. Волконской (начало XIX в., надстроен для булочной Д.И. Филиппова в 1899), д. 4 (первая треть XIX в., перестроен в 1899, архитектор Л.Н. Кекушев, с 1968 Комитет ветеранов войны), д. 5 — доходный дом (1852, архитектор Н.И. Козловский; в доме жил архитектор К.А. Тон, наблюдавший за строительством храма Христа Спасителя, в 1920-х гг. — режиссёр В.И. Пудовкин), д. 6 (первая половина XIX в., перестроен для С.М. Третьякова в 1871 — 1875, архитектор А.С. Каминский, в 1892 перешёл к П.П. Рябушинскому, в 1918 Ревтрибунал, затем Военная прокуратура, ныне Российский фонд культуры), д. 9 — особняк А.И. Иевлева (1879, архитектор А.Л. Обер; 1909—12, архитектор Е.И. Зеленский), д. 10 — усадьба Цурикова, затем декабриста М.М. Нарышкина (1790-е гг., перестройка палат XVII в.; здесь собирались члены тайного общества декабристов, во второй половине XIX в. неоднократно бывал И.С. Тургенев; ныне Правление Союза художников РФ), д. 12 (1880-е гг.), д. 13 (начало XIX в.), д. 14 — дом Е.И. Васильчиковой (1820-е гг., перестройки — 1858, 1875, архитектор Д.Н. Чичагов; в 1920-х гг. размещался Верховный суд, ныне Шахматный клуб РФ), д. 15 (правая часть — 1835, архитектор А.Г. Григорьев; в 1836—49 в доме жил генерал А.П. Ермолов); д. 16 — особняк Е.М. Алексеевой (1884, архитектор Чичагов). Схожий характер имеет застройка нечётной стороны Гоголевского бульвара, примыкающая к Арбатской площади: д. 31а (1926, архитектор П. Спиридонов), д. 31 (1820-е гг., перестройка середины XIX в.; с 1872 женская гимназия С.Н. Фишер). По чётной стороне квартал от Колымажной улицы до Арбатской площади занимает ограда Наркомата (ныне Министерство) обороны (д. 18; 1936, архитектор Л.В. Руднев) и один из корпусов Александровского военного училища (д. 18/19, начало XX в.). Доходные дома начала XX в. и жилые здания советского периода в основном (кроме д. 8 — трест «Стальпроект»; 1929—33, архитекторы М.О. Барщ, В.Н. Владимиров, И.Ф. Милинис, А.Л. Пастернак, Л.С. Славина, и д. 11; 1912, архитектор О.Г. Пиотрович) сосредоточены на отрезке между Сивцевым Вражком и Арбатской площадью: д. 17 (1900, архитектор Н.П. Марков), д. 21 (1902, архитектор Л.Н. Кекушев, правая часть — 1906, архитектор К. Гуров), д. 23 (1903, архитектор К.М. Теляковский), д. 25 (начало XX в.), д. 27 (1933, архитектор Д.Г. Числиев), д. 29 (1892, архитектор А.С. Каминский; надстроен в 1905, архитектор Г.П. Евланов).

И.Л. Давыдова.

Гоголь Николай Васильевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Годовиков Сергей Константинович

Годовико́в Сергей Константинович (1924, Москва - 1943), Герой Советского Союза (1944, посмертно), лейтенант. Работал токарем на заводе «Калибр». Командовал миномётным взводом, отличился при форсировании Днепра; погиб в бою. Именем Годовикова в 1965 названа улица (бывшая Малая Марьинская улица, в районе проспекта Мира). На территории завода «Калибр», в Аллее героев, установлен скульптурный портрет Годовикова.

Годунов Борис

Годуно́в Борис см. Борис Годунов.

Голейзовский Касьян Ярославич

Голейзовский Касьян Ярославич (Карлович) (1892, Москва - 1970, там же), артист балета, балетмейстер. Начал балетное образование в Москве., с 1907 учился в Петербургском театральном училище. По окончании в 1909 был принят в Мариинский театр, в 1910 переведён в московский Большой театр. С первых лет артистической деятельности изучал искусство балетмейстера; участник новаторских опытов М.М. Фокина и А.А. Горского. В 1916 балетмейстер театра «Летучая мышь». В 1918 ушёл из Большого театра и организовал школу-студию «Детский балет» (поставил там балеты «Макс и Мориц» на музыку Л. Шитте, и др.). В 1919-25 руководил студией (с 1922 «Камерный балет»; поставил одноактные балеты «Саломея» на музыку Р. Штрауса, «Фавн» на музыку К. Дебюсси, и др., а также создал концертные программы). Утверждая собственный стиль, обращался к произведениям С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, Ф. Шопена в поисках балетных соответствий с эмоционально-пластической выразительностью музыки. В Большом театре Голейзовский в 1925 поставил (на сцене Экспериментального театра) по своим сценариям балеты «Иосиф Прекрасный» С.Н. Василенко и «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта. Заявив себя сложившимся и крупным художником, Голейзовский пластически осовременивал классический танец, обращался к характерности, гротеску («Испанские танцы» и «Эксцентрические танцы» на музыку И.О. Дунаевского, танцы «гёрлс» и др.). В 1944 и 1953 поставил «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина). В 1960-61 создал концертные программы на музыку Скрябина и Ф. Листа, в 1962 - балет «Скрябиниана», в 1964 - «Лейли и Меджнун» С.А. Баласаняна (Большой театр). Автор многих полемических статей о балете и книги «Образы русской народной хореографии» (М., 1964).

В.М. Красовская.

Голенищев-Кутузов М.И.

Голени́щев-Куту́зов М.И. см. Кутузов М.И.

Голицын Дмитрий Владимирович

Голи́цын Дмитрий Владимирович (1771, Ярополец Московской губернии — 1844, Париж), князь (с 1841 — светлейший), генерал от кавалерии (1814), генерал-адъютант. Из рода Голицыных. Учился в Страсбургской военной академии, затем в Париже, служил в лейб-гвардейском Конном полку. В период русско-прусско-французской кампании 1806—07 участвовал в боях при Голымине, Прейсиш-Эйлау. В 1809 вышел в отставку. С началом Отечественной войны 1812 вернулся на службу, участвовал в сражениях при Бородине, Тарутине, Малом Ярославце, во время заграничных походов русской армии 1813—14 командир кавказского резервного корпуса. В 1820 назначен московским военным генерал-губернатором. К 1830 завершилось восстановление Москвы после пожара 1812 и начались работы по реализации новой программы планировки и застройки столицы (архитекторы М.Д. Быковский, К.А. Тон). В 1821—23 в Москве над старым руслом р. Неглинной был устроен Воскресенский сад с грот-аркой по проекту архитектора О.И. Бове, в 1821 — бульвар на Кремлёвской набережной. В 1839 состоялась торжественная церемония закладки храма Христа Спасителя. Проведены реконструкция и расширение границ центра и прилегающих к нему улиц, реставрация памятников Кремля. Построены Малый театр (1824), новое здание Большого театра (1821—24). Улучшению водоснабжения города способствовало строительство Алексеевского водопроводного здания, заложенного в 1828. В 1824 производилась починка мостов, пострадавших от наводнения в ноябре 1823, в 1829 «на каменных быках и устоях» возведён постоянный Москворецкий мост. В 1829—34 Москву украсили Триумфальные ворота. По распоряжению Голицына были выделены средства на устройство шоссе от Крымского моста до Калужской площади, на отделку Чистых прудов, постройку деревянного водопроводного канала от Тверской площади по Столешникову переулку, замощение улиц. При Голицыне в Москве были открыты 1-я детская больница, Набилковская и Маросейская богадельни, Комитет по разбору и призрению просящих милостыню, Благотворительное общество, Дом трудолюбия, Глазная, 1-я Градская и Новоекатерининская больницы, Александровский и Николаевский сиротский институты. Голицын — учредитель Московского общества сельского хозяйства (1820), один из инициаторов организации выставок мануфактурных и ремесленных изделий, первая из которых открылась в июне 1831 в залах Благородного собрания. В 1830—31 внимание администрации Москвы было направлено на борьбу с эпидемией холеры. В 1841 Голицын обратился с просьбой на имя императора о пересмотре штата 1822 и учреждения Комитета для составления нового положения и штата московской полиции, который начал действовать под его председательством. Голицын был членом московского Земледельческого общества, Общества любителей конного бега, Общества садоводства и др. А.И. Михайловский-Данилевский писал: «Не было ни одного благотворительного и полезного предприятия, в течение двадцати с лишком лет, где не был бы он вкладчиком, начальником, сподвижником». Голицын был одним из первых, кто просил императора Николая I проявить милосердие к декабристам. В Москве были хорошо известны его «четверги», на которых собирались многие литераторы и учёные. Московские купцы подарили Голицыну его мраморный бюст работы И.П. Витали, который хранился затем в имении Большие Вязёмы под Москвой. Владел усадьбой на Большой Дмитровке (д. 15а), несколько лет снимал часть дворца Разумовских на Тверской улице (Английский клуб). Похоронен в Донском монастыре.

Литература: К жизнеописанию светлейшего князя Д.В. Голицына, «Русский архив», 1894, № 11; Толстой М.В., Светлейший князь Д.В. Голицын, там же, 1894, № 7.

А.М. Рязанов.

Голицынская больница

Голи́цынская больни́ца (ныне Голицынский корпус 1-й городской клинической больницы) (Ленинский проспект, 10). Открыта в 1802 (построена на средства князя Д.М. Голицына, архитектор М.Ф. Казаков). Первоначально имела 50 коек «для всех бедных больных без изъятия, как русских подданных, так и иностранных». В XIX в. была одной из лучших больниц в Европе. При ней были созданы богадельня для неизлечимых больных (1803), первая в Москве общедоступная картинная галерея (1810, существовала до 1818); открыты фельдшерская школа для детей крепостных (1832) и родильный приют (1868). В начале XIX в. хор больничной церкви являлся одним из крупнейших певческих коллективов города (регент — Наумов, автор литургии для 4-голосного хора, песнопений «Взбранной воеводе», «Хвалите имя Господне»). Аптека Голицынской больницы до XX в. являлась единственной больничной аптекой в Москве, которая пользовалась правом свободной продажи лекарств населению. С Голицынской больницей связана деятельность профессора Московского университета Е.О. Мухина (её первый главврач), создавшего здесь первое в России «костоправное» отделение (1814); в 1825 доктор П.Ф. Броссе открыл в больнице первое в стране глазное отделение. Первые 50 лет все главврачи больницы были одновременно профессорами Московского университета, а сама больница служила клинической базой медицинского факультета. Здание Голицынской больницы — один из выдающихся московских архитектурных ансамблей эпохи зрелого классицизма. Композиция организована с отступом главного корпуса от красной линии улицы, что создаёт перед главным фасадом подобие парадного двора. Больничная церковь Святого Димитрия Царевича, отмеченная на главном фасаде шестиколонным тосканским портиком, увенчана сферическим куполом на мощном барабане и изящным ионическим бельведером. Внутри церковь представляет собой ротонду, окружённую ионической колоннадой и завершённую двойным куполом. Оформление фасадов и интерьеров остальных зданий комплекса отличается большим лаконизмом. В парковой зоне сохранились пруд с островом и две беседки-ротонды у Москвы-реки, памятник князьям Голицыным. В 1919 больница объединена с 1-й Градской больницей (ныне Первая городская клиническая больница).

Литература: 100 лет Голицынской больницы в Москве. 1802—1902, М., 1902; Малолетков С., Доброе дело князей Голицыных. К 100-летию открытия Московской Голицынской больницы. 1802—1902, М., 1902.

М.Я.

Голицыны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Голованов Николай Семёнович

Голова́нов Николай Семёнович (1891, Москва — 1953, там же), дирижёр, регент, композитор, пианист, народный артист СССР (1948). Музыкальное образование получил в Синодальном училище церковного пения, композиторский диплом — в Московской консерватории (1914). После окончания училища был помощником регента Синодального хора, выступал с ним в концертах. В 1915 дебютировал как симфонический дирижёр. В 1919—28 и 1930—36 дирижёр, в 1948—53 главный дирижёр Большого театра. С 1919 работал также в Оперной студии К.С. Станиславского (впоследствии Оперный театр имени Станиславского, с 1938 музыкальный руководитель театра). С конца 20-х гг. вёл активную деятельность на Всесоюзного радио, где возглавил Оперный радиотеатр и являлся главным дирижёром Большого симфонического оркестра (1937—53). В 1925—48 (с перерывом) профессор оркестрового и оперного классов Московской консерватории. Выступал как пианист, в 1916—43 преимущественно в ансамбле с женой — А.В. Неждановой. Автор опер «Принцесса Юрата», «Богатырский курган», симфонии, романсов, духовных хоровых произведений. Высшие достижения Голованова-дирижёра связаны с русской музыкальной классикой, особенно оперной (записи на радио, постановки опер «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, «Бориса Годунова» и «Хованщины»М.П. Мусоргского в Большом театре в послевоенные годы), и с симфоническим творчеством А.Н. Скрябина. Голованов был также выдающимся интерпретатором современных сочинений, в том числе С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Н.Я. Мясковского. Им собрана ценная коллекция произведений изобразительного искусства (в основном русских художников конца XIX—XX вв.), книг и рукописей, хранящихся ныне в Музее-квартире Голованова в Брюсовом переулке, 7, где музыкант жил в 1935—53 (мемориальная доска). Государственная премия СССР (1946, 1949, 1950, 1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Н.С. Голованов. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников, М., 1982.

М.П. Рахманова.

Головачёв Александр Алексеевич

Головачёв Александр Алексеевич (1909, посёлок Любохна, ныне Брянская область - 1945), Герой Советского Союза (1944, 1945, посмертно), полковник. Окончил Объединённую школу имени ВЦИК в Москве (1932). Командовал стрелковым полком и гвардейской мотострелковой бригадой, успешно форсировавшей реки Вислу и Одер. Погиб в бою. Именем Головачёва названа улица в Кузьминках.

Головино

Головино́ местность на северо-западе Москвы, на берегах р. Лихоборки. Соседствует на севере с Химками-Ховрином, на востоке с Михалковом. Название — от бывшего села, в середине XV в. — владения боярина И.В. Ховрина-Головы (отсюда название), родоначальника рода Головиных. С 1960 в черте Москвы, с середины 60-х гг. район жилищного строительства. Название сохранилось в наименовании Головинских прудов, Головинского шоссе и Головинского кладбища. Станция метро «Водный стадион».

Предыдущая страница Следующая страница