Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "С" (часть 7, "СОФ"-"СТА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 7, "СОФ"-"СТА")

Софийская больница

Софи́йская больни́ца прежнее название Детской больницы № 13.

Софийская набережная

Софийская набережная.

Софийская набережная.

Москва.

Софи́йская на́бережная (в 1964 — 1991 набережная Мориса Тореза, по имени лидера французской компартии), на правом берегу Москвы-реки, между Большим Каменным мостом и Большим Москворецким мостом, напротив Кремлёвской набережной. Является продолжением Берсеневской набережной, переходит в Раушскую набережную. Название дано в XIX в. по церкви Софии (1682, колокольня 1862—68; во дворе д. 32). С XVI в. в районе современной набережной находились царский плодовый сад, в 1705—1840 Суконный двор — одна из первых московских мануфактур. С 1780-х гг. застраивалась каменными домами, в одном из которых жил архитектор В.И. Баженов. В 30—40-х гг. XIX в. была сооружена каменная набережная (инженеры Н.И. Яншин, А.И. Дельвиг). В 1860-х гг. построена гостиница — так называемое Кокоревское подворье (д. 34), в которой в разное время останавливались И.Н. Крамской, В.В. Верещагин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, И.Е. Репин, П.И. Чайковский. На набережной сохранились здание частного женского училища (д. 10), строения бывшего машиностроительного завода Г. Листа (д. 12; с 1920 — завод «Красный факел»), особняк Харитоненко (д. 14; ныне в нём — посольство Великобритании), особняк купца Лобкова (д. 22), Бахрушинское подворье (д. 26). В 1930-х гг. Софийская набережная реконструирована.

Софроницкий Владимир Владимирович

Софрони́цкий Владимир Владимирович (1901, Петербург — 1961, Москва), пианист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Сын педагога-физика. Окончил в 1921 Петроградскую консерваторию (класс Л.В. Николаева). Первый сольный концерт дал в мае 1919 в Петрограде. В Москве дебютировал в сентябре 1921; в 1942 переехал из блокадного Ленинграда в Москву. Профессор Ленинградской (1936—42) и Московской (с 1942) консерваторий. В историю исполнительского искусства Софроницкий вошёл как музыкант-романтик. Владел обширнейшим репертуаром; в 1939—41 дал в Москве в Большом зале консерватории цикл из 12 исторических концертов, включавший музыку разных стилей и эпох. Центральное место в программах Софроницкого занимала музыка А.Н. Скрябина, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа. Софроницкий постоянно играл в основных залах Москвы (например, в сезоне 1945/46 дал 7 концертов в Большом зале консерватории), однако его творческому складу в большой мере соответствовала камерная, домашняя атмосфера музея-квартиры Скрябина; с членами семьи Скрябиных Софроницкого связывали дружеские и родственные узы (был женат на дочери Скрябина Елене Александровне). В музее-квартире Скрябина Софроницкий останавливался, приезжая в Москву в довоенные годы, впоследствии жил в Москве на Новопесчаной улице, 7. Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Воспоминания о Софроницком, 2 изд., М., 1982.

С.В. Грохотов.

Софья Алексеевна

Со́фья Алексе́евна (1657—1704, Москва), царевна, правительница Русского государства в 1682—89. Дочь царя Алексея Михайловича от брака с М.И. Милославской. После смерти брата — царя Фёдора Алексеевича стала регентшей при малолетних братьях царях Иване V и Петре I. Софья Алексеевна фактически возглавляла правительство, опираясь на В.В. Голицына, Ф.Л. Шакловитого и др. В 1686 правительством Софьи Алексеевны был подписан «вечный мир» с Польшей, в 1689 — Нерчинский договор с Китаем, Россия приняла участие в союзе ряда европейских государств против Турции, следствием чего явились Крымские походы 1687 и 1689. В Москве при Софье Алексеевне был закончен ремонт кремлёвских стен; на Беклемишевской и Водовзводной башнях Кремля появились высокие шатры, в 1685 по образцу Спасской надстроена Троицкая башня. Двор Софьи Алексеевны стал средоточием научной и культурной жизни Москвы. В 1687 в Заиконоспасском монастыре была открыта Славяно-греко-латинская академия. В том же году начато строительство большого каменного моста через Москву-реку напротив Всехсвятских ворот (строительство завершено в 1691). В 1688 Москва серьёзно пострадала от 2 пожаров: 2 октября «загореся Ильинские враты на Покровке и погоре Покровка по обе стороны», улицы Мясницкая, Сретенка, Рождественка, Земляной город «по Неглинну», Новомещанская слобода; 28 октября пожар опустошил Китай-город. Вероятно, в связи с этим правительство С.А. издало указ, запрещающий делать деревянные надстройки на кам. зданиях (1688). В 1689 М. постиг новый пожар: «выгоре Никитский монастырь и Никитская улица... Тверская, Дмитровка, Петровка...», многие улицы в Земляном городе и слободы. В 1689 резко обострились отношения Софьи Алексеевны с боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей Петра I. 7 августа в Москве появилось подмётное письмо о якобы готовящемся походе войск Петра из Преображенского в Москву, чтобы убить царя Ивана V. По приказу Софьи Алексеевны на Лубянке и в Кремле были расставлены отряды стрельцов. Предупреждённый заранее Пётр I потребовал от Софьи Алексеевны объяснений. Теряя сторонников, царевна решила помириться с братом. 27 августа в сопровождении бояр она выехала в Троице-Сергиев монастырь, но у села Воздвиженского получила приказ вернуться в Москву. 7 сентября Пётр I издал указ об исключении имени Софьи Алексеевны из царского титула. В конце сентября Пётр I вернулся в столицу, Софья Алексеевна была удалена от двора и заточена в Новодевичий монастырь. После Стрелецкого восстания 1698 года была пострижена в монахини под именем Сусанны. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Е.И. Куксина.

Софья Палеолог

Со́фья Палеоло́г (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось её венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор, сгоревшие в 1493. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространённых эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

Союз русских художников

СРХ

творческое объединение, созданное москвичами - членами Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и «Мира искусства». Начало СРХ положили выставки «36 художников» в 1901, 1902 в Строгановском училище. В 1903 состоялось учредительное собрание Союза. В него вошли А.Е. Архипов, В.М. Васнецов и А.М. Васнецов, С.А. Виноградов, С.В. Иванов, К.А. Коровин, Е.Е. Лансере, С.В. Малютин, Л.О. Пастернак, В.В. Переплётчиков, В.А. Серов, А.С. Степанов, Л.В. Туржанский, К.Ф. Юон и др. В 1903-23 провело в Москве 18 выставок в помещениях Строгановского училища, Литературно-художественного кружка, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, частной гимназии О.А. Виноградской (Покровский бульвар, 8). Объединение распалось в 1923.

«Союзмультфильм»

«Союзмультфи́льм» (Долгоруковская улица, 23а), крупнейшая в России студия мультипликационных фильмов. Основана в Москве в 1936 на базе небольших мультипликационных мастерских. Ведущие режиссёры: И.П. Иванов-Вано, Л.К. Атаманов, Р.А. Качанов, Ф.С. Хитрук, Б.П. Степанцев, А.Ю. Хржановский, Ю.Б. Норштейн, В.М. Котёночкин и др. Среди лучших фильмов студии: «Серая шейка», «Конёк-Горбунок», «Золотая антилопа», «Чудесница», «История одного преступления», «Жил-был Козявин», «Варежка», «Остров», «Лиса и Журавль», «Бременские музыканты», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», сериал «Ну, погоди!».

«Спартак»

Один из ведущих московских и отечественных спортивных клубов. Создан в 1935. Его предшественником был «Московский клуб спорта» (МКС; основан в 1922, впоследствии выступал под названием «Красная Пресня», «Пищевик», «Дукат», «Промкооперация»). Наибольших успехов добились футбольный и хоккейный клубы «Спартак». Футбольный клуб - участник всех (за исключением 1977) чемпионатов СССР и России. «Домашние» матчи проводит в Лужниках и на стадионе «Локомотив» (Большая Черкизовская улица, 125а). Многократный чемпион и обладатель Кубка страны. Трёхкратный участник розыгрыша европейской Лиги чемпионов; первым из отечественных клубов добился права выступать в её четвертьфинале (1995/96). Сильнейшие футболисты и тренеры: А.М. Акимов, К.И. Бесков, Н.Т. Дементьев, А.М. Ильин, В.Н. Маслаченко, И.А. Нетто, О.И. Романцев, С.С. Сальников, Н.П. Симонян, Александр П., Андрей П. и Н.П. Старостины (братья), Ф.И. Черенков. Хоккейный клуб - участник большинства чемпионатов СССР (1946-53 и с 1956) и всех чемпионатов России. Четырёхкратный чемпион СССР и двухкратный обладатель Кубка СССР. «Домашние» матчи проводит во Дворце спорта «Сокольники» (Сокольнический вал, 1б). Сильнейшие хоккеисты и тренеры: Е.В. Зимин, В.А. Зингер, Б.А. и Е.А. Майоровы, В.И. Старшинов, В.Н. Шадрин, А.С. Якушев.

Спортсмены «Спартака» внесли также значительный вклад в развитие других видов спорта. Среди них многократные чемпионы СССР, мира, Европы и Олимпийских игр: В.М. Абалаков (альпинизм); П.Г. Болотников, С.И. и Г.И. Знаменские (лёгкая атлетика); В.А. Васин (прыжки в воду); В.И. Игуменов (вольная борьба); Н.Ф. Королёв и Б.И. Лагутин (бокс); Н.Н. Озеров (теннис); Т.В. Петросян (шахматы).

Спартаковская улица

Спартаковская улица (до 1918 Елоховская улица), между площадью Разгуляй и Бауманской улицей. Названа в честь союза «Спартак» (революционная организация немецких левых социал-демократов). Прежнее название - от села Елох (см. Елохово). Известна с XIV - XV вв. как дорога в село Стромынь (с XVII в. шла через современную Бакунинскую улицу в сёла Рубцово-Покровское и Измайлово). С 1652 по правой стороне улицы располагалась Немецкая слобода. С 1702 известен собор Богоявления в Елохове (д. 15; ныне существующий собор сооружён в конце XVIII - первой половине XIX вв.). В конце XVIII - начале XIX вв. вдоль улицы построены усадьба Мусина-Пушкина (д. 2, архитектор М.Ф. Казаков) и др. В XIX - начале XX вв. улица застраивалась деревянными домами чиновников, торговцев, ремесленников и рабочих. В 1914 на улице был разбит Пушкинский сквер, в котором в 1931 поставлен памятник Н.Э. Бауману. Вблизи - станция метро «Бауманская».

Спасокукоцкий Сергей Иванович

Бюст С. И. Спасокукоцкого.

Бюст С. И. Спасокукоцкого.

Москва.

Спасокуко́цкий Сергей Иванович (1870, Кострома — 1943, Москва), хирург, академик АН СССР (1942), создатель клинической школы. После окончания медицинского факультета Московского университета (1893) работал там же в хирургической клинике; в 1898—1909 земский хирург в Смоленской губернии, в 1909—11 — в городской больнице в Саратове. В 1912—26 профессор хирургии Саратовского университета. С 1926 заведующий клиникой факультетской хирургии 2-го Московского медицинского института и одновременно (с 1927) заведующий хирургическим сектором Института переливания крови и главный хирург Лечебно-санитарного управления Кремля. Научные труды Спасокукоцкого посвящены проблемам брюшной и грудной хирургии, нейрохирургии, урологии, переливания крови. Государственная премия СССР (1942). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Спасокукоцкого носит факультетская хирургическая клиника Российского государственного медицинского университета имени Н.И. Пирогова. Перед главным корпусом городской клинической больницы № 1 (Ленинский проспект, 8) установлен памятник Спасокукоцкому (скульптор В.В. Лишев). Академией медицинских наук СССР была учреждена премия имени Спасокукоцкого.

Спасопесковская площадка

Спасопеско́вская площа́дка небольшая площадь в районе улицы Арбат, между Трубниковским переулком, Карманицким переулком и переулком Каменная Слобода; включает часть Спасопесковского переулка, с которым Спасопесковская площадка имеет общую нумерацию домов. На Спасопесковской площадке — одноэтажный деревянный дом А. Щепочкиной в стиле ампир (д. 6; 1820), дом Второва (д. 10; 1913, архитекторы В.Д. Адамович, В.М. Маят), выстроенный в стиле неоклассицизма (ныне — резиденция посла США, известная как «Спасохауз»). На Спасопесковскую площадку выходит церковь Спаса Преображения на Песках (Спасопесковский переулок, 4а). Рядом с церковью — сквер, разбитый в 1870 и получивший название «Пушкинского» в память о частых прогулках А.С. Пушкина по арбатским переулкам. В 1993 в сквере открыт памятник Пушкину (скульптор Ю. Динес), сооружённый на средства профессора Венского университета Р. Ягшида.

«Спасохауз»

«Спа́сохауз» см. Дом Второва.

Спасская башня

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спасские казармы

Спасские казармы в конце XIX в.

Спасские казармы в конце XIX в.

Москва.

Спа́сские каза́рмы (с 1920 Перекопские казармы) (Садовая-Спасская улица, 1; отсюда название). Основным зданием казарм стал выстроенный до 1760 и впоследствии перестроенный дом графа И.С. Гендрикова, в котором некоторое время жил Н.И. Новиков. В 1798 построены 4 каменных казарменных здания. В 1812 многие помещения Спасских казарм сгорели. В 1828—29 в подземном каземате был заключён поэт А.И. Полежаев. В 1842 4 сгоревших корпуса были восстановлены. С 1904 в Спасских казармах располагался 2-й гренадерский Ростовский полк, в начале первой мировой войны — 192-й пехотный запасный полк. В 1920 переименованы в честь победы под Перекопом. В 1926—41 в казармах дислоцировались части Пролетарской дивизии (мемориальная доска).

Спасский мост

Спа́сский мост через Москву-реку (у бывшего села Спас), на МКАД, в северо-западной части Москвы. Построен в 1962 (инженер В.Д. Васильев, архитектор К.П. Савельев). Полная длина моста 203,9 м, ширина 24 м. Пролётные строения моста арочно-балочной конструкции из сборного железобетона.

Сперанский Алексей Дмитриевич

Спера́нский Алексей Дмитриевич (1887, г. Уржум Вятской губернии — 1961, Москва), патолог, академик АН СССР (1939) и Академии медицинских наук СССР (1944). Окончил Казанский университет (1911). В Москве с 1934; заведующий отделением общей патологии Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ), с 1945 директор Института общей и экспериментальной патологии Академии медицинских наук СССР. Основные труды посвящены роли нервной системы в развитии патологических процессов и экспериментальной терапии. Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Ваганьковском кладбище. Именем Сперанского в 1966 названа улица в Коптеве. На здании бывшего ВИЭМ (Балтийская улица, 8) — мемориальная доска.

Литература: Плецитый Д.Ф., А.Д. Сперанский, М., 1967.

Сперанский Георгий Несторович

Спера́нский Георгий Несторович (1873, Москва — 1969, там же), педиатр, один из организаторов отечественной системы охраны материнства и детства, член-корреспондент АН СССР (1943), академик Академии медицинских наук СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1957). Окончил медицинский факультет Московского университета (1898). В 1910 создал первый в России стационар для грудных детей (улица Малая Дмитровка), в 1913 — консультацию и молочную кухню (улица Большая Пресня, 31). По инициативе Сперанского Воспитательный дом в 1919 был реорганизован в Дом охраны младенца, а затем в НИИ охраны материнства и младенчества, который он возглавлял в 1922—31. С 1932 заведующий кафедрой педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Ленинская премия (1970, посмертно). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Сперанского носит московская городская клиническая больница № 9 (Шмитовский проезд, 29).

Литература: Чумаевская О.А., Г.Н. Сперанский, М., 1973.

М.Я.

Спирин Иван Тимофеевич

Спирин Иван Тимофеевич (1898, г. Коломна - 1960, Москва), Герой Советского Союза (1937), генерал-лейтенант авиации (1944), профессор. В Советской Армии с 1918. Окончил военную школу лётчиков (1930) и высшие академические курсы при Военной академии Генштаба (1949). В 1937 флагманский штурман воздушной экспедиции на Северный полюс, высадившей на лёд первую советскую дрейфующую научно-исследовательскую станцию. С 1938 на преподавательской работе в военных академиях, с 1955 в отставке. Похоронен на Введенском кладбище. Именем Спирина в 1965 названа улица (бывшая улица Чкалова) в Лианозове. На доме, где в 1936-60 жил Спирин (Тверская улица, 64), - мемориальная доска.

«Спортивная»

Станция метро Сокольнической линии. Открыта в 1959. Архитекторы Н.А. Быкова, И.Г. Гохарь-Хармандарян, И.Г. Таранов, Б.А. Черепанов. Вестибюли (архитекторы Н.А. Быкова, В.И. Ильина, Н.И. Демчинский) имеют выходы к спортивному комплексу «Лужники» и на улицу 10-летия Октября.

«Среда»

См. «Московская литературная среда».

Средние торговые ряды

Средние торговые ряды (Красная площадь, 5/2). Возведены в 1889-93 по проекту архитектора Р.И. Клейна на месте старых (1815, архитектор О.И. Бове) и в целом повторяют их план. Выстроенное в форме каре здание расположено по периметру целого квартала (Москворецкий проезд, улицы Варварка и Ильинка, Хрустальный проезд); внутри каре размещаются 4 отдельных небольших корпуса. Протяжённые ряды по главному фасаду состоят из 2 как бы самостоятельных разновысоких зданий, что подчёркивает характер рельефа, сильно падающего к Москве-реке. Более высокий корпус повторяет композицию Верхних торговых рядов - его средняя и боковые части выделены высокими кровлями. Объём низкого корпуса нейтрален и служит как бы фоном для стоящего напротив собора Василия Блаженного. Весь первый этаж представляет собой традиционный ряд «лавок с палатками» - аркаду со сдвоенными окошками над каждой аркой. Обильный, несколько измельчённый декор фасадов характерен для «русского стиля». Помещения Средних торговых рядов принадлежали «Обществу Средних торговых рядов между улицами Ильинкой и Варваркой в Москве». В них находилось крупнейшее в России оптовое торговое заведение, отличавшееся высокой технической оснащённостью (центральное отопление, автономная электростанция, грузовые лифты, вентиляция и пр.). После 1917 в помещениях Средних торговых рядов размещались различные учреждения.

Литература: Размадзе А.С., Торговые ряды на Красной площади в Москве, Киев, 1893.

Е.Е. Андреева, И.Н. Палтусова.

Средний Кисловский переулок

Один из Кисловских переулков, проходит от Большого Кисловского переулка к Малому Кисловскому переулку почти параллельно Большой Никитской улице. Наиболее раннее строение - д. 3 (1806), построенный во владении купца Ф. Ланга. В конце XIX в. здесь жила балерина Е.В. Гельцер. В переулке жили преподаватели консерватории, композиторы В.С. Калинников, А.Н. Корещенко. В д. 1 в 1914-17 жил художник Г.В. Якулов.

И.Л. Давыдова.

«Среды»

См. Шмаровинские среды.

Сретенка

Улица между площадью Сретенские ворота и Сухаревской площадью. Название - от Сретенского монастыря (Большая Лубянка, 19). Является продолжением улицы Большая Лубянка (которая до середины XIX в. была частью Сретенки), переходит в Большую и Малую Сухаревские площади и проспект Мира. Возникла в середине XVI в. вдоль дороги, связывавшей Москву с Троице-Сергиевым монастырем и северными городами Московского государства. В XVII в. сложилась Новая Сретенская слобода, в которой жили купцы и ремесленники (отсюда названия соседних переулков - Колокольников, Печатников, Просвирин, Пушкарёв). Улица сохранила планировку XVI-XVII вв. с густой сетью переулков. В 1651-61 построена церковь Троицы в Листах (д. 27 - 29), завершающая левую сторону улицы, в 1695 - церковь Успения Богородицы в Печатниках (д. 5/3); колокольня церкви сооружена в 1902. От XVIII в. сохранились дома 9-13. В начале 1860-х гг. в д. 17 жил композитор Н.Г. Рубинштейн; в здании проходили занятия музыкальных классов, послуживших основой Московской консерватории. В начале XX в. с сооружением Виндавского (ныне Рижского) вокзала у Крестовской заставы (ныне - Рижская площадь) торговый характер Сретенки ещё более усилился. В этот период построены д. 15 (в стиле модерн) и самый большой на улице д. 26 (1913, архитектор А.Г. Измиров; в доме работала студия Малого театра под руководством В.Н. Пашенной и Н.А. Смирновой, затем Ф.Н. Каверина). В 1913-14 на улице были открыты два кинотеатра - «Гранд-Электро» (д. 4) и «Уран» (д. 19, снесён в 1997). В д. 23 в 1920-х гг. работала драматическая студия под руководством Ю.А. Завадского. В 1925-79 в д. 6/2 размещалось Художественное училище имени 1905 года, в котором преподавали В.Н. Бакшеев, Н.П. Крымов и другие художники. До 1934 перспективу Сретенки замыкала Сухарева башня. В конце левой стороны улицы - площадка, образовавшаяся на месте снесённых в 1969 домов, с входом на станцию метро «Сухаревская». С 1980-х гг. ведётся реконструкция Сретенки. Слева на улицу выходят Печатников, Колокольников, Большой Сергиевский, Пушкарёв (в д. 21 - филиал Театра имени Вл. Маяковского), Большой Головин (в студенческие годы здесь жил А.П. Чехов), Последний, Большой Сухаревский переулки; справа от неё отходят Рыбников, Ащеулов, Луков, Просвирин, Малый Головин, Селивёрстов, Даев переулки, Сретенский тупик, Панкратьев переулок.

Сретенские ворота

Сретенские ворота (площадь) представляет собой незначительное расширение на стыке Рождественского и Сретенского бульваров. Единственное здание собственно на площади - гостиница 1820-х гг. (перестройка 1892, архитектор П.А. Ушаков) - д. 1 (одновременно по площади Сретенские ворота и по улице Сретенке).

Сретенский бульвар

Между площадью Сретенские ворота и Тургеневской площадью, часть Бульварного кольца. Название - от Сретенских ворот, стоявших на месте пересечения стены Белого города с дорогой на Ростов Великий, Ярославль, Кострому (ныне улица Сретенка). Проложен в 1830-х гг. на месте стены Белого города (самый короткий московский бульвар - 214 м). Повышение рельефа по внешней стороне связано с остатками земляного вала Белого города. В XVII в. в районе современного бульвара селились торговцы, ремесленники, мясники; в XVIII в. вследствие близости аристократической Мясницкой улицы появились дворы именитого купечества и дворянства. Между Милютинским (Казённым) и Фроловским переулками в первой четверти XVIII в. находились двор бригадира Караулова и Новгородское подворье; в 1746-83 на участке подворья размещались строения Московского почтамта. К середине XIX в. большая часть застройки Сретенского бульвара уже была каменной (д. 2 - 1840-е гг., надстройка 1873). Сретенский бульвар был излюбленным местом прогулок и отдыха студентов и преподавателей находившегося поблизости МУЖВЗ (Мясницкая улица, 21). Современный облик бульвара определяют многоэтажные доходные дома: д. 1 (вторая половина XIX в.) и д. 9 (1914 - 1918, архитектор Н.И. Жерихов, надстройка 1930-х гг.); в гигантских корпусах дома страхового общества «Россия» (д. 6/1, 1899-1902, архитекторы А.И. фон Гоген, Н.М. Проскурин) в 1920-х гг. размещались Наркомат просвещения и Главное артиллерийское управление Красной Армии. В доме в разное время жили учёные М.И. Авербах, Б.Д. Греков, Н.С. Курнаков, Н.Н. Лузин, И.Е. Тамм, А.Е. Ферсман, артист Н.П. Хмелёв и др. Сооружения на нечётной стороне по масштабу вторят дому общества «Россия»: д. 5 - Наркомат связи (1937, архитекторы Е.Г. Вейс, Ю.Е. Шасс), д. 11 - научно-исследовательский институт (1970, архитектор Ф.А. Новиков). В 1952 Сретенский бульвар был реконструирован. В начале бульвара (около площади Сретенские ворота), на месте дома, в котором до 1917 размещался трактир «Саратов», устроена площадка, на которой установлен памятник Н.К. Крупской, работавшей в 1920-25 на Сретенском бульваре в Наркомпросе (1976, скульпторы Е.Ф. Белашова, А.М. Белашов, архитектор В.Л. Воскресенский). На бульвар выходит Милютинский переулок (название - по находившейся здесь в XVIII в. шёлковой и позументной фабрике А. Милютина - бывшего истопника Петра I). От него отходят Костянский (название связано с существовавшей здесь в XVII в. свалкой костей, которые свозились с бойни Мясницкой слободы) и Ананьевский переулок. В конце Сретенского бульвара в 1970-х гг. снесён квартал, что привело к расширению примыкающей к нему Тургеневской площади, получившей название по Тургеневской читальне, открытой в 1885 (д. 2 на площади построен в 1890 по проекту И.Г. Кондратенко) и снесённой в 1974. Внешнюю сторону Сретенского бульвара замыкают адм. здания, выстроенные в 1970 - 1980-х гг., в том числе здание штаб-квартиры крупнейшей российской нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» (д. 11); став основными архитектурными доминантами Тургеневской площади, они корреспондируют с застройкой новой магистрали, соединяющей площадь с Садовым кольцом (проспект Академика Сахарова). Станция метро «Тургеневская».

И.Л. Давыдова.

Сретенский монастырь

Мужской монастырь, основан в 1397 великим князем Василием I на Кучковом поле, на месте встречи (сретения) в 1395 москвичами иконы Владимирской Богоматери (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), перенесённой из Владимира в Москву в ожидании нашествия Тамерлана. Располагался на окраине Большого посада, в районе современной Никольской улицы. В начале XVI в. перенесён на другое место (ныне - улица Большая Лубянка, 19). В 1552 у стен Сретенского монастыря москвичи встречали русское войско, возвращавшееся после взятия Казани. Упразднён в конце 1920-х гг., в 1928-30 его постройки частично разобраны, в том числе церкви Марии Египетской (XIV-XVI вв.) и Николая Чудотворца (XVI в.). Сохранился собор Сретения Владимирской иконы Богоматери с приделом Рождества Иоанна Предтечи, построенный в 1679 повелением царя Фёдора Алексеевича. Двухстолпный пятиглавый храм отличается лаконичностью и монументальностью архитектурных форм; в сдержанном декоре фасадов выделяются пластично прорисованные окна с килевидными наличниками. В интерьере - фрески, исполненные в 1707 костромскими мастерами по заказу стольника С.Ф. Грибоедова. Вблизи собора - палаты XVII в. Богослужения возобновлены в 1991, с 1994 Сретенский монастырь - подворье Успенского Псково-Печорского монастыря. От названия Сретенского монастыря происходят наименования улицы Сретенки, Сретенского бульвара, Сретенского переулка, Сретенского тупика, площади Сретенские ворота.

М.А.

Ссудной казны Здание

Ссудной казны Здание (Настасьинский переулок, 3). Выстроено в 1913-16 по проекту В.А. Покровского и Б.М. Нилуса для московского отделения Ссудной казны (один из видов ломбарда). Планировка сооружения - операционный корпус и хранилище, соединённые узким переходом, - идентична выстроенному архитектором Покровским банку в Нижнем Новгороде. Яркий образец неорусского стиля, постройка имеет выраженный парадный характер, созданный как композиционными, так и декоративными приёмами. Центр главного фасада подчёркнут крытым крыльцом, повышенным фигурным завершением и башенкой с высоким шпилем. Почти вся фасадная плоскость покрыта мелким «бриллиантовым» рустом. Основные декоративные детали выполнены в духе архитектуры московского барокко. Интерьеры (вестибюль с парадной лестницей, двухсветный зал, операционные помещения) ярко расписаны.

Е.Е. Андреева.

Сталин Иосиф Виссарионович

И. В. Сталин.

И. В. Сталин.

Ста́лин Иосиф Виссарионович (настоящая фамилия Джугашвили) (1878, Гори Тифлисской губернии — 1953, Москва), политический и государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Родился в семье сапожника. После окончания Горийского духовного училища учился в Тифлисской духовной семинарии (исключён в 1899). В 1899 вступил в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси». С 1902 неоднократно подвергался ссылкам и арестам. После 1903 большевик. Сторонник В.И. Ленина, по инициативе которого в 1912 кооптирован в ЦК и Русское бюро ЦК РСДРП. В 1917 в Петрограде был членом Военно-революционного центра ЦК. В 1917—22 нарком по делам национальностей. С марта 1918 в Москве. В 1919—22 нарком государственного контроля, Рабоче-крестьянской инспекции. С 1922 член Политбюро ЦК. В 1922 избран генеральным секретарем ЦК партии. В 1920-х — начале 30-х гг. в ходе длительной борьбы с другими партийными лидерами, особенно обострившейся после смерти Ленина, упрочил свои позиции в партии и государстве и фактически установил в стране диктаторский режим. Объявил себя «продолжателем дела Ленина», провозгласив курс на «построение социализма в одной отдельно взятой стране», проводил форсированную индустриализацию и насильственную коллективизацию крестьянских хозяйств. Главный инициатор массового террора, уничтожения многих партийных, хозяйственных и военных деятелей, деятелей науки и культуры, создания системы ГУЛАГа. В ходе реализации Генерального плана реконструкции Москвы, одним из главных инициаторов которого был Сталин, наряду с массовым строительством в центре и на окраинах Москвы, в городе были уничтожены ценнейшие памятники истории и архитектуры. С 1941 председатель СНК (Совмина) СССР, в период Великой Отечественной войны — председатель Государственного комитета обороны, Верховный главнокомандующий, нарком обороны (в 1946—47 министр Вооруженных Сил). Во время Московской битвы 1941, после объявления Москвы на осадном положении (см. Осадное положение 1941—42 годов), оставался в столице. 6 ноября 1941 выступил на торжественном заседании, посвящённом 24-й годовщине Октябрьской революции, проходившем на станции метро «Маяковская». 7 ноября 1941 по его указанию на Красной площади был проведён традиционный военный парад, 24 июня 1945 — Парад Победы. В конце 1940-х — начале 50-х гг. по инициативе Сталина был развёрнут ряд репрессивных кампаний («борьба с космополитизмом», с «буржуазной лженаукой», «дело врачей» и др.), жертвами которых стали многие московские учёные, деятели культуры, здравоохранения и др.

Сталин был похоронен в Мавзолее на Красной площади. После резкой критики деятельности Сталина на XX (1956) и XXII (1961) съездах КПСС его тело было вынесено из Мавзолея и захоронено у Кремлёвской стены (на могиле — памятник, 1970, скульптор Н.В. Томский).

Стальпроект

См. Государственный институт по проектированию агрегатов сталелитейного и прокатного производства для чёрной металлургии.

Стальпроект, Государственный институт по проектированию агрегатов сталелитейного и прокатного производства для чёрной металлургии

Стальпрое́кт, Госуда́рственный институ́т по проекти́рованию агрега́тов сталелите́йного и прока́тного произво́дства для чёрной металлурги́и (Гоголевский бульвар, 8). Основан в 1924 (до 1930 — Государственное бюро металлургических и теплотехнических конструкций). Организатор и первый директор В.Е. Грум-Гржимайло. В институте разработаны: комплексный проект строительства Кузнецкого металлургического комбината, проекты цехов и печей Магнитогорского металлургического комбината, печей для всех металлургических и машиностроительных заводов, построенных в 1930-е гг., различного прокатного оборудования; созданы установки непрерывной разливки стали, большегрузные мартеновские печи и другие агрегаты. Исследования по теории печной теплотехники и научным основам конструирования печей.

Стамо Евгений Николаевич

Ста́мо Евгений Николаевич (1912, Киев — 1987, Москва), архитектор, градостроитель, народный архитектор СССР (1984). В 1936 окончил Московский архитектурный институт, где учился у В.Н. Симбирцева, Л.В. Руднева. Участвовал в разработке генерального плана Юго-Западного района, разработал проекты планировки и застройки кварталов № 4, 5, 6 на Фрунзенской набережной (1949—58, совместно с Я.Б. Белопольским и Н.Н. Улласом), кварталов № 26, 27 на Ленинском проспекте (1957—59), возвёл ряд монументальных жилых домов, выделяющихся эффектным силуэтом, пластическим и декоративным решением фасадов (на Новинском бульваре, 19—21, 1952; на Ломоносовском и Университетском проспектах, Фрунзенской набережной, все — 1952—56, совместно с Белопольским); в центральной части Москвы вёл строительство кирпичных жилых домов по индивидуальным проектам с применением сборных железобетонных конструкций (дом в Несвижском переулке, 1966—69; 14-секционный дом на Плющихе, 28—42, 1970). Одновременно занимался строительством типовых каркасно-панельных домов (пятиэтажная жилая застройка улице Удальцова, 1963—67; девятнадцатиэтажные дома-башни на Ленинском проспекте, 1965—67). Один из авторов проекта Дворца съездов в Кремле (ныне Государственный Кремлёвский дворец; Ленинская премия, 1962). Руководил проектированием планировки и застройки Мосфильмовской улицы (с 1965), Матвеевского (сочетание «строчной» и «веерной» застройки, создание на основе типовых секций оригинального «Круглого дома», с 1966), Тропарёва, Олимпийской деревни (Государственная премия СССР, 1981).

Предыдущая страница Следующая страница