Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Т" (часть 6, "ТОН"-"ТРО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 6, "ТОН"-"ТРО")

Тон Константин Андреевич

Тон Константин Андреевич (1794, Петербург — 1881), архитектор, академик петербургской Академии художеств (1830). Обучение архитектуре начал в 1803 в петербургской Академии художеств, в 1815—19 работал в Комитете для строений и гидравлических работ. В 1819—28 находился в заграничной командировке, в Риме занимался проектированием в «античном стиле». С 1830 академик петербургской Академии художеств. Постройки Тона в «русско-византийском стиле» значительно повлияли на облик центра Москвы 1840—60-х гг. В 1832 представил проект, а с 1839 возглавил строительство храма Христа Спасителя (освящён в 1883). В 1837 в составе группы московских мастеров ему было поручено составление проектов Большого Кремлёвского дворца и Оружейной палаты, в которых композиционными и стилевыми средствами Тон подчеркнул связь с национальным прошлым — древними храмами и дворцами Кремля (живописно-свободная планировка ансамбля, сводчатые и купольные перекрытия, декоративные аналогии с архитектурными формами XVII в.). По проекту Тона сооружена колокольня Симонова монастыря (заложена в 1835; к излучине Москвы-реки вынесена по проекту Н.Е. Тюрина). Вариантом композиционного типа кремлёвских построек стало здание Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала в Москве (1845—52), с равномерным членением стен измельчёнными декоративными деталями — арочками, колонками, гирьками. В стиле классицизма Тон построил здание Малого театра (1840) и Инвалидный дом в Измайлове. В московских постройках наиболее активно проявились стилевые и конструктивные поиски Тона, определившие масштаб его творчества как одного из крупнейших архитекторов середины XIX в.

Литература: Кириченко Е.И., К. Тон, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 1, М., 1981; Славина Т.А., К. Тон, Л., 1989.

Топорков Василий Осипович

Топорков Василий Осипович (1889, Петербург - 1970, Москва), актёр, народный артист СССР (1948), доктор искусстведения (1965). Окончил Петербургское театральное училище. На сцене с 1909. С 1919 в Москве, в бывшем театре Корша. Среди ролей: Труффальдино («Слуга двух господ» К. Гольдони, 1921), Тихон («Гроза» А.Н. Островского, 1923), Кристоферсон («Анна Кристи» Ю.О'Нила, 1924) и др. В 1927 был приглашён в МХАТ. После первой же роли, подготовленной под руководством К.С. Станиславского (Ванечка в «Растратчиках» В.П. Катаева, 1928), Топорков стал преданным учеником мастера. Топорков - блестящий мастер внешнего и внутреннего перевоплощения. Образы, созданные им, отличались остротой, выразительным внешним рисунком и абсолютной естественностью. Среди его лучших ролей: Чичиков («Мёртвые души» по Н.В. Гоголю, 1932), Морис («Глубокая разведка» А.А. Крона, 1943), Оргон («Тартюф» Мольера, 1939), Кругосветов («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого, 1951), Эзоп («Лиса и виноград» по Г. Фигейреду, 1958), Добчинский («Ревизор» Гоголя, 1967). С 1945 преподавал в Школе-студии имени Вл.И. Немировича-Данченко (с 1948 профессор). Государственная премия СССР (1946, 1952).

Литература: Рогачевский М., В.О. Топорков, М., 1969.

Топчиев Александр Васильевич

То́пчиев Александр Васильевич (1907, село Михайловка Царицынской губернии — 1962, Москва), химик, академик АН СССР (1949). В Москве с 1921. Окончил Химико-технологический институт (1930), работал там же до 1938. В 1938—41 заведующий кафедрой Технологического института пищевой промышленности. С 1940 работал в Нефтяном институте (в 1943—47 директор). В 1947—49 заместитель министра высшего образования СССР. В 1949—58 главный учёный секретарь Президиума АН СССР. С 1958 вице-президент АН СССР, одновременно директор Института нефтехимического синтеза АН СССР (ИНХС) [см. Институт нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева (ИНХС) РАН]. Основные труды в области органической химии и химии нефти. Главный редактор журнала «Нефтехимия» (1961—62). Ленинская премия, Государственная премия СССР (1949). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Топчиева в 1963 присвоено ИНХС, на здании которого — мемориальная доска.

Торговые ряды

На восточной стороне Красной площади. Торговые ряды между улицами Никольской и Ильинкой назывались Верхними, между Ильинкой и Варваркой - Средними, к югу от Варварки - Нижними. Первоначально лавки Торговых рядов были деревянными. В конце XVI в. сооружены каменные Верхние Торговые ряды, которые в XVII-XVIII вв. неоднократно перестраивались. В конце XVIII в. над ними надстроен второй этаж. В 1786 были сооружены двухэтажные Торговые ряды вдоль рва у Кремлёвской стены, между Никольской и Спасской башнями. После пожара 1812 Торговые ряды у рва были разобраны, Верхние торговые ряды перестроены в 1814-15 по проекту архитектора О.И. Бове. Одновременно были сооружены каменные лавки Средних и Нижних торговых рядов. Вплоть до середины XIX в. почти вся московская торговля сосредоточивалась в Торговых рядах и соседнем Гостином дворе. В 1865 построены Тёплые торговые ряды на Ильинке (отсюда другое название - Ильинские торговые ряды). В конце XIX в. были сооружены новые здания Верхних (архитектор А.Н. Померанцев, инженер В.Г. Шухов) и Средних (архитектор Р.И. Клейн) торговых рядов, в 1899-1900 - Никольских торговых рядов на Никольской улице (архитектор Л.Н. Кекушев). Нижние торговые ряды были разобраны в 1930-х гг. в связи с реконструкцией Красной площади. Кроме этих торговых рядов в Москве в XVII-XVIII вв. существовал так называемый Книжный ряд на Спасском мосту у Спасской башни Кремля. До 1930-х гг. сохранялись Торговые ряды в районе Охотного ряда. С Торговыми рядами связано наименование Рыбного и Хрустального переулков в Китай-городе.

Тормасов Александр Петрович

Тормасов Александр Петрович (1752-1819, Москва), граф (1816), генерал от кавалерии (1799), член Государственного совета (1812), московский военный губернатор и главнокомандующий (30 августа 1814 - 30 октября 1816), московский военный генерал-губернатор (30 октября 1816 - 13 ноября 1819). Из дворян. В 1762 определён на службу пажем к высочайшему двору. С 1783 командир Далматского гусарского полка (позже Александрийский легкоконный). Во время русско-турецкой войны 1787-91 участвовал в осаде Очакова, в Каушанском сражении, во взятии Аккермана и Бендер. В 1799 уволен императором Павлом I от службы, возвращён в 1800, вскоре назначен командиром лейб-гвардейского Конного полка. С 1803 киевский, с 1807 рижский военный губернатор. В 1808 назначен главнокомандующим в Грузию. Во время Отечественной войны 1812 участвовал в сражениях под Малоярославцем, Вязьмой, Красным. На посту московского главнокомандующего основное внимание Тормасов уделял устранению разрушительных последствий войны и восстановлению столицы. В 1814 представил в Комитет министров доклад «относительно устроения Москвы и вспоможения на обстройку потерпевшим от разорения и пожара жителям оной», получивший одобрение и поддержку императора. По распоряжению императора Александра I были выделены дополнительные ассигнования на нивелирование улиц, выдачу компенсаций владельцам домов за землю, отчуждаемую под урегулирование переулков, площадей и др. В Арбатской, Пятницкой, Сретенской и Тверской частях проводились работы по планировке улиц. Восстанавливались больницы, хлебопекарни, административные и общественные здания, жилые дома, архитектурный ансамбль Кремля (в 1817-19 О.И. Бове заново построил Водовзводную башню, взорванную при отступлении французами; И.Д. Жилярди в 1816 соорудил новые звонницы колокольни «Иван Великий» взамен утраченных). В 1817-19 реконструировано здание Московского университета на Моховой улице. Осуществлялись планировка и устройство Петровской и Театральной площадей. Велись работы по заключению в трубу р. Неглинной. В Москве возведены здания Манежа, Губернской (1-й мужской) гимназии (угол Волхонки и Большого Знаменского переулка), Синодальной типографии. В 1818 на Красной площади был установлен памятник К.М. Минину и Д.М. Пожарскому (скульптор И.П. Мартос).

О.В. Кузовлева.

«Торпедо»

«Торпедо» (Москва) один из ведущих отечественных спортивных клубов. Его предшественником был клуб «Пролетарская кузница» (основан в 1925 в Ленинской слободе). Наибольших успехов добились футболисты клуба, который проводит «домашние» матчи в «Лужниках» и на стадионе «Торпедо» (Восточная улица, 4). Участник чемпионатов СССР и России (с 1938). Двухкратный чемпион СССР и шестикратный обладатель Кубка страны. Лучшие игроки и тренеры: В.И. Воронин, М.Д. Гершкович, В.К. Иванов, А.А. Кавазашвили, В.А. Маслов, С.К. Метревели, Э.А. Стрельцов, В.М. Шустиков.

Трактиры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трамвай

Трамвайный вагон начала XX в.

Трамвайный вагон начала XX в.

Москва.

трамва́й Начал перевозить пассажиров по Москве в 1899, после переоборудования под электрическую тягу одного из участков конки — от Страстной площади до Петровского парка. В 1913 трамвай перевозил ежегодно свыше 250 млн. пассажиров со средней эксплуатационной скоростью около 11 км/ч; в 20—30-х гг. объёмы перевозок трамвая росли, затем стали сокращаться с вводом метрополитена и развитием троллейбусного и автобусного сообщения. В 80-х гг. трамвайная сеть имела протяжённость свыше 450 км (более 35 маршрутов), в основном за пределами Садового кольца; в 90-х гг. наметилась тенденция к прокладке линий трамвая в некоторых новых районах, созданию скоростных маршрутов.

Вагоны для первых линий московского трамвая изготовлялись в Германии, Австро-Венгрии. Затем производство трамваев было налажено на Русско-Балтийском (Рига), Мытищинском и Коломенском заводах. К 1914 в Москве насчитывалось около 1300 моторных и прицепных вагонов. В период первой мировой и Гражданской войн большая часть подвижного состава вышла из строя, значительное число трамваев было переоборудовано для грузовых перевозок. В ходе восстановления городского хозяйства в Москву начали поступать первые четырёхосные трамваи КМ (Коломенский моторный завод), а также прицепные вагоны КП и С. В 30-х гг. из них стали формировать трёхвагонные поезда. В 1938 Мытищинский завод приступил к производству вместительных трёхдверных вагонов ТМ-38. В середине 40-х гг. началась эксплуатация трамваев МТВ-82 и МТВ-82Б, выпускавшихся сначала на Тушинском машиностроительном, а затем на Рижском заводах. Вместе с двухвагонными поездами с моторными вагонами (БФ или КМ и прицепными С) эти трамваи составляли основу трамвайного парка города до конца 60-х гг. С конца 50-х гг. в Москву поставлялись чехословацкие трамваи завода «Татра»: Т-1 и Т-2. К середине 80-х гг. все остальные модели трамваи были выведены из эксплуатации. Московский трамвайный парк насчитывал к этому времени около 1300 вагонов чехословацкого производства. С конца 80-х гг. на многих маршрутах Москвы начали эксплуатироваться вагоны, выпускаемые Усть-Катавским заводом.

А.В. Рогачёв.

Трамвайная остановка начала XX в.

Трамвайная остановка начала XX в.

Москва.

трамвайная линия «А»

Прокладка трамвайной линии в начале XX в.

Прокладка трамвайной линии в начале XX в.

Москва.

трамва́йная ли́ния «А» Проходила по Бульварному кольцу. Маршрут был открыт 14 ноября 1911 и был первоначально одним из самых длинных. До 1995 маршрут пролегал от улицы Зацепы до Мясницких ворот. Трамвай «А» является достопримечательностью столицы. Москвичи называли его «Аннушка». Об «Аннушке» писали М.А. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров, М.М. Зощенко, К.Г. Паустовский, Б.Ш. Окуджава. В 30-40-х гг. маршрут называли «театральным»: одна из остановок была на Тверском бульваре у Камерного театра (ныне здание Театра имени А.С. Пушкина). Знаменитые кинотеатры Москвы также находились на пути следования «Аннушки»: «Унион» - у Никитских ворот, «Художественный» - на Арбатской площади, «Аврора» - у Покровских ворот, «Колизей» - на Чистопрудном бульваре. Паустовский, работавший в юности кондуктором, а позже водителем трамвая, писал в «Повести о жизни»: «...линия "А" была нарядная, театральная». В настоящее время вокруг Чистых прудов (между площадью Мясницкие ворота и улицей Покровкой) курсирует трамвай-кафе «Аннушка». Осенью 1997 маршрут «А» был возобновлён на линии площадь Мясницкие ворота - Калужская площадь.

Трамвайные депо

Трамва́йные депо́ см.

">трамвайные парки

Трамвайные парки

Трамва́йные па́рки Начали создаваться в Москве для обслуживания трамваев, появлявшихся вместо конки. Первый трамвайный парк был открыт в 1898 на улице Нижняя Масловка для экспериментальной линии трамвая. С развитием трамвайной сети в 1903-13 были созданы Миусский, Замоскворецкий, Рязанский, Уваровский, Золоторожский, Пресненский (Воскресенский), Сокольничий парки. Сокольничий трамвайный парк постепенно был переоборудован в ремонтные мастерские, а затем в завод (СВАРЗ), выпускавший троллейбусы. Взамен был сооружён Новосокольничий трамвайный парк. Здания трамвайных парков строились по проектам Отдела постройки городской железной дороги и представляют интерес как памятники промышленной архитектуры начала XX в.

После 1917 некоторым трамвайным паркам были присвоены имена работников этих парков - участников Декабрьского вооруженного восстания 1905. Уваровский парк получил имя И.И. Артамонова, Замоскворецкий - П.Л. Апакова, Миусский - П.М. Щепетильникова, Новосокольничий - И.В. Русакова. В 30-х гг. были открыты Ростокинский трамвайный парк имени Н.Э. Баумана и Октябрьский трамвайный парк на Большой Калитниковской улице. Старые трамвайные депо были реконструированы. Тогда же в связи с сокращением доли трамвая в пассажирских перевозках Рязанский, Уваровский, Миусский трамвайные парки превращены в троллейбусные парки. В 80-х гг. закрыт Золоторожский парк. В 1995 в Москве действовали 5 трамвайных парков. Все парки, кроме Краснопресненского, связаны между собой путями для передачи трамваев на маршруты.

А.В. Рогачёв.

Транспорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трепанка

См. Капитовка.

Трестенка

См. Капитовка.

Третьяков Павел Михайлович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Третьяков Сергей Михайлович

Дом С. М. Третьякова на Пречистенском (Гоголевском) бульваре.

Дом С. М. Третьякова на Пречистенском (Гоголевском) бульваре.

Москва.

Третьяко́в Сергей Михайлович (1834, Москва — 1892, Петергоф), предприниматель, общественный деятель, коллекционер, меценат, благотворитель, действительный статский советник. Из купеческой семьи (в статье Третьяков П.М.). Вместе с братом П.М. Третьяковым и зятем В.Д. Коншиным участвовал в делах торг. дома «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин» и Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры. Занимался организацией оптового сбыта товаров и торговыми операциями за рубежом. В 1877—81 московский городской голова. Состоял членом московского отделения Русского музыкального общества (в 1869—89 председатель), Московского художественного общества. В 1881 — 1887 на свои средства издавал «Художественный журнал». Участвовал в подготовке Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 в Москве.

В юности увлекался музыкой, брал уроки пения; близким другом братьев Третьяковых был Н.Г. Рубинштейн. Под влиянием брата увлёкся коллекционированием. Первоначально покупал картины русских художников: А.П. Боголюбова, Ф.А. Васильева, В.В. Верещагина, В.Г. Перова, А.А. Иванова, А.И. Куинджи, И.Н. Крамского, В.Д. Поленова и др. В собрании Третьякова находилось и несколько скульптур отечественных мастеров: М.М. Антокольского, П.К. Клодта, Н.А. Лаверецкого, С.И. Иванова и др.

С первой половины 1870-х гг. Третьяков собирал в основном произведения западноевропейской живописи, пользуясь советами И.С. Тургенева и художника А.П. Боголюбова. Ядро коллекции составили картины французских художников: Ж.Л. Давида, К. Коро, Э. Делакруа, Н.В. Диаза, Ш.Ф. Добиньи, Ж. Дюпре, К. Труайона, Г. Курбе, Ж. Бастьен-Лепажа, Э. Месонье, Ж.П. Лоранса, Л.Ж.Ф. Бонна. Третьяков приобретал произведения и других школ: немецкую живопись в его коллекции представляли А. фон Менцель, О. Ашенбах, Л. Кнаус, голландскую — Й. Исраэлс и др., испанскую — М. Фортуни и др. К концу 1880-х гг. в собрании Третьякова насчитывалось 84 полотна западноевропейских художников.

С 1851 братья Третьяковы жили в Лаврушинском переулке, 10, в особняке, который они вместе приобрели. В 1868 Третьяков переехал на Мясницкую улицу. В 1871 приобрёл, в 1872—75 по проекту архитектора А.С. Каминского перестроил особняк на Пречистенском бульваре (ныне Гоголевский бульвар, 6). Здесь с самого начала размещалась художественная коллекция Третьякова, бывали представители московской интеллигенции, художники и музыканты, в том числе П.И. Чайковский, Рубинштейн, И.Е. Репин, однако для свободного посещения собрание было почти недоступно, поскольку Третьяков подолгу бывал за границей, а с 1889 жил в Петербурге.

По завещанию Третьякова его коллекция перешла в распоряжение брата. По описи в 1892 в ней значилось 75 картин западноевропейских художников, 8 рисунков, а также несколько картин и скульптур русской школы. Она была перевезена в Лаврушинский переулок и первоначально размещалась в одном из залов, а в 1898 выставлена в двух специально для неё пристроенных залах. В 1925 картины в основном были переданы в Музей изящных искусств, несколько — в Эрмитаж.

Третьяков был известен в Москве и как благотворитель. Он жертвовал крупные суммы на детские приюты, больницы, училища, выкупил для города из казны Сокольничью рощу. В 1870—71 Третьяков вместе с братом устроил проезд между Никольской улицей и Театральным проездом, получивший название Третьяковский проезд. Похоронен на Даниловском кладбище.

Литература: Каталог художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых, 27 изд., М., 1917; Антонова В.И., Государственная Третьяковская галерея, М., 1968; Третьяков С.М., в сборнике: Музей Художественные собрания СССР, [в.] 3, M., 1982; Ненарокомова И., Хозяин особняка на Пречистенском бульваре, в сборнике: Панорама искусств, в. 12, М., 1989.

Н.М. Полунина, А.И. Фролов.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея.

Третьяковская галерея.

Москва.

Третьяко́вская галере́я см. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)

«Третьяковская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Третьяко́вская» (до 1983 «Новокузнецкая»), станция метро Калужско-Рижской линии (открыта в 1970, архитекторы В.Г. Поликарпова, А.А. Марова) и Калининской линии (открыта в 1986, архитекторы Р.И. Погребной, В.З. Филиппов, вестибюли — Поликарпова и Марова). С одной платформы станции поезда отправляются в двух направлениях: по Калужско-Рижской и Калининской линиям. Выход со станции — по подземному переходу на улицу Большая Ордынка, вблизи Третьяковской галереи, в Климентовский переулок. Станция соединена переходами со станцией «Новокузнецкая». Торцевая стена перехода в вестибюле, соединяющем станции, украшена мозаичным панно (автор А.Н. Бурганов) на темы обороны и мирного труда. В отделке станционного зала использованы светлый мрамор, керамическая плитка; пол выложен серым гранитом.

Третьяковский проезд

Третьяковский проезд.

Третьяковский проезд.

Москва.

Третьяко́вский прое́зд между Никольской улицей и Театральным проездом. Проложен в 1871 по инициативе П.М. и С.М. Третьяковых на месте существовавшего ранее, но застроенного в XVIII в. проезда. На участке, приобретённом Третьяковыми специально для устройства проезда, архитектор А.С. Каминский в 1870—71 возвёл два здания с проездными арками, обращёнными на Никольскую улицу (д. 19) и на Театральный проезд (д. 3); фасад здания со стороны последнего был встроен в Китайгородскую стену рядом с башней (1534—38) и решён в романтическо-средневековом духе. Внутри проезда находились магазины. Подобное градостроительное решение уникально для Москвы.

И.Л. Давыдова.

Третьяковы

Третьяко́вы предприниматели, купеческий род. Родство с семьёй П.М. Третьякова и С.М. Третьякова не установлено.

Родоначальник — Владимир Николаевич (1780—1847, Москва; похоронен вместе с потомками в Спасо-Андрониковом монастыре), купец г. Тарусы, с 1808 московский купец 3-й гильдии, с 1830 — 1-й гильдии; потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник; в 1823—47 церковный староста Успенского собора Кремля (в 1844 сделал крупное пожертвование в пользу собора, отмеченное благодарностью Святейшего Синода). В 1809 (по другим данным, в 1815) открыл ситценабивное заведение в деревне Скрылья Серпуховского уезда Московской губернии, в 1829 — бумаготкацкую фабрику в имении Горенки Московского уезда (до 1910-х гг. фабричный корпус размещался в усадебном доме). С 1848 предприятия существовали под фирмой «В. Третьякова вдова с сыновьями», имевшей также торговлю «бумажным товаром» в Чижовском подворье в Москве. Ею руководили Ульяна Алексеевна (1790 — около 1863) и её старший сын Александр Владимирович (1816—69), мануфактур-советник, который упрочил положение Третьякова в купеческой элите женитьбой в 1839 на Наталье Константиновне Куманиной, дочери К.А. Куманина (московского городского головы в 1825—27) и племяннице В.А. Куманина (московского городского головы в 1837—39). В деле участвовали братья А.В. Третьякова — Алексей Владимирович (1822 — 1860, Москва) и Константин Владимирович (около 1830, Москва — 1908, там же).

С 1871 семейное дело возглавлял К.В. Третьяков вместе с племянником Владимиром Александровичем (1839, Москва — 1881), а после его смерти — единолично. К.В. Третьяков унаследовал от брата Александра Владимировича 5 домов на Пятницкой улице, в том числе родовую усадьбу Третьяковых (д. 53). В середине 1880-х гг. он продал фабрику в деревне Скрылья. Имение и фабрика в Горенках в начале XX в. проданы его наследниками. В 1870—86 К.В. Третьяков ежегодно жертвовал 500-рублёвые взносы на школу при Николаевском доме призрения вдов и сирот купеческого сословия (всего около 8 тыс. рублей). В 1902 передал городскому общественному управлению 20 тыс. рублей на выдачу пособий бедным семействам и невестам к Пасхе «за упокой души Варвары», своей покойной жены. Он был агентом Серпуховского отделения Дамского попечительства о бедных, попечителем Московского учительского института, а также вице-президентом Российского общества любителей садоводства. По духовному завещанию К.В. Третьякова Московская городская дума в 1910 получила 1 млн. рублей на городские больницы (выдающееся по размерам пожертвование).

Г.Н. Ульянова.

«Три горы»

«Три горы́» холмистая местность к западу от Садового кольца, на левом, возвышенном берегу Москвы-реки, в районе пересечения современной Рочдельской улицы и улицы Трёхгорный вал. Название от древнего урочища; известна с начала XV в. как владение князя В.А. Серпуховского (1353—1410), затем принадлежало Новинскому монастырю (до середины XVIII в.). После сооружения в 1742 Камер-Коллежского вала в черте Москвы. С начала XIX в. вошла в состав Пресни. Название сохранилось в наименованиях улицы Трёхгорный вал, переулков.

Триумфальная арка

Триумфальная арка.

Триумфальная арка.

Москва.

Триумфа́льная а́рка (Кутузовский проспект, площадь Победы). Первоначально находилась в центре площади Тверской заставы, где начинался тракт в Петербург; вместе с примыкающими по сторонам кордегардиями оформляла торжественный въезд в город. Каменная однопролётная Триумфальная арка высотой 28 м была возведена в 1827—34 по проекту О.И. Бове на месте деревянной, сооружённой в 1814 для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Западной Европы после победы над французским императором Наполеоном I. Особую торжественность и одновременно тонкую декоративную выразительность монументальным, пластичным формам арки в стиле ампир придавали многочисленные отлитые из чугуна детали её убранства, в том числе 6 пар двенадцатиметровых колонн, размещённые между ними статуи русских воинов, горельефы «Изгнание французов», «Освобождение Москвы» и др., над карнизом — аллегорические фигуры Победы и венчавшая арку колесница Славы (все скульптуры — работы И.П. Витали). В 1936 ворота были снесены, а часть скульптурного убранства передана в Музей архитектуры. В 1966 — 1968 Триумфальная арка была воссоздана на новом месте — у Поклонной горы, близ Музея-панорамы «Бородинская битва». Для строительства использован монолитный железобетон, беломраморная облицовка цоколя была заменена гранитной, стены облицованы блоками крымского известняка, все недостающие скульптурные детали, а также двенадцатиметровые колонны были вновь отлиты из чугуна (авторы проекта В.Я. Либсон, Д.И. Кульчинский, Н.Н. Соболев; скульптор В.В. Глебов).

М.В. Нащокина.

Триумфальная площадь

Триумфа́льная пло́щадь (в 1935-92 площадь Маяковского; официальное название до 1935 - площадь Старых Триумфальных ворот), площадь на пересечении Тверской улицы и Садового кольца. Складывалась с конца XVI в. у Тверских ворот Земляного города. В 1721 в ознаменование победы в Северной войне 1700-21 у Тверских ворот были поставлены «врата Триумфальные», через которые в Москву торжественно въезжал Пётр I. В 1731 через Триумфальные ворота в Москву въезжала на коронацию Анна Ивановна. В дальнейшем здесь сооружались Триумфальные арки в связи с различными знаменательными событиями: в 1775 - по указанию императрицы Екатерины II для въезда графа П.А. Румянцева-Задунайского по случаю блистательных побед над турками; последняя - в 1797 для въезда на коронацию Павла I (снесена в начале XIX в.). Триумфальная площадь образовалась на месте небольшой площади после ликвидации вала и рва в 1820-х гг. С 1901 на углу с Тверской улицы находился театр Ш. Омона (позднее театр «Зон», затем Государственный театр имени Вс. Мейерхольда), рядом с ним - цирк Никитиных (с 1910, затем 2-й Госцирк, эстрадный театр «Мюзик-холл», Театр народного творчества, Театр оперетты), далее - сад «Аквариум». В 1913 А.А. Ханжонков основал на Триумфальной площади кинотеатр (ныне включён в д. 2). В западной части Триумфальной площади (д. 1/29) находился театр «Альказар». В этом доме (снесён в 1974) последовательно работали Театр эстрады, Театр сатиры, театр «Современник». С конца 1930-х гг. началась реконструкция площади. В 1940 построен Концертный зал имени П.И. Чайковского. В центре площади в 1958 установлен памятник В.В. Маяковскому; в 1959 реконструирован Театр имени Моссовета. В 1960 под площадью по линии Садового кольца проложен транспортный туннель. В 1965 для Театра сатиры реконструировано здание Театра оперетты. По линии Садового кольца Триумфальную площадь замыкают гостиница «Пекин» и здание ресторана «София».

Триумфальные ворота

Триумфа́льные воро́та в статье памятники.

Трифонов Юрий Валентинович

Три́фонов Юрий Валентинович (1925, Москва — 1981, там же), писатель. Сын видного советского военачальника В.А. Трифонова, репрессированного в 1937. Родился на Арбате, где семья Трифонова жила до 1933. С 1934 Трифоновы жили в д. 2, корпус 7, на улице Серафимовича («Дом на набережной»), откуда после ареста родителей Трифонова с бабушкой и сестрой был выселен в коммунальную квартиру у Калужской заставы. Среднюю школу окончил в 1942 в эвакуации в Ташкенте; в 1943—44 работал на Московском авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки. Начал печататься в 1947; в 1944—49 учился в Литературном институте. Широкую известность приобрёл первый роман Трифонова «Студенты» (1950; Государственная премия СССР, 1951) из жизни послевоенной вузовской молодёжи. Автор многочисленных сборников, рассказов и очерков (в том числе на спортивные темы), романа о строительстве Туркменского канала «Утоление жажды» (1963), документально-мемуарной книги «Отблеск костра» (1965), посвященной судьбе отца, исторического романа «Нетерпение» (1973) о террористах-народовольцах, повести «Старик» (1978) о судьбах казачества во время Гражданской войны и автобиографического романа «Время и место» (1981), романа «Исчезновение» о репрессиях 30-х гг. (опубликован в 1987), книги путевых очерков о заграничных поездках и воспоминаний «Опрокинутый дом» (опубликованы в 1981). Многие из этих произведений, а также так называемые московские повести Трифонова «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) в большей степени определили характер так называемой городской прозы 70-х гг. В них — осмысление истоков революционного движения в России, его идеалов и заблуждений, противоречивых процессов становления и развития советского государства, репрессий, места и роли интеллигенции, её нравственного раздвоения. Тема Москвы с её бытом, узнаваемыми реалиями и типами открыто заявлена как определяющая в повести «Дом на набережной» (1976). Последние годы жизни Трифонова прошли в д. 6 по улице Вальтера Ульбрихта (Новопесчаная улица). Похоронен на Новокунцевском кладбище.

Литература: Иванова Н., Проза Юрия Трифонова, М., 1984.

Н.Б. Иванова.

Троекурово

Троеку́рово местность на западе Москвы, на правобережье р. Сетуни. Название от бывшего села и усадьбы; известны с XVI в. как владение бояр Годуновых под названием Хорошёво, в XVII — начале XVIII вв. владение бояр Троекуровых (отсюда современное название). Сохранились церковь Николая Чудотворца (конец XVII — начало XVIII вв., колокольня — около 1745), парк (Троекуровский лес) и система прудов. В 1858—62 в Троекурове жил писатель И.И. Лажечников. С 1960 в черте Москвы. Вблизи — Троекуровское кладбище.

Троекуровский лес

Троеку́ровский лес на юго-западе Москвы, между Рябиновой улицей, Троекуровским кладбищем и МКАД. Расположен в бывшей усадьбе Троекурово (с 1978 памятник садово-паркового искусства). Площадь около 20 га. По восточным окраинам Троекуровского леса в выраженной ложбине протекает Троекуровский ручей — приток р. Сетуни; на территории леса, в верховьях ручья, — два небольших пруда. Основу массива составляет густой липовый лес с высокоствольными деревьями, многочисленным разновозрастным подростом ели (очень редкое для города явление), клёна и липы, подлеском из жимолости, бересклета и других кустарников. Значительную площадь занимают березняки, есть сосновые культуры и небольшие участки сероольшаников и осинников. В травяном покрове обычны папоротники, сныть, зеленчук, звездчатка жестколистная, осока волосистая, лютик кашубский и др. Из особо охраняемых в Москве растений встречаются ландыш майский, купальница, горец змеиный. Разнообразен животный мир: здесь обитают крот, белка, заяц-беляк и др., гнездятся сова-неясыть, чёрный и певчий дрозды, лесная завирушка, славки, пеночки и др. Место отдыха жителей ближайших микрорайонов.

Троице-Голенищево

Тро́ице-Голени́щево (Троицкое-Голенищево), местность на юго-западе Москвы, на правом берегу р. Сетуни. На востоке соседствует с Потылихой. Название от бывшего села; известно с XIV в. как Голенищево (до XVIII в. вотчина московских митрополитов и патриархов), после постройки в 1644—46 церкви Троицы получила современное название. С конца 1940-х гг. в черте Москвы. С середины 50-х гг. район массовой жилой застройки. Вблизи — киностудия «Мосфильм». Основная улица Мосфильмовская.

Предыдущая страница Следующая страница