Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТИМ"-"ТОМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТИМ"-"ТОМ")

«Тимирязевская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Тимиря́зевская» станция метро Серпуховско-Тимирязевской линии. Открыта в 1991. Архитекторы В.А. Черёмин, А.П. Вигдоров. Наземные выходы расположены по обе стороны Дмитровского шоссе, один из них — вблизи железнодорожной платформы станции Тимирязевская Савёловского направления Московской железной дороги. В отделке односводчатого станционного зала использован мрамор светлых тонов. В торце зала расположена композиция из стилизованных ваз с цветами (авторы М.А. Шорчев, Л.К. Шорчева). По центру зала установлен ряд колонн, увенчанных раскрытыми коваными цветками. Пол выложен тёмным гранитом и мрамором.

Титов Василий Поликарпович

Тито́в Василий Поликарпович (около 1650 — между 1710 и 1715), государев певчий дьяк, композитор. Имя Титова впервые упоминается в московских документах в 1682, когда он был зачислен в хор государевых певчих дьяков. Возможно, Титов обучался у мастера западноевропейской школы Н. Дилецкого. В середине 1680-х гг. Титов работал над музыкой к «Псалтыри рифмотворной» Симеона Полоцкого. Титов — мастер нового, так называемого партесного (многоголосного) стиля, появившегося в русской музыке в XVII в. под влиянием певческого искусства Польши и Украины, автор пышных, эффектных хоровых концертов. В 1709 Титов написал хоровой концерт по случаю победы русского войска над шведами под Полтавой. Наследие Титова обширно: ему приписывается до 200 произведений, среди которых — духовные концерты для разных хоровых составов, в том числе 28 двенадцатиголосных, «службы Божии» (литургические песнопения), другие церковные песнопения. Произведения Титова многократно переписывались и на протяжении длительного периода входили в репертуар многих церковных хоров. Его «Большое многолетие» употребляется в церковно-певческом обиходе и в настоящее время.

М.П. Рахманова.

Тихвинская церковь в Алексеевском

Тихвинская церковь в Алексеевском.

Тихвинская церковь в Алексеевском.

Москва.

Ти́хвинская це́рковь в Алексе́евском (улица Церковная Горка, 26а). Построена в 1673—80 (по другим данным, 1676—82) в составе комплекса одного из путевых дворцов царя Алексея Михайловича, существовавших на дороге в Троице-Сергиев монастырь во второй половине XVII в. Его объёмы — двухсветный четверик, завершённый горкой кокошников с пятиглавием, трёхчастная скруглённая апсида и трапезная — подняты на высокий подклет, окружённый открытой галереей-папертью на аркаде. Динамичную выразительность силуэта храма подчёркивают пучки тонких угловых полуколонок и чрезвычайно редкие в зодчестве XVII в. высокие прямоугольные окна, обрамлённые перспективными килевидными наличниками. Широкая двухсветная трапезная (с хорами в интерьере) первоначально, видимо, была объединена переходом с деревянным дворцом (разобран в начале XIX в.). Об этом свидетельствует оформленный порталом дверной проём, расположенный на уровне хоров на северном фасаде. С западу к трапезной примыкает 2-ярусная ампирная колокольня, сооружённая в 1824 из кирпича разобранной тогда же второй дворцовой церкви Алексия Человека Божия, известной с 1648. Одна из отличительных особенностей храма — две небольшие двухэтажные молельни, устроенные в западных углах его интерьера. По преданию, юго-западная молельня была царской (здесь сохранилась круглая изразцовая печь XVII в.), северо-западная — царицыной. В храме находится барочный иконостас середины XVIII в., в трапезной (престолы Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Алексия Человека Божия и мученика Трифона) — иконостасы XIX в. Настенная живопись выполнена в 1836 (Д. Скотти, неоднократно поновлялась). В XIX в. вокруг церкви, ставшей приходской, возникло небольшое кладбище, обнесённое кирпичной оградой. В церкви хранятся святыни: копия Гроба Господня, иконы Божией Матери «Недреманное око» и «Прибавление ума», икона Тихвинской Богоматери — вклад царя Фёдора Алексеевича.

П.Н. Шармин.

Тихвинская церковь в Сущёве

Тихвинская церковь в Сущёве.

Тихвинская церковь в Сущёве.

Москва.

Ти́хвинская це́рковь в Сущёве (улица Тихвинская, 13). Построена в 1694—96 (на средства московского купца И.Ф. Викторова) и первоначально, по-видимому, имела традиционную для приходских церквей своего времени композицию, состоявшую из храма типа восьмерик на четверике с полукруглой в плане апсидой, трапезной и колокольни. В 1825—31 (на средства Н.В. Шепелёвой) по сторонам храма были возведены два придела (престолы Андрея Первозванного и иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), повторявшие в несколько уменьшенном масштабе объёмное решение храма (в настоящее время восьмерики приделов разобраны), а у западного фасада трапезной сооружена новая колокольня. В этот же период фасады храма получили декоративную отделку, выполненную в стиле ампир. Традиционная для эпохи ампира, чрезвычайно динамичная по силуэту трехъярусная колокольня представляет собой два обработанных пилястровыми портиками четверика, несущих цилиндрический верхний ярус, оформленный полуколоннами. В 1902—03 трапезная церкви была расширена 2 приделами (Серафима Саровского и Феодосия Черниговского). Рядом с церковью сохранилась ограда со Святыми воротами, сооружённая в 1825. Была закрыта в 1932—92. Ведутся восстановительные работы.

П.Н. Шармин.

Тихомиров Михаил Николаевич

Тихоми́ров Михаил Николаевич (1893, Москва — 1965, там же), историк, археограф, академик АН СССР (1953). Родился в семье конторского служащего. В 1902—11 учился в Петербургском коммерческом училище, в 1912—17 — на историко-филологическом факультете Московского университета. Ученик Б.Д. Грекова и С.В. Бахрушина. После окончания университета работал в Союзе кооператоров в г. Дмитрове Московской губернии, где организовал (совместно с князем П.А. Кропоткиным) Музей родного края. В 1923—34 преподавал в средних учебных заведениях Москвы. С конца 1920-х гг. сотрудничал в Отделе рукописей Исторического музея (с 1940 заведующий отделом). С 1934 профессор (в 1946—48 декан) исторического факультета МГУ. Преподавал также в МИФЛИ, Московском историко-архивном институте и других вузах; одновременно (с 1935) работал в Институте истории, а затем — в Институте славяноведения АН СССР. В 1953—57 академик-секретарь Отделения исторических наук АН СССР. С 1956 председатель Археографической комиссии АН СССР (см. Археографическая комиссия при Отделении истории РАН), инициатор издания и главный редактор «Археографического ежегодника». Тихомиров активно участвовал в работе Музея истории и реконструкции Москвы, в создании Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, осуществлял научное руководство работами по вскрытию гробниц Ивана IV Грозного и его сыновей в Архангельском соборе Кремля.

Тихомиров — автор фундаментальных исследований по истории древней и средневековой Руси, истории культуры, источниковедению, историографии, палеографии, археографии, архивоведению. Значительное место в научном наследии Тихомирова занимают работы по истории Москвы. В 1936 в журнале «История в школе» опубликованы статьи Тихомирова «Начальная история Москвы» и «Рост города в XIV в.». В научном наследии Тихомирова — работы, посвященные Андрею Рублёву, Куликовской битве, земским соборам, истории Московского университета (Тихомиров — ответственный редактор первого тома «Истории Московского университета. 1755—1917», 1955). К 800-летию Москвы (1947) вышла в свет монография «Древняя Москва (XII—XV вв.)»; её продолжением стала работа «Средневековая Москва в XIV—XV вв.» (1957). Тихомиров был активным пропагандистом исторических знаний, выступал с лекциями в Политехническом музее и др. В 1954 выступил с речью при открытии памятника Юрию Долгорукому. Собрал большую коллекцию древних рукописей (передана в дар Сибирскому отделению АН СССР). Тихомиров жил на Большой Никитской улице, 46 (деревянный флигель), в районе Беговой улицы и Хорошёвского шоссе (с 1946), на Котельнической набережной, 1/15 (с 1954; мемориальная доска). Похоронен на Новодевичьем кладбище. С 1967 имя Тихомирова носит улица в Медведкове; его именем названа крупнейшая аудитория исторического факультета МГУ.

Литература: М.Н. Тихомиров, М., 1963; Чистякова Е.В., М.Н. Тихомиров (1893—1965), М., 1987; Шмидт С.О., И краевед, и академик, в сборнике: Краеведы Москвы, в. 1, М., 1991; его же, К столетию со дня рождения М.Н. Тихомирова, «Отечественные архивы», 1993, № 3; Шохин Л.И. (сост.), Перечень работ М.Н. Тихомирова по истории Москвы, в книге: Тихомиров М.Н., Древняя Москва. XII—XV вв. Средневековая Москва на международных путях XIV—XV вв., 2 изд., М., 1992.

Ю.Н. Александров.

Тихомиров (Михайлов) Василий Дмитриевич

Тихоми́ров (Миха́йлов) Василий Дмитриевич (1876, Москва — 1956, там же), артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист Республики (1934). В 1886—91 учился в Московском театральном училище. В 1893 окончил Петербургское театральное училище. С 1893 артист, с 1913 также балетмейстер Большого театра в Москве (в 1925 — 1930 заведующий балетной труппой). Среди партий: Базиль («Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса), Жан де Бриен («Раймонда» А.К. Глазунова), Дезире («Спящая красавица» П.И. Чайковского), Франц («Коппелия» Л. Делиба), Альберт («Жизель» А. Адана), Зигфрид («Лебединое озеро» Чайковского) и др. В 20-х гг. отстаивал лучшие традиции русского балета, возобновлял классические спектакли: третий акт («Тени») балета «Баядерка» Минкуса (1923), «Спящая красавица» Чайковского (1924), второй акт балета «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера (1925). Поставил «Эсмеральду» Ч. Пуньи (1926), «Красный мак» Р.М. Глиэра (1927, совместно с Л.А. Лащилиным; исполнил партию Капитана). Характерные черты Тихомирова-балетмейстера: сохранение классического балетного стиля, стройность композиционного построения спектакля. В 1935 оставил сцену. С 1896 преподавал в Московском театральном училище (в 1917—31 руководитель балетного отделения). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1928—56 жил Тихомиров (улица Неждановой, ныне Брюсов переулок, 12), — мемориальная доска.

Тихон

Патриарх Тихон.

Патриарх Тихон.

Ти́хон (в миру Василий Иванович Белавин) (1865, деревня Клин Торопецкого уезда Псковской губернии — 1925, Москва), патриарх Московский и Всея Руси. Из семьи священника. Окончил Псковскую духовную семинарию (1884) и Петербургскую духовную академию (1888). С 1888 преподаватель богослужения и французского языка в Псковской духовной семинарии. В 1891 принял монашество. С 1892 инспектор, ректор Холмской, затем Казанской духовных семинарий; архимандрит (1892). С 1897 епископ Люблинский, викарий Холмской епархии. В 1898—1907 занимал Алеутско-Американскую кафедру (Сан-Франциско). С 1905 архиепископ Алеутский и Северо-Американский, с 1907 архиепископ Ярославский, с 1913 архиепископ Виленский и Литовский. С августа 1917 митрополит Московский. Возглавил подготовку Поместного собора Русской православной церкви 1917—18 (составил программу его работы); председатель Собора и член Соборного совета. 5 ноября 1917 избран патриархом Московским и Всея Руси в храме Христа Спасителя. Интронизация Тихона состоялась 21 ноября 1917 в Успенском соборе Кремля. В 1918 обратился к пастве с рядом посланий: с осуждением кровавой расправы большевиков над невинными (19 января), с призывом к прекращению междоусобной брани (15 марта) и др. В 1921 возглавил «Всероссийский общественный комитет помощи голодающим». 28 февраля 1922 опубликовал послание, в котором призвал церковно-приходские советы жертвовать для голодающих церковные ценности, за исключением освящённых предметов. После издания декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей Тихон опубликовал воззвание, в котором заявил о недопустимости насильственного изъятия священных предметов. 5 мая 1922 был вызван на заседание Московского трибунала в здание Политехнического музея по делу духовных лиц, обвиняемых в беспорядках при изъятии церковных ценностей. По постановлению трибунала привлечён к судебной ответственности и подвергнут домашнему аресту в Троицком митрополичьем подворье (2-й Троицкий переулок, 6а). 19 мая 1922 переведён в Донской монастырь под надзор НКВД (дом патриарха находился у ворот монастыря с левой стороны от надвратной колокольни). В мае — июне 1923 арестован и находился в тюрьме ГПУ на Лубянке. 16 июня 1923 обратился в Верховный суд РСФСР с заявлением, в котором раскаивался в своей прежней «антисоветской деятельности» и просил освободить его из-под ареста; 25 июня освобождён. 1 июля обратился к пастве с посланием, в котором осудил обновленчество и заявил, что «Русская православная церковь аполитична и не желает... быть ни белой, ни красной Церковью». В августе 1923 обратился с воззванием, в котором заявлял об отмежевании от всякой контрреволюции. В январе 1924 Тихон издал указ о молитвенном поминовении государственной власти за богослужением: «О стране Российской и властех ея». 21 марта 1924 постановлением Президиума ЦИК СССР дело против патриарха Тихона прекращено. Похоронен в Малом соборе Донского монастыря. В 1989 причислен Архиерейским собором Русской православной церкви к лику святых.

Литература: Виноградов В., протопресвитер, О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности патриарха Тихона, Мюнхен, 1959; Булгаков Н., Подвиг патриарха, «Москва», 1990, № 12; Вострышев М.И., Божий избранник. Крестный путь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, М., 1990; его же, Патриарх Тихон, М., 1995; Патриарх Тихон и история русской церковной смуты, СПб., 1994.

А.Ю. Юрчикова.

Тихонов Николай Александрович

Ти́хонов Николай Александрович (1905, Харьков — 1997, Москва), государственный и политический деятель, доктор технических наук (1961), Герой Социалистического Труда (1975, 1982). Из семьи инженера. В 1924—30 помощник машиниста, техник на железной дороге. После окончания Днепропетровского металлургического института в 1930 на инженерно-технических должностях. В 1933—47 на инженерно-технической работе в Днепропетровске, Первоуральске (Свердловская область). В 1947—50 директор Южнотрубного завода (г. Никополь Днепропетровской области УССР). В 1950—60 на административной работе в металлургической промышленности, Днепропетровском СНХ. В 1960—80 на работе в СМ СССР. С 1961 кандидат, в 1966—89 член ЦК, в 1979—85 член Политбюро ЦК КПСС. В 1980—85 председатель Совета министров СССР. Государственная премия СССР (1943, 1951).

Тишинская площадь

Тишинская площадь.

Тишинская площадь.

Москва.

Тиши́нская пло́щадь, площадь в районе пересечения Большой Грузинской улицы, улицы Красина и Грузинского переулка. Название площади и близлежащих Большого, Малого и Среднего Тишинских переулков - по существовавшей в XVIII в. малонаселённой местности Тишина, удалённой от городского шума. Имеет в плане вид правильного треугольника. В 1983 на Тишинской площади установлен монумент в ознаменование 200-летия вхождения Грузии в состав России (скульптор З.К. Церетели, архитектор А.А. Вознесенский). В 1995-96 гг. на месте старого Тишинского рынка построено здание Торгового центра «Тишинка».

Товарищество «Август Шрадер»

Това́рищество «А́вгуст Шра́дер» Владело одним из наиболее крупных текстильных предприятий в Российской империи. Учреждено в 1908. Образованию товарищества на паях предшествовало существование фирмы в форме единоличного предприятия, принадлежавшего временно московскому купцу 1-й гильдии, впоследствии потомственному почётному гражданину, мануфактур-советнику А.А. Шрадеру (с 1867); в 1896 оно преобразовано Р.А. Шрадером и др. в Торговый дом «Август Шрадер с сыновьями и Ко». Правление - в Большом Черкасском переулке, 2 (статью Черкасские переулки), в доме графа Шереметева; председатель правления Р.А. Шрадер. Основной капитал 3 млн. рублей.

Товариществу принадлежала фабрика, основанная как шерстоткацкое, красильное и отделочное предприятие в 1847 московским купцом 2-й гильдии А.Ф. Вольнером в Пятницкой части на Садовнической улице. В 1863 её приобрёл А.А. Шрадер, который реорганизовал предприятие для производства шерстяных и полушерстяных тканей. Ткани фабрики (кашемир, тибет, велюр, матласе, империаль, сатин, ластик и люстин) неоднократно экспонировались на всероссийских и международных выставках, удостаивались высоких наград, в частности права изображать Государственный герб на рекламе, вывесках, этикетках в 1870 и 1882. В 1918 предприятие национализировано, ныне акционерное общество «Краснохолмский камвольный комбинат» (Садовническая улица, 82).

Литература: Бабиков Ю.Н., Из нашей истории строки. Очерк о Краснохолмском ордена Трудового Красного Знамени камвольном комбинате, М., 1988.

С.В. Ильин.

Товарищество «В. Высоцкий и Ко»

Това́рищество «В. Высо́цкий и Ко» Товарищество чайной торговли «В. Высоцкий и Ко», одна из двух крупнейших чаеторговых фирм Российской империи наряду с товариществом «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко». Учреждено в 1898, правление находилось в Москве в Лубянско-Ильинских торговых помещениях. Паевой капитал 1,5 млн. рублей в 1898, в 1900 увеличен из внутренних источников до 3 млн. рублей, в 1913 - до 10 млн. рублей. Паи принадлежали представителям семей Высоцких, Гоцов, Гавронских и Цетлиных. Фирма ведёт своё начало от предприятия «В. Высоцкий», основанного в 1876 петербургским купцом 1-й гильдии В.Я. Высоцким. В 1881 она преобразована в торговый дом на правах полного товарищества «В. Высоцкий с сыном». Занималась главным образом оптовой торговлей так называемым «кантонским» чаем (доставлявшимся морем, в отличие от «караванного», прибывавшего по суше). В начале 1890-х гг. в связи с открытием отделений в Одессе и Симферополе фирма Высоцких приняла юридическую форму товарищества на вере «В. Высоцкий и Ко». Вкладчиками приняты московский купец 2-й гильдии Е.Ш. Цетлин и симферопольская купеческая жена Л.М. Гавронская. Директором-распорядителем оставался В.Я. Высоцкий, к тому времени ставший московским купцом 1-й гильдии, потомственным почётным гражданином. За короткий срок товариществом открыто 6 чаеразвесочных фабрик в Москве и других городах. Московская чаеразвесочная фабрика и склады размещались на Нижней Красносельской улице, 57 и 61 и пересекавшейся с ней Ольховской улице, 18. Процесс составления сортов чая и его расфасовка были в значительной степени механизированы. Оптовая торговля развесным чаем производилась на всей территории Российской империи. Чаи для продажи и развески приобретались в Китае, Индии, на о. Цейлон и на о. Ява через комиссионеров. Капиталы товарищества (паевой, запасный и др.) в 1914 составили 12,1 млн. рублей. Товариществу принадлежали крупные пакеты акций Русского торгово-промышленного банка и Московского банка. Владельцы предприятия «В. Высоцкий и Ко» вели также чайную торговлю под фирмой торгового дома «Д. Высоцкий и Р. Гоц и Ко» (её правление находилось также в Лубянско-Ильинских торговых помещениях). Чайное дело фирмы «В. Высоцкий и Ко» национализировано в сентябре 1919, чайные развески и склады перешли к «Центрочаю».

С.В. Ильин.

Товарищество «Иокиш»

Това́рищество «Ио́киш» Товарищество суконной мануфактуры «Иокиш», фирма, владевшая одним из старейших и наиболее крупных в Российской империи предприятий по выработке ткани из шерсти. Учреждено в 1879. Правление в Москве, на улице Ильинке в Посольском подворье. Пайщики: члены семьи Иокишей, фирмы «Владимир Алексеев» и «А. Пельтцер». Фабричное предприятие товарищества «Иокиш» ведёт своё начало от мастерской по окраске и отделке сукна, основанной в 1830 выходцем из Саксонии В.И. Иокишем (около 1812-87) в селе Михалково Московского уезда. Первоначально окрашивались и отделывались сукна, полученные от заказчиков, с 1838 Иокиш стал сам вырабатывать ткани и торговать ими. В 1855 им основана механическая прядильно-ткацкая фабрика в Михалкове. В 1861 отбельное и красильное отделение переведено в расположенную неподалёку деревню Гаврилково, в 1902 вновь возвращено в Михалково, при этом проведена техническая реконструкция. В 1914 на обеих фабриках занято около 1 тыс. рабочих. Перерабатывалось в основном отечественное сырьё, за границей закупались камвольные очёски и высокосортная шерсть. На фабриках товарищества вырабатывалось безворсовое сукно для офицерского и солдатского обмундирования, сукно ворсованное всех цветов, бильярдное сукно, драдедам, трико, твид и другие ткани; всего на сумму свыше 2 млн. рублей в 1914. Фирма являлась главным поставщиком обмундировальных тканей для Донского и Уральского казачьих войск. Ткани отличались высоким качеством, фирма в 1866, 1882 и 1896 удостаивалась права изображать государственный герб на своих вывесках, ярлыках и рекламе. В 1916 владельцами товарищества стали Н.А. Второв и Н.Т. Каштанов. В 1919 предприятия товарищества «Иокиш» национализированы; получили название «Тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева» (Михалковская улица, 48).

Литература: Злыгостев Ю.П., Век нынешний и век минувший. Рассказы рабочих суконной фабрики имени Петра Алексеева, М., 1937.

С.В. Ильин.

Товарищество «Мандль и Райц»

Одна из крупнейших фирм в лёгкой промышленности Российской империи. Учреждена в 1910. Председатель правления - австрийский подданный Л.И. Мандль, директор-распорядитель - Л.В. Райц (сын московского купца 1-й гильдии). Товариществу принадлежала фабрика в Сыромятниках (в собственном доме в Большом Полуярославском переулке), основанная в 1908 Мандлем и Райцем. Число занятых 3,6 тыс. человек (1913). Фабрика имела отделение в Петербурге. Предприятия, главным образом московское, изготовляли обмундирование, снаряжение и бельё для воинских и инженерных частей, казаков и жандармов, госпиталей, железных дорог, правительственных и частных учреждений, производили фабричную обувь, одеяла, непромокаемые изделия, палатки, брезенты, мешки, сукно и другие ткани. В первую мировую войну в связи с преследованием фирм, в правления которых входили немецкие и австрийские подданные, товарищество было преобразовано в Русское акционерное общество «Марс». Председателем правления стал Райц. В 1918 фабрика национализирована. В советский период - фабрика № 31 треста «Мосшвей», затем Опытно-техническая фабрика имени К. Цеткин. Ныне - акционерное общество «Марс» (Костомаровский переулок, 3).

Т.И. Грико.

Товарищество «Эмиль Циндель»

См. Товарищество ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель».

Товарищество А.А. Левенсон

Това́рищество А.А. Левенсо́н Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, одна из крупнейших фирм Москвы, специализировавшаяся на производстве литографской продукции. Основано в 1881 А.А. Левенсоном первоначально как единоличное предприятие в собственном доме в Рахмановском переулке. В 1887 фирма преобразована в товарищество на вере «Торговый дом А.А. Левенсон и Ко». В 1889—90 учреждено Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон с основным капиталом 210 тыс. рублей (500 тыс. рублей в 1913).

В 1900 на приобретённой земле в Трёхпрудном переулке по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля построено новое здание типографии и конторы (д. 9). В архитектурных формах здания прихотливо смешаны черты романтической неоготики (башенки, шатры, высокие щипцовые кровли) и модерна (растительные рельефы, энергично-упругий рисунок металлических кронштейнов и решёток, живописная асимметрия фасада и др.). В типографии имелись литографский и типографский цеха, фотоцинкография, словолитня, переплётная мастерская. В Рахмановском переулке остались филиал типографии и писчебумажный магазин.

Фирма выпускала дешёвые народные картинки, плакаты, типографские воспроизведения икон и др., издавала журнал «Дешёвая библиотека» (1890, редактор-издатель Левенсон), «Новости иностранной литературы» (1891—99, редакторы-издатели Левенсон, А.Я. Липскеров), «Семья» (1893—1905, редактор-издатель Левенсон), хотя особого успеха они не имели. В типографии печатались материалы секретных расследований по особо важным делам, в 1896 — материалы, связанные с коронацией императора Николая II, в 1913 — в связи с 300-летием Дома Романовых; меню высочайших обедов, оформленные по рисункам художников А.Я. Головина, С.И. Ягужинского. Фирма имела договор с Московской конторой императорских театров на печатание афиш и программ.

В 1910 в типографии Левенсона напечатан первый поэтический сборник М.И. Цветаевой «Вечерний альбом». Специализировалось товарищество также на высококачественном воспроизведении памятников древнерусской письменности, издании богато иллюстрированных книг. В 1912 факсимильно выпущены «Архангельское Евангелие 1092 г.», в 1914 опубликована книгу «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова...». Фирма выпускала специальные юбилейные издания в «русском стиле» — «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913) и др. С 1896 имела звание поставщика российского императорского двора.

В 1913 в типографии было 450 рабочих, мощность двигателей 88 л.с.; выпущено продукции на 1,35 млн. рублей.

В 1917 типография приобретена Земгором, после Октябрьской революции национализирована, преобразована в 16-ю государственную типографию треста Мосполиграф Московского совета народного хозяйства, в 1924 ликвидирована.

Литература: Левенсон А.А., Исторический очерк и описание мастерских. 1881—1903, М., 1903.

Т.И. Грико.

Товарищество Даниловской мануфактуры

Това́рищество Дани́ловской мануфакту́ры Товарищество Даниловской мануфактуры, бывшей В.Е. Мещерина, одна из наиболее крупных российских текстильных фирм. Учреждено в 1876. Правление и главный склад располагались в Москве в доме Московского купеческого банка на улице Ильинке. Члены правления в разное время: К.Т. Солдатёнков, Ф.Л. Кнон, Н.И. Щукин, Г.П. Нейвейлер, А.С. Бер и др. Основной капитал: 1,5 млн. рублей (1877), 3 млн. рублей (1913). Первая фабрика товарищества — ткацкая — основана московским купцом 1-й гильдии В.Е. Мещериным в 1867 в Даниловской слободе. Вырабатывались главным образом миткали (полуфабрикаты) для ситца и платков, которые затем отдавались в отделку и набивку на текстильные московские и иваново-вознесенские предприятия. В 1877—79 рядом с ткацкой фабрикой товариществом построена ситценабивная (ситцеплаточная) механическая фабрика, в 1879—81 — бумагопрядильная фабрика. К 1882 Даниловская мануфактура стала комбинатом с полным циклом производства. В 1912 выпущено свыше 2 млн. кусков готовых тканей около 150 сортов и свыше 20 млн. платков. Среди тканей: высококачественные ситцы («фасонные», или «модные»), простые ситцы, сатины, набивная бумазея, фланель, батист, бязь, малескин. Рабочих около 6 тыс. человек. Товарищество Даниловской мануфактуры имело сеть собственных оптовых складов в различных городах страны, несколько магазинов в Москве (при фабрике, в пассаже Солодовникова на Петровке) и Петербурге. В 1919 предприятия Даниловской мануфактуры национализированы; в советский период — Фабрика имени М.В. Фрунзе, с 1994 — «Даниловская мануфактура» (Варшавское шоссе, 9).

С.В. Ильин.

Товарищество Московского металлического завода

Това́рищество Моско́вского металли́ческого заво́да одна из ведущих фирм в металлообрабатывающей промышленности Москвы. Учреждено в 1883 Ю.П. Гужоном (владел большей частью паёв), а также торговыми домами «Вогау и Ко», «Арманд с сыновьями». Правление — у Рогожской заставы, контора по продаже — на Мясницкой улице. В правление входили Гужон, Г.М. Марк, Ф.К. Шотт, Н.Ф. Киршбаум (1913). В 1883—84 Товарищество построило в Москве Андроньевский металлический завод за Рогожской заставой (прокатное, тянульное, гвоздильное производства; выплавка железа осуществлялась пудлингованием), который снабжал металлом и металлическими изделиями Бабьегорскую металлическую фабрику, принадлежавшую Гужону. Товарищество владело также железными рудниками в Тульской губернии, арендовало Колпинский завод во Владимирской губернии. В 1885 Андроньевский завод сгорел, за счёт страховки отстроен заново. В 1890—92 построены 2 мартеновские печи (пудлингование упразднено). Начата выплавка стали. Чугун для нужд производства доставлялся с Урала, уголь — из Донбасса. В 1909—10 осуществлена техническая реконструкция. К 1917 предприятие состояло из 9 цехов: мартеновский (6 печей), прокатный, гвоздильный, волочильный, канатный, листопрокатный, болтовой, ремонтно-механический, металлических конструкций. Рабочих: 200 человек (1884), 3,2 тыс. человек (1916). Энергетическую базу составляли нефтяные и электрические двигатели суммарной мощностью свыше 5,7 тыс. л.с. (1908). Продукция отмечена золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900. Товарищество входило в монополистические объединения «Гвоздь» (1902—1908), «Проволока» (с 1908), «Продамета». Патронировалось Русским для внешней торговли банком. В первую мировую войну завод исполнял заказы военного ведомства. В 1918 национализирован (Московский металлургический завод «Серп и молот»).

Т.И. Грико.

Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ)

Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) (1870-1923), объединение демократически настроенных русских художников (передвижников). Создано в Петербурге в 1870 И.Н. Крамским, Н.Н. Ге, В.Г. Перовым, А.К. Саврасовым, И.И. Шишкиным и др. Начиная с 1871 провело в Петербурге, Москве и других городах 48 ежегодных выставок. Среди передвижников значительной была группа москвичей - А.М. Васнецов и В.М. Васнецов, К.А. Коровин, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А. Савицкий, В.И. Суриков, Н.А. Ярошенко и др. Творчество передвижников высоко оценивал П.М. Третьяков, поэтому лучшие их работы с наибольшей полнотой представлены в Третьяковской галерее. Творчество передвижников стало важным этапом в развитии исторического и бытового жанра, портретной и пейзажной живописи в России.

Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры

Това́рищество Про́хоровской Трёхго́рной мануфакту́ры фирма, владевшая одним из старейших и крупнейших в России текстильных предприятий. Учреждено в 1874. Правление — на Никольской улице, 6 (1913). Паевой капитал 1,5 млн. рублей (к 1916 доведён до 6 млн. рублей путём отчислений из прибыли). Большая часть паёв принадлежала членам семьи Прохоровых. Предприятие основано первоначально как мастерская по набивке ситцев в 1799 за р. Пресней выходцем из крестьян Троице-Сергиевой лавры В.И. Прохоровым. В 1816 начато производство хлопчатобумажных тканей на ручных ткацких станках. В том же году глава предприятия Т.В. Прохоров учредил первую в России мануфактурную ремесленную школу (впоследствии мануфактурно-техническое училище). В 1820—30-х гг. предприятие было самым крупным в Московском регионе производителем ситцев, приносило огромную прибыль, его ткани, платки (40 сортов), шали считались лучшими на рынке. С 1842 начато машинное производство набивных хлопчатобумажных тканей в специально построенном каменном корпусе, одновременно продолжена ручная выработка. В конце 1840-х гг. выпускалось до 100 тыс. кусков тканей в год (500 тыс. в 1877, 807 тыс. в 1881). В 1860-х гг. — 1881 фирму возглавлял И.Я. Прохоров, затем после его смерти — С.И. и Н.И. Прохоровы. В 1889 в дополнение к ситценабивной фабрике построена механическая ткацкая фабрика, в 1897 — прядильная фабрика. Комбинат располагался на улице Пресне, 15. Имелись химико-аналитическая (основана в 1882) и другие лаборатории, гравёрная, рисовальная и аэрографная мастерские. На фабриках товарищества вырабатывались лучшие в стране сатины, выпускались батисты, фланель, мебельные ткани, шёлковые и шерстяные изделия (3 млн. кусков в год на сумму до 33 млн. рублей). Ручным способом производились персидские ситцы, саксонские платки, одеяла, шали, шарфы, дорожки, скатерти. Фирма удостаивалась высших наград на всемирных выставках в Париже (1886, 1900), Антверпене (1887), Чикаго (1893).

В 1895—1905 товарищество пожертвовало 55 тыс. рублей. Попечительству о бедных, в том числе на строительство богадельни для престарелых (10 тыс. в 1898) и приюта для детей на 50 мест (11 тыс. в 1900). Кроме того, товарищество содержало вечернюю и воскресную школы, дома-спальни для 4,5 тыс. рабочих, баню, прачечную, родильный дом на 22 места, ясли и детский сад, амбулаторию, аптеку, больницу, санаторий в Покровском-Стрешневе для выздоравливающих рабочих на 40 человек, выплачивало пенсии рабочим и служащим.

В 1918 предприятия товарищества национализированы (Московский хлопчатобумажный комбинат «Трёхгорная мануфактура», ныне акционерное общество «Трёхгорная мануфактура»; улица Рочдельская, 15).

Литература: Терентьев П.Н., Материалы к истории Прохоровской Трёхгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых, годы 1799—1915, М., 1915.

С.В. Ильин.

Товарищество ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель»

В Москве

фирма, владевшая крупнейшей в Российской империи ситцепечатной фабрикой. Учреждено в 1874. Правление помещалось в доме графа Шереметева (Большой Черкасский переулок (см. статью Черкасские переулки), 2). Председатели правления - И.К. Прове (1874-1901), А.Л. Кноп (1901-17).

Фабрика ведёт начало от мастерской по набивке ситцев, которую в 1823 открыл в Кожевниках швейцарец Бухер. В 1825 её владельцем стал Г. Фрауенфельдер, также выходец из Швейцарии. В 1833 он пригласил на работу в качестве химика-колориста Г. Штейнбаха, уроженца г. Мюльгаузен (Германия). После смерти Фрауенфельдера в 1834 Штейнбах женился на его вдове и стал хозяином предприятия. В 1830-х гг. под руководством Штейнбаха начала развиваться ручная набивка многоколерных рисунков. После отъезда Г. Штейнбаха из Москвы в 1836 руководителем фабрики остался его брат И. Штейнбах. В 1847 И. Штейнбах уехал в Мюльгаузен, передав дело своему зятю Э. Цинделю, эльзасцу по происхождению, который начал свою деятельность в России в качестве рисовальщика на фабрике Остеррида в селе Царёве Дмитровского уезда в 1840-х гг. Под управлением Цинделя фабрика выдвинулась на первое место среди ситценабивных предприятий России. После преобразования единоличной фирмы Цинделя в паевое товарищество фабрика в 1870-80-х гг. подверглась коренной реконструкции (перестроены фабричные корпуса, установлено много усовершенствованных машин и различных устройств). Реконструкция производилась под руководством Э. Шлумбергера (директор-распорядитель товарищества в 1874-88). В 1914 в набивном корпусе действовало 35 печатных машин (из них 2 в 14 красок и 1 - в 16), число рабочих составило свыше 3,1 тыс. человек, продукции выпускалось на сумму свыше 20 млн. рублей. Изделия фабрики не имели себе равных по качеству, богатству красок и изысканности рисунка. Число сортов тканей в 1889-1914 увеличилось с 5 до 150. В 1886 в дополнение к ситцам стали вырабатывать сатины, батисты и другие «фасонные» и ажурные ткани, а также мебельные материи, в 1888 - набивные зимние ткани с начёсом, в 1892 - плательные жаккардовые широкие ткани, в 1898-1903 - набивные шёлковые и шерстяные ткани. В 1898 введена мерсеризация (особая обработка, после которой хлопчатобумажные ткани приобретают вид шёлковых). Товарищество «Эмиль Циндель» первым в России начало производить ткани в стиле «старинный гобелен» (набивка по основе). Ежегодно фирма выступала на рынке с новой коллекцией тканей. Изделия фабрики неоднократно удостаивались высоких наград, в том числе права изображения Государственного герба Российской империи на вывесках, рекламе, ярлыках (в 1856, 1882, 1896).

В 1889 фирма «Циндель Эмиль» открыла собственные торговые отделения: оптовый магазин в Носовском подворье (ныне Старопанский переулок, 3); магазины в Пассаже Солодовникова на Петровке, в Верхних торговых рядах и на Арбате в доме М.А. Скворцова (ныне улица Арбат, 28). По инициативе правления Товарищества «Эмиль Циндель» в 1900 создано Общество потребителей Кожевнического фабрично-заводского района Москвы. Для него Товариществом «Эмиль Циндель» построено здание универсального магазина (ныне Дербеневская улица, 11). Фабрика товарищества национализирована в 1918, под названием «Первая ситценабивная фабрика», с 1978 - «Ситценабивная фабрика объединения Мосхлоппром», ныне - акционерное общество «Ситценабивная фабрика» (Дербеневская набережная, 7).

Литература: 25-летие Товарищества ситце-набивной мануфактуры «Эмиль Циндель», М., 1899; 40 лет Товариществу мануфактуры «Эмиль Циндель», М., 1914.

С.В. Ильин.

Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон

Одна из крупнейших фирм Москвы, специализировавшаяся на производстве литографской продукции. Основано в 1881 А.А. Левенсоном первоначально как единоличное предприятие в собственном доме в Рахмановском переулке. В 1887 фирма преобразована в товарищество на вере «Торговый дом А.А. Левенсон и Ко». В 1889-90 учреждено Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон с основным капиталом 210 тыс. рублей (500 тыс. рублей в 1913).

В 1900 на приобретённой земле в Трёхпрудном переулке по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля построено новое здание типографии и конторы (д. 9). В архитектурных формах здания прихотливо смешаны черты романтической неоготики (башенки, шатры, высокие щипцовые кровли) и модерна (растительные рельефы, энергично-упругий рисунок металлических кронштейнов и решёток, живописная асимметрия фасада и др.). В типографии имелись литографский и типографский цеха, фотоцинкография, словолитня, переплётная мастерская. В Рахмановском переулке остались филиал типографии и писчебумажный магазин.

Фирма выпускала дешёвые народные картинки, плакаты, типографские воспроизведения икон и др., издавала журнал «Дешёвая библиотека» (1890, редактор-издатель Левенсон), «Новости иностранной литературы» (1891-99, редакторы-издатели Левенсон, А.Я. Липскеров), «Семья» (1893-1905, редактор-издатель Левенсон), хотя особого успеха они не имели. В типографии печатались материалы секретных расследований по особо важным делам, в 1896 - материалы, связанные с коронацией императора Николая II, в 1913 - в связи с 300-летием Дома Романовых; меню высочайших обедов, оформленные по рисункам художников А.Я. Головина, С.И. Ягужинского. Фирма имела договор с Московской конторой императорских театров на печатание афиш и программ.

В 1910 в типографии Левенсона напечатан первый поэтический сборник М.И. Цветаевой «Вечерний альбом». Специализировалось товарищество также на высококачественном воспроизведении памятников древнерусской письменности, издании богато иллюстрированных книг. В 1912 факсимильно выпущены «Архангельское Евангелие 1092 г.», в 1914 опубликована книгу «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова...». Фирма выпускала специальные юбилейные издания в «русском стиле» - «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913) и др. С 1896 имела звание поставщика российского императорского двора.

В 1913 в типографии было 450 рабочих, мощность двигателей 88 л.с.; выпущено продукции на 1,35 млн. рублей.

В 1917 типография приобретена Земгором, после Октябрьской революции национализирована, преобразована в 16-ю государственную типографию треста Мосполиграф Московского совета народного хозяйства, в 1924 ликвидирована.

Литература: Левенсон А.А., Исторический очерк и описание мастерских. 1881-1903, М., 1903.

Т.И. Грико.

Товарищество суконной мануфактуры «Иокиш»

Фирма, владевшая одним из старейших и наиболее крупных в Российской империи предприятий по выработке ткани из шерсти. Учреждено в 1879. Правление в Москве, на улице Ильинке в Посольском подворье. Пайщики: члены семьи Иокишей, фирмы «Владимир Алексеев» и «А. Пельтцер». Фабричное предприятие товарищества «Иокиш» ведёт своё начало от мастерской по окраске и отделке сукна, основанной в 1830 выходцем из Саксонии В.И. Иокишем (около 1812-87) в селе Михалково Московского уезда. Первоначально окрашивались и отделывались сукна, полученные от заказчиков, с 1838 Иокиш стал сам вырабатывать ткани и торговать ими. В 1855 им основана механическая прядильно-ткацкая фабрика в Михалкове. В 1861 отбельное и красильное отделение переведено в расположенную неподалёку деревню Гаврилково, в 1902 вновь возвращено в Михалково, при этом проведена техническая реконструкция. В 1914 на обеих фабриках занято около 1 тыс. рабочих. Перерабатывалось в основном отечественное сырьё, за границей закупались камвольные очёски и высокосортная шерсть. На фабриках товарищества вырабатывалось безворсовое сукно для офицерского и солдатского обмундирования, сукно ворсованное всех цветов, бильярдное сукно, драдедам, трико, твид и другие ткани; всего на сумму свыше 2 млн. рублей в 1914. Фирма являлась главным поставщиком обмундировальных тканей для Донского и Уральского казачьих войск. Ткани отличались высоким качеством, фирма в 1866, 1882 и 1896 удостаивалась права изображать государственный герб на своих вывесках, ярлыках и рекламе. В 1916 владельцами товарищества стали Н.А. Второв и Н.Т. Каштанов. В 1919 предприятия товарищества «Иокиш» национализированы; получили название «Тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева» (Михалковская улица, 48).

Литература: Злыгостев Ю.П., Век нынешний и век минувший. Рассказы рабочих суконной фабрики имени Петра Алексеева, М., 1937.

С.В. Ильин.

Товарищество сыновей А.И. Абрикосова

Това́рищество сынове́й А.И. Абрико́сова фирма, владевшая одной из крупнейших кондитерских фабрик в России. Учреждено в 1880 при преобразовании Торгового дома «Сыновья А.И. Абрикосова» (существовал с 1874). Правление в Москве, при фабрике на Красносельской улице, в собственном доме. Среди совладельцев: члены семьи Абрикосовых, их родственники, торгово-промышленные партнёры. В 1907—14 московской частью имущества управляла «Администрация по делам товарищества».

Основным предприятием товарищества была кондитерская фабрика в Москве на Красносельской улице, основанная в 1847 А.И. Абрикосовым. В начале XX в. она состояла из четырех-, двух- и трехэтажных корпусов (в 1916 построено пятиэтажное здание). Имела фруктовое, мармеладное, бисквитное, холодильное, сушильное отделения и др. Была оборудована машинами свыше 230 наименований, в 1897 электрифицирована. Выпускала 53 тыс. пудов конфет и шоколада, 4,5 тыс. пудов варений и пр. (на 4,6 млн. рублей в 1913). Численность рабочих: 120 человек (1871), 310 человек (1885), 1,8 тыс. человек (1910). Кроме того, товариществу принадлежало консервное производство в Москве на Тверской улице. Продукция продавалась в магазине Лубянско-Ильинских торговых помещений, пассаже Солодовникова (Кузнецкий мост, 2), Верхних торговых рядах, а также в магазинах Киева, Одессы и Петербурга. В 1917 С.Н. Абрикосов, а затем от него товарищество приобрели у Администрации по делам торгового дома Л.Ф. и Э. Тиде кондитерскую фабрику в Москве (Генеральная улица, 10—12). В 1919 предприятия товарищества национализированы. На базе основного предприятия в дальнейшем работала Московская кондитерская фабрика имени П.А. Бабаева (ныне Акционерное общество «Бабаевское»).

А.С. Вальдин.

Товарные станции

Това́рные ста́нции грузовые железнодорожные станции в границах Москвы. Обслуживают промышленные предприятия и организации, не имеющие грузовых станций. В начале XX в. в Москве было построено Малое кольцо Московской железной дороги, одним из назначений которого было осуществление распределения грузов по районам столицы через 15 станций. Станции Москва-Товарная имеются на разных направлениях Московского железнодорожного узла (Москва-Товарная: Курская, Павелецкая, Смоленская, Ярославская, Рязанская, Рижская, Бутырская, Киевская, Москва-II Митьково, Москва-II Кунцево). Все товарные станции оборудованы грузовыми площадками (дворами), складами, эстакадами, сортировочными и контейнерными площадками, терминаторами (Кунцево), а также имеют диспетчерские службы.

Толстой Алексей Николаевич

Толстой Алексей Николаевич (1882, хутор Сосновка Самарской губернии - 1945, Москва), писатель, академик АН СССР (1939). В 1912-14 с женой и сыном жил в доме князя С.А. Щербатова (Новинский бульвар, 11), общался с М. Горьким, В.Я. Брюсовым, М.А. Волошиным, А.М. Ремизовым, Вл.И. Немировичем-Данченко, А.И. Южиным-Сумбатовым, Н.М. Радиным. В 1915-18 жил в д. 8 на улице Малая Молчановка. Октябрьскую революцию не принял (октябрьские бои изображены в его рассказе «Катя»). В 1919 эмигрировал. В апреле 1923 приехал в Москву в командировку с поручением от эмигрантской газеты «Накануне», московское отделение которой находилось в «доме Нирнзее» (Большой Гнездниковский переулок, 10); временно проживал у родителей жены (Хлебников переулок, 1). В том же году окончательно вернулся на родину. В Москве жил сначала на улице Малая Дмитровка, 25, работал над романом «Пётр Первый», в апреле 1938 переехал в столицу на постоянное жительство (Тверская улица, 122), получил также дачу в подмосковной Барвихе. 3 января 1924 1-й Студией МХАТ была поставлена пьеса Толстого «Любовь - книга золотая» («Золотая книга»), в том же году в Политехническом музее писатель выступал с лекцией «Париж последних дней», а в Доме Герцена (Тверской бульвар, 25) читал рассказ «Рукопись, найденная под кроватью». В период Великой Отечественной войны Толстой выезжал на фронт, активно печатался в газетах «Правда», «Красная Звезда», журнале «Красноармеец» (широкий отклик получил его рассказ «Русский характер»); участвовал в работе Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний, совершённых фашистами.

Тема Москвы отражена во многих рассказах Толстого (в том числе послереволюционный быт - в рассказе «Гадюка»), в романах «Хождение по мукам», «Пётр Первый», пьесе «Иван Грозный».

С начала 40-х гг. жил на улице Спиридоновка, 2/6 (в 1945-91 улица Алексея Толстого; мемориальная доска, музей-квартира Толстого; в сквере между улицами Малая Никитская и Спиридоновка - памятник Толстому, 1957, скульптор Г.И. Мотовилов). Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946).

Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Толстого присвоено библиотеке № 35 (Кутузовский проспект, 24).

Литература: Крюкова А.М., А.Н. Толстой, М., 1989.

К.В. Стародуб.

Толстой Лев Николаевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Толстой Фёдор Андреевич

Толсто́й Фёдор Андреевич (1758 - 1849, Петербург), библиофил, коллекционер. Из старинного графского рода. Служил в гвардии. Выйдя в отставку, в 1780-х гг. переехал в Москву. Жил в д. 8 на улице Большая Дмитровка. Собрал коллекцию рукописей (XI-XVII вв., в том числе летописи, родословные, лечебники, сборник крюковых нот и др.) и старопечатных книг (около 400 томов, изданных в 1491-1727 в Риме, Амстердаме, Вене, Кракове, Вильно, Москва). В библиотеке Толстого были полный комплект газеты «Ведомости» (1703-27), подборка первых печатных календарей. Составной частью коллекции Толстого был минц-кабинет. Над описанием библиотеки и составлением каталога с 1818 работали К.Ф. Калайдович и П.М. Строев (последний был личным библиотекарем Толстого с 1825). В 1825 было издано «Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве, в библиотеке... Ф.А. Толстого» (описаны 1093 рукописи с приложением образцов почерков XI-XVIII вв.), в 1825 и 1827 подготовлены два прибавления к «Описанию». Толстой издал каталоги старопечатных книг своей библиотеки. В 1830 продал коллекцию Императорской публичной библиотеке в Петербурге.

Н.М. Полунина.

Томский Николай Васильевич

Томский Николай Васильевич (настоящая фамилия Гришин) (1900, село Рамушево Новгородской губернии - 1984, Москва), скульптор, народный художник СССР (1960), действительный член (1949), президент (1968-83) Академии художеств СССР, Герой Социалистического Труда (1970). Учился на скульптурном факультете Первого художественно-промышленного техникума в Ленинграде (1923-27). Как монументалист сложился в 30-х гг. После эвакуации из блокадного Ленинграда прибыл в Москву; в 1943 исполнил две статуи защитников Отечества на Ленинградском шоссе и шесть портретных барельефов «Наши предки» на станции метро «Новокузнецкая». С середины 40-х гг. активно работал в декоративном рельефе (эмблемы и фриз здания Министерства вооруженных сил, 1944-45; оформление здания Моссовета, 1945, высотного здания МГУ на Ленинских горах, начало 50-х гг.). В станковом портрете добивался слияния индивидуального облика модели с широким обобщением, героикой или поэтизацией образа (портрет лётчика М.Г. Гареева, 1947, базальт; бюсты Н.В. Гоголя, 1951, и В.В. Маяковского, 1954, оба - мрамор; все - в ГТГ). Параллельно с проектами монументов для разных городов (в том числе и за границей) разрабатывал тему Отечественной войны 1812, создав в Москве целый ряд образов М.И. Кутузова (бюст перед «Кутузовской избой», гранит, начало 50-х гг.; конный памятник у Музея-панорамы «Бородинская битва», 1973). В Москве скульптор выполнил также памятники Гоголю на Гоголевском бульваре (1952) и М.В. Ломоносову на Ленинских (Воробьёвых) горах (1953). Среди произведений 70-х гг. - бронзовая композиция на Могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены (1975). Преподавал в МХИ (с 1948; ректор в 1964-70). Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1941, 1948, 1949, 1950, 1952). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Парамонов А., Н.В. Томский, М., 1953; Балтун П.К., Н.В. Томский. Альбом, М., 1974; Минина В.Б., Н. Томский, М., 1980.

Предыдущая страница Следующая страница