Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕА")

Театр на Красной Пресне «Около Дома Станиславского»

Теа́тр на Кра́сной Пре́сне «О́коло До́ма Станисла́вского» (Вознесенский переулок, 9а). Возник в 1970 как любительская драматическая Студия под руководством В.С. Спесивцева. В 1975 театр с окраины Москвы переехал в Вознесенский переулок, в особняк середины XIX в. В 1987, после ухода Спесивцева, художественным руководителем театра стал Ю.Н. Погребничко. Его режиссёрская индивидуальность определила новое направление театра. Спектакли Погребничко объединяются способностью режиссёра любую, даже классическую пьесу сыграть как будто впервые, облекая каждое авторское слово и актёрское действие в зримый и неожиданный сценический трюк. Среди постановок: «Нужна трагическая актриса» (по пьесе А.Н. Островского «Лес», 1988), «Я играю на танцах и похоронах» (по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын», 1988), «Три сестры» А.П. Чехова (1990), «Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина» (по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба», 1992), «Вот тебе и театр... и дальше пустое пространство» (по пьесе Чехова «Чайка», 1993), «Три мушкетёра» (по мотивам одноименного романа А. Дюма, 1994).

В труппе театра: Н.В. Алексеев, А.Б. Зотов, Л.Е. Загорская, Н.Ю. Крупинова, А.А. Никульников, В.В. Прохоров, Н.В. Рожкова, Е.А. Слюсарева и др. В 1992 театр получил статус государственного.

Н.Н. Суслович.

Театр на Покровке

Театр на Покровке (улица Покровка, 50/2), государственный драматический экспериментальный театр. Открылся в 1991. Возглавил театр С.Н. Арцибашев, в 1980-89 работавший в Театре на Таганке, где играл в спектаклях Ю.П. Любимова, А.В. Эфроса, ставил собственные спектакли. Главной темой театра, снискавшей ему большой успех и признание, стала русская классическая драма: «Три сестры» А.П. Чехова (1991), «Пленный дух» по произведениям М.И. Цветаевой (1992), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1993), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1993), «Ревность» М.П. Арцыбашева (1994), «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (1994), «Сцены из супружеской жизни» И. Бергмана (1995), «Женитьба» Гоголя (1996).

Располагается в здании второй половины XIX в.

Н.Н. Суслович.

Театр на Таганке

Театр на Таганке. Старая сцена.

Театр на Таганке. Старая сцена.

Москва.

Теа́тр на Тага́нке (улица Земляной вал, 76), драматический театр. Создан в 1964 на базе Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в труппу которого вошли выпускники Театрального училища имени Б.В. Щукина со своим дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта и педагогом Ю.П. Любимовым, ставшим главным режиссёром обновлённого театра (1964—84 и с 1989). Под руководством Любимова театр был рупором демократических идей, оплотом свободомыслия, находился в авангарде театрального процесса. Развивая традиции Е.Б. Вахтангова, В.Э. Мейерхольда, Брехта, театр разрабатывал новый сценический язык, находил новые формы сценической литературы (поэтический театр, театр прозы, сценическая публицистика). Спектакли театра отличались студийной спаянностью, открытым гражданским пафосом, активным контактом с публикой. Среди спектаклей Любимова: «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду (1965), «Павшие и живые» по В.С. Розову (1965), «Послушайте! Маяковский» (1967), «Пугачёв» С.А. Есенина (1967), «Тартюф» Мольера (1968), «Живой» по Б.А. Можаеву (1968, 1989), «А зори здесь тихие» по Б.Л. Васильеву, «Гамлет» У. Шекспира (оба — 1971), «Деревянные кони» по Ф.А. Абрамову (1974), «Мастер и Маргарита» по М.А. Булгакову (1977), «Обмен» (1976) и «Дом на набережной» (1980) по Ю.В. Трифонову, «Поэт Владимир Высоцкий» (1981, 1988), «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1982, возобновлён в 1989).

В театре работали: режиссёры С.Н. Арцибашев, А.М. Вилькин, Б.А. Глаголин; ставили спектакли А.В. Эфрос («Вишнёвый сад» А.П. Чехова, 1975) и А.А. Васильев («Серсо» В.И. Славкина, 1985). В 1984 Любимов из-за постоянных конфликтов с партийным руководством и Министерством культуры вынужден был уйти из театра и уехал из страны. Главным режиссёром был назначен Эфрос, поставивший спектакли: «У войны не женское лицо» по С.А. Алексиевич (1985), «На дне» М. Горького (1984), вторую редакцию «Вишнёвого сада» Чехова (1985), «Мизантроп» Мольера (1986). После смерти Эфроса главным режиссёром в 1987—89 был Н.Н. Губенко. В 1989 Любимов, приглашённый актёрским коллективом, вновь возглавил театр. Были возобновлены спектакли, запрещённые ранее, и поставлены «Маленькие трагедии» Пушкина (1989), «Самоубийца» Н.Р. Эрдмана (1990), «Доктор Живаго» по Б.Л. Пастернаку (1993).

В составе труппы в разные годы: Ф.И. Антипов, И.С. Бортник, В.С. Высоцкий, Н.Н. Губенко, Р.Х. Джабраилов, А.С. Демидова, Т.И. Жукова, В.С. Золотухин, М.В. Полицеймако, Н.П. Сайко, З.А. Славина, В.Б. Смехов, А.А. Трофимов, И.И. Ульянова, С.Л. Фарада, Л.А. Филатов, Б.А. Хмельницкий, Л.А. Штейнрайх, О.М. Яковлева.

В основе старого театрального здания — кинотеатр «Вулкан» (неоклассицизм, 1912, архитектор Г.А. Гельрих); в 1918—20 здесь давал представления Рогожско-Симоновский театр, в 1921—22 — так называемый опытно-героический театр, в 1922—46 — студия, затем филиал Малого театра. В 1980 вошло в строй новое здание театра (архитекторы А.В. Анисимов, Ю.П. Гнедовский, Б.И. Таранцев и др.). Театр располагает сценами: новой (770 мест), старой (500 мест) и малой (100 мест).

В 1993 театр разделился на две труппы: Московский театр на Таганке под руководством Любимова и «Содружество актёров Таганки» под руководством Губенко, которое с 1994 получило в своё распоряжение новую сцену и открылось спектаклем «Чайка» Чехова (режиссёр С.А. Соловьёв).

Т.К. Шах-Азизова.

Театр на Таганке. Новая сцена.

Театр на Таганке. Новая сцена.

Москва.

Театр на Юго-Западе

Теа́тр на Ю́го-За́паде (проспект Вернадского, 125), драматический театр. Возник в 1975 как студия непрофессиональных актёров. Основатель и бессменный художественный руководитель театра В.Р. Белякович. Вместе с ним у истоков студии стояли В.В. Авилов, С.Р. Белякович, Н.А. Бадакова, Г.А. Галкина, Т.Н. Кудряшова, О.Н. Задорин. В 1977 студия получила постоянное помещение и игровой площадкой стал подвал большого жилого дома; сцену и зрительный зал артисты выстроили и оборудовали своими руками. В 1986 коллектив получил статус профессионального на условиях самофинансирования, с 1991 государственный театр. Для театра характерно динамично выстроенное, эмоционально-напряжённое действие при аскетичном оформлении и насыщенных световой и звуковой партитурах. Репертуар театра тяготеет к русской и зарубежной классике. Среди спектаклей: вся драматургия Н.В. Гоголя, трилогия А.В. Сухово-Кобылина, «Мольер» (1980) и «Мастер и Маргарита» (1993) по М.А. Булгакову, «Носороги» Э. Ионеско (1982), «Гамлет» (1984), «Ромео и Джульетта» (1992), «Укрощение строптивой» (1992) и «Макбет» (1994) У. Шекспира.

В составе труппы: Авилов, В.А. Афанасьев, И.А. Бочоришвили, В.А. Борисов, А.С. Ванин, В.Р. Гришечкин, В.П. Коппалов, Н.Ю. Сивилькаева и др.

Н.Н. Суслович.

Театр Незлобина

Актёры театра Незлобина после премьеры

Актёры театра Незлобина после премьеры "Принцессы Турандот".

Теа́тр Незло́бина частный театр, основанный антрепренёром и режиссёром К.Н. Незлобиным в Москве в 1909. Облик Театра Незлобина определяли режиссёры К.А. Марджанов (1909, постановки: «Колдунья» С.Н. Чирикова, «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана, «Чёрные маски» Л.Н. Андреева) и Ф.Ф. Комиссаржевский (1910—13, постановки: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского, «Мещанин-дворянин» Мольера, «Фауст» И.В. Гёте, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Идиот» по Ф.М. Достоевскому и др.). С их работами соседствовали спектакли, поставленные Незлобиным, В.К. Татищевым и другими режиссёрами для известных актрис и актёров. Шумный успех имели «Псиша» Ю.Д. Беляева (1911), «Ревность» М.П. Арцыбашева (1913), «Король Дагобер» А. Ривуара (1915); в этих спектаклях господствовало стремление к нарядной будуарной изысканности. В Театре Незлобина шли «Варвары» (1910) и «Васса Железнова» (первый вариант, 1911) М. Горького. С сезона 1915—16 Незлобин передал театр товариществу актёров, которое резко сократило постановочные расходы и уменьшило труппу, заметно понизив общий уровень театра. С 1918 Театр Незлобина действовал как «кооперативное товарищество», просуществовавшее до начала 20-х гг. Располагался в здании Шелапутинского театра (ныне Театральная площадь, 2/7; в настоящее время здесь находится Российский молодёжный театр).

О.М. Фельдман.

Театр Н.Н. Солодовникова

Теа́тр Н.Н. Солодо́вникова в статьях «Опера С.И. Зимина», Московская оперетта

Театр Пролеткульта

Теа́тр Пролетку́льта Первый рабочий театр Пролеткульта. Создан на базе Центральной театральной студии Пролеткульта в 1921. С 1921 работал в помещении театра сада «Эрмитаж», в 1924—32 — в кинотеатре «Колизей» на Чистопрудном бульваре (ныне здание театра «Современник»). Ставил перед собой агитационные задачи, способствовал развитию и утверждению на сцене советской драматургии. Среди постановок: «Лена» А.П. Платонова (1921), «Мудрец» С.М. Третьякова (по комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты») и «Слышишь, Москва?!» Третьякова (обе — 1923), «Ватага» Ф.В. Гладкова (1925), «Власть» А.Г. Глебова (1927). Для Театра Пролеткульта создал свои первые пьесы А.Н. Афиногенов: здесь были поставлены «По ту сторону щели» (1926), «Гляди в оба» (1927), «Малиновое варенье» (1928). В театре работали: актёры Г.В. Александров, Э.П. Гарин, Ю.С. Глизер, И.А. Пырьев, А.А. Ханов, М.М. Штраух; режиссёры С.М. Эйзенштейн (был также художником), В.С. Смышляев, Н.Б. Лойтер; художники А.К. Буров, Л.А. Никулин; композитор А.А. Голубенцев и др. В 1932 в связи с ликвидацией РАППа театр перестал существовать.

Театр Революции

Теа́тр Револю́ции в статье Театр имени Вл. Маяковского.

Театр Романа Виктюка

Теа́тр Рома́на Виктюка́ см. «Культурный центр. Театр Романа Виктюка»

Театр Сатиры

Театр сатиры.

Театр сатиры.

Москва.

Теа́тр Сати́ры (Большая Садовая улица, 18; старые адреса: Большой Гнездниковский переулок, 10, Садовая-Триумфальная площадь, 1/29, Малая Бронная, 2). С 1984 академический. Открылся в 1924 спектаклем «Москва с точки зрения...» В.Я. Типота и Н.Р. Эрдмана — юмористическим обозрением современного быта и нравов (режиссёр Д.Г. Гутман, возглавлявший театр в 1926—29). Зрелища подобного типа, близкие эстраде, занимали значительное место в репертуаре коллектива 20-х — начала 30-х гг. С начала 30-х гг. основой репертуара стала бытовая комедия. В 1933—41 и 1943—48 театром руководил Н.М. Горчаков. Значительные спектакли 30—40-х гг. отличали метко схваченные жанровые наблюдения, отклики на злобу дня: «Чужой ребёнок» (1933), «Простая девушка» (1937) и «Страшный суд» (1940) В.В. Шкваркина, «Мелкие козыри» В.Е. Ардова (1937), «Факир на час» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского (1945), «День отдыха» (1946) В.П. Катаева, «Свадьба с приданым» Н.М. Дьяконова (1950). Ставилась также классическая драматургия: «Господин де Пурсоньяк» Мольера (1938), «Слуга двух господ» К. Гольдони (1940), «Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва (1945), «Комедия ошибок» У. Шекспира (1950). В 1948—53 коллектив возглавлял Н.В. Петров. Этапными для театра стали спектакли «Баня» (1953, постановка Петрова, В.Н. Плучека и С.И. Юткевича) и «Клоп» (1955, постановка Плучека и Юткевича). С 1957 театром руководит Плучек. Его постановки «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета (1957), «Тёркин на том свете» А.Т. Твардовского (1966), а также «Доходное место» Островского (1967, режиссёр М.А. Захаров) стали значительными событиями общественной жизни, определили публицистическую направленность искусства театра, яркую зрелищность спектаклей. Театр обращался к философской трагической сатире, создал цикл спектаклей, вбирающих в себя самые разнообразные жанровые элементы — от трагедии до фарса: «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша (1966), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1969), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1972), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1976), «Бег» М.А. Булгакова (1977), «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля (1980, 1996), «Самоубийца» Эрдмана (1982), «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (1983), «Воительница» Н.С. Лескова (1988), «Идеальный муж» О. Уайльда (1991), «Горячее сердце» Островского (1992), «Укрощение строптивой» Шекспира (1994). Начиная с 60-х гг. уровень сценической культуры театра в значительной мере определялся работами театрального художника В.Я. Левенталя, оформившего большинство программных спектаклей. Для актёров Театра Сатиры характерны соединение жизненной достоверности с яркими, острыми театральными приёмами, музыкальность, подчёркнутая, часто гротескно обострённая выразительность пластики. В разные годы в театре работали актёры: В.А. Лепко, В.Я. Хенкин, Т.И. Пельтцер, В.Г. Токарская, Г.Б. Тусузов, И.А. Любезнов, Е.Я. Весник, Т.Г. Васильева, А.Д. Папанов, А.А. Миронов, З.М. Высоковский, В.К. Васильева, Г.П. Менглет, Л.П. Сухаревская, Б.М. Тенин, Б.В. Рунге, М.М. Державин, А.А. Ширвиндт, О.А. Аросева, С.В. Мишулин и др.

Театр Совета Рабочих Депутатов

Теа́тр Сове́та Рабо́чих Депута́тов в статье «Опера С.И. Зимина».

Театр Суходольских

Теа́тр Суходо́льских Московский драматический театр. Организован В.П. и Е.М. Суходольскими в 1914 (открылся 16 сентября) в саду «Эрмитаж» после ликвидации «Свободного театра». Театр Суходольских был задуман как «театр актёрских индивидуальностей», ориентирующийся на классическую комедию. В труппе в разное время работали актёры М.М. Блюменталь-Тамарина, Н.М. Радин, Е.А. Полевицкая, И.И. Мозжухин, И.Н. Певцов, В.В. Максимов, режиссёры А.А. Санин, И.Ф. Шмит, А.Л. Загаров, Н.А. Попов и др. Среди постановок: «Последняя жертва» А.Н. Островского, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Пигмалион» Б. Шоу, «Странный человек» М.Ю. Лермонтова, «Павел I» Д.С. Мережковского, «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу. В 1919 театр был закрыт.

О.М. Фельдман.

«Театр Филиппенко»

«Теа́тр Филиппе́нко» Создан в 1995, имеет статус московского государственного экспериментального театра. А.Г. Филиппенко начал свой творческий путь в студенческом театре МГУ «Наш дом», работал в Театре на Таганке, 20 лет был одним из ведущих актёров Театра имени Евг. Вахтангова. На эстраде Филиппенко удалось создать литературный театр одного актёра; в репертуаре артиста — произведения М.А. Булгакова, М.М. Зощенко, Н.В. Гоголя, С.А. Довлатова. Творческий опыт, успех у публики сделали возможным для Филиппенко создание собственного театра, у которого есть оригинальная творческая программа — спектакли «на двоих». Во всех спектаклях на сцене два персонажа — Он и Она, Он и Он, Она и Она. Эти три варианта, по мнению создателя театра, вмещают в себя всё разнообразие человеческих отношений и характеров. В репертуаре: литературно-музыкальное шоу «Поезд на Чаттанугу, или Когда мы были молодые», вечер одноактных пьес «За вашу и нашу свободу» В. Гавела, моноспектакли «Мёртвые души» (по последним главам поэмы Гоголя) и «Путь поэта» (к 100-летию С.А. Есенина). Постоянной сцены театр не имеет.

Н.Н. Суслович.

Театр эстрады

Теа́тр эстра́ды (Берсеневская набережная, 20/2). Создан в 1954, с 1961 — по современному адресу, в «Доме на набережной». Инициатор создания театра — Н.П. Смирнов-Сокольский (в фойе установлен памятный барельеф). Организует выступления коллективов и исполнителей отечественной и зарубежной эстрады. В театре работает Большой эстрадный оркестр (с 1957). Художественный руководитель Б.С. Брунов (1983—97).

Театральная площадь

Театральная площадь в 1930-х гг.

Театральная площадь в 1930-х гг.

Москва.

Театра́льная пло́щадь (в 1919-91 площадь Свердлова), площадь между площадью Революции, Копьевским переулком и улицей Петровкой, одна из центральных площадей Москвы. До XVII в. эта местность застраивалась слабо из-за разливов р. Неглинной. В XVII в. часть площади заняли лавки Охотного ряда, на северной стороне стояли дворы знати и церковь Спаса в Копье. После пожара 1737 лавки уступили место владениям князей Черкасских, Туркестановых, Голицыных, Сибирских. Дом князя Голицына в 1778-80 был перестроен для общедоступного Петровского театра (театр Медокса), но сгорел в 1805. Во время пожара 1812 все строения на площади выгорели. В 1817 площадь была распланирована заново почти в современных очертаниях (между Большой Дмитровкой, Петровкой, Театральным проездом, стеной Китай-города, Воскресенской площадью и Охотным рядом); р. Неглинная заключена в трубу, площадь подсыпана землёй, образовавшейся после сноса земляных бастионов XVIII века. На месте Петровского театра построено новое театральное здание - Большой театр (д. 2, 1821-25, архитекторы А.А. Михайлов, О.И. Бове; перестройка после пожара - 1853, архитектор А.К. Кавос). В 1820-х гг. появились: здание Малого театра (д. 1/6, архитекторы Бове, А.Ф. Элькинский; перестройки - 1838-40, архитектор К.А. Тон, 1947, архитектор А.П. Великанов); дом К.М. Полторацкого, позже дом Бронникова (д. 2, 1821-22; перестроен в 1880-90 для театра М.В. Лентовского, архитектор Б.В. Фрейденберг; здесь находились новый оперный, затем драматический театр К.Н. Незлобина, Центральный детский театр, ныне Российский молодёжный театр); Сенатская типография и дом П. Челышева, оформленные в едином стиле с Малым театром. До 1829 площадь называлась Петровской (по улице Петровке). В 1830-х гг. в центре площади был устроен плац-парад для смотра войск. Южнее него в 1835 установлен водоразборный фонтан Мытищинского водопровода (скульптор И.П. Витали; ныне передвинут к северу). В 1910-11 на месте плац-парада разбиты два сквера (перед Большим театром и напротив бокового фасада гостиницы «Метрополь»), разделённые проездом между Охотным рядом и Театральным проездом. С 1904 по площади проходили линии трамвая и стоял станционный павильон. В 1929 перед зданием Малого театра установлен памятник А.Н. Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков). В 1961 в сквере, разделяющем Театральную площадь и площадь Революции, сооружён памятник К. Марксу (скульптор Л.Е. Кербель). Станции метро «Театральная», «Охотный ряд».

И.Л. Давыдова.

«Театральная»

Станция метро

Станция метро "Театральная".

Москва.

«Театра́льная» (до 1990 «Площадь Свердлова»), станция метро Замоскворецкой линии. Открыта 13 марта 1938. Архитекторы И.А. Фомин, Л.М. Поляков. В отделке станционного зала использованы светлый мрамор и лабрадорит. Свод зала украшен барельефами на театральные темы из майолики с позолотой (автор Н.Я. Данько). Пол выложен чёрным и жёлтым мрамором. Выход — общий со станцией «Охотный ряд», вестибюль — в здании на углу Театральной площади и улицы Большая Дмитровка.

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

Театральное училище имени Б.В. Щукина

При Театре имени Евг. Вахтангова

(Большой Николопесковский переулок, 12а), театральный вуз, готовит актёров и режиссёров. Ведёт историю от Студенческой театральной студии (в дальнейшем Мансуровской - по имени переулка, где она располагалась), основанной и руководимой с 1913 Е.Б. Вахтанговым (23 октября 1914 Вахтангов провёл первое занятие со студийцами; этот день считается днём рождения училища). С 1917 Московская драматическая студия Е.Б. Вахтангова, с 1921 3-я Студия МХТ, с 1926 Театр имени Евг. Вахтангова с постоянно действующей при нём театральной школой; в 1932 школа получила статус специального среднего учебного заведения; в 1939 училищу присвоено имя Б.В. Щукина, в 1945 - статус высшего учебного заведения. В составе училища (1996): факультеты - актёрский и режиссёрский (дневное и заочное отделения); учебный театр со зрительным залом на 260 мест; библиотека (около 24 тыс. единиц хранения). В училище педагогический состав формируется только из его выпускников, работающих по вахтанговской методологии воспитания творческой личности актёра; среди них - руководитель училища в 1925-76 Б.Е. Захава и его ректор (с 1987) В.А. Этуш. В 1996 обучалось около 170 студентов, преподавали 14 профессоров, 3 доктора наук, 2 народных артиста СССР, 7 народных артистов России, 7 заслуженных артистов России, 4 заслуженный деятель искусств России. За годы существования училище подготовило 2356 специалистов, а также 808 режиссёров-заочников. Среди воспитанников училища: мастера отечественного театра и кинематографа - Щукин, Ц.Л. Мансурова, Р.Н. Симонов, Захава, А.А. Орочко, И.М. Толчанов, В.В. Куза, О.Н. Басов, В.Н. Яхонтов, В.П. Марецкая, А.Н. Грибов, А.О. Степанова, Д.Н. Журавлёв, Н.О. Гриценко и др.; режиссёры - Е.Р. Симонов, Ю.П. Любимов, Н.М. Горчаков, А.И. Ремизова, Р.А. Быков и др. В училище начинал свою режиссёрскую деятельность Ю.А. Завадский. Выпускники училища составляют почти всю труппу Театра имени Евг. Вахтангова, работают в других театрах - на Таганке под руководством Ю.П. Любимова, «Ленкоме», Театре сатиры и др.

Училище размещается в здании, построенном в конце 30-х гг. для училища и Оперной студии при консерватории. В 1993 училищу передано здание (Большой Николопесковский переулок, 15), принадлежавшее князьям Щербатовым (1822), в котором после 1825 жил декабрист М.Ф. Орлов; в 40 - 60-х гг. XIX в. Д.Н. Свербеев основал литературный салон (его посещал Л.Н. Толстой); в начале XX в. квартиру в доме снимала М.А. Гартунг - старшая дочь А.С. Пушкина; в 1918-25 здесь располагалась Студия Ф.И. Шаляпина.

В.А. Максимова.

Театральное училище имени Б.В. Щукина при Театре имени Евг. Вахтангова

Театра́льное учи́лище и́мени Б.В. Щу́кина при Теа́тре имени Евг. Вахта́нгова (Большой Николопесковский переулок, 12а), театральный вуз, готовит актёров и режиссёров. Ведёт историю от Студенческой театральной студии (в дальнейшем Мансуровской — по имени переулка, где она располагалась), основанной и руководимой с 1913 Е.Б. Вахтанговым (23 октября 1914 Вахтангов провёл первое занятие со студийцами; этот день считается днём рождения училища). С 1917 Московская драматическая студия Е.Б. Вахтангова, с 1921 3-я Студия МХТ, с 1926 Театр имени Евг. Вахтангова с постоянно действующей при нём театральной школой; в 1932 школа получила статус специального среднего учебного заведения; в 1939 училищу присвоено имя Б.В. Щукина, в 1945 — статус высшего учебного заведения. В составе училища (1996): факультеты — актёрский и режиссёрский (дневное и заочное отделения); учебный театр со зрительным залом на 260 мест; библиотека (около 24 тыс. единиц хранения). В училище педагогический состав формируется только из его выпускников, работающих по вахтанговской методологии воспитания творческой личности актёра; среди них — руководитель училища в 1925—76 Б.Е. Захава и его ректор (с 1987) В.А. Этуш. В 1996 обучалось около 170 студентов, преподавали 14 профессоров, 3 доктора наук, 2 народных артиста СССР, 7 народных артистов России, 7 заслуженных артистов России, 4 заслуженный деятель искусств России. За годы существования училище подготовило 2356 специалистов, а также 808 режиссёров-заочников. Среди воспитанников училища: мастера отечественного театра и кинематографа — Щукин, Ц.Л. Мансурова, Р.Н. Симонов, Захава, А.А. Орочко, И.М. Толчанов, В.В. Куза, О.Н. Басов, В.Н. Яхонтов, В.П. Марецкая, А.Н. Грибов, А.О. Степанова, Д.Н. Журавлёв, Н.О. Гриценко и др.; режиссёры — Е.Р. Симонов, Ю.П. Любимов, Н.М. Горчаков, А.И. Ремизова, Р.А. Быков и др. В училище начинал свою режиссёрскую деятельность Ю.А. Завадский. Выпускники училища составляют почти всю труппу Театра имени Евг. Вахтангова, работают в других театрах — на Таганке под руководством Ю.П. Любимова, «Ленкоме», Театре сатиры и др.

Училище размещается в здании, построенном в конце 30-х гг. для училища и Оперной студии при консерватории. В 1993 училищу передано здание (Большой Николопесковский переулок, 15), принадлежавшее князьям Щербатовым (1822), в котором после 1825 жил декабрист М.Ф. Орлов; в 40 — 60-х гг. XIX в. Д.Н. Свербеев основал литературный салон (его посещал Л.Н. Толстой); в начале XX в. квартиру в доме снимала М.А. Гартунг — старшая дочь А.С. Пушкина; в 1918—25 здесь располагалась Студия Ф.И. Шаляпина.

В.А. Максимова.

Театральное училище имени М.С. Щепкина

При Малом театре

(Неглинная улица, 6/2), одно из старейших театральных высших учебных заведений, готовит артистов драматического театра и кино. Ведёт историю от Московского Императорского театрального училища, учреждённого императором Александром I в 1809 на основе театральной школы (создана в 1773) при Воспитательном доме. В XIX в. в училище преподавали М.С. Щепкин (1832-63; с 1938 училище носит его имя), А.П. Ленский и др., значительный вклад в развитие училища внёс А.Н. Островский. Воспитанниками училища были крупнейшие актёры Малого театра: М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.А. Остужев, Е.Д. Турчанинова, В.Н. Рыжова, В.Н. Пашенная, Ю.М. Юрьев и др. После 1917 в училище преподавали Н.Ф. Костромской, И.С. Платон, К.П. Хохлов, Пашенная, К.А. Зубов, И.Я. Судаков, В.И. Цыганков, Турчанинова, Л.И. Дейкун, А.Д. Дикий, Л.А. Волков, М.И. Царёв, М.Н. Гладков, М.О. Кнебель и др. В 1943 училище получило статус вуза. В составе училища (1996): 5 кафедр (мастерства актёра, пластического воспитания актёра, сценической речи, философии и культурологии, искусствоведения), национальные студии, библиотека (свыше 30 тыс. единиц хранения). В 1996 в училище обучалось 195 студентов, работал 91 преподаватель, в том числе 2 доктора наук, 19 профессоров, 1 член-корреспондент РАН и др. Среди педагогов - актёры Малого театра Н.А. Анненков, Ю.М. Соломин, В.И. Коршунов, Д.Г. Кознов, В.А. Сафронов, Н.А. Верещенко, Н.Н. Афонин и др. Среди выпускников училища актёры П.Б. Луспекаев, С.А. Любшин, О.И. Даль, В.М. Соломин, И.М. Чурикова, О.Е. Меньшиков и др.

Училище размещается в здании, построенном в 1822 для Военного сиротского училища (по рисункам архитектора О.И. Бове). В 1863 здание передано театральному училищу и специально перестроено для него архитектором А.С. Никитиным по проекту архитектора А. Кавоса (в 1992 установлена охранная памятная доска). На здании - мемориальные доски в память Щепкина и Ермоловой; во внутреннем дворе - скульптурный портрет Щепкина.

Н.Е. Королькова.

Театральное училище имени М.С. Щепкина при Малом театре

Театра́льное учи́лище и́мени М.С. Ще́пкина при Ма́лом теа́тре (Неглинная улица, 6/2), одно из старейших театральных высших учебных заведений, готовит артистов драматического театра и кино. Ведёт историю от Московского Императорского театрального училища, учреждённого императором Александром I в 1809 на основе театральной школы (создана в 1773) при Воспитательном доме. В XIX в. в училище преподавали М.С. Щепкин (1832—63; с 1938 училище носит его имя), А.П. Ленский и др., значительный вклад в развитие училища внёс А.Н. Островский. Воспитанниками училища были крупнейшие актёры Малого театра: М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.А. Остужев, Е.Д. Турчанинова, В.Н. Рыжова, В.Н. Пашенная, Ю.М. Юрьев и др. После 1917 в училище преподавали Н.Ф. Костромской, И.С. Платон, К.П. Хохлов, Пашенная, К.А. Зубов, И.Я. Судаков, В.И. Цыганков, Турчанинова, Л.И. Дейкун, А.Д. Дикий, Л.А. Волков, М.И. Царёв, М.Н. Гладков, М.О. Кнебель и др. В 1943 училище получило статус вуза. В составе училища (1996): 5 кафедр (мастерства актёра, пластического воспитания актёра, сценической речи, философии и культурологии, искусствоведения), национальные студии, библиотека (свыше 30 тыс. единиц хранения). В 1996 в училище обучалось 195 студентов, работал 91 преподаватель, в том числе 2 доктора наук, 19 профессоров, 1 член-корреспондент РАН и др. Среди педагогов — актёры Малого театра Н.А. Анненков, Ю.М. Соломин, В.И. Коршунов, Д.Г. Кознов, В.А. Сафронов, Н.А. Верещенко, Н.Н. Афонин и др. Среди выпускников училища актёры П.Б. Луспекаев, С.А. Любшин, О.И. Даль, В.М. Соломин, И.М. Чурикова, О.Е. Меньшиков и др.

Училище размещается в здании, построенном в 1822 для Военного сиротского училища (по рисункам архитектора О.И. Бове). В 1863 здание передано театральному училищу и специально перестроено для него архитектором А.С. Никитиным по проекту архитектора А. Кавоса (в 1992 установлена охранная памятная доска). На здании — мемориальные доски в память Щепкина и Ермоловой; во внутреннем дворе — скульптурный портрет Щепкина.

Н.Е. Королькова.

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Театральный музей имени А. А. Бахрушина.

Театральный музей имени А. А. Бахрушина.

Москва.

Театра́льный музе́й и́мени А.А. Бахру́шина (улица Бахрушина, 31/12), крупнейший в мире театральный музей. Основан в 1894 купцом и меценатом А.А. Бахрушиным, собиравшим документы, связанные с творчеством русских писателей и театральных деятелей. С 1909 литературно-театральный музей, позднее, после передачи литературной части собрания в другие архивы, — театральный. В 1913 передан Бахрушиным в дар Академии наук. В 1918 включён в сеть государственных учреждений, с 1919 — в ведение Наркомпроса. Бахрушин до конца жизни оставался директором музея. Ныне в фондах более 1 млн. единиц хранения. В рукописном отделе — письма, дневники, тексты ролей с пометками актёров, режиссёрские экземпляры пьес, записи репетиций, личные фонды крупнейших русских драматических актёров, драматургов, режиссёров. В музее находятся собрание эскизов декораций и костюмов выдающихся театральных художников, портреты знаменитых мастеров сцены. В архивном фонде — уникальные собрания афиш и программ, отражающие репертуар столичных и провинциальных театров, афиши и плакаты, посвящённые гастролям в России иностранных актёров и трупп. В фотоотделе — редкие фотографии второй половины XIX в., негативы. Коллекции музея были представлены на 1-й и 2-й театральных выставках 1900-х гг., Всемирной выставке в Париже (1900), Исторической выставке портретов (1911) и др. В 1948 открыта постоянная выставка «Ф.И. Шаляпин». Среди выставок последних лет: «Истоки русского театра», «Театр Пушкинской поры», «Театр 20-х гг.», «Новые поступления». Музей издаёт научные труды, проводит конференции по проблемам истории и художественной культуры, деятельности Бахрушина.

Литература: Филиппов В., Медведев Б., Театральный музей имени А.А. Бахрушина, М., 1955; По страницам театральных рукописей, М., 1988.

В.Л. Халиф.

Театральный проезд

Театральный проезд.

Театральный проезд.

Москва.

Театра́льный прое́зд (в 1961—90 часть проспекта Маркса), между Театральной и Лубянской площадями. Возник в XV в., когда через пересекавшую его р. Неглинную был переброшен деревянный мост. В 1534—38 с южной стороны проезда проходила стена Китай-города. С XV в. между проездом, Неглинной улицей, Рождественкой и Пушечной улицей размещался Пушечный двор. В XVII в. у Рождественки, ближе к Лубянской площади, появились строения Пушкарского приказа. В 1707—08 проезд был уничтожен в связи со строительством земляных бастионов (статью бастионы XVIII века) вокруг Кремля; возник вновь после сноса бастионов в 1819—23. С 1824 в д. 6/1 проходили спектакли Малого театра, здание которого было обращено фасадом на Петровскую площадь (с 1829 Театральную площадь; отсюда с 1830 название проезда). В 1838 на углу Театральной площадь и проезда, на незастроенном месте купец П. Челышев построил дом (Челышевское подворье), перестроенный в 1899—1905 в гостиницу «Метрополь» (д. 1, архитекторы Л.Н. Кекушев, Ф.В. Валькот и др.). Бывшее имение грузинских царевичей перешло во владение купца Г.И. Хлудова, устроившего во дворе Хлудовские (Центральные) бани (д. 6/2, первая половина XIX в., перестроен в 1879, архитектор С.Б. Залесский, и в 1889—93, архитектор С.С. Эйбушитц). Соседний д. 4 строился для наследниц Хлудова (1894—96, архитектор Кекушев, перестроен в 1934—35, архитектор С.Е. Чернышёв). На месте д. 2 размещался Лубянский пассаж, в 1955—57 здесь построено здание магазина «Детский мир» (архитектор А.Н. Душкин и др.). В 1871 Театральный проезд соединён с Никольской улицей Третьяковским проездом (д. 3 — здание с проездной аркой, архитектор А.С. Каминский).

И.Л. Давыдова.

Театральный проезд.

Театральный проезд.

Москва.

Театральный центр имени М.Н. Ермоловой

Театра́льный центр и́мени М.Н. Ермо́ловой (Тверская улица, 5). В 1990 Театр имени М.Н. Ермоловой разделился на два коллектива — один сохранил прежнее название, а второй получил статус Московского международного театрального центра имени Ермоловой; возглавил его В.В. Фокин. В 1993 Фокин ушёл из Центра, художественным руководителем стал А.А. Левинский. В 1994 Театральный центр объединился на принципах автономии с Театром имени Ермоловой в Театр-центр имени Ермоловой. У двух самостоятельных коллективов общая дирекция, одна большая сцена, театр Левинского имеет также собственный малый зал. В репертуаре театра: «Наш Декамерон» Э.С. Радзинского (1990), «Калигула» А. Камю (1991), моноспектакль «Зиновий Гердт рассказывает о профессии, о друзьях, о себе» (1992), «Воспитанница» А.Н. Островского (1993), «Свадьба», «Юбилей» А.П. Чехова (1994), «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского (1994).

Режиссёры Центра начиная с 1990: А.А. Житинкин, В.В. Долгачёв, Г.В. Дубовская. В составе труппы в разные годы: О.Е. Меньшиков, В.П. Павлов, З.Е. Гердт, Т.А. Догилева, В.А. Проскурин, А.С. Пашутин, Л.И. Борисов и др.

Н.Н. Суслович.

Театр-студия «Человек»

Теа́тр-сту́дия «Челове́к» (Скатертный переулок, 23а). Возник в 1974 в Московском электротехническом институте связи как любительский драматический коллектив под руководством актрисы и режиссёра Л.Р. Рошкован. Имя театру дало название первого спектакля студии «Человек, победивший смерть» (по произведениям А. де Сент-Экзюпери и Э. Межелайтиса). В 1976-83 ряд спектаклей театра был запрещён властями: «В открытом море» С. Мрожека, «Картотека» Т. Ружевича, «Эмигранты» Мрожека в постановке М.Д. Мокеева. С 1984 театр показывал свои спектакли на разных площадках (зрители допускались в зал по заранее составленным спискам). В 1987 коллектив Рошкован был признан официально. Вместе со статусом государственного театра Театр-студия «Человек» получил в центре Москвы, близ Поварской улицы, небольшое одноэтажное здание, где в начале XX в. находились конюшни. В театре ставили спектакли режиссёры Мокеев, Р.Е. Козак, С.В. Женовач. Театр не имеет постоянной труппы, на каждый спектакль актёры приглашаются по контракту. В репертуаре театра: «Стриптиз» (1990) и «Летний день» (1992) Мрожека, «Молитва» Ф. Аррабаля (1993), «Ночные бдения» Бонавентуры (1995) и др.

Н.Н. Суслович.

Театр-студия киноактёра

Теа́тр-сту́дия киноактёра Театр киноактёра (Поварская улица, 33). В 1940 при киностудии «Мосфильм» была создана постоянная труппа (художественный руководитель Г.Л. Рошаль); с 1945 — Театр-студия киноактёра. Открылся в 1946 спектаклем «Бранденбургские ворота» М.А. Светлова (режиссёр Б.А. Бабочкин). Театром руководили Г.В. Александров, С.А. Герасимов, М.И. Ромм, Б.П. Чирков. Ставили спектакли А.Д. Дикий, Э.П. Гарин, В.П. Строева, А.В. Эфрос, В.С. Спесивцев и др. Здесь была поставлена «Молодая гвардия» (1947, режиссёр Герасимов; на основе спектакля создан одноименный фильм). Среди других спектаклей театра: «Нахлебник» и «Завтрак у предводителя» И.С. Тургенева (1949), «Бедность не порок» (1952) и «Бесприданница» (1953) А.Н. ъ-ххого, «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1956), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (1957), «Иван Васильевич» М.А. Булгакова (1966), «Таня» А.Н. Арбузова (1969), «Дурочка» Лопе де Веги (1971), «Бабий бунт» (1981, по «Донским рассказам» М.А. Шолохова), «Бесы» по Ф.М. Достоевскому (1988), «За мёртвыми душами» по Н.В. Гоголю (1990, пантомима), «Улица Мандельштама» по произведениям О.Э. Мандельштама и Н.Я. Мандельштама (1991), «На дне» М. Горького (1996, режиссёр Э.Е. Марцевич) и др. Театр располагается в бывшем Доме Общества политкаторжан (конструктивизм, 1931—34, архитекторы братья Веснины).

Театр-студия под руководством Олега Табакова

Теа́тр-сту́дия под руково́дством Оле́га Табако́ва (улица Чаплыгина, 1а). В 1974 был объявлен набор в детскую театральную студию при Бауманском доме пионеров, которую возглавил О.П. Табаков. В 1976 наиболее одарённые ученики Табакова стали его студентами в ГИТИСе и составили труппу нового театра. В 1977 студия переехала в подвал жилого дома на улице Чаплыгина. Постепенно к подвалу, где были оборудованы сцена и зрительный зал, стали отходить освобождающиеся квартиры, в которых после перепланировки расположились административные службы театра. В 1987 театр получил официальный статус, с 1991 государственный театр, но сохранил в своём названии слово «студия». Студийность как форма творческого существования — кредо театра Табакова. В 1980-х гг. в репертуаре преобладала современная драма, лучше всего отражавшая взгляды молодого, «сердитого» поколения (пьесы А.М. Галина, В.П. Аксёнова и др.). Когда возраст ведущего поколения артистов приблизился к тридцати, репертуар начал меняться — стали появляться классические пьесы. Ныне на сцене театра: «Ревизор» Н.В. Гоголя (1990), «Обыкновенная история» В.С. Розова (по роману И.А. Гончарова, 1991), «Матросская тишина» А.А. Галича (1991), «Ужин» Ж.К. Брисвиля (1994), «Последние» М. Горького (1995). Состав труппы в разные годы: С.И. Газаров, М.В. Миронова, О.М. Яковлева, Е.А. Киндинов, А.Н. Леонтьев, Е.В. Миронов, М.В. Зудина, Е.А. Германова, А.И. Смоляков, А.В. Марин, А.А. Мохов и др. В 1992 в театре с успехом дебютировал как режиссёр актёр В.Л. Машков («Страсти по Бумбарашу» Ю.Ч. Кима и В.С. Дашкевича, 1993; «Смертельный номер» О.Ю. Антонова, 1994, и др.).

Н.Н. Суслович.

Театры и концертные залы Москвы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Театры миниатюр

Теа́тры миниатю́р театральные коллективы, представления которых состоят из одноактных пьес, скетчей, музыкальных, балетных, цирковых номеров и др. Первым театром миниатюр в Москве была «Летучая мышь». Среди московских театров миниатюр начала 1920-х гг. были известны Петровский театр миниатюр (режиссёр Д.Г. Гутман), Никольский театр миниатюр (режиссёр А.П. Петровский). После Октябрьской революции возникли так называемые Теревсаты (театры революционной сатиры), для которых были характерны политическая тенденциозность, почти протокольная фиксация событий (в коротких сценках, частушках, песнях), плакатность и максимальная приближённость к площадному народному театру, эстетике лубка. Одним из наиболее интересных и самостоятельных был Витебский Теревсат (одну из программ оформил М.З. Шагал), на основе которого в 1920 был создан Московский театр революционной сатиры, а в 1922 — Театр Революции (ныне Театр имени Вл. Маяковского). Параллельно с этими коллективами в период НЭПа возникли театры «малых форм» и кабаре развлекательного характера: «Хромой Джо», «Эксцентрион» (при Камерном театре), «Павлиний хвост» и др. Среди них выделялся театр «Кривой Джимми», на основе которого в 1924 был создан московский Театр сатиры. Лучшие спектакли-обозрения этого театра («Москва с точки зрения...», «Мишка, верти») отличали острая злободневность и сатирическая направленность. Для театров «малых форм» 1920-х гг. было характерно стремление к экспериментаторству. Как площадка для театральных поисков существовала в 1921—24 так называемая Мастфор (мастерская Н.М. Форрегера), где были предприняты попытки максимально использовать выразительные средства танца на эстраде (впоследствии развивавшиеся в работах И.А. Моисеева и других балетмейстеров). В театрах миниатюр 1920-х гг. выступали Л.О. Утёсов, Рина Зелёная, Б.А. Бабочкин, Н.П. Смирнов-Сокольский, режиссёры С.М. Эйзенштейн, С.И. Юткевич, В.Я. Типот и др. К концу 1920-х гг. театры «малых форм» постепенно исчезли. В 1938 в Москве открылся Театр эстрады и миниатюр (просуществовал до 1946, главный режиссёр Типот). Здесь ставились эстрадные программы на злобу дня, состоявшие из отдельных номеров различных жанров. В театре выступали А.И. Райкин, М.В. Миронова, А.С. Менакер, Т.И. Пельтцер.

В 1954 открылся Театр эстрады, ныне существующий только как площадка для выступления отдельных коллективов и актёров. В 1959 был открыт Театр миниатюр («Эрмитаж»).

И.М. Райгородская.

Предыдущая страница Следующая страница