Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Р" (часть 5, "РУД"-"РЯЗ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 5, "РУД"-"РЯЗ")

Руднева Евгения Максимовна

Ру́днева Евгения Максимовна (1921, г. Бердянск - 1944), лётчица, Герой Советского Союза (1944, посмертно), старший лейтенант. Жила в подмосковном посёлке Салтыковка, в г. Бабушкин. Училась на механико-математическом факультете МГУ. С 1942 штурман звена, эскадрильи и гвардейского Таманского полка ночных лёгких бомбардировщиков. 645 боевых вылетов. Погибла в бою в районе Керчи. Именем Рудневой в 1964 названа улица (бывшая Советская улица) в Бабушкине, перед школой № 309 (улица Коминтерна, 16), в которой Руднева училась, и в парке «Сокольники» установлены бюсты Рудневой.

Рудомино Маргарита Ивановна

Рудомино́ Маргарита Ивановна (1900, Гродно - 1990, Москва), библиотековед, основатель и директор (1922-73) Библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ, с 1991 имени М.И. Рудомино, с 1992 Всероссийская). Окончила романо-германское отделение факультета общественных наук МГУ (1926). Под руководством Рудомино ВГБИЛ превратилась в уникальное хранилище гуманитарной литературы. В 1948-73 Рудомино комплектовала и естественнонаучную литературу. В послевоенные годы Рудомино привлекла к работе в библиотеке видных московских учёных (лингвистов, историков, генетиков и др.). По её инициативе осуществлено строительство нового здания библиотеки (1960-66) на Ульяновской улице (ныне Николоямская улица, 1). С середины 20-х гг. по инициативе Рудомино открывались многочисленные кружки и курсы по изучению иностранных языков во ВГБИЛ, а также на заводах, в парках культуры и отдыха. Высшие курсы иностранных языков (ВКИЯ; 1926) при ВГБИЛ, организованные Рудомино, составили основу Педагогического института иностранных языков имени М. Тореза (ныне Лингвистический университет). Принимала участие в создании журналов «Интернациональная литература» (1933-43), «Иностранная литература» (1955), а также Издательства иностранной литературы (1946; ныне издательства «Мир» и »Прогресс»). Член Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА; с 1964, в 1967-73 первый вице-президент, с 1973 пожизненный почётный вице-президент). Автор свыше 100 работ в области библиотечного дела. Похоронена на Донском кладбище.

Литература: Великий библиотекарь. М.И. Рудомино (1900-1990), М., 1991.

А.В. Рудомино.

Ружейный переулок

Руже́йный переу́лок между Смоленским бульваром и улицей Плющихой. Назван (XVIII в.) по Ружейной (Станочной) дворцовой слободе (XVII в.), в которой жили мастера Оружейной палаты, изготовлявшие деревянные станки — подставки для ружей.

Рузское водохранилище

На западе Московской области, на р. Рузе. Заполнено в 1965-66 в результате строительства гидроузла, который состоит из земляной плотины (длина 515 м), четырёхпролетного водосброса-водоспуска, металлического трубопровода, ГЭС. Максимальный объём Рузского водохранилища 220 млн.м3; полезный объём 216 млн.м3. Площадь акватории около 33 км2. Рузское водохранилище сильно вытянуто. Его длина достигает 32,8 км; наибольшая ширина до 4 км; наибольшая и средняя глубина 21,2 м и 6,7 м соответственно. Рузское водохранилище многолетнего регулирования стока. К весне уровень воды в водохранилище снижается до 13,5 м. В среднем 7 м3/с воды поступает для водоснабжения Москвы по рекам Рузе и Москве к Рублёвскому гидроузлу. Ледостав сохраняется с середины ноября до середины апреля. Используется для водоснабжения Москвы, энергетики, а также как место отдыха и спортивного рыболовства.

Литература: Водохранилища Москворецкой водной системы, в. 6, М., 1985.

Рукавишниковский приют

Рукави́шниковский прию́т Приют для малолетних Н.В. Рукавишникова (Смоленский бульвар, 30). Открыт в 1864 в здании бывшей городской усадьбы А.И. Несвицкой. Главный дом некогда обширной усадьбы, первоначально принадлежавшей дворянам Желябужским, был возведён в середине XVIII в. в стиле барокко и украшен пышным декором, в котором особенно выделялись нарядные, выложенные из кирпича наличники высоких окон. Основная планировка и объёмы здания с высоким главным этажом на сводчатом подклете, центральным ризалитом парадного фасада и узкими боковыми ризалитами со стороны двора были сохранены при его перестройке в классицистическом стиле после 1794, когда усадьба перешла к Несвицкой. Именно тогда фасады получили свой сохранившийся до настоящего времени строгий и гармоничный облик, центральный ризалит был украшен изящным портиком из 6 поставленных парами колонн коринфского ордера; над окнами по сторонам портика помещены лепные тонко проработанные розетты, а углы здания выделены лёгкими по пропорциям ордерными членениями. Для Рукавишниковского приюта в 1879 по проекту А.Л. Обера к заднему фасаду здания была пристроена церковь Николая Чудотворца в «русско-византийском стиле»; со стороны Смоленского бульвара возведён эклектический по своему архитектурному решению корпус, заслонивший классицистический фасад главного дома.

Рулье Карл Францевич

Рулье́ Карл Францевич (1814, Нижний Новгород — 1858, Москва), естествоиспытатель, биолог-эволюционист. В Москве с 1829. Окончил Московское отделение Медико-хирургической академии (1833); преподавал там же зоологию и минералогию. С 1840 профессор Московского университета. Параллельно работал в университетском Зоологическом музее (с 1837 хранитель, с 1840 директор). Рулье принадлежат исследования по геологии и палеонтологии Подмосковного бассейна, подготовившие основу для создания эволюционной палеонтологии. Рулье предложил сравнительно-исторический метод исследования органического мира, изложил собственную концепцию его развития. Его работы по изучению инстинкта у животных, происхождения и особенностей их психической деятельности положили начало эволюционному направлению в зоопсихологии. Рулье был одним из первых пропагандистов и популяризаторов естественнонаучных знаний. Огромный успех имели прочитанные им публичные лекции (одна из них — «О животных Московской губернии» — издана в 1845 отдельной книгой), был инициатором создания Общества акклиматизации животных и растений, основателем и редактором одного из первых русских научно-популярных журналов — «Вестник естественных наук» (1854—60). Создал первую научную школу зоологов-эволюционистов (Н.А. Северцов, А.П. Богданов и др.). Похоронен на Введенском кладбище.

Литература: Райков Б.Е., Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 3, М.-Л., 1955; Микулинский С.Р., К.Ф. Рулье. Ученый, человек и учитель, М., 1989.

Румянцев Иван Иванович

Румя́нцев Иван Иванович (1913, Богородск Московской губернии — 1994, Москва), политический деятель, Герой Социалистического Труда. Из крестьянской семьи. В 1930—41 работал мастером, плановиком, старшим диспетчером на Московском заводе имени М.В. Фрунзе. В 1934 окончил Московский авиационный техникум. С 1941 на партийной работе. В 1949 окончил экстерном Московский учительский институт. В 1950—52 первый секретарь МГК ВКП(б). По инициативе Румянцева в Москве был открыт ряд научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, лабораторий. Пытался установить контроль за соблюдением законности, за что был по личному распоряжению И.В. Сталина снят с должности в 1952 и переведён на работу в авиационную промышленность. Занимая должность директора завода, затем генерального директора Московского машиностроительного производственного объединения «Знамя Революции», внёс значительный вклад в организацию авиастроения.

Н.В. Тепцов.

Румянцевский музей

Румя́нцевский музе́й. Существовал в 1862-1925, образован на основе коллекций и библиотеки, собранных графом Н.П. Румянцевым. В 1861 перевезён из Петербурга. Состоял из трёх отделов: в первом были собраны произведения русской живописи XVIII - начала XIX вв. (Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, А.Г. Венецианова, К.П. Брюллова, П.А. Федотова, А.А. Иванова) и западноевропейской живописи XVII-XIX вв.; во втором - русской и западноевропейской гравюры; в третьем (этнографический, или так называемый Дашковский, музей) - коллекции русских путешественников И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, а также частные коллекции, подаренные Румянцевскому музею. Находился в бывшем доме Пашкова (ныне одно из зданий Российской государственной библиотеки). После ликвидации музея фонды распределены между Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Музеем народов СССР (впоследствии - в Этнографическом музее народов России в Петербурге). Библиотека Румянцевского музея послужила основой Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (ныне РГБ).

Русаковская улица

Русако́вская у́лица (до 1921 Сокольническое шоссе), между Краснопрудной улицей и Сокольнической площадью, на северо-востоке Москвы. Названа по имени врача, большевика И.В. Русакова. С XIV в. часть дороги в село Стромынь. Возникла в конце XVIII в. в Сокольниках, с начала XIX в. шоссе. Застраивалась деревянными и каменными одно- и двухэтажными домами с середины XIX в. в связи с проведением железных дорог. В 1910-х гг. в начале улицы были лесные склады, дома Калинкинского пивоваренного и фруктовых вод завода. Станция метро «Сокольники».

Русланова Лидия Андреевна

Русла́нова Лидия Андреевна (1900, село Чернавка Саратовской области — 1973, Москва), эстрадная певица, исполнительница народных песен, заслуженная артистка РСФСР (1942). Рано осиротела, работала на мебельной фабрике в Саратове, пела в церковном хоре. Дебютировала как профессиональная певица в 1923 в Ростове-на-Дону. С 1924 в Москве, солистка театрального бюро Центрального дома Красной Армии. С 1933 солистка Музыкально-эстрадного управления Государственного объединения музыки, эстрады и цирка (ГОМЭЦ). Вела активную концертную деятельность, пела с Академическим Русским народным оркестром имени Н.П. Осипова, с оркестром Русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, участвовала в концертах с В.И. Качаловым, И.М. Москвиным, Н.П. Смирновым-Сокольским, Л.О. Утёсовым, Р.В. Зелёной, И.С. Козловским и др. В годы Великой Отечественной войны прошла с концертными бригадами до Берлина. Русланова — первая исполнительница песни «Катюша» М.И. Блантера; возродила многие народные песни («Валенки»). Пользовалась всенародным признанием. В 1945 репрессирована. С 1953 актриса Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. В 1967 вместе с Утёсовым, К.И. Шульженко и М.Н. Бернесом возглавила I Всесоюзный фестиваль советской песни. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Литература: Л. Русланова в воспоминаниях современников, М., 1981.

О.С. Лебедева.

«Русская фотография в Москве»

«Ру́сская фотогра́фия в Москве́» одна из первых крупных фотографических фирм в Москве. Основана в 1861 купцом Н.М. Аласиным (улица Волхонка, дом Кирьякова), в 1862 расширена. При его ателье имелись две галереи для сеансов и одна «переводная» (копировальная). Штат сотрудников — 18 человек (фотограф-художник, помощник фотографа, 4 художника, переплётчик, литограф, типографские рабочие и др.). В 1864 за фотоальбом «Фотографические снимки с греческих миниатюр, находящихся в Московской Синодальной, бывшей патриаршей библиотеке» фирма получила герб и звание художественно-промышленного учреждения, что давало право на участие в мануфактурных выставках. К середине 1860-х гг. «Русская фотография в Москве» — одно из самых популярных фотографических заведений в городе. Её частыми клиентами были И.Н. Крамской, П.М. Третьяков, Ю.Ф. Самарин и др. «Русская фотография в Москве» осуществляла фоторепродуцирование картин русских художников. В 1867 участвовала во Всероссийской этнографической выставке; ею были подготовлены фотографические виды Москвы и альбом «Виды Москвы и ее окрестностей». «Русская фотография в Москве» выполнила групповые снимки участников Славянского съезда в Москве в 1867. Позже ателье переходило к нескольким владельцам: в 1872—74 принадлежало М.Г. Попову, в 1880 воссоздано П.С. Кулыгиным.

И. Семакова.

«Русский Глобус»

«Ру́сский Гло́бус» драматический театр. Основан артистом Театра имени Моссовета А.В. Яцко. Целью и художественной программой нового театра стала шекспировская драматургия. В 1994 состоялся премьерный спектакль — «Генрих IV». В 1995 в помещении Театра на Таганке (старая сцена) поставлен спектакль «Ричард II». У «Русского Глобуса», существующего на началах антрепризы, пока нет собственного здания (данные на 1997), но, будучи архитектором, Яцко совместно с архитекторами В. Плоткиным и В. Судариковым разработали проект театрального здания, прототипом которому послужил лондонский «Глобус». В первых спектаклях «Русского Глобуса» заняты актёры московских театров: В.А. Стеклов, Г.Л. Бортников, И.И. Ульянова, Р.Х. Джабраилова и др.

Н.Н. Суслович.

«русский стиль»

Типография А. И. Мамонтова.

Типография А. И. Мамонтова.

Москва.

«ру́сский стиль» псевдорусский стиль, стилевое направление в архитектуре второй половины XIX в., в поисках национальной самобытности ориентировавшееся на древнерусское зодчество. С 1830-х гг. многие крупные соборы и общественные здания строились в формах так называемого русско-византийского стиля, получившего официальную поддержку со стороны Императорского двора и Святейшего Синода (постройки К.А. Тона: Большой Кремлёвский дворец, 1837—49, храм Христа Спасителя, 1839—83). С середины XIX в. начинает развиваться иная, более демократическая ветвь «русского стиля», ориентирующаяся в основном на формы национального зодчества XVII в. В постройках Н.В. Никитина («Погодинская изба», 1856), А.Л. Гуна (дом Пороховщикова, 1872), И.П. Ропета, В.А. Гартмана (павильоны Политехнической выставки в Москве, 1872) широко используются мотивы и детали русской деревянной жилой архитектуры, декоративные элементы, заимствованные из вышивки и других форм народного искусства. Композиционные принципы и декоративный строй московского церковного каменного зодчества второй половины XVII в. легли в основу многих общественных сооружений Д.Н. Чичагова (здание Городской думы, 1890—92), А.Н. Померанцева (Верхние торговые ряды, 1889—93), В.О. Шервуда (Исторический музей, 1874 — 1883) и др. С начала XX в. «русский стиль» получает новое развитие в общем русле стиля модерн; в так называемом неорусском стиле на смену прежнему буквальному воспроизведению деталей приходит широко понимаемая стилизация, свобода формообразования и пластических решений.

Е.Е. Андреева.

Русское географическое общество

РГО

Основано в 1845; Московский центр (до 1992 Московский филиал) создан в 1946 по инициативе ряда учёных во главе с Н.Н. Баранским. Объединяет на общественных началах географов и других специалистов для решения научных, природоохранительных, образовательных, воспитательных задач, пропаганды географических знаний. Первоначально размещалось в помещениях МГУ, с 1970 - на улице Двадцать пятого Октября (Никольская улица, 8/1). Во главе общества - председатель (в 1946-86 И.Д. Папанин, с 1986 - В.М. Котляков) и Учёный совет, избираемые один раз в 5 лет. В 1956 в обществе состояло свыше 1580 человек, в 1970 - свыше 3500 (в том числе свыше 2300 москвичей), в 1990 - свыше 4 тыс. человек (в том числе 2,5 тыс. - в Москве), в 1994 - 2529 человек. К концу первого года существования Московского филиала при нём работало 5 отделений (физической географии, экономической географии, картографии, истории географических знаний и истории географии, школьной географии) и 6 комиссий. К 1990 в состав Московского отделения входило 17 областных отделов, свыше 30 отделений, комиссий и комитетов, охватывающих все основные направления географической науки (в том числе Комиссия географии Москвы и Подмосковья, Краеведческая комиссия, комитет «Общество и окружающая среда», Совет по координации исследований бассейна Москвы-реки), работали многочисленные постоянные семинары. С 1946 издаются сборники «Вопросы географии» (вышло 132 сборника), с 1961 - тематические сборники о деятельности Московского центра (420 сборников), в том числе географический словарь «Всё Подмосковье» (1967). Сборник «Вопросы географии» (№ 126, 1985) посвящён географическим названиям Москвы. Составлен обширный каталог топонимов Московской области. При РГО действует географическое общество учащихся «Планета» (около 300 членов). Открыт мемориальный кабинет-музей Папанина. Библиотека Московского филиала насчитывает свыше 8700 томов, 730 карт (в 1970 ей передана личная библиотека В.Ф. Пиотровского).

Литература: Б.Н. Лиханов, Московский центр Русского географического общества, Известия РАН, сер. географическая, 1995, № 2.

Б.Н. Лиханов.

Русское фотографическое общество

РФО

в Москве, первое в России творческое объединение фотографов-профессионалов и любителей. Основано в 1894. Общество должно было решать проблемы художественного мастерства, «содействовать успехам фотографии, разработке и распространению художественных, научных и технических познаний, относящихся к фотографии и отраслей её». Среди учредителей - учёные В.И. Срезневский, А.М. Лавров, профессиональные фотографы Д.М. Асикритов, П.П. Павлов, К.А. Фишер, фотографы-любители Н.В. Баснин, В.А. Бахрушин, П.Д. Боткин, А.С. Мазурин, И.Г. Ностиц и другие (всего 165 членов). В 1914 насчитывало 1547 членов, в 1916-1179 (в том числе 29 женщин). Общество имело действительных, пожизненных и почётных членов. Существовало на членские взносы и пожертвования. Ежегодные и чрезвычайные заседания проходили в Большом зале Политехнического музея и в Историческом музее (88 заседаний - в 1894-1904). В 1894-96 РФО размещалось в Калашном переулке, в помещении Общества распространения технических знаний, с 1896 - на Кузнецком мосту (д. 12, так называемый пассаж братьев Джамгаровых), с 1919 - в фотографии «Паола» (Кузнецкий мост, д. 5). К 1914 РФО имело копировальню (оборудована на пожертвования А.С. Мазурина), два помещения для фоторабот, лабораторию, павильон, зал для заседаний, библиотеку (свыше 1000 томов специальной и периодической литературы). В 1894-1917 РФО организовало 8 художественно-фотографических выставок-конкурсов. Первый (1909) и второй (1910) художественно-фотографические конкурсы были посвящены специальным темам: «Архитектура», «Жанр», «Интерьер». В 1914 состоялась выставка-конкурс «Ушедшая и уходящая Москва» (1914).

Благодаря усилиям РФО в Москве в 1896 прошёл первый съезд русских деятелей по фотографии. Общество участвовало в российских и международных выставках, в том числе в Стокгольме (1897; серебряная медаль коллективной витрины), на Всемирной выставке в Париже (1900) и др. При РФО был создан музей, издавался журнал «Повестки РФО» (с 1905, с 1908 - «Вестник фотографии»). Несмотря на постановление (декабрь 1919) о национализации имущества, РФО продолжало действовать; в 1922 организовало «Конкурсы на заданную тему» («Осень», «Интерьер»). Официально восстановлено в 1923, в 1924 вошло в состав Государственной академии художественных наук «на правах ассоциации». При РФО работали секции общей фотографии, художественная, научная и техническая, краеведения; РФО имело музей, библиотеку и культурно-просветительскую комиссию. В 1920-х гг. вело активную выставочную деятельность; в 1928 участвовало в выставке «Советская фотография за 10 лет». В 1930 РФО было распущено.

И.А. Семакова.

Русское хоровое общество

Ру́сское хорово́е о́бщество объединение любителей хорового пения. Существовало в Москве в 1878—1915. Организовано по инициативе К.К. Альбрехта. Хор Русского хорового общества (около 150 человек) принимал участие в концертах Императорского Русского музыкального общества, давал собственные концерты. В репертуаре хоровые (преимущественно a cappella) произведения русских композиторов (многие исполнялись впервые). В числе хормейстеров Русского хорового общества — А.С. Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов, В.И. Сафонов, С.Н. Василенко, Н.С. Голованов. Значительную поддержку деятельности Русского хорового общества оказывали П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн, С.И. Танеев. В 1881 при Обществе открыты общедоступные хоровые классы (руководитель В.П. Войденов). В 1882—88 при Обществе работала духовная капелла (регент В.С. Орлов).

Л.З. Корабельникова.

Русское хоровое общество объединение любителей хорового пения

Существовало в Москве в 1878-1915. Организовано по инициативе К.К. Альбрехта. Хор Русского хорового общества (около 150 человек) принимал участие в концертах Императорского Русского музыкального общества, давал собственные концерты. В репертуаре хоровые (преимущественно a cappella) произведения русских композиторов (многие исполнялись впервые). В числе хормейстеров Русского хорового общества - А.С. Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов, В.И. Сафонов, С.Н. Василенко, Н.С. Голованов. Значительную поддержку деятельности Русского хорового общества оказывали П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн, С.И. Танеев. В 1881 при Обществе открыты общедоступные хоровые классы (руководитель В.П. Войденов). В 1882-88 при Обществе работала духовная капелла (регент В.С. Орлов).

Л.З. Корабельникова.

Рыбенка

Река на северо-востоке Москвы, правый приток р. Яузы. Длина около 5 км (большая часть заключена в трубу). Площадь бассейна 3,5 км2. Протекает по западной границе ПКиО «Сокольники»; пересекает улицу Сокольнический вал, 2-ю Рыбинскую, Русаковскую улицы и впадает в р. Яузу вблизи Электрозаводского моста. В устьевой части Рыбинки и в районе Рыбинских улиц были пруды, когда-то богатые рыбой (отсюда название). В верхнем течении Рыбинки находились Переяславская ямская слобода и Сокольническая слобода. По Рыбинке названы 2-я и 3-я Рыбинские улицы.

Рыбинка

Ры́бинка Рыбенка, река на северо-востоке Москвы, правый приток р. Яузы. Длина около 5 км (большая часть заключена в трубу). Площадь бассейна 3,5 км2. Протекает по западной границе ПКиО «Сокольники»; пересекает улицу Сокольнический вал, 2-ю Рыбинскую, Русаковскую улицы и впадает в р. Яузу вблизи Электрозаводского моста. В устьевой части Рыбинки и в районе Рыбинских улиц были пруды, когда-то богатые рыбой (отсюда название). В верхнем течении Рыбинки находились Переяславская ямская слобода и Сокольническая слобода. По Рыбинке названы 2-я и 3-я Рыбинские улицы.

Рыбнов Александр Васильевич

Рыбно́в Александр Васильевич (1906, Москва — 1992, там же), хоровой дирижёр, народный артист СССР (1971). В 1914—17 учился в Московском синодальном училище церковного пения, в 1918—23 — в Московской хоровой академии. В 1927 окончил хоровой, в 1930 — музыкально-теоретический факультеты Московской консерватории. С 1930 хормейстер, в 1958—88 главный хормейстер Большого театра: в этот период принимал участие во всех оперных постановках театра: «Мазепа» П.И. Чайковского (1949; Государственная премия СССР, 1950) и др. В 1934—50 руководитель самодеятельного хора Автомобильного завода имени И.В. Сталина (ныне «АМО—ЗИЛ»). Доцент (1954—67) Музыкально-педагогического института имени Гнесиных.

Рыбный переулок

Ры́бный переу́лок (в XVIII в. Магистратский, по находившемуся в нём Главному магистрату), расположен между двумя главными улицами Китай-города — Ильинкой и Варваркой. Назван по находившемуся здесь в XVIII — начале XIX вв. рыбному ряду. После строительства Старого (1791—1805; 1825—30, проект Дж. Кваренги) и Нового (1838—40) Гостиных дворов переулок фактически стал проездом между протяжёнными фасадами этих зданий.

Рыжовы

Рыжо́вы семья актёров. Варвара Николаевна (1871, Москва — 1963, там же), народная артистка СССР (1937). Представительница театральной семьи Бороздиных-Музилей. Дочь Н.И. Музиля и В.П. Бороздиной-Музиль. В 1893, по окончании драматических курсов при Московском театральном училище (класс А.П. Ленского), была принята в Малый театр, на сцене которого служила до 1956. До 1896 выступала под фамилией Музиль 1-я, затем, выйдя замуж за актёра И.А. Рыжова (1866—1932), — под фамилией Рыжова. Самобытное, жизнерадостное дарование Рыжовой с первых её сценических шагов привлекло внимание зрителей и критики. Начав с ролей «инженю-комик», Рыжова вскоре перешла на бытовые и характерные роли: Евгения Львовна, Мария Власьевна («Трудовой хлеб», 1895, «Воевода», 1896, обе — А.Н. Островского). Рыжова выступала также и в Новом театре (филиал Малого театра); исполнила в спектаклях, поставленных Ленским, роли Купавы («Снегурочка» Островского, 1903), Лизы («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1902) и др. С конца 1900-х гг. Рыжова постепенно переходит на роли старух: Жмигулина, Феклуша, Зыбкина («Грех да беда на кого не живёт», 1910, «Гроза», 1911, «Правда — хорошо, а счастье — лучше», 1913, все — Островского), Каурова («Завтрак у предводителя» И.С. Тургенева, 1917), Графиня-бабушка («Горе от ума», 1920, 1930, 1938), Анфиса Тихоновна («Волки и овцы» Островского, 1920, 1941, 1944). Шедевром Рыжовой стал образ доброй, сердечной няньки Фелицаты («Правда — хорошо, а счастье — лучше», 1925 и 1941). Государственная премия СССР (1943). Николай Иванович (1900, Москва — 1986, там же), народный артист СССР (1971). Сын В.Н. Рыжовой. С 1923, по окончании Высшего драматического училища Московской филармонии, в Малом театре. Среди ролей: Молчалин («Горе от ума», 1923); Платон (1924) и Барабошев (1941 и 1965, «Правда — хорошо, а счастье — лучше»), Вожеватов («Бесприданница», 1926 и 1948, обе пьесы — Островского), Мотыльков («Слава» В.М. Гусева, 1936), Джозеф Седли (1958) и Джон Седли (1970, «Ярмарка тщеславия» по У.Теккерею), Тимофей («Беседы при яркой луне» по В.М. Шукшину, 1976), Симеонов-Пищик («Вишнёвый сад» А.П. Чехова, 1982).

Сочинения: Рыжов о Рыжовой, М., 1984.

Литература: Дурылин С., В.Н. Рыжова, М.-Л., 1945.

Рыкалова Надежда Васильевна

Рыка́лова Надежда Васильевна (1824, Москва — 1914, там же), актриса. Из актёрской семьи. Её дед — Василий Федотович (1771—1823), известный комик. Выдержав экзамены при Московском университете (у профессоров Г.Н. Грановского и И.И. Давыдова), получила звание домашней учительницы; работала гувернанткой. В 1845, подготовив под руководством своего дяди, актёра П.Г. Степанова, роли Елены Глинской (в одноименной пьесе Н.А. Полевого), Каролины («Отцовское проклятие», перевод с французского языка), дебютировала на сцене Кусковского театра Шереметевых. С 1846 актриса Малого театра. Большое влияние на Рыкалову оказал М.С. Щепкин. Начав свою сценическую деятельность с исполнения ролей молодых героинь, Рыкалова вскоре перешла на характерные роли пожилых женщин. Лучшая роль — Атуева («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, 1855). Дарование Рыкаловой высоко ценил А.Н. Островский, написавший для неё роль Кабанихи в «Грозе» (исполнила эту роль в 1859). После ухода из Малого театра (1891) Рыкалова играла на частных сценах (московский театр Корша и др.). Последний раз выступила около 1904. Жила в 1880-х гг. на Чистых прудах и в Дмитровском переулке, 3, затем на Большой Дмитровке, 4.

Е.С. Мясникова.

Рыков Алексей Иванович

Рыков Алексей Иванович (1881, Саратов - 1938, Москва), политический и государственный деятель. Родился в крестьянской семье. Окончил Саратовскую классическую гимназию. С 1898 член РСДРП. В 1900-01 учился на юридическом факультете Казанского университета, откуда был исключён за участие в социал-демократическом движении. После 2-го съезда РСДРП (1903) примкнул к большевикам. Летом 1904 впервые приехал в Москву. С 1905 член ЦК РСДРП(б), участвовал в Декабрьском вооружённом восстании 1905. С 1906 в подполье, тюрьмах, эмиграции. В апреле 1917 приехал в Москву, с мая член Президиума Московского совета рабочих депутатов. Идею захвата власти социалистами считал «политическим безумством». В дни выступления генерала Л.Г. Корнилова (25-30 августа 1917) один из организаторов отрядов Красной Гвардии в Москве. С сентября работал в Петрограде. В октябре 1917 комиссар внутренних дел и юстиции в первом советском правительстве. Выступал за создание правительства из представителей всех социалистических партий. В ноябре 1917 вместе с другими членами правительства заявил о нежелании нести ответственность за проводимую большинством ЦК партии политику и о сложении с себя звания народного комиссара. В зимние месяцы 1917-18 занимался снабжением Москвы хлебом. С апреля 1918 председатель ВСНХ. В 1922-30 член Политбюро ЦК ВКП(б). С 1921 заместитель председателя СНК и СТО РСФСР, в 1923-24 заместитель председателя СНК и СТО СССР и РСФСР. В 1924-30 председатель СНК СССР, одновременно (до 1929) возглавлял правительство РСФСР. С конца 20-х гг. выступал за изменение сталинского курса построения социализма; был обвинён в «правом уклоне». В 1931-36 нарком связи СССР. В 1937 арестован; в 1938 расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР по делу так называемого «правотроцкистского антисоветского блока».

Литература: Шелестов Д.К., Время А. Рыкова, М., 1990; Сенин А.С., А.И. Рыков. Страницы жизни, М., 1993.

А.С. Сенин.

Рютин Мартемьян Никитич

Рю́тин Мартемьян Никитич (1890, деревня Верхне-Рютино Балаганского уезда Иркутской губернии — 1937, Москва), политический деятель. Из семьи деревенского плотника. С 1912 в революционном движении, член РСДРП с 1914. В годы первой мировой войны окончил Иркутскую школу прапорщиков, служил в Харбине. После Февральской революции примкнул к большевикам. Участник Гражданской войны в Сибири. В 1920—24 на партийной работе в Восточной и Западной Сибири.

С марта 1924 в Москве; работал заведующим агитационно-пропагандистским отделом МК, секретарем Краснопресненского райкома партии. Участвовал в борьбе с так называемой «новой» и «троцкистско-зиновьевской оппозицией», вместе с Н.А. Углановым возглавлял разгром «левой оппозиции» в партийных организациях Москвы. В 1927—30 кандидат в члены ЦК ВКП(б). В 1928 был обвинён в том, что занимал «буферную позицию» по отношению к так называемому «правому уклону», был отстранён от обязанностей секретаря РК и члена бюро МК ВКП(б). В 1929—30 работал в редколлегии газеты «Красная Звезда», был уполномоченным ЦК ВКП(б) по коллективизации в Восточной Сибири. По возвращении в Москву обратился в Политбюро ЦК с запиской о фактах насилия и перегибов в колхозном строительстве. В 1930 исключён из ВКП(б), арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде, в начале 1931 за недоказанностью обвинения освобождён. В 1931—32 экономист в «Союзсельэлектро». В 1932 подготовил программные документы, которые легли в основу платформы и воззвания «Союза марксистов-ленинцев». Вся ответственность за тяжёлое экономическое положение, насильственную коллективизацию, попрание законности возлагалась на И.В. Сталина. Вскоре был вновь арестован и приговорён к 10 годам тюремного заключения. 10 января 1937 расстрелян. Прах захоронен на кладбище Донского крематория в Москве.

Литература: Старков Б.А., Дело Рютина. Они не молчали, М., 1991.

Л.Д. Шаповалова.

Рябушинский Михаил Павлович

Рябуши́нский Михаил Павлович (1880, Москва — 1960, Лондон), предприниматель, меценат, коллекционер. Из купеческой старообрядческой семьи; брат С.П. Рябушинского. Потомственный почётный гражданин. В детстве и юности жил в родовом доме Рябушинских на углу 1-го и 3-го Голутвинских переулков (ныне 1-й Голутвинский переулок, 10/8), который принадлежал им с 1829. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Участвовал в делах ряда промышленной компаний группы Рябушинских, прежде всего их основные предприятия — Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями (сочетало промышленную и банковскую деятельность). Совместно с братьями П.П. и В.П. Рябушинскими руководил финансовым сектором семейного дела. Член правления Харьковского земельного банка (1901 — 1917). Учредитель и совладелец банкирского дома братьев Рябушинских (1902—12), член правления созданного на его основе Московского банка (1912—17), в первую мировую войну фактически возглавлял его. В начале 1900-х гг. Рябушинский увлёкся коллекционированием. К 1909 в его собрании было около 100 картин русских и западноевропейских художников (оценивалось примерно в 150 тыс. рублей); они приобретались в основном на выставках. Русская живопись была представлена работами старых мастеров: Д.Г. Левицкого («Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника»), В.А. Тропинина («Автопортрет») и др. Однако основу собрания составляли полотна современных Рябушинскому художников: В.А. Серова, А.Н. Бенуа, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, А.Я. Головина, П.В. Кузнецова, Б.М. Кустодиева, С.В. Малютина, И.Е. Репина, М.С. Сарьяна, К.А. Сомова, И.Э. Грабаря, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина. Западноевропейская часть коллекции Рябушинского включала полотна французских художников П. Боннара, Э. Дега, К. Писарро, К. Моне, К. Коро и др. Свою коллекцию Рябушинский после 1905 разместил в особняке на Спиридоновке, 17, купленном у вдовы С.Т. Морозова. Особняк построен в 1896 по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля, в оформлении интерьеров участвовал Врубель (дом пострадал от пожара в 1995). Рябушинский, по сведениям газеты «Столичная молва» (1909), намеревался со временем передать своё собрание в дар Москве. В конце 1917 часть коллекции, опасаясь за её сохранность, Рябушинский сдал на временное хранение в Третьяковскую галерею, остальное поместил в тайнике своего дома, откуда художественные предметы впоследствии были извлечены. В январе 1918 Рябушинский вошёл в состав «Союза деятелей художественных хранилищ», был его казначеем, в том же году эмигрировал.

В Лондоне открыл собственный коммерческий банк («Вестерн Бэнк Лтд»), был председателем Лондонского отделения Российского торгово-промышленного и финансового союза, учреждённого в 1921 в Париже бывшими российскими предпринимателями. В 1930-х гг. банк разорился. После Декрета СНК о регистрации памятников искусства и старины от 5 октября 1918 коллекция Рябушинского стала государственной собственностью, осталась в Третьяковской галерее. В 1924 произведения западноевропейских художников переданы в Музей нового западного искусства. Ныне находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Художественном музее имени А.Н. Радищева в Саратове.

Сочинения: Цель нашей работы, М., 1916.

Литература: Торговое и промышленное дело Рябушинских, М., 1913; Петров Ю.А., Братья Рябушинские. Групповой портрет русской финансовой олигархии, в книге: Встречи с историей, в. 3, М., 1990; его же, Рябушинские — целая эпоха в промышленной жизни России, «Наука и жизнь», 1992, № 7; Думова Н.Г., Московские меценаты, М., 1992, с. 184—276; Рябушинский В., Старообрядчество и русское религиозное чувство, М.-Иерусалим, 1994.

Н.М. Полунина, А.И. Фролов.

Рябушинский Степан Павлович

Рябуши́нский Степан Павлович (1874, Москва — 1942, Милан), предприниматель, коллекционер. Из купеческой старообрядческой семьи; младший брат М.П. Рябушинского. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Управлял торговой частью семейной фирмы — Товарищества П.М. Рябушинского с сыновьями. Один из совладельцев банкирского дома братьев Рябушинских, с 1912 член совета созданного на его основе Московского банка, в 1916 один из учредителей Товарищества Московского автомобильного завода (АМО). С 1905, после официального разрешения открывать старообрядческие храмы, начал собирать иконы «старого письма»: покупал их большими партиями по всей России, лучшие оставлял себе, другие жертвовал в старообрядческие храмы. К 1914 владел одной из лучших коллекций икон в Москве (наряду с собраниями И.С. Остроухова и А.В. Морозова). Собирал другие культовые предметы и церковную утварь. Иконы Рябушинского размещались в молельне его городской усадьбы на Малой Никитской улице, 6/2 (см. Дом Рябушинского; ныне здания музеев М. Горького и А.Н. Толстого), построенной в 1900—02 архитектором Ф.О. Шехтелем в стиле модерн. Одним из первых Рябушинский при участии иконника-реставратора А.В. Тюлина начал реставрировать иконы в устроенных у себя мастерских, при этом были открыты многие шедевры древнерусского искусства. Рябушинский экспонировал иконы на выставке «Древнерусская иконопись и художественная старина» (Петербург, 1911—12). Был инициатором проведения юбилейной выставки в Москве в «Деловом дворе», участвовал в создании её экспозиции и подготовке печатного каталога («Выставка древнерусского искусства, устроенная в 1913 году в ознаменование чествования 300-летия царствования Дома Романовых», 1913). Рябушинский занимался научным исследованием икон. В журнале «Церковь» в 1908 он опубликовал статьи «Изображение Воскресения Христова» (№ 15), «О реставрации и сохранении древних святых икон» (№ 50) и др. Работа «Икона Божьей Матери Одигитрии Смоленской» (М., 1913) посвящена атрибуции и датировке знаменитого памятника живописи Древней Руси. Рябушинский был избран почётным членом Московского археологического института. После 1917 Рябушинский эмигрировал, поселился в Милане. Его коллекция в 1918—19 поступила в Государственный музейный фонд, в 1924—28 лучшие иконы переданы в Третьяковскую галерею (ныне там находятся 54 иконы из его собрания), ГИМ, Оружейную палату, часть — в Пермский и Кубанский музеи, некоторые распроданы.

Литература: Антонова В.И., Мнева Н.Е., Каталог древнерусской живописи XI — нач. XVIII вв., т. 1—2, М., 1963; Марченков А.М., Чернухина В.Н., Кириченко Е.И., Улица Качалова, 6/2, М., 1990; Ананьич Б.В., Банкирские дома в России, Л., 1991 (ук.); Думова Н.Г., Московские меценаты, М., 1992, с. 184—276.

Н.М. Полунина.

Рябушкин Андрей Петрович

А. П. Рябушкин. «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)».

А. П. Рябушкин.

«Свадебный поезд в Москве

(XVII столетие)».

Ря́бушкин Андрей Петрович (1861, село Станичная Слобода Тамбовской губернии — 1904, усадьба Дидвино Новгородской губернии), живописец. Учился в МУЖВЗ (1875—82) у В.Г. Перова и И.М. Прянишникова. В 1891 и 1892 изучал архитектуру соборов, теремов и башен Кремля, писал многочисленные этюды московских церквей, страстно увлёкся русским искусством XVII в., в его нарядном красочном узорочье усматривал отражение особого колорита, праздничности жизненного уклада ушедшей эпохи, которую в живой образной форме постарался воссоздать в серии своих картин историко-бытового жанра. Не стремясь к документальности, Рябушкин передаёт вымышленный, но убедительный в своей поэтической конкретности облик улиц «деревянной» Москвы, их особую оживлённую и уютную атмосферу, органически связывая характерный живописный силуэт московских церквей, разнообразие незамысловатых рубленых построек, цветовую динамику толпы, тонко использует пейзажные мотивы, придающие сценам особую эмоциональную теплоту и реальность [«Московская улица XVII столетия в праздничный день», 1895, ГРМ; «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», 1901, ГТГ].

Литература: Масалина Н.В., А.П. Рябушкин, М., 1966.

Е.М. Ивановская.

Рязанский проспект

Рязанский проспект (до 1964 улица Карачарово и Рязанское шоссе), между Малым кольцом Московской железной дороги и МКАД, на востоке Москвы. С XIV в. часть дороги на Рязань. В XVII-XVIII вв. в районе современного Рязанского проспекта были вотчины Шереметевых, Голицыных, Разумовских. В XIX в. возникли промышленные предприятия и рабочие посёлки. В послевоенные годы в районе Рязанского шоссе на месте подмосковных селений появились жилые массивы: Карачарово, Плющево, Вязовка, Чухлинка, Новые Кузьминки, Выхино, Вешняки-Владычино. В районе Рязанского проспекта - заводы «Фрезер», Карачаровский механический, Научно-исследовательский и проектный институт металлургического машиностроения. Станция метро «Рязанский проспект».

«Рязанский проспект»

станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1966. Архитекторы Н.А. Алёшина, Ю.В. Вдовин, Н.К. Самойлов. Сооружена по типовой конструктивной схеме. Выходы со станции - по подземным переходам на Рязанский проспект в месте пересечения с улицами Вострухина и Скрябина. В отделке станционного зала использованы голубоватый мрамор, белая керамическая плитка, стены украшены орнаментом из красной плитки в стиле рязанских полотенец. Пол выложен серыми гранитными плитами.

«Рязанский проспект»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Ряза́нский проспе́кт» станция метро Таганско-Краснопресненской линии. Открыта в 1966. Архитекторы Н.А. Алёшина, Ю.В. Вдовин, Н.К. Самойлов. Сооружена по типовой конструктивной схеме. Выходы со станции — по подземным переходам на Рязанский проспект в месте пересечения с улицами Вострухина и Скрябина. В отделке станционного зала использованы голубоватый мрамор, белая керамическая плитка, стены украшены орнаментом из красной плитки в стиле рязанских полотенец. Пол выложен серыми гранитными плитами.

Предыдущая страница Следующая страница