Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "С" (часть 2, "САМ"-"СЕВ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "САМ"-"СЕВ")

Самосуд Самуил Абрамович

Самосу́д Самуил Абрамович (1884, Тифлис — 1964, Москва), дирижёр, народный артист СССР (1937). Из семьи дирижёра (военного капельмейстера). В 1906 окончил Тифлисское музыкальное училище, затем учился в Праге и Париже. Долгое время жил и работал в Ленинграде. В Москве с 1936. В 1936—43 главный дирижёр Большого театра, где поставил оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (1937), «Тихий Дон» (1936) и «Поднятая целина» (1937) И.И. Дзержинского. Впервые в СССР поставил оперу Глинки «Жизнь за царя» (с изменённым текстом) под названием «Иван Сусанин» (1939). По инициативе Самосуда при Большом театре была создана Творческая мастерская советской оперы и балета (1939). С 1943 главный дирижёр Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В историю этого театра вошли так называемые самосудовские спектакли, отмеченные его характерным творческим почерком: опера «Фрол Скобеев» Т.Н. Хренникова (1950), «Семья Тараса» Д.Б. Кабалевского (1951, вторая редакция), «Война и мир» С.С. Прокофьева (1957). В 1950 Самосуд, не порывая с театром, перешёл на работу во Всесоюзном радио. В 1953—57 создал и возглавил симфонический оркестр Всесоюзного радио, с 1957 — оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения. Под управлением Самосуда впервые в Москве прозвучали 7-я симфония Д.Д. Шостаковича (1942), оратория «На страже мира», кантата «Зимний костёр» (обе — 1950), а также 7-я симфония (1952) Прокофьева. В 1945 на Московском радио Самосуд дирижировал оперу «Война и мир» Прокофьева. Осуществил в Москве концертные исполнения опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова, «Богема» Дж. Пуччини, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Итальянка в Алжире» Дж. Россини. Самосуд устраивал также «Вечера вальсов и увертюр» для широкого круга слушателей. Круг московских друзей и знакомых Самосуда включал таких деятелей, как Прокофьев, С.Я. Маршак, А.Н. Толстой, С.М. Михоэлс, Н.П. Хмелёв, С.М. Эйзенштейн и др. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1952). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: С.А. Самосуд. Статьи, воспоминания, письма, составитель и автор вступительной статьи О.Л. Данскер, М., 1984.

О.С. Лебедева.

Самотёка

Самотёка местность между современными Садовым кольцом и Суворовской площадью. В XVII в. вокруг Самотёцкого пруда на р. Неглинной (ныне на его месте Самотёчный бульвар) находилась Троицкая слобода (отсюда названия Троицкой улицы, 1—2-го Троицких переулков), от которой сохранилась церковь Троицы (1696; 2-й Троицкий переулок, 10). В конце XVIII в. был полностью засыпан пруд при слиянии рек Неглинной и Напрудной, частично — Самотёцкий пруд, окружающая территория застроена домами главным образом купцов. В 1818 в северной части Самотёки разбит первый в Москве общественный Екатерининский парк. В 1879 Самотёцкий пруд был спущен, на его месте создан сквер. В 1970-х гг. район Самотёчных переулков застроен многоэтажными жилыми домами. От Самотёчной площади берёт начало Олимпийский проспект. Название сохранилось в наименованиях улицы, площади и др.

Самотёчная площадь

Самотёчная пло́щадь, площадь между Садовой-Самотёчной улицей и Садовой-Сухаревской улицей, на северо-западе центральной части Москвы, часть Садового кольца. Название - по находившемуся на Самотёке Самотёцкому пруду. Возникла в 1816-23 после пожара 1812 и сноса Земляного вала и рва. На Самотёчной площади расположен вход на Самотёчный бульвар (1948, архитектор И.К. Рыбченко).

Самотёчная эстакада

Самотёчная эстака́да на Садовом кольце, над Самотёчной площадью. Построена в 1967 (инженер М.А. Слыхова, архитектор К.Н. Яковлев). Длина с подходами 677 м, ширина 25 м. Эстакада выполнена из сборных элементов; пролётные строения (по 29 м) из предварительно напряжённого железобетона.

Санатории

Рекламный листок санатория

Рекламный листок санатория "Сокольники".

1906.

Москва.

санато́рии Первый городской санаторий в Москве был открыт в начале XX в. в парке Сокольники и имел 25 коек. Он был построен на средства А.Д. Четвериковой по плану фтизиатра А.Н. Алексина. В 1913 Московская секция борьбы с туберкулёзом Российского общества охранения народного здравия открыла в местности Погонно-Лосиный Остров санаторий для беднейших чахоточных больных (ныне детская лёгочная клиника Института туберкулёза АМН, платформа Яуза). До 1917 загородные «санаторные приюты» функционировали в Кунцеве и Петровско-Разумовском. После 1917 санатории и дома отдыха стали размещать в национализированных имениях. В 1924 насчитывалось 17 туберкулёзных санаториев для взрослых и детей (на 1,5 тыс. мест), 5 санаториев для нервнобольных (на 260 мест), 2 санатория для больных внутренними болезнями (на 100 мест), физиодиетический санаторий для больных с заболеваниями обмена веществ и желудка. К 1995 Департамент здравоохранения Москвы имел в своём распоряжении 2 туберкулёзных санатория для взрослых (1020 мест), 4 санатория этого профиля для детей (610 мест), а также 40 детских санаториев других профилей (кардиологические, нефрологические, неврологические и др.). Ряд городских больниц имеет загородные санаторные (реабилитационные) отделения.

Литература: Московские санатории. Сборник статей и материалов, М., 1925.

М.Я.

Сандуновские бани

Сандуно́вские ба́ни «Сандуны», наиболее известные бани в Москве (Неглинная улица, 14, строения 3—7). Построены в 1808 актёром С.Н. Сандуновым. Затем банями владели или их арендовали Ламакины, П.Ф. Бирюков, лесопромышленник И.Г. Фирсанов, его дочь В.И. Гонецкая и зять А.Н. Гонецкий. В 1894—95 Гонецкие перестроили бани по проекту архитекторов Б.В. Фрейденберга и С.М. Калугина. Новый комплекс включал бани, жилые и торговые помещения, в том числе нотные издательство и магазин П.И. Юргенсона. В пышном эклектическом оформлении главного фасада корпуса выделяется мощная необарочная арка, сквозь которую виднеется лёгкая трёхчастная «мавританская» арка, оформляющая вход в собственно Сандуновские бани. Инженерное оборудование «Сандунов» находилось на самом высоком уровне: имелся собственный водопровод, построенный московской фирмой «К. Зигель» по проекту инженеров Н.П. Зимина и И.К. Карельских. Вода проходила специальную фильтрацию. Были сооружены электростанция и насосная станция (Курсовой переулок, 7/31, ныне здание на реставрации). Бани обеспечивались горячей водой при помощи 3 водогрейных котлов, изготовленных московским заводом фирмы «Мюллер, Фугельзанг и Ко». Интерьеры отличались роскошью и оригинальностью отделки, особенно Мавританский зал. В «Сандунах» существовали отделения с входной платой в 5, 10, 50 копеек и специальные кабинеты с входной платой до 10 рублей. «Сандуны» — одна из достопримечательностей города. В бассейне Сандуновских бань в 1925 кинорежиссёр С.М. Эйзенштейн снимал эпизоды фильма «Броненосец "Потёмкин"».

Литература: Рубинов А.З., Сандуны, М., 1990.

Т.И. Грико.

Сандуновские бани «Сандуны»

Наиболее известные бани в Москве (Неглинная улица, 14, строения 3-7). Построены в 1808 актёром С.Н. Сандуновым. Затем банями владели или их арендовали Ламакины, П.Ф. Бирюков, лесопромышленник И.Г. Фирсанов, его дочь В.И. Гонецкая и зять А.Н. Гонецкий. В 1894-95 Гонецкие перестроили бани по проекту архитекторов Б.В. Фрейденберга и С.М. Калугина. Новый комплекс включал бани, жилые и торговые помещения, в том числе нотные издательство и магазин П.И. Юргенсона. В пышном эклектическом оформлении главного фасада корпуса выделяется мощная необарочная арка, сквозь которую виднеется лёгкая трёхчастная «мавританская» арка, оформляющая вход в собственно Сандуновские бани. Инженерное оборудование «Сандунов» находилось на самом высоком уровне: имелся собственный водопровод, построенный московской фирмой «К. Зигель» по проекту инженеров Н.П. Зимина и И.К. Карельских. Вода проходила специальную фильтрацию. Были сооружены электростанция и насосная станция (Курсовой переулок, 7/31, ныне здание на реставрации). Бани обеспечивались горячей водой при помощи 3 водогрейных котлов, изготовленных московским заводом фирмы «Мюллер, Фугельзанг и Ко». Интерьеры отличались роскошью и оригинальностью отделки, особенно Мавританский зал. В «Сандунах» существовали отделения с входной платой в 5, 10, 50 копеек и специальные кабинеты с входной платой до 10 рублей. «Сандуны» - одна из достопримечательностей города. В бассейне Сандуновских бань в 1925 кинорежиссёр С.М. Эйзенштейн снимал эпизоды фильма «Броненосец "Потёмкин"».

Литература: Рубинов А.З., Сандуны, М., 1990.

Т.И. Грико.

Сандуновский переулок

Сандуно́вский переу́лок (в 1922—93 1-й Неглинный переулок), между Неглинной улицей и Рождественкой. Назван в начале XIX в. по фамилии актёров Сандуновых, владельцев большого земельного участка, на котором построены Сандуновские бани. После перестройки в 1894—95 комплекс бань занял всю территорию между Сандуновским переулком и Звонарским переулком. На чётной стороне Сандуновского переулка боковой корпус Центрального банка Российской Федерации (д. 2; 1920-е гг.) и здание, построенное для мастерских Строгановского училища (д. 4; 1914—15, архитектор А.В. Кузнецов, ныне одно из зданий Московского архитектурного института).

И.Л. Давыдова.

Сандуновы

Сандуно́вы (Зандукели), деятели музыкального и драматического театра. Сила Николаевич (1756, Москва — 1820, там же), драматический актёр. Из грузинских дворян. Служил канцеляристом в московской Мануфактур-коллегии. С 1776 — в Московском публичном театре (антреприза Урусова — Медокса), с 1780 играл в Петровском театре Медокса. В 1783 был принят на петербургскую придворную сцену, в 1791 вернулся в Москву в Петровский театр, с 1806 в труппе Императорского московского театра. Созданный им в ряде ролей тип пройдохи-слуги, оказывающегося умнее своих господ, напоминал образ Фигаро. Продолжая народные традиции, Сандунов обращался к зрителям, прибегал к злободневной импровизации. Лучшие роли: Скапен («Скапеновы обманы» Мольера), Полист («Хвастун» Я.Б. Княжнина), Семён («Смех и горе» А.И. Клушина). Блестяще владея мастерством трансформации, Сандунов в спектакле «Алхимист» Клушина исполнял семь ролей. Оставил сцену в 1810. В начале XIX в. преподавал сценическое искусство, в частности, в домашнем театре П.А. Познякова. В 1808 построил на Неглинной улице бани, получившие название Сандуновских.

Его жена Елизавета Семёновна (урождённая Фёдорова, по сцене до 1794 Уранова) (1772, Петербург — 1826, Москва), певица с редким по диапазону голосом (почти три октавы). Воспитанница Петербургского театрального училища; дебютировала в Эрмитажном театре. Пользовалась покровительством императрицы Екатерины II: императрица оградила Сандунову от назойливых ухаживаний собственного секретаря графа А.А. Безбородко и дала согласие на её венчание с С.Н. Сандуновым (1794). В том же году вместе с мужем переехала в Москву, став исполнительницей ведущих женских партий в Петровском театре (до 1813). Сандунова играла резко контрастные роли в комических, волшебно-романтических операх, трагедиях, водевилях. Занималась педагогической деятельностью, в том числе в крепостном театре графа Н.П. Шереметева. Постоянно выступала в филармонических концертах, исполняя главным образом русские народные песни.

Брат С.Н. Сандунова — Николай Николаевич (1769—1832, Москва), драматург, переводчик, юрист. Профессор гражданского и уголовного права Московского университета. Его пьесы («Отец семейства», 1794; «Солдатская школа», 1794; «Капитан Хинхилла») продолжали и развивали обличительные традиции В.В. Капниста, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова. Перевёл и опубликовал (1793) трагедию Ф. Шиллера «Разбойники» (поставлена в Москве в 1828 с участием М.С. Щепкина и П.С. Мочалова).

Похоронены на Лазаревском кладбище.

Ю.А. Дмитриев, А.В. Лебедева-Емелина.

Санитарно-эпидемиологические станции

Санитарно-эпидемиологические станции (СЭС)

Центры санэпиднадзора. Систематический санитарно-эпидемиологический надзор в Москве осуществляется с 1884, когда Московская городская дума утвердила комиссию санитарных врачей в составе 20 человек. Первая санитарная станция создана в 1891 Ф.Ф. Эрисманом при организованном им Гигиеническом институте. По договору она осуществляла санитарный контроль воды открытых водоёмов, почвы и пищевых продуктов, продаваемых на рынках. В 1921 преобразована в Московский санитарный институт. В 1933 созданы городские и районные санитарные управления Мосгорздравотдела и отраслевые инспекции (жилищно-коммунальная, по общественному питанию, общепищевая, по борьбе с эпидемиями, фабрично-заводской санитарии). В 1936 в Кировском районе открылась первая в Москве районная СЭС. С 1949 функционировали МосгорСЭС и районные СЭС. В 1985 в Москве было 34 СЭС, где работали 2700 санитарных врачей и эпидемиологов и 3580 их помощников. В связи с реорганизацией городского управления (1992) в Москве созданы центры санэпиднадзора административных округов (9) во главе с городским Центром санэпиднадзора (Графский переулок, 4/9), в подчинении у которого находятся дезинфекционные станции. В 1995 в центрах санэпиднадзора работали 1100 специалистов (санитарные врачи, эпидемиологи, энтомологи, химики и др.) и 1300 средних медработников. В задачи СЭС входят обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявление и ликвидация вредных для человека влияний среды его обитания, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения Москвы.

М.Я. Яровинский.

Санковская Екатерина Александровна

Санко́вская Екатерина Александровна (1816, Москва — 1878, там же), артистка балета. Первая танцовщица московской сцены, освоившая предромантический и лирико-романтический стили европейского балета и давшая им национальную окраску. В 1836 окончила Московское театральное училище. Ученица Ф. Гюллень-Сор, по драматическому классу — М.С. Щепкина. С 1826 с успехом выступала не только в балетных, но и драматических спектаклях на сцене Малого театра, вместе с Щепкиным, Л.П. Никулиной-Косицкой, П.С. Мочаловым. С 1835 — в Большом театре. Славу балерине принесло выступление в балете «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера (1837). Танцевала в балетах «Дева Дуная» А. Адана (1838), «Восстание в серале» Т. Лабара (1840), «Морской разбойник» Адана (1841), «Влюблённая баядерка» на музыку Ф. Обера (1841), «Жизель» Адана (1845), «Мечта художника» Ц. Пуни (1849) и др. Последней ролью Санковской стала Эсмеральда в одноименном балете Пуни (1853). Новая танцевальная техника, идеи и образы романтического балета привлекли к искусству Санковской симпатии московской публики. Её танцем восхищались С.Т. Аксаков, В.Г. Белинский, А.И. Герцен; М.Е. Салтыков-Щедрин назвал Санковскую «душой московского балета». Хрупкая, маленького роста, она акцентировала в своей исполнительской манере лёгкость, изящество, невесомость танца. После ухода Гюллень-Сор из Большого театра Санковская выступила и в качестве постановщика: балеты «Своенравная жена» Адана (1846), «Мечта художника» Пуни (1853). Покинув сцену в 1854, занималась с молодыми танцовщицами, преподавала бальные танцы в гимназии. Давала частные уроки, в том числе в семье купцов Алексеевых. Среди московских адресов Санковской — улица Большая Дмитровка, 8.

Литература: Чернова Н., В Московском балете щепкинской поры, «Советский балет», 1989, № 4.

Н.Ю. Чернова.

Сара

Са́ра река в центральной части Москвы, левый приток Москвы-реки. Длина 2,2 км (заключена в трубу). Брала начало вблизи Малой Калитниковской улицы, протекала в районе Крестьянской заставы и под Саринским проездом (название — по Саре), впадая в Москву-реку возле Новоспасского моста.

Сараджев Константин Константинович

Сара́джев Константин Константинович (1900, Москва — 1942, там же), музыкант, звонарь. Сын дирижёра К.С. Сараджева и пианистки Натальи Ниловны Сараджевой (дочь детского врача Н.Ф. Филатова, ученица С.В. Рахманинова). Получил домашнее музыкальное образование. Обладал феноменальным музыкальным слухом, утверждал, что в каждом звуке темперированной шкалы способен различить 243 оттенка. Особое внимание уделил колоколам, с 14 лет начал звонить, с 15 освоил технику трезвона. Систематизировал правила оборудования традиционной русской колокольни, подбора колоколов, игры на них. Записал подробные, включающие до 20 обертонов звуковые спектры 317 благовестников Москвы и её окрестностей (всего 295 колоколен и звонниц). Составил свыше 100 оригинальных композиций для игры на колоколах. Излюбленным местом для своих выступлений избрал колокольню церкви Марона Пустынника в Старых Панех в районе улицы Большая Якиманка. Развил теорию русского колокольного звона, одним из важнейших компонентов которого считал ритмическую организацию; судил о звучании каждого колокола как о некой «индивидуальности», «звуковом дереве», «звуковой атмосфере», более, чем другие инструменты, богатой оттенками звучания; их сплетение и порождает музыку звона. В конце 1920-х гг. выдвинул проект создания Государственной концертной (светской) колокольни на базе колоколов церкви Марона Пустынника (не осуществлён). В 1930 по контракту выезжал в США, где в Гарвардском университете создал колокольню из колоколов, закупленных в СССР. Жил в районе Остоженки, затем в Малом Кисловском переулке, 4.

Сочинения: Список индивидуальностей больших колоколов всех колоколен г. Москвы, в книге: Памятники культуры. Новые открытия. 1977, М., 1977, с. 36—51.

Литература: Благовещенская Л.Д., Проект светской концертной звонницы К.К. Сараджева, в сборнике: Колокола, в. 1, М., 1985; Цветаева А.И., Сараджев Н.К., Мастер волшебного звона, [2 изд.], М., 1988.

Ю.В. Пухначёв.

Сараджев (Сараджянц) Константин Соломонович

Сара́джев (Сараджянц) Константин Соломонович (1877, Дербент — 1954, Ереван), дирижёр, педагог, народный артист Армянской ССР (1945), Герой Труда (1921). Из семьи врача. Отец К.К. Сараджева. В 1898 окончил Московскую консерваторию по классу скрипки у И.В. Гржимали. С 1900 концертмейстер оркестра Частной русской оперы. Дирижированию учился в 1904—06 у А. Никиша в Лейпциге. С 1908 вёл разностороннюю музыкально-просветительскую деятельность в Москве, выступал как солист, ансамблист. В 1908 и 1910—11 дирижёр летних Общедоступных симфонических концертов в Сокольниках («на Сокольническом кругу»), охотно исполнял новинки русской и западноевропейской музыки. В 1909 вместе с музыкальным деятелем В.В. Держановским организовал в Москве «Вечера современной музыки». В 1911—12 руководитель Сергиевско-Алексеевского народного дома Общества трезвости, продирижировал здесь 26 операми («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Вертер» Ж. Массне, «Алеко» С.В. Рахманинова и др.). В 1913—14 главный дирижёр «Свободного театра» К.А. Марджанова, где дирижировал оперой «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского. В 1914—17 мобилизован рядовым на Юго-Западный фронт. После окончания Гражданской войны вернулся в Москву для работы в консерватории, в 1922 — 1935 профессор там же, руководил студенческими постановками опер «Хованщина» Мусоргского (1928) и «Черевички» П.И. Чайковского (1929); по инициативе Сараджева был открыт дирижёрский факультет (среди учеников — Л.М. Гинзбург, Б.Э. Хайкин). Одновременно преподавал в музыкальных техникумах имени А.Н. Скрябина, имени В.В. Стасова и имени Октябрьской революции. В 1922—23 участник кружка П.А. Ламма, кружка Держановских. Член Ассоциации современной музыки, дирижёр её симфонических концертов. В 1922—24 ректор Государственного института театрального искусства, в 1930-х гг. дирижировал концертами Всесоюзного радио (в концертном зале Центрального телеграфа). В 1924—35 возглавлял любительский симфонический оркестр преподавателей Высшего технического училища (с 1926 имени Сараджева). В 1920—30-х гг. жил в квартире, располагавшейся в здании Московской консерватории. С 1935 жил в Ереване.

Литература: К.С. Сараджев. Статьи, воспоминания, М., 1962.

О.В. Фраёнова.

«Сатирикон» имени А.И. Райкина

«Сатирико́н» и́мени А.И. Ра́йкина драматический театр (Шереметьевская улица, 8). Организован в 1983 как Государственный театр миниатюр под руководством А.И. Райкина (на основе Ленинградского театра миниатюр), с 1987 современное название. С 1988 художественный руководитель К.А. Райкин. Театру присущи яркая зрелищность, гармоничное сочетание драматического и эстрадного начал. Среди спектаклей: «Служанки» Ж. Жене (1988, режиссёр Р.Г. Виктюк), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1992, режиссёр Л.Г. Трушкин, совместно с Театром Антона Чехова), «Мнимый больной» (1992, режиссёр А.Н. Горбань), «Такие свободные бабочки» Л. Герша (1993, режиссёр К.А. Райкин), «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1994, режиссёр П.Н. Фоменко), «Превращение» по Ф. Кафке (1995, режиссёр В.В. Фокин, совместно с Творческим центром имени Вс. Мейерхольда).

Саушкин Юлиан Глебович

Са́ушкин Юлиан Глебович (1911, Москва — 1982, там же), географ, педагог, доктор географических наук (1947). Окончил географическое отделение физико-математического факультета МГУ (1932), участвовал в экспедициях по Казахстану, Уралу и Дальнему Востоку. В 1937—47 работал в Государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина (доцент, заведующий кафедрой, декан географического факультета). С 1947 профессор географического факультета МГУ, с 1948 заведующий кафедрой экономической географии, которой руководил более 30 лет. Саушкин — первый директор и главный редактор Географгиза (1945—48), главный редактор журнала «География в школе» (1948—60). В 1952—56 возглавлял Комиссию географии Москвы и Подмосковья Московского филиала Географического общества. Почётный член Географического общества. В 1955 опубликована книга Саушкина «Москва» (4 изд., 1964), в которой рассматриваются вопросы возникновения, становления и роста Москвы на фоне особенностей географической среды — в центре Русской равнины, у истоков крупных рек, на стыке трёх природных областей (моренной гряды, песчаной низменности и доледниковой возвышенности), в месте, где клиньями сходятся разные типы лесов (еловые, сосновые, елово-широколиственные и дубравы). В книге рассмотрены промышленный и строительный комплексы столицы, проблемы городского транспорта, торговли, науки, образования и здравоохранения. Значительное внимание уделено внутренней географии города. В 1983 (после смерти Саушкина) вышла книга «Москва среди городов мира» (в соавторстве). Автор работ «Географические очерки природы и сельскохозяйственной деятельности населения в различных районах Советского Союза», «Экономическая география: история, теория, методы, практика» (М., 1973), «История и методология географической науки» (М., 1975), «Географическая наука в прошлом, настоящем, будущем» (М., 1980).

Литература: Глушкова В.В., Жизненный путь и научно-педагогический талант Ю.Г. Саушкина, «География в школе», 1996, № 5.

Э.Г. Григорьева.

Сафонов Василий Ильич

Сафо́нов Василий Ильич (1852, станица Ищерская Терской области — 1918, Кисловодск), пианист, педагог, дирижёр, музыкальный деятель. Из семьи казачьего офицера. Получил первоначальное образование в Александровском лицее. В 1879—80 учился в Петербургской консерватории, до 1885 профессор там же. В течение последующих двух десятилетий Сафонов играл важнейшую роль в музыкальной жизни Москвы, став по приглашению П.И. Чайковского профессором (с 1889 также директор) Московской консерватории. В 1889—1905 возглавлял Московское отделение Императорского Русского музыкального общества и его «Симфонического собрания». Преобразования, проведённые Сафоновым в консерватории, позволили превратить её оркестр и хор в первоклассные музыкальные коллективы и давать силами учащихся регулярные «Общедоступные симфонические концерты» в здании цирка на Воздвиженке (1890—92) и в Большом зале Московской консерватории (с 1901). Одна из заслуг Сафонова — строительство нового здания консерватории (1895—1901); средства были получены лишь благодаря его настойчивости и дару администратора. Будучи человеком консервативных и авторитарных взглядов, Сафонов в 1905 вступил в конфликт с либерально настроенными профессорами консерватории и учащимися, покинул Москву и возглавил филармонический оркестр и национальную консерваторию в Нью-Йорке (1906—09). Сафонов выступал как дирижёр в России и в других странах Европы. Педагогическая деятельность Сафонова сыграла важную роль в развитии московской пианистической школы. Из класса Сафонова вышли А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, Е.Ф. Гнесина, В.Ю. Зограф-Плаксина (основательница московской музыкальной школы, ныне Музыкальное училище при Московской консерватории). В Москве жил в доме Шмита у Арбатских ворот, с 1901 — в здании консерватории.

145-летие со дня рождения Сафонова было отмечено московским фестивалем «Дни Сафонова» (1997).

Литература: Равичер Я., В.И. Сафонов, М., 1959; Московская консерватория. 1866—1966, М., 1966.

С.В. Грохотов.

Сахаров Анатолий Михайлович

Са́харов Анатолий Михайлович (1923, деревня Губинская Орехово-Зуевского района Московской области — 1978, Москва), историк, профессор МГУ (1974). В 1940 поступил на исторический факультет МГУ. В 1941 ушёл добровольцем на фронт. После окончания МГУ (1949) работал в издательстве «Большая Советская энциклопедия». С 1950 преподавал на историческом факультете университета, вёл курсы по отечественной истории и историографии, в 1966 впервые в отечественной практике стал читать курс «Введение в историю». В 1959—62 директор Научной библиотеки МГУ. С 1974 заведующий кафедрой истории СССР периода феодализма. Организовал и возглавил Лабораторию истории русской культуры. Вместе с А.В. Арциховским руководил подготовкой коллективного труда «Очерки русской культуры» (т. 1—6, 1969—79; Государственная премия СССР, 1982, посмертно). Среди работ Сахарова: «Города Северо-Восточной Руси XIV — XV вв.» (1959), «Образование и развитие русского государства в XIV—XVII вв.» (1969), «Историография истории СССР. Досоветский период» (1978). Участвовал в подготовке учебников по истории для школ и вузов.

Значительное место в научных работах Сахарова занимала история Москвы и Московского университета. Совместно с Д.К. Шелестовым написал работу «Московский университет за 200 лет. Краткий исторический очерк» (1955), совместно с Л.В. Кошман — книгу «Московский университет в советское время» (1967). Был ответственным редактором книги «Московский университет в Великой Отечественной войне» (1975), главным редактором «Летописи Московского университета. 1755—1979» (1979). Популярностью у студентов университета и молодёжи столицы пользовались экскурсии Сахарова по Москве, Подмосковью и древнерусским городам.

Литература: Памяти А.М. Сахарова. Печатные работы А.М. Сахарова, «Вестник Московского университета. Сер. 8. История», 1979, № 1; Дополнение к списку печатных работ А.М. Сахарова, в книге: Сахаров А.М., Методология истории и историография, М., 1981; Краснобаев Б.И., А.М. Сахаров (1923 — 1978). Историографические заметки, «История СССР», 1979, № 3.

Н.А. Сахаров.

Сахаров Андрей Дмитриевич

Са́харов Андрей Дмитриевич (1921, Москва — 1989, там же), физик, общественный деятель, академик АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1954, 1956, 1962). В 1944 окончил МГУ. Труды по физике элементарных частиц, гравитации, космологии, астрофизике. Выдвинул (совместно с И.Е. Таммом) идею магнитного удержания плазмы и выполнил основные расчёты по осуществлению термоядерной реакции, которые были использованы при создании водородной бомбы (1953). С конца 50-х гг. активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. С конца 60-х — начала 70-х гг. один из лидеров правозащитного движения, автор трактата «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968; опубликован за рубежом). В 1975 удостоен Нобелевской премии мира. После выступления против ввода советских войск в Афганистан в январе 1980 лишён всех государственных наград (в том числе Государственная премия СССР, 1953, Ленинская премия, 1956) и выслан в г. Горький, где находился до 1986. С 1989 народный депутат СССР, разработал проект новой Конституции СССР. Автор «Воспоминаний» (изданы в 1990). В 1988 Европарламентом учреждена международная премия имени Андрея Сахарова за гуманитарную деятельность в области прав человека. Похоронен на Востряковском кладбище. Именем Сахарова назван проспект (проспект Академика Сахарова) между Тургеневской площадью и Комсомольской площадью. На доме, где жил Сахаров (улица Земляной вал, д. 48а), — мемориальная доска. В д. 57 на улице Земляной вал — Музей и общественный центр имени Сахарова.

Сахновский Василий Григорьевич

Сахно́вский Василий Григорьевич (1886, Дорогобуж, ныне Смоленской области, — 1945, Москва), режиссёр, театровед, педагог, народный артист РСФСР (1938), доктор искусствоведения (1939). В 1904—07 учился на философском факультете Фрейбургского университета, в 1910 окончил историко-филологический факультет Московского университета. Печатался как театральный критик в газетах «Русские ведомости» и «Утро России», сотрудничал в журналах «Студия» и «Маски». С 1912 в школе-студии Ф.Ф. Комиссаржевского (с 1914 — Театр имени В.Ф. Комиссаржевской) в качестве лектора, а затем и режиссёра. В 1921—22 в созданном им Московском драматическом театре поставил «Самое главное» Н.Н. Евреинова, «Благочестие» П. Мериме, «Грозу» А.Н. Островского и др.; с 1922 работал в бывшем театре Корша, в 1923—25 — во вновь организованном им Театре имени Комиссаржевской, с 1926 — во МХАТе. Участвовал в создании спектаклей «Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому (художественный руководитель Вл.И. Немирович-Данченко, 1929), «Мёртвые души» по Н.В. Гоголю (художественный руководитель К.С. Станиславский, 1932), «Егор Булычов и другие» М. Горького (художественный руководитель Немирович-Данченко, 1934), «Анна Каренина» по Л.Н. Толстому (совместно с Немировичем-Данченко, 1937), «Школа злословия» Р. Шеридана (с Н.М. Горчаковым). Сахновский — режиссёр спектаклей «Унтиловск» (1928), «Трудовой хлеб» А.Н. Островского (1940) и др. С 1932 заместитель директора по художественной части, с 1937 заведующий художественной частью, с 1940 заместитель художественного руководителя МХАТа, с 1943 член Художественно-режиссёрской коллегии. В 1914—20 читал курс лекций по истории литературы и театра в Народном Университете имени А.Л. Шанявского, с 1933 возглавил кафедру режиссуры в ГИТИСе, участвовал в создании Школы-студии МХАТа, с 1943 её художественный руководитель.

Р.М. Доктор.

Сац Наталия Ильинична

Сац Наталия Ильинична (1903, Иркутск — 1993, Москва), режиссёр, драматург, музыкант, педагог, народная артистка СССР (1975), Герой Социалистического Труда (1983). Отец — композитор Илья Александрович Сац (1875 — 1912). В Москве с 1904. С ранних лет вращалась в среде московской художественной интеллигенции (друзьями дома были К.С. Станиславский, С.В. Рахманинов, Е.Б. Вахтангов, В.И. Качалов, другие артисты МХАТа). В юности играла в Драматической студии имени А.С. Грибоедова, работала в театрально-музыкальной секции Моссовета (с 1918), тогда же начала организовывать спектакли для детей. Первый детский театр создала осенью 1918 (Мамоновский переулок, 10), с 1920 он назывался Государственным детским театром при Наркомате просвещения; здесь работали И.В. Ильинский, М.И. Бабанова, М.Н. Гаркави. В 1921 театр переехал в два здания: бывший кинотеатр «Арс» (Тверская улица, 61) и здание на улице Большая Дмитровка (ныне Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). С 1936 театр располагался на площади Свердлова и назывался Центральным детским театром. В 1937 Сац была арестована и заключена в лагерь. В августе 1942 была освобождена, но осталась на поселении близ Рыбинска. В 1943 недолго была в Москве. В 1943—58 в Алма-Ате, где создала детский музыкальный театр. С 1958 снова в Москве, была главным режиссёром Всероссийского гастрольного театра, затем заведующей детским отделом Мосэстрады. В 1965 создала московский Государственный детский музыкальный театр; ныне — имени Сац. Благодаря деятельности Сац сценическую жизнь получили такие детские оперы, как «Красная шапочка» М.Р. Раухвергера, «Три толстяка» В.И. Рубина, «Белоснежка» Э.С. Колмановского, «Ящик с игрушками» К. Дебюсси и др. С 1984 профессор ГИТИСа. Ленинская премия (1982), Государственная премия СССР (1972). В Москве жила на Котельнической набережной, 1/15. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Новеллы моей жизни, 2 изд., кн. 1—2, М., 1984.

О.С. Лебедева.

Свердлин Лев Наумович

Свердлин Лев Наумович (1901, Астрахань - 1969, Москва), актёр, народный артист СССР (1954). В 1921 поступил в Театральный техникум имени А.В. Луначарского на курс В.Э. Мейерхольда, затем учился в Государственных театральных мастерских В.Э. Мейерхольда, с 1926 актёр Театра имени Мейерхольда. В 1937-41 работал в Театре имени Евг. Вахтангова, с 1943 - в Московском театре драмы (с 1954 - Театр имени В.В. Маяковского). Ученик Мейерхольда, приверженец «биомеханики», Свердлин был мастером сценической формы - вплоть до самой эксцентричной. Великолепная метафористика, которой отмечен ранний, «мейерхольдовский» период творчества Свердлина, соединялась у артиста с простотой, естественностью, тягой к углублённому психологическому анализу образа. Эта двойственная природа индивидуальности Свердлина проявилась уже в первой крупной его работе - роли Счастливцева («Лес» А.Н. Островского, 1926). С 1940-х гг. в актёрской биографии Свердлина начал складываться тип положительного героя, олицетворением которого стали шахтёр Валько («Молодая гвардия» по А.А. Фадееву, 1947), академик Верейский («Закон чести» А.П. Штейна, 1948), директор завода Степанов («Директор» С.И. Алёшина, 1952), Хлебников («Персональное дело» Штейна, 1955). Итоговой работой Свердлина стал спектакль «Душа поэта» Ю. О'Нила (1967), где Свердлин выступил как актёр и режиссёр. Среди ролей в классическом репертуаре: Тихон («Гроза» Островского, 1954) и Полоний («Гамлет» У. Шекспира, 1955). Свердлин много снимался в кино: Сухэ-Батор («Его зовут Сухэ-Батор», 1943), Ходжа Насреддин («Насреддин в Бухаре», 1943), профессор Бородин («Две жизни», 1961). В 1924-31 преподавал в Узбекской государственной драматической студии в Москве, с 1952 художественный руководитель актёрского курса во ВГИКе, с 1963 - в ГИТИСе. Государственная премия СССР (1947, 1949, 1951).

Н.Н. Суслович.

Свердлов Яков Михайлович

Свердлов Яков Михайлович (настоящие имя и отчество Ешуа-Соломон Мовшевич) (1885, Нижний Новгород - 1919, Москва), политический и государственный деятель. Из семьи гравёра, владельца типографной и печатной мастерской. В 1896-1900 учился в Нижегородской гимназии, затем работал учеником аптекаря. В 1901 вступил в РСДРП, с 1903 большевик. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1912 кооптирован в ЦК и Русское бюро ЦК РСДРП. С 1917 возглавлял Секретариат ЦК, был членом Военно-революционного комитета Петроградского совета. С ноября 1917 председатель ВЦИК. С марта 1918 в Москве С 1919 член (фактически председатель) Оргбюро ЦК. Входя в ближайшее окружение В.И. Ленина, был одним из организаторов разгона Учредительного собрания, убийства царской семьи, «красного» террора, «расказачивания» и др. Был создателем системы партаппарата. Похоронен у Кремлёвской стены. В 1919-91 имя Свердлова носила Театральная площадь, в 1938-91 - станция метро (ныне «Театральная»). В октябре 1991 памятник, установленный в 1978 в сквере у Китайгородской стены (скульптор Р.Е. Амбарцумян), демонтирован.

В.В. Юрченко.

Светлов Михаил Аркадьевич

Светло́в Михаил Аркадьевич (1903, Екатеринослав — 1964, Москва), поэт, драматург. С 1922 в Москве. В 1927—28 учился в Московском университете. В Москве опубликовал один из первых стихотворных сборников «Корни». Жил во время учёбы в общежитии литературной группы «Молодая гвардия» (улица Покровка, 3). Получили известность стихи Светлова о Гражданской войне, выявившие романтическую природу его дарования; некоторые из них, положенные на музыку И.О. Дунаевским и др., стали популярными песнями: «Песня о Каховке», «Итальянец», «Гренада». В 1942 Светлов, работавший спецкором газеты «Красная звезда», написал поэму «Двадцать восемь» о панфиловцах. С конца 1950-х гг. выступал совместно с молодыми поэтами во Дворце спорта в Лужниках и в Политехническом музее. В среде московской интеллигенции широкой популярностью пользовались остро́ты Светлова. Жил (1931—62) в д. 2 по Камергерскому переулку (мемориальная доска). Ленинская премия (1967, посмертно). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Паперный З., Человек, похожий на самого себя, М., 1967.

К.В. Стародуб.

Свешников Александр Васильевич

Свешников Александр Васильевич (1890, Коломна - 1980, Москва), хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Из рабочей семьи. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. С 1909 преподавал хоровое пение в школах Москвы. В 1923-28 заведовал вокальной частью 1-й Студии МХАТ. В 1928-36 художественный руководитель организованного им вокального ансамбля Всесоюзного радиокомитета, в 1936-37 художественный руководитель Государственного хора СССР, с 1941 возглавлял организованный им Государственный хор русской песни (позже - Государственный академический русский хор Союза ССР). В 1944 основал Московское хоровое училище (ныне - Хоровая академия), был его директором; в 1944-74 одновременно преподавал в Московской консерватории (с 1944 декан дирижёрско-хорового факультета, с 1946 профессор, в 1948-74 ректор). Учениками Свешникова были А.А. Юрлов, В.Н. Минин, Б.Г. Тевлин. Свешников - организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Государственная премия СССР (1946). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: А.В. Свешников. [Сборник статей], М., 1970.

О.С. Лебедева.

Свиблово

Местность на севере Москвы, на левом берегу р. Яузы, к северу от Окружной железной дороги. Соседствует на севере с Медведковом, на юго-востоке с Леоновом, на западе с Владыкином. Название - от бывшего села, известного с XIV в. как владение воеводы Ф.А. Свибло, сподвижника Дмитрия Донского. С начала XVIII в. Свиблово принадлежало Нарышкиным. Сохранились церковь Троицы (1708) и усадебный ансамбль. Два этажа главного дома (первый этаж кирпичный, второй- деревянный) построены в 1780-х гг. в формах раннего классицизма, в 1820-х гг. надстроен мезонин; верхние части постройки и интерьеры получили архитектурный декор в формах ампира. Два флигеля по сторонам парадного двора, построенные из дерева в конце XVIII в., в 1980-х гг. воссозданы в кирпиче. Сохранились «людской» флигель (1820-е гг.) и парковые пруды. В начале XIX в. в усадьбе Свиблово жил Н.М. Карамзин. В последующем Свиблово было приобретено купцом И.П. Кожевниковым, который устроил в селе крупную суконную фабрику. С 1960 Свиблово в черте Москвы, с 1972 район массового жилищного строительства. Основные магистрали: Снежная улица, Лазоревый проезд. Название сохраняется в наименовании Большой и Малой Свибловских улиц. Станция метро «Свиблово».

«Свиблово»

станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1978. Архитектор Р.И. Погребной. Наземные выходы по подземным переходам находятся на улицах Снежной и Амундсена, на проезде Русанова. Путевые стены облицованы светлым мрамором и завершаются фризом с мозаичными гербами древних русских городов, расположенных вокруг Москвы, и художественным панно, посвящённым памятным местам Подмосковья (художник Ю.М. Королёв). Колонны станционного зала отделаны вертикальными полосами из анодированного алюминия.

Свиридов Алексей Андреевич

Свири́дов Алексей Андреевич (1919, деревня Ступишино, ныне Тульской области, - 1943), лётчик, Герой Советского Союза (1944, посмертно), старший лейтенант. С 1938 в Советской Армии. В Великую Отечественную войну в бомбардировочной авиации. Произвёл 205 боевых вылетов. Погиб в бою. Именем Свиридова в 1965 названа улица (улица Алексея Свиридова, бывший Железнодорожный проезд) в Кунцеве. На территории Радиотехнического завода на здании цеха, в котором работал Свиридов, - мемориальная доска.

«Свободный театр»

«Свобо́дный теа́тр» Основан К.А. Марджановым (Марджанишвили) в 1913 на средства В.П. и Е.М. Суходольских, работал в саду «Эрмитаж». Был задуман как многожанровый театр, исполняющий одним составом драмы, оперетты, оперы, пантомимы. Манифестом «Свободного театра» стала опера М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», поставленная А.А. Саниным как легенда о цветущей изобильной земле. «Елена Прекрасная» Ж. Оффенбаха в постановке Марджанова рисовала «любовь на протяжении веков»: действие начиналось в античной Греции, переносилось во Францию эпохи Людовика XIV, заканчивалось на современном курорте. А.Я. Таировым была поставлена пантомима «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера на музыку Э. Донаньи. Разорвав с Марджановым, Суходольские в 1914 создали Драматический театр (см. Театр Суходольских).

О. Фельдман.

Свято-Данилов монастырь

Свя́то-Дани́лов монасты́рь см. Данилов монастырь.

«Севастопольская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Севасто́польская» станция метро Каховской линии. Открыта в 1983. Архитекторы Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова, Н.А. Алёшина. Выходы на Азовскую улицу. Станция колонного типа. В отделке преобладает белый цвет, потолок кессонированный, с люминесцентными светильниками. Тема архитектурно-художественного оформления — «Севастополь — город-герой», решена в мозаичных панно (художник О.А. Иконников). В центре подземного зала — переход на станцию метро «Каховская» Замоскворецкой линии.

Севастопольский проспект

Севасто́польский проспе́кт между Загородным шоссе и местностью Узкое; продолжением Севастопольского проспекта является улица Айвазовского. Создан в 1963—66. Назван в честь города-героя Севастополя. Пересекает Нахимовский проспект, улицы: Перекопскую, Каховку, Херсонскую; слева в него вливаются улицы: Винокурова, Дмитрия Ульянова, Зюзинская, Обручева, Бутлерова, Миклухо-Маклая, Островитянова, Тютчевская аллея (Узкое); вправо от Севастопольского проспекта отходят улицы: Ремизова, Болотниковская. К Севастопольскому проспекту примыкают территории Зюзина, Черёмушек, Конькова и Битцевский лес.

Северин Сергей Евгеньевич

Севери́н Сергей Евгеньевич (1901, Москва — 1993, там же), биохимик, академик АН СССР (1968) и Академии медицинских наук СССР (1948; в 1949—57 академик-секретарь отделения медико-биологических наук). Окончил медицинский факультет Московского университета (1924). С 1929 работал на биологическом факультете МГУ (с 1935 профессор). В 1931 создал кафедру биохимии в 3-м Московском медицинском институте, в 1935 — лаборатории биохимии при Институте гематологии и переливания крови и Институте туберкулёза, в 1939 — кафедру биохимии животных на биологическом факультете МГУ (более 50 лет её руководитель). С 1945 директор Института питания АМН, в 1947—48 — Института биологической и медицинской химии АМН, в 1958—73 заведующий Лабораторией биохимии Института фармакологии АМН. В 1955—67 главный редактор журнала «Вопросы медицинской химии», с 1967 — журнала «Биохимия». С 1969 президент Всесоюзного биохимического общества, председатель Научного совета по проблеме биохимии животных и человека АН СССР. В начале научной деятельности занимался изучением дыхательной функции крови. Продолжил начатое его учителем В.С. Гулевичем исследование роли природных дипептидов — анзерина и карнозина. Значительный вклад в энзимологию был сделан благодаря работам Северина по изучению ферментов, участвующих в углеводном обмене и тканевом дыхании, и процессов, связанных с образованием и использованием богатых энергией соединений. Ленинская премия (1982). Похоронен на Введенском кладбище.

П.Л. Вульфсон.

Предыдущая страница Следующая страница