Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШЕФ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШЕФ")

Шаболовка

Шаболовка (посёлок) квартал жилых домов между улицами Шаболовкой, Хавской, Лестева и Серпуховским валом. Начало комплексу положил конкурсный проект «коммунального дома» (1925, архитекторы С.Я. Айзикович, Г.Я. Вольфензон и др.) для кооперативного товарищества «1-е Замоскворечье». П-образное здание (улица Лестева, 4а) с сорока трёхкомнатными квартирами объединялось с общежитием, где размещались 230 жилых ячеек, столовая, клуб, ясли, детский сад, а также солярий и душевые (на крыше). На основе этого проекта и в результате творческого соревнования в обществе АСНОВА был создан проект рабочего посёлка (архитектор Н.П. Травин). Оба проекта были реализованы в 1927-29. Г-образные 5 - 7-этажные корпуса в соответствии с требованиями инсоляции развёрнуты под углом 45° к сторонам квартала и его главным проездам. В результате создались живописная линия застройки улиц и ряд замкнутых озеленённых двориков внутри комплекса.

Е.Е. Андреева.

Шаболово

Местность на юге Москвы. Соседствует на северо-западе с Черёмушками, на юге - с Зюзином. Название - от бывшего села, известного с XVII в. С конца 1950-х гг. в черте Москвы, наряду с Черёмушками - район массовой жилой застройки. Ныне название Шаболово сохранилось в наименовании улицы Шаболовки, которая была участком дороги от Шаболова до Калужской площади. Основные улицы: Большая Черёмушкинская, Нахимовский проспект.

«Шаболовская»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Ша́боловская» станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1980. Архитекторы И.Г. Петухова, В.П. Качуринец, Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова. Главный выход наземного вестибюля находится на улице Шаболовке, боковой обращён в сторону улицы Академика Петровского. Тема оформления станционного зала — «Радиовещание и телевидение». В торце зала — витраж с изображением Шуховской радиобашни.

Шагинян Мариэтта Сергеевна

Шагинян Мариэтта Сергеевна (1888, Москва - 1982, там же), писательница, член-корреспондент Армянской Академии наук (1950), Герой Социалистического Труда (1976). Из семьи врача - родственника семьи Лазаревых, дом которых в начале века был одним из московских культурных центров (его посещали, в частности, известные представители московской армянской диаспоры композитор А.А. Спендиаров, литературовед и театровед А.К. Дживелегов). Свидетель московских событий Революции 1905-07, Шагинян в эти годы публиковала в московских рабочих изданиях (газеты «Ремесленный голос», «Трудовая речь» и др.) проникнутые социальным пафосом стихи («В подвале», «Песня рабочего» и др.). В 1908-12 училась на историко-философском факультете московских Высших женских курсов, затем в Народном университете имени А.Л. Шанявского; завязала дружбу с А. Белым, С.В. Рахманиновым, переписку с З.Н. Гиппиус, пережила увлечение религиозно-философскими концепциями символистов. В 1912-13 Шагинян работала в издательстве «Мусагет», затем уехала за границу, позже жила в Петербурге и других городах России; возвратилась в столицу в начале ноября 1920, затем снова уехала в Петербург, где опубликовала статью «Театр в Москве» в защиту московского революционного театра, а также принёсшую ей известность и экранизированную впоследствии агитационно-приключенческую повесть «Месс-Менд» (1923-25). С 1931 постоянно жила в Москве (преимущественно в так называемом писательском доме на Красноармейской улице, 23); здесь созданы её многие публицистические, литературно-критические работы о Т.Г. Шевченко, Низами, И.А. Крылове, И.В. Гёте, искусствоведческие и художественные произведения (романы-хроники о семье Ульяновых, мемуары «Человек и время», 1971-78, отдельное издание - 1980), а также закончен популярный в 1930-х гг. «производственный» роман «Гидроцентраль» (1930-31). Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1951). Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Собрание сочинений, т. 1-9, М., 1986-89.

Литература: Скорино Л.И., М. Шагинян - художник, 2 изд., М., 1981.

Г.В. Якушева.

Шадр Иван Дмитриевич

Шадр Иван Дмитриевич (настоящая фамилия Иванов) (1887, г. Шадринск - 1941, Москва), скульптор. Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1907-08), в Париже (1910 - 1911) и Риме (1911-12). С 1912 жил в Москве (в 1919-21 - в Омске). Для творчества Шадра характерно стремление к символической обобщённости образов, выразительности характеристик. Принимая участие в реализации так называемого плана монументальной пропаганды, выполнил горельефные портреты К. Маркса и К. Либкнехта (1921, отлив в бронзе, 1961, ГТГ), своеобразные станково-монументальные композиции «Булыжник - оружие пролетариата» (1927, отлив в бронзе, 1947, ГТГ), «Сезонник» (гипс, 1929, мрамор, 1929-30, в сквере на Лермонтовской площади, отлив в бронзе, 1947, ГТГ). Создал проект памятника М. Горькому (бронза, 1939, ГТГ, осуществлён В.И. Мухиной совместно с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой). Работал в области мемориальной пластики (надгробие Е.Н. Немирович-Данченко на Новодевичьем кладбище, 1939). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1937-41 жил Шадр (Брюсов переулок, 7), - мемориальная доска. Государственная премия СССР (1952; посмертно).

Литература: Воронова О., Шадр, М., 1969; Шадр. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания о скульпторе, М., 1978.

Шаламов Варлам Тихонович

Шала́мов Варлам Тихонович (1907, Вологда — 1982, Москва), писатель. В 1923, после окончания вологодской школы 2-й ступени, приехал в Москву, работал дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве. В 1926—29 учился на факультете советского права МГУ. 19 февраля 1929 был арестован как участник работы подпольной университетской типографии и осуждён на 3 года лагерей (на Северном Урале). В 1932 вернулся в Москву, начал печататься в московских изданиях как журналист, опубликовал также несколько рассказов. В 1937 последовал новый арест Шаламова с осуждением за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» на 5 лет, которые писатель провёл на Колыме. 22 июня 1943 повторно осуждён на 10 лет за антисоветскую агитацию. В 1951 освобождён из лагеря, жил в Калининской области, в Подмосковье, встречался с Б.Л. Пастернаком, завершил сборник стихов «Колымские тетради» (1937—56) и начал работу над первым сборником «Колымских рассказов» (всего 6 сборников; окончены в 1973; в СССР в основном опубликованы в 1988—90). В 1956 реабилитирован; с 1956 жил в Москве, сначала на Гоголевском бульваре, с конца 50-х гг. в одном из писательских деревянных домов-коттеджей на Хорошёвском шоссе (д. 10), с 1972 — на Васильевской улице, 2, корпус 6. Активно печатался в журналах «Юность», «Знамя», «Москва», много общался с Н.Я. Мандельштам, А.И. Солженицыным; частым гостем был в доме известного специалиста по французскому языку профессора В.Н. Клюевой (улица Арбат, 35). И в прозе, и в стихах Шаламова (сборник «Огниво», 1961, «Шелест листьев», 1964, «Дорога и судьба», 1967, и др.), выразивших тяжкий опыт сталинских лагерей, звучит и тема Москвы (стихотворный сборник «Московские облака», 1972). Последние три года жизни тяжелобольной Шаламов провёл в пансионате для инвалидов и престарелых Литфонда (в Тушине). Похоронен на Кунцевском кладбище.

И.П. Сиротинская.

Шаландин Вальдемар Сергеевич

Шаландин Вальдемар Сергеевич (1924, Москва - 1943), танкист, Герой Советского Союза (1944, посмертно), лейтенант. В 1942 окончил Ташкентское танковое училище. С марта 1943 на Воронежском фронте командовал танковым взводом. Погиб в боях на Курской дуге. На здании школы, где учился Шаландин (улица Благуша, 5), - мемориальная доска.

«Шалом»

«Шало́м» московский еврейский театр (Варшавское шоссе, 71). В 1949, через год после убийства С.М. Михоэлса, руководителя Государственного еврейского театра (ГОСЕТ), был закрыт и сам театр. В 1962 трое бывших актёров ГОСЕТа (В.Е. Шварсер, С.М. Биник, А. Коган) создали Еврейский драматический ансамбль при Москонцерте, которым посменно руководили Шварсер, Ф.С. Берман, И.Д. Рыклин, Я.А. Губенко. В 1988 на базе ансамбля был создан «Шалом», получивший статус муниципального театра; возглавил его А.С. Левенбук. Творческий стиль «Шалома» — сплав драматического искусства и мюзикла. Спектакли идут на русском языке с использованием идиша, иногда только на идише. В репертуаре: «Поезд за счастьем» А.И. Хайта (1988), «Заколдованный театр» Ф.С. Канделя (1990), «Танец маленьких Бронштейнов» Б. Косвина (1992), «Новеллы Севелы» Э. Севелы (1993), «Национальность? — Да!» Хайта (1993), «Янкель, Таке и Кадыр» В.И. Попы (1994). Театр расположен в полуподвале жилого дома, где в своё время была репетиционная площадка Москонцерта.

Н.Н. Суслович.

Шаляпин Фёдор Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шамаро Александр Александрович

Шамаро Александр Александрович (1926, Саратов - 1995, Москва), журналист, литературовед. Окончил филологический факультет Саратовского университета. С 1952 в Москве. Работал в ЦК ВЛКСМ. С 1959 печатался в журнале «Наука и религия». В 1985-94 вёл в журнале рубрики «История православия в России», «Рассказы у церковных стен», «Сорок сороков». В 1980-90-х гг. опубликовал несколько книг о православной и старообрядческой Москве. Одновременно занимался изучением литературной топографии и топонимики Москвы. Двумя изданиями вышла его книга «Действие происходит в Москве. Литературная топография» (1979, 1988). В последние годы вёл рубрику, посвященную московской топонимике, в газете «Сегодня». Жил в Свиблове (проезд Русанова, 35). Похоронен на Востряковском кладбище.

Сочинения: Под московским стягом, М., 1980 (соавтор); Ивановский монастырь, в сборнике: Куранты, в. 1, М., 1983; Тайна инокини Досифеи. Очерки, М., 1984; Дело игуменьи Митрофании. Сборник очерков, Л., 1990; Рассказы у церковных стен, М., 1996.

Ю.Н. Александров.

Шанявский Альфонс Леонович

А. Л. Шанявский.

А. Л. Шанявский.

Шаня́вский Альфонс Леонович (1837, родовое имение Шанявы, близ г. Седльце, Польша, — 1905, Москва), генерал-майор, золотопромышленник, меценат. Окончил Академию Генерального штаба в Петербурге (1861) и был оставлен при ней; затем служил в Сибири. После выхода в отставку (1875) занялся золотодобычей (совместно с В.Н. Сабашниковым, отцом издателей Сабашниковых) и стал директором-распорядителем Зейской и других компаний. Значительную часть доходов жертвовал на развитие учебных заведений. Инициатор создания Народного университета в Москве. В 1905 завещал Городской думе средства и дом на Арбате для организации университета (основан в 1908; носил его имя). Большая заслуга в открытии университета принадлежала его жене Л.А. Шанявской и издателю М.В. Сабашникову. Жил на Новинском бульваре, 18. Похоронен на кладбище Алексеевского монастыря.

Шапорин Юрий (Георгий) Александрович

Шапо́рин Юрий (Георгий) Александрович (1887, Глухов, ныне Сумской области, Украина, — 1966, Москва), композитор, педагог, народный артист СССР (1954). Отец — художник, мать — пианистка. В 1918 окончил Петроградскую консерваторию. В Москве с 1936; с 1939 преподавал в Московской консерватории, с 1940 профессор; среди учеников — Е.Ф. Светланов, А.Г. Флярковский, Р.К. Щедрин. С 1948 член правления, в 1952—66 секретарь Союза композиторов СССР. Шапорин — продолжатель эпической традиции русской музыки. Наиболее яркое произведение в этом русле — симфония-кантата «На поле Куликовом», написанная в сотрудничестве с поэтом и переводчиком М.Л. Лозинским (впервые исполнена в Москве 18 ноября 1939 в Большом зале консерватории); затем создана оратория «Сказание о битве за русскую землю» (впервые прозвучала в Москве в 1944). 23 июня 1953 в Большом театре состоялась премьера оперы Шапорина «Декабристы». Государственная премия СССР (1941, 1946, 1952). На доме, где в 1938—66 жил Шапорин (улица Готвальда, ныне улица Чаянова, 10), — мемориальная доска. Имя Шапорина носит детская музыкальная школа № 22 (Садовая-Сухаревская улица, 7). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: Избранные статьи, М., 1969; Литературное наследие: статьи, письма..., М., 1989.

Литература: Васина-Гроссман В., Ю.А. Шапорин, М.-Л., 1946; Грошева Е., Ю.А. Шапорин, М., 1957.

О.С. Лебедева.

Шарикоподшипниковская улица

Шарикоподши́пниковская у́лица между улицей Симоновский вал и 2-й улицей Машиностроения, на юго-западе от Садового кольца. Возникла в 1930-х гг. на месте Сукина болота в связи со строительством Государственного подшипникового завода № 1 (отсюда название). Тогда же в местности Дубровка построены пятиэтажные дома для рабочих завода. В конце 40—50-х гг. сооружён ряд 7—9-этажных домов. В 1968 построен Шарикоподшипниковский путепровод. В сквере напротив подшипникового завода в 1967 установлен монумент Вечной Славы (скульптор А.Н. Новиков, архитектор Ю.А. Цветков).

Шатрова Елена Митрофановна

Шатро́ва Елена Митрофановна (1892, Москва — 1976, там же), актриса, народная артистка СССР (1968). По окончании петербургской частной школы сценических искусств (1912) в труппе Н.Н. Синельникова (Харьков, Одесса), где проработала до 1915. В 1917—18 — в Московском драматическом театре (бывший театр Суходольских). С 1918 — в театре Корша (с перерывом в 1924—25, когда работала в Театре МГСПС), занимая вместе с мужем Н.М. Радиным ведущее положение. Среди ролей: Полина («Доходное место»), Негина («Таланты и поклонники»), Купавина («Волки и овцы», все — А.Н. Островского); Маша («Касатка», 1924) и Вера («Нечистая сила», 1925, оба — А.Н. Толстого); Элиза Дулитл («Пигмалион» Б. Шоу, 1924; впервые Шатрова сыграла эту роль в 1915); Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1925). С 1932 — в Малом театре. Дебютировала в роли Лидии Чебоксаровой («Бешеные деньги» Островского, 1933). Затем сыграла герцогиню Мальборо и королеву Анну («Стакан воды» Э. Скриба, 1933 и 1935), Панову («Любовь Яровая» К.А. Тренёва, 1937), Мамаеву («На всякого мудреца довольно простоты», 1941), Коринкину («Без вины виноватые», 1942), Кукушкину («Доходное место», 1953), Аполлинарию Панфиловну («Сердце не камень», 1954, все — Островского). Утвердилась в ансамбле Малого театра как продолжательница его традиций, обладающая безупречным чувством правды, глубоким и сильным драматизмом, мастерством речевой характеристики. Государственная премия СССР (1948, 1949).

Сочинения: Жизнь моя — театр, 2 изд., М., 1988.

Литература: Дурылин С.Н., Клинчин А.П., Е.М. Шатрова, М., 1958.

И.В. Родионова.

Шатский Николай Сергеевич

Ша́тский Николай Сергеевич (1895, Москва — 1960, там же), геолог, создатель крупной школы тектонистов, академик АН СССР (1953). Из семьи бухгалтера. С 1913 учился в Московском университете, с третьего курса был призван в армию. Демобилизовавшись в 1921, был привлечён своим учителем А.П. Павловым к педагогической работе в Московской горной академии, с 1930 — в Московском геолого-разведочном институте. С 1934 работал в Геологическом институте АН СССР (с 1956 директор). Под руководством Шатского впервые составлены Геологическая карта Евразии, Тектоническая карта СССР (1952, 1956), Международная тектоническая карта Европы (1962). Основные труды посвящены изучению строения земной коры, теоретическим проблемам тектоники древних платформ, в том числе Русской платформы и Московской синеклизы. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1946). Похоронен на Введенском кладбище.

Шацкий Станислав Теофилович

Ша́цкий Станислав Теофилович (1878, село Воронино, ныне Смоленской области, — 1934, Москва), педагог. Окончил Московский университет (1903). В 1905 организовал первые в России клубы для детей и подростков из беднейших семей района Марьиной рощи и Бутырской слободы, а также летнюю колонию в Щёлкове под Москвой. В 1906 создал общество «Сетлемент» (совместно с другими педагогами; в 1908 общество закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован). В 1907 построено специальное здание для детских учреждений этого общества (клубы, детский сад, различные мастерские; см. Детский сад Общества «Сетлемент») в Вадковском переулке, 5. В 1909 руководил обществом «Детский труд и отдых» (располагался в том же помещении, что и «Сетлемент»). В 1911 вместе с женой В.Н. Шацкой основал на общественных началах летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» в Калужской области с городским отделением в Москве. В 1919—32 руководил первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Член учебно-педагогической секции Государственного Учёного совета (ГУСа) с 1921 и коллегии Наркомпроса РСФСР с 1929. В 1932—34 директор Московской консерватории. Жил на Пречистенском бульваре, 5. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Шверник Николай Михайлович

Шве́рник Николай Михайлович (1888, Петербург — 1970, Москва), политический и государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1958). Из семьи рабочего. Окончил городское училище. С 1905 член РСДРП(б). В 1905—17 на партийной работе в Петербурге, Николаеве, Туле, Самаре. В 1918—23 на военно-политической и профсоюзной работе. Член Президиума ВЦИК, ЦИК СССР. Член ЦКК РКП(б) с 1923. В 1923—25 член Президиума ЦКК ВКП(б) и нарком Рабоче-крестьянской инспекции РСФСР. В 1925—28 секретарь Ленинградского и Уральского обкомов партии. С 1925 член ЦК ВКП(б), в 1926—27 и 1930—46 член Оргбюро ЦК. С 1929 в Москве. В 1929—30 председатель ЦК профсоюза металлистов. В 1930—44 первый секретарь ВЦСПС, одновременно в 1938—46 председатель Совета Национальностей ВС СССР. В 1939—52, 1953—57 кандидат, в 1952—53, 1957—66 член Политбюро (Президиума) ЦК. В июле — декабре 1941 председатель Совета по эвакуации; с июня 1942 председатель Комиссии по эвакуации. В 1942—45 председатель Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. В 1944—46 первый заместитель председателя Президиума ВС СССР и председатель Президиума ВС РСФСР. В 1946—53 председатель Президиума ВС СССР. В 1953—56 председатель ВЦСПС. В 1956—66 председатель Комитета партийного контроля (партийной комиссии) при ЦК КПСС. Урна с прахом в Кремлёвской стене. Именем Шверника в 1971 названа улица в Новых Черёмушках (бывшая улица Телевидения). Памятник-бюст Швернику установлен в 1979 перед зданием ВЦСПС (скульптор Ю.Л. Чернов, архитектор Г.Г. Исакович). На доме, где с 1933 жил Шверник (улица Серафимовича, 2), — мемориальная доска.

В.Ю.

Швивая горка

Шви́вая го́рка Вшивая горка, Таганский холм, старинное название возвышенной местности в Земляном городе, в Заяузье, близ станций метро «Таганская» и «Марксистская»; один из «семи холмов» Москвы. Расположена на левобережье р. Яузы, в пределах бровки и склона высокой (до 145 м) третьей надпойменной террасы. На плане Москвы 1739 обозначена «улица на Вшивой горке». Своё название Швивая горка («деликатно» изменённое слово «вшивая») получила, возможно, от заселявших её швецов, небогатых и нередко нечистоплотных горожан. По другой версии, слово «швивая» объясняется как искажение от «ушивая», то есть горка, покрытая ушем — колючей травой. На Швивой горке — Гончарная улица.

Шебалин Виссарион Яковлевич

Шебали́н Виссарион Яковлевич (1902, Омск — 1963, Москва), композитор, педагог, народный артист РСФСР (1947). Из семьи учителей. Обучался в Омском сельскохозяйственном институте, в 1923—28 — в Московской консерватории (класс композиции Н.Я. Мясковского), затем преподавал там же (с 1935 профессор; руководитель класса композиции в Музыкальном техникуме имени Гнесиных); в 1942—48 директор Московской консерватории, одновременно художественный руководитель Центральной музыкальной школы; восстановил деятельность консерватории в условиях военных лет. Среди учеников Шебалина (свыше 80) — Э.В. Денисов, А.А. Николаев, А.Н. Пахмутова, Т.Н. Хренников, К.С. Хачатурян. Один из основателей и председатель правления (1941—42) Московского Союза композиторов. В Москве поставлена опера Шебалина «Укрощение строптивой» (1957, филиал Большого театра). Среди многочисленных сочинений Шебалина — пять симфоний, кантата «Москва» (к 800-летию города, слова Б.В. Липатова, 1946; Государственная премия СССР, 1947), увертюры, 9 квартетов (в том числе «Славянский квартет»; Государственная премия СССР, 1943), хоры, романсы, обработки народных песен (в том числе «Каменна Москва» для баритона с фортепьяно, 1951), музыка к спектаклям драматических театров (сотрудничал с В.Э. Мейерхольдом, Ю.А. Завадским и др.). В 1926—38 жил на улице Чаплыгина (Машков переулок), 13, затем в квартире, расположенной в здании Большого зала Московской консерватории, с 1953 — в высотном здании на Котельнической набережной (№ 1/15).

Литература: Памяти В.Я. Шебалина. Воспоминания. Материалы, М., 1984.

М.В. Есипова.

Шелапутин Павел Григорьевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шелепиха

Шелепи́ха местность в западной части Москвы, на левом берегу Москвы-реки, в её излучине. На северо-востоке и востоке соседствует с Тестовом и Пресней. Название — от бывшего села, известного с XV в. В XIX в. дачная местность. С начала XX в. в черте Москвы. С середины 40-х гг. один из промышленных районов Москвы. Название сохранилось в наименованиях 3-й и 5-й улиц Шелепихи, Шелепихинского моста, Шелепихинской набережной, Шелепихинского тупика и Шелепихинского шоссе.

Шелепихинский мост

Шелепи́хинский мост Краснопресненский мост, через Москву-реку, соединяет Шмитовский проезд с Большой Филёвской улицей. Построен в 1965 (инженер Н.Н. Рудомазин, архитектор К.Н. Яковлев). Длина с подходами 696 м, ширина 29 м. Мост трёхпролётный; русло реки перекрывается одним пролётом. Пролётные строения выполнены из предварительно напряжённого сборного железобетона способом навесного монтажа с применением эпоксидного клея для соединения блоков. Подходы выполнены в эстакадах, в которых размещены гаражи.

Шеппинг Дмитрий Оттович

Ше́ппинг Дмитрий Оттович (1823, Москва — 1895, Москва), барон, историк, археолог, этнограф. Получил домашнее образование. Служил в Главном архиве Министерства иностранных дел. Основные труды Шеппинга посвящены славянской мифологии и этнографии. В течение многих лет жил в своём имении Никольском Подольского уезда Московской губернии. Изучал историю Сосенского Стана, в который до губернской реформы императрицы Екатерины II входило Никольское. В работе «Древний Сосенский Стан Московского уезда» («Чтения в ОИДР», 1895, книга 3) дал научное описание сёл и имений, вошедших ныне в черту Москвы (в их числе: Богородское-Воронино, Большое и Малое Голубино, Знаменское-Садки, Коньково, Узкое, Ясенево). В 1869 Шеппинг вместе с археологом А.А. Гатцуком исследовал курганы у села Коньково. Был членом Московского археологического общества. Похоронен в Новодевичьем монастыре.

Сочинения: Курганы села Конькова, в книге: Древности. Труды Императорского Московского Археологического общества, т. 16, М., 1900; Поместье Салтычихи, «Русский архив», 1871, № 6—7.

Шервинский Василий Дмитриевич

Шерви́нский Василий Дмитриевич (1850, Омск — 1941, Москва), терапевт и патолог, основоположник эндокринологии в России, заслуженный деятель науки РСФСР (1928). В Москве с 1853. В 1873 окончил Московский университет. Работал прозектором и ординатором в Екатерининской и других московских больницах, санитарным врачом; опубликовал в «Думских известиях» (1879) статью «Санитарное состояние Сущёвской части в городе Москве во время эпидемии Ветлянской чумы». С 1884 профессор кафедры патологической анатомии, с 1894 — кафедры частной патологии и терапии и одновременно (с 1896) первый директор общей клинической амбулатории имени В.А. Алексеевой; в 1899—1907 директор факультетской терапевтической клиники (при которой открыл первый в Москве рентгеновский кабинет) Московского университета. Вместе со своим сотрудником и преемником (1907—12) профессором Л.Е. Голубининым создал здесь школу терапевтов (М.П. Кончаловский, Е.Е. Фромгольд и др.). Ушёл из университета в 1911 вместе с другими профессорами, протестовавшими против политики министра Л.А. Кассо (фактически работал до мая 1912). С 1919 научный руководитель лаборатории, с 1923 директор созданного на её основе Института органотерапевтических препаратов, в 1925—29 директор организованного на базе последнего Института экспериментальной эндокринологии (ныне Эндокринологический центр РАМН). Основные труды по жировой эмболии лёгких, туберкулёзу, физиологии и патологии внутренней секреции. Председатель Московского собрания врачей (1892); с 1899 в течение 25 лет председатель Московского терапевтического общества; инициатор создания и один из руководителей Общества съездов российских терапевтов (первый съезд в Москве, 1909). Один из учредителей Пироговского общества. В 1905—15 председатель Московского общества народных университетов. Основатель (1925) Московского эндокринологического общества. По инициативе Шервинского в 1919 в Москве открыта Центральная медицинская библиотека. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Циклик А.М., В.Д. Шервинский, М., 1972.

В.И. Бородулин.

Шервуд Владимир Осипович

Ше́рвуд Владимир Осипович (1833 — 1897, Москва), архитектор, теоретик архитектуры, скульптор. Окончил МУЖВЗ (1857), с 1872 академик архитектуры. Был страстно увлечён идеей создания художественно целостного национального стиля; искал его основы в художественном наследии допетровского времени, выделяя среди памятников, в которых воплотилась «цельность русской идеи», ансамбль Московского Кремля; был одним из главных сторонников «русского стиля». Получил возможность воплотить свои идеи в конкурсном проекте здания Исторического музея, утверждённом в 1875. Отчасти следуя выдвинутой И.Е. Забелиным программе, широко использовал самобытные формы московской архитектуры XVI—XVII вв. и свойственное ей богатство кирпичного декора. С помощью многочисленных шатровых башенок придал живописную выразительность зданию музея, силуэт которого органично вписался в ансамбль старинных зданий Красной площади. В 1887 создал памятник-часовню «Гренадерам — героям Плевны», выполнив для него литые барельефы, рисунки для майоликового иконостаса и витражей, в 1897 — памятник Н.И. Пирогову у здания хирургической клиники Московского университета на Большой Пироговской улице. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Сочинения: Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика. Опыт исследования законов искусства, М., 1895.

Литература: Кириченко Е.И., Архитектор В.О. Шервуд и его теоретические воззрения, в книге: Архитектурное наследство, вып. 22, М., 1974.

Шереметев Сергей Дмитриевич

Шереме́тев Сергей Дмитриевич (1844, Петербург — 1918, Москва), граф, государственный деятель, историк, писатель, коллекционер, почётный член Петербургской Академии наук (1890), член Государственного Совета. Из рода Шереметевых; унаследовал около 200 тыс. десятин земли и имения в 11 губерниях России. Воспитывался в Пажеском корпусе. Служил в Кавалергардском полку, участник русско-турецкой войны 1877—78. Московский губернский предводитель дворянства (1885—90). С 1871 попечитель Странноприимного дома. Покровительствовал науке, культуре, просвещению, искусству. В Москве жил на улице Воздвиженке (ныне д. 8), где хранилась значительная часть семейного архива. Инициатор создания (1877) и руководитель Общества любителей древней письменности. Председатель Археографической комиссии (1900 — 1917; см. Археографическая комиссия при Отделении истории РАН), Общества ревнителей русского исторического просвещения, Комитета попечительства о русской иконописи; бессменный редактор исторического сборника «Старина и новизна». В Москве основал Общество возрождения древнерусской одежды, участвовал в работе многих исторических обществ. Автор свыше 250 публикаций по истории, генеалогии и культуре России, воспоминаний («Московские воспоминания», в. 1—2, М., 1901—03, и др.). Значительная часть работ Шереметева посвящена истории Москвы и Подмосковья, в том числе «Воздвиженский наугольный дом сто лет назад» (в. 1—2, М., 1899—1904), «Романов двор на Воздвиженке» (М., 1892—1911), серия очерков о подмосковных усадьбах («Кусково», 1897, 1898, 1899; «Останкино», 1897) и др. На свои средства Шереметев подготовил и издал русские летописи, грамоты, писцовые книги, исторические акты, в том числе рукописи из семейного архива, 12 томов сочинений П.А. Вяземского, «Остафьевский архив князей Вяземских» (т. 1—5), «Переписку и бумаги графа П.Б. Шереметева 1704—1722 гг.», «Архив села Кусково» и др.

Шереметеву принадлежали подмосковные Кусково, Михайловское, Останкино, Остафьево (с 1898). В Остафьеве в 1899 Шереметев основал музей, особое место в котором занимали предметы, связанные с Н.М. Карамзиным и А.С. Пушкиным. В картинной галерее было свыше 600 полотен XVI—XIX вв., в библиотеке — свыше 32 тыс. книг, собрание гравюр насчитывало до 10 тыс. листов. В Остафьеве размещалась коллекция оружия XIV—XIX вв. Летом 1870 — 1918 Шереметев жил в подмосковной усадьбе Михайловское, где размещалась значительная часть его книжного собрания и рукописей; здесь же находились Остафьевский архив и личный архив Шереметевых. После Октябрьской революции все принадлежавшие Шереметеву поместья, усадьбы, дворцы были национализированы. В последний год жизни вместе с художниками С.Ю. Жуковским и В.Н. Мешковым занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково. Вместе со своим сыном П.С. Шереметевым предложил создать в Москве хранилище частных архивов и разместить его в своём доме на улице Воздвиженке. Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря.

Литература: Македонская Е.И., С.Д. Шереметев как издатель, в сборнике: Книга. Исследования и материалы, сборник 62, М., 1991; Свалова О.М., Последний владелец Остафьева, в сборнике: Остафьевский сборник, в. 1, М., 1993.

А.И. Фролов.

Шереметевская больница

Шереме́тевская больни́ца Больница при Странноприимном доме графа Шереметева (Сухаревская площадь, 3). Открыта в 1810 в здании Странноприимного дома. Первым главным врачом её (до 1838) был шотландец Я.В. Кир. В больнице были отделение для приходящих больных, палаты для тяжелобольных, выздоравливающих и умирающих, а также заразное отделение. Больница была клинической базой медицинского факультета Московского университета и Медико-хирургической академии. В военное время использовалась как военный госпиталь. В 1923 на её базе был открыт Московский городской НИИ скорой помощи (ныне Институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского).

Литература: Тарасенков А.Т., Историческое описание больницы Странноприимного дома графа Шереметева в Москве, М., 1859; его же, Воспоминания о Шереметевской больнице, М., 1899; Березовский С.Е., Больница при Странноприимном доме графа Шереметева в Москве. Ее прошлое и настоящее, М., 1910.

М.Я. Яровинский.

Шереметевы

Н. П. Шереметев.

Н. П. Шереметев.

Шереме́тевы боярский, с начала XVIII в. графский род. Предком Шереметевых считается Андрей Кобыла, упомянутый в летописи под 1347 при дворе московского князя. Сын А. Кобылы Фёдор Кошка был боярином у великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Потомки Ф. Кошки - Беззубцевы получили фамилию Шереметевых. Иван Васильевич Большой (?-1577) был большим боярином при Иване IV Грозном, воеводой, участвовал в походах против Крыма, Казани, Ливонии, входил в состав Избранной рады, участвовал в управлении земщиной. В 1570 ушёл в монастырь под именем Ионы (иногда назывался старец Вассиан). Его брат Иван Васильевич Меньшой (?-1577), боярин (1559), погиб во время ливонского похода. Сын Ивана Меньшого Фёдор Иванович (?-1650), участник борьбы с Борисом Годуновым, выборов Михаила Романова на царство; заключал Поляновский мир 1634. Заведовал приказами Большой казны, Стрелецким, Иноземным, Рейтарским, Аптекарским, Оружейным. В 1640 в Кирилло-Белозерском монастыре принял монашество под именем Феодосия. Представитель другой ветви Шереметевых - Борис Петрович (?-1650), участвовал в земском соборе 1613, подписал грамоту об избрании царя, боярин (с 1646). Шереметевы первыми в России получили графский титул, данный Петром I в 1706 генерал-фельдмаршалу Борису Петровичу (1652-1719), при котором благодаря царским пожалованиям резко возросли земельные владения Шереметева. Его сын в 1743 женился на единственной дочери князя А.М. Черкасского и получил в приданое огромные имения. С именем Шереметевых связано строительство дворцов и парков в подмосковных имениях (Кусково, Останкино). У Шереметевых были известные крепостные театры, хоры, оркестры. Обер-гофмаршал Николай Петрович (1751-1809), женился на своей крепостной актрисе П.И. Жемчуговой, в память о которой построил в Москве Странноприимный дом. В начале XX в. их внукам - Сергею Дмитриевичу и Александру Дмитриевичу (1859-1931), начальнику Придворной певческой капеллы, меценату, музыкальному деятелю и композитору, основателю музыкально-исторического общества, - принадлежало свыше 370 тыс. десятин земли.

Литература: Барсуков А.П., Род Шереметевых, кн. 1-8, СПб., 1881-1904; Кобеко Д.Ф., К родословию Шереметевых, «Журнал министерства народного просвещения», 1901, № 10-11, 1904, № 6, 1905, № 8.

«Шереметьево»

«Шереме́тьево» в статье аэропорты.

Шестаков Фёдор Михайлович

Шестако́в Фёдор Михайлович (1787 — 1836), архитектор. Из вольноотпущенных А.С. Тутолминой. В 1809 архитекторский помощник Московской управы благочиния, в 1813 — Комиссии строений Москвы. Осуществлял строительство Сенатской типографии на Театральной площади (1819—21, совместно с мастером каменных дел Л.П. Карлони, по проекту А.Ф. Элькинского; в 1969 здание снесено). В 1822 получил звание архитектора. Занимался проектированием жилых домов в соответствии с «образцовыми» классицистическими проектами. В 1824 при разделении Москвы на пять участков получил для наблюдения Первый участок, включивший Хамовническую, Новинскую, Пречистенскую, Арбатскую и Тверскую части, где также проектировал фасады домов с лаконичным классицистическим декором (сохранились проекты домов П.П. Бекетова, 1828, Дурново, 1830, А.И. Остермана-Толстого, фасад Сущёвской части, оба — 1834). Вместе с О.И. Бове «свидетельствовал» отделку Петровского (ныне Большого) театра и перестройку Екатерининского дворца (1825). В 1827 перестраивал Петровские казармы. Возвёл ряд церквей и ярусных колоколен, отличавшихся простыми, пластически утяжелёнными, но гармоничными формами в стиле ампир (колокольня церкви Троицы в Вишняках, после 1826; церковь Сошествия Святого Духа, на Даниловском кладбище, 1832; церковь Троицы, на Пятницком кладбище, 1830—35; трапезная и колокольня церкви Николая Чудотворца в Толмачах, 1833—34); с 1827 участвовал в возведении церкви «Большое Воскресение» у Никитских ворот. Осуществлял строительство Провиантских складов. В 1832 в качестве начальника 1-го разряда Комиссии строений Москвы участвовал в составлении «Архитектурного альбома геометрических фасадов зданий Москвы» (известны два листа его работы: Успенский собор в Кремле и церковь Климента папы Римского на Пятницкой улице). Похоронен на Калитниковском кладбище.

Шестакова Наталья Абрамовна

Шестако́ва Наталья Абрамовна (1936, Москва — 1993, там же), филолог, переводчик, театровед. Получила высшее техническое и филологическое образование в МГУ. С 1970-х гг. участвовала в работе Комиссии по истории московских улиц, занималась изучением истории театральной Москвы. Выявила многие московские адреса театральных деятелей. Составляла картотеку домовладений и атлас старой Москвы, проводила экскурсии по Москве. Автор работ об истории отдельных театров. Похоронена на Николо-Архангельском кладбище.

Сочинения: Садовая-Черногрязская улица, 8. Первый театр Станиславского, М., 1984; Проезд Художественного театра, 3, М., 1989; Прогулки по театральной Москве, М., 1989; Атлас старой Москвы, «Архитектура и строительство Москвы», 1990, № 2—7.

Шефский дом

Шефский дом.

Шефский дом.

Москва.

Ше́фский дом Тамесов дом (Комсомольский проспект, 13). В основе здания — палаты, выстроенные в начале XVIII в. в усадьбе А.Ф. Лопухина. В 1718 усадьбу, включавшую фабричные постройки и сад со скульптурой и прудами, приобрёл голландец И.П. (Джон) Тамес, директор располагавшейся напротив государственной Хамовнической полотняной мануфактуры. В 1770—80-х гг. «на погребах» первоначального здания был возведён новый жилой дом, доныне имеющий облик, характерный для раннего московского классицизма. Монументальный объём украшен глубоким четырёхколонным портиком с двумя пандусами-въездами по его сторонам. В декоре окрашенного в три (белый, жёлтый, красно-охристый) цвета фасада широко использованы стройные лопатки и вертикальные ниши. В начале XIX в. дом был приписан к комплексу Хамовнических казарм, в нём разместились квартиры офицеров и шефа полка, что закрепилось в названии здания. В 1817—18 у жившего здесь декабриста А.Н. Муравьёва собирались члены «Союза благоденствия».

О.М. Замжицкая.

Предыдущая страница Следующая страница