Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕН"-"ЛИТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕН"-"ЛИТ")

Ленкнига

Ленкнига (Невский проспект, 28), книготорговое объединение Министерства печати и массовой информации РСФСравни один из старейших книготоргов страны. Создан в 1919 как торговый сектор Петроградского отделения Госиздата (см. Книжная торговля), современное название с 1974. В системе «Ленкниги» 166 книжных магазинов, в том числе 127 в Ленинграде (из них 47 универсальных, 39 специализированных, 15 букинистических, 3 магазина-салона и 11 магазинов-клубов), 200 киосков, свыше 500 народных книжных магазинов и киосков, 3 коллектора, книжная и канцелярская базы, вычислительный центр, бюро пропаганды и рекламы. Товарооборот 160 млн. руб. (1990). Ленинград проводит праздники книги на предприятиях, выставки-продажи, традиционные (с 1927) книжные базары.

Литература:

Лавров Н. П., Книжный мир Ленинграда, Л., 1985.

Ленконцерт

Ленконцерт (набережная р. Фонтанки, 41), концертная организация. Создан в 1965 на базе концертного бюро Ленинградской филармонии и Ленинградского отделения Всероссийского гастрольно-концертного объединения (образовано в 1957 на основе возникшей в 1931 Ленгосэстрады). Помещается в бывшем доме Кочневой. Состоит из 3 творческих отделов: филармонического (в него входят свыше 130 музыкантов-исполнителей, музыкальные ансамбли), художественного воспитания детей и юношества (ведёт музыкально-просветительскую работу) и эстрадного. В концертах участвуют исполнители как Ленконцерта , так и филармонии, музыкальных театров. Имеет постоянные концертные площадки, в том числе Ленинградский концертный зал, Большой концертный зал «Октябрьский», Дворец спорта «Юбилейный». В 1987 на базе Ленконцерта открыт Камерный музыкальный театр.

Ленметрострой

Ленметрострой (площадь Островского, 7), Управление по строительству метрополитена в Ленинграде, Основан в 1941 как Строительство № 5 Народного комиссариата путей сообщения. В его состав были переданы заводы: Усть-Славянский лесопильный, «Ленинградский литейщик», Пикалёвский цементный и ряд других предприятий и организаций. К июлю 1941 здесь трудились свыше 400 московских рабочих и инженерно-технических работников, свыше 5 тыс. ленинградцев, в основном коммунисты и комсомольцы. 1-я очередь метро длина 16,5 км намечалась по Кировско-Выборгскому направлению: от Автово до переулка Бабурина (ныне улица Смолячкова). Предстояло соорудить 38 км перегонных и станционных тоннелей, 900 м эскалаторных ходов. Уже в мае 1941 вступили в строй 11 шахт, к середине июня пройдено 645 погонных метров тоннелей. Однако с началом Великой Отечественной войны строительство было приостановлено. Метростроевцы возводили оборонительные сооружения вокруг Ленинграда, свайно-ледовые мосты через Неву и другие.гие реки (общей протяжённостью 33 км), восстанавливали и строили дороги и станционные сооружения, вокзалы на многих железнодорожных станциях, в Ленинграде соорудили около 6 тыс. км линий связи, отремонтировали свыше 500 жилых домов и др. После войны работы по проходке тоннелей были возобновлены, но по изменённой схеме, так как законсервированные во время войны горные выработки обрушились. Работы проводились в труднейших геологических условиях, не хватало оборудования, специальной техники, проходчиков. В 1948 на трассе начались стахановские вахты. 15 ноября 1955 сдан в эксплуатацию первый участок Кировско-Выборгской линии протяжённостью 10,8 км с 8 станциями. К 1989 построены 4 линии общей эксплуатационной длиной 87,2 км и 51 станция. При строительстве ленинградского метрополитена был впервые применён новый проходческий щит — комбайн Ясиноватского машиностроительного завода; создан комплекс высокоэффективных подземных коммуникаций, впервые под Невой на участке Правобережной линии проложен тоннель по новой технологии — без применения кессона; в строительстве общественных зданий и сооружений метро разработаны и внедрены пространственные армоцементные конструкции. Ленинградские метростроевцы сооружали тоннели на БАМе, тоннель через Гиндукуш, метро в Ташкенте, участвовали в строительстве Асуанской плотины, метро во многих городах СССР в Праге, Будапеште. Звания Героя Социалистического Труда удостоены И. г. Зубков (в 1941 возглавлял строительство метрополитена), проходчики А. С. Божбов, А. А. Малышев, М. Г. Тихонович. Группа метростроевцев — лауреаты Государственной премии СССР Ленметрострой награждён орденом Ленина (1955), Октябрьской Революции (1976). Многотиражная газета «Ленинградский метростроитель» (с 1942).

Литература:

Иванкин Л. Е., Летопись Ленметростроя, Л., 1984.

«Леннаучфильм»

«Леннаучфильм» (Мельничная улица, 4), Ленинградская студия научно-популярных фильмов, основана в 1933 на базе отдела «Культурфильм» и военного сектора кинофабрики «Госкино» (ныне «Ленфильм»). Ежегодно выпускает около 140 фильмов. В годы Великой Отечественной войны сотрудниками студии были отсняты уникальные материалы о блокаде Ленинграда и событиях на Ленинградском и Волховском фронтах. Многие фильмы отмечены премиями Международных и Всесоюзных кинофестивалей, Государственными премиями СССР и РСФСравни Студия оборудована 3 павильонами и комплексом производственных помещений и цехов. Награждена орденом «Знак Почёта» (1983).

Ленниипградостроительства

Ленниипградостроительства, Ленинградский научно-исследовательский институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов Государственного Комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР (Торжковская улица, 5), образован в 1931 как Ленинградский филиал Всесоюзного объединения «Союзстандартжилстрой», в 1931—33 Ленинградское отделение Всесоюзного объединения «Стандартгорпроект», в 1933—41 Ленинградское отделение треста «Горстройпроект». В 1941—44 в составе проектного треста № 46 Наркомстроя СССР в 1944 восстановлен как отделение треста «Горстройпроект»; в 1951 трест и его филиалы преобразованы в институт под тем же названием, с 1962 Ленинградский Государственный проектный институт «Ленгорстройпроект», с 1963 современное название. Основные направления деятельности: в довоенный период — проектирование и строительство городов и посёлков для важнейших промышленных районов Урала, Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера; в послевоенный период — участие в восстановлении разрушенных в годы Великой Отечественной войны городов РСФСравни Прибалтики, Украины; проектирование новых городов, создаваемых на базе освоения природных ресурсов Севера и Востока (Казахстан, Сибирь, Дальний Восток); фундаментальные теоретические и прикладные научные исследования, разработка нормативных инструктивных и методических материалов для северных регионов страны (расселение, планировка и застройка городов и посёлков), функциональная и планировочная структура поселений (в том числе вахтовых), системы транспортного и культурно-бытового обслуживания, инженерного оборудования и озеленения, реконструкция городов, экономика градостроительства, градостроительная экология; консультативная помощь местным проектным организациям, участие в разработке научных проблем в рамках международного сотрудничества и т. д. В составе института проектное и научные отделения. Деятельность института связана с именами архитекторов-планировщиков Е. Я. Витенберга, М. Г. Воробьёвой, И. М. Давыдова, Л. А. Тимофеева, А. Ф. Шутова и др.

Ленниипроект

Ленниипроект, Ленинградский научно-исследовательский и проектный институт по жилищно-гражданскому строительству Главного управления архитектуры и градостроительства Исполкома Ленгорсовета (площадь Революции, 3), образован в 1925. Первоначально трест «Стройком» Комитета Губпрофсовета и Отдела коммунального хозяйства по строительству рабочих жилищ, с 1928 трест «Стройкомхоз» Губернского отдела коммунального хозяйства, с 1930 трест «Жилгражданстрой» (подчинён Президиуму Ленсовета), с 1931 трест «Ленжилгражданпроект», с 1934 трест «Ленпроект» того же подчинения. В 1941 объединён с Архитектурно-планировочным отделом Ленсовета, в феврале 1944 восстановлен как проектный трест; в 1951 преобразован в проектный институт «Ленпроект», с 1976 современное название. Основные направления деятельности: в довоенный период — проектирование и возведение первенцев советского жилищного и гражданского строительства в Ленинграде, разработка проектов планировки и застройки новых районов и градостроительных узлов, поиски эффективных решений в области типизации и индустриализации строительства; в послевоенный период — активное участие в возрождении Ленинграда, подготовка проектов восстановления многочисленных объектов жилищно-гражданского назначения и создания новых ансамблей в центральных районах города, реставрационных работ по дворцово-парковым ансамблям пригородов Ленинграда; участие в разработке проектов Генеральных планов развития Ленинграда, обеспечение проектной документацией типового индустриального и уникального жилищно-гражданского строительства в Ленинграде. В составе института административно-хозяйственные и технологические отделы, 4 проектных управления, объединяющие группы инженерных отделов и архитектурных мастерских (районных и типологических). Создание и деятельность института связаны с именами архитекторов и инженеров Д. П. Бурышкина, А. И. Гегелло, В. А. Каменского, Е. А. Левинсона, А. И. Наумова, А. С. Никольского, А. А. Оль, Б. Р. Рубаненко, Л. В. Руднева, Б. М. Серебровского, Г. А. Симонова, С. Б. Сперанского, Н. А. Троцкого, И. И. Фомина. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1975).

Литература:

«СиАЛ», 1974, № 12 (номер посвящен истории института).

Ленниихиммаш

Ленниихиммаш (Ленинградский научно-исследовательский институт химического машиностроения) (улица Александра Невского, 9), научно-производственное объединение. Включает также Ленинградский опытный машиностроительный завод «Металлист», Ленинградский машиностроительный завод и некоторые другие. Создан в 1931 как организация по проектированию азотных установок — Азотмашстрой, в том же году переименован В Гипроазотмаш. С 1946 Ленинградский филиал НИИхиммаш, современное название с 1965. Основные направления работ: создание аппаратуры для производства полимерных материалов, низкотемпературной аппаратуры газоразделения и очистки газовых смесей, аппаратуры с перемешивающими устройствами, печей химических производственных крупных поршневых компрессоров и компрессорных установок, аппаратуры воздушного охлаждения, оборудования по переработке пластических масс. Награждён орденом «Знак Почёта» (1981).

Ленподъёмтрансмаш

Ленподъёмтрансмаш (Обводный канал, 118), производственное объединение подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова. Создано в 1982. Изготовляет краны различного назначения: портальные (перегрузочные и монтажные), специальные мостовые, кольцевые с подъёмными колоннами, полукозловые, шахтные для многих отраслей народного хозяйства, выпускает товары народного потребления. Головное предприятие — завод подъёмно-транспортного оборудования имени Кирова. Основано на базе Главных мастерских Петербургско-Варшавской железной дороги. Датой основания считается 1868 — год выпуска первой промышленной продукции (товарных вагонов и паровоза). В 1874 в мастерских состоялась первая крупная забастовка. Рабочие принимали активное участие в революционных событиях 1905—07, 1917, в борьбе за Советскую власть. В 1930 мастерские были переданы из Наркомата путей сообщения в Наркомат тяжёлой промышленности. В 1931 завод начал производство мостовых электрических кранов. В этом же году он стал первым предприятием Ленинграда, которому было присвоено имя Кирова. В довоенный период завод изготовил 1130 различных кранов. В 1941—45 здесь восстановлено 1200 танков, выпущено большое количество другого вооружения. За трудовой подвиг коллектив завода награждён Красным знаменем ГКО. Современная продукция экспортируется в 14 стран. Завод награждён орденом Трудового Красного Знамени (1968).

«Ленполиграфмаш»

Производственное объединение «Ленполиграфмаш».

Производственное объединение «Ленполиграфмаш».

Производственное объединение «Ленполиграфмаш».

Один из цехов.

«Ленполиграфмаш» (набережная р. Карповки, 5), производственное объединение полиграфического машиностроения. Разрабатывает и выпускает линотипы, шрифтовые матрицы, комплексы электронного фотонаборного оборудования (наборно-программирующие аппараты, устройства для корректуры текста, фотонаборные автоматы, лазерные выводные устройства, установки для обработки и монтажа фотоматериалов, шрифтоносители). Образовано в 1986. Базовое предприятие — завод полиграфических машин (название с 1946). Основан в 1890 инженером-технологом И. А. Семёновым как механическая (машиностроительная) мастерская по производству гильзомундштучных и табачно-набивных машин. Рабочие мастерской принимали активное участие в революционном движении; некоторые из них состояли в петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». С 1919 Государственный завод точного машиностроения, в 1922 заводу присвоено имя деятеля германского рабочего движения Макса Гельца (1889—1933). Выпускались табачные и трикотажные машины, что позволило отказаться от их импорта. В 1930 на заводе организовано производство наборных и другие.гих полиграфических машин. В 1932 выпущены первые советские линотипы, с 1933 налажено их серийное производство и в дальнейшем разработаны 18 моделей этих машин. Машины экспортировались более чем в 50 стран. В 1941—45 завод выпускал военную продукцию, в том числе пулемёты «Максим». Многие работники сражались на фронтах. Бывшему токарю В. В. Богатырёву присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). С 1945 возобновился выпуск основной продукции. С начала 1970-х гг. освоен и налажен выпуск электронной фотонаборной техники, включающей высокоточные оптико-механического устройства. Работники объединения В. Ф. Захаров и М. И. Фалин удостоены звания Героя Социалистического Труда. 8 лауреатов Государственной премии СССР Завод награждён орденом Октябрьской Революции (1971), Отечественной войны 1-й степени (1945). На территории завода памятник погибшим в Великую Отечественную войну, памятник советскому линотипу. Работает учебный центр. Многотиражная газета «Трибуна машиностроителя» (с 1931, первоначальное название «Макс Гельц»).

Литература:

Киршин В. Н., Орден на знамени, [М.—Л., 1965];

Лайков А. М., Левинсон Л. И., Завод продолжает традиции, М., 1969.

Ленпромстройпроект

Ленпромстройпроект, Ленинградский государственный проектный институт (ГПИ ЛенПСП) Госстроя СССР (Ленинский проспект, 160), Основан в 1931 как Ленинградское отделение треста Госпроектстрой № 1 (с 1932 отделение треста Металлостройпроект, с 1933 — треста Промстройпроект). В 1938 преобразовано в Государственный трест № 46 Наркомата оборонной промышленности, с 1940 Государственный трест № 46 Наркомстроя СССР с 1947 Государственный трест Ленпромстройпроект, с 1951 современное название. Основные направления деятельности: в довоенный период — разработка основ и главных принципов отечественной школы промышленного проектирования, проектирование и строительство крупнейших индустриальных объектов и комплексов; в годы Великой Отечественной войны — подготовка проектными группами в эвакуации проектно-изыскательской документации для ввода в строй и приспособления под нужды оборонной промышленности предприятий, перебазированных на восток; в послевоенный период — участие в восстановлении разрушенных предприятий (в том числе в Ленинграде), технологическое и строительное проектирование баз строительной индустрии, формирование главных тематических направлений проектной деятельности института — проектирование предприятий чёрной и цветной металлургии и комплексов целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности с использованием средств электроники и вычислительной техники, осуществление функций головного территориального института Северо-Западного экономического региона страны — разработка схем генеральных планов промузлов и схем размещения предприятий с целью упорядочения промышленных зон в регионе. С институтом связана деятельность основоположников отечественной школы промышленного проектирования, среди которых архитекторы Е. Н. Гагрина, В. Н. Добрецов, Б. Н. Куликов, А. Н. Лысяков, В. М. Максимов, П. С. Терехов, инженеры С. Л. Агроскин, Д. П. Белик, Г. А. Вознесенский, Ф. И. Гусев, Н. И. Игошин, Д. Г. Иткинд, М. Е. Липницкий, М. В. Раков. В составе института: 17 проектно-производственных отделов (в том числе отдел генеральных планов и промузлов, 6 архитектурно-строительных отделов, 2 сантехнических, отдел металлоконструкций). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966).

Литература:

Добрецов В. Н., Итоги деятельности института и его задачи на будущее, в кн.: Строительное проектирование промышленных предприятий, Л., 1969;

Хрущев В. Ф., Проекты для Ленинграда, в кн.: Новые прогрессивные решения в проектах промышленных предприятий, Л., 1980;

его же, Ленинградский Промстройпроект — школа архитектурного проектирования промышленных предприятий, «Промышленное строительство», 1984, № 11.

«Ленсистемотехника»

«Ленсистемотехника» (Измайловский проспект, 14), научно-технологическое и проектное объединение, подчинено Технологическому управлению Исполкома Ленсовета. Образовано в 1969. Осуществляет научно-исследовательские, проектные и информационно-вычислительные работы на основе применения экономическо-математических методов, средств вычислительной техники, связи и оргтехники. В 1980 в составе объединения создан Вычислительной центр коллективного пользования — один из первых в стране. Объединение является головным по автоматизации обработки информации для управления городским хозяйством Ленинграда. Функционируют автоматизированные системы: плановых расчётов Ленгорплана и районных плановых комиссий; обработки информации для отделов аппарата Исполкома. Действуют межотраслевая АСУ «Коммунальное хозяйство» (1-я очередь), предназначенная координировать и контролировать деятельность 900 организаций при производстве ремонтных и строительных работ на магистралях и улицах города; информационно-справочная система «ГАИ—Ленинград». Разрабатываются и внедряются другие автоматизированные системы обработки информации, информационно-справочные системы, программно-технологические комплексы и др. Получила развитие сеть абонентских пунктов с телеобработкой информации. Механик А. И. Голубков удостоен звания Героя Социалистического Труда.

«Ленфильм»

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лесгафт Пётр Францевич

Лесгафт Пётр Францевич (1837—1909), анатом, педагог; основатель научной системы физического воспитания, врачебного и педагогического контроля в физической культуре; один из основоположников отечественной анатомии. Родился в Петербурге. Окончил МХА (1861). С 1868 профессор Казанского университета. С 1871 снова в МХА. В 1874—86 занимался вопросами организации физического воспитания и образования в военно-учебных заведениях. В 1886—97 читал лекции по анатомии в Петербургском университете и на Рождественских женских курсах. Организовал (1893) Биологическую лабораторию (с 1918 Естественнонаучный институт имени Лесгафта ); на здании Зоологического института АН СССР (проспект Маклина, 32), где помещалась лаборатория, — мемориальная доска. В 1896 при лаборатории создал Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования (см. Лесгафтовские курсы), которые в 1906—07 функционировали как Педагогическое отделение открытой Лесгафтом Высшей вольной школы. На базе курсов в 1919 организован Институт физического образования имени Лесгафта (ныне Ленинградский институт физической культуры имени Лесгафта ); во дворе института (улица Декабристов, 35) памятник Лесгафту (1959, автор неизвестен). Умер близ Каира. Похоронен на Литераторских мостках.

Литература:

Экономов Л. А., Страстный учитель. Повествование о П. Ф. Лесгафте, М., 1969;

Шабунин А. В., П. Ф. Лесгафт, М., 1982;

его же, Лесгафт в Петербурге, Л., 1989.

Лесгафтовские курсы

Лесгафтовские курсы (Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования), женское педагогическое учебное заведение, Основано в 1896 П. Ф. Лесгафтом. До 1898 двухгодичные, назывались Временными курсами для приготовления руководительниц физических упражнений и игр; затем срок обучения увеличен до 3 лет. Принимались лица со средним образованием, других ограничений при приёме не было. Выпускницы могли работать в школах и дошкольных учреждениях, но официальных прав курсы не давали. Особое внимание обращалось на практическую подготовку учащихся, которая проводилась в детских яслях, приютах, садах и школах Петербурга. Революционные настроения в среде курсисток привели к закрытию курсов в 1905. В 1906—07 Лесгафтовские курсы возрождены как Педагогическое отделение Высшей вольной школы при Биологической лаборатории Лесгафта (закрыты из-за студенческих волнений; вновь открыты в 1909). С 1910 стали Отделением физического образования Высших курсов П. Ф. Лесгафта в здании Биологической лаборатории. Срок обучения увеличился до 4 лет: 2 года общеобразовательных занятий на основном факультете и 2 года изучения специальных дисциплин. Курсы отличались высоким уровнем естественнонаучного и педагогического образования. Среди преподавателей — А. Ф. Иоффе, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский, Н. А. Морозов, Л. А. Орбели, Е. В. Тарле, А. А. Ухтомский. В 1919 курсы преобразованы в Институт физического образования имени Лесгафта (ныне Институт физической культуры имени Лесгафта). В здании курсов (проспект Маклина, 32) в ноябре 1905 В. И. Ленин вёл занятия кружка аграрников-марксистов, в 1906 бывал на партийных собраниях Московского, Нарвского и другие.гих районов Петербурга (мемориальная доска).

Лесков Николай Семёнович

Лесков Николай Семёнович (1831—1895), писатель. Жил в Петербурге с 1861 (с перерывами: поездки по России и за границу). Квартиры снимал на Фурштадтской улице (ныне улица Петра Лаврова, 62), на Невском проспекте, 61, Литейном проспекте, 24. В статьях начала 60-х гг., рассказе «Овцебык» (1863), романах «Некуда» (1864) и «Обойдённые» (1865), полемически заострённых против романа «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, утверждал несостоятельность социалистических и революционных идей русских радикальных демократов. В очерковой книге «Загадочный человек» (1870) с иронией изобразил революционно-демократическое движение 60-х гг. и его участников, А. И. Герцена, Н. А. Некрасова, братьев Курочкиных и др. Памфлетно представлена деятельность «шестидесятников» в антинигилистическом романе «На ножах» (1870—71). Тогда же написал ряд реалистических повестей и рассказов о тяжёлом положении крестьян, роман «Житие одной бабы» (1863) и «русскую новеллу», живописующую драматичный провинциальный быт, — «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). В 1867 на сцене Александрийского театра поставлена драма Лескова «Расточитель», опубликовано в журнале «Литературная библиотека». В 70—80-х гг. Лесков создал самобытные по стилю, замыслу (положительный тип русского человека) и идейному воплощению (пафос очарованности жизнью, христианское братолюбие) произведение о национальном характере, о судьбе таланта в России, о русских праведниках (роман «Соборяне», 1872, повести «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел» — обе 1873, рассказ «Однодум», 1879, «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881). В середине 70-х гг. углубляется критическое отношение к российской социально-политической реальности. В 80-х гг. проявил устойчивый интерес к религиозной теме (в том числе в жанре легенды), во имя живой христианской веры критиковал официальную церковность (очерки «Мелочи архиерейской жизни», 1878—80, повести). Под конец жизни, усиливая социальную и национальную критику, обратился к бичующей сатире («Загон», 1893; «Административная грация», 1893; «Дама и фефёла», 1894, и др.), подчас трагического звучания. Похоронен на Литераторских мостках.

Литература:

Чуднова Л. Г., Лесков в Петербурге, Л., 1975;

Лесков А. Н., Жизнь Н. Лескова, т. 1—2, М., 1984;

Аннинский Л. А., Лесковское ожерелье, 2 изд., М., 1986.

Лесного хозяйства институт

Лесного хозяйства институт, Ленинградский научно-исследовательский (ЛенНИИЛХ) Государственного Комитета СССР по лесу (Институтский проспект, 21), создан в 1929 на базе Центральной лесной опытной станции. До 1932 называемый Научно-исследовательский институт лесного хозяйства и лесной промышленности, в 1932—56 — Центральный научно-исследовательский институт лесного хозяйства. Основная тематика: экономика лесного хозяйства, лесоустройство и его современные методы (аэрометоды), лесоосушительная мелиорация, борьба с лесными пожарами, применение химических средств в лесном хозяйстве, лесовосстановление в таёжных условиях и создание средств механизации. Институтом разработаны способы и средства борьбы с лесными пожарами, оригинальная технология химического ухода за лесом, комплекс машин для осушения леса и его восстановления на переувлажнённых почвах. Научно-производственная база: Вырицкий опытно-механический завод, Сиверский опытно-показательный механизированный лесхоз, Псковская и Петрозаводская лесные опытные станции и ряд опорных пунктов.

Лесной

Лесной, местность в северной части Ленинграда, на Выборгской стороне, к северу от пересечения Окружной железной дороги с линией Ленинград — Выборг. В 1811 сюда из Царского Села переведено Практическое лесное училище, преобразованное в Лесной институт (ныне Лесотехническая академия имени С. М. Кирова), в окрестностях возник дачный поселок Лесной . В августе 1879 на конспиративной даче в Лесном проходили совещания членов «Земли и воли», в результате которых произошёл окончательный раскол организации на «Народную волю» и «Чёрный передел». В 1917 Лесной вошёл в Лесновско-Удельнинский район Петербурга, 16(29) октября 1917 в помещении районной Думы (Болотная улица, 13/17) под руководством В. И. Ленина состоялось расширенное заседание ЦК РСДРП(б), на котором избран Партийный центр для руководства вооруженным восстанием (ныне в здании мемориальный историко-революционный музей Выборгской стороны, в 1957 перед ним открыт памятник-бюст В. И. Ленину). С 1922 Лесной в черте города. В парке Лесотехнической академии братские могилы красногвардейцев, павших при подавлении мятежа Керенского — Краснова, и красноармейцев и матросов, погибших во время Гражданской войны (обелиск, 1953). Прилегающие к парку территории в 1950—60-х гг. застроены современными жилыми домами (архитекторы В. Ф. Белов, Л. Л. Шрётер и др.), в 1975 открыта станции метро «Лесная». Название « Лесной » сохранилось также в наименовании Лесного проспекта.

Литература:

Безбах С. А., Лесной, Л., 1929.

Лесопарковый защитный пояс

Лесопарковый защитный пояс, лесная зона вокруг Ленинграда радиусом до 60 км, служащая для улучшения санитарно-гигиенического состояния города и создания мест отдыха для населения. Расположен в основном на Карельском перешейке. Выделен в 1933, несколько раз менял границы. Площадь свыше 140 тыс. га, из них под лесом свыше 120 тыс. га (1990). На базе естественных лесных массивов в Лесопарковом защитном поясе созданы 42 лесопарка. В чистых и смешанных насаждениях лесопарков произрастают сосна, лиственница, ель, берёза, осина, ольха, липа, дуб и другие.гие породы. Леса их относятся к первой группе — в них запрещены главные рубки, широко проводятся рубки ухода, ландшафтные и лесовосстановительные работы. Каждый лесопарк имеет свои особенности: в лесопарке «Разлив» создан мемориальный комплекс, связанный с пребыванием здесь В. И. Ленина; лесопарк «Невский» славится своими ландшафтами, Ново-Орловский лесопарк — водоёмами с дикими утками, Песоченский — прогулочными маршрутами, Северо-Приморский — живописными дубами на берегу Финского залива. В пределах Лесопаркового защитного пояса расположены города, дачные и рабочие посёлки (в том числе Ропша, Стрельна, Сестрорецк, Солнечное, Зеленогорск и др.), 40 санаториев, 15 спортивных и туристских баз, 360 детских учреждений, пансионаты, базы отдыха предприятий и т. п. (см. Ленинградская курортная зона). Летом в лесопарки Лесопаркового защитного пояса выезжает в выходные дни более 1,5 млн. человек; через лесные массивы Лесопаркового защитного пояса проходят многочисленные туристские маршруты.

Лесотехническая академия

Лесотехническая академия имени С. М. Кирова.

Лесотехническая академия имени С. М. Кирова.

Лесотехническая академия имени С. М. Кирова.

Санкт-Петербург.

Лесотехническая академия имени С. М. Кирова (ЛТА) (Институтский переулок, 5), один из старейших отраслевых вузов в Европе. Основан в 1803 как Практическое лесное училище (Царское Село). С 1811 Лесной институт в Петербурге. С 1848 получил статус вуза (в 1837—63 имел военное устройство по образцу кадетских корпусов). В 1862 реорганизован в Лесную академию. С 1864 называется Земледельческим институтом (отделения: лесное и агрономическое), в 1877 переименован в Лесной институт. Современное название с 1929. В 1935 присвоено имя Кирова. С академией связана деятельность многих отечественных учёных, среди них: И. П. Бородин, П. А. Костычев, Д. Н. Кайгородов, Г. Ф. Морозов, Д. А. Лачинов, А. Н. Энгельгардт, А. Ф. Рудзкий, М. М. Орлов, Н. А. Холодковский, Л. А. Иванов, М. Г. Кучеров, Н. Н. Павловский, В. Н. Оболенский, В. Н. Сукачёв. Студенты и преподаватели института были активными участниками революционного движения, в их числе В. А. Врублевский, Н. В. Шелгунов, С. М. Кравчинский и др. В период Великой Отечественной войны в лабораториях и мастерских ЛТА изготовлялась оборонная продукция. В академии (1990): факультеты — лесохозяйственный, лесоинженерной, механической технологии древесины, химико-технологический, лесомеханический, инженерно-экономический; 49 кафедр, аспирантура; факультет повышения квалификации; учебно-опытные лесные хозяйства, в том числе Линдуловская роща, ботанический сад, музей, лаборатории; фундаментальная библиотека (около 1,5 млн. единиц хранения по всем отраслям лесного хозяйства). Имеет филиал в Сыктывкаре. В 1990/91 учебном году в ЛТА было свыше 8 тыс. студентов, в том числе около половины — заочники. В академии занято свыше 820 преподавателей и научных сотрудников, в том числе 65 докторов и свыше 420 кандидат наук. За годы существования ЛТА подготовила свыше 77 тыс. специалистов, в том числе 50 тыс. — за годы Советской власти. Награждена орденом Ленина (1953). В 1898—1943 издавались «Научные труды», с 1973 выпускаются межвузовские тематические сборники. Многотиражная газета «Лесотехник» (с 1929).

Литература:

Крупнейший лесной вуз СССР М.—Л., 1967;

Общественно-политическая деятельность Ленинградской ордена Ленина лесотехнической академии имени С. М. Кирова, Л., 1983.

Летний дворец

Летний дворец Петра I.

Летний дворец Петра I.

Летний дворец Петра I.

Санкт-Петербург.

Летний дворец Петра I, памятник архитектуры начала XVIII в. северо-восточной части Летнего сада. Построен в 1710-14 (архитектор Д. Трезини) наподобие «образцового» дома «для именитых» в формах петровского барокко. В отделке Летнего дворца принимали участие архитекторы А. Шлютер, Н. Микетти, М. Г. Земцов. Прямоугольное в плане 2-этажное каменное здание с 4-скатной крутой кровлей украшено снаружи узким орнаментальным фризом, рустами по углам и 29 прямоугольными барельефами (на мифологические темы), аллегорически прославляющими победу России в Северной войне 1700-21 (скульптор А. Шлютер); окна с мелкой расстекловкой обрамлены широкими наличниками. Внутренние помещения Летнего дворца имеют анфиладное расположение (по 7 комнат в каждом этаже); особую ценность представляют сохранившиеся в них живописные плафоны, написанные маслом по холсту (2 из них работы Г. Гзеля), резные дубовые панно (1721, Н. Пино), изразцовые печи. Одновременно с дворцом строились служебные корпуса; с южной стороны была сооружена небольшая, прямоугольная в плане гавань, соединявшаяся с Фонтанкой.

После смерти Петра I (1725) в Летнем дворце проживали члены императорской фамилии и придворные. С 40-х гг. XVIII в. Летний дворец сдавался на лето сановникам (в результате многочисленных переделок искажено первоначальное убранство интерьеров, исчезли многие реликвии, связанные с Петром I). С 1840-х гг. Летний дворец пустовал (доступ для осмотра был открыт лишь высокопоставленным особам с разрешения гофинтендантской конторы). В конце XIX - начале XX вв. в Летнем дворце устраивались исторические и художественной выставки. После Октябрьской революции Летний дворец взят под охрану государства. В 1923-25 в Летнем дворце историко-бытовой музей, в дальнейшем дворец использовался для выставок (в 1925 прошла выставка, посвященная 200-летию АН; экспонировались уникальные предметы, приборы, документы начала XVIII в.). С 1934 Летний дворец  - историко-бытовой мемориальный музей, посвященный эпохе Петра I. С началом Великой Отечественной войны большая часть экспонатов была эвакуирована, фасады дворца покрыты камуфляжной окраской, окна закрыты специальными щитами. В результате артобстрелов Летний дворец получил повреждения. После ремонта в 1947 дворец открыт для посетителей. В 1949-53 восстановлены 7 живописных плафонов (художник-реставратор С. И. Коган), в конце 50-х - начале 60-х гг. проведена комплексная реставрация Летнего дворца (руководитель - архитектор А. Э. Гессен), восстановлены интерьеры начала XVIII в. В экспозиции Летнего дворца  - произведения живописи западноевропейских мастеров начала XVIII в., подлинные мебель, предметы быта, костюмы Петра I, токарные станки конструкции А. К. Нартова, на которых работал Петр I, и другие реликвии. В помещении токарной находится уникальный ветровой прибор, соединённый с флюгером на крыше дворца и показывающий направление и скорость ветра (изготовлен в Дрездене мастерами И. Динглингером, А. Гертнером, М. Боденаром).

Литература:

Восстановление памятников архитектуры Ленинграда, 2 изд., Л., 1987;

См. также литературу при статье Летний сад.

Летний сад

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Летопись»

«Летопись», ежемесячный литературный, научный и политический журнал, основан М. Горьким. Выходил с декабря 1915 по декабрь 1917. Тираж 10—12 тыс. экземпляров. Редакция — на улице Большая Монетная, 18. Издатель A. Н. Тихонов, редактор А. Ф. Радзишевский. Публиковались произведения М. Горького, М. М. Пришвина, Ф. В. Гладкова, И. А. Бунина, В. Я. Брюсова, К. А. Тренёва, С. А. Есенина, А. А. Блока, Г. Уэллса, А. Франса, Р. Роллана, Дж. Лондона и др. Активное участие в «Летописи» принимали учёные К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, И. И. Мечников и др., сотрудничали большевики И. И. Скворцов-Степанов, В. П. Ногин, Н. К. Крупская и др. Журнал подвергался цензурным преследованиям.

Лештуков мост

Лештуков мост, через р. Фонтанка, в створе переулка Джамбула (бывший Лештуков переулок, отсюда название), напротив БДТ имени М. Горького. Построен в 1907 в виде 5-пролётного деревянного балочно-подкосного моста. В 1952 деревянные балки заменены металлическими. Длина 58,2 м, ширина 14,2.

Лигово

Лигово, 1) название Урицка до 1918. 2) Бывший дачный посёлок в юго-западной части Ленинграда, к северу от одноименной железнодорожной станции, существовал в 1920—30-х гг., полностью уничтожен в ходе боёв 1941—44. С 1963 территория Лигово в черте города. Восточная часть земель Лигово слилась с кварталами Ульянки, западная — с Урицком.

«Лиговская»

«Лиговская», станция метро Правобережной линии. Открыта в 1991. архитекторы Ю. В. Еечко, Н. В. Ромашин-Тиманов. Наземный вестибюль встроен в административное здание Ленметрополитена на углу Транспортного переулка и Лиговского проспекта. В оформлении использованы белый мрамор, серый и красный гранит. Над эскалаторным тоннелем балюстрада с декоративной решёткой и тумбами с оригинальными светильниками. На больших витражах из цветного стекла (творческая мастерская академика А. А. Мыльникова) виды старого Петербурга. Перронный зал односводчатый. Стены и пол покрыты полированным красным гранитом. В торце арка с декоративными витражами.

Лиговский канал

Лиговский канал, проходил из юго-западной части города в центральные районы. Начинался вблизи деревни Горелово от р. Лига (отсюда название), вытекавшей из Дудергофского озера, и завершался бассейном, вырытым на месте современного Некрасовского сквера (пересечение Греческого проспекта и улицы Некрасова, бывшей Бассейной). Сооружён в 1718—21 по проекту директора Морской академии Г. Г. Скорнякова-Писарева. Самоточный канал длина около 23 км и ширина по дну 2—4 м снабжал Петербург питьевой водой. Из бассейна вода по трубам поступала к фонтанам Летнего сада (для чего в 1725—27 устроен мост-акведук через р. Фонтанка; см. Пестеля мост) и прудам Таврического сада. Лиговский канал утратил значение после наводнения 1777, когда были уничтожены фонтаны и испорчена их водопроводная система. К концу XIX в. канал в пределах города пришёл в запустение и превратился в свалку нечистот. В 1891—92 засыпаны бассейн и участок Лиговского канала до пересечения с Обводным каналом, получивший название Лиговской улицы (с 1956 Лиговский проспект), к 1926 — участок до Московского проспекта, в 1965—69 — до пересечения с Краснопутиловской улицей, где сделан отвод воды Лиговского канала в р. Красненькая.

Лиговский народный дом

Лиговский народный дом, см. в статье Народные дома.

Лиговский проспект

Лиговский проспект.

Лиговский проспект.

Лиговский проспект.

Санкт-Петербург.

Лиговский проспект (до 1956 Литовская улица), между улицей Некрасова и Московским проспектом. Проложен по трассе засыпанного участка Лиговского канала (отсюда название). В XVIII—XIX вв. в районе современного Лиговского проспекта стояли извозчичьи дворы, питейные дома, чайные и т. д. В 1848—51 сооружена Крестовоздвиженская церковь, в 1869 — Детская больница принца Ольденбургского (архитектор Ц. А. Кавос), ныне Детская больница № 19 имени К. А. Раухфуса (дом 8), в 1870—71 — Евангелическая больница, ныне Фтизиопульмонологический институт (дома 2—4). В 1910—11 построен дом 44 (архитекторы С. П. Галензовский, И. А. Претро), в 1913—14 — дом 91 (архитектор А. Л. Лишневский). После Октябрьской революции Лиговский проспект благоустроен, озеленён. На Лиговском проспекте : Большой концертный зал «Октябрьский» (дом 6), кинотеатр «Север» (дом 153), библиотека имени М. Горького (дом 215). В доме 25/8 в 1903 находилась подпольная типография Петербургского комитета РСДРП. В доме 44 в 1917 на квартире М. С. Ольминского происходило заседание Русского бюро ЦК РСДРП(б). На Лиговском проспекте жили А. И. Воейков (дом 3/9), Ф. М. Достоевский (дом 25), В. Г. Короленко (дом 29) и др. С  Лиговским проспектом связаны жизнь и деятельность В. И. Ленина (дома 3, 41), Н. И. Кибальчича (дом 83). В 1988 в доме 73 открыт Музей хлебопекарного дела.

Литература:

Борисов С. С., Перспективы Лиговского, «СиАЛ», 1976, № 4.

Лидваль Фёдор Иванович

Лидваль Фёдор Иванович (Иоган Фридрих) (1870—1945), архитектор. Родился в Петербурге. Окончил АХ (1896), академик с 1909. Ведущий мастер стиля «модерн» и неоклассицизма, автор комфортабельных многоквартирных жилых домов и крупных общественных зданий: дом Лидваля, на улице Софьи Перовской, 1—3, улице Желябова, 19 (все — 1904—05) и Кировском проспекте, 61(1906—07), здания Второго общества взаимного кредита (Садовая улица, 34; 1907—08), Азовско-донского коммерческого банка (см. Банковские здания). Лучшие произведения Лидваля : дом Нобеля, дом Толстого, Гостиница «Астория», завершившая ансамбль Исаакиевской площади. С 1918 жил в Стокгольме.

Литература:

Исаченков. Г., Оль Г. А., Ф. Лидваль, Л., 1987.

Лидваля дом

Дом Лидваля.

Дом Лидваля.

Дом Лидваля.

Санкт-Петербург.

Лидваля дом (Кировский проспект, 1-3), памятник архитектуры стиля «модерн». Построен в 1899-1904 (архитектор Ф. И. Лидваль). Представляет собой новый тип многоквартирного жилого дома с открытым озеленённым двором - курдонёром. Асимметричные разноэтажные корпуса отличаются живописным силуэтом, выразительной пластикой, большим разнообразием форм эркеров, балконов, свободно сгруппированных окон. В отделке применены естественный камень и фактурная штукатурка, художественный металл и скульптурные рельефы (птицы, звери, стилизованные растительные мотивы). Дом Лидваля  - один из первых образцов так называемого северного «модерна». В 1915-30 в доме Лидваля жил Ю. М. Юрьев.

Линейки

Линейки, см. Омнибус.

Линии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лисий Нос

Лисий Нос, поселок городского типа (с 1948), на северном берегу Финского залива; подчинён Приморскому райсовету. Железнодорожная станция в 25 км от Ленинграда. Название по одноименному мысу. Село Лисичье, «что на Корине носу», известен с 1500. В начале XVIII в. на Лисьем Носу неоднократно бывал Пётр I, по его указанию посажена дубовая роща (так называемые Средние дубки). В начале Крымской войны 1853—56 на Лисьем Носу сооружена артиллерийская батарея. В период революции 1905—07 на Лисьем Носу совершались казни революционеров (современники называли его «лобным местом революции»), здесь же тайно хоронили казнённых. В годы Великой Отечественной войны через пристань Лисьего Носа шло снабжение Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма (см. «Малая дорога жизни»), зимой 1943—44 отсюда переправлены на плацдарм многие части и соединения Второй Ударной армии. Пляжи в окрестностях Лисьего Носа  — место отдыха ленинградцев. В районе Лисьего Носа ведётся (с 1979) строительство сооружений по защите Ленинграда от наводнений (см. Защитные сооружения).

Литература:

Венедиктов Д., Лисий Нос — лобное место российской революции, М., 1929.

Лисянский Юрий Фёдорович

Лисянский Юрий Фёдорович (1773—1837), мореплаватель, капитан 1-го ранга (1809). В 1786 окончил морской кадетский корпус, ныне Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе (набережная Лейтенанта Шмидта, 17; на здании — мемориальная доска). Участвовал в войне со Швецией (1788—90). В первой русской кругосветной экспедиции под началом И. Ф. Крузенштерна (1803—06) командовал шлюпом «Нева». После окончания экспедиции служил на Балтийском флоте; с 1809 в отставке, жил в Петербурге на углу современной улица Дзержинского и переулка Ильича (дом не сохранился), с начала 1830-х гг. — на Садовой улице, 89. Похоронен в Некрополе мастеров искусств.

Литература:

Невский В. В., Первое путешествие россиян вокруг света, М., 1951;

Шустов А., Петербуржец Лисянский, «ЛП», 1989, № 11.

Литейный мост

Литейный мост через Неву.

Литейный мост через Неву.

Литейный мост через Неву.

Санкт-Петербург.

Литейный мост (в 1903—17 мост Императора Александра II, или Александровский), через Неву, соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне. Построен в 1875—79 (инженер А. Е. Струве) на месте переведённого сюда около 1851 Воскресенского плашкоутного моста [с 1786 находился в створе Воскресенского проспекта (ныне проспект Чернышевского); отсюда название]. Вопрос о строительстве Литейного моста в 1867—74 обсуждался в правительстве, ему предшествовал международный конкурс (представлено 17 проектов). Литейный мост  — 6-пролётный, 5 пролётов перекрыты арочными сквозными фермами, поворотный пролёт у левого берега Невы имел раскосные фермы с ездой поверху. На литых чугунных решётках перил Литейного моста (архитектор К. К. Рахау) изображение герба Петербурга. Опоры Литейного моста устроены на кессонном основании. Литейный мост  — первый мост Петербурга, имевший с 1879 электрическое освещение («свечи» П. Н. Яблочкова на светильниках, изготовленных по проекту архитектор Ц. А. Кавоса). В 1965—67 Литейный мост капитально переустроен (инженеры Л. А. Вильдгрубе, Н. Д. Шипов, К. П. Клочков, архитектор Ю. И. Синица) с сохранением части опор. Пролётные строения неразрезные, сталежелезобетонные, балочные, со сплошными стенками; поворотный пролёт заменён раскрывающимся однокрылым. На обоих берегах в 1966—69 сооружены транспортные развязки в двух уровнях. Длина моста (без тоннелей развязок) 396 м, ширина 34 м.

Литература:

Кириллов Н., Мосты вступают в строй, «БА», 1965, № 29;

Пунин А. Л., Повесть о ленинградских мостах, Л., 1971, с. 90—96, 180—82;

Суслов В., Поздравьте Литейный мост!, «Нева», 1979, № 8;

Бунин М. С., Мосты Ленинграда, Л., 1986, с. 129—33, 214—20.

Литейный проспект

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница