Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БЕД")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БЕД")

Бабуринский жилмассив

Бабуринский жилмассив, один из первых жилмассивов для рабочих Выборгской стороны, памятник советского градостроительства. Сооружён в 1928—32 (архитекторы Г. А. Симонов, Т. Д. Каценеленбоген, В. А. Жуковская) в районе пересечения Бабурина переулка (отсюда название, ныне улица Смолячкова, 14—16) и Лесного проспекта. Включает восемь 5-этажных жилых домов на 3,5 тыс. жителей, детсад-ясли, механическую прачечную, магазин и др. Строительство Бабуринского жилмассива  — один из первых в советской архитектуре опытов поквартальной застройки.

Бабушкин Иван Васильевич

Бабушкин Иван Васильевич (1873—1906), революционный деятель. Член РСДРП, большевик. С 1887 рабочий Пароходного завода в Кронштадте [на одном из цехов (Июльская улица, 2) — мемориальная доска]. С 1891 слесарь на Семянниковском заводе в Петербурге (проспект Обуховской Обороны, 51; мемориальная доска); с 1894 член социал-демократического кружка, в котором вёл занятия В. И. Ленин. С 1895 член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 арестован, выслан. В 1902 член ЦК РСДРП. В 1903 арестован и сослан в Сибирь. Во время революции 1905—07 один из руководителей вооруженного восстания в Чите. Расстрелян карателями. Именем Бабушкина в 1940 названа улица (бывшая Кладбищенская, в районе проспект Обуховской Обороны). Его имя присвоено ПКиО (проспект Обуховской Обороны, 149), в котором в 1956 установлен памятник (скульптор И. С. Зноба, архитектор К. Л. Иогансон). В Историко-революционном мемориале Невской заставы — бюст Бабушкина (1974). В школе № 342 создан музей Бабушкина .

Сочинения:

Воспоминания, М., 1955.

Литература:

Мишкевич Г. И., И. В. Бабушкин. Документальная повесть, 3 изд., Л., 1983.

Бадаев Алексей Егорович

Бадаев Алексей Егорович (1883—1951), партийный и государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1904. В Петербурге с 1903, рабочий Александровского завода, главных вагонных мастерских Николаевской железной дороги. В 1912—14 депутат 4-й государственной думы от рабочих Петербурга и Петербургской губернии, член большевистской фракции, совещания которой проходили на квартире Бадаева (Шпалерная улица, 446). В 1913—14 член ЦК и Русского бюро ЦК РСДРП, официальный издатель «Правды». В 1914 арестован и сослан в Туруханский край. С марта 1917 в Петербурге, гласный городской думы, председатель Центральной продовольственной управы. Участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. С 1918 продкомиссар Петроградской и Северной областей В 1921—26 член, секретарь Ленгубкома ВКП(б). С 1930 в системе потребкооперации. В 1938—43 председатель Президиума ВС РСФСравни С 1925 член ЦК ВКП(б) (кандидат с 1922). Член ВЦИК и ЦИК СССР депутат ВС СССР в 1937—50. Автор книги «Большевики в государственной думе». Именем Бадаева были названы продовольственные склады (см. Бадаевские склады), в 1975 новая улица (на правом берегу Невы). Его имя присвоено хлебозаводу № 61 (Херсонская улица, 22).

Литература:

Почебут Г. А., Малкин Б. Г., А. Е. Бадаев — депутат питерских рабочих, Л., 1962;

Спичка А. М., «Номер первый». Документальная повесть об А. Е. Бадаеве, Л., 1987.

Бадаев Георгий Фёдорович

Бадаев Георгий Фёдорович (1909—1950), партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1925. Родился в Петербурге Был рабочим на ленинградских предприятиях, затем на инженерно-технической работе. По окончании в 1937 Ленинградской промышленной академии секретарь парткома завода имени К. Маркса. В 1939—43 первой секретарь Московского райкома ВКП(б). В 1943—46 секретарь Ленинградского горкома; один из руководителей обороны Ленинграда В 1946—49 второй секретарь Ленинградского обкома ВКП(б). Необоснованно репрессирован (см. «Ленинградское дело»); реабилитирован посмертно.

Бадаевские склады

Бадаевские склады (Склады имени А. Е. Бадаева), деревянные складские помещения для хранения текущих продовольственных запасов. Построены в 1914. Были расположены в Московском районе Ленинграда (Киевская улица, 5). 8 сентября 1941 во время первого массированного налёта на город немецко-фашистской авиации подожжены зажигательными бомбами. Пожар продолжался свыше 5 ч. Сгорело 41 строение и в них 3 тыс. т муки и около 2500 т сахара (по действовавшим тогда нормам — полуторасуточный расход муки и трёхсуточный сахара для города). 1000 т горелой муки и 900 т горелого сахара были использованы пищевыми предприятиями города. Версия о том, что пожар на Бадаевских складах был одной из главных причин голода 1941—42, не соответствует действительности. В дальнейшем оставшиеся в Ленинграде запасы продовольствия для сохранения их от обстрелов и бомбёжек были рассредоточены по всему городу. Ныне на территории бывших Бадаевских складов расположена Ленинградская спецбаза (стеклотара). Все помещения отстроены заново.

Баженов Василий Иванович

Баженов Василий Иванович (1737/1738 — 1799), архитектор; представитель классицизма. С 1756 жил в Петербурге, где обучался у С. И. Чевакинского, с 1758 в АХ у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. В 1760—62 учился в парижской АХ; в 1762—64 посетил Италию. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ. Создал в Петербурге ряд проектов, в которых сооружение мыслится как объёмно-пространственная композиция, связанная с окружающим ландшафтом и активно организующая городскую среду: проекты «увеселительного дома» в окрестностях Екатерингофа (чертежи не сохранились), дачи Безбородко. Баженову приписываются также проекты Инженерного замка, Александровского института, Арсенала (1771), 1-го кадетского корпуса (1760—70-е гг.). Жил в собственном доме (ныне проспект Римского-Корсакова, 37).

Литература:

Михайлов Л. И., Баженов, М., 1951;

Ильин М. Л., Баженов, М., 1954;

Пигалев В. Л., Баженов, М., 1980;

Разгонов С., В. И. Баженов, М., 1985.

Базен Пётр Петрович

Базен Пётр Петрович (Пьер Доминик) (Bazaine) (1786—1838), инженер-строитель, механик, математик, педагог, член-корреспондент (1817) и почетный член (1827) Петербургской АН, генерал-лейтенант (1830). По происхождению француз. С 1810 на русской службе. В 1815—20 профессор института путей сообщения, в 1824—34 и его директор. С 1816 член, в 1824—34 председатель Комитета для строений и гидравлических работ. Автор около 30 проектов мостов в Петербурге и пригородах (большая часть из них осуществлена), набережных, эллингов, гаваней, шоссе и другие.гих объектов. Спроектировал конструкции перекрытий Зимнего дворца, Александрийского театра (не осуществлены) и Троицкого собора. Руководил строительством Обводного канала, зданий Сената и Синода, Шлиссельбургских шлюзов, гидросооружений Охтинского завода. В 1824—27 разработал проект защиты Петербурга от наводнений (5 плотин, 1 водо- и судопропускное сооружение общей длиной около 24 км по створу Горская — остров Котлин — Ораниенбаум). Первым указал на циклоны, как на одну из основных причин наводнений в Петербурге. Автор трудов по математике, транспорту и строительству. С 1835 работал во Франции, оставаясь на русской службе. В 1839 в институте путей сообщений был установлен бюст Базена (ныне утрачен).

Литература:

Ожигова Е. П., Математика в Петербургской АН в конце XVIII — первой половине XIX в., Л., 1980;

Бунин М. С, Мосты Ленинграда, Л., 1986, с. 16, 113—14, 174—75.

Бакунин Михаил Александрович

Бакунин Михаил Александрович (1814—1876), деятель Международного анархического движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 1829—33 учился в Петербурге в Артиллерийском училище, с 1835 в отставке, в 1840 выехал за границу, участник революций 1848—49 в Западной Европе, в 1851 выдан австрийскими властями русскому правительству, доставлен в Петербург, заключён без суда в Алексеевский равелин, в 1854 переведён в Шлиссельбургскую крепость, в 1857 сослан в Сибирь, в 1861 бежал. Дальнейшая революционная деятельность Бакунина протекала за границей. Именем Бакунина в 1918 назван проспект (бывший Калашниковский, между Невским проспектом и Синопской набережной).

Литература:

Пирумова Н. М., М. Бакунин. Жизнь и деятельность, М., 1966;

её же, Бакунин, М., 1970;

Графский В. Г., Бакунин, М., 1985.

Балакирев Милий Алексеевич

Балакирев Милий Алексеевич (1836—1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально-общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для фортепиано с оркестром). В 1860-х гг. под руководством Балакирева сложился кружок, известный под названием «Могучая кучка». Стремясь к распространению музыкального образования среди широких кругов населения, Балакирев организовал в 1862 совместно с Г. Я. Ломакиным Бесплатную музыкальную школу (руководил ею в 1868—73 и в 1881—1908). Постоянно дирижировал концертами школы, а также (в 1867—69) концертами Русского музыкального общества. В 1883—94 управляющий Придворной певческой капеллой, способствовал расцвету её деятельности. Основу творчества Балакирева , продолжателя традиций М. И. Глинки, составляют симфонические, фортепианные произведения, а также романсы. В его ярко национальной музыке нашли воплощение народные образы, картины русской жизни, природы, а также типичная для многих русских композиторов тема Востока: «Увертюра на темы трёх русских песен» (1858, 2-я редакция 1881), музыкальная картина «1000 лет» (1864, 2-я редакция — симфонические поэма «Русь», 1887), симфоническая поэма «Тамара» (1882), «Испанская увертюра» (1886) и другие произведения для оркестра, восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869). Среди сочинений также кантата «Памяти Глинки» (исполнена в 1906 на торжествах, посвященных открытию памятника Глинке в Петербурге). Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На доме, где в 1889—1910 жил Балакирев (Коломенская улица, 7), — мемориальная доска.

Литература:

М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества, сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.

Балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Балет на льду»

«Балет на льду», ансамбль. Основан в 1967 балетмейстером К. Ф. Боярским. Его первая постановка — «Хрустальный дворец» на музыку П. И. Чайковского (1967). Среди работ — «Три новеллы о любви»: «Озеро лебедей» на музыку Чайковского (балетмейстер К. М. Сергеев), «Андалузская свадьба» на музыку испанских композиторов (балетмейстер Г. Виана Гомес де Фонсеа Херардо), «Встреча с Петербургом» на музыку И. Штрауса (балетмейстер Боярский) — все 1973; «Карамболина» на музыку И. Кальмана (балетмейстер Г. А. Алексидзе), Романтическая поэма» на музыку Чайковского и «Ограбление поезда» на музыку американских композиторов (оба балетмейстера К. А. Рассадин), «Фантазия в стиле ревю» на музыку В. Лебедева (балетмейстер И. А. Филиппова), «Городская кадриль» на народную музыку (балетмейстер Е. Д. Сережникова) — все 1987. Среди солистов: Л. Г. Литвиненко, А. А. Шангин, И. А. и А. И. Яковлевы и др. Художественный руководитель: Боярский (1967—74), А. С. Хамзин (1975—80), Рассадин (с 1990). Репетиционной базы коллектив не имеет (спектакли готовятся во время гастролей). Выступает во Дворцах спорта Ленинграда и другие.гих городов страны. В труппе (1988): 77 артистов, балетмейстер и главный дирижер. Ансамбль гастролировал во Франции, Швеции и другие.гих странах. Дирекция — на Дворцовой набережной, 20.

Балинский Иван Михайлович

Балинский Иван Михайлович (1827—1902), врач, один из основоположников психиатрии в России. Окончил МХА (1846). Служил в Ораниенбаумском военном госпитале. С 1856 адъюнкт-профессор МХА, где впервые в России (1857) стал читать психиатрию как самостоятельный курс, основал (1859) клинику для душевнобольных; в 1860—84 профессор кафедры нервных и душевных болезней МХА (ВМА). Один из организаторов (1861) «Общества петербургских врачей для помешанных»; консультант по строительству психиатрических лечебных учреждений. Труды по общей и частной психиатрии, организации психиатрической помощи. Имя Балинского присвоено психиатрической больнице (5-я линия Васильевского острова, 58/60).

Литература:

Круглянский В. Ф., Психиатрия: история, проблемы, перспективы, Минск, 1979, с. 25—35.

Балканское воинское кладбище

Балканское воинское кладбище (Колпино, Загородная улица). Площадь 2,6 га. Возникло в поселке Балканы (отсюда название) с началом Великой Отечественной войны. Здесь в братских могилах хоронили погибших советских воинов. В 1966 и 1974 сооружён мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс из 10 гранитных стел (архитектор О. Б. Голынкин, скульптор В. И. Гордон). На фронтальной стеле текст: «Воинам, павшим под Колпино в дни героической обороны Ленинграда от нашествия немецко-фашистских захватчиков. 1941—1943 гг.». На двух стелах 2-го ряда — скульптурные рельефы и тексты: «Вечная слава героям, отдавшим свою жизнь за честь, свободу и независимость Советской Отчизны», «Вечно будет жить в памяти человечества героическая борьба тружеников города Ленина в суровые годы блокады».

«Балканы»

«Балканы» (Будапештская улица, 102), кинотеатр. Открыт в 1987. Архитекторы С. Н. Капканщиков, Р. В. Костина. Имеет 2 зала (786 и 292 места) с широкими экранами.

«Балтийская»

«Балтийская», станция метро Кировско-Выборгской линии. Открыта 15 ноября 1955. Архитектор М. К. Бенуа, А. И. Кубасов и Ф. Ф. Олейник. Наземный вестибюль пристроен к Балтийскому вокзалу, выход к его перронам и на привокзальную площадь. Над входными дверями вестибюля портреты русских флотоводцев С. О. Макарова, П. С. Нахимова, В. А. Корнилова, М. П. Лазарева и Ф. Ф. Ушакова (скульпторы А. Г. Овсянников, Р. К. Таурит, A. Н. Чернецкий, А. А. Стрекавин и В. В. Исаева). Перронный зал облицован голубовато-серым мрамором. Опоры сводов декорированы полуколоннами. На торцовой стене мозаичное панно «1917 год» (художники Г. И. и И. Г. Рублёвы).

-----------------------------------

«Балтийская» (Невский проспект, 57), гостиница. Здание построено в 1861 (архитектор А. И. Ланге), принадлежало Ремесленному училищу цесаревича Николая. В нём размещались различные магазины (в том числе церковного облачения, автомобильной фирмы «Бенц и К°»), в начале XX в. открылись меблированные комнаты «Реномэ», затем гостиница «Гермес». В 1949 здание реконструировано (архитектор В. И. Бобров), надстроены 2 этажа. В 1957 открыта гостиница «Балтийская» . В 7-этажном здании 83 номера (170 мест). Вблизи — станция метро «Маяковская».

Балтийский вокзал

Балтийский вокзал (набережная Обводного канала, 120), возник в связи со строительством в 1853 железной дороги от Петербурга до Петергофа и первоначально назывался Петергофским. Здание построено в 1855—57 (архитектор А. И. Кракау), имеет 2-этажные боковые флигеля с ризалитами, левый флигель со стороны площади предназначался для царских апартаментов и был изолирован от других частей. В центре решённого в ренессансных формах фасада выведен полукруглый витраж перрона, фланкируемый двумя башнями. В витраже установлены уличные часы фирмы «Павел Буре», действующие и ныне. Движение поездов открыто 21 июля 1857. В 1872 к Петергофскому вокзалу прибыл первый пассажирский поезд из Ревеля (ныне Таллинн), после открытия регулярного движения вокзал получил современное название 24 октября (6 ноября) 1917 был занят солдатами Измайловского полка и оказался в распоряжении ПВРК. В 1931—32 Балтийский вокзал реконструирован. Из-под купола здания убраны пути, боковые входы закрыты, а центральный вход сделан на месте трёхарочных окон. В 1933 открыто движение электропоездов. Балтийский вокзал  — единственный в Ленинграде вокзал, принимающий и отправляющий только пригородные поезда. Балтийский вокзал  — третий в стране (после Ярославского в Москве и Финляндского в Ленинграде) по объёму пригородных пассажиропотоков. Ежегодно он принимает до 35 млн. пассажиров. С  Балтийского вокзала поезда отправляются в юго-западном направлении. К левому крылу вокзала пристроен наземный вестибюль станции метро «Балтийская» (1955).

Балтийский завод

Спуск на воду атомного ледокола «Россия».

Спуск на воду атомного ледокола «Россия».

Балтийский завод.

Спуск на воду атомного ледокола «Россия».

Санкт-Петербург.

Балтийский завод имени Серго Орджоникидзе (Косая линия, 16), судостроительный, один из старейших и крупнейших в СССР Выпускает газотурбоходы, лесовозы, танкеры, рефрижераторы, научно-исследовательские суда, атомные ледоколы и другие.гие типы конструктивно сложных судов, гребные валы и винты, котлы и т. п., а также товары народного потребления. Основан в 1856. В 80-е гг. XIX в. собственником завода стало Морское министерство. В 1894 завод официально перешёл в казну. Специализировался на строительстве океанских боевых кораблей и подводных лодок. В 1862 на заводе построен первый отечественный корабль с металлическим корпусом. Здесь проектировался крейсер «Аврора», со стапелей сошли броненосцы «Суворов», «Россия», «Бородино», линейные корабли «Севастополь» и «Петропавловск», подводная лодка «Дельфин». История завода связана с деятельностью А. А. Попова, Н. Е. Титова, И. С. Бубнова, В. Л. Поздюнина и другие.гих учёных и инженеров, заложивших основу будущих разработок в отрасли. Рабочие завода активно участвовали в революционном движении. В марте 1877 на заводе прошла первая забастовка. В июне 1906 в клубе завода, который был открыт на деньги, собранные рабочими, на собрании социал-демократической организации выступил В. И. Ленин (Большой проспект Васильевского острова, 82; мемориальная доска). После 1917 завод изготовлял сельскохозяйственные орудия, оборудование для Волховской ГЭС и другие.гих строек страны, ремонтировал корабли и суда Трансбалта. В середине 20-х гг. вновь приступил к постройке судов. В 1925 на воду был спущен первый советский лесовоз. В 1935 заводу присвоено имя Орджоникидзе. В 1941—45 тысячи работников сражались на фронтах (мемориальная доска в память погибших). Завод выполнял заказы фронта: перестраивал шаланды в канонерские лодки, строил тральщики, баржи, ремонтировал корабли. После войны завод реконструирован. Оснащён современным оборудованием. С середины 70-х гг. строит атомные ледоколы. В 1975 спущен на воду первый из них — «Арктика», затем «Сибирь» (1977), «Россия» (1986), строятся (1990) «Советский Союз», «Октябрьская революция». Некоторые типы судов экспортируются. 11 работников удостоены звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, А. В. Чуев и В. А. Смирнов — дважды Герои Социалистического Труда. Среди работников — лауреаты Ленинской премии и государственной премии СССР Завод награждён орденом Ленина (1940, 1985), Октябрьской революции (1976), Трудового Красного Знамени (1956). На территории завода памятник В. И. Ленину (1970, скульптор В. Б. Пинчук), Г. К. Орджоникидзе (1936, скульптор О. Василенко). В 1973 открыт музей истории завода. Имеется Дворец культуры. Многотиражная газета «Балтиец» (с 1928).

Литература:

Балтийский завод имени С. Орджоникидзе. 1917—1967. [Альбом, Л., 1967];

Кузнецов К. А., Лившиц Л. З., Плясунов В. И., Балтийский судостроительный, Л., 1970;

На стапелях, под огнем, Л., 1986.

Балтийский мост

Балтийский мост (Ново-Балтийский мост), мост-теплопровод с пешеходным движением через Обводный канал, напротив площади Балтийского вокзала (отсюда название). Построен в 1956—57 (инженер А. А. Куликов, архитектор П. А. Арешев). Пролётное строение в виде двухшарнирной арки и опоры железобетонные, облицованные гранитом; торшеры фонарей в виде пучков пик (близки по рисунку торшерам Первого Садового моста). Длина моста 33 м, ширина 4,5 м.

Балтийский флот

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балтийское морское пароходство

Балтийское морское пароходство (БМП) (Межевой канал, 5), комплексное государственное хозрасчётное предприятие водного транспорта. Создан в 1922. Ведёт историю от основанного в 1830 на Балтийского морского пароходного предприятия — С.-Петербургско-Любекского общества пароходства. К 1941 в составе БМП было 20 судов (грузовместимостью свыше 84 тыс. т). С начала Великой Отечественной войны суда БМП действовали в тесном контакте с КБФ. В июне — июле 1941 в БМП переданы суда Латвийского и Эстонского пароходств, они снабжали, а в августе 1941 эвакуировали в Ленинграде гарнизон Таллинна и тысячи мирных жителей. Пассажирский турбоэлектроход «Балтика» (один из самых современных в БМП) был переоборудован в плавучий госпиталь. Свыше 2 тыс. работников БМП добровольно вступили в народное ополчение (большинство в Кировскую дивизию, где из них был сформирован батальон). Моряки БМП организовали 2 партизанских отряда, сражавшиеся на территории Ленинградской области. Летом — осенью 1941 суда БМП участвовали в снабжении, а в ноябре — декабрь 1941 — в эвакуации гарнизона полуострова Ханко, с сентября 1941 — в снабжении Ораниенбаумского плацдарма (см. «Малая дорога жизни»). Поздней осенью 1941 и в начале зимы проводку судов во льдах осуществляли ледокол «Ермак» и портовые ледоколы Ленинградского порта. Осенью 1941 и весной 1942 свыше 400 флотских специалистов и 1200 портовиков БМП были направлены на работу на Белое, Баренцево, Каспийское моря и Тихий океан. Зимой 1941—42 суда БМП, получившие многочисленные повреждения в боях, были сосредоточены в Морском порту и у Канонерского завода. В январе 1942 на турбоэлектроходе «Балтика» открылся стационар для ослабевших от голода работников БМП (к маю 1942 в нём прошли курс лечения около 1 тыс. человек), одновременно судно снабжало электроэнергией предприятия Кировского района. Весной 1942 многие специалисты БМП в составе Северо-Западного речного пароходства и Ладожской военной флотилии работали на «Дороге жизни» и в портах Ладожского озера. В 1943 на судах БМП были проведены ремонты, устранены полученные в боях и при обстрелах повреждения. Весной 1944 суда возобновили плавание в Финском заливе, а осенью 1944 — в Балтийском море. В начале 1945 БМП располагало 24 судами (грузовместимость 72 тыс. т).

В 1990 в составе БМП 3 порта (Ленинград, Выборг, Калининград), судоремонтная база (Канонерский судоремонтный завод), управление Торгомортранс, экспедиционный отряд аварийно-спасательных, судоподъёмных и подводно-технических работ (ЭО АСПТР), ремонтно-строительный трест, мореходная школа и некоторые другие подразделения. Флот БМП насчитывает более 170 крупнотоннажных грузовых и грузопассажирских судов общей грузоподъёмностью свыше 1,5 млн. т, посещающих более 400 портов 70 стран, пассажирские суда, работающие на морских, океанских и круизных международных линиях. БМП награждено орденом Ленина (1985), Октябрьской революции (1971), ему присуждена Международная премия «Золотой Меркурий» (1981).

Литература:

Это было на Балтике. Очерки и воспоминания, в. 1—2, М., 1960—63;

Глинка М. С., Ветер Балтики, ч. 1, Л., 1980;

Соболев В. И., Ветер Балтики, ч. 2, Л., 1985.

«Балтика»

«Балтика» (7-я линия Васильевского острова, 34), кинотеатр, входит в кинозрелищное предприятие «Прибой». В середине XIX в. на месте «Балтики» стоял 2-этажный жилой дом, к которому позднее пристроен павильон для фотосъёмок. В 1914—15 товарищество «Железобетон» по проекту инженера С. И. Минаша построило здесь здание кинематографа под названием «Форум». После реконструкции (1948—52) открыт кинотеатр «Балтика» . Имеет 2 зала (686 и 209 мест) с широкими экранами.

Бани

Бани. Первые бани в Петербурге строились близ воды и отдельно от жилых помещений. В 1720 на берегах Мойки за счёт казны было сооружено около 30 так называемых торговых бань . В ноябре 1763 на Малой Морской улице открылась баня «для потения и лечения флюсов и прочих телесных припадков по докторской рекомендации». Во второй половине XVIII в. возник ряд новых торговых бань ; в 1815 их было 21, к 1849 — 40. Многие состоятельные люди сооружали бани при своих домах (в 1815 — 480 домашних бань ). В XIX в. открыты первые летние платные купальни (к 1848 — 17). В строительстве бань принимали участие видные архитекторы: П. Ю. Сюзор построил в 1871 народные бани купца М. С. Воронина (набережная р. Мойки, 82). В 1927 Ленсовет утвердил постройку двух бань по проектам архитектора А. С. Никольского; в 30-е гг. над проектами бань работали архитекторы А. И. Гегелло, Н. Ф. Демсков, Ф. П. Федосеев. В 1939 архитекторы Гегелло и А. М. Ефраимович разработали типовой проект бани . К концу 30-х гг. в Ленинграде действовали 64  бани на 22 тыс. мест. Зимой 1941—42 все бани не функционировали из-за отсутствия воды и топлива. С 1942 началось восстановление бань (зимой 1942—43 работали 28  бань ), которое полностью закончилось в конце 1940-х гг. В конце 50-х гг. в институте Ленгипрогор разработан типовой проект бани для Ленинграда и городов РСФСР (архитектор Л. Ю. Гальперин и др.). В 1990 в Ленинграде действовало свыше 60  бань на 19 тыс. мест. Крупнейшие бани  — № 62 (переулок Ильича, 11; 500 мест), № 17 (улица Чайковского, 1/3; 300 мест). Некоторые бани сохранили старые названия: «Батенинские» (улица Александра Матросова, 20), «Геслеровские» (Большая Разночинная улица, 20), «Фонарные» (набережная р. Мойки, 82), «Белозерские» (улица Кропоткина, 1/14) и др. Названия имеют и вновь отстроенные бани : «Невские» (улица Марата, 5/7), «Правобережные» (улица Новосёлов, 51).

Банковские здания

Банковские здания, общественные здания, предназначенные для размещения финансовых учреждений. Первое здание этого типа — Ассигнационный банк (ныне Финансово-экономический институт, набережная канала Грибоедова, 30/32) — построено в 1783—90 (архитектор Дж. Кваренги) по типу крупных русских городских усадеб в стиле классицизма. С развитием капитализма в конце XIX — начале XX вв. строительство банковских зданий в Петербурге развернулось особенно широко. Поблизости от министерства финансов (улица Герцена, 2) многочисленные банки и связанные с ними страховые общества образовали финансовый центр Петербурга (на Невском проспекте от Адмиралтейства до Аничкова моста было 28  банковских зданий из 50 стоявших здесь домов). Сложился новый тип банковских зданий , в котором функционально оправданная, рациональная планировка с большим операционным залом в центре сочеталась с пышностью и богатством отделки фасадов и интерьеров, выполненной с использованием элементов различных исторических стилей и стиля «модерн». В строительстве широко применялся новый строительный материал — железобетон, позволявший создавать лёгкий каркас, перекрывать большие помещения остеклёнными конструкциями. наиболее известные банки Петербурга — Азовско-Донской (1907—13, архитекторы Ф. И. Лидваль, В. В. Кузнецов, улица Герцена, 3/5; ныне Международная телефонная станция); Торговый Вавельберга (1911—12, Невский проспект, 7/9, см. Вавельберга дом) и Русский торгово-промышленный (1912—14, улица Герцена, 15; ныне кассы Аэрофлота) — оба архитектор М. М. Перетяткович.

Банковский мост

Банковский мост через канал Грибоедова.

Банковский мост через канал Грибоедова.

Банковский мост через канал Грибоедова.

Санкт-Петербург.

Банковский мост, через канал Грибоедова, у здания Финансово-экономического института (бывшего Ассигнационного банка, отсюда название моста). Построен в 1825—26 (инженер Г. Треттер), как цепной пешеходный мост с 4 чугунными фигурами грифонов — крылатых львов (скульптор П. П. Соколов). В 1951—52 пролётное строение заменено на металлическое, восстановлены по первоначальному проекту фонари и кованое металлическое ограждение моста, в 1967 — позолота крыльев грифонов. Длина моста 25,2 м, ширина 1,9 м.

Литература:

Бунин М. С, Мосты Ленинграда, Л., 1986, с. 193—97.

Банный мост

Банный мост, через р. Пряжка, против улицы Декабристов. Название от здания бани у моста на Матисовом острове. Построен в 1962—64 (инженер Ю. Л. Юрков, архитектор Л. А. Носков) на месте существовавшего с 1821 деревянного моста. Однопролётный, консольный, из предварительно напряжённого железобетона. Опоры облицованы гранитом. Длина моста 35 м, ширина 15 м.

Барановский Гавриил Васильевич

Барановский Гавриил Васильевич (1860—1920), архитектор, историк архитектуры. Окончил ИГИ (1885). Занимался вопросами строительного законодательства и градостроительства. Член правления общества гражданских инженеров. Ранние постройки Барановского  — жилые дома на набережной р. Фонтанки (дом 64, 1890), улица Ломоносова (дом 14, 1892), улица Достоевского (дом 36, 1898), здание гимназии в Басковом переулке (дом 8, 1899) — отмечены рационализмом архитектурно-планировочных решений. Более поздние произведения созданы в стиле «модерн»: комплекс торгового дома товарищества «Братья Елисеевы» (1901—03, Невский проспект, 56/8), здание Русского географического общества (1907—10, переулок Гривцова, 10); Барановский участвовал в строительстве Буддийского храма. Составил «Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища)», 1893, «Архитектурную энциклопедию второй половины XIX в.» (тт. 1—7, 1902—08); принимал участие в издании журнала «Строитель» (до 1895 «Наше жилище», 1894—1905). Жил на набережной р. Фонтанки, 66.

Литература:

Кириков Б. М., Федоров С. Г., Зодчий-энциклопедист. О творческом пути архитектора Г. В. Барановского, «ЛП», 1985, № 2.

Баратынский Евгений Абрамович

Баратынский Евгений Абрамович (Боратынский) (1800—1844), поэт. В Петербурге с 1812; учился в Пажеском корпусе, из которого исключён в 1816 за мальчишеский проступок; тогда же уехал из Петербурга (вернулся в 1818). Сблизился с А. А. Дельвигом, а через него — с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером, был принят в так называемый союз поэтов; с 1820 член Вольного общества любителей российской словесности, бывал в салоне С. Д. Пономарёвой и литературном кружке Воейковых; с воспоминаниями об этой поре — дружеских застольях в литературном кругу — связана тема Петербурга, затрагиваемая Баратынским в «Послании к Б(арону) Дельвигу», стихотворении «Там, где Семеновский полк...», поэме «Пиры». С 1819 печатался в петербургских журналах «Благонамеренный» и «Сын отечества». В 1819 рядовой лейб-гвардейского Егерского полка (жил на частных квартирах), в 1820—25 унтер-офицер Нейшлотского пехотного полка в Финляндии; часто бывал в Петербурге, не отрываясь от литературной столичной жизни. В 1823—24 сблизился с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым; напечатал ряд стихотворений в издаваемом ими альманахе «Полярная звезда». В 1826 вышел в отставку и переехал в Москву. Трагически окрашенная философская лирика Баратынского оказала влияние на русскую поэзию начала XX в. Наиболее известные его элегии — «Разуверение» («Не искушай меня без нужды...», 1821, положены на музыку М. И. Глинкой), «Признание» (1823), «Оправдание» (1824). В Петербурге опубликованы поэмы Баратынского «Пиры», «Эда» (обе 1826) и «Бал» (1828). Умер в Неаполе, перезахоронен в 1845 в Александро-Невской лавре.

Литература:

Фризман Л. Г., Творческий путь Баратынского, М., 1966;

Голубков Д. Н., Недуг бытия. Хроника дней Е. Баратынского, М., 1981;

Шубин В. Ф., Поэты пушкинского Петербурга, Л., 1985;

Песков А. М., Боратынский. Истинная повесть, М., 1990.

Барклай-де-Толли Михаил Богданович

Памятник М. Б. Барклаю-де-Толли перед зданием Казанского собора.

Памятник М. Б. Барклаю-де-Толли перед зданием Казанского собора.

Памятник М. Б. Барклаю-де-Толли перед зданием Казанского собора.

Санкт-Петербург.

Барклай-де-Толли Михаил Богданович (1761—1818), полководец, герой Отечественной войны 1812, генерал-фельдмаршал (1814), князь (1815). В 1809—10 главнокомандующий армией в Финляндии и финляндский генерал-губернатор. В 1810—12 военный министр. С начала Отечественной войны 1812 командовал первой Западной Армией (по сентябрь) и фактически был главнокомандующим всеми действующими армиями (по август). В 1813—14 главнокомандующий 3-й армии и русско-прусской союзной армией, с 1815 — 1-й армии. Памятник на Невском проспекте перед Казанским собором (1837, скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. П. Стасов).

Литература:

Кочетков А. Н., М. Б. Барклай-де-Толли, М., 1970.

Барокко

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Баррикада»

«Баррикада» (Невский проспект, 15), кинотеатр, входит в кинообъединение «Баррикада». Открыт в 1923 в бывшем доме Чичерина (до 1930 назывался «Светлая лента»).

-----------------------------------

«Баррикада» (Магнитогорская улица, 50), производственное объединение Управления Главленстройматериалы. Один из основных поставщиков сборных железобетонных конструкций и железобетонных изделий для строек ленинградского региона (в 1986 выпущено 775 тыс. м3). Образовано в 1971 из 6 заводов железобетонных изделий. Головной завод основан в 1903 для производства цементно-песчаных труб и деталей канализационных конструкций. После Октябрьской революции национализирован и передан в ведение Петроградского УР для изготовления деталей сборных железобетонных пулемётных и ружейных бойниц, которые были установлены на подступах к Петрограду в период обороны его от белогвардейских войск. С 1918 завод называется «Баррикада» . В мирное время выпускал железобетонные изделия для гражданского строительства, в годы Великой Отечественной войны — противотанковые надолбы, сборные железобетонные доты.

Батюшков Константин Николаевич

Батюшков Константин Николаевич (1787—1855), поэт. Друг и литературный соратник В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича, один из поэтических учителей А. С. Пушкина. В Петербурге с 1797. Воспитывался в частных пансионах. В 1802—07 служил в министерстве народного просвещения, посещал литературные собрания Олениных, публиковался в петербургских журналах «Новости русской литературы», «Северный вестник» и др. Весной 1807 Батюшков записался в петербургское ополчение, участвовал в сражениях с французами в Восточной Пруссии, был ранен. После 1807 бывал в Петербурге наездами, останавливаясь в основном в доме своей родственницы В. Ф. Муравьёвой (набережная р. Фонтанки, 25), участвовал в литературной борьбе с «архаистами» из «Беседы любителей русского слова» (сатирические стихотворения «Видение на берегах Леты», 1809, «Певец в Беседе...», 1813), печатался в «С.-Петербургском вестнике», «Сыне отечества», других журналах и сборниках. С 1812 служил в императорской Публичной библиотеке, в 1817 избран её почётным библиотекарем. В 1817 в Петербурге вышли его «Опыты в стихах и прозе». В 1823—24 душевнобольной Батюшков жил под опекой родственников, в том числе на даче в доме Аллер (ныне Кировский проспект, участок д. 56). Основные жанры лирики Батюшкова  — элегия, послания, анакреонтика. Тема Петербурга разработана в прозаическом очерке «Прогулка в Академию художеств» (1814), в первой части которого проводится мысль о целостности архитектурный облика города, воплотившего в себе цивилизаторские замыслы Петра I и его преемников (некоторые мотивы использованы Пушкиным в «Медном всаднике»).

Литература:

Кошелев В., К. Батюшков. Странствия и страсти, М., 1987.

Бедный Демьян

Бедный Демьян (настоящее имя и фамилия Ефим Алексеевич Придворов) (1883—1945), поэт. Член КПСС с 1912. В Петербурге с 1904; поступил на историко-филологический факультет университета, слушал лекции до 1908. С 1901 выступал в петербургской печати, с 1911 — в газете «Звезда», с 1912 — в «Правде». В Петербурге опубликовал первый сборника «Басни» (1913), большинство сказок, стихотворных повестей, фельетонов, сатирических стихов. Октябрьские дни встретил в Петербурге, где с октября по ноябрь в газете «Правда» и других печаталась героико-сатирическая эпопея «Про землю, про волю, про рабочую долю» (отдельное издание — Петербург, 1917). Широкой популярностью в Гражданскую войну пользовались его агитационные стихи и песни. Стихотворение Бедного «Проводы» («Как родная меня мать провожала», 1918) стало народной песней. Петрограду (Ленинграду) посвятил стихотворения «Таврический дворец» (1917), «Гатчинский урок» (1919), «Несокрушимая твердыня» (1927), «Ленинграду» (1941) и др. В годы Великой Отечественной войны выступал с патриотической лирикой, антифашистской сатирой, делал подписи к «Окнам ТАСС». Именем Бедного в 1970 названа улица — улица Демьяна Бедного (в районе севернее Муринского ручья).

Литература:

Эвентов И., Д. Бедный. Жизнь, поэзия, судьба, М., 1983.

Предыдущая страница Следующая страница