Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕЗ"-"БЕС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕЗ"-"БЕС")

Безбородко дача

Дача Безбородко.

Дача Безбородко.

Дача Безбородко.

Санкт-Петербург.

Безбородко дача («Кушелева дача») (Свердловская набережная, 40), памятник архитектуры классицизма. Центральный 3-этажный корпус с круглыми башнями по углам (1773-77, возможно, проект архитектора В. И. Баженова) соединён дугообразными в плане галереями с двумя симметричными боковыми флигелями (1783-84, архитектор Дж. Кваренги). Флигели связаны друг с другом оригинальной по замыслу оградой (первая половина XIX в.), столбами которой служат фигуры 29 сидящих чугунных львов, держащих цепи. С севера к дому примыкал обширный пейзажный парк с павильонами (архитектор Кваренги) - в XIX в. излюбленное место загородных гуляний. В середине XIX в. принадлежал меценату и литератору Г. А. Кушелеву-Безбородко, у которого бывали А. Ф. Писемский, В. В. Крестовский, В. С. Курочкин, И. Ф. Горбунов, останавливался А. Дюма. Ныне противотуберкулёзный диспансер Калининского района.

Безбородко дворец

Безбородко дворец (Почтамтская улица, 7), памятник архитектуры. Построен в 1780-х гг. (автор неизвестен) для государственного деятеля А. А. Безбородко в стиле классицизма на основе двух каменных домов середины XVIII в. С сохранением их стен и частично внутренней планировки. В 1829 дворец Безбородко был приобретён Почтовым ведомством. Перестроен в 1870-х гг. (архитекторы А. К. Кавос, Н. А. Любимов) в духе архитектуры итальянского Возрождения XVI в. Сохранились интерьеры конца XVIII в., выполненные по рисункам архитектора Дж. Кваренги (вестибюль, лестница, овальный зал с росписями и танцевальный зал с коринфскими колоннами и лепными украшениями), - высокий образец внутренней отделки здания конца XVIII в. Ныне Центральный музей связи имени А. С. Попова.

Безобразовых дача

Безобразовых дача («Жерновка») (Ириновский проспект, 9), памятник архитектуры классицизма. Построена в конце XVIII в. (возможно, архитектором Дж. Кваренги). Центральный корпус дома, выделенный выступающим 4-колонным портиком, связан одноэтажными галереями с боковыми флигелями. В интерьере центральной части - зал высотой в 2 этажа с большими венецианскими окнами, разделёнными на 3 части ионическими колоннами; в простенках между полуциркульными завершениями окон круглые медальоны-барельефы. других помещения (гостиная, спальня) расписаны в технике фрески. В комплекс усадьбы входил обширный пейзажный парк, примыкавший к дому с юга. В целом дача Безобразовых  - характерный пример небольшой загородной усадьбы XVIII в. В 1950-х гг. проведена реставрация.

«Безымянная высота»

«Безымянная высота» («Холм Славы»), мемориал в составе «Зелёного пояса Славы» (скульпторы Г. Д. Ястребенецкий, Е. И. Ротанова, В. Г. Козенюк, архитектор Л. И. Копыловский). Сооружён в 1965—68 трудящимися Выборгского района на правом берегу Невы, у Ивановских порогов. Искусственный холм высотой свыше XX м с бетонными лестницами и смотровыми площадками увенчан бронзовой фигурой женщины, на выступах площадок — мемориальные надписи. В составе мемориала — восстановленные оборонительные сооружения 1941—43.

Бекетов Андрей Николаевич

Бекетов Андрей Николаевич (1825—1902), ботаник-морфолог, один из основоположников географии растений, член-корреспондент (1891), почетный член (1895) Петербургской АН. Брат Н. Н. Бекетова, дед А. А. Блока. Учился на факультете восточных языков Петербургского университета (1841—42). В 1842—45 находился на военной службе. Окончил Казанский университет (1849). С 1861 в Петербурге. В 1863—97 профессор Петербургского университета: в 1863—70 заведующий кафедрой ботаники, в 1870—76 декан физико-математического факультета, в 1876—83 выборный ректор института. Один из организаторов и руководитель Бестужевских курсов. Принимал активное участие в работе Русского географического общества, Вольного экономического общества, Петербургского общества естествоиспытателей при Петербургском университете. В 1886 (совместно с X. Я. Гоби) основал журнал «Ботанические записки». Основные исследования Бекетова посвящены морфологии и географии растений, флористике. Создал школу русских ботаников. Автор ряда оригинальных учебников, в том числе первого русского учебника «География растений» (1896). Блестящий популяризатор естествознания; его «Беседы о земле и тварях, на ней живущих» (ч. 1—2, 1864) — первая русская научно-популярная книга, написанная для народа. Перевёл на русский язык книгу Ч. Дарвина «Путешествие вокруг света на корабле “Бигль”» (1871), а также некоторые труды немецких ботаников М. Шлейдена, А. Де Бари и др. В 1876—83 жил в «ректорском флигеле» (Университетская набережная, 9).

Литература:

Щербакова А. А., А. Н. Бекетов — выдающийся русский ботаник и общественный деятель, М., 1958;

Бекетова М. А., Шахматово. Семейная хроника, в кн.: А. Блок. Новые материалы и исследования, кн. 3, М., 1982.

Бекетов Николай Николаевич

Бекетов Николай Николаевич (1827—1911), физико-химик, академик Петербургской АН (1886). Брат А. Н. Бекетова. Окончил Казанский университет (1848). Работал в МХА (1849—53), Петербургском университете (1854—55), Харьковском университете (1855—87, профессором с 1859), химической лаборатории Петербургской АН и на Высших женских (Бестужевских) курсах в Петербурге (с 1886). Один из основоположников физической химии, организатор первых в России термохимических лабораторий. Впервые получил (1870) безводные оксиды щелочных металлов. Открыл способность алюминия восстанавливать металлы из их оксидов, заложив основы алюмотермии. Ломоносовская премия (1880). Похоронен на Смоленском православном кладбище. На доме, где в 1892—1911 жил и работал Бекетов (8-я линия Васильевского острова, 17), — мемориальная доска.

Литература:

Балезин С. А., Бесков С. Д., Выдающиеся русские ученые-химики, 2 изд., М., 1972.

Белая мель

Белая мель, см. Белый остров.

Белевское поле

Белевское поле, местность в восточной части Ленинграда, на левом берегу Невы, к югу от Щемиловки. В XVIII — начале XX вв. обширный пустырь, по восточной стороне которого проходил Шлиссельбургский тракт (ныне проспект Обуховской Обороны). В конце XVIII — начале XIX вв. в восточной части Белевского поля сооружена так называемая Куракина дача и разбит обширный сад (Во второй половине XIX в. на даче размещалось малолетнее отделение Петербургского сиротского института). В 40-х гг. XIX в. по западной окраине Белевского поля прошла линия Петербургско-Московской железной дороги. Во второй половине 1940-х гг. на Белевском поле сооружён квартал малоэтажных жилых домов (архитектор А. В. Жук и др.), в конце 1950—60-х гг. территория Белевского поля застроена крупнопанельными жилыми домами (в районе улиц Седова, Кибальчича и проспекта Александровской Фермы).

Белинский Виссарион Григорьевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Белинского мост

«Симеоновский мост на Фонтанке».

«Симеоновский мост на Фонтанке».

«Симеоновский мост на Фонтанке».

Раскрашенная гравюра И. А. Иванова (?).

1810-е гг.

Белинского мост (до 1923 Симеоновский, от церкви Симеона и Анны, находящейся в этом районе), через р. Фонтанка, между улицей и площадью Белинского. Закончен постройкой в 1785 на месте существовавшего с 1733 деревянного моста. Два боковых пролёта перекрыты гранитными коробовыми сводами. Центральный пролёт был разводным (деревянным, двукрылым). На русловых опорах были установлены гранитные, увенчанные куполами башни, в которых находились подъёмные механизмы. В 1858—59 разводное пролётное строение заменено кирпичным лучковым сводом с гранитными арками по фасадам, башни разобраны. В 1890 тротуары вынесены на консоли и установлена кованая решётка. Длина моста около 59 м, ширина 19,1 м.

Мост Белинского через реку Фонтанку.

Мост Белинского через реку Фонтанку.

Мост Белинского через реку Фонтанку.

Санкт-Петербург.

Белинского улица

Белинского улица (до 1923 Симеоновская), между набережной р. Фонтанки и Литейным проспектом. Названа в честь В. Г. Белинского. Возникла в XVIII в. В 1731—34 построена церковь Симеона и Анны (от неё прежнее название улицы). В 1833 сооружён дом 1 (архитектор А. И. Штакеншнейдер), в 1913 — дом 5 (архитекторы И. П. Володихин, В. Ю. Иогансен), в котором была редакция «Петербургской газеты». В доме 3 во второй половине XIX в. размещался букинистический магазин Н. И. Герасимова.

Литература:

Наумов С., Улица и площадь Белинского «БА», 1965, № 30.

Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич

Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778—1852), мореплаватель, адмирал (1843). В 1797 окончил Морской кадетский корпус (ныне в здании Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе; мемориальная доска); служил на Балтийском флоте. В 1803—06 участник 1-го русского кругосветного плавания под командованием И. Ф. Крузенштерна. В 1819—21 возглавлял кругосветное плавание на шлюпах «Восток» (командир Беллинсгаузен ) и «Мирный» (командир М. П. Лазарев), в ходе которого открыты Антарктида (1820) и ряд островов в Тихом и Атлантическом океанах. С 1839 военный губернатор Кронштадта и главный командир Кронштадтского порта. В 1870 в Кронштадте (в нынешнем Советском парке) открыт памятник Беллинсгаузену (скульптор И. Н. Шредер, архитектор И. А. Монигетти).

Белогруд Андрей Евгеньевич

Белогруд Андрей Евгеньевич (1875—1933), архитектор. С 1900 жил в Петербурге. Окончил АХ (1910); преподавал там же (профессор, ректор в 1920—22, декан архитектурного факультета в 1922—28). Примыкал к неоклассическому (неоренессансному) направлению, тяготея к подчёркнуто монументальной и романтической трактовке архитектурного образа. Завершил строительство и создал фасадные композиции дома Гонцкевича и домов Розенштейна, участвовал в проектировании и сооружении скетинг-ринга «Спортинг-палас» на Каменноостровском проспекте (ныне Кировский проспект, 42), выполнив монументальный железобетонный портал в классицистических формах (1910—11, совместно с С. Г. Гингером; основной объём здания включён в состав Дворца культуры имени Ленсовета). В 1930-х гг. жил на Большом проспекте Петроградской стороны, 102.

Литература:

Степанов В. В., А. Е. Белогруд, Л., 1939.

Белозерского дом

Белозерского дом (улица Куйбышева, 25), памятник архитектуры. Построен на месте старого особняка в 1913—14 (архитектор А. А. Оль) в духе палладианской архитекторы. Пилястры с коринфскими капителями, треугольный фронтон с полуциркульным окном, низкий купол и балюстрада оживляют центральная часть строгого по композиции главного фасада. Дворовый фасад отмечен открытой наружной лестницей. Ныне в здании детская поликлиника.

Белосельских-Белозерских дворец

Дворец Белосельских-Белозерских.

Дворец Белосельских-Белозерских.

Дворец Белосельских-Белозерских.

Санкт-Петербург.

Белосельских-Белозерских дворец (Невский проспект, 41), памятник архитектуры. Построен в 1800 (архитектор Ф. И. Демерцов), перестроен в 1846 (архитектор А. И. Штакеншнейдер, скульптор Д. И. Иенсен) с использованием форм архитектуры русского барокко XVIII в. Портики из трехчетвертных колонн и пилястр, лучковые фронтоны, скульптурные картуши, фигуры атлантов придают сооружению дворцовую пышность и парадность. Интерьеры дворца Белосельских-Белозерских (реставрированы в 1954) стилизованы в духе рококо. С 1884 принадлежал великому князю Сергею Александровичу и назывался Сергиевским. Ныне в здании Куйбышевский РК КПСС.

Белоусов Виталий Фёдорович

Белоусов Виталий Фёдорович (1921—1945), Герой Советского Союза (1945, посмертно), майор, артиллерист. Член Коммунистической партии. До Великой Отечественной войны жил в Ленинграде, в Кировском районе. В войну командовал артиллерийским дивизионом. В бою под Бранденбургом в апреле 1945 в решающий момент вывел орудия на прямую наводку и обеспечил прорыв вражеской обороны, был смертельно ранен. Именем Белоусова в 1965 названа улица (бывшая улица Соловьёва, в районе Нарвской заставы).

Белые ночи

Белые ночи, наблюдаются в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и практически всю ночь длятся сумерки. Явление белых ночей в атмосфере обоих полушарий обусловлено географической широтой местности (к северу от 59,5°с. ш. и к югу от 59,5° ю. ш.), а также положением полуночной высоты Солнца (под горизонтом до 7°). Определение белых ночей условно. Собственно белые ночи в Ленинграде продолжаются обычно с 11 июня по 2 июля; период очень светлых ночей бывает с конца мая — начала июня до середины июля. Вследствие того, что освещённость небосвода даже в полночь близка к вечерней, в Ленинграде, как правило, не включается уличное освещение. Белые ночи  — своеобразный символ Ленинграда. На набережных Невы в период белых ночей проходят традиционные народные гулянья.

«Белые ночи»

«Белые ночи», всесоюзный фестиваль искусств. Проводится в Ленинграде с 1958 (до 1963 Ленинградский фестиваль искусств) ежегодно 21—29 июня. Задуман как показ лучших достижений музыкально-хореографического искусства. Участвуют хореографические и музыкальные советские и зарубежные коллективы. Представлены классическая и современная опера, классический балет и народный танец, симфоническая и народная вокальная и инструментальная музыка, эстрадное искусство. В 1990 состоялся 27-й фестиваль.

-----------------------------------

«Белые ночи» (О тех, кто прославил город на Неве), сборник очерков, зарисовок, документов, воспоминаний. Выпускается Лениздатом с 1971 (в 1989 выпуск 8-й). Постоянные рубрики: по ленинским адресам; в дни блокады; портреты современников; их имена в истории города на Неве; неизвестное об известном; первые публикации и находки, открытия; коллекции и экспонаты; место рождения — Ленинград; Ленинград и окружающая среда.

Белый Андрей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Белышев Александр Викторович

Белышев Александр Викторович (1893—1974), участник Октябрьской революции. Член Коммунистической партии с марта 1917. С 1913 матрос Балтийского флота, с 1914 машинист на крейсере «Аврора». После Февральской революции председатель судового комитета «Авроры», представитель от крейсера в Центробалте. 24 октября (6 ноября) 1917 назначен ПВРК комиссаром «Авроры»; участвовал в обеспечении перехода крейсера к Николаевскому мосту и его захвата авроровцами. По команде Белышева с «Авроры» был произведён холостой выстрел — сигнал к штурму Зимнего дворца. В 1918—29 слесарь-механик на заводе «Красная заря». С 1929 заместитель директора Ленинградской центральной лаборатории проводной связи. По окончании в 1935 Промакадемии на хозяйственной работе в Ленинграде. В период блокады в 1941—44 слесарь на заводе «Ленэнерго». С 1954 на пенсии. Похоронен на Большеохтинском кладбище. На доме, где в 1959—74 жил Белышев (Большая Пороховская улица, 33), — мемориальная доска. Именем Белышева в 1975 названа улица (на правом берегу Невы).

Беляев Митрофан Петрович

Беляев Митрофан Петрович (1836—1903), музыкальный деятель, нотоиздатель. Родился в Петербурге. Богатый лесопромышленник, меценат, способствовал развитию русской музыки. В 1880—90-х гг. на музыку вечерах в доме Беляева («Беляевские пятницы») собиралась группа петербургских композиторов (см. Беляевский кружок). В 1885 Б. основал «Русские симфонические концерты», а также издательство «М. П. Беляев в Лейпциге» с нототорговой базой в Петербурге. Организатор Русских квартетных вечеров (1891), председатель общества камерной музыки (с 1898). Учредил для поощрения русских композиторов Глинкинские премии (1884), а также устраивал ежегодные конкурсы (с присуждением премий) за лучшее камерное инструментальное произведение (с 1892). После его смерти Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов составили Попечительский совет по управлению делами издательства и концертов Беляева . Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На доме, где в 1884—1903 жил Беляев (улица Марата, 50), — мемориальная доска.

Беляевский кружок

Беляевский кружок, группа музыкантов, собиравшихся в 1880—90-х гг. на музыкальных вечерах в доме М. П. Беляева. В кружок, возглавляемый Н. А. Римским-Корсаковым, входили преимущественно его ученики — композиторы Ф. С. Акименко, Н. Н. Амани, К. А. Антипов, Ф. М. и С. М. Блуменфельды, Я. Витол, А. К. Глазунов, В. А. Золотарёв, И. И. Крыжановский, А. К. Лядов, Н. А. Соколов, Н. Н. Черепнин, дирижёр Г. О. Дютш, пианист Н. С. Лавров, пианист и композитор А. А. Винклер. Собрания кружка посещали также А. П. Бородин и В. В. Стасов. В 1890-е гг. с Белеявским кружком были тесно связаны С. И. Танеев, А. Н. Скрябин и другие.гие московские композиторы. Белеявский кружок , преемственно связанный с «Могучей кучкой», не выдвигал определенной идейно-художественной программы. Творчество многих участников кружка носило академический характер.

Литература:

Золотарев В., Воспоминания о моих великих учителях, друзьях и товарищах, М., 1957.

Бенкендорф Александр Христофорович

Бенкендорф Александр Христофорович (1781 или 1783 — 1844), государственный деятель, генерал от кавалерии (1829), граф (1832), почетный член Петербургской АН (1827). Воспитывался в Петербурге в иезуитском пансионе аббата Николя, с 1798 служил в лейб-гвардейском Семёновском полку (флигель-адъютант Павла I). В 1819—21 начальник штаба гвардейского корпуса, в 1821—26 начальник первой кирасирской дивизии. В 1821 подал Александру I записку-донос о деятельности будущих декабристов. 14 декабря 1825 участвовал в подавлении восстания на Сенатской площади, был член Следственной комиссии по делу декабристов. В январе 1826 представил Николаю I проект организации центрального органа политической полиции, в принципе принятый при учреждении Третьего отделения. С июля 1826 шеф жандармов, главный начальник III отделения, командовал Императорской главной квартирой. Пользовался безграничным доверием Николая I, оказывал на него большое влияние. По указанию императора лично «надзирал» за литературой и печатью, вмешивался в творчество и личную жизнь А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, других литераторов. Мемуары Б. частично опубликованы в журналах «Русский архив» (1865, № 2), «Русская старина» (1896, № 6, 7 и 10; 1898, № 2) и «Исторический вестник» (1903, № 1 и 2).

Литература:

Лемке М. К., Николаевские жандармы и литература 1826—1855 гг., 2 изд., СПБ, 1909.

Бенуа Александр Николаевич

Бенуа Александр Николаевич (1870—1960), живописец и график, историк искусства, художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа. Родился в Петербурге. Учился на юридическом факультете университета (1890—94), живописи и рисунку учился самостоятельно под руководством брата — Альберта Николаевича Бенуа . В 1896—98 и 1905—07 работал во Франции. Один из организаторов и идеолог объединения и журнала «Мир искусства». Пропагандируя классическое наследие (в том числе русское искусство XVIII — первой четверти XIX вв), был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий (сборника «Художественные сокровища России», 1901—03, журнал «Старые годы») и музеев (музей «Старый Петербург»). С 1917 принимал участие в организации охраны памятник искусства, в перестройке музейного дела (в 1918—26 старший хранитель и заведующий отделом французской и английской живописи Эрмитажа). В творчестве Бенуа значительное место занимает тема истории Петербурга и его пригородов; эстетизация красоты и изящества ушедшей в прошлое дворянской культуры сочетается с несколько ироническим отношением к ней: «У Монплезира в Петергофе» (1900), «Передняя Большого дворца в Павловске» (1902, оба в ГТГ), «Парад при Павле I» (гуашь, 1907), «Пётр I на прогулке в Летнем саду» (1910, оба в ГРМ). Бенуа  — автор графически отточенных иллюстрациях к произведениям А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903, 1905, 1916—22), «Пиковая дама» (1898, 1905, 1910), «Капитанская дочка» (1904, 1919) — все акварель, тушь, кармин, белила, ГРМ, ГМИИ и др. С 1907 как режиссёр и художник-декоратор работал в антрепризе С. П. Дягилева в Мариинском театре в Петербурге (опера «Гибель богов» Р. Вагнера, 1903; балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907), с 1919 — в театре оперы и балета и БДТ («Свадьба Фигаро», 1926). Жил на улице Глинки (бывшая Никольская), 15. С 1926 в Париже. См. также Музей семьи Бенуа.

Сочинения:

Русская школа живописи, в. 1—10, СПБ, 1904;

Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, [СПБ], 1910;

История живописи всех времен и народов, тт. 1—4, СПБ, 1912—16 (не окончена);

Александр Бенуа размышляет... [Статьи, письма, высказывания], М., [1968];

Мои воспоминания, кн. 1—5, 2 изд., М., 1990.

Литература:

Эткинд М., А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX — начала XX в., Л., 1989.

Бенуа Леонтий Николаевич

Бенуа Леонтий Николаевич (1856—1928), архитектор. Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. Окончил АХ (1879), академик с 1885. Преподавал в ИГИ (ныне ЛИСИ; 1884—92, 1920—27). Профессор (с 1892), ректор (1903—06 и 1911—17) АХ (ученики: В. Г. Гельфрейх, А. И. Дмитриев, Л. В. Руднев, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев и др.). Учредитель и почётный председатель (1922—28) ОАХ, редактор журнала «Зодчий» (1894—98). Для творчества Бенуа , приверженца архитектуры классицизма, характерны чёткая архитектурная композиция, выразительный силуэт зданий, продуманность и единство художественного ансамбля, изобретательность и мастерство в исполнении деталей: Академическая капелла имени М. И. Глинки (набережная р. Мойки, 20; 1885—89), институт акушерства и гинекологии (Менделеевская линия, 3; 1897—1904), Белый зал Мариинского дворца (1907—08), типография «Печатный двор» (Чкаловский проспект, 15; 1908—10), западный корпус ГРМ (1914—16), жилые дома (Кировский проспект, 24, 26/28). В 1910—13 совместно с М. М. Перетятковичем и А. Е. Енакиевым разработал проект преобразования Петербурга. Похоронен на Литераторских мостках.

Литература:

Ружже В. Л., Градостроительные взгляды архитектора Л. Н. Бенуа, в сб.: Архитектурное наследство, [в.] 7, Л.—М., 1955.

Бенуа Николай Леонтьевич

Бенуа Николай Леонтьевич (1813—1898), архитектор. Отец А. Н. Бенуа и Л. Н. Бенуа. Учился в АХ (1827—36), академик с 1847; преподавал там же (с 1857, по другим источникам — с 1858, профессор). В 1840—46 совершенствовался за границей. С 1846 придворный архитектор, с 1872 заведующий техническо-строительным отделом Петербургской городской управы. Председатель Петербургского общества архитекторов (1880—93). Достраивал крупные ансамбли, в том числе Петергоф (1848—59), мастерски подражая историческим стилям и тактично вписывая свои постройки в сложившийся ансамбль или парковый комплекс. Построил ряд железнодорожных вокзалов (в Новом Петергофе, Стрельне, Царском Селе — 1850-е гг.), в которых применял новые металлические конструкции, воспроизводя в металле готический каркас. Жил в собственном доме на улице Глинки (бывшая Никольская), 15. Похоронен на Охтинском кладбище

Литература:

Бартенева М. И., Н. Бенуа, Л., 1985.

Берг Лев Семёнович

Берг Лев Семёнович (1876—1950), биолог и географ, академик АН СССР (1946). В 1904—13 зоолог Зоологического музея АН в Петербурге. С 1916 профессор Петроградского университета. Один из организаторов (1918) Географического института, преобразованного в 1925 в географический факультет ЛГУ (заведующий кафедрой физической географии). В 1922—34 заведующий отделом прикладной ихтиологии института опытной агрономии. В 1918—30 заведующий озёрным отделом Гидрологического института. С 1934 заведующий лабораторией ископаемых рыб в Зоологическом институте. В числе работ по ихтиологии — монографии «Рыбы пресных вод Российской империи» (1916; 4 издание вышло под названием «Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран», части 1—3, 1948—49; государственная премия СССР 1951). В 1940—50 президент Географического общества СССР В 1941—44 в эвакуации Берг развил теорию В. В. Докучаева о природных зонах, разработал учение о ландшафтах, изложенное в труде «Ландшафтно-географические зоны СССР» (часть 1, 1931; 3 издание, под названием «Географические зоны Советского Союза», тома 1—2, 1947—52) и «Природа СССР» (1937). Похоронен на Литераторских мостках. На доме, где в 1921—50 жил Берг (проспект Маклина, 2), — мемориальная доска.

Литература:

Л. С. Берг, М., 1952;

Мурзаев Э. М., Жизнь есть деяние. К 100-летию со дня рождения Л. С. Берга, М., 1976;

его же, Л. С. Берг, М., 1983.

Берггольц Ольга Фёдоровна

Берггольц Ольга Фёдоровна (1910—1975), поэтесса. Член КПСС с 1940. Родилась в Петербурге. По окончании ЛГУ (1930) редактор многотиражки завода «Электросила». Поэтическую известность Берггольц принесли сборники «Стихотворения» (1934) и «Книга песен» (1936). В 1937 по ложному обвинению была репрессирована; освобождена в 1939. Провела всю блокаду в Ленинграде, жила в Доме Радио (улица Ракова, 27; мемориальная доска), откуда почти ежедневно вела радиопередачи, вошедшие в её книгу «Говорит Ленинград» (1946). Создала своеобразную поэтическую хронику блокады — «Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна!». Её стихи и поэмы были первым откровенным документом героической и одновременно страшной и трагической жизни блокадного Ленинграда: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма» (оба 1942), «Памяти защитников» (1944), «Твой путь» (1945), поэтический сборник «Ленинградская тетрадь» (1942), «Ленинград» (1944), «У нас на земле» (1947). совместно с Г. Макогоненко Берггольц  — автор киносценария «Ленинградская симфония» (1945). Берггольц принадлежат слова, высеченные на граните Пискарёвского мемориального кладбища: «Никто не забыт, и ничто не забыто». Имя Берггольц стало символом стойкости, мужества, терпения и надежды (её называли «ленинградской мадонной»). Поэма Берггольц «Первороссийск» (1950; государственная премия СССР 1951) посвящена самоотверженности петроградских рабочих, строивших на Алтае город-коммуну. В 1959 вышла автобиографическая книга лирической прозы «Дневные звёзды» — «главная книга» (как её называла сама Берггольц ), где она возвращается к дням блокады (одноименный фильм 1968). В 1965 опубликовала сборник стихов «Узел». Похоронена на Литераторских мостках. Именем Берггольц в 1978 названа улица — улица Ольги Берггольц (бывшая Мартыновская и Мирная улицы, в районе Щемиловки). На доме, где в 1932—43 жила Берггольц (улица Рубинштейна, 7), — мемориальная доска. В 1984 в школе № 329 открыт музей Берггольц .

Литература:

Хренков Д. М., От сердца к сердцу. О жизни и творчестве О. Берггольц, Л., 1979;

Вспоминая Ольгу Берггольц..., Л., 1979;

Лакшин В., Стихи и судьба, «Знамя», 1987, № 3.

«Берег мужественных»

«Берег мужественных», мемориал в составе «Зелёного пояса Славы» (архитекторы А. Г. Камалдинов, А. Е. Ривкин, Н. В. Устинович, скульпторы П. А. Якимович, М. Р. Габе, инженеры Н. Н. Ильин, В. К. Самулевич). Сооружён в 1967 трудящимися Смольнинского района и Ломоносовского района Ленинградской области на восточном берегу р. Воронка (103-й км шоссе Ленинград — Усть-Луга), близ деревни Керново, где в 1941—44 проходил рубеж обороны Ораниенбаумского плацдарма. Бетонная стела длиной 30 м с латунными барельефами защитников Ленинграда, рядом подлинные бетонные противотанковые надолбы, свезённые к мемориалу с рубежей обороны. Мемориальная надпись — о подвиге воинов 8-й армии и моряков Балтийского флота, остановивших в сентября 1941 на этом рубеже наступление немецко-фашистских войск.

Берёзовые аллеи

Берёзовые аллеи 1-я и 2-я, между Каменноостровским проспектом и набережной р. Крестовки на Каменном острове. Проложены в середине XVIII в. Названы в 1909. Застроены в конце XIX — начале XX вв. особняками-дачами. В 1909—10 на 1-й  Берёзовой аллее построен дом 5 (архитекторы В. С. Ястржембский, Е. А. Кричевский), в 1914 — дом 18 (архитектор Н. Н. Верёвкин). В 1898 на 2-й  Берёзовой аллее сооружён дом 32/14 — особняк Е. К. Гаусвальд (архитекторы В. И. Шене, В. И. Чагин), ныне профилакторий Металлического завода; в 1904 — дом 17 — «Елизаветинские оранжереи» (архитектор Л. Л. Фуфаевский), ныне цветочно-питомническое объединение «Цветы». В бывшем приюте К. О. Ананьевой (дом 5, 1905, архитектор В. Н. Бобров) ныне городской онкологический диспансер. В 1927 в доме 13/15 по 2-й  Берёзовой аллее основана Кинокопировальная фабрика.

Литература:

Витязева В. А., Каменный остров, Л., 1975.

Берёзовый остров

Берёзовый остров, в юго-западной части дельты Невы, у восточного берега р. Екатерингофка. Длина около 200 м. Через протоки, отделяющие Берёзовый остров от островов Екатерингофского и Грязного, построены мосты. Промышленная зона.

«Беседа любителей русского слова»

«Беседа любителей русского слова», литературное общество в Петербурге в 1811—16. Создано в основном по инициативе А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о старом и новом слоге», которое стало манифестом его литературных соратников. Собрания проходили в доме Г. Р. Державина, одном из центров литературной жизни Петербурга начала XIX в. (набережная р. Фонтанки, 118). Среди членов общества: В. В. Капнист, А. Н. Оленин, граф Д. И. Хвостов, князь А. А. Шаховской, князь С. А. Ширинский-Шихматов и др. Деятельность «Беседы...», направленная на утверждение жанров классицизма в русской литературе, сохранение в ней архаичного старославянского языка (в противовес реформе «карамзинистов»), имела консервативный характер. Вместе с тем некоторые члены общества (Н. И. Гнедич, И. А. Крылов) отстаивали национально-демократические традиции в развитии русского литературного языка, гражданский пафос в поэзии. Интерес «Беседы...» к изучению древнерусских памятников, фольклору, истокам русской словесности разделяли А. С. Грибоедов, П. И. Катенин и др. Общество издавало журнал «Чтение в Беседе любителей русского слова» (вышло 19 книг). Деятельность «Беседы...» стала предметом язвительного пародирования со стороны литературного кружка «Арзамас».

Литература:

Тынянов Ю. Н., Архаисты и новаторы, Л., 1929, с. 89—106;

Поэты 1790—1810-х гг., Л., 1971, с. 38—42.

Предыдущая страница Следующая страница