Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РУБ"-"РЫН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РУБ"-"РЫН")

Рубинштейн Антон Григорьевич

Улица Рубинштейна.

Улица Рубинштейна.

Улица Рубинштейна.

Санкт-Петербург.

Рубинштейн Антон Григорьевич (1829—1894), пианист, композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. В Петербурге поселился в 1848 (выступил здесь впервые как пианист в 1843). В Петербурге началась его дирижёрская (1850, в Университетских концертах) и композиторская (1852, опера «Куликовская битва», Большой театр) деятельность. По инициативе и под руководством Рубинштейна в Петербурге организованы Певческая академия (1858), Русское музыкальное общество (1859; Рубинштейн в числе первых директоров; дирижировал его симфоническими концертами) и первая в России консерватория (1862; до 1867 и в 1887—91 Рубинштейн  — её профессор и директор). Постоянно концертировал как пианист и дирижёр, провёл циклы так называемых Исторических концертов (фортепьянных и симфонических). По инициативе и на средства Рубинштейна в 1890 в Петербурге прошёл 1-й Международный конкурс пианистов и композиторов (затем проводился в Берлине, Париже, последний — в 1910 в Петербурге). В Петербурге впервые исполнены многие его сочинения, в том числе оперы «Демон» (1875), «Купец Калашников» (1880) в Мариинском театре. В 1894, возвратившись из-за рубежа, жил в Петергофе, где и скончался. Похоронен в Некрополе мастеров искусств. Именем Рубинштейна в 1929 названа улица (бывшая Троицкая), на доме 38, где он жил в 1887—91, — мемориальная доска. Имя Рубинштейна носит зал Оперной студии консерватории (ныне Музыкальный театр консерватории). В фойе Большого зала консерватории установлен памятник Рубинштейну (скульптор Л. А. Бернштам).

Литература:

Баренбойм Л. А., А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность, т. 1—2, Л., 1957—62;

Хопрова Т., А. Г. Рубинштейн, 2 изд., Л., 1987.

«Рублёвое общество»

«Рублёвое общество», революционная народническая организация. Создана в Петербурге в конце 1867 Ф. В. Волховским и Г. А. Лопатиным (названа по величине ежемесячного членского взноса). По замыслу руководителей, члены общества под видом странствующих сельских учителей должны были установить связи с крестьянами, вести среди них революционную пропаганду, используя как легальную, так и нелегальную литературу. В петербургскую группу «Рублёвого общества» входили Лопатин, Н. Ф. Даниельсон, Н. Н. Любавин, В. В. Михайлов, И. И. Лавринович, С. Г. Гирчич, П. В. Прокопенко, М. И. Максимович (группа общества действовала и в Москве). Общество выпустило для распространения в народе книгу И. А. Худякова «Древняя Русь». В феврале 1868 большая часть членов «Рублёвого общества» арестована, общество распалось.

Литература:

Бельчиков Н. Ф., «Рублевое общество», «Известия АН СССР Серия VII, Отделение общественных наук», 1935, № 9—10.

Рудаков Константин Иванович

Рудаков Константин Иванович (1891—1949), график. Учился в АХ-Вхутеине (1913—22); преподавал там же (с 1929). Занимался живописью, рисунком, литографией, офортом, монотипией, театрально-декорационным искусством. Автор многочисленных живописно-экспрессивных иллюстраций к книгам: «Милый друг» Ги де Мопассана (цветная литография, изд. 1936), «Нана» Э. Золя (акварель, изд. 1937), «Щелкунчик и мышиный король» Э. Т. А. Гофмана (цветная литография, изд. 1938), «Театр революции» Р. Роллана (цветная литография, изд. 1940), «Дюймовочка» X. К. Андерсена (итальянские картинки, изд. 1945), «Ревизор» Н. В. Гоголя (акварель, изд. 1947), «Фома Гордеев» М. Горького (итальянские картинки, акварель, изд. 1949), «Война и мир» Л. Н. Толстого (1945—48), «Отцы и дети» И. С. Тургенева (1946—49). В период блокады Рудаков работал над циклом портретов бойцов ПВО, театральными декорациями, исполнял живописные панно для городских площадей и улиц, сотрудничал в журнале «Костёр». Похоронен на Волковском кладбище.

Литература:

К. И. Рудаков. Воспоминания о художнике, Л., 1979;

Бродский И. А., К. Рудаков, М., 1985.

Руднев Лев Владимирович

Руднев Лев Владимирович (1885—1956), архитектор. Окончил АХ (1915), где учился у Л. Н. Бенуа; преподавал там же (профессор, 1922—48). Работал помощником И. А. Фомина. Участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, создав на Марсовом поле памятник «Борцам революции». В 1927—30 построил школу и профилакторий в Кировском районе (совместно с И. И. Фоминым и др.), отличающиеся лаконизмом крупных объёмов. С 1932 работал в Москве.

Литература:

Архитектор Руднев, М., 1963;

Хазанов В. В., Зодчий революционной эпохи, «ЛП», 1985, № 3.

«Румболовская гора»

«Румболовская гора», мемориал в составе «Зелёного пояса Славы» (архитекторы П. Ф. Козлов, В. Н. Полухин). Сооружён в 1967 трудящимися Фрунзенского района Ленинграда в г. Всеволожск у развилки дорог на Ладожское озеро и Колтуши на бывшей трассе «Дороги жизни». Металлические листья дуба (символ жизни) и лавра (символ Славы), рядом стела с текстом стихотворения О. Ф. Берггольц: «Дорогой жизни шёл к нам хлеб, / дорогой дружбы многих к многим. / Ещё не знают на земле / страшней и радостней дороги».

Румянцев Николай Петрович

Румянцев Николай Петрович (1754—1826), граф, государственный деятель и дипломат, канцлер (с 1809), почетный член Петербургского АН (1819). Сын П. А. Румянцева. Получил домашнее образование. В 1770-х гг. жил в Петербурге, состоял при дворе великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I). В 1795—98 один из директоров Земельного банка в Петербурге, член ряда финансовых комиссий. В 1801—09 директор водных коммуникаций (под руководством Румянцева начато строительство Обводного канала, усовершенствован ряд каналов, соединявших Неву с другими реками), в 1802—11 министр коммерции (по инициативе Румянцева в Петербурге в 1802—10 издавалась газета «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости», открыто Училище корабельной архитектуры, построено здание Биржи). В 1807—14 министр иностранных дел, в 1810—12 председатель Государственного совета (с 1812 из-за разногласий с императором Александром I фактически отошёл от дел). Активно участвовал в организации морских кругосветных экспедиций Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна, О. Е. Коцебу, жертвовал крупные суммы на собирание и публикацию исторических источников. Вокруг Румянцева сложился кружок, объединявший виднейших русских историков и археографов (в литературе известен как «Румянцевский кружок»). Румянцев собрал ценные коллекции монет, рукописей, произведений искусства, был владельцем одной из лучших в России библиотек. Дом Румянцева (ныне набережная Красного Флота, 44, см. Румянцева дом) — один из центров общественной и культурной жизни Петербурга первой четверти XIX в. По завещанию Румянцева в 1831 в нём открыт общедоступный Румянцевский музей (в 1861 переведён в Москву, библиотека Румянцева легла в основу Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина).

Литература:

Ивановский А. Д., Государственный канцлер граф Н. П. Румянцев, СПБ, 1871;

Козлов В. П., Колумбы российских древностей, 2 изд., М., 1985.

Румянцев Пётр Александрович

«Румянцевский обелиск».

«Румянцевский обелиск».

«Румянцевский обелиск».

Санкт-Петербург.

Румянцев Пётр Александрович (1725—1796), полководец, генерал-фельдмаршал (1770), граф (1744). Отец Н. П. Румянцева. Получил домашнее образование, в августе — декабре 1740 воспитывался в Шляхетном корпусе, в декабре 1740 произведён в офицеры. Участник русско-шведской войны 1741—43. Отличился в Семилетней войне 1756—63. С 1764 (не оставляя военной деятельности) генерал-губернатор Малороссии. В ходе русско-турецкой войны 1768—74 русские войска под командованием Румянцева летом 1770 разгромили превосходящие силы турок в сражениях при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле (в память последней победы в Царском Селе воздвигнут Кагульский обелиск, 1771, архитектор А. Ринальди?). В 1774 решительным наступлением Румянцев вынудил турок заключить мир (в 1775 в честь этого события на Монетном дворе выбита медаль с профилем Румянцева , к его фамилии сделана почётная приставка Задунайский). В ходе русско-турецкой войны 1787—91 Румянцев из-за интриг Г. А. Потёмкина и другие.гих царедворцев в 1789 отстранён от командования армией и фактически отошёл от дел. Бывая в Петербурге наездами, Румянцев жил в домах родителей (не сохранились), в 1776—77 — во дворце Воронцова. В 1799 в память подвигов Румянцева на Марсовом поле воздвигнут обелиск «Румянцева победам» (известный также как «Румянцевский обелиск»; архитектор В. Ф. Бренна; в 1818 по проекту архитектора К. И. Росси перенесён на Румянцевскую площадь, ныне площадь Шевченко; сквер на этой площади по традиции именуется Румянцевским). Скульптурное изображение Румянцева помещено среди фигур деятелей второй половины XVIII в. на памятнике Екатерине II в сквере на площади Островского.

Литература:

П. А. Румянцев. Документы, т. 1—3, М., 1953—59;

Меерович Г. И., Румянцев в Петербурге, Л., 1987.

Румянцева дом

Дом Румянцева.

Дом Румянцева.

Дом Румянцева.

Санкт-Петербург.

Румянцева дом (набережная Красного Флота, 44), памятник архитектуры ампира. Перестроен из старого дома, купленного Н. П. Румянцевым, в 1826-27 (архитектор В. А. Глинка). Выделяется мощным 12-колонным портиком (на фронтоне горельеф «Аполлон на Парнасе», скульптор И. П. Мартос). Предназначался для устройства публичного Румянцевского музея. С 1953 в доме Румянцева Музей истории Ленинграда.

Румянцевский музей

Румянцевский музей, собрание книг, рукописей, медалей, минералов, этнографических и другие.гих коллекций, составленное Н. П. Румянцевым и переданное после его смерти (1826) государству. Открыт в 1831 в доме Румянцева. В 1861 переведён в Москву, где вошёл в состав вновь созданного «Московского публичного музеума и Румянцевского музеума»; в 1925 на основе библиотеки Румянцевского музея в Москве создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, другие коллекции в 20-е гг. переданы музеям и картинным галереям Москвы.

Руска Луиджи

Руска Луиджи (Алоизий Иванович) (Rusca) (1762—1822), архитектор; представитель классицизма. По происхождению швейцарец. Учился в Италии. С 1783 работал в России, в Петербурге с 1784. Почётный вольный общник АХ (1815). Много работал по перестройке и отделке дворцов, общественных и жилых зданий: отделка Аничкова, Таврического и Стрельнинского дворцов, перестройка дворца Бобринских, домов Кусова (1-я линия Васильевского острова, 58), Фрейганга (набережная р. Мойки, 10) и др. Построил также дом «Кабинета», портик Перинной линии, Дом ордена иезуитов, церковь Всех скорбящих, казармы и манеж Кавалергардского полка, ряд жилых домов. В начале XIX в жил на Невском проспекте, 26. В 1810 издал гравированное собрание своих проектов. Умер во Франции.

Литература:

Александрова Л. Б., Луиджи Руска, Л., 1990.

«Руслан»

«Руслан» (г. Пушкин, улица К. Маркса, 42), кинотеатр, входит в кинозрелищное предприятие «Руслан» наряду со специализированным детским кинотеатром «Авангард» и кинотеатром «Родина» в г. Павловск. Построен по типовому проекту в 1970. Зал на 1250 мест. Интерьер украшен настенной росписью площадью 180 м, выполненной художниками-палешанами на темы поэмы «Руслан и Людмила» и сказок А. С. Пушкина.

Русская Гражданка

Русская Гражданка, см. в ст. Гражданка.

«Русская литература»

«Русская литература» (набережная Макарова, 4), ежеквартальный историко-литературный журнал Института русской литературы АН СССР Издаётся с 1958. В журнале публикуются статьи по истории русской и советской литературы; обзоры историко-литературных трудов, выходящих в СССР и за рубежом; печатаются материалы Рукописного отдела ИРЛИ и другие.гих архивов.

Литература:

Журнал «Русская литература» за 1958—1973 гг. Указатель содержания, Л., 1975.

«Русская старина»

«Русская старина», ежемесячный исторический журнал. Выходил в 1870—1918 в Петербурге. Основатель и издатель-редактор (1870—92) — историк М. И. Семевский, в 1893 Н. К. Шильдер, в 1893—95, 1904—06 С. П. Зыков, в 1896—1904 Н. Ф. Дубровин, с 1907 П. Н. Воронов. В  «Русской старине» публиковались официальные документы, автобиографии, мемуары, письма политических и общественных деятелей, деятелей культуры, впервые изданы многие произведения русских писателей XVIII — первой половины XIX вв. «Русская старина»  — один из первых русских исторических журналов, начавший постоянно (с 70-х гг. XIX в.) печатать материалы по истории освободительных и массовых движений в России (особенно много по движению декабристов), однако из-за цензурных преследований многие материалы публиковались с неоговорёнными сокращениями. К  «Русской старине» прилагались гравюры и рисунки (главным образом портреты и факсимиле). Изданы росписи содержания за 1870—1902. В начале XX в. контора «Русской старины» помещалась на набережной р. Фонтанки, 145.

Литература:

Симина Н. Г., Исторические документы на страницах «Русской старины» в 70—80-х гг. XIX в., в сб.: Исследования по отечественному источниковедению, М.—Л., 1964.

«Русские самоцветы»

«Русские самоцветы» (Уткин проспект, 8), производственное объединение, крупнейшее в стране по выпуску ювелирных изделий: украшений из драгоценных и недрагоценных металлов; предметов сервировки стола из серебра и мельхиора; камнерезных изделий из твёрдого поделочного камня. Изготавливает также нестандартное оборудование для ювелирных предприятий страны. Создано в 1969. Вошедшие в объединение предприятия сохранили свою специфику и особенности производства. В художественной обработке поделочных камней объединение является преемником традиций Петергофской гранильной фабрики (основана в 1721). Мастера фабрики составили ядро коллектива завода «Русские самоцветы» (основан в 1933). В 1937 на заводе изготовлена в технике флорентийской мозаики географическая карта СССР площадью 26,5 м2, получившая в том же году на Всемирной выставке в Париже диплом Гран при. В 1941—45 завод продолжал работать. В условиях блокады организовано производство деталей оптических приборов, медицинских инструментов, ручных гранат и др. После войны мастера завода участвовали в восстановлении фонтанов Нижнего парка Петродворца, других памятников. Современные изделия объединения экспортируются во многие страны. С 1968 издаётся Сборник трудов ВНИИювелирпрома (институт вошёл в состав объединения в 1971).

«Русские симфонические концерты»

«Русские симфонические концерты», общедоступные концерты, проводившиеся в 1885—1918 в Петербурге по инициативе М. П. Беляева. С 1886/87 по 6—7 концертов в сезон. Исполнялись (зачастую впервые) произведения (симфонические, а также поначалу камерно-инструментальные) только отечественных композиторов, в особенности близких к Беляевскому кружку. Концертами дирижировали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. К. Лядов и др. Концертам посвящены некоторые статьи В. В. Стасова, Ц. А. Кюи, А. В. Оссовского, Н. Ф. Финдейзена и другие.гих критиков.

Литература:

Кюи Ц., Итоги русских симфонических концертов, в его кн.: Избранные статьи, Л., 1952.

«Русский дизель»

«Русский дизель» (Выборгская набережная, 17), головной завод одноименного производственного объединения. Выпускает среднеоборотные дизели большой мощности и агрегаты на их базе. Основан в 1862 выходцем из Швеции Л. Нобелем как чугуно-медно-сталелитейный и котельный завод под названием «Людвиг Нобель». Завод производил котлы, станки, лафеты, нарезные ружья и др. С 1892 начал строить двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работавшие на керосине, и генераторные повозки на их базе, с 1899 по инициативе Э. Нобеля (сына основателя завода) — дизели, работавшие на нефти, и стал пионером мирового и отечественного дизелестроения, выпустив до 1917 ряд серий судовых и стационарных дизелей оригинальных конструкций. Современное название с 1919. В октябре 1916 в числе 15 предприятий города, наиболее активно выступавших против самодержавия, завод был закрыт. Рабочие принимали активное участие в революционных событиях 1917, в период Гражданской войны восстановили механизированные установки двух подводных лодок для обороны Каспийского моря. Производство дизелей возобновлено в 1923. С 1933 организован выпуск дизелей для подводных лодок. В 1941 часть завода эвакуирована. Во время войны более 50% производственных мощностей выведено из строя, но завод продолжал работать: выпускал корпуса снарядов и мин, судовое оборудование, обеспечил хлебозаводы Ленинграда автономными системами энергоснабжения. В 1953 началось серийное производство дизелей и дизель-редукторных агрегатов для отечественного танкерного и рыболовного флота, в 1959 — мощных судовых двухрядных дизелей с противоположно движущимися поршнями. Завод первым в стране внедрил азотирование крупных коленчатых валов, применяет другие методы упрочения и гальванического покрытия. Группа работников — лауреаты Государственной премии СССР Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966). Имеются клуб, спортивный комплекс. На территории монумент в память о погибших в Великую Отечественную войну (1970, архитектор Л. А. Русов).

Литература:

Механический завод Людвиг Нобель. 1862—1912, [СПБ, 1912].

Русский для внешней торговли банк

Русский для внешней торговли банк, частный коммерческий банк. Учреждён в 1871 при участии «Дойче банк», с которым сохранил тесные связи. Помещался на Морской (ныне Герцена) улице, 32. К 1914 3-й по размерам операций банк в России. Ресурсы (на 1 января 1914) 1413,7 млн. руб. Первым из русских банков открыл агентства за границей. С 1881 действовал вместе с Международным банком. Контролировал Общество заводов «Сормово», нефтепромышленное общество «А. И. Манташев и К°» и др.; объединял заводы, дававшие 30% производства сахара в стране. Национализирован декретом ВЦИК от 14(27) декабря 1917.

Русский для представления трагедий и комедий театр

Русский для представления трагедий и комедий театр, русский публичный профессиональный театр, учреждённый указом императрицы Елизаветы Петровны 30 августа 1756. Основу театра составили некоторые актёры полупрофессиональной труппы «охотников» под руководством Ф. Г. Волкова, привезённые из Ярославля в Петербург по указу от 3 января 1752, где они дали несколько закрытых придворных и публичных спектаклей. Лучших из них оставили в столице: братьев Ф. Г. и Гр. Г. Волковых причислили к придворной труппе; А. Ф. Попова и И. А. Дмитревского отдали на обучение в Шляхетный корпус, куда в феврале 1752 уже были отосланы 8 придворных певчих, «спадших с голосу». В феврале 1754 сюда же перевели и братьев Волковых, где их всех готовил к сцене драматург А. П. Сумароков, назначенный в 1756 директором учреждённого театра. Для театра отдали Головкинский дом (дом опального графа М. Г. Головкина, находившийся на 3-й линии Васильевского острова), который был в распоряжении театра до февраля 1761. Здесь жили актёры, проходили репетиции и спектакли «при небольшом стечении зрителей». Театральный зал площадью свыше 200 м2 размещался на «средних и верхних» этажах 3-этажного здания, имел партер с рядом лож по обеим боковым его сторонам, сцена занимала чуть больше половины всего помещения. Первый официальный публичный спектакль «для народа, за деньги» — трагедия Сумарокова «Семира» — состоялся в помещении придворного театра (Оперном доме) 6 февраля 1757 (до этого 1 февраля было дано первое закрытое представление в присутствии императрицы). В марте 1757 в труппу театра пришли первые актрисы: М. С. и О. С. Ананьины (известные по сцене первая как Волкова, вторая как Шумская) и А. М. Пушкина (по сцене — Дмитревская). Театр положил начало постоянно действующей профессиональной русской драматической труппе.

Литература:

Ф. Г. Волков и русский театр его времени, М., 1953;

История русского драматического театра, т. 1, М., 1977;

Старикова Л., Первая труппа русского профессионального театра, в сб.: Вопросы театра-11, М., 1987.

Русский музей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Русское археологическое общество

Русское археологическое общество (РАО) (до 1866 Археолого-нумизматическое общество), основано в 1846 в Петербурге по инициативе учёных-археологов Б. В. Кёне, А. С. Уварова, А. А. Куника, Х. Д. Френа и др. Помещалось на Литейном проспекте, 44. Среди деятелей РАО — историки и археологи А. Ф. Бычков, И. И. Толстой, В. Г. Дружинин, Б. В. Фармаковский и др. С 1851 в составе РАО 3 раздела (с 80-х гг. отделения): славяно-русской археологии, классическо-византийской и западноевропейской археологии и восточной археологии (в 1905 официально оформлено нумизматическое отделение). Общество производило раскопки в Причерноморье, в центральных губерниях, Новгородской и Санкт-Петербургской (район Приладожья) губерниях. В 1847—65 издавало «Записки» (14 томов), в 1859—84 — «Известия» (10 томов), в 1886—1902 — «Записки. Новая серия» (12 томов). В 1924 вошло в состав Государственной академии истории материальной культуры (туда же переданы его библиотека и архив, ныне в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР музейные собрания общества поступили в Государственный Эрмитаж).

Литература:

Веселовский Н. И., История Русского археологического общества за первое 50-летие его существования. 1846—1896, СПБ, 1900.

«Русское богатство»

«Русское богатство», общественно-политический, научный и литературный журнал. Издавался с 1876 в Москве, с середины 1876 в Петербурге. Выходил до 1879 3 раза в месяц, затем ежемесячно. Редакция — на Басковой улице (ныне улица Короленко), 9. Издавался артелью писателей народнического направления (Н. Н. Златовратский, А. М. Скабичевский, Г. И. Успенский и др.). С начала 90-х гг. стал органом легального народничества, вёл полемику с марксистами. Идейно журнал возглавляли Н. К. Михайловский и В. Г. Короленко. В 90-х гг. пользовался популярностью в кругах интеллигенции. Печатались произведения В. В. Вересаева, Короленко, А. И. Куприна, а также зарубежных писателей. В публицистике, критике и беллетристике уделял основное внимание положению русской деревни, критике внутренней и внешней политики самодержавия. В 1906 и 1914 подвергался репрессиям. С ноября 1914 по март 1917 выходил под названием «Русские записки». В 1918 закрыт.

Литература:

Указатель статей, помещенных в журнале «Русское богатство» с 1893 по 1911, СПБ, 1911;

Бережная Л. Г., Журнал «Русское богатство» в 1905—1913 гг., в сб.: Из истории русской журналистики начала XX в., М., 1984.

Русское генеалогическое общество

Русское генеалогическое общество (РГО), основано в 1897 в Петербурге по инициативе князя А. Б. Лобанова-Ростовского. Заседания — на Надеждинской улице (ныне улице Маяковского), 27. Цель — научная разработка истории и родословия дворянских родов (включая изучение генеалогии служилого дворянства допетровской Руси); в сфере занятий РГО — исследования по геральдике, сфрагистике, дипломатике и другие.гим историческим дисциплинам. Председатель — великий князь Георгий Михайлович. В РГО входили историки, придворные сановники, государственные деятели, представители губернских дворянских собраний: Н. П. Лихачёв (один из учредителей и фактический руководитель общества), С. Д. Шереметев, Г. А. Власьев, Д. Ф. Кобеко, Н. В. Мятлев, В. В. Руммель и др. В 1901—130 членов (в 1898—23). Основные труды членов общества опубликованы в 4 выпусках «Известий» (1900—11). В архиве РГО хранились древние грамоты, столбцы, документы XVI—XVIII вв. из семейных архивов Осоргиных, Тыртовых, Мусиных-Пушкиных и др. (ныне в архивах Ленинграда и Москвы). В 1919 РГО вошло в Российскую академию истории материальной культуры и было переименовано в Русское историко-родословное общество (в 1922 прекратило существование).

Литература:

Бычкова М. Е., Деятельность Русского генеалогического общества, «История СССР», 1982, № 5.

Русское музыкальное общество

Русское музыкальное общество (РМО), создано в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна и ряда музыкально-общественных деятелей на базе Симфонического общества. Деятельность РМО носила просветительский характер. Общество устраивало концерты: симфоническими концертами (проходили в зале Благородного собрания, а с 1896 в зале консерватории) руководили А. Г. Рубинштейн (до 1867), М. А. Балакирев (1867—69), Э. Ф. Направник (1869—81) и др.; с 1860 давало также камерные вечера (в зале Д. Бернардаки, ныне Невский проспект, 86). Проводило конкурсы на создание новых произведений. РМО стало создателем музыкальных учебных заведений: в 1860 в Петербурге были открыты Музыкальные классы при РМО, на основе которых в 1862 возникла консерватория. Материально РМО поддерживали особы императорской фамилии, занимавшие посты председателя и его заместителя (с 1869 Императорское русское музыкальное общество — ИРМО). Деятельность РМО направлял комитет директоров (А. Г. Рубинштейн, Матв. Ю. Виельгорский, В. А. Кологривов, Д. В. Стасов, помещик Д. В. Каншин). В 1860 открылось Московское РМО, возглавляемое Н. Г. Рубинштейном. В первые годы оба столичных общества существовали самостоятельно, впоследствии они, как и вновь открываемые в других городах России, стали называться отделениями. В 1865 принят новый устав и утверждена Главная дирекция РМО, координировавшая деятельность отделений. После Октябрьской революции прекратило существование.

Литература:

Пузыревский А. И., Императорское русское музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности, СПБ, 1909;

Финдейзен Н., Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества, СПБ, 1909.

Русское техническое общество

Русское техническое общество (РТО), ведущее научно-техническое общество России. Основано в 1866 в Петербурге с целью содействия развитию отечественной техники и промышленности. В конце XIX — начале XX вв. помещалось в Соляном городке на Пантелеймоновской (ныне Пестеля) улице, 2. Вело коллективные научные исследования, организовывало съезды по отраслям техники, лекции, курсы, выставки, активно участвовало в международных съездах и конгрессах. В обществе работали учёные А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, А. Н. Крылов, Н. П. Петров, А. С. Попов, Н. Е. Жуковский, П. Н. Яблочков и др. К началу 1917 в РТО свыше 10 тыс. членов, более 40 территориальных отделений, 16 отраслевых отделов (в том числе химической технологии и металлургии, механики и механической технологии, инженерно-строительного и горного дела, фотографии, электротехники, воздухоплавания). При РТО функционировали ремесленные училища и специальные школы: десятников, электротехническая, печатного дела и др. С 1867 издавало «Записки Русского технического общества», отраслевые периодические журналы «Электричество», «Фотограф», «Железнодорожное дело», «Техника воздухоплавания». В 1923 принят новый устав и составлена программа РТО «Об основных нуждах промышленности». В 1929 закрыто, вместо него в 1931 образованы научное и инженерно-техническое общества.

Литература:

Филиппов Н. Г., Научно-технические общества России (1866—1917 гг.), М., 1976.

Рыбальченко Степан Дмитриевич

Рыбальченко Степан Дмитриевич (1903—86), военачальник, генерал-полковник авиации (1944). Член Коммунистической партии с 1927. В Красной Армии с 1919. Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе (1936) и Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба (1951). Участник Гражданской войны. В 1938—41 начальник отдела и заместитель начальника штаба ВВС Ленинградского ВО. В Великую Отечественную войну заместитель начальника штаба ВВС Северного фронта, начальник штаба, а с февраля 1942 командир ВВС Ленинградского фронта. С ноября 1942 до конца войны командующий 13-й воздушной армией Ленинградского фронта, которая участвовала в прорыве блокады Ленинграда, Красносельско-Ропшинской операции 1944 и Выборгской операции 1944. После войны до конца 1963 на командных должностях в ВВС и на преподавательской работе.

Литература:

Иноземцев И. Г., Под крылом — Ленинград, М., 1978.

Рыбацкое

Рыбацкое (в XVIII Рыбная, или Рыбацкая, слобода), местность в юго-восточной части Ленинграда, на левом берегу Невы. В 1716 по указу Петра I здесь были поселены рыбаки, поставлявшие рыбу для столицы. В 1788 жители Рыбацкого добровольно сформировали морское ополчение для борьбы со шведским флотом в русско-шведской войне 1788—90 (в память об этом событии в 1789 в Рыбацком сооружён обелиск). В XIX Рыбацкое  — одно из крупнейших пригородных сёл на Шлиссельбургском тракте. В 1909 по решению сельского схода на средства жителей Рыбацкого сооружено здание 2-классного училища (до 1980-х гг. школа № 333, Рыбацкий проспект, 18; в годы Великой Отечественной войны здесь помещался штаб Пятьдесят пятой армии). В 1941 в районе Рыбацкого проходил один из рубежей внутренней обороны Ленинграда (сохранился железно-бетонный дот; в 1970 близ него установлена мемориальная стела, реконструирована в 1989). В 1980-х гг. началась застройка Рыбацкого современными жилыми домами. В 1984 открыта станция метро «Рыбацкое». Главная магистраль — Рыбацкий проспект, название сохранилось также в наименовании улицы и железнодорожные платформы.

Литература:

Кручина-Богданов В. И., На месте села Рыбацкого, «ЛП», 1986, № 4.

«Рыбацкое»

«Рыбацкое», станция метро Невско-Василеостровской линии. Открыта 28 декабря 1984. Наземный вестибюль (архитекторы А. С. Гёцкин, Н. В. Ромашин-Тиманов, К. Г. Леонтьева) — рядом с железнодорожной платформой одноименного названия. При сооружении станции применены некоторые новшества отечественного метростроения. Среди них — складчатое 18-пролётное покрытие, позволяющее свободно компоновать станционные сооружения. Пешеходные подземные тоннели между станцией, железнодорожными платформами и жилым микрорайоном впервые в практике строительства метрополитена проходились методом продавливания, что позволило не останавливать движения поездов по железной дороге. В отделке станции использованы белый и серый мрамор, профильный металл, стекло, полированный гранит.

Рыбкин Пётр Николаевич

Рыбкин Пётр Николаевич (1864—1948), радиотехник, ассистент А. С. Попова. Окончил Петербургский университет (1892). С 1894 лаборант в Минном офицерском классе в Кронштадте. В 1899 обнаружил возможность приёма телеграфных сигналов на слух. В дальнейшем много сделал для сбережения научного наследия Попова. Опубликовал свыше 30 работ по вопросам истории радио и достижений радиотехники. Около 50 лет руководил подготовкой радистов в Минном офицерском классе, затем в Школе связи имени Попова в Кронштадте. В 1922—34 преподавал на созданных по его инициативе вечерних электротехнических курсах. В Кронштадте на доме, где жил Рыбкин (улица Володарского, 11), — мемориальная доска.

Литература:

Головин Г. И., П. Н. Рыбкин, М.—Л., 1951.

Рылеев Кондратий Фёдорович

Рылеев Кондратий Фёдорович (1795—1826), поэт-декабрист. Детство провёл в селе Батово (ныне Гатчинского района Ленинградской области; мемориальный знак). В Петербурге с 1801. В 1814 окончил 1-й кадетский корпус. Участвовал в заграничных походах русской армии (1814); с 1815 служил в Воронежской губернии. Выйдя в отставку поручиком, вернулся в Петербург (1819), где познакомился с В. К. Кюхельбекером, А. А. Дельвигом, А. С. Пушкиным, Н. И. Гнедичем и др. В начале 1820-х гг. жил на 16-й линии Васильевского острова (дом не сохранился). Печатался с 1820 в журнале «Благонамеренный»; в журнале «Невский зритель» опубликовал обличительную сатиру на А. А. Аракчеева «К временщику» (1820). В 1821—24 служил в Петербурге заседателем уголовной палаты. В 1821 вошёл в Вольное общество любителей российской словесности, на заседаниях которого были прочитаны «Думы» Рылеева (отдельное издание 1825), проникнутые духом вольнолюбия и гражданственности. В 1823—25 совместно с А. А. Бестужевым издавал альманах «Полярная звезда», собравший лучшие литературные силы. В Петербурге им написаны стихотворения и поэмы, насыщенные мотивами борьбы за свободу («Войнаровский», «Наливайко» и др.), политическая элегия «Гражданин» распространялась в списках. Тема Петербурга отражена в письмах и нравоописательных очерках Рылеева «Провинциал в Петербурге». Особое место в его творчестве занимают агитационные песни, написанные совместно с Бестужевым («Царь наш — немец русский...», «Уж как шёл кузнец...», «Ах, тошно мне...» и др.).

Принятый осенью 1823 в члены Северного общества декабристов, Рылеев вскоре стал одним из его руководителей. Выступал сторонником решительных действий, проповедовал республиканские идеи. В 1824 поступил на службу в Российско-Американскую компанию правителем дел канцелярии (помещалась в доме у Синего моста, ныне набережная р. Мойки, 72; в этом же доме находилась квартира Бестужева и последняя квартира Рылеева , мемориальная доска). В декабре 1824 Рылеев избран в Думу Северного общества. На квартире Рылеева декабристы 13 декабря 1825 приняли решение о вооруженном выступлении против самодержавия; Рылеев был одним из руководителей восстания на Сенатской площади (см. Восстание 14 декабря 1825); в числе первых арестован и заключён в Петропавловскую крепость. Здесь он написал последние стихи, обращённые к декабристу Е. П. Оболенскому. 13 июля 1826 Рылеев вместе с 4 другими декабристами повешен на валу Кронверка. На местах казни и предполагаемого погребения декабристов (остров Декабристов, бывший Голодай) установлены обелиски. Именем Рылеева в 1923 названа улица (см. Рылеева улица); одна из новых улиц Невского района называется Рылеевской.

Литература:

Куклин А. Я., К. Ф. Рылеев, Л., 1965;

Зырина Л., Дом у Синего моста, «Аврора», 1975, № 11;

Афанасьев В. В., Рылеев, М., 1982;

Дальцева М. З., Так затихает Везувий. Повесть о К. Рылееве, М., 1982;

О’Мара П., К. Ф. Рылеев. Политическая биография поэта-декабриста, пер. с англ., М., 1989.

Рылеева улица

Рылеева улица (до 1923 Спасская, от Спасо-Преображенского собора), между Преображенской площадью и улицей Радищева. Названа в честь К. Ф. Рылеева. Проложена в 1740. В 1807—15 построен дом Булатова. Во второй половине XIX в. застроена доходными домами. Улица Рылеева связана с жизнью и деятельностью В. И. Ленина (дом 18), декабриста А. М. Булатова (дом 1/9) и др. В доме 9 до 1917 находилось Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

Литература:

Брандт И., Улица Рылеева, «БА», 1974, № 30.

Рылов Аркадий Александрович

Рылов Аркадий Александрович (1870—1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в ЦУТРе (1888—91) и АХ (1894—97; академик с 1915). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1902—18), ПГСХМ-ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1918—29). Член объединения «Мир искусства», Общества имени А. И. Куинджи (председатель в 1925—30), АХРР (1925—26). Мастер эпически-романтических, мажорных по образному строю пейзажей-картин: «Зелёный шум» (1904, ГРМ), «В голубом просторе» (1918, ГТГ), «Свежий ветер» (1918, ГРМ); среди тематических произведений — «В. И. Ленин в Разливе» (1934, ГРМ). Сотрудничал в журнале «Чиж», иллюстрировал книги В. В. Бианки («Теремок», «Сказки зверолова» и др.). Похоронен на Литераторских мостках. На доме, где жил Рылов (улица Желябова, 19), — мемориальная доска.

Сочинения:

Воспоминания, [4 изд.], Л., 1977.

Литература:

Мочалов Л. В., А. А. Рылов, [Л., 1966];

Антонова А. К., Произведения А. А. Рылова в Государственном Русском музее, Л., 1972.

Рынки

Рынки. В первые годы существования Петербурга мелкая торговля велась по всему городу: в шалашах и вразнос («носячим товаром»); возы с сеном и другие.вами останавливались посреди дорог. Вскоре правительство запретило торговать в «неуказанных местах». Стали сооружаться деревянные ряды, где одновременно шла торговля мясом, рыбой, хлебом, сеном, строительными материалами и др. Первый, так называемый Обжорный, рынок возник на Троицкой (ныне Революции) площади (в 1710 сгорел, перенесён на новое место, за Кронверком). В 1716 учреждена Коммерц-коллегия, в обязанности которой входило «попечение» о городской торговле (следила за состоянием рынков и лавок). Рынки строились на Васильевском острове, Выборгской стороне, Охте и в других местах. В середине XVIII в Петербурге свыше 10  рынков . Здания некоторых рынков  — памятники архитектуры (например, Никольского, Василеостровского, Ямского, Круглого). В 1930-е гг. территория большинства рынков была покрыта асфальтом; появились крытые рынки . На рынках велась также и государственная торговля промышленными товарами. В связи с ростом города, расширением торговли развернулись строительство новых и реконструкция старых рынков . Некоторые современные рынки отличаются новизной конструктивных решений, выразительностью архитектурных форм (Правобережный рынок, 1982, архитекторы Ю. И. Земцов, Д. М. Шор, М. И. Рабинович). В 1990 в Ленинграде 15 стационарных рынков , 12 филиалов в пригородах, 11 цветочных отделов у станций метро и 4  рынка летнего типа на 9500 торговых мест. Рынки находятся в ведении Управления рынками (Большой проспект Васильевского острова, 16).

Литература:

Антифеева М. А., Процай Л. А., Эти старые рынки..., «ЛП», 1988, № 3.

Предыдущая страница Следующая страница