Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "М" (часть 5, "МРА"-"МЯТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 5, "МРА"-"МЯТ")

Мравинский Евгений Александрович

Мравинский Евгений Александрович (1903—1988), дирижёр, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973). Родился в Петербурге. Работал статистом в мимансе бывшего Мариинского театра (до 1925), учился на естественном факультете Петроградского университета, был пианистом (1921—31), а также заведующим музыкальной частью Хореографического училища. Окончил Ленинградскую консерваторию (1931, у А. В. Гаука; первоначально занимался у Н. А. Малько). В 932—38 дирижёр и художественный руководитель Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. С 1938 главный дирижёр Симфонического оркестра филармонии, который под руководством Мравинского стал одним из лучших симфонических коллективов мира. Мравинский  — выдающийся интерпретатор произведений Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича и др. Первый исполнитель ряда сочинений советских композиторов: 5-й, 6-й, 8-й (посвящена Мравинскому ), 9-й, 10-й симфоний Шостаковича, 6-й симфонии С. С. Прокофьева, многих произведений ленинградских композиторов. В 1936—37 и с 1961 преподавал в Ленинградской консерватории (с 1963 профессор). 1-я премия на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1938). Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1946). Похоронен на Богословском кладбище. Именем Мравинского названа детская музыкальная школа № 4 Московского района (1990).

Литература:

Фомин В., Оркестром дирижирует Мравинский, Л., 1976;

его же, Е. А. Мравинский, М., 1983.

Мраморный дворец

Мраморный дворец (улица Халтурина, 5/1), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1768-85 (архитектор А. Ринальди). Завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу, отвечая им строгой прямолинейностью, лаконизмом и простотой отделки фасадов, выходящих на улицу Халтурина, набережную Невы и Мраморный переулок. Главный фасад, расположенный в глубине двора, имеет сложную декоративную обработку. Многие детали здания, как снаружи, так и внутри, облицованы 32 сортами мрамора, оттенки которого подобраны с необычайной тонкостью и изысканностью. Парадный двор с юга и со стороны реки ограничен кованой решёткой на гранитных столбах с мраморными вазами. Ограда соединяет дворец со служебным флигелем (1780-88, архитектор П. Е. Егоров, перестроен в 1844-47, архитектор А. П. Брюллов; на фасаде фриз «Служение лошади человеку», скульптор П. К. Клодт; ныне во флигеле Северо-Западный заочный политехнический институт). В 1844-51 дворец был несколько перестроен внутри (архитектор А. П. Брюллов); сохранились отделка парадной лестницы и 1-й ярус стен Мраморного зала с барельефами работы Ф. И. Шубина и М. И. Козловского. Первый владелец Мраморного дворца  - граф Г. Г. Орлов. После его смерти (1783) Мраморный дворец куплен в казну, был резиденцией последнего короля Речи Посполитой С. Понятовского (1732-98), затем великих князей Константина Павловича (1779-1831), Константина Николаевича (1827-1892), Константина Константиновича (1858-1915). В октябре 1917 - марте 1918 в Мраморном дворце помещался Народный комиссариат труда (Наркомтруд). В 20-30-х гг. в Мраморном дворце располагались Государственная академия истории материальной культуры (ГАИМК), Общество культурных связей с заграницей и Ленинградское отделение Коммунистической академии, с 1937 - Музей В. И. Ленина. В годы блокады наружный декор Мраморного дворца сильно пострадал. В 1951-55 и 1970-80-х гг. реставрированы фасады, в 1974-75 - интерьер Мраморного зала, в 1979-80 - парадная лестница.

Литература:

Успенский А. И., Материалы для описания художественных сокровищ Мраморного дворца, «Художественные сокровища России», 1905, год V, № 10-12;

Павлова С. В., Экспозиция в интерьере, «ЛП», 1988, № 9.

Мужества площадь

Мужества площадь (до 1965 Муринская, по названию одноимённого ручья), между улицами Карбышева и Политехнической, проспектами Шверника, Тореза, Непокорённых. Названа в честь мужества, проявленного защитниками осаждённого Ленинграда. Сформирована на месте небольшой площади. В 1926—27 сооружена круглая баня с бассейном (архитекторы А. В. Крестинин, А. С. Никольский). С 1960-х гг. застраивалась жилыми домами и общественными зданиями (архитектор В. Ф. Белов, Л. Л. Шрётер, Л. И. Шимаковский, С. Д. Тартаковский). На площади Мужества  — станция метро «Площадь Мужества».

Музеи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музеи Академии художеств СССР

Музеи Академии художеств СССР научно-исследовательский (НИИМАХ СССР) (Университетская набережная, 17), основан в 1757 (одновременно с созданием петербургской АХ) как собрание образцов для копирования учениками рисовального и скульптурного классов. В основу музейного собрания лёг в 1758 дар первого попечителя АХ — графа И. И. Шувалова: коллекция картин, гравюр западноевропейских мастеров, слепков с произведений античной и западноевропейской скульптуры. В дальнейшем музейные фонды пополнялись картинами из Зимнего и Ораниенбаумского дворцов (в том числе произведениями Рембрандта, П. П. Рубенса, Н. Пуссена и др.), а затем лучшими работами учеников и пенсионеров АХ. В 1898 часть произведений отечественных мастеров была передана во вновь организованный Русский музей; после Октябрьской революции значительная часть собрания (в основном произведения западноевропейских художников) поступила в Эрмитаж и другие музеи СССР После образования в 1947 АХ СССР музей получил статус научно-исследовательского. Его фонды систематически пополняются работами выпускников ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и Московского художественного института имени В. И. Сурикова, а также разнообразными материалами по истории АХ. Ныне в собрании музея около 80 тыс. единиц хранения, 3 экспозиционных отдела — «Слепки с античной и западноевропейской скульптуры», «История русской и советской художественной школы», «История русской и советской архитектуры», в которых представлены учебные и выпускные произведения живописцев и графиков К. П. Брюллова, А. И. Иванова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, А. П. Остроумовой-Лебедевой, Е. Е. Моисеенко, А. А. Мыльникова, Б. С. Угарова, скульпторов Ф. И. Шубина, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, М. Г. Манизера, В. В. Лишева и др., архитектурные проекты и рисунки В. И. Баженова, A. Н. Воронихина, К. И. Росси, А. В. Щусева, И. А. Фомина и др., модели архитектурных памятников Ленинграда — Смольного монастыря, Биржи, Исаакиевского собора и др. Музей расположен в здании Академии художеств. С 1964 в его составе Мемориальная мастерская Т. Г. Шевченко. Филиалы музея — Музей-квартира И. И. Бродского (площадь Искусств, 3) и Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты».

Литература:

Граве Т., Маслова Е., Яблочкина Л., Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР М., 1973.

Музей «В. И. Ленин и газета "Правда"»

Здание, в котором размещается Музей «В. И. Ленин и газета „Правда

Здание, в котором размещается Музей «В. И. Ленин и газета „Правда"».

Здание, в котором размещается Музей «В. И. Ленин и газета „Правда"».

Ленинград.

Музей «В. И. Ленин и газета "Правда"» (набережная р. Мойки, 32/2), филиал Музея истории Ленинграда. Открыт 25 января 1984 в помещениях, где с 5(18) марта до 5(18) июля 1917 находилась редакция «Правды». Воссоздана обстановка кабинета редакторов [здесь Ленин работал с 4(17) апреля по 5(18) июля 1917], секретариата редакции и приёмной. Документальная экспозиция отражает историю деятельности «Правды» с 1912 до Октябрьской революции. Один из разделов музея размещается на 2-м этаже бывшей типографии газеты «Сельский вестник» (Волынский переулок, 2), где набиралась и печаталась «Правда» в марте - июле 1917.

Литература:

Тареев В. М., Путешествие в легендарный 1917-й. Создание нового ленинского музея в Ленинграде, «ЛП», 1984, № 4.

Музей «В. И. Ленин и газета „Правда

Музей «В. И. Ленин и газета „Правда"».

Музей «В. И. Ленин и газета „Правда"».

Интерьер одного из залов.

Ленинград.

Музей В. И. Ленина

Броневик «Враг капитала» во дворе Музея В. И. Ленина.

Броневик «Враг капитала» во дворе Музея В. И. Ленина.

Броневик «Враг капитала» во дворе Музея В. И. Ленина.

Ленинград.

Музей В. И. Ленина (улица Халтурина, 5/1), создан по решению ЦК ВКП(б) от 14 мая 1936, открыт 8 ноября 1937 (до 1990 Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина в Москве). Помещается в Мраморном дворце. В фондах музея (1990) свыше 100 тыс. единиц хранения; среди них около 560 подлинных вещей Ленина и семьи Ульяновых. В 34 залах представлено свыше 10 тыс. экспонатов. Основная экспозиция занимает 28 залов 2-го этажа. Среди экспонатов — вещи Ленина, фотокопии рукописей его работ, первые издания его книг, газеты и журналы со статьями Ленина, документы, фотографии. В экспозицию входят произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. На 3-м этаже — выставочные помещения. Перед входом в музей установлен броневик «Враг капитала», с которого Ленин произнёс речь 3(16) апреля 1917 у Финляндского вокзала. Музей ведёт научно-исследовательскую и историко-пропагандистскую работу. Награждён орденом Октябрьской Революции (1974). Отделами музея являются мемориальные музеи В. И. Ленина в Ленинграде и области.

Литература:

Музей В. И. Ленина. Путеводитель, Л., 1984;

Музей В. И. Ленина. Альбом, Л., 1986.

Музей Великой Октябрьской Социалистической революции

Музей Великой Октябрьской Социалистической революции (улица Куйбышева, 4), филиал Центрального музея Революции СССР Основан 9 октября 1918 в Петрограде как Музей революции, современное название с 1972. До Великой Отечественной войны помещался в залах Зимнего дворца; с 1957 — в бывшем особняке Кшесинской и соседнем особняке Брандта (архитектор Р. Ф. Мельцер), оба здания соединены в 1957 новым корпусом (архитектор Н. Н. Надёжын). В фондах музея (1990) свыше 450 тыс. единиц хранения; коллекции: знамён, оружия, агитфарфора, нумизматическая, произведений изобразительного искусства, книг на русском и иностранных языках из библиотеки Шлиссельбургской каторжной тюрьмы, сатирических журналов 1905—07, плакатов. В 1987 проведена реконструкция, в 3 залах созданы ленинский и историко-партийный мемориалы. В 12 экспозиционных залах представлено свыше 1,6 тыс. экспонатов: документы, листовки, фотографии, революционные знамёна 1917, личные вещи видных деятелей Коммунистической партии и участников революционного движения А. М. Коллонтай, В. И. Невского, Н. И. Подвойского, В. В. Шмидта и др.; художественные произведения, включённые в экспозицию, оснащённую новейшими техническими средствами. Организуются теоретические конференции, проводятся «круглые столы», экскурсии и лекции по общественно-политической тематике. Награждён орденом Октябрьской Революции (1974). Филиалы: Мемориальный музей Выборгской стороны «Заседание ЦК РСДРП(б) 16(29) октября 1917 года», Мемориальный музей-кабинет Ф. Э. Дзержинского.

Литература:

Музей Октябрьской революции, Л., 1987;

Новая экспозиция музея Октябрьской революции. Сб. науч. трудов, М., 1987.

Музей городской скульптуры

Надгробие Гагариной.

Надгробие Гагариной.

Музей городской скульптуры.

Надгробие Гагариной.

Санкт-Петербург.

Музей городской скульптуры Государственный (ГМГС) (площадь Александра Невского, 1), художественный музей. Основан в 1932 как Музей-некрополь, когда под государственную охрану были взяты расположенные на территории Александро-Невской лавры Лазаревское и Тихвинское кладбища, Благовещенская и Лазаревская церкви-усыпальницы. Сюда были перенесены с других кладбищ Ленинграда наиболее ценные художественные надгробия XVIII — первой половины XIX вв. В 1939 реорганизован в ГМГС, в ведение которого переданы все городские памятники и мемориальные доски. В музее 2 отдела. Отдел художественного надгробия (Некрополь XVIII века, Некрополь мастеров искусств, Лазаревская и Благовещенская церкви-усыпальницы) хранит и экспонирует произведения мемориального искусства XVIII—XX вв. (надгробия и мемориальная скульптура). Среди них работы как безымянных мастеров-резчиков по камню, чеканщиков, литейщиков, так и выдающихся художников XVIII—XX вв. И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева, В. И. Демут-Малиновского, Ж. Тома де Томона, А. Н. Воронихина, С. И. Гальберга, Н. К. ириха, советских скульпторов М. К. Аникушина, В. И. Ингала и др. Отдел монументальной скульптуры имеет 2 раздела — «Памятники Петербурга — Петрограда XVIII — начала XX в.» и «Памятники социалистического Ленинграда». Здесь последовательно раскрываются основные этапы и художественные особенности развития русской и советской монументальной скульптуры. В экспозиции и фондах музея авторские модели почти всех памятников Ленинграда. Музеем собраны модели и проекты осуществлённых памятников, конкурсные материалы (модели и чертежи) всех ленинградских памятников советского времени. Имеются собрание графики, фотографии и документы, в том числе периода блокады Ленинграда 1941—44. В 1941—42 работники музея по решению Исполкома Ленгорсовета сняли с постаментов, замаскировали и укрыли свыше 200 ценнейших произведений монументальной и мемориальной скульптуры. При музее в годы войны действовали производственные мастерские, где создавались монументальные скульптурные оборонные плакаты (скульпторы М. Ф. Бабурин, Р. Н. Будилов, В. Я. Боголюбов, В. В. Исаева, А. А. Стрекавин, Б. Р. Шалютин, Н. В. Томский), выставлявшиеся на улицах Ленинграда. Музей ведёт реставрацию памятников, мемориальных досок и художественных надгробий. Ежегодно музей посещает свыше 700 тыс. человек. Филиалы: некрополь Литераторские мостки и Нарвские триумфальные ворота.

Литература:

Музей городской скульптуры. Собрание советской скульптуры. Каталог, Л., 1968;

Нетунахина Г. Д., Музей городской скульптуры. Путеводитель, 3 изд., Л., 1981.

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства при Высшем художественном училище имени В. И. Мухиной (Соляной переулок, 13, 15), основан в 1895 при Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица его директором — архитектором М. Е. Месмахером (здание музея построено в 1885—95 по его же проекту в духе неоренессанса). В музее хранилось около 30 тыс. произведений русского и западного декоративно-прикладного искусства XVI—XIX вв. В 30 залах, богатая отделка которых была выдержана в основном «исторических стилях», была показана история развития основных отраслей прикладного искусства — тканей и шитья, мебели и резьбы по дереву, шпалер, фарфора и фаянса, стекла, майолики, резьбы по камню и кости. После Октябрьской революции часть коллекций передана в Эрмитаж. С 1945 учебный музей, где экспонируются лучшие работы студентов ЛВХПУ.

Музей истории Ленинграда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музей Краснознамённой ленинградской милиции

Музей Краснознамённой ленинградской милиции Главного управления внутренних дел Леноблгорисполкомов (Полтавская улица, 12), создан в 1976. Первая очередь (3 зала) открыта в 1977, вторая (2 зала) — в 1981. Экспозиция рассказывает о создании и деятельности ленинградской милиции начиная с 1917. В экспозиции свыше 2100 документов, натурных экспонатов. В фондах музея (1990) около 22 тыс. единиц хранения. Музей проводит обзорные и тематические экскурсии по заявкам от организаций и учреждений («Комсомол ленинградской милиции», «История уголовного розыска», «Подвиг ленинградской милиции в годы Великой Отечественной войны», «Женщины на службе в милиции», «О системе подготовки кадров для милиции», «История служебного собаководства» и др.). Для сотрудников милиции проводятся автобусные экскурсии по местам боёв милицейских подразделений в Великую Отечественную войну (по «Дороге жизни», на «Невский “пятачок”», Пулковские высоты и др.). В Знамённом зале, где помещены знамёна милицейских подразделений, проводятся ритуалы принятия присяги молодыми сотрудниками милиции, вручение табельного оружия, первых погон, проводы на пенсию и др. За 10 лет музеем подготовлено 445 рефератов и публикаций по исторической тематике для газеты «Ленинградская милиция».

Музей обороны Ленинграда

Музей обороны Ленинграда, образован в начале 1942 решением Военного совета Ленинградского фронта и горкома ВКП(б) как выставка «Великая Отечественная война советского народа против немецких захватчиков» (располагалась на углу 1-й Красноармейской улицы и Измайловского проспекта). В 1944 в помещении Соляного городка создана выставка «Героическая оборона Ленинграда». Осенью 1945 выставка преобразована в Музей обороны Ленинграда (открыт 27 января 1946 во 2-ю годовщину снятия блокады). Созданием выставки и музея руководил историк и искусствовед Л. Л. Раков, экспозицию готовили художники Н. М. Суетин, К. Л. Иогансен, В. А. Петров, А. А. Лепорская и др. Большую помощь создателям выставки и музея оказали 1-й секретарь обкома и горкома ВКП(б) А. А. Кузнецов, секретарь горкома А. И. Маханов и начальник политуправления Ленинградского фронта — генерал Д. И. Холостов. В  Музее обороны Ленинграда экспонировались тысячи подлинных реликвий обороны Ленинграда: дневник Тани Савичевой; пробитый осколками комсомольский билет В. Дунина, уничтожившего в бою 11 гитлеровцев; миномёт, из которого расчёт братьев Шумовых выпустил по врагу 30 тыс. мин; истребитель Як-7 дважды Героя Советского Союза П. А. Покрышева и многое др., а также многочисленные образцы советской и трофейной боевой техники и вооружения. В январе 1946 — мае 1949 Музей обороны Ленинграда посетило свыше 1,1 млн. человек. В августе 1949 в связи с «Ленинградским делом» музей был закрыт для посетителей, его руководители подверглись необоснованным репрессиям. В 1952 по распоряжению Совета Министров РСФСравни Музей обороны Ленинграда ликвидирован, собранные в нём образцы вооружения и техники в 1952—53 сданы на переплавку, многие экспонаты уничтожены, уцелевшие — переданы в другие музеи (главным образом в Музей истории Ленинграда). В апреле 1989 принято решение о восстановлении Музея обороны Ленинграда в Соляном городке.

Музей по народному образованию

Музей по народному образованию АПН РСФСравни открыт в Москве в 1944 на основе Музея Наркомпроса РСФСР, с 1952 находился в Ленинграде. Материалы музея отражали этапы школьного строительства, основные направления архитектуры школьных зданий. Специальный отдел был посвящён вопросам ручного труда и политехнического обучения в советской школе. Закрыт в 1960. Размещался в здании НИИ общего образования взрослых (набережная Кутузова, 8).

Музей семьи Бенуа

Музей семьи Бенуа, филиал Художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника в г. Петродворец. Открыт в 1988 по инициативе Н. А. Бенуа (сына A. Н. Бенуа, главного художника театра «Ла Скала» в Милане, почётный член АХ СССР), Министерства культуры СССР Посольства СССР во Франции, Генерального консульства СССР в Милане, дирекции Музея-заповедника в г. Петродворец. Большую помощь по организации музея оказали члены семьи и родственники Бенуа, живущие в СССР и другие.гих странах (в том числе архитектор П. Браславский, английский режиссёр и другие.матург П. Устинов — внуки А. Н. Бенуа, художник И. Устинов и др.), советские коллекционеры (Р. Тимофеева); в собрано свыше 700 произведений искусства, созданных представителями семьи Бенуа и их современниками. В 1988 в музее открыта выставка произведений А. Н. Бенуа. Коллекция музея семьи Бенуа размещена в парадной анфиладе 22 залов бывшего Фрейлинского дома, выстроенного в 1853—58 по проекту архитектора Н. Л. Бенуа в духе барочной архитектуры с богатым декоративным убранством пучками колонн и пилястр, лучковыми фронтонами со сложной лепкой, балюстрадой с вазами; членение этажей подчёркнуто почти сплошной линией ажурных балконных решёток.

Музей циркового искусства

Музей циркового искусства.

Музей циркового искусства.

Музей циркового искусства.

Один из залов.

Санкт-Петербург.

Музей циркового искусства (набережная р. Фонтанки, 3), открыт в 1928 при Ленинградском цирке по инициативе В. Я. Андреева — собирателя материалов по истории театра, эстрады и цирка, а также Е. М. Кузнецова и Е. П. Гершуни на основе частной коллекции Андреева. В музее (1990) свыше 80 тыс. экспонатов, рассказывающих об истории и развитии циркового искусства в СССР и за рубежом (фотографии, афиши, плакаты, эскизы костюмов, макеты постановок, книги, медали, значки). Музей оказывает практическую помощь артистам, режиссёрам, цирковедам, осуществляет обмен информацией и материалами с зарубежными цирками и цирковыми деятелями. В 1941—45 работа музея прервалась, во время блокады в здание цирка попала бомба, погибли многие экспонаты. В 1946 после восстановительных работ музей открыт при активном участии А. З. Левина (директор в 1946—84). Ежегодно музей посещает около 40 тыс. человек.

Музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музыкальное училище

Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского (Моховая улица, 36), среднее музыкальное учебное заведение, готовит преподавателей музыкальных школ, артистов оркестров и концертных организаций, руководителей художественной самодеятельности. Основано в 1926 как Центральный музыкальный техникум (по инициативе молодых педагогов Ленинградской консерватории при поддержке лидеров Кружка новой музыки Б. В. Асафьева и В. В. Щербачёва). В 1931 переименовано в 1-й музыкальный техникум, в 1936 — в 1-е музыкальное училище, в 1939 ему присвоено имя Мусоргского. Педагогами училища были члены кружка М. С. Друскин, X. С. Кушнарёв, Г. Н. Попов, Д. Д. Шостакович и др. В 1989/90 учебном году в училище было свыше 350 учащихся, работали 220 сотрудников. Среди выпускников училища — композиторы А. М. Баланчивадзе, Н. В. Богословский, И. И. Дзержинский, Г. Ю. Свиридов, В. П. Соловьёв-Седой.

-----------------------------------

Музыкальное училище при консерватории (Матвеевский переулок, 1а), среднее музыкальное учебное заведение, готовит преподавателей музыкальных школ, артистов оркестров и концертных организаций, руководителей художественной самодеятельности. Создано в 1936 на базе 2-го музыкально-педагогического техникума [основан в результате слияния ряда музыкальных техникумов, в свою очередь ведущих историю от Музыкально-драматических курсов Е. П. Рапгофа (1882), Петроградского музыкального института (1912), Государственного института музыкального просвещения (1918)] для подготовки учащихся к поступлению в вуз; позже получило право самостоятельно выпускать музыкантов. В 1989/90 учебном году в училище было 630 учащихся, работали около 280 сотрудников. Среди выпускников училища — композиторы А. П. Петров, Б. И. Тищенко.

Музыкально-исторический музей

Музыкально-исторический музей, см. Музыкальных инструментов выставка.

Музыкальные школы и училища

Музыкальные школы и училища. В XVIII в. в Петербурге не было специальных музыкальных школ и училищ . Профессиональное музыкальное образование давали Петербургская театральная школа (основана в 1738, окончательно сформировалась к 1783), классы обучения игре на оркестровых инструментах при Придворной капелле (1740), музыкальные классы АХ (1760-е гг.) и др. Общее музыкальное образование получали в средних и высших учебных заведениях, в том числе в Смольном институте, Сухопутном шляхетном корпусе, Воспитательных домах. В 1858 создано Хоровое училище при Певческой капелле, ставшее наряду с консерваторией центром профессионального музыкального образования в Петербурге. В 1862 Г. Я. Ломакин и М. А. Балакирев основали Бесплатную музыкальную школу. Её традиции продолжили Общедоступные музыкальные классы Педагогического музея (1881). Подъёму музыкального образования в военных учреждениях способствовало участие Н. А. Римского-Корсакова в Музыкантских хорах морского ведомства (1873). В конце XIX в. возникли частные музыкальные школы, в том числе Музыкально-драматические курсы Е. П. Рапгофа (1882), Музыкальные классы И. А. Гляссера (1886), Специальная школа фортепьянной игры и курсы пианистов-методологов С. Ф. Шлезингера (1887). Бесплатная детская музыкальная школа имени М. И. Глинки организована Балакиревым и С. М. Ляпуновым в 1906. В 1918 по инициативе рабочих Путиловского завода основана первая детская музыкальная школа под названием Детская художественная студия Московско-Нарвского района. К 1920 в Петрограде было 20 районных музыкальных школ. В 20—30-х гг. началась организация специализированных средних музыкальных учебных заведений — техникумов и училищ, в том числе были созданы Центральный музыкальный техникум (1926; ныне Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского) и Музыкальное училище при консерватории.

В Ленинграде (1990) около 40 районных музыкальных школ (в том числе Городская детская музыкальная школа, музыкальные школы Ленинского района № 1 имени В. И. Ленина, Невского района № 6 имени А. К. Глазунова, Петроградского района № 2 имени 30-летия ВЛКСмотри Петроградского района № 17 имени А. Г. Рубинштейна, 8-летняя музыкальная школа-интернат № 38 Фрунзенского района), свыше 10 музыкальных школ общего музыкального образования, Музыкальная школа взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова и Средняя специальная музыкальная школа при консерватории; 6 музыкальных училищ: Хоровое училище при Академической капелле имени М. И. Глинки, Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского, Музыкальное училище при консерватории, 2 музыкально-педагогических училища, Вечернее музыкально-джазовое училище, Народное музыкальное училище. В 1990 в музыкальных школах и училищах было около 30 тыс. учащихся, работали 3 тыс. преподавателей. Общее руководство музыкальных школ и училищ осуществляют Главное управление культуры Ленгорисполкома, Ленинградский Дом художественной самодеятельности, Городской методический совет преподавателей районных музыкальных школ и Единый научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы.

Музыкальный театр консерватории

Музыкальный театр консерватории (Театральная площадь, 3), учебный театр при консерватории. Открыт в 1923 как Оперная студия, современное название с 1989. Спектакли проходят в Большом зале консерватории. Первоначально помимо солистов-студентов в спектаклях участвовали молодые исполнители-стажёры (в их числе С. П. Преображенская). Оркестр и хор формируются из студентов оркестрового и хорового классов. Одним из создателей и консультантом Оперной студии был И. В. Ершов. Среди первых руководителей — дирижёры М. Г. Климов, Н. А. Малько, М. О. Штейнберг. Театр способствует формированию певцов-актёров, оперных режиссёров, дирижёров, хормейстеров, оркестровых музыкантов. Разнообразный репертуар включает как полные спектакли, так и отрывки из опер. Среди постоянно возобновляющихся спектаклей — «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Евгений Онегин» и «Черевички» П. И. Чайковского, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Риголетто» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно.

Музыкальных инструментов выставка

Музыкальных инструментов выставка (Исаакиевская площадь, 5), филиал Музея театрального и музыкального искусства, одна из крупнейших в мире коллекций музыкальных инструментов. Создана в 1902 при Придворном оркестре как хранилище различных предметов, относящихся к музыкальному искусству (на основе коллекций Ц. Снука, Н. Н. Привалова, Р. Тагора и др.). В 1918 преобразована в Государственный музыкальный музей, с 1921 Музыкально-исторический музей (присоединён к филармонии). Его фонды пополнились материалами из ранее существовавших Мемориальных музеев М. И. Глинки, А. Г. Рубинштейна, Музея музыкальных инструментов при консерватории. В 1932 передан Эрмитажу (как сектор музыкальной культуры), работал в помещении Эрмитажного театра (устраивались выставки-концерты). С 1940 музейные коллекции в ведении Ленинградского государственного театрального института (с 1962 Институт театра, музыки и кинематографии), где с 1956 существовала постоянная выставка инструментов (с 1984 филиал Музея театрального и музыкального искусства). В музее хранятся музыкальные инструменты народов СССР и другие.гих стран, инструменты знаменитых мастеров, в том числе Гаспаро да Сало, Н. Амати, И. А. Батова. Среди экспонатов — скрипка и рояль, принадлежавшие М. И. Глинке, рояли А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, А. Г. Рубинштейна, А. К. Глазунова и др.

Музыкальных инструментов фабрики и заводы

Музыкальных инструментов фабрики и заводы. Фабрика народных музыкальных (щипковых) инструментов имени А. В. Луначарского (улица Чапаева, 15), выпускает арфы, домры, балалайки, мандолины, гитары и др. Основана в 1818 как фортепьянная фабрика К. М. Шребер. В 1922 фабрике присвоено имя Луначарского. Современная специализация с 1926. Фабрика клавишных инструментов «Красный Октябрь» (8-я линия Васильевского острова, 77), выпускает пианино, рояли, механизмы клавишных инструментов. Основана в 1841 как фабрика роялей Я. Беккера. Современное название с 1927. Фабрика язычковых музыкальных инструментов «Красный партизан» (6-я Красноармейская улица, 7), выпускает аккордеоны. Основана в 1856 фирмой «Мюльбах» как фортепьянная фабрика. С 1931 выпускала гармони, баяны. Современное название с 1933. Современная специализация с 1952. Завод духовых музыкальных инструментов (улица Белы Куна, 28), выпускает трубы, валторны, тромбоны, кларнеты, саксофоны, гобои, фаготы, флейты и др. (более 20 видов музыкальных инструментов). Основан в 1882 фирмой Ю. Г. Циммерман как фабрика музыкальных инструментов. Завод электромузыкальных инструментов (13-я линия Васильевского острова, 72), выпускает полуакустические электрогитары с колонками усилительно-акустических устройств, гитары. Основан в 1938 как механический завод. С 1959 завод спортивных изделий. Современная специализация с 1980. Продукция предприятий (пианино, рояли, аккордеоны, щипковые и духовые инструменты) экспортируется во многие страны.

Мукомольный завод

Мукомольный завод имени В. И. Ленина (проспект Обуховской Обороны, 7), специализируется на переработке ржи и твёрдых сортов пшениц. Основан в 1907 Д. И. Мордухом. В 1908 здесь построена первая в стране железобетонная вальцовая мельница (инженер Г. А. Гиршсон). В 1914 она стала первой электрифицированной мельницей и одним из первых электрифицированных промышленных предприятий в России. 26 октября (8 ноября) 1917 по указанию В. И. Ленина работа мельницы была взята под контроль ПВРК. В 1920—21 Первая государственная мельница — самая крупная в стране. В 1922 ей присвоено имя В. И. Ленина. В блокаду единственное действующее мукомольное предприятие в Ленинграде. В этот период после использования основных запасов зерна в муку перерабатывались зерновые культуры и их заменители (различные жмыхи, овёс, ячменный солод, кукурузные отходы, рисовая мука и др.). В послевоенные годы завод восстановлен и реконструирован. В 1954 построен элеватор вместимостью 66 тыс. т. Современное производство характеризуется высокой механизацией. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971). Имеются клуб, музей трудовой славы. На территории в 1970 установлен памятник В. И. Ленину, на здании заводоуправления — барельеф Ленина (скульптор М. Г. Манизер). От названия мукомольного завода происходит наименование соседней Мельничной улицы (до 1952 Глухоозёрская улица).

Литература:

Гросман И. С., Имени Ленина Ленинградский мелькомбинат, М., 1970.

Муравьёв Александр Михайлович

Муравьёв Александр Михайлович (1802—1853), декабрист, корнет лейб-гвардии Кавалергардского полка. Брат Н. М. Муравьёва. Родился в Петербурге, жил на набережной р. Фонтанки, 25 (мемориальная доска). Член «Союза благоденствия» и Северного общества декабристов. После подавления восстания 14 декабря 1825 арестован, с апреля 1826 содержался в Петропавловской крепости, в июле 1826 приговорён к 12 годам каторги (в августе срок сокращён до 8 лет). Умер в Сибири.

Муравьёв Никита Михайлович

Муравьёв Никита Михайлович (1795—1843), декабрист, капитан гвардии Генштаба (1825). Брат А. М. Муравьёва. Родился в Петербурге, жил на набережной р. Фонтанки, 25 (мемориальная доска). С 1813 на военной службе. Участник заграничных походов 1813—14. В 1816 один из учредителей «Союза спасения», в 1818 — «Союза благоденствия» (член его Коренного совета), с 1821 один из руководителей Северного общества декабристов (член Верховной думы и правитель общества), автор проекта переустройства русского общества («Конституция Муравьёва»). В 1821—25 на квартире Муравьёва проходили совещания декабристов и переговоры с руководителем Южного общества П. И. Пестелем. В декабре 1825 Муравьёв был в отпуске и в восстании не участвовал, 23 декабря доставлен в Петербург, заключён в Петропавловскую крепость, в июле 1826 приговорён к смертной казни, заменённой 20 годами каторги (в августе срок сокращён до 15 лет). Умер в Сибири.

Литература:

Дружинин Н. М., Декабрист Н. Муравьев, в его кн.: Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в., М., 1985.

Муравьёв-Апостол Сергей Иванович

Муравьёв-Апостол Сергей Иванович (1795—1826), декабрист, подполковник (1820). Родился в Петербурге, с 1810 служил в Корпусе инженеров путей сообщения. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813—14. В 1815—20 служил в Петербурге в лейб-гвардии Семёновском полку, жил в его офицерских казармах. В 1815 член «Офицерской артели» (одной из преддекабристских организаций). В феврале 1816 на квартире Муравьёва-Апостола оформлен «Союз спасения». С 1818 Муравьёв-Апостол  — один из руководителей «Союза благоденствия» (член и блюститель Коренного совета), в 1820 переведён на Украину, командовал батальоном Черниговского пехотного полка, был одним из руководителей Южного общества декабристов. 29 декабря 1825 организовал и возглавил восстание Черниговского полка в районе Киева, после его подавления арестован, доставлен в Петербург, заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, приговорён к смертной казни, 13 июля 1826 повешен на валу Кронверка. На местах казни Муравьёва-Апостола и 4 других декабристов и их предполагаемого захоронения на о. Декабристов установлены памятники.

Литература:

Слобожан И. И., С. И. Муравьев-Апостол, [Л.], 1967;

Эйдельман Н. Я., Апостол Сергей, 3 изд., М., 1988.

Мурзинка

Мурзинка, река в Ленинградской области, левый приток Невы, впадает в неё в 25 км выше устья, в районе Рыбацкого. Длина около 5 км; ширина 1—3 м, в устье 5—6 м, при подпоре 12—15 м; преобладающая глубина около 0,5 м; площадь бассейна 26 км2. Расход воды в устье 0,2 м3/с. В нижнем течении (2,5 км) течёт по продольной впадине с заболоченным дном и представляет систему небольших блюдцеобразных расширений, соединённых протоками. От названия Мурзинка происходит наименование Мурзинской улицы (до 1962 Павловская улица).

Муринский

Муринский, ручей, правый приток р. Охта. Берёт начало близ лесопарка «Сосновка», пересекает проспекты Светлановский, Гражданский, Руставели и впадает в р. Охта на 17,5 км выше устья у северного конца Пискарёвского проспекта. Длина 8,7 км, площадь бассейна 41 км2. Территория к северу от Муринского ручья — район массового жилищного строительства.

Мусоргский Модест Петрович

Мусоргский Модест Петрович (1839—1881), композитор. С 1849 жил в Петербурге. В 1852—56 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, по окончании которой произведён в прапорщики лейб-гвардии Преображенского полка. В эти же годы занимался у пианиста А. А. Герке. В 1852 издано первое сочинение Мусоргского  — полька «Подпрапорщик» для фортепьяно. В 1858 вышел в отставку, всецело занялся музыкой. Впоследствии из-за материальных трудностей служил чиновником Инженерного управления (1863—67), Лесного департамента и в ревизионной комиссии Государственного контроля (1868—80). Решающее воздействие на художественное развитие Мусоргского оказало знакомство (1856—57) с А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым (под руководством которого начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым; Мусоргский стал членом Балакиревского кружка (см. «Могучая кучка»). Один из композиторов-новаторов XIX в., Мусоргский глубоко проник в народную психологию, воплотив её в своих творениях. Основным средством характеристики персонажа для Мусоргского служила живая интонация человеческой речи (развил традиции Даргомыжского). Реалистические принципы его творчества с наибольшей полнотой проявились в операх — народных музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина», из которых при жизни Мусоргского исполнен «Борис Годунов» (1874, Мариинский театр; в редакции Н. А. Римского-Корсакова — в 1896 Обществом музыкальных собраний в Большом зале консерватории). В Петербурге впервые исполнены оперы «Хованщина» (завершена по авторским материалам и оркестрована Римским-Корсаковым, поставлена в 1886 силами Музыкально-драматического кружка любителей в зале Кононова) и «Сорочинская ярмарка» (окончена Ц. А. Кюи, поставлена в 1917 Театром музыкальной драмы; в редакции В. Я. Шебалина — в 1931, Малым оперным театром). Мусоргский неоднократно выступал в Петербурге как пианист (главным образом аккомпаниатор), зачастую в концертах в пользу нуждающихся студентов и в других благотворительных целях. Умер в Николаевском военном госпитале (Суворовский проспект, 63/2). Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На доме, где в 1872—75 жил Мусоргский (улица Воинова, 6), — мемориальная доска. Имя Мусоргского присвоено Музыкальному училищу и Малому театру оперы и балета. В 1989 перед зданием бывшей Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (Лермонтовский проспект, 54) открыт бюст Мусоргского (скульптор А. П. Тимченко).

Литература:

Орлова А. А., Мусоргский в Петербурге, Л., 1974;

Фрид Э., М. П. Мусоргский, 4 изд., Л., 1987; «Советская музыка», 1989, № 3 (номер посв. Мусоргскому);

М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников, М., 1989.

Мучной мост

Мучной мост, через канал Грибоедова, напротив Мучного переулка. Построен в 1951 (инженер П. В. Баженов) как мост-теплопровод с пешеходным движением на месте существовавшего здесь с 1931 деревянного моста. Пролёт перекрыт криволинейной стальной балкой изящного очертания; по концам лестничные спуски. Опорами служат стенки набережных. В 1952 на мост перенесены перила, стоявшие на Банковском мосту с конца XIX в. Длина моста 22,5 м, ширина 2,3 м.

Мюзик-холл

Мюзик-холл (Ленинградский государственный мюзик-холл). Первый ленинградский мюзик-холл существовал в 1929—34. Его музыкальный руководитель и главный дирижёр — И. О. Дунаевский, создавший в сотрудничестве с «Теа-джазом» Л. О. Утёсова несколько театрализованных эстрадно-песенных программ; среди солистов — Утёсов, К. И. Шульженко. Большой успех сопутствовал поставленной в 1931 комедии «Условно убитый» (по пьесе Вс. П. Воеводина и Е. С. Рысса, музыка Д. Д. Шостаковича, режиссёр Н. В. Петров, дирижёр Дунаевский, балетмейстеры Ф. В. Лопухов, Н. А. Глан, художники Н. П. Акимов, В. В. Дмитриев и др.). Вновь мюзик-холл был создан в 1967 (художественный руководитель — режиссёр и сценарист И. Я. Рахлин, главный дирижёр оркестра Г. Клеймиц). Основной жанр Ленинградского мюзик-холла  — эстрадное ревю, в котором ведущую роль выполняет танцевальная группа (балетмейстеры И. Д. Бельский, М. С. Годенко, В. А. Манохин, Г. А. Майоров и др.). Среди композиторов, создающих музыку к спектаклям, — М. М. Кажлаев, А. Б. Журбин, С. И. Пожлаков, Д. Ф. Тухманов. Программы мюзик-холла : «Нет тебя прекрасней», «Вологодские кружевницы», «Миллион новобрачных», «От всего сердца», «Балтийский ветер», «Знакомьтесь, впервые!», «Всегда со мной», «Здравствуй, Москва!», «Под кремлёвскими звёздами», «Новоселье» и др. С 1988 располагается в здании бывшего кинотеатра «Великан» в Парке имени В. И. Ленина.

Мясищев Владимир Николаевич

Мясищев Владимир Николаевич (1893—1973), психолог, член-корреспондент АПН (1957). После окончания в 1919 Психоневрологического института (ныне Научно-исследовательский психоневрологический институт имени В. М. Бехтерева) работал там же до конца жизни, в 1939—61 директор (улица Бехтерева, 3; мемориальная доска). В 1944—73 заведующий кафедрой психологии ЛГУ. Одновременно работал в Институте мозга (1921—42) и других учебных и научных учреждениях Ленинграда. Основные труды в области психоневрологии, психофизиологии, общей, педагогической и медицинской психологии (разработал концепцию отношений личности, патогенетическую теорию неврозов). Похоронен на Богословском кладбище.

Мясокомбинат

Мясокомбинат имени С. М. Кирова (Московское шоссе, 13), один из первенцев мясной индустрии СССР Обеспечивает комплексную переработку скота и выработку всех видов мясных продуктов, выпускает медицинские препараты, художественные изделия из кости и рога, техническую продукцию. Заложен в 1931, вступил в эксплуатацию в 1933, с 1934 — имени Кирова. В 1941—45 на фронт ушли около 3000 работников, в том числе в народное ополчение 681 человек. Оборудование эвакуировано в глубь страны и частично в северную часть города. На комбинате был организован выпуск пищевых концентратов, продуктов питания из пищевых заменителей, лечебных препаратов, изготовление холодного оружия, гранат и др. За время войны на территорию комбината попало около 6 тыс. бомб и снарядов. Работники комбината З. А. Храбцова, А. Ф. Савченко удостоены звания Героя Социалистического Труда. 3 лауреата Государственной премии СССР Награждён орденом Ленина (1971), Трудового Красного Знамени (1944). Имеются клуб, музей боевой и трудовой славы (основан в 1970), стадион. На территории мясокомбината  — памятник Кирову (1937, скульптор Н. В. Томский), памятник «Бойцу» (1975, архитектор А. П. Черницкий). Многотиражная газета «Мясной гигант» (с 1931).

Архитектурные и конструктивные достоинства здания мясокомбината (группа архитекторов во главе с Н. А. Троцким), макет которого был представлен на Всемирной выставке в Париже в 1937, были отмечены золотой медалью и дипломом Гран при. Перед зданием мясокомбината  — скульптурная группа «Быки» (скульптор В. И. Демут-Малиновский; изготовлены в 1826, с 1882 находились у въезда в здание городской мясной бойни, с 1933 на современном месте).

Мятлевых дом

Дом Мятлевых.

Дом Мятлевых.

Дом Мятлевых.

Санкт-Петербург.

Мятлевых дом (Исаакиевская площадь, 9), памятник архитектуры классицизма, входит в ансамбль Исаакиевской площади. Построен в 1760-х гг. (автор неизвестен), перестроен в 1809-11. Центральный вход оформлен портиком из 4 мраморных колонн, поддерживающих балкон. По сторонам балконной двери и полуциркульного окна в 3-м этаже расположены декоративные, тонкие по исполнению и изящные по рисунку барельефные панно; над окнами 1-го этажа чередуются круглые (с изображением человеческого профиля) и прямоугольные (мифологические сюжеты) барельефы. В интерьере частично сохранилась отделка начала XIX в. Дом Мятлевых  - старейшее из сохранившихся на площади зданий. Первый владелец - Л. А. Нарышкин, у него в конце XVIII - начале XIX вв. останавливались приезжавшие в Петербург французский философ Д. Дидро, писательница Ж. де Сталь, немецкий критик А. Шлегель и др. В начале XIX в. дом куплен государственным деятелем и поэтом И. П. Мятлевым (отсюда название), в литературном салоне которого в 1830-х гг. бывали А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, позже - М. Ю. Лермонтов и другие.гие литераторы. В начале 1920-х гг. в доме Мятлевых разместилось общество «Старый Петербург», в 1923-26 - Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК), с которым были связаны художники К. С. Малевич, В. Е. Татлин, П. Н. Филонов, М. В. Матюшин и др. Ныне в здании Главное управление промышленности строительных материалов и деталей Исполкома Ленгорсовета.

Предыдущая страница Следующая страница