Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "С" (часть 6, "СТА"-"СЮЗ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СТА"-"СЮЗ")

Станкостроительный завод

Станкостроительный завод имени Ильича (Красногвардейский переулок, 15), головное предприятие Ленинградских производственных объединений прецизионного станкостроения имени Ильича (с 1984). Выпускает оптические профилешлифовальные станки, высокоточные шлифовальные автоматы и полуавтоматы различных модификаций для обработки колец подшипников и деталей топливной аппаратуры. Основано в 1893 шведскими предпринимателями — братьями Экваль. Выпускал горизонтальные двухтактные нефтяные двигатели. Рабочие завода участвовали в организации первого в Петербурге комитета Красной Гвардии (бывший Головинский переулок переименован впоследствии в Красногвардейский). После национализации в 1918 и объединения с Первой российской фабрикой наждачных изделий «Н. Н. Струк» получил название Наждачно-механический завод «Струк — Экваль». В 1922 переименован в завод «Ильич». В 1933 выделен в самостоятельный завод, современное названия. Выпускал заточные станки. В годы Великой Отечественной войны 550 работников сражались на фронтах, 283 из них погибли. Звание Героя Советского Союза присвоено В. А. Лягину (мемориальная доска) и В. З. Новикову. Завод выпускал военную продукцию. В 1943 возобновил производство станков. С 1948 начал осваивать выпуск современной продукции. В 1964 на заводе введён в строй один из первых в станкостроении термоконстантный корпус. В 1962—84 завод входил в состав Станкостроительного производственного объединения имени Я. М. Свердлова. Работник завода И. П. Цапкин удостоен звания Героя Социалистического Труда. 4 лауреата Государственной премии СССР На территории завода памятник Ленину (скульптор В. Г. Сташов, архитектор И. П. Свиридов). Имеется Музей боевой и трудовой славы.

Литература:

Демидов Н. А., Юность в борьбе, Днепропетровск, 1963;

Лисов Г. П., Право на бессмертие, Л., 1982.

Станюкович Константин Михайлович

Станюкович Константин Михайлович (1843—1903), писатель, журналист. С 1857 по 1860 учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Печатался с 1859 в журнале «Северный цветок». В 1860—63 в кругосветном плавании [статьи в «Морском сборнике» (1862—64) и книга очерков «Из кругосветного плаванья» (1867)]. В 1866—69 жил в Петербурге, активно занимаясь журналистикой. В фельетонах, рассказах и очерках с демократических позиций освещал общественно-политические проблемы, литературную борьбу, показывал быт и нравы пореформенной России и её столицы: в журналах «Будильник» — «Петербургские заметки» (1867), «Из петербургских нравов» (1867), «Очерки столичной жизни» (1867), «Столичные сцены» (1868) и др.; в «Новом русском базаре» — 10 очерков под названием «Общественная жизнь» (1868). В 1869—76 жил в провинции, печатался в журнале «Дело» (комедия «На то и щука в море, чтоб карась не дремал», 1872; роман «Без исхода», 1873, и др.). В 1877—78 за границей. В 1878 вернулся в Петербург, опубликовал романы «Наши нравы» (1879), «В мутной воде» (1878—79), «Два брата» (1880), «Омут» (1881), в которых нашла отражение и «петербургская тема». В январе 1883 Станюкович возглавил журнал «Дело», а в декабре 1883 приобрёл право собственности на него. В апреле 1884 арестован за связь с революционными эмигрантами; в 1885—88 в административной ссылке в Тобольске. С 1886 по 1902 были опубликованы «Морские рассказы», удостоенные в 1901 Пушкинской премии. В 90-е гг. в Петербурге написал и опубликовал несколько романов, повестей и рассказов, в которых обличал карьеризм и беспринципность («Откровенные», 1893—94). С 1894 сотрудник детского журнала «Родник». В 1896 Петербургский комитет грамотности присудил Станюковичу Золотую медаль имени А. Ф. Погосского. С 1897 Станюкович  — редактор газеты «Сын отечества». В 90-е гг. жил в Петербурге на углу Преображенской и Кирочной улиц. В 1902 уехал в Италию, где и умер.

Литература:

Вильчинский В. П., К. М. Станюкович. Жизнь и творчество, М.—Л., 1963.

Старая Деревня

Старая Деревня, местность в северной части Ленинграда, на правом берегу р. Большая Невка (против Елагина острова), к югу от линии железной дороги Ленинград — Сестрорецк. Во 2-й четверти XVIII в. в этом районе поселены крепостные крестьяне канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, согнанные для земляных работ на Каменном острове; после создания в районе Чёрной Речки Новой Деревни поселение получило название Старой Деревни . В XIX в. дачная местность. В 1805—09 построена Благовещенская церковь, в 1824—25 — Шишмарёва дача. В 1870-х гг. по северной границе Старой Деревни прошла линия Приморской железной дороги, связавшей Петербург с Сестрорецком. В 1909—15 в Старой Деревне сооружён Буддийский храм. С 1917 Старая Деревня в черте города. В 1941—44 деревянные дома Старой Деревни разобраны на дрова, в 1940—50-х гг. территория перепланирована и благоустроена, застроена 3—5-этажными жилыми домами (архитекторы Н. В. Баранов, Н. М. Назарьин, В. М. Фромзель, М. Е. Русаков). К северу от входа в ЦПКиО имени С. М. Кирова формируется административный центр Приморского района, создан транспортный выход в район бывшего Комендантского аэродрома. На улице Савушкина, 83 — новое здание Приморского райисполкома (1978, архитектор Н. И. Симонов). Главные магистрали — Приморский проспект, улицы Школьная и Савушкина. От названия Старой Деревни происходит прежнее наименование части Приморского проспекта (Стародеревенская набережная), название сохранилось в наименовании 1—3-й Стародеревенских улиц. У западной границы Старой Деревни  — скульптура «Девушка с букетом» (1939, скульптор Е. А. Янсон-Манизер), обозначавшая до 1963 границу города.

Старинный театр

Старинный театр, драматический театр. Организован Н. Н. Евреиновым и Н. В. Дризеном. Помещался в 1907—08 на набережной р. Мойки, 61 (здание не сохранилось), в 1911—12 в Соляном городке (Соляной переулок, 96). В руководство театра входили К. Н. Миклашевский, Н. И. Бутковская, в театре работали режиссёры А. А. Санин, М. Н. Бурнашев, композитор И. А. Сац, актёры М. Риглер-Воронкова, А. А. Мгебров, В. В. Чекан, А. А. Гейрот, Е. Маршева и др.

Благодаря инициативе устроителей Старинного театра многие художники «Мира искусства» впервые обратились к драматической сцене. С театром сотрудничали Н. К. Рерих, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, В. А. Щуко, А. Н. Калмаков, И. Я. Билибин и др. Репертуар первого сезона состоял из произведений средневековой драматургии. Второй сезон театр посвятил испанской классической драматургии XVI—XVII вв. Старинный театр ставил перед собой задачу «реконструировать сценическое представление во всей своеобразной прелести его архаических форм» (Евреинов). Создателей театра интересовала не драма, а зрелище. Деятельность Старинного театра  — первый опыт воссоздания театрального искусства прошлых эпох в русском театре начала века, выявивший противоречие между музейной реконструкцией, которой добивались режиссёры, и стилизацией, к которой стремились художники.

Литература:

Старк Э., Старинный театр, П., 1922;

Зноско-Боровский Е., Русский театр начала XX в., Прага, 1925;

Ростоцкий Б., Новые течения в театре, в кн.: Русская художественная культура конца XIX — начала XX в. (1908—1917), кн. 3, М., 1977.

Старов Иван Егорович

Старов Иван Егорович (1745—1808), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургском АХ (1758—62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота, академик с 1769; преподавал там же (с 1785 профессор, с 1794 адъюнкт-ректор). В 1762—68 как пенсионер АХ работал в Париже и Риме (изучал античные памятники). В 1772—74 главный архитектор Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. С 1774 работал над реконструкцией Александро-Невской лавры и строительством Троицкого собора. В 70—80-х гг. создал усадебные ансамбли близ Петербурга в Тайцах (строился с 1774), Сиворицах (1775—76) и Пелле (1785—89, не сохранились), в которых достиг органичного сочетания сооружений с окружающей природой. Наиболее значительная постройка Старова в Петербурге — Таврический дворец. С 1800 возглавлял строительный контроль при сооружении Казанского собора. Похоронен в Некрополе XVIII в.

Литература:

Кючарианц Д. А., И. Старов, Л., 1982.

Старожиловка

Старожиловка, река, берёт начало на южном склоне Парголовских высот, впадает в озеро Нижнее Большое Суздальское. Длина 7 км, площадь бассейна 33 км2. Протекает через поселок Парголово.

Старо-Калинкин мост

Старо-Калинкин мост через реку Фонтанку.

Старо-Калинкин мост через реку Фонтанку.

Старо-Калинкин мост через реку Фонтанку.

Санкт-Петербург.

Старо-Калинкин мост (Старо-Калинкинский), через р. Фонтанка, на проспекте Газа, один из Калинкиных мостов. Построен в 1786—87 (инженеры П. К. Сухтелен, И. К. Герард) как 3-пролётный каменный на месте существовавшего уже в 1737 деревянного моста. В 1892—93 разводное пролётное строение заменено кирпичным лучковым сводом с гранитными арками по фасадам (архитектор М. И. Рылло). В 1907—08 мост вторично расширен пристройкой дополнительных гранитных сводов с верховой и низовой сторон во всех 3 пролётах. Гранитные башни и парапеты на опорах сохранены. В 1965 восстановлены гранитные обелиски с фонарями, гранитные скамейки на устоях и парапеты, отделяющие проезжую часть от тротуаров (архитектор И. Н. Бенуа). Длина моста 65,6 м, ширина 30 м.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост, через Крюков канал, по Садовой улице, вблизи Никольского Морского собора (отсюда название). Построен около 1784—86, типовой 3-пролётный с опорами бутовой кладки с гранитной облицовкой. Имел деревянные пролётные строения, центральное — разводное. В 1906 расширен, деревянные балки заменены металлическими 3-пролётными неразрезными с криволинейным очертанием нижнего пояса (инженеры А. П. Пшеницкий, К. В. Ефимьев, В. А. Берс). Сохранились установленные и 1842 кованые перила. Длина моста 28 м, ширина 20,2 м.

«Старые годы»

«Старые годы», Ежемесячник для любителей искусства и старины, иллюстрированный журнал. Издавался в 1907—16 при Кружке любителей русских изящных изданий. Вышло 90 номеров. Редакция — на Рыночной улице, 10. Издатель П. П. Вейнер; основатель и главный редактор В. А. Верещагин, с 1908 главный редактор Вейнер. В журнале сотрудничали А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь, С. П. Дягилев. Публиковались статьи по вопросам отечественного и зарубежного искусства, описания коллекций, очерки о мастерах искусства; имелись отделы хроники и библиографии. Сыграл значительную роль в пробуждении общественного интереса к прошлому Петербурга, архитектуре и изобразительному искусству XVIII — первой половины XIX вв.

«Старый Петербург»

«Старый Петербург», художественно-исторический музей. Создан в конце 1907 по инициативе Комиссии по изучению и описанию старого Петербурга (образована в 1907 при Обществе архитекторов-художников); Положение о музее утверждено Министерством внутренних дел в декабре 1908. Размещался в доме архитектора П. Ю. Сюзора на Кадетской (ныне Съездовской) линии Васильевского острова, 21. В основе собрания — пожертвованная музею коллекция князя В. Н. Аргутинского-Долгорукова (картины, гравюры с видами Петербурга, авторские чертежи русских зодчих XVIII — начала XIX вв.). В пополнении фондов участвовали художники, архитекторы, искусствоведы и коллекционеры: П. П. Вейнер, А. Ф. Гауш, Л. И. Жевержеев, А. С. Раевский, Н. Н. Врангель, И. А. Фомин, А. Н. Бенуа и многие другие. В 1911 в музей передана значительная часть экспонатов Исторической выставки архитектуры, организованной Обществом архитекторов-художников в залах АХ. В 1917 в фондах музея свыше 3 тыс. уникальных экспонатов по истории и архитектуре Петербурга. Музей организовывал архитектурные экскурсии по Петербургу, проводил чтения по истории и архитектуре города (участвовали В. Я. Курбатов, В. А. Верещагин, И. Э. Грабарь, Г. К. Лукомский и многие другие); в деле изучения, защиты и пропаганды памятников истории и культуры Петербурга тесно сотрудничал с Обществом защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, Историческим обществом при Петербургском университете, АХ и другие.гими организациями. После Октябрьской революции фонды музея пополнены новыми экспонатами. В 1918 «Старый Петербург» переведён в Аничков дворец и преобразован в Музей истории города (см. Музей истории Ленинграда).

Литература:

Блинов А. М., «Эти люди были подвижниками...», «ЛП», 1988, № 9.

Стасов Владимир Васильевич

Стасов Владимир Васильевич (1824—1906), художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог, общественный деятель, почетный член Петербургского АН (1900). Сын В. П. Стасова. Родился в Петербурге Окончил Училище правоведения (1843), в 1843—48 служил в Межевом департаменте Сената, в 1848—51 — в Департаменте герольдии, с 1855 — в Публичной библиотеке (с 1872 заведующий художественным отделом; мемориальная доска). С 1847 систематически выступал в петербургских журналах и газетах со статьями по литературе, изобразительному искусству, музыке. С 1861 член Русского археологического общества (в 1861—64 редактор его «Известий»). Опираясь на принципы эстетики русских революционных демократов В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, страстно боролся против академизма в искусстве, ратовал за реалистичное искусство, за демократизацию художественной жизни. Активно участвовал в творческой деятельности «Могучей кучки», был идейным вдохновителем передвижников, близким другом многих композиторов и художников (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, И. Е. Репина и др.). Автор многочисленных работ по истории русского и западноевропейского искусства, монографий о русских композиторах и художниках; своими публицистичными, ярко полемичными критическими работами (иногда отличавшимися известной односторонностью, недооценкой некоторых выдающихся художественных явлений) внёс существенный вклад в разработку эстетики реалистического искусства. Стасов сочувственно отнёсся к Революции 1905—07, выступил в защиту М. Горького от преследований правительства. Похоронен в Некрополе мастеров искусств (памятник — 1908, скульптор И. Я. Гинцбург). На доме, где в 1854—73 жил Стасов (Моховая улица, 26), — мемориальная доска. С 1896 жил на Суворовском проспекте, 20/9.

Литература:

Салита Е. Г., Суворова Е. И., Стасов в Петербурге, Л., 1971;

Лебедев А. К., Солодовников А. В., В. В. Стасов. Жизнь и творчество, М., 1976;

Салита Е. Г., Стасовы в Петербурге — Петрограде, Л., 1982.

Стационары

Стационары, лечебно-профилактические учреждения, созданные в блокадном Ленинграде для оказания медицинской помощи наиболее истощённым ленинградцам. В декабре 1941 открыты городской, 15 районных и 16 заводских стационаров почти на 9 тыс. мест (к концу января 1942 число коек доведено до 19 тыс.). В связи с улучшением продовольственного положения к весне 1942 в стационарах введено дополнительное питание. В апреле 1942 стационары упразднены. За время существования в 109 стационарах улучшили здоровье свыше 64 тыс. ленинградцев.

Литература:

Манаков Н. А., В кольце блокады. Хозяйство и быт осажденного Ленинграда, Л., 1961;

На защите невской твердыни, Л., 1965.

Стачек проспект

Стачек проспект (до 1923 Петергофское шоссе, до 1940 улица Стачек), между площадью Стачек и развилкой проспекта Маршала Жукова и Петергофского шоссе. Возник в XVIII в. как почтовый тракт на Нарву и Ревель (ныне Таллинн) и как дорога на Петергоф (отсюда прежнее название; на углу проспекта Стачек и улицы Трефолева сохранился мраморный верстовой столб XVIII в.). До начала XX в. к югу от площади Стачек находились деревни Волынкина, Тентелева (Тентелевка), Емельяновка, Автово. В XVIII в. участки к югу от деревень вдоль тракта заняты загородными усадьбами знати (сохранились дача Дашковой, дом 45 и дача Чернышёва, дом 162). В 1801 в район тракта переведён из Кронштадта чугунолитейный завод (с 1868 Путиловский завод, ныне ПО «Кировский завод»; на проспекте Стачек  — его главная проходная и инженерный корпус, 1971—73, архитекторы А. Н. Кветный, Т. Ф. Беленькая, М. А. Садовский), тракт (позднее шоссе) стал главной магистралью рабочего предместья Петербурга — Нарвской заставы, в XIX в. прилегающая территория застраивалась главным образом деревянными домами и рабочими казармами. В 1920-х гг. начата реконструкция магистрали и соседних территорий: сооружён жилмассив на Тракторной улице, дома 31 и 33, школа имени 10-летия Октября (дом 11, 1925—27, архитектор А. С. Никольский; ныне школа № 384), Дворец культуры и техники имени И. И. Газы (1930—35, архитекторы А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский), здание Кировского райсовета и др., создана Кировская площадь, разбит Детский парк имени 9 Января. В 30-х гг. застроена часть бывшего дома Автово (к западу от С. п.). В 1941—44 близ С. п. проходил рубеж обороны Ленинграда, многие здания по проспекту разрушены или повреждены огнём немецко-фашистской артиллерии.

В 50-х гг. реконструкция проспекта Стачек продолжена: застроена Комсомольская площадь и часть Автово к востоку от проспекта Стачек . В 1951 в сквере у пересечения проспекта Стачек и р. Красненькая открыт памятник «Танк-победитель» (в этом же районе — Красненькое кладбище с братскими могилами защитников Ленинграда). В 60—70-х гг. застроена часть проспекта Стачек к югу от р. Красненькая (примыкающая к Ульянке). В южной части проспекта Стачек  — ДК «Кировец» (дом 158) и крупный торгово-бытовой центр (дом 105), в одном из корпусов которого театрально-концертный зал «Время». На проспекте Стачек  — станция метро «Кировский завод» и «Автово».

Литература:

Гринцевич О. С., Проспект Стачек, Л.—М., 1954;

Карпущенко В. М., Проспект Стачек, Л., 1978.

Стебутовские женские сельскохозяйственные курсы

Стебутовские женские сельскохозяйственные курсы, высшее специальное учебное заведение. Основано в Петербурге в 1904 Обществом содействия женскому сельскохозяйственному образованию. Названы по имени одного из организаторов И. А. Стебута. Помещались в Аптекарском переулке, 10а. Приём проводился по конкурсу, преимуществом пользовались лица с высшим образованием. Обучение платное. В течение 4 лет слушательницы изучали полный курс агрономических наук. Летние практические работы проводились в имении Стебутовских курсов «Княжий двор» Старорусского уезда Новгородской губернии. Выпускники получали звание агронома. В 1918 курсы переименованы в институт, в 1922 влились в Сельскохозяйственный институт.

Литература:

Очерк развития Стебутовских высших женских сельскохозяйственных курсов за десятилетие их существования и отчёт об их состоянии за 1913/14 учебный год, П., 1915.

Стеклов Владимир Андреевич

Стеклов Владимир Андреевич (1863—1926), математик. Племянник Н. А. Добролюбова. Окончил Харьковский университет (1887). В 1906—19 профессор Петербургского университета. С 1902 член-корреспондент, с 1910 адъюнкт, с 1912 ординарный академик Петербургской АН, с 1919 вице-президент АН.

По инициативе Стеклова организован при АН Физико-математический институт (1921), директором которого он был до конца жизни (в 1926 институту присвоено имя Стеклова ; после реорганизации института в 1934 имя Стеклова сохранил Математический институт АН СССР). Основные труды посвящены решению математических проблем, связанных с задачами естествознания, главным образом в математической физике. Похоронен на Литераторских мостках. На доме, где жил Стеклов (набережная Лейтенанта Шмидта, 1/2), — мемориальная доска.

Литература:

Владимиров В. С., Маркуш И. И., В. А. Стеклов — ученый и организатор науки, М., 1981.

Стеклянный городок

Стеклянный городок (Стеклянка), местность в восточной части Ленинграда, на левом берегу Невы, к югу от Обводного канала. В 70-х гг. XVIII в. принадлежала Г. А. Потёмкину (см. «Озерки»), по указанию которого близ Шлиссельбургского тракта (ныне проспект Обуховской Обороны) были сооружены стекольный и зеркальный заводы. После смерти Потёмкина (1791) заводы взяты в казну, на их базе создан Петербургский казённый стекольный завод (ныне ПО «Росстеклохрусталь»). От названия производств потёмкинского завода и слободы работных людей происходят наименование Хрустальной, Глиняной, Глазурной, Фаянсовой и Слободской улиц и Зеркального переулка. Одна из улиц Стеклянного городка названа именем профессора Н. Н. Качалова — инициатора восстановления в настоящее время хрустального и стекольного производства.

Стенбок-Фермора дом

Стенбок-Фермора дом (набережная Макарова, 26), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1834 (архитектор А. М. Болотов). Безордерное композиционное решение главного фасада 3-этажного на высоком подвальном этаже дома отличается строгостью и простотой: ризалит в центре завершается треугольным фронтоном, декоративные мотивы использованы сдержанно. Со стороны двора сохранились аркады старых галерей.

«Стерегущему» памятник

Памятник «Стерегущему».

Памятник «Стерегущему».

Памятник «Стерегущему».

Санкт-Петербург.

«Стерегущему» памятник, открыт в 1911 на территории современного Парка имени В. И. Ленина в память о подвиге экипажа миноносца «Стерегущий», который 26 февраля 1904 в ходе русско-японской войны 1904—05 вступил в неравный бой с японскими кораблями. Почти вся команда погибла, корабль потерял ход, но когда японцы пытались взять его на буксир, уцелевшие 2 матроса открыли кингстоны (клапаны затопления) и погибли вместе с кораблём. На круглой земляной площадке с 3 лестницами глыба серого гранита, увенчанная крестом с горельефным изображением фигур 2 матросов, открывающих кингстоны (скульптор К. В. Изенберг, архитектор А. И. Гоген). В 1954 на тыльной стороне памятника установлена мемориальная доска с изображением боя и списком павших героев.

«Стереокино»

«Стереокино» (Невский проспект, 88), кинотеатр. Находится в дворовом флигеле, построенном в 1911—12 для кинематографа «Унион» (в 1940—50-х гг. «Хроника», после 1960 «Новости дня», с 1980 «Стереокино»). Зал (205 мест) оборудован специальным экраном и аппаратурой для показа фильмов с объёмным изображением.

Столетие Петербурга

Столетие Петербурга. Официально отмечалось 16 мая 1803. В этот день с утра войска столичного гарнизона (22 батальона пехоты и 13 эскадронов кавалерии) были выстроены на площади перед Зимним дворцом, по улицам вдоль Главного Адмиралтейства вплоть до Исаакиевской площади, Синего моста и здания Сената. На Неве стояли корабли Балтийского флота, в том числе стопушечный корабль «Архистратиг Гавриил», на палубе которого был установлен ботик Петра I — «Дедушка Российского флота». В Исаакиевском соборе состоялось торжественное богослужение — литургия, во время которой префект Духовной академии Евгений Болховитинов произнёс «Торжественное слово». Во время литургии произведён троекратный салют орудиями Петропавловской крепости, Адмиралтейской крепости и ружейными залпами войск гарнизона. Затем войска церемониальным маршем проследовали по Английской набережной к Петровской площади (ныне площадь Декабристов), на которой состоялся парад. После парада депутация «именитого купечества» преподнесла в Зимнем дворце императору Александру I памятную золотую медаль (на одной её стороне голова Петра I, увенчанная лавровым венком, на другой — Геркулес, сидящий на земном шаре и указывающий рукой на щит с изображением Санкт-Петербургской крепости и датой «1803»; у ног Геркулеса план прежней крепости с датой «1703»). Вечером 16 мая все императорские дворцы, обе крепости, домик Петра I, корабли на Неве и все «казённые» здания были иллюминированы. 17 мая Сенат в полном составе в сопровождении духовенства отправился в Петропавловский собор, где митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий, отслужив панихиду перед гробом Петра I, возложил золотую медаль с изображением головы Петра I на его надгробие — «от лица России, благословляющей великие его начинания...». Торжества по случаю Столетия Петербурга были отмечены в городе трёхдневным праздничным колокольным звоном, разного рода театральными представлениями и народными гуляниями.

«Столица и усадьба»

«Столица и усадьба», Журнал красивой жизни, двухнедельной иллюстрированный информационный, культурный и историко-биографический журнал. Выходил с 15 декабря 1913 по сентябрь 1917. Выпущено 90 номеров. Редакция — на Каменном острове, площади Театра, 31. Редактор-издатель В. П. Крымов, редактор Н. О. Лернер. Основное место на страницах «Столицы и усадьбы» занимали очерки о дворянских имениях, включавшие историю создания архитектурных ансамблей, описания усадеб и интерьеров, иллюстрации. Публиковались также биографии деятелей искусства, представителей и представительниц высшего света, описания знаменитых художественных коллекций и собраний, сведения о проходивших в столице выставках живописи, скульптуры и т. д.

Стравинский Игорь Фёдорович

Стравинский Игорь Фёдорович (1882—1971), композитор, дирижёр. Сын Ф. И. Стравинского. Родился в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов). В 1905 окончил юридический факультет Петербургского университета. Брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова. В 1910 уехал из Петербурга (изредка ненадолго возвращался). С 1914 жил за рубежом. В Петербурге были впервые исполнены некоторые произведения Стравинского , в том числе 1-я симфония и сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» (1907). Мировую славу принесли ему балеты «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), в которых Стравинский достиг тонкого согласования музыки и танца, придавая особое значение импульсивному ритму. В 1962 выступал с авторскими концертами в Ленинграде (дирижировал оркестром).

Литература:

Ярустовский Б. М., И. Стравинский, 3 изд., Л., 1982.

Стравинский Фёдор Игнатьевич

Стравинский Фёдор Игнатьевич (1843—1902), певец (бас). В Петербурге жил с 1869. В 1873 окончил консерваторию (у К. Эверарди). В 1876—1902 солист Мариинского театра. Один из лучших исполнителей партий Фарлафа («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Ерёмки («Вражья сила» А. Н. Серова). Первый исполнитель партий Светлейшего, Дюнуа, Мамырова («Кузнец Вакула», «Орлеанская дева», «Чародейка» П. И. Чайковского), Головы («Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова) и многих других. Яркий представитель русского оперного искусства XIX в., мастерски исполнял как драматические, так и комические партии. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря, позже прах перенесён в Некрополь мастеров искусств.

Литература:

Ф. Стравинский. Статьи, письма, воспоминания, Л., 1972.

Стрельна

Стрельна, посёлок (ныне в составе г. Петродворец), на южном берегу Финского залива, на р. Стрелка (отсюда название), в 19 км от Ленинграда. Известно с XV в. как деревня, в XVII — первой половине XVIII вв. называлась Стрелина мыза. В первой четверти XVIII в. принадлежала Петру I (до 1917 — членам императорской фамилии), который намеревался создать в Стрельне свою резиденцию («русскую Версалию»). С начала XIX в. окрестности Стрельны  — дачная местность. Дворцово-парковый комплекс Стрельны включает деревянный дворец Петра I (1711—17, перестроен в 1749—50, архитектор В. В. Растрелли, возобновлён в 1837—39, архитектор X. Ф. Мейер), Большой (Константиновский) дворец (1720—26, архитекторы Н. Микетти, Ж. Б. Леблон, К. Б. Растрелли; достроен в 1747—55, архитектор В. В. Растрелли, перестройки и отделка интерьеров — 1797—1805, архитекторы А. Н. Воронихин, Л. Руска, Г. П. Пильников и 1847—51, архитекторы X. Ф. Мейер, А. И. Штакеншнейдер, А. П. Брюллов), Стрельнинский (Константиновский) парк (площадь свыше 140 га; 1710-е — 1800-е гг.), Орловский парк (около 19 га) с усадебными постройками (1830—40-е гг.). В 1941—44 гитлеровцы уничтожили Орловский дворец, повредили все другие постройки, нанесли большой урон паркам. С конца 1940-х гг. ведутся реставрационные работы. В Большом дворце Ленинграда арктическое училище.

Литература:

Ардикуца В. Е., Стрельна, Л., 1967.

«Строительство и архитектура Ленинграда»

«Строительство и архитектура Ленинграда» (в 1936—41 и 1944—45 «Архитектура Ленинграда», в 1946—52 «Архитектура и строительство Ленинграда»), журнал. Издавался в 1936—81, до 1960 ежеквартально, затем ежемесячно, в 1946—53 в виде сборника со средней периодичностью 2 раза в год. Редакция — на Невском проспекте, 53. Основное внимание уделял проблемам разработки и реализации Генеральных планов развития города, публиковал статьи и материалы по общим проблемам градостроительства и архитектуры, по вопросам планировки и застройки новых районов, реконструкции исторического центра Ленинграда, исследования по истории строительства Петрограда (Ленинграда), биографии крупнейших архитекторов, чья жизнь и деятельность была связана с Петроградом (Ленинградом) и др. В 1981 преобразован в журнал «Ленинградская панорама».

Струве Василий Яковлевич

Струве Василий Яковлевич (1793—1864), астроном и геодезист, академик Петербургской АН (1832; член-корреспондент 1822). В 1810 окончил Дерптский (ныне Тартуский) университет. В 1833 вошёл в состав Комиссии по организации и строительству Пулковской обсерватории. Под его руководством и при активном участии были созданы новые астрономические инструменты. Разработал общий план работы обсерватории и астрономических наблюдений. В 1839—62 директор Пулковской обсерватории. Благодаря выдающимся результатам, полученным Струве , Пулковская обсерватория приобрела мировую славу. Струве выполнил фундаментальные работы по обнаружению, исследованию и измерению точных положений двойных и кратных звёзд. Его определение (на основании собственных наблюдений) параллакса звезды α Лиры (1837) было первым успешным определением параллакса звезды вообще. В Пулковской обсерватории под руководством Струве была установлена система так называемых астрономических постоянных, получившая в своё время всемирное признание и пересмотренная лишь через 50 лет. Струве произвёл классическое определение постоянной аберрации с помощью построенного по его идее пассажного инструмента. Обнаружил концентрацию звёзд в главной плоскости Млечного Пути, доказал существование межзвёздного поглощения света и разработал способ его учёта при наблюдениях. Под его руководством произведено измерение части дуги меридиана в 25°20′ (русско-скандинавская, или дуга Струве ). Похоронен на кладбище Пулковской обсерватории.

Литература:

Новокшанова (Соколовская) З. К., В. Я. Струве, М., 1964.

Студия документальных фильмов

Студия документальных фильмов (ЛСДФ) (набережная Крюкова канала, 12), основана в 1918 в составе Петроградского кинокомитета, затем Отдел хроники при кинофабрике «Севзапкино», в 1932 преобразована в Ленинградскую студию кинохроники, с 1968 современное название. Ежегодно выпускает около 40 фильмов, а также киножурналы, рекламные фильмы и др. Среди режиссёров: Р. Л. Кармен, Е. Ю. Учитель, С. Д. Аранович, С. А. Соловьёв, А. Н. Сокуров, Ж. А. Романова, П. С. Коган, А. Е. Учитель, Е. Гордиенко, В. Ф. Семенюк. Среди фильмов: «Ленинград в борьбе» (1942), «Русский характер» (1957), «Время, которое всегда с нами» (1965), «Взгляните на лицо» (1966), «Девять дней и вся жизнь» (1979), «Мы преодолели», «Строчка зигзагом и ничего больше», «Скоро лето», «Делегаты», «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната», «Жертва вечерняя» (все 1987). Многие фильмы отмечены премиями Международных и Всесоюзных кинофестивалей, Государственная премия СССР и РСФСравни Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1982).

Суворин Алексей Сергеевич

Суворин Алексей Сергеевич (1834—1912), издатель, журналист, театральный деятель. Окончил в Петербурге специальные классы Дворянского полка (1853). С 1863 жил в Петербурге, был ведущим сотрудником и секретарём редакции газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Изданный Сувориным в 1866 сборник статей «Всякие» уничтожен цензурой. В 1876 Суворин купил газету «Новое время». В 1877 открыл в Петербурге типографию (Малая Итальянская улица, ныне улица Жуковского, 47, затем Эртелев переулок, ныне улица Чехова, 13; после Октябрьской революции в ней печаталась газета «Правда»), в 1878 — книжный магазин (Невский проспект, 40), в 1882 основал издательство. Наибольшую известность Суворину принесли издания серий «Дешёвая библиотека», «Научная дешёвая библиотека», «Новая библиотека», журнал «Древняя и новая Россия» и «Исторический вестник», справочников «Вся Россия», «Весь Петербург» и др. К началу XX в. годовой доход фирмы Суворина превышал 1 млн. руб. Суворин  — один из учредителей Литературно-художественного кружка (1895) и Малого (Суворинского) театра. В 1911 Суворин преобразовал свою фирму в акционерное общество «Новое время». Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. На квартирах Суворина (на Малой Итальянской улице, ныне улица Жуковского, 18, и в Эртелевом переулке, ныне улица Чехова, 6) останавливался А. П. Чехов во время приездов в Петербург, собирались многие видные писатели, журналисты, актёры и другие.гие деятели культуры. «Дневник» Суворина (опубликован 1923) — ценный источник по истории общественной и культурной жизни Петербурга конца XIX — начала XX вв.

Литература:

Глинский Б. Б., А. С. Суворин. Биографический очерк, «Исторический вестник», 1912, № 9;

Варнеке Б., А. С. Суворин и театр, «Наша старина», 1914, № 2;

Соловьева И., Шитова В., А. С. Суворин: портрет на фоне газеты, «Вопросы литературы», 1977, № 2;

Боханов А. Н., Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX в. — 1914 г., М., 1984.

Суворов Александр Васильевич

Суворов Александр Васильевич (1730—1800), полководец, генералиссимус (1799), граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799). Службу начал в 1748 капралом в лейб-гвардейском Семёновском полку в Петербурге. В 1754 произведён в поручики с назначением в Ингерманландский пехотный полк, в 1756—57 — в Военной коллегии. В 1762—68 командовал Астраханским и Суздальским пехотными полками в Петербурге и Новой Ладоге (Санкт-Петербургская губерния). В 1785—86 состоял при Петербургской дивизии. Участник Семилетней войны, русско-турецкой войны 1768—74, польских кампаний 1768—72 и 1794, в русско-турецкой войне 1787—91 одержал ряд побед, в том числе на р. Рымник (11 сентября 1789), за что получил титул графа Рымникского. В 1791 командовал войсками в Финляндии. В 1799 главнокомандующий русско-австрийскими войсками в Италии, где нанёс поражения французской армии; затем совершил Швейцарский поход через Альпы. За победы над французскими войсками получил титул князя Италийского. Создал передовую школу военного искусства, обучения и воспитания войск. Похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. На доме, в котором скончался Суворов (набережная Крюкова канала, 23), — мемориальная доска. Памятник Суворову (1801; модель — скульптор М. И. Козловского) первоначально установлен в южной части Марсова поля, на берегу р. Мойка, в 1818 по проекту К. И. Росси перенесён ближе к Неве, образовавшаяся площадь стала называться Суворовской. Имя Суворова присвоено среднему военному училищу (Суворовское училище) в Ленинграде. Его именем названа улица в Красном Селе.

В 1900 в здании Академии Генштаба к 100-летию со дня смерти полководца открыт временный Музей Суворова , одновременно Слоновая улица переименована в Суворовский проспект. В 1901—04 на собранные по подписке деньги для Музея Суворова построено специальное здание в неорусском стиле (архитектор А. И. Гоген, при участии Г. Д. Гримма; ныне улица Салтыкова-Щедрина, 43), на главном фасаде — мозаичные панно «Отъезд Суворова в Итальянский поход 1799 г.» и «Переход Суворова через Альпы» (художники Н. А. Шабунин, А. Н. Попов, мозаичисты М. И. Зощенко, Н. Е. Масленников). Вскоре после Октябрьской революции Музей Суворова был закрыт, в 1930-х гг. в его здании размещался Аэромузей. В 1943 здание повреждено взрывом фашистской бомбы, в 1950—51 восстановлено (архитектор М. М. Плотников), в 1951 в нём вновь открыт Военно-исторический музей Суворова . В собрании свыше 100 тыс. единиц хранения: подлинные вещи, оружие и награды полководца, материалы и документы, раскрывающие вклад Суворова в развитие русского военного искусства XVIII в.

Литература:

Петрушевский А. Ф., Генералиссимус князь Суворов, 2 изд., СПБ, 1900;

Меерович Г. И., Буданов Ф. В., Суворов в Петербурге, Л., 1978;

Михайлов О. Н., Суворов, 2 изд., М., 1980.

Суворовский проспект

Суворовский проспект.

Суворовский проспект.

Суворовский проспект.

Санкт-Петербург.

Суворовский проспект (до 1900 Слоновая улица, в 1923—44 Советский проспект), между Невским проспектом и площадью Пролетарской Диктатуры. Назван в честь А. В. Суворова. Возник в XVIII в. В середине XVIII в. в районе проспекта Суворова сооружён зверинец — Слоновый двор (отсюда первое название). В 1835—40 построен Сухопутный госпиталь (дом 63, архитектор А. Е. Штауберт), ныне Ленинградский окружной клинический военный госпиталь (см. Госпитали военные). В 1901 сооружено здание Академии Генерального штаба (архитектор А. И. Гоген). В 1936 построен дом 12 (архитекторы А. А. Оль, Е. И. Холмогоров), в 1937 — дом 52 (архитекторы А. П. Великанов и др.), в 1953 — дом 56 (архитекторы И. И. Фомин и др.), в 1951—52 — дома 15—17 (архитекторы Фомин, М. К. Бенуа). В 1905 в доме 4/6 выступал В. И. Ленин. В доме 20/9 жил В. В. Стасов.

Литература:

Швецов Л. А., Смольнинский район, Л., 1964.

Суворовское училище

Суворовское училище (Ленинградское суворовское военное училище) (улица Садовая, 26), специализированное среднее военно-учебное заведение для подготовки юношей к обучению в военных училищах и последующей службе на офицерских должностях. Создано в 1955. Принимаются юноши 15—16 лет, закончившие 8 классов общеобразовательной школы, годные по состоянию здоровья к службе в Советских Вооруженных Силах и успешно сдавшие вступительные экзамены. Срок обучения 2 года. Наряду с общеобразовательной подготовкой (в объёме старших классов средней школы) воспитанники получают первоначальные военные знания и навыки, необходимые для их будущей профессии. Располагается в здании бывшего дворца Воронцова.

Суд городской

Суд городской (набережная р. Фонтанки, 16), создан в Петрограде на основании декрета Совнаркома РСФСР от 13 июля 1918 и постановления Наркомата юстиции от 23 июля 1918 «Об организации и действии местных народных судов». Согласно статье 152 Конституции СССР судьи избираются ВС РСФСР сроком на 10 лет (современный состав избран в 1987 на 5 лет по ранее действовавшему законодательству). Народные заседатели избираются сроком на 5 лет. Городской суд состоит из 2 коллегий (по уголовным и по гражданским делам) и Президиума. Судебные коллегии рассматривают в качестве суда 1-й инстанции (в составе члена суда и 2 народных заседателей) дела, отнесённые законом к ведению Городского суда , а также любые сложные дела, истребованные из народного суда. В кассационном порядке судебные коллегии рассматривают (в составе 3 членов суда) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения народных судов, не вступившие в законную силу. Президиум Городского суда рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры и определения народных судов, а также на определения судебных коллегий Городского суда , вынесенные по жалобам и протестам. В заседании Президиума Городского суда обязательно участвует прокурор Ленинграда.

«Судостроение»

«Судостроение» (Межевой канал, 4), научно-производственное объединение. Создано в 1988. Относится к Министерству речного флота РСФСравни В головную структурную единицу НПО входят Центральное технико-конструкторское бюро, научно-исследовательское и проектные подразделения Ленинградского института водного транспорта и Ленгипроречтранса. Задачи объединения: слежение за техническим уровнем речного судостроения, обеспечение его проектами и современными технологическими разработками; создание головных образцов новейшей техники; технический надзор за выполнением заказов СССР зарубежных судостроительных фирм. В конце 80-х гг. в объединении велась разработка проектов несамоходного флота и толкачей, в том числе для использования их на морских линиях, с доставкой грузов без перевалки; проектировались суда класса «река — море», новая серия грузовых теплоходов, суда для сибирских рек и др.

-----------------------------------

«Судостроение» (улица Гоголя, 8), издательство Госкомитета СССР по печати. Основано в 1940 как судпромгиз, с 1964 современное название. Выпускает научные, учебные, производственные, справочные и научно-популярные книги по судостроению и судоремонту, судовому машиностроению и приборостроению, серию монографий «Замечательные корабли» (с 1986), ежемесячный журнал «Судостроение», научно-популярный сборник «Катера и яхты». В 1989 около 100 книг и брошюр тиражом свыше 1,1 млн. экземпляров. Фирменные магазины издательства — «Судостроитель» (Садовая улица, 40), «Бригантина» (улица Двинская, 8).

Суды районные

Суды районные, в каждом районе Ленинграда образуется народный суд. Он рассматривает все уголовные и гражданские дела (за исключением дел, отнесённых законом к компетенции других судов). В его составе народный судья (избирается Ленгорсоветом сроком на 10 лет) и 2 народных заседателя, (избираются сроком на 5 лет).

Сутугин мост

Сутугин мост, через Бумажный канал, по Перекопской улице (бывшая Сутугина улица, отсюда название), служит входом в Парк имени 30-летия ВЛКСмотри Деревянный мост на этом месте построен до 1795. В 1823 перестроен (инженер Б. Клапейрон, по проекту П. П. Базена) в деревянный 5-пролётный мост. В 1945 деревянные пролётные строения заменены металлическими. В 1979 сооружён однопролётный Сутугин мост на железобетонных монолитных опорах (инженер В. Шлотский), пролётные строения сталежелезобетонные, балочные, криволинейного очертания (ранее находились на Головинском мосту). На правобережном устое на постаментах установлены вазы XIX в. из красного гранита. Длина моста 25,7 м, ширина 9,6 м.

Сухо

Сухо, искусственный остров в юго-восточной части Ладожского озера. Сооружён в начале XVIII в. по приказу Петра I для обеспечения судоходства по озеру. В 1891 на Сухо построен каменный маяк. В 1941—44 Сухо  — важный опорный пункт на подступах к «Дороге жизни». 22 октября 1942 гарнизон Сухо (батарея из трёх 100-мм орудий, 90 бойцов, командир — старший лейтенант И. К. Гусев) при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника (гитлеровцы потеряли 17 десантных судов и катеров, 17 самолётов). В 1982 тральщик ТЩ-100, первым вступивший в неравный бой с кораблями противника, поставлен на вечную стоянку в Новой Ладоге. На Сухо  — метеостанция Северо-Западного управления по гидрометеорологии и контролю природной среды.

Литература:

Манкевич А. И., Бой у острова Сухо [1942 г.], М., 1958.

Сухозанета дом

Сухозанета дом (Невский проспект, 70), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1820-х гг. для генерала И. О. Сухозанета (архитектор Д. Квадри; внутренняя отделка - 1835-38, архитекторы Д. И. Висконти, С. Л. Шустов; фасад переделан в 1864-66, архитектор И. В. Штром). Строгий безордерный фасад 3-этажного здания с выступающим центральным ризалитом увенчан фронтоном; в интерьере вестибюль, облицованный искусственным мрамором, и залы, украшенные лепными фризами, живописными плафонами. Ныне в здании Дом журналиста и правление Союза журналистов.

Съезжий дом Нарвской части

Съезжий дом Нарвской части (Лермонтовский проспект, 48), памятник архитектуры позднего классицизма. Построен в 1834-37 для Нарвской полицейской части (архитектор А. Е. Штауберт). Здание решено по традиционной схеме: по сторонам центрального 3-этажного корпуса, завершённого фронтоном, два тождественных по внешнему облику флигеля со ступенчатыми аттиками; окна 2-го этажа украшены прямыми сандриками на кронштейнах. В одном из флигелей пожарное депо.

«Сын Отечества»

«Сын Отечества», 1) исторический, политический и литературный журнал. Издавался в Петербурге в 1812—44 и в 1847—52. Выходил (в разные годы) еженедельно, дважды в месяц, ежемесячно. Издатель-редактор Н. И. Греч (основатель), А. Ф. Воейков, Ф. В. Булгарин, К. П. Масальский, А. В. Никитенко и др. В 1829—35 издавался вместе с журналом «Северный архив» под названием «Сын Отечества и Северный архив». Печатались материалы об Отечественной войне 1812, стихи К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Д. В. Давыдова, Е. А. Баратынского, критические статьи Н. И. Гнедича, А. С. Грибоедова, П. А. Вяземского. В 1818—25 в «Сыне Отечества» сотрудничали Ф. Н. Глинка, А. А. и Р. А. Бестужевы, К. Ф. Рылеев,. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский. После 1825 придерживался консервативно-монархического направления. 2) Еженедельный политический, научный и литературный журнал. Издавался в Петербурге в 1856—61. Тираж до 16 тыс. экземпляров. Издатель-редактор А. В. Старчевский. Придерживался умеренно либерального направления. 3) Ежедневная газета, сменившая одноименный журнал. Выходила в 1862—1901 и с 18 ноября 1904 по 2 декабря 1905; с 1882 — в двух изданиях (2-е удешевлённое). Редакция — в Ковенском переулке, 14. Издатели-редакторы (в разное время) А. В. Старчевский, И. И. Успенский, С. П. Юрицын и др. В конце 1905 орган партии эсеров. Постановлением Петербургской судебной палаты издание приостановлено (фактически запрещено).

Сытный рынок

Сытный рынок (Сытнинская площадь, 3/5), первый петербургский рынок. Первоначально назывался Обжорным, находился на Троицкой (ныне Революции) площади, сгорел при пожаре в 1710. На современном месте с 1711. 27 июня 1740 на площади Сытного рынка казнены А. П. Волынский и его сподвижники П. М. Еропкин и А. Ф. Хрущов; 14 декабря 1861 здесь совершён обряд гражданской казни над писателем, революционером М. Л. Михайловым. До 1840-х гг. Сытный рынок , кроме нынешней территории, занимал и часть эспланады Кронверка Петропавловской крепости, включая прилегающую территории современного проспекта Максима Горького. В 1912—13 сооружено торговое здание (архитектор М. С. Лялевич). В советское время Сытный рынок открыт в 1936. Площадь торгового зала 2585 м2. 524 торговых места. Гостиница на 100 мест. Ближайшая станция метро — «Горьковская». Филиалы — в Зеленогорске, Сестрорецке.

Сюзор Павел Юльевич

Сюзор Павел Юльевич (1844—1919), архитектор; представитель эклектизма и рационалистической архитектуры. Родился в Петербурге. Окончил АХ (1866); академический архитектор с 1892, почетный член АХ с 1911. Инициатор проведения съездов русских зодчих (1-й съезд — 1892, Петербург), председатель ОАХ (с 1903). Автор многочисленных жилых (в основном доходных) домов, бань, лечебных, ученых и благотворительных учреждений. Основные жилые постройки (главным образом в духе неоренессанса и необарокко) — 10 зданий на Пушкинской улице (1870-е гг.), доходные дома-комплексы Ратькова-Рожнова с большими арками, открывающими перспективы дворов (улица Пестеля, 13—15, улица Салтыкова-Щедрина, 32—34; 1898—1900), здание Петербургского общества взаимного кредита (набережная канала Грибоедова, 13; 1888—90) и дом компании «Зингер» (см. «Дом книги»). В собственном доме Сюзора (Съездовская линия, 21; 1818—21, архитектор А. И. Мельников) в 1907 был открыт музей «Старый Петербург». Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

Литература:

Исаченко В. Г., В широком диапазоне. Творческое наследие П. Ю. Сюзора, «ЛП», 1985, № 10.

Предыдущая страница Следующая страница