Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АКА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АКА")

«А»

«А», стационарная артиллерийская батарея, сформированная во время Великой Отечественной войны в июле 1941. Входила в состав артиллерийского дивизиона специального назначения, размещалась в районе Дудергофских высот, контролировала Гатчинское и Киевское шоссе. Вооружена 9 орудиями главного калибра (130-мм), снятыми с крейсера «Аврора» (отсюда название). Личный состав (около 200 человек) укомплектован моряками «Авроры», артиллеристами Кронштадта и Ленинграда (командир — старший лейтенант Д. Н. Иванов, политрук А. А. Скулачёв). Орудия располагались по фронту около 15 км — от Вороньей горы до деревни Пёляле, расстояние между ними 1—2 км (пехотного прикрытия не имели). 6 сентября 1941 батарея произвела огневой налёт, разгромив на Гатчинском шоссе колонну танков и машин противника. Высшего накала бои в районе Вороньей горы достигли 11 сентября. В этот день батарея отразила 10 атак танков и пехоты. В неравной схватке погибли расчёты орудий № 1—4 (лейтенант А. А. Антонов и политрук Скулачёв подорвали себя и окруживших их фашистов гранатами). Раненых моряков гитлеровцы привязали колючей проволокой к стволам орудий, облили бензином и сожгли заживо. 14 сентября после ожесточённых боёв, израсходовав боеприпасы, уцелевшие моряки (около 100 человек) подорвали оставшиеся орудия и отступили к Пулково. Батарея выполнила свою задачу, сдержав натиск немецко-фашистских войск в наиболее напряжённые для Ленинграда дни 9—11 сентября (в период прорыва фашистов к г. Красногвардейск).

В 1974 на Вороньей горе на позиции орудия № 1 по инициативе школьников средней школы № 289 поселка Можайский установлен памятник-обелиск, в школе создан музей батареи «А». В 1984 на позиции орудия № 1 открыт мемориал, сооружённый методом народной стройки (архитектор А. Д. Левенков, инженер В. Д. Синьков): на постаментах 9 орудийных стволов, на бровке — кнехты, соединённые корабельными цепями, крейсерский якорь и стела с силуэтом «Авроры», на бетонной плите надпись: «Бессмертны вы, как бессмертна Россия». В 1987 на позиции орудия № 2 у деревни Мурилово открыт памятник «Взрыв» (скульптор В. С. Иванов, архитектор А. А. Пекарский). В 1988 на 31-м км Киевского шоссе установлен памятный знак «Залп “Авроры”» (архитектор Левенков). На позициях всех орудий батареи — бетонные плиты с надписью: «Здесь в сентябре 1941 года находилась боевая позиция орудия №... батареи «А» с расчётом из двадцати краснофлотцев».

Литература:

Чернов Ю., Судьба высокая «Авроры», 3 изд., М., 1987, с. 172—236, 339—49.

Абамелек-Лазарева дома

Абамелек-Лазарева дома [занимают участок между улицей Халтурина (дома 22—24) и набережной р. Мойки (дома 21—23)], комплекс зданий, памятник архитектуры. Дом 22 построен в 1735—37 для графа Ф. А. Апраксина, в 1770-х гг. перестроен (наружное крыльцо в центре главного фасада заменено 4-колонным портиком ионического ордера). В 1904 дом приобрёл князь С. С. Абамелек-Лазарев (отсюда название), корпус, обращённый на набережную р. Мойки (дом 21), построен в 1907—09 (архитектор Е. С. Воротилов), его фасад повторяет облик бывшего жилого дома Армянской церкви (Невский проспект, 40). В 1911 Абамелек-Лазарев купил дома 24 и 23. На месте последнего архитектор И. А. Фомин в 1913—15 построил новое 3-этажное здание — яркий памятник неоклассицизма. Фасад декорирован 6 пилястрами коринфского ордера, парапет украшен вазами, в круглых медальонах барельефные фигуры. В отделке интерьеров широко применены естественный и искусственный мрамор, декоративная скульптура и роспись, на плафоне зала домашнего театра живописное панно художника У. А. Боданинского «Аполлон на квадриге». В 1917—22 в здании помещалось Управление Петроградского угрозыска, в 1922—26 — Пушкинский Дом, с 1933 — комитет по физкультуре и спорту Ленгорисполкома (ныне Областной и Городской комитеты по физкультуре и спорту).

Абрамов Фёдор Александрович

Абрамов Фёдор Александрович (1920—1983), писатель. Член КПСС с 1945. В Ленинграде с 1938. В Великую Отечественную войну добровольцем ушёл на фронт с 3-го курса ЛГУ, участвовал в боях под Ленинградом. Окончил ЛГУ в 1948; в 1951—60 на преподавательской работе там же. С 1949 выступал как литературный критик. В 1958 в Ленинграде опубликовал роман «Братья и сестры», вошедший позже в тетралогию «Пряслины» — о драматической судьбе северной деревни в послевоенные годы: «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973; за три романа государственная премия СССР 1975) и «Дом» (1978). Эти и другие.гие произведения Абрамова , в том числе публицистическое обращение к крестьянам «Чем живём-кормимся» («Правда», 1979, 17 ноября), повести «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), очерки, рассказы выявили сложные процессы и проблемы сельской жизни. Посмертно опубликованы документальные повествования Абрамова «Дом в Верколе» (журнал «Наш современник», 1986, № 3—4) и др. Событием театральной жизни явилась постановка «Братьев и сестёр» и «Дома» в Ленинградском областном Малом драматическом театре (1985, режиссер Л. А. Додин; государственная премия СССР 1986, совместно с другими за постановку двух спектаклей). Абрамов жил на 3-й линии Васильевского Острова, 57.

Литература:

Крутикова-Абрамова Л., Дом в Верколе. Документальная повесть, Л., 1988;

Оклянский Ю., Дом на угоре. О Ф. Абрамове и его книгах, М., 1990.

Авдеенко Валентин Анатольевич

Авдеенко Валентин Анатольевич (1918—1943), один из зачинателей стахановского движения в машиностроении Ленинграда. Член КПСС с 1939. В Ленинграде с 1929. С 1934 фрезеровщик машиностроительного завода имени К. Е. Ворошилова (ныне ПО «Звезда»). В сентябре 1935 добился рекордной производительности труда (400% нормы). Был самым молодым участником 1-го Всесоюзного совещания стахановцев в Москве (1935), где выступил с речью. С 1936 курсант Ленинградского танкотехнического училища. В годы Великой Отечественной войны участник обороны Ленинграда; смертельно ранен в бою. В ПО «Звезда» учреждён приз имени Авдеенко . Его имя присвоено пионерской дружине ленинградской средней школы № 345.

Литература:

Рабочая энциклопедия. 1921—1985, Л., 1986, с. 48—49.

Аверичкин Фёдор Степанович

Аверичкин Фёдор Степанович (1889—1933), политработник Красного Флота. Член Коммунистической партии с марта 1917. Железнодорожный рабочий. С 1911 на Балтийском флоте; минный унтер-офицер (1913). Участник революционного движения в Кронштадте. После Февральской революции депутат Гельсингфорсского совета, член Облисполкома армии, флота и рабочих Финляндии; один из руководителей Центробалта, участник ликвидации корниловщины; в дни Октябрьского вооруженного восстания член «тройки» Центробалта по руководству флотом. Участвовал в подавлении мятежа Керенского—Краснова. С ноября 1917 комиссар главного гидрографического управления и комендант главного Адмиралтейства. В 1918—19 командир отряда матросов-минёров на Балтийский флоте. В сентябре 1919 организовал доставку угля с Урала в Петербург. С лета 1919 комиссар отряда моряков в боях с войсками генерала Н. Н. Юденича, затем комиссар Петроградского военного порта. В 1920 член РВС Балтийского флота. В 1920—21 комиссар Морских сил Каспийского моря. В 1921—22 член РВС Балтийского флота, командир Кронштадтского порта, затем на других постах в центральном аппарате ВМФ. Член ВЦИК. Именем Аверичкина названа улица в Кронштадте.

Литература:

Герои Октября, кн. 1, Л., 1967.

Авиагородок

Авиагородок, местность в южной части Ленинграда, между Пулковскими высотами на юге и линией Окружной железной дороги на севере. На западе ограничена железнодорожной линией Ленинград — Псков. Проектом планировки Ленинграда, разработанным в конце 20-х гг. под руководством архитектора Л. А. Ильина, предусматривалось создание в этом районе главного аэропорта Ленинграда с жилым городком (отсюда название) и вузом. Строительство Авиагородка началось в 1931. К лету 1941 сооружены аэродром, несколько жилых домов, общежитие, здание института инженеров ГВФ с клубом (архитекторы Г. В. Майзель, Е. В. Цейтц и др., ныне в нём Академия гражданской авиации), школа, здравпункт, магазин, служебные и производственные постройки, аэровокзал (1937—41, архитекторы А. И. Гегелло, Н. Е. Лансере, Л. Н. Ротинов, Ф. П. Шелоумов). Большинство построек Авиагородка разрушено в годы Великой Отечественной войны. В 1946—48 Авиагородка восстановлен силами треста «Аэропортстрой» (главный инженер С. И. Штейнберг). С 60-х гг. Авиагородок  — район массового жилищного строительства (проект планировки и застройки — архитектор В. А. Потапов). В 1972 в южной части Авиагородка построен аэровокзал «Пулково». Улицы Авиагородка с 1976 носят названия, связанные с авиацией: Взлётная, Вертолётная, Пилотов, Стартовая, Штурманская (связывает Авиагородок С Пулковским шоссе). В  Авиагородке имеются ДК, библиотека, школа, больница, поликлиника, гостиница, вычислительный центр аэропорта «Пулково».

Литература:

Николаев В. И., Король В. В. [сост.], Ленинградскому авиапредприятию 50 лет, Л., 1982;

Король В., Биография началась в 1930-м., «Нева», 1982, № 6.

Авиаторов парк

Авиаторов парк, в южной части Ленинграда, между Ново-Измайловским проспектом, Кубинской улицей, Кузнецовской улицей и улицей Турку. Площадь 30 га. Заложен в 1966 (архитекторы Л. Н. Свечникова, Г. Л. Шолохова) на части территории бывшего Корпусного аэродрома (отсюда название). В 1968 в парке Авиаторов на берегу пруда открыт памятник героическим военным лётчикам: на бетонном основании самолёт-истребитель МИГ-19 (высота памятника 12 м; архитекторы А. С. Червякова, С. А. Ушаков, инженер А. И. Рыбин).

Авиационного приборостроения институт

Институт авиационного приборостроения.

Институт авиационного приборостроения.

Институт авиационного приборостроения.

Один из учебных кабинетов.

Санкт-Петербург.

Авиационного приборостроения институт (ЛИАП) (улица Герцена, 67), основан в 1941 как Ленинградский авиационный институт, современное название с 1945. В институте (1990): факультеты — приборов и автоматики летательных аппаратов, радиотехнический, систем управления и электрооборудования летательных аппаратов, вычислительных и радиоэлектронных систем; свыше 30 кафедр, аспирантура и докторантура, факультет повышения квалификации преподавателей вузов; фундаментальная библиотека (свыше 750 тыс. единиц хранения.). Ведётся интенсивная целевая подготовка специалистов, в том числе по индивидуальным планам. При институте имеются школы юного прибориста, программиста, радиста (для старшеклассников). В 1989/90 учебном году в институте было свыше 9 тыс. студентов, 800 преподавателей, в том числе свыше 70 докторов и свыше 500 кандидатов наук. За годы существования (к 1990) институт выпустил свыше 35 тыс. специалистов, среди которых учёные и общественные деятели В. Л. Коблов, М. М. Мирошников, С. В. Кулаков, А. П. Лукошкин, К. Н. Явленский, В. В. Симаков. Многотиражная газета «В полёт» (с 1963).

Литература:

Лукошкин А. П., Призвание — инженер, Л., 1986.

Аврамов Михаил Петрович

Аврамов Михаил Петрович (1681—1752), директор первой петербургской типографии. В 1697—1702 учился в Голландии. В 1711 назначен цейх-директором основанной по воле Петра I петербургской правительственной типографии (помещалась в доме Аврамова на Петербургской стороне близ современной площади Революции, с 1713 — в специальном доме у въезда в Петропавловскую крепость). Аврамов  — инициатор издания и составитель «Книги Марсовой или воинских дел» (печаталась с 1713), которая прославляла царствование Петра I и содержала реляции о победах русской армии в Северной войне 1700—21. Среди изданий Аврамова : первая русская газета «Ведомости», «Юности честное зерцало» (1717), «Книга мирозрения...» X. Гюйгенса (1717), «Истинный способ укрепления городов...» дю Фэ и де Камбре (1724, перевод В. И. Суворова, отца А. В. Суворова) и др. С передачей типографии в ведение Синода Аврамов в 1721—24 служил в Берг-коллегии, с конца 1724 до ликвидации Правительственной типографии в 1727 вновь был её директором. После смерти Петра I Аврамов выступал против Ф. Прокоповича и его сторонников в Синоде, отвергал церковную реформу Петра I, за что в 1732 был арестован, провёл 10 лет в ссылке и заточении, возвращён в Петербург императрицей Елизаветой Петровной, однако после подачи ей челобитной с наставлениями о том, как она должна царствовать, вновь арестован (1748); умер в темнице Тайной канцелярии.

Литература:

Молева Н., М. Аврамов, «В мире книг», 1967, № 7.

Авров Дмитрий Николаевич

Авров Дмитрий Николаевич (1890—1922), военачальник и политработник, один из руководителей обороны Петрограда 1919. Член Коммунистической партии с 1918. Окончил школу прапорщиков (1915). Участник первой мировой войны; штабс-капитан. В 1917 — начале 1918 член Президиума армейского исполкома, комиссар 1-й армии Северного Фронта. С 1918 на командных должностях в Красной Армии на Восточном фронте. С лета 1919 командир Петроградского УР, командир Особой бригады, начальник 55-й стрелковой дивизии Седьмой армии. В 1920—21 командующий войсками Петроградского ВО, одновременно член РВС, в 1921 командир 7-й армии; участник подавления Кронштадтского мятежа 1921. С мая 1921 на хозяйственной работе. Похоронен на Марсовом поле. Именем Аврова названа улица в Петродворце.

Литература:

Авров Н. Н., Солдат революции. Из воспоминаний о Д. Н. Аврове, Чебоксары, 1968.

«Аврора»

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автобус

Один из первых автобусов. Фото 1910.

Один из первых автобусов. Фото 1910.

Один из первых автобусов.

Фото 1910.

Санкт-Петербург.

Автобус. Регулярное автобусное движение в Ленинграде открылось 24 декабря 1926. Трасса первого маршрута проходила от главного штаба по Невскому проспекту, улице Гоголя, улице Дзержинского, Загородному проспекту, Звенигородской улице, улице Марата, Невскому проспекту до Московского вокзала. Курсировали 5 машин. В конце 80-х гг. ежедневно на городские магистрали выходили в среднем 3200  автобусов , которые обслуживали около 200 маршрутов. За год автобусы в Ленинграде перевозят около 1 млрд. 200 млн. пассажиров. Первый в Ленинграде автобусный парк создан в 1926 на Конюшенной площади. В 1990 автобусное движение в городе обслуживали 7 парков. Самый короткий автобусный маршрут в Ленинграде — № 109 (протяжённость 2,3 км), самый длинный — № 178 (24,2 км).

Автово

Автово, местность в юго-западной части Ленинграда, между линией Окружной железной дорогой на севере и р. Красненькая на юге. Название от деревни Аутово (Ауктово), которая существовала здесь в конце XVII в. В конце XIX—начале XX вв. рабочая окраина Петербурга, основная масса жителей Автово работала на Путиловском заводе. В 20-х гг. началась реконструкция Автово , в 1937—41 сооружён жилой массив между проспектом Стачек (главная магистраль Автово ) и Краснопутиловской улице (руководители проекта — архитекторы А. А. Оль, С. Е. Бровцев). В 1941—44 к югу от Автово проходила линия фронта, в Автово размещались штабы и тылы многих частей (в том числе штабы 12-го и 14-го гвардейских артиллерийских полков, которые одними из первых на Ленинградском фронте начали контрбатарейную борьбу; улица Зенитчиков, 3, корпус 1). 8 июля 1945 в районе пересечения проспекта Стачек и р. Красненькая ленинградцы встречали возвращавшихся с победой советских воинов, в 1951 на этом месте установлен памятник «Танк-победитель». В 40—50-х гг. застройка Автово велась по проектам группы архитекторов под руководством В. А. Каменского и С. Г. Майофиса. В 1955 открыта станция метро «Автово», в 1959 вступил в строй Автовский домостроительный комбинат (ДСК-3). Кварталы вдоль Краснопутиловской улицы — первенцы крупнопанельного домостроения в Кировском районе (1960-е гг., архитекторы Каменский, А. В. Жук, Майофис, Н. З. Матусевич). Планировочный центр Автово  — Комсомольская площадь. В 1968 в сквере между проспектом Стачек и Краснопутиловской улицей открыт монумент в честь 50-летия ВЛКСМ (скульпторы В. И. Гордон, О. И. Кузнецов, В. Г. Тимошенко, архитекторы В. Б. Фабрицкий, И. П. Шмелёв). Название сохранилось в наименовании Автовской улицы и станции метро.

«Автово»

Станция метро «Автово». Наземный вестибюль.

Станция метро «Автово». Наземный вестибюль.

Станция метро «Автово».

Наземный вестибюль.

Санкт-Петербург.

«Автово», станция метро Кировско-Выборгской линии. Открыта 15 ноября 1955. Архитекторы Е. А. Левинсон, А. А. Грушке. Наземный вестибюль — на проспекте Стачек, оформлен мощным двойным 6-колонным портиком и куполом на большом световом барабане; в интерьере вестибюля, на карнизе купола, надпись золотом: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!». Станция мелкого заложения, без эскалаторов. Перекрытие перронного зала плоское, поддерживается 2 рядами колонн, облицованных жёлтым мрамором и художественным стеклом. Декоративная отделка связана с темой воинской славы; отличается пышностью и сложностью. На торцевой стене мозаичное панно, изображающее женщину с младенцем на руках (художники В. А. Воронецкий, А. К. Соколов).

Станция метро «Автово». Интерьер перронного зала.

Станция метро «Автово». Интерьер перронного зала.

Станция метро «Автово».

Интерьер перронного зала.

Санкт-Петербург.

Ленинградский метрополитен.

Ленинградский метрополитен.

Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина.

Автовокзалы

Автовокзалы. Первый автовокзал открыт в 1955 на площади Мира в здании бывшей Гауптвахты Сенного рынка. Отсюда автобусы отправлялись в Таллинн, Ивангород, Кингисепп, Волосово. В 1987 в связи со строительством на площади новой станции метро автовокзал временно перемещён к Варшавскому железнодорожному вокзалу. Отсюда ежедневно автобусы курсируют по около 180 внутриобластным маршрутам. Второй автовокзал (набережная Обводного канала, 36) вступил в эксплуатацию в 1963. Сюда переданы все дальние маршруты (ежедневно свыше 100 рейсов в Прибалтику, Псковскую, Новгородскую и Вологодскую области, Петрозаводск).

Агрофизический институт

Агрофизический институт (АФИ), научно-исследовательский ВАСХНИЛ (Гражданский проспект, 14), создан в 1932 по инициативе академика А. Ф. Иоффе. Основные направления исследований: физические проблемы земледелия и растениеводства, технические разработки в области энергосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур, программирования их урожайности, автоматизации процесса хранения растениеводческой продукции и др. Институт участвовал в разработке математической модели плодородия почвы (совместно с учёными ГДР). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1982).

Адамини дом

Дом Адамини.

Дом Адамини.

Дом Адамини.

Санкт-Петербург.

Адамини дом [занимает участок между Марсовым полем (дом 7), набережной р. Мойки (дом 1) и Аптекарским переулком (дом 8)], памятник архитектуры классицизма. Построен в 1823-27 (архитектор Д. Ф. Адамини, отсюда название). Дом Адамини  - трапециевидный в плане 3-этажный многоквартирный доходный дом. Фасад, выходящий на Марсово поле, оформлен 8-колонным портиком композитного ордера, закруглённый угол обработан пилястрами; центральная часть фасада, выходящего на набережную р. Мойки, акцентирована портиком из 8 композитных полуколонн. Оба фасада украшает богатый лепной фриз. Дом Адамини продолжает линию здания казарм Павловского полка, создавая единое оформление западной границы Марсова поля; фасад, обращённый на Мойку, замыкает перспективу канала Грибоедова со стороны Невского проспекта До начала 1917 дом Адамини принадлежал Удельному ведомству, в 1830-х гг. в нём жил учёный П. Л. Шиллинг (мемориальная доска). В 1910-х гг. в доме Адамини помещалось так называемое Художественное бюро Добычиной, где в 1915-17 проходили выставки художников «Мира искусства». В 1914-19 в подвале дома Адамини  - артистическое кабаре «Привал комедиантов» (своеобразный художественно-артистический клуб, один из центров культурной жизни Петрограда), росписи на его стенах (художники С. Ю. Судейкин, Б. Д. Григорьев и др.) погибли в наводнение 1924. 26 ноября 1941 дом Адамини сильно повреждён попаданием 2 авиабомб, восстановлен в 1946 (архитектор А. С. Гинцберг). В послевоенные годы в доме Адамини жили писатели Ю. П. Герман и В. Ф. Панова (мемориальные доски).

Адмиралтейская верфь

Адмиралтейская верфь, первое промышленное предприятие Петербурга. Заложена по рисунку Петра I на левом берегу Большой Невы в ноябре 1704. Входила в состав главного Адмиралтейства. Первоначально на стапелях Адмиралтейская верфь строились относительно мелкие корабли (первый 18-пушечный прам спущен на воду 29 апреля 1706), а также осуществлялась сборка кораблей из готовых деталей, доставлявшихся в Петербург с других верфей и из-за границы. В 1709—12 на Адмиралтейской верфи построен первый крупный корабль — 54-пушечная «Полтава». В 1712 строительство мелких кораблей перенесено на новую верфь ниже по Неве (первоначально назывался Скампавейный двор, позднее — Галерный двор, с 1800 — Новое Адмиралтейство). В 1720 Адмиралтейская верфь значительно расширена (стапеля и эллинги сооружены по обе стороны от здания Адмиралтейства), на ней начали строить линейные корабли (90-пушечный «Лесное», 92-пушечный «Гангут» и др.). В 1715 на Адмиралтейской верфи около 10 тыс. рабочих (в 1711 — 4,7 тыс.). Созданные на Адмиралтейской верфи корабли составили в XVIII в. ядро Балтийского флота. В 1712—1825 на Адмиралтейской верфи построено 256 кораблей (не считая мелких судов). В 1844 Адмиралтейская верфь . прекратила существование, в 1870-х гг. Морское министерство продало территорию верфи городу под застройку, возникла Адмиралтейская набережная.

Литература:

Яковлев И. И., Корабли и верфи, 2 изд., Л., 1973;

Богатырев И. В., Первая верфь С.-Петербурга, «Судостроение», 1981, № 4.

Адмиралтейская крепость

Адмиралтейская крепость, сооружена по чертежу Петра I в сентябре — ноябре 1705 на левом берегу Большой Невы, на месте деревни Гавгуево (известной с XVI в.), на острове, образованном р. Мья (Мойка) (см. Адмиралтейский остров). Прикрывала подступы с суши к Адмиралтейской верфи и Адмиралтейству; прямоугольная в плане, включала земляные валы с бастионами, палисадом, рвы с подъёмными мостами и рогатками. К югу от Адмиралтейской крепости эспланада (пространство, лишённое укрытий от огня пушек крепости), которая в XVIII в. называлась Адмиралтейским лугом. С 1736 с валов Адмиралтейской крепости производился полуденный выстрел сигнальной пушки (в 1873 пушка переведена от Адмиралтейства на Нарышкин бастион Петропавловской крепости). В начале XIX в. в ходе реконструкции центра Петербурга укрепления Адмиралтейской крепости срыты, на их месте разбит Александровский сад (см. Адмиралтейский сад) и проложен Адмиралтейский проспект.

Адмиралтейская набережная

Адмиралтейская набережная (в 1918—44 набережная Рошаля, в честь С. Г. Рошаля), на левом берегу Большой Невы, между набережными Дворцовой и Красного Флота; на противоположном берегу — Университетская набережная. В начале XVIII в. территорию будущей Адмиралтейской набережной занимали Адмиралтейская верфь и Адмиралтейский луг, в районе которого в 1710 на берегу Большой Невы построена деревянная церковь Исаакия Далматского. С 1727 через Большую Неву наводился наплавной Исаакиевский мост (с 1732 ежегодно). В 1770—88 часть Адмиралтейской набережной у Сенатской площади облицована гранитом. В 1819—21 сооружены облицованные гранитом береговые устои Исаакиевского моста (инженеры А. А. Бетанкур, Г. Треттер). В 1820—24 по обе стороны от нового здания главного Адмиралтейства построены Дворцовая и Петровская пристани (инженер А. Д. Гетман). В 1832 Дворцовая пристань украшена медными фигурами львов и порфировыми вазами (в 1873 вазы перенесены на Петровскую пристань). В 1873—74 засыпаны доки и внутренние каналы Адмиралтейства, между пристанями построена гранитная набережная (проект инженеров В. П. Карловича, С. С. Селянинова). Называется Адмиралтейской набережной с 1874. В 1875 разбит бульвар, в 1879 по Адмиралтейской набережной открыто движение. В конце XIX — начале XX вв. между боковыми павильонами Адмиралтейства сооружались доходные дома и особняки. В домах 12—14 помещались Дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки, дом 8 (1900, архитектор М. Е. Месмахер) принадлежал великому князю Михаилу Михайловичу (ныне главное управление торговли Ленгорисполкома). В 1914—16 в связи с постройкой Дворцового моста одноименная пристань перенесена на новое место (против восточного павильона Адмиралтейства). В 1895 в оперном театре при Панаевском театре (дом не сохранился) пел Ф. И. Шаляпин. Девятого января 1905 по Адмиралтейской набережной проходила мирная демонстрация. 25 октября 1917 вооруженные отряды на Адмиралтейской набережной прикрывали тыл левого фланга наступления на Зимний дворец. Современная Адмиралтейская набережная  — место традиционных гуляний в праздники.

Литература:

Марьяновская З., Адмиралтейская набережная, «БА», 1974, № 6.

Адмиралтейская сторона

Адмиралтейская сторона, историческое название части территории Ленинграда на левом берегу Большой Невы (в узком смысле под Адмиралтейской стороной понимался Адмиралтейский остров).

Адмиралтейский канал

Адмиралтейский канал, прорыт в 1717—20 от рва Адмиралтейской крепости до р. Мойка в район Галерной верфи. Был транспортным путём между Адмиралтейской верфью и складами корабельного леса в Новой Голландии. В 1842 большая часть канала перекрыта кирпичным сводом и сверху засыпана землёй. В 1845 на месте Адмиралтейского канала создан бульвар (ныне бульвар Профсоюзов). Оставшаяся часть Адмиралтейского канала , идущая вдоль Новой Голландии, в 1922 переименована в канал Круштейна.

Адмиралтейский остров

Адмиралтейский остров, историческое название территории в центральной части Ленинграда, ограниченной pp. Большая Нева и Мойка; возникло в начале XVIII в. после основания на месте деревни Гавгуево Адмиралтейской верфи и постройки Адмиралтейской крепости. В 1711 на Адмиралтейском острове на берегу Зимней канавки построен первый Зимний дворец Петра I. С начала 20-х гг. XVIII в. на Адмиралтейском острове начал формироваться центр Петербурга, набережная Невы застраивалась домами знати. В 1762—1865 в административно-полицейском отношении составлял 1-ю Адмиралтейскую (в 1865—1917 Адмиралтейскую) часть, в 1917 Адмиралтейский район. В XIX в. название Адмиралтейский остров постепенно вышло из употребления.

Литература:

Столпянский П. Н., Старый Петербург. Адмиралтейский остров. Сад трудящихся, М.—П., 1923;

Луппов С. П., История строительства Петербурга в первой четверти XVIII в., М.—Л., 1957.

Адмиралтейский проспект

Адмиралтейский проспект.

Адмиралтейский проспект.

Адмиралтейский проспект.

Вид со стороны Исаакиевской площади.

Справа — дом Лобанова-Ростовского, слева — Адмиралтейский сад.

Санкт-Петербург.

Адмиралтейский проспект (в 1922—44 проспект Рошаля, в честь С. Г. Рошаля), между Дворцовой площадью и площадями Декабристов и Исаакиевской. От Адмиралтейского проспекта против главного (южного) фасада главного Адмиралтейства начинаются Невский проспект, улица Дзержинского, проспект Майорова. Адмиралтейский проспект складывался в XIX в. в районе бывшего Адмиралтейского луга. В связи с перестройкой Адмиралтейства в начале XIX в. срыты бастионы, в 1842 засыпан Адмиралтейский канал, высажены деревья. Образовалась площадь, которая воспринималась как единое целое вместе с Сенатской и Дворцовой площадями. Во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. южная сторона Адмиралтейского проспекта застраивалась административными и жилыми домами (см. Лобанова-Ростовского дом, Фитингофа дом и др.). В 1872—74 разбит Александровский сад (см. Адмиралтейский сад). 14 декабря 1825 на Адмиралтейском проспекте стояли правительственные войска. На Адмиралтейском проспекте жил И. Н. Крамской. В доме 10 находилась Артель художников. Девятого января 1905 на Адмиралтейском проспекте была расстреляна мирная демонстрация. 25 октября 1917 на проспекте располагался левый фланг вооруженных отрядов, наступавших на Зимний дворец. В период блокады 1941—44 Адмиралтейский проспект подвергался интенсивным бомбёжкам и артобстрелам.

Литература:

Ленинград. Путеводитель, 2 изд., Л., 1988.

Адмиралтейский сад

Адмиралтейский сад.

Адмиралтейский сад.

Адмиралтейский сад.

Санкт-Петербург.

Адмиралтейский сад (до 1918 Александровский сад, до 1989 Сад трудящихся имени М. Горького), расположен в центре Ленинграда, делится на 3 участка: от Дворцовой площади вдоль южного фасада главного Адмиралтейства, перед северным фасадом Исаакиевского собора и на площади Декабристов (между западным фасадом главного Адмиралтейства и зданиями Сената и Синода). Площадь 10 га. До 1806 на месте сада находились укрепления Адмиралтейской крепости, после их ликвидации возникла Адмиралтейская площадь, в конце 1810-х гг. вдоль фасада главного Адмиралтейства разбит бульвар (в первой половине XIX в. модное место прогулок петербургской аристократии). В 1833 по углам центральной аллеи бульвара установлены скульптуры «Геракл Фарнезский» и «Флора Фарнезская» (копии XVIII в. с античных скульптур; взяты из Таврического дворца). В 1872—74 по проекту ботаника и садовода Э. Л. Регеля на территории площади разбит сад, названный Александровским (начало работ приурочено к празднованию 200-летия со дня рождения Петра I). В 1876—80 в центре сада, против башни главного Адмиралтейства, сооружён фонтан (городской архитектор Л. Р. Гешвенд). В 1887 в саду на участке, примыкающем к Дворцовой площади, открыт бюст В. А. Жуковскому, в 1892 в противоположной стороне — памятник Н. М. Пржевальскому, в 1896 на площадке у фонтана — бюсты Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова, в 1899 — бюст М. И. Глинки. 9 января 1905 у решётки сада, обращённой к Дворцовой площади, войска расстреляли демонстрацию рабочих. В ходе Октябрьского вооруженного восстания в саду сосредоточились отряды моряков-кронштадтцев, 2-го Балтийского и Гвардейского экипажей и учебно-минного отряда, участвовавшие в блокаде и штурме Зимнего дворца. Осенью 1919 в саду оборудованы огневые позиции для артиллерийских орудий (см. Оборона Петрограда 1919). В начале 1920-х гг. сад реконструирован (архитектор И. А. Фомин), проложены 3 аллеи, открывающие вид на башню главного Адмиралтейства с Невского проспекта, улицу Дзержинского и проспект Майорова. В 1931 территория частично перепланирована. В 1936 саду присвоено имя М. Горького. В 1941—44 на территории сада располагались позиции зенитных орудий. В годы блокады ни одно дерево в саду не было срублено, однако он сильно пострадал от артобстрелов и бомбёжек (в первые послевоенные годы полностью восстановлен и благоустроен). В 1959 в части сада, обращённой к Исаакиевскому собору, создан розарий (архитектор Д. А. Рипп).

Литература:

Поленов И. Ю., Сад трудящихся имени А. М. Горького, в кн.: Сады и парки Ленинграда, Л., 1981.

Адмиралтейское объединение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адмиралтейство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адресная экспедиция

Адресная экспедиция, Смотри в статье Контора адресов.

Азиатский музей

Азиатский музей, существовал в 1818-1930 при Академии Наук. Начало коллекции положили восточные монеты, рукописи и другие.гие материалы, собранные в Кунсткамере со времён Петра I. В XIX в. Азиатский музей стал крупнейшим в России хранилищем рукописей (главным образом на восточных языках) и книг (на восточных и европейских языках) по Востоку. Пополнение фондов шло преимущественно через закупки АН (по её поручению русскими дипломатами в странах Востока, участниками научных экспедиций и др.), путём дарений личных собраний. В  Азиатском музее работали X. Д. Френ (первый директор), Б. А. Дорн, С. Ф. Ольденбург, В. В. Бартольд, И. Ю. Крачковский, В. М. Алексеев и др. В его фондах в 1926 хранилось свыше 200 тыс. томов книг, журналов, инкунабул, ксилографов, рукописей. В 1930 в Ленинграде на базе Азиатского музея и нескольких других востоковедческих учреждений основан институт востоковедения АН СССР (с 1950 в Москве, в Ленинграде имеет отделение). Помещался в главном здании АН (Университетская набережная, 5).

Литература:

Базиянц А., Кузнецова Н., Кулагина Л., Азиатский музей - Институт востоковедения АН СССР 1818-1968, М., 1969.

«Айсштосс»

«Айсштосс», (нем. Eisstoß, буквально — ледовый удар) (после 4 апреля 1942 «Гёц фон Берлихинген»), кодовое наименование операции 1-го воздушного флота фашистской Германии, проведённой 4, 5, 24, 25, 27 и 30 апреля 1942 во время Великой Отечественной войны с целью уничтожения советских кораблей Балтийского флота, скованных льдом на Неве. Всего в воздушных налётах участвовало 325 бомбардировщиков и штурмовиков, сбросивших 611 фугасных бомб. ПВО Балтийского флота, Ленинградская армия ПВО и ВВС Ленинградского фронта сорвали операцию «Айсштосс» , уничтожив свыше 90 вражеских самолётов (27 машин подбито). Результаты операции «Айсштосс» были ничтожны: одно прямое попадание в линкор «Октябрьская революция» и незначительные повреждения на крейсере «Киров» и двух эсминцах.

Литература:

Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне, 1941—1945, М., 1981;

Мильченко Н. П., Залпы над Невой, М., 1983.

Академии наук СССР архив

Академии наук СССР архив, Ленинградское отделение (Университетская набережная, 1), первый научный архив в России. Возник в 1728 как хранилище документов Конференции (впоследствии Общего собрания) членов АН и Канцелярии Конференции АН; кроме того, архив содержал личные фонды учёных. До конца XIX в. сдача дел в архив и их упорядочение велись нерегулярно, материалы размещались в различных помещениях здания АН (Университетская набережная, 5). С 1907 по инициативе непременного секретаря АН С. Ф. Ольденбурга упорядочено описание документов, в 1912 учреждена должность заведующего архивом. После Октябрьской революции документы архива вошли в состав Единого государственного архивного фонда. Архив стал общеакадемическим; с 1927 разместился в отдельном здании. В 1963 дирекция архива переведена в Москву, в Ленинграде осталось отделение. В 1990 в архиве 750 фондов, около 500 тыс. дел. Включает документы по истории АН и истории отечественной науки: протоколы собраний АН, фонды академических учреждений — Кунсткамеры, Ботанического сада, Астрономической обсерватории, Академической типографии, химической лаборатории, а также академических музеев — Геологического, Зоологического, Минералогического; комиссий — Археографической, Византийской, по истории знаний, материалы академических экспедиций. В архиве собраны рукописи М. В. Ломоносова, содержится фонд Российской академии (1783—1841). Значительное место занимают материалы по истории Петербурга — Ленинграда. Ценная информация содержится в фондах академических палат (рисовальной, гравировальной, инструментальной, переплётной и др.), например виды Петербурга, гравированные по рисункам М. И. Махаева, памятник середины XVIII в. — рукописная книга «Описание Санктпетербурга», которая состоит из 2 сочинений («Кратчайшее синопсическое описание Санктпетербурга» А. И. Богданова и «Описательная похвала Санктпетербургу» Г. Бужинского). В документах советского времени отразилось развитие сети научных учреждений в Ленинграде, имеются материалы о деятельности академиков В. И. Вернадского, А. П. Карпинского, В. А. Стеклова, Ольденбурга, Н. И. Вавилова, А. Ф. Иоффе и др. Архив регулярно публикует сборники документов по различной тематике, а также издание «Архив Академии наук СССР Обозрение архивных материалов» (тт. 1—8, 1933—86—).

Литература:

Левшин Б. В., Архив Академии наук СССР (к 250-летию АН СССР), «Советские архивы», 1974, № 2;

его же, Деятельность Архива АН СССР в годы Великой Отечественной войны, в кн.: Археографический ежегодник за 1975 г., М., 1976.

Следующая страница