Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИЛ"-"ФЭК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИЛ"-"ФЭК")

Филармоническое общество

Филармоническое общество Санкт-Петербургское, музыкально-просветительное и попечительное, одно из старейших русских музыкальных обществ. Основано в Петербурге в 1802 по инициативе участников музыкальных вечеров, проходивших в доме придворного банкира А. А. Раля. Среди учредителей — виолончелист Д. Бахман, композитор и фаготист А. Булландт, историк, литературовед, библиограф Ф. П. Аделунг и др.; среди почётных директоров — Мих. Ю. Виельгорский. В концертах участвовали крупнейшие дирижёры, инструменталисты (в том числе А. Г. Рубинштейн, Э. Ф. Направник, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, X. Бюлов), певцы, Придворная певческая капелла и другие.гие коллективы. Исполнялись классические симфонии и ораториальные произведения (в 1824 впервые прозвучала «Торжественная месса» Л. Бетховена). Филармоническое общество помимо просветительства занималось благотворительностью: ежегодно сборы с нескольких концертов отчислялись в пенсионный фонд, использовавшийся для оказания помощи семьям умерших музыкантов. В 1802—1902 Филармоническое общество провело 205 концертов. С появлением Русского музыкального общества и Бесплатной музыкальной школы Филармоническое общество утратило своё значение. Филармоническому обществу посвящён ряд произведений, в том числе исполненная увертюра «Ночь в Мадриде» М. И. Глинки.

Литература:

100-летний юбилей С.-Петербургского филармонического общества, [СПБ, 1902].

Филармония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Филатов Антонин Николаевич

Филатов Антонин Николаевич (1902—1974), хирург и гематолог, академик АМН СССР (1966). Родился в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). Окончил медицинский факультет 2-го Московского университета (1925). С 1932 в Ленинградском институте гематологии и переливания крови. Одновременно заведующий кафедрами общей хирургии Стоматологического медицинского института (1951—55) и 1-го Ленинградского медицинского института (1955—60). Основные труды по восстановительной хирургии сосудов, переливанию крови, консервированию органов и тканей. Впервые в мире осуществил переливание плазмы крови (1932), руководил созданием кровезаменителей. Государственная премия СССР (1953, 1975). Похоронен на Богословском кладбище. На домах, где Филатов родился и жил (г. Ломоносов, улица Красных Партизан, 15) и работал (2-я Советская улица, 16), — мемориальные доски.

Литература:

Федорова З. Д., Андрианова И. Г., А. Н. Филатов, М., 1984.

Филонов Павел Николаевич

Филонов Павел Николаевич (1883—1941), живописец и график. Учился в Петербурге в частных студиях (с 1897) и АХ (1908—10). Член-учредитель объединения «Союз молодёжи» (с 1910). В начале творческого пути стремление в ёмких синтетических художественных образах выразить грядущий новый миропорядок («мировой расцвет»), общие духовно-материальные закономерности всего хода истории сближало творчество Филонова с футуризмом; одновременно драматическая напряжённость его произведений, мистико-символическая трактовка образов созвучны тенденциям экспрессионизма («Пир королей», 1913, ГРМ). С 1914 отстаивал принципы «аналитического искусства», основанные на разложении натуры на бесконечно дробящиеся первоэлементы (антропоморфные образования, геометризованные урбанистические и кристаллообразные элементы) и составлении из них сложнейших композиций, способных к бесконечному калейдоскопическому развёртыванию («Формула петроградского пролетариата», конец 20-х гг., ГРМ). С 1925 возглавлял группу «Мастеров аналитического искусства» — коллектив своих учеников и последователей. Филонов жил на улице Литераторов, 19. Умер от голода в блокадном Ленинграде. Похоронен на Серафимовском кладбище.

Литература:

Глебова Е., Воспоминания о брате, «Нева», 1986, № 10;

П. Н. Филонов. Из собрания Государственного Русского музея. Каталог выставки, Л., 1988;

Мислер Н., Боулт Д. Э., Филонов. Аналитическое искусство, пер. с англ., М., 1990.

Философова Анна Павловна

Философова Анна Павловна (урожденная Дягилева) (1837—1912), общественный деятель, один из лидеров женского движения 1860—80-х гг. Родилась в Петербурге. В 1859 Философова , Н. В. Стасова и М. В. Трубникова (так называемый женский триумвират) учредили «Общество доставления дешёвых квартир и другие.гих пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга», в конце 50-х — начале 60-х гг. — ряд женских трудовых артелей (в том числе артель переводчиц), в 70-х гг. выступили инициаторами создания Бестужевских курсов. Философова  — один из организаторов «Общества для доставления средств Высшим женским курсам» (1878) и «Русского взаимно-благотворительного общества» (1899). Оказывала материальную поддержку революционерам, её квартира была одним из центров общественной жизни Петербурга. На доме, где жила Философова (Ковенский переулок, 16), — мемориальная доска.

Литература:

Тыркова А. В., А. П. Философова и ее время, П., 1915.

Финансово-экономический институт

Финансово-экономический институт имени Н. А. Воскресенского.

Финансово-экономический институт имени Н. А. Воскресенского.

Финансово-экономический институт имени Н. А. Воскресенского

(бывшее здание Ассигнационного банка).

Вид со стороны канала Грибоедова.

Санкт-Петербург.

Финансово-экономический институт имени Н. А. Вознесенского (Садовая улица, 21), основан в 1930 на базе экономического факультета Политехнического института и учётно-финансового отделения Института народного хозяйства имени Ф. Энгельса. В 1940 в институт включён Высший педагогический институт Наркомфина СССР а в 1954 — Ленинградский плановый институт. В 1963 институту присвоено имя Вознесенского. В институте (1991): факультеты — экономики управления производством; планирования и ценообразования; экономики и социологии труда; статистики, учёта и анализа; финансово-кредитных и международных экономических отношений; коммерческий; подготовительное отделение и курсы; 32 кафедры, аспирантура, факультеты повышения квалификации руководящих работников и переподготовки кадров; фундаментальная библиотека (свыше 600 тыс. единиц хранения). В 1990/91 учебном году в институте обучалось свыше 9 тыс. студентов, из них около 3 тыс. — заочно; работали 660 преподавателей и научных сотрудников, в том числе 80 докторов и 483 кандидатов наук. За годы существования (к 1991) институт выпустил около 60 тыс. специалистов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1980). Издаёт «Учёные записки» (с 1940). Многотиражная газета «Советский экономист» (с 1969).

Институт занимает здание бывшего Ассигнационного банка.

Финдейзен Николай Фёдорович

Финдейзен Николай Фёдорович (1868—1928), музыковед. Родился в Петербурге. Общался с В. В. Стасовым, с молодыми композиторами, группировавшимися вокруг Н. А. Римского-Корсакова. В 1890—91 опубликованы его первые работы, посвященные русской музыке. С 1892 выступал как музыкальный критик. В 1894—1918 под его руководством издавалось одно из значительных русских дореволюционных периодических музыкальных изданий — «Русская музыкальная газета» (редакция — на квартире Финдейзена на Малой Морской улице, 6). Был в числе основателей «Общества друзей музыки» (1909). Способствовал зарождению Музыкально-исторического музея (см. Музыкальных инструментов выставка), с 1920 его заведующий. С 1919 читал курсы музыкальной археологии и палеографии в Археологическом институте. Наибольшее значение имеют его работы о М. И. Глинке, а также исследования, посвященные русской музыкальной культуре. Участвовал в составлении русского раздела в русском издании «Музыкального словаря» Г. Римана (М.—Лейпциг, 1901—04). Похоронен на Волковском лютеранском кладбище.

Финляндский вокзал

Финляндский вокзал и панорама площади Ленина.

Финляндский вокзал и панорама площади Ленина.

Финляндский вокзал и панорама площади Ленина.

Санкт-Петербург.

Финляндский вокзал (площадь Ленина, 5). Здание вокзала возведено в 1870 (архитектор П. С. Купинский). На Финляндский вокзал 3(16) апреля 1917 приехал вернувшийся из эмиграции В. И. Ленин. В память об этом событии на площади у старого здания Финляндского вокзала в 1926 был установлен памятник. Центральный ризалит старого вокзала включён в один из корпусов нового вокзального здания. Новый вокзал введён в строй 4 июня 1960 (архитекторы П. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, инженер И. А. Рыбин). Вытянутый по горизонтали лаконичный объём завершён прямоугольной часовой башней со шпилем. Плоскость фасада прорезана семнадцатью вертикальными остеклёнными проёмами. Их завершают скульптурные рельефы, изображающие революционные события 1917. Просторный кассовый зал перекрыт железобетонной оболочкой — одной из первых в Ленинграде большепролётных конструкций такого типа. На перроне Финляндского вокзала в стеклянном павильоне установлен паровоз № 293, доставивший Ленина в Россию в октябре 1917 (дар правительства Финляндии Советскому Союзу). Рядом находится первый из 36 мемориальных километровых столбов, поставленных в 1973 вдоль железнодорожной ветки легендарной «Дороги жизни» (архитектор М. Н. Мейсель). Финляндский вокзал был единственным, действовавшим в годы блокады: 7 февраля 1943 сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. С  Финляндского вокзала поезда отправляются в северном и северо-восточном направлениях. В левом крыле вокзала — наземный вестибюль станции метро «Площадь Ленина».

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост, через Неву, на Финляндской соединительной железнодорожной ветке. На левом берегу проходит над проспектом Обуховской Обороны, на правом — над Октябрьской набережной. Построен в 1910—13 (инженеры Н. А. Белелюбский, Г. Г. Кривошеин, И. Г. Александров, архитектор В. П. Апышков). Мост двухпутный, русло перекрыто четырьмя одинаковыми железными пролётными строениями в виде арок с затяжками и разводным пролётом посредине. На левом берегу устроена рамная эстакада из железобетона длиной около 610 м (проект фирмы «Христиани», Дания), на правом — металлический путепровод. Общая длина с подходами около 1130 м. В 1983—87 параллельно старому мосту с низовой стороны сооружён новый (главный инженер проекта О. Ю. Русин). Пролётные строения (длина 110 м, вес 540 т) собраны на берегу, затем на специальных понтонах по воде доставлены к месту установки на опоры.

Литература:

Трефилов Ю. И., Стальная магистраль над Невой, «ЛП», 1987, № 7.

Финляндский полк

Финляндский полк лейб-гвардии, развёрнут в 1811 из лейб-гвардии Финляндского батальона, сформированного в 1806. Полк дислоцировался в Петербурге на Васильевском острове [Николаевская набережная (ныне набережная Лейтенанта Шмидта), 43; 18-я линия, 3; 19-я линия, 2; 20-я линия, 1; память о расквартировании полка закрепилась в названии Финляндского переулка]. Полк участвовал в Отечественной войне 1812, в заграничных походах русской армии 1813—14, в русско-турецких войнах 1828—29 и 1877—78. Во время, восстания 14 декабря 1825 часть полка под командой поручика А. Е. Розена отказалась выполнить приказ атаковать декабристов. В 1-ю мировую войну, с 1916, полк находился на Юго-Западном фронте. 28 февраля (13 марта) 1917 запасный батальон полка, расположенный в Петербурге, перешёл на сторону революции. Его солдаты были инициаторами апрельской демонстрации. Летом 1917 запасный батальон развёрнут в Финляндский гвардейский резервный полк (в октябре 4,3 тыс. человек). Участвовал в подавлении корниловщины. К осени 1917 перешёл на сторону большевиков. В дни Октябрьского вооруженного восстания финляндцы штурмовали Зимний дворец, охраняли Сестрорецкий оружейный завод. Во время подавления мятежа Керенского — Краснова полк занял Гатчину. В феврале 1918 резервный полк почти полностью влился в Красную Армию, а основной Финляндский полк был расформирован.

Литература:

Гулевич С. А., История Лейб-гвардии Финляндского полка. 1806—1906 гг., ч. 1—5, СПБ, 1906—09.

Финская церковь

Финская (Мариинская) церковь.

Финская (Мариинская) церковь.

Финская (Мариинская) церковь.

Санкт-Петербург.

Финская церковь (Мариинская) (улица Желябова, 6а), памятник архитектуры классицизма. Построена в 1803-05 (архитектор Г. Паульсон) на месте молитвенного дома для финнов и шведов, существовавшего с 1733; частично перестроена в 1871 (архитектор К. Андерсон) и в конце XIX в. (архитектор Л. Н. Бенуа). Прямоугольное в плане здание завершено небольшим куполом на высоком барабане; прорезанный окнами главный фасад декорирован 4-колонным портиком тосканского ордера с треугольным фронтоном, боковые - пилястрами. Внутри здание полностью перестроено в 1920-е гг. В 1990 часть помещений возвращена финской религиозной общине.

Финский залив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фитингофа дом

Фитингофа дом (улица Дзержинского, 2), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1788-90 (архитектор Дж. Кваренги) для президентской Медицинской коллегии И. Ф. Фитингофа. 4-этажное здание с 10-колонным портиком играет важную роль в системе ансамблей центральных площадей; его композиционно-ритмический строй продолжают здание Главного штаба и дом Лобанова-Ростовского. Сохранилась отделка вестибюля конца XVIII в. В 1804 дом Фитингофа перестроен внутри для Губернских присутственных мест (архитектор А. А. Михайлов 1-й). В конце XIX - начале XX вв. в доме Фитингофа размещалось градоначальство. С 7 декабря 1917 по 10 марта 1918 здесь находилась Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем, которую возглавлял Ф. Э. Дзержинский (мемориальная доска). Ныне в здании Мемориальный кабинет-музей Ф. Э. Дзержинского.

Фольгопрокатный завод

Фольгопрокатный завод, см. в статье «Красный выборжец».

Фомин Иван Александрович

Фомин Иван Александрович (1872—1936), архитектор, историк архитектуры. Учился в петербургской АХ (1894—97, 1905—09) у Л. Н. Бенуа, академик с 1915; преподавал там же и в Политехническом институте. С начала 1900-х гг. выступал активным пропагандистом архитектуры русского классицизма, участвовал в издании «Истории русского искусства» (под редакцией И. Э. Грабаря), в 1911 организовал в Петербурге «Историческую выставку архитектуры». Один из создателей стиля неоклассицизма в русской архитектуре — дача Половцова, Абамелек-Лазарева дома. В 1910-х гг. разрабатывал градостроительные проекты: застройки о. Голодай («Новый Петербург», 1911—12, при участии Ф. И. Лидваля), Тучкова буяна (1913). После Октябрьской революции принял активное участие в работе советских строительных и художественных организаций, возглавил архитектурную мастерскую Совета по урегулированию плана Петрограда (с 1919), в 1920—23 выполнил планировку и озеленение Марсова поля, участвовал в архитектурных конкурсах (проект Дворца Труда Нарвского района и др.). С 1929 в Москве. На доме, где жил Фомин (Съездовская линия Васильевского острова, 29), — мемориальная доска.

Литература:

Минкус М., Пекарева Н., И. А. Фомин, М., 1953;

Джандиери М. И., Фомин, М., 1954.

Фонарный переулок

Фонарный переулок, между набережной р. Мойки и каналом Грибоедова. Проложен в 1730-х гг. Современное название с первой половины XIX в. от фонарных мастерских, находившихся в этом районе. В 1870—71 построены бани М. С. Воронина (дом 1/82, архитектор П. Ю. Сюзор), в 1900—01 — здание «Общества помощи ученикам и преподавателям» (дом 4/9, архитектор В. В. Шауб), в 1911 — доходный дом В. Н. Лихачёва (дом 18, архитектор К. Н. Рошефор).

Фонтанка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Форш Ольга Дмитриевна

Форш Ольга Дмитриевна (урожденная Комарова) (1873—1961), писательница. Впервые приехала в Петербург в 1895, училась живописи в домашней мастерской П. П. Чистякова. В 1910—18 жила в Царском Селе (ныне г. Пушкин), преподавала рисование и лепку в частной школе, сотрудничала в петербургском журнале «Русская мысль», «Современник» и др., принимала участие в альманахе «Скифы». С 1923 постоянно жила в Петрограде (Ленинграде) и его окрестностях (посёлок Тярлево, г. Пушкин). Здесь были написаны все исторические романы Форш : «Одеты камнем» (1924—25), «Современники», «Горячий цех» (о Революции 1905—07; оба 1926), «Сумасшедший корабль» (1931), «Ворон» (под названием «Символисты»; посвященный культурной жизни Петербурга предреволюционного десятилетия, 1933), трилогия «Радищев» (1932—39), «Михайловский замок» (1946), «Первенцы свободы» (1950—53). Тема Петербурга, «бессмертного города», занимающая в творчестве Форш . значительное место, воплощена в сложном сопоставлении и противопоставлении символов-образов мертвящей абсолютистской государственности (бастионы Петропавловской крепости и Зимний дворец в романе «Одеты камнем», Михайловский замок в одноимённом романе) и высокого творчества, «революции духа» (Казанский собор в романе «Михайловский замок», «Дом искусств» в романе «Сумасшедший корабль»). Умерла в посёлке Тярлево Ленинградской области. Похоронена на Казанском кладбище (г. Пушкин). В Ленинграде на доме, где в 1954—61 жила и работала Форш (улица Куйбышева, 3), — мемориальная доска. Именем Форш в 1970 названа новая улица — улица Ольги Форш (в районе массового жилого строительства севернее Муринского ручья).

Литература:

О. Форш в воспоминаниях современников, Л., 1974;

Слонимский М., «Здесь живет и работает Ольга Форш...», в его кн.: Завтра. Проза. Воспоминания, Л., 1987.

Фофанов Константин Михайлович

Фофанов Константин Михайлович (1862—1911), поэт. Родился в Петербурге. Обучался в частных пансионах. С 1881 печатал стихи в петербургских газетах и журналах. В Петербурге вышли его сборники «Стихотворения» (1887 и 1889), «Тени и тайны» (1892), «Иллюзии» (1900) и др. Атмосфера Петербурга воспринимается Фофановым через призму романов Ф. М. Достоевского. Стихотворение Фофанова «Столица бредила в чаду своей тоски» — импрессионистическую зарисовку Петербурга — высоко ценили его младшие литературные современники. С 1890 жил в Гатчине (в 1904—05 — в Новгороде и в Старой Руссе), умер в Петербурге. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В Гатчине место, где стоял дом, в котором в 1890—1906 жил Фофанов (улица Достоевского, 11), отмечено мемориальной доской.

Фребелевские курсы

Фребелевские курсы, учебное заведение, готовившее воспитательниц для семей и детских садов по системе немецкого педагога Ф. Фребеля (1782—1852). Первые Фребелевские курсы (годичные) были открыты в 1872 петербургским Фребелевским обществом (основано в 1871). На курсы принимались лица, окончившие средние учебные заведения или имевшие звание домашних наставниц и учительниц. Обучение было платным. В 1878 срок обучения увеличен до 2 лет (в течение 1-го года — практическая подготовка, 2-го — теоретическая). С 1907 курсы стали 3-годичными и готовили также учителей начальной школы и младших классов средних учебных заведений. При Фребелевских курсах (Греческий проспект, 13) для педагогической практики были открыты 4-летнее начальное училище и детский сад. После Октябрьской революции Фребелевские курсы реорганизованы в Институт дошкольного образования.

Литература:

Педагогические курсы при СПб. Фребелевском обществе, СПБ, 1909.

Фролов Владимир Александрович

Фролов Владимир Александрович (1874—1942), художник-мозаичист. Учился у отца — мозаичиста А. Н. Фролова (1830—1909), одного из создателей мозаичного убранства Исаакиевского собора, и у брата — А. А. Фролова (1861—1897), впервые после М. В. Ломоносова основавшего мастерскую декоративной мозаики (1890; в 1898—1917 ею руководил Ф.). В 1929—42 возглавлял мастерскую мозаики АХ (с 1934 профессор). Основные работы: убранство храма Христова Воскресения (по эскизам В. М. Васнецова), гербы и надписи на здании аптеки А. В. Пеля (1910, 7-я линия Васильевского острова, 16—18), панно надгробного памятника А. И. Куинджи в Некрополе мастеров искусств (эскиз Н. К. ириха, 1913) — в Ленинграде; фриз Траурного зала Мавзолея В. И. Ленина (1929—30), мозаики метрополитена (по эскизам А. А. Дейнеки, В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского) — в Москве; реставрация мозаик Софийского собора в Новгороде (1898—1900), «Полтавской баталии» Ломоносова (установлена в здании АН в Ленинграде, 1924—31), мозаик собора Михайловского монастыря (снятие и реставрация, 1934—35) и Софийского собора — в Киеве (1936—40). Автор ряда статей по истории, теории и реставрации мозаик. Умер от голода в блокадном Ленинграде.

Фрунзе Михаил Васильевич

Фрунзе Михаил Васильевич (1885—1925), партийный, государственный и военный деятель, военный теоретик. Член Коммунистической партии с 1904. Учился в Петербургском политехническом институте (1904). Революционную деятельность начал в Петербурге. Активный участник Революции 1905—07, Февральской и Октябрьской революций. В Гражданскую войну на партийной, советской и военной работе, командующий армией и группой армий (на Восточном фронте), Восточным, Туркестанским и Южным фронтами. После войны командующий войсками Украины и Крыма, заместитель наркомвоенмора и председатель РВС СССР с января 1925 наркомвоенмор и председатель РВС СССР. Неоднократно бывал в Ленинграде. Член ЦК РКП(б) с 1921, кандидат в члены Политбюро ЦК с 1924. Член ВЦИК, Президент ЦИК СССР Именем Фрунзе названы улица (1955), район, станция метро. Его имя присвоено Высшему военно-морскому училищу (1926), заводу (бывший «Красный Арсенал») и др. В зале Высшего военно-морского училища имени Фрунзе (набережная Лейтенанта Шмидта, 17), — мемориальная доска.

Литература:

Архангельский В. В., Фрунзе, М., 1970;

Сиротинский С. А., Путь Арсения, М., 1980;

О М. Фрунзе. Воспоминания, очерки, статьи современников, М., 1985.

«Фрунзенская»

«Фрунзенская», станция метро Московско-Петроградской линии. Открыта 29 апреля 1961. Наземный вестибюль (архитекторы А. С. Гёцкин, В. П. Шувалова) — на Московском проспекте. Перронный зал (архитектор Б. Н. Журавлёв) облицован мрамором. На торцовой стене барельеф с изображением М. В. Фрунзе (скульптор В. И. Сычёв).

Фтизиопульмонологический институт

Фтизиопульмонологический институт, научно-исследовательский Минздрава РСФСР (Лиговский проспект, 2—4), создан в 1983 на базе НИИ туберкулёза (основан в 1923) и НИИ хирургического туберкулёза (основан в 1930). Во время Великой Отечественной войны на базе институтов развёрнуты крупные эвакогоспитали, действовали курсы усовершенствования врачей. В условиях блокады учёные институтов продолжали научные исследования. Фтизиопульмонологический институт разрабатывает проблемы эпидемиологии, профилактики, диагностики туберкулёза, лечения и реабилитации больных; неспецифических заболеваний лёгких и др. В составе института клиники лёгочного и внелёгочного туберкулёза (Лиговский проспект, 2—4, и Политехническая улица, 32), клиника детского внелёгочного туберкулёза (улица Шверника, 12).

Фэкс

ФЭКС, Фабрика эксцентрического актёра, творческая мастерская, организованная в 1921 в Петрограде режиссерами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом. Занятия мастерством актёра, ориентированные на поиски яркой пластической выразительности, сочетались с постановкой спектаклей: «Женитьба» (по Н. В. Гоголю), агитобозрение «Внешторг на Эйфелевой башне». В манифесте «Эксцентризм» (1922, статьи Козинцева, Трауберга, С. И. Юткевича, Г. Крыжицкого) эстетическая программа ФЭКС а конкретизировалась в лозунгах агиттеатра, «низких» жанров (цирк, мюзик-холл, кино, пантомима, эстрада), была близка идеям и практике «левого фронта», находясь в прямой связи с творческими исканиями В. Э. Мейерхольда, В. В. Маяковского, С. М. Эйзенштейна. В 1924 Козинцев и Трауберг вместе с несколькими учениками перешли на «Севзапкино» (ныне «Ленфильм»), где поставили эксцентрическую агиткомедию-шарж «Похождения Октябрины». Далее ФЭКС , пополнившись талантливой молодёжью (С. А. Герасимов, Е. А. Кузьмина, С. З. Магарилл, Я. Б. Жеймо, А. Я. Каплер, О. П. Жаков, П. С. Соболевский и др.), стала работать как мастерская внутри ленинградской киностудии. С группой постоянно работали оператор А. Н. Москвин и художник Е. Е. Еней. Для фильмов ФЭКС а («Шинель» по Гоголю, 1926; «С. В. Д.», 1927; «Новый Вавилон», 1929) были характерны стилевая цельность, высокая изобразительная культура, сочетающая психологическую убедительность портрета с обобщённой социальной характеристикой. Школа ФЭКС а внесла значительный вклад и в формирование актёрского искусства советского кино. Как самостоятельная мастерская ФЭКС а существовала до 1926.

Литература:

Шкловский В., О рождении и жизни «Фэксов», в его кн.: За сорок лет, М., 1965;

Фэксы, в кн.: История советского кино, т. 1, 1917—1931, М., 1969;

Козинцев Г., Глубокий экран, М., 1971.

Предыдущая страница Следующая страница